Заседание № 195

23.11.2010
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 458475-5 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2418 по 3329 из 5743
Уважаемые коллеги, у нас с вами сейчас вопрос, который мы запланировали на      
фиксированное время. О проекте постановления "Об Основных направлениях единой   
государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013     
годов". Доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея      
Михайловича Игнатьева. Напоминаю, мы с вами определили регламент: доклад - до   
пятнадцати минут, три содоклада от комитетов - до пяти минут, по два вопроса    
от фракции и выступления от фракций - до пяти минут.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается     
одобренный Советом директоров Банка России документ - Основные направления      
единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и   
2013 годов.                                                                     
                                                                                
Сначала о макроэкономической ситуации и денежно-кредитной политике Банка        
России в текущем, 2010 году. В октябре текущего года инфляция в годовом         
выражении, то есть величина прироста потребительских цен по отношению к         
октябрю предыдущего года, составила 7,5 процента. В целом за 2010 год           
инфляция, по нашим оценкам, составит примерно 8 процентов. Это ниже величины    
инфляции за 2009 год, которая составляла 8,8 процента, и это ниже нижней        
границы целевого интервала 9-10 процентов, установленного для 2010 года         
прошлогодними Основными направлениями единой государственной                    
денежно-кредитной политики. Особенно быстро инфляция снижалась в первой         
половине года. В июле 2010 года инфляция в годовом выражении снизилась до 5,5   
процента - минимального уровня с 1991 года. Снижению инфляции способствовали,   
во-первых, низкий, ещё не восстановившийся уровень совокупного спроса на        
товары и услуги, а также тенденция укрепления рубля по отношению к              
иностранным валютам, которая наблюдалась с февраля 2009 года по апрель 2010     
года. В августе ситуация изменилась, темпы инфляции заметно выросли. При этом   
ускорение инфляции почти полностью объясняется быстрым ростом цен на            
продовольственные товары, что связано с сильной засухой и низким урожаем в      
текущем году. Фактор низкого урожая, безусловно, оказывает заметное влияние     
на динамику инфляции, но влияние этого фактора будет ограничено во времени, и   
к осени будущего года оно может быть полностью исчерпано.                       
                                                                                
Благодаря высоким мировым ценам на экспортируемые Россией товары платёжный      
баланс остаётся достаточно сильным. Сальдо счёта текущих операций сохраняется   
положительным, и за десять месяцев текущего года оно составило 66 миллиардов    
долларов, в прошлом году за соответствующий период оно составило 39             
миллиардов долларов.                                                            
                                                                                
Обращает на себя внимание быстрый рост импорта товаров. По нашим                
предварительным оценкам, импорт товаров в долларовом выражении за десять        
месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года     
вырос примерно на 30 процентов. Основные причины быстрого роста импорта - это   
возобновившийся экономический рост, повышение доходов населения, а также        
повышение валютного курса рубля, которое происходило до апреля текущего года.   
                                                                                
Рост импорта оказывает заметное влияние на формирование сальдо счёта текущих    
операций, которое в течение 2010 года имело явную тенденцию к снижению. Если    
в первом квартале сальдо счёта текущих операций превысило 33 миллиарда          
долларов, то в последние три месяца, то есть с августа по октябрь, оно          
снизилось примерно до 10 миллиардов долларов.                                   
                                                                                
Динамика движения частного капитала остаётся весьма нестабильной. В целом за    
десять месяцев текущего года наблюдался чистый отток частного капитала,         
который составил примерно 21 миллиард долларов, причём в последние два месяца   
- сентябрь и октябрь - он даже усилился и, по самым предварительным оценкам,    
превысил 8 миллиардов долларов.                                                 
                                                                                
Что касается курсовой политики, то действия Банка России направлены на          
последовательное, но постепенное увеличение гибкости валютного курса рубля. С   
этой целью в октябре Банк России увеличил ширину плавающего интервала для       
стоимости бивалютной корзины с 3 до 4 рублей, а также снизил с 700 до 650       
миллионов долларов величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу        
границ интервала на 5 копеек.                                                   
                                                                                
Повышение гибкости валютного курса позволит нам гораздо более точно достигать   
поставленных целей по инфляции. В первые месяцы текущего года преобладала       
тенденция укрепления рубля, стоимость бивалютной корзины заметно снизилась.     
При этом Банк России в рамках механизма плавающего интервала проводил           
масштабные валютные интервенции, покупал иностранную валюту. Начиная с мая      
тенденция изменилась: стоимость бивалютной корзины стала повышаться. Принимая   
во внимание значительное положительное сальдо счёта текущих операций при        
нынешних мировых ценах на нефть, не думаю, что эта тенденция будет              
наблюдаться сколько-нибудь долго.                                               
                                                                                
Денежная масса, агрегат М2, за последние двенадцать месяцев, то есть с 1        
ноября прошлого года по 1 ноября текущего года, выросла на 30,4 процента.       
Причём в последние месяцы рост денежной массы начал замедляться. Мы ожидаем,    
что замедление роста денежной массы продолжится и это будет способствовать      
снижению инфляции.                                                              
                                                                                
Снижение инфляции в первом полугодии позволило Банку России снизить ставку      
рефинансирования и другие процентные ставки Банка России. Решения о снижении    
ставки Советом директоров принимались в феврале, марте, апреле и мае. В         
результате ставка рефинансирования была снижена с 8,75 процента до 7,75         
процента. В дальнейшем Совет директоров ежемесячно рассматривал вопрос о        
процентных ставках, но ситуация начала меняться, и во всех случаях были         
приняты решения оставить ставки Банка России неизменными. Снижаются             
процентные ставки и по кредитам коммерческих банков. Так, средневзвешенная      
процентная ставка по кредитам в рублях нефинансовым организациям на срок до     
одного года снизилась с 13,7 процента в декабре 2009 года до 9,7 процента в     
сентябре 2010 года. В октябре эта ставка составила (правда, без данных по       
Сбербанку) уже 8,9 процента.                                                    
                                                                                
В текущем году возобновился рост кредитования банками реального сектора и       
населения. За десять месяцев портфель кредитов нефинансовым организациям и      
населению увеличился на 9,4 процента. Уровень просроченной задолженности по     
банковским кредитам стабилизировался, но пока устойчивой тенденции его          
снижения не наблюдается.                                                        
                                                                                
О денежно-кредитной политике в 2011 году и в период 2012 и 2013 годов. Банк     
России исходит из того, что инфляцию необходимо снизить в 2011 году до 6-7      
процентов, в 2012 году - до 5-6 процентов, в 2013 году - до 4,5-5,5 процента.   
В 2011 году Банк России продолжит осуществлять постепенный переход к            
инфляционному таргетированию и режиму свободно плавающего валютного курса       
рубля. Мы разработали три варианта прогноза платёжного баланса и                
соответствующие им три варианта денежной программы. Варианты отличаются друг    
от друга прежде всего уровнем мировых цен на нефть. Первый вариант              
предусматривает резкое снижение цены на нефть сорта "Юралс" уже в 2011 году     
до 60 долларов за баррель. Третий вариант предусматривает повышение цены на     
нефть в 2011 году до 90 долларов за баррель с дальнейшим её повышением до 95    
долларов за баррель. Второй вариант соответствует прогнозу, положенному в       
основу проекта федерального бюджета. В этом варианте счёт текущих операций      
остаётся положительным в 2011 и в 2012 годах. В 2013 году прогнозируется        
некоторое отрицательное сальдо текущего счёта. Предполагается небольшой, но     
растущий чистый приток частного капитала. Золотовалютные резервы постепенно     
растут, всего за три года примерно на 83 миллиарда долларов. Денежная масса     
агрегата М2 растёт в темпе 15-19 процентов в год.                               
                                                                                
На этом я хотел бы закончить. Спасибо за внимание.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
У нас содоклад сделает председатель Комитета по финансовому рынку Владислав     
Матусович Резник.                                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, после такого детального выступления Председателя      
Центрального банка я попытаюсь быть кратким.                                    
                                                                                
В соответствии с требованием Регламента Комитет Государственной Думы по         
финансовому рынку совместно с Комитетом по бюджету и налогам рассмотрел         
представленные Банком России Основные направления единой государственной        
денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов. Прежде       
всего, я хочу отметить, что представленный Банком России документ достаточно    
полно отражает сложившиеся на настоящий момент тенденции в российской           
экономике. В основных направлениях описаны возможные сценарии развития          
российской экономики в зависимости от внешних условий, а также отражены         
варианты действий Банка России в денежно-кредитной и валютной сферах в          
2011-2013 годах с использованием широкого набора инструментов                   
денежно-кредитной политики. Я не буду на этом останавливаться, Сергей           
Михайлович обо всём этом детально нам сейчас только что рассказывал. Не буду    
я и повторять содержание совместного заключения профильных комитетов, которое   
роздано в зале, у вас оно есть, оно содержит результаты анализа                 
представленного Банком России документа и его оценку экспертным сообществом.    
                                                                                
В своём выступлении я хотел бы процитировать статью 3 Федерального закона "О    
Центральном банке Российской Федерации...", а именно, что является целями       
деятельности Банка России. Прежде всего - защита и обеспечение устойчивости     
рубля; второе - развитие и укрепление банковской системы Российской             
Федерации; и третье - обеспечение эффективного и бесперебойного                 
функционирования платёжной системы. Хотел бы ещё раз отметить, что, с нашей     
точки зрения, первая и вторая задачи в определённой степени взаимно             
противоречат друг другу. Но на эту тему мы достаточно детально говорили в       
прошлом году, видимо, ещё не подошло время, чтобы законодательно уточнить       
цели и задачи Банка России. Возможно, надо будет оставить только                
одну-единственную цель - защиту и укрепление устойчивости рубля. Это позволит   
Центральному банку, вероятно, лучше и точнее сконцентрироваться на основной     
задаче - борьбе с инфляцией. Ни у кого, наверное, в общем, нет сомнений, что    
борьба с инфляцией - это одна из важнейших задач, и я хотел бы посмотреть на    
неё в контексте проводимой Банком России денежно-кредитной политики.            
                                                                                
Как мы знаем, главной целью действительно - и Центральный банк это объявляет    
- является снижение инфляции. Причём последовательная борьба с инфляцией в      
последние годы является, наверное, лучшим достижением проводимой Банком         
России политики, потому что мы действительно наблюдали за двадцать лет          
реальные результаты. В качестве основного инструмента в борьбе с инфляцией      
Банк России намерен использовать процентную политику при одновременном          
обеспечении свободного курсообразования рубля на основе фундаментальных         
макроэкономических показателей. В связи с изложенным, возможно, необходимо      
откорректировать - то, о чём я говорил, - цели деятельности Банка России в      
части более адекватного отражения действующих экономических реалий и того       
факта, что устойчивость национальной валюты во многом обеспечивается низкой     
инфляцией.                                                                      
                                                                                
Я хотел бы отметить также, что, конечно же, деятельность Центрального банка     
во многом зависит от финансово-бюджетной политики, которую проводит             
правительство. Хотел бы отметить, что комитеты на совместном заседании          
уделили этому особое внимание и подчеркнули, что успешность борьбы с            
инфляцией будет обеспечена успешностью проведения умеренно жёсткой бюджетной    
и тарифной политики.                                                            
                                                                                
Кроме того, я хотел бы отметить тот факт, что на заседании комитетов            
единогласно, даже оппозиционными партиями, была поддержана позиция о            
недопустимости дальнейшего увеличения непроцентных расходов федерального        
бюджета. Хотел бы обратить ваше внимание, коллеги, на то, что это было          
сделано с учётом предстоящих событий в жизни нашей страны.                      
                                                                                
Помимо этого необходимо отметить, что внешнеэкономические условия остаются      
совершенно неоднозначными... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд просит председатель комитета. Дадим       
возможность завершить, да?                                                      
                                                                                
Добавьте тридцать секунд.                                                       
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Не стоит забывать о недавнем обострении кризиса суверенных долгов в Европе, а   
также о всё возрастающей волатильности резервных валют, повышающей              
нестабильность всей мировой экономики.                                          
                                                                                
В завершение я хотел бы сказать, что Банку России в ближайший год предстоит     
реализовывать денежно-кредитную политику в крайне непростых условиях и          
пожелать Банку России в этом успеха.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик сделает содоклад от Комитета по бюджету и налогам.    
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я голосовал за то заключение, с которым вас сейчас           
познакомил Владислав Матусович, но хочу сказать, что у ряда депутатов и ряда    
лиц, которые проводили экспертизу курса ЦБ по денежно-кредитной политике,       
остались определённые вопросы, и я хотел бы высказаться по этим вопросам.       
                                                                                
