Заседание № 107

03.04.2018
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 428978-7 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1701 по 2425 из 10272
Вопрос 2, о проекте постановления Государственной Думы "О заявлении             
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О              
недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных          
меньшинств Латвии". Доклад председателя Комитета по делам Содружества           
Независимых Государств, европейской интеграции и связям с соотечественниками    
Леонида Ивановича Калашникова.                                                  
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция КПРФ.                                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сейм Латвийской Республики    
22 марта 2018 года - по сути, несколько дней назад - принял закон о внесении    
изменений в закон об общем образовании и закон об образовании. В соответствии   
с этими законами среднее образование в старших классах полностью, а в средних   
классах в значительной степени, до 80 процентов, к 2021/22 учебному году        
будет осуществляться только на латышском языке. Тем самым грубо нарушаются      
провозглашённые в Конституции Латвийской Республики и подтверждённые ею         
международными обязательствами права на сохранение и свободное развитие         
родных языков национальных меньшинств, жизненно актуальные для трети            
населения Латвии, прежде всего, конечно, русского и русскоязычного.             
                                                                                
Напомню, мы здесь уже докладывали, что наш комитет, работая на упреждение,      
заслушал наших соотечественников из Латвии на своём заседании в связи с         
внесением этих законов, дал им публичную оценку, мы направили её тогда и в      
исполнительную власть. Однако, игнорируя мнение значительного числа             
русскоязычных, эти законы приняли, поэтому мы предлагаем Государственной Думе   
принять заявление "О недопустимости ликвидации школьного образования на         
языках национальных меньшинств Латвии". Заявлением мы, с одной стороны,         
осуждаем дискриминационные действия властей, перечисляя, собственно, как        
всегда, европейские правовые нормы, которые они должны соблюдать: в             
частности, объединять усилия парламентов демократических государств для         
защиты нацменьшинств от принудительной ассимиляции (хотя, согласитесь, трудно   
считать меньшинством более трети населения Латвии); с другой стороны,           
выражаем солидарность с протестами, которые сейчас идут в Латвии,               
русскоязычной общественности Латвийской Республики против дискриминационной     
реформы.                                                                        
                                                                                
При всей важности международно-политической оценки принятых законов мы, к       
сожалению, понимаем, что рассчитывать сегодня на их отмену или осуждение со     
стороны западных государств, лишь на словах выступающих за демократию, не       
приходится. Подтверждение тому - 27 лет существования незаконного института     
неграждан в Латвии, между прочим, это государство - член Европейского союза.    
Но впервые, кстати говоря, в истории нашей Думы, давая политическую оценку      
нашим заявлением, постановлением, мы предлагаем подкрепить её принятием в       
отношении Латвийской Республики специальных экономических мер. Кстати говоря,   
когда мы думали, предлагать ли пленарному заседанию принимать новый             
законопроект в отношении Латвии, или не предлагать, то вдруг обнаружили, что    
у нас принят Федеральный закон № 201-ФЗ "О специальных экономических мерах"     
от 30 декабря 2006 года. В соответствии с этим законом, часть 1 статьи 4, в     
ответ на те или иные международные противоправные действия иностранного         
государства Президентом Российской Федерации на основе наших ли предложений,    
предложений ли других институтов могут быть приняты специальные экономические   
меры.                                                                           
                                                                                
В частности, в отношении Латвии это вполне можно применить. Например, мы        
можем рекомендовать запретить или серьёзно ограничить транзит российских        
грузов, продукции и нашего сырья, через латвийские порты. Напомню, кстати       
говоря, недавно была большая дискуссия по этому поводу в отношении              
белорусской продукции на основе нашей нефти и нефтепродуктов, и не кто иной,    
как Президент Российской Федерации, предлагал отправлять грузы не через Ригу    
и Вентспилс, а через Усть-Лугу. В то же время наши субъекты экономической       
деятельности, наши фирмы до сих пор делают это через те же самые порты. И я     
думаю, что будет очень логично, если в ответ на то решение, которое принято в   
отношении наших соотечественников, мы сегодня порекомендуем эти меры. Могут     
быть применены и другие меры, например бойкот некоторых товаров и так далее,    
но это уже мы могли бы обсудить дополнительно. Или же президент сам решит,      
что ему делать в соответствии с тем самым законом, который ему развязывает в    
этом смысле руки. Мы всего лишь просим принять эти меры, используя              
сегодняшнюю правовую базу.                                                      
                                                                                
Причём должен дополнительно сказать, что, вообще, удивительно: этот закон был   
принят без какого-либо предварительного обсуждения с общественностью, и тем     
более с русскоязычной общественностью, с нашими соотечественниками.             
                                                                                
Должен сказать, что на основании предыдущего нашего заявления по Украине (ну,   
правда, не только нашего - и румыны, и венгры подобные документы приняли)       
Венецианская комиссия тогда приняла в отношении Украины некоторые решения и     
рекомендовала отменить в некоторой части положения украинского закона, на что   
никто не реагирует - плевать они хотели в том числе на решения, по сути         
говоря, своей конституционной комиссии.                                         
                                                                                
И последнее, что я хотел бы сказать, прежде чем призвать вас голосовать за      
это заявление и постановление. Вот вчера у нас прошли здесь парламентские       
слушания, большие парламентские слушания по проблемам миграции. Мы много        
говорили о наших соотечественниках, о законах об упрощённом приёме в            
гражданство, мы много говорили о разных других мерах по переселению             
соотечественников, о принятии закона о политических беженцах, о том, как        
работать с нашими соотечественниками, скажем в Приднестровье. Вчера также у     
меня была встреча с Президентом Приднестровья Красносельским, и председатель    
парламента Приднестровья выступал на этих слушаниях. Должен сказать, особенно   
этому залу, что у нас с вами очень много законопроектов, принятие которых       
необходимо, в том числе и по смешанным бракам, и по политическим беженцам, и    
по так называемому праву почвы, и так далее, и так далее, и так далее. Есть     
разные мнения насчёт этих законопроектов, многие из которых, кстати, внесены    
депутатами фракции, преобладающей в Государственной Думе, но, к сожалению,      
они не поставлены у нас в график даже в связи с посланием президента.           
                                                                                
Вот я вам приведу пример того, как наши граждане относятся к выборам и как в    
том числе крымский консенсус повлиял на их волеизъявление во время выборов      
президента. В Приднестровье проголосовало 74 тысячи избирателей - это почти     
25 процентов всех голосовавших за рубежом (много говорили о голосовавших в      
Нью-Йорке, в Лондоне), из этих 25 процентов, из 74 тысяч, 97 процентов          
проголосовало за президента Путина. В Чечне так не проголосовали! И при этом    
до сих пор 100 тысяч граждан ждут принятия закона об упрощённом приёме в        
гражданство - 100 тысяч! Неужели мы не будем реагировать даже на эти цифры,     
которые должны нас побудить в конце концов что-то сделать в отношении наших     
сограждан и соотечественников?!                                                 
                                                                                
Наш комитет предлагает принять данное заявление и постановление.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть вопросы? Есть.                                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Леонид Иванович, среди мер, которыми мы должны воздействовать на тех, кто       
творит то, что творит, предусмотрена ли персональная ответственность            
политиков - инициаторов, идеологов такого подхода? Ведь на политическую жизнь   
Латвии влияют определённые политические силы. Когда мы принимаем общие          
санкции, тогда, как говорится, нация становится в стойку, а если мы будем       
работать персонально по лидерам страны, где принимаются такие законы, по тем    
парламентариям, которые инициировали и, так сказать, с пеной у рта доказывали   
необходимость этого, то эффект может быть другой, как мне представляется. Как   
вы думаете?                                                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Уважаемый Александр Алексеевич, я согласен с вами, и мы даже   
рекомендовали это, вот вчера мы с замминистра Карасиным Григорием Борисовичем   
в рамках заседания нашего комитета говорили о возможных мерах ответа. Там       
основной инициатор - это министр юстиции, он относится к определённой           
политической партии. Этот министр юстиции довольно лихо всё это провёл          
сначала через правительство, а потом и через Сейм, и в отношении его Россия     
могла бы применить персональные санкции. Вполне возможно это сделать и в        
отношении некоторых других политиков, которые являются ярыми приверженцами      
этого закона.                                                                   
                                                                                
Должен сказать, что то, что произошло на Украине в отношении... Причём вообще   
парадокс: в Латвии давно велась эта дискуссия, но они не принимали этот         
закон, всё время наши соотечественники мешали этому, и мы тоже. Там треть       
граждан русскоязычные - это даже больше, чем на Украине, если говорить о        
соотношении. Но как только Украина приняла и Европа не прореагировала - сразу   
же латыши занялись тем же самым. Это же мы можем увидеть завтра и в других      
странах, если прореагируем в обычном порядке, обычным заявлением... не          
обычным, конечно, заявление - важная вещь, и постановление важное, но мы        
должны добиваться и от нашей исполнительной власти, и от президента принятия    
ещё специальных мер, в том числе таких, о которых вы говорите.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Леонид Иванович, скажите, пожалуйста, есть у вас информация: по какой причине   
в Латвии у нас нет представительства Россотрудничества и что делается           
правительством для того, чтобы оно там появилось? Мы же все прекрасно знаем и   
понимаем, что деятельность данной организации направлена на решение проблем     
как наших соотечественников, так и тех так называемых неграждан, как вы         
сказали, русскоязычных, которые проживают на территории Латвии. Это первое.     
                                                                                
Второе. Вы говорите, что не приходится рассчитывать на поддержку                
международного сообщества, - я бы с вами не согласился. Эта проблема            
достаточно серьёзная, и неоднократно ряд международных институтов уже           
высказывали свою точку зрения по поводу происходящих в Латвии событий. Может    
быть, есть смысл проанализировать все те решения, которые принимались,          
обращения со стороны международного сообщества и обратить внимание на то, что   
все эти решения и рекомендации были проигнорированы Латвией, и вот с этими      
государствами, с этими международными институтами более плотно работать?        
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос. Да, я отчасти с вами   
соглашусь, я то же самое предлагал. Вот, например, Лавров недавно проводил      
заседание межведомственной комиссии по проблемам взаимоотношений с ПАСЕ в       
частности и взаимоотношений с Советом Европы в целом, и вот там я задал         
вопрос Солтановскому, представителю России в ПАСЕ, вернее, в Совете Европы,     
послу: как вы работаете с заявлениями? (Помните, даже наше заявление в ОБСЕ     
один раз потеряли.) Я предлагал: вы должны добиваться внесения изменений в      
регламент Совета Европы, чтобы заявления рассматривались по определённой        
схеме, тогда они будут иметь больший вес.                                       
                                                                                
Конечно, когда мы обращаемся с заявлением в тот или иной международный          
институт, он замечает и реагирует, но, если это будет обязанностью, например,   
Совета Европы... Вот нарушается конвенция - а здесь явно нарушается             
европейская конвенция, - значит, заставьте работать с заявлением,               
рассматривайте его. Другое дело - парламенты национальные, куда мы направляем   
заявление: они могут рассматривать, могут не рассматривать, мы от них не        
можем потребовать, у них свой собственный регламент, но вот в такого рода       
европейских организациях... Я тогда Солтановскому задавал вопрос, он мне        
сказал: действительно, нет такой нормы - но тогда надо работать с Советом       
Европы, требовать, чтобы это внесли.                                            
                                                                                
Что касается Россотрудничества. Вы знаете, что там сейчас сменился              
руководитель, заступил на эту должность новый директор, - ну, правда, я не      
знаю, что будет в связи с переназначением правительства, - Россотрудничество    
при новом руководстве только-только приступило к работе и, в общем,             
достаточно активно заработало.                                                  
                                                                                
Что касается открытия российского культурного центра в Латвии, это давняя       
проблема, просто национальное правительство не разрешает строительство такого   
центра. И мы базируемся в Финляндии, в частности, туда деньги выделяются в      
том числе и для работы с Латвией, но это специальная проблема, и мы её вот      
так, с наскока не решим, потому что, конечно, государство само должно принять   
решение, открыть или не открыть, и мы тут не можем нарушать                     
международно-правовые нормы, в то время как сами просим их соблюдать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Леонид Иванович, вы уже сказали, что официальные европейские          
институты практически никак не прореагировали, а международные правозащитные    
организации как-то прореагировали на этот закон или у них тоже двойные          
стандарты?                                                                      
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо, Олег Николаевич. Международные организации            
прореагировали. Я не занимался арифметикой, не подсчитывал, сколько этих        
организаций ответило, сколько обратило внимание на это заявление, но должен     
сказать, что Венецианская комиссия - а это, в общем-то, орган, который, как я   
сказал, является своего рода конституционным судом для Совета Европы, его       
решения вроде как и не обязательны, но вообще судьи этого суда избираются в     
Парламентской ассамблее Совета Европы - отреагировала, а там представлены все   
47 государств, которые входят в состав Совета Европы. Это первое.               
                                                                                
Второе. Отреагировали, конечно, наши русскоязычные общины, они обратили на      
это большое внимание, обсуждали, используют в своих массовых мероприятиях. Из   
той же Латвии мне звонили, например, сообщили, что уже несколько митингов       
прошло там - и в Даугавпилсе, и в Риге, - и они базируются пока в том числе     
на заявлениях нашего комитета, и они просят и ждут принятия заявления           
Государственной Думы на пленарном заседании, и я с ними тоже об этом говорил.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич.                                      
                                                                                
СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Леонид Иванович, вы уже несколько раз упомянули здесь Венецианскую комиссию,    
совершенно справедливо указав на её особый статус: она является фактически      
конституционным судом. А почему в тексте, который мы сегодня принимаем, нет     
никаких ссылок как раз на эту Венецианскую комиссию, которая называется         
Европейской комиссией за демократию через право? Ведь Латвия является членом    
Совета Европы, мы тоже члены Совета Европы, и, если мы к ним обратимся, будут   
какие-то конкретные решения, которые, хотя и носят рекомендательный характер,   
но всё равно латвийские власти должны будут к ним прислушиваться. В тексте      
нет никакого обращения именно к этому органу, и в связи с этим вопрос.          
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо, Александр Геннадьевич. Дело в том, что мы             
направляем заявление в Совет Европы и отдельно в ПАСЕ, но при этом мы имеем в   
виду, что Венецианская комиссия является одной из структур Совета Европы. И в   
работе с Венецианской комиссией тоже существует определённый регламент,         
процедура работы, и они принимают не всё, не все заявления, в том числе         
заявления политического характера они, как правило, не используют в своей       
работе. Поэтому мы потом приложим определённые усилия, для того чтобы Совет     
Европы - либо через КМСЕ, Комитет министров Совета Европы, либо через           
Парламентскую ассамблею Совета Европы - направил в Венецианскую комиссию наше   
обращение, хотя этому будут, конечно, противодействовать и комитеты... Ничего   
страшного, если мы направим в чистом виде туда это заявление, но я просто       
знаю, что по существу оно не будет принято к рассмотрению именно как            
заявление Государственной Думы.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемый Леонид Иванович, на прошлом пленарном заседании Государственная       
Дума отклонила проект заявления Государственной Думы, который вносила фракция   
ЛДПР, о признании политической деятельности Горбачёва и Ельцина антинародной,   
на том основании, что, дескать, Госдума принимает подобные вещи только по       
предметам своего ведения и они указаны в статье 103 Конституции. Я очень рад,   
что ваш комитет не путает предметы ведения с полномочиями Государственной       
Думы, но всё-таки хотел бы задать вопрос. Последний абзац нашего проекта        
постановления гласит: "Государственная Дума отмечает, что действия латвийских   
властей, нарушающие права и свободы наших соотечественников в Латвии, должны    
повлечь за собой применение специальных экономических мер". Однако по закону,   
как вы сами упомянули, это право принадлежит президенту - так вот, не           
получится ли, что, не согласовав эти действия с президентской стороной, мы      
можем выступить в качестве, так сказать... сказали, но не сделали, и это        
будет пустой угрозой?                                                           
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо, Сергей Владимирович. Дело в том, что, как вы          
правильно заметили, мы не структура исполнительной власти, и мы, ну, можем      
предлагать, но не можем выпускать конкретные приказы или какого-то рода         
инструкции, которые должны выполняться. В этом смысле это заявление выполняет   
именно функцию, роль рекомендации. Примет президент или не примет - это да,     
вы правильно отметили, его прерогатива, его право, даже если ему рекомендует    
Совет Безопасности, который конкретно именуется последней инстанцией,           
которая, перед тем как вносить президенту, обращает внимание на набор           
конкретных мер. Поэтому мы, с одной стороны, не можем превращать заявление в    
перечень конкретных мер, а, с другой стороны, в данном абзаце мы как бы         
обращаемся к президенту с просьбой обратить внимание на использование           
возможностей вот этого закона, "О специальных экономических мерах".             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто-то хотел бы выступить? Есть желающие.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шаргунов Сергей Александрович, пожалуйста.                                      
                                                                                
Подготовиться Нилову Олегу Анатольевичу.                                        
                                                                                
ШАРГУНОВ С. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
Доброе утро, уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Речь идёт обо    
всех школах, которые находятся в Латвии, обо всех школах без исключения: и о    
смешанных школах, и о тех школах, где проходило до этого обучение на русском    
языке. По сути, перед нами откровенный дискриминационный этнократический        
проект, который из проекта превращается уже в реальный закон, принимает силу    
закона.                                                                         
                                                                                
Хочется сказать о том контексте, в котором принимается подобное решение, -      
это контекст усиливающегося натиска на нашу страну и вытеснения русского        
языка повсеместно. Даже в будто бы дружественном нам Казахстане сегодня в       
открытую на высоком уровне речь идёт о переводе на латиницу с кириллицы и о     
разного рода, так сказать, довольно диковатых предложениях по вытеснению        
русского языка. Я недавно беседовал с замечательным поэтом Олжасом              
Сулейменовым, который за голову хватается и говорит, что это приведёт просто    
к моноэтническому и этнократическому государству, подавлению огромного          
количества людей. Притча во языцех - Украина, где, как вы знаете,               
уничтожаются национальные школы. А начинается всё, конечно, с вытеснения        
фильмов, книг - всего, что связано с русским языком. В Молдавии сегодня в       
открытую говорят о том, что русский язык должен перестать быть языком           
межнационального общения, более того, строптивые территории, где смотрят        
российские каналы, должны быть строго наказаны. Сейчас российские каналы        
вытеснены на территории Молдавии, а в Гагаузии обещают жёсткие меры             
воздействия за то, что там их смотрят. А в чём проблема? Проблема в языке.      
                                                                                
Происходящее сегодня в Прибалтике, конечно, беспрецедентно из-за нарушений,     
как было совершенно справедливо сказано, многочисленных норм и принципов        
международных актов. Не только треть населения Латвии лишается права на         
получение образования - фактически русский язык оказывается вне закона. В       
Латвии русскоязычные - это не только русские, которых в стране четверть         
населения, но и белорусы, украинцы. Русским языком в этой стране владеют        
почти 70 процентов жителей, помимо тех, для кого он является родным.            
                                                                                
Я просто всем напомню, что русский язык - это язык мирового значения,           
официальный язык ООН. На русском языке говорят почти 300 миллионов человек в    
16 странах мира, причём для 166 миллионов русский - родной, а около 130         
миллионов используют его в качестве второго языка. Те, кто сегодня одержим      
антироссийским угаром, даже не задумываются, что прежде всего наносят удар      
сами себе. Это касается и бизнеса, и туризма, и возможности жить в открытом     
мире, а не стремиться к эскапизму, к созданию мракобесного изолированного       
государства.                                                                    
                                                                                
К сожалению, взращивание ненависти ко всему русскому - это политика, которая    
проводится в Прибалтике на протяжении уже долгих лет. Сначала запрет языка, а   
что потом? Может быть, борьба с книгами? Кстати говоря, отмечу по-своему        
курьёзную деталь. В Латвии в топе самых популярных книг уже семь лет держатся   
следующие произведения: лидирует эротический роман под названием "Порванные     
кружева", а на втором месте - "Майн кампф" Адольфа Гитлера, и это не какая-то   
журналистская утка, это как раз демонстрирует в целом тенденции, которые мы     
наблюдаем в этой стране.                                                        
                                                                                
Недавно подписан закон о ветеранах Второй мировой войны. Происходит не просто   
уравнивание в правах с теми, кто воевал на стороне нацистов, а откровенная      
дискриминация ветеранов Великой Отечественной войны, советских ветеранов. По    
новому закону ветераны, которые являются негражданами или даже стали            
гражданами в порядке натурализации, не считаются ветеранами Второй мировой      
войны, соответственно на них не распространяются никакие льготы, это просто     
люди второго сорта. Больше того, нынешний языковой закон сопровождается         
внесением поправок в закон о труде, то есть планируется выдавливать всех тех,   
кто говорит на русском языке, - назло себе, вопреки собственным интересам,      
несмотря на то, сколько людей туда приезжает. В целом Сейм настрогал много      
антирусских поправок. Получается, что русские должны убраться из образования,   
из предвыборной агитации, из бизнеса.                                           
                                                                                
То, что происходит, в общем-то, происходит вопреки мнению людей. Например,      
крайне популярный мэр Риги Нил Ушаков, известный своими взвешенными             
взглядами, последние языковые решения ясно охарактеризовал как самую            
настоящую политическую провокацию, сказав, что сам будет стараться              
поддерживать организацию и проведение курсов русского языка. Но всё это,        
конечно, ничто - есть решения: например, Даугавгривская школа в Риге            
оштрафована за то, что учитель на экзамене по математике что-то пояснял         
школьникам по-русски; в Лиепае директор школы оштрафован за то, что вёл         
выпускной на русском языке. Вот это самые настоящие карательные меры. А какие   
звучат заявления официальных деятелей, политиков, например депутата Сейма       
Эдвина Шноре, я процитирую: "Если однажды пустить русскую вошь в шубу,          
вывести её оттуда будет трудно". Вот такое отношение... Если переводить это     
хамство, эту наглость на язык политики, то речь идёт именно о вытеснении,       
либо о насильственной ассимиляции, либо об изгнании всех русских людей.         
                                                                                
Какие могут быть приняты меры? Очень правильный был вопрос по поводу точечных   
санкций. Дело в том, что необходимо ввести экономические меры в отношении тех   
политиков, которые проводят оголтелую нацистскую линию, и в отношении           
бизнеса, который крышует эти партии. Есть бизнесмены, которые очень             
заинтересованы в том, чтобы поддерживать контакты с нашей страной, при этом     
они лоббируют то, что оказывается совершенно беспардонным. Не стоит сильно      
рассчитывать на Запад - они могут пожурить, но у Российской Федерации сегодня   
есть реальные рычаги и возможности для того, чтобы надавить и поставить на      
место зарвавшихся нацистов.                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.                            
                                                                                
Нужно напомнить им, что шубы они всегда русские носили, поэтому пускай          
подумают, какая им в этих шубах отводится роль. Вы правильно сказали.           
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Очень правильно, что мы не    
пропускаем очередные нападки на наших соотечественников, но, для того чтобы     
надавить, уже недостаточно говорить, выступать, клеймить позором, призывать к   
какой-то там справедливости - не помогает! Сколько раз мы уже это делали!       
                                                                                
Как я предложил бы надавить в ответ на очередные санкции против наших           
соотечественников, особенно молодёжи? Смотрите, сколько Россия приглашает       
сегодня со всего мира для обучения в наших высших учебных заведениях: 15        
тысяч - вот общая квота, со всего мира! Например, для Молдовы и только что      
упомянутого Леонидом Калашниковым Приднестровья эта квота - всего 200-250       
человек, а только в Румынию, в маленькую Румынию ежегодно из Молдовы            
приглашают на бесплатное обучение в вузах, плюс ещё стипендия, плюс ещё         
поездка оплачивается в обязательном порядке всем этим студентам, когда          
очередные выборы проходят, 1250 человек. Понимаете, какие здесь деньги и        
какая отдача, какие последующие события планируются?                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, нужно увеличивать эту квоту в разы, для того        
чтобы у наших детей, которые учатся в русских школах по всему миру, особенно    
в Латвии, в Прибалтике, была мотивация приехать сюда получить высшее            
образование. Да, для этого нужны будут дополнительные средства, но              
согласитесь, что сберечь и приумножить наш народ - это главная задача. Мы       
должны думать не только о здоровье, мы должны делать всё для того, чтобы        
наших людей здесь было гораздо больше, и они были именно народом, а не          
населением или электоратом.                                                     
                                                                                
Вчера на "круглом столе", который как раз тоже Леонид Калашников проводил, я    
внёс предложение: нужно разработать и оформить статус нашего                    
соотечественника, всем, кто является носителем русского языка, культуры,        
традиций и ценностей российского народа, всех национальностей России, нужно     
предоставить статус, который немногим бы отличался от статуса гражданина, ну,   
может быть, только в отношении участия в голосовании, где не предусмотрен       
институт двойного гражданства, а все остальные права нужно предоставить этим    
людям. Вот такой ответ, я думаю, будет действительно замечен.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бортко Владимир Владимирович.                 
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Друзья мои, давайте вот о чём задумаемся. Вот память у меня стала слабеть, но   
я помню, что в ответ на какой-то выпад со стороны Риги мы взяли и прекратили    
покупку шпротов, их не было в магазинах, это была экономическая санкция.        
Проходит время, и вдруг бац - шпроты опять появляются.                          
                                                                                
Что говорить о Латвии - давайте поговорим об Украине, которая нарушает все      
законы, которые могут быть, и божеские, и человеческие. Что мы видим? Что наш   
Сбербанк, которого нет в Крыму, прекрасно работает на Украине, в Киеве, и       
является чуть ли не основным украинским банком! Что говорить о санкциях,        
которые просто фикция, которые не выполняются, потому что люди, которые         
должны их выполнять, заинтересованы в том, чтобы они никогда не выполнялись,    
и они сидят здесь, в Москве! Меня интересует: какой наш комитет должен          
следить за тем, чтобы, если мы принимаем какие-то санкции, они хотя бы          
выполнялись, хотя бы элементарно выполнялись? Перекрыть кислород Украине        
можно за двадцать минут, но этого никто не делает. Почему? Да потому, что       
интересы здесь, в Москве! Вот о чём я говорю, вот с этим надо разбираться,      
так мне кажется. Извините, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Вот и будем               
разбираться.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Слуцкий Леонид Эдуардович.                                          
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция ЛДПР.                                                            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Тот закон, который принят     
Сеймом Латвийской Республики и который мы сегодня обсуждаем, - это история с    
продолжением. В 2006 году Сейм Латвии принял дискриминационные поправки к       
закону об образовании, которыми вводили изучение 60 процентов предметов на      
латышском языке. Вопрос: кто будет учиться и учить, например, в Даугавпилсе,    
в Вентспилсе, где по 97 процентов русскоязычного населения, на латышском        
языке 60 процентов предметов?                                                   
                                                                                
Новый закон завершает демонтаж системы образования на русском языке в           
Латвийской Республике. Ситуация грубейшим образом противоречит рамочной         
конвенции Совета Европы о защите национальных языков и языков меньшинств, на    
что неоднократно указывала российская делегация в ПАСЕ, когда добивалась        
принятия соответствующих резолюций, решения Венецианской комиссии Совета        
Европы (Европейская комиссия за демократию через право), о чём упоминал         
Леонид Иванович Калашников, но тем не менее процесс продолжал развиваться в     
ту же деструктивную сторону. Добавлю к этому, что всего две страны на земном    
шаре сегодня имеют в своём законодательстве термин "неграждане", который        
опять же грубейшим образом противоречит нормам и стандартам международного      
права, - это та же Латвия и Эстония.                                            
                                                                                
Ситуация вопиющая, и ситуация напрямую связана с той борьбой, которая           
объявлена в мире русскому языку и Русскому миру. На рубеже 80-х - 90-х годов    
прошлого столетия на русском языке в мире говорило 350 миллионов человек,       
сейчас - 270. Ничтожный в историческом масштабе отрезок времени - и минус 80    
миллионов человек! Дорогие коллеги, ни один язык за последнее столетие не       
исчезал с лица планеты так быстро, как русский. Я не сгущаю краски, мы просто   
должны быть реалистами. Несколько лет назад здесь, в этом зале, мы              
единогласно приняли постановление Государственной Думы о мерах по поддержке     
русского языка в преддверии создания Евразийского экономического союза. Мы      
работаем на создание, на открытие русских школ, но открывается одна русская     
школа - например, в прошлом году мы построили и ввели в строй русскую школу     
имени Антона Павловича Чехова в Бишкеке, - а закрываются, к сожалению,          
десятки и даже сотни, например, на Украине с 2008 по 2013 год, ещё до           
нынешнего кризиса, было закрыто (и отнюдь не на Западной Украине!) порядка      
650 русских школ... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции.                   
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я должен сказать, дорогие коллеги, что сейчас ситуация требует немедленного     
вмешательства. Давайте вспомним, что ещё перед предыдущими президентскими       
выборами Владимир Владимирович Путин выступил со статьёй "Россия и меняющийся   
мир", в которой говорил о том, что мы должны в разы увеличить наше культурное   
и гуманитарное присутствие в мире и на порядок увеличить его там, где говорят   
по-русски или понимают русский язык. Сегодня это поистине цивилизационной       
важности решение, рекомендация, установка Президента России, к сожалению, не    
выполняется, в то время как в других странах есть соответствующие структуры,    
которые отвечают за поддержку соотечественников и национального языка в мире:   
"Альянс Франсез", "Британский совет", Институт Гёте в Германии, Институт        
Конфуция в Китае и так далее, - там выигрышно работать выпускникам ведущих      
университетов, вкладываются огромные средства.                                  
                                                                                
У нас действительно Россотрудничество - правильно задавал вопрос Андрей         
Геннадьевич Альшевских, правильно выступал Олег Анатольевич Нилов, -            
соответствующая структура в системе исполнительной власти России,               
финансируется сегодня пока ещё по остаточному принципу, но дело не в            
Россотрудничестве, дело в русском языке и дело в той роли, которую наше         
Отечество и великий Русский мир должны играть в мировой архитектуре ХХI         
столетия. Мы не имеем права допустить, чтобы то, что происходит сегодня в       
Латвии, подобно грубейшей антироссийской экспансии, экспансии против русского   
языка, распространилось на другие страны и континенты. Именно поэтому           
сегодня, хотя закон принят уже несколько недель назад, мы выступаем с           
заявлением, и я уверен, что единогласно поддержим позицию комитета по делам     
СНГ. Мы должны решительно поставить перед новым составом правительства вопрос   
о резком увеличении финансирования программ, нацеленных на поддержку русского   
языка и русской школы в мире. Ещё раз подчеркну, что это задача поистине        
цивилизационной важности. То, что произошло в Риге, в Сейме Латвийской          
Республики, является тревожным звоночком для всего Русского мира. Мы должны     
вспомнить, что количество людей, говорящих по-русски, к сожалению, продолжает   
убывать, русские школы продолжают закрываться, и вопрос, какое поколение        
придёт после нас, сколько людей будут говорить по-русски в мире через 10, 15,   
50 лет, - этот вопрос необходимо решать сегодня, мы не вправе откладывать это   
на годы вперёд. Есть риск, что демонтаж системы образования на русском языке,   
поддержанный Сеймом Латвийской Республики, ввиду идущей сегодня из Вашингтона   
антироссийской истерии может распространиться и на другие страны.               
                                                                                
Дорогие коллеги, повторяю, я не сгущаю краски, мы объективно становимся         
свидетелями создания ситуации, которая имеет целью коллапс русского языка и     
резкое сокращение количества людей, говорящих по-русски, в зарубежных           
странах: или, как отметил справедливо Шаргунов, принудительная ассимиляция,     
или "чемодан - вокзал - Россия", возвращайтесь домой! Эта ситуация              
вывихнутая, эта ситуация противоречит и здравому смыслу, и многочисленным       
конвенциям, в том числе и европейской конвенции по правам человека.             
                                                                                
Дорогие коллеги, я ещё и ещё раз призываю всех осознать, что это                
действительно весьма непростая, тревожная ситуация, но мы в силах с ней         
справиться, и я предлагаю поддержать единогласно сегодняшний документ,          
предложенный комитетом по делам СНГ.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович.                               
                                                                                
Пожалуйста, Туров Артём Викторович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                    
                                                                                
ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы начать с важного   
момента: именно школьная реформа является инструментом насильственной           
ассимиляции русскоязычных в Латвии, потому что без полноценного школьного       
образования на родном языке для русского языка остаётся узкая бытовая ниша, а   
новым поколениям граждан в Латвии, относящимся к национальным меньшинствам,     
грозит неграмотность и потеря национальной идентичности.                        
                                                                                
Мы на полях Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене в феврале этого года вместе с   
нашей делегацией поднимали эти вопросы, поднимали перед уполномоченным по       
защите национальных меньшинств в ОБСЕ, поднимали перед коллегами из             
европейских делегаций, но получали циничные ответы. Не один год уже наши        
западные партнёры используют двойные стандарты. Нарушаются не только            
Конституция и обязательства Латвии в международной сфере, а, как уже говорили   
коллеги, выступавшие до меня, нарушаются международные пакты о гражданских      
политических правах: Конвенция Организации Объединённых Наций о правах          
ребёнка, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и другие           
международные договоры. Грубо нарушается Европейская хартия региональных        
языков или языков меньшинств, закрепляющая принцип признания региональных       
языков или языков меньшинств в качестве культурного богатства, а также          
обязывающая государства устранять любые неоправданные различия, исключения,     
ограничения, относящиеся к использованию регионального языка или языка          
меньшинств и имеющие целью сдержать либо поставить под угрозу его сохранение    
или развитие.                                                                   
                                                                                
То, что вчера Президент Латвии поставил свою подпись под этим документом, ещё   
раз свидетельствует, что латвийской стороне, латвийскому правительству          
безразлично мнение национальных меньшинств. Но о каком национальном             
меньшинстве мы говорим, если более одной трети жителей Латвии разговаривают     
на русском языке?! Как сказал Леонид Иванович, мы встречались с нашими          
соотечественниками из Латвии, и они на заседании комитета подробно              
рассказали, как эта дискриминационная норма работает и как вытесняются наши     
соотечественники из всех сфер жизнедеятельности Латвийской Республики.          
Знаете, это очень сильно напоминает 30-е годы в Германии, когда одна нация      
ставила под сомнение другие.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" хочу сказать, что мы        
считаем недопустимой дискриминацию, насильственную ассимиляцию русскоязычных    
в Латвии, и призвать всех поддержать данное заявление.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы в этом зале неоднократно   
констатировали, что мы стали свидетелями развязывания против нас, я бы          
сказал, информационно-психологической войны. Запад действительно развязал эту   
войну, и он перестроился. Хочется задать вопрос себе: а перестроились ли мы?    
Мне кажется, что мы пребываем в таком апатичном, привычном для нас состоянии,   
а инициатива находится в руках наших, прямо скажем, недругов.                   
                                                                                
Вот эта очередная враждебная акция явилась планируемым, весьма органическим     
дополнением к тому, с чем мы столкнулись в связи с последними                   
беспрецедентными действиями Великобритании в ситуации со Скрипалями, но я бы    
сказал, что по своему воздействию решение латвийских властей более              
разрушительное, более пагубное. Товарищи, мои коллеги отметили, что идёт        
разрушение Русского мира, я бы сказал, исторических корней, корней нашей        
цивилизации, и если мы и сейчас не найдём адекватные ответы и не                
перестроимся, то окончательно потеряем инициативу.                              
                                                                                
Мне кажется, что и само заявление должно носить более активный, может быть,     
более продуманный, более жёсткий характер. Вот мы приняли в 2006 году закон     
"О специальных экономических мерах", а я вспоминаю, как мой коллега Олег        
Анатольевич Нилов здесь задавал статс-секретарю одного из министерств вопрос:   
а вот каковы позиции правительства в связи с решением Стокгольмского            
международного арбитражного суда в отношении конфликта "Газпрома" и             
"Нафтогаза Украины"? И вы помните уклончивый ответ: это дело хозяйствующих      
субъектов. Я боюсь, что если мы...                                              
                                                                                
Я использую время, которое оставил мне мой коллега Нилов.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
РЫЖАК Н. И. Если мы не будем придавать экономическим санкциям политически       
выверенные ориентиры, то мы никогда не перехватим инициативу; позиция           
правительства, экономического блока по многим вопросам не даст нам              
перехватить инициативу. Мне кажется, Вячеслав Викторович, настало время -       
этот последний бастион, последний рубеж мы не должны уступать. Может быть,      
нам стоит организовать конференцию, очевидно, международную конференцию по      
защите Русского мира? Наша огромная диаспора со всего мира должна собраться     
здесь, должна быть высказана не только наша обеспокоенность, но и               
обеспокоенность всех тех, кто является приверженцем традиций русской            
цивилизации, - это будет достойный ответ. И может быть, есть необходимость      
добавить эту инициативу в постановление.                                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.       
                                                                                
Заключительное слово предоставляется докладчику. Леонид Иванович, пожалуйста.   
                                                                                
Включите микрофон Калашникову.                                                  
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Отвечая в целом на те или иные вопросы по заявлению, по его    
наполнению - жёстче оно должно быть или не жёстче, мягче, - я должен сказать,   
что мы действительно впервые нашли возможность не просто принять заявление, а   
среагировать, как мы среагировали, например, в ситуации с переводом на          
русский язык водительских удостоверений в Белоруссии - тогда мы нашли           
возможность, использовав тот факт, что в Белоруссии государственным языком      
наряду со своим, белорусским является русский язык, и Вячеслав Викторович,      
Председатель Государственной Думы, использовал эти возможности, в том числе и   
исполнительной власти. Я должен сказать всем сидящим в этом зале, что мы        
впервые в нашем заявлении даём соответствующую возможность исполнительной       
власти, и, я надеюсь, мы все и руководство Государственной Думы донесём         
также... Вот смотрите, сегодня, кстати говоря, Трамп принимает трёх             
прибалтийских президентов, было бы очень логично, если бы мы сегодня же...      
Вот попробовали бы они, например, англосаксов ущемить в этом смысле - они       
сразу получили бы в ответ меры экономического характера, так обычно делает      
Америка. Было бы логично, если бы мы сегодня не только среагировали, но и       
дали возможность президенту и исполнительной власти среагировать. Для этого     
мы примем ещё ряд мер, в том числе технического характера, чтобы                
сформулировать возможные экономические меры, мы обязательно над этим ещё        
поработаем.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте, действительно, ещё в этом направлении поработаем,   
в том числе точечно, поработаем с учётом из того, что Латвия, член Совета       
Европы, нарушает основополагающие права граждан, защищённые международными      
соглашениями. В связи с этим нам нужно занять более активную позицию по всем    
направлениям.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О            
заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О    
недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных          
меньшинств Латвии", 2-й вопрос повестки дня.                                    
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              417 чел.92,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается единогласно. Поздравляю, коллеги!