Заседание № 130

20.11.2013
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 384223-6 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1550 по 2473 из 9113
Следующий, 4-й вопрос повестки дня, проект постановления Государственной Думы   
"Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики     
на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, Совет Думы предлагает следующий порядок его рассмотрения:    
доклад председателя Центрального банка - до десяти минут, содоклад              
председателя Комитета по финансовому рынку - до пяти минут, содоклад            
представителя Комитета по бюджету и налогам - до пяти минут, содоклад           
представителя комитета по экономической политике и предпринимательству - до     
пяти минут, вопросы депутатов к докладчику или содокладчикам, по два вопроса    
от каждой фракции и выступления от фракций, - по три минуты. Нет возражений?    
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Приглашаю к микрофону Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину.                          
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С., председатель Центрального банка Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Основные направления единой     
государственной денежно-кредитной политики разработаны в соответствии со        
статьёй 45 Федерального закона "О Центральном банке...". В этом году мы         
подготовили документ в обновлённом формате, он стал короче: фокус документа -   
именно вопросы денежно-кредитной политики, а не все сферы деятельности          
Центробанка (я напомню, что у нас запланировано подготовить отдельный           
документ по основным направлениям развития финансового рынка). По               
рекомендации депутатов Государственной Думы мы добавили глоссарий в документ,   
таблицу по денежно-кредитной политике в других странах, но главное, как нам     
представляется, - это усиление стратегического характера документа.             
                                                                                
Главный вызов для всех нас, и на этот вызов должна ответить и                   
денежно-кредитная политика, - это переход к новому качеству экономического      
роста. Старая модель развития, основанная не просто на высоких, а на            
постоянно растущих ценах на сырьё очевидно исчерпала себя - шесть кварталов     
подряд, к сожалению, темпы роста снижаются: вместо 5-6 процентов роста новой    
нормой становятся 1,5-2 процента. К сожалению, по оценке Центрального банка,    
это не краткосрочные циклические снижения темпов, вызванные обострением         
кризиса на глобальных рынках, замедление носит структурный характер и связано   
с исчерпанием возможностей восстановительного роста, с дозагрузкой              
производственных мощностей, с расширением занятости и, особенно в последнее     
время, с ростом зарплат и потребительского кредитования. Например, в сфере      
потребительского кредитования, по нашей оценке, уже наметились элементы         
перегрева - чрезмерно высокий уровень роста задолженности по сравнению с        
доходами у широкой группы заёмщиков. Как результат, потребительское             
кредитование может стать уже не столько двигателем роста, сколько угрозой       
финансовой стабильности.                                                        
                                                                                
Тогда вопрос: за счёт чего же должна расти экономика? Я убеждена, что за счёт   
инвестиций. Однако нам важны не просто объёмные показатели инвестиций, а их     
сопряжённость, во-первых, с производительностью труда, с технологической        
модернизацией, а во-вторых - с диверсификацией структуры экономики, тогда и     
потенциал внутреннего спроса будет работать на российскую экономику, а не на    
рост импорта. Экономика должна стать дружественной к проектам с длительной      
окупаемостью, у инвесторов должна появиться уверенность в успешности и          
устойчивости их бизнеса на долгие годы.                                         
                                                                                
Расширение горизонта планирования инвесторов, конечно, требует заметного        
прогресса по многим направлениям. Лучшим вкладом денежно-кредитной политики в   
улучшение инвестиционного климата, что важно для экономического роста, будут    
ценовая стабильность и снижение макроэкономической неопределённости. В          
последние годы здесь достигнут определённый прогресс, и, двигаясь вперёд, мы    
ни в коем случае не должны рисковать этими завоеваниями. Инфляцию очень легко   
разогнать, но обуздать её неизмеримо сложнее, и надо не забывать, что именно    
она, а не, например, валютный курс больше всего бьёт по благосостоянию          
простых людей, по покупательной способности зарплат и пенсий, поэтому принцип   
нашей политики на ближайшую трёхлетку - это достижение цели по постепенному     
снижению инфляции на сбалансированной основе. Задача Центрального банка -       
найти в своих решениях правильный баланс между экономическим ростом и ценовой   
стабильностью: денежно-кредитная политика не будет настолько жёсткой, чтобы     
подавлять экономический рост, но она не будет и настолько мягкой, чтобы         
разгонять инфляцию. Чтобы этого достичь, необходимо завершить начатый ещё в     
2011 году переход к новому способу проведения политики - инфляционному          
таргетированию. ЦБ не просто декларирует необходимость снижения инфляции, но    
совместно с правительством устанавливает цели по снижению инфляции, публично    
берёт на себя эти обязательства и публично отчитывается о достижении этих       
целей или о причинах отклонения от них. В связи с этим, конечно, повышается     
значимость взаимодействия ЦБ и правительства как по формированию реалистичных   
прогнозов, так и по определению политики в сфере регулируемых тарифов. Всем     
очевидна роль немонетарных факторов в инфляции, поэтому хочу особо              
подчеркнуть, что сдерживание тарифов, и прежде всего в ЖКХ, - это ключевой      
элемент успешности всей политики по снижению инфляции.                          
                                                                                
Мы предлагаем перейти к установлению целей по инфляции точечных, а не           
интервальных, как сейчас, это повысит жёсткость обязательств и даст более       
чёткий ориентир субъектам экономики. В качестве целевого показателя будет       
использоваться индекс потребительских цен, а не базовой инфляции, так как он    
гораздо более понятен, привычен и населению, и бизнесу. Но поскольку индекс     
потребительских цен содержит множество компонентов, на которые будут            
действовать факторы немонетарного характера, прежде всего временного,           
сезонного действия, мы предлагаем установить коридор возможных отклонений в     
1,5 процента. Может показаться, что мы даём себе послабление, но хочу           
сказать, что это не так, мы делаем это для того, чтобы в условиях большого      
веса немонетарных факторов не проводить излишне жёсткую или излишне мягкую      
политику, а вот угроза отклонения от целевого показателя на среднесрочном       
горизонте будет являться сигналом к изменению политики. Конкретные целевые      
значения инфляции, предложенные в документе, который вам представлен: на 2014   
год - 5 процентов, на 2015-й - 4,5 процента и на 2016 год - 4 процента. Это     
сложные, но достижимые цели.                                                    
                                                                                
