Заседание № 172
30.06.2010
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 391803-5 "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2009 год".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5340 по 6233 из 8928
Фиксированное время. Пункт 21 порядка работы Государственной Думы. О проекте постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2009 год". Советом Думы было принято решение, что пятнадцать минут выступает докладчик, по пять минут - содокладчики, по два вопроса от фракций и выступления от фракций - до пяти минут. Доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Михайловича Игнатьева. Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается годовой отчёт Банка России за 2009 год. В годовой отчёт включена годовая финансовая отчётность банка России на 1 января 2010 года, достоверность которой подтверждена аудитором ЗАО "Эрнст энд Янг Внешаудит". В 2009 году деятельность Банка России была направлена прежде всего на минимизацию негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику. Надо сказать, что мировой кризис ударил по российской экономике очень сильно. Объём валового внутреннего продукта в 2009 году уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7,9 процента, наиболее значительное снижение отмечалось в строительстве и в обрабатывающих отраслях. Производство промышленной продукции сократилось на 10,8 процента. Инвестиции в основной капитал снизились на 16,2 процента. Возросла безработица. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в прошлом году, но только на 2,3 процента. Особенно тяжёлая ситуация была в самом начале 2009 года, в январе, когда низкие мировые цены на экспортируемые Россией товары способствовали усилению девальвационных ожиданий. Банк России к концу января завершил плавную управляемую девальвацию рубля. Постепенный характер ослабления рубля позволил банкам и другим экономическим агентам, обременённым внешними обязательствами, приспособиться к новым условиям и избежать массовых дефолтов. Максимум падения ВВП был зафиксирован в первом полугодии. Во втором полугодии наметился некоторый рост. Экономический рост продолжается и в текущем, 2010 году. Радикальные изменения в 2009 году произошли и в платёжном балансе страны. В результате резкого снижения мировых цен на экспортируемые Россией товары выраженный в долларах США экспорт товаров сократился на 36 процентов. Одновременно на 34 процента снизился товарный импорт. Основными причинами снижения импорта были глубокий экономический спад и значительная девальвация рубля. Сальдо текущего счёта оставалось положительным и составило за год 49 миллиардов долларов, однако оно сократилось по сравнению с 2008 годом примерно вдвое. Чистый вывоз частного капитала в 2009 году составил 57 миллиардов долларов, причём значительная часть этого оттока произошла в самом начале года в период до завершения девальвации рубля. В условиях резкого спада потребительского инвестиционного спроса инфляция в 2009 году существенно снизилась и составила 8,8 процента. Напомню, что в предшествующем, 2008 году инфляция была 13,3 процента. Снижению инфляции способствовало два фактора: первый - это умеренная динамика денежной массы и второй - это тенденция к повышению номинального валютного курса рубля после завершения девальвации. Денежная масса агрегата М2 за 2009 год выросла на 16,3 процента. Это значительно больше, чем за предыдущий, 2008 год, тогда она выросла на 1,7 процента, но это значительно меньше темпов прироста денежной массы в предкризисные годы, когда её годовые приросты превышали 40 процентов. Начиная с марта 2009 года валютный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам демонстрировал тенденцию к повышению: если в феврале стоимость бивалютной корзины почти достигла 41 рубля, то в декабре её стоимость колебалась примерно на уровне 36 рублей. Укрепление рубля также способствовало снижению инфляции. В целом за 2009 год (с декабря по декабрь) номинальный эффективный курс рубля снизился на 9,2 процента, реальный эффективный курс тоже снизился на 3,9 процента. Банк России в 2009 году существенно снизил масштабы валютных интервенций. Был введён механизм плавающего валютного коридора, который, на наш взгляд, себя полностью оправдал. Валютный курс рубля стал гораздо более гибким, чем был до кризиса, и мы постепенно движемся к режиму инфляционного таргетирования и свободного плавания валютного курса рубля. Снижение инфляции позволило нам существенно снизить ставку рефинансирования и другие процентные ставки Банка России. Ставка рефинансирования была снижена с 13 процентов годовых в апреле 2009 года до 8,75 процента годовых в декабре 2009 года. Одновременно снижались процентные ставки коммерческих банков по выдаваемым ими кредитам и по привлекаемым ими депозитам и вкладам. Например, средняя процентная ставка по кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок до одного года снизилась с 17,1 процента годовых в январе 2009 года до 13,7 процента годовых в декабре. Объём кредитов, предоставленных Банком России коммерческим банкам, который резко увеличился в последнем квартале 2008 года и в январе 2009 года, начиная с февраля 2009 года начал сокращаться. Особенно быстро сокращалась задолженность банков перед Банком России по кредитам без обеспечения. В феврале эта задолженность превышала 1 триллион 920 миллиардов рублей, к концу года она снизилась более чем в десять раз - до 190,4 миллиарда рублей. Кредиты Банка России постепенно замещались другими ресурсами, прежде всего вкладами населения, которые за 2009 год увеличились на 27 процентов. Для банковского сектора 2009 год был очень непростым. Кризис оказал негативное воздействие на все кредитные организации. В то же время большинство из них сумело адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям. В 2009 году темпы роста активов банковского сектора существенно замедлились, в целом за год активы увеличились лишь на 5 