Заседание № 94
24.01.2018
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 366442-7 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О недопустимости дискриминации российских средств массовой информации в Республике Молдова".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 991 по 1798 из 8296
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О недопустимости дискриминации российских средств массовой информации в Республике Молдова". Доклад Леонида Ивановича Калашникова. Пожалуйста, Леонид Иванович. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вопрос, который, собственно, вызвал сегодняшнее обсуждение, я бы сказал, непосредственно связан с тем, что мы с вами сейчас перенесли "правительственный час". Евразийский экономический союз - это объединение, о котором Шувалов должен был докладывать и в которое сегодняшняя Молдова, или как минимум половина этой Молдовы, стремится, судя по тому предложению президента Додона, которое он сделал: вернуться в Евразийский экономический союз, несмотря на решение о той самой евроассоциации, которое Молдова не так давно, но ещё раньше, чем Украина, приняла. Чем вызвано нынешнее постановление? Обострением борьбы в связи с тем, что нынешний Президент Молдовы начал поворачивать голову в сторону России, - ему эту голову сразу решили повернуть обратно, поставить так, как Запад её поставил чуть раньше, а поставил он её благодаря Демократической партии, так называемой, и нынешнему правительству Молдовы. 10 января этого года председатель парламента Молдовы Канду подписал закон о внесении дополнений в Кодекс телевидения и радио Республики Молдова, притом что, как я уже сказал, Президент Молдовы дважды его отклонял. Этот закон фактически вводит запрет на трансляцию российских политических теле- и радиопрограмм, запрет информационного и информационно-аналитического вещания. Заметим: не всех программ, а именно информационных программ. Опросы, да и наши личные контакты показывают, что молдавский народ в большинстве своём, конечно же, за дружбу с Россией и высоко ценит информацию СМИ России, у нас в России успешно работает почти 700 тысяч граждан Молдавии, то есть этот закон носит не только антироссийский, но и антимолдавский характер. Инициатором этого закона, как и многих других антироссийских действий, является председатель правящей Демократической партии Молдовы Владимир Плахотнюк. Отмечу, что он сам в этом признаётся и гордится такой ролью. Так, в недавно опубликованной статье в "The Wall Street Journal", 27 декабря, Плахотнюк заявил о том, что значительная часть населения Молдовы под воздействием СМИ, контролируемых Россией, занимает позицию, отличную от позиции нынешней власти, и он полон решимости прекратить эту пропаганду. Наш комитет считает, что мы должны дать персональную оценку действиям этого антироссийского политика. Мы нечасто это делаем в заявлениях, я имею в виду именно персональную оценку, но в этом заявлении мы предлагаем это сделать ещё и потому, что этот человек имеет российское гражданство. Об этом не так давно начали говорить в России, и против него, как известно, нашим Следственным комитетом возбуждено уголовное дело в связи с организацией покушения на убийство. Вопрос, как он получил российское гражданство, вообще требует отдельного расследования, 2000-е годы изобиловали такого рода фактами. Сейчас мы в нашем заявлении говорим не об этом. Мы призываем ООН, Совет Европы, ОБСЕ дать принципиальную оценку грубому нарушению принятием данного закона статьи 19 Всеобщей декларации прав человека, статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В то же время в условиях запрета наше правительство - мы тоже это предлагаем - должно проработать комплекс мер, направленных на предоставление населению Молдовы иных возможностей доступа к российским новостным и информационно-политическим программам, например с помощью спутниковых тарелок. Наше телевидение научилось это делать, в частности, "Russia Today" отлично это делает. И конечно же, надо изменить условия трансляции аудиовизуального контента российского производства на территории Молдовы вплоть до расторжения контрактов с такими партнёрами, как Плахотнюк, в связи с ограничением свободного распространения информации. За последним предложением скрыт парадокс: "Первый канал" предоставил права на трансляцию самому Плахотнюку несколько лет тому назад - естественно, Плахотнюк использует контент "Первого канала", который очень популярен в Молдове, а информационный ряд, информационное вещание предоставляет своё. То, что "Первый канал" предоставил такие права человеку, который исповедует явно антироссийские взгляды, - это ненормально, и мы в нашем заявлении призываем расторгнуть в том числе и этот контракт. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять данное заявление и направить его в международные организации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Иванович, в новогоднюю неделю телеканал "Россия 24" показал фильм, в котором рассказывается о том, что Плахотнюк занимается в том числе работорговлей и наркодилерством и что у нас есть такие данные. Если они есть, может быть, обратиться ещё с заявлением в Интерпол, потому что торговля людьми - это тягчайшее преступление во всем мире, как и распространение наркотиков. И конечно же, в связи с тем, о чём вы говорили, в заявлении надо обратиться и к руководству страны, чтобы расследовали деятельность руководства "Первого канала", которое в принципе потворствует врагам России. КАЛАШНИКОВ Л. И. Что касается обращения в Интерпол, то наш Следственный комитет это уже сделал, заявка в Интерполе есть, правда, не по тем мотивам, о которых вы сказали, но я думаю, что это потребует, конечно же, какого-то подтверждения. Что