Заседание № 159
01.04.2014
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 484378-6 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации в Парламентской ассамблее Совета Европы".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1154 по 2042 из 6332
3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы... "О ситуации в Парламентской ассамблее Совета Европы". Докладывает Алексей Константинович Пушков. ПУШКОВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект постановления, который мы сегодня рассматриваем, и заявление Государственной Думы связаны с критической ситуацией, которая создалась в Парламентской ассамблее Совета Европы, где усилиями ряда делегаций, в частности британской делегации, продвигается предложение о том, чтобы исключить Россию из Парламентской ассамблеи Совета Европы путём лишения российской делегации её полномочий до конца 2014 года как минимум. Основанием для этого, как вы понимаете, служат обвинения России в агрессии против Украины и в нарушении международного права - Россия, российская делегация категорически не может согласиться с такой постановкой вопроса. Антироссийски настроенная часть Парламентской ассамблеи полна благородного негодования и готовится излить это негодование на ближайшей сессии ПАСЕ, нам уже говорят о том, что целый ряд делегаций активно ждёт нашего приезда, чтобы высказать нам своё возмущение. Однако встаёт вопрос: имеет ли большинство Парламентской ассамблеи Совета Европы моральное право на такое негодование? Почему подавляющее большинство членов ПАСЕ от западных стран не выражали негодование тогда, когда налицо были подлинные нарушения международного права и настоящая агрессия с жертвами, с кровью и разрушениями? Почему молчала ПАСЕ, когда впервые после окончания Второй мировой войны страны - члены ПАСЕ бомбили европейскую столицу? Это было ровно пятнадцать лет тому назад: семьдесят восемь дней страны НАТО, и они же члены Совета Европы, уничтожали ракетно-бомбовыми ударами Белград - и разве большинство в ПАСЕ тогда волновало, что на это не было согласия Совета Безопасности Организации Объединённых Наций и что тогда бомбили не только Белград, но собственно международное право как таковое?! Разве большинство членов ПАСЕ волновала настоящая агрессия, которую осуществили в 2003 году Соединённые Штаты и их союзники? Незаконная и несправедливая война в Ираке длилась фактически десять лет, но по этому поводу в ПАСЕ не принималось зубодробительных резолюций и не ставился вопрос о лишении полномочий тех государств, которые вместе с Соединёнными Штатами не просто нарушали международное право, но фактически уничтожали его! И причина понятна: они не могли осудить сами себя, поскольку более двадцати стран - членов Совета Европы в той или иной форме участвовали в той агрессии. И я могу даже перечислить некоторые из этих стран, которые сейчас наиболее активно добиваются исключения российской делегации из ПАСЕ: это Великобритания, это Польша, это Дания, это Латвия, Литва, Эстония, Грузия и целый ряд других государств. Я думаю, что одна агрессия в Ираке стоила того, чтобы членство всех этих стран в Совете Европы было подвешено, потому что такая агрессия, которая была осуществлена в нарушение всех принципов и норм международного права, должна была иметь какие-то последствия. Но, к сожалению, никаких последствий для этих государств это не имело, и возник синдром безнаказанности, который мы потом наблюдали в целом ряде других случаев. Мы не видели также возмущения со стороны членов Совета Европы по поводу одностороннего провозглашения независимости Косова, между прочим вопреки конституции страны и несмотря на категорическое несогласие с этим со стороны Белграда. Тогда это было можно - сейчас в точно такой же ситуации выясняется, что народ Крыма не может поступить таким же образом. Не видели мы негодования и тогда, когда двадцать восемь стран НАТО - все, кроме Соединённых Штатов, члены Совета Европы - бомбили Ливию в нарушение резолюции 1973. Эта резолюция давала право на защиту гражданского населения в Ливии, но она не давала права на ракетно-бомбовые удары и на уничтожение Триполи. Но тогда большинство в ПАСЕ делало вид, что международным правом можно пренебречь, на те подлинные факты агрессии с кровью и жертвами там предпочитали закрывать глаза, как закрыли они глаза на государственный переворот на Украине, на грубейшие нарушения и украинской конституции, и прав человека, которыми сопровождался этот переворот. Буквально до вчерашнего дня в ПАСЕ закрывали глаза и на деятельность ультранационалистических, неонацистских организаций на Украине и на ту дискриминацию, которая реально угрожает на Украине всем нашим соотечественникам и русскоязычным, и только вот в самые последние дни, после поездки на Украину членов президентского комитета ПАСЕ, мы услышали от председателя ПАСЕ госпожи Анны Брассёр, что проблема, связанная с дискриминацией русскоязычного населения на Украине, есть, что такая угроза действительно существует. К сожалению, в подходе большинства членов ПАСЕ к событиям на Украине в полной мере проявились характерные для этой организации двойные стандарты и политическая предвзятость, а забота о правах человека и о верховенстве закона была отброшена в сторону ради солидарности с политической линией Евросоюза и геополитическими интересами стран Запада на Украине. Россия всегда считала и продолжает считать ПАСЕ важной площадкой для общеевропейского диалога с целью создания единой Европы без разделительных линий, и Россия всегда старалась действовать исходя из этих целей. Но, признавая за Парламентской ассамблеей её уникальную роль, мы не можем согласиться с откровенно антироссийскими дискриминационными решениями и не считаем, что в нынешней ситуации, когда народ Крыма принял решение о воссоединении с Россией как со своей исторической родиной, ПАСЕ имеет моральное право принимать такие решения в отношении России, не говоря уже о том ущербе, который нанесёт уход России из ПАСЕ общеевропейскому парламентскому диалогу и целям и задачам самого Совета Европы. В связи с этим мы выражаем надежду, что здоровые, трезвомыслящие силы, существующие в ПАСЕ, проявят политический реализм и не допустят, чтобы антироссийская часть Парламентской ассамблеи Совета Европы навязала всей организации свои предвзятые подходы. В проекте заявления Государственной Думы как раз и отражается целый ряд вот тех позиций, которые мы отстаиваем в настоящее время в Совете Европы: подчёркивается, что предпринимаются попытки разрушить каналы и сами основы общеевропейского межпарламентского диалога с участием Российской Федерации; говорится о том, что этот подход отвечает интересам тех сил (и прежде всего за пределами Европы), которые не устраивает успешное развитие сотрудничества между Россией и её европейскими партнёрами и которые хотели бы различными способами изолировать Россию от Европы, отвлечь членов ПАСЕ от обсуждения по-настоящему актуальных тем. Вместе с тем в проекте заявления указывается, что "Государственная Дума уверена, что в ПАСЕ возобладает взвешенный подход в отношении дальнейшего сотрудничества с Россией, которое не должно становиться заложником политической конъюнктуры и объектом манипулирования со стороны внешних сил". Подчёркивается также, что отношения братских народов России и Украины всегда останутся дружественными, несмотря ни на какие провокации извне. Как мне представляется, проект заявления очень актуален, связан с той конкретной ситуацией, которая может возникнуть уже в ближайшие понедельник-вторник на Парламентской ассамблее Совета Европы в Страсбурге, и нацелен на то, чтобы не дать разрушить сотрудничество, которое у нас в течение более чем двадцати лет существует, в Парламентской ассамблее Совета Европы есть здоровые силы, там есть трезвомыслящие силы. Сейчас, кстати, усиливается тенденция к тому, чтобы не пропустить предложение британской делегации о лишении России полномочий, и я не могу исключить того, что это решение не будет поддержано большинством членов Парламентской ассамблеи Совета Европы. Так что, я думаю, исход битвы не предрешён, хотя антироссийские круги на это очень надеются. Но у меня такое ощущение, что постепенно начинают появляться, хотя и медленно, более взвешенные подходы в позиции влиятельных европейских государств, и я думаю, что мы это увидим на ближайшей сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Проект заявления Государственной Думы направлен как раз на то, чтобы поддержать реалистические и разумные тенденции, которые существуют в Европе, поддержать те трезвомыслящие силы в Европе, с которыми мы сотрудничали и будем сотрудничать ради создания единой Европы без разделительных линий. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Алексей Константинович, в Думе первого созыва, когда принималось решение о нашем участии в Парламентской ассамблее Совета Европы, я одна из немногих голосовала против и объясняла это тем, что у нас страна ослабевшая, что мы будем только исполнять их волю и при этом ещё и деньги большие платить. Ну, так оно, по сути дела, двадцать лет и было, а сейчас, когда мы подняли голову, когда встали почти что с колен, когда заявили о своей позиции, мы видим, что происходит. Скажите, пожалуйста, а вдруг вот эти здоровые силы, как вы говорите, не проявят политического реализма и будут голосовать против нашего участия, какие мы сможем принять меры, чтобы всё-таки опять заявить о своей позиции? Может, нам сделать заявление и самим оттуда выйти? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Константинович Пушков, пожалуйста. ПУШКОВ А. К. Спасибо за вопрос. Дело в том, что мы внимательно анализировали ситуацию и вполне допускаем, что тот накал антироссийских страстей в Парламентской ассамблее, который поддерживается усилиями наших постоянных противников, действительно может возобладать. В таком случае, мы считаем, необходимо не доводить дело до голосования по вопросу о лишении российской делегации полномочий, и в случае, если мы увидим, что дело идёт к такому голосованию, российская делегация сама покинет Парламентскую ассамблею Совета Европы ещё до проведения такого голосования, поэтому полномочий некого будет лишать. Мы лишим наших противников удовольствия проголосовать за исключение: мы сделаем соответствующее заявление, объясним наши мотивы и сами покинем Парламентскую ассамблею Совета Европы. Это не означает, что мы, в случае такого развития сценария, совсем выходим из Парламентской ассамблеи, полномочия длятся в течение года, и в конце 2014 года мы можем вновь поставить вопрос о наших полномочиях перед Советом Европы, но уже в другой политической обстановке, когда она будет, я думаю, менее напряжённой. Такой сценарий мы рассматриваем, у нас на этот случай готов ответ, и об этом знает руководство Совета Европы и Парламентской ассамблеи Совета Европы: Россия не намерена допускать вот такого враждебного и дискриминационного голосования. Так что мяч на их стороне, они сейчас должны обсудить и решить, что более целесообразно для Совета Европы и для перспектив европейского диалога. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Константинович, заявление, безусловно, важное, нужное и своевременное, но в нём имеется какая-то скрытая недоговорённость, цитирую: "Такой подход, как и введение разного рода санкций в отношении России... отвечает интересам тех сил (и прежде всего за пределами Европы), которые..." - вот так туманно, в скобках. В другом месте: "...заставив этот уважаемый орган межпарламентского сотрудничества обслуживать чужие геополитические проекты..." То есть мы призываем к честному и взаимовыгодному сотрудничеству и в то же время делаем какие-то намёки, хотя понятно, что это не Африка и не Латинская Америка, это, видимо, Соединённые Штаты Америки. Так вот, мы здесь недоговариваем, потому что боимся, как это будет воспринято, или боимся напрямую назвать Соединённые Штаты, или почему-то ещё? В чём здесь дело? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Константинович, пожалуйста. ПУШКОВ А. К. Вы знаете, я думаю, что, в общем-то, смысл этих позиций ясен. Понятно, что в нашем диалоге с Европой всегда присутствует третий, незримый участник, и понятно, что Соединённые Штаты Америки пытаются оказывать воздействие на этот диалог: в Соединённых Штатах действительно прослеживается сильная тенденция к тому, чтобы попытаться отделить Россию от Европы, это не секрет, это знают и европейцы, это прекрасно знаем и мы. Не думаю, что в заявлении надо прямо на это указывать, потому что никаких официальных деклараций на этот счёт со стороны Соединённых Штатов не было. Никаких формальных поводов указывать на Соединённые Штаты как на страну, которая хочет помешать общеевропейскому диалогу, у нас нет, американцы достаточно аккуратно формулируют свою официальную позицию в этой области. Но также понятно, что разрыв отношений между Россией и Европой будет выгоден тем силам в Соединённых Штатах Америки, которые сейчас настаивают на максимально жёстком отношении к нашей стране, на введении новой стратегии сдерживания, а некоторые даже призывают к новой холодной войне. Я думаю, что вот такие сдержанные формулировки, с одной стороны, указывают на адресата, а с другой стороны, всё-таки не позволяют упрекнуть нас в том, что мы сами создаём дополнительную напряжённость. Мне кажется, что эти формулировки можно сохранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Константинович, вы, вероятно, оговорились: в Косове не было аналогичной ситуации, Косово и Метохия - это историческая родина сербов, Сербия, там было загублено огромное количество ни в чём не повинных людей, сожжено несколько десятков храмов, поэтому тут вы некорректны. И по сути вопроса. Мы платим огромные взносы в бюджет ПАСЕ, при этом всем известно, что Соединённые Штаты несколько лет не платили взносы в бюджет ООН, так, может, и нам не выходить, а просто на время прекратить выплачивать взносы, чтобы за наш счёт Латвия, Грузия и прочие государства, которые не платят взносов, нас там не хаяли? И в заявлении, может быть, об этом тоже следовало бы сказать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Константинович. ПУШКОВ А. К. Как мне представляется, не вполне корректно приписывать мне то, чего я не говорил. Я говорил о том, что в случае с Косовом одностороннее провозглашение независимости было воспринято и подано западными государствами как соответствующее международному праву, и мы знаем, что Международный Суд ООН в Гааге вынес решение о том, что такого рода декларация не противоречит международному праву, а когда точно такая же декларация была принята парламентом Крыма, причём на более весомой основе, на основе референдума, который был проведён в Крыму (в Косове даже референдума не было!), нам было сказано, что это не соответствует международному праву. Я считаю, что с точки зрения вот этой полемики вокруг норм международного права это абсолютно сопоставимые ситуации. По сути я их не сравниваю, по сути они различны, я и не говорил, что они идентичны по сути, я говорил о том, что при наличии одного подхода к Косову (с международно-правовой точки зрения) Запад демонстрирует совершенно другой подход к ситуации с Крымом, - я говорил только об этом узком аспекте. Что касается того, надо ли нам платить взносы в Совет Европы, я вам так скажу: дело в том, что взнос за 2014 год уже сделан, взнос идёт в начале года, и независимо от того, что мы сейчас решим, эти средства уже не вернуть. А как мы будем строить отношения с Советом Европы в 2015 году и дальше, будет зависеть от развития ситуации и в том числе от нашей с вами позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видимо, в конце года надо платить, перейти на другой график. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Алексей Константинович, и в вашем докладе это прозвучало, и в тексте заявления о ПАСЕ говорится как о важном канале взаимодействия России и Европы в парламентском измерении. В то же время, видимо, вам лучше всего известно о характере этого диалога: чаще всего это либо высокомерные поучения со стороны европейцев, как России жить, либо прямые угрозы и даже унижение. В ПАСЕ мы вступали в 90-е годы, когда стояла задача интеграции в Евросоюз, сейчас мы осознали невозможность этого, да и ненужность - Россия стала самостоятельным центром мирового развития, и в этой связи, может быть, стоит подумать о других форматах диалога с европейцами, стоит создать какие-то организации, где мы стали бы на равных дискутировать с европейцами, а не быть в подчинённом положении, когда двадцать восемь европейских стран плюс их сателлиты воспитывают Россию, а у нас там практически нет союзников? И может быть, стоит посмотреть на другие организации, такие как АПА, Латиноамериканский парламент и так далее, и начать с ними активно взаимодействовать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Константинович. ПУШКОВ А. К. Тут спорить не с чем, надо разнообразить, конечно, существующие площадки, и последняя, единственная организация, где мы представлены на парламентском уровне, - это ОБСЕ, как вы знаете, у нас ещё есть Парламентская Ассамблея ОДКБ. Мне кажется, что нам надо исходить сейчас из реальной ситуации, я не очень хорошо представляю себе, как мы можем создать общеевропейскую организацию, в которой будет другое соотношение сил. Естественно, что при наличии двадцати восьми стран в западном альянсе мы будем сталкиваться с достаточно сложной ситуацией в любой общеевропейской организации. Но это-то и есть причина, по которой мы должны участвовать в такого рода диалоге, потому что на самом деле решается вопрос о том, какой будет Европа, и у нас есть выбор: либо мы выходим из этого диалога и предоставляем это решать другим, либо мы участвуем в этом диалоге, в этом споре, в этой борьбе - именно в борьбе, потому что это политическая битва за то, какой будет Европа XXI века. На мой взгляд, мы не можем уходить в сторону от этого диалога, другой вопрос, что его формы и конкретные способы доведения наших целей и задач могут быть различными, вплоть до, я считаю, и ухода из Парламентской ассамблеи Совета Европы. Но то, что принципиально мы должны участвовать в процессе определения судьбы и портрета Европы в XXI веке, мне кажется, это несомненно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Павлович Кузин. КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, я уже получил ответ на свой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Коллеги, давайте по одному выступлению от фракции, потому что ещё хотят выступить Леонид Иванович Калашников и Отари Ионович. Нет возражений? Спасибо. Покажите список. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Ещё на первом этапе, когда ставился вопрос о нашем вступлении в Совет Европы, фракция ЛДПР была против, поскольку мы в ПАСЕ приезжали ещё до вступления и видели обстановку. Почему они нас туда позвали и с удовольствием приняли? Им нечего было обсуждать, организация загибалась, потому что они все абсолютно одинаковые, проблемы все они уже решили за пятьдесят лет со дня создания организации, и у них были чахлые заседания, повестки дня не было, и они нуждались в приёме тех стран, которые можно было бы критиковать, им хотелось развернуть дискуссию - вот для этого нас и позвали. И поскольку у нас шла война на Кавказе, в каждой повестке дня появлялся этот вопрос, каждую сессию они только об этом и говорили: приглашали боевиков, показывали их, "борцов за свободу", а нас изображали в самом худшем виде. Потом то же устроили с Югославией, с Косовом, и всё остальное, так что мы им нужны были, чтобы был предмет для обсуждения. Второй момент - материальный. Они всё время жалуются: не хватает денег, и мы, как самая крупная страна, вносим большие деньги, на уровне Франции, Британии, Германии - четыре страны вносят ежегодно по 20 миллионов евро, остальные поменьше - это бюджет Совета Европы, - и без наших 20 миллионов им придётся сократить многие свои программы. И нам надо перейти на другую систему выплаты нашего взноса - по истечении года: вот прошёл год, мы поработали - заплатили, тогда сейчас, если бы мы захотели выйти, они бы только из-за денег нас никуда бы не выпустили, иначе у них остановятся оплата аренды, выплаты персоналу и так далее, то есть это тоже нужно иметь в виду - нужна гибкость. Во многом виновато постпредство наше в Совете Европы - ничего они там не делают! Мы имеем право направлять наших представителей по квоте в аппарат Совета Европы - мы же платим деньги, из этих денег зарплата им идёт, но, насколько я знаю, ни одного представителя России в аппарате Совета Европы нету. Мы могли бы в ПАСЕ сами создать депутатскую группу, получить право выступать, делать заявления, получать часть бюджета, получать помещения, ну, как здесь, то есть иметь все права фракции, - ничего этого нету! Когда я там был, я начал это делать - нужно-то всего пять стран и двадцать человек, и всё, уже можно требовать регистрации новой депутатской группы, где будет русский язык рабочий, и от имени этой группы можно делать заявления, влиять. Надо работать с депутатами, которые там находятся, а мы устраиваем банкет в постпредстве, и всё - покушали, попили, кто-то там на пианино поиграл, и разошлись. Надо работать с ними, с этими делегатами! Худшую позицию занимает Прибалтика. Я много раз предлагал полномочия их делегации не регистрировать на очередной сессии, поскольку в Прибалтике имеют место грубейшие нарушения прав русского населения: закрытие школ, ограничения по языку, но и этого не делаем! То есть в Уставе Совета Европы есть инструменты, с помощью которых мы могли бы их наказывать, идти с опережением, чтобы нас боялись, ведь мы огромная страна, потом подмять под себя все эти делегации, которые приезжают, поговорить с ними, подтянуть к себе и, использовав Устав Совета Европы, навязать нашего руководителя. Ни разу представитель России не был руководителем ПАСЕ! Что, турок, что ли, лучше нас с вами? Азиатская страна: в Европе всего 3 процента их территории, и он, представитель Турции, два года возглавляет Парламентскую ассамблею, а наш Маргелов там один раз зампредседателя был, пару раз вёл заседание, и всё! То есть мы сами слабо там работаем. Я предлагаю проверить состав нашей делегации: в основном приезжают и молчат, двух слов связать не могут, спорить не могут, иностранных языков не знают! Там же есть комитеты и комиссии - работайте! Не работают. Группы собираются христианские, народные, консерваторы - не работают! Коммунисты хвалятся, что там Ивана Ивановича Мельникова избрали председателем комитета, - ну и дальше-то что: что, это помогло нам как-то повлиять, усилило наше влияние? Надо по-другому работать в этих делегациях! Когда я приезжал и выступал, они все дрожали! Только мою фамилию объявляли - все в Совете Европы поворачивались и ждали, что сейчас скажет Жириновский (оживление в зале), а сейчас, когда выступают наши, никто не смотрит даже и не слушает их никто! Надо же понимать, на кого Европа реагирует! Меня в списки не включили, хотя я сто раз выступал по русскому вопросу и про Крым, про Украину, потому что знают, боятся, что будет хуже им, а включают тех, от кого никакого толку нету! (Шум в зале.) Так что надо усилить свою работу. Позиция фракции ЛДПР всегда была одна - не вступать в эту организацию! Она идеологическая, она не имеет права принимать какие-то решения, это всё чисто моральные аспекты, это междусобойчик, дискуссионный клуб: решения принимает совет министров стран, входящих в Совет Европы, и в крайнем случае - ОБСЕ, более весомая организация, а в ПАСЕ собираются, так сказать, чудаки, бывшие министры, депутаты национальных парламентов, людям просто поговорить хочется за чужой счёт: хорошие суточные, билеты, всё бесплатно, кабинеты - посидели, поговорили и разъехались! Поэтому наше предложение - вообще не ехать туда, а направить телеграмму: просим вернуть деньги и за этот год, и за истекшие восемнадцать лет, вернуть все деньги, это, наверное, 300 миллионов евро. И надо сказать, что мы пока не считаем возможным находиться в Страсбурге и участвовать в работе этой организации, то есть мы не говорим, что уходим оттуда, мы просто не считаем для себя возможным - пусть в ногах валяются, приезжают сюда и просят вернуться, и ни копейки больше не давать! Если нас там не будет, у них рухнет повестка дня! Они специально сейчас шумят, шумят, шумят, а потом, когда надо будет голосовать, они будут думать: а вдруг Россия уйдёт, что тогда делать - ни денег, ни предмета для обсуждения! Нужна жёсткая позиция: другого постпреда туда направить, другую делегацию сформировать и давить их, душить, используя их устав! Каждый раз поднимать вопросы по Косову, по Прибалтике, Латвии, вот сейчас по "Правому сектору", по партии "Свобода" - сколько возможностей их заставить обсуждать другие проблемы, другие вопросы! И так научить их, чтобы они слово "Россия" вообще не выговаривали, сидели бы там и молчали - они же все трусливые, все податливые, все слабые, больные! А мы ничего этого не делаем, поэтому виноваты мы сами. Из Совета Европы уйти и денег не давать! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ выступает Леонид Иванович Калашников. КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Нужное заявление, но правильно сказал Жириновский, хоть с ним и не хочется иногда соглашаться, что почти всё оно беззубое. Особенно беззубое оно в начале, где говорится, что мы уже в течение почти двух десятилетий эффективно работаем в рамках Парламентской ассамблеи. Эффективной работа была тогда, когда были немцовы, вот в первую десятилетку работа была эффективной, потому что всё, что принималось в отношении России, ими приветствовалось, ими поддерживалось, ими голосовалось. Вот Пушков говорил с этой трибуны о здоровых силах. Я вам тоже скажу, как член Парламентской ассамблеи: мне приятно услышать от члена "Народного фронта", что здоровые силы - это коммунисты и левые, которые находятся сегодня в Парламентской ассамблее Совета Европы. Вот левые - это люди, которые всегда поддерживают Россию, вне зависимости от того, коммунисты выступают, или Пушков выступает, или Косачёв раньше, и надо наконец-то это признать. Такое происходит не только на площадке Парламентской ассамблеи Совета Европы, то же происходит и в Европарламенте, то же происходит и в ООН, кстати говоря: в этих институтах созданы группы - группа левых, группа демократов, группа консерваторов и так далее, и вот все члены этих групп, кроме левых, ходят там, разговаривают в кабинетах, но как только дело доходит до России, тут же голосуют против! И даже тот же Азербайджан, как я видел, подписал вот это обращение, в котором предлагается лишить нас полномочий. Мы должны это понимать и делать из этого выводы: поддерживать в свою очередь левых. Парадокс заключается в том, что действительно мы уже почти полмиллиарда долларов за эти восемнадцать лет заплатили, да не почти, а полмиллиарда, потому что в евро платим, а эта организация полоскает нас направо и налево! Не было ни одного заседания, вот где я присутствовал, где бы Россию не вспоминали: "Pussy Riot", Магнитский, Ходорковский - ни одно событие не прошло мимо Парламентской ассамблеи Совета Европы, но не нашлось ни одного повода, чтобы нас там похвалили, и делают всё это за наш счёт! Если бы КПРФ сейчас финансировала вот это наше уважаемое собрание, а нас бы здесь всё время унижали, полоскали, выступали против нас, конечно, КПРФ бы вышла из него, по крайней мере прекратила бы финансовое содержание. Нужно подумать, что здесь следует нам сделать. Конечно, подписаны и конвенции, подписан документ о вступлении, теперь уже мы не можем прекратить в том числе и финансирование, но надо подумать о более интересной, эффективной работе. В своё время Белоруссию, кстати говоря, лишили там статуса наблюдателя, а теперь не знают, как вернуть: "группу мудрецов" создали, пытаются разного рода переговоры вести подковёрные, для того чтобы хоть как-то Белоруссия присутствовала. Мало кто знает, но на самом деле для "Восточного партнёрства", с которого начиналась ассоциация сегодняшней Украины с Евросоюзом, более десяти лет назад сразу же парламентское измерение ввели, и Европарламент предложил квоты всем шести государствам, но Белоруссии было отказано в такой квоте: сказали, что там должны быть оппозиционеры, а не те, кто представляет Лукашенко. Вот с этого начиналось парламентское измерение "Восточного партнёрства", и оно сразу же провалилось. В данной ситуации мы должны понимать, что, если ПАСЕ лишится России, скорее всего, это будет началом конца самой ПАСЕ. Единственное, против чего я выступаю, я уже говорил об этом на менее представительном заседании: самое плохое - обидеться, заплакать и убежать в кусты, написать самим заявление и выйти оттуда. Пусть нас гонят, пусть нас исключают, но мы должны говорить о том, что это элемент информационной войны. В этой информационной войне мозги играют основную роль, и вот именно людей с мозгами и пытаются исключить с помощью визовых ограничений, уже даже до журналистов дошло. При всём моём неоднозначном отношении к Киселёву... ну какой он террорист или уголовник, чтобы на него налагать визовые ограничения! Если вы исповедуете приоритет прав человека, если вы так уж печётесь о верховенстве права и говорите о том, что нельзя затыкать рот никому - ни сексуальным меньшинствам, ни политическим оппонентам, почему же вы идёте по этому пути?! В данной ситуации это тот самый путь, который выбрала Парламентская ассамблея Совета Европы, для того чтобы заткнуть рот российской делегации. Я приведу вам пример. Там есть юридическая комиссия - как говорил Жириновский, там есть разные комиссии, - через два дня после решения Совета Федерации о возможности введения наших войск я выступал на заседании этой юридической комиссии. Юридическая комиссия, возбуждённая англичанами лордом Томлинсоном и Чоупом, подготовила проект резолюции о лишении нас полномочий. Все средства массовой информации тогда писали о том, что мы уже ввели войска, но при этом, когда дошло до голосования, всё-таки вняли нашим аргументам - мы с Александровым там выступали от российской делегации - и проголосовали против вынесения проекта резолюции на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы. Вот, собственно говоря, в этом и заключается наша с вами работа: говорить, рассказывать. Если же нас оттуда исключают, тогда мы идём и говорим по телевидению, что нас боятся, с нами боятся разговаривать, боятся правды, боятся того, что происходит сегодня в Крыму, боятся того, что происходит сегодня в Прибалтике, в других странах, о которых, кстати говоря, и не задумывалась никогда Парламентская ассамблея. Точкой поворота явился Крым, а запятой в своё время был Мюнхен, где - вы помните, может быть, - Путин сказал с горечью: ну сколько же ещё можно пятиться! Точкой поворота для нас должно стать сегодняшнее заявление в отношении некоторых политических институтов, но оно должно быть не таким беззубым, а должно быть напористым, наполненным определённым смыслом, потому что те заявления, которые мы... Ну, я только навскидку вспомнил: вот мы с вами здесь, в этом зале, заявление принимали по Ливии, мы принимали здесь заявление по Катыни, которое, кстати говоря, в ПАСЕ - а кроме ПАСЕ, есть ещё и ЕСПЧ (Европейский Суд по правам человека) - стало основанием для признания факта трагедии в Катыни. Мы всё время каялись, каялись, и наша Дума в этом тоже участвовала. Пора высказать свою точку зрения в отношении этих институтов! Мы должны принять это заявление, наполнив его напористостью и духом не обороны, а нападения. Наша фракция будет голосовать за это заявление. К тому же я почти уверен, что никаких полномочий нас там не лишат. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Отари Ионович Аршба. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы не раз и не два уже поднимали эту тему, и очень многие наши коллеги ярко выступали с этой трибуны и с других публичных трибун по поводу Крыма и введения санкций. Я думаю, и не просто думаю, а уверен, и это подтверждают все опросы, что наша позиция по вопросу воссоединения с Крымом абсолютно едина, и сейчас я хотел бы просить коллег не пиариться, а поддержать заявление, которое готовилось в недрах комитета и в подготовке которого участвовали представители всех фракций. Мы можем оттенки различать, но принять заявление необходимо. Я не хочу говорить, что лучше других разбираюсь в конфликтных ситуациях, не хочу присваивать себе такое право, просто я один из тех, кто после распада нашей великой страны участвовал в урегулировании этнополитических конфликтов, и знаю, как это тяжело, поэтому просил бы поубавить пыл при обсуждении этих вопросов. Уважаемые коллеги, наша позиция по Крыму едина, и это увидел весь мир, главное, что воссоединение произошло без единой капли крови. Есть в истории другие примеры, вы знаете: в Ираке, в Афганистане, в Сербии, в Ливии борьба за права и свободу граждан этих стран и восстановление "демократии" обошлись в десятки, сотни тысяч жизней. По Джефферсону - вот так говорят отцы-основатели демократии! - древо демократии периодически надо поливать кровью, - вот и поливают, но, как правило и как показывает практика, в основном чужой кровью. Есть и другой основополагающий принцип у наших коллег-демократов: они могут не разделять твоего мнения, но готовы умереть за то, чтобы у тебя это мнение было и чтобы ты имел возможность это мнение высказать. Сейчас, видимо, этот принцип слегка видоизменился и звучит примерно так: я не разделяю вашего мнения и готов принести в жертву сотни тысяч жизней других только для того, чтобы вы не могли ничего сказать и чтобы мы вас не услышали. В результате - решение по G8, резолюция ООН, изгнания всякого рода и приостановка контактов по разным ведомствам, по разным договорённостям. Ну что ж, мы это уже проходили! Что я хочу вам сказать? Надо понимать, что Запад сейчас проходит - я вам это говорю профессионально, как этноконфликтолог и конфликтолог, - высшую стадию кризиса, когда руководители с маниакальным, истерическим упорством убеждают себя в своей собственной правоте. Надо им дать время - пусть остынут, подумают. Более того, мы дадим им возможность подумать, как бы им ещё побольнее наказать, нагнуть Россию. Я говорю: именно Россию, а не руководителей нашего государства, не Сергея Евгеньевича, которому куда-то въезд закрыли, то есть я говорю о 90 процентах россиян и крымчан, которые высказались за воссоединение с Россией. Но наказать страну невозможно, и это наши коллеги на Западе должны понимать. А решение этих 90 процентов - это директива, прямой императив от народа для государства и для руководителей, который должен выполняться неукоснительно и президентом, и тётей Дашей в любом ДЕЗе. Я хочу ещё раз просить коллег поддержать заявление. Понимаете, уважаемые коллеги, невзирая на происходящую истерию, президент, Лавров, Сергей Евгеньевич, Шойгу, другие руководители со своими коллегами там постоянно контактируют, пытаются донести нашу точку зрения. Я говорил коллеге Пушкову о том, что до меня просто очередь не дошла, я хотел встать и выйти из состава делегации, просто очередь не дошла... Я лучше буду в дурдоме, чем буду находиться в этом ПАСЕ и постоянно слушать, прошу прощения, про гомосексуалистов: из десяти вопросов, заданных моему коллеге Нарышкину, восемь было про гомосексуалистов - ну маразм какой-то! Что же делать, если люди так думают... Я им посоветовал бы прочистить уши и не избегать встреч со своими коллегами, а разговаривать! И я предлагаю всем разговаривать друг с другом, а не друг о друге за спиной друг друга, и хочу предостеречь наших партнёров на Западе: это внутриукраинские проблемы, и попытки, инспирированные ими же самими, переложить всё это на здоровую голову России, изначально неверны. И самое главное, о чём говорил президент, - это то, что сейчас идёт процесс воссоздания, возрождения Русского мира. Это процесс объективный, это процесс исторический, это не чья-то прихоть, тем более это не наша с вами прихоть, этот процесс остановить невозможно - лучше подумать, как этот процесс сопровождать, а не пытаться блокировать, как сейчас блокируют Приднестровье, чтобы опять загнать ситуацию в тупик. Коллеги, мы многое выдержали: и монгольское нашествие, и со шведами тоже как-то разобрались, и с нацистской Германией разобрались - и здесь разберёмся. Страна наша терпеливая, страна наша великая, и поэтому надо спокойно приезжать на все площадки и рассказывать, просто рассказывать, возить врачей, так сказать, прочищать уши, рассказывать, приводить наши аргументы, а их у нас куча, вагон и маленькая тележка. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Александр Леонидович Романович. РОМАНОВИЧ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего разрешите сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает проект заявления, который мы сегодня обсуждаем. Думаю, коллеги со мной согласятся: действительно, пришла пора нам, парламентариям России, указать на неверную позицию наших коллег в ПАСЕ и предостеречь их от ошибок, которые они совершают, я уверен, исходя из временных конъюнктурных соображений. Надо сказать, что это заявление родилось отнюдь не на пустом месте, оно вобрало в себя весь массив впечатлений и наблюдений, полученных в результате не только работы нашей делегации в ПАСЕ, но и всех наших контактов в других институтах - европейских и международных, и, естественно, мы принимаем во внимание позицию руководства нашей страны, позицию нашего президента. Нынешняя линия поведения большинства европейских парламентариев - членов ПАСЕ не может не вызывать у нас тревоги и озабоченности, и прежде всего с точки зрения развития, с точки зрения будущего сотрудничества Европы с Россией. Многие трезвомыслящие головы в Европе, и не только, понимают, что на самом деле украинский инцидент - это всё-таки, в конце концов, региональный европейский конфликт, хотя и сильно раздутый средствами массовой информации, и об этом, кстати, говорили представители целого ряда солидных стран не только в Организации Объединённых Наций, но и в международном сообществе парламентариев, стран, скажем так, далеко отстоящих от Европы, от России и от Украины. Хочу вам привести в пример результаты последнего голосования по антироссийской резолюции на прошедшей в Женеве сессии Ассамблеи Межпарламентского