Следующее направление - валютная политика. Сегодня ЦБ не стремится удерживать   
какой-либо фиксированный уровень валютного курса и проводит интервенции         
только для сглаживания колебаний или для пополнения Резервного фонда и ФНБ.     
Нам предстоит снять противоречия между нашими основными инструментами -         
операциями по предоставлению ликвидности банкам и операциями на валютном        
рынке. Нужно исключить ситуацию - и мы это будем делать, - когда мы             
одновременно увеличиваем предоставление ликвидности через РЕПО и изымаем        
ликвидность через регулярные интервенции. Вместе с тем это не означает          
полного отказа от валютных операций, мы продолжим операции, которые проводим    
для Минфина. Кроме того, мы сейчас изучаем опыт других стран по осуществлению   
валютных операций в условиях плавающего валютного курса, но в целях             
поддержания финансовой стабильности.                                            
                                                                                
Ещё одно направление нашей работы - упорядочение инструментов предоставления    
ликвидности, с тем чтобы усилить воздействие наших решений на инфляцию и на     
конечные процентные ставки в экономике. Мы решили упростить эту систему         
инструментов. Сейчас у нас более двадцати инструментов с разной срочностью, с   
разным обеспечением, с разными процентными ставками, далеко не все из них       
пользуются спросом, поэтому мы вводим более простую систему, в частности        
ввели ключевую ставку, сейчас она составляет 5,5 процента, - хотела бы          
обратить внимание, что это ниже инфляции, - кроме того, ввели регулярный        
трёхмесячный аукционный кредит под залог нерыночных активов по плавающей        
ставке.                                                                         
                                                                                
Безусловно, все наши решения по ставкам будут базироваться на прогнозах         
развития экономики, инфляции, темпов роста безработицы, загрузки                
производственных мощностей. В этом году мы представляем в своём документе       
четыре сценария, два из них, как обычно, стрессовые, с низкими и с высокими     
ценами на нефть, один сценарий - базовый, это сценарий, который нам             
представляется наиболее реалистичным. В нём предполагается, что экономика       
будет расти темпом 2-2,5 процента в год, к концу трёхлетнего периода - 3        
процента. Главным фактором роста на этом этапе пока останется частное           
потребление, рост инвестиций будет 3-3,8 процента. В этом сценарии мы           
достигаем поставленных целей по инфляции при постепенном снижении               
существующего сейчас небольшого отрицательного разрыва между потенциальным и    
фактическим выпуском продукции. Темп роста кредитования составит 15             
процентов, что будет примерно в два раза выше темпа роста номинального ВВП.     
Иными словами, темпы роста кредитования будут поддерживающим, а не              
сдерживающим фактором для экономического роста.                                 
                                                                                
Мы ожидаем также постепенное понижение номинальных ставок кредитования для      
конечных заёмщиков. Тому будут две причины: это и снижение инфляции, и          
принятие мер, которые сейчас готовят законодатели, в том числе для уменьшения   
рисков, связанных прежде всего с непрозрачностью заёмщиков, и мы очень          
рассчитываем на совместную работу с депутатами Думы в продвижении таких         
законодательных инициатив. Кстати, мы сейчас активно прорабатываем с банками,   
с правительством, с коллегами в Государственной Думе меры, которые позволят     
стимулировать кредитование малого и среднего бизнеса, а также развитие          
ипотечного кредитования.                                                        
                                                                                
Ещё один сценарий, представленный в документе, - это сценарий правительства,    
в нём предполагается высокая скорость осуществления структурных реформ и        
быстрый темп их влияния на рост ВВП. Этот сценарий очень желателен, но мы       
считаем, что вероятность его реализации чуть меньше, чем вероятность            
реализации базового сценария, на который мы ориентируем свою политику. Если     
он будет реализован, это не потребует кардинальных изменений в                  
денежно-кредитной политике, так как в результате структурных реформ ускорится   
потенциальный темп роста ВВП.                                                   
                                                                                
На этом я хотела бы закончить краткое описание основных направлений в силу      
ограниченности выделенного времени. Я благодарю депутатов Государственной       
Думы за совместную работу в комитетах и готова ответить на вопросы и            
замечания.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия        
Геннадьевича Аксакова.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев представленные    
Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой             
государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016     
годов, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.    
                                                                                
Основные направления соответствуют требованиям Федерального закона "О           
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", но представленный в     
этом году документ принципиально отличается от аналогичных документов,          
готовившихся Банком России в предыдущие годы, как по форме, так и по            
содержанию. Прежде всего следует отметить, что текст документа изложен в        
более простой форме, значительно сокращено использование узкопрофессиональной   
лексики, добавлен глоссарий, что в совокупности позволило сделать данный        
документ гораздо более понятным для широкой общественности. Данное              
обстоятельство представляется очень важным. Комитет поддерживает заявленную в   
основных направлениях инициативу Банка России о проведении активной             
информационной политики, включая разъяснение целей деятельности Банка России,   
содержания принимаемых им мер и ожидаемых результатов, что, несомненно, будет   
способствовать повышению доверия к Банку России.                                
                                                                                
При формулировании принципов денежно-кредитной политики на среднесрочную        
перспективу, как и в предыдущие годы, фиксируется намерение Банка России        
сосредоточиться на снижении инфляции и ставится задача снизить показатель       
инфляции до 5 процентов в следующем году, до 4,5 процента - в 2015 году, до 4   
процентов - в 2016 году, при этом Банк России планирует к 2015 году завершить   
переход к режиму таргетирования инфляции на основе индекса потребительских      
цен. Указанный подход, по нашему мнению, является достаточно амбициозной        
целью, поскольку традиционно динамика цен в России в значительной степени       
определяется немонетарными факторами. Так, по оценке Банка России, доля         
компонентов индекса потребительских цен в потребительской корзине,              
отличающихся высокой волатильностью или находящихся под влиянием                
административных решений, - продовольствие, товары, облагаемые акцизами, а      
также товары и услуги, цены на которые определяются регулируемыми тарифами, -   
составляет около 50 процентов. Вместе с тем в соответствии с мировой            
практикой Банку России целесообразно при принятии решений учитывать и           
показатель базовой инфляции, а также разъяснять участникам финансового рынка    
его значение, что может представлять собой одну из задач политики повышения     
финансовой грамотности населения, с тем чтобы впоследствии указанный            
показатель стал восприниматься в качестве ключевого индикатора инфляции.        
                                                                                
Банк России, как уже Эльвира Сахипзадовна здесь говорила, рассмотрел четыре     
варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2014-2016 годах,       
один из которых соответствует варианту Правительства Российской Федерации.      
При этом надо отметить, что все варианты привязаны к цене на нефть, что в       
принципе понятно, и в зависимости как раз от цены на нефть прогнозируется       
рост ВВП в эти годы от 1,8 процента до 4 процентов.                             
                                                                                
Важным новым положением основных направлений является изменение системы         
процентных инструментов денежно-кредитной политики. В качестве основного        
индикатора Банка России, определяющего направленность процентной ставки,        
введена так называемая ключевая ставка, равная минимальной ставке по            
недельным аукционам прямого РЕПО и максимальной ставке по недельным             
депозитным аукционам. При этом важным представляется то, что ставка             
рефинансирования Банка России признаётся второстепенным индикатором, значение   
которого будет приведено к значению ключевой ставки к 2016 году. Указанное      
решение является важным шагом в усилении влияния процентных инструментов        
Банка России на уровень ставок в экономике, поскольку недельные аукционы в      
отличие от кредитов овернайт действительно оказывают значительное влияние на    
определение ставок денежного рынка в наиболее краткосрочном сегменте            
финансового рынка, что в свою очередь влияет на средние и долгосрочные          
процентные ставки.                                                              
                                                                                
Вместе с тем в условиях реформы системы процентных инструментов Банка России    
комитет обращает внимание Банка России на необходимость проведения              
соответствующего мониторинга рынка и оперативного вмешательства банка в         
случае шоков на денежном рынке. Комитет положительно оценивает                  
предпринимаемые Банком России шаги по развитию системы рефинансирования, в      
том числе по либерализации требований к кредитным организациям, получающим      
рефинансирование от Банка России.                                               
                                                                                
Комитет отмечает, что политика центральных банков ведущих развитых стран        
направлена на значительное увеличение денежной базы, а откладывание сроков      
сворачивания программы количественного смягчения в США и снижение ключевой      
ставки Центрального банка в еврозоне создают для производителей                 
соответствующих стран конкурентные преимущества в виде искусственно             
заниженных курсов валют и процентных ставок по кредиту. Как следствие,          
отечественным производителям становится всё сложнее... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить время надо, да?                                  
                                                                                
Полминуты добавьте.                                                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, я завершаю.                       
                                                                                
...И в условиях ВТО вот это конкурентное преимущество, которое получают         
ведущие страны, проводя мягкую курсовую политику, естественно, создаёт          
проблемы для наших производителей, поэтому комитет настоятельно рекомендует     
Центральному банку при проведении денежно-кредитной политики учитывать это      
обстоятельство и проводить кредитную политику, денежную политику в интересах    
нашей экономики.                                                                
                                                                                
Предлагаем принять доклад Центрального банка к сведению.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Сергея Викторовича Чижова.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и         
налогам рассмотрел основные направления и выработал следующие рекомендации.     
                                                                                
Банк России предполагает завершить к 2015 году переход на режим инфляционного   
таргетирования и берёт на себя обязательства по достижению фиксированных        
показателей инфляции, вместе с тем банк оставляет за собой право                
корректировать итоговое значение в пределах 1,5 процента в обе стороны. По      
мнению комитета, установление такого широкого диапазона снижает                 
ответственность Центрального банка за удержание инфляции на уровне              
зафиксированных в основных положениях показателей.                              
                                                                                
В качестве объекта таргетирования Банк России выбирает общую инфляцию, что,     
по мнению комитета, не совсем корректно, потому что Центральный банк не имеет   
достаточных инструментов, чтобы влиять на общую инфляцию, его зона              
ответственности - это базовая инфляция, а ответственность за общую              
потребительскую инфляцию относится к зоне ответственности правительства. В      
этих целях комитет рекомендует банку включать в основные направления анализ     
сразу двух индексов: общая инфляция, за которую, например, принимая решение     
об индексации тарифов и повышении акцизов, должно отвечать правительство, и     
базовая, которая непосредственно контролируется банком.                         
                                                                                
Комитет положительно оценивает работу Центрального банка по внесению            
изменений в систему процентных инструментов денежно-кредитной политики. В       
качестве основного индикатора, определяющего направленность процентной          
ставки, введена ключевая ставка - 5,5 процента, а ставка рефинансирования -     
8,25 процента ныне - переходит в категорию справочного показателя. Указанное    
решение является важным этапом усиления влияния процентных инструментов Банка   
России на уровень процентных ставок в экономике. Вместе с тем в текущих         
экономических условиях, когда рентабельность российского среднего и крупного    
бизнеса в 2013 году составит менее 8 процентов, а средние ставки по кредитам    
- почти 12 процентов, это означает, в свою очередь, что ни одна отрасль не      
сможет обеспечить своё развитие при таких условиях. Комитет обращает внимание   
на недостаточность раскрытия Банком России мер по приведению уровня ставки      
рефинансирования к уровню ключевой ставки. Комитет отмечает, что в основных     
направлениях вместе с таргетированием инфляции должен быть конкретный план по   
таргетированию процентной ставки по кредитам и представленные сценарии          
макроэкономического развития должны быть дополнены количественной оценкой       
влияния изменения ключевой ставки на темпы роста ВВП.                           
                                                                                
Комитет отмечает, что, хотя прогноз Центрального банка является более           
реалистичным, чем прогноз правительства при принятии проекта федерального       
бюджета, предположение возможности достижения даже таких темпов роста           
является излишне оптимистичным, поэтому в условиях критической зависимости      
российской экономики от притока экспортной валютной выручки такой инструмент,   
как плавающий валютный курс, может являться оправданным для активизации         
экономики. Вместе с тем Центральный банк должен сохранить возможность           
проведения валютных интервенций для сглаживания нервных реакций рынка на        
спекулятивные посылы.                                                           
                                                                                
С учётом сделанных и частично изложенных сейчас мною рекомендаций Комитет по    
бюджету и налогам рекомендует принять к сведению Основные направления единой    
государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016     
годов.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя комитета по экономической политике Игоря Николаевича      
Руденского.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые       
коллеги! Комитет по экономической политике, инновационному развитию и           
предпринимательству рассмотрел основные направления денежно-кредитной           
политики на 2014, 2015 и 2016 годы и отмечает, что документ содержит ряд        
новых важных положений, которых не было в документах прошлых лет.               
                                                                                
