Заседание № 175

09.07.2010
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 377709-5 "Об объявлении амнистии в связи с Международным днём защиты детей".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3643 по 4207 из 10732
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы оба сразу их докладываете? Есть предложение,           
коллеги, чтобы Сергей Владимирович Иванов - он докладчик и по 27-му, и по       
28-му пунктам - доложил оба пункта сразу, потом выступит содокладчик Валентин   
Васильевич Бобырев, а вопросы и обсуждение - по двум пунктам повестки дня       
вместе. Никто не возражает?                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.                   
                                                                                
Проекты постановлений "Об объявлении амнистии в связи с Международным днём      
защиты детей" и "О порядке применения Постановления Государственной Думы "Об    
объявлении амнистии в связи с Международным днём защиты детей", первое          
чтение.                                                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Но оно же и последнее, наверное, Олег Викторович.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, как вы знаете, одной из прерогатив Государственной Думы      
является объявление амнистии, и мы с вами иногда - к сожалению, очень редко,    
хотелось бы, чтобы почаще, - пользуемся данным инструментом, поэтому сегодня    
на ваше рассмотрение предлагается проект постановления Государственной Думы     
об объявлении амнистии, которая приурочена к Международному дню защиты детей,   
а вы знаете, что 1 июня такая дата отмечается по всему миру. В связи с этим     
фракция ЛДПР предлагает вам проявить акт милосердия, поскольку - если вы        
читали пояснительную записку - довольно большое количество молодых людей        
попадает в сферу деятельности уголовного законодательства не потому, что они    
убеждённые преступники, а в силу, так скажем, молодости и особенностей          
характера. Поэтому мы внесли на рассмотрение этот акт об амнистии. Следующим    
пунктом рассматривается вопрос о порядке применения амнистии, то есть они       
взаимосвязаны.                                                                  
                                                                                
Сразу хочу сказать, что предлагается. Акт объявления амнистии предлагается      
распространить на следующие категории граждан. Первое - это осуждённые к        
лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершённые   
в возрасте до шестнадцати лет. Второе - осуждённые к лишению свободы на срок    
до пяти лет включительно за преступления, совершённые в возрасте от             
шестнадцати до восемнадцати лет, если эти лица ранее не отбывали наказание в    
воспитательных колониях. Третье - осуждённые к лишению свободы на срок свыше    
пяти лет за умышленные преступления, совершённые в возрасте до восемнадцати     
лет, если эти лица отбыли не менее половины назначенного срока наказания.       
Четвёртое - осуждённые к лишению свободы за преступления, совершённые по        
неосторожности в возрасте до восемнадцати лет, не подпадающие под действие      
подпунктов 1 и 2 пункта 1 вот этого нашего постановления.                       
                                                                                
Также предлагается освободить от наказания за преступления, совершённые в       
возрасте до восемнадцати лет, условно осуждённых, условно-досрочно              
освобождённых от оставшейся, неотбытой части наказания до дня вступления в      
силу настоящего постановления, осуждённых к наказаниям, не связанным с          
лишением свободы.                                                               
                                                                                
Хочу отметить, что проект постановления не касается злостных, если можно так    
выразиться, преступников - лиц, которые совершили преступления,                 
предусмотренные статьями 105 и 111, то есть осуждённых всех статьям,            
предусматривающим тяжкие преступления, их проект амнистии не касается. Не       
касается он также осуждённых более двух раз за умышленные преступления, то      
есть случаев рецидива, и осуждённых, признанных особо опасными рецидивистами.   
То есть проект амнистии довольно мягкий, коснётся, по нашим подсчётам, где-то   
примерно тысяч двадцати. Это с учётом тех, кто осуждён к наказаниям, не         
связанным с лишением свободы. По-моему, в принципе это вполне логично.          
                                                                                
Хочу также, коллеги, обратить ваше внимание на то, что вот буквально в этом     
году мы с вами принимали проект постановления об амнистии, который был          
приурочен к 65-летию Победы, и для нас для всех открытием было то, что - я      
буквально дословно зачитаю - наш уважаемый Павел Владимирович Крашенинников     
сказал, что мы приняли концепцию амнистии. Концепция амнистии заключается в     
том, что амнистии подлежат только те люди, к которым она относится. То есть     
если брать, например, амнистию, которую мы приняли к 65-летию Победы в          
Великой Отечественной войне, то она касалась только лиц, которые либо           
принимали участие в Великой Отечественной войне, либо являются ленинградскими   
блокадниками. Ну, таких набралось, по-моему, человек шестьдесят. То есть        
очень масштабная амнистия, в кавычках, разумеется. Причём Павел Владимирович    
сказал, что все поправки, которые мы, кстати, во втором чтении предлагали,      
они существенно... Вот дословно опять же зачитываю: наверное, было бы           
правильно специальную амнистию для этих лиц сделать, но в эту концепцию,        
которую мы обсуждали, а именно к 65-летию Победы, они не вписывались.           
                                                                                
