Заседание № 126
12.11.2013
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 354888-6 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В. В. Путину в связи с 20-летней годовщиной событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1193 по 1207 из 6456
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По вопросу 2 повестки, связанному с обращением Государственной Думы к Президенту Российской Федерации, предлагаем: доклад представителя авторов - до семи минут, содоклад от комитета - до семи минут; вопросы по существу постановления - два вопроса от фракции, по одной минуте на вопрос, по три минуты на ответ; выступления представителей фракций - до семи минут; выступления полномочного представителя президента в Государственной Думе, полномочного представителя правительства (если будут) - до пяти минут; выступления докладчика и содокладчика с заключительным словом - до трёх минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1278 по 1301 из 6456
Владимир Николаевич Плигин предложил следующий порядок рассмотрения вопроса 2, я ещё раз повторю: доклад и содоклад - до семи минут, далее по два вопроса от каждой фракции - минута на формулирование вопроса и три минуты на ответ, выступления представителей фракций - до семи минут, далее выступления полномочных представителей президента и правительства - до пяти минут и заключительное слово докладчика и содокладчика - до трёх минут. При этом Сергей Николаевич Решульский предложил оставить продолжительность доклада до пятнадцати минут. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста, ещё раз. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, если речь идёт только о докладе, то с этим стоит согласиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соглашаемся? ПЛИГИН В. Н. Соглашаемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать минут. Спасибо. ПЛИГИН В. Н. А всё остальное по тому регламенту, который мы предложили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По остальному возражений нет? Нет. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1354 по 2452 из 6456
Обсуждаем 2-й вопрос повестки дня, проект постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы... "К Президенту Российской Федерации В. В. Путину в связи с 20-летней годовщиной событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года". Александр Дмитриевич Куликов, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В. В. Путину в связи с 20-летней годовщиной событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года", разработанный группой депутатов из фракции Коммунистической партии Российской Федерации по поручению фракции. Цель обращения - предложить Президенту Российской Федерации Путину восстановить историческую, нравственную и правовую справедливость в отношении граждан Российской Федерации, отказавшихся исполнять антиконституционный Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной конституционной реформе..." и противодействовавших этому. В прошедшие октябрьские дни, уважаемые коллеги, практически во всех регионах России граждане в той или иной форме вспоминали события конституционного кризиса сентября - октября 93-го года в городе Москве, принёсшего неисчислимые жертвы, что ещё раз подтверждает исключительную значимость и трагизм всего произошедшего, потрясшего основы Российского государства, предопределившего драматическую судьбу нашего народа, большинства граждан, на десятилетия. Минуло двадцать лет с тех октябрьских дней, когда на улицах и площадях столицы были убиты из танковых пушек, из пулемётов, из автоматов, из снайперских винтовок, ранены и искалечены сотни и сотни наших граждан. Общество по-прежнему задаётся вопросами: что произошло тогда в Москве? кто повинен в массовой гибели людей? как позаботилось государство об оставшихся в живых невинных жертвах этих событий и о несчастных семьях погибших? возможно ли повторение подобного в современной России? Не будет преувеличением утверждение, что очень многие наши соотечественники, в первую очередь молодое поколение, всё ещё находятся в неведении относительно истинных обстоятельств и причин произошедшего. В этом нет ничего удивительного, поскольку все эти годы исполнительная власть, партии Кремля, начиная с "Выбора России", делали всё возможное, чтобы внедрить в память народа свою "правду" о событиях осени 93-го года, чтобы скрыть преступления Президента России Бориса Ельцина и его окружения, катастрофические по своим последствиям для нашего Отечества, да и ныне пропагандистская машина ещё продолжает свою лживую работу по обелению организаторов, вдохновителей и исполнителей совершённого тогда в Москве насильственного государственного переворота и последовавшего разгрома конституционного политического строя, законно избранных органов советского народовластия. Безусловно, российским государственным политическим деятелям требуются большое мужество и, несомненно, незамутнённая совесть, чтобы публично признать, что результатом переворота явились бессудные расправы, убийства, многочисленные человеческие жертвы в Москве, что вал ельцинского беззакония и репрессий прокатился по всей России в отношении тысяч граждан - общественников, журналистов, политиков, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих Российской армии, должностных лиц исполнительной власти, Советов всех уровней. Все они стали жертвами произвола лишь потому, что выступили в защиту Верховного Совета, высшего органа власти - Съезда народных депутатов, в защиту Конституции, выступили против признанного Конституционным Судом незаконным указа президента № 1400, которым эти органы власти фактически упразднялись, действие Конституции приостанавливалось, а устанавливался режим личной власти Президента России. Признать эту горькую правду до настоящего времени решилась лишь одна ветвь власти - представительная в лице Государственной Думы второго созыва, двух её специальных комиссий, документы которых и ныне являются основной исторической ценностью как материалы для объективного исследования и оценок случившегося осенью 93-го года в нашей стране. Напомню, первая комиссия - Комиссия по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, - была создана 14 мая 1998 года постановлением Государственной Думы № 2447-II ГД. Комиссии поручалось (цитирую): "...