процентов. Для сравнения: за предыдущий, 2008 год активы увеличились на 39 процентов. Собственные средства кредитных организаций увеличились на 21 процент, за предыдущий год они выросли почти на 43 процента. Прибыль банков в 2009 году сократилась вдвое и составила 205 миллиардов рублей. Столь значительное снижение прибыли объясняется масштабным формированием резервов на возможные потери. Прибыль банков до формирования резервов на возможные потери не только не сократилась, но и возросла на 46 процентов. Кредитная активность банков на протяжении всего 2009 года оставалась очень низкой. Кредиты нефинансовым организациям увеличились только на 0,3 процента, в предыдущем году они выросли на 34 процента. Кредиты физическим лицам и вовсе сократились на 11 процентов, в предыдущем году наблюдался их рост на 35 процентов. Столь низкая кредитная активность объясняется прежде всего высокими кредитными рисками ввиду плохого финансового положения заёмщиков и роста просроченной задолженности. В конце года определённое значение имел и низкий объём спроса на кредиты со стороны предприятий и населения. Ситуация с просроченной задолженностью по банковским кредитам в 2009 году оставалась сложной. Просроченная задолженность по кредитам нефинансовым организациям и населению в начале 2009 года росла очень быстро, более 20 процентов в месяц, в середине 2009 года произошло заметное замедление её роста, и после 1 декабря рост остановился. Сейчас объём просроченной задолженности колеблется около уровня, достигнутого к 1 декабря 2009 года, а прибыль Банка России в 2009 году составила 251 миллиард 420 миллионов рублей и оказалась значительно больше прибыли в предыдущем, 2008 году - тогда она составляла 97 миллиардов 788 миллионов рублей. 75 процентов прибыли, оставшейся после уплаты налогов, было направлено в федеральный бюджет. Эта сумма составила 188 миллиардов 444 миллиона рублей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, Банк России в соответствии с требованием Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации..." представил годовой отчёт за 2009 год. На него поступил, кстати, отзыв правительства, он сейчас в размножении, у вас скоро будет. Детальный анализ и общая оценка представленного Банком России отчёта содержатся в заключении комитета, поэтому я на нём подробно останавливаться не буду. Я остановлюсь на основных аспектах деятельности банка в 2009 году. Прежде всего, я хотел бы отметить, что в 2009 году впервые за несколько лет в России удалось сдержать инфляцию. По итогам года она составила 8,8 процента, для сравнения: 13,3 процента - в 2008 году. Это обстоятельство является важнейшим позитивным итогом деятельности в том числе Центрального банка, так как без низкой инфляции в России не удастся ни обеспечить банковскую систему долгосрочными пассивами, ни реализовать планы по построению пенсионной системы, ни создать нормально функционирующий фондовый рынок, ни сделать многое-многое другое, что нам надо будет сделать. Ещё одним важным положительным результатом деятельности Банка России является сохранение доверия населения к рублю. Представляется, что одна из главных задач Центрального банка в условиях кризиса в мировой экономике - сохранить доверие к национальной валюте, чтобы не столкнуться с полной валютизацией экономики и не начинать с нуля новый цикл экономического роста. Решение Банком России именно этих двух важнейших задач - ещё раз говорю: снижение инфляции и обеспечение устойчивости рубля в 2009 году - заслуживает очень высокой оценки. В то же время финансовый кризис показал, что в российском банковском секторе существуют серьёзные проблемы. С одной стороны, действия Центрального банка по расширению системы рефинансирования банковской системы позволили полностью стабилизировать ситуацию в 2009 году, вместе с тем российский банковский сектор по итогам 2009 года показал темп прироста активов всего 5 процентов, что практически на порядок ниже среднего результата трёх предшествующих лет - там было около 40 процентов. Кроме того, анализ активов некоторых санированных банков показал наличие серьёзных проблем в системе управления рисками в отдельных кредитных организациях, что является характерной проблемой для банковской системы России в целом. Надеюсь, что деятельность Банка России по совершенствованию надзора и системы управления рисками в банках будет активно расширяться в будущем. В заключение отмечу, что, как показал 2009 год, роль Банка России в области формирования в стране кредитно-денежной политики и результатов её реализации становится всё более и более значимой. Хотелось бы надеяться, что отчёт Банка России превратится в один из основных аналитических инструментов как для бизнеса в части снижения неопределённости понимания перспектив, так и для государственных органов в части совершенствования экономической политики и модернизации экономики. К сожалению, в настоящее время таких аналитических инструментов недостаточно. С учётом сказанного Комитет по финансовому рынку рекомендует принять отчёт Банка России за 2009 год к сведению. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Присаживайтесь, пожалуйста, Владислав Матусович. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Васильевича Кулика. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, сам по себе Центральный банк - важная фигура в нашем государстве, но самое важное - как он обеспечивает и обслуживает народное хозяйство, население, как велико доверие к этому органу. От этого многое зависит - и стабильность, а главное, развитие экономики. Я с этих позиций хотел высказать несколько замечаний в адрес работы Центрального банка, при этом скажу, что мы поддерживаем, комитет поддерживает предложение принять решение, которое вынесено на ваше рассмотрение. Прежде всего, конечно, следует сказать, что в условиях кризиса меры, которые были приняты Центральным банком, дали возможность сохранить наши кредитную и платёжную системы. Более того, сама кредитная система почти сохранила свою численность, сократилась всего на пятьдесят одну кредитную единицу. То есть, хотя общее число кредитных организаций в России достаточно высоко, оно составляет более тысячи ста семидесяти трёх единиц, следует сказать, что в этом смысле работал банк гибко и пытался в условиях кризиса не допустить каких-то сбоев. Действительно, положительно оценивается сейчас и производственниками, и финансистами валютный коридор, который использовал банк для поддержания стабильности нашей системы. И в итоге мы видим, что даже в период кризиса, особенно после кризиса вклады населения в банковской системе возросли, а также возросли и вклады организаций. При этом, на мой взгляд, следует обратить внимание на два существенных недостатка, над которыми надо работать и правительству, и банку, и нам, Государственной Думе. Вот во всех этих привлечённых средствах банковской системы крайне низка доля длинных денег. В 2009 году доля длинных средств, привлечённых от организаций, составляла всего 14 процентов, из 5 триллионов всего 680 миллионов рублей было длинных средств, причём эти длинные средства выдавались, вернее, привлекались сроком всего до трёх лет. Такие кредиты не способны модернизировать производство, за такой период времени невозможно сделать то, на что мы все рассчитываем, - превратить нашу страну в такую, где мы будем жить не за счёт наших нефтедолларовых доходов, а за счёт прибавочной стоимости, которую будем создавать на современном оборудовании. То же самое относится к вкладам населения: вклады населения на срок до трёх лет чуть больше, составляют всего 42 процента от общих вкладов. Это говорит о том, что верят банку, но и сомневаются, вкладывая деньги. И это надо учитывать банку при проведении своей политики. Главное, - Сергей Михайлович, я очень хотел бы, чтобы вы поняли правильно депутатов, - я хотел обратить внимание на чрезвычайно высокую стоимость денег у нас в стране. Ну, посмотрите, средняя ставка по кредитам, выданным на срок до ста восьмидесяти дней, составляла в 2008 году 28,5 процента, взвешенная, средняя, по вашим данным, а в 2009 году - 29,5 процента. Скажите, кто, какой бизнес, какой предприниматель может использовать такие ресурсы с эффективностью и развивать производство? Ваша попытка подсказать и показать пример, уменьшая ставку Центрального банка, оказалась недостаточной. Я понимаю, что это непростой вопрос. Я понимаю, что решение принимает в данном случае частный банк. Я одну минуту прошу, чтобы закончить, это очень важный вопрос. Давайте предложения, какие нужно ещё дать вам права, какие нам нужно ещё применять механизмы, чтобы у нас была стоимость денег такая, как за рубежом. А то наших крестьян мы мордой об стол вытираем, не давая им ничего, а при этом предлагаем такую кредитную ставку, когда ставка, скажем, в западных государствах от... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел годовой отчёт Банка России за 2009 год и дал своё заключение. Комитет отмечает, что отчёт Банка России за 2009 год подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке..." и отражает деятельность банка по выполнению возложенных на него функций. В то же время у комитета имеется ряд замечаний по годовому отчёту за 2009 год. По мнению комитета, несмотря на достигнутые в 2009 году положительные результаты принятых антикризисных мер, в том числе снижение уровня инфляции почти до плановых показателей, возможности по снижению инфляции использованы не в полном объёме. Комитет отмечает, что инфляция в России не только определяется монетарными факторами, но и зависит как от ценовой и тарифной политики, так и от комплекса внешнеэкономических условий. Комитет считает, что одной из причин по-прежнему высокого в отчётном году уровня инфляции в российской экономике является недостаточно активные развитие российской банковской системы, укрепление её ресурсной базы и создание условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Практика показала, что стабильное развитие банковской системы и финансового рынка не является достаточным условием повышения доступности кредитных ресурсов для финансового обеспечения экономического роста и тем более интенсивного экономического роста, основанного на инновациях. Следует учитывать, что увеличение объёмов долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики оказывает благоприятное воздействие на отечественные отрасли экономики. По мнению комитета, Банку России в рамках мероприятий по совершенствованию банковской системы следует обратить особое внимание на решение проблемы формирования долгосрочной ресурсной базы российских кредитных организаций. Это приобретает особую значимость в том контексте, что при ограниченности в доступе к дешёвым долгосрочным ресурсам внутри страны у российских банков в настоящее время отсутствует возможность привлечения средств извне. Мы прекрасно понимаем, что сегодня западные страны не очень в этом плане нам помогают. Комитет считает, что повышение уровня жизни российских граждан и конкурентоспособности отечественных предприятий зависит главным образом от возможности проведения в стране структурной модернизации экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних факторов. Поэтому денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики. Особенно это касается наукоёмких и высокотехнологичных отраслей, обрабатывающей промышленности и, несомненно, субъектов малого и среднего бизнеса, которые обладают колоссальным потенциалом для ускорения и повышения качества экономического роста. Конечно, мы прекрасно видим те результаты, которые сегодня есть. И если мы констатировали, что в начале 2009 года предприятия реального сектора экономики кредитовались по ставке выше 20 процентов, а зачастую в регионах эта ставка доходила и до 25 процентов, то сегодня результат действительно налицо. Однако для многих предприятий реального сектора экономики получение кредитов