Заседание № 198
07.12.2010
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 461469-5 "О назначении Савинской Надежды Алексеевны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4539 по 5078 из 6478
Мы с вами переходим к рассмотрению вопросов, поставленных на фиксированное время, это у нас вопросы 31, 32, 33. Коллеги, а что, если мы так поступим: предложим председателю Центробанка сделать доклад по трём кандидатурам, содоклад от комитета также по трём кандидатурам, а обсуждать, разумеется, и голосовать будем по каждой кандидатуре отдельно? Есть возражения против такого порядка? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев. Другое предложение. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Да не у меня другое, у Регламента другое: по Регламенту все кандидаты должны перед нами выступить до десяти минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я же по-другому предложил, коллеги: я предложил, чтобы представил нам кандидатов в одном докладе председатель Центробанка и один содоклад сделал председатель комитета, а сколько уж мы будем слушать наших соискателей... Может быть, вы скажете: "Пускай они двадцать минут выступают", - проголосуем и дадим вне Регламента им столько времени, если понадобится вам, Николай Васильевич. Согласился парламент с таким предложением, поэтому, Сергей Михайлович, вы можете представить в одном докладе все три кандидатуры. Пожалуйста. Включите микрофон в ложе правительства. ИГНАТЬЕВ С. М., председатель Центрального банка Российской Федерации. Большое спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, 18 октября текущего года завершился срок полномочий членов Совета директоров Гуденко Людмилы Ивановны, Шора Константина Борисовича и Савинской Надежды Алексеевны, и в соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" я внёс на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры моих коллег для назначения на должность членов Совета директоров на новый срок. Все кандидатуры согласованы с Президентом Российской Федерации Медведевым Дмитрием Анатольевичем. Буквально пару слов о каждом кандидате. Людмила Ивановна Гуденко работает главным бухгалтером - директором Департамента бухгалтерского учёта и отчётности. Работает нормально. Я считаю, она высокопрофессиональный и добросовестный сотрудник. Очень активно ведёт себя на заседаниях Совета директоров, выступает часто и по вопросам, которые, казалось бы, и не относятся к её компетенции. Фактически все нормативные документы выходят с её визой, и её виза для меня очень многое значит. Что касается Константина Борисовича Шора, он уже давно, уже лет двадцать, наверное, руководит Московским главным территориальным управлением Центрального банка Российской Федерации. Московское управление - это практически половина банковской системы России, если считать по числу банков. Если считать по активам банков, то это гораздо больше. От здоровья московских банков зависит здоровье всей банковской системы России. Я считаю его тоже высокопрофессиональным и добросовестным сотрудником и тоже поддерживаю эту кандидатуру. Надежда Алексеевна Савинская руководит Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу. Работает тоже довольно-таки давно, по-моему, с 1996 года. Тоже профессиональный, добросовестный сотрудник. Санкт-Петербург - это, в общем-то, вторая столица России и второй по значимости банковский центр России. Я прошу вас назначить всех трёх кандидатов на должности членов Совета директоров на новый срок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Владислав Матусович, мнение комитета. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, 25 ноября состоялось заседание Комитета по финансовому рынку, на котором как раз внимательнейшим образом рассматривалось предложение председателя Центрального банка, согласованное с Президентом Российской Федерации, о назначении на должности членов Совета директоров соответствующих кандидатов, то есть Гуденко, Шора, Савинской. Комитет поддержал указанные кандидатуры и предлагает Государственной Думе назначить их членами Совета директоров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, по нашему Регламенту, статья 170, предполагается, что кандидат для назначения в Совет директоров выступает с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность. Депутаты вправе задать вопросы, высказать своё мнение, причём преимущественное право на выступление имеют представители фракций. Так гласит наш Регламент. Я обращаюсь к соискателям: есть ли желание выступить с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность в рамках регламентной процедуры? Я так понимаю, что соискатели не настаивают. Палата настаивает? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Я прошу представиться всех кандидатов. Гуденко Людмила Ивановна, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы будете задавать вопросы, коллеги. Пожалуйста, Людмила Ивановна. ГУДЕНКО Л. И., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Я хочу сказать о себе, что я с 74-го года работаю в системе государственного банка. Последние семнадцать лет я возглавляю Департамент бухгалтерского учёта и отчётности Банка России. В мои функции входит организация методологии бухгалтерского учёта в кредитных организациях, в Банке России, составление финансовой отчётности Банка России, написание нормативных актов по совершенствованию бухгалтерского учёта, по ведению бухгалтерского учёта и другие вопросы, которые с этим тесно связаны. Вы понимаете, что практически вся деятельность Банка России должна быть отражена в ежедневном бухгалтерском балансе, который ведёт банк, и в финансовой отчётности, и моя деятельность связана с этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Ивановна, присаживайтесь. Кандидат на должность члена Совета директоров Шор Константин Борисович. Пожалуйста, представьтесь. ШОР К. Б., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Моя фамилия Шор, зовут меня Константин Борисович. Как сказал Сергей Михайлович, я достаточно давно уже работаю в Московском главном территориальном управлении Банка России. Под моим руководством это управление объединило два региона - Москву и Московскую область. Это был первый такой опыт, и операция эта, если можно так сказать, прошла безболезненно для двух административных образований. И вот с 2000 года, когда прошла эта процедура, и по сегодняшний день в мои задачи входит создание условий для нормальной работы банковской структуры в Московском регионе, обеспечение соблюдения кредитными организациями законов, в особенности закона "О банках и банковской деятельности". В рамках этого, исполняя закон о Банке России, мы осуществляем надзор и другие свои регламентные действия в отношении коммерческих банков. Конечно, в этой работе были разные периоды: были и периоды серьёзных испытаний, как вы помните, 1998 год. Следующая проблема была у нас в 2004 году. Сегодняшний мировой кризис, безусловно, затронул и банки Московского региона, которые являются ключевыми в банковской системе, но благодаря, на мой взгляд, нашей разумной политике и разумным подходам мы сегодня не имеем серьёзных потерь в виде большого оттока вкладов физических лиц из банков, что позволяет нам по крайней мере с достаточной уверенностью говорить о том, что банковская структура Московского региона обеспечит своевременность проведения платежей в целом. Безусловно, есть недостатки, над которыми придётся серьёзнейшим образом работать, но это наша работа и, в общем-то, в мои планы входит работу продолжать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Савинская Надежда Алексеевна. Пожалуйста, представьтесь. САВИНСКАЯ Н. А., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Добрый вечер, уважаемые господа депутаты! Я работаю в Банке России с 1976 года, с тех пор как закончила финансово-экономический институт в городе Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде, занимала должности от экономиста до руководителя Главного управления Банка России по городу Санкт-Петербургу, эту должность я занимаю четырнадцать лет, пятнадцатый год. Если говорить об основных направлениях деятельности, основных функциях, которые выполняет Банк России, главное управление очень активно участвовало в последние годы, в последние семь лет, в создании материальной базы, которая позволила подготовить ту концепцию закона о платёжной системе, которая сегодня досматривается и будет реализовываться. Именно в нашем главном управлении после того, как это было сделано в Нижнем Новгороде, был создан коллективный центр обработки информации - Банком России нам была доверена эта функция - и внедрена система банковских электронных срочных платежей, которая сделала реальностью осуществление платежей в секунды, а не в дни, как было раньше, не в день-два. С целью выполнения функции организации денежного обращения в нашем главном управлении на территории нашего города был создан один из первых уникальных, современных кассовых центров, который позволил решить имевшиеся раньше проблемы обеспечения наличными деньгами, и теперь мы обладаем мощной базой и технологиями, которые востребованы и продвигаются в другие регионы России. Что касается функций надзора за деятельностью кредитных организаций, несмотря на имевшие место негативные явления в деятельности ряда банков во время кризиса, тем не менее, на наш взгляд, та политика, которая проводилась Банком России благодаря законам, принятым Государственной Думой, позволила решить самую главную проблему - не утратить доверия населения к нашей банковской системе, и на сегодня показатели по банковской системе города свидетельствуют и о росте доли вкладов населения, и о медленном, но всё-таки росте кредитования реального сектора экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я информирую депутатов о том, что у нас на гостевом балконе находится группа итальянских парламентариев. Можете их поприветствовать. (Аплодисменты.) Уважаемые коллеги, представились наши соискатели. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Давайте запишемся. Включите режим записи. По Регламенту у нас есть возможность и выступить. Покажите список записавшихся. Девять записавшихся. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые соискатели, вы знаете, что не очень давно был принят закон об упорядочении деятельности обменных пунктов. В связи с этим вопрос прежде всего руководителю московского управления господину Шору. Скажите, пожалуйста, с чем связан столь большой шум по поводу колоссального количества якобы имевших место нарушений в обменниках? Вы, вероятно, ездите на работу... вот я каждый день вынужден ездить по Новому Арбату, и я вижу, что там, как и по всей дороге, ни один обменный пункт не закрыт. Какие меры вы предпринимаете в связи с принятым законом об упорядочении этой деятельности? И второй вопрос, всем. Скажите, пожалуйста, с чем связано то, что Центробанк имеет прибыль, а всё основное производство - и аграрный комплекс, и промышленность, особенно машиностроение, - в полных нулях и в предбанкротном состоянии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Борисович, первый вопрос был к вам. ШОР К. Б. Я тоже вынужден ездить на работу по Новому Арбату и также с негодованием смотрю на эти вывески, но хотел бы уточнить. Как только мы начали исполнять закон, поправку к закону, который принят Государственной Думой... Как вы знаете, Банк России начал проводить эту работу последовательно. В этом году, по-моему в апреле, Банк России принял соответствующий нормативный документ, и мы уже направили всем коммерческим банкам информацию о том, что необходимо переквалифицировать работу их структурных подразделений, которых достаточное количество в Москве, может быть, даже сверх ожиданий, а именно порядка шесть тысяч структур, которые занимаются в том числе и обменными операциями. В целом по России около двадцати тысяч структур, похожих на обменники. Кстати говоря, мы и были инициаторами... может быть, не только мы, как территориальное подразделение, а мы в том числе направляли предложения по закрытию обменных пунктов в Банк России, и Банк России, я так понимаю, пришёл к этому же мнению, издав соответствующий нормативный документ. Потому что нам тоже было понятно, что эти структуры практически плохо контролируемы и, естественно, такое количество новообразованных или уже действующих обменных пунктов накрыть сплошной проверкой невозможно. Более того, они, безусловно, мигрируют по городу, город наш не маленький, и, каждый раз меняя адреса, они, таким образом, продолжают действовать. Ну, та же бригада, как мы понимаем, переходит на новый адрес под вывеской того или иного банка. Как правило, это бывает незаконно, я имею в виду, что банк не открывал подобных обменных пунктов. То есть эта фактически незаконная банковская деятельность существует, к сожалению, и сегодня, и надо говорить об этом откровенно. Другой разговор, что их уже осталось не так много, как было раньше. Собственно, сами банки... Поверьте, Новый Арбат - это не вся Москва, реально таких структур осталось сотни, как вы понимаете. Естественно, мы продолжаем с ними, ну, если сказать, что поступательную борьбу, то будет сказано слишком мало. Первое, что мы сделали, - направили в органы внутренних дел полный перечень структурных подразделений, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время для ответа на вопрос. Сколько нужно добавить? Давайте добавим минуту, постарайтесь уложиться. ШОР К. Б. За минуту управлюсь. В любом случае теперь у органов внутренних дел есть совершенно точная дорожная карта, по которой можно, выйдя на проверку, начиная с участковых и выше, выяснить сразу, что это незаконный пункт, и дальше приступать к нормальной правоохранительной работе. Вот то, что мы сделали, размещено на сайте Банка России, полный список. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы кому вопрос задаете? Предлагаю идти дальше. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите, нетерпение проявляют другие депутаты, они... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, нет ответа. Задавайте вопросы по профилю деятельности соискателей, и будут ответы. Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста, ваш вопрос. КУЛИК Г. В. Олег Викторович, у меня не вопрос, я хотел сказать два слова... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это другой жанр, мы вам дадим такую возможность. Депутат Федоткин, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Михайлович, у меня один вопрос. В этом зале очень часто звучат цифры, которые вызывают недоумение, и в прессе очень много цифр. Вот у нас три кандидата в члены Совета директоров. Скажите нам однозначно, чтобы чётко депутаты знали: за прошлый год каков объём доходов члена Совета директоров - оклад, дивиденды, дополнительные выплаты? Что получил член Совета директоров, в который войдут наши коллеги? Сколько за прошлый год приходится на одного члена Совета директоров? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаю внимание, что депутат Федоткин нарушает Регламент, поскольку по Регламенту вопросы задаются соискателям, а не председателю Центробанка. Ну хорошо, поскольку вопрос задан, Сергей Михайлович, наверное, может ответить. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. На сайте Центрального банка размещена информация о доходах председателя Центрального банка, там можно точно посмотреть. У меня большая зарплата, большие доходы, я точно не помню цифр. Члены Совета директоров получают меньше, но я не помню точных цифр. Эту информацию мы уже не размещаем, размещается информация о доходах председателя Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, ваш вопрос. РЯБОВ Н. Ф. Хорошая зарплата, если человек не помнит, сколько получает. Уважаемая Людмила Ивановна, наверное, вам вопрос - вы первым соискателем у нас были, правильно? Всем понятно, что коммерческие банки - это спекулянты, торгаши деньгами. И у меня к вам вопрос следующего плана (вы, кстати, работаете давно в банковском секторе, с советского периода): не считаете ли вы персонально необходимым поставить перед правительством вопрос о возврате банков в государственную собственность, чтобы они финансировали народно-хозяйственный комплекс и физических лиц по понятным нормативам и в соответствии с целесообразностью, а не спекулировали деньгами, как сейчас происходит? Вот и коллега мой Коломейцев Николай Васильевич задаёт вопрос: почему банки жируют, а промышленность постепенно сдыхает. Спасибо за ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Людмила Ивановна. ГУДЕНКО Л. И. Я не считаю, что если банковский бизнес начат, то нужно привлекать не привлечённые средства, а государственные. Ну, и дело, наверное, самого государства - принимать решение, будут кредитные организации государственным имуществом, государственной собственностью или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Баскаев, пожалуйста, ваш вопрос. БАСКАЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, я тоже нарушаю, наверное, Регламент, но всё-таки у меня вопрос к Сергею Михайловичу. Вот все три кандидатуры, я лично считаю, высококвалифицированные финансисты, и у меня вопросов к ним нет. Действительно, это здорово. Но вот и сегодня, и раньше у нас было очень много вопросов, юридических проблем в связи с деятельностью Центробанка. Поэтому у меня вопрос к Сергею Михайловичу: не хотите ли вы ввести в практику - я знаю, что у вас в Центробанке очень много грамотных юристов, - чтобы членом Совета директоров в том числе был и человек с юридическим образованием? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М. Я об этом не думал ещё. Извините, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, есть возможность подумать. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к первому соискателю, Людмиле Ивановне. Людмила Ивановна, вот вчера Росмониторинг озвучил данные, что, по их мнению, в разряд сомнительных попадают сделки на сумму, равную трём ВВП России, они квалифицируются как сомнительные сделки, ну, по-простому - обнал. Вот что вы на это можете сказать? И ко всем, наверное, то есть к остальным двум соискателям тоже вопрос. Вот у нас не так давно, в период кризиса, выделялись бюджетные средства через Центральный банк, и премьером была поставлена задача, чтобы эти деньги попали в реальный сектор экономики - все, наверное, помнят, и по телевизору говорили - с максимальной маржей в 3 процента. Кто получил, кроме "Газпрома" и "Роснефти", эти деньги, собственно говоря? И что вами лично сделано для того, чтобы у нас в стране появились если не долгосрочные, то среднесрочные кредиты для реального?.. (Микрофон отключён.) ГУДЕНКО Л. И. Если вы позволите, я отвечу на вопрос в отношении срочных сделок, этот вопрос касается моей деятельности. Я могу сказать, что для кредитной, для банковской системы строго регламентирован порядок совершения этих операций и отражения их в бухгалтерском учёте. Сегодня мы работаем над совершенствованием порядка учёта срочных сделок, мы с НВА, НФА и с крупными коммерческими банками, крупными аудиторскими компаниями разработали проект нормативного акта, содержащий правила совершения учёта срочных сделок и обращения производных финансовых инструментов. Я думаю, что наличие утверждённого нормативного акта даст нам возможность не сомневаться в правильности определения финансового результата этих сделок и отражения их в учёте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таскаев, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А за всех один отвечает. ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР. Уважаемый Владислав Матусович, Сергей Михайлович и кандидаты в члены Совета директоров! По каким параметрам работала комиссия по отбору кандидатов? Ведь уважаемые кандидаты - старейшие, опытные специалисты, а как же позиция Президента Российской Федерации об обновлении, об омоложении руководителей подобного ранга? Кроме того, я считаю, что в последние тридцать лет у Центробанка было достаточно много промахов, и часть вины, наверное, лежит и на тех его представителях, которых мы сегодня видим. Как же всё-таки вы на это смотрите? Что, у Сергея Михайловича нет сегодня молодых специалистов, только кандидаты в пенсионеры? ИГНАТЬЕВ С. М. Я могу не отвечать? Нет, давайте отвечу. Во-первых, у нас не было никакой комиссии по отбору кандидатов в члены Совета директоров, это моя личная ответственность. Я делаю предложение президенту, президент соглашается или не соглашается, и потом кандидатура вносится в Государственную Думу. Я считаю, что именно эти три кандидата вполне достойны работать членами Совета директоров. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Фракцию ЛДПР, конечно, радует, что никакой конкурсной комиссии нет, ну ладно. А скажите что-нибудь, пожалуйста, Сергей Михайлович, если вы о личной ответственности говорили, - и Константин Борисович, наверное, тоже может частично ответить - по поводу Межпромбанка, который, как вы знаете, канул в Лету. В кризис ему без залога дали 40 миллиардов, из которых, как вы знаете, 30 миллиардов пошло на личный счёт товарища сенатора (фамилия его вам тоже, наверное, знакома), потом он купил себе самолёт, потом часть денег сыну перевёл на счёт, как всё это смачно описывается в прессе. Это тоже ваша личная ответственность, это ваша заслуга или это ваш промах? ИГНАТЬЕВ С. М. Ответственность - это моя личная ответственность. Я могу на этот вопрос ответить поподробнее. Я просто напомню вам октябрь 2008 года, когда не хватало ликвидности в российской банковской системе и нам нужно было принимать решение о срочном вливании, я бы сказал, триллионов рублей в банковскую систему. Тогда у нас был выбор: принимать решение либо индивидуально по каждому банку, либо на основании некоторого алгоритма. И мы предпочли принимать решение на основании некоторого алгоритма, на основании некоторого правила, потому что если бы принимали решения индивидуально, то мы и за два года этой суммы не выдали бы и банки, банковская система просто рухнули бы. Всего было допущено к этому инструменту сто девяносто два банка. К настоящему моменту сто восемьдесят восемь банков полностью погасили эти кредиты. Возвратность этих кредитов - 98 процентов примерно, то есть из 2 триллионов погашено всё, кроме, по-моему, 46 миллиардов. Это моя личная ответственность, да. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Улас Владимир Дмитриевич, пожалуйста. УЛАС В. Д. Сергей Михайлович, у меня тоже, в общем-то, вопрос, касающийся кандидатов, но на него мне хотелось бы получить ответ от вас. К началу кризиса 2008 года кредитная задолженность, внешняя задолженность наших коммерческих банков и структур превышала 500 миллиардов долларов. Это прямое следствие той ущербной финансово-экономической политики, которая проводилась, в том числе и Центробанком, когда полученные за наши газ и нефть деньги размещались в бумагах ценных Федеральной резервной системы и на депозитах под 1,5 процента, а частные компании и банки наши, а также государственные брали под 7, иногда под 6 процентов кредиты за рубежом. Скажите, несёт ли за такие изъяны финансовой политики кто-нибудь из представляемых кандидатов персональную ответственность? И второе. Предполагается ли какая-то ротация у вас или, в общем-то, все будут до самого последнего дня членами Совета директоров? Из представленных товарищей все уже ими являются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ИГНАТЬЕВ С. М. Что касается первого вопроса, по поводу внешнего долга российских банков и компаний в размере, как вы сказали, 500 миллиардов долларов, да, это действительно так. Это, кстати, не так уж и много, это примерно 35 процентов российского ВВП или даже меньше было на тот момент времени. Вот у других стран внешний долг гораздо больше, гораздо больше. С тех пор долг немножко сократился, потом снова начал расти. Это решение самих банков, самих компаний о том, где занимать, на каких условиях или на какой срок, и их ответственность перед своими кредиторами. Это нормальный процесс в рыночной экономике. Другое дело, если бы этот рост был каким-то очень быстрым, то это привело бы к определённым рискам макроэкономическим. Тогда бы, конечно, органы власти, в том числе и Центральный банк, должны были бы предпринимать некоторые меры по ограничению этих рисков. Это мы и делали, и будем делать, и это делают и в других странах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня к предыдущему ведущему замечание, потому что по Регламенту я имею право, мы имеем право задать вопросы каждому из кандидатов. Я задал каждому из кандидатов вопросы, но ответил только один из кандидатов, два остальных кандидата на мои вопросы не ответили. Просьба в соответствии с Регламентом дать возможность им ответить на мои вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что, не все ответили на вопросы, да, Сергей Михайлович? ИГНАТЬЕВ С. М. Я не помню, но напомните свой вопрос, я думаю, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат задавал вопросы всем кандидатам, я так понимаю, а ответил только один кандидат. ИГНАТЬЕВ С. М. Нет, нет, нет, там был один вопрос на всех, причём вопрос, насколько я помню, не очень понятный, для меня во всяком случае. Может быть, напомните свой вопрос и другие кандидаты тоже ответят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да уж некогда, у нас сейчас уже "час голосования", поставленный на фиксированное время, начнётся. Будем считать, что один из кандидатов ответил, а другие согласны с этим ответом. Давайте таким образом определимся. Есть возможность выступить у представителей фракций при обсуждении этих вопросов. Я хочу просто сейчас записать, кто будет выступать. Начнём "час голосования", и после этого вернёмся к этому вопросу. Кто будет выступать от фракциЙ? Коломейцев Николай Васильевич, Рохмистров Максим Станиславович, Кулик Геннадий Васильевич, Дмитриева Оксана Генриховна. Уважаемые коллеги, уже 16.59. Мы можем начать "час голосования", и я его объявляю.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5425 по 5657 из 6478
Уважаемые коллеги, мы сейчас продолжим обсуждение 31, 32 и 33-го вопросов, так как они у нас были поставлены на фиксированное время, а потом завершим обсуждение 19-го вопроса. Напомню, что при выступлениях по проектам постановлений о кандидатурах в соответствии со статьёй 56 Регламента даётся до трёх минут. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, у нас с вами осталось не так много функций для того, чтобы повлиять на состояние в стране: Счётную палату мы с вами отдали президенту, Центробанк - тоже президент, все судьи - президент, прокурор - президент. Но мы с вами здесь слушаем отчёт Центрального банка. Мы его слушали, но не получили ответов - ни один из интересующихся депутатов ни на один конкретный вопрос не получил ответа. Вы видите, что ситуация в стране сегодня очень тяжёлая. Безусловно, деньги не терпят суеты, не надо бегать стометровку, и, наверное, все три предложенных кандидата - профессиональные люди, учитывая тот факт, что они всю свою сознательную жизнь проработали в банке, но я у вас спрашиваю: а соответствует ли деятельность Совета директоров Центробанка интересам Российской Федерации и её экономики? Скажем, прибыль Центробанка, если верить бумагам, которые нам давали, за прошлый год, если я не ошибаюсь, составила 240 миллиардов рублей. У Центробанка есть свой пенсионный фонд, у них особая система оплаты. Наверное, это правильно - чтобы не было соблазнов. Однако на всё сельское хозяйство мы с вами выделили 147 миллиардов рублей, и то до конца не профинансировали. Сегодня 60 процентов сельхозпроизводителей находятся в предбанкротном состоянии, потому что банковская система под руководством Центрального банка резко ужесточила условия кредитования и резко снизила залоговую базу предприятий, необходимую для получения кредитов. Приведу пример. Промышленное предприятие "ТагАЗ" финансировалось по кредитной линии двух государственных банков, которые получили беспроцентные ссуды. И хотя завод погасил на 40 процентов тело кредита, Греф и компания довели дело до забастовки на заводе. Почему? Потому что предложили погасить, но потом забыли перекредитовать и опять пустили по кругу. С моей точки зрения, Совет директоров Центрального банка - это не просто собрание особо посвящённых, это люди, которые отвечают не за устойчивость Федеральной резервной системы. Я вам напомню, что 47 процентов золотовалютных резервов находятся в долларовых активах, 41 процент - в евро, 10 процентов - в фунтах стерлингов, и получается, что мы с вами не являемся суверенной финансовой системой. Поэтому мы не можем поддерживать членов Совета директоров, которые лишили суверенитета кредитно-денежную политику страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. Микрофон включите, пожалуйста, на рабочем месте. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, к сожалению, непонятная ситуация, когда кандидаты, которые пришли сюда, в парламент, отказываются отвечать на поставленные политической фракцией вопросы. Мне непонятно, ведь вопросы звучали достаточно простые, и я считаю, что это неуважение даже не к нашей оппозиционной партии. Вопрос был очень простой: что вами сделано в ответ на посыл, который дал премьер-министр, он же председатель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", чтобы деньги, которые выделяются из бюджета на оздоровление банковской системы, попали в реальный сектор экономики с маржей максимум 3 процента? По моей информации, такие деньги получили три-четыре предприятия, типа "Газпрома", "Роснефти" и подобных системообразующих предприятий. Никакие другие предприятия этих денег не получили. Когда отказываются отвечать на такой вопрос, мне кажется, это неуважение к правящей партии, если она действительно правящая, а не та, которой правят ребята из Центрального банка. Вот на такое неуважение, наверное, должна быть реакция, и у фракции ЛДПР она будет совершенно однозначной: мы проголосуем против всех трёх кандидатур. Нам непонятно, как эти люди, которые были на руководящих должностях и в 98-м году, и в 2004 году, успешно боролись с последствиями тех ситуаций, которые вдруг произошли. Вдруг даже кошки не рождаются - к тем ситуациям привела та кредитно-финансовая система и политика, которая была в нашем государстве, именно она и довела нашу банковскую систему до кризиса 98-го года и до кризиса 2004 года. Что сегодня происходит? Сегодня происходит полное неприятие тех установок, которые ставит президент. Мы с вами принимаем законы, выделяем бюджетные средства на модернизацию, на создание центров типа "Сколково" и развиваем эту систему, с тем чтобы наши родные изобретения куда-то пошли. И что мы видим? Всем понятно, что реальная модернизация возможна только при наличии долгосрочных и среднесрочных кредитов. Эта ситуация совершенно не волнует Центральный банк: это не их задача, их задача - регулировать инфляцию путём сжатия денежной массы. Хорошая тема, только никакой пользы нашей экономике это, к сожалению, не приносит. Фракция ЛДПР не может поддержать кандидатуры, которые выказывают неуважение к парламенту. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Юрчик Владислав Григорьевич. ЮРЧИК В. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Борис Вячеславович, для протокола: по пункту 30 я голосовал за, просто не сработала техника. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Следующее выступление - Кулик Геннадий Васильевич. На рабочем месте, пожалуйста, включите микрофон. КУЛИК Г. В. Коллеги, я предлагаю поддержать предложенные кандидатуры. Чем я руководствуюсь? Тому, кто хочет посмотреть на работу настоящего профессионала, я предлагаю прийти в Комитет по финансовому рынку, когда мы рассматриваем отчёт и предложения по кредитно-денежной политике, и послушать. Вы увидите, как обсуждается вся информация, которая необходима для объективного принятия решений. И в этом, конечно, огромная заслуга Людмилы Ивановны. Она, кстати говоря, частый гость в Государственной Думе. И я просто предлагаю вам познакомиться с работой этого человека через те документы, которые поступают к нам на рассмотрение. Что касается кандидатуры Шора, то я хочу сказать следующее. Я не могу не сказать добрые слова... не вспомнить период, когда мне пришлось работать вместе с другими коллегами в правительстве Примакова, когда годами не платилась заработная плата и нам надо было искать выход из этой ситуации. Вот тогда я увидел, как работают профессионалы-банкиры. И сегодня напрасно вели спор, говорили, что банк не отвечает и не может отвечать за экономику. Отвечал он и за экономику, и за то, чтобы безработицу уменьшить, и за всё остальное. Я поддерживаю эту кандидатуру. Что касается замечаний, касающихся возраста, то мне приходит сейчас на память интервью, которое дал Косыгин Алексей Николаевич после формирования очередного правительства, когда средний возраст союзного правительства был шестьдесят четыре года. Корреспондент спросил: "Как вы, Алексей Николаевич, собираетесь работать, ведь у вас такой возраст?" Он ему ответил с присущей глубиной мысли: "Вы меня простите, но я формирую правительство Советского Союза, а не футбольную команду". Так и я понимаю: мы сегодня формируем здесь не футбольную команду, а Совет директоров органа, который берёт на себя огромную ответственность. Я предлагаю поддержать эти кандидатуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. На рабочем месте микрофон включите. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я не могу не ответить на замечания наших коллег из фракции ЛДПР по поводу неуважительного отношения к парламенту. У меня такое впечатление, что в вопросах некоторых представителей ЛДПР было неуважительное отношение к кандидатам на должности членов Совета директоров Центрального банка. Что касается позиции нашей фракции. Всем известно, что мы не согласны с политикой Центрального банка. Мы не согласны с тем, как была построена денежно-кредитная политика по преодолению кризиса, у нас и сейчас много замечаний по денежно-кредитной политике Центрального банка. Но сегодня мы голосуем за людей, которые занимают должности на вполне определённых участках работы и выполняют свои обязанности в течение многих лет добросовестно, профессионально и честно. Работая в финансовой области, мы встречаемся с вопиющим непрофессионализмом и с вопиющей коррумпированностью многих должных лиц. Работа же кандидатов в течение многих лет свидетельствует об их абсолютной честности, добросовестности и профессионализме. Я долгие годы была свидетелем того, как обсуждалась работа главного бухгалтера Центрального банка Гуденко Людмилы Ивановны, когда аудиторы анализировали работу Центрального банка и не было за многие годы никаких принципиальных замечаний. Я также очень много лет знаю Савинскую Надежду Алексеевну по работе в Санкт-Петербурге и тоже могу сказать, что это очень честный человек, профессионал, добросовестно выполняющий свою работу. Про Шора уже было сказано, я не буду говорить. Поэтому наша фракция поддержит все три кандидатуры. И в оставшееся время не могу не сказать по поводу тех идей, которые возникли у нас по поводу оплаты труда не только членов Совета директоров Центрального банка, но и в принципе по всей системе госкорпораций, по оплате труда руководителей и членов Советов директоров государственных банков. Мне представляется, что уже давно пора в целом и комплексно рассмотреть все эти проблемы и привести заработную плату всех сотрудников государственных банков, госкорпораций, естественных монополий в соответствие с зарплатой государственных служащих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы обсудили вопросы 31, 32 и 33, выносим их на "час голосования". В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект постановления в соответствии с 31-м вопросом. Кто за то, чтобы принять проект постановления Государственной Думы "О назначении Гуденко Людмилы Ивановны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 31 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6% Результат: принято Принято. 32-й вопрос. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О назначении Шора Константина Борисовича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 09 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8% Результат: принято Принято. 33-й вопрос. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О назначении Савинской Надежды Алексеевны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 45 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принято.