Заседание № 208

26.01.2011
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 490235-5 "О назначении Степашина Сергея Вадимовича на должность Председателя Счётной палаты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 852 по 876 из 7578
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, у нас сегодня в повестке дня под пунктами 3 и 4      
вопросы, связанные с деятельностью Счётной палаты, но нам представляется не     
совсем логичной последовательность, в которой стоят эти пункты, потому что мы   
сначала назначаем председателя Счётной палаты, а потом заслушиваем отчёт о      
его предыдущей работе. Поэтому мы предлагаем поменять эти пункты местами. Мы    
считаем, что это будет правильно: сначала заслушать отчёт действующего          
председателя Счётной палаты о работе палаты за истекший период, а потом уже     
на основании этого отчёта принимать решение о назначении - может быть,          
депутаты и иное решение примут о кандидатуре на должность председателя.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я сразу отреагирую на это предложение. Дело в    
том, что мы на Совете обсуждали эту тему. Фактически мы рассматриваем эти два   
вопроса, не разделяя их. Поскольку голосовать мы будем в "час голосования",     
то смысла в том, что мы их переставим, нет. Мы просто заслушаем доклад          
представителя президента, соответствующее мнение профильного комитета,          
выслушаем соискателя, который выступит перед нами фактически в рамках двух      
пунктов одновременно, зададим ему вопросы, то есть мы 3-й и 4-й пункты          
обсуждаем как единый пункт, поэтому считайте, что фактически ваше предложение   
принято. Так и будет: выйдет сюда сначала Минх и доложит мнение президента,     
мнение комитета выскажет Васильев, выйдет на трибуну соискатель и выступит с    
отчётом, мы зададим ему вопросы, затем будут выступления, а на "часе            
голосования" будем определяться.                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 921 по 940 из 7578
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, в рамках 3-го вопроса... Фракция уважительно относится к     
работе Счётной палаты, вместе с тем тот беспредел, который сегодня творится в   
России в экономическом блоке, и не только в экономическом, и те явные           
коррупционные схемы, которые сегодня позволяют уводить миллиарды и триллионы    
из федерального бюджета, - всё это свидетельствует о том, что системы           
эффективной борьбы сегодня не существует.                                       
                                                                                
Вот мы хотели бы попросить, чтобы в рамках отчёта были названы причины,         
ограничивающие системные эффективные меры борьбы с преступлениями в             
экономическом плане и коррупционными схемами на экономическом в первую          
очередь направлении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Владимир Иванович, могу сказать, что здесь на         
трибуне будет стоять Сергей Вадимович, вы можете задать ему любой вопрос, в     
том числе и этот. Просто сейчас я его не вижу, может быть, даже за кулисами     
он слышит вас, я точно не знаю, подошёл ли он, но когда он подойдёт, вы         
можете ему этот вопрос задать.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1681 по 2717 из 7578
Напомните, пожалуйста, процедуру. Как предлагается рассматривать данный         
вопрос?                                                                         
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, предлагается предоставить три минуты          
полномочному представителю президента Гарри Владимировичу Минху, затем          
пятнадцать минут - Степашину Сергею Вадимовичу, семь минут - представителю      
комитета, после этого - по два вопроса от фракций и выступления                 
представителей фракций до семи минут. И принимается два проекта                 
постановлений: по назначению и по отчёту.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово предоставляется Гарри Владимировичу Минху в рамках представления о        
назначении Степашина Сергея Вадимовича на должность Председателя Счётной        
палаты Российской Федерации.                                                    
                                                                                
Ваше выступление, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, Президент Российской Федерации в       
соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской            
Федерации представил кандидатуру Степашина Сергея Вадимовича для назначения     
на должность Председателя Счётной палаты Российской Федерации. Всем             
требованиям к кандидатам на эту должность, сформулированным в Федеральном       
законе "О Счётной палате Российской Федерации", кандидатура Степашина Сергея    
Вадимовича соответствует. Сергей Вадимович имеет высшее образование, он         
доктор юридических наук, у него тот опыт профессиональной деятельности,         
который требуется для замещения указанной должности. Ну, с учётом того, что     
Сергей Вадимович уже в течение одиннадцати лет является председателем Счётной   
палаты и неоднократно выступал перед вами в рамках различных процедур,          
подробно на кандидатуре Сергея Вадимовича я останавливаться не буду.            
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, я прошу вас поддержать кандидатуру     
Степашина Сергея Вадимовича и назначить его Председателем Счётной палаты        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, за представление.            
                                                                                
Я приглашаю на трибуну Сергея Вадимовича Степашина, Председателя Счётной        
палаты Российской Федерации. Его доклад называется "Об отчёте о работе          
Счётной палаты Российской Федерации в 2010 году". Затем с содокладом и по       
3-му, и по 4-му пункту выступит представитель комитета. Дальше будут вопросы    
от фракций и выступления.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Вадимович, на трибуну.                                       
                                                                                
СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые товарищи, депутаты Государственной Думы!   
Все последние годы мы, я имею в виду Счётную палату, видели свою основную       
задачу в том, чтобы представлять политическому руководству страны, палатам      
Федерального Собрания, всему нашему обществу объективную и, что самое           
главное, независимую информацию о состоянии бюджетной системы, об               
обеспеченности законности, эффективности при исполнении законов о федеральном   
бюджете и активно влиять на повышение качества и культуры управления            
госфинансами (слайд 2 *).                                                       
                                                                                
В отчётном году наша деятельность была сконцентрирована на проблемах            
минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса, который,     
как вы знаете, не обошёл и нашу страну, реализации приоритетных национальных    
проектов, контроле за реализацией таких значимых инвестпроектов, как саммит     
АТЭС во Владивостоке (2012 год), Всемирная универсиада в Казани (2013 год),     
зимняя Олимпиада в Сочи, и ряда других (слайд 3).                               
                                                                                
Всего было проведено триста семьдесят одно контрольное мероприятие, в том       
числе тридцать три - по поручениям Федерального Собрания, а также сто           
тридцать экспертно-аналитических мероприятий (слайд 4). Ряд наших проверок,     
как вы знаете, имел достаточно широкий общественный резонанс. Достаточно        
вспомнить о проверках ликвидации последствий летних пожаров, ванкуверской       
Олимпиады, строительства так называемого танцующего моста в городе              
Волгограде, транспортного комплекса Москвы (мы, кстати, проверку ещё не         
закончили, в конце января она будет закончена), Россельхозбанка, ОАО            
"Связьинвест", Малого театра, музея-заповедника "Кижи", а теперь совершенно     
неожиданно и Абхазии, но там больше политики оказалось, я уж откровенно         
скажу.                                                                          
                                                                                
Было выявлено нарушений законодательства на 484 миллиарда рублей, в том числе   
нецелевое использование - 1,6 миллиарда рублей. Рост достаточно значительный,   
как вы видите, но он обусловлен тем, что в период кризиса и выхода из него      
правительство выделило достаточно большое количество дополнительных бюджетных   
средств, в том числе и ряду коммерческих структур, которые мы впервые           
проверяли. Отсюда и такая цифра, хотя это не является оправданием. В период     
кризиса, как мы с вами прекрасно понимаем, каждая копейка должна была бы        
использоваться более рачительно. В связи с этим мы в органы прокуратуры и       
другие правоохранительные органы направили двести семнадцать материалов, по     
сорока одному уже возбуждены уголовные дела, по остальным идёт доследственная   
проверка. Ни одного материала - впервые, кстати, - нам ещё не вернули назад     
правоохранительные органы, что является очень важным.                           
                                                                                
К ответственным работникам проверенных организаций было применено триста        
пятьдесят административных взысканий, в том числе уволено пятнадцать            
высокопоставленных чиновников, ну, скажем, таких, как замкомандующего           
Железнодорожными войсками, мэр города Королёва, руководитель "Роскино".         
                                                                                