сегодня, в общем-то, всё ещё остаётся большой фантастикой. Почему? Потому что многие банки требуют такие залоговые обязательства, которые не позволяют сегодня нашим предприятиям получать эти кредиты. И конечно, хотелось бы, чтобы Банк России, так сказать, внимательно посмотрел на состояние дел, повторяю, в реальном, в производственном секторе. Решение стратегической задачи по переводу национальной экономики на инновационный тип развития требует создания в стране рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности. Именно отсутствие оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности и капитализации промышленной интеллектуальной собственности обуславливают низкую эффективность принимаемых мер в сфере модернизации экономики. Сегодня, по оценкам нашего комитета, интеллектуальная собственность, нематериальные активы могут быть оценены в нашей стране на сумму примерно 5-6 триллионов рублей. Конечно, это должен быть хороший актив, который может быть оценён и под который должны быть выданы длинные и, я надеюсь, недорогие кредиты. С учётом изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2009 год. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Присаживайтесь, пожалуйста. От фракции КПРФ вопрос у депутата Федоткина Владимира Николаевича. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Михайлович, у меня два вопроса. Первый. Вот вы давали беззалоговые кредиты нашим банкам в размере, по-моему, порядка 2 триллионов рублей. Но дальше, как мы уже слышали, деньги до реального сектора не дошли. Вы как-то контролировали прохождение этих денег, для того чтобы задача была выполнена - 2 триллиона дали, ну, наверное, надо было отдать заводам в реальном секторе, - или это шло мимо вас, не входило в ваши функции? И второй вопрос. Вы получили прибыль 251 миллиард рублей, это в два с половиной раза больше, чем в предшествующий, 2008 год. Реальный сектор сокращается, теряет прибыль, а у вас прибыль выросла в два с половиной раза - непонятно, откуда она такая у вас, за счёт чего? Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Основная цель кредитов без обеспечения, или беззалоговых, как говорят, - это дать ресурс, который мог бы заместить сократившиеся другие ресурсы. Вот в то время, когда мы всё это начинали, в октябре 2008 года, банкам нужно было гасить, во-первых, кредиты, взятые у иностранных кредиторов. Рефинансировать эти кредиты у банков не было возможности - западные финансовые рынки были тогда просто закрыты. А во-вторых, к сожалению, в то время начался отток вкладов из банковской системы. И вот эти ресурсы должны были быть чем-то замещены. Эти уходящие ресурсы были замещены беззалоговыми кредитами Центрального банка. Конечно, никаких запретов не вводилось на то, чтобы банки, получив беззалоговые кредиты, тем более они были не короткие - до одного года, могли за счёт этих денег в том числе и поддержать своих клиентов, то есть дать кредиты своим клиентам. Какой-то жёсткой цели мы не преследовали. То есть какую цель мы преследовали? Не допустить массового банкротства банков, дать им возможность рассчитаться со своими вкладчиками, рассчитаться со своими иностранными кредиторами и так далее и не допустить массового банкротства банков. И эту задачу, я думаю, мы выполнили. Теперь что касается прибыли. Прибыль на самом деле очень большая, необычно большая, намного больше, чем была в предшествующие годы. Но это как раз связано с тем, что в 2009 году Центральный банк активно кредитовал коммерческие банки, предоставлял им ликвидность и процентные ставки были, в общем-то, немаленькие. У нас ставка рефинансирования была 13 процентов, а в некоторые моменты по беззалоговым кредитам мы устанавливали ставку и 18 процентов, и даже, кажется, выше. То есть в основном это проценты, полученные от кредитов, предоставленных российским коммерческим банкам. И ещё хочу сказать, что в принципе и другие центральные банки в условиях кризиса получили неплохую прибыль. Я точные цифры не помню, но большую прибыль получили и ФРС - американский центральный банк, и ЕЦБ - Европейский центральный банк, и другие известные банки. Они предоставляли большие суммы коммерческим банкам и получали проценты. Это такая исключительная ситуация, характерная именно для 2009 года. Но я напомню, что Центральный банк опять же не преследует цель максимизации прибыли, это как бы сопутствующий результат наших действий. И 75 процентов мы отдали в бюджет, 188 миллиардов, ну, это неплохо, я считаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Депутат Селезнёв, фракция ЛДПР. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Сергей Михайлович, у нас создана самая паразитическая банковская система, замкнутая сама на себя, да ещё и высасывающая соки из реального сектора экономики. Примерно половина денег, которые выделяются на социальную политику и реальный сектор экономики, идут на компенсацию процентов по кредитам. Давайте говорить об этом честно. Как вы относитесь к тому, чтобы жёстко разделить финансово-проводящую систему, которая действительно является кровеносной системой, и систему отсасывания, откачивания денег для личного обогащения банкиров, исключить любую возможность получения незаслуженных супербонусов и применения сделок с оффшорами? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Я не буду утверждать, что у нас все банкиры замечательные и добросовестные, у нас есть всякие банкиры и всякие банки. И естественно, Центральный банк старается противодействовать недобросовестным действиям коммерческих банков и вводит различные санкции, но у нас полномочия тоже весьма ограниченные, и это правильно - у нас не должно быть безграничных полномочий. Ну что я могу сказать? Что мы стараемся не допускать недобросовестных, жульнических, мошеннических действий. Мне кажется, что в целом у нас получается, хотя не мне судить, наверное, всё-таки взгляд со стороны важнее. А что касается вашего конкретного предложения - разделить вот банковскую систему на хорошую часть и плохую, - я не знаю, как это сделать. Это, наверное, просто невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопросы есть? Шипунов Константин Борисович, пожалуйста. Включите микрофон. ШИПУНОВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Михайлович, Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" возлагает на Центральный банк Российской Федерации ряд обязанностей, связанных с реализацией требований указанного федерального закона кредитными организациями. Однако до настоящего время Банком России не выполнено ни одно из указанных требований. На сегодняшний день приходится констатировать, что сложившаяся практика реализации Банком России требований федерального закона позволяет кредитным организациям не применять контрольно-кассовую технику и не опасаться применения к ним налоговыми органами или Банком России каких-либо санкций. Вопрос простой: когда Банк России исполнит все требования, предписанные этим законом, и обеспечит выполнение кредитными организациями этого федерального закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо. Я с вами согласен. Мы действительно до сих пор не издали соответствующие документы. Эти документы, проекты, разработаны, они, по-моему, даже размещены на нашем сайте. Мы получили по ним очень много замечаний со стороны наших банкиров, и многие из них вполне справедливы. То есть вопрос очень тяжёлый, поверьте мне, он очень тяжёлый, и, может быть, мы даже попросим вас внести какие-то изменения в закон, для того чтобы эту проблему отрегулировать. Признаюсь, что эта проблема вами поставлена совершенно справедливо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Депутат Бурков Александр Леонидович, ваш вопрос. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Михайлович, у меня будет два коротких вопроса. Первый: какую положительную роль сыграла девальвация рубля и, самое главное, кто от этого проиграл у нас? И второй вопрос. Вы говорили о финансовой поддержке банковской системы в 2009 году. Хотелось бы знать, есть ли банки, которые не вернули эту финансовую помощь в установленные сроки, и какой объём невозврата? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Первый вопрос - какую положительную роль сыграла девальвация рубля. Я боюсь, что она была просто неизбежна. Во всяком случае, в тот период времени, когда цена на нефть упала со 140 долларов до 35 и все ожидали девальвацию рубля - и банкиры, и предприниматели, и население - и активно покупали валюту, если бы мы продолжали держать курс, мы его не удержали бы, мы потратили бы все золотовалютные резервы... ну, почти все, скажем так, и банковская система лишилась бы ликвидности, нам пришлось бы впрыскивать дополнительные деньги, и, скорее всего, девальвация произошла бы более сильная и более неорганизованная, чем та, которую мы произвели. Я ничуть не жалею о том, что мы сделали в период с ноября или даже с октября по конец января. Я считаю, что мы действовали правильно, правильно всё сделали. Второй вопрос касается возвратности. Поддержка банковской системы была в разных формах. Например, субординированные кредиты были предоставлены Центральным банком Сбербанку. Сбербанк из 500 миллиардов полученных денег уже 200 миллиардов рублей вернул. Кстати, мы его не торопили, потому что этот ресурс долгосрочный, предполагалось, что он будет использован Сбербанком для кредитования экономики. Тем не менее у него избыток ресурсов, избыток ликвидности, Сбербанк решил 200 миллиардов рублей вернуть. Остальные банки получали деньги не от Центрального банка, а от ВЭБа, и пока я не знаю, чтобы кто-то собирался возвращать субординированные кредиты. В принципе ничего страшного в этом нет, потому что они предназначены на длительный срок для поддержки кредитования реального сектора. Что касается беззалоговых кредитов - это самый мощный инструмент у нас, как оказалось, - я напомню, в феврале сумма задолженности превышала 1 триллион 920 миллиардов рублей, сейчас она составляет, по-моему, 55 миллиардов рублей, то есть вернулось больше 97 процентов, это, по-моему, очень неплохой результат. И ещё вернётся, мы просто сильно не торопим с возвратом. А если ещё иметь в виду, что мы по беззалоговым кредитам получили по процентам больше 150 миллиардов рублей, даже с чисто коммерческой точки зрения результат очень неплохой. И я считаю, что этот инструмент, хоть и очень рискованный, очень нетрадиционный, во всех отношениях как бы очень... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Владислав Матусович по ведению. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, мы с вами принимали решение задавать от фракций по два вопроса. Я слышал два вопроса от фракции КПРФ и два вопроса от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поэтому у меня предложение, чтобы остались только два вопроса от фракции ЛДПР и один вопрос от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нам надо выполнять собственные решения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, Регламентом не предусмотрено, что в течение одной минуты человек должен задать один вопрос, по Регламенту он может задать пять вопросов. Но поступило предложение депутата Резника, кроме того, сейчас Коломейцев нажал уже "по ведению", и дальше началось... Вас удовлетворил мой ответ или мы будем голосовать за ваше предложение? ИЗ ЗАЛА. Продолжаем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжаем работать. Фракция КПРФ. Вопрос Коломейцева Николая Васильевича. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, президент объявил модернизацию, и её основа - государственно-частное партнёрство. Вот ваша кредитно-денежная политика за прошлый год привела к удвоению, по утверждению журнала "Форбс" и журнала "Финанс", числа олигархов, в том числе рублёвых миллиардеров. Скажите, пожалуйста, каков эффект вложения громадных денег, наших золотовалютных резервов в чужие ценные бумаги, валюту, это при том, что наш реальный сектор кредитов взять не может? Это первое. И второе. Не кажется ли вам преступным, что вы в два с половиной раза увеличили свою прибыль и при этом в два с половиной раза уменьшилось производство реальное? И почему у нас денежная масса продолжает составлять треть от ВВП, в то время как в Китае она 136, во всех странах "семёрки" она не менее 80 процентов? К чему, вы считаете, это приведёт в конечном итоге?