изучить и проанализировать правовую, политическую, экономическую, социальную и международную стороны событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, рассмотреть поступившие в Государственную Думу предложения о политической реабилитации граждан, выступивших во время указанных событий в защиту Конституции... об увековечении памяти погибших и улучшении материального положения семей погибших, а также материального положения пострадавших во время указанных событий". Вторая комиссия была создана постановлением Государственной Думы № 2653-II ГД от 19 июня 1998 года в связи с выдвижением депутатами Государственной Думы обвинений против президента Ельцина в совершении преступлений, обвинений, состоящих из пяти пунктов, напомню их: беловежский преступный сговор, государственный переворот в сентябре - октябре 93-го года, война в Чечне, разрушение безопасности и обороноспособности страны, геноцид русского народа, российского народа. Её наименование: Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации. Согласно положению о комиссии её главной задачей являлась проверка обоснованности выдвижения обвинений против президента. Материалы этих комиссий наряду с документами из других источников, в том числе и уголовное дело, возбуждённое Генеральной прокуратурой Российской Федерации, лежат в основе рассматриваемого проекта постановления. Эти документы, содержащие частично приведённые мною выводы в отношении событий сентября - октября 93-го года, проливают свет на деятельность первого президента, на историю его преступлений начала 90-х годов прошлого века, связанных с государственной изменой, с неоднократными попытками захвата и с захватом власти, показывают объективную картину развернувшейся драмы 21 сентября - 5 октября 1993 года, насильственного подавления ставших непокорными после губительной экономической реформы парламента и высшего органа власти - Съезда народных депутатов. В этих документах подробно исследуются обстоятельства массового убийства 3-5 октября 1993 года группировкой уже утратившего в соответствии с Конституцией и с заключением Конституционного Суда № З-2 от 21 сентября 1993 года президентский пост гражданина Ельцина наших соотечественников, выполнявших свой гражданский долг по сопротивлению антиконституционным действиям узурпатора, по защите высших органов народовластия. В документах раскрывается зловещий механизм - внимание! - подчинения и использования всех силовых институтов государственной машины для узурпации власти в руках Ельцина и сгруппировавшихся вокруг него политических авантюристов, показываются безнравственная сущность, трусость и предательство целого ряда высших должных лиц правительства России, администрации президента, мэрии Москвы, министерств обороны и внутренних дел, обеспечивших реализацию преступного плана государственного переворота, в их числе: председатель правительства Черномырдин, вице-премьер Полторанин, руководитель администрации президента Филатов, мэр Москвы Лужков, министр иностранных дел Козырев, министр обороны Грачёв, министр внутренних дел Ерин, начальник службы безопасности президента Коржаков и ряд других руководителей министерств и ведомств. Уважаемые коллеги, согласно официальным данным Генеральной прокуратуры в тот период погибло 147 человек и 384 были ранены. Известно, что расследование по уголовному делу об организации массовых беспорядков, о фактах нападения на мэрию и на телецентр "Останкино" было прекращено 3 сентября 1995 года. В рамках этого уголовного дела по непонятным причинам частично расследовались события, связанные со штурмом Дома Советов, хотя уголовное дело по этим событиям не возбуждалось и происходили они не у "Останкино" и не в районе мэрии. В результате лица, виновные в гибели мирных граждан, те, кто палил из танковых пушек по защитникам парламента, применял другое огнестрельное оружие, кто стрелял в безоружных на площади у "Останкино", кто избивал, мучил уже прекративших сопротивление и сдавшихся защитников Дома Советов, в том числе народных депутатов, не установлены и не привлечены к ответственности до настоящего времени. Жертвы преступлений, семьи погибших так и остались без компенсации вреда, причинённого жизни и здоровью, о чём сегодня говорил мой товарищ и наш коллега депутат Синельщиков. Как известно, принятое 23 февраля 1994 года Государственной Думой постановление № 65-I ГД "Об объявлении политической и экономической амнистии" пунктом 1 дало возможность вызволить из тюремных камер защитников Дома Советов - депутатов и руководителей Верховного Совета, незаконно и необоснованно обвинённых в тяжких преступлениях. Постановление же позволило прекратить уголовные репрессии в отношении других граждан России, противодействовавших указу № 1400, а заодно освободить и лиц, поддержавших в августе 91-го года ГКЧП, помогло спасти от неминуемой смерти приговорённых Ельциным, и это уже нескрываемый ныне факт. Вместе с тем амнистия - акт милосердия, прощения, акт, освобождающий от ответственности, но не снимающий вину в совершении преступления. А какие же преступления совершили защитники Дома Советов - народные депутаты, не оставившие осаждённый парламент? Каждый из них в соответствии с указанным ранее заключением Конституционного Суда действовал в конституционном правовом поле, правомерно противодействуя незаконным решениям и действиям уже нелегитимного президента - гражданина Ельцина, клеймо же преступников и по сей день необоснованно лежит на них, поэтому более чем справедливы требования невинно пострадавших людей о правовой и политической реабилитации. Эту несправедливость ещё возможно исправить законным путём, разработав и реализовав государственную комплексную программу социальной помощи этой категории граждан. Уважаемые друзья, из опубликованных в 2000-е годы материалов, исследований учёных и специалистов, из воспоминаний непосредственных участников этих событий следует, что число жертв более чем в шесть раз превышает официальные данные, и понятно почему (цитирую материалы комиссии Государственной Думы): "В силу сложившейся политической обстановки органы прокуратуры не смогли провести полное, объективное и всестороннее расследование уголовного дела... а также некоторых других уголовных дел, возбуждённых в связи с событиями 21 сентября - 5 октября 1993 года. Руководство "правительственной стороны" активно влияло на следствие, пытаясь средствами "указного права" и административного давления определить круг обвиняемых и квалификацию содеянного... Некоторