Заседание № 165
21.05.2010
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 376223-5 "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой со 2 по 18 июня 2010 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 972 по 1634 из 5854
Приступаем к вопросу 2. О проекте постановления Государственной Думы "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой со 2 по 18 июня 2010 года". С докладом выступит Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Викторович Морозов. Пожалуйста. МОРОЗОВ О. В., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект календаря рассмотрения вопросов нашей палатой со 2 по 18 июня 2010 года, сформированный по предложениям комитетов с учётом примерной программы, которую мы с вами утвердили. Несколько слов об итогах работы за прошедший период. Состоялось тридцать два заседания с учётом сегодняшнего, и рассмотрено на этих заседаниях пятьсот девяносто пять вопросов. Одобрено три федеральных конституционных закона, принято сто четырнадцать федеральных законов, в том числе один из них - закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" - мы приняли в ранее принятой редакции, преодолев вето Совета Федерации. Все одобренные нами федеральные конституционные законы и ещё сто из принятых федеральных законов уже подписаны Президентом Российской Федерации. Восемь законопроектов принято во втором чтении, девяносто один - в первом. Сто шестьдесят восемь законопроектов отклонено. Кроме того, было принято пятьдесят шесть постановлений палаты и проведено девять "правительственных часов". Несколько слов о ходе выполнения календаря рассмотрения вопросов в мае. Здесь я частично отвечаю на вопрос, который был задан в прошлый раз депутатом Рохмистровым, о том, насколько точно мы выполняем те планы, которые сами себе устанавливаем. На этот месяц в календарь было включено восемьдесят три законопроекта. До сегодняшнего заседания из них было рассмотрено сорок. В порядок работы сегодня мы включили тринадцать вопросов. Обращаю ваше внимание, что решением Государственной Думы и Совета остальные тридцать законопроектов перенесены по рекомендации комитетов и депутатов на более поздний срок с соответствующей аргументацией, которая была представлена палате, в том числе двадцать из этих законопроектов предложено включить в проект календаря на июнь. Но одновременно обращаю ваше внимание, что по предложению комитетов и депутатов мы с вами дополнительно включили решением палаты для обсуждения в мае сорок законопроектов. В итоге общее число их и получилось ровно таким, каким мы его запланировали. Отмечу наиболее важные законы, принятые нами в первоочередном порядке. В их числе ряд законов, принятых по инициативе Президента Российской Федерации: "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления", о предоставлении права политическим партиям, не представленным в Государственной Думе, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, участвовать в пленарных заседаниях и закон, предусматривающий возможность включения в состав фракций депутата из списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов и получившего один депутатский мандат. Также по инициативе Президента России на дополнительном заседании 27 апреля Государственная Дума ратифицировала Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Кроме того, в первоочередном порядке были рассмотрены двадцать четыре законопроекта, внесённые Правительством Российской Федерации. Уважаемые коллеги, в проект календаря на июнь включено девяносто законопроектов, из них два - по вопросу ратификации международных договоров, двадцать - это законопроекты, которые планируется рассмотреть во втором чтении, и шестьдесят восемь - в первом. Из предложенных законопроектов четырнадцать - это законодательные инициативы президента и правительства, мы их традиционно всегда включаем в первоочередные, четыре инициированы Советом Федерации и членами Совета Федерации, сорок два внесены депутатами Государственной Думы и тридцать - это законодательные инициативы субъектов Российской Федерации. Среди приоритетных законопроектов второго чтения обращаю ваше внимание на законопроект "Консульский устав Российской Федерации", внесённый президентом, а также на законопроекты, внесённые правительством, - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте" и "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". В первом чтении в первоочередном порядке запланировано рассмотреть законодательную инициативу президента - проект федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" - и ряд законодательных инициатив правительства, в том числе законопроект о регулировании включения объектов культурного наследия народов Российской Федерации в Список всемирного наследия. Помимо этого со 2 по 18 июня запланировано два "правительственных часа", на которые приглашены министр образования и науки Фурсенко (2 июня) и министр энергетики Российской Федерации Шматко Сергей Иванович (9 июня), об этом сегодня шла речь. Уважаемые коллеги, как и прежде, законопроекты, предлагаемые к рассмотрению в третьем чтении, отклонённые Советом Федерации или президентом, а также те, которые рекомендуются комитетами рассмотреть в первоочередном порядке, и те, которые проходят Совет, мы можем дополнительно включать в повестку дня на июнь. Прошу утвердить календарь рассмотрения вопросов со 2 по 18 июня 2010 года. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Куликов Александр Дмитриевич, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д. Благодарю, Борис Вячеславович. Олег Викторович, на одном из предыдущих заседаний я говорил уже и сегодня вынужден вновь обратить ваше внимание на то, что в календарь не включён законопроект "О минимальных государственных социальных стандартах", принятый в первом чтении ещё в 2003 году. Почему это происходит? Законопроект чрезвычайно важный, его принятие даст возможность десяткам миллионов граждан реализовать свои конституционные права на социальное обеспечение. Почему он не включён? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, подобные вопросы задаются мне буквально каждый месяц, когда я стою на этой трибуне и докладываю проект календаря нашей работы. Мы включаем в календарь те законопроекты, по которым имеются соответствующие решения комитета. Данный законопроект не рассмотрен комитетом, не рекомендован к процедуре рассмотрения на июнь, поэтому, естественно, мы это сделать своей властью не могли. Если Комитет по труду и социальной политике как-то это прокомментирует и сможет дать информацию о том, когда планируется рассмотреть данный законопроект, ну, тогда, наверное, мы с вами сможем эту тему обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, скажите, пожалуйста, есть ли в Совете Думы какая-нибудь статистика: сколько законопроектов нерассмотренных, которые, скажем, больше года находятся в Государственной Думе? И правильно ли я понял, что Совет Думы в данном случае не руководит комитетами, то есть не может влиять на их работу, и как сам комитет решит, так оно и будет? То есть мы не можем никак повлиять - ни ускорить, ни попросить провести дополнительное заседание, это такая автономная, самостоятельная единица, никому не подчиняющаяся? МОРОЗОВ О. В. Что касается вашего первого вопроса, то такую статистику, разумеется, комитеты имеют, если она необходима, мы можем её представить. Я могу, скажем, с какой-то периодичностью такую информацию палате представлять, если на то будет ваша воля. Что касается вашего второго вопроса, то нет, вы неправильно это толкуете: и Совет, и председатель имеют такую возможность, но для этого нужны соответствующие основания. Обращаю ваше внимание, что у нас есть примеры, в частности, были случаи, когда на заседании палаты поднимался вопрос о том, что тот или иной законопроект требует первоочередного рассмотрения, хотя его нет в календаре, и если мы получали на то согласие комитета, то есть он был готов, или, наоборот, давали такое поручение комитету, то соответствующий проект закона включался дополнительно. На сегодняшний день к моменту рассмотрения данного проекта постановления, которое вам представлено, ни от кого из депутатов таких предложений в мой адрес или в адрес Совета не поступало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, вы командир по планированию законопроектной работы, нельзя ли ввести в практику, чтобы не рассмотренные на прошлом заседании вопросы автоматически включались в повестку дня следующего заседания? Почему? Вот специалисты посчитали, что, если США применят нашу плоскую шкалу налогообложения, бюджет США уменьшится в 2,7 раза. На прошлом заседании Сергей Николаевич Решульский должен был дать наши предложения по этому вопросу, представить законопроект. Его не рассмотрели, сегодня его в повестке нет, и в проекте календаря я что-то тоже его не увидел. И второй вопрос. Нельзя ли попросить Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству объяснить, почему вот уже почти два года находится в работе законопроект о выборах по партийным спискам в органы местного самоуправления и на второе чтение не выносится? Ну неужели это такое сложное дело - выполнить положение послания президента? Спасибо. МОРОЗОВ О. В. Николай Васильевич, я по первому вопросу вам дам исчерпывающую информацию. Ситуация следующая (и вы это прекрасно знаете): мы с вами, как правило, планируем свою работу на ближайшие по меньшей мере два-три заседания заранее, грубо говоря, когда мы с вами обсуждаем повестку среды, мы уже знаем, что мы будем рассматривать в пятницу, и мы это обсуждаем на Совете. К примеру, мы уже знаем, что в пятницу мы рассмотрим двадцать шесть законопроектов, а в среду не рассмотрели десять. Если мы их автоматически ставим на следующее заседание - а это возможно, - они оказываются после 26-го пункта, и очень часто мы до них просто не доходим. Поэтому как поступают обычно дальновидные докладчики, которые знают, что какие-то их законопроекты не попадают в повестку следующего заседания? Они обращаются к палате и говорят: я прошу такой-то законопроект поставить в повестку дня, ну, например, через неделю. И тогда этот законопроект гарантированно попадает, а если мы просто автоматически переносим, то получается вот та ситуация, с которой мы очень часто сталкиваемся, когда законопроект из раза в раз оказывается в хвосте и не рассматривается. Я согласен с вами - этот вопрос надо регулировать. Лучше всего, если бы его регулировал профильный комитет, который заинтересован в том, чтобы данный законопроект попал в повестку дня. Тот законопроект, о котором вы говорили, сегодня стоит в повестке дня 24-м пунктом, поэтому, скорее всего, мы его рассмотрим. У нас сегодня есть шанс рассмотреть всю повестку дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Олег Викторович, вы очень убедительно нам говорите о том, что всё справедливо происходит, хотя сами, по-моему, прекрасно понимаете, что когда идёт социальный законопроект, и идёт он от депутатов, и когда правительство против, то этот законопроект годами лежит где-нибудь. Вот я вам третий раз, пока вы на этой трибуне, задаю вопрос: почему мой законопроект, о котором Фарида Исмагиловна говорила, что так они работают над ним, так хотят его принять, до сих пор не попал в повестку? К 9 Мая он не попал, теперь уже прошло 9 Мая. Комитет рассмотрел, отклонил, и всё равно в плане на июнь его нет. Это законопроект о материальном обеспечении лиц, которые имеют особые заслуги перед государством. Я прошу вас этот законопроект включить в план работы на июнь в любой день. Это уже... (Микрофон отключён.) МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Борис Вячеславович, я думаю, что эта ситуация требует комментария комитета, а если депутат настаивает... У меня есть следующая информация: плановый срок рассмотрения данного вопроса - июнь, и он включён в календарь на 11 июня - у меня такая информация от комитета. Если его по каким-то причинам нет вот в этом перечне, может быть, виноваты мои службы, которые этот перечень готовили, я тогда приношу извинения, сейчас уточним. Но комитет внёс в календарь на июнь вашу законодательную инициативу, и, если её нет в перечне - я сейчас сам внимательно посмотрю, - мы найдём решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас стенограмма есть, значит, мы этот законопроект просто включим и при голосовании будем иметь в виду, что он включён в повестку дня на 11 июня. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Олег Викторович, мой вопрос частично упредил коллега Гудков, но я хотел бы его пошире задать. (И хотелось бы, чтобы нас всех в следующий раз проинформировали письменно.) Сколько у нас законов лежит год, два, сколько пять лет, сколько десять лет? А то у нас законопроекты некоторые, как вы знаете, лежат по пятнадцать лет - пятнадцать лет мы их рассматриваем. Вот такие законопроекты-ветераны, долгожители. Вот хотелось бы знать, не сколько всего законопроектов лежит, а сколько законопроектов-ветеранов и почему, а то та Дума не рассмотрела, наша Дума уйдёт и тоже не рассмотрит - нас потом будут обвинять. Наверное, это неправильно. Поэтому прошу, так сказать, по возрасту законопроектов, которые долго лежат, нас проинформировать или сегодня, или в следующую среду. МОРОЗОВ О. В. Ну, я уже ответил на этот вопрос. Давайте мы поработаем над тем, чтобы такая общая статистика у нас была. В комитетах, я уверен, она есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет уточнение по тому вопросу, который Плетнёва Тамара Васильевна подняла: на 24-й странице документа, который мы сейчас обсуждаем, стоит ваш законопроект под пунктом 9.2, он там есть. Ещё два вопроса. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. На мой вопрос не ответили. Я уже задавал его при обсуждении повестки дня, но, может быть, обратиться к вам - это более адресно, Олег Викторович. Вот мы 14-й пункт сегодня обсуждаем, о регулировании в области угольной промышленности, в области добычи и использования угля, а что у нас с законопроектом об основах безопасности в угольной промышленности, который находится в палате с 2007 года? Получается так: хороший закон лежит уже третий год без движения, но в течение двух дней кто-то сделал поправки к другому действующему закону и... Это, конечно, удивляет. То есть мы в план работы включили вот этот законопроект, пункт 14, а тот, который связан напрямую с безопасностью, третий год не принимается. Здесь же явно хозяева шахт не хотели принятия того закона, поскольку он требует лишних расходов... (Микрофон отключён.) МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Владимир Вольфович, что касается законопроекта, который стоит под пунктом 14, то есть соответствующая информация от комитета - она вчера докладывалась на Совете, - что этот законопроект разрабатывался очень долго, к сожалению, и были разногласия у разработчиков в том числе с правительством, уточнялись формулировки. И вот как только найден был консенсус, буквально через день этот проект прошёл рассмотрение в комитете, и мы мгновенно его вынесли на обсуждение палаты. Поэтому он сегодня и в повестке дня. И плюс к этому вчера же комитет сообщил, что он рассматривает одиннадцать законопроектов, имеющих отношение к теме безопасности работы под землёй, которые также будут в ближайшее время вынесены на рассмотрение палаты. Что конкретно касается вот того законопроекта, о котором вы говорите, я, к сожалению, не могу прокомментировать, не знаю, может быть, представитель комитета даст эту информацию, а я не имею информации, в какой стадии готовности он находится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Олег Викторович, я задаю снова вопрос о том, что не видно по плану, какое отражение нашло то время, в котором мы живём, - 65-летие Победы, каким образом скорректирован был план и что внесено в связи с теми пожеланиями и с теми обещаниями, которые давало руководство страны, государства? Ну, в частности, очень остро ставился вопрос о детях войны: сыны полков не имеют статуса участника Великой Отечественной войны, несовершеннолетние узники и так далее, и так далее. Как эта тема нашла отражение в плане? Может быть, я не увидела что-то. Как скорректировали план в связи с такой важной датой? Спасибо. МОРОЗОВ О. В. Я могу только таким образом ответить на ваш вопрос: все законодательные инициативы, которые к соответствующей дате были внесены в установленном порядке в Государственную Думу, которые напрямую касались этой темы и которые были рассмотрены комитетами и рекомендованы к рассмотрению палатой, были рассмотрены и нами проголосованы. Если есть какие-то другие идеи, но они не прошли соответствующие процедуры, ну, как мы можем их рассматривать, у нас такого права нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Викторович, присаживайтесь. Желающие выступить есть? Две руки. Считаем, что запись провели. Жириновский Владимир Вольфович и Гудков Геннадий Владимирович. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сейчас шёл по залу - очень много ступенек. Ни в одном парламенте мира нет такого зала, чтобы были ступеньки по ходу движения. Ведь не улица, не естественное препятствие. Кто здесь планировал зал заседаний, он, конечно, не понимал, для кого. Здесь был кинотеатр для уборщиц Госплана, им ступеньки не мешали. А вот депутаты Госдумы... По проекту календаря, то, что мы сегодня обсуждаем. Депутаты правильно поставили вопрос о том, что в багаже у нас очень много лежит законов. Я тоже неоднократно вопрос поднимал, что, обсуждая проект на ближайшие две недели, надо указывать, что есть десять законов, которые пятнадцать лет лежат, пять законов - пять лет лежат, чтобы мы знали это приблизительно, и в каких комитетах, может быть, указывать тоже. Это очень важно, потому что это ответственность всех нас. Вот конкретно по угольной промышленности. Нам сегодня заявляют: одиннадцать законов. Что, такие специалисты все по безопасности в угольной промышленности? Нет. Два человека в стране, может быть, знают безопасность. Для чего вбрасывается одиннадцать законов? Чтобы не был принят ни один. Вот, комитет работает. Ему нужно десять лет, чтобы проработать все одиннадцать законов. Где комиссия по коррупции? Где Гришанков? Проверьте, и вы увидите, как давят на комитет, чтобы не принимался закон о безопасности, потому что владельцам шахт нужно будет вбрасывать огромные деньги. А мы просто так говорим: там есть одиннадцать законов. А где конкретные основы безопасности в угольной промышленности? Конкретные! Вот вам безопасность - двести шахтёров уже в могиле. Двести! А мы не приняли. Так же, как мы не приняли здесь постановление ЛДПР о проблеме аварии в Пермском крае, не включили в повестку дня даже. Мы ставим вопрос - ноль внимания. Сейчас председатель комитета руководит субъектом Федерации. Вы понимаете, можно игнорировать замечания друг друга, но результаты потом плачевные. Поэтому надо обязательно включать в проекты работы на ближайшее время всё, что связано с безопасностью. Это очень важно. Вот здесь правильно депутаты поставили вопрос о том, чтобы заслушать министра внутренних дел. В комитете - это хорошо, а почему и Малый зал не используем? Тогда могли бы прийти представители фракций. Если не хотят здесь - в Малом зале. Придут пятьдесят - шестьдесят депутатов и пообщаются с министром. У нас такой практики нет почему-то. Или вот по международным делам... В проекте работы действительно никогда нет никаких отчётов о нашей международной деятельности. Нам предлагают зачитать справку, сухую справку: делегация в таком-то составе выехала туда-то, провела такие-то встречи. И всё. Зачем нам такая справка? Весь смысл в подноготной: посмотреть, какие вопросы задавали наши депутаты, какие вопросы задавала противная сторона. Всё это мы с вами должны знать, чтобы принимать правильные решения. Поэтому я считаю, что в проекте работы обязательно должно быть заслушивание отчётов о международной деятельности. Она самая главная - международная деятельность. Вот у нас недавно ратифицировали соглашение с Украиной по известным вопросам - Черноморский флот, цена на газ, а нам доложили о том, что Янукович вставил в хартию Украина - США пункт о вступлении Украины в НАТО? Потом, когда Украина вступит в НАТО, что вы, депутаты, будете говорить? Ведь ЛДПР поэтому не голосовала. Он с нами по флоту договаривается и по нефти - отлично, но одновременно договаривается с НАТО и США по другим вопросам, которые потом выйдут боком России. Что тогда будут говорить депутаты - мы не знали? Правильно, вы не знали. Так прежде чем ставить на ратификацию, проводится длительное обсуждение всех документов, принятых Украиной. Но у украинцев есть эта хартия, я вам могу её дать, а где наша хартия, подписанная нашими чиновниками в Париже в 97-м году? Мы-то не имеем её на руках до сих пор. Там-то какие заложены нормы будущего развития наших отношений? Поэтому надо обязательно это заслушивание делать. Но ни в одном проекте нет ничего по международной деятельности - ничего абсолютно. Я уже ставил вопрос о том, чтобы делегации формировать всегда с учётом представительства всех фракций. Это не делегация, сформированная по каким-то принципам, например партийным или другим, это делегация Госдумы, поэтому обязательно должны быть представители всех четырёх фракций, ибо у нас бюджет Государственной Думы, а не бюджет какой-то фракции. Я уже много раз предлагал: давайте разделим бюджет по фракциям, как во всех парламентах мира. У нас колхозный принцип. Вот кого-то решили... И из общего котла мы их кормим, так сказать. С какой стати? Разделите, это же государственный бюджет. И опять эти вопросы в проекте не стоят. Мы много раз поднимали вопрос о монетизации льгот для депутатов. Причём для населения мы провели монетизацию льгот, а депутаты у нас всё ещё пользуются безналичными расчётами, и там огромные расходы. Если будут деньги, сразу сократятся расходы, потому что депутат, фракция не будут тратить слишком много денег на те поездки, которые не предусмотрены планом работы фракции, партии и так далее, и на все остальные расходы. Мы говорим об этом - и ничего, дело не движется, абсолютно. Мы вообще не знаем, как бюджет Государственной Думы формируется, как расходуется. Бюджет страны нам разрешают утверждать, а бюджет Государственной Думы мы не утверждаем. Я здесь вот не понимаю договорно-правовой отдел, как бухгалтерия ведёт расчёты? Где позиция фракций? Мы дали добро вот на такой бюджет Госдумы на каждый год? Раньше нам давали, и мы визировали, первый созыв Государственной Думы, но последние десять лет мы ничего не визируем, ничего не видим и нас не включают в делегации. Тогда, спрашивается, куда уходят те деньги, которые положены фракции ЛДПР? Это тоже могло быть в проекте работы - вот такого рода заслушивания в целом по международной деятельности, потому что мы с вами ведь плохо знаем... Нам с вами принесут скоро на ратификацию соглашение, заключённое в Норвегии, о разграничении в Баренцевом море - вы в курсе дела, что мы там снова уступаем территории? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну, в курсе, а где же специалисты, с которыми мы сядем все вместе, все комитеты, депутаты, и посмотрим, надо ли нам это ратифицировать или, может быть, надо отложить на пять - десять лет и не ратифицировать? Всю историю вопроса надо знать, это не безобидные вещи - потом нас же будут обвинять. И здесь как бы возникает проблема, связанная с тем, чтобы в порядке работы всё-таки тоже учитывались предложения и замечания фракций. Я уже много раз ставил вопрос о том, что больше внимания надо уделять законам, связанным с выборами, а мы до сих пор этого не делаем. Обратный процесс идёт. В тех регионах, где была смешанная система выборов в городские и законодательные органы, переходят к мажоритарной системе. И к чему это приведёт? Как вот в Липецке они сейчас будут работать? Там сколько?.. Тридцать три человека. Кто они? Все от "ЕДИНОЙ РОССИИ", все они одномандатники, потому что только одномандатники прошли от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Там один только наш, от ЛДПР, и всё. Как будет функционировать оппозиция: один, а их тридцать два?! Независимый прошёл, так сказать, при поддержке всё равно "ЕДИНОЙ РОССИИ". Ну и кому нужны эти однопартийные парламенты? К чему мы придём? Будем защищать каких-то губернаторов, мэров, но аварии-то будут происходить. Если бы они могли, эти губернаторы и мэры, обеспечить безопасность наших граждан - и то это было бы неправильно. Поэтому мы должны сейчас больше внимания этому уделить, в каждом календарном плане работы обязательно должны быть какие-то вопросы, связанные с выборной системой. С трудом ЛДПР остановила принятие неверного закона в Новосибирском областном Совете депутатов, они решили увеличить количество кандидатов от партий при выборах. Всего семьдесят восемь депутатов... Говорят: а вы выставляйте сто пятьдесят пять кандидатов. Зачем же? По два человека на одно место от одной партии! Даже если одна партия получит 100 процентов, зачем же нужны ещё лишние кандидаты? Чего же мы деньги тратим?! Столько проверочных документов... Мы остановили, но депутаты в Новосибирском областном Совете депутатов ничего не остановили. Идёт нарушение постановления Верховного Суда, разъяснения Конституционного Суда. Какой смысл в этих местных парламентах, если они вглухую нарушают законы, потому что действуют по указанию губернатора или мэра - обеспечить нужные квоты, количество?! У нас при советской власти была пятилетка экономическая: ударным трудом добиться успехов, а сейчас пятилетка политическая, демократическая: обеспечьте вот такое-то голосование, а остальное... пожалуйста, пускай воруют, коррупция, гибнут шахтёры, это уже потом будем разбираться. Нашли козла отпущения: оказывается, виноват во всём директор шахты Волков, он виноват. Собственники виноваты, они не давали деньги! Администрация виновата, прокурор виноват. Ростехнадзор четыре раза пытался убрать этого директора. Где же судебная система Кемеровской области? Судов нет, прокурора нет, власти нет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я не знаю, как у нас со ступеньками, но меня волнует вопрос, связанный с телевидением: что-то они у нас настолько, видимо, свободные, центральные каналы, что они совершенно свободны от освещения полемики в Государственной Думе. Это, кстати говоря, в продолжение темы Владимира Вольфовича. Обратите, пожалуйста, внимание. Действительно, гражданская зрелость гражданского общества определяется по отношению к инвалидам и детям, по крайней мере так утверждают эксперты. Зрелость демократических институтов определяется, видимо, отношением к позиции меньшинства, то есть к оппозиции. И оппозицию, наверное, не надо любить, мы этого не просим, но давайте уважать друг друга вне зависимости от того, представляем мы мнение большинства или меньшинства. Вот вчера был конфликт на ровном месте в связи с комиссией, которую создавали, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", сформировав своё собственное руководство, говорила, что не надо быть в руководстве, можно быть и рядовым, надо просто работать. Странная логика! Но самая странная логика в том, что комитет, устроивший конфликт на ровном месте, даже не пожелал провести дискуссию, консультации с фракциями. Вот как мы уважаем друг друга. Высокомерие большинства. Вы меня простите, пожалуйста, уважаемые коллеги, на личном уровне у нас всё хорошо, но, к сожалению, на уровне фракций при политических дебатах высокомерие большинства приведёт его к краху. И уже нет такого большинства, как это было в декабре 2007 года, не надо забывать о том, что времена меняются. Почему я об этом говорю? Потому что календарь - это вовсе не технический вопрос, а вопрос, к сожалению, политический, который отражает уровень дискриминации и пренебрежения к оппозиции, то есть отсутствие уважения к оппозиции, и это закреплено в нашем с вами документе. Законопроекты, которые вносятся оппозицией, к сожалению, годами, а иногда десятилетиями лежат