Заседание № 17
23.03.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 40860-6 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О нарушениях прав человека в Латвийской Республике и недопустимости реабилитации нацизма".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3082 по 3510 из 6504
Возвращаемся к пункту 6 повестки дня. О проекте постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О нарушениях прав человека в Латвийской Республике и недопустимости реабилитации нацизма". Алексей Константинович Пушков, пожалуйста. ПУШКОВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! В последние месяцы в Латвии произошли события, которые показали, что эта страна упорно продолжает противопоставлять себя общепринятым нормам в вопросах соблюдения прав человека и идёт по пути фактической реабилитации нацизма и нацистских преступлений. Прошедший в Латвии референдум о русском языке вновь высветил проблему так называемых неграждан, которую многие совершенно справедливо называют позором Латвии. В голосовании не смогли принять участие более трёхсот тысяч человек, не имеющих гражданства. Это серьёзно повлияло на итоги голосования, но, как можно было ожидать, не вызвало никакой реакции ни в Европарламенте, ни в Совете Европы. 16 марта прошло очередное шествие бывших солдат Латышского добровольческого легиона СС в Риге и прошёл также их митинг на кладбище в Лестене. При этом участие в этих двух мероприятиях приняли депутаты Сейма, бывшие политические деятели, а сам парад был фактически поддержан властями. В частности, Президент Латвии Андрис Берзиньш утверждает, что было бы безумием называть легионеров преступниками, говорит, что они воевали, чтобы защитить Латвию, и что перед легионерами надо склонить головы. При этом хорошо известно, что легионеры совершали преступления против человечности на территории Белоруссии, с их участием была проведена карательная операция в белорусской деревне Хатынь, были заживо сожжены сто сорок девять человек, и это документировано. В январе 45-го года легионеры сожгли живыми роту польских солдат, попавших в плен. И вот перед этими преступниками, которые подчинялись напрямую одному из главных военных преступников Генриху Гиммлеру, Президент Латвии предлагает склонить голову. Вместе с тем говорить о какой-либо защите Латвии невозможно, потому что Латвии в рамках Третьего рейха не существовало, нет ни одного документа, который подтверждал бы, что у руководства Третьего рейха были намерения предоставить Латвии хоть какую-то форму автономии или независимости. Поэтому тезис Президента Латвии о том, что они воевали, чтобы защитить Латвию, абсолютно несостоятельный и чисто пропагандистский - Латвии как государственного образования в рамках Третьего рейха не было и быть не могло. Такая позиция латвийских властей означает попытку ревизии решений Нюрнбергского трибунала, по которым однозначному осуждению подлежат все лица, входившие в организацию СС, а сама организация названа преступной. Пытаясь обелить легионеров СС, президент Латвии, таким образом, прямо отрицает решение Нюрнбергского трибунала. При этом вызывает недоумение позиция Европарламента, Парламентской ассамблеи Совета Европы и других европейских организаций: как известно, они очень часто и очень охотно осуждают Российскую Федерацию, но ни разу не осудили вот эти марши в Латвии, неонацистские по своей сути, которые проходят там фактически каждый год. Вывод можно сделать только один: принадлежность к Евросоюзу и НАТО, который сами члены НАТО называют самым демократическим альянсом в истории, судя по всему, даёт их участникам индульгенцию на то, чтобы реабилитировать нацизм и нацистских преступников, поскольку есть, конечно, прямое противоречие между тем, что происходит в Латвии, и теми высокими принципами, о которых заявляют две организации, членом которых является Латвия, то есть Евросоюз и НАТО. Не случайно в проекте заявления Госдумы говорится, что отсутствие недвусмысленного осуждения событий последних месяцев в Латвийской Республике со стороны европейских институтов и парламентских организаций депутаты Госдумы будут считать фактическим согласием с попытками латвийских властей реабилитировать фашизм и пересмотреть итоги Второй мировой войны. Уважаемые депутаты, наш комитет просил бы вас поддержать этот проект заявления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Иванович Сапожников. САПОЖНИКОВ Н. И. Уважаемый Алексей Константинович, вот у меня такое, может быть, субъективное ощущение, но текст вашего выступления и текст заявления по жёсткости немножко не совпадают. Вообще, из этого текста заявления очень трудно понять... Там даже нет слов "Государственная Дума заявляет". Она выражает обеспокоенность, она призывает уходить от двойных стандартов, но