Заседание № 108
05.04.2018
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 391814-7 "Об информации Министра экономического развития Российской Федерации М. С. Орешкина о социально-экономическом развитии Российской Федерации и развитии предпринимательской деятельности, а также прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1514 по 1859 из 6149
Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки, это из блока проектов постановлений Государственной Думы. О проекте постановления Государственной Думы "Об информации Министра экономического развития Российской Федерации М. С. Орешкина о социально-экономическом развитии Российской Федерации и развитии предпринимательской деятельности, а также прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы". Сергей Александрович Жигарев, пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии со статьями 41 и 94 Регламента Государственной Думы комитет представляет вашему вниманию проект постановления, подготовленный по итогам "правительственного часа", состоявшегося 7 февраля 2018 года, с участием министра экономического развития Российской Федерации Орешкина. Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе одобрить деятельность министерства по формированию правовых условий для включения в систему господдержки малого и среднего предпринимательства отдельных категорий предприятий лёгкой промышленности, а также для создания центров оказания услуг для бизнеса на базе МФЦ, организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП, финансовых и кредитных организаций. В то же время, несмотря на достигнутые министерством результаты, в частности внедрение сервисной модели поддержки СМП, эффективность системы государственной финансовой поддержки продолжает оставаться низкой. Среди наиболее серьёзных недостатков, выявленных Счётной палатой в этой сфере, отмечаются следующие: недостижение целевых показателей эффективности в регионах, получивших субсидии на поддержку СМП из федерального бюджета; крайне узкий охват субъектов СМП мерами господдержки; наличие фактов ежегодного предоставления господдержки одним и тем же субъектам малого и среднего предпринимательства. Серьёзные замечания имеются и по качеству подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы. В частности, прогноз, являясь одновременно и документом стратегического планирования, и основой для составления проекта федерального бюджета, в большей степени ориентирован на решение задач бюджетного процесса, чем на определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития страны на среднесрочный период. В прогнозе не ставится задача социально-экономического развития страны, а лишь приводится ограниченный набор частных мер, применение которых не позволит обеспечить активное восстановление экономического роста в ближайшие три года. Тем не менее решить эту задачу необходимо, и для её решения потребуется в том числе определить приоритеты технологического наполнения экономического роста и сформировать ресурсную базу такого роста, однако в прогнозе не выделены отраслевые приоритеты в сфере обрабатывающей промышленности, хотя она упоминается там в качестве основного драйвера экономического роста. В условиях глобальной экономической и политической нестабильности сохраняются риски реализации консервативного сценария, однако в прогнозе нет комплекса мер, предусматривающих создание финансовых резервов на такой случай и сводящих к минимуму возможный социально-экономический ущерб для страны. Комитет также рекомендует Государственной Думе согласиться с выводами Счётной палаты о том, что Министерство экономического развития допустило серьёзную ошибку, не включив в прогноз специальный подраздел, посвящённый анализу среднесрочных рисков развития российской экономики, а также прогнозный сценарий, обеспечивающий достижение целей и приоритетов социально-экономического развития страны, которые определены документами стратегического планирования, изданными Президентом и Правительством Российской Федерации. Кроме того, предлагается обратить внимание министерства на необходимость формирования долгосрочных приоритетов социально-экономического развития, которые будут предусматривать не только сдерживание инфляции или поддержание стабильного курса рубля, но и достижение стратегических целей социально-экономического развития, определённых указом президента "О долгосрочной государственной экономической политике". С учётом изложенного предлагается рекомендовать Правительству Российской Федерации: первое, принять меры по обеспечению дальнейшего сближения экономической, бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики правительства и денежно-кредитной политики Банка России; второе, в целях устойчивого и эффективного развития российской обрабатывающей промышленности разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение вклада высокотехнологичных отраслей и среднетехнологичных отраслей высокого уровня в общую стоимость отгруженной продукции обрабатывающей промышленности; третье, в целях реализации поручений президента по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса подготовить предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, которые будут направлены на использование налоговых режимов, применяемых в рамках территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон, для стимулирования диверсификации предприятий ОПК; четвёртое, при подготовке проектов нормативных актов правительства обеспечить учёт Министерством экономического развития замечаний и предложений Государственной Думы и Счётной палаты к госпрограмме "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также направить в Государственную Думу до конца весенней сессии 2018 года перечень проектов нормативных актов, касающихся реализации этой госпрограммы, находящихся в разработке и планируемых к принятию в текущем году; пятое, в целях повышения качества среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития обеспечить учёт Министерством экономического развития замечаний Государственной Думы и Счётной палаты к качеству подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы; шестое, проинформировать Государственную Думу до конца 2018 года о реализации предложений, которые содержатся в проекте постановления. Контроль за реализацией постановления предлагается поручить Комитету по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Комитет также считает необходимым обратить внимание на то, что в нарушение пункта 13 постановления Государственной Думы по итогам "правительственного часа" от 7 июня 2017 года и поручения первого заместителя председателя правительства Шувалова министерство не проинформировало Государственную Думу в сроки, установленные этим постановлением, о реализации высказанных в нём предложений, а также предложить правительству проинформировать депутатский корпус о причинах неисполнения указанного поручения. С учётом изложенного комитет предлагает Государственной Думе принять к сведению информацию министра экономического развития Российской Федерации Максима Станиславовича Орешкина. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Тоже нет желающих? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Гутенёв Владимир Владимирович. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вопросы экономического развития всегда находились в зоне повышенного внимания нашей фракции, и особенно это актуально сейчас, когда Президент Российской Федерации в своих поручениях по реализации Послания Федеральному Собранию определил амбициозные стратегические цели в этой сфере на период до 2024 года. На наш взгляд, оценивать деятельность Минэкономразвития как одного из ключевых министерств экономического блока правительства следует в контексте общей экономической ситуации в стране. И если говорить о сути нашей экономической политики в условиях санкций, то очевидно, что эти три года идёт переформатирование российской промышленности, создание высокотехнологичной, экспортно ориентированной промышленности, но темпы этих изменений должны быть значительно выше. Ощутимый эффект дали программы развития импортозамещения и поддержки экспорта, запущены и реализуются масштабные промышленные инфраструктурные проекты, мы поддерживаем работу Минэкономразвития в части подготовки и реализации программы "Фабрика проектного финансирования", которая будет способствовать дальнейшему развитию государственно-частного партнёрства. Со стороны правительства существенную роль могут сыграть обеспечение загрузки, создание инфраструктуры, а также финансовая поддержка, в частности, предоставление госгарантий по реализуемым проектам в рамках инфраструктурной ипотеки. Многое удалось сделать в сфере исполнения гособоронзаказа, он выполнен почти на 100 процентов. Однако, полагаем, реализация предложений по распространению на предприятия налоговых режимов, применяемых в рамках территорий опережающего развития и особых экономических зон, позволит получить необходимые дополнительные средства за счёт получения льгот по налогу на прибыль и НДС, ускоренной амортизации, различных таможенных преференций, оптимизации выплат государственных страховых взносов. Вместе с тем хочу отметить, что есть и ряд проблемных вопросов, связанных с работой министерства. Из года в год документ, посвящённый прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в первую очередь ориентирован на решение задач сбалансированности бюджета, а не на определение приоритетов социально-экономической политики, прежде всего в сфере производства высокотехнологичной продукции. Давно сложилось так, что во многих случаях сроки для рассмотрения и корректировки финансирования госпрограмм после поступления в Государственную Думу оказываются неприемлемыми с точки зрения эффективного парламентского контроля. Необходимо, чтобы изменения, которые предполагает осуществлять правительство, в том числе и по линии Минэкономразвития, обсуждались с депутатами на этапе их формирования, обеспечивая тем самым возможность привлечения к этой работе экспертных советов Госдумы. В целом, коллеги, можно констатировать, что в принципе с Минэкономразвития имеется взаимопонимание, ведётся успешная совместная работа, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция не будет голосовать за это постановление. И мы такой позицией хотим выразить не столько отношение к самому постановлению - текст в принципе удовлетворительный, - сколько категорическое несогласие с тем социально-экономическим курсом, который проводит правительство, и с его экономической политикой. Главным приоритетом экономической политики должен быть экономический рост, об этом говорил президент в послании Федеральному Собранию, но нынешнее правительство, особенно его финансово-экономический блок, Министерство экономического развития, похоже, не только не понимает этой задачи, но и ничего не хочет делать для её решения, как, впрочем, и другие экономические власти, Центральный банк. К сожалению, дело не в отдельных недостатках, не в отдельных частных мерах, которые, кстати, отражены в проекте постановления Государственной Думы, дело в принципиальной макроэкономической политике, которую проводит правительство: политика эта депрессивна по отношению к реальному сектору экономики, депрессивна по отношению к промышленности и к сельскому хозяйству. Налоговая политика. Налоговая политика проводится в пользу сырьевого сектора, ретейла, финансового сектора, но не в пользу обрабатывающих отраслей. Посмотрите, какие законопроекты мы принимаем, кому преимущественно даём льготы: буквально на прошлом заседании мы опять рассматривали льготы для нефтяной отрасли, льготы для тех, кто добывает углеводородное сырьё, но я не помню, когда в последний раз мы давали льготы для высокотехнологичного производства. Налоговая политика осуществляется в пользу сырьевого сектора экономики - как же мы будем слезать с сырьевой иглы, как же мы будем обеспечивать экономический рост в обрабатывающих отраслях? Таможенно-тарифная политика. Мы совершенно не используем те возможности протекционизма, которые есть даже в условиях ВТО. Пошлины на некоторые виды товаров - это и авиатехника, и отдельные виды автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта и так далее - даже ниже тех, которые предусмотрены ВТО. Весь мир переходит к протекционистским мерам, в мире разгораются торговые войны - мы по-прежнему следуем в фарватере либеральных идей, которые отжили ещё в прошлом веке. Политика в области бюджета. Правительство по-прежнему проводит рестрикционную бюджетную политику, занижает доходы населения, не желает повышать пенсии, в том числе работающим пенсионерам, не стимулирует потребительский спрос, что тоже ведёт к рецессии и застою в экономике. Есть ещё целый ряд макроэкономических мер, которые мы неоднократно здесь называли и которые, я считаю, могут привести к реальному экономическому росту. Мы выступаем за кардинальное изменение экономической политики правительства и голосовать за это постановление не будем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Я хочу выступить от фракции. Уважаемый Вячеслав Викторович, дорогие товарищи! Мы, так же как и предыдущие выступавшие, относимся негативно к деятельности Министерства экономического развития. Я уже не говорю о макроэкономических показателях для формирования бюджета развития и о тех возможностях, больших возможностях, которые имеет страна, но министерство не прилагает усилий, абсолютно не занимается конкретной работой, которой должно заниматься, - вот представьте роль этого министерства, если бы оно было работающим!.. В год рекордных урожаев крестьяне потеряли на зерновом производстве 120 миллиардов рублей - ну какое это министерство, если оно не могло экономическими методами отрегулировать систему? Почему у нас трейдеры везут за рубеж зерно, почему до сих пор не создана государственная компания (допустим, по примеру "Рособоронэкспорта"), которая могла бы регулировать ценообразование, формировать бюджет развития через государственную систему и защищать крестьянство, занимающееся производством зерна? А на этом направлении у нас фермеры достаточно успешно работают, производят около 28 процентов зерна! Вопрос малого бизнеса - это, по большому счёту, один из системных вопросов, который обязано было решать это министерство. Вчера было заседание комитета: несколько раз телеграммы посылали, звонили - не ходят ни на заседания, ни на слушания! Вся страна корчится: сейчас диверсию, по сути, осуществили - в последние три месяца цены на молоко цинично снизили до недопустимо низкого уровня. Представьте, у наших селян половина поголовья коров - значит, половина производства молока; при этом в Марий Эл, допустим, сегодня закупают молоко у населения по 7 рублей за литр - что это такое, как не геноцид в отношении крестьянства?! (Шум в зале.) Председатели колхозов приехали и говорят: мы представляем Тверскую область, у нас уже начали вырезать скот, потому что зарплату нечем платить доярочкам! А Министерство экономического развития разве может снизойти, прийти сюда, где сотни человек собрались - и переработчики, и производители, и так далее, и всё Министерство сельского хозяйства, включая всех замов?! Ему до этого дела нет! Значит, что, надо последний скот уничтожить?! Посмотрите, у нас 20 государственных программ работает в том числе для села, 7,6 триллиона рублей мы даём из федерального бюджета, в сёлах живёт 38 миллионов человек - значит, надо 1,9 триллиона рублей давать на село по этим программам - по программам развития здравоохранения, образования, на всё, что связано со спортом, туризмом, социальной поддержкой, жилищно-коммунальным хозяйством. Почему Министерство экономического развития не следит за тем, чтобы эти деньги, окрашенные, через объекты пришли туда, на село? Тогда не было бы 43 тысяч деревень, к которым нет подъезда, нет дорог с твёрдым покрытием, тогда людям не надо было бы ездить за 85 километров к врачу! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАШИН В. И. Это, оказывается, не забота Министерства экономического развития. Вячеслав Викторович, там нет ни одного заместителя министра, который отвечал бы хоть за одно какое-то производство, - никогда в истории страны такого не было! Допустим, если бы за развитие села отвечал кто-то из заместителей министра, с кем можно было бы работать... Уважаемые товарищи, когда мы реально смотрим на всё это, анализируем, где, на кого мы могли бы опереться, кто мог бы помочь поддержать грамотно научно обоснованные системы ведения той или иной программы, мы понимаем, что, конечно, это министерство обязано делать, но оно ничего не делает! Я понимаю, как непросто работать нашему председателю комитета Сергею Жигареву в такой обстановке, и он пытается вместе с членами комитета найти решение: постановление критическое и так далее. Но я ещё раз хочу сказать: нам надо или модернизировать это министерство, преобразовать его в Госплан, кардинально решать вопрос, или структурировать, как мы говорим, но так бездействовать Министерству экономического развития просто нельзя! Обижаются все министерства и ведомства: нет возможности с этим министерством работать конструктивно. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Полномочные представители президента и правительства? Нет замечаний. Сергей Александрович, с заключительным словом есть желание выступить? Нет. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "Об информации Министра экономического развития Российской Федерации М. С. Орешкина о социально-экономическом развитии Российской Федерации и развитии предпринимательской деятельности, а также прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы", 2-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 32 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято. Постановление принято, уважаемые коллеги.