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. ИГНАТЬЕВ С. М. Ой, много вопросов, я уже, боюсь, забыл. Ну, золотовалютные резервы - вещь полезная, и это показал как раз 2008 год. Мы проводили вот эту плавную девальвацию, но в течение нескольких месяцев сократились валютные резервы почти на 200 миллиардов, то есть было 600, осталось меньше 400. И если бы валютные резервы были меньше, то пришлось бы Центральному банку и правительству действовать резче, и это привело бы и к большему числу банкротств, и к более глубокому спаду, я думаю, и к более глубокому падению реальных доходов населения. Я напомню, что, в 97-м году реальные доходы населения сократились почти на четверть, а в прошлом году они всё-таки подросли, немножко, но подросли. То есть были возможности, для того чтобы проводить политику по сдерживанию падения доходов, по поддержке социальной и так далее. Для этого резервы нужны. Такие кризисы бывают очень редко, раз, там, во много лет, но они бывают, и поэтому резервы нужны. Что касается... извините, я забыл уже, я не успел записать ваш вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИГНАТЬЕВ С. М. Эффект? Мы не ставили цель заработать много прибыли, мы просто решали свои задачи по поддержке банковской системы, по снижению инфляции. И я сказал, что прибыль такая получилась не потому, что мы этого хотели, а потому, что мы выполняли свои функции. В условиях кризиса большая прибыль получается не только у нас, но и у других центральных банков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИГНАТЬЕВ С. М. А-а, денежная масса зависит от особенностей страны. Если сравнить, допустим, Россию с близкими нам странами СНГ, то у нас отношение М2 к ВВП примерно такое же - где-то побольше, по сравнению с некоторыми странами, может быть, поменьше, но в основном побольше. А Китай - это вообще особенная страна, это отдельная тема, я готов о ней тоже рассказать, но просто времени нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. От ЛДПР вопрос задаёт депутат Волчек Денис Геннадьевич. Пожалуйста, включите микрофон. ВОЛЧЕК Д. Г. Сергей Михайлович, мы все знаем десятки, сотни, наверное, обанкротившихся банков и не знаем ни одного обанкротившегося банкира. Один пострадавший банкир, Гительсон, мы его знаем, - дырка в 90 миллиардов была в его банке закрыта государством - посидел, тоже оказался не виноват, выпустили на свободу. Опять пошли люди в банки, опять понесли деньги - реальный сектор не развивается, в банках опять появляется прибыль, люди несут туда деньги. Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы нужным усиление законодательства относительно вот этих "золотых" мальчиков-банкиров, усиление их ответственности за свою деятельность, как минимум она должна быть серьёзнее, чем есть сейчас, и в том числе учредителей тех самых банков, в которых пропадают деньги?.. (Микрофон отключён.) ИГНАТЬЕВ С. М. Я согласен с вами. Это у нас одна из главных проблем. Личная ответственность банкиров, она до сих пор недостаточная, и материальная и не только материальная. Иногда мне кажется, что люди не опасаются тех действий, которые они предпринимают. Я с вами согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", есть вопросы? Нет вопросов у "ЕДИНОЙ РОССИИ". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Есть вопросы? Нет вопросов. Приступаем к выступлениям. От КПРФ выступает депутат Багаряков Алексей Владимирович. Пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Во-первых, уважаемый Сергей Михайлович, позвольте вас поздравить от лица нашей фракции и от лица всех депутатов с большой датой - 150-летием государственного Банка России! Это большая дата и большой праздник для вас. Вам успехов и в вашем лице всем вашим сотрудникам! Теперь к сути выступления. Мы, к сожалению, не разделяем того оптимизма, который был в выступлении главы Центрального банка, в выступлениях представителей профильных комитетов, и хотим заметить следующее. Из банковской статистики мы видим, что большинство кредитов выдавалось банками лишь на рефинансирование старых проблем. На протяжении практически всего года совокупный кредитный портфель нашей банковской системы практически не рос, и это несмотря на то, что в последний год, в 2009 год, прирост вкладов населения составил 27 процентов. Отдельно можно отметить вопрос эффективности управления валютными резервами Банка России. Почти половина резервов, а точнее, 48 процентов было вложено в долларовые инструменты, получена доходность 0,07 процента годовых. Для сравнения: золото за тот же период выросло в цене на 23 процента, то есть в 300 с лишним раз, но в золото было вложено всего 4-5 процентов наших золотовалютных резервов. По нашему мнению, надо диверсифицировать наши вложения в золотовалютные резервы и использовать в том числе и драгоценные металлы. Неудивительно, что при профиците торгового баланса в 111 миллиардов долларов валютные резервы выросли за год всего на 3 миллиарда долларов, а если говорить простым языком, то мы экспортировали значительно больше, чем импортировали, но валютные резервы не росли. В своём выступлении мне также хотелось отметить несколько моментов. Первое - сроки предоставления годового отчёта Центрального банка. В федеральном законе о ЦБ стоит дата - до 15 мая, а рассматриваем мы отчёт 30 июня. Так получается, что многие другие отчёты Центрального банка основаны на главном отчёте и информация появляется у наших граждан, у общественности через шесть - девять месяцев после окончания финансового года и по факту уже является неактуальной. Для сравнения: ФРС США докладывает Конгрессу о денежной политике уже в феврале, банки Японии отчитываются о состоянии финансовой системы в марте, а Европейский центральный банк - в апреле. Наше предложение: рассматривать годовой отчёт всё-таки в первом квартале текущего года. Второе - численность сотрудников Центрального банка. Центральный банк - это в первую очередь система надзора за банками, однако в нашем ЦБ лишь 6 процентов сотрудников Центрального банка занимаются непосредственно надзором, все остальные их обслуживают. Количество банков в стране год за годом сокращается, в вашем отчёте сказано, что практически на половину в стране сократились расчётно-кассовые центры, у нас уровень автоматизации сегодня совершенно другой, чем он был пять - десять лет назад, но тем не менее количество сотрудников аппарата Центрального банка составляет семьдесят две тысячи человек. Для примера: в Японии эта цифра в двенадцать раз меньше, в Великобритании (а это вообще признанный мировой финансовый центр) - в пятнадцать раз меньше, там и банков больше, и система больше, и в пятнадцать раз меньше сотрудников. Наше предложение - необходима новая долгосрочная стратегия по оптимизации численности сотрудников Центрального банка, которая должна быть публичной, а часть функций по обслуживанию вас, вашей деятельности, можно передавать на аутсорсинг. Также целесообразной представляется норма об отчёте заместителей председателя Центрального банка о проделанной за год работе по возглавляемым ими направлениям с предоставлением информации общественности, по аналогии с тем, как действуют аудиторы Счётной палаты. В целях повышения открытости в деятельности Центрального банка вполне возможно публиковать стенограммы заседаний Национального банковского совета с поимёнными результатами голосований по рассматриваемым вопросам, а также обобщённые данные о решениях, принятых на заседаниях Совета директоров Центрального банка. Это общемировая практика и большинство регуляторов в мире ей следуют. Наш Центральный банк очень закрыт в этом отношении. Третье - ставка рефинансирования. Центральный банк слишком поздно и нерешительно, на наш взгляд, перешёл к политике снижения ставки рефинансирования. В итоге Банк России отстал в цикле понижения учётных ставок от зарубежных коллег-банков как минимум на год. И последнее - контроль над крупнейшими банками страны. Большинство решений о поддержке банков принимается исключительно - я подчёркиваю: исключительно - в пользу финансовых гигантов. Например, Сбербанк представляет практически половину нашей банковской системы, и наблюдательный совет, который вы возглавляете, ставит перед собой задачу увеличения доли банка на рынке и укрепления его конкурентных позиций, эта задача утверждена в стратегии развития Сбербанка до 2014 года. В то же время ЦБ провозглашает в качестве своих целей развитие конкуренции в банковском секторе. Прекрасно видно, что одна цель противоречит другой, налицо конфликт интересов. Мы не понимаем сегодняшнюю позицию Центрального банка о необходимости нахождения в капитале Сбербанка, позиция ваша пока не ясна. Системный контроль над крупнейшими банками требует ужесточения, а конкуренция должна всячески стимулироваться финансовым регулятором. Наша фракция не может... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Фракция ЛДПР. Депутат Свистунов Аркадий Николаевич, ваше выступление. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Михайлович! Представленный отчёт Центрального банка, наверное, самый удачный, самый успешный по сравнению со всеми ранее представленными его отчётами, несмотря на то, что был тяжёлый, очень тяжёлый год. Почему я так говорю? Потому что к показателям денежно-кредитной политики, которые прогнозировались, этот отчёт приблизился в наибольшей степени. Ну, из положительных моментов это, наверное, всё, потому что, мне кажется, данный результат получился, в общем-то, довольно спонтанно и достаточно случайно. К сожалению, несмотря на то, что статья 25 закона "О Центральном банке..." предусматривает в отчёте Центрального банка такие вещи, как анализ состояния российской экономики, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платёжного баланса Российской Федерации, вот анализа практически в отчёте и нет. А ведь именно этот кризисный год как раз, мне кажется, и даёт основания для анализа. Проанализировать, какие меры были приняты, как они повлияли, к чему привели, великолепная же возможность возникла, ею не воспользоваться, представив в отчёте только статистические данные, мне кажется, неправильно со стороны Центрального банка. Начнём сначала, что касается инфляционных процессов. Ну, вообще, в этом отчёте довольно много уделено времени, точнее, места тому, как Центральный банк работал с инфляцией, и практически по показателю мы приблизились к запланированному в прогнозе денежно-кредитной политики на 2009 год, то есть там планировалось 8,3 процента инфляции, а по факту получилось 8,5. И вот тут бы проанализировать, почему так вышло, какие же факторы повлияли на инфляцию. Если это проанализировать, выяснится, что инфляция у нас носит в основном немонетарный характер, потому что денежное предложение сокращено было значительно, беспрецедентно в 2009 году, спрос упал беспрецедентно, цены упали во всём мире беспрецедентно, тем не менее инфляция осталась на таком высоком уровне и тарифы были увеличены довольно значительно. Вот здесь бы, кажется, необходимо сделать вывод, что инфляция в России носит немонетарный характер, она прежде всего обуславливается монопольным характером структуры нашей экономики, ну и, конечно, тарифной политикой и бюджетной политикой, которая проводится в нашей стране. Этого мы в отчёте Центрального банка не увидели. Далее, что касается антикризисных мер. Да, перечислены все антикризисные меры, но хотелось бы посмотреть, какие из них сыграли хорошую роль, положительную, какие не сыграли никакой роли, а какие можно зачислить и в отрицательные меры. Особенно это касается, например, такого положения, что были применены вот эти новые формы рефинансирования банковской системы, особенно беззалоговое кредитование. Давайте вспомним, давайте посмотрим - кстати, об этом тоже в отчёте почти ничего не сказано - и мы увидим, что к этой системе было допущено всего-навсего около сорока банков, всего-навсего. Соглашение о компенсации убытков и расходов, связанных с развитием межбанковского кредитования, коснулось всего шестнадцати банков, но через них было связано триста семьдесят два банка, что охватило всего-навсего двадцать пять субъектов Федерации, включая Москву, - это же фрагментарно, этого совершенно недостаточно! Может быть, и это является одной из причин того, что кредитование в 2009 году практически стагнировало, не развивалось. Это тоже необходимо было проанализировать в отчёте, конструктивно проанализировать. Далее. Очень хотелось бы обратить внимание уважаемых коллег на ситуацию с малыми и средними банками. Мало того, что фактически их не допустили ни к каким ресурсам, эти банки - вот, помните, снизили их уставный капитал, - в общем-то, ушли с рынка, и нам говорят: ну и ничего такого страшного не произошло, они либо присоединились к другим банкам, либо увеличили капитал. А что хорошего произошло?! (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" кто-то выступить желает? Нет. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста, ваше выступление. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Михайлович! Мне кажется, что... Да что значит "мне кажется"? Кризис такого уровня, как произошёл и ещё не закончился, в мире считается вторым за последние сто лет после кризиса 29-33-го годов, в Америке также начавшегося, и, естественно, последствия этого кризиса ещё долго будут сказываться. И наша легкомысленность, с которой мы обсуждаем, что же сегодня произошло у нас в финансовом секторе, в первую очередь в банковском секторе (пятнадцать минут на выступление представителя Центрального банка, нам - по пять минут, по два вопроса или по одному вопросу), она нам ещё аукнется. Как раз после таких кризисов, как в 2008-2009 годах переформатируются экономики мира. И вот сегодня нам начать бы разговор о том, что действительно нам надо серьёзно посмотреть, почему так получилось, что, не имея никаких формальных оснований для кризиса в нашей стране (ведь у нас не было тех долгов, которые, к примеру, были у США, ни по внешним долгам, ни по внутренним бюджетным долгам), провал в финансовой сфере по валовому продукту, по промышленности оказался самым высоким и среди развитых стран. Вот основной предмет для рассуждения, ну и, конечно, не в пределах пяти минут. И поэтому чисто тезисно. Мне кажется, главное, что высказано было с этой трибуны коллегой Головнёвым, - это то, что нам надо всё-таки задуматься, как нам трансформировать экономику таким образом, чтобы впредь не попадать из-за состояния двух-трёх отраслей - нефти, газовой, цветных металлов - в такой кризис, в который мы попали, мы не из-за финансовых причин попали. Мы попали из-за однобокой структуры экономики. И какую роль положительную финансовый, банковский секторы, банковский регулятор в лице Центрального банка могли бы сыграть для того, чтобы сработать на диверсификацию экономики? Вот вопрос, на который надо отвечать. Мне кажется, что, чисто конспективно, первое - нам надо бороться за сильный рубль в стране, и это должно быть политикой Центрального банка, и Министерства финансов, и министерства экономики, конечно, потому что нам нужна структурная перестройка экономики, а для этого нам нужны хороший, полноценный импорт оборудования, заинтересованность в инвестициях не на спекулятивном рынке, а в прямых инвестициях в производство, нам нужен сильный рубль. Второе. Кризис показал, что, к сожалению, наши банки, связанные в целом с экономикой, с одной стороны, не хотят объективно давать кредиты в старую экономику, потому что именно оттуда идут невозвраты, значит, надо перестраивать экономику, а с другой стороны, давать в новые виды бизнеса, в новые производства они не умеют. Сберегательный банк Российской Федерации - это полная вотчина Центрального банка. Идут постоянные обсуждения в средствах массовой информации: то он собирается за 300 миллионов евро купить одно зарубежное предприятие, то дать 150 миллионов в валюте другому предприятию. Такой роскошный банк! А вы посмотрите, как оформляется кредит на 10 миллионов рублей в этом банке, который имеет самую большую сеть по стране! Вот проблемы, которые нам надо решать. Самый главный вопрос, на который мы не получили ответа, к сожалению. Да, в отчёте очень много, к сожалению, статистической, описательной информации, но мы не получили ответа на вопрос: какие качественные изменения должны наступить в экономике после кризиса и какую роль в изменении финансовой системы, которая сработает на качественные изменения в экономике страны после кризиса, мог бы сыграть Центральный банк? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович. Считает ли необходимым выступить полномочный представитель Президента Российской Федерации? Нет. Представитель правительства? Также нет. Необходимо ли заключительное слово докладчику, Сергей Михайлович? Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М. Я хотел бы просто поблагодарить всех участников обсуждения за интересные вопросы, за интересные комментарии, за, в общем-то, как мне кажется, достаточно позитивную оценку работы Центрального банка в прошлом году. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчикам не требуется заключительное слово? Нет, не требуется. Уважаемые депутаты, в связи с тем что письменных поправок к проекту постановления не поступило, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2009 год"? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 59 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято.