Заседание № 156

20.04.2010
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 359194-5 "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за 2009 год".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2700 по 3660 из 3763
Пункт 4. О проекте постановления Государственной Думы "Об отчёте                
Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской   
Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской           
системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному      
обеспечению населения и других мер социальной политики за 2009 год". Доклад     
председателя Комитета по бюджету и налогам Васильева Юрия Викторовича.          
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, в соответствии со 102-м федеральным законом правительство   
и Центральный банк по истечении четвёртого квартала 2009 года представили в     
Государственную Думу соответствующие отчёты. По сути, информация о реализации   
антикризисных мер является составной частью отчёта правительства, поэтому       
сегодня в докладе председателя правительства особое внимание было уделено       
вопросу реализации антикризисных мер.                                           
                                                                                
Отчёт правительства и информация Центрального банка о реализации                
антикризисных мер в 2009 году были подробно рассмотрены на заседаниях           
комитетов-соисполнителей и Комитета по бюджету и налогам. По итогам             
рассмотрения подготовлено сводное заключение, в котором учтены замечания и      
предложения, содержащиеся в заключениях комитетов Государственной Думы и        
Счётной палаты Российской Федерации.                                            
                                                                                
Следует отметить, что антикризисные меры в сфере поддержки банковской           
системы, рынка труда, реального сектора экономики, а также социальной           
политики, принятые правительством и Банком России в 2009 году, дали             
определённые результаты. В отчёте представлена подробная информация об          
объёмах, целевом направлении межбюджетных трансфертов регионам, использовании   
финансовых ресурсов государственными корпорациями, а также о предоставлении     
государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими              
организациями.                                                                  
                                                                                
На фоне замедления темпов инфляции и стабилизации ситуации на внутреннем        
рынке в 2009 году Банк России последовательно осуществлял снижение ставки       
рефинансирования. В этот период ставка снижалась десять раз на 0,25-0,5         
процентного пункта и на 1 января 2010 года составила 7-8,75 процента.           
                                                                                
В рамках социальной политики и поддержки населения хочу особо отметить          
использование средств материнского капитала. К концу 2009 года по сравнению с   
октябрём - а мы как раз критиковали на прошлом отчёте правительство по этому    
вопросу - количество заявлений об использовании материнского капитала           
увеличилось почти в два раза и составило более полутора миллионов.              
                                                                                
Правом на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным кредитам    
на приобретение жилья воспользовались более девяноста двух тысяч семей. На      
эти цели было выделено 26,3 миллиарда рублей, которые были использованы в       
2009 году в полном объёме.                                                      
                                                                                
Вместе с тем, несмотря на положительные результаты проделанной работы,          
необходимо отметить, что в представленном отчёте имеется несоответствие         
отдельных показателей, приведённых в текстовой части, приложениям. Так, в       
отчёте правительства содержится подробная информация о расходовании средств,    
выделенных на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны в        
общей сумме 45,8 миллиарда рублей...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович, извините пожалуйста. Я прошу коллег в    
зале успокоиться. Разговаривают все, и вообще не слышно, что докладывает Юрий   
Викторович. Потом будут вопросы - по четыре от фракции. Давайте уважительно     
относиться к своему коллеге, дадим ему возможность сообщить ту информацию, о    
которой мы столько с вами говорили и которую так ждали.                         
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Эта сумма составила, как указано в самом отчёте, 45,8            
миллиарда рублей, вместе с тем в приложении о кассовом исполнении эти расходы   
были прописаны в сумме 35 миллиардов рублей.                                    
                                                                                
Кроме того, данные отчёта свидетельствуют о том, что в течение 2009 года по     
ряду антикризисных мероприятий были сделаны перераспределения, при этом         
отсутствует пояснение причин уменьшения ассигнований по отдельным               
мероприятиям, а также не показаны направления использования высвобождаемых      
средств. Так, например, были уменьшены ассигнования с 2 миллиардов рублей до    
950 миллионов на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным            
физическим лицам на приобретение автомобилей, на 8,4 миллиарда рублей           
уменьшены средства, предусмотренные ОАО "Российские железные дороги" на         
компенсацию потерь в доходах, которые возникают в результате госрегулирования   
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.                                  
                                                                                
Хочу также отметить, что в 2009 году оказался практически невостребованным      
механизм субсидирования процентных ставок по кредитам промышленным              
предприятиям под государственные гарантии, поскольку первые кредиты эти         
предприятия стали получать лишь к концу 2009 года. Обращаем внимание на         
крайне низкий процент освоения субсидий на возмещение затрат на уплату          
процентов по кредитам: по индивидуальным предпринимателям - 1,3 процента,       
организациям лесопромышленного комплекса - 18,2 процента, рыбохозяйственным     
предприятиям - 1,3 процента, организациям сельскохозяйственного и тракторного   
машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности - 3 процента.     
Причинами такого положения стали несвоевременная разработка нормативных актов   
и введение ограничения на получение субсидий при наличии задолженности по       
уплате налогов и сборов.                                                        
                                                                                
В связи с тем что правительством принят план антикризисных действий на 2010     
год и в федеральном бюджете заложены средства в размере 195 миллиардов рублей   
на эти мероприятия, действие 102-го федерального закона продлено, и нам         
предстоит в течение 2010 года заслушать ещё четыре квартальных отчёта по        
антикризисным мерам. Комитет считает необходимым при подготовке отчётов         
правительства в 2010 году представлять подробную информацию в разрезе           
регионов о реализации программ оздоровления моногородов (о чём сегодня          
говорили) в части использования средств федерального бюджета в размере 10       
миллиардов рублей в виде субсидий субъектам Российской Федерации и 10           
миллиардов рублей, которые будут выделяться в виде кредитов, а также            
мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию               
автомобильных дорог общего пользования, на которые предусмотрено 50             
миллиардов рублей. Эти вопросы особенно беспокоят депутатов, сегодня они были   
озвучены.                                                                       
                                                                                