Исходя из этого мы как раз и предлагаем Государственной Думе ко дню защиты      
детей, который, к сожалению, уже прошёл, применять вот эту амнистию,            
поскольку всё-таки ещё раз говорю: это дети, они совершали эти преступления     
не потому, что они убеждённые преступники, а как раз в силу своего              
несложившегося, ещё детского характера. И конопатить их, извините за такое      
непарламентское выражение, в местах лишения свободы или портить им биографию    
вот этими судимостями, по нашему мнению, мнению фракции ЛДПР, - да я думаю,     
многие нас поддержат, - было бы неправильно.                                    
                                                                                
То есть сами понимаете, что, как говорили основоположники наши, тюрьма - это    
школа жизни, но, в частности, для детей - это плохая школа жизни, и мы          
выступаем за то - я думаю, что многие нас поддержат, - чтобы эту школу как      
можно больше людей закончило, так скажем, раньше срока.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Бобырев Валентин Васильевич, содоклад от комитета.                  
                                                                                
БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как здесь уже было сказано,       
вашему вниманию предлагается рассмотреть два проекта постановления, внесённых   
депутатами Государственной Думы Игорем Владимировичем Лебедевым и Сергеем       
Владимировичем Ивановым: "Об объявлении амнистии в связи с Международным днём   
защиты детей" и "О порядке применения Постановления Государственной Думы "Об    
объявлении амнистии в связи с Международным днём защиты детей". Оба проекта     
были внесены в Государственную Думу 19 мая текущего года. Заключение            
Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит существенные        
замечания по данным проектам.                                                   
                                                                                
Я не буду останавливаться на обосновании, на мой взгляд, Сергей Владимирович    
довольно чётко и ясно об этом сказал. Вместе с тем я хотел бы тезисно всё же    
обозначить некоторые моменты, касающиеся пояснительной записки. В обосновании   
необходимости принятия указанных постановлений, которое содержится в            
пояснительной записке, говорится, что в возрасте от четырнадцати до             
восемнадцати лет мировоззрение молодых людей ещё не сформировано, отбывание     
ими наказания, особенно сопряжённое с изоляцией от общества, негативно          
сказывается в целом.                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БОБЫРЕВ В. В. Александр Петрович, дай мне, пожалуйста, сказать, я всегда тебя   
очень внимательно слушаю.                                                       
                                                                                
Кроме того, несовершенство существующей уголовно-исправительной системы, в      
большей степени направленной на наказание и не реализующей в полной мере        
задачу исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание, приводит к       
обратному результату, а именно к росту числа лиц, совершающих преступления      
повторно. Статистика сегодня говорит: наоборот.                                 
                                                                                
По существу названных проектов, уважаемые коллеги, хочу выразить позицию        
комитета и обратить ваше внимание на следующее. В преамбуле проекта             
постановления (у вас есть раздаточный материал на руках) "Об объявлении         
амнистии...", абзац первый текста проекта, авторами допущена ошибка при         
ссылке на Конституцию Российской Федерации. В данном случае следует ссылаться   
на пункт "ж" части 1 статьи 103 Конституции, а не на пункт "е", как это         
указано в раздаточных материалах к проекту постановления, в соответствии с      
которым вопросы назначения на должность и освобождения от должности             
Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным   
конституционным законом, относятся по Конституции к ведению Государственной     
Думы.                                                                           
                                                                                
Поскольку авторы заявляют как об одной из причин инициирования данного акта     
об амнистии несовершенство существующей уголовно-исправительной системы, то     
следовало бы пояснить, что конкретно подразумевается под этим выражением.       
Вместе с тем, насколько мне известно, каких-либо предложений, направленных на   
совершенствование мер по сокращению преступности несовершеннолетних, авторами   
рассматриваемых проектов не инициировано. На наш взгляд, предлагаемые           
варианты проектов никоим образом не решают проблему совершенствования           
уголовно-исправительной системы.                                                
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, считаю необходимым проинформировать вас о том,   
какие решения принимаются нами по совершенствованию действующего                
законодательства. Хочу вам напомнить, что федеральным законом от 27 декабря     
2009 года № 377-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации,   
касающиеся применения наказания в виде ограничения свободы по ста шестнадцати   
составам преступлений статей Уголовного кодекса Российской Федерации. И         
федеральным законом от 6 мая текущего года № 81-ФЗ внесены изменения в          
Уголовный кодекс Российской Федерации, касающиеся применения наказания в виде   
обязательных работ по сорока шести составам преступлений статей Уголовного      
кодекса Российской Федерации. Названные изменения предоставляют судам           
возможность в зависимости от степени общественной опасности преступления        
назначать несовершеннолетним наказания, не связанные с лишением свободы. Я      
говорю по тому тезису, который Сергей Владимирович приводил, что                
несовершеннолетние случайно попадают в места лишения свободы.                   
                                                                                
Далее. Уважаемые коллеги, хочу также обратить ваше внимание ещё на одну норму   
уголовного закона, предусматривающую освобождение несовершеннолетних от         
ответственности. Я имею в виду часть третью статьи 20 Уголовного кодекса        
Российской Федерации, согласно которой, если несовершеннолетний достиг          
четырнадцатилетнего - шестнадцатилетнего возраста, но вследствие отставания в   
психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время        
совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать          
фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия)      
либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. По мнению        
комитета, при реализации гуманистических задач посредством акта об амнистии     
одновременно нельзя забывать о конкурирующих конституционных ценностях,         
необходимо исходить из принципа обеспечения их баланса. При этом применение     
амнистии должно осуществляться в соответствии с проводимой государством         
политикой, направленной на укрепление законности, усиление борьбы с             
преступностью, и не должно способствовать обострению криминогенной ситуации.    
Между тем авторы законопроекта не представили достаточных обоснований           
социально-экономических последствий, связанных с реализацией предлагаемого      
акта амнистии.                                                                  
                                                                                
На наш взгляд, принятие акта об амнистии требует более тщательного и            
глубокого анализа изменения криминогенной обстановки в стране. При этом         
анализ статистических данных за период с 31 декабря 2007 года по 31 декабря     
2009 года, представленный Федеральной службой исполнений наказания раздельно    
по годам и по категориям преступлений, свидетельствует о существенном           
снижении количества осуждённых и содержавшихся в воспитательных колониях        
несовершеннолетних. Так, на 31 декабря 2007 года в шестидесяти двух             
воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний содержалось     
десять тысяч семьсот пятьдесят несовершеннолетних осуждённых, на 31 декабря     
2008 года их содержалось уже восемь тысяч пятьсот пятьдесят, а на 31 декабря    
2009 года - пять тысяч девятьсот семьдесят осуждённых. Плюс значительное        
снижение предполагается в связи с применением вышеназванных федеральных         
законов.                                                                        
                                                                                
Принимая во внимание изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе       
отклонить указанные проекты постановлений.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?     
Есть один вопрос у депутата Лебедева Игоря Владимировича.                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Я хотел у Валентина Васильевича получить разъяснение и уточнение по             
заключению комитета. В заключении сказано, что "при реализации в акте об        
амнистии гуманистических задач одновременно следует взвешивать конкурирующие    
конституционные ценности и исходить из обеспечения их баланса". Вы могли бы     
нам объяснить, какие конституционные ценности нарушает предложенный фракцией    
ЛДПР акт об амнистии и о каком балансе идёт речь?                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.     
                                                                                
