Заседание № 159
24.10.2023
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 463515-8 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций, парламентам государств - членов Организации Объединённых Наций и международным парламентским организациям о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Республики Куба со стороны Соединённых Штатов Америки".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 938 по 1146 из 5907
Так, 2-й вопрос, проект постановления "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций, парламентам государств - членов Организации Объединённых Наций и международным парламентским организациям о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Республики Куба со стороны Соединённых Штатов Америки". Доклад сделает Дмитрий Георгиевич Новиков. Пожалуйста, Дмитрий Георгиевич. НОВИКОВ Д. Г., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! На следующей неделе в очередной раз Генеральная Ассамблея ООН рассмотрит вопрос о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы со стороны Соединённых Штатов Америки. В связи с этим мы не можем не выразить свою позицию, не можем не высказать протест против давления на суверенные народы, не можем не требовать уважения к нормам международного права. Такова цель обращения, проект которого представлен вашему вниманию. Соединённые Штаты проявляют полный цинизм, утверждая, что их антикубинские санкции направлены исключительно против правительства. Во-первых, если вам не нравится какое-либо правительство, то с какой стати вы должны вести дело к его свержению? И во-вторых, вы сами-то вглядитесь в перечень санкций, которые ввели за эти десятилетия: продукты питания, горючесмазочные материалы, медицинские препараты, медицинское оборудование - всем этим что, пользуется только Правительство Кубы, только депутаты Национальной ассамблеи народной власти пользуются? Хамский подход, пошлые аргументы, подлая политика. Десятилетиями наши кубинские друзья находятся под всё возрастающим давлением соседней империи. В отличие от Гаваны в Вашингтоне сидят далеко не марксисты, но исходят они из того, что закон перехода количественных изменений в качественные обязан сработать, что постепенное накопление негативных проявлений в экономике Кубы позволит США достичь своих целей: подорвёт стабильность в республике, взорвёт политическую ситуацию, поможет сместить правительство и насадить очередной марионеточный режим. Таковы цели санкций, и, кстати, эти санкции объявляются вполне прямо и недвусмысленно. Государственная Дума с этим никогда не соглашалась. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что российско-кубинское двустороннее сотрудничество развивается по нарастающей. Проведены принципиально важные межгосударственные переговоры, заключены крупные соглашения. Главы государств - Владимир Путин и Мигель Диас-Канель Бермудес в ноябре прошлого года вместе открыли памятник лидеру Кубинской революции Фиделю Кастро в Москве. В апреле этого года Вячеслав Викторович Володин и Эстебан Ласо Эрнандес провели в Гаване первое заседание Комиссии по сотрудничеству Государственной Думы и Национальной ассамблеи народной власти. В тот самый момент на Кубе находилась не только наша большая представительная парламентская делегация, Вячеслав Викторович взял с собой представителей всех ключевых министерств, и это было абсолютно правильно. Это сработало, стало стимулом для целого ряда наших чиновников, только для одних стало стимулом надолго, для других - нет, и теперь мы опять видим торможение там, где его не может быть, не должно быть. Это ровно тот случай, где политика, стратегия обязаны идти впереди разных формальностей и бюрократических закорючек. Пора предупредить на сей счёт весь наш чиновный люд, и, возможно, приближается пора спрашивать, как межгосударственные и межправительственные соглашения исполняются. При этом нужно помнить, что многое зависит и от нас: во многом именно парламент формулирует подходы, смыслы, стратегии, задаёт политические практики, каноны, традиции. Это мы с вами можем и обязаны перебороть одну укоренившуюся с 90-х годов практику - я говорю сейчас про формулу "взаимовыгодное сотрудничество". А что это значит? Кто определит степень выгодности для России сотрудничества с конкретной страной? Мы что, и со своими друзьями будем вести торг по принципу "утром деньги - вечером стулья"? Или мы будем вести дела серьёзно, как представители великой страны? Все ли готовы осознать, что подходы к антиколониальной идее, высказанной Президентом России на Валдайском форуме, должны быть не только сформулированы, но и воплощены в жизнь? И для нас это вопрос стратегической безопасности в мире, а значит, и безопасности России. А если так, то разве мы не должны всей душой, всем политическим ресурсом и ресурсом экономическим поддерживать наших друзей? Просто вдумайтесь: пройти через ад горбачёвско-ельцинского предательства и остаться друзьями России - разве это так мало стоит? Мы научимся это ценить, в конце концов? Или "утром деньги, а вечером стулья"? Так большие задачи не решаются, так смысл валдайских форумов не может быть воплощён в жизнь. Он будет воплощён, если у каждого здесь, в этом зале, будет своя твёрдая позиция и свой уровень осмысления этих проблем, достойный уровень. Просто посмотрите 12 тезисов Геннадия Андреевича Зюганова в оценке международной обстановки, прозвучавшие в субботу на Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации, и вы увидите пример максимально чёткого проведения антиколониальной линии, антиколониальной стратегии, включая, что особенно важно, антиколониальную идеологию. Только что эта стратегия борьбы с новоколониализмом