Также хотел напомнить, уважаемые депутаты, о тех поручениях, которые мы         
давали правительству при рассмотрении проекта бюджета на 2010 год и по          
антикризисным мерам ежеквартальным. Мы неоднократно обращали внимание           
правительства на несвоевременную подготовку нормативных актов. На начало 2008   
года было подготовлено только пятьдесят восемь из девяноста двух нормативных    
актов, или 63 процента, необходимых для реализации закона о бюджете. К концу    
2008 года правительством не было принято три нормативных акта. По состоянию     
на 31 декабря 2009 года принят девяносто один акт из девяноста пяти             
нормативных актов. При этом для реализации программы антикризисных мер          
правительства на 2009 год по состоянию на 31 декабря 2009 года подготовлен и    
принят только шестьдесят один процент необходимых нормативных актов. Учитывая   
такую динамику, при рассмотрении проекта бюджета на 2010 год мы поручили        
правительству обеспечить разработку и принятие к 1 февраля 2010 года всех       
нормативных актов, необходимых для реализации бюджета в 2010 году и             
антикризисных мер. Хотя положение по принятию нормативных актов было улучшено   
и на 1 февраля из ста семи нормативных актов принято девяносто шесть, наши      
рекомендации в полном объёме не были выполнены. Считаем, что правительству      
необходимо своевременно информировать Государственную Думу о ходе выполнения    
таких рекомендаций.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, комитетом подготовлен проект постановления                  
Государственной Думы, который находится у вас на руках, где мы предлагаем       
принять к сведению отчёт правительства и информацию Центрального банка за       
2009 год. У нас здесь, в зале заседаний, в ложе, находятся представители        
Центрального банка, и им можно задать вопросы по информации Центрального        
банка.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас присутствует первый заместитель председателя           
Центрального банка Российской Федерации Геннадий Георгиевич Меликьян, который   
будет отвечать на ваши вопросы. И Юрий Викторович Васильев также будет          
отвечать, если вопросы будут к нему.                                            
                                                                                
Итак, первый вопрос от фракции КПРФ. Коломейцев Николай Васильевич.             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня к представителю Центрального банка вопрос. Скажите, пожалуйста, в чём    
секрет инструкции Центробанка, или это злой умысел тех, кто получал             
беззалоговые кредиты, - удваивать ставки от полученных от Центробанка           
денежных средств? Я посмотрел статистику: более 90 процентов банков за          
кризисный год сработали в прибыль. Среди предприятий обрабатывающей отрасли     
таких фактически нет. И самое главное, в чём же суть антикризисных мер?         
Владимир Владимирович сказал во время отчёта, что мы якобы получили дивиденды   
от средств, вложенных в "Фанни Мэй" и "Фредди Мак". Вот у нас 47 процентов      
золотовалютных резервов находится в американских казначейских обязательствах    
и в их валюте. Вы не могли бы цифры назвать, сколько же в "Фанни Мэй" и         
"Фредди Мак" было вложено?                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Георгиевич.                          
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г., первый заместитель председателя Центрального банка Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, вначале общие цифры. Они, вообще, сегодня приводились, но    
я напомню, чтобы от чего-то оттолкнуться.                                       
                                                                                
Общая сумма средств, которые были выданы по беззалоговым кредитам, составила    
4 триллиона рублей, даже больше, это то, что выдано было, потом что-то          
возвращалось. Наибольшая задолженность банков перед Центральным банком по       
беззалоговым кредитам была в феврале 2009 года и составляла 1 триллион 924      
миллиарда. Сейчас эта задолженность - Владимир Владимирович эти цифры           
приводил - составляет 61 миллиард. Я прошу сопоставить: 1 триллион 924          
миллиарда - была задолженность, а сейчас по основному долгу они должны нам 61   
миллиард и плюс где-то три с небольшим миллиарда - это проценты.                
                                                                                
Сразу скажу, что никакой задачи заработать на этих операциях у Центрального     
банка не было, так вообще задача не ставилась. Проблема заключалась в том,      
что экономика и, естественно, банки испытывали огромный дефицит ликвидности,    
и многие из них стояли перед дилеммой закрытия, поэтому Центральный банк        
использовал разные механизмы для насыщения экономики деньгами.                  
                                                                                
Кстати, Николай Васильевич, это было одно из требований вашей фракции, вашей    
партии: давайте больше денег в экономику.                                       
                                                                                
Если откровенно говорить, ситуация складывалась таким образом, что надо было    
достаточно быстро вбросить эти деньги, поэтому мы пошли на эти беззалоговые     
кредиты, хотя на самом деле это не стандартный инструмент управления            
ликвидностью - у нас есть другие инструменты: ломбардное кредитование,          
операции РЕПО, выдача кредитов под залог кредитных требований банков к          
предприятиям, то есть это совершенно стандартные, нормальные механизмы. Мы      
пошли на беззалоговое кредитование, рискуя, и нам многие говорили: вы           
половину из этих денег, которые раздаёте банкам, назад не получите. Но          
ситуация тогда немножко другая была. Мы рисковали, но у нас стояла задача       
очень быстро насытить экономику деньгами, и я считаю, что мы с этой задачей     
справились. Никаких инструкций о том, что кто-то должен удваивать ставки,       
после того как мы выдадим эти деньги, конечно, не было, как вы понимаете,       
более того, и быть не могло. Я не знаю, откуда у вас такая информация, что у    
нас есть какая-то секретная инструкция, которая предполагает, что ставка        
должна удваиваться.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции... Ещё один вопрос?                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Георгиевич.                                                
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Про "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" ещё спрашивают.                   
                                                                                
Я должен сказать, что действительно когда-то Центральный банк держал свои       
активы в бумагах "Фанни Мэй" и "Фредди Мак". На сегодня таких бумаг нет.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Ну, я не могу сейчас назвать цифру...                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Один миллиард? Нет, ну что вы, один миллиард...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, диалог можете продолжить вне          
помещений Думы. Так у нас будут бесконечные дополнительные вопросы.             
                                                                                
Спасибо, Геннадий Георгиевич.                                                   
                                                                                
От фракции ЛДПР - Черкасов.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, ваш вопрос.                                                         
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Геннадий Георгиевич, уважаемые коллеги! Покупая государственные       
облигации США, Центробанк кредитует Америку, является спонсором дефицита        
американского бюджета, хотя мы имеем собственный дефицит. Параллельно           
отечественные компании и банки берут кредиты у иностранных банков. Почему бы    
не направить часть валютных резервов Центробанка через два-три надёжных банка   
на строительство дорог, модернизацию фармацевтических предприятий, в сельское   
хозяйство, то есть в российскую, а не в американскую экономику, как это уже     
делает, например, Китай (сегодня говорилось о том, что примерам мы следуем)?    
Где результаты, есть ли конкретные показатели и в ВВП, и в соответствующих      
рейтингах?                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Уважаемые коллеги, как вы понимаете, ни Китай, ни Россия, ни     
Япония, ни другие страны, которые имеют золотовалютные резервы, никто из них    
эти золотовалютные резервы не держит в национальной валюте, это совершенно      
очевидно. Поэтому-то они и золотовалютные резервы, что они не в национальной    
валюте размещены, а в иностранных валютах. И как правило, это валюты таких      
развитых стран, как Соединённые Штаты, Великобритания, Япония, ну и,            
естественно, евро. Что надо сделать, чтобы были деньги внутри страны? Это       
несколько иной вопрос и, может быть, даже не к Центральному банку, но я вам     
могу высказать свою точку зрения на этот счёт.                                  
                                                                                
В России действительно очень мало внутренних источников длинных денег - тех     
денег, которые могут пойти на инвестиции, в том числе и в те сферы экономики,   
о которых вы говорите. Весь мир для этого использует так называемые институты   
развития. Вы помните, что перед кризисом по этому пути начала двигаться и       
Россия: был трансформирован в классический институт развития Внешэкономбанк,    
было создано АИЖК, функции института развития в какой-то степени стал           
выполнять Россельхозбанк. Но к сожалению, получилось так, что во время          
кризиса эти организации в значительной степени были переориентированы с         
выполнения функций институтов развития на решение текущих задач. Вот сейчас     
кризис заканчивается, и мне кажется, что мы вернёмся на нормальный путь         
снабжения своей экономики деньгами через институты развития.                    
                                                                                
Почему у нас мало длинных денег? Это совершенно очевидно - потому что           
источником длинных денег являются страховые компании, пенсионные фонды. У нас   
в стране эти структуры пока не развиты. Динамика у них хорошая - они быстро     
развиваются, но пока они ещё не развиты. Поэтому этот процесс надо было         
поддержать институтами развития. Я думаю, что сейчас ситуация будет             
исправляться и те структуры, которые были созданы для снабжения экономики       
длинными деньгами, опять заработают, и, наверное, заработают более мощно, чем   
до кризиса, потому что они до кризиса только формировались, и это будет путь    
снабжения экономики длинными деньгами.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Шипунов Константин Борисович.        
                                                                                
ШИПУНОВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Георгиевич, закончился ли в стране, по вашему мнению,        
кредитный кризис на финансовом рынке? И в связи с этим вторая часть вопроса.    
Банковская система Российской Федерации сильно обременена так называемыми       
токсичными активами. Вы не поддержали идею создания банка "плохих долгов",      
видимо, какое-то есть у Центрального банка другое решение. Что планирует        
тогда предпринять Центробанк, чтобы ускорить решение проблемы, связанной с      
этими так называемыми токсичными долгами?                                       
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. На самом деле ситуация такая. Вы правы в том, что                
действительно банковская система России, как и банковские системы других        
стран мира, сегодня обременена определённой долей "плохих долгов". "Плохие      
долги" эти измеряются разными показателями, есть различные оценки. По России    
я вам скажу следующее. У нас доля просроченных кредитов на сегодняшний день     
составляет 6 с небольшим процентов, но это только часть характеристики          
"плохих долгов". Все кредиты, которые выдают банки, отнесены к той или иной     
категории качества. У нас таких категорий пять. Вот самые плохие категории -    
это четвёртая и пятая категории, это действительно "плохие долги". На           
сегодняшний день доля таких "плохих долгов" в бюджетах банков составляет 10,7   
процента. Это много, для нормальной ситуации это довольно много, но я вам       
должен сказать, что это отнюдь системно не опасно. Мы провели различные         
расчёты и стресс-тесты, и все наши расчёты показывают, что банки в состоянии    
сами справиться с этой ситуацией. Те примеры, которые нам иногда приводят: ну   
как же так, вот посмотрите - Швейцария, или там Швеция, или Германия,           
Соединённые Штаты выкупали "плохие долги". У нас в России выкуп "плохих         
долгов" по доле от общего объёма бюджетов банков происходил даже в большем      
объёме, чем в этих странах. Наши структуры, которые занимались санированием,    
- а это Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк - у банков, которые   
санировались, тоже выкупали "плохие долги". Но выкупать "плохие долги" у        
нормальных банков, которые работают, мы не собираемся. Это фактически прямое    
финансирование государством бизнеса. Тем более, что мы считаем - и не только    
мы, кстати, многие специалисты считают, - что можно справиться с этой           
ситуацией без того, чтобы государство тратило деньги на выкуп этих "плохих      
долгов". Ну, я уже не говорю о том, во что это у нас выльется, просто это       
займёт много времени, мы это много обсуждали, в том числе обсуждали с           
банкирами, и считаем, что такие траты государства нецелесообразны.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Депутат Аксаков Анатолий Геннадьевич.            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Геннадий Георгиевич, с этого года начала действовать норма закона, в            
соответствии с которой установлен минимальный размер капитала в 100 миллионов   
рублей для кредитных организаций. Сейчас звучат голоса о том, что надо этот     
минимальный размер ещё увеличить, до 1 миллиарда довести. Естественно, это      
прежде всего ударит по региональным банкам. Кризис показал, что крупнейшие      
финансовые институты закрывали свои офисы, филиалы в регионах, в результате     
доступность финансовых услуг во многих регионах снижалась. Как вы относитесь    
к предложениям увеличить минимальный размер капитала для кредитных              
организаций до 1 миллиарда?                                                     
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Анатолий Геннадьевич, вы мою позицию на этот счёт знаете.        
Во-первых, не 100 миллионов, а 90 миллионов - это то, что действует сегодня.    
Вторая цифра, которая в законе уже есть, - это 180 миллионов.                   
                                                                                
Я вам должен сказать, что было очень много шума по поводу 90 миллионов, а к 1   
января этого года всего у двадцати двух банков капитал был ниже. А в итоге      
получилось так, что почти все банки - пять-шесть банков осталось, которые не    
смогли увеличить капитал, - с этой задачей справились - или слились с другими   
организациями, или же трансформировались в НКО. То есть много было шума, но     
реально никаких проблем не возникло.                                            
                                                                                
Как мы, вообще, относимся к количеству банков, которое должно быть? Мы          
считаем, что это не чисто административное дело. Есть опыт других стран,        
который показывает, что, например, в Великобритании, где прекрасно развита      
банковская система, триста пятьдесят банков, а в Соединённых Штатах, где тоже   
банковская система хорошо развита, - шесть с половиной тысяч. У нас на          
сегодня - на уровне тысячи банков. Какая система лучше - американская или       
британская и где мы находимся? Мы в середине находимся. 180 миллионов - с       
этим, я считаю, никаких проблем нет, и через два года это положение закона      
банки, мне кажется, выдержат спокойно.                                          
                                                                                
Что касается цифры в 1 миллиард, то я думаю, что это перебор. Думаю, что        
просто дальше опыт покажет, ещё два года до 180 миллионов, а уж до 1            
миллиарда... Ну что мы сейчас будем это обсуждать? Увидим, что будет через      
пять, семь лет. Тем более, что тот наш коллега, который говорил о миллиарде,    
имел в виду долгосрочную перспективу, а не ближайший период.                    
                                                                                
Наша концепция такова: ни на кого административно давить не надо, в то же       
время надо немножко подталкивать, чтобы небольшие банки увеличивали капитал,    
тем более, вы знаете, доля в активах банков, которые имеют маленький капитал,   
составляет ноль целых ноль каких-то там десятых, и говорить, что они погоду     
делают на банковском рынке, - это немножко преувеличивать.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич, ваш вопрос.                        
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Геннадий Георгиевич, я хотел бы уточнить вопрос депутата Коломейцева. Сегодня   
мы слышали, что в 2009 году на 7,9 процента упал ВВП, промышленность - на       
10,8, доходы бюджета - на 20 процентов, а вот расходы выросли на 20 процентов   
и на 21 процент вырос собственный капитал коммерческих банков, суммарный.       
Если ещё добавить, что в 2008 году он вырос на 42 процента, то становится       
понятным, вообще, на кого работал этот кризис и кто у нас, вообще, получает     
основные доходы. Не кажется ли вам, что здесь имеется повод, так скажем, для    
очень серьёзного анализа нашей кредитно-денежной политики? Мне кажется, что     
это в каком-то смысле приговор кредитно-денежной политике последних лет.        
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Коллеги, я вам сразу скажу, что капитализация российской         
банковской системы, которая является по историческим меркам чрезвычайно         
молодой (в сегодняшнем виде наша банковская система работает около двадцати     
лет), существенно ниже, чем во всех других странах, даже не самых развитых.     
Если вы отнесёте капитал российских банков к ВВП, на сегодня это 12             
процентов. Я должен вам сказать, что десять лет назад эта цифра вообще была     
3-4 процента. Капитализация банковской системы в Западной Европе, то есть       
если относить капитал к ВВП, где-то на уровне 20-30 процентов, то есть в два    
и более раз больше, чем у нас в России. Капитализация банков говорит о том,     
каковы способности банков работать на экономику и выдавать кредиты.             
                                                                                
Я прямо связываю рост капитализации банков с тем, как банки начали              
кредитовать отдельные отрасли. Если вы посмотрите период восемь-десять лет      
назад, то в объёме инвестиций доля кредитов банков была 3-4 процента, сегодня   
она составляет примерно столько же, сколько капитализация. Капитал банков -     
это длинный ресурс. Я говорил в начале о том, что длинный ресурс формируют      
пенсионные фонды, страховые компании или же институты развития, но длинный      
ресурс формируется и капиталом банков. Чем выше капитализация, тем выше         
возможности, больше возможности банков кредитовать экономику не вкороткую, а    
давать инвестиционные ресурсы. Я считаю, что здесь никаких проблем с точки      
зрения распределения ресурсов нет.                                              
                                                                                
Вы должны учесть ещё один фактор: в значительной степени рост капитализации     
банков, который произошёл в последний период, - это увеличение капитала         
государственных банков, прежде всего Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка. Эти      
три банка съели основную часть прироста, подавляющую часть прироста капитала    
банков.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Георгиевич. У нас хорошо работает       
усиливающая аппаратура, вы можете говорить чуть-чуть потише, потому что, я      
смотрю, многие депутаты уже делают знаки, что очень громко, они не могут        
воспринимать такой громкий голос, поэтому будьте любезны.                       
                                                                                
Фракция ЛДПР. Депутат Афанасьева Елена Владимировна.                            
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Геннадий Георгиевич, одной из обязанностей Центробанка является обеспечение     
стабильности рубля по отношению к другим валютам. В конце 2008 года мы все      
стали свидетелями девальвации рубля, когда на 30 процентов рубль упал по        
отношению к другим валютам. Кто из сотрудников вашего ведомства понёс           
ответственность за бездействие или, наоборот, действия в этом направлении       
деятельности Центробанка? И каков ваш прогноз: что будет происходить с рублём   
в 2010-2012 годах?                                                              
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Начну с конца. У меня, вообще, такая позиция, что работники      
Центробанка никогда не должны давать своих прогнозов в области курсовой         
политики. Это очень неправильно, потому что это влияет на рынок. И поэтому вы   
обратите внимание: практически никто из руководителей Центрального банка        
никогда не даёт никаких прогнозов.                                              
                                                                                
Что касается того, понёс ли кто-то ответственность и почему это произошло. Вы   
должны исходить из того, как складывалась ситуация. Я не говорю сейчас о        
причинах, но со второй половины 2008 года примерно до февраля, ну, до января    
2009 года был мощнейший отток капитала из России по целому ряду                 
обстоятельств, это просто длинная тема. Я вам приведу пример: в октябре 2008    
года, за один месяц, из России чистый отток капитала - а это разница между      
оттоком и притоком - составил почти 55 миллиардов долларов! Все бежали из       
России, все!                                                                    
                                                                                
Я вам напомню, что в 1998 году всё в России обвалилось, когда ушло 10           
миллиардов, всё обвалилось! 10 миллиардов убили в значительной степени нашу     
финансовую систему и экономику. Мы выдержали за один месяц, октябрь, отток в    
55 миллиардов, и это говорит о том, что Россия стала совсем другой страной,     
это совсем другая страна. Виноват ли в том, что произошёл отток капитала,       
условно говоря, Улюкаев, который ведёт блок денежно-кредитной политики? Я       
думаю, что никакой вины Улюкаева в этом не было. Поэтому ставить вопрос о       
том, наказал ли кого-то Центральный банк за то, что сложилась такая ситуация,   
в том числе и с курсом... Мы, как вы помните, пытались медленно опустить        
курс, чтобы дать возможность предприятиям приспособиться. Да, мы потратили      
большие деньги, но если бы мы этого не сделали - а у нас были дискуссии и       
внутри банка, - я думаю, многие предприятия, в том числе крупные, и банки       
оказались бы банкротами.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Ветрова Константина Владимировича,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЕТРОВ К. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Любовь Константиновна, спасибо большое. Второй вопрос от ЛДПР.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Третий.                                                   
                                                                                
ВЕТРОВ К. В. У меня вопрос к представителю Центробанка. По оценке               
Центробанка, чистый отток капитала только за первый квартал этого года          
составил 12,9 миллиарда долларов США. При этом вывоз капитала частным           
сектором в девяноста процентах случаев происходит не за счёт легального         
бизнеса, а благодаря иным, так скажем, операциям. Скажите, чем объяснить        
такой масштабный всплеск теневого экспорта капитала и, главное, как             
остановить этот процесс, повысив инвестиционную привлекательность внутри        
нашей страны, в том числе и в банковском секторе?                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Я должен сказать, что это не всплеск, ну, какой-то небольшой,    
может быть, всплеск и был, но у нас систематически в России это происходит:     
всегда часть капитала вывозится нелегально. Хотя по той сумме, о которой я      
говорил, 55 миллиардов за октябрь, там большая часть была вывезена легально     
как раз, в том числе уходили иностранцы. Иностранцы сбрасывали почти все        
ценные бумаги российские, потом рубли меняли на валюту и выводили её за         
рубеж. Мы постоянно ведём борьбу с нелегальным вывозом капитала. У нас есть     
Департамент платёжного баланса, который снабжает другие департаменты            
соответствующей информацией. Мы разработали методику, как можно оценить,        
легально или нелегально, насколько законно или незаконно, по разным, как мы     
их называем, номинациям. Например, у нас есть специальная методика, которая     
позволяет установить, это лжеимпорт услуг или нормальный импорт услуг. Как вы   
знаете, через лжеимпорт услуг вывозится часть капитала или же через ценные      
бумаги.                                                                         
                                                                                
Сказать, что произошёл всплеск, ещё раз повторяю, я не могу, поэтому сложно     
говорить о том, почему это произошло именно сейчас. На самом деле для того,     
чтобы не было вывоза капитала, всё надо делать предельно просто: должна быть    
нормальная, честная экономика, должна быть защита прав собственности по         
полной программе, должны нормально работать правовая система, судебная          
система и так далее, и тогда будут работать здесь. То есть бизнес-климат        
должен быть прекрасным, тогда не будут уходить. Кстати, сегодня у президента    
идёт обсуждение того, как это сделать, собственно, поэтому наш председатель и   
не смог быть здесь, его вызвали туда.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению высветилось у двоих. Коломейцев Виктор Андреевич. Ошибка, Виктор     
Андреевич? Нет.                                                                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Любовь Константиновна, для протокола: по постановлению об      
отчёте правительства я голосовал против.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна по ведению.                   
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня предложение: ограничиться двумя вопросами от фракции и перейти к         
выступлениям.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже некоторые по три задали. На этом прекратить вы        
предлагаете?                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение Лекаревой Веры Александровны ставлю на        
голосование. Кто за то, чтобы прекратить?..                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё по одному вопросу, да? Закончить задавать вопросы и   
перейти к обсуждению. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.97,6%                                     
Проголосовало против            7 чел.2,1%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
И Фарида Исмагиловна Гайнуллина предлагает ограничить выступления               
представителей фракций до пяти минут. Кто за это предложение? Прошу             
проголосовать.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это мы вас не ограничивали! А сам голосует.               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.93,0%                                     
Проголосовало против           24 чел.7,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
От фракции КПРФ - Багаряков Алексей Владимирович. Пожалуйста.                   
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, очень жаль, что в этом зале мы не слышим главу               
Центрального банка, который должен был бы отчитаться здесь об антикризисных     
мерах, которые Центральный банк принимал во время кризиса. Тем не менее         
завершился, безусловно, самый тяжёлый за последние десятилетия год для          
российской экономики. В то же время в деятельности Центрального банка было      
отмечено несколько положительных моментов, к которым мы можем отнести           
разработку механизмов поддержки ликвидности в банковской системе и              
недопущения массового банкротства кредитных организаций. На наш взгляд,         
особенно эффективными мерами оказались беззалоговое кредитование, а также       
временное снижение Центральным банком ряда обязательных нормативов.             
Во-вторых, и это самое главное, удалось сохранить доверие вкладчиков к          
банковской системе и удержать отток вкладчиков из наших коммерческих банков,    
в чём немаловажную роль сыграло увеличение ставки страхового возмещения до      
700 тысяч рублей. Кроме того, мы считаем, что уровень страховых возмещений по   
вкладам в банках у нас всё-таки является небольшим, учитывая, что в ЕС          
уровень страхового возмещения составляет 50 тысяч евро, а в США это 250 тысяч   
долларов. Вместе с тем остаётся множество очень важных нерешённых проблем в     
деятельности Центрального банка, некоторые из которых носят системный           
характер.                                                                       
                                                                                
Первое. Кризис выявил несовершенство механизмов контроля Центрального банка     
за кредитными организациями. За последний год было санировано несколько         
десятков банков. Например, на санацию банка "КИТ Финанс" было потрачено 135     
миллиардов рублей, а при санации банков ВЕФК, "Союз", "Глобэкс", Связь-Банк     
на 1 рубль спасённых средств вкладчиков государство тратило 5, а иногда даже    
10 рублей бюджетных средств. Оказалось, что, несмотря на ежедневную             
отчётность банков перед Центральным банком, капитал у кредитных организаций     
фактически отсутствовал. Более того, рыночная стоимость активов многих банков   
оказалась далека от их балансовой стоимости, и всё это, ещё раз повторю, в то   
время, когда каждый банк отчитывался в ежедневном режиме перед Центральным      
банком. Надеемся, что ЦБ примет самые решительные меры для совершенствования    
системы контроля за банками.                                                    
                                                                                
Второе. Вывоз капитала из страны. Отток капитала из страны, который начался в   
2008 году и продолжился в 2009 году, составил больше 200 миллиардов долларов    
США. Со стороны ЦБ отсутствует сколько-нибудь эффективный контроль за           
движением капитала. Приток краткосрочных спекулятивных средств всячески         
поощряется, что вызывает нездоровый рост нашего отечественного фондового        
рынка, а инвестиции в реальный сектор экономики попросту невыгодны. Для         
примера: Бразилия в прошлом году ввела налог 2 процента на иностранные          
инвестиции на фондовом рынке, и мы видим, что это помогло обуздать              
спекулянтов, более того, укрепились экспортёры бразильские. В результате        
Бразилия по итогам 2009 года в рейтинге конкурентоспособности национальных      
экономик поднялась на восемь строчек. Россия в этом же рейтинге опустилась на   
двенадцать позиций, что тоже своеобразный рекорд. Более того, представляете,    
капитализация лишь только одной компании бразильской, называется она            
"Петробрас", имеет рыночную стоимость выше, чем весь наш нефтегазовый           
комплекс: "Газпром" и так далее. Считаем, что Банку России следует              
обязательно изучить международный опыт в этой сфере и использовать его при      
подготовке проекта денежно-кредитной политики.                                  
                                                                                
Третье. Действия Центрального банка практически не оказали влияния на           
реальный сектор экономики. Вот документ, который нам представили сегодня,       
называется он "Информация о реализации мер по поддержке финансового рынка и     
банковской системы". Ни реальный сектор экономики, ни другие сектора            
экономики в этом документе не затрагиваются. Можно сделать вывод, что           
Центральному банку нет никакого дела до того, какие меры он должен принять и    
как они отразятся на реальном секторе экономики и на всём населении нашей       
страны.                                                                         
                                                                                
С кредитованием реального сектора сложилась тяжелейшая ситуация. Я думаю, не    
секрет, что взять сегодня кредит в крупнейших госбанках малому и среднему       
бизнесу без серьёзного лобби практически невозможно. Если помните, год назад    
правительство обязало банки, получившие субординированные кредиты, наращивать   
кредитование на 1-2 процента в месяц. Так вот, мы открываем свежий отчёт        
Сбербанка, который, кстати, получил 500 миллиардов рублей средств и             
наблюдательный совет которого возглавляет Сергей Михайлович Игнатьев, и видим   
снижение кредитного портфеля на 3,2 процента по итогам первого квартала.        
                                                                                
И последнее. На наш взгляд, большая часть средств, которые поступили в          
качестве антикризисных в банковскую систему, была использована не по            
назначению - на поддержку валютного фондового рынка и решение своих задач, и    
Центральный банк, к сожалению, никаких мер не принял для расследования этих     
случаев.                                                                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР - Волчек Денис Геннадьевич.                                     
                                                                                
ВОЛЧЕК Д. Г., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот само отношение депутатского корпуса к докладу            
Центробанка говорит о том, насколько мы понимаем своё влияние или невлияние     
на всё то, что происходит в Центробанке: народу практически нет, вопросов       
нет, никому ничего не интересно. Люди знают друг друга тысячу лет, я так        
понимаю, которые задают вопросы и отвечают на них.                              
                                                                                
Наверное, действительно в зале не так много экономистов, которые понимают те    
сухие цифры и все вот эти красивые слова отчётов, которые нам направляют        
банки, финансовый комитет, Центробанк и так далее. Я думаю, что даже из тех     
экономистов и финансистов, которые находятся в этом зале, меньшее число         
разбирается в этих цифрах, которыми оперирует Центробанк.                       
                                                                                
Я член Комитета по финансовому рынку, заместитель председателя, и мы часто      
сталкиваемся с Центробанком в работе. Вот всё время кризиса, в которое          
проходило наше общение, напоминало... это было, так сказать, стратегическое     
изменение ситуации. Я на пальцах попробую объяснить. По каждому вопросу,        
который ставил Центробанк перед Комитетом по финансовому рынку, Резник,         
председатель комитета, говорил, что никогда бы не сделал этого в обычное        
время, но сейчас надо делать, вам не дали бы таких полномочий в обычное         
время, но сейчас даём. Вот таких вопросов было где-то десять, наверное,         
причём достаточно серьёзных: и по контролю, и по управлению, и по отчётности    
- всё мы меняли в сторону Центробанка.                                          
                                                                                
Хоть одно из полномочий сейчас вернули, например контроль, - ладно, пусть не    
контроль, хотя бы другие вопросы, которые мы изменили в пользу Центробанка,     
усилив его влияние? Хорошо, нет проблем, мы дали влияние в кризисное время      
Центробанку, но сейчас...                                                       
                                                                                
Давайте вот так, на пальцах, кто не понимает цифр, ещё раз объясню вам. Вот     
как сегодня относятся обычные люди наши в России к банкиру? Я думаю, что,       
если остановить тысячу людей на улице, простых людей, эпитеты будут очень вам   
понятные: ворюги, спекулянты, жулики. Почему? Проценты при снятии денег в       
банке людям неясны, все имеют претензии. Людей обманывают, у людей ощущение     
такое, что по ипотеке сложности, по процентам им непонятно, в договора вносят   
изменения. То есть облик банкира сегодня в глазах людей очень определённый. И   
вот именно этот вопрос, мне кажется, самый главный, который должен стоять       
перед Центробанком.                                                             
                                                                                
Мы в Госдуме, понятно, можем не понимать цифр, которые нам дают. Цифры всегда   
красивые и отчёты красивые, но сегодня ситуация в банковской системе страны     
ненормальная. Это ненормально, когда люди таким образом относятся к банкам.     
Про какую бы Европу мы не вспоминали с вами или Америку (я не знаю, какое там   
количество банков), но такого негатива к банкирам в мире нет, до кризиса, во    
всяком случае, не было. И если в кризисе виноваты банкиры, то они должны за     
это отвечать, если виновата центробанковская система любая (как она в Европе    
или в мире называется) - должна быть ответственность. У нас сегодня проблема    
не в том, что цифры отчётов некрасивые, проблема в том, что у нас сегодня       
всё, что касается обналички денег, вывоза капитала... Что изменилось? Был       
кризис или не было? Что у нас улучшилось? Не знаю, как вы, но я знаю очень      
много банков, которые разорились, и не знаю ни одного банкира, который          
разорился, ни одного человека. Кто у нас сегодня несёт ответственность за       
банкротство, за неудачи в банковской сфере? Те же банкиры, которые сегодня      
работают под управлением Центробанка. Кто у нас сегодня сидит? Френкель. За     
что он сидит? За убийство зампреда Центробанка. Я вам скажу, что, если          
маленький банкир, занимающийся теневым бизнесом, убивает зампреда               
Центробанка, это значит, что в стране непорядок в финансовой системе, просто    
непорядок. Что нужно было такое сделать, что должен был человек думать, из-за   
чего он идёт убивать зампреда Центробанка? Всего-навсего из-за того, что        
какие-то конторы лишают его бумажек. Это что значит? Я так думаю, что, какой    
бы ни был господин Козлов, Френкель на что-то был сильно обижен и думал, что    
он этим решит какой-то вопрос. Значит, он знал за что. Он лично Козлова         
ненавидел? Я думаю, что он больше думал о своём бизнесе, просто... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё тридцать секунд добавьте.                             
                                                                                
ВОЛЧЕК Д. Г. Уважаемые коллеги, я вам скажу так, что вот ещё Гительсон, банк    
ВЕФК... слава богу, с божьей помощью человек вышел из тюрьмы сейчас, но целый   
год этот банк ВЕФК... Вот Гительсон сегодня вышел из тюрьмы - получается, что   
целый год он что, сидел зря? Московский суд сегодня сказал, что залога не       
надо, пусть просто под подписку. Даже залога от него не нужно! 90 миллиардов    
рублей уже вкачано в этот банк... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы договорились. Говорите тридцать секунд.           
                                                                                
Тридцать секунд добавьте, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВОЛЧЕК Д. Г. Уважаемые коллеги, я хочу вас настроить, высказать вам позицию     
фракции ЛДПР. Мы хотим, чтобы банковская система в стране стала здоровой,       
чтобы не было ситуаций, при которых... Все мы знаем, что бы ни происходило с    
Козловым или Френкелем, обналичка в стране есть, она в тех же объёмах, ни у     
кого проблем новых не появилось с этим, всё осталось, как было: деньги          
выводятся, система нездорова. Я хочу - и позиция нашей фракции такая, - чтобы   
Центробанк когда-нибудь отчитался перед нами не за конкретные цифры, в          
которых мы не всё понимаем, а за ситуацию, которая изменилась в стране в        
банковской сфере, и вот тогда... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Фёдоров Евгений Алексеевич.                        
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас вопрос об отчёте Правительства Российской Федерации,   
информация Центрального банка, и я немножко шире посмотрел бы на этот вопрос.   
                                                                                
Прошли, если так откровенно сказать, главные удары кризиса, хотя, конечно,      
долго ещё будут посткризисные явления, и можно говорить о некоторых итогах. И   
у меня первый вопрос: как бы поступила любая здоровая семья в сложной           
жизненной ситуации? Прежде всего спасала бы детей, стариков, неимущих -         
именно так, руководствуясь моральным долгом. Именно так поступило и             
Правительство Российской Федерации. Оно, единственное правительство в мире,     
сделало так, что пятьдесят миллионов человек получили прямую, адресную,         
персональную поддержку, а в целом механизм поддержки коснулся каждого.          
Единственное правительство в мире сумело защитить от ударов кризиса             
инфраструктуру, в том числе и финансовую, и экономическую, хотя здесь           
почему-то его за это критикуют, а одно абсолютно связано с другим.              
                                                                                
Напоминаю вам и о социально-экономических результатах прошедшего кризисного     
года. За прошедший год продолжительность жизни россиян увеличилась на           
четырнадцать месяцев, на год и два месяца, то есть весь год пошёл в зачёт       
российской нации, - это в кризисный год! Кстати, с 2000 года она выросла уже    
почти на четыре года, точнее, на три года и девять месяцев. Кроме того, у нас   
родилось на пятьдесят тысяч человек больше, чем в прошлом году. А если          
сравнить с 2000 годом, то рождается уже больше на полмиллиона россиян, или на   
40 процентов. Это в целом к вопросу об экономическом и социальном курсе,        
который проводит правительство. Выросла и численность постоянного населения.    
Вот это главнейшие показатели, вообще говоря, по которым можно оценивать        
деятельность любого государства и любого правительства. И между прочим, в       
прошлом году впервые у нас наступил коренной перелом и начался прирост          
населения в Российской Федерации - в кризисный год, подчёркиваю.                
Правительству удалось стабилизировать социально-экономическую ситуацию,         
удержать темпы падения экономики, а по целому ряду показателей выйти на         
устойчивый экономический рост. Если в первом полугодии падение промышленного    
производства составило 14,8 процента, тогда как в еврозоне, напоминаю, 18       
процентов, а в Японии - 31 процент, то за год падение сократилось до 10,8       
процента, то есть во втором полугодии начался ощутимый рост. К примеру, во      
Франции годовое падение составило 11,9 процента, в Канаде - 12,7 процента, в    
Германии - 16,1 процента, в Италии - 17,6 процента, в Японии - 21,6 процента    
(то есть ровно в два раза более глубокое падение, чем у нас).                   
                                                                                
И, уважаемые депутаты из некоторых оппозиционных партий, просьба прекратить     
наконец использовать такой метод политической борьбы, как откровенное враньё.   
Ведь люди же видят, когда вы белое называете чёрным, ведь это же очевидно для   
всех. Неужели вы думаете, что если вы будете постоянно врать, то вам поверят?   
Также, кстати, нужно уйти от таких методов, как истерика, фрагментарный и       
легковесный подход, которые тоже многих отличают. И просьба воздержаться от     
участия в иностранных проектах, пользуясь стабилизацией политической ситуации   
в Российской Федерации. Тоже вы подумайте, депутаты, от какого народа вы        
здесь - от российского или от народа других стран.                              
                                                                                
И ещё. У нас рыночная экономика, и тут следование правилам                      
командно-административной системы и ваш опыт работы в этой системе дают прямо   
противоположные результаты, то есть те методы, которые в советской системе, в   
командной, дают положительные результаты, например командование ценами, в       
рыночной экономике дают прямо противоположные результаты, - вот это специфика   
профессионального характера, я прошу тоже её учитывать, это необходимо.         
                                                                                
Ну и ещё дополнительные вещи. Инфляция у нас по минимальному набору продуктов   
составила всего 0,7 процента, например, масло подсолнечное в прошлом году       
подешевело на 20 процентов, яйца - на 15 процентов, крупа - на 2,5 процента и   
так далее. Поэтому тоже надо быть в курсе реальных экономических показателей.   
В целом позиция правительства позволила застраховать граждан России от          
падения прежде всего жизненного уровня, что позволило обеспечить единство       
общества, а, подчёркиваю, во многих странах это не получилось вопреки,          
кстати, активной деятельности некоторых оппозиционных партий. Поэтому вывод:    
кризис нас укрепил, мы стали сильнее, сплочённее, если хотите - злее,           
амбициознее, осознали свою экономическую и политическую силу. Это позволило     
правительству перейти к главному проекту - решительной внутренней               
модернизации, которая заключается в эффективности госрасходов и коренном        
росте производительности труда. Подробности я опущу, мы об этом много           
говорили, в том числе выпустили специальное заявление.                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" положительно оценивает действия правительства и         
Центрального банка по реализации антикризисных мер и предлагает всем            
политическим силам консолидироваться для решения стратегических задач страны.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич.                              
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Любовь Константиновна.                                
                                                                                
Любой выступающий вправе аргументы любые приводить, но у нас Жириновский        
выходит... Хотя Лужков - член политбюро вашей партии, он к нам его              
приписывает...                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению, это не относится к тому, что мы        
сейчас обсуждаем.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Аксаков Анатолий Геннадьевич от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", пожалуйста.              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завтра поупражняемся.                                     
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. (Шум в зале.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, здесь было сказано очень много добрых слов в   
адрес правительства и Центрального банка за их действия в кризисный период. Я   
думаю, что мы должны не только говорить позитивное, а, может быть, даже         
больше останавливаться на проблемных вопросах,которые также имеют место, на     
критике действий.                                                               
                                                                                
Сегодня Владимир Владимирович, здесь выступая, в конце нашей встречи сказал,    
на мой взгляд, ключевые слова: главная проблема нашей экономики - это           
структура экономики, и поэтому мы наиболее болезненно из всей двадцатки этот    
кризис пережили. И главная задача - также подчеркнул премьер - изменить         
структуру экономики. В связи с этим задаёшь себе вопрос: а программа            
правительства, действия Центрального банка позволяют ли говорить о том, что     
мы выйдем из этой структуры, изменим структуру экономики и действительно        
модернизируем её на новой, технологической основе? Вот мне пока что из того,    
что вижу... приходится говорить о том, что не видно каким образом будет         
меняться структура экономики благодаря действиям правительства и Центрального   
банка.                                                                          
                                                                                
Обратите внимание на курсовую политику Центрального банка. Вот за курс валюты   
отвечает Центральный банк, курс валюты всё последнее время у нас укрепляется.   
Каким образом поступают иные страны, выходя из кризиса и способствуя            
изменению структуры экономики? Они ослабляют свою валюту, они ослабляют курс    
национальной валюты по отношению к другим, для того чтобы развивать в том       
числе импортозамещение. Так поступают Соединённые Штаты Америки, так            
поступает Китай, в последнее время так поступает и Европа. Мы же действуем в    
обратном направлении, фактически способствуя подавлению отечественного          
производства. Обратите внимание на цифры импорта: весь последний год, 2009      
год, ежеквартально импорт рос темпом больше чем 60 процентов, последний         
квартал 2009 года - импорт более 80 процентов. Что это означает? Это            
означает, что, вместо того чтобы покупать нашу отечественную продукцию, наши    
жители, граждане России, наши предприятия предъявляют спрос на импортную        
продукцию. Почему? Ну, в том числе и из-за того, что вот такая у нас курсовая   
политика, направленная на укрепление рубля и, соответственно, подавление        
российской экономики.                                                           
                                                                                
Следующая проблема, которую, на мой взгляд, следует поднимать. Недавно          
президент встречался с Хлопониным, и они обсуждали ситуацию с экономикой        
Чечни. Хлопонин отметил, что в Чеченской Республике практически нет             
банковской системы. Я думаю, что если будут реализованы меры по повышению       
минимального размера капитала для банков более жёсткие, чем в текущем году,     
то многие региональные банки исчезнут, прежде всего в депрессивных регионах.    
А крупным банкам туда и неинтересно идти, потому что там особенно не            
заработаешь и открывать там филиал особого смысла нет. Поэтому, Геннадий        
Георгиевич, конечно, можно оперировать цифрами и говорить о том, что активы     
этих небольших банков составляют мизер от общего объёма, мизерную долю от       
общего объёма активов, но этот мизер в небольшом депрессивном регионе           
выполняет важнейшую социальную функцию, потому что малые предприятия,           
предприниматели имеют возможность идти получать кредит. Часто в                 
Сберегательный банк они не могут податься, потому что там очень жестокая,       
жёсткая, такая бюрократическая система выдачи кредитов. И поэтому подход - в    
рамках только Садового кольца определять цифры и оперировать ими - абсолютно    
неверен. Надо понимать, что у нас страна большая, разный уровень развития       
регионов и для того, чтобы обеспечить нормальное развитие регионов,             
преодолевать разрыв в их развитии, нам необходимо развивать в целом             
банковскую систему. Тем более поддержка касалась... Вот здесь сегодня все       
говорили, что банки поддерживали. Кого поддерживали? Сбербанк, ВТБ,             
Газпромбанк, остальные-то банки у нас фактически не пользовались этой           
поддержкой, и поэтому делить... Фактически разрушалась конкурентная среда, и    
за это тоже ответственность несёт Центральный банк. Разрушая конкуренцию, мы    
фактически разрушаем рынок и разрушаем... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителя комитета по бюджету и у первого     
заместителя председателя Центрального банка? По выступлениям в заключение       
есть что сказать?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Георгиевич.                                                
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Тридцать секунд.                                                 
                                                                                
Вот здесь звучал тезис по поводу того, что сделали, чтобы банковская система    
оказывала большее влияние на экономику. При всей этой критике, коллеги, я       
предлагаю, чтобы вы задумались над цифрами. В 2000 году весь объём кредитов,    
которые получил реальный сектор - не финансовые организации, а реальный         
сектор, - составил 800 миллиардов рублей. В трудном, кризисном 2009 году        
объём кредитов реальному сектору составил 12,5 триллиона. Разве это не          
влияние банковской системы на экономику?                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МЕЛИКЬЯН Г. Г. Посчитайте с учётом инфляции, всё равно получается огромный      
рост. Мы увеличивали все последние годы объём кредитования реального сектора,   
каждый год примерно в полтора раза.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, мы закончили обсуждение. Ставится на голосование проект                
постановления Государственной Думы "Об отчёте Правительства Российской          
Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации     
мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей   
экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других      
мер социальной политики за 2009 год". Кто за то, чтобы принять данный проект    
постановления? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
                 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 08 сек.)               
Проголосовало за              309 чел.68,7%                                     
Проголосовало против           93 чел.20,7%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.