касается вашего второго вопроса - об обращении к правительству, то, по-моему, мы как раз это и делаем в нашем заявлении: обращаемся по поводу тех фактов, которые имели место. Я думаю, что правительство должно будет в полной мере расследовать в том числе и историю того, как, собственно, возникли права на трансляцию, потому что Плахотнюк не в одночасье стал таким антироссийским, это его давняя политика, и всё это происходило в стенах Парламента Молдовы. Кстати говоря, почему, собственно, это обострение происходит? Осенью этого года в Молдове будут проходить выборы, на прошлых выборах победу одержала соцпартия, многие из вас знают представителей соцпартии, её возглавлял Додон. Теперь там изменили закон, и на выборах уже будут половину депутатов избирать по одномандатным округам, половину - по партийным спискам. Именно поэтому понадобилось завладеть информационным вещанием - чтобы не допустить победы социалистической партии, кстати говоря состоящей в основном из бывших представителей коммунистической партии Молдовы. Именно поэтому и идёт такая ожесточённая борьба за телевидение и другие СМИ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Леонид Иванович, не так давно Молдова выступила достаточно консолидированно - - и парламент, и президент, и правительство, - по делу критикуя закон о языке, который приняли на Украине, об обучении в школах исключительно на украинском языке, а теперь Парламент Республики Молдова принимает схожий закон. Не кажется ли вам, что вот такая позиция, или политика, - это в чистом виде двойные стандарты? КАЛАШНИКОВ Л. И. Ну конечно двойные стандарты! Мы на заседании комитета не так давно рассматривали возможность подготовки заявления от имени Думы в связи с ещё одним таким же законом, как тот, который принят на Украине, - законом, который уже давно дебатируется в Латвии, его проект сейчас вынесен на рассмотрение парламента Латвии. Мы не смогли вынести проект постановления на парламентское обсуждение в соответствии с решением нашего Правового управления, потому что этот закон ещё не принят, не опубликован, но мы приняли заявление комитета по этому поводу - о недопустимости фактически запрета образования на русском языке в Латвии. Мы должны реагировать на это, и не только потому, что нам хочется в ООН, в ОБСЕ или ещё куда-то направить наше заявление, - оно, может быть, их никоим образом и не всколыхнёт, - но хотя бы для того, чтобы побудить наши органы исполнительной власти к некоторым действиям. В отношении Латвии мы вынуждены были принять только заявление комитета - но направили его в определённые структуры - и посмотреть пока с точки зрения возможности принятия некоторых мер, например, касающихся работы с портом Риги и так далее. Конечно, мы должны реагировать на любые проявления. Я думаю, что нам ещё предстоит обсуждать закон Украины о реинтеграции, который тоже ещё фактически не принят, не одобрен, не подписан президентом. У нас в комитете уже есть инициатива относительно того, чтобы отреагировать на него Государственной Думе. Я думаю, что это мы обсудим чуть позже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Леонид Иванович, вы в своём докладе коснулись этого, тем не менее вопрос: в предпоследнем абзаце мы рекомендуем правительству проработать комплекс мер по предоставлению доступа к информации жителям Молдовы, а в последнем абзаце мы рекомендуем правительству всё-таки расторгнуть контракты при таких условиях предоставления информации жителям Республики Молдова. Как вы считаете, в нашем заявлении нет скрытого противоречия? КАЛАШНИКОВ Л. И. Нет противоречия. Я объяснил, что мы имеем в виду под расторжением контрактов на ретрансляцию сигнала. Ретрансляция самого сигнала, вещание "Первого канала" будет продолжаться, но в связи с принятием закона, который вводит запрет на передачи информационного ряда, оттуда будут вычищены информационно-аналитические программы, то есть трансляция "Первого канала" будет вестись и дальше, просто туда будет подставлять информационные программы тот, кто владеет ретрансляцией. Так вот ретрансляцией этого канала занимается, как я вам сказал, структура Плахотнюка, и мы требуем расторгнуть этот контракт, но это не значит, что трансляцию не может осуществлять другой, более удобный для нас партнёр. Кстати говоря, другие каналы ведь тоже транслируют, я просто сейчас не говорю о том, кто этим занимается. Ну а уж если Плахотнюк это делает явно, не скрывая этого... Ещё раз говорю, вы можете посмотреть статью в "The Wall Street Journal" от 27 декабря. Поэтому он и не вылезает из Америки - понимает, где его гарантии безопасности. В связи с этим мы призываем правительство применять другие методы: мы имеем в виду и радиотрансляцию, мы имеем в виду и "тарелки", мы имеем в виду... там много чего можно предпринять, учитывая и выборы предстоящие, которые, как я уже сказал, для России очень важны. Если вы заметили, Додон - просто хочу привлечь ваше внимание - пять раз встречался с президентом Путиным за прошлый год, ни один президент другого государства не удостаивался такой возможности и чести. Пожалуйста, ещё вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаргунов Сергей Александрович. ШАРГУНОВ С. А., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Иванович, мы видим, что Молдова идёт по сценарию Украины, где уже дошли до запрета книг, фильмов и музыки. Мы знаем, что в Молдове ситуация неблагополучная, помимо прочего в аэропортах задерживают российских журналистов, обращаются с ними весьма грубо и нагло, выдворяют из страны. Страна расколота: есть Гагаузия, где прошёл референдум и 90 процентов населения выступает за отсоединение и вообще тянется к России; есть Приднестровье, о котором хотелось бы сказать подробнее. Насколько вообще дееспособен президент Молдовы и можно ли ждать больших, серьёзных потрясений в этой стране в связи с целой цепочкой обстоятельств, в том числе учитывая счёт, который сегодня часть молдавской элиты выставляет России за наше пребывание на территории Приднестровья и наше миротворчество? В сущности, это целая цепочка обстоятельств, и, соответственно, возникают тревожные вопросы. КАЛАШНИКОВ Л. И. У вас очень много вопросов, которые, конечно, в основном риторические. Более конкретно вы спросили о Приднестровье, о роли президента Молдовы. Насколько он дееспособен? Дееспособен настолько, насколько ему сегодня конституцией предоставлены права, которые он реализует, а они очень ограниченные. Ещё раз хочу отметить, чтобы вы понимали: ещё недавно Воронин, будучи президентом Молдовы, - ну, относительно недавно, уже почти 10 лет тому назад - обладал всей полнотой президентской власти, а сегодня президент избирается, по сути говоря, церемониально и исполняет лишь некоторые функции, в частности, по назначениям в сфере силовых структур, и то его лишают полномочий на время назначения. Я такого вообще не помню в политической истории, чтобы на час президента лишали полномочий и за это время назначали министра обороны, например, а в Молдове это было совсем недавно. Так что президент - фигура, которая... Ну а в данной ситуации он тоже сыграл свою роль: население показало, куда оно стремится сегодня, - оно стремится к установлению связей с Россией. Что касается Приднестровья, там тугой узел противоречий нисколько не развязывается. Вот мы с Красносельским только позавчера встречались здесь, в стенах Государственной Думы, обсуждали ещё раз все аспекты. Он встречался, насколько мне известно, и с представителями фракций. Если говорить о том, что сегодня происходит в рамках "пятёрки", созданной на международном уровне, то следует сказать, что вопросы далеки от разрешения, тем более что всё отягощается событиями, происходящими на Украине. Если раньше могло быть какое-то смягчение, в том числе условий транзита грузов через Украину, то сегодня, наоборот, наблюдается ужесточение, вводятся таможенные посты, и приднестровцам, конечно, очень нелегко, и нам попадать туда нелегко, нашим гражданам, тем, кто проходит службу и не даёт там снова вспыхнуть каким-то вооружённым действиям. Ну, в общем, очень сложная обстановка в Молдове, поэтому сегодняшний разговор особенно важен. Речь идёт не просто о запрете, по сути, идёт борьба за Молдову, за то, чтобы дать право гражданам Молдовы в дальнейшем выражать свою волю, как они выразили её на выборах президента, борьба за беспристрастность и за отсутствие ограничений в отношении информации, за влияние на граждан Молдовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаманов Владимир Анатольевич. ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Леонид Иванович, вот сейчас кто-то улыбается, а кто-то возмущён тем положением, в котором находятся наши олимпийцы. До сих пор общество не проинформировано, кто принимал этого предателя Родченкова на работу и какие меры в отношении этих должностных лиц приняты. Нанесён явный ущерб государственным интересам, интересам олимпийского движения и в целом страны, так что вы, кажется, недостаточно остро ставите вопрос: гражданин России, которому руководством государственного "Первого канала" было дано право заниматься организацией трансляции наших передач, нашей политики, оказывается, работает против нас - надо требовать публичного расследования в средствах массовой информации и принятия мер в отношении тех, кто принял... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. ШАМАНОВ В. А. До тех пор пока мы будем сквозь пальцы смотреть на ущемление государственных интересов, эти люди будут решать свои задачи, отстаивать свои интересы в ущерб государству. КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо, Владимир Анатольевич. Я полностью согласен с пафосом и подтекстом вашего выступления и думаю, что к тому, что мы в заявлении отразили, к нашей просьбе, требованию к правительству разобраться с вопросом, кто будет ретранслировать этот канал, нужно добавить, возможно, несколько слов о необходимости выяснить все факты, касающиеся предыдущего владельца этих прав. Наверное, это можно добавить в текст постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Леонид Иванович, а вообще стоит ли реагировать в данном случае на поведение властей Молдовы, которые, собственно, и ожидают, скажем так, лишнего ажиотажа около этой темы, лишних разговоров? Страна - 33 тысячи квадратных километров, меньше Ульяновской области, население - 3 миллиона человек, треть из которых работают в России. Я думаю, что в данном случае можно использовать более чёткие и эффективные экономические методы воздействия, не направленные, конечно, на ущемление прав простых работников - молдаван, а касающиеся именно вот этого клана, этой группировки, которая принимает враждебные меры. КАЛАШНИКОВ Л. И. Алексей Владимирович, я считаю, что реагировать на это стоит, причём реагировать и вовне, и внутри, о чём мы только что говорили, то есть и по отношению к миру, и по отношению к нашей исполнительной власти, и по отношению к гражданам, тем самым молдаванам, которые работают у нас. Да, вы правы, в России почти 700 тысяч молдаван, официально - около полумиллиона, и 3,5 миллиона человек в Молдове - все они должны знать, должны владеть информацией, должны видеть, что мы реагируем на ущемление прав. Кстати говоря, ущемляются и права граждан нашей страны в Приднестровье: там около 200 тысяч наших соотечественников, людей, которые обладают гражданством Российской Федерации, и там этот канал тоже ловится. Я считаю, необходимость данного заявления, постановления вызвана не просто тем, что нам нужно на это как-то отреагировать, чтобы об этом знали, но нужно, чтобы последовали реальные действия. За этими реальными действиями мы дальше будем следить и предъявлять свои требования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Коллеги, кто хотел бы выступить? Включите режим записи. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Вроде бы узкий вопрос, связанный только лишь с возможностью жителей Молдавии принимать информационные каналы из нашей страны, но он упирается в глубинные причины, о которых мы предпочитаем не говорить, всё время по вершкам идём, а корешки не замечаем. Это всё равно что поставить неправильный диагноз: сколько хотите лечите - толку не будет. В основе, конечно, создание Молдавии. При царе это была Бессарабская губерния со столицей в Кишинёве - сидел русский генерал-губернатор, и никто голоса не возвышал. Потом решили побольше союзных республик создать и выдумали Молдавию. Может быть, действительно есть различия между молдавским и румынским языком, может быть, как-то они отличаются, но было одно княжество, Молдавия в составе Румынии, хотя и Румынии не было, она была в составе Австро-Венгрии, но это уже теперь неважно. Тем не менее в основе вот это лежит. Мы создали национальные регионы, и теперь, если там есть коренной народ, в данном случае молдаване, его представители в парламенте будут, естественно, использовать всё, чтобы разрушать связи с нашей страной, и за это получать деньги. Вот генерал Шаманов затронул параллельно вопрос о спорте - всё это параллельно идёт: перекрывают все каналы, связанные с культурой, со средствами массовой информации, спортом, с поездками, бизнесом, чтобы таким образом спровоцировать более резкое обострение обстановки в Европе, напугать европейцев, дать заказ оборонному комплексу США, России и так далее. То же самое было в Сирии. Ну, пусть так, Молдавия есть, уже нам трудно вернуться к тому, что было 100 лет назад. Но мы тоже виноваты, наш МИД. Вот наш посол в Молдавии знает молдавский язык? Нет. Мы же просто так направляем: есть вакансия в Молдавии - давай поезжай. А до этого он был в Узбекистане. Ну это же совершенно разные страны: там мусульманская страна, узбекский язык, а здесь - практически итальянский язык, ведь молдавский, румынский, итальянский - одна группа языков, в Кишинёве люди спокойно слушают Рим, каналы на итальянском языке, им всё понятно. А наш посол наверняка ничего не понимает - это же тоже проблема: как работать-то? Что, из Москвы будем работать с местным бизнесом, с местными элитами, депутатами и так далее? Посольство должно работать! Вон американский посол уже в прорубь полез, лишь бы почувствовали, что он ближе к русскому народу. Хотя в прорубь-то не надо лезть. Кто это у нас придумал? Ведь Крещение было в реке Иордан - плюс 25 вода и плюс 25 воздух. Вот мы революцию сделали не там, не в том месте, не в то время - так и здесь: у нас минус 40 - давай в прорубь. Что за обычай? Потом болеть будут и умирать раньше срока. Нигде в мире такого нет, чтобы зимой люди окунались в холодную воду! Кто-то хотел связать, мол, мы православные, Крещение... Так тогда на Иордан ехать надо, там и 19 января можно окунуться, если плюс 25. И здесь в последние 25 лет они начали потихонечку: сначала отдельным депутатам не стали давать визы - МИД молчит, Госдума молчит, правительство молчит. Всё, заглотили. Потом постепенно всё больше и больше: стали русский язык запрещать - Москва молчит. В Прибалтике неграждане - это же вообще позор! Нам не сообщали, что в Молдавии происходит. Вот была резня в Бендерах (не путайте с бандеровцами на Украине!) - это молдавский город, теперь в Приднестровье. Русский парень шёл по улице Кишинёва, его убили, потому что он говорил на русском языке. Москва отреагировала как-то? Нет. Летом, в июне, в день выпускных балов, в Приднестровье ворвались боевики и началась резня. Русского милиционера, 24 лет от роду, четвертовали на пилораме. Ну и кто нашим послом там был? Рябов, который нам в 1996 году выборы красивые устроил, чтобы Ельцина избрать второй раз президентом, - полная фальсификация! Ельцину стало стыдно, он умер, а Рябов, посол в Молдавии, отдохнул хорошо - курорт! Надо реагировать вовремя и жёстко! Мы даём возможность зарабатывать у нас бизнесменам молдавским, прибалтийским - любым с западных территорий, наших бывших. Они зарабатывают деньги, на эти деньги приходят к власти у себя и принимают антирусские законы, они все зарабатывают здесь у нас - и мы не перекрывали всего этого! Ошибка в чём? Мы построили порты у них, в Вентспилсе и другие, а надо было строить в Ленинградской области. Вот здесь, в Госплане, сидели чиновники, ну они же не соображали, они думали: великий Советский Союз на все времена - и все лучшие порты построили в национальных регионах, в Ильичёвске, под Одессой... В Новороссийске надо было строить, в Туапсе надо было строить - нет, построили в Одессе и в Прибалтике. Теперь у нас ни Одессы, ни Ильичёвска, ни Прибалтики - теперь строим порт Луга в Ленинградской области. Вот это результат отсутствия геополитического мышления, того, что к власти приходят люди с техническим образованием. И сейчас у нас кандидаты в президенты: сбор клубники, тамада, шампанское... 30 лет нужно быть наверху, чтобы только подумали о том, можно ли этому человеку доверить власть! А этак кто угодно идёт, а нам рейтинги показывают. Что за рейтинги?! Мы виноваты сами. До сих пор архивы закрыты, до сих пор не говорим правду о том, что творилось в Молдавии, на Украине, в Прибалтике, кто в Москве принимал решения. Правильно генерал Шаманов поставил вопрос: кто этого Родченкова привёз и устроил? А теперь мы все с этим разбираемся... Мы поддержим постановление, но в ситуации есть и наша с вами вина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" . И от фракции КПРФ выступать будет Ющенко Александр Андреевич. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не могу не вспомнить, как многие из нас упивались дружбой с Соединёнными Штатами. Мой старший товарищ, руководитель нелегальной разведки Советского Союза легендарный генерал Юрий Иванович Дроздов сказал: вот ты вспомнишь меня, мои слова, рано или поздно эта демократическая вуаль спадёт с лица этой страны, этого мирового жандарма, маски будут сброшены, и мы в полной мере "упьёмся" последствиями того, что сейчас творим, разрушая свой военно-промышленный комплекс, науку, что мы наши кадры перед назначением отправляем в Вест-Пойнт, Военную академию США, и смотрим молодых генералов... соответствующим образом реагируем на нашу творческую элиту с их помощью и так далее. И действительно, маски сброшены. В их последних программных документах, касающихся национальной безопасности, уже совершенно безнаказанно и откровенно сказано, что Россия является врагом номер один. Не терроризм, не наркотики, не какие-то другие явления, именно Россия вместе с Китаем - враг номер один. Думается, что это надолго, и настало время нам сделать соответствующие выводы. Конечно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает постановление, но хотелось бы несколько слов сказать о том, почему бывшие братские республики с таким упоением идут в фарватере внешней политики Соединённых Штатов, - потому что именно эти государства практически потеряли свой суверенитет, и это не только Молдова, это и Украина, это и страны Прибалтики. Мы вот сейчас в своём заявлении говорим только о Молдове, а подобные вещи творятся и в Прибалтике: последние факты, события с нашим журналистом и с его супругой в Латвии - это же конкретное отражение такой же политики. И мне кажется, что в постановление надо добавить один существенный момент: за сценой, за кулисами есть режиссёр - Соединённые Штаты, они провоцируют подобное, и, обращаясь к международным институтам, говоря о правах и свободах граждан, надо сказать, кто нарушает эти права, кто попирает международное право, иначе наш документ будет не совсем полным и не совсем объективным с точки зрения внутреннего состояния и внутренней режиссуры того, что творится. Почему именно Молдова сейчас выступила? Совершенно правильно здесь сказали: да, президент дружественно настроен по отношению к России, да, много людей, которые работают здесь и возвращаются туда, они общаются со своими родственниками, они несут правду о нашей стране и о нашей позиции в отношении этого независимого государства, но нельзя забывать, что осенью этого года в Молдавии состоятся парламентские выборы, - а это парламентская республика, где реальная власть сосредоточена в руках парламента, - от их результатов во многом будет зависеть дальнейший внешнеполитический курс этой страны, поэтому нам всем надо сделать выводы, в том числе и другим нашим структурам, относительно развития внешнеполитической ситуации в самой Молдавии. И невольно хочется коснуться того вопроса, о котором мы уже говорили, - деятельности... Владимир Анатольевич совершенно справедливо говорил, и он имел в виду не столько Родченкова, сколько тех, кто руководит нашей информационной политикой и создаёт условия для таких, как Плахотнюк, позволяющие реализовывать вот эти враждебные действия в отношении нашей страны. Вот почему мы говорили и подчёркиваем ещё раз, что создание общественного совета по телевидению - это важнейший элемент политики: никто не покушается на свободу слова, но мы хотим, чтобы был художественный вкус, чтобы внешние интересы страны, внутренние интересы страны находили отражение в СМИ. Если мы снабдим наши средства информации ещё и вот этим инструментом, вы представляете, какое политическое воздействие мы будем оказывать? Люди ждут этой информации. Не какие-то мелодрамы с Джигарханяном должны сейчас составлять основную массу самого продуктивного времени на телевидении - нет чистой свободы, нет чистой демократии, средства массовой информации - это та тонкая нить, которая связывает государство, общество и простых людей, и представители средств массовой информации в ответе за информацию обо всём том, что творится на земле и с каждым гражданином. Вот почему рано или поздно мы вернёмся к обсуждению и этого вопроса. Поддерживая заявление, поддерживая постановление Государственной Думы - я думаю, что это правильное решение, - мы ещё раз обращаем внимание наших структур исполнительной власти, администрации президента и возвышаем свой голос, чтобы и мировому сообществу, и нашим людям дать понять, что мы не оставляем подобные вещи без реакции. Это говорит ещё и о том, что голос парламента должен звучать, мы должны откликаться на все факты, которые затрагивают интересы нашей государственной безопасности. И последнее. Только сегодня Николай Васильевич передал мне книгу Ладыгина - это бывший начальник Главного разведывательного управления, - она так и называется: "Военно-доктринальный базис внешней политики США". Штаты рассматривают решение любой важной государственной проблемы только с позиции силы, и мы к этому должны быть готовы. Я думаю, что это повод - и мы воспользуемся, - для того чтобы обсудить эту тему более подробно на десятиминутке в пятницу. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович. От фракции, Константин Фёдорович? От фракции. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! За неполный год работы мы второй раз обращаемся к событиям в Молдове, второй раз предлагаем от имени нашего комитета по делам СНГ принять заявление, связанное в данном случае с вопиющей ситуацией - запретом на ретрансляцию в Молдове наших информационно-аналитических и политических программ. Вообще, я хочу отметить, что в течение всего 2017 года власти Молдовы - я в данном случае имею в виду реальную власть Молдовы, а не президента Додона, который, к сожалению, поражён в правах, - просто изощряются, как в басне Крылова, постоянно лая на слона. Я напомню вам, что в марте прошлого, 2017 года была дана рекомендация государственным служащим Молдовы не ездить в Российскую Федерацию. В мае пятеро наших дипломатов были по совершенно облыжному обвинению объявлены персонами нон грата, что заблокировало работу объединённой Контрольной комиссии по урегулированию вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. После этого целому ряду наших журналистов, Ираде Зейналовой например, не дали возможности приехать в Молдову - пограничники, издеваясь, заявили, что наши не смогли объяснить цель своего визита, - а журналисты ехали для того, чтобы взять интервью у президента Додона. Вы знаете прекрасно, что урегулирование конфликта в Приднестровье курирует в нашем правительстве Дмитрий Рогозин, скандальным образом он был не допущен в Молдову - самолёт, уже летевший в Молдову, был развёрнут ради того, чтобы не пустить вице-премьера Российской Федерации. Установление совместных постов вокруг Приднестровья с украинской стороны (с молдавскими пограничниками) фактически завершило блокаду Приднестровья, которая проводится всё это время, и, к глубокому сожалению, в этом вопросе все власти Молдовы, включая президента Додона, солидаризировались, объявив, что по этому вопросу у них имеется консенсус. Только что, буквально накануне этого заседания, господин Канду, Андриан Канду, который возглавляет Парламент Республики Молдова, заявил о необходимости требовать от России компенсации за двадцатипятилетнее пребывание нашего миротворческого контингента и наших военных в Приднестровье. За "советскую оккупацию" он пока не готов выставить нам счёт, но уже подумывает, а вот за пребывание наших миротворцев, которые не допустили дальнейшего кровопролития, - за время их пребывания кровь фактически перестала литься в Молдове, кровь, которая однажды, в 1992 году, была пролита молдавскими националистами, - вместо благодарности требуют компенсацию. Наконец, вчера ещё один деятель правящей коалиции, Гимпу, заявил о том, что необходимо срочно изъять из Конституции Молдовы положение о русском языке как о языке межнационального общения, сказал, что единственным языком межнационального общения в Молдове является румынский язык. Это как раз тот господин из Молдовы, который, вообще говоря, рассматривает себя не в качестве молдавского, а в качестве румынского политика. И так далее и так далее. Почему они решили запретить наше информационно-аналитическое вещание в Молдове? Вот тот самый Плахотнюк, о котором мы сегодня говорили, не раз уже его упоминали, откровенно сказал: потому что ваши каналы в негативном плане освещают "партнёров Молдовы". То есть он выступает в роли защитника тех сил в США и на Западе, которые мы критикуем порой на наших каналах за их русофобскую позицию, то есть запрещают наше вещание даже не в связи с тем, что мы что-то неправильно сказали о Молдове!.. Вообще, любопытно, что решение о том, чтобы установить этот запрет, было принято на следующий день после окончания визита Председателя Парламента Республики Молдова в Соединённые Штаты. Всё это вполне достаточные основания, как мне кажется, для того, чтобы мы приняли меры. И здесь совершенно справедливо говорили о том, что надо посмотреть, насколько чистые руки у тех людей, которые подписывали договоры с каналом "Prime", принадлежащим Плахотнюку. Этот канал "Prime" и сейчас ретранслирует передачи "Первого канала", но исключительно развлекательные передачи, он давно уже изъял из контента "Первого канала" все информационно-аналитические программы, и именно поэтому так легко господин Плахотнюк оркестрировал запрет на дальнейшее информационно-аналитическое вещание. Всё это делается исключительно ради того, чтобы обеспечить себе командные высоты накануне парламентских выборов. Власть ускользает от плахотнюков, их не любят, это наиболее непопулярный политик в Молдове по всем опросам общественного мнения. И вот таким образом, в такой обстановке они собираются проводить "честную и конкурентную борьбу" на парламентских выборах. Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поддерживаем заявление Государственной Думы, считаем необходимым его принять и считаем, относясь со всем уважением к гражданам Молдовы, что они могут и должны иметь возможность знать другую точку зрения. Надо обратить внимание на наши возможности, а они существуют. Мы не используем, например, мощный ретрансляционный радиовещательный узел, который находится на территории Приднестровья, - не пора ли этим заняться на самом деле, профинансировать эти работы, для того чтобы можно было организовать вещание? Заканчивая, я хочу сказать, что всё равно никакими запретами не ликвидировать для молдаван возможность смотреть российское телевидение. Интернет и другие возможности остаются, и эти каналы прекрасно можно смотреть в Интернете, но демонстративный запрет требует соответствующей нашей реакции. Мы за принятие этого заявления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Ющенко. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Лидер ЛДПР сказал о том, что мы поддержим заявление, но существуют и наши недоработки. Я хотел бы задать риторические вопросы относительно некоторых формулировок и предложить подумать, больше плюсов или минусов они нам принесут. Зная психологию молдаван не понаслышке (я там жил), могу с уверенностью сказать, что упоминание фамилии этого маленького Березовского времён Ельцина в заявлении Государственной Думы вызовет только определённое удовлетворение, потешит самолюбие этого человека, тем самым поднимет его рейтинг в глазах тех, кто сегодня его использует, потому что Молдавия сегодня - это территория геополитических интересов. Той ненависти, которая была в 1991 году в Молдавии в отношении России и русских, сегодня нет. Тогда, в 91-м году, перешли с кириллицы на латиницу, в школах вместо молдавского ввели румынский язык, постоянно кричали: "Русские свиньи, убирайтесь из Молдавии!" - и требовали объединения Молдавии и Румынии. Сегодня этого нет, и выборы президента это показали, но есть заинтересанты как на Западе, так и в Америке, которые продвигают свои интересы. Вместе с тем практически ни одной, скажем так, полноценной семьи в Молдавии не осталось: все живут за счёт заработка либо в Европе, либо на Украине, либо в России. Так вот нам с товарищами, которые определёнными ресурсами там обладают, надо взаимодействовать, работать, а не открещиваться от них! Насколько я понимаю, определённые попытки со стороны обладающих такими ресурсами людей в Молдавии, которые в том числе сегодня работают на другие интересы, предпринимались, но отвергались по ряду причин. Кстати, вот вспомнили про Родченкова - есть информация, что и Родченков пытался с нашими чиновниками от спорта встретиться, поговорить, но получал отказ, после чего сделал то, что сделал. Мы считаем, необходимо, чтобы все преференции, связанные с торговыми отношениями, с возможностью трудоустройства для лиц молдавской национальности в России, были в руках президента. Если президент будет всеми этими полномочиями обладать, мы автоматически расширим его возможности влиять на экономику Молдавии, прежде всего на бизнес Молдавии, и тем самым достигнем своих определённых целей. Надо усиленно работать с молодёжью Молдавии, а она вся в Интернете. Я специально сегодня утром позвонил в Кишинёв: действительно, ограничения будут нарушать права, но сохранятся все возможности смотреть наши передачи в Интернете. Молодёжь телевизор смотрит мало, она в Интернете, поэтому нужно также в Интернете работать, определённый посыл там делать, пропагандой заниматься. Ещё раз прошу подумать, чего больше - плюсов или минусов - от упоминания этой сомнительной личности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, Ющенко Александр Андреевич. ЮЩЕНКО А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Всё чаще и чаще власти сопредельных государств удивляют нас своими решениями. Арена противостояния Запада и России давно закрепилась именно на территории бывших советских республик - это Прибалтика, Украина, и вот сегодня мы обсуждаем Молдавию. Правящий режим в Молдавии не столько антироссийский, сколько антимолдавский, об этом уже говорили. Нынешний олигархический режим, поднимая знамя европейской интеграции, дискредитировал имидж Европейского союза: всё, что могло произойти плохого с Молдавией, произошло именно под знаменем европейской интеграции. Так называемое проевропейское большинство Парламента Республики Молдова приняло решение о запрете трансляции российских информационных и аналитических программ. Молдавские депутаты, которые провозглашают себя защитниками европейских ценностей, своим решением грубо и цинично эти ценности попрали. Право собирать и распространять информацию является одним из основополагающих прав человека, оно зафиксировано в законодательстве всех без исключения стран, входящих в мировое сообщество. Икона либералов - Конституция Соединённых Штатов Америки - в своей первой поправке содержит безусловный запрет посягательства на свободу слова и свободу прессы. При этом мы понимаем, что информационное оружие - такая же смертельная вещь, как и оружие огнестрельное. Мы считаем, что законно и обоснованно блокирование информационных ресурсов, пропагандирующих расизм, ксенофобию, терроризм, наркоманию и другие пороки. Мы уже видели, как эффективно используют возможности современного информационного ресурса исламские террористы, которые вербуют своих сторонников во внешне благополучных странах Европы через Интернет и другие информационные ресурсы. С этим нужно активно и неустанно бороться, экстремистские информационные ресурсы, безусловно, должны блокироваться. В России такое блокирование производится по решению суда после длительного и детального содержательного исследования экспертами. Более того, как правило, инициаторами таких разбирательств являются простые граждане, которым небезразлично будущее их детей. Что же мы видим в случае с решением молдавского парламента? Автор законопроекта, некий Сергей Сырбу, заявляет, что наши, российские информационные телепрограммы (цитирую) "преследуют цель манипуляции, пропаганды и дезинформации". Извините, я от фракции, можно добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, пожалуйста, добавьте время. ЮЩЕНКО А. А. Хочется задать вопрос: а почему уважаемый депутат не обратился в суд? И почему факты, как он говорит, манипуляции и дезинформации не были оспорены в молдавском суде? Почему молдавский парламент принимает решения, фактически исключающие его из цивилизованного общества? Почему, провозглашая демократический, европейский вектор развития, молдавские власти по сути лицемерят? Ответ очевиден, всем понятен, он сегодня прозвучал, и результаты выборов в Молдавии говорят именно об этом. Так называемый европейский рай, который обещают молдавские власти, совершенно не для рядовых молдаван. Ещё живы те молдаване, которые на своей спине чувствовали румынскую плётку времён довоенной и военной оккупации 1918-1944 годов, ещё помнит народ Молдавии, кто спас его от османского ига. Хочу напомнить: русские солдаты Суворова пришли на берега Днестра, когда ещё не было такого государства, как Соединённые Штаты Америки, и они пришли не грабить и убивать, не создавать хаос, они пришли спасать наших православных братьев от геноцида, как потом спасли греков и южных славян. Именно поэтому народ Молдавии поддержал на выборах президента, социалистическую партию. Как правильно сказал Леонид Иванович, многие члены социалистической партии были прежде именно в коммунистической партии Молдавии. К нам на празднование 100-летия Октября приезжали порядка 130 делегаций из 100 стран, это были представители левых, рабочих и коммунистических партий. Именно они поддерживают Россию во всех международных институтах, именно они голосуют не так, как указывает дирижёр оркестра - Соединённые Штаты. Мы не пытаемся влиять на будущий выбор молдавских избирателей - они и так решат свою судьбу, но молча смотреть, как кучка коррумпированных политиков пытается манипулировать страной, мы не имеем права! С распространением информации невозможно бороться. Что касается российских СМИ, они пользуются громадной популярностью в Молдавии, нет семьи, в которой не смотрели бы российские телепередачи. Запретная информация вдвойне интересна и вдвойне востребована, такая информация, так или иначе, найдёт способ дойти до потребителя. Поставка наших спутниковых телевизионных систем, телевизионных тарелок в Молдавию с благодарностью будет воспринята народом Молдавии. Пользуясь случаем, хочу провести параллель и обратиться к нашим региональным российским властям. Некоторые ретивые исполнители на местах в желании выслужиться ничем не отличаются от таких же молдавских исполнителей и, так же как и они, начинают запрещать информировать, замечу: не агитировать и пропагандировать, а именно информировать. Я имею в виду известный на всю страну факт ареста наших информационных бюллетеней в Новосибирске, в Ульяновске и в Улан-Удэ. Газету "Правда" арестовывали трижды: во времена царской охранки, после расстрела парламента и вот - дожили! - сегодня. Компартия будет добиваться справедливости и всегда будет отстаивать право человека на получение информации. Именно поэтому мы поддержим данное заявление. Мы связаны с Молдавией тысячью неразрывных нитей, мы любим этот талантливый и весёлый народ, сотни лет нашей совместной жизни не могут пропасть даром, наш голос дружбы, любви дойдёт до простых молдаван, даже если информационные программы телевидения молдавские власти всё же отключат. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выступления прозвучали. Полномочный представитель президента, Гарри Владимирович, у вас нет желания выступить? Нет. У полномочного представителя правительства? Нет желания. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Калашников Леонид Иванович. КАЛАШНИКОВ Л. И. Я с уважением отношусь к предложению Владимира Анатольевича Шаманова, но, ещё раз посмотрев заявление, считаю, что сейчас нужно оставить его в данной редакции, не меняя. А то, что он предложил, мы в развёрнутой форме изложим в следующем постановлении, которое скоро будем предлагать принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Иванович, наверное, вы правы в отношении того, что сейчас было бы неверно менять редакцию, но давайте, когда мы готовим заявления, подходить к этому более продуманно, более обоснованно. У нас очень много аргументов, и речь идёт не о дискриминации российских средств массовой информации, речь идёт о посягательстве на основополагающие права и свободы граждан Молдовы - страны, которая претендует на то, чтобы быть демократическим государством, об этом идёт речь, об этом надо говорить. А когда мы сводим всё к тому, что наши каналы отключили... Это ещё раз говорит о том, что у них нет свобод, что посягают на них с лёгкостью. И конечно, нам не надо называть имена тех, кто, с нашей точки зрения, ведёт себя неправильно, потому что, во-первых, много чести, во-вторых, может, он специально это делает для того, чтобы разрушить эту страну, чтобы её никуда не приняли, подрывает доверие к власти, ослабляет систему власти в этом государстве - вот о чём идёт речь, а мы берём и выводим его как центральную фигуру. Так что, коллеги, если где-то нарушаются основополагающие права и свободы, нам надо давать этому оценку. На Украине отключили социальные сети - это посягательство на права и свободы. И нам нужно для себя ставить задачи. Мы адресуем предложение правительству, а было бы правильно нашим представителям эти вопросы поставить в Парламентской ассамблее ОБСЕ, чтобы услышать как раз от тех, кто принимает такие решения в парламенте Молдовы, почему они посягают на эти права и свободы, так же как и власти на Украине. Пускай уже Парламентская ассамблея ОБСЕ даёт этому оценку: если они считают, что это свободы, они должны их защищать, а если у них двойные стандарты, то нам это будет понятно. Нужно, чтобы все наши заявления работали на результат, а не были заявлениями ради заявления. Вот это, коллеги, наверное, то, что, по сложившемуся сегодня общему мнению, было бы правильным, и прозвучали правильные предложения Ярослава Евгеньевича Нилова, так же как и Владимира Анатольевича Шаманова. Поэтому, коллеги, давайте договоримся, что обязательно будем работать над этим более взвешенно, профессионально и, особенно важно, будем работать на результат. Нет возражений? Нет возражений. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О недопустимости дискриминации российских средств массовой информации в Республике Молдова", 3-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 16 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Уважаемые коллеги, постановление принято единогласно. И необходимо учесть, что нам нужно много работать в направлении повышения качества подготовки аналогичных постановлений.