Заседание № 196

24.11.2010
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 428142-5 "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4391 по 5342 из 7990
Переходим к пункту 28. Проект постановления Государственной Думы "О             
национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2009 году                
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков   
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".      
Регламент обсуждения мы определили на Совете Государственной Думы:              
выступление министра, содоклад комитета, по два вопроса от фракции,             
выступления от фракций до пяти минут и принятие решения.                        
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна Скрынник, на трибуну.                               
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б., министр сельского хозяйства Российской Федерации.               
                                                                                
Добрый день, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По итогам 2009       
года министерством был подготовлен национальный доклад о ходе реализации        
государственной программы развития сельского хозяйства. Он готовился на         
основании данных государственной программы, а также данных Росстата,            
утверждён правительством. Несколько слов о ситуации в 2009 году.                
                                                                                
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, неблагоприятные погодные явления    
в 2009 году, а именно засуху в шестнадцати крупнейших зернопроизводящих         
регионах страны, отрасль продемонстрировала рост на 1,2 процента, став одним    
из немногих секторов экономики, сохранивших положительную динамику развития.    
Это возможно было благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки -   
около 190 миллиардов рублей - и системному программно-целевому подходу,         
заложенному в основу реализации государственной программы развития сельского    
хозяйства. Объём производства сельхозпродукции составил 2 триллиона 600         
миллиардов рублей. Основной показатель программы - индекс валовой продукции     
сельского хозяйства - за два года был перевыполнен на 4,3 процентных пункта.    
Уровень производства мяса вырос на 6,6 процента, молока - на 0,7 процента.      
Рост птицеводства составил 15 процентов, свиноводства - 8 процентов. В          
отрасли создана прочная основа для дальнейшего поступательного развития.        
                                                                                
Вместе с тем в своём сегодняшнем выступлении основное внимание я хочу           
обратить на текущую ситуацию в отрасли и перспективы развития                   
растениеводства, животноводства, а также подвести предварительные итоги         
работы агропромышленного комплекса за сложный период этих девяти месяцев.       
                                                                                
Уважаемые депутаты, основным фактором, который определил динамику развития      
сельского хозяйства в текущем году, стала аномальная засуха в сорока трёх       
регионах Российской Федерации. Гибель культур произошла на 13 миллионах 300     
тысячах гектаров, что составляет 30 процентов от посевной площади в             
пострадавших регионах и 17 процентов от общей посевной площади в Российской     
Федерации. Пострадало двадцать пять тысяч хозяйств. В основном это произошло    
в Приволжском и Центральном федеральных округах. Прямой ущерб составил 41       
миллиард 700 миллионов рублей.                                                  
                                                                                
В целях минимизации последствий засухи правительством был предпринят целый      
комплекс мер. Прежде всего субъектам предоставлена возможность использовать     
бюджетные кредиты объёмом 25 миллиардов, из них 15 уже перечислены в регионы,   
большая часть перечислена сельхозтоваропроизводителям, оставшиеся 10            
миллиардов будут перечислены в декабре этого года. Кредиты бюджетные            
используются на приобретение семян, ГСМ, удобрений и в первую очередь кормов.   
Кроме того, 10 миллиардов рублей были предназначены для покрытия прямого        
ущерба сельхозтоваропроизводителям, из них 5 миллиардов также перечислены в     
регионы, но из этих 5 миллиардов всего лишь 30 процентов доведено до            
сельхозорганизаций. Поэтому я обращаюсь к вам, как депутатам, с просьбой        
проконтролировать в регионах доведение средств до наших                         
сельхозтоваропроизводителей. Прошу вас взять под личный контроль процесс        
доведения средств, так как от этого зависит финансовая устойчивость не только   
отдельных производителей, но и отрасли в целом.                                 
                                                                                
Также принято решение о субсидировании пролонгированных на срок до трёх лет     
инвестиционных и краткосрочных кредитов. На сегодня объём уже                   
пролонгированных кредитов составляет 10 миллиардов рублей. Для поддержки        
пострадавших регионов мы в срочном порядке перечисляли государственную          
поддержку, 87 процентов годовых лимитов - это 97 миллиардов рублей - было       
перечислено в регионы.                                                          
                                                                                
Как вы знаете, правительством установлен льготный железнодорожный тариф на      
перевозку зерна в пострадавшие регионы с юга страны и из Сибири. Для юга        
установлен коэффициент 0,5, для Сибири - 0,3. Планируется, что объём таких      
перевозок составит шесть миллионов тонн. Реализация постановления позволила     
снизить стоимость зерна для покупателей в среднем на 300-500 рублей за тонну.   
Принято решение о пролонгации действия этого постановления до 1 июля 2011       
года, что даст возможность перевезти до начала весенне-полевых работ около 1    
миллиона тонн семян.                                                            
                                                                                
О результатах уборочной кампании. Несмотря на аномальные погодные условия,      
валовой сбор зерновых благодаря своевременным мерам государственной поддержки   
составил 64 миллиона 200 тысяч тонн в бункерном весе, после обработки это       
будет 60 миллионов 300 тысяч тонн. По данным Росстата, с учётом запасов,        
согласованных нами с регионами и чётко отслеженных, ресурсы зерна составляют    
87 миллионов тонн, и при потреблении от 72 до 74 миллионов тонн мы все          
потребности внутренние закрываем, при этом переходящий остаток будет            
составлять где-то 12-14 миллионов тонн. Хочу отметить, что получен рекордный    
урожай риса - 1 миллион 155 тысяч тонн, это плюс 14 процентов к прошлому        
году, и сои - 1 миллион 211 тысяч тонн, это плюс 28 процентов к прошлому        
году. Традиционно самый высокий урожай собран в Южном федеральном округе -      
19,5 миллиона тонн, это 30 процентов от общероссийского показателя. Вот это     
положительные такие моменты. Из-за засухи идёт значительное снижение            
производства зерновых: в Центральном округе это минус 12 миллионов тонн, в      
Приволжском - минус 16, в Сибирском - минус 5,9 миллиона тонн. Ситуация,        
конечно, непростая, но мы справляемся.                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, приоритетными для министерства на ближайшую перспективу     
являются три основные задачи. Первая - эффективное проведение ярового сева с    
целью получения урожая зерновых в следующем году на уровне не менее 85          
миллионов тонн. Вторая - реализация комплекса стратегических мер,               
направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических         
условий на агропромышленный комплекс. И третья важная задача - это сохранение   
позитивной динамики развития животноводства.                                    
                                                                                
По ситуации с севом зерновых. В целом сев озимых у нас завершён, осталось не    
более 100 тысяч гектаров. Засеяно 15 миллионов 465 тысяч гектаров, в 2009       
году - 18 миллионов гектаров. Это значительно больше, чем самый минимальный     
прогноз, который в августе - сентябре составлял 12 миллионов гектаров. Но в     
любом случае засеянные 15 миллионов 465 тысяч гектаров - это в прогнозе 40      
миллионов тонн зерновых.                                                        
                                                                                