БОБЫРЕВ В. В. Вы как бы делаете ссылку на статью 103, но в данном случае, я     
уже сказал, надо ссылаться не на пункт "е", а на пункт "ж". Значит, есть в      
Конституции статья 18: "Права и свободы человека и гражданина являются          
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение     
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного         
самоуправления и обеспечиваются правосудием". Статья 20: "Каждый имеет право    
на жизнь". Статья 21: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не   
может быть основанием для его умаления". И так далее, и тому подобное, я могу   
назвать вам десять таких статей.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают депутат Апарина и      
депутат Селезнёв, да? Две руки - подводим черту.                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Апарина.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как пожелание, я могу протранслировать, что               
предлагается по пять минут, но пока на голосование не ставлю, потому что уже    
объявлено.                                                                      
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочется сказать спасибо авторам - молодым людям, которым     
пришла мысль представить такой законопроект. И вызывает удивление равнодушие,   
формализм профильного комитета, представитель которого сейчас здесь             
докладывал, Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и                
процессуальному законодательству: никаких абсолютно предложений, только         
ссылки на пункты "ж", "е" Конституции. А что делать? Он же сам назвал: пять     
тысяч девятьсот семьдесят человек. Да, у нас шестьдесят две колонии детские,    
нынче работают пятьдесят девять. А как быть с этими детьми? Ну, не примем мы    
- а какую работу проводить? Ведь вы посмотрите, какие доводы здесь выставляет   
комитет, почему не надо принимать. Один из них утверждается как контрдовод:     
принятие акта амнистии требует более тщательного анализа изменения              
криминогенной обстановки в стране. Извините, пожалуйста, а что, вообще никто    
никакого анализа не делает? А если бы не был предложен этот проект? А потом,    
какое отношение прямое это имеет к проекту? И никого не интересует судьба       
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.                                
                                                                                
Это брак наш, брак общества. Это же не только шесть тысяч детей, ещё никто не   
считает, сколько у нас беспризорных. Это тоже свидетельство того, что           
взрослые предают детей, - никто не считает, хотя президент Путин в своё время   
заявлял, что борьба будет с беспризорностью, что будут ликвидированы... Где     
же эти программы? Где же эта забота? Собачек пересчитывают, особенно в          
Москве, уже здесь упоминали, а беспризорных даже не учитывают. Так что же       
получается? Там дети в тюрьмах, никому не нужные абсолютно, тут беспризорные,   
рядом с ними воспитываются ещё бандиты - и никаких предложений! Это просто      
странно. Ещё раз говорю, нам надо признать, что это брак, недоработка и         
общества, и родителей. Вы смотрите: в трёх колониях для девочек триста          
шестьдесят семь будущих матерей! Надо же думать, как эту работу тоже            
проводить. А вместо того чтобы гуманные методы применить, мы довольны тем,      
что запрятали их за стены, и всё. И что это порождает? Это порождает то, что    
даже женщина-мать равнодушной становится к детям, это общество порождает        
такую ситуацию. Не случайно 5 процентов оставляют детей в роддомах.             
                                                                                
Вот в проекте постановления об амнистии говорят о подростках до восемнадцати    
лет, а кто ответит за то, что около тысячи детей сидят вместе с мамами в        
тюрьмах? Женщины, находясь там, рожают детей за это время, и девятьсот детей    
отбывают тюремное наказание неизвестно за что. Действительно, женщины           
становятся равнодушными. У нас в Волгоградской области есть колония детская,    
так просто родителей некоторых из-под палки туда загоняем, подгоняем автобус    
и привозим к детям. Дети скучают по родителям, а родители проявляют             
равнодушие к своим детям. Это тоже результат той политики безнравственности,    
которая у нас в обществе. Мы в целом должны об этом подумать, мы должны         
думать о детях и о женщине-матери. Я являюсь председателем попечительского      
совета женской колонии в Волгоградской области, в которой находятся восемьсот   
женщин за тяжкие преступления. И действительно, что получается? Получается,     
мы их не исправляем, а ещё жёстче они становятся, и дети становятся             
преступниками там.                                                              
                                                                                
Поэтому я думаю, что комитету надо не такие вот отписки готовить, а подумать,   
как действительно помочь детям. Это же страшно: какое у нас будущее? Мы всё     
время говорим, какая у нас демографическая политика... А генофонд нации?        
Откуда же он будет, генофонд нации-то, сильным? И не случайно в Китае за        
последние годы на 10 сантиметров выше мужчины стали, а у нас мужички совсем     
уж вниз пошли, которые родились за последние двадцать лет.                      
                                                                                
Мне кажется, что это неправильно, ведь настрой чувствуется комитета, они        
заявили, что не надо голосовать. Ну, не надо голосовать, не надо амнистий -     
предлагайте свои меры! Почему никакие меры не предлагаете? Давайте примем       
закон о помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, давайте         
примем закон о взаимной ответственности родителей и детей, примем закон о       
дополнительных льготах женщинам-матерям. Не зря говорят, что женщина - это      
ангел-хранитель и общества, и семьи. Поэтому я призываю всех проголосовать за   
это постановление и хочу сказать о том, что нельзя проявлять такое              
неуважительное отношение к депутатам. В самом проекте говорится: в связи с      
Международным днём защиты детей, а мы его только сейчас, ближе к осени          
рассматриваем. Нельзя так! Надо обстоятельно всё рассмотреть, и нельзя          
признаваться в том, что в этом комитете даже анализа нет никакого, какая        
криминогенная обстановка в обществе.                                            
                                                                                
Я предлагаю - и фракция будет голосовать за - думать о детях и чувствовать      
ответственность. Мы отвечаем за будущее страны, и эту ответственность надо не   
только обозначать, как "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорит: мы отвечаем за всё... Ну вот    
скажите, какую ответственность вы несёте за то, что за эти двадцать лет не      
уменьшилось, а увеличилось количество детей беспризорных? Скажите, какие        
принимаются и будут приняты меры? И относительно того, что чуть уменьшилось     
количество детей, находящихся в колониях, - так три колонии там не работают!    
Поэтому ещё раз предлагаю проголосовать за - это будет честно, порядочно и      
своевременно.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги! Во-первых, спасибо за то, что коммунисты      
поддержали. Но поддержали как-то очень мягко. По всей видимости, такая          
мягкость формулировок в выступлении коллеги Апариной связана с тем, что та      
система поглощения детей, помещения их в тюрьмы была создана при советском      
режиме, и ничего тех пор не изменилось.                                         
                                                                                
Вообще, у меня какое-то дежавю. Я выступал, когда мы принимали амнистию в       
отношении ветеранов, приуроченную к 65-летней годовщине Победы в Великой        
Отечественной войне, и говорил, что надо освободить инвалидов. Мне сказали:     
"Инвалидов мы не будем освобождать, потому что это не входит в концепцию        
нынешней амнистии". Сейчас вновь фракция ЛДПР предлагает освободить - тех       
детей, которые, можно сказать, оступились, попали в тюрьмы, в которых           
невозможно существовать, из которых они выйдут или инвалидами, или              
искалеченными, и все присутствующие здесь, в зале, понимают это. И каждый из    
вас, что самое удивительное, в душе с нами согласен. Я не вижу здесь чёрных,    
тёмных людей, которые хотели бы, чтобы дети в тюрьмах погибали, не вышли из     
этих тюрем. Но дежавю заключается в том, что как только вы собираетесь по       
какому-то фракционному признаку, то из совокупности нормальных, обычных         
людей, с которыми мы вне фракции дружим, общаемся, лично знаем друг друга, вы   
превращаетесь в какое-то политическое решение, которое запрещает вам            
выступить в защиту инвалидов, ветеранов, оступившихся детей. И они надеются,    
что каждый раз что-то такое произойдёт, но нет, этого не происходит. Ну, по     
крайней мере, тогда вы будьте совестливы и свои какие-то амнистии, свои         
какие-то политические решения приурочивайте к этим датам, мы будем вас          
поддерживать, потому что за те законы, в которых мы видим хотя бы малейшую      
логику, хоть малейший здравый смысл, хоть малейшую поддержку нашего народа,     
ЛДПР всегда голосует за. Мы же поддерживаем законы, которые инициирует          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", если мы видим, что они разумные. Мы поддерживаем       
законы, которые президент инициирует. Правда, не всегда потом эта здравая       
инициатива доходит в третьем чтении до здравых решений, но это уже другой       
вопрос.                                                                         
                                                                                
Коллеги, неужели тяжело осознать то, что именно в ваших руках вот сейчас, сию   
минуту судьба нескольких тысяч, как сказал основной докладчик (по нашим         
подсчётам, примерно двадцать тысяч), маленьких ещё, не сформировавшихся до      
конца личностей? Вам что, жалко проголосовать? Вы чего боитесь - что эти        
люди, которые вчера украли булочку или детский пистолетик в "Детском мире",     
которые им не смогли мама с папой купить, потому что у них нет денег, потому    
что у них нет работы... Пускай они ещё пять лет просидят, потом выйдут, купят   
взрослый пистолет и будут в кого-нибудь уже по-взрослому совершенно стрелять    
и садиться на долгие сроки. Ну пойдите навстречу! Я просто взываю к вашей       
совести.                                                                        
                                                                                
Что касается инвалидов, я помню, что господин Крашенинников говорил, что        
инициатива хорошая, но надо её приурочить к какой-то дате, поэтому я,           
пользуясь случаем, с этой высокой трибуны предлагаю господину Крашенинникову    
и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" две даты на выбор: первая дата - это инвалидная       
декада, которая будет в декабре, всемирная инвалидная декада, или, если это     
не получается в силу каких-то причин, то тогда предлагаю объявить следующий     
год годом равных возможностей в России и в рамках этого года амнистировать      
тех инвалидов - слепых, глухих, колясочников, которые сидят, лежат в тюрьмах,   
в камерах, где по два квадратных метра на человека, в невыносимых условиях,     
подвергаясь невыносимым унижениям и уничтожению.                                
                                                                                
А то здесь докладчик нас отсылает к Конституции и говорит: идите от пункта      
"е" к пункту "ж". Так вот именно в этой "ж" и останутся те дети, если вы не     
проголосуете сейчас за наше постановление.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение закончилось.               
                                                                                
Я обращаюсь к представителю президента. Нет желания выступить. Представитель    
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Сергей Владимирович, пожалуйста, у вас есть шанс опровергнуть господина         
Селезнёва. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. То есть шанса убедить "ЕДИНУЮ РОССИЮ" проголосовать у меня нет,    
да?                                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, что хотелось бы сказать? В прошлый раз нам сказали: дата     
замечательная, но концепция такая, что коснётся только тех, кто участвовал в    
Великой Отечественной войне. Ну, хорошо.                                        
                                                                                
Второй момент. Сейчас нам говорят, что в принципе уже эта концепция не          
работает, но давайте соизмерять, что получится, если мы вот гуманистические     
задачи амнистии соотнесём с ухудшением криминогенной обстановки.                
Представляете, если мы вот, допустим, как сказал Валентин Васильевич, пять      
тысяч с чем-то - по-моему, он произнёс такую цифру, - причём даже не все из     
них, далеко не все подпадают под эту амнистию... Действительно ли будет такая   
дикая криминализация обстановки в стране? Нет. Отсюда мораль...                 
                                                                                
То есть, действительно, мы с Игорем Владимировичем, как авторы, можем           
согласиться, что это наша опечатка, оплошность: действительно не пункт "е", а   
пункт "ж". Всё остальное легко устраняется, легко меняется, мы согласны с       
замечаниями Правового управления, но это, опять же, несерьёзные замечания,      
это просто замечания технического характера, которые легко ко второму чтению    
могли бы быть учтены.                                                           
                                                                                
Данным голосованием мы с вами сейчас в очередной раз покажем, что и последнее   
право, которое имела Дума, - без спроса объявить амнистию, по своему, так       
скажем, усмотрению... А Дума, как вы знаете, - это ведь срез общества. Ведь     
не зря же применяется принцип судов присяжных. То есть если присяжные не        
считают, что человек виноват, или, наоборот, считают - они выражают             
общественное мнение. Мы с вами, как депутаты, тоже имеем право выразить         
общественное мнение и сказать: мы прощаем малолетних преступников, которые по   
неосторожности, в силу своего возраста, характера совершили незначительные      
преступления первый раз, никого не убивали, никого не насиловали, не            
расчленяли на куски, и так далее, и тому подобное. Но у нас даже этой           
возможности, к сожалению, уже нет. Именно поэтому в осеннюю сессию мы все       
будем сюда приходить, отмечаться, ходить в наручниках или как угодно - как      
вам скажет правительство, так и будет.                                          
                                                                                
Спасибо, голосуйте, коллеги.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бобырев.                                      
                                                                                
Я сдержался, как вы понимаете, в последнюю секунду.                             
                                                                                
БОБЫРЕВ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы          
выступить не столь эмоционально, как выступала депутат Апарина. Мы говорим, и   
комитет говорит, и это моё личное мнение, человека, который прослужил в         
органах более тридцати пяти лет, что этот вопрос актуальный, он стоит на        
повестке дня. Но мы сегодня рассматриваем содержательную часть двух             
постановлений, и позиция комитета, предложенная палате, - отклонить, потому     
что содержательная часть не соответствует тому, что они хотят.                  
                                                                                
То, что депутат Апарина - председатель попечительского совета колонии, - это    
надо всячески приветствовать. И она ещё большее уважение у меня вызвала,        
после того как сказала об этом. Но мы не можем эту содержательную часть         
предлагать палате, чтобы палата проголосовала за.                               
                                                                                
Алевтина Викторовна, анализ в комитете по законодательству есть по каждому      
человеку. Я могу вам сказать, что в случае реализации предложенных проектов     
постановлений из мест лишения свободы могут быть освобождены около двух тысяч   
осуждённых, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, в том       
числе: триста человек, осуждённых к лишению свободы на срок до пяти лет         
включительно за преступления, совершённые в возрасте до шестнадцати лет; одна   
тысяча сто человек, осуждённых к лишению свободы на срок свыше пяти лет         
включительно за преступления, совершённые в возрасте от шестнадцати до          
восемнадцати лет, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;    
пятьсот восемьдесят человек, осуждённых к лишению свободы на срок свыше пяти    
лет за умышленные преступления, совершённые в возрасте до восемнадцати лет,     
отбывших не менее половины назначенного срока наказания; двадцать человек,      
осуждённых к лишению свободы за преступления, совершённые по неосторожности в   
возрасте до восемнадцати лет, не подпадающих под действие подпунктов 1 и 2      
пункта 1 проекта постановления об амнистии.                                     
                                                                                
Кроме того, предполагается также освободить от наказания порядка двадцати       
двух тысяч лиц, условно осуждённых, условно-досрочно освобождённых от           
оставшейся, неотбытой части наказания, осуждённых к наказаниям, не связанным    
с лишением свободы. Более того, в процессе исполнения амнистии могут быть       
прекращены уголовные дела в отношении трёхсот осуждённых, из них девяносто      
человек, подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до шестнадцати      
лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет          
лишения свободы, двести десять человек, подозреваемых и обвиняемых в            
совершении в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет преступлений, за       
которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, ранее не     
отбывавших наказание в воспитательных колониях.                                 
                                                                                
Поэтому я, уважаемые коллеги, ещё раз скажу: достаточных обоснований            
социально-экономических последствий, связанных с реализацией предлагаемого      
акта амнистии, авторами, к сожалению, не представлено. На наш взгляд,           
принятие акта амнистии требует более тщательного и глубокого анализа            
изменений криминогенной обстановки в стране.                                    
                                                                                
Что же делает комитет по законодательству в данном направлении? Я вам могу      
сказать, что при комитете создана межведомственная рабочая группа, которая      
занимается вопросами совершенствования уголовного и уголовно-процессуального    
законодательства, систематический комплексный анализ материалов                 
правоприменительной практики, а также положений законодательства, требующих     
внесения изменений и дополнений по данному вопросу. Так, Федеральным законом    
№ 48-ФЗ от 5 апреля 2010 года сокращён до шести месяцев срок погашения          
судимости после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение     
свободы, для лиц, совершивших преступления до достижения возраста               
восемнадцати лет. В настоящее время идёт работа над проектом федерального       
закона, направленного на комплексное совершенствование уголовного,              
уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. И мы      
планируем проект рассмотреть в осеннюю сессию текущего года.                    
                                                                                
Вот такая работа проводится комитетом, вот такой анализ есть в комитете по      
законодательству.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект постановления              
Государственной Думы...                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я вам дам слово по ведению, дам, вот как проголосуем,   
так и дам. Сейчас не могу.                                                      
                                                                                
Проект постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в связи с     
Международным днём защиты детей".                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.23,3%                                     
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    115 чел.                                          
Не голосовало                 335 чел.74,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления "О порядке применения              
Постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в связи с            
Международным днём защиты детей". Понятно, что это уже чисто формальное         
голосование, учитывая то, что мы отклонили первый проект постановления.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а как мы можем, если мы не приняли постановление,      
как же мы будем вводить его в действие, Владимир Николаевич?                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
По ведению - депутат Селезнёв Валерий Сергеевич.                                
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Олег Викторович, ну, наверное, уже бессмысленно говорить, но я   
понял из выступления Бобырева, коллеги Бобырева...                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вот ровно то, что я и предполагал. То есть депутат    
Селезнёв хочет продолжить дискуссию, что запрещено нашим Регламентом. Вы        
должны сделать замечание, к примеру, мне, или Бобыреву, или Иванову, или        
Апариной - в общем, всем тем, кто принимал участие в дискуссии, если мы         
нарушили что-то в плане Регламента. Вот если у вас есть такие веские слова, я   
даю вам возможность их высказать. Пожалуйста, по ведению. Нет таких слов у      
депутата Селезнёва, кончились.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6953 по 6958 из 10732
АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Олег Викторович, по 27-му и 28-му вопросам я голосовал за.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принимаем к сведению.