Заседание № 122
18.10.2013
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 354947-6 "О назначении Чистюхина Владимира Викторовича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4198 по 5183 из 5885
Далее мы рассматриваем блок проектов постановлений о назначении одиннадцати кандидатов на должности членов Совета директоров Банка России, это вопросы с 35-го по 45-й, и я предоставляю слово Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной. НАБИУЛЛИНА Э. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В целях реализации пункта 15 статьи 49 федерального закона № 251-ФЗ и в соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О Центральном банке..." представляю на ваше рассмотрение согласованные с Президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения на должности членов Совета директоров Банка России. Итак, Иванова Надежда Юрьевна. Много лет работает в Банке России, опытный, профессиональный сотрудник. В должности заместителя председателя Банка России занимается организацией и проведением операций по рефинансированию банков, прогнозами финансовых показателей деятельности Банка России, формированием и использованием Резервного фонда Банка России, координацией работы по подготовке сводных материалов Банка России, подготовкой финансовой статистики. Игнатьев Сергей Михайлович, которого вы прекрасно знаете. Сергей Михайлович возглавлял Центробанк с 2002 года, а сейчас является советником председателя Банка России и занимается вопросами денежно-кредитной политики, политики валютного курса, банковского регулирования и другими вопросами по поручению председателя Банка России. Участие Сергея Михайловича, с его огромным опытом и профессиональными знаниями, в работе Совета директоров, как мне кажется, обеспечит необходимую банку преемственность политики. Лунтовский Георгий Иванович. Работает в Центральном банке с 1999 года. Первый заместитель председателя Банка России, курирует вопросы наличного денежного обращения. Недавно ему дополнительно были переданы функции по развитию национальной платёжной системы и курированию вопросов информационных технологий. В сферу ответственности Георгия Ивановича также входит кадровая политика, работа полевых учреждений и ряда подведомственных Центробанку структур. Плякин Алексей Вячеславович. Работает в системе Банка России с 1997 года. С июля этого года назначен начальником Московского главного территориального управления Банка России. Отвечает за вопросы надзора за деятельностью кредитных организаций, обеспечивает регулирование денежного обращения на территории Москвы и Московской области. Савинская Надежда Алексеевна. С 1996 года возглавляет Главное управление Банка России по Санкт-Петербургу. Организует надзор за кредитными организациями, обеспечивает бесперебойную работу платёжной системы, наличного денежного обращения на территории Санкт-Петербурга. Симановский Алексей Юрьевич. Работает в системе Банка России с 1986 года. Первый заместитель председателя Банка России, курирует вопросы банковского регулирования и надзора, в частности разработку мер повышения устойчивости кредитных организаций, а также координирует инспекционную деятельность. Скобелкин Дмитрий Германович. Работал в Центральном банке с 1997 года по 2002 год. Последнее место работы до возвращения в Центральный банк - замдиректора Федеральной службы по финансовому мониторингу. В июле 2013 года назначен заместителем председателя Банка России. Курирует вопросы, связанные с противодействием легализации доходов, полученных преступным путём, а также вопросы валютного контроля. Сухов Михаил Игоревич. Работает в Центральном банке с 1993 года, с 2012 года - в должности заместителя председателя Банка России. Отвечает за вопросы надзора за системно значимыми кредитными организациями, соответствующий департамент был создан совсем недавно с целью повышения плотности контроля и надзора за данными организациями. В компетенции Михаила Игоревича находятся вопросы лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, а также вопросы банковского регулирования. Чистюхин Владимир Викторович. Работает в Банке России с 1995 года. До последнего времени возглавлял Департамент финансовой стабильности. В сентябре 2013 года в связи с переходом к Центральному банку функций мегарегулятора назначен первым заместителем руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам. Курирует вопросы надзора и регулирования на страховом рынке, деятельность микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, лицензирование деятельности участников финансового рынка. Швецов Сергей Анатольевич. Работает в Банке России с 1993 года. До недавних пор курировал вопросы денежно-кредитной политики, а с созданием мегарегулятора назначен первым заместителем председателя Банка России - руководителем Службы Банка России по финансовым рынкам. Одновременно занимается постепенной интеграцией службы в систему Центрального банка. Юдаева Ксения Валентиновна. Назначена первым заместителем председателя Центрального банка в сентябре текущего года, до этого работала начальником Экспертного управления Президента Российской Федерации. Имеет опыт работы в банковской сфере, была главным экономистом Сбербанка России. Курирует вопросы денежно-кредитной политики, проведение рефинансирования кредитных организаций. Я кратко представила всех