Первое. Нам трудно было воспринимать, вернее, мы не получили глубокого ответа   
на следующий вопрос. Вы посмотрите 2008, 2007, 2006 годы, когда Россия имела,   
так сказать, и подушку, и пуховое одеяло, и все другие подкладки в бюджете,     
самый высокий уровень инфляции составлял 12, 13 и более процентов.              
Вразумительного ответа на вопрос, как и чем это можно объяснить, мы не          
получили.                                                                       
                                                                                
Вот передо мной анализ ведущих финансовых центров. Дойче Банк 13 октября дал    
анализ ситуации в экономике "двадцатки". ВВП, как проектируют, будет расти в    
целом на 4,5 процента, в России, как они определяют, - на 4 процента, в Китае   
- 9,6 процента, в Германии - 3,4 процента, и самый низкий процент в Испании -   
минус 0,5 процента. Инфляция средняя - 1,2 процента, Китай - минус 0,7          
процента, Россия - 8,8 процента, это они дают такой прогноз, но будет,          
наверное, чуть ниже. Это 2009 год. 2010 год: соответственно 8,1 процента -      
инфляция в России, в мировой экономике - 3,1 и в Китае - 3 процента. И 2011     
год: инфляция в мировой экономике - 2,9 процента, в России - 7 процентов, в     
Китае - 2,5 процента. Если сравнивать эти цифры, можно сделать вывод: да, мы    
сократили инфляцию, но говорить о том, что мы уже вышли на рубежи тех стран,    
которые устойчиво ведут дело, я думаю, можно только с большим-большим           
натягом, если иметь в виду главный вопрос, который решает Центральный банк, -   
борьбу за стабильность нашей экономики, за понижение курса инфляции.            
                                                                                
На наш взгляд, это объясняется главным образом тем, что банк (вследствие        
своего положения, как он объясняет) очень неактивно работает над развитием      
реального сектора экономики, неактивно работает над тем, чтобы мы максимально   
использовали все финансовые ресурсы для модернизации производства. Вот мы       
говорим о сельском хозяйстве, а производим пять тысяч тракторов, имея 150       
миллионов гектаров земли, и серьёзных предложений ни слева, ни справа мы пока   
не получаем. К сожалению, ответ на вопрос об этом был примерно такой: это не    
является функцией банка. А результат вы сами видели: сегодня на кредиты до      
одного года ставка кредитная - двенадцать с лишним процентов, и то днём с       
огнём не найдёшь. Такие кредиты не позволят нам модернизировать производство.   
Должны быть кредитные ресурсы хотя бы на пять и более лет, для того чтобы       
осуществить это. Но здесь работа банка на кредитном рынке очень вялая, об       
этом говорят многие эксперты, причём очень авторитетные. И честно могу          
сказать, что касается агропромышленного комплекса, я двумя руками (вы можете    
выключить микрофон, но я закончу, Олег Викторович) подписываюсь под этим:       
модернизировать производство словами в агрокомплексе невозможно, надо хотя бы   
дать современную технику, восстановить сельхозмашиностроение, другие            
компоненты, которые обеспечат модернизацию технологии возделывания              
сельскохозяйственных культур и сделают село более устойчивым, так скажем.       
Хотелось бы видеть... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
Коллеги...                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я хотел дать слово патриарху российского             
парламентаризма, но он закончил без моего участия.                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Головнёв от Комитета по экономической политике и            
предпринимательству.                                                            
                                                                                
ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Комитет по экономической          
политике и предпринимательству рассмотрел основные направления. И Сергей        
Михайлович, и все другие предыдущие докладчики достаточно подробно              
остановились на содержании. И мы действительно понимаем, что главной целью      
денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов является   
удержание инфляции в заданных границах. В среднесрочной перспективе система     
инструментов денежно-кредитной политики будет ориентирована на создание         
необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. Это нам     
понятно.                                                                        
                                                                                
Комитет поддерживает усилия Банка России по сохранению стабильности и           
укреплению российской банковской системы, однако вместе с тем у комитета        
имеется ряд замечаний к основным направлениям единой государственной            
денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Комитет считает, что одной    
из причин высокого уровня инфляции и роста цен, как общей тенденции в           
предыдущие годы, является недостаточно активная политика по развитию            
российской банковской системы, укреплению её ресурсной базы и созданию          
условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. В первую    
очередь стоит обратить внимание на планируемый выше показателя инфляции рост    
регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.        
Каждый год комитет отмечает эту позицию, и боюсь, выдержать ту планку, 5-7      
процентов, в рамках очередного повышения услуг естественных монополий нам       
будет крайне сложно.                                                            
                                                                                
Второй аспект. Мы действительно оцениваем, что за последний год существенно     
упала ставка, но если посмотреть, по каким ставкам кредитуются сегодня          
предприятия именно среднего бизнеса, а средний бизнес - это в первую очередь    
производственный бизнес, то видно, что эти ставки далеки от указанных там 9,    
10 и 11 процентов. В среднем, наверное, это 14-15 процентов, но не в этом       
проблема. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день банки, особенно   
региональные, не хотят на себя брать риски по различным производственным        
программам. В первую очередь банкам выгодно сегодня кредитовать торговые        
операции, связанные с так называемым принципом "купи-продай". Конечно, это      
важно, потому что торговля - тоже двигатель экономики, но нам хотелось бы       
сделать, так сказать, новую экономику, экономику с высокой добавленной          
стоимостью. Комитет считает, что повышение уровня жизни граждан Российской      
Федерации и конкурентоспособности отечественных предприятий зависит главным     
образом от возможности проведения в стране структурной модернизации             
экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних           
факторов. Поэтому денежно-кредитная политика должна быть направлена на          
максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики,           
создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного                
кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора        
экономики, в особенности отечественных наукоёмких и высокотехнологичных         
отраслей обрабатывающей промышленности, а также субъектов малого и среднего     
бизнеса, которые обладают колоссальным потенциалом для ускорения и повышения    
качества экономического роста.                                                  
                                                                                
С учётом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экономической          
политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к       
сведению основные направления.                                                  
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Вопрос от фракции КПРФ задаёт Кашин Борис Сергеевич.                            
                                                                                
Микрофон включите Кашину Борису Сергеевичу.                                     
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Сергей Михайлович, у меня два вопроса.                                          
                                                                                
Для нас давно очевидно, что необходимо в законе о ЦБ уточнить функции Банка     
России. И сейчас вот председатель комитета по этому поводу высказался           
примерно в том же ключе. Наш с депутатом Багаряковым законопроект был очень     
поверхностно рассмотрен в Банке России. Есть ли у вас сейчас понимание, что     
здесь всё-таки необходима определённая работа? Это первый вопрос.               
                                                                                
И второй, в связи с Межпромбанком. Банк России долго рассказывал, как           
эффективно действуют беззалоговые кредиты. Сейчас более 30 миллиардов, я так    
понимаю, из денег Банка России могут оказаться потерянными. Я прочитал          
интервью вашего заместителя Меликьяна. Такое впечатление, что это финансовый    
мудрец даёт оценку ситуации, несмотря на то что он конкретно за этот вопрос     
отвечает. Сколько мы можем потерять, я имею в виду государство, на этой, как    
говорится... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо большое, Борис Сергеевич.                                
                                                                                
По первому вопросу. Вы, наверное, имеете в виду ваше предложение расширить      
как бы спектр задач Центрального банка и включить дополнительно поддержание     
или стимулирование экономического роста. Наверное, это имеете в виду, да?       
                                                                                
Ну, давайте посмотрим на законы, действующие в других странах. Мне известна     
только одна страна, где нечто подобное предусмотрено, - это Соединённые Штаты   
Америки. Там для Федеральной резервной системы помимо целей по поддержанию      
стабильности уровня цен есть запись относительно того, что ФРС должна           
заботиться ещё и о низкой безработице. В других странах такой множественности   
целей нет, и опыт показывает, что вот этого делать не нужно. Почему? Потому     
что это будет раздвоение целей у Центрального банка, смешение его полномочий    
с полномочиями правительства, непонятно кто за что будет отвечать и так         
далее. Я вообще противник вот такого дополнения к закону.                       
                                                                                
Теперь что касается Межпромбанка. Я хотел бы всё-таки, чтобы этот вопрос        
рассматривался более широко, то есть в рамках реализации всего вот этого        
проекта беззалогового кредитования, которая началась два года назад, в конце    
октября 2008 года. Я просто хочу напомнить ту ситуацию. Тогда никто никому не   
хотел давать кредиты, никто никому не хотел давать деньги, потому что риски     
были огромные, и в этих условиях у нас не было возможности предоставлять        
исключительно залоговые кредиты, обеспеченные кредиты, потому что у банков в    
то время не было достаточной залоговой базы, и нам ничего не оставалось         
делать, как принять риски на себя. Это нормально, вот в такой ситуации, когда   
разворачивается сильнейший кризис, государство должно принимать риски на        
себя, и мы их приняли. И хочу напомнить некоторые цифры. Всего к этой           
программе беззалогового кредитования было допущено двести сорок четыре банка,   
фактически получило беззалоговые кредиты сто девяносто два банка, из них уже    
погасило полностью сто восемьдесят семь банков, осталось в качестве должников   
пять банков. У трёх из них, включая Межпромбанк, названный вами, отозваны       
лицензии, и у двух банков лицензии есть. Я надеюсь, что эти два банка кредиты   
погасят. Максимальный объём задолженности был в феврале 2009 года, он был...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите время для завершения ответа на вопрос.           
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Максимальный объём задолженности по беззалоговым кредитам был    
1 триллион 924 миллиарда, это было в феврале 2009 года. Сейчас не возвращено    
46,5 миллиарда, включая те 32 миллиарда, которые нам задолжал Межпромбанк. То   
есть возвратность где-то около 98 процентов, причём эта цифра будет             
увеличена, потому что какие-то деньги с банков мы получим, даже с тех, у        
которых мы отозвали лицензию.                                                   
                                                                                
Я считаю в целом этот проект успешным, и, в общем-то, другого выхода у нас не   
было. Если бы мы этого не сделали, боюсь, банковская система сейчас была бы     
другой.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция ЛДПР, депутат Селезнёв.               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Сергей Михайлович, в своём докладе вы сказали, что действительно идёт           
снижение ставок кредитования реального сектора экономики. Действительно, не     
спорю, оно идёт: если во время острых кризисных явлений было 20-50 процентов    
через различные поборы, в том числе комиссий банков, то теперь это 15-25        
процентов, и тому, кто будет спорить, я готов доказать, что это действительно   
так. Так вот у меня вопрос: какие вам нужны полномочия для того, чтобы          
заставить банки, которым вы помогали в кризис, вливая огромные суммы денежных   
средств, давать кредиты по реальным ставкам - от 1 до 5 процентов, то есть по   
тем ставкам, которые характерны для всех развитых экономик? Если вы к этому     
не придёте, то тогда на самом деле загнётся весь реальный сектор экономики      
гораздо раньше, чем вы к этому придёте.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Вы знаете, у нас сейчас инфляция 8 процентов, и в будущем году   
мы хотим её снизить до 6-7 процентов. При такой инфляции... уровень ставок не   
может быть ниже темпов инфляции. Отрицательные ставки - это абсолютно           
ненормально с экономической точки зрения, поэтому нынешний уровень ставок -     
средний, - на мой взгляд, вполне приемлемый с точки зрения соотношения          
инфляции и уровня ставок. Очевидно, что сейчас не все заёмщики могут получить   
кредит под 8, 9, 10 процентов годовых, потому что банки учитывают риски: если   
заёмщик неизвестный, если плохое обеспечение или вообще его нет, то ставка,     
естественно, выше, она может быть и 14 процентов, и 15, и даже больше. А если   
вы имеете в виду потребительские кредиты, кредиты на покупку, допустим,         
какой-то электронной техники, мебели и так далее, то здесь, видимо, риски ещё   
выше. Почему? Потому что действительно трудно взыскать кредит в случае его      
невозврата. Вот поэтому ставки могут быть и заметно выше, чем даже 15           
процентов. Это нормально, и к этому нужно привыкать. Если мы хотим              
дальнейшего снижения ставок, то ничего иного, кроме как снижения инфляции...    
ничего другого нет, надо снижать инфляцию, тогда будут снижаться и ставки.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Губкин от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ваш вопрос.              
                                                                                
ГУБКИН А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, всё-таки хотелось бы, чтобы вы продолжили ответ    
на вопрос коллеги Кашина: что вы собираетесь делать с Межпромбанком, чтобы      
взыскать с него 32 миллиарда? Вы не ответили. Это первое.                       
                                                                                
И второе. Вот у вас в расчётах на следующий год заложен курс доллара в          
пределах 30 рублей 50 копеек. Сегодня - уже 31 рубль с небольшим, и тенденция   
всё-таки к укреплению доллара. Вот как вы считаете - это нормально? Не          
усугубит это инфляцию в следующем году?                                         
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Что касается Межпромбанка, то мы будем действовать в             
соответствии с законом. Суд должен рассмотреть вопрос о банкротстве банка.      
Под наши требования в 32 миллиарда рублей есть залоги - это судостроительные    
заводы в Санкт-Петербурге. Будет произведена оценка этих заводов. Я надеюсь,    
что найдутся покупатели и в результате часть этой задолженности будет           
погашена. Я надеюсь.                                                            
                                                                                
Что касается курса рубля, то да, действительно, он сейчас гораздо более         
волатильный, чем был два-три года назад, и это, в общем-то, наши намерения,     
это наша цель - сделать его более гибким, с тем чтобы у нас были как бы         
развязаны руки и чтобы можно было сосредоточиться на снижении инфляции как      
основной цели. Я не вижу больших проблем в динамике валютного курса рубля       
сейчас. С учётом того что текущий счёт остаётся положительным, причём сальдо    
платёжного баланса текущего счёта довольно-таки значительное, вряд ли эта       
тенденция к ослаблению рубля продолжится слишком долго. Более конкретных        
прогнозов я дать не могу.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, вы, думаю, к месту упомянули о том, что в          
функции Федеральной резервной системы в США входит ответственность за           
безработицу. Действительно, кому не нужна хорошая финансовая система и          
возможна ли она при плохом производстве? В связи с этим и вообще у меня         
вопрос. Мы прогнозировали - и вы прогноз давали тоже, - что будет приток        
капитала в этом году, но такое впечатление, что просто убегает капитал: 21      
миллиард - вы только что назвали цифру - за девять месяцев, 8 миллиардов - в    
октябре-ноябре. Вновь возобновились экспортно-импортные контрактные схемы       
вывода денег за рубеж. С чем это связано, на ваш взгляд, с какими               
экономическими либо юридическими явлениями в нашей стране?                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Трудный вопрос.                                                  
                                                                                
Сейчас простого, однозначного ответа я дать не могу, мы сейчас как раз эти      
процессы анализируем. Могу только сказать, что за последние два месяца чистые   
иностранные активы банковского сектора не увеличились, то есть оттока           
капитала через изменение иностранных активов и пассивов банковского сектора     
не произошло. Остаётся фактически один сектор - нефинансовые организации.       
Похоже на то, что - это опять-таки предварительные сведения, потому что         
подобную информацию мы получаем с большими задержками и гораздо менее           
полную, чем по банковскому сектору, - нефинансовые организации в последние      
два месяца заметно увеличили свои иностранные активы, то есть, возможно, это    
остатки средств на счетах в иностранных банках, возможно, какое-то              
приобретение имущества за пределами страны, возможно, участие в разных          
компаниях и так далее. Но пока у меня полной информации нет, какой-то           
исчерпывающий ответ я на этот вопрос дать не могу. Пока у нас информация        
собирается, мы анализируем эти процессы. Меня это тоже беспокоит.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Второй вопрос от фракции КПРФ задаёт депутат Коломейцев Николай Васильевич.     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Михайлович, что инфляция - это                
необеспеченность денежной массой товаров, знает даже студент первого курса      
любого нормального института. При нашей структуре экспорта и импорта видны      
неограниченные возможности по импортозамещению, но ваша денежно-кредитная       
политика привела к тому, что кредитование реального сектора уменьшилось на 40   
процентов, а это ведёт к обогащению банков и банкротству реального сектора.     
                                                                                
Я посмотрел показатели двухсот пятидесяти ведущих компаний Южного               
федерального округа, среди них все промышленные предприятия, в том числе        
металлургические, сработали в убыток. В то же время банковское сообщество       
резко усложнило возможность получения кредитов и обесценило вклады на 50        
процентов. Скажите, пожалуйста, разве можно при такой политике добиться         
позитивных сдвигов? И каков размер корпоративного внешнего долга и              
золотовалютных резервов, какова предполагаемая вами динамика?.. (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, мне проще ответить на последнюю часть вопроса хотя я на      
него уже ответил в ходе своего выступления. Если цена на нефть будет в районе   
75 долларов за баррель, то мы предполагаем дальнейший рост золотовалютных       
резервов в 2011 и 2012 годах, в 2013 году, по-моему, роста золотовалютных       
резервов мы не прогнозируем. Все эти данные есть в нашем документе.             
                                                                                
Что касается внешнего долга корпоративного сектора, я сейчас, к сожалению,      
точных цифр не помню, но, видимо, возобновился рост этого долга, хотя, на мой   
взгляд, вот моё впечатление такое, что он пока имеет очень умеренный            
характер, и слава богу.                                                         
                                                                                
Я не связываю те проблемы в реальном секторе, которые вы назвали, то есть у     
конкретных предприятий Южного федерального округа, непосредственно с            
денежно-кредитной политикой Центрального банка, нужно просто специально         
разбираться. Вот конкретная ситуация, конкретный завод - как повлияла           
политика Центрального банка на его финансовое положение? То есть как повлиял    
курс, например, как повлияли... Ну, я сейчас не могу...                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, хорошо, что вы можете, я пока не могу прокомментировать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Михайлович, в продолжение предыдущего вопроса.    
Недавно у нас был Сергей Вадимович Степашин, он называл сумму: порядка 460      
миллиардов - это внешние заимствования частные. Вот никак не могу уяснить, в    
толк взять вот эту денежно-кредитную политику. Сначала мы, продавая наше        
сырьё, причём невозобновляемое сырьё, за рубеж, формировали подушку             
безопасности, денег не давали в производство, в промышленность, в сельское      
хозяйство, заставляли их брать за рубежом. Потом ахнул кризис. Кредиторы        
говорят: "Верните деньги". Вы даёте огромное количество денег практически       
полностью из резерва, оставляя нас без всякого резерва, чтобы были погашены     
эти обязательства. Таким образом, у нас вроде как должны эти заимствования за   
рубежом почти до нуля исчезнуть, однако нам говорят, что нет, они не исчезли,   
они на том же уровне находятся. А куда делись деньги? И вообще, как это так?    
То есть мы заставляем свои... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я его не совсем   
понял. Извините, в чём, собственно, вопрос заключается?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не очень понятен вопрос, да?                              
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Да.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уточните вопрос, пожалуйста, Сергей Владимирович.         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие две минуты? Он умелец, он у нас и в пятнадцать      
секунд уложится.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Сергей Михайлович, долг внешний остался на прежнем уровне, по      
словам Сергея Вадимовича Степашина, однако вы выделяли на его погашение         
огромные средства. Это что, получается, за год успели набрать столько же?       
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Действительно, мы выделяли огромные средства, одни только        
беззалоговые кредиты составили 2 триллиона рублей на своём пике в феврале       
2009 года, ну, точнее, 1 триллион 924 миллиарда, это была максимальная точка,   
но вся эта сумма вернулась. Деньги выделялись в основном на замещение           
уходящих пассивов коммерческих банков, потому что им было трудно возобновить    
кредит, полученный из-за рубежа в том числе, им было трудно возместить          
уходящие вклады населения. Поэтому мы заместили как бы снизившиеся              
источники... привлечённые средства мы заместили своими средствами. Но потом     
вклады начали возвращаться, начали возвращаться кредиты иностранных банков, и   
у банков появилась возможность нам этот кредит погасить. И практически он       
погашен, то есть почти 98 процентов этой задолженности погашено. Это            
нормальный абсолютно процесс - кризис, риски, отток денег из банков. Надо их    
каким-то образом возместить, заместить, и мы их заместили. Потом ситуация       
успокоилась, деньги вернулись в банки, банки за счёт этих средств погасили      
кредиты Центральному банку.                                                     
                                                                                
Примерно то же происходило и с валютными резервами. Действительно, перед        
кризисом они достигали уровня почти 600 миллиардов долларов, потом, во время    
острой фазы кризиса, сократились более чем на 200 миллиардов долларов, сейчас   
они постепенно восстанавливаются и составляют порядка 500 миллиардов            
долларов. Тоже нормальный процесс - отток, приток, снижение, восстановление.    
Всё нормально, не вижу ничего плохого, кроме кризиса самого.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Медведев Павел Алексеевич, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к           
предложению превратить временные нормы, позволяющие Центральному банку и АСВ    
осуществлять меры по предупреждению и банкротству банков, в постоянно           
действующие?                                                                    
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо, Павел Алексеевич.                                       
                                                                                
Я оцениваю работу Агентства по страхованию вкладов по санации проблемных        
банков за последние два года как очень эффективную и очень полезную. И я        
считаю, что эти полномочия надо сохранить навсегда. В соответствии с законом    
эти полномочия завершаются, насколько я помню, через год, в конце будущего      
года. Я эти полномочия закрепил бы за АСВ на постоянной основе.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, второй вопрос, депутат Дмитриева.             
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Сергей Михайлович, насколько я поняла, в программе представлено, что вы         
считали три варианта денежной программы, исходя из трёх вариантов прогнозов.    
Основной вариант вы осветили. Не сказали бы вы, как вы оцениваете, какие        
будут последствия, плюсы и минусы, если цена на нефть будет 90 долларов за      
баррель, вплоть до 95? Потому что этот вариант вполне вероятен. Каковы тут      
риски, каковы плюсы и минусы, и что получилось по вашим расчётам?               
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Я точные цифры не помню, но этот вариант вероятен, потому что    
сейчас цена уже выше 75, сейчас она порядка 82-83, насколько я помню, марка     
"Юралс". Ничего плохого нам этот вариант не сулит. Какие последствия? Экспорт   
будет побольше; текущий счёт будет более положителен, чем при варианте 75       
долларов; доходы бюджета возрастут; дефицит бюджета сократится, денежная        
масса будет, видимо, расти немножко побыстрее, чем в варианте с ценой на        
нефть 75 долларов; рубль, наверное, немножко укрепится по отношению к тому      
уровню, который существует опять же при цене 75 долларов за баррель.            
Возможно, некоторые проблемы у нас возникнут, поскольку придётся проводить      
дополнительные мероприятия по стерилизации избыточной ликвидности, но, вообще   
говоря, необязательно, ситуация может сложиться несколько иначе, тут масса      
факторов работает. Ну а какие риски? Риск я вижу, скорее, политический даже.    
Если доходы будут больше, то, видимо, возникнет желание потратить больше        
средств бюджета на разные нужные цели, на самом деле нужные цели, и поэтому     
дефицит бюджета не сократится, когда должен был бы, и это приведёт к            
дополнительному росту денежной массы и может оказать дополнительное             
инфляционное давление.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции КПРФ выступает депутат Кашин       
Владимир Иванович. До пяти минут у нас Регламент.                               
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте Кашину Владимиру Ивановичу.                  
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, не очень приятно         
слышать сегодня от Сергея Михайловича, когда он, отвечая на вопросы, всё        
время говорит, что ничего страшного, ничего плохого он не видит в проведении    
денежно-кредитной политики в нашей стране. Мы видим как раз страшное в          
проведении подобной политики. Хотел бы назвать несколько цифр.                  
                                                                                
Сегодня 13,4 процента населения живут с доходами ниже 3,4 тысячи рублей; 27,8   
процента населения - с доходами от 3 тысяч до 7 тысяч рублей; 38 процентов в    
бедности также живут - от 7 и до 17 тысяч рублей. Вот если ещё взять в          
принципе доходы 10 процентов богатых и самых бедных, то увидим, что разрыв      
здесь доходит до семнадцати раз, и становится ясно, что на социальном           
направлении эта денежно-кредитная система сегодня просто ведёт народ к          
обнищанию.                                                                      
                                                                                
Вся система выстроена настолько либерально, что на протяжении всех этих лет     
она пагубно действует непосредственно на наше производство, и здесь уже         
товарищи это отмечали, назову две-три цифры. Ну, например, производство         
тракторов в нашей стране сократилось в тридцать четыре раза; машин легковых,    
грузовых - в шесть раз. По любому виду производства, за который бы мы сегодня   
ни взялись, включая оборонные предприятия, да и не только оборонные             
предприятия, включая научно-производственный комплекс, мы везде видим           
снижение, везде снижение темпов, мы видим везде недостаток кредитов,            
оборотных средств и так далее, и тому подобное. Посмотрите налоговую систему,   
которая сегодня работает на бюджет: она ведёт к тому, чтобы нищета в регионах   
также плодилась, Василий Александрович, она ведёт к тому, чтобы нищета в        
регионах также распространялась и плодилась. Сегодня, к сожалению, этой         
системой мы делаем только лишь то, что выгодно, по большому счёту,              
Международному банку реконструкции и развития, Международному валютному         
фонду.                                                                          
                                                                                
Посмотрите, та система, которая тащит нас в долговую яму к 2013 году, - она     
же ведь просто страшная! Само обслуживание этого долга - оно никуда не          
годится по величине своей! Посмотрите, каким образом и в каких сегодня          
ценовых составляющих мы храним свой золотовалютный резерв: 4 процента в         
золоте, хотя золото многократно увеличилось в цене, а остальное вот в тех       
бумажках, которые резервная система, как говорится, печатает, не глядя ни на    
одну нашу реальную проблему, в любой стране.                                    
                                                                                
Посмотрите, дальнейшая приватизация к чему приводит. Мы сегодня самые           
успешные наши организации ведём к приватизации. Это делается только лишь для    
того, чтобы ещё раз всё сделать для того, чтобы наши системные предприятия в    
данном случае свои доходы отдавали именно чужим фирмам, в том числе             
иностранным.                                                                    
                                                                                
Мы сегодня не видим в целом оздоровления ни по одному серьёзному направлению    
денежно-кредитной системы. Борьба с инфляцией - к чему она ведёт и как она      
ведётся в этой системе, которая навязана и навязывается сегодня стране?         
Только за счёт ужатия денежной массы. Сколько раз мы говорили: давайте          
развернём ситуацию, с инфляцией будем бороться как раз только широким           
производством и продуктов питания, и товаров народного потребления. Нет, мы     
ничего не делаем, мы ужимаем денежную массу и, по большому счёту, эти долги,    
и те огромные цены, и рост цен на основные товары первой необходимости,         
продукты питания, тарифы - всё перекладываем на плечи наших граждан.            
                                                                                
Одним словом, та система, которая сегодня предлагается, опять не несёт ничего   
нового для оздоровления нашей экономики, для оздоровления социальной сферы. Я   
не хочу затрагивать некоторые системы тонкие или технологические, мы не раз     
об этом говорили, правительство отвечает и по закону о правительстве за         
денежно-кредитную систему. Так давайте сделаем всё для того, чтобы у нас в      
регулярном аспекте смотрелась сегодня и социальная проблема, и вся              
производственная составляющая, и всё, что связано с экспортом и с импортом,     
чтобы здесь мы не зависели снова от нефти, о чём сегодня опять все говорят.     
От цены на нефть всё будет зависеть, хороша у нас будет... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, истекло ваше время.                              
                                                                                
Пожалуйста, от фракции ЛДПР выступает депутат Свистунов.                        
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я начну своё выступление с того, что ровно год назад, ну, примерно в ноябре,    
я вот с этой же трибуны выступал по поводу денежно-кредитной политики,          
которую представлял Центральный банк на вот этот год, на 2010-й, и к            
сожалению, времени было мало, и я закончил своё выступление буквально на        
таких словах: анализа, который все участники рынка хотели бы получить от        
Центрального банка, в этом документе так и не увидели. Я с этого места и        
начну в этом году. Что же мы видим в нынешнем документе? Да, в общем-то, то     
же самое. Кризис закончился, как говорят, всё осталось на своих местах, объём   
заимствований иностранных тот же. Вообще непонятно, с чего он начался у нас,    
потому что у американцев он начался с заимствований через деривативы, у нас     
этих деривативов нет никаких и не было ни у какого банка. Что произошло?        
Непонимание полное. Анализа этих причин нет.                                    
                                                                                
Вот выводы экспертного сообщества, которые представили, например, на            
денежно-кредитную политику. Я позволю себе процитировать только одно            
заключение, Российская академия наук прислала это заключение: "В проекте не     
определены принципы, которыми на среднесрочный период должен                    
руководствоваться Банк России при реализации ДКП. При этом Банк России вообще   
не несёт ответственности за реализацию этой денежно-кредитной политики. Банк    
России не обладает достаточной операционной политической самостоятельностью,    
поэтому реализация предлагаемых в проекте мер ДКП в большей мере будет          
определяться политикой Минфина, чем задачами финансовой стабилизации и          
монетарного регулирования. Банк России не затрагивает проблему качества         
кредитных портфелей российских банков. Таким образом, предлагаемая ДКП Банка    
России в среднесрочной перспективе, скорее всего, будет поддерживать            
инфляционные ожидания на достаточно высоком уровне".                            
                                                                                
Особо хотелось бы остановиться вот на этом моменте, что Банк России в           
принципе ничего нового не предлагает в части надзора за коммерческими           
банками. И вот здесь мы как раз таки наблюдаем эту картину: что с надзором      
было на момент начала кризиса - мало кто представлял, что там происходит в      
системе, что с надзором происходит сейчас - то же самое. Если взять два         
раздела - прошлой денежно-кредитной политики и нынешней, их можно в принципе    
цитировать одинаково. Получилась такая компиляция, как, знаете, студенты        
пишут сочинения: берут абзацы, переставляют с места на место - просто время     
не позволяет, я сейчас не буду это цитировать - и компилируют тот же самый      
раздел. Там, где должен быть план мероприятий по улучшению качества надзоров,   
просто приложение, раздел V, и маленький такой раздел, скомпилированный из      
разных вещей.                                                                   
                                                                                
В результате что мы получаем? В результате мы получаем и видим этот             
Межпромбанк. Ему не помогло и наличие представителя Центрального банка,         
который мы принимали здесь. Центральный банк просил: в связи с тем что          
беззалоговые аукционы, дайте нам дополнительные. Нате - дали. Был там           
представитель - ну и что? Начались все эти проблемы в марте, лицензия           
отозвана только в октябре. За это время Межпромбанк вывел все деньги,           
полученные по этому кредиту от Центрального банка. Это же надо посмотреть,      
куда он их вывел, на что он их потратил. Некоторая пресса утверждает, что на    
покупку самолётов, например, и на другие кампании. Куда смотрел надзор?         
Неизвестно.                                                                     
                                                                                
Второй банк - Петрофф-банк, тоже крупная сумма заимствования. Кроме того, за    
Межпромбанк Центральный банк прогарантировал ВТБ, потери на межбанке тоже в     
пользу Межпромбанка. Таким образом, там уже не 31 миллиард, а уже 34            
миллиарда в общей сложности, и там эта сумма может и дальше нарастать. Надзор   
в этом смысле не развивается вообще. И это мы видим даже на примере такой       
маленькой проблемы, как обменники. Вот на сегодняшний день сам Центральный      
банк вышел с таким предложением - закрыть вот эти все обменники, закрыть и      
прекратить их деятельность, и работать только в рамках филиалов или             
операционных касс коммерческих банков. Что вы думаете? Это с 1 октября должны   
были делать, один день они не работали, один день всего. На второй день,        
поскольку ничего не происходило, вся ситуация осталась точно такой же, как и    
была, прямо возле Государственной Думы эти обменники работали в полную мощь.    
Это что? Чем занимается надзор? Непонятно. Опять же принимаем мы закон о том,   
что все коммерческие банки должны писать сейчас в банкоматах о размере          
комиссии, которая применяется при получении по карте наличных. Полгода назад    
этот закон был принят. Что вы думаете, хоть один банк написал об этом? Ни в     
малейшей степени. Даже ВТБ-24, который... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас депутат Резник выступил, мы его выступление определили как выступление    
от фракции. Он ещё будет иметь возможность выступить с заключительным словом.   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Аксаков.                                                    
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я всё-таки хотел бы сказать,      
что с точки зрения таких классических канонов проведения финансовой политики    
Центральный банк действовал и действует достаточно профессионально. Я уверен,   
что если бы сейчас произошли какие-то драматические события на внешних          
рынках, то Центральный банк с помощью своей команды и инструментария, который   
у него есть, в принципе обеспечил бы стабильность на финансовом рынке и в       
целом в обществе. Но тот сценарий, который предложен в основных направлениях    
денежно-кредитной политики, он всё-таки как раз для классической ситуации. Я    
здесь, перефразируя известную поговорку, хотел бы сказать, что то, что хорошо   
для немца, для русского - смерть. Мы имеем крайне отсталую экономику с          
отсталой структурой и слабую банковскую систему. Если мы будем придерживаться   
той же политики, которая была прописана и в прошлом году, и в этом документе,   
- да, будем расти, будет 4 процента в год рост ВВП, а в это время Китай,        
Индия, Бразилия, Турция, Азербайджан, восточно-европейские страны будут         
стремительно уходить вперёд, оставляя далеко позади нашу страну. И              
естественно, возникает вопрос: а что должен делать Центральный банк? Здесь      
вот говорили, что он должен отвечать за экономическую политику. Кстати, в       
принципе законодательство это даже определённым образом устанавливает: в        
соответствии с законом о ЦБ Центральный банк отвечает за устойчивость           
национальной валюты и отвечает за стабильность и развитие банковской системы.   
Так вот, устойчивость национальной валюты зависит сейчас от Центрального        
банка только тактически: он с помощью валютных интервенций может обеспечить     
определённый курс. Реально курс нашей валюты определяется структурой            
экономик. Реально курс нашей валюты определяется на внешних рынках - ценой на   
нефть, и если она изменится очень сильно, то курс, соответственно,              
покачнётся. Поэтому сейчас вот с помощью только курсовой политики, на наш       
взгляд, Центральный банк мог бы способствовать изменению ситуации, скажем, в    
промышленном производстве или сельскохозяйственном производстве, к чему         
призывал Геннадий Васильевич Кулик. Если вот посмотрим, в начале года курс      
доллара к рублю - 30,5, сейчас - примерно 30,5. Инфляция, о чём сказал Сергей   
Михайлович, по году будет 8 процентов. Соответственно, в долларовом выражении   
российские товары стали дороже, причём если иметь в виду, что инфляция в США    
была 1 процент (ну, чуть больше), то в долларовом выражении по сравнению с      
американскими товарами наши товары стали дороже примерно на 7 процентов. Это    
что касается потребительских товаров. А если ещё учесть товары промышленного    
производства, то там, наверное, рост будет ещё на 10 процентов. Ну и            
благодаря этому что происходит? Рост импорта, поскольку наши товары не          
конкурируют с внешними товарами. И это будет продолжаться, пока будет           
проводиться такая курсовая политика.                                            
                                                                                
В нашем проекте бюджета, который мы предложили здесь, я имею в виду проект      
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", предлагается провести более слабую курсовую политику,    
установить курс на уровне 33. И, кстати, на основе расчётов, на основе          
математических расчётов выявили, что рост ВВП тогда будет не 4 процента, как    
планируется в правительственном проекте, а 8 процентов, и тогда будет совсем    
другая экономическая ситуация, тогда будет происходить диверсификация           
экономики. Кстати, прямые иностранные инвестиции идут в ту экономику, где       
слабая валютно-курсовая политика. Спекулятивный капитал употребляется в ту      
экономику, где укрепляется валюта, и это мы наблюдаем по своей стране. И        
обратное наблюдаем в Китае, где примерно на 30 процентов искусственно           
правительство Китая держит свой курс валюты.                                    
                                                                                
И, Сергей Михайлович, в последнее время опять зазвучали призывы к тому, чтобы   
увеличить требования к минимальному размеру капиталов в банке. На самом деле    
это вызывает вопросы, поскольку, с одной стороны, мы принимаем закон о          
микрофинансовых организациях - мы стимулируем возникновение этих организаций,   
которые никем не регулируются и абсолютно непрозрачны, - и тут же своими        
мерами устанавливаем требования... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик, есть необходимость отреагировать в заключительном слове на           
выступление представителей фракций? Пожалуйста.                                 
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С. М. Я хотел бы просто поблагодарить за интересные вопросы и          
интересное обсуждение. Спасибо!                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто из содокладчиков хотел бы в заключительном слове свою позицию высказать?    
Нет нужды? Нет. Представители президента, правительства также не настаивают.    
Тогда мы выносим проект постановления на "час голосования".                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4796 по 4814 из 5743
Прошу прощения, у нас ещё 12-й вопрос был рассмотрен в фиксированное время, и   
я ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы "Об           
Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на      
2011 год и период 2012 и 2013 годов".                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против           94 чел.20,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.