Заседание № 175
09.07.2010
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 401474-5 "О внесении изменения в статью 48 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся обеспечения депутатов Государственной Думы документами и материалами).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2307 по 2612 из 10732
Пункт 6. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в статью 48 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладчик - Валентина Викторовна Кабанова. Пожалуйста. КАБАНОВА В. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитетом по Регламенту вашему вниманию представляется проект постановления "О внесении изменения в статью 48 Регламента...". Проектом постановления предлагается дополнить положение части первой статьи 48 Регламента нормой, предусматривающей, что материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты, могут представляться депутатам не только за три дня до их рассмотрения на заседании Государственной Думы, но также и в иной срок, установленный Советом Государственной Думы. Внесение данного изменения в Регламент связано с тем, что у нас с вами поменялся распорядок работы депутатов Государственной Думы, мы только что приняли с вами постановление. Как вы знаете, теперь заседания палаты будут проходить три раза в неделю: по вторникам, средам и пятницам. При этом заседания будут проходить не три недели подряд, как это было раньше, а в первую и третью недели месяца. Может возникнуть такая ситуация, что те законопроекты, которые были рассмотрены Государственной Думой в первом или во втором чтении во вторник или в среду, необходимо будет вынести на рассмотрение палаты уже в пятницу, так как следующая неделя не предполагает заседаний, а предназначена для работы в комитетах, комиссиях и фракциях. Как вы понимаете, в этом случае установленный в настоящее время Регламентом срок предоставления материалов депутатам Государственной Думы - за три дня до соответствующего заседания палаты - будет нарушаться. С тем чтобы мы с вами не нарушали требований Регламента, предлагается в Регламенте записать норму: или в иной срок, установленный Советом Государственной Думы. Тем самым даётся возможность в исключительных случаях по особо важным законопроектам, требующим незамедлительного рассмотрения Государственной Думой, предоставлять материалы депутатам менее чем за три дня до заседания палаты, на котором они будут рассматриваться. Проект постановления подготовлен и внесён в Государственную Думу в соответствии с Регламентом, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний правового и лингвистического характера не имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по данному проекту постановления? Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Валентина Викторовна, а в недрах вашего комитета, как выразился Борис Вячеславович, нет ли поправки, чтобы вообще законопроекты никому не показывать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Валентине Викторовне Кабановой. КАБАНОВА В. В. Я понимаю ваш вопрос, но таких у нас не было предложений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Валентина Викторовна, вот сейчас мы, чтобы эта новая норма Регламента работала, дополнения вносим в другие статьи. Скажите, пожалуйста, ваш комитет проработал вопрос так, что больше никаких других поправок в Регламент не будет, не надо? Чтобы не получилось так, что мы 7 сентября начнём работать, и тут же в спешном порядке ещё хуже, задним числом, будем изменять Регламент, какие-то статьи, чтобы наша работа имела официальные основания. То есть этим мы заканчиваем решение этой проблемы Регламента или ещё будем продолжать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон. КАБАНОВА В. В. Спасибо большое за предложение, но, к сожалению, наш комитет не имеет таких полномочий - запретить депутатам вносить свои законодательные инициативы или какие-то другие предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо. Уважаемая Валентина Викторовна, я сама являюсь членом комитета по Регламенту и организации работы, но я не помню, чтобы вот этот вопрос обсуждался в комитете, вот эта поправка обсуждалась в комитете. Вот эта лихорадочная работа - она к тому и приводит, что какие-то новации вносятся, мы тут в спешке их принимаем. Назовите, пожалуйста, дату, когда комитет на самом деле принимал это решение. Это первое. И второе. Вам не кажется, что вы существенно ущемляете право депутатов знакомиться с материалами своевременно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите. КАБАНОВА В. В. Уважаемая Светлана Петровна, мы с вами очень много работали над проектом постановления о внесении изменений в Регламент, и практически все ваши предложения были учтены, практически все. Что касается конкретно даты, я вам хочу сказать, именно эти поправки не рассматривались, а решение принималось опросным путём. Почему? Потому что, вы сами понимаете, внесены изменения в постановление Думы и надо вносить уже соответствующие изменения в часть первую статьи 48. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемая Валентина Викторовна, первое - поддержать такую поправку невозможно. И в порядке уточнения: какова логика комитета? Мировой экономический кризис (уже весной 2008 года крупные эксперты предупреждали Россию, а в октябре, как сегодня говорил коллега Макаров, мы лихорадочно принимали законы на несколько триллионов рублей) или засуха гремит (она четвёртый месяц в России) - что заставляет "ЕДИНУЮ РОССИЮ" закладывать нормы, при которых якобы будут несусветные обстоятельства, надо за одну ночь переработать серьёзный закон и четыреста депутатов должны быть готовы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите. КАБАНОВА В. В. Мы не меняем никакие нормы, мы только вносим: или в иной срок, установленный Советом Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить по данному проекту постановления? Четыре руки: Коломейцев, Иванов, Романов и Горячева. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Несмотря на то что проект содержит изменение всего двух слов, на самом деле наряду с законом, который мы приняли, поправкой в закон о правительстве, я называю это профанацией законодательного процесса. Почему? Потому что фактически предлагается, не давая депутатам текстов законопроектов и не размещая даже в Интранет-базе, рассматривать и принимать законы. Вы вдумайтесь, что вы творите! С моей точки зрения, идёт целенаправленное, уверенное наступление на права депутатов - лишают их всякой возможности участвовать в законотворческом процессе. Если законы, принимаемые Думой, никому не нужны, давайте распустимся и изберём новый парламент. В противном случае что это происходит? Ущемляются права депутатов, предлагается... Не знаю, как у кого, у меня сегодня требовали уже удостоверение: давай проверим. Может, это специально, с подачи Аршбы, но требовали: давай проверим действительность твоего удостоверения. Я ещё раз повторяю: прекратите ущемлять права депутатов, займитесь делом, начинайте читать законы, чтобы чувствовать, вообще-то, ответственность за их принятие! А вы предлагаете технологию Резника, который может в течение одного заседания внести девять страниц поправок, и с вашей помощью и Раисы Васильевны, которая предлагает без обсуждения вопросов принимать любой жизненно важный для страны закон. Это недопустимо! Я призываю вас всех не голосовать за эту поправку, потому что она нарушает вообще Конституцию Российской Федерации и её 104-ю статью, где прописан весь порядок внесения законодательной инициативы и участия депутата в законотворческом процессе. Мы не будем голосовать за эту поправку и приглашаем вас всех не голосовать за неё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы обратиться к коллегам из большой фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" с такими словами: вы знаете, власть - это не только сласть, власть - это ответственность. Если исходить из того, что происходит со страной, и требовательно оценивать качество законов, то наш общий вывод такой: вот двадцать лет через коленку ломаем то, что было, и в результате до сих пор экономика не вернулась к показателям 1990 года. Раз за разом налетаем на то, что наши законы потом в жизни вылетают в совершенно неожиданном направлении: 122-й закон забыли? Пакет законов по энергетике и Саяно-Шушенская ГЭС - разве не показательно? Жилищный кодекс, о чём сегодня совершенно резонно говорила Галина Петровна Хованская, - и последствия, которые по всей стране сейчас вызывают тысячи конфликтов. Можно приводить сотни примеров. Несовершенна машина, которая вырабатывает законы в Государственной Думе, престиж Думы низок: по некоторым оценкам, только 6 процентов доверяют нам. Вот в последние недели катится волна: заставляют депутата, как в казарме, по команде, за ручку, за рукав - явись, сиди и так далее. Прав Жириновский: ведь потому отбивается желание сидеть здесь, что большая часть депутатов превращены в кусочек технологии, при которой слово не произнеси, точку зрения не имей, подчиняйся тому, к чему тебя механическое большинство гонит. Мы, коммунисты, довольно серьёзно смотрим на эту проблему. Поправка, казалось бы, два слова, но за этим стоит или непонимание руководителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", что жизнь гораздо более противоречива, чем механизм, послушная машина, которая в этом зале работает, или истинное желание зажать, задавить, привести всех к норме и никуда не допускать. Мы не можем поддержать такую поправку. Депутат по закону вправе иметь хоть какое-то время для того, чтобы подготовиться к заседанию, а шестьсот законов ни один депутат в одиночку не может переварить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Борис Вячеславович, всё-таки я хотел бы, чтобы мы спокойно обсудили данную поправку и поняли, что в принципе это надо немножко по-другому изложить. Вот смотрите, у нас написано так в статье: "Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня..." Согласен, только давайте посмотрим, как они нам предоставляются. Вот, к примеру, что у нас есть для начала? Для начала мы имеем утверждённый - вот Олег Викторович не даст соврать - примерный план работы на сессию, где на каждое пленарное заседание у нас расписано примерно по десять вопросов, не больше, которые могут быть включены в повестку именно в этот день. Потом Совет Думы накануне определяет, какие дополнительные вопросы будут включены в порядок работы на следующий день, когда будет пленарное заседание проводить, то есть практически депутат не имеет возможности узнать, что это за вопросы, и подготовиться. Поэтому норма о том, что материалы предоставляются, вернее, должны предоставляться, как правило, не позднее чем за три дня, не выполняется даже сейчас. Мы не знаем... То есть мы можем когда узнать? Вот Совет Думы прошёл, к вечеру сформирована повестка дня, мы заходим в базу - там есть перечень законопроектов, нажимаем на номерочек и таким макаром смотрим документы. Уже три дня истекают. Далее. Мы не в состоянии, вам это любой программист скажет, определить, когда тот или иной документ появился в базе данных, в нашей например. Нам говорит, допустим, председатель комитета: документ был размещён в базе данных. Невозможно проверить, он вчера был размещён или сегодня за пять минут до начала заседания, поэтому я бы рекомендовал всё-таки, коллеги, текст изменить: не предоставляются, а рассылаются депутатам в электронном виде. Таким образом, по электронной почте депутат сможет получить эти материалы, и уже тогда он будет знать, когда они ему пришли, сможет ли он подготовиться, например, документы с пометкой "срочно" он быстрее рассмотрит. В таком случае мы сможем, так скажем, оперативно и осмысленно подходить к данному вопросу, а иначе норма не работает. И ни сейчас она не работает, ни дальше она работать не будет. Если изменений не произойдёт, то фракция ЛДПР тоже не станет голосовать за данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, наш комитет по Регламенту и организации работы, в котором я тоже работаю, в последнее время становится всё больше притчей во языцех. Вообще, я понимаю, что, наверное, специалистам, которые всю жизнь работали в ФСБ, хочется всё время, так скажем, как Чичиков, кривой дорожкой ходить ближе напрямик. Но так же нельзя работать в парламенте! Посмотрите, что происходит. В комитете обсуждается вопрос о замене бесплатного перелёта на перелёт за плату, которую должны вносить депутаты за билет, но с последующим возвращением им денег. Господин Аршба на заседании комитета заявляет о том, что ничего не будет меняться, всё останется, как есть. Депутаты - члены комитета успокаиваются. После этого рождается быстренько письмо от 1 июля за подписью Аршбы (непонятно, почему здесь ссылки на комитет делаются) о том, что теперь мы должны за наличный расчёт приобретать билеты, и вся Дума взбудоражена. Что это за интриги плетутся? Ещё раз говорю, комитет никакого отношения к этому не имеет, мы обсуждали этот вопрос и высказались против того, чтобы так делалось. Второе, что касается... 2 июля за подписью Аршбы рождается письмо о том, что теперь мы должны проходить какую-то проверку странную. Говорю вам, что на заседании комитета этот вопрос не обсуждался, это инициатива лично господина Аршбы. И если это так, то не надо ссылаться в этих письмах на то, что комитет так считает или так решает, это никуда не годится, это уже просто какое-то, извините, шулерство получается. Теперь по сути. Я не случайно задала вопрос докладчику: когда рассматривался вопрос по этой маленькой поправке? Она сказала: опросным путём. Вот этот стиль работы, когда мы все находимся здесь, в Государственной Думе, а комитету по организации работы некогда собраться и столь принципиальную поправку решить гласно и нормально... Это никуда не годится - опросным путём такие вопросы рассматривать, на мой взгляд, это как раз пробел в работе комитета, нельзя этого допускать. Теперь по сути этой поправки. Поправка не такая безобидная, как многим кажется. На самом деле мы лишаемся возможности своевременно знакомиться с законопроектами, которые будут рассматриваться в зале заседаний, потому что, так скажем, эта маленькая оговорочка "как правило" приведёт к тому, что Совет Государственной Думы сможет сокращать по своему усмотрению как угодно вот этот срок - и полдня достаточно будет, и часа достаточно будет, и не знаю ещё чего достаточно будет. Но на самом деле, Борис Вячеславович, хотя вы немножко на меня обиделись за критику, которую утром я высказала, но вам не кажется, что надо не вот этот мышиной вознёй заниматься и всё больше, так скажем, ограничивать права депутата, а разобраться с работой наших комитетов? Надо прекращать вот такую практику, когда комитеты работают сами по себе: когда им хочется - вносят законопроект, когда не хочется - не вносят. Годами волокитится всё, а потом, как говорится, для того чтобы быстренько протащить, упрощая процедуру, мы будем принимать скороспелые решения. Это никуда не годится. И последнее, что хочу сказать. Вот есть такая пословица: когда Господь Бог желает наказать, он лишает разума. Простите, но вот эта взбудораженность зала, то, что делается в последнее время здесь, на пленарных заседаниях, как раз говорит о том... почему-то такое впечатление, что большинство лишилось разума, раз нам вносятся одно за другим вот такие предложения, которые просто вызывают отторжение у зала. Ну нельзя же этого делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Борис Вячеславович, вы почему-то не прореагировали на слова Валентины Викторовны, когда она сказала, что их комитет, к сожалению, не может запретить депутатам вносить поправки. Как это понять? Если вы не отреагировали, может, она сама объяснит, почему, "к сожалению, не может запретить депутатам"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению вы высказались. Ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы под пунктом 6 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 15 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 131 чел.29,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принято.