кандидатов на должности членов Совета директоров, все они профессионалы с большим опытом и, на мой взгляд, могут справиться с теми задачами, которые на них возложены. Прошу уважаемых депутатов Государственной Думы принять соответствующее решение по каждому кандидату на должность члена Совета директоров Банка России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями Федерального закона "О Центральном банке..." освобождение от должности и назначение на должность членов Совета директоров осуществляется Государственной Думой. Впервые в истории современной Государственной Думы происходит столь значимое событие - переназначение практически всех членов Совета директоров. По закону должно быть пятнадцать членов Совета директоров, включая председателя, сегодня представлено председателем одиннадцать кандидатов. Отмечу, что шесть из них уже входили в Совет директоров, а еще пять работают в Банке России на руководящих должностях. Предлагаемые кандидатуры на должности членов Совета директоров в соответствии с Регламентом Государственной Думы были предварительно рассмотрены на заседании Комитета по финансовому рынку. Мы там задавали достаточно много вопросов, обсуждение шло более двух часов, и после этого было принято решение рекомендовать всех кандидатов к назначению. Все кандидаты не новички, люди хорошо известные в финансовых кругах, хорошо себя зарекомендовавшие, обладающие соответствующими навыками, большим опытом и профессиональными знаниями. У Центрального банка появились новые полномочия - полномочия единого регулятора, позволю себе пожелать новому составу Совета директоров, если мы поддержим решение Комитета по финансовому рынку, успехов в работе, ведь им предстоит сделать очень много нового в связи с принятием закона о едином регуляторе. Решение комитета - поддержать все представленные кандидатуры, поэтому просьба поддержать все проекты постановлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам в адрес кандидатов. У фракции КПРФ вопросов нет - что бы это значило? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А другие фракции пользуются правом задавать вопросы. Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Наши коллеги, члены нашей фракции, задавали много вопросов на заседании комитета, я думаю, это подтвердят и кандидаты. Вчера мы обсудили и утвердили порядок рассмотрения проектов постановлений: минута на вопрос, минута на ответ, в общем-то, приняли решение не задавать вопросы, но один вопрос всё-таки есть - к Юдаевой Ксении Валентиновне, поскольку она занимается денежно-кредитной политикой. Ксения Валентиновна, скажите, пожалуйста, к концу года курс доллара по отношению к рублю удержится в рамках тех прогнозов, что вы давали? И каким образом ситуация в мировой экономике отразится на нашей экономике к концу года? ЮДАЕВА К. В., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Спасибо большое за вопрос. Я должна сказать, что Центральный банк сейчас придерживается политики гибкого валютного курса и детальные прогнозы по курсу мы сейчас не даём, есть прогнозы правительства. Безусловно, на рынке имеет место достаточно серьёзная волатильность, часто связанная с действиями других иностранных банков. Тем не менее курс, если мы посмотрим, на протяжении последних нескольких лет в среднем был относительно стабильным, и мы рассчитываем, что при столь высокой волатильности такая относительная стабильность курса будет сохраняться. Поскольку курс гибкий, мы считаем, что всё-таки наши главные задачи - это ценовая стабильность, снижение инфляции и таким образом создание условий для экономического роста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Несколько месяцев назад, весной, когда обсуждался один из законопроектов, связанных с деятельностью Центрального банка, я говорил, что есть информация о том, что современные банкоматы и их аппаратно-программное обеспечение принимают поддельные купюры, просил представителей Центробанка обратить на это внимание. Сейчас в банкоматах некоторых банков не принимаются пятитысячные купюры из-за того, что появилось большое количество фальшивок. Я вам даю другую информацию: уже и тысячные фальшивые, поддельные купюры есть возможность в банкомат запускать - тоже прошу обратить на это внимание. А вопрос мой заключается в следующем: не пора ли подумать о каких-то новых способах защиты денежных купюр? Это первое. И второе: когда наконец нормализуется ситуация, потому что отсутствие возможности вносить в банкомат пятитысячные купюры тревожит наших граждан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич, вы тысячные купюры протестировали? (Оживление в зале.) Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы ответить на этот вопрос следующим образом. Наши банкноты, которые выпускает Банк России, являются одними из самых защищённых в мире, меньше фальшивок, пожалуй только в Швейцарии, где, на наш взгляд, ещё более защищённые банкноты, а у нас в два раза меньше фальшивок, чем в еврозоне. Что касается сегодняшней проблемы с банкоматами, здесь всё просто. Дело в том, что каждый банкомат должен иметь защиту от фальшивых банкнот. На наших банкнотах достаточно защитных признаков, которые можно использовать, установив на банкомат соответствующие датчики, чтобы предотвратить приём банкоматом фальшивых банкнот. К сожалению, наши банки пошли по другому пути: когда мы предложили им устанавливать на банкоматы не менее четырёх датчиков, они ответили, что это их риски, они сами отвечают за деятельность банка, поэтому сами будут регулировать эти вопросы. Я думаю, сегодняшняя ситуация, в общем-то, способствует тому, чтобы мы предложили внести соответствующие изменения в нормативные акты по оснащению банкоматов. Проблемы с фальшивомонетничеством как таковой у нас нет, вернее, она есть, но не так существенна: уровень фальшивок по сравнению с прошлым годом снизился на 20 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Николаевич Кравченко. КРАВЧЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Симановскому Алексею Юрьевичу. Одной из основных целей осуществления Банком России банковского регулирования и надзора является предупреждение ухудшения финансового состояния банков с целью недопущения угроз интересам кредиторов и вкладчиков банков. Статистика свидетельствует о росте числа случаев применения Банком России крайней меры банковского надзора - отзыва лицензии: в 2012 году было отозвано 23 лицензии, только за девять месяцев 2013 года - порядка 20 лицензий. Очевидно, что последствия отзыва лицензий негативно сказываются на кредиторах и вкладчиках этих банков. Какие меры, на ваш взгляд, следует предпринять Банку России с целью проведения более эффективного мониторинга и предупреждения ухудшения финансового состояния банков? Очевидно, что такая работа самым позитивным образом скажется на доверии граждан к банковской системе. СИМАНОВСКИЙ А. Ю., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Большое спасибо за вопрос. Банк России разработал программу действий, связанных с повышением эффективности банковского надзора, банковского регулирования. Составной частью этой программы является активизация надзора, и тот результат, который мы наблюдаем, свидетельствует о том, что эта установка действительно выполняется. Мы исходим из необходимости оздоровления банковского сектора, мы исходим из необходимости определения более жёстких сроков для восстановления финансовой устойчивости тех банков, которые чувствуют себя не очень хорошо, мы исходим из необходимости очищения банковской системы от банков, которые занимаются сомнительными операциями в существенных объёмах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. СИМАНОВСКИЙ А. Ю. Спасибо. Помимо этого, мы исходим из того, что должно развиваться банковское регулирование, направленное на имплементацию международных подходов, должны совершенствоваться, так сказать, наши внутренние инициативы, тоже ориентированные на повышение устойчивости банков и системы в целом. Мы исходим также из того, что необходимо повысить ответственность владельцев, контролирующих банки, и повысить ответственность топ-менеджмента за то, чтобы они вели банки путём устойчивости, так сказать, а не путём возникновения у банков проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к докладчику, к Эльвире Сахипзадовне. Эльвира Сахипзадовна, когда вы работали в правительстве помощником президента и избирались на пост председателя Центробанка, одним из условий ставили снижение ставок кредитов для бизнеса. Сейчас межбанковская ставка Центробанка составляет 8 процентов годовых, то есть когда на год кредитные ресурсы выдаются, а ставка в коммерческих банках составляет 14-16 процентов - это я говорю про кредиты, обеспеченные залогом и тройным поручительством. Скажите, пожалуйста, не думает ли Центробанк в перспективе всё-таки вводить низкие ставки для кредитных ресурсов и вводить так называемую ставку ЛИБОР, которая ограничила бы аппетиты коммерческих банков в части увеличения данных кредитных ставок? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Вопрос, связанный с ценой денег для экономики, конечно, самый важный и существенный. Нужно принять целый комплекс мер для того, чтобы стоимость кредитов уменьшалась. Здесь и снижение инфляции - это одна из ключевых задач Центрального банка. Это и снижение рисков - здесь нужно будет внести изменения и в законодательство, и в нормативную базу Банка России, мы сейчас над этим работаем. Одним из инструментов, влияющих на конечную ставку, являются также ставки Центрального банка. Мы сейчас упорядочили все наши инструменты, и по той ставке рефинансирования, которую вы упоминали, - 8,25 процента - сейчас ресурсы банковскому сектору не предоставляются. У нас сейчас ключевая ставка, по которой предоставляются деньги банковскому сектору, - она так и называется: ключевая ставка - 5,5 процента... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. НАБИУЛЛИНА Э. С. Она ниже инфляции. Весь вот этот инструментарий мы будем применять. Мы начали применять и новые механизмы предоставления ликвидности банковскому сектору, в том числе трёхмесячные аукционы уже по ставке, близкой к ключевой. Последний аукцион показал востребованность этого инструмента, ставка была 5,76 процента - тоже ниже инфляции. Как я сказала, это комплексная проблема, над которой, безусловно, мы будем работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. У меня вопрос к Сергею Михайловичу. Уважаемый Сергей Михайлович, понятно, что сегодня, для того чтобы как-то изменить ситуацию в экономике России, необходимо диверсифицировать её и определить те точки роста, куда направить усилия и банковской, и финансовой систем, для того