подтверждена на Международной встрече коммунистических и рабочих партий в Турции, в Измире, и это тоже прошу иметь в виду. Уважаемые коллеги, в России всё чаще используется термин "стратегическая глубина". Правильный термин, глубина действительно чрезвычайно важна: глубина территориальная, географическая, экономическая, вслед за ней идёт возможность выстроить эшелонированную оборону и всю систему безопасности. Да, у нас эта глубина есть, а вот малые страны ею не обладают, и наши друзья тоже, у Кубы её, увы, нет. Глубина воли, глубина мужества, глубина готовности отстаивать свой суверенитет есть, а вот стратегической глубины у кубинского государства, у кубинской территории нет. Эту стратегическую глубину в деле защиты суверенитета для проведения антиколониальной политики можем предоставить только мы с вами - великая Россия, у которой такая глубина, стратегическая глубина, есть. Как это обеспечивал в своё время Советский Союз - именно он стал для Кубы её стратегической глубиной. Ключевая задача - подтянуть сегодня наше торгово-экономическое сотрудничество, торгово-экономические связи между Российской Федерацией и Республикой Куба до такого уровня политического взаимодействия, который сегодня достигнут. И ещё одним примером взаимопонимания и взаимодействия, я уверен, станет и принятие сегодня обращения в адрес ООН, парламентских организаций, национальных парламентов о необходимости прекращения блокады Кубы. Комитет Государственной Думы по международным делам соответствующий вопрос рассмотрел и решение принял, Совет Государственной Думы рассмотрел. Все необходимые заключения есть - положительные. От имени комитета прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопрос, который мы рассматриваем, очень важный. Вдумайтесь, в прошлом году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций в 30-й раз рассматривала вопрос отмены санкций и блокады, которую объявили Соединённые Штаты Америки Кубе: 185 стран проголосовали за снятие блокады, две страны - против, Соединённые Штаты Америки и Израиль. Мы сегодня не случайно принимаем это обращение. С каждым годом сторонников принятия этого решения, как видите, становится всё больше. Осталось две страны, которые выступили против. За время, как были объявлены санкции, блокада, Куба понесла потери в объёме 159 миллиардов долларов, Соединённые Штаты Америки нанесли огромный ущерб Кубе. Поэтому сегодняшний наш разговор должен однозначно завершиться решениями, на которых мы будем настаивать. И в связи с этим, коллеги, правильно было бы Израилю задуматься, с кем он оказался. Посмотрите, всё то, что происходит в рамках палестино-израильского конфликта, - это ведь тоже Соединённые Штаты Америки. Дружба с ними до добра не доводит, и такой союз в отношении Кубы ни у кого восхищения не вызывает, только лишь сожаление. Вот у нас хорошие отношения с Израилем, но разве можно так? На Кубе люди живут с 1962 года в жесточайшей блокаде: то света нет, то еды нет... Да, наша страна помогает, но правильно было бы и Израилю, который находится сегодня в непростой ситуации (до этого там проблемы тоже испытывали и чувствуют, понимают, как непросто), объединиться в Организации Объединённых Наций со всеми и поддержать. Тогда Соединённые Штаты Америки окажутся в одиночестве. Правда, там есть примкнувшая к ним Украина, которая заявила о нейтралитете, в прошлом году не голосовала ни за, ни против, но на Украине нет руководителей, там все наймиты Соединённых Штатов Америки, здесь всё понятно. Коллеги, 185 стран поддерживают решение, с которым и мы выступаем. Ну, наша страна всегда была близка к Кубе, и Куба всегда была рядом с нами в самое непростое время, поэтому решение, которое предлагает наш коллега, было бы правильно всем нам поддержать, потому что это единение должно ещё раз показать всем, что мы на правильном пути. Мир должен быть многополярен, а такие санкции, которые Соединённые Штаты Америки объявили Кубе, ни к чему хорошему не приведут. Придётся всё равно Соединённым Штатам Америки выплачивать издержки, убытки, которые понесла Куба. Это огромные деньги. Как я уже говорил, 159 миллиардов долларов - вот сумма, которую посчитали буквально в октябре этого года на Кубе, это оценка Министерства иностранных дел Кубы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От нас сейчас зависит, а дальше уже рассмотрение будет в Организации Объединённых Наций. Но круг стран, которые против, сузился до двух - США и Израиль. Вот, коллеги, такая там у них на сегодняшний день конструкция в части голосов. Пожалуйста, вопросы докладчику. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосуем? Желающих выступить нет? Всё понятно. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Тогда голосуем. Ставится на голосование проект постановления, 2-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 13 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято За - 407, против - нет, воздержавшихся нет. Принято единогласно. Поздравляю, уважаемые коллеги! (Аплодисменты.) Геннадий Андреевич, единогласно поддержали. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но в разное время, когда выносился этот вопрос на заседания Государственной Думы, по-разному складывалось голосование. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Андреевич. Понятно, вы хотите избавиться от нас с Мельниковым. Ну ладно я, понятно, но Мельникова-то за что?! (Оживление в зале.) Вот Штаты - это, пожалуй, единственная страна, которая опять будет голосовать против в Генассамблее ООН, потому что наверняка Израиль всё-таки прислушается к тому, о чём мы говорим. Обидно будет, если они опять пойдут за Соединёнными Штатами Америки, обидно.