Достаточно активно в последнее время развиваются наши контакты со               
Следственным комитетом. В частности, только одна наша совместная проверка по    
Ингушетии привела к возбуждению десяти уголовных дел, а президент Евкуров       
санировал практически, если можно так говорить, всё правительство этой          
республики.                                                                     
                                                                                
Была продолжена совместная работа с ФСБ - вчера, кстати, мы некоторые вопросы   
обсуждали и на заседании коллегии Федеральной службы безопасности - по          
контролю за обеспечением интересов государства в процедурах банкротства. У      
нас по этому поводу создана специальная совместная инспекция с ФСБ. По данной   
тематике были проведены проверки таких организаций, как "Спиртзавод             
"Петровский", "Искитимцемент", ФГУП "Машиностроительный завод имени Ф. Э.       
Дзержинского", "Трансвзрывпром", и ряда других - всего восемнадцать             
предприятий, которые мы спасли, по сути дела, от искусственного банкротства и   
рейдерства. Пресечено нарушений на сумму 6,8 миллиарда рублей.                  
                                                                                
В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции Счётная       
палата активно способствует решению задач, связанных с привлечением к участию   
в антикоррупционной борьбе институтов гражданского общества. Так, например,     
нами были разработаны методики проведения антикоррупционной экспертизы          
законодательства. Сейчас на базе Российской академии народного хозяйства и      
госслужбы (знаете, объединили две академии) начата практическая обкатка         
разработанных по решению президиума президентского Совета по противодействию    
коррупции, членом которого я являюсь, программ обучения основам                 
антикоррупционной грамотности, предназначенных для достаточно большого          
количества наших сограждан.                                                     
                                                                                
В своей работе, уважаемые коллеги, мы уделяем особое внимание повышению         
качества управления госфинансами. Для главных распорядителей, как вы            
прекрасно понимаете, - и вы сами неоднократно ставили этот вопрос перед         
правительством, - важнейшим критерием в данной сфере является полнота           
освоения бюджетных средств. Например, по итогам 2009 года полностью             
израсходовали бюджетные ассигнования только три ведомства - Минсельхоз,         
Роснедра и госкорпорация "Росатом". Наибольший же объём неисполненных           
показателей был в том числе у Минобороны, Минпромторга и, как ни странно, у     
Росавтодора - такое впечатление, что у нас с дорогами всё в порядке.            
                                                                                
Недостаточно высокое качество управления госфинансами порождает значительный    
объём незавершённого строительства, который с каждым годом растёт. Например,    
по итогам того же 2009 года данный показатель увеличился более чем на           
четверть и составил 282 миллиарда рублей. К числу долгостроев, о которых я      
хотел бы с этой трибуны сказать, - а их у нас более сотни - можно отнести,      
например, телебашню в Екатеринбурге (позорище!), трассу Москва -                
Санкт-Петербург (то же самое можно сказать). Сняли мы проблему, связанную со    
строительством моста через Волгу в Ульяновске, пришлось вмешиваться             
непосредственно в ходе нашей проверки и докладывать об этом президенту. Среди   
долгостроев метрополитен в Челябинске, волгоградский трамвай, Богучанская,      
Колымская ГЭС, я могу перечислить ещё десятки такого рода долгостроев в нашей   
стране.                                                                         
                                                                                
Важнейшим резервом повышения прозрачности бюджетной системы является более      
активное внедрение современных систем и стандартов внутреннего финансового и    
антикоррупционного контроля. К сожалению, из более чем сотни государственных    
ведомств подобного рода системы созданы лишь в двадцати шести организациях.     
Правда, на последнем заседании бюджетного комитета, где я отчитывался,          
представители Министерства финансов заверили нас публично, что в течение двух   
лет они эту проблему решат - проблему создания внутреннего контроля во всех     
органах исполнительной власти.                                                  
                                                                                
Одним из основных критериев эффективности управления госфинансами на            
региональном уровне является динамика неэффективных расходов. Например, по      
итогам 2009 года неэффективные расходы заметно снизились в Омской и             
Воронежской областях, а также в Пермском крае. С другой стороны, они            
существенно возросли в Калмыкии, Хакасии, а также в Самарской губернии.         
                                                                                
Таким образом, в нынешних условиях основным направлением совершенствования      
бюджетного процесса становится повышение эффективности бюджетных расходов,      
что предполагает более последовательную реализацию программно-целевого          
подхода и бюджетирования, ориентированного на результат. Соответственно,        
органы внешнего госфинконтроля должны переориентироваться в своей работе        
прежде всего на качественный анализ и системную оценку достаточности и          
эффективности использования госфинрасходов и ресурсов для решения               
поставленных руководством страны, и в том числе вами, целей. Иными словами,     
при организации нашей работы акцент должен быть смещён с контроля над           
финансовыми потоками - сегодня в этом плане проблем у нас нет - к контролю за   
результатами, которые приносит их использование.                                
                                                                                
В связи с этим важнейшим инструментом решения данной задачи является аудит      
эффективности, и уже сейчас он играет важную роль в организации нашей           
деятельности. По итогам года в рамках аудита эффективности было проведено       
четырнадцать мероприятий (слайд 7), и очень важно, уважаемые товарищи, то,      
что аудит эффективности, как новый вид финансового контроля, а также роль       
Счётной палаты в его осуществлении нашли отражение в Программе по повышению     
эффективности бюджетных расходов, которая была принята правительством, мы       
надеемся, они найдут отражение и в Бюджетном кодексе. Кстати, это               
международная практика.                                                         
                                                                                
Для иллюстрации важности качественного подхода к осуществлению финансового      
контроля приведу следующий пример. Например, в ходе проведённого в прошлом      
году аудита эффективности использования медицинского оборудования - одна из     
самых кричащих, злободневных тем - в рамках реализации приоритетного            
нацпроекта "Здоровье" было выявлено отсутствие единой ценовой политики, что     
привело к существенной разнице импортных контрактных цен и государственных -    
в полтора - два с половиной раза. В результате, по нашим оценкам, объём         
неэффективного использования бюджетных средств составил ни много ни мало 1      
миллиард рублей. По этому вопросу я докладывал президенту страны, материалы     
сейчас находятся в Следственном комитете.                                       
                                                                                
Как вы помните, уважаемые коллеги, глава государства в своём послании           
Федеральному Собранию оценил несовершенство системы госзакупок и                
соответствующего закона № 94-ФЗ. Если вы помните, несколько лет кряду я об      
этом законе вам докладывал, и вы знаете не хуже меня его проблемы. Но именно    
поэтому Счётная палата - может быть, это не совсем свойственная ей функция -    
проявила инициативу и в последнее время активно работает над                    
совершенствованием законодательного поля в данной сфере. В частности,           
совместно с Минэкономразвития и антимонопольным комитетом мы подготовили        
поправки, которые предполагают, например, учёт среднерыночных цен при           
определении первоначальной конкурсной цены и необходимость предоставления       
банковской гарантии участникам конкурса. В стратегической же перспективе - и    
эту инициативу, кстати, поддержали глава государства и председатель             
правительства, с которыми я встречался, - во главу угла реформирования          
системы госзакупок должен быть поставлен переход к федеральной контрактной      
системе. И к этой работе мы сегодня приступили. Кстати, к концу марта мы        
вместе с Генпрокуратурой, Следственным комитетом и Контрольным управлением      
президента заканчиваем проверку системы госзакупок по всей нашей стране,        
проводимую по поручению главы государства. Будет, естественно, доклад           
президенту, и мы в обязательном порядке доложим этот вопрос и вам. Я думаю,     
что это вообще тема серьёзного парламентского исследования, и полагаю, что мы   
с вами могли бы этот вопрос обсудить в рамках парламентских слушаний в стенах   
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Одновременно, уважаемые коллеги, ведётся работа по практическому внедрению      
федеральной контрактной системы. Здесь мы проявили инициативу. Так, совсем      
недавно - по инициативе, кстати, Минобороны - была создана совместная группа    
Минобороны и Счётной палаты по переводу в течение этого года госзакупок в       
этом ведомстве на контрактную систему. Кстати, для отработки механизмов         
внедрения контрактной системы на региональном уровне аналогичная группа         
создана в Республике Башкортостан, участие в которой принимают в том числе и    
ряд депутатов Государственной Думы, которые, кстати, присутствуют здесь.        
                                                                                
Можно привести, уважаемые коллеги, другие примеры. Очень коротко. Скажем, при   
принятии Лесного кодекса - вы, конечно, помните заключение и замечания          
Счётной палаты - мы отмечали риски, связанные с чрезмерной децентрализацией     
управления и финансирования лесного хозяйства. Опыт жаркого лета прошлого       
года показал правильность наших оценок, и мы, кстати, предложили ряд            
конкретных поправок, которые кардинально изменят идеологию Лесного кодекса, -   
для этого надо было погореть как следует, видимо.                               
                                                                                
Из года в год, в том числе с этой трибуны, мы постоянно говорили о              
необходимости переноса центра тяжести налогообложения в производстве и          
обороте алкогольной продукции на спирт, вы помните моё выступление. И сейчас    
такой подход наконец-то, через десять лет, признан обоснованным: в ноябре       
этого года вы приняли поправки в закон, которые с 1 июля 2011 года будут        
регулировать новый порядок исчисления акциза. Именно поэтому участие в          
совершенствовании бюджетно-финансового законодательства было и остаётся         
важнейшим направлением деятельности Счётной палаты Российской Федерации.        
Только в прошлом году мы подготовили тридцать два конкретных предложения, они   
все были учтены.                                                                
                                                                                
На этих примерах видно, что в современных условиях органы внешнего              
государственного финансового контроля в большей мере должны выполнять           
прогностическую, даже можно сказать, стратегическую функцию. Для решения этой   
задачи Счётная палата всё активнее внедряет в свою практику ещё один новый      
вид контроля - стратегический аудит. Например, в минувшем году был проведён     
стратегический аудит использования и приращивания потенциала                    
нефтеперерабатывающей промышленности, который выявил несоответствие между       
планируемыми масштабами инвестиций и прогнозируемыми изменениями структуры и    
объёмов производства предприятий данной отрасли. По его итогам все материалы    
направлены в Федеральное Собрание и мы подготовили специальную очень обширную   
записку товарищу Сечину Игорю Ивановичу.                                        
                                                                                
С учётом необходимости усиления контроля за выполнением целевых установок       
социально-экономического развития страны Счётная палата изменила и принципы     
нашего планирования: у нас теперь три вида планирования - стратегический,       
среднесрочный и годовой.                                                        
                                                                                
Стратегический план определяет долгосрочный план действий в соответствии с      
планируемыми тенденциями развития экономики страны. Кстати, мы представили      
вам основные направления деятельности Счётной палаты на период до 2018 года,    
они есть у каждого депутата. На слайде 10 указано пять ключевых целей           
развития Счётной палаты на ближайшие годы, можете с ними ознакомиться.          
                                                                                
В свою очередь среднесрочный план предлагает осуществление контроля по двум     
направлениям: за реализацией общегосударственных программных документов и       
исполнением отраслевых документов стратегического характера. Например, в        
рамках этого подхода мы планируем проверить реализацию поставленных в           
послании главы государства задач в сфере социальной политики. Что я имею в      
виду? Технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, реализацию     
новой стратегии развития фармацевтики, а также программы повышения качества     
окружающей среды.                                                               
                                                                                
В полном соответствии с вашими рекомендациями, уважаемые коллеги, мы также      
планируем сосредоточиться на анализе выполнения таких программных документов    
социально-экономического развития, как Концепция долгосрочного                  
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020        
года, но, судя по всему, она претерпит серьёзные изменения...                   
                                                                                
Одну минуту можно мне добавить, да?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно.                                                  
                                                                                
Добавьте время для завершения доклада.                                          
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вы знаете, что Владимир Владимирович Путин принял решение о подготовке, по      
сути дела, новой программы развития нашей страны в посткризисный период.        
Сформирована группа Шувалова, куда вошёл заместитель председателя Счётной       
палаты Валерий Горегляд, и мы готовы работать здесь вместе, проводить анализ    
тех мер, которые предпринимает правительство.                                   
                                                                                
В этой связи будут проведены проверки по ряду значимых для модернизации         
российской экономики направлений - это использование госкорпорациями средств    
на инвестиционные и инновационные нужды, выполнение гособоронзаказа в части     
экспорта вооружений, развитие высокотехнологичной медицины. Особое внимание     
будет уделяться анализу обоснованности затрат на реализацию крупных             
национальных проектов, например на строительство дорог (у нас специально        
включена эта проверка по всей стране), других объектов транспортной             
инфраструктуры. Отдельной и очень важной темой является контроль за             
обоснованностью тарифов в сфере ЖКХ (вы знаете, они взлетели во многих          
городах, в том числе и в Москве, и в Петербурге), а также эффективностью всей   
антимонопольной политики.                                                       
                                                                                
Мы продолжим осуществлять контроль за подготовкой Олимпиады в Сочи, саммита     
АТЭС, универсиады, ну и с этого года начнём проверку подготовки к чемпионату    
мира по футболу 2018 года.                                                      
                                                                                
В сфере межбюджетных отношений особое внимание мы уделим в этом году            
Северо-Кавказскому региону. В первой половине года у нас две проверки - это     
Кабардино-Балкария и Чеченская Республика, потом - Дальневосточный              
федеральный округ, Республики Абхазия и Южная Осетия как суверенные             
государства, мы продолжим работу и там.                                         
                                                                                
Совместно с коллегами из Казахстана и Белоруссии (уже утверждён план работы,    
и мы приступили к проверке) будет проведена проверка исполнения мероприятий     
по формированию Таможенного союза.                                              
                                                                                
Ну и с учётом тех трагических событий, которые произошли на днях в              
Домодедове, мы в пятницу утверждаем программу проверки, где будет               
задействовано три аудиторских направления. Тема будет звучать примерно так:     
эффективность использования бюджетных средств России на антитеррористическую    
деятельность и создание системы безопасности на крупных железнодорожных и       
авиаузлах. Работу мы проведём в течение трёх месяцев практически по всей        
стране. Также мы учтём, конечно, и ваши предложения, которые, я думаю, будут    
высказаны сегодня в ходе обсуждения моего доклада.                              
                                                                                
Ну и последнее. Хочу сказать большое спасибо - одиннадцать лет вместе - за      
понимание, за поддержку. Не всё, к сожалению, можете вы, не всё могу я, но      
вместе мы можем много.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Я предоставляю слово Юрию Викторовичу Васильеву.                                
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович, предлагаю вам выступить по 3-му и 4-му вопросам    
одновременно.                                                                   
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Олег Викторович, коллеги! Комитет по бюджету и         
налогам внимательно рассмотрел вопросы, связанные с назначением на должность    
Председателя Счётной палаты Сергея Вадимовича Степашина, и отчёт о работе       
Счётной палаты в 2010 году. По отчёту Счётной палаты поступили положительные    
заключения и предложения от семнадцати комитетов Государственной Думы.          
                                                                                
Деятельность Счётной палаты в 2010 году была сконцентрирована на проблемах      
минимизации последствий финансового кризиса, реализации приоритетных            
национальных проектов, обеспечении контроля за реализацией таких значительных   
инвестиционных проектов, как подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке,         
Всемирной универсиаде в Казани, проведению Олимпийских и Паралимпийских игр в   
городе Сочи. Необходимо отметить, что наряду с контролем за реализацией этих    
глобальных и дорогостоящих проектов Счётная палата незамедлительно              
реагировала на все неожиданно возникающие проблемы в прошлом году. Это          
относится к проверкам ликвидации последствий летних пожаров, необходимости      
оказания экстренной помощи пострадавшим, строительству так называемого          
танцующего моста в Волгограде, восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС.              
                                                                                
В ходе контрольных мероприятий в 2010 году Счётной палатой выявлено             
финансовых нарушений на общую сумму около 500 миллиардов рублей.                
                                                                                
Особенно хочется подчеркнуть, что Счётная палата в 2010 году не только          
применяла традиционные методы финансового контроля, но и активно внедряла       
такой новый метод, как стратегический аудит, который был использован при        
оценке потенциалов социально-экономического развития Дальнего Востока и         
Байкальского региона.                                                           
                                                                                
Большая работа проводится Счётной палатой в области анализа законопроектов на   
предмет выявления в них коррупционной составляющей.                             
                                                                                
Комитет отмечает, что Счётная палата всегда внимательно относится к             
предложениям и замечаниям, высказанным депутатами. В 2010 году по               
предложениям депутатов Государственной Думы было проведено тринадцать           
контрольных мероприятий, что в два раза больше, чем в 2009 году.                
                                                                                
По результатам рассмотрения отчёта Счётной палаты за 2010 год Комитет по        
бюджету и налогам подготовил следующие предложения: ускорить процесс            
внедрения методики аудита эффективности расходования бюджетных средств,         
направляемых на реализацию Национального плана противодействия коррупции;       
усилить контроль за реализацией программ, предусматривающих использование       
бюджетных средств для инновационного развития российской экономики;             
осуществить контрольные мероприятия по целевому и эффективному использованию    
средств, предоставляемых под гарантии Российской Федерации, а также бюджетных   
средств, выделенных государственным корпорациям и компаниям; провести           
экспертную оценку роста незавершённого строительства, нарушения сроков          
выполнения федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных          
целевых программ.                                                               
                                                                                
По вопросу о назначении на должность Председателя Счётной палаты Российской     
Федерации Степашина Сергея Вадимовича Комитет по бюджету и налогам отмечает     
следующее. Сергей Вадимович возглавляет Счётную палату с 2000 года. За это      
время значительно расширилась сфера деятельности Счётной палаты, вырос её       
авторитет в обществе, Счётная палата приобрела высокий международный статус.    
Благодаря организаторским способностям, принципиальности и высокому             
профессионализму руководителя Счётной палаты Сергея Вадимовича Степашина        
данная структура стала органом, способным предоставлять руководству страны и    
обществу объективную аналитическую информацию о формировании и исполнении       
федерального бюджета, о состоянии бюджетной системы государства, о причинах     
хищения бюджетных средств и использования их не по назначению, выявлять         
ответственных за эти нарушения лиц, какие бы высокие посты они ни занимали.     
                                                                                
Комитет поддерживает предложение президента о назначении Сергея Вадимовича      
Степашина на должность председателя Счётной палаты. Комитетом подготовлены и    
внесены на ваше рассмотрение два проекта постановлений - "О назначении          
Степашина Сергея Вадимовича на должность Председателя Счётной палаты            
Российской Федерации" и "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской           
Федерации в 2010 году". Комитет предлагает принять данные постановления.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Задержитесь пока на трибуне, поскольку будут вопросы. Мы договорились по два    
вопроса задать от фракции.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос от фракции КПРФ,    
первый. И сразу говорите кому.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Сергей Вадимович, в бюджете 2010 года на создание    
комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте было       
предусмотрено 5,8 миллиарда рублей. За одиннадцать месяцев 2010 года не         
использовано ни одного рубля. При этом по статье "Функционирование Президента   
Российской Федерации" за год освоено 123 процента. Как вы прокомментируете      
это и будет ли Счётная палата всё это проверять? И когда наконец будет создан   
реальный реестр российской собственности за рубежом?                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Начну со второго, менее эмоционального вопроса. Работа такая     
ведётся, вы знаете это, она началась по вашей и нашей инициативе. Как           
заверяют соответствующие ведомства в МИДе и Управлении делами президента, в     
этом году такая работа должна быть продолжена. Мы проверим и вам доложим.       
                                                                                
Что касается первого вопроса, то этот факт отражён в нашем заключении на        
бюджет 2010 года. Безусловно, это безобразие - неосвоение средств, выделенных   
на безопасность, Домодедово это показало. Ну, там и другие причины, вы          
знаете, присутствуют. Поэтому я, если вы обратили внимание, в своём отчёте      
сказал о том, что завтра мы утверждаем специальную проверку по этому вопросу,   
и, уважаемые товарищи, по окончании проверки, я думаю, в первом полугодии, мы   
вам доложим, в том числе и предложения. Доклад мой будет также представлен и    
президенту страны. Дмитрий Анатольевич в курсе нашей работы по этому            
направлению.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР?                          
                                                                                
Депутат Таскаев, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Вадимович, Счётной палатой в 2010 году была проведена          
проверка эффективности межбюджетных отношений Московской области и её           
муниципальных образований за 2009 год. Отчёт был направлен в Государственную    
Думу, руководству, президенту, председателю правительства. Был выявлен ряд      
серьёзных нарушений, то есть кредиторская задолженность Московской области      
составила 12,5 миллиарда, дебиторская - 20 миллиардов, государственный долг -   
28. Отсутствие контроля за целевым использованием кредитных ресурсов привело    
к вынужденным выплатам бюджетных средств в сумме 45 миллиардов. Проверка        
выявила нарушения на сумму 98 миллиардов, но до сегодняшнего момента не         
принято никаких мер к устранению этих нарушений, никто не наказан. Вот вы,      
как государственный человек, как считаете, почему не приняты меры? Это раз. И   
второе. Как вы относитесь к такому предложению партии ЛДПР: не пора ли нам      
вернуться к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных      
средств?                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Лучше бы вы мне этот вопрос не задавали, по Московской           
области, потому что действительно грустная картина выявилась, для меня          
несколько неожиданная. Кстати, сейчас по Москве то же самое получается. Вот     
чего не ожидал, того не ожидал.                                                 
                                                                                
Конкретно по Московской области всё вы правильно сказали. Что уже сделано?      
Возбуждён ряд уголовных дел, мы работали вместе со Следственным комитетом при   
Министерстве внутренних дел Российской Федерации, товарищ Школов,               
замминистра, курировал как раз это направление. Так что я вам могу от своего    
лица и от лица МВД сказать - я недавно консультировался по этому вопросу с      
замминистра, - как там дела с нашими уголовными делами. Они не будут, эти       
уголовные дела, прекращены, и конкретные результаты, я думаю, будут доведены    
до суда.                                                                        
                                                                                
Что касается освобождения от занимаемых должностей конкретных чиновников, я     
хочу на эту тему на следующей неделе поговорить с Борисом Всеволодовичем. По    
крайней мере одного руководителя - мэра Королёва - после нашей проверки         
освободили, и против него также возбуждено уголовное дело. Достаточно громкой   
была наша проверка.                                                             
                                                                                
Ну и наконец-то тоже, кстати, результат нашей работы - в Московской области     
создана своя Счётная палата численностью восемьдесят человек, нет худа без      
добра. А наводить порядок там надо. Это один из крупнейших и благополучных,     
казалось бы, субъектов Российской Федерации, с хорошими условиями. Вот          
видите, у нас как с Москвой и Московской областью неважно получилось на самом   
деле, к сожалению. Ну, что есть, то есть.                                       
                                                                                
Спасибо за вопрос.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Слиска Любовь Константиновна.   
                                                                                
СЛИСКА Л. К. Уважаемый Сергей Вадимович, я хотела бы задать такой вопрос.       
Приходится сталкиваться иногда с такой ситуацией, что в муниципальных           
образованиях и в субъектах Российской Федерации совершенно необъяснимо          
устанавливаются высокие заработные платы и соответственно потом из расчёта      
этих заработных плат устанавливаются высокие пенсионные выплаты чиновникам      
самого разного уровня. И как правило, это происходит в дотационных регионах,    
не в регионах-донорах, а в дотационных регионах. Вот скажите, пожалуйста,       
Счётная палата обращает на это внимание? Всё-таки это затраты достаточно        
значительные, в том числе и из федерального бюджета средства идут на эти        
выплаты.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович.                             
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Диагноз правильный, внимание обращали, в представлениях об       
этом писали. Вот у нас Сергей Рябухин раньше занимался этой тематикой, сейчас   
Александр Васильевич Филипенко. Слава богу, он двадцать лет отработал           
губернатором в Ханты-Мансийском автономном округе. Там, правда, всё             
благополучно в этой части было. Так что эту работу мы обязательно продолжим.    
Если вам нужна подборка по конкретным регионам и по конкретным субъектам, я     
дам поручение и в течение недели мы вам представим информацию о том, что мы     
сделали и где действительно эта ситуация неблагополучная. Мы обязательно        
будем на это обращать внимание. Спасибо за вопрос, он абсолютно правильный.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" кто хотел?.. Депутат Лекарева. Вижу две        
руки. Потом Москалькова, да?                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Лекарева.                                                           
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Вадимович, вы в своём выступлении сказали, что вы стараетесь   
дать объективную информацию руководству страны и обществу, и у вас это          
получается, спасибо вам за это, но другие отрасли и министерства, к             
сожалению, грешат совершенно иными цифрами. Вот Президент Российской            
Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в 2010 году назвал брехнёй цифры         
уголовной статистики, и справедливость его слов доказала Академия               
Генпрокуратуры, где данные о реальной преступности в разы отличаются от         
официальных. Скажите, как вам удаётся взаимодействовать с этими ведомствами?    
Как вы можете повлиять на латентную преступность? А речь идёт о ней как о       
безнаказанной преступности. И насколько эффективно идёт контроль за             
реализацией национальной стратегии противодействия коррупции и повышения        
эффективности управления государством?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Тут несколько вопросов, целый доклад мне придётся делать         
сейчас. Всё-таки попытаюсь ответить очень коротко.                              
                                                                                
Что касается взаимодействия с правоохранительными органами, у нас проблем       
нет. Я уже неоднократно вам докладывал, что у нас соглашения подписаны со       
всеми: и с ФСБ, и с МВД, и с Генпрокуратурой, и со Следственным комитетом.      
Ежегодно порядка восьмидесяти мероприятий мы проводим вместе - совместными      
оперативно-следственными группами, если так можно назвать. Мы, кстати,          
единственная Счётная палата в мире, которая проводит подобного рода проверки    
вместе с правоохранительными органами, а не только передаёт материалы в         
правоохранительные органы.                                                      
                                                                                
Да, я согласен, вот смотрите, динамика какая: двести сорок один материал мы     
передали в прошлом году в правоохранительные органы, возбуждено, или            
возбуждено, как говорят правоохранители (прошу прощения за то, что русский      
язык ломаю немножко), сорок одно дело. Поэтому мы сейчас эту тему дожимаем.     
Мы провели недавно совместную коллегию со Следственным комитетом. Вчера мы об   
этом говорили очень подробно, и об этом в своём докладе говорил руководитель    
ФСБ Бортников, который обратил особое внимание на необходимость                 
взаимодействия со Счётной палатой.                                              
                                                                                
Ну а что касается конкретных предложений, я уже вам неоднократно говорил:       
давайте внесём изменения в КоАП, Кодекс об административных правонарушениях,    
где дадим право Счётной палате налагать хотя бы административный штраф и        
административное взыскание. Все контрольные органы, в том числе Росфиннадзор,   
такое право имеют, почему не имеет Счётная палата, мне непонятно, у нас такие   
возможности есть. Не обязательно людей в тюрьму сажать, но наказать мы могли    
бы и сами. Поддержите, и тогда, может быть, поменьше будет вопросов и в этой    
части.                                                                          
                                                                                
Что касается борьбы с коррупцией - она только начинается.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, пожалуйста, ваш вопрос.      
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Вадимович, то, что Счётная палата ведёт          
полезную работу, под сомнение не ставим, но я хотел поставить такую проблему.   
Нам очень запомнился серьёзный, глубокий и смелый доклад по урокам              
приватизации. Это на совести Думы и правительства, что должных выводов не       
сделали. Вы правильно упомянули о прогностическом подходе. Есть ли у Счётной    
палаты намерения проанализировать, что нам принесёт приватизация девятисот      
стратегических предприятий?                                                     
                                                                                
И вторая грань - коррупция. Вот например, цифры из отчёта Счётной палаты по     
аварийному фонду: должны были выселить семьдесят две тысячи человек, а          
выселили тридцать шесть тысяч. И в то же время при такой работе работники       
Фонда содействия реформированию ЖКХ ни много ни мало 93 миллиона - себе. Или    
Росспорт, Мутко. Счётная палата пишет: ежегодно 2-3 миллиарда отдаётся          
коммерческим структурам, где два-три человека, и через год эти структуры...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо, Валентин Степанович, и за вопрос, и за позицию, я с     
вами полностью согласен.                                                        
                                                                                
По первому вопросу очень коротко. Вы как будто знали наш план работы на 2011    
год: да, у нас запланировано специальное контрольное мероприятие практически    
во всех аудиторских направлениях по этим объектам, потому что сумма, которую    
мы должны получить, - почти 1 триллион рублей - достаточно серьёзная. У нас,    
вы знаете, есть соответствующие методики, которые мы использовали достаточно    
активно в исследовании приватизации в 1992-2003 годах. Такая работа будет       
проведена, и вам будет доложено, ну, я думаю, если вы проголосуете, то на       
открытом пленарном заседании.                                                   
                                                                                
Что касается второй части вопроса. Вы правы, за эти вещи нужно с людей          
спрашивать конкретно. После нашей проверки по фонду Цицина - мы написали        
представление в правительство, я докладывал Владимиру Владимировичу, -          
насколько я знаю, резко были снижены заработные платы в этом ведомстве. По      
остальным мы тоже внимательно посмотрим, потому что такое освоение средств и    
получение сверхзарплат в этих министерствах и ведомствах - это касается не      
только этого фонда, но и ряда других - это никуда не годится. По всей           
видимости, если это всё-таки государственное учреждение (ну, не в чистом виде   
государственное, но, что называется, с госпакетом, с участием государства),     
то надо устанавливать реестр заработных плат и не стесняться. Это               
государственные корпорации, почему они себе устанавливают зарплату, я не        
понимаю. Давайте внесём поправку в закон, Счётная палата вас поддержит. Вот     
вам и будет ответ на все вопросы. Договорились?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ., От фракции ЛДПР вопрос. Пожалуйста, депутат Селезнёв     
Валерий Сергеевич.                                                              
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Сергей Вадимович, этой осенью коллегия Счётной         
палаты провела проверку в ФАС, сегодня у нас на "правительственном часе"        
будет как раз Артемьев, и хотелось бы услышать, какие меры приняты Счётной      
палатой в отношении ФАС по результатам проверок за 2008-2009 годы. Я читал      
заключение, что шестьдесят восемь госконтрактов на выполнение                   
научно-исследовательских работ, по мнению Счётной палаты, лишены всяческого     
экономического и любого другого обоснования и не имеют критериев для оценки     
эффективности.                                                                  
                                                                                
И второй вопрос. Я передавал вам анализ независимых общественных инвалидных     
организаций по госпрограмме "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Не считаете    
ли вы, что это как раз и есть такая вот ловушка, когда программные заявления    
о предпосылках доступности среды могут быть достигнуты, а доступность не        
будет достигнута никогда?                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Сразу по второй теме. Владимир Семёнович Катренко сейчас этой    
тематикой будет заниматься, так что мы постараемся, чтобы не получилась та      
позиция, о которой вы сказали.                                                  
                                                                                
Что касается ФАС. Спасибо, что вы прочитали наши материалы. На коллегии         
присутствовали руководители этого ведомства. Игорь Артемьев заверил меня, что   
в ближайшие два-три месяца - проверка только в ноябре закончилась - они         
примут соответствующие меры, вообще изменят принципы работы на этом             
направлении, по этим так называемым научным разработкам, и конкретные лица      
будут наказаны.                                                                 
                                                                                
У нас практика такая, чтобы вы знали: проходит полгода и мы возвращаемся к      
результатам нашей проверки и проверяем, как выполняются наши представления в    
этой части. Если они не выполняются, мы либо ставим вопрос перед                
правительством и его руководителем о применении административных мер, либо      
обращаемся в правоохранительные органы.                                         
                                                                                
Надеюсь, что с ФАС этого не будет, потому что всё-таки Игорь Артемьев человек   
достаточно дисциплинированный.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зырянов Павел Александрович, пожалуйста.                  
                                                                                
ЗЫРЯНОВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Вадимович, сейчас органы власти очень активно осваивают        
интернет-пространство: появляются интернет-страницы у каждого ведомства, у      
муниципалитетов, ну, у других органов власти. На изготовление сайта подаётся    
заявка с указанной в ней стоимостью - 5-6 миллионов рублей. Как правило,        
такие сайты изготавливаются за три - пять дней по шаблону и стоимость этих      
работ составляет 300-500 тысяч. Это бюджетные средства, вот я хотел бы          
узнать, какие меры вы будете принимать для пресечения такой деятельности. То    
есть сегодня стоимость таких работ составляет, ну, там 300-500 тысяч, а         
выставляется счёт на 5 миллионов. Это же бюджетные средства, мне кажется,       
происходит растрата какая-то бюджета, так получается. Вот какие действия вы     
можете в этом плане предпринять?                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович.                             
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Ну вот чем хороша Государственная Дума, так это тем, что         
иногда возникают совершенно неожиданные вопросы. Вы знаете, это хорошая тема.   
Я, во-первых, проверю у себя сейчас, в Счётной палате, у нас тоже есть сайт и   
есть канал на "YouTube", но, насколько мне известно из того, что докладывают    
мои подчинённые, у нас с этим вроде всё в порядке и достаточно дёшево.          
Хорошо, принимается. В отношении тех организаций и ведомств, которые мы будем   
проверять в этом году, а их порядка трёхсот, мы обязательно включим этот        
вопрос (все члены коллегии присутствуют здесь, они слышат меня: это моё         
поручение) в проверку и вам доложим. Интересный подход. Я, честно говоря,       
даже не думал об этом.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова, пожалуйста.                                  
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Вадимович, сегодня Счётная палата -          
наиболее эффективный правоохранительный орган, если его можно так назвать, я    
бы сказала, даже более эффективный, чем все правоохранительные органы, вместе   
взятые, потому что ваши проверки действительно эффективны.                      
                                                                                
В связи с массовыми поступлениями к нам ходатайств военнослужащих по жилищным   
вопросам, сообщите, пожалуйста, о результатах проверок эффективности            
использования средств, выделяемых на обеспечение жильём военнослужащих, и       
обоснованности цены 1 квадратного метра по жилищному сертификату, потому что    
многие военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел отказываются от       
сертификатов ввиду заниженности стоимости 1 квадратного метра.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Вадимович.                                         
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Очень приятно слышать от генерал-майора милиции, что мы лучший                  
правоохранительный орган. Нет, мы Счётная палата, и к правоохранительным        
органам, Татьяна Николаевна, не надо нас причислять. У нас их и так много,      
пусть мы будем Счётной палатой, ладно? Каждый пусть своим делом занимается.     
                                                                                
Что касается темы жилья. Ну, программа, к сожалению, будет продлена, я сразу    
начну с этого, но по решению президента, в том числе после наших докладов - я   
в прошлом году докладывал Дмитрию Анатольевичу обо всём, что касается           
строительства жилья для военнослужащих, - в 2013 году (и это в том числе наши   
финансовые расчёты подтверждают) та программа, которая была объявлена и         
номинирована, если так можно сказать, президентом и руководителем               
правительства страны, будет выполнена. Ну, скажем, в 2010 году - я вот          
специально справочку взял, чтобы быть точным в цифрах, - было выделено на       
строительство жилья 107 миллиардов рублей, израсходовано 92,7, построено        
квартир для военнослужащих 52 тысячи, служебного жилья - 6,3 тысячи. В 2011     
году выделено 74 миллиарда - вы сами голосовали за эту сумму - и планируется    
построить 47 тысяч квартир. То есть программа строительства жилья к 2013        
году, вот та программа, которая была утверждена правительством с подачи         
президента, будет выполнена.                                                    
                                                                                
Есть две темы. Первая, о которой вы сказали, - это сертификаты. Да, к           
сожалению, в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, в южных       
регионах, в том числе даже в Воронеже, скажем, и так далее существующая цена    
жилищного сертификата не даёт возможности военнослужащему получить нормальное   
жильё, поэтому мы в своё время, проверяя эту программу, сделали вывод о том,    
что программа жилищных сертификатов не сработала, к сожалению. И по всей        
видимости, вот то прямое выделение бюджетных средств, которое использовалось    
ещё с советских времён, является, пожалуй, единственно верным путём для         
решения жилищной проблемы военнослужащих.                                       
                                                                                
И есть другая тема. Вот недавно мы закончили проверку Тихоокеанского флота.     
Почитайте наши материалы, они уже находятся в Государственной Думе. Вроде       
неплохое жильё построили на окраине Владивостока - микрорайон называется        
"Снеговая падь", - неплохие дома, современные (я там был в августе), но школы   
нет, детского сада нет, почты нет, магазина нет. Ну нельзя так к                
военнослужащим, да и вообще к людям так нельзя относиться, тем более к          
военнослужащим. Вот эту тему мы серьёзно подняли и сейчас подготовили           
соответствующее представление в Министерство обороны, и я доложил об этом       
главе государства.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, мы завершили процедуру вопросов и ответов. От фракции КПРФ             
выступление депутата Багарякова.                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, Ангола, Демократическая Республика Конго, Чад, Сомали,       
Таджикистан, Зимбабве (пожалуйста, не пугайтесь) - это лишь неполный перечень   
стран, которые являются нашими ближайшими соседями в списке уровня коррупции    
по итогам 2010 года, где мы находимся на "почётном" 154-м месте, а в Европе -   
вдумайтесь! - мы находимся на последнем месте, опустившись за 2010 год ещё на   
восемь строчек. В большинстве этих стран, которые являются, так сказать,        
нашими соседями, либо какие-то катаклизмы происходят, либо у власти находятся   
диктаторские режимы, либо свирепствует гиперинфляция. На наш взгляд, у нас      
сегодня уже только ленивый не высказывался на тему коррупции. Мы предлагаем     
послушать наше мнение, что мы рекомендовали бы Счётной палате изменить в        
своей работе и на что обратить внимание.                                        
                                                                                
Ну, во-первых, я вам приведу динамику нарушений, которую сегодня уже            
приводили, но тем не менее: 2008 год, нарушение бюджетной дисциплины - 96       
миллиардов рублей; 2009 год - 252 миллиарда рублей; 2010 год - 484 миллиарда    
рублей. То есть объём нарушений бюджетно-финансовой дисциплины у нас в стране   
удваивается ежегодно. Таким образом, финансовый кризис 2008-2009 годов был      
использован различными бюджетными ведомствами как способ нажиться: завышалась   
стоимость при госзакупках, были нецелевое использование государственных         
средств, нарушения при работе с государственной собственностью, не говоря уже   
и о прямых хищениях. Конечно, отчасти такая динамика объясняется тем, что       
государство влило громадную сумму денежных средств в бюджеты субъектов и в      
федеральный бюджет, но тем не менее это также может говорить ещё и об           
эффективности работы Счётной палаты, это на самом деле так. Она эффективней     
стала работать, но тем не менее динамика очень тревожная.                       
                                                                                
И самое главное - это безнаказанность тех нарушителей, которые допускают        
такие нарушения. Вот я вам приведу данные из отчёта Счётной палаты 2009 года:   
выявлено нарушений на сумму 252 миллиарда рублей, из них под грифом             
"секретно" - 227 миллионов рублей. О чём это говорит? О том, что более 90       
процентов выявленных нарушений являются засекреченными и о них не знает         
широкая общественность. Мы считаем, необходимо максимально рассекретить эти     
цифры, для того чтобы нарушители понимали, что от ответственности им не уйти.   
В подтверждение своих опасений приведу ещё одну интересную цифру. По итогам     
2009, 2010 годов Счётная палата направила в органы прокуратуры и милиции        
двести пятьдесят представлений о контрольных мероприятиях, но из них            
возбуждены были уголовные дела лишь только по восьмидесяти одному, из-за чего   
аудиторы Счётной палаты были вынуждены повторно обращаться в прокуратуру и      
милицию, чтобы они заново рассматривали эти материалы. А у нарушителей          
существует великолепная возможность договариваться с правоохранительными        
органами, и это ни для кого не секрет.                                          
                                                                                
Вообще, в мире существует две системы аналогов счётных палат. Одна из них -     
это англо-саксонская, которая существует в Канаде и в Великобритании. Это       
аналог нашей системы: Счётная палата либо её импортный аналог готовит           
материалы, направляет эти материалы в правоохранительные органы, и они уже      
работают с этими материалами. Вот как она работает у нас, мы видим. И вторая    
система работает в других странах - в Европе, в большинстве стран Латинской     
Америки, все страны БРИК, исключая Россию, используют эту модель. Это           
принципиально новая модель. Смысл её в следующем. В системе счётной палаты      
существуют счётный суд и финансовая прокуратура, аудиторы счётной палаты ищут   
нарушения, направляют нарушения в финансовую прокуратуру, финансовая            
прокуратура формирует документы и отправляет в счётный суд, и счётный суд       
принимает сам решение. Вот в этих странах "чёрную метку" получает тот           
чиновник, который попал под действия счётной палаты. Мы считаем, что если бы    
мы смогли у себя что-то подобное ввести... Это очень заслуживает внимания, и    
спасибо, что Сергей Вадимович об этом уже сказал. Я просил бы его в             
заключительном слове нам пояснить, какие изменения необходимо внести в КоАП,    
и мы, фракция, готовы эти изменения внести.                                     
                                                                                
Вторая тема, которая заслуживает отдельного внимания, - это работа              
государственных корпораций. В декабре 2010 года мы с вами приняли закон,        
которым наделили Счётную палату дополнительным полномочием, в то же время       
ослабив контроль со стороны Совета директоров. Теперь сделки госкорпораций до   
5 процентов от стоимости их имущества являются некрупными. Например, для        
"Росатома" это ни много ни мало 2 миллиарда долларов, они сегодня выпадают      
из-под контроля Совета директоров. Самый вопиющий пример, конечно, "Роснано".   
Корпорация, получившая из бюджета 130 миллиардов рублей, 180 миллиардов         
рублей госгарантий, тем не менее будет акционироваться. Но, что самое           
интересное, в конце прошлого года, 29-30 декабря, государственная корпорация    
принимает решение о выпуске облигаций на ММВБ на сумму 33 миллиарда рублей,     
тем самым исчерпав весь лимит госгарантий в объёме 55 миллиардов рублей по      
итогам 2010 года. Зачем это надо было делать в последние два дня? У нас         
возникает масса вопросов. Тем не менее эти деньги останутся в бюджете, будут    
гарантированы, а корпорация, я уверен, в 2011 году будет уже акционирована и    
в дальнейшем приватизирована. Мы считаем необходимым провести комплексные       
проверки всех государственных корпораций вне зависимости от их сегодняшнего     
статуса, и хотел бы, чтобы Сергей Вадимович тоже об этом сказал.                
                                                                                
И последнее, о чём я хотел бы сказать. Мы считаем, что необходимо усилить       
влияние контроля Счётной палаты и Государственной Думы. Например, в Совете      
Федерации существует целая комиссия по взаимодействию со Счётной палатой,       
которая работает на постоянной основе, собирается один раз в неделю,            
приглашают представителей всех заинтересованных ведомств, и проверяющих в том   
числе. У нас же Счётная палата взаимодействует с подкомитетом в составе         
комитета, о работе которого мало кто знает. И я хотел бы к Олегу Викторовичу    
обратиться, чтобы мы всё это тоже учли в нашей работе.                          
                                                                                
И последнее. Наша фракция, проанализировав деятельность Сергея Вадимовича,      
пришла к мнению, что мы поддержим его кандидатуру. Счётная палата сегодня       
имеет своё специальное лицо, особое лицо благодаря Сергею Вадимовичу и той      
команде, которую он смог сформировать.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. Позиция фракции ЛДПР.                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Хотелось бы начать с хорошего, а хорошее - это то, что фракция ЛДПР             
поддерживает кандидатуру Сергея Вадимовича на должность Председателя Счётной    
палаты Российской Федерации.                                                    
                                                                                
А теперь - почему. В отличие от других, неэффективных институтов, которые       
существуют в нашем обществе, со стороны Счётной палаты мы ни разу не получили   
отписки. Мы внимательно изучаем те рекомендации и те выводы, которые            
постоянно делает Счётная палата. Наверное, многие вопросы в зале не возникали   
бы, если бы депутаты внимательно знакомились с теми отчётами и выводами         
проверок, которые делает Счётная палата. К сожалению, неэффективность           
парламента, наверное, связана с тем, что мы не хотим прислушиваться к нашему    
с вами органу контроля - Счётная палата существует при Федеральном Собрании.    
И здесь, наверное, в первую очередь надо комитету по бюджету внимательно        
читать те заключения, которые готовит Счётная палата. За последние десять лет   
Счётная палата ни разу не ошиблась в своих прогнозах, в том числе и в своих     
заключениях по бюджетам. И поэтому говорить о том, что у нас где-то             
неэффективная Счётная палата, наверное, неправильно. Мы поддерживаем точку      
зрения, что у нас Счётная палата во многом подменяет те институты, которые      
должны работать в рамках Государственной Думы. Она делает заключения об         
эффективности использования бюджетных средств, применяя в своей работе самые    
современные методы.                                                             
                                                                                
Меня порадовало, что в основных направлениях деятельности Счётная палата        
будет оценивать работу государственных институтов с точки зрения теории         
институциональных ловушек. Про эту теорию, к сожалению, у нас слышали только    
в одном месте - в комиссии по модернизации при президенте, а теперь ещё - в     
Счётной палате. Может быть, теперь мы сможем дать оценку тем институтам,        
которые в нашем обществе отвечают за существующий у нас уровень коррупции. И    
наверное, упрекать в результатах борьбы с коррупцией надо в первую очередь      
самих себя. Сколько раз Счётная палата обращалась к нам, чтобы мы дали          
необходимые инструменты Счётной палате! Сколько говорилось о том, чтобы мы      
дали Счётной палате статус высшего органа финансового контроля в Российской     
Федерации! До сих пор мы этого статуса не дали. А если бы мы услышали Счётную   
палату и тех депутатов, которые об этом говорили, те миллиарды, которые у нас   
украдены в Московской области, те сотни миллиардов, наверное, которые           
украдены в Москве, да и ещё в целом ряде субъектов, наверное, не были бы        
украдены. И наверное, мы с вами по-другому смотрели бы на бюджет, который       
сегодня у нас, к сожалению, дефицитный.                                         
                                                                                
К сожалению, на сегодняшний день мы не хотим слышать, что Счётная палата        
просит нас дать эти инструменты, - наверное, не на пустом месте. Здесь          
говорили предыдущие выступавшие о том, что вот выявлено столько-то нарушений,   
а возбуждено, ну, не более 7 или 10 процентов уголовных дел, а если мы          
посмотрим, сколько до суда дошло, - наверное, ещё меньше. Наверное, в этом      
виноваты мы с вами. Так давайте, может быть, услышим и дадим хотя бы малую      
толику, хотя бы административное взыскание... Тем более, что мы с вами уже      
принимаем закон о том, чтобы частично уголовную ответственность заменить на     
штрафы. Наверное, было бы правильно, чтобы Счётная палата, как фактически,      
постфактум высший орган финансового контроля, могла сама налагать штрафы, а     
не ждать, пока это сделает тот неповоротливый механизм, который сегодня, к      
сожалению, в нашем обществе существует и в рамках которого у нас очень многие   
дела теряются (и именно поэтому нашими соседями в рейтинге уровня коррупции     
являются такие страны, которые предыдущий оратор назвал).                       
                                                                                
Именно потому, что в этом зале постоянно звучат слова: дайте работать, мы       
хотим работать, мы можем работать! - фракция ЛДПР и поддерживает кандидатуру    
Сергея Вадимовича Степашина на должность председателя Счётной палаты. И         
хотелось бы обратиться к депутатам: давайте всё-таки услышим и дадим            
необходимые инструменты нашему органу парламентского контроля, сегодня это      
необходимо.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Позицию нашей фракции выразил депутат Васильев.                                 
                                                                                
Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", депутат Дмитриева.                   
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в      
полном составе поддерживает и отчёт Счётной палаты за 2010 год, и - также       
единогласно - кандидатуру Сергея Вадимовича Степашина на должность              
Председателя Счётной палаты Российской Федерации.                               
                                                                                
Мы считаем, что под руководством Сергея Вадимовича Степашина в Счётной палате   
создана самая профессиональная, а может быть, даже единственная                 
профессиональная команда финансистов-бюджетников. Степашин и Счётная палата     
сделали практически невозможное. С одной стороны, они в течение многих лет      
давали объективный и честный анализ экономической ситуации, расходования        
бюджета, а с другой стороны, они заставили себя уважать, считаться с собой      
органы исполнительной власти. Это действительно высшее достижение               
государственных чиновников. При этом Счётная палата поднимает не отдельные      
мелкие вопросы о том, что кое-где кое-кто "у нас порой честно жить не хочет",   
а поднимает, анализирует действительно ключевые вопросы экономического          
развития и основные направления расходования государственных бюджетных          
средств.                                                                        
                                                                                
Я хочу отметить несколько принципиальных вопросов, которые поднимала Счётная    
палата и которые были ключевыми для развития страны.                            
                                                                                
Прежде всего, это то, что делала Счётная палата в условиях кризиса. Счётная     
палата - единственный контрольно-финансовый орган, который вёл честный          
подсчёт того объёма ресурсов, который был направлен на преодоление кризиса.     
Именно Счётная палата дала оценку, что на преодоление кризиса было затрачено    
более 10 триллионов рублей с учётом кредитных ресурсов. Именно Счётная палата   
всё время на протяжении 2008-го, 2009 года поднимала вопрос о том, что          
основные ресурсы идут на помощь финансовому сектору, банковскому сектору и до   
реальной экономики доходят с большим опозданием и в недостаточном количестве.   
И ещё раз - я уже говорила об этом с этой трибуны: я считаю, что                
действительно большое гражданское и профессиональное мужество было у            
представителя Счётной палаты, который - единственный! - не проголосовал в       
наблюдательном совете Внешэкономбанка за предоставление ресурсов на погашение   
долгов наших олигархов. Я думаю, что этот поступок заслуживает отдельной        
нашей признательности.                                                          
                                                                                
Второй вопрос, на который постоянно обращала внимание Счётная палата, ещё до    
кризиса, - это лавинообразный прирост внешнего частного долга. Она обращала     
внимание на то, что это угроза финансовой устойчивости страны и угроза          
дефолта по частным обязательствам. Так оно, в общем-то, и случилось в 2008      
году, когда государство своими ресурсами обеспечило частичное                   
перекредитование вот этих обязательств.                                         
                                                                                
Третье направление, работая на котором, Счётная палата выполняет свой           
профессиональный и гражданский долг, - они обращают внимание на раскручивание   
пирамиды внутреннего долга, они обращают внимание на то, что расходы на         
обслуживание долга уже превышают расходы по основным статьям, по некоторым      
ключевым статьям расходов бюджета.                                              
                                                                                
Следующее направление, на которое Счётная палата обращает внимание из года в    
год, - это неравномерное распределение средств по периодам года, переключение   
основных ресурсов на четвёртый квартал, а иногда и на декабрь, в результате     
чего у нас стройки начинаются в ноябре, асфальт мы закладываем под снег в       
декабре и крыши ремонтируем тоже уже зимой. Отсюда и тот объём незавершённого   
строительства, о котором говорил Степашин в своём выступлении.                  
                                                                                
Следующий ключевой вопрос, на который первой обратила внимание Счётная          
палата, - это низкая доходность пенсионных накоплений и потеря пенсионных       
накоплений при передаче пакетов акций от временного размещения, так сказать,    
на инвестирование во Внешэкономбанк. Это очень важный вопрос, очень             
профессиональный, и Счётная палата тоже первой на это обратила внимание.        
                                                                                
Мы очень признательны Счётной палате за то, что она развила такое               
направление, как аудит эффективности, потому что действительно эффективность    
расходования бюджетных средств чрезвычайно низкая, основные потери там. Это     
связано во многом с механизмом государственных закупок и 94-м законом. И вот    
в отчёте Счётной палаты содержится оценка: около 1 триллиона рублей теряется    
только за счёт этого.                                                           
                                                                                
И мы также признательны Счётной палате за то, что в отличие от других органов   
власти... вот в своём отчёте Счётная палата пишет, что будущее России зависит   
о того, насколько мы сможем построить экономику знаний и на основе неё          
обеспечить устойчивое развитие России. Вот если бы все другие органы считали    
так же, как Счётная палата, и сосредоточили свои усилия на этом основном        
направлении так же, как Счётная палата, тогда действительно у России было бы    
устойчивое развитие, основанное на экономике знаний.                            
                                                                                
Поэтому мы поддерживаем деятельность Счётной палаты и в полном составе          
проголосуем за Сергея Вадимовича Степашина.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все фракции выступили. Сергей Вадимович, вы имеете           
возможность выступить и в заключительном слове, если есть необходимость,        
отреагировать на тезисы, прозвучавшие в выступлениях представителей фракций.    
Пожалуйста, Сергей Вадимович.                                                   
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Если можно, я приду в 17 часов, когда вы проголосуете, я и       
выступлю тогда.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас есть такая возможность. Если палата с этим          
согласится, приходите в 17 часов. Соглашаемся.                                  
                                                                                
Комитет настаивает на выступлении? Нет.                                         
                                                                                
Тогда, коллеги, выносим два вопроса, под пунктами 3 и 4, на "час голосования"   
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6016 по 6079 из 7578
Пункт 3, проект постановления Государственной Думы "О назначении Степашина      
Сергея Вадимовича на должность Председателя Счётной палаты Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
Мы договорились, что после голосования дадим возможность несколько слов         
сказать Сергею Вадимовичу.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Вадимович.                                                   
                                                                                
СТЕПАШИН С. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я больше всего боялся, что будет четыреста пятьдесят один. (Оживление в         
зале.)                                                                          
                                                                                
Если честно, конечно, огромное спасибо за такое голосование, особенно в нашей   
стране и в наше время, я совершенно искренне говорю. Я считаю, что это оценка   
не только и не столько меня, сколько коллектива, которым я руковожу             
одиннадцать лет. Я только учился больше, здесь уже одиннадцать. На самом        
деле, коль уж такая возможность есть, это шесть лет, после этого у нас по       
закону наступает пенсионный возраст в Счётной палате, то есть для меня это      
последние шесть лет работы на государственной службе. Поверьте мне, это тоже    
знаковая вещь, мы все живые люди.                                               
                                                                                
А что касается благодарности, она будет заключаться только в одном: даю вам     
честное беспартийное слово, что работать будем честно, профессионально,         
вместе с вами. Действительно, искреннее спасибо за такую поддержку. Спасибо     
вам!                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы вас поздравляем, Сергей Вадимович, с такой             
поддержкой Государственной Думы. (Аплодисменты.)                                
                                                                                
Пункт 4 касается отчёта Счётной палаты о проделанной в 2010 году работе. По     
этому вопросу Сергей Вадимович нам с вами докладывал.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Мы голосуем проект постановления по данному вопросу. Пожалуйста, голосуйте.     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.