непонятно, что же Дума реально заявляет. Как должны отреагировать латвийские парламентарии, Парламентская ассамблея Совета Европы? Ну, примут к сведению, так сказать, забросят это заявление и будут продолжать действовать так же. Спасибо. ПУШКОВ А. К. На мой взгляд, заявление выдержано в достаточно жёстких тонах. Я вам должен сказать, что в нём содержится такой момент, как осуждение русофобской позиции властей Латвии, - я думаю, что это жёсткая формулировка, - говорится о том, что вот эти марши являются неонацистскими по сути и что они фактически ведут к реабилитации преступных организаций, говорится о том, что отсутствие недвусмысленного осуждения событий последних месяцев со стороны европейских организаций депутаты Госдумы будут считать фактическим согласием с попытками латвийских властей реабилитировать фашизм и пересмотреть итоги Второй мировой войны. Здесь выражается возмущение этой позицией, говорится о том, что действия латвийских властей - это прямой вызов убеждениям всех подлинных антифашистов, борцов за права человека, выступающих против расизма, ксенофобии и антисемитизма. Если вы считаете, что "выражают возмущение" - это не значит "заявляют"... Мне кажется, что это очень близкие понятия. Отсутствие слов "Государственная Дума заявляет", я думаю, не может рассматриваться как снижение пафоса и умаление политического содержания этого документа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К тому же это слово есть в самом названии - "заявление Государственной Думы". Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Алексей Константинович, некоторое время назад Государственная Дума ратифицировала договор об упрощённом порядке пересечения границ для жителей приграничной зоны. Тогда уже были жаркие дебаты в Государственной Думе, и вам задавали вопросы, напоминали, что и проблемы русского языка, и в целом отношение к русскоязычным, проживающим в Латвии... Вы весьма убедительно или, скажем так, энергично отстаивали позицию ратификации того договора. Не считаете ли вы необходимым сейчас изменить тон разговора со странами Прибалтики, чтобы голос России был ясным, чётким, направленным на защиту русскоязычного населения, проживающего на территории этих республик бывшего Советского Союза? Спасибо. ПУШКОВ А. К. Спасибо. Я хочу внести ясность. Вряд ли я мог выступать по этому поводу - просто в силу того, что я недавно возглавил комитет, как вы знаете, - это был кто-то другой. Но ваша постановка вопроса совершенно оправданна, я считаю, что мы действительно должны более решительно поднимать эти вопросы, но, как мне представляется, от того, что мы будем просто ужесточать тон без проработки конкретных мер, которые мы можем предложить, это не даст слишком больших результатов. У нас, например, есть закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в котором говорится: "Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников". Это могут быть разные меры, от каких-то демаршей до каких-то ограничений в отношении того государства, где эти права, как нам представляется, нарушаются. Не исключены и так называемые санкции, это прописано в другом федеральном законе - "О специальных экономических мерах", который был принят 22 декабря 2006 года, здесь перечислены эти санкции - достаточно много санкций, которыми мы можем отреагировать. Другой вопрос, что мы рассматривали в комитете это заявление как оценочное, выражающее наше отношение к тому, что сейчас происходит в Латвии. Если Государственная Дума считает, что нужно идти дальше и порекомендовать применение каких-то конкретных санкций, то по этому поводу, я думаю, должно быть принято отдельное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В. Я как раз хотел продолжить этот вопрос и услышать от вас ответ. Вот честно говоря, мне обидно: по-моему, мы столько сделали заявлений по этому поводу, по этой стране, что, если собрать их в один том, это будет "Война и мир", и все они ограничиваются риторикой - больше ничего. Почему мы не можем принять конкретные меры, такие, какие, скажем, сегодня Европа принимает против Белоруссии, против других стран, с тем чтобы как-то показать, что мы серьёзно к этому делу относимся, а не просто так? Или есть какие-то связывающие нас обстоятельства, которые нам не позволюет это делать? Хотелось бы это понять. И если есть, то скажите, в чём это заключается, если нет, то почему мы не идём дальше? ПУШКОВ А. К. Спасибо за вопрос. Как вы знаете, я, как и вы, также принадлежу к законодательной власти, а ваш вопрос скорее направлен исполнительной власти - она может ответить, есть ли у нас что-то связывающее или нет. На мой взгляд, всегда при решении таких вопросов рассматривается, скажем так, оправданность, обоснованность и целесообразность перехода к дипломатии конфликта, ведь если мы начинаем вступать на путь, на который, например, Евросоюз вступил по отношению к Белоруссии, то мы фактически объявляем той стране, поведение которой нас не устраивает, - я не побоюсь этого слова - политическую войну, потому что Евросоюз ведёт политическую войну против Белоруссии. А насколько это взвешенно, насколько отвечает нашим интересам, не ударит ли это по нашим торгово-экономическим интересам, по присутствию наших предпринимателей в Латвии, просчитаны ли последствия такого шага? Я повторяю: если есть настрой у Государственной Думы рассмотреть конкретные меры, то, мне кажется, такие меры могут быть рассмотрены, но этот вопрос, безусловно, нуждается в дополнительной проработке с исполнительной властью, потому что здесь мы входим в достаточно сложную сферу, скажем так, приоритетности наших интересов. Безусловно, защита соотечественников - приоритетный интерес, но его нужно соотнести с другими приоритетными интересами, которые у нас также есть. Поэтому повторяю: здесь всё зависит от решения Государственной Думы, и если комитету будет дано такое поручение, то мы займёмся этой работой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Алексей Константинович, конечно, мы понимаем, что то, что происходит в Латвии, - это безумство части Европы. Вы знаете, что недавно Министерство образования Латвии провело в латышских школах так называемые уроки патриотизма, которые на деле были уроками о героизме "Ваффен-СС". Должностное лицо - Президент Латвии - в телеэфире призвал всех склонить головы перед людьми, воевавшими с оружием в руках на стороне гитлеровской Германии. И, переходя к нашему, скажем так, конкретному делу, хочу сказать: может быть, уже необходимо принять протокольное поручение - обратиться к правительству с предложением ввести экономические санкции, потому что наших соотечественников, безусловно, нужно защищать, до каких пор они будут унижать наших соотечественников? Нужно принимать жёсткие экономические меры, тем самым мы им поможем и скажем, кто и как должен вести себя. ПУШКОВ А. К. Спасибо. Я рассматриваю ваше выступление не как вопрос, а как предложение, оно фактически дублирует то, что говорили господин Локоть, депутат Кулик. Ещё раз повторяю: если вы считаете, что нужно проработать конкретные меры нашего реагирования на ситуацию, создавшуюся в Латвии, то мы готовы этим заняться, но для этого должно быть соответствующее поручение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Алексей Константинович, конечно, это нужный документ и можно делать акценты жёстче или мягче, но я хочу вас спросить вот о чём. Ведь, понимаете, то, что происходит, то, что мы получили в Прибалтике, - это во многом результат политики нашего правительства: мы замалчиваем, не реагируем, помогаем даже экономически в том числе, а в итоге вот что имеем. Почему в нашем документе мы хотя бы в одной строчке самокритикой не занялись, не записали, что мы к этому тоже причастны каким-то образом, тогда он был бы более объективным и было бы понятно, почему появился такой документ? ПУШКОВ А. К. Спасибо. В такого рода заявлениях, вы знаете, самокритикой обычно не занимаются. Если вы читали последнее заявление Европарламента по выборам в России - они там не написали, что мы вот в Европарламенте, конечно, тоже, в общем, не безгрешны, но по России скажем. Как-то предполагается, что та сторона, которая принимает заявление, она твёрдо стоит на своём, самокритика подрывает пафос заявления, а не делает его более объективным или приемлемым, это фактически удар по самим себе. Что касается реплики из зала депутата Локотя, которого я назвал господином. Я вас буду называть товарищем, я забираю обратно, слово "господин" и буду вас называть: товарищ Локоть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемый Алексей Константинович, не кажется ли вам, что более эффективными мерами были бы экономические санкции в отношении стран Прибалтики? Ну например, найти тысячу формальных поводов и прекратить или для первого раза, может быть, предупредить о прекращении поставок в Латвию наших нефти и газа. Может, эти меры были бы более действенными вкупе с политическими заявлениями? Почему бы нам предложение о возможном прекращении поставок не направить публично в наше правительство, чтобы они рассмотрели его? Пусть они примут другое решение, но наша публичная позиция была бы видна. Спасибо. ПУШКОВ А. К. Фактически речь опять же идёт о том, о чём говорили другие коллеги, - что Государственная Дума должна порекомендовать некие конкретные меры и обратиться с этими предложениями к исполнительной власти. Лично мне такое действие кажется оправданным, но, повторяю, здесь должно быть принято общее решение, для того чтобы оно уже было легитимизировано поддержкой Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Алексей Константинович, конечно, заявление нужное и своевременное, надо на место ставить прибалтийских русофобов, которые такие некорректные, недружественные шаги в отношении нашей страны себе позволяют, и в связи с этим предлагаю следующее. Может быть, имеет смысл заменить в предпоследнем абзаце, касающемся позиции европейских стран, слово "недоумение" на слово "возмущение" или "сожаление"? Это первое. И второе. Не кажется ли вам, что, когда мы справедливо говорим о том, что Европа безмолвствует в данной ситуации, нам в ответ могут предъявить обвинение, что в то время, как мы выступаем против того, что идёт возрождение фашизма в Прибалтике, представители наших правоохранительных органов сами используют фашистские методы при взаимодействии с нашими гражданами? ПУШКОВ А. К. Вы знаете, здесь речь идёт о ситуации в Латвии, поэтому я думаю, что действия наших правоохранительных органов - это предмет отдельного рассмотрения. Что касается термина "недоумение", вы знаете, в дипломатии вообще термин "недоумение" - это достаточно жёсткая форма выражения собственной позиции. Мы можем написать "мы возмущены позицией Европарламента, Парламентской ассамблеи Совета Европы" и так далее, но надо учесть, что мы с вами находимся в неоднозначном положении: мы взаимодействуем и с Европейским парламентом, и с Парламентской ассамблеей Совета Европы (в апреле в Парламентской ассамблее Совета Европы будут дебатироваться российские президентские выборы), мы в этих организациях присутствуем, и нам с ними работать, поэтому, повторяю, надо не только выразить свою точку зрения в достаточно определённой форме, но и всё-таки соблюсти как бы вот те грани приличия дипломатического, которого мы, собственно, ждём и от наших партнёров. Нам представляется, что термин "вызывает недоумение", который, повторяю, в дипломатии применяется как выражение в достаточно ясной форме собственного недовольства, достаточен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, Алексей Константинович. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Андрей Аркадьевич Климов, пожалуйста. КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы действительно в этом зале не первый раз обсуждаем тему Латвии, должен, правда, сказать справедливости ради, что новый состав Государственной Думы впервые подходит к этому вопросу. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что важно не только и не столько заклеймить кого бы то ни было в этих наших с вами стенах, это, конечно, важная часть нашей работы, но гораздо более важная часть нашей работы - это донести то, о чём мы с вами здесь написали и что утвердили своим голосованием, до ушей, сердец и душ наших визави, наших партнёров по межпарламентской депутатской работе. И вот здесь, к великому сожалению, эффективность нашей работы ещё далеко не на самом высоком уровне. Я по роду своей деятельности многократно бывал в разного рода командировках. Вот тут нас критикует Владимир Вольфович за то, что это превращается в некий политический туризм. К сожалению, в отдельных случаях это имеет место. Вот мы сегодня как раз все записались в разного рода международные организации, в том числе связанные с Советом Европы, ОБСЕ, Парламентской ассамблей НАТО, Комитетом парламентского сотрудничества Россия - ЕС, и в целый ряд других организаций - там, через эти организации, есть возможность доносить наш голос. Ведь многие депутаты того же Европейского парламента с удовольствием разделили бы нашу точку зрения, но они о ней не знают, потому что, когда документ, который мы сегодня, я надеюсь, единодушно поддержим, по дипломатическим каналам поступит в Секретариат Европейского парламента, он там на самом деле и останется (знаю механизмы этого парламента), его положат в стопочку, они не будут с ним знакомить депутатов, рассказывать, что такое мы там заявили и почему, а вот у нас с вами есть возможность поговорить об этом очень прямо, жёстко и предметно. 4 апреля здесь будет рабочая группа Европейского парламента, двадцать пять человек приедут из Брюсселя - это будет вот та самая площадка, на которой я, во всяком случае, и депутаты нашей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", намерены очень чётко разъяснить, что мы тут сделали и о чём заявили. 23 апреля в Страсбурге состоится очередное пленарное заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которое приедет новый состав нашей с вами делегации. Приглашаю депутатов всех фракций - членов нашей делегации активнейшим образом заняться этой разъяснительной работой в тех фракциях, в тех депутатских группах, к которым они будут приписаны, и заниматься этим действительно предметно, адресно и без специальных указаний на этот счёт, наше с вами голосование и будет этим указанием. Не дипломаты это должны делать, а мы с вами это должны делать в рамках парламентской дипломатии, иначе, извините, нечего потом будет кивать на тот же МИД или на другие наши ведомства. Перед тем как перейти к санкциям, надо сделать так, чтобы наш голос был услышан. Далее, 14 мая в стенах Государственной Думы - об этом уже принято решение нами - состоятся парламентские слушания о проблемах соблюдения прав человека в странах Европейского союза. (Друзья, я надеюсь, что наш Малый зал будет переполнен, во всяком случай, это надежды узкого круга людей, которые готовят это мероприятие.) Придём туда, пригласим туда депутатов того же Европейского парламента, послов стран Европейского союза и скажем им всё это открыто, прямо в присутствии представителей средств массовой информации. У нас с вами есть группы по связям практически со всеми европейскими странами - давайте в рамках этих групп работать, они уже фактически сформированы. Мы принимаем делегации на нашей территории, мы ездим к ним, мне кажется - и я убеждён, что все мои коллеги по фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" меня поддержат, - это как раз те площадки, где надо такие практические вопросы ставить. По своему опыту знаю, насколько это бывает действенно. Когда мы бельгийцам - а там есть много людей, которые находятся на антифашистских позициях, которые ненавидят всё, что связано с нацизмом, - объяснили, что происходит в Латвии, они сделали запросы как депутаты своих национальных парламентов в свой МИД, и эта реакция была гораздо более чувствительной для Риги, чем все возможные там санкции, потому что они получили, как в Риге считают, удар в спину. На самом деле это не удар в спину, это попытка поставить всё на свои места. Мировое сообщество должно поставить на место зарвавшихся политиканов в Риге. И мы должны сделать так, чтобы для каждого здорового члена международного сообщества это стало очевидным делом. МИД нам, конечно, помогает и будет помогать в этом вопросе, но свою часть пути мы должны будем пройти самостоятельно. Что касается предложений, которые здесь прозвучали, не исключаю, что, может быть, нам действительно имеет смысл подумать о механизмах, которые позволят более жёстко реагировать на подобного рода выходки. Таким образом, то, что мы сегодня примем в "час голосования" это заявление, - а я надеюсь, что вместе с фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и другие фракции единодушно проголосуют за этот документ, - будет не финалом нашей с вами работы по данной теме, а стартом этой работы Государственной Думы шестого созыва. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Буду краток. Мы поддержим этот проект постановления. И хотелось бы как раз поддержать Андрея Аркадьевича в том, что не нужно ограничиваться принятием заявления, а нужно более активно продвигать нашу позицию при участии наших делегаций в международных организациях, только тогда наша позиция будет восприниматься более адекватно нашими европейскими партнёрами. Вот это единственное замечание, которое хотелось бы сделать в дополнение к тому, что мы сегодня обсуждали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Алексей Константинович, у вас есть ещё что добавить? У вас, как у докладчика, есть на это право. Микрофон депутату Пушкову включите. ПУШКОВ А. К. Спасибо. Я думаю, очень правильная мысль прозвучала насчёт того, что это заявление не финал нашей реакции на происходящее в Латвии, а некое начало. И здесь, мне кажется, целесообразно продумать сочетание тех мер, о которых говорил депутат Климов, с проработкой мер, которые могли бы быть приняты или, во всяком случае, о которых можно было бы проинформировать латвийские власти в случае, если такие явные вызовы общепринятым нормам и интересам России, - а защита соотечественников и есть наш интерес - будут по-прежнему содержаться в политике латвийских властей. То есть сочетание двух вещей - парламентской деятельности и возможной реакции российской исполнительной власти - вот что, мне кажется, было бы правильно в этой ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим проект постановления на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5161 по 5178 из 6504
Вопрос 6, проект постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О нарушениях прав человека в Латвийской Республике и недопустимости реабилитации нацизма". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 28 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Постановление принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5962 по 5968 из 6504
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Для протокола: по 6-му вопросу, постановлению по националистам в Латвийской Республике, фашистам, я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, отметили.