Заседание № 148

25.02.2014
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 438969-6 "О внесении изменения в статью 50 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся выступлений представителей фракций по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам на заседаниях Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1381 по 1653 из 6681
2-й вопрос повестки, проект постановления "О внесении изменения в статью 50     
Регламента Государственной Думы...".                                            
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаемое изменение - юридико-технического плана, оно     
заключается в следующем. Наши десятиминутки мы вправе сегодня разбивать не      
более чем на два выступления по пять минут. С учётом роста профессионализма     
депутатов, которые научились уже довольно-таки сжато, лаконично выдавать свои   
предложения, пожелания и экспертные заключения, предлагаю увеличить             
количество выступающих от каждой фракции до трёх человек: за три-четыре         
минуты, я уверен, можно в сжатой форме выдать сообщение, предложение,           
инициативу. Таким образом, мы сможем большему количеству наших коллег           
предоставить возможность выступить в начале заседания и сможем заслушать        
больше выступлений наших коллег на разные темы.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, а вы готовы сразу и по 3-му вопросу     
сделать доклад? Коллеги, вы не против, если мы обсудим сразу и 2-й, и 3-й?      
Предложения разные, но обсуждать их можно одновременно.                         
                                                                                
Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Да, это тоже предложение по изменению Регламента, и оно касается    
более существенного вопроса.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы не раз критиковали Александра Дмитриевича во время        
утверждения очередных планов работы Государственной Думы на следующий период    
за то, что зачастую фракции, прежде всего оппозиционные, чуть ли не годами      
ждут рассмотрения того или иного законопроекта и не получают права быстрой,     
оперативной реакции на какие-то чрезвычайные события в стране, в мире:          
законопроекты теряют свою актуальность, если лежат месяцами или годами. Вот     
для того, чтобы эту ситуацию исправить, я и выступаю со следующей               
инициативой: предоставить каждой фракции право на первоочередное рассмотрение   
её инициативы на каждом заседании, одной инициативы, но в первоочередном        
порядке, в фиксированное время.                                                 
                                                                                
Вот сегодня, допустим, коллеги из фракции ЛДПР внесли предложение об            
ускоренном получении российского гражданства русскими, живущими на Украине,     
мы слышали и другие предложения, которые через месяц уже будут абсолютно        
неактуальными, не так нужны, допустим, для поддержки граждан Украины и так      
далее. Моё предложение: если законопроект прошёл все необходимые согласования   
и имеются все заключения, то нет никаких причин не принять такое решение -      
Совет Думы может включить в повестку дня один такой законопроект от каждой      
фракции. Если нет необходимых заключений - понятно, что на них требуется        
какое-то время, - я предлагаю всё-таки дать через тридцать дней фракции         
право, если она действительно будет настаивать, включить в повестку дня         
законопроект, предоставить право депутатам принимать решение.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, для того чтобы снять обвинения, которые уже годами звучат    
в адрес руководства Государственной Думы и Совета Думы, я и предлагаю принять   
такую поправку в наш Регламент.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Александрович Попов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и         
организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Что касается первого            
предложения Олега Анатольевича, я думаю, оно абсолютно разумное - сегодняшнее   
выступление лидера фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Владимира Абдуалиевича Васильева     
как раз убедительно показало, что в три минуты можно уложиться и убедительно,   
аргументированно выступить. Поэтому позиция Комитета по Регламенту и            
организации работы Государственной Думы такова: это предложение можно           
поддержать.                                                                     
                                                                                
Что касается второго предложения, то оно более сложное и более спорное, на      
мой взгляд.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы обратить внимание, что предлагает наш коллега: он   
сказал, что в целях повышения роли фракций предлагает по-новому подходить к     
формированию предложений в план первоочередной законопроектной деятельности.    
Но хотел бы отметить, что мы с вами ровно год назад, 25 января 2013 года,       
закрепили это право за фракциями, такое право у фракций существует уже год.     
Если фракция не до конца это право использует или если эта практика ими ещё     
не наработана - это другой вопрос, но на самом деле мы с вами ровно год назад   
это право уже закрепили, поэтому, с моей точки зрения, это предложение          
избыточно.                                                                      
                                                                                
Второй момент. Автор законопроекта предлагает ввести новый термин -             
приоритетное рассмотрение законопроекта. В нашем Регламенте такого понятия      
нет, есть только вопросы первоочередного рассмотрения - в статьях 50 и 51       
Регламента очень подробно все эти позиции расписываются. То же касается и       
права Совета относительно принятия решений о первоочередном рассмотрении        
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Сегодня все законопроекты готовят профильные комитеты, именно комитеты          
определяют готовность законопроекта к рассмотрению на заседании палаты,         
именно комитеты выносят официальное заключение, учитывая позиции                
правительства, администрации президента и, если необходимо, Верховного Суда,    
а после этого предлагают нам их рассмотреть. Наш коллега предлагает в данном    
случае нивелировать роль комитетов: вне зависимости от того, как сработал       
комитет, ставить вопрос на рассмотрение палаты. Я думаю, что это не совсем      
корректно, не совсем правильно, потому что только комитет, работая над тем      
или иным законопроектом, знает реальную степень его готовности к рассмотрению   
палатой.                                                                        
                                                                                
И я не могу принять критику Олега Анатольевича в адрес руководства              
Государственной Думы и Совета Думы: мол, Совет годами не реагирует на те        
предложения, которые выдвигают фракции. Мне кажется, два года нашей работы      
демонстрируют, что, наоборот, руководство палаты очень остро, очень быстро      
реагирует на все наши предложения и по степени готовности выносит тот или       
иной законопроект на обсуждение. Поэтому, с моей точки зрения, второе           
предложение Олега Анатольевича по изменению Регламента, с одной стороны, явно   
дублирует, повторяет те нормы, которые уже закреплены сегодня в Регламенте, с   
другой стороны, вводит понятия без толкования, расшифровки, а также вводит      
ничем не обоснованные сроки.                                                    
                                                                                
Именно поэтому комитет не может поддержать предложение Олега Анатольевича в     
этой редакции.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить?                                   
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Я уже не раз говорил о процедурных вопросах. В данном случае дать право троим   
депутатам выступать в десятиминутку от фракции - это, конечно, хорошее          
достижение, но право это должно было быть заложено уже тогда, когда мы          
утверждали Регламент. Вы дали фракции десять минут - вот пускай они и решают:   
хоть десять человек по минуте, хоть два по пять, хоть три по три. А у нас       
год, два, три проходят - наконец мы решаем: троим выступать! Лет через          
двадцать скажем: можете вообще по одному выступать и по одной минуте... Я       
думаю, это излишняя регламентация. Когда мы устанавливаем вот такие не очень    
гибкие позиции, мы просто друг друга раздражаем - ну это ладно, в зале          
возможно какое-то раздражение, но вот когда неправильное действие Регламента,   
Конституции и какого-то закона... Вот соседняя Украина: как человек             
становится исполняющим обязанности президента, как это регулируется? Никак -    
внаглую отбрасываются две конституции и все законы! Вот надо приучить людей,    
чтобы они соблюдали конституцию, регламент, закон, но для этого надо, чтобы     
каждая статья имела чёткий формат - это можно и это можно, а дальше уже         
нельзя!                                                                         
                                                                                
Вот Америка Советский Союз тринадцать лет не признавала, и правильно не         
признавала: незаконный, вооружённый захват власти ночью. И правовое             
государство Америка говорила: не знаем мы такого государства! Только в 36-м     
году признала. Здесь же Обама на второй день звонит: всё, я считаю Турчинова    
исполняющим обязанности. Ну где здесь регламент у демократии?! У демократии     
есть регламент, как что-либо оценивать?! Ну невозможно же, так можно и шире     
раскручивать!                                                                   
                                                                                
У нас внутренний Регламент - и то ушло сколько лет, чтобы десять минут          
получила фракция. Затягивание решения вот таких вопросов приводит к плохому:    
появление Болотной - частично результат того, что двадцать лет в Думе нельзя    
было выступать. Это вот впервые сейчас, а раньше мы не могли, была в            
Регламенте норма - "час заявлений" в конце заседания, по-моему, в 17.30, а      
если повестка ещё не закрыта - всё, пропускают, вот вам и приоритеты! Вы "час   
заявлений" проведите, а повестку потом рассмотрим, не успеем с какими-то        
законами - пусть, мы их ещё сто раз обсудим и примем! Вот когда нам не давали   
выступать в "час заявлений", это формировало Болотную, а теперь - суд, теперь   
они смотрят и говорят: майдан нам нравится. И здесь сидят депутаты, которые     
были вчера около здания суда и поддерживали майдан. Это что такое - депутаты    
Государственной Думы поддерживают антиправительственные действия?! А всё        
начинается с мелочи вроде бы, с Регламента или ещё какой-то позиции, поэтому    
мы должны всегда быть внимательны друг к другу.                                 
                                                                                
Что касается второй поправки. Видимо, депутат Нилов - жаль, у нас два           
однофамильца, а Лебедевых, по-моему, три, ну что делать, поймут, о ком идёт     
речь, - имел в виду, чтобы сама фракция решала, какой из готовых                
законопроектов рассматривать раньше. И естественно, "приоритетное" и            
"первоочередное" можно приравнять, хотя правильнее "первоочередное", потому     
что "приоритетное" - чужое слово, но мы ими закидали русский язык! Почему       
такое право не дать фракции? Вот мы много лет, двадцать лет не можем            
заставить принять закон о содержании собак - вот не хотят, и всё! Хорошо, наш   
закон отвергли - тогда свой примите, но и свой не принимают. Чего тут           
дорабатывать-то?! А собаки загрызают людей, собаки распространяют               
инфекционные болезни, но Дума не может двадцать лет принять закон - это ж       
тоже Регламент!                                                                 
                                                                                
По пиву с трудом приняли, по цветным металлам, двадцать лет мешают принимать    
по табаку, по алкоголю и по другим вещам. То есть это всё тоже вроде бы         
Регламент, но это же раздражает нас, потому что невозможно! Поэтому я считаю,   
что надо дать такое право фракции, может быть, надо доработать, немножко        
изменить формулировки, но пусть сама фракция решит, какие законы для неё        
важнее включить в повестку дня, обсудить и вынести на решение палаты, иначе     
нам нечего говорить избирателям - у нас мешок законопроектов, но они ещё не     
рассмотрены. Получается, слабая партия или слабый Регламент? Ну, политическая   
партия не является слабой, и мы должны дать фракции возможность выбрать!        
                                                                                
Вот сейчас, я считаю, срочно надо принять закон об упрощённой процедуре, но     
опять вводят ограничения: если кто-то из родителей родился в России. Ну         
слушайте, а какая разница, а если родители в командировке были, а если вообще   
в Германии стояла группа советских войск, там оба родителя были и там           
родились дети, - как это всё увязать, ну зачем так делать?! Всем, кто хочет,    
выдать немедленно паспорта российские! И правильно я уже перед прессой сказал   
- вы, наверное, подслушиваете, что я говорю перед прессой, а потом здесь        
выдаёте от себя: и украинцам тоже дать! Я вас уверяю, что многие украинцы       
захотят стать гражданами России, это надёжнее для них, и это нужно сделать!     
                                                                                
И мы ни во что не вмешиваемся, но если толпой идут туда депутаты,               
консультанты, министры, в лагерях обучают, кто нам мешает открыть лагеря под    
Белгородом... не знаю, на Тамани, под Брянском и тоже с украинской молодёжью    
проводить какую-то учёбу? Они в открытую это делают, сообщают, за какие         
деньги, - а мы пионерские лагеря закрыли, обычный ГУЛАГ закрыли, а вот то,      
что нужно было давно открыть, до сих пор не открыли. На Украине они сами всё    
сделают, но они хотят знать позицию России. Запад говорит: к нам идите, дадим   
деньги и всё что хотите, всё признаём, всех признаём - и нацистов, и            
антисемитов, и русофобов, на всё глаза закрываем, - а Россия-то молчит! Мы      
требуем официальной позиции России! Мы должны защитить наших граждан, наших     
соотечественников! Нужно быстро раздать паспорта - можно до конца года выдать   
все необходимые паспорта, и тогда у нас уже появится право защищать граждан     
Российской Федерации, временно или постоянно проживающих на территории          
Украины. А всё это так или иначе определяет регламент... (Микрофон отключён.    
Аплодисменты.)                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Сергей Александрович, оказывается, что я стучусь, как вы            
говорите, в открытую дверь, хотя давайте проверим это на ближайшем заседании    
Совета Думы. Я думаю, что фракции обязательно воспользуются вашей информацией   
о том, что по решению фракции уже год в приоритетном, вернее, в                 
первоочередном порядке законопроекты должны включаться и включаются в           
повестку дня.                                                                   
                                                                                
Я же предлагал всё-таки несколько другое. Есть необходимые условия - есть       
достаточные. Я считаю, что фракция - а я напомню, что в каждой фракции          
достаточное количество председателей комитетов, и мы никак не хотели бы здесь   
умалять их вес, их значимость - должна принимать решение о том, что на          
ближайшем заседании Государственной Думы один из подготовленных фракцией        
законопроектов должен быть рассмотрен. Я предлагаю ввести эту норму, чтобы      
сделать невозможным невключение этого вопроса в повестку дня даже по решению    
Совета Думы. Я считаю, что сегодня - хоть вы и утверждаете, что как раз так и   
происходит, как я предлагаю, - у Совета Думы всё-таки есть право включить       
вопрос в повестку дня или не включить, и я предлагаю сделать достаточным        
наличие решения фракции, для того чтобы подготовленный законопроект был в       
обязательном порядке включён в повестку дня. Это "а". И "б" - не в конец        
повестки дня включать, не в каком-то там варианте ускоренном рассматривать, а   
в первоочередном, то есть в начале заседания Государственной Думы, что тоже     
немаловажно для того, чтобы этот законопроект был услышан всеми депутатами,     
всеми средствами массовой информации. Считаю, что время покажет, время нас      
рассудит, но на ближайших заседаниях Совета Думы, я думаю, вы либо              
признаетесь в том, что всё на самом деле не совсем так, как вы сказали, и мы    
продолжим дискуссию на следующих заседаниях о таком же варианте, или, может     
быть, вы подготовите более правильный, более выверенный вариант вот этой        
идеи.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Александрович Попов.                                                     
                                                                                
ПОПОВ С. А. Олег Анатольевич, вы абсолютно правы, вы меня очень хорошо          
поняли, именно о приоритетах-то я и говорил - что на первом месте Совет Думы,   
а не фракция: фракция предлагает, а определяет Совет Думы. И поэтому ввести     
такую конструкцию, изменить в Регламенте всю ситуационно-организационную        
составляющую и написать, что любая фракция может иметь такое право вне          
зависимости от готовности законопроекта, без учёта позиции комитета, навязать   
вот такую структуру, с моей точки зрения, некорректно. Совет Думы у нас         
высший орган. Вы понимаете, о чём речь идёт?                                    
                                                                                
Мы готовы вместе с вами подумать о повышении роли фракций, но я ещё раз         
говорю, что у нас право фракции по включению в план приоритетных,               
первоочередных законопроектов закреплено ровно год назад, и никто не мешает     
фракции это делать, точно так же, как никто не мешает представителю фракции     
на заседании Совета Думы поставить такой вопрос. Можете спросить у своего       
коллеги-однофамильца, как он решает на заседаниях Совета Думы вопросы по        
своим законопроектам, как он отстаивает, и доказывает, и убеждает, и эти        
законопроекты вносятся. Поэтому всё зависит от позиции фракции. Но в той        
редакции, в которой вы предлагаете, это принимать нельзя.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим проекты постановлений на "час голосования".                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5069 по 5103 из 6681
2-й пункт порядка работы, проект постановления Государственной Думы "О          
внесении изменения в статью 50 Регламента Государственной Думы Федерального     
Собрания Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принято.                                                          
                                                                                
3-й пункт, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в    
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              197 чел.43,8 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Проект постановления отклонён.