союза, где, надо сказать, антироссийская резолюция не прошла, не набрала большинства голосов. Я хочу подчеркнуть, что против голосовал Китай, все представители стран БРИКС также голосовали против этой резолюции, а это такие крупнейшие страны, как Бразилия в Латинской Америке, как Индия и Китай в Азии, как Южно-Африканская Республика в Африке. К нам, членам российской делегации, на этой сессии Ассамблеи Межпарламентского союза подходили представили различных делегаций, жали руку и выказывали свою солидарность, например, представители таких стран, как Судан, Пакистан, Андорра. Извините за такой пример: казалось бы - Андорра, тем не менее половина делегации Андорры проголосовала против антироссийской резолюции. Хочу подчеркнуть также, что Чехия и Словакия тоже голосовали по-разному: против антироссийской резолюции проголосовали парламентарии из Словакии. Мы считаем, наша фракция считает, что нам необходимо продолжать межпарламентский диалог на всех уровнях. В международных отношениях нет другого пути, кроме как путь диалога со своими соседями, со своими партнёрами по всему миру. Наша фракция, обсуждая нашу деятельность в Парламентской ассамблее Совета Европы, обсуждая нашу деятельность по связям с парламентами других стран, рассматривала возможность в том числе организации межпарламентского сотрудничества между парламентом Европы, Европейским парламентом, и парламентом России в режиме, когда обе стороны могли бы вести диалог на равных. Это наше предложение, которое, я думаю, мы сможем реализовать, работая по различным направлениям, осуществляя свою деятельность по различным контактам, в том числе и межпартийным. Это предложение тем более важно сейчас, в преддверии выборов в Европейский парламент: пускай задумаются те кандидаты, которые сегодня претендуют на то, чтобы стать европейскими парламентариями. И в заключение хочу предложить уточнить наименование нашего заявления. На мой взгляд, название "О ситуации..." несёт слишком общий смысл, надо сделать тему более понятной и точной, поэтому я предложил бы такое наименование: "О политике Парламентской ассамблеи Совета Европы по отношению к России". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Леонидович. Уважаемые коллеги, у нас остался ещё один записавшийся - Николай Михайлович Харитонов, он восемь лет работал в составе российской делегации в ПАСЕ. Не возражаете, если мы ему тоже дадим слово? Нет. Пожалуйста, Николай Михайлович. Три минуты, конечно, так как от фракции было выступление Калашникова. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Я на самом деле в начале 90-х годов восемь лет был в составе ПАСЕ. Никто из выступивших не сказал о том, что основным условием принятия в Совет Европы тогда была отмена смертной казни в России. Вы все это прекрасно понимаете. Тогда пятьдесят расстрельных дел зависло: вроде вынесли приговор, надо расстреливать, а здесь нас принимают в ПАСЕ, и президент Ельцин в то время не знал, что делать. На Кавказе есть хорошая пословица: хочешь поругаться с соседом, проси у него то, чего у него нет, и конфликт будет обеспечен. Вот лично я был на сессиях ПАСЕ восемь лет - ни одного выступления о России, кроме негативных, никогда не было, были разговоры в комитетах о том, почему в Болгарии хлеба нет, почему где-то плохо дети питаются и так далее, и так далее. Мне думается, коллега Пушков, что это заявление слабенькое. Не преувеличивая, скажу, может быть резко, что на 80 процентов состав сегодняшней ПАСЕ - это Антанта 18-го года, когда на молодую советскую Россию четырнадцать государств набросились и пытались загрызть, - не получилось! Поэтому, уважаемые коллеги, будет абсолютно объективно и правильно, если мы сегодня, не тогда, когда наша группа будет в ПАСЕ, а именно сегодня парламентом решим приостановить нашу деятельность в ПАСЕ до конца текущего года, пока компетентные органы не разберутся, что же произошло на Украине. Это будет, повторяю, предельно объективно. Только левые всегда защищали Россию, в том числе и тогда, когда многие хотели пнуть Россию: и с Кавказа приезжали, из Латвии приезжали, и Мишико Саакашвили там находил пристанище... И сегодня Жириновский упрекает, что мы языков не знаем, - я хочу везде говорить на русском языке, хотите понять Россию - учите русский язык, другого не дано, вот и всё! Много корреспондентов порой задавали вопрос в той же ПАСЕ: "Вот вы, русские, так гордитесь русскою душой. Что такое русская душа?" Я всегда им говорил: "Русский дух - это когда мёртвый может встать!" И Россия, поскольку на генетическом уровне нам предки передали этот дух, всегда встанет! Надо принимать решение, и не надо сегодня перед ПАСЕ делать реверанс - "Что прикажете? Чего изволите?"! До конца года мы туда не едем и не работаем - так и надо написать! И парламент должен за это проголосовать, другого не дано! (Аплодисменты.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Константинович Пушков, пожалуйста. ПУШКОВ А. К. Уважаемые депутаты, тут много было сказано интересного и верного, а также и спорного. Я хотел бы ответить на некие соображения, которые здесь высказывали, в частности Владимир Вольфович Жириновский (к сожалению, его сейчас нет в зале). Я сделал единственный вывод из его выступления: что все беды российской делегации в ПАСЕ состоят в том, что Владимира Вольфовича нет в составе нашей делегации, поскольку, как только он появляется, вся ПАСЕ начинает дрожать. (Оживление в зале.) Владимир Вольфович также высказал ряд критических замечаний в адрес состава нашей делегации и предложил её заменить. Я предлагаю начать обновление с делегации фракции ЛДПР, и в рамках этого обновления, мне представляется, у господина Жириновского есть полная возможность присоединиться к нашей делегации и продемонстрировать, как все будут дрожать, когда он будет появляться в коридорах и на заседаниях Парламентской ассамблеи Совета Европы, так что этот вопрос решается достаточно легко. Что же касается претензий другого рода - что, например, очень плохо работает наше постоянное представительство в Страсбурге, - я подозреваю, что наш уважаемый лидер ЛДПР не в курсе, что наше представительство в Страсбурге работает в Комитете министров Совета Европы, то есть в исполнительной ветке Совета Европы, а в Парламентской ассамблее оно работать и не должно, потому что оно при ней не аккредитовано. В Парламентской ассамблее представлена Государственная Дума, и там работает исключительно парламентская российская делегация, а наше постпредство оказывает нам организационное и техническое содействие, поэтому какие-либо претензии к постпредству в этой ситуации совершенно неуместны. Постпред у нас работает на очень высоком уровне, это бывший замминистра иностранных дел, человек очень опытный, очень грамотный. И кстати, хочу вам сказать, что в Комитете министров Совета Европы вопрос об исключении России из Совета Европы вообще не ставится, в том числе благодаря усилиям руководителя нашей миссии. Поэтому такого рода претензии, мне кажется, нужно соотносить с реальностью, а не просто заниматься ненужной риторикой. По поводу выступлений наших коллег-коммунистов. Мне хотелось бы всё-таки какой-то последовательности - заявление, насколько я знаю, готовилось от имени всех руководителей фракций, и вот здесь, на проекте постановления, указано: вносится депутатами Государственной Думы Васильевым, Жириновским, Зюгановым, Мироновым, Нарышкиным. Поэтому, когда представители фракции КПРФ тут так эффектно выступают, я хочу им задать вопрос: а что они делали, когда подписывались под этим проектом заявления? Беззубое? Ну так сделали бы агрессивным! Не нравится - надо было переделать! Леонид Калашников, когда выступал, тоже сказал, что это заявление должно быть наступательным, - ну так сделали бы его наступательным! Не могу согласиться принципиально вот с какой позицией: пусть нас исключают из ПАСЕ, мы, так сказать, будем ждать их решения. Вот с этим я категорически не согласен! Они хотят поставить на голосование - а это будет решено в понедельник, 7-го числа, - вопрос о том, исключать ли нас из ПАСЕ или нет (а там есть несколько предложений, это одно из предложений, об исключении нас из ПАСЕ), и мы что, должны, так сказать, добровольно идти и, как агнцы, ждать решения тех людей, которые, я подчёркиваю, не имеют, на мой взгляд, никакого морального права исключать нас из ПАСЕ, которые сами ответственны за ряд агрессий, в результате которых лилась кровь и были разрушения?! Мы ни за одну такую агрессию не ответственны - мы защищали людей в Абхазии и в Южной Осетии, а нам устроили по этому поводу истерику, чтобы через полгода признать, что, оказывается, Россия была права и что это была агрессия со стороны Саакашвили. Это было моральное банкротство Парламентской ассамблеи Совета Европы, но, к сожалению, мы тогда в недостаточной степени им на это указали. И сейчас это моральное банкротство Парламентской ассамблеи - устраивать истерику из-за воссоединения Крыма, притом что в одном Ираке двести тысяч человек погибли в результате агрессии, которую поддержали двадцать пять стран - членов Совета Европы. Так вот я не считаю, что эти люди могут нас судить. Если вы, господин Калашников, хотите, чтобы они вас исключали, вы можете сидеть в зале, они вас исключат, но наша делегация этого не допустит! И они знают, что если будет поставлен вопрос об исключении российской делегации из Парламентской ассамблеи Совета Европы, мы не будем участвовать в этом фарсе - мы сами покинем Парламентскую ассамблею! Наконец, мне хотелось бы также, чтобы наши уважаемые представители оппозиции определились всё-таки: мы там работаем или мы оттуда уходим? Вот Владимир Вольфович сначала объяснил, как там надо работать, он это очень хорошо знает, и я считаю, что он должен к нам присоединиться в следующем составе делегации, а потом он сказал, что мы из Совета Европы уходим и денег не даём. Так мы там работаем с участием Жириновского или мы уходим и денег не даём? Я предлагаю определиться фракции ЛДПР, а также фракции коммунистов. Когда мы обсуждали все предварительные вопросы, представители коммунистов нам говорили, что мы должны продолжать работать в Совете Европы. Сейчас господин Калашников говорит, что нас там вечно критикуют, и ставит вопрос: а должны ли мы там вообще участвовать? Определитесь на уровне фракции. Вот мне кажется, что у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть последовательная позиция по этому вопросу: мы не допускаем исключения, в случае постановки этого вопроса мы сами уходим, но мы считаем эту площадку важной и полезной, тем более что там от нас зависят делегации многих стран, они идут к нам, как к большой силе, и те же азербайджанцы, и армяне, и часть молдаван (оппозиционеры), и сербы, и греки - многие, вы же это прекрасно знаете. И что, мы их там бросим?! Давайте всё-таки определимся: уходим или остаёмся. Мне кажется, что та позиция, которую мы предлагаем, состоятельная и последовательная, давайте её придерживаться! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Иванович, вы уверены, что будете выступать по ведению? Вы 52-ю статью Регламента прочитали? КАЛАШНИКОВ Л. И. Да-да-да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон. КАЛАШНИКОВ Л. И. Я по ведению, именно по тексту - господин Пушков сказал, что мы его не наполнили содержанием. Должен вам заметить, господин Пушков, вы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Иванович, выступление по ведению - это претензия к ведущему заседание. КАЛАШНИКОВ Л. И. Ну что, вчера вечером внесли... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, именно к вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. С моей точки зрения, председатель Комитета по международным делам должен собирать мнения, а не спорить во время заключительного слова. Для того и существует парламентское обсуждение, чтобы каждый мог дополнить свою позицию и предложить к "часу голосования"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, уважаю вас, но вы не по ведению выступаете. Тамара Васильевна Плетнёва по ведению. ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну что сказать? То же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну скажите по ведению. ПЛЕТНЁВА Т. В. Алексея Константиновича я очень, очень, очень люблю, но понимаете... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, не могу для вас сделать исключение, хотя вас просто люблю. (Оживление в зале.) Тамара Васильевна, извините.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4740 по 4756 из 6332
3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы о заявлении Государственной Думы "О ситуации в Парламентской ассамблее Совета Европы". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 56 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Постановление принимается.