О подготовке к весенне-полевым работам. Наша основная задача - подготовиться    
к эффективному проведению ярового сева. С учётом сокращения площадей озимых     
на 16 процентов по сравнению с уровнем прошлого года нам предстоит выполнить    
следующую задачу - увеличить площадь ярового сева с 28,5 миллиона гектаров до   
30. При этом необходимый объём финансирования оценивается в 223 миллиарда       
рублей, из которых кредитные ресурсы составляют 140-150 миллиардов рублей.      
                                                                                
По итогам проведённых нами совещаний с банками объём кредитных ресурсов,        
который они подтверждали, для кредитования наших сельхозтоваропроизводителей    
составляет порядка 140-150 миллиардов рублей. При этом ставка по кредитам       
остаётся без изменений, поэтому я думаю, что совместными усилиями мы будем      
эту ситуацию отслеживать. Мы обратились к банкам с предложением разработать     
особые условия кредитования для тех организаций, которые пострадали от          
засухи, так как они имеют задолженность на сегодняшний день.                    
                                                                                
В целом для проведения весеннего сева в плановые агротехнические сроки          
реализуется следующий комплекс мер. В этом году на закупку минеральных          
удобрений, на субсидирование приобретения минеральных удобрений мы              
дополнительно выделили 1 миллиард 222 миллиона рублей. На эти цели в 2011       
году предусматривается общий объём средств 6,5 миллиарда рублей, в этом году    
в общей сложности он составил 5,9 миллиарда рублей.                             
                                                                                
Заключено соглашение с РАПУ и Агропромсоюзом о контроле над ценами. Цены на     
калийные удобрения и средства защиты растений останутся на уровне 2010 года     
по этому соглашению.                                                            
                                                                                
Также, как я уже сказала, решён вопрос о пролонгации действия льготного         
железнодорожного тарифа, что даст возможность перебросить до 1 миллиона тонн    
семян в пострадавшие регионы. Будут продолжать действовать скидки на            
горюче-смазочные материалы, такое постановление правительства мы подготовили.   
Принято решение об увеличении объёма субсидирования закупки элитных семян до    
1 миллиарда рублей. Ещё 500 миллионов рублей на будущий год выделено на         
закладку многолетних насаждений, на виноградники - 400 миллионов рублей, на     
северный завоз семян - 400 миллионов, на лён и рапс - 240 и 252 миллиона        
соответственно.                                                                 
                                                                                
До конца года с регионами будут заключены соглашения, для того чтобы до         
начала весенне-полевых работ мы могли перечислить 30 процентов средств          
государственной поддержки. Эта работа ведётся, и соответствующая                
нормативно-правовая документация будет внесена на будущей неделе в              
правительство на согласование. Это также является серьёзным поддерживающим      
элементом в проведении весенне-полевых работ.                                   
                                                                                
Все те мероприятия, которые проводятся правительством: это и бюджетные          
кредиты, и прямые субсидии на покрытие ущерба сельхозорганизаций, которые       
используются на закупку семян, ГСМ, минеральных удобрений, и пролонгация        
кредитов до трёх лет, инвестиционных и краткосрочных, и субсидирование, и       
льготный тариф железнодорожный, - весь этот комплекс мер будет способствовать   
тому, что мы справимся с посевной в положенные агротехнические сроки.           
                                                                                
Существуют также стратегические меры, направленные на предотвращение            
неблагоприятных природно-климатических условий. Это два основных направления,   
над которыми мы работаем системно - страхование и мелиорация.                   
                                                                                
По страхованию законопроект разработан и рассмотрен в первом чтении             
Государственной Думой. Рассчитываем, что новая система страхования, прежде      
всего от катастрофических рисков в сельском хозяйстве, заработает уже в         
следующем году. Для этого нам необходима ваша поддержка, чтобы в ближайшее      
время законопроект был принят. На это у нас предусмотрено 5 миллиардов рублей   
на будущий год.                                                                 
                                                                                
Второе. Разработана концепция развития мелиорации до 2020 года. Её реализация   
направлена на снижение риска гибели урожая в результате неблагоприятных         
природно-климатических условий, и кроме того, она будет способствовать          
повышению плодородия почв и урожайности сельхозкультур во всех зонах России     
вне зависимости от погодных условий. Также прошу вас поддержать нашу            
инициативу.                                                                     
                                                                                
Коротко о ситуации в животноводстве. За последние пять лет в отрасли созданы    
все предпосылки для дальнейшего устойчивого роста. Реализовано более двух       
тысяч проектов в мясном и молочном животноводстве. Производство свинины за      
пять лет выросло на 40 процентов, птицы - на 76. Стабильной остаётся ситуация   
с производством молока (32,5 миллиона тонн). Этому способствовали эффективные   
меры таможенно-тарифного регулирования, квотирование, отраслевые программы по   
птицеводству, свиноводству, мясному и молочному скотоводству, переработке       
скота и производству комбикормов. Кроме того, было принято решение о запрете    
экспорта зерна, что также является важным фактором, который способствовал       
сохранению животноводства. За десять месяцев производство скота и птицы в       
живой массе увеличилось на 6,7 процента и составило 7 миллионов 800 тысяч       
тонн. Основной прирост у нас в производстве мяса птицы - на 12,3 процента,      
свинины - на 8 процентов. В целом производство увеличилось в пятидесяти семи    
субъектах Федерации, в том числе в десяти лидирующих - на 211 тысяч тонн.       
                                                                                
Сложной, конечно, остаётся ситуация с мясом крупного рогатого скота. Из-за      
засухи и пожаров в некоторых регионах наблюдается дефицит кормов, снижение      
продуктивности и численности поголовья. Здесь необходимо сказать, что           
снижение поголовья крупного рогатого скота у нас происходит системно уже в      
течение десяти лет, но при этом положительно то, что увеличивается              
продуктивность молочного скота и удельный вес специализированных мясных         
пород, поэтому в первом полугодии наблюдался рост производства. Однако если в   
первом полугодии мы наблюдали рост производства, то за последние четыре         
месяца из-за аномальной засухи у нас идёт снижение: за десять месяцев           
производство снизилось на 481 тысячу тонн, или 1,7 процента. По прогнозу по     
итогам года это будет минус 1,8 процента.                                       
                                                                                
В ряде субъектов снижение носит системный характер. Хотела бы отметить, что     
есть регионы, которые, даже пострадав от засухи, всё равно показывают           
положительные тенденции в развитии производства молока, при этом в таких        
регионах, как Костромская, Тамбовская, Ярославская, Новгородская и Московская   
области, отмечен спад, и он продолжается довольно длительно. С целью            
поддержки регионов мы дополнительно на финансирование программ по поддержке     
мясного и молочного животноводства выделяем 4 миллиарда рублей.                 
                                                                                
Таким образом, хотелось бы отметить, что согласно данным Росстата по итогам     
выполнения показателей госпрограммы за девять месяцев индекс производства       
продукции сельского хозяйства составил 89,3 процента. Основная причина - это,   
вы знаете, аномальная засуха... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько ещё вам нужно времени?                            
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Минуты три.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста.                                     
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. При этом рост в животноводстве у нас положительный - 7           
процентов, в сельхозорганизациях - 12,7. Традиционно основной рост у нас по     
мясу птицы и свинины.                                                           
                                                                                
Кроме этого, по федеральной целевой программе устойчивого развития сельских     
территорий - мы чётко её выполняем - введено уже 800 тысяч квадратных метров,   
из них 382 тысячи метров - для молодых специалистов. Мы разработали и сегодня   
утвердили на заседании правительственной комиссии по развитию                   
агропромышленного комплекса концепцию устойчивого развития сельских             
территорий до 2020 года.                                                        
                                                                                
Далее. По плану идёт реализация мероприятий по поддержанию почвенного           
плодородия и по повышению доступности кредитов. По состоянию на 1 октября       
объём полученных субсидированных кредитов составил 408 миллиардов рублей,       
также было приобретено десять с половиной тысяч тракторов, три с половиной      
тысячи комбайнов. По итогам года мы прогнозируем индекс производства            
продукции сельского хозяйства на уровне 90-91 процента.                         
                                                                                
Мы уверены, что в 2011 году обеспечим рост, в том числе и в растениеводстве,    
восстановим объёмы производства и сохраним темпы развития отрасли.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Елена Борисовна.     
                                                                                
Содоклад сделает Валентин Петрович Денисов, председатель Комитета по аграрным   
вопросам.                                                                       
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Во-первых, хочу    
вас всех поблагодарить за понимание, когда утром по моей просьбе вы приняли     
решение включить предыдущий вопрос в повестку дня сегодняшнего пленарного       
заседания, и мы его конструктивно сегодня только что обсудили. Надеюсь, и       
голосование пройдёт в таком же режиме. Многие из нас, может, ещё не             
представляют, что мы сделали, какие блага создали для шестнадцати миллионов     
российских семей, которые занимаются личными подсобными хозяйствами, и          
насколько это повлияет на улучшение финансового положения этих семей, на их     
благо.                                                                          
                                                                                
Я хочу поблагодарить Елену Борисовну за конкретный доклад, в котором она        
чётко рассказала о принимаемых Правительством Российской Федерации мерах по     
развитию сельского хозяйства, по реализации государственной программы           
господдержки АПК и регулированию продовольственного рынка.                      
                                                                                
Хочу напомнить о принятии в декабре 2006 года закона "О развитии сельского      
хозяйства", в котором, пожалуй, самой главной была статья, на основании         
которой правительство разработало и утвердило пятилетнюю программу              
господдержки АПК, она является, по сути, ключевой. Хочу напомнить, что в 2002   
году, на момент начала нашей работы над законом "О развитии сельского           
хозяйства", федеральный бюджет выделял на поддержку агропромышленного           
комплекса всего 18 миллиардов рублей. Вдумайтесь в цифру: 18 миллиардов         
рублей в 2002 году. В 2007 году, в первый год реализации программы              
господдержки, мы уже имели 74,5 миллиарда рублей, в 2010 году - 128             
миллиардов рублей, и в бюджете, который мы с вами в ближайшие дни будем         
принимать в третьем чтении, будет 150 миллиардов рублей. Вот такова динамика    
роста поддержки федеральным бюджетом агропромышленного комплекса. Говорить,     
достаточно этого или недостаточно... наверное, это не место для дискуссии,      
потому что здесь должна быть не политика, а чёткая экономика. И результаты      
финансирования по предыдущим годам программы господдержки показывают, что       
даже этой суммы более чем достаточно, потому как многие субъекты Федерации не   
успевают освоить весь этот финансовый ресурс по причине того, что их            
региональные бюджеты выглядят намного слабее. И посему я согласен с министром   
в том, что мы с вами должны не только выделять средства, но и помогать          
контролирующим органам и сами делать ревизии в отношении того, насколько        
эффективно расходуются федеральные средства в том или ином субъекте             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Комитет разделяет оценки министерства относительно хода реализации              
госпрограммы, ситуации в отрасли и поддерживает меры правительства по           
преодолению последствий аномальной засухи прошедшего лета текущего года, но     
не могу не подчеркнуть, что, несмотря на принимаемые меры, экономическая        
ситуация в сельском хозяйстве продолжает оставаться очень сложной, поэтому,     
на наш взгляд, потребуется осуществление и дополнительных мер, направленных     
на его поддержку.                                                               
                                                                                
Во-первых, необходимо обеспечить реализацию положений Доктрины                  
продовольственной безопасности, которая принята, всеми признана, но с точки     
зрения финансового обеспечения выполнения положений Доктрины                    
продовольственной безопасности сегодня ещё многие позиции абсолютно неясны.     
                                                                                
Во-вторых, надо учитывать изменение роли российского сельского хозяйства в      
условиях существования таможенного союза, который сейчас активно                
функционирует. Я буквально недавно в Астане встречался с представителями        
казахской стороны, и мы говорили по поводу того, что законодатели, которые      
занимаются аграрным сектором, должны активно участвовать в консолидации, в      
сближении законодательств стран таможенного союза и, конечно же, не забывать    
основные положения своих собственных государственных документов,                
способствовать их дальнейшему продвижению уже в рамках таможенного союза.       
Конечно же, предстоит ещё очень многое осмыслить в связи с тем, что Россия      
практически подошла к порогу вступления во Всемирную торговую организацию, и    
позиции агропромышленного комплекса в связи с этим в случае вступления России   
в эту организацию будут, так сказать, достаточно затруднены.                    
                                                                                
В-третьих, должна быть повышена ответственность регионов за реализацию          
мероприятий госпрограммы. Я уже говорил по поводу того, что порою мы            
незаслуженно критикуем то или иное министерство федеральное, будь то Минфин     
или Министерство сельского хозяйства, когда деньги уже поступили в регионы,     
но мы не можем разобраться, почему они не доходят до конкретного                
сельхозтоваропроизводителя в рамках той или иной программы.                     
                                                                                
В-четвёртых, мы должны вынести урок из засухи. Конечно же, за несколько         
месяцев уходящего года мы не можем никакими силами ликвидировать или            
нивелировать даже последствия засухи, потому что настоящие оценки её влияния    
на развитие агропромышленного комплекса, на затормаживание развития             
агропромышленного комплекса объективно мы сможем дать только после того, как    
завершим зимовку 2010-2011 годов, определив, с каким поголовьем в первую        
очередь молочного стада мы выйдем к весне после зимних месяцев.                 
                                                                                
Я хотел бы ещё один вопрос затронуть, который касается напрямую и               
Государственной Думы, и правительства, и президентской стороны. И хочу          
обратиться, Гарри Владимирович, к вам и, Андрей Викторович, к вам, как к        
полномочным представителям президента и правительства. Нам надо завершать       
дискуссию по доработке законопроекта о внесении изменений в закон "Об обороте   
земель сельхозяйственного назначения", потому что земельный вопрос...           
Несмотря на то что двадцать лет в России идёт земельная реформа, плачевный      
результат: мы сегодня 82 процента земель сельхозназначения де-юре ещё никак     
не оформили. С этим надо кончать, земля должна получить полноценного хозяина.   
                                                                                
Я в заключение хочу обратиться к депутатам с просьбой поддержать тот проект     
постановления, который комитет подготовил и предложил на ваше рассмотрение.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Депутат Багаряков, ваш вопрос.                                                  
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, я представляю большой аграрный регион - Алтайский    
край. Так вот, администрация Алтайского края два года назад разработала         
громадный, масштабный, серьёзный проект комплексного развития Алтайского        
Приобья. Объём инвестиций по этому проекту предполагается немногим менее 600    
миллиардов рублей, причём 40 процентов - это государственные инвестиции, 60     
процентов - это частные инвестиции, которые предполагается привлечь до 2025     
года. Но, учитывая то, что бюджет на трёхлетку мы приняли сегодня в третьем     
чтении и, к великому нашему сожалению, денег в бюджете на этот проект не        
оказалось, у меня несколько вопросов. Насколько нужны подобные проекты нашей    
стране? Какие-то другие регионы ещё разрабатывают их? И самое главное,          
насколько реальны вот такие масштабные, серьёзные проекты, которые мы также     
всеми силами пытаемся поддерживать?                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, я могу сказать следующее. Да,    
такой проект существует, нам он представлен. В прошлых периодах разработка      
его велась и при участии Министерства сельского хозяйства. Но что касается      
оценки, я могу сказать следующее. На сегодняшний день наши регионы не могут     
использовать перечисленные субсидии на субсидирование процентной ставки по      
инвестиционным кредитам. (Кстати, это то, что предусмотрено вот в этом          
проекте.) Так вот, Алтайский край возвращает практически 900 миллионов рублей   
субсидий на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. Вот    
вам и оценка: то есть если бы им это всё нужно было, то в первую очередь это    
использовалось бы в рамках вот этого проекта.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Семёнов, ЛДПР, пожалуйста. А, другой Семёнов...   
Извините, Владимир Владиславович.                                               
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Да, спасибо.                                                                    
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, так уж случилось, что я тоже представитель           
Алтайского края. Мы все заинтересованы в том, чтобы наши                        
сельхозтоваропроизводители получали достойную заработную плату, Однако          
насколько, на ваш взгляд, законно и обоснованно определять обязательным         
условием для оказания господдержки сельхозпредприятиям уровень заработной       
платы их работников? Процитирую губернатора Алтайского края: "Мы не будем со    
следующего года входить ни в какой диалог по оказанию государственной           
поддержки с теми сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими            
хозяйствами, которые не обеспечат в 2010 году среднюю заработную плату в        
размере не менее 10 тысяч рублей каждому работнику". Для справки: у нас         
сейчас средняя заработная плата в Алтайском крае в сельхозпредприятиях 6        
тысяч 913 рублей.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Это один из критериев. Основной критерий - это                   
софинансирование от региона, и в этом году у нас объём софинансирования от      
регионов был следующий: федеральный бюджет давал 65 процентов, регионы          
софинансировали на уровне 35 процентов. Подписывалось соглашение, в рамках      
которого и проводилось финансирование всех тех проектов, которые утверждались   
в Министерстве сельского хозяйства. Поэтому, конечно же, что касается           
заработной платы - это 52 процента от средней заработной платы в стране, - на   
сегодняшний день среди оценочных критериев это не основной критерий. Основные   
критерии - это софинансирование: 35 процентов (оно было снижено по сравнению    
с 2009 годом с 50 до 35 процентов), выполнение показателей государственной      
программы. И соответственно, та ситуация, которая сложилась в Алтайском крае:   
они возвращают субсидии - вот это уже серьёзный момент, чтобы вы, депутаты,     
работали с этим.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Хайруллин Айрат Назипович задаёт вопрос от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
ХАЙРУЛЛИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, сегодня много говорится о последствиях засухи, для   
преодоления которой Правительство Российской Федерации выделяет большие         
ресурсы. В связи с этим прошу вас ответить на вопрос: как эти средства          
доводятся до регионов, налажен ли контроль министерства за тем, каким образом   
эти средства доводятся непосредственно до сельхозпроизводителей, и              
предусмотрены ли при этом отдельные меры поддержки для сохранения поголовья     
крупного рогатого скота, так как кроме зерна коровам нужны ещё грубые и         
сочные корма?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Спасибо большое за вопрос.                                       
                                                                                
Первое, это у нас 35 миллиардов рублей, я говорила, из них 25 миллиардов -      
это бюджетные кредиты, которые идут на приобретение кормов, ГСМ, минеральных    
удобрений. Из этих средств 15 миллиардов уже перечислены в регионы, и мы        
системно отслеживаем доведение до сельхозтоваропроизводителей средств из        
бюджетных кредитов. Практически все эти средства уже доведены, ну, может        
быть, за исключением незначительного количества, не знаю, не более 10-15        
процентов ещё не доведены - ведётся подписание документов соответствующих,      
создание нормативно-правовой базы. Оставшиеся 10 миллиардов бюджетных           
кредитов будут перечислены в декабре.                                           
                                                                                
Второе, из 10 миллиардов, предусмотренных на покрытие прямого ущерба            
сельхозтоваропроизводителей, 5 миллиардов также перечислены в регионы. С этим   
у нас есть незначительные проблемы: всего лишь 30 процентов доведено до         
сельхозтоваропроизводителей. И связано это с тем, что выделение средств         
Минфином производилось буквально в последние две недели и не готова             
нормативно-правовая база. По этому поводу вчера мы с Виктором Алексеевичем      
проводили всероссийское совещание, поэтому я уверена, что в ближайшее время     
ситуация в регионах будет исправлена. И именно с этой целью я обращалась к      
вам с просьбой, уважаемые депутаты: когда вы будете в регионах, обратите на     
это внимание. Мы не можем позволить, чтобы из-за неэффективной работы           
руководителей региональных АПК страдали наши сельхозорганизации, которые уже    
и так пострадали от засухи. Но тем не менее такая проблема есть, мы ею          
занимаемся и в ежедневном режиме проводим мониторинг доведения средств до       
сельхозтоваропроизводителей.                                                    
                                                                                
Далее, среди мер также пролонгация краткосрочных инвестиционных кредитов,       
которые мы будем продолжать субсидировать, льготный тариф, а по                 
животноводству принято решение о продолжении финансирования экономически        
значимых региональных программ по поддержке мясного и молочного направлений     
животноводства, в частности, ещё дополнительно в этом году будет 4 миллиарда    
выделено. Кроме этого, это бюджетные кредиты, они используются целевым          
образом на приобретение кормов. То есть вот такой комплекс мер. И ещё           
железнодорожный тариф на перевозку зерновых, в частности семян. И племенная     
поддержка, конечно.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Емельянов, пожалуйста.                            
                                                                                
Включите микрофон депутату Емельянову.                                          
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Известно, что фондовооружённость нашего сельского хозяйства     
низкая, селяне используют устаревшую технику. Много разговоров ведётся о том,   
что необходима программа утилизации сельхозтехники, но пока никаких решений     
не принято. Скажите, пожалуйста, вот на ваш взгляд нужна ли она и кто мешает,   
так скажем, началу этой программы?                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна. Вы можете поручить это       
кому-то из своих сотрудников.                                                   
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Нет-нет, я справлюсь, Олег Викторович.                           
                                                                                
В этом направлении ситуация у нас также находится под постоянным контролем.     
Мы системно субсидируем приобретение техники сельхозтоваропроизводителями, и    
в этом году также были выделены средства на субсидирование, но, к сожалению,    
тоже из-за снижения инвестиционной активности наших                             
сельхозтоваропроизводителей объём приобретения этой техники был не такой        
высокий, как планировалось.                                                     
                                                                                
Программа по утилизации, не программа, а этот вопрос обсуждался на заседании    
комиссии с Виктором Алексеевичем Зубковым и дальше будет рассматриваться. Мы    
считаем, что самое главное - дать возможность нашим                             
сельхозтоваропроизводителям приобретать технику, и инвестиционные кредиты       
должны выдаваться на более длительные сроки, мы их будем субсидировать.         
Конечно же, модернизация сельского хозяйства - это успех и в растениеводстве,   
и в животноводстве.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Паутов, пожалуйста. Второй вопрос от фракции      
КПРФ.                                                                           
                                                                                
ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, в 92-м году было 22 миллиона гектаров орошаемых      
земель. Это снижало отрицательное влияние засухи, и на это выделялось порядка   
10 миллиардов советских рублей. Что предусматривается для восстановления этих   
земель и в какие сроки они будут восстановлены? Это первый вопрос.              
                                                                                
И второй. Экспертная комиссия обратила внимание на сохраняющиеся серьёзные      
риски и угрозы, которые связаны с различными трудностями и в первую очередь с   
существенным сокращением финансирования государственной программы, что          
приведёт к замедлению темпов развития отдельных подотраслей сельского           
хозяйства, снижению конкурентоспобности отечественной продукции и               
устойчивости агропромышленного комплекса в целом. Какие меры министерством      
принимаются для решения этих проблем?                                           
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Итак, по первой части вашего вопроса, по мелиорации. Да,         
непростые условия этих двух лет показали, что без развития мелиорации в         
России нам будет довольно сложно и заниматься дальнейшим развитием экспорта     
зерновых, и хотя бы сохранить те позиции, которые у нас были, поэтому принято   
решение о создании концепции развития мелиорации до 2020 года. Мы эту           
концепцию уже представили в наш регион на согласование. Также обращаюсь к вам   
за помощью, хотелось бы, чтобы эта концепция была срочно рассмотрена в ваших    
регионах и внесены соответствующие предложения в российскую концепцию           
развития мелиорации до 2020 года, которая даст возможность нам увеличить        
количество орошаемых земель. На сегодняшний день, вы знаете, их количество      
составляет 9 миллионов гектаров, но, конечно, этого недостаточно. С             
финансовой точки зрения программа дорогостоящая: около 800 миллиардов рублей    
до 2020 года, и 25 процентов - это федеральный бюджет, всё остальное - это      
софинансирование от регионов и средства наших инвесторов. Вот такую концепцию   
мы представим в ближайшее время на рассмотрение в правительство и просим        
вашей поддержки.                                                                
                                                                                
И вторая часть вопроса. Она касается отраслевых программ, я правильно           
понимаю, да? Отраслевые программы у нас работают. И вы знаете, что у нас        
будет продолжение государственной программы развития сельского хозяйства, с     
2013 по 2017 год мы будем эту программу расширять. В частности, сегодня         
принято решение о том, что даже развитие таких направлений, как овощеводство,   
садоводство, также будет включено в государственную программу, а также          
российский фермер будет включён в государственную программу развития            
сельского хозяйства. У нас, вы знаете, есть комплекс программ по                
животноводству, стратегии развития мясного животноводства, молочного            
животноводства, птицеводства, свиноводства, программа по льну. Отраслевые       
программы у нас все сохранены, работают, и в дальнейшем мы будем их выводить    
на уровень государственной программы.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коган, пожалуйста, фракция ЛДПР. Коган, который   
Юрий Владимирович.                                                              
                                                                                
КОГАН Ю. В. Спасибо за уточнение, Олег Викторович.                              
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, в соответствии с Доктриной продовольственной         
безопасности, о которой вы сегодня говорили, целевая доля мяса отечественного   
производства на российском рынке должна быть не менее 85 процентов, а какой     
будет, по вашим прогнозам, эта доля в нынешнем и в будущем году?                
                                                                                
И ещё один вопрос. Как изменится система квотирования поставок мяса птицы и     
свинины?                                                                        
                                                                                
И ещё один маленький подвопросик. В прошлом году мы создали Объединённую        
зерновую компанию. Одна из основных целей - развитие зерновой инфраструктуры.   
Какие конкретные шаги реализованы в данном направлении? Будьте добры.           
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Да, импортозамещение - основная наша задача в рамках Доктрины    
продовольственной безопасности, и мы должны выйти на обеспечение себя мясной    
продукцией на 85 процентов. Мы планируем, что это произойдёт, по лучшим         
прогнозам, к 2013 году. Это по мясу птицы, а по мясу свинины - к 2015 году.     
По КРС, конечно, ситуация сложнее, как вы знаете. На сегодняшний день ресурс    
импортный у нас составляет 27 процентов, мы планируем, что он снизится до 25.   
По квотированию мы также на будущий год выходим со снижением объёмов квот на    
ввоз мяса птицы и свинины. Конечно же, это одно из основных направлений, как    
я уже говорила, существуют отраслевые программы, стратегии, и в рамках этих     
программ мы будем субсидировать и процентную ставку, и племенную поддержку и    
выделять прямые субсидии - всё это предусмотрено.                               
                                                                                
По ОЗК. Да, принята стратегия развития Объединённой зерновой компании в         
рамках общей стратегии развития инфраструктуры агропродовольственного рынка     
Российской Федерации, в частности зернового рынка. Эта стратегия                
предусматривает целый комплекс мер по строительству новых, реконструкции        
старых элеваторов, портов, в частности Новороссийского порта, и всё это         
осуществляется в рамках стратегий, концепций и программ.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Муслимов, пожалуйста. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".            
                                                                                
МУСЛИМОВ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, скажите, пожалуйста, когда будет рассмотрен вопрос   
о программе финансирования из федерального бюджета, хотя бы на условиях         
софинансирования, региональных программ по развитию молочного и мясного         
скотоводства, а также государственной поддержки отечественного овцеводства?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. По программам. Вы знаете, что в 2009 году экономически           
значимые региональные программы эффективно работали, допустим, привес у нас     
составил 107 рублей - это один килограмм привеса по крупному рогатому скоту,    
по молоку - 82 рубля, это, по-моему, один литр молока. Вот такими               
эффективными оказались эти программы. В этом году мы продолжаем работу в этом   
направлении, и принято решение о финансировании двух экономически значимых      
программ по развитию мясного и молочного животноводства по нашим регионам,      
причём со снижением целевых показателей, чтобы дать возможность тем регионам,   
которые пострадали от засухи, также использовать эти средства на поддержку      
мясного и молочного направления животноводства в объёме 4 миллиардов рублей.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Последний вопрос. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", депутат Грешневиков.           
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, в Ярославской области есть крупное государственное   
предприятие "Красный октябрь". О рейдерском захвате государственных земель я    
вам сделал запрос, к сожалению, ответа нет. Ваши заместители меня               
проинформировали, что это дело чисто уголовное и преступное, прокуратура        
отменила решение муниципального главы о передаче государственных земель         
частной московской компании, Росимущество тоже вмешалось, но советует           
работникам госплемзавода обратиться в суд, при этом задним числом пытается      
оформить передачу земли частной компании. Вот ответьте, пожалуйста, почему у    
нас лучшие государственные предприятия, лучшие земли отданы не тем, кто там     
работает, а отданы частному предприятию? И почему это сделано и в обход         
Министерства сельского хозяйства, и без разрешения правительства? И почему,     
действительно, вот на мой запрос ваше министерство не даст конкретный ответ:    
когда же будет государственное предприятие, племенное, лучшее в области,        
защищено государством... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Вопрос мне понятен. Разрешите ещё раз мне посмотреть эти         
документы, я вернусь в министерство, разберусь и с вами свяжусь. Если это у     
нас государственная собственность, федеральная, то, конечно, мы срочно          
разберёмся.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Хахичев. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ХАХИЧЕВ В. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Олег Викторович, у меня было протокольное поручение на прошедшей неделе, мне    
сказали, что на него ответит Елена Борисовна, ответа я не получил.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Озвучьте его, пожалуйста.                                 
                                                                                
ХАХИЧЕВ В. Д. Можно задать вопрос?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задайте вопрос.                               
                                                                                
ХАХИЧЕВ В. Д. Уважаемая Елена Борисовна, известно, что сегодня крупные          
агрохолдинги получили в большинстве своём всю российскую землю, я имею в виду   
сельскохозяйственную. Для её обработки они активно приглашают гастарбайтеров    
из-за границы. По опросам, сегодня 54 процента крестьян, проживающих на этих    
территориях, не могут найти себе работу. Какие есть предложения у вашего        
министерства по трудоустройству этих людей? Это первый вопрос.                  
                                                                                
И второй вопрос. Известно, что правительство осуществляет два проекта...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Укладывайтесь, пожалуйста, в регламент.                                         
                                                                                
ХАХИЧЕВ В. Д. На осуществление этих проектов уже израсходовано 300 миллиардов   
рублей. В то же время мы продолжаем получать значительное количество            
продукции по импорту, её объём сегодня вырос с 17 до 36 миллиардов рублей.      
Эти агропромышленные холдинги не справляются. Что мы собираемся в связи с       
этим делать?                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте Елена Борисовна.                    
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Что касается агрохолдингов. Ситуация ясна, мы с ними             
разбираемся. В любом случае в соответствии с земельным законодательством все    
эти вопросы будут решены, раз агрохолдинги неэффективно используют землю        
сельхозназначения.                                                              
                                                                                
Далее. Для трудоустройства населения на селе совместно с минздравом             
разработана региональная программа по снижению напряжённости на рынке труда.    
И сельской местности было выделено в прошлом году 7,5 миллиарда рублей. На      
эти средства были обучены и трудоустроены наши жители сельской местности. Это   
по поводу того, что происходит с нашим населением, которое должно трудиться.    
                                                                                
Далее, что касается... Да, ещё по поддержке: мы кроме этого поддерживаем        
малые формы хозяйствования.                                                     
                                                                                
Следующий вопрос, по импорту. В рамках Доктрины продовольственной               
безопасности Российской Федерации утверждены все показатели продовольственной   
безопасности. По импорту мяса свинины - я уже об этом говорила - мы выходим     
на хорошие целевые показатели. Мы постоянно производим дополнительно к тем      
показателям, которые были указаны в прошлом году: в среднем у нас рост по       
мясу птицы - 12 процентов, по мясу свинины - 7 процентов. Вы знаете, что за     
один год ситуацию изменить невозможно, но системно, благодаря мерам             
государственной поддержки, обозначенным в программно-целевом документе -        
госпрограмме, мы движемся.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, фракция КПРФ. Выступает депутат Кашин Владимир Иванович.            
Пятиминутный режим у нас.                                                       
                                                                                
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый министр! Конечно, очень важный сегодня доклад.     
Именно от жизни деревни, от развития агропромышленного комплекса зависит        
судьба страны, да и, по большому счёту, сохранение идентификации наших          
народов, потому что именно в деревне заложены все генетические составляющие,    
истоки патриотизма, любви к Родине. И поэтому наша главная задача, депутатов,   
и тех, кто имеет отношение к деревне, сделать всё для того, чтобы возродить     
нашу деревню.                                                                   
                                                                                
Устойчивость территорий, о которой сегодня говорили докладчики, конечно,        
определяется в первую очередь - и нам с вами это хорошо известно - кадрами,     
людьми, проживающими в наших деревнях, полем плодородным, тучными лугами. И в   
этой связи обращаю ваше внимание на то, что плодородие наших земель сегодня     
настолько скудное, оно в течение двадцати лет претерпело такие деградационные   
процессы, что нам с вами к этим основным фондам надо разворачиваться лицом.     
Вот ту забронзовелость, о которой говорит наш президент сегодня, надо чистить   
хорошей щёткой, чтобы реально оценивать ситуацию. У нас сегодня около 80        
процентов земель экологически деградирует. Где мы собираемся с вами             
производить зерно, выращивать поголовье крупного рогатого скота и так далее?    
В десять раз, задумайтесь, сократили применение минеральных удобрений (я        
извиняюсь, в пять раз), в десять раз сократили известкование, гипсование        
почв. В целом даже чернозёмы наши сегодня деградируют. Это одна составляющая    
устойчивости наших основных фондов.                                             
                                                                                
Далее. Кадры. У нас только механизаторов два с половиной миллиона работало на   
селе. Работали ПТУ, техникумы, институты. Шестьсот тысяч специалистов с         
высшим образованием работали на полях и фермах нашей страны. Где сегодня        
сельскохозяйственные техникумы? Где сегодня ПТУ, хоть одно осталось? Кто        
готовит сегодня кадры? Кто будет завтра работать на нашей современной           
технике, с современными технологиями?                                           
                                                                                
Инфраструктура села. Две цифры приведу. В советское время в год открывалось     
на четыреста пятьдесят тысяч мест общеобразовательных, дошкольных учреждений,   
клубов, домов культуры, учреждений бытового плана. Сейчас по всем пилотным      
проектам за год в России на селе вводится одна школа на сто мест - это в        
национальном докладе всё написано, - один социальный центр на сто мест и        
дошкольное учреждение на восемьдесят мест. Разве можно говорить о какой-то      
устойчивости нашей сельской территории? Она давно подаёт сигнал SOS.            
                                                                                
Агропромышленный комплекс находится в системном кризисе - это всем должно       
быть понятно. Те благополучные цифры, о которых мы говорим сегодня, - да они,   
извините меня... опять слова президента надо вспоминать. Как можно за девять    
лет поднять продуктивность коровы почти на 2 тысячи килограммов, но оставить    
на том же уровне - 32 миллиона тонн - всё валовое производство молока? Если     
говорить о динамике, каждый год закупаем 4 миллиона тонн мяса и рыбы - на       
35-40 миллиардов долларов. Куда это годится - такая неправдивая оценка нашей    
реальной ситуации? Мы с вами, депутаты, обязаны сейчас... Надо обязательно      
возвращаться к поддержке агропромышленного комплекса: 10 процентов расходной    
части бюджета должно работать на село. Сегодня говорим о мелиорации.            
Смотрите, в Соединённых Штатах из 117 миллионов гектаров - 22 миллиона          
гектаров орошаемых земель при той климатической составляющей, как у нас, в      
Китае уже 60 миллионов гектаров орошаемых земель - мы всё уничтожили! Сейчас    
в "Стратегии-2020" объявляем определённую приличную сумму, но надо же иметь     
для этого специалистов, кадры и так далее, и тому подобное. Мы надеемся, что    
наш депутат Копылов с этой работой справится как заместитель министра. Но       
зачем разорять? Зачем оценки делать несоответствующие?                          
                                                                                
Что касается самой кредитной системы, сегодня кредиты для селян - 18            
процентов. Куда это годится?! Банкротство продолжается. Надо остановить         
беспредел в отношении села и вспомнить слова Достоевского, что крестьянство     
спивается не потому, что нищета одолела, а потому, что бесправица сегодня,      
как говорится, до тошноты достала.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Рохмистров, фракция ЛДПР.                                               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну, продовольствие, наверное, одна из      
важнейших тем, и продовольственная безопасность страны - тоже важнейшая тема,   
вот одно непонятно: столько мы денег тратим на помощь сельскому хозяйству, но   
что-то у нас никак не получается ничего с сельским хозяйством. И если будем     
тратить больше, у нас опять ничего не получится. Всё очень просто: чтобы люди   
шли заниматься каким-то производством, надо, чтобы это производство приносило   
им прибыль. У нас сегодня вся система, которая существует в стране, - от        
такого понятия, как комфортное существование бизнеса, до налогообложения, до    
того, куда реализуется эта сельскохозяйственная продукция, - построена так,     
чтобы сельским хозяйством заниматься было невыгодно. Тут много говорил          
министр про то, как у нас просто можно пойти и оформить кредит, взять лизинг,   
как активно у нас принимают участие в поддержке сельскохозяйственных            
производителей различного уровня администрации. Вот то, что активно, судя по    
тому, что говорят люди, - это точно, но вот насчёт того, что с любовью...       
любовь появляется, как правило, после откатов либо включения в число            
участников - вот в этом проблема. То есть комфортное существование бизнеса в    
нашей стране вообще под большим вопросом, а что касается того, что происходит   
в сельском хозяйстве, там много льгот, но чтобы эти льготы получить... ну,      
наверное, на каждом уровне есть прайсы. В некоторых регионах                    
сельхозпроизводитель продать продукцию может только через фирму брата           
губернатора, понятно, какую цену он за это получит. И сама структура в нашей    
стране, к сожалению, построена таким образом, что у нас сколько ни вкладывай    
в сельское хозяйство, всё равно будет невыгодно.                                
                                                                                
Куда идёт эта продукция? Эта продукция идёт к переработчикам                    
сельскохозяйственной продукции. Кто у нас хоть одно слово в защиту              
предприятий, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции,    
в этом зале сказал? Никто. Кто здесь может назвать хотя бы одну преференцию     
для этих предприятий, которую мы с вами в этом зале утвердили? Ни одной. Они    
берут кредиты под самые максимальные проценты, потому что, по версии            
Центрального банка, это наиболее рискованный вид производства,                  
соответственно, если у них и получается взять кредиты, то под максимальную      
ставку.                                                                         
                                                                                
С кого проще всего собрать налоги: с банков, где оффшорные компании, где        
операции в режиме онлайн на бирже в Нью-Йорке идут, или с торгового             
предприятия, которое вам покажет всё что угодно, нарисует (товар есть, товара   
нет, склад, расход, доход), либо с предприятия, где производство, где люди,     
где станки, которые не переименуешь, не переведёшь, и если по кредитам не       
рассчитаешься - оборудование в залоге? Поэтому переработчики покупают           
продукцию сельхозпроизводителей по тем ценам, по которым они могут купить. А    
получается что? Что мясо могут выкинуть, потому что сельскохозяйственному       
производителю невыгодно продавать переработчикам мясо, либо продают по цене     
гораздо дороже, чем мясо, которое к нам приехало из Новой Зеландии или из       
Австралии.                                                                      
                                                                                
Посмотрите, предприятие... Я был на предприятии, которое картошку               
перерабатывает. Там люди говорят честно: нам невыгодно покупать картошку,       
которая производится в этом регионе, потому что она получается в полтора раза   
дороже, чем польская или турецкая картошка.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Ну, картофель, правильно, да.                                  
                                                                                
Почему? С этим что-то надо делать. А у нас об этом кто-то здесь сказал? Нет.    
Мы можем ещё 10, 100 миллиардов вложить в сельское хозяйство, а у нас           
производители молока будут свою продукцию в канаву в виде протеста выливать     
либо бесплатно раздавать людям, что было недавно, на протяжении этой сессии.    
                                                                                
Поэтому я считаю, что вопрос надо решать комплексно и думать не только о том,   
как дать денег сельхозпроизводителям, а о том, как создать им реальные          
преференции, условия для комфортного ведения бизнеса, сделать так, чтобы        
бизнес был выгодным.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Депутат Четвериков, пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                  
                                                                                
Позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выразил Депутат Денисов в своём докладе.        
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Ну, прежде всего хотелось бы     
сказать, что мы сегодня заслушали доклад о результатах 2009 года, а сейчас      
уже 2010 год заканчивается, и эта запоздалость делает доклад практически        
неактуальным.                                                                   
                                                                                
Сам доклад - это преимущественно общее описание результатов деятельности        
Россельхозбанка, масштабов государственной поддержки из бюджетов различных      
уровней и, в общем-то, результатов сельскохозяйственной деятельности в          
Белгородской области. Информация несистематизированная, представлена в          
хаотичном виде, и наполнен доклад общими несвязанными сведениями. Мне           
искренне хочется надеяться, что сам по себе доклад не отражает практики         
деятельности Министерства сельского хозяйства. В докладе нет следующих          
важнейших моментов: отсутствует блок, характеризующий потребности АПК по        
территориальным рынкам, возможности территориальных рынков, себестоимость       
продукции на территориальных рынках, сами по себе перспективы производства и    
прогноз производства на территориальных рынках, отсутствует оценка...           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу не отвлекать министра.                            
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В. ...оценка потенциала и экономической целесообразности          
производства основных видов продукции на каждой конкретной территории. У нас    
огромная страна, и это должно быть обязательно учтено в зависимости от          
территориальных особенностей каждого региона... Отсутствуют чётко               
обоснованные задачи в сельском хозяйстве, стратегия их реализации и             
достижения намеченных целей. Ничего не сказано практически о земельной          
реформе, об оценке уровня земельных ресурсов, экспортно-импортной политике и    
о многом, многом другом.                                                        
                                                                                
Из доклада видно, что основные формы поддержки в нашем государстве получают     
не более пятидесяти предприятий. Если мы изучим, кто же истинные собственники   
этих пятидесяти предприятий, то мы, в общем-то, обнаружим там руководителей     
ряда субъектов Федерации, крупных государственных деятелей и функционеров,      
известных нам хорошо, государственных банков. Документ несистематизированный,   
некомплексный и нецелостный. Очевидно, что сейчас в области АПК такой вот       
осознанной, прагматичной, рассчитанной на конечный результат политики, в        
общем-то, по нашему мнению, не имеется.                                         
                                                                                
Мы сделали свой анализ сегодняшней ситуации в сельском хозяйстве, и следующие   
примеры говорят о результатах, которых мы достигли. Сохраняется                 
импортозависимость, импорт составляет на сегодняшний день более 30 процентов    
от всего объёма потребления основных видов продовольственных товаров.           
Инфляция в продовольственном секторе составляет порядка 20 процентов, а по      
отдельным группам товаров достигает более 100 процентов. Не обрабатываются      
уже к сегодняшнему моменту около 50 миллионов гектаров сельхозяйственных        
земель, а качество плодородия почв ухудшается из года в год. Ведь за это всё    
придётся рассчитываться нашим детям. Это то наследство, которое мы оставим, в   
конечном счёте.                                                                 
                                                                                
Рентабельность в сельском хозяйстве в 2009 году и в первом полугодии 2010       
года в целом отрицательная. Кредиты, которые предлагают для                     
сельхозпроизводителей, неокупаемые. Берут их в основном те, кто строит          
финансовые пирамиды, и рано или поздно за эти кредиты придётся рассчитываться   
нашему бюджету. Отрасль потеряла инвестиционную привлекательность.              
Закрываются многочисленные предприятия, которые выстояли и в 90-е, и в          
нулевые годы, сейчас они уходят из отрасли. Уходят из отрасли инициативные      
люди. Растёт безработица на селе, сейчас уже она составляет более чем 20        
процентов. Ежегодно сокращается население на 2-2,5 процента. Потеряны десятки   
тысяч рабочих мест. Социальная сфера. Это вообще, на мой взгляд, не относится   
к сельскому хозяйству, несовместимые вещи: социальная сфера и село. В селе      
царят разруха и уныние, а ведь там проживают около сорока миллионов граждан     
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Да, действительно, выделяются немалые деньги на сельское хозяйство, но          
тратятся они нерационально, распыляются. А масштаб коррупции в сфере            
сельского хозяйства превышает масштаб коррупции во многих других отраслях.      
Текущий год - вдруг у нас случилась засуха и вдруг мы собрали 60 миллионов      
тонн зерна. На сегодняшний день мы столкнулись с тем, что нам придётся          
покупать уже в следующем году зерно за рубежом. Мы его продавали - теперь       
будем покупать. Если мы сейчас не примем меры по урожаю 2010 года, следующий    
доклад будет не о национальных достижениях в области сельского хозяйства, а о   
национальной трагедии.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы должны быть более пристрастны - серьёзнейшие проблемы в   
сельском хозяйстве. Поверьте, село нам ответит взаимностью.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Борисовна, если есть необходимость, вы можете с заключительным словом     
выступить. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
СКРЫННИК Е. Б. Если можно, да, Олег Викторович, коротко вот в продолжение       
того, что мы сейчас услышали.                                                   
                                                                                
Сельское хозяйство - это единственная отрасль нашей экономики, которая имеет    
программно-целевой подход к развитию. И вы видели, что и председатель           
правительства, и президент это всё высоко оценивают. Мероприятия                
осуществляются в соответствии с государственной программой развития сельского   
хозяйства и отраслевыми программами, которые принимаются правительством и       
президентом, мы чётко опираемся на данные Росстата по объёмам производства. И   
вы видите, что по некоторым направлениям, я считаю, основным, таким как         
производство говядины, свинины, птицы и молока, мы всё равно держимся           
стабильно. Я хочу сказать, что мы и дальше будем продолжать развиваться в       
рамках государственной программы развития сельского хозяйства. И спасибо,       
уважаемые депутаты, за то, что вы уделяете нам внимание.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Поскольку это проект постановления, я обращаюсь к представителям президента,    
правительства... Никто не настаивает на выступлении. Содокладчик, как я         
понимаю, позиции фракции и комитета выразил, поэтому также не настаивает на     
заключительном слове. Выносим проект постановления на "час голосования".        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7660 по 7678 из 7990
Пункт 28, проект постановления "О национальном докладе о ходе и результатах     
реализации в 2009 году государственной программы развития сельского хозяйства   
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия   
на 2008-2012 годы".                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.