чтобы сюда пришли новые инвестиции. И здесь переоценить роль Центробанка очень сложно. Много есть сложностей, их можно перечислять очень долго - это и деоффшоризация, и отток капитала, и так далее. Назовите самый весомый инструмент, который вы использовали бы для того, чтобы решить этот вопрос. Ответьте, пожалуйста, коротко - у вас одна минута. ИГНАТЬЕВ С. М., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Вопрос сложный. Я боюсь, что этот инструмент, диверсификация экономики, не в полномочиях Центрального банка - этим должно заниматься правительство прежде всего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Елена Юрьевна Ушакова. УШАКОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Сергею Анатольевичу Швецову. Уважаемый Сергей Анатольевич, в августе 2013 года вступил в силу федеральный закон, который наделил Центральный банк функциями и полномочиями мегарегулятора финансовых рынков. В сферу ведения Банка России включены вопросы, связанные с регулированием страховой отрасли, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; микрофинансовая деятельность, пенсионные фонды и целый ряд других вопросов. В связи с этим у меня такой вопрос: какие цели и задачи вы оцениваете как первоочередные, требующие наиболее оперативного решения? ШВЕЦОВ С. А., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Спасибо за вопрос. Банк России действует в соответствии с законом. Наша цель - это обеспечение бесперебойной работы финансового рынка, финансовая стабильность. А что касается тех мер, которые мы предпринимаем, - это предсказуемость политики плюс утверждение стратегии, которую сейчас предусматривает закон, об этом будет доложено на парламентских слушаниях. Я думаю, что во всех отраслях, о которых вы говорили, требуются определённые корректировки в области повышения качества надзорных действий регулятора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Алексею Юрьевичу Симановскому вопрос. Алексей Юрьевич, учитывая неспокойную ситуацию, которая сложилась с Банком "Пушкино", тревожит вкладчиков российских банков, то, что многие аналитики предрекают непростые времена, и связывают они это с банковским надзором. Скажите, не ждёте ли вы следующих банкротств? Какое количество банков на сегодняшний день, по-вашему мнению, являются проблемными? Какое количество убытков от банкротств в денежном эквиваленте выдержит АСВ? И можете ли вы сказать, что в обозримом будущем нам не грозит банковский кризис? Ну и, если будет возможность, ответьте: не считаете ли вы, что вот такие названия, как "Пушкино", "Москва", такие имена собственные, которые много значат для России, не должны использоваться в наименованиях банков? СИМАНОВСКИЙ А. Ю. Спасибо за вопрос. Я, наверное, начну с ответа на последний ваш вопрос (на самом деле было много вопросов). По моему убеждению, никакой банковский кризис нам не грозит, российская банковская система достаточно устойчива. Есть, конечно, отдельные проблемные банки, я не хочу этого скрывать, но они не делают погоды на нашем банковском рынке, соответственно, никакой системной угрозы нет. Что касается наших надзорных действий, я о них уже сказал, отвечая на первый вопрос: они будут направлены на то, чтобы более оперативно решать проблемы банков, и если банки и их владельцы будут не в состоянии решить свои проблемы сами, то, соответственно, мы будем вынуждены следовать требованиям закона и банки с рынка выводить. Повторяю: это не несёт никаких системных рисков. По поводу названий банков... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СИМАНОВСКИЙ А. Ю. Дело в том, что есть закон, которым мы руководствуемся, закон не запрещает называть банки так, как владельцы считают нужным. Если есть мнение, что какие-то слова не должны использоваться в названиях банков, и если будет принято соответствующее решение на уровне закона, конечно, мы будем реализовывать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. По ведению или вопрос, Сергей Николаевич? Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Очень хорошие вопросы задают - жаль, что так мало времени, но вот почему-то никто не поднимает, на мой взгляд, самый актуальный вопрос, а я хотел бы воспользоваться возможностью и задать его Дмитрию Германовичу Скобелкину, у которого отличное, такое интересное направление работы - противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. Мы уже целую неделю слышим про это Бирюлёво, про плодоовощную базу, про то, что там крутятся чуть ли не какие-то миллионные суммы, полученные незаконным путём, путём незаконных финансовых операций. Какова в этом ваша роль и какие у вас имеются вообще предложения по всем остальным базам? Если это всё творится в нашей стране, то, наверное, у вас есть какая-то цельная позиция, касающаяся этого направления: что дальше-то делать? Одну базу закроем, а на остальных-то что будем делать? Ответьте - вы же курируете этот вопрос! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, ваша роль в хорошем смысле слова, Дмитрий Германович. СКОБЕЛКИН Д. Г., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Спасибо большое за вопрос. Я так и расценил, что в хорошем смысле слова. Дело в том, что, конечно, мне сложно комментировать, что происходит на овощных базах. Другое дело, я могу сказать, что на сегодняшний день основная задача регулятора - это в первую очередь чёткая позиция по внедрению в банковском секторе тех законодательных норм, которые мы вместе с вами принимали, я имею в виду прежде всего 134-й закон, направленный на противодействие незаконным финансовым операциям. И одна из основных задач - это внедрение в деятельность банков механизмов, способствующих тому, чтобы этот закон у нас заработал. Вторая задача - это, по моему представлению, всесторонняя помощь банковскому сектору и финансовому сектору в исключении из сферы обслуживания тех клиентов, которые проводят незаконные, сомнительные операции, которые связаны с отмыванием преступных доходов. Третье, и об этом уже было косвенно сказано Симановским Алексеем Юрьевичем, - это удаление с банковского рынка игроков, которые обслуживают теневой сектор экономики. И четвёртое - это в ближайшей перспективе имплементация международных стандартов в банковскую систему, что в свою очередь должно, с моей точки зрения, повысить рейтинги банков и, как следствие, международные рейтинги Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Вопрос любому из коллег из Центрального банка, который будет готов ответить. Многие банки, перед тем как вы у них отозвали лицензию, имели "замечательные" рейтинги у уважаемых рейтинговых агентств. Так вот, банки вы ликвидировали, а рейтинговые агентства остались - скажите, что вы в этом смысле планируете делать? Мы видим, что на Западе роль рейтинговых агентств довольно высока, но у нас совершенно непонятно, что это вообще такое - рейтинговое агентство, тем более в отношении банков? То есть они либо в сговоре с банками, если дают такие заключения, либо некомпетентны и непрофессиональны, но и в том, и в другом случае такие рейтинговые агентства, наверное, должны быть удалены с рынка. Прокомментируйте, пожалуйста. ШВЕЦОВ С. А. Спасибо за вопрос. К сожалению, рейтинг - это оценка вероятности дефолта того или иного участника, соответственно, в самом понятии "рейтинг" содержится ненулевая вероятность дефолта и отзыва лицензий. Это первое. Второе. Те банки, о которых вы говорили, скорее всего, имели рейтинги иностранных агентств. Проблемы, касающиеся присвоения рейтингов, качества этих рейтингов, отсутствия конфликта интересов при назначении рейтингов, - это всё темы сегодняшней дискуссии представителей стран "большой двадцатки", международного комитета по финансовой стабильности, и они вырабатывают предложения по регулированию рейтинговых агентств, которым мы также собираемся следовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игнатьеву вопрос. Уважаемый Сергей Михайлович, насколько известно из СМИ, принято решение о реорганизации структуры Банка России в территориальном разрезе, при этом система территориальных учреждений Банка России будет реформирована в систему главных управлений Банка России по федеральным округам. Не могли бы вы сказать, с чем именно сегодня связана необходимость такой существенной реорганизации на местах? С учётом расширения функций Банка России, не скажется ли это на эффективности работы в период реорганизации? ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо большое. Тему такой крупной реорганизации, вообще-то, Центральный банк обсуждает уже давно, несколько лет по меньшей мере. У такой серьёзной реорганизации есть, естественно, свои плюсы, свои минусы, свои риски, и то, как предполагается это делать, мне кажется совершенно правильным. То есть сначала реорганизация пройдёт в Центральном округе, там все проблемы, я надеюсь, выявятся, все процедуры будут отработаны и так далее, и уже потом эта практика будет распространена на всю страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский, ваш вопрос. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Наталья Викторовна Бурыкина сказала, что сегодня действительно неординарная ситуация - это впервые и для депутатов, и для кандидатов на должности членов Совета директоров, поэтому все должны быть задействованы. Задам вопрос не Игнатьеву, а, пожалуй, Владимиру Викторовичу Чистюхину, он десять лет работал в Департаменте валютного регулирования, с 2011 года - директор Департамента финансовой стабильности. Владимир Викторович, вопрос следующий. За последние полтора года очень резко вырос внешний долг России: сейчас он больше 700 миллиардов долларов, а в начале 2012 года был всего лишь 542 миллиарда. Нам говорят, что это и корпоративный долг, но мы знаем, что этот долг вырос прежде всего за счёт госкорпораций и госбанков. Вроде бы по отношению к ВВП это не так много, но, с другой стороны, это всё-таки реальные денежные обязательства. Как вы к этому относитесь? ЧИСТЮХИН В. В., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Спасибо за вопрос. Я к этому отношусь таким образом: важна не величина корпоративного долга, важно качество этого долга - я имею в виду, что если корпорации и кредитные организации государства могут обслуживать этот долг, то в принципе ничего страшного в этом нет. В период кризиса 2008 года правительству вместе с Центральным банком приходилось предпринимать определённые усилия, для того чтобы помогать хозяйствующим субъектам в возврате этого долга, в его рефинансировании. Поэтому, наверное, задача правительства, а если говорить о Центральном банке, то и Центрального банка, в отношении кредитных организаций заключается в том, чтобы оценивать качество активов банков, в том числе и таких активов, которые связаны с привлечением внешних кредитов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вот теперь все вопросы заданы, переходим к выступлениям представителей фракций. Выступает Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, детальное обсуждение кандидатур, представленных для включения в состав Совета директоров новым председателем Центрального банка, прошло на заседании Комитета по финансовому рынку, и сейчас телеграфным стилем я хотел бы обозначить проблемы, которые фракция КПРФ видит в нашей работе во взаимодействии с Центральным банком, которые не удалось решить прошлому составу руководства Центрального банка и которые необходимо достаточно быстро решать сейчас, особенно в связи с передачей Центральному банку большого количества полномочий правительства. Первое. Дискуссия о целях деятельности Центрального банка, очевидно, затянулась. Положение закона о такой цели деятельности Банка России, как развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, устарело и нуждается в корректировке. Фракция КПРФ в прошлом созыве вносила законопроект, где предлагала дополнить это положение словами "для содействия обеспечению устойчиво высоких темпов экономического роста и стабильного уровня цен", - ЦБ нас не поддержал, хотя в законодательстве каждой развитой страны и большинства остальных стран есть соответствующая позиция. И дело не просто в словах, а в том, что корректировки требует сама политика Центрального банка. Центральный банк ведь не просто осуществляет денежную эмиссию, но в условиях свободного рынка, грубо говоря, может легко перенаправить поток денежных знаков из одного кармана в другой. Достаточно вспомнить так называемую плавную девальвацию рубля 2008 года, чтобы понять, как это делается: в результате простой двухходовки с изменением курса национальной валюты коммерческие банки обогатились, а многие предприятия реального сектора прекратили своё существование. Второе - утечка капитала. Выступая не так давно на заседании Комитета по финансовому рынку, уже теперь бывший заместитель председателя Центрального банка Мельников заявил, что в 2006 году были приняты такие законодательные решения, которые не позволяют обеспечить контроль за этим крайне опасным явлением. Давайте займёмся этой темой, мы ждём от Центрального банка соответствующих предложений по корректировке законодательства. Третье. Необходимо поднять уровень ответственности Центрального банка перед парламентом. Положение закона "О Центральном банке Российской Федерации", о его подотчётности Государственной Думе в значительной степени декларативно. Не посягая на конституционную норму о независимости Центрального банка в вопросах защиты и обеспечения устойчивости рубля, парламент должен иметь рычаги реагирования в случае возможных грубых ошибок в деятельности ЦБ, в частности в надзоре за коммерческими банками (как известно, мошеннические действия некоторых из них в минувшие годы тяжёлым грузом ложились на бюджет страны). Четвёртое. За кредитно-денежную политику в настоящее время отвечает и правительство, и Банк России. В условиях расширенных полномочий банка важно законодательно разграничить ответственность каждой из сторон, чтобы здесь не было путаницы. И последнее. Фракция КПРФ готова к совместной работе по решению проблем, связанных с деятельностью Центрального банка. Что касается предстоящего голосования... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. КАШИН Б. С. ...то фракцией принято решение провести свободное голосование по каждой кандидатуре. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Первое, о чём хотелось бы сказать: фракция ЛДПР поддерживает предложенные кадровые решения. Вы знаете, Эльвира Сахипзадовна, что наша фракция возлагает на вас, как на нового руководителя Центрального банка, большие надежды. Мы знаем, что вы назначены совсем недавно, 120 дней назад. И члены команды, которую вы сейчас представляете, - многие из них нам знакомы - работали на разных должностях в Центральном банке, в иных структурах и показали себя действительно очень крупными профессионалами своего дела. Но всё же мы призываем вас к радикальным действиям по зачистке финансового рынка, я не побоюсь это сказать по зачистке финансового рынка. Вы знаете, насколько сейчас высок уровень злоупотреблений на этом рынке, самые разные схемы используются банками. Например, ряд банков использует криминальную схему вывода активов: в подтверждение наличия актива они берут выписку у подконтрольного или аффилированного с ними депозитария о том, что у них в собственности есть ликвидные ценные бумаги, - думается мне, что сейчас многие банки используют эту схему, - в результате банки рушатся, и АСВ, оно же государство, вынуждено возмещать вкладчикам утерянные вклады. Эльвира Сахипзадовна, не стоит миндальничать с банками, отзывайте лицензии самым строгим, самым жёстким образом! Все мы, сидящие в этом в зале, неоднократно говорили о том, что необходимо бороться с оффшорами. Так вот, мы ищем оффшоры где-нибудь на Кипре, в иных странах, настоящие же оффшоры находятся у нас под носом - это наши банки. И в первую очередь, к сожалению, это частные банки, мелкие и средние, потому что крупный банк действительно дорожит своей лицензией и, соответственно, служба безопасности такого банка значительно более качественно подходит к отслеживанию злоупотреблений, происходящих в банке. Также я хотел бы остановиться на ликвидации диспропорции в надзоре за банками, микрофинансовыми организациями и кредитными кооперативами. Хоть банки иногда и шалят на этом рынке, выдают кредиты под 50 процентов годовых, но никто из них ещё не додумался под 1000 процентов выдавать. Обратите внимание на этот сектор! Далее, о финансовых пирамидах, которые по-прежнему существуют. Сейчас додумались уже до обратных финансовых пирамид... (Микрофон отключён.) Полминуты, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. САВЕЛЬЕВ Д. И. То есть если раньше можно было видеть пирамиды типа "МММ", то сейчас додумались уже до того, что предлагают гражданам оплатить за них долги - тот же "ВТБ" жалуется, мы видим это в прессе. Предлагают: 25 процентов кредита внесите в нашу конторку, и долг на сто процентов будет погашен. Ну, понятно, что здесь требуется законодательная база, и мы готовы вам её предоставить. Ну и в заключение, Эльвира Сахипзадовна. Мы знаем пример коллеги Лунтовского, я уже неоднократно на этом останавливался - вот неплохо бы вернуться к традиции или, может быть, ввести традицию, чтобы от каждой фракции по одному заместителю Центрального банка Дума вам направляла. И тогда коллега Кашин выйдет на трибуну уже в ранге зампреда и разделит с вами ответственность, и фракция КПРФ будет молчать. Мы разделим ответственность с вами, вы её на нас возложите, и мы вам отслужим! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович первый в очереди! (Оживление в зале.) Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, хочется просто дополнить предыдущего выступавшего: количество мест в Совете директоров должно быть пропорционально количеству, так сказать, купленных билетов, то есть количеству членов фракций, чтобы не обидно было, а то от каждой одинаково - какая-то диспропорция. (Шум, оживление в зале.) Давайте к более серьёзным вещам перейдём. Вы знаете, коллеги, что весной мы приняли в новой редакции закон о Центральном банке и передали ему полномочия по регулированию всего финансового рынка в Российской Федерации. Это было знаковое событие. Сегодня тоже неординарное событие, потому что сегодня мы практически в полном составе назначаем новый состав Совета директоров Центрального банка. Пожелания нашей фракции кандидатам - чтобы вместе с назначением на пост члена Совета директоров, которое сегодня, я думаю, будет поддержано в этом зале, каждый из них почувствовал и определённую ответственность за те многие острые вопросы экономической и финансовой жизни страны, о которых часто и мы говорим в этом зале, и люди на улице, чтобы они эту ответственность с нами разделили и все вопросы, связанные в том числе и с высокой инфляцией, и с высокими кредитными ставками, и с доступностью кредитов для малого и среднего бизнеса, и с надёжностью банковской и финансовой системы, разрешили. И также желаем, чтобы в дальнейшем, через пять лет, - сегодня мы членов Совета директоров впервые избираем на пять лет, между прочим, раньше срок был четыре года - они были достойны того, чтобы, когда они придут в этот зал, следующий состав Думы поставил перед ними задачи и переизбрал их на следующий срок. А сейчас перед Банком России и перед новой командой, которая сегодня представлена, стоят и другие вызовы, такие как необходимость интеграции банковской и финансовой системы, управление, оптимизация и повышение эффективности функции регулирования. Хотелось бы отметить, что сегодня шесть человек из представленных нам кандидатов (всего их одиннадцать человек) переназначаются, - это означает, что в политике Центрального банка есть преемственность, и это хорошо. А пять новых кандидатов, став членами Совета директоров, я думаю, привнесут свежие взгляды и идеи для ответов на современные вызовы, которые стоят перед банковской системой. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит всех кандидатов, мы думаем, что они достойно представят интересы общества в Совете директоров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уже неоднократно высказывала, так скажем, некую неудовлетворённость политикой Центрального банка, тем, что нет амбициозных задач, которые ставились бы перед российской экономикой, перед российскими гражданами, но есть излишняя перестраховка и застабилизированность. Да, возможно, с точки зрения сохранения денег - это не раз звучало в наших спорах - вы вот такую политику проводите, но мы с этим не соглашались и не соглашаемся. Мы склонны верить Виссариону Белинскому, который говорил, что если ты не движешься вперёд, значит, ты движешься назад. Так вот, развития не происходит прежде всего в экономике, и в этом причина нашей обеспокоенности. Согласитесь, что никакой малый бизнес, средний бизнес при тех грабительских 15-20 процентах, которые сегодня есть, не только развиваться - существовать не может. Но вы - локомотив, вы должны вывозить из этой ситуации, которая уже годы на кредитном рынке существует. Ни один бизнесмен в Европе не может себе представить никакой жизни, никакого существования при таких условиях, а наши чудом как-то ещё выживают и даже развиваются. О неэффективном использовании Резервного фонда, Фонда национального благосостояния мы тоже говорили много раз и будем ещё говорить - это принципиальный вопрос, по которому мы, к сожалению, может быть, для вас, с представленной вами концепцией дальнейшего развития не соглашаемся. Мы категорически возражаем против размещения огромных, многомиллиардных средств за границей, за рубежом, в Европе, прежде всего в Америке, вместо размещения их на территории России. Этим самым власть выказывает недоверие в целом российскому бизнесу, российским гражданам. Ну и самое главное. Главная отговорка в условиях кризиса - это что, не дай бог, придёт чёрный день и нам нужны будут деньги, чтобы заплатить зарплаты и пенсии. Ну согласитесь, если, не дай бог, придёт чёрный день - это будет означать остановку производств, банкротство прежде всего европейских и американских компаний. Да, правильно, они вернут нам эти деньги, но они вернут их в виде фантиков, на эти фантики нельзя будет купить продукты, лекарства и так далее, и так далее. Поэтому мы предлагаем... Можно ещё полминуты добавить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. НИЛОВ О. А. Мы предлагаем использовать эти средства тоже на чёрный день, для подушки безопасности, но в натуральном выражении - в виде тех продуктов, которые можно здесь на эти деньги создать и хранить, лекарств и так далее, и так далее. Мы желаем вам всё-таки двигаться. И ещё, есть одна поговорка, которая очень важна для сегодняшней ситуации, ну, такой сплошной криминализации и коррупционности: "В быстрой воде муть не водится". Предлагаем вам начать это движение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Переходим к голосованию по проектам постановлений. 35-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Ивановой Надежды Юрьевны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 41 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Постановление принимается. 36-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Игнатьева Сергея Михайловича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 07 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Постановление принимается. 37-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Лунтовского Георгия Ивановича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 34 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Постановление принимается. 38-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Плякина Алексея Вячеславовича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 02 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Постановление принимается. 39-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Савинской Надежды Алексеевны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 28 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Постановление принимается. 40-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Симановского Алексея Юрьевича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 56 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Постановление принимается. 41-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Скобелкина Дмитрия Германовича на должность члена Совета директоров..." Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 22 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Постановление принимается. 42-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Сухова Михаила Игоревича на должность члена Совета директоров..." Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 49 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Постановление принимается. 43-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Чистюхина Владимира Викторовича на должность члена Совета директоров..." Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 15 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Постановление принимается. 44-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Швецова Сергея Анатольевича на должность члена Совета директоров..." Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 41 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Постановление принимается. И 45-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении Юдаевой Ксении Валентиновны на должность члена Совета директоров..." Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 07 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4 % Проголосовало против 17 чел.3,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Постановление принимается. Давайте поздравим уважаемых коллег с назначением на высокие должности членов Совета директоров. (Аплодисменты.) Ну, коллеги, как мы видим, основной костяк сохраняется, это обеспечит и преемственность, и работоспособность, ну а вновь назначенные члены Совета директоров придадут новый импульс работе Совета директоров. Эльвира Сахипзадовна, желаем вам успехов! Вы пару слов хотите сказать, я вижу. Пожалуйста. НАБИУЛЛИНА Э. С. Я хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы за оказанную поддержку и за доверие к составу Совета директоров. Спасибо большое за предложения и за вопросы, которые прозвучали в ходе сегодняшнего обсуждения. Я понимаю, что это те вопросы, которые наиболее остро ставятся обществом, - давайте вместе над ними работать, тем более что решение многих из них предполагает и принятие соответствующего законодательства. И я, и мои сотрудники готовы к совместной работе. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Такая же готовность и с нашей стороны. Желаем вам успехов! До свидания! (Аплодисменты.)