под сукном и не рассматриваются. И это не случайность. Я приведу статистику только по нашей фракции: шестьдесят шесть законопроектов не рассмотрены Государственной Думой, из них два... три - из законопроектов второго созыва, двенадцать - третьего, пятьдесят один - четвёртого, и я уже не беру в расчёт пятый созыв. Вот такова статистика, она у нас есть, в отличие от статистики, которая, как здесь сказали, есть в комитетах, у нас есть вот такая статистика. Теперь посмотрим, что мы не рассматриваем. Не рассматриваются законопроекты, допустим, по уставу железных дорог, поддержанные всеми профильными комитетами, Советом Федерации, лежат, не рассматриваются четыре года. Не рассматривается законопроект о реабилитации жертв политических репрессий - их скоро уже не останется, - три с лишним года не рассматривается. Не рассматриваются законопроекты, которые должны помочь нашим муниципалитетам сформировать бюджет, о налогах на доходы физических лиц, чтобы они вернулись туда, где люди проживают, - не рассматриваем три года. Законопроекту о ветеранах-блокадниках шесть лет, был внесён к 60-летию Победы депутатом Дмитриевой, а уже 65-летие отметили великой Победы - и до сих пор нет рассмотрения. Это ли не предел цинизма, неуважения? Ну уж если, так сказать, не хотите принимать - отклоните, по крайней мере это будет честнее, чем держать годами и говорить о том, что ветераны-блокадники... У нас их скоро вообще не будет, физическая убыль приведёт к тому, что не нужно будет принимать закон, его нужно будет отклонять по физиологическим причинам. О пенсиях труженикам тыла, о льготах ветеранам военной службы - три, четыре, пять лет законопроектам. Только что Владимир Вольфович говорил об угольных законах. Владимир Вольфович, опять идёт затяжка, в том числе по законам, которыми предоставляются опасным шахтам льготы, чтобы можно было деньги вложить в техническое переоснащение. Начались какие-то консультации - слава богу! - у нас в подкомитете, но комитет не включил в план! Опять делается попытка перенести эти угольные законы на осень, когда высохнут слёзы, стихнут эмоции и мы забудем об этой проблеме, а правительство с Минфином будут годы или десятилетия опять проводить в каких-то консультациях по доработке технических деталей. Нет этих законопроектов в календаре и многих других. Почему? Это отношение к оппозиции, это отношение большинства, но, уважаемые коллеги, это чревато последствиями, поверьте мне, и ситуация очень сильно меняется. Ещё одна тактика. Простите, пожалуйста, уважаемые представители "ЕДИНОЙ РОССИИ", но что у нас происходит? Вы ставите наши законы последними пунктами повестки, и они бесконечно, месяцами переносятся, до тех пор, пока авторы не будут отсутствовать на заседании Государственной Думы по каким-то причинам, и тогда эти законопроекты рассматриваются без авторов. Но так ведь некорректно! Давайте мы будем чётко понимать, что мы больше двадцати вопросов повестки дня за одно заседание рассмотреть не можем, и формировать повестку исходя из этих показателей. Следующий вопрос. Возьмём нынешнюю Думу - коллеги, как мы друг к другу относимся? Я уже говорил о законопроекте о налоге на добычу полезных ископаемых - не принимается, держится, сначала объясняли, что комитет просто не может собраться, технически ему сложно, трудно, но уже четыре года прошло - ничего не меняется! Внесли мы законопроект об изменении статуса депутата и увеличении числа помощников - даже этот закон не можем рассмотреть! Дума уже заканчивает свою работу, у нас с вами через год начинается избирательная кампания - мы не можем рассмотреть законопроект своих коллег, которые внесли его для того, чтобы обеспечить действительно нормальную связь Государственной Думы и населения. Особенно это важно для малых фракций. Нет, не рассматриваем, а Дума уже заканчивает работу. При этом некоторые комитеты - и я это точно знаю - не заседают каждую неделю, потому что у них нет повестки, нет законопроектов. Что у нас происходит? У кого-то густо, у кого-то пусто - ну давайте перераспределим комитеты! Если руководство каких-то комитетов не справляется, давайте усилим за счёт оппозиции, мы готовы это сделать. Дискриминация - к сожалению, вот что мы можем сказать. Хованская ждёт четыре года второго чтения законопроекта, который был принят Думой, по жилищным вопросам, важнейшим. Почему? А есть некоторые законопроекты, внесённые фракцией уважаемой "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые мы принимаем по такому принципу: вечером внесли - утром приняли сразу в трёх чтениях, и вы знаете про эти законы. В кулуарах мне говорят, допустим: извини, старик, просьба уважаемого человека, а значит, просьба фракции, предложение фракции, работа фракции, работа экспертов, работа рабочих групп - неуважаемая работа. Как мы строим отношения?! А потом вы говорите: почему у нас в зале депутаты не присутствуют? Президент озаботился. А что присутствовать-то, если мы проявляем демонстративное, в том числе при формировании календаря, неуважение к позиции меньшинства? По Регламенту, уважаемые коллеги. Договорились не вносить отдельные поправки в Регламент, а образовать рабочую группу и доработать этот Регламент с учётом того, что у нас фракции появились. Вот Владимир Вольфович говорил про комиссию по борьбе с коррупцией. Она у нас не по борьбе с коррупцией, а по законодательному обеспечению, чтобы депутаты не думали, что им позволяется бороться с коррупцией. Владимир Вольфович, нет этой комиссии в Регламенте, хотя по моей просьбе комиссия обратилась в Совет Думы с просьбой включить её в Регламент, она у нас безголосая. До сих пор не рассмотрено предложение комиссии, до сих пор не создана группа по рассмотрению Регламента. В Регламенте у нас нет фракций, фракция не может парламентские слушания провести. У нас третье чтение - это фикция, потому что раньше выступали депутаты сами по себе, а сегодня сформировались фракции - три минуты на выступление. Надо менять Регламент, но никто этого не собирается делать, потому что правящей партии невыгодно, а значит, уважать мнение других политических партий и фракций необязательно. Поэтому, уважаемые коллеги, это путь в никуда, это путь абсолютно в никуда, и мы должны срочно это менять, иначе у нас не будет никакой работы, у нас не будет Государственной Думы, у нас будет партия, фракция большинства, которая берёт на себя все функции, и больше ничего. У нас нет парламента. Парламент начинается с фракций, парламент начинается с политических дебатов, с политической дискуссии, парламент начинается с уважения к точке зрения оппонента, а не с пренебрежения, не с высокомерия, не с дискриминации: раз вы из оппозиции, мы ваши законопроекты не будем рассматривать. Законопроекты оппозиции откладываются, тут же вносятся похожие, так сказать, как две капли воды законопроекты по важным вопросам правящей партией. И даже на альтернативной основе многие законопроекты не рассматриваются. Посмотрите, мы внесли законопроект даже раньше, чем президент сказал о необходимости изменения численности региональных парламентов, мы предложили добавить пункт о профессиональности региональных парламентов - президентский законопроект идёт влёт, никто даже не ставит вопрос о том, что он, вообще, должен идти как альтернативный нашему законопроекту, который гораздо шире, охватывает ту же тему, но гораздо более фундаментально проработан. Вот отношение к законопроектам, вот отношение к меньшинству. К чему мы с вами, уважаемые коллеги, тогда придём? Мы говорим о межпартийных дискуссиях, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" заявляет о том, что готова идти на политические дебаты. Где эти дебаты? Где эти дискуссии? У нас... посмотрите, сейчас появились операторы, спасибо, я не знаю, может быть, это оппозиционное телевидение, будет всё-таки давать какую-то дискуссию, но обычно у нас после двух часов ни одного СМИ электронного здесь уже не присутствует. Значит, надо ставить вопрос о том, чтобы эти наши с вами думские дебаты - они у нас всё-таки происходят, несмотря на известное изречение, - показывал в прямом эфире какой-то канал. Во всех странах нашли такую возможность, сделали, и только в России, самой богатой стране, которая не знает, куда деньги девать от экспортируемых нефти и газа, мы не можем организовать такую трансляцию! Какую-то, говорят, веб-камеру поставили на каком-то там канале, но даже хакеры не могут найти этот канал, чтобы посмотреть, что у нас в Думе происходит. Поэтому, уважаемые коллеги, мы призываем к нормальной и конструктивной работе, но это дорога с двухсторонним движением, это дорога взаимного уважения. И если мы не сумеем её построить - а мы с вами, к сожалению, два с половиной года уже потеряли, - то это приведёт к тому, что в России не будет ни парламента, ни политических дебатов, а коли не будет ни парламента, ни политических дебатов, которые, так сказать, и являются консенсусом общества, то народ выйдет на улицы, и тогда Киргизия нам покажется лёгкой прогулкой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы обсудили вопрос 2. Я ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой со 2 по 18 июня 2010 года". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 24 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 23 чел.5,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принято.