Заседание № 126
21.06.2018
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 487051-7 "О внесении изменения в статью 107 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части сокращения срока дополнения состава субъектов права законодательной инициативы другими субъектами права законодательной инициативы).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1373 по 1770 из 5792
Коллеги, переходим к 3-му вопросу. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в статью 107 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. И снова здравствуйте! Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Речь идёт об изменении в Регламент, которое касается процедуры присоединения к ранее внесённым законопроектам. Под этим проектом подписи представителей всех фракций. О чём в данном случае мы предлагаем подумать и какое решение принять? Институт присоединения, безусловно, чрезвычайно важен. Для чего он нужен? Бывают ситуации, когда люди, разные группы людей разрабатывают близкие по содержанию законопроекты, в конце концов принимается решение один из этих законопроектов продвигать, а от остальных отказаться, и тогда справедливо, что те, кто работал над этой же проблемой, разрабатывал аналогичный законопроект, входят в число авторов продвигаемого законопроекта, присоединяются к ним. Бывают политические ситуации, когда фракция или вся Государственная Дума в целом хочет продемонстрировать свою единую волю, то, что это её общая позиция. Мы помним случай с "законом Димы Яковлева", когда началось беспрецедентное давление на авторов, им стали угрожать, и тогда все депутаты Государственной Думы, подавляющее большинство, присоединились к авторам законопроекта, сказали: мы все - авторы, мы все осознанно разделяем эту позицию и готовы нести за неё ответственность. Но бывают и другие ситуации - когда депутаты Государственной Думы присоединяются к разным законопроектам, в том числе не лежащим в сфере их прямой деятельности, в сфере их интересов, и зачастую, выступая перед средствами массовой информации, отвечая на вопросы, они даже не могут подробно и точно объяснить смысл этих законопроектов. Это было бы полбеды, но есть ещё одна проблема. Дело в том, что у нас идёт живой законодательный процесс и часто возникает необходимость перевнести законопроект в связи с тем, что поступило отрицательное заключение или высказаны серьёзные замечания. Перевнесение предполагает получение подписей всех авторов, и бывают страшные ситуации: например, под законопроектом подписалось сто человек, а его надо быстро перевнести, потому что есть возможность принять закон в новой редакции и решить проблему, но порой на месяцы затягивается процедура сбора подписей. В связи с этим мы предложили простое решение: право присоединения, безусловно, сохраняется, но мы сокращаем сроки - два дня после того, как Председатель Государственной Думы законопроект расписал. За это время все, кто действительно занимается проблемой, для кого это важно, кто отслеживает ситуацию, безусловно, своим правом успеют воспользоваться, а эта мера облегчит нашу работу по продвижению законопроектов. Ещё раз подчёркиваю: этот проект постановления о внесении изменения в Регламент Государственной Думы поддержан представителями всех фракций. Прошу за него проголосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Пожалуйста, содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законом нам дано право реализовывать свою законодательную инициативу в двух формах: в форме внесения законопроекта и в форме внесения поправок. В Думе сложилась практика присоединения, постановлением Государственной Думы в марте 2017 года было принято решение определить срок, когда возможно такое присоединение, - до момента окончания представления отзывов на данный законопроект. По сути, на сегодняшний день мы сталкиваемся с одной проблемой: такая практика часто не позволяет продолжать работу над законопроектом, затрудняет её, а иногда и делает её невозможной, так как у нас очень чётко прописаны сроки, когда речь идёт о перевнесении законопроектов. То предложение, которое авторами - представителями всех четырёх фракций внесено в Государственную Думу, с одной стороны, никак не ущемляет субъектов права законодательной инициативы, с другой стороны, снимает искусственные барьеры, препятствующие продолжению работы над законопроектом, в том числе решает вопрос обеспечения оперативности. Комитет по контролю и Регламенту, рассмотрев данный проект постановления на своём заседании, поддерживает его и предлагает поддержать депутатам Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику. Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Константинович, судя по практике, к моим законопроектам присоединяются гораздо чаще, чем я к каким-то другим (для информации), причём к тем, которые идут на принятие, коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" присоединялись в гораздо большем количестве, чем мои коллеги из фракции КПРФ, поэтому я думаю, что имею право задать этот вопрос. Предлагается два дня - а если, например, выходные, а если, например, региональная неделя? Да просто-напросто собрать подписи тех, кто внёс законопроект... Зачем такие сверхжёсткие сроки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаеву включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Олег Николаевич, я подтверждаю вашу эффективную работу в качестве депутата, полностью с этим согласен, но хотел бы обратить внимание вот на что: те, кто работал над законопроектом, как правило, его подписали; те, кто работал над параллельными законопроектами, как правило, в курсе; те, кто работает в комитете, - да, количество авторов никак не ограничено - тоже в курсе. Обращаю ваше внимание, что два дня - это не с момента внесения законопроекта, а с момента, когда председатель расписал законопроект, то есть с момента внесения на самом деле гораздо больший срок получается. Мне кажется, что это срок достаточный для того, чтобы присоединились те, кто реально занимается проблемой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, как правило, тот, кто законопроект подготовил, или соавтор, прежде чем вносить законопроект, его оформляет и, если хочет кого-то пригласить к соавторству, эти вопросы решает до внесения. Это если говорить о вкладе в подготовку законопроекта. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня аналогичный вопрос. Я согласен с тем, что нужно здесь наводить порядок: у нас законопроекты иногда вносятся... ну, по сто депутатов там - явно, что все сто человек над законопроектом не работали, надо же помещение такое найти, чтобы они вместе собрались и обсудили. Видно, что это фикция, и здесь нужно наводить порядок, мы согласны. Но вот так автоматически сократить срок!.. У нас же срок и сейчас ограничен, правильно? Если сократить его до двух дней, мы можем, скажем так, выплеснуть с водой и ребёнка, потому что бывают ситуации, когда действительно просто невозможно собрать всех - кто-то в командировке, например. Вот сейчас мы вносим законопроект об отмене возврата НДС экспортёрам сырья, сегодня некоторые наши коллеги реально в официальных командировках, они не смогут подписать, потом - неделя работы в округе, мы уезжаем... Ну давайте реально подумаем над этим всё-таки! Мы согласны, я абсолютно поддерживаю эту идею... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос адресуете, Валерий Карлович? Автору, Андрею Константиновичу. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Валерий Карлович, я рад тому, что вы разделяете в целом идею, а что касается предложенного количества дней, то это наше общее решение, принятое в том числе первым заместителем руководителя вашей фракции. Обратите внимание, что среди авторов как раз те, кто отвечает за законодательный процесс во всех фракциях: мы знаем этот предмет достаточно хорошо, мы сочли, что один день - это будет мало, три - много, два дня - в самый раз. Что касается возможности активных депутатов поучаствовать в продвижении законопроекта, даже если они вдруг оказались в командировке и прочее, мы все голосуем за проект закона и тем самым участвуем в его принятии, становимся его соавторами, мы можем выступать в поддержку законопроекта, мы можем вносить поправки - у нас огромное количество возможностей проявить активность, если речь о том, что депутат реально хочет над законопроектом поработать, а не просто войти в число авторов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, наша фракция поддержит этот подход, и я это сказал, когда задавал вопрос. Другое дело, что мы хотели бы всё-таки, чтобы это были не календарные, а рабочие два дня и чтобы учитывалось, когда у нас региональная неделя, что внесение может быть во время отпуска, чтобы учитывались командировки. Вот сегодня тот же самый наш первый заместитель направлен в командировку, его сегодня нет - как быть? А он же может быть направлен и на три дня, и на неделю, понимаете? У нас официальные делегации ездят за рубеж, и человека, который работал над документом, может просто не оказаться в числе авторов. Безусловно, есть возможность - Андрей Константинович абсолютно правильно сказал - вносить поправки. Ну а если ты согласен с концепцией, если работал над законопроектом и у тебя нет поправок к нему? Это первое. Второе. Представьте себе, что при рассмотрении в первом чтении, скажем так, сто человек будут выступать в поддержку законопроекта, - да у нас просто времени на это не будет! Ещё раз говорю: наша фракция поддерживает это решение, это абсолютно правильное решение. Если вы посмотрите даже сегодняшнюю повестку, то увидите, что там есть законопроекты, под которыми подписалось тридцать и более депутатов (не буду называть фракции, какие они представляют, - мы все это знаем). Но всё-таки, думаю, надо бы доработать, учесть нерабочие дни, то есть, может быть, указать "количество рабочих дней" - одно слово добавить, ну и иметь в виду, что у нас работа в регионе тоже в рабочие дни, но мы находимся в другом регионе и физически не можем подписать, поэтому надо учесть, когда региональная неделя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич. Подготовиться Лысакову Вячеславу Ивановичу. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Под документом стоит подпись первого заместителя руководителя фракции - я так понимаю, мы поддерживаем. Однако я хотел бы заострить внимание на одном аспекте - на катастрофически низком проценте принимаемых инициатив законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Происходит это по очевидным причинам: они локализованные, они, может быть, по юридической технике существенно слабее. При этом часто из разных субъектов приходят схожие инициативы (председатели комитетов наверняка подтвердят, что такое бывает), там похожие подходы, чуть-чуть разные тексты, разные механизмы, и в целом-то концепция правильная, хотелось бы поддержать, но не всегда они доходят до конца, сейчас принимается всего 2,5 процента законодательных инициатив из субъектов. В этом смысле инициативы, например, правительства или депутатские инициативы, групп депутатов всегда более качественные - просто силы не равны: у нас больше аппарат, больше опыта, про правительство и говорить нечего. И мы вообще не используем такой институт, как совместное внесение с региональными парламентами тех или иных инициатив. Я, как председатель комитета по федеративному устройству (а наш двуединый законодательный процесс - это проявление федеративной природы нашего государства), считаю, что двухдневный срок сделает просто невозможным присоединение к каким-то инициативам коллегиальных субъектов права законодательной инициативы, потому что для того, чтобы это сделать, им необходимо провести заседание. Заседания, как вы знаете, в регионах проводятся в лучшем случае несколько раз в месяц, в подавляющем же большинстве регионов - в больших регионах или в тех, где у законодательных органов нет серьёзной повестки, - заседания проводятся раз в месяц, а летом они также уходят на каникулы. Я считаю, что для определённых, самых активных участников законодательного процесса - для депутатов Государственной Думы, может быть, членов Совета Федерации, правительства и, вне всякого сомнения, президента - эта норма в принципе подъёмна, тем более что какие-то из этих органов выходят с инициативой при достижении консенсуса, потому что они коллегиальны по своей природе, депутатам же, как Дюма-отцу или Ильфу и Петрову, нужно договариваться, какие части законопроекта они будут готовить, а вот коллегиальные органы субъектов будут существенно в своём праве на присоединение ущемлены. Мы поддержим, но в дальнейшем, наверное, было бы правильно подумать, как учесть интересы регионов (заксобрание - единственный наш региональный субъект права законодательной инициативы), чтобы они могли участвовать в этом процессе без потери оперативности и качества работы над законопроектами. Фракция ЛДПР проект постановления поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лысаков Вячеслав Иванович, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я заметил одну интересную вещь - в этом созыве уже есть что с чем сравнить. Каждому автору законодательной инициативы, наверное, приятно, когда коллеги присоединяются к его инициативе, но я обратил внимание на то, что некоторые наши молодые коллеги, скажем так, за год с небольшим работы уже имеют по 100 внесённых законопроектов, причём наверняка в основном они читали только их названия, не вникая в суть и не читая сами законопроекты. Это тоже проблема. Не надо гнаться за такими рекордами, уважаемые коллеги! Вот у меня, например, пятьдесят с небольшим законопроектов, я автор тридцати из них, есть несколько фракционных - к ним мы все по ряду причин, о которых коллега Исаев говорил, присоединяемся и так далее. Гнаться за количеством не надо! В этом созыве у наших опытных помощников, из тех, кто работает с новыми депутатами, проявилась удивительная способность оперативно реагировать на все вносимые законопроекты. Наверное, это не очень здорово, потому что мы-то понимаем, что происходит, а люди не понимают. Смотрят и думают: "Вот это депутат, сто законопроектов внёс! Молодец!" А он ничего, кроме названия, не читал. В связи с этим хотел бы, Вячеслав Викторович, попросить: давайте фамилии хотя бы тех авторов (или автора), которые вносят законопроект, ставить вперёд, а не по алфавиту. А то вносишь законопроект, а потом стоишь где-то в середине или в конце - в зависимости от буквы, на которую начинается фамилия. Хорошо, если ты Алексеев, Александров, - будешь в начале списка авторов своего законопроекта, а если ты дальше по алфавиту, то уже где-то затеряешься. А когда надо отозвать законопроект или какие-то вопросы фракции решить, то автора не найти, надо всю кучу (извините за слово "куча"), все 50-70 человек перелопатить, чтобы найти того, кто знает, что это за законопроект, потому что остальные говорят так: да, я соавтор, но я не в курсе. Вот и всё. Это проблема, коллеги, давайте её тоже как-то решать, в том числе и с помощью комитета по Регламенту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Полномочный представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Будет. И затем заключительное слово содокладчика. Андрей Константинович Исаев, пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Большое спасибо за такое заинтересованное и серьёзное обсуждение и за то, что данная позиция реально согласована и будет, наверное, поддержана всеми фракциями. Регламент - это документ, отражающий наши с вами договорённости о совместной работе. У нас разные политические взгляды, и, наверное, есть вопросы, по которым мы пока не можем договориться, спорим, и это правильно. Избиратели как раз хотят, чтобы были представлены разные взгляды, чтобы в спорах между нами рождался компромисс, в этом заинтересованы граждане и, самое главное, страна, но Регламент - это наше с вами джентльменское соглашение о том, как нам вместе работать. Мне кажется, что при разности взглядов в нашем созыве наладился механизм конструктивной совместной работы, взаимного уважения, уважения интересов друг друга, и сейчас мы делаем ещё один шаг в этом направлении. Я хотел бы сказать, что в нашем предложении как раз и говорится о двух рабочих днях. Мы считаем, что этого времени достаточно для того, чтобы, ещё раз повторю, все, кто реально заинтересован, знает проблему и будет реально работать с этим законопроектом, имели возможность присоединиться. Что касается работы с региональными парламентами, с нашими коллегами, я думаю, действительно очень важный вопрос поднял коллега Диденко, и могу сказать, что мы в "ЕДИНОЙ РОССИИ" такую работу наладили. У нас есть совет руководителей фракций, у нас есть экспертные советы, куда наши коллеги направляют свои инициативы, и у нас есть возможность решить вопрос об их присоединении, для того чтобы их инициативы действительно были услышаны, продвинуты в том числе и на федеральном уровне. Тема, безусловно, важная, и я думаю, что коллегам из других фракций - ну, наверное, они и без меня это знают и делают - можно наладить такую же работу с фракциями своей партии в законодательных собраниях субъектов Федерации. Но это изменение существенно упрощает работу над законопроектом, ведь коллегиальный орган субъекта - это вы тоже прекрасно понимаете - в случае перевнесения законопроекта может задержать работу более чем на месяц, поскольку он раз в месяц собирается, для того чтобы определить свою позицию. Данная норма позволит нам работать. В конце концов Регламент в наших руках, и, если мы увидим, что эта норма нуждается в корректировке, мы также консенсусом, единой позицией всех фракций сможем её скорректировать. Всем большое спасибо за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Викторовна Савастьянова, пожалуйста. Уважаемые коллеги, вот видите, мы формируем насыщенный порядок работы и досконально обсуждаем каждый вопрос. Александр Дмитриевич вносит коррективы в своё выступление и будет предлагать, чтобы мы назначили дополнительные заседания в июле по средам, причём полноценные, по-другому никак. Пожалуйста, Ольга Викторовна. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, я хотела бы, чтобы вы обратили внимание на то, что предложение принять данную норму точно вызвано не желанием навести порядок, потому что порядок ради порядка никому не нужен. Основная причина - это делается для того, чтобы иметь реальную возможность работать над законопроектами. Когда законопроекты вносятся в Государственную Думу фракциями совместно, мы с вами видим, что действительно коллегиально ведётся эта работа. Это первое. Второе. Когда мы с вами вносим изменения в Регламент - всё, что касается законодательного процесса, - мы должны понимать, что многие механизмы выстроены в Регламенте по совокупности самых разных норм, и, меняя одну норму, мы должны оценивать, как это соотносится с другими нормами. У нас есть 112-я статья, об изменении текста законопроекта: в течение 30 дней автор, в случае согласия, обязательно должен внести новый текст - и не говорится ничего ни о региональной неделе, ни об отпуске и так далее. Когда авторы проекта постановления предлагали такой срок, естественно, они просчитывали самые разные варианты, просчитывали, какой из них может быть наиболее оптимальным для того, чтобы эту работу выстроить. И ещё один момент, на котором хотела бы остановиться. Мы с вами прекрасно понимаем, что, когда идёт работа над законопроектом, у нас всегда есть возможность присоединиться к нему в качестве авторов, и вопрос здесь не в сроках, которые нас ограничивают, а именно в том, как мы реально участвуем в работе над законопроектом. Я хочу поддержать Андрея Константиновича не только в части инициативы, но и в части того, что мы сейчас пытаемся сформировать новую практику, - давайте посмотрим, как она будет складываться, у нас всегда есть возможность к этому вернуться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Викторовна, спасибо. Уважаемые коллеги, давайте всё-таки не будем прикрываться Регламентом и скажем откровенно, что изменение, которое предлагает коллега Исаев вместе с коллегами, делает законодательство авторским, ведёт к этому. Это то, о чём говорили здесь депутаты фракции ЛДПР, когда предлагалось, чтобы был законопроект Жириновского, - коллеги, речь именно об этом, о том, чтобы у нас, скажем так, не закрывались авторы. Разные законопроекты бывают, если список, как правильно сказал Вячеслав Иванович Лысаков, в алфавитном порядке, то автора там не найдёшь. Авторы, группа авторов всегда будут иметь возможность подписать, формализовать своё участие в работе над любым законопроектом, никто не будет только от себя вносить законопроект, если рядом коллега, который участвовал в работе над ним. Всё остальное - мы с вами понимаем, что происходит, поэтому принимаем это решение, это серьёзный шаг к тому, чтобы законодательные инициативы имели своего автора, имели своё лицо, депутатское. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в статью 107 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", 3-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 00 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Решение принимается единогласно. Изменения в Регламент приняты.