Так, комитет положительно оценивает переход к точечным целевым ориентирам по    
инфляции. В предыдущие годы целевые ориентиры по инфляции были установлены в    
виде диапазона, и, как известно из отчётов Центрального банка, фактический      
уровень инфляции был всегда выше прогнозируемого. В 2014 году Банк России       
прогнозирует инфляцию на уровне 5 процентов, в 2015 году - 4,5 процента и в     
2016 году - на уровне 4 процентов. При этом хочу обратить ваше внимание на      
то, что теперь речь идёт о потребительской инфляции, которая учитывает          
изменение в том числе продовольственных цен, цен на товары и услуги             
естественных монополий и другие факторы. Комитет считает, что Банк России       
предлагает в этом году более реалистичный подход, который позволит создать      
условия для удержания прогнозируемой инфляции, а также завоевать доверие        
экономических агентов и населения.                                              
                                                                                
Также комитет положительно оценивает введение в систему процентной политики     
ключевой ставки, которая сегодня используется для кредитования коммерческих     
банков и равна 5,5 процента. При этом ставка рефинансирования уходит на         
второй план и будет носить справочный характер; сегодня она равна, как вы       
знаете, 8,25 процента, а к 1 января 2016 года Банк России намерен               
скорректировать её до уровня ключевой ставки. По мнению комитета, это           
серьёзный шаг, который в дальнейшем, возможно, положительно повлияет на         
процентную ставку в части удешевления кредитов, в том числе и для реального     
сектора экономики.                                                              
                                                                                
Тем не менее комитет обращает внимание на следующее.                            
                                                                                
Сегодня Россия является полноправным членом ВТО, и не стоит забывать, что       
одним из основных условий присоединения России к ВТО было снижение таможенных   
пошлин и ограничение господдержки практически всех отраслей нашей               
промышленности. Комитет считает, что для поддержания конкурентоспособности      
отечественной промышленности Банк России должен более активно использовать      
имеющиеся инструменты и проработать механизмы, направленные на повышение        
доступности кредитов для реального сектора экономики. Комитет учитывает факт    
использования Центральным банком ключевой ставки для кредитования банковского   
сектора, однако пока тенденции к удешевлению российскими банками выдаваемых     
кредитов не наблюдается, что является одним из факторов замедления развития     
российской экономики. В связи с этим комитет считает, что Центральному банку    
необходимо активнее использовать инструменты по управлению кредитными           
рисками, тем самым обеспечивая снижение процентных ставок по кредитам для       
реального сектора экономики.                                                    
                                                                                
Центральному банку также необходимо, по нашему мнению, активнее развивать       
межбанковское кредитование, данные меры позволят создать условия для снижения   
процентных ставок по кредитам. На сегодняшний день уровень доверия банков       
друг к другу достаточно низкий, и Центральному банку, как нам кажется,          
необходимо найти пути решения данной проблемы.                                  
                                                                                
Также необходимо помочь экономическим агентам, предприятиям и банкам,           
разработать инструменты, которые позволят повысить финансовую устойчивость в    
условиях перехода к плавающему валютному курсу.                                 
                                                                                
Учитывая всё изложенное, комитет по экономической политике рекомендует          
Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой             
государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016     
годов.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к вопросам. Напомню: мы договорились, что будет задано по два         
вопроса от фракции и на ответ даётся одна минута, прошу обратить на это         
внимание.                                                                       
                                                                                
Собко Сергей Васильевич от фракции КПРФ.                                        
                                                                                
СОБКО С. В. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, у вас был замечательный доклад,     
но хочу напомнить всем, что 18 сентября был опубликован доклад Международного   
валютного фонда, которому предшествовала встреча миссии с министром финансов    
Силуановым, с председателем Центробанка - вашим предшественником Игнатьевым     
и, как пишут, с другими высокопоставленными должностными лицами; вот что        
предлагается России в рекомендациях: "Для сдерживания инфляции и снижения       
рисков официальным органам следует продолжать проведение текущей                
денежно-кредитной политики с тенденцией в сторону её ужесточения, сдерживать    
дополнительные меры бюджетного стимулирования и рассмотреть вопрос о            
проведении дополнительных мер по уменьшению чрезмерного роста розничного        
кредита... Официальным органам следует постепенно ужесточить бюджетное          
правило, восстановить бюджетные буферные резервы и направлять в состав          
сбережений более значительные объёмы доходов от невозобновляемых нефтяных       
запасов страны". Вопрос: что мы будем делать с этими рекомендациями - будем     
развиваться или следовать рекомендациям МВФ?                                    
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Хотела бы подчеркнуть, что в принятии       
решений мы исходим из данных, которые касаются нашей экономики: из тех          
фактических данных, которые мы получаем, из тех прогнозов, которые мы делаем,   
из тех задач, которые стоят перед российской экономикой. Я уже говорила, что    
мы сейчас находимся на новом этапе - переходим к новой модели и исходим из      
того, что денежно-кредитная политика прежде всего должна отвечать именно на     
вызовы российской экономики. Рекомендации бывают разные, их все дают, дают и    
эксперты, и уважаемые международные организации - мы всё читаем, всё            
анализируем, но в решениях, ещё раз повторю, исходим из ситуации в нашей        
экономике, из наших задач.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сокол Святослав Михайлович, пожалуйста.                   
                                                                                
СОКОЛ С. М., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, о необходимости модернизации отечественного     
производства многократно уже заявлялось на всех уровнях, в том числе и вы       
сегодня говорили о необходимости экономического роста нового качества.          
Решение этой проблемы, безусловно, связано с проводимой в стране                
денежно-кредитной политикой, однако громких заявлений много, но необходимых     
сегодня реальных решений мало. Российский производитель по-прежнему стремится   
кредитоваться на Западе, корпоративный долг, как вы знаете, сегодня достиг      
700 миллиардов долларов и будет, безусловно, расти, если так будет              
продолжаться. Как вы всё же относитесь к необходимости немедленного снижения    
ставки рефинансирования до уровня ведущих зарубежных банков с учётом            
известного цикла в реальном секторе - от трёх до семи лет? Что... (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Я негативно отношусь к немедленному снижению ставки            
рефинансирования до уровня, близкого к нулю и так далее. Не надо нас здесь      
сравнивать с США и со странами Евросоюза - у них совершенно другая ситуация:    
у них инфляция ниже запланированных ими 2 процентов, если говорить о            
Евросоюзе, большая безработица, то есть загружены не все производственные       
мощности. У нас снижение ставки рефинансирования приведёт к всплеску инфляции   
и к оттоку капитала, но не приведёт к устойчивым темпам экономического роста.   
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Мы же говорим не о ставках рефинансирования для банков, мы говорим    
о ставках для конечных заёмщиков, нас должно интересовать в конечном счёте,     
по каким ставкам получают кредиты предприятия, а для этого, кроме               
регулирования ставки рефинансирования, нужно решить очень много вопросов, в     
том числе по снижению рисков для заёмщиков, по снижению издержек банков, что    
требует и законодательной работы, и организационной работы, одной ставкой       
рефинансирования здесь проблему не решишь.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, фракция ЛДПР поддерживает стремление снизить    
ставку рефинансирования до ключевой ставки. Вообще, мы считаем, что             
индикатором денежно-кредитной политики для граждан и для бизнеса являются       
ставки по кредитам. В прессе прошла информация о том, что было предложение      
ввести верхний предел ставки по кредитам, звучало и то, что вы это              
поддерживаете, но позже прошла информация, что принято решение от этого         
отказаться. Вот прошу вас прояснить ситуацию и высказать мнение Центрального    
банка в отношении введения верхнего предела ставок по кредитам.                 
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Мы в Центральном банке поддерживаем идею введения              
максимального уровня процентных ставок по кредитам для физических лиц - это     
нужно для борьбы с ростовщическим процентом. Это, кстати, делают во многих      
странах. В силу того что граждане не всегда являются квалифицированными         
покупателями банковских услуг из-за недостаточного уровня финансовой            
грамотности, должны быть инструменты, которые позволят оградить население от    
слишком высоких процентных ставок, и что касается физических лиц, я за то,      
чтобы такие инструменты были. Мы готовы делать это на базе анализа рынка,       
анализа того, по каким ставкам предоставляют кредиты банки, для того чтобы      
отдельные банки не занимались предоставлением ростовщических услуг.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, мы наблюдаем сейчас возрастающую роль           
Центробанка в решении вопросов нашей экономики, тем более он стал теперь        
мегарегулятором. Если посмотреть на ту политику, которую ведут центробанки      
зарубежных стран, то мы увидим, что они стараются увеличить денежную массу,     
они стремятся понизить кредиты для реального сектора экономики. Вы против       
того, чтобы сейчас резко менять ставку рефинансирования, тогда скажите,         
пожалуйста, какие вы видите возможные и необходимые меры и инициативы,          
которые могли бы реально изменить ситуацию в нашей стране и поддержать          
конкурентоспособность отечественных производителей?                             
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Ещё раз хочу подчеркнуть, что у нас         
другая ситуация, нежели, например, в Евросоюзе: в Евросоюзе темпы роста         
кредитования падают, а у нас они растут, и 15 процентов роста, которые мы       
ожидаем в этом году, - это нормальные темпы роста для нашей экономики, ещё      
раз повторю, это выше, чем рост ВВП, иначе будет слишком большое накопление     
рисков и финансирование неэффективных проектов. Речь идёт о том, чтобы ставки   
по кредитам с точки зрения изменения структуры экономики были более             
доступными для малого и среднего бизнеса, чтобы было доступным ипотечное        
кредитование.                                                                   
                                                                                
У нас структура кредитов немного перекошена, у нас большая доля                 
необеспеченных потребительских кредитов, нам действительно нужна другая         
немного структура кредитов, но эта задача не решается снижением ставки          
рефинансирования. Я уже говорила, что мы сейчас работаем и с банками, и с       
коллегами здесь, в Думе, для того чтобы предложить специальную цепочку мер,     
которые сделают более доступными кредиты для малого бизнеса, помогут нам        
развивать ипотечное кредитование. Вот такие специальные меры должны быть        
приняты, и мы над этим работаем.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чиндяскин Сергей Викторович, пожалуйста.                  
                                                                                
ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в представленном документе подробно описаны     
процентные инструменты Банка России и порядок их применения, и у меня вопрос    
о таком инструменте денежно-кредитной политики, как ставка отчислений банков    
в фонд обязательных резервов. Поясните, пожалуйста, каково значение данного     
инструмента и каким образом Банк России планирует его использовать?             
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Инструмент отчислений в фонд                
обязательного резервирования - это и инструмент денежного предложения, и        
подушка безопасности на случай, если будет кризис ликвидности: можно будет      
снизить эти отчисления в фонд и банки сразу получат дополнительную              
ликвидность. У нас в соответствии с законом есть возможность устанавливать      
ставки до 20 процентов. Сейчас единая ставка - 4,25 процента, раньше были       
разные для российских резидентов и нерезидентов. Мы недавно, кстати, приняли    
решение о повышении коэффициента усреднения с 0,6 до 0,7, это даёт банкам       
больше свободы в управлении своей ликвидностью, делает их более мобильными,     
то есть этот инструмент нами используется, и используется активно.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Васильев Юрий Викторович, пожалуйста.                     
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в основных направлениях денежно-кредитной       
политики указано, что доля немонетарных факторов в потребительской инфляции     
составляет около 50 процентов, то есть в данном случае речь идёт о              
потребительских ценах, которые отличаются высокой волатильностью или            
находятся под влиянием административных решений, - это продовольствие,          
товары, облагаемые акцизами, а также товары и услуги, цены которых              
определяются регулируемыми тарифами. Поясните, пожалуйста, как данный           
показатель изменялся за последние десятилетия. Другими словами, скажите, доля   
немонетарных факторов в индексе потребительской инфляции снижается или          
увеличивается?                                                                  
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. В целом доля немонетарных факторов          
высокая сейчас, по нашей оценке, она составляет 50 процентов, но она            
снижалась в течение десяти лет - раньше она была 60 процентов. Произошло        
изменение доли разных немонетарных факторов: доля продовольственных цен         
упала, раньше было 52 процента, теперь - 37 процентов, а доля, например,        
тарифов на услуги ЖКХ, наоборот, выросла с 6,5 процента до девяти с лишним. В   
целом доля вот этих немонетарных факторов у нас, конечно, очень большая (я      
знаю, что, например, в Индии она ещё больше, но в других странах - гораздо      
меньше), и это, конечно, усложняет нам задачу по снижению уровня инфляции, но   
в целом динамика такова - снижающаяся доля немонетарных факторов.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в основных направлениях зафиксировано, что      
банк принял решение сосредоточиться на инфляционных ориентирах, на стремлении   
подавлять инфляцию. 5 процентов, 4,5 процента - это, наверное, неплохо, но я    
вынужден вернуться к тому, о чём говорили представители комитетов по бюджету    
и по экономической политике, а также ряд моих коллег, задававших вопросы, - к   
теме стоимости кредитования.                                                    
                                                                                
Если вы сейчас спуститесь на первый этаж и зайдёте в отделение одного из        
банков, вы там получите специальное предложение по сниженной ставке: получить   
кредит под 16,5-17 процентов. Банки - ваши клиенты, и не жирно ли им иметь      
такую банковскую маржу, которая выжимает все соки из российских предприятий и   
россиян? Привязать бы это всё к... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Наверное, вопрос понятен.                                      
                                                                                
Про стоимость кредитования. Во-первых, хотела бы сказать, что она абсолютно     
разная. Крупным компаниям, которые имеют доступ к международным финансовым      
рынкам, о которых шла речь, - им и здесь предлагают достаточно дешёвые          
кредиты, и банки за ними гоняются часто, а если это необеспеченный кредит -     
это, естественно, риски банка. Напомню, что банки рискуют не своими деньгами,   
а прежде всего деньгами вкладчиков, поэтому должна быть адекватная оценка       
рисков, которая отражается и в процентных ставках. Разброс очень большой - в    
зависимости от срока кредита, от обеспечения, от финансового состояния          
заёмщика. Но в целом, конечно, проблема есть, и я ещё раз соглашусь с этим:     
вопрос ставок кредитования для реального сектора экономики, особенно для        
инвестиционных нужд, нужно решать, причём не только и не столько Центральному   
банку (я не умаляю здесь своей ответственности), мы занимаемся этим вместе с    
департаментом по промышленной политике правительства.                           
                                                                                
Маржа банков. Действительно, вопрос о марже банков встаёт, и в прошлом году     
была рекордная прибыль у банков - почти триллион. Безусловно, нужно снижать     
издержки, и за этим должны следить собственники, в том числе это касается       
государственных банков. Но хотела бы отметить, что около 75 процентов прибыли   
банки отправляют на увеличение капитала, а увеличение капитала - это            
возможность увеличивать кредиты. В банковской сфере есть регулирование: объём   
кредитов зависит от капитала, и, если не будет увеличения капитала,             
невозможно увеличивать кредиты. Так что маржа - это не всегда проедание, это    
увеличение инвестиций банков, потому что увеличение капитала - это увеличение   
инвестиций банков.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Поменял немножко свой вопрос, узнав, что сегодня, 20 ноября, Центробанк         
отозвал лицензию у крупнейшего процессингового банка, входящего в пятёрку, -    
"Мастер-Банка". Вы все прекрасно знаете, что он занимал 41-е место, входил в    
сотню крупнейших банков мира: 80 миллиардов собственного капитала, 3,5 тысячи   
банкоматов, большое количество вкладчиков - физических лиц, а самое главное -   
данный банк имеет процессинг посредством своих банкоматов с 200 российскими     
банками. Предположительный размер выплат ужасает: 46 миллиардов принадлежит     
вкладчикам, в то время как размер фонда АСВ на ноябрь составляет 232            
миллиарда. У нас в Думе неоднократно уже поднимался этот вопрос, потому что     
размер всех выплат может быть колоссальным. Вот хотелось бы знать, мониторит    
ли это Центробанк, когда принимает такие решения. В целом размер выплат         
составил 99 миллиардов за всё время существования фонда АСВ. К примеру, "Банк   
Москвы" санирован был на 295 миллиардов... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, "Мастер-Банк" не маленький банк, но ситуация    
в этом банке развивалась таким образом, что Центральный банк в соответствии с   
законом обязан был применить крайнюю меру воздействия - отозвать лицензию:      
отрицательный капитал, а это значит, что активов, имущества банка меньше, чем   
обязательств перед вкладчиками и кредиторами. По нашей предварительной          
оценке, по минимальной оценке, дыра, или отрицательный капитал, составляет не   
менее 2 миллиардов рублей. Банк скрывал реальное состояние дел, предоставлял    
существенно недостоверную отчётность. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Банк был вовлечён в обслуживание теневого сектора экономики, имели      
место незаконный оборот средств, неоднократные нарушения законодательства по    
борьбе с отмыванием незаконных доходов, поэтому мы были вынуждены применить     
эту крайнюю меру.                                                               
                                                                                
Что касается обязательств перед вкладчиками. У нас действует система            
страхования вкладов в объёме 700 тысяч, вкладчики этого банка смогут получить   
деньги не позднее 4 декабря. Вы назвали общую сумму вкладов, страховое          
возмещение чуть меньше, эту цифру назовёт АСВ. Подобный процесс                 
осуществляется по отношению и к другим банкам. Мы эту тему знаем, мониторим,    
как вы сказали, задавая вопрос, и вместе с международными процессинговыми       
центрами, у которых были договора, мы эту проблему держим на контроле.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступления представителей фракций, я напоминаю, до трёх минут. Николай         
Васильевич, прошу укладываться.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ *.                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем     
ещё один важнейший инструмент возможного выхода страны из кризиса - и,          
наверное, это главный инструмент - основные направления денежно-кредитной       
политики. Не знаю, прочитали ли вы то, что нам раздали, но впервые у нас        
прогноз правительства и прогноз Центробанка разошёлся, это я замечаю.           
                                                                                
Второе. Я вам напомню: размер долга Соединённых Штатов - более 17 триллионов,   
денежная масса Соединённых Штатов - более 120 процентов, в странах "семёрки"    
- от 80 до 120 процентов, в Китае - 136 процентов, долг Японии - 280            
процентов к ВВП. Российский долг не превышает 10 процентов, однако              
рекомендации международных институтов - ужесточить. Кроме того, я вам           
напомню, ЕЦБ буквально недавно снизил с 0,5 процента до 0,25 процента ставку    
рефинансирования, а наша ключевая ставка в двадцать два раза выше - как мы      
можем конкурировать?!                                                           
                                                                                
Далее. Таргетирование. Я боюсь ошибиться в названии университета - или          
Мичиганский, или Массачусетский, но я в конце прошлого года прочитал об         
интересном исследовании: исследовали на протяжении тридцати лет процесс         
таргетирования инфляции в пятидесяти странах, причём с разделением по уровням   
экономики. Естественно, мы не можем ни с еврозоной, ни с США сравниться,        
потому что структура нашей экономики совершено другая и у нас, к сожалению,     
основная часть банковских денег идёт куда? На финансовые спекуляции и           
торговлю. В результате у нас произошёл обвал прибыли обрабатывающих отраслей    
на 20-30 процентов, сельского хозяйства наполовину, но, как это ни              
парадоксально, в два раза увеличилась прибыль банков в послекризисное время.    
Никаким таргетированием инфляцию нельзя удержать! Инфляция - это                
необеспеченность денежной массы товаром, и только выработка политики выдачи     
долгосрочных кредитов, их освоение с целью строительства новых заводов даст в   
перспективе плюс. Для этого надо почитать Рузвельта, единственного, кто         
четырежды избирался президентом (последний срок недобыл), он, кстати, с         
банков начинал, - почитайте, там прописаны конкретные меры, и направлены они    
были на организацию новых рабочих мест, причём у него контроль за               
использованием средств осуществляло министерство внутренних дел, а не           
центробанк, не ФРС.                                                             
                                                                                
Мы надеемся, что Центробанк будет последователен. Мы направили вам              
расширенный список вопросов и тексты выступлений, и уже к отчёту... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Калашников Сергей Вячеславович, фракция ЛДПР.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, фракция ЛДПР.                                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Должен сказать, что          
представленный документ очень интересен, с одной стороны, тем, что есть         
четыре сценария развития (правда, нет дифференциации действий Центробанка в     
зависимости от того, какой сценарий будет работать), с другой стороны,          
серьёзно расходятся представления правительства и Центробанка о том, как мы     
будем жить в 2014-2016 годах.                                                   
                                                                                
В целом же я должен сказать, что мы с вами продолжаем принимать серию           
экономических решений в рамках кризиса, и здесь нужно сказать следующее: мне,   
честно говоря, сотрудников банка жалко. Мы с вами недавно утвердили             
банковский совет, утвердили нового председателя, и из документа следует, что    
они всё знают, всё понимают, я скажу даже больше: они даже знают, что           
конкретно делать, но все эти конкретные предложения сформулированы с            
применением слов "возможно", "будут созданы условия", "будут предприняты        
попытки решить такую-то проблему". Дело в том, что у нас нет в 2014 году        
времени создавать условия для плавающего курса рубля, - его нужно или вводить   
сейчас, или бороться за инфляцию. И вот тут мы с вами подходим к главному в     
данном документе.                                                               
                                                                                
Коллеги, у Центробанка две задачи - решение проблемы обеспечения                
конкурентоспособности отечественной промышленности, развитие промышленности,    
и борьба с инфляцией как важнейший фактор социальной стабильности в стране.     
Но если мы с вами сегодня не решим проблему отечественной промышленности, то    
никакими другими методами мы инфляцию победить не сможем, она в любом случае    
будет, если мы не решим проблему подъёма отечественной промышленности, мы       
проблему конкурентоспособности отечественной экономики и развития экономики в   
целом решить не сможем. То есть перед Государственной Думой сейчас стоит        
вопрос: или мы сознательно говорим, что мы идём на инфляцию, но подымаем        
отечественную промышленность, или мы не подымаем отечественную                  
промышленность, пытаемся совершенно безуспешно - гарантированно - закрыть       
инфляцию, но тогда, извините меня, это будет бесконечный процесс и в            
результате падение экономики России. Эльвира Сахипзадовна говорит: "Мы          
постараемся найти баланс", - Эльвира Сахипзадовна, скажите, как вы этот         
баланс найдёте? Что вы будете делать с массой М2, что вы будете делать с тем,   
что ваш прогноз развития ВВП не соответствует прогнозу, заложенному в бюджет?   
Вы же прекрасно понимаете, что это определяет макроэкономические показатели     
денежной политики!                                                              
                                                                                
Ну и наконец, вы делаете ссылки на то, чего просто нет в природе. Я приведу     
только некоторые примеры.                                                       
                                                                                
Во-первых, в докладе говорится, что сделана ставка... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте.                                       
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В. ...внешних факторов стимулирования роста не будет, в основе    
- внутренний потребительский спрос. Да он у нас уже упал, внутренний            
потребительский спрос! Объём оборота розничной торговли упал с 6,9 процента     
до 3,8 процента за аналогичный период 2012 года, реальная заработная плата в    
сфере промышленности - с 9,2 процента до 5,9 процента, увеличение               
просроченной задолженности - с 9,2 процента до 35 процентов - всё,              
внутреннего спроса нет! Тогда остаётся один вопрос: а что мы будем делать с     
инфляцией при наличии валютного коридора?.. (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мукабенова Марина Алексеевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.              
                                                                                
МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, прежде всего следует отметить, что представленные в этом     
году Банком России основные направления единой государственной                  
денежно-кредитной политики по форме изложения существенно отличаются, и в       
лучшую сторону. Сегодня уже не раз говорили, что данный документ стал более     
понятным, доступным как для специалистов, так и для широкой общественности.     
                                                                                
Что касается содержания денежно-кредитной политики, проводимой Банком России,   
её несомненным достоинством является последовательность. Именно                 
последовательное и целенаправленное снижение инфляции в течение последних лет   
обозначается Банком России в качестве основы данной политики. Во многом         
благодаря этому были достигнуты успехи в части усиления роли процентных         
инструментов Банка России, формирования курса рубля, консолидации и             
капитализации банковской системы. Вместе с тем усиление роли Центробанка по     
обеспечению ценовой стабильности имеет негативные последствия в виде            
относительно высоких процентных ставок в экономике, об этом тоже сегодня        
говорили наши коллеги.                                                          
                                                                                
Положительной оценки заслуживают принимаемые Банком России меры по развитию     
системы рефинансирования банковской системы, в том числе либерализация          
требований к кредитным организациям, получающим рефинансирование Банка          
России. Так как перед нами стоит задача по изменению структуры российской       
экономики, представляется, что Центробанку предстоит сделать дополнительный     
шаг по расширению инструментария рефинансирования банковской системы в целях    
расширения фондирования кредитных организаций, кредитующих инновационные        
секторы экономики, а также секторы с высокой долей добавленной стоимости, что   
позволит снизить кредитные ставки для реального сектора производства.           
                                                                                
Также следует отметить, что в условиях значительного увеличения денежной базы   
в развитых странах происходит искусственное занижение валютного курса,          
процентных ставок по кредиту и, как следствие, это сказывается на               
отечественных производителях, которым становится всё сложнее конкурировать в    
рамках ВТО. В связи с этим Банку России рекомендуется разработать предложения   
по возможным превентивным мерам реагирования на складывающуюся ситуацию в       
целях создания более равных и справедливых условий для конкуренции на           
международном уровне.                                                           
                                                                                
В целом фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" позитивно оценивает представленную нам          
денежно-кредитную политику, поддерживает намерения Банка России расширять       
информационную открытость и будет голосовать за представленный ответственным    
комитетом проект постановления Государственной Думы.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция        
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, считает, что Центральный банк должен         
обеспечивать условия для того, чтобы наша экономика развивалась быстрее и       
создавала соответствующий инструментарий, чтобы были длинные и относительно     
дешёвые деньги. Контролирование уровня инфляции - это правильно, естественно,   
инфляция - главный показатель, который Центральный банк должен таргетировать,   
но при этом надо создавать ещё и соответствующий инструментарий. Николай        
Васильевич говорил о том, что надо учиться у Рузвельта. Сейчас наше             
правительство выделяет огромные деньги на осуществление инфраструктурных        
проектов, но мультипликатор государственных средств, вложенных в экономику,     
составляет 0,28 процента, то есть он в значительной степени будет работать на   
иностранные экономики - это связано в том числе с тем, что в этих проектах      
будут работать американские, немецкие, японские машины, и не только потому,     
что они качественные, не только потому, что они более конкурентоспособные, но   
и потому, что там могут предложить лучшие финансовые условия, могут отдать в    
лизинг надолго, дешёво, с рассрочкой платежа. Нам нужны ресурсы, которые        
позволили бы нашим предприятиям тоже участвовать в такой нормальной             
конкуренции.                                                                    
                                                                                
Я хотел бы предложить, Эльвира Сахипзадовна, поучиться всё-таки у американцев   
политике количественного смягчения. Для этого, на мой взгляд, было бы           
правильно сформировать индекс доходности долгосрочных облигаций наших           
эмитентов. На первых порах это были бы наиболее известные эмитенты, а дальше    
можно было бы постоянно расширять список, формируя такой своеобразный рейтинг   
доходности. Потом это позволило бы реализовать идею, которая зафиксирована в    
ЕДКП, - покупать и продавать ценные бумаги, поддерживая определённый уровень    
доходности на рынках.                                                           
                                                                                
Переход к плавающим ставкам тоже крайне необходим, потому что долгосрочные      
кредиты по фиксированным ставкам выдавать очень опасно в условиях               
волатильного рынка. Предлагаю сформировать своеобразный рублёвый процентный     
своп: покупать у банков, брать кредиты по фиксированным ставкам и, в свою       
очередь, на эту же сумму в банке кредитовать по плавающим ставкам - тогда       
Центральный банк не берёт на себя риск по основному долгу. Это позволит нам     
постепенно переходить к плавающим процентным ставкам и выдавать Центральному    
банку - опять же постепенно, конечно, - надёжным заёмщикам кредиты уже не на    
один год, не до года, а на более длительный срок. Это также инструмент          
увеличения долгосрочных ресурсов в экономике.                                   
                                                                                
Ну и последнее, расчитывать на то, что МБК заполнит краткосрочный рынок, -      
это всё-таки романтизм, я бы попросил очень внимательно посмотреть на эту       
ситуацию, Эльвира Сахипзадовна, для того чтобы поддержать МБК и... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эльвира Сахипзадовна, есть необходимость в заключительном слове?                
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Я хочу поблагодарить всех и за вопросы, и за замечания.        
Наверное, сейчас не успею на все ответить, но мы все их проработаем,            
безусловно, и отразим и в ежегодной отчётности банка, и в наших следующих       
документах.                                                                     
                                                                                
Прежде всего, коллеги предлагают учитывать базовую инфляцию - действительно,    
было много споров в комитетах. Базовая инфляция лучше отражает эффективность    
деятельности Центрального банка - мы это понимаем, и нам было бы проще взять    
ответственность чисто за базовую инфляцию, но для людей, для населения, для     
бизнеса... всё-таки они пользуются индексом потребительских цен. Я согласна,    
что мы должны мониторить этот показатель, больше показывать, но пока остаётся   
индекс потребительских цен.                                                     
                                                                                
Безусловно, будем осуществлять мониторинг рынка в рамках нашей деятельности     
по упрощению инструментов предоставления ликвидности. Представители бизнеса     
озабочены тем, как это будет работать, в каких случаях, если будут возникать    
шоковые ситуации, но мы всегда мониторим рынок, и на случай резких изменений    
у нас всегда есть инструменты. Развивать межбанковский рынок будем, а также     
рассмотрим последние предложения по развитию финансовых инструментов - мне      
кажется, это очень интересно.                                                   
                                                                                
Много было и вопросов, и замечаний, и выступлений по поводу ставок по           
кредитам. Я уже тоже высказала своё мнение, хочу ещё раз подчеркнуть -          
действительно, ставки по кредитам, к сожалению, пока ещё слишком высоки для     
большинства предприятий реального сектора экономики, для того чтобы они         
модернизировались. Наша задача - не искусственно, с большими негативными        
последствиями в виде инфляции и оттока капитала снизить процентные ставки, а    
сделать долгосрочный устойчивый тренд всей совокупности наших решений, не       
только денежно-кредитной политики, но и оздоровления банковского сектора,       
устойчивости банковского сектора, - это тоже очень важно для того, чтобы        
процентные ставки были доступными для рынка.                                    
                                                                                
Далее, я хотела бы сказать о прогнозах правительства и Центрального банка. Я    
не считаю, что у нас серьёзные разногласия, это два подвида одного сценария -   
есть лишь небольшие различия, которые касаются оценки скорости проведения       
структурных реформ и их влияния на ВВП. Мы считаем, что эффект от структурных   
реформ имеет более продолжительный лаг, он вряд ли скажется в следующем году,   
- вот из чего мы исходим, но это не значит, что из-за этого мы должны будем     
поменять денежно-кредитную политику. Если реализуется более оптимистичный и     
более желательный прогноз ВВП и структурные реформы осуществятся и будут        
влиять на ВВП, то это будет означать, что так называемый потенциальный рост     
ВВП увеличился и нам не нужно специально ужесточать или смягчать                
денежно-кредитную политику - она в своей основе останется такой же, как в       
базовом варианте Центрального банка, но тем не менее те показатели, которые     
мы предложили, мы считаем более реалистичными.                                  
                                                                                
Ну, наверное, всё на данный момент. Ещё раз большое спасибо за вопросы и        
замечания.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эльвира Сахипзадовна, спасибо большое.                    
                                                                                
Выносим на "час голосования" проект постановления.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7197 по 7214 из 9113
4-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об Основных              
направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и    
период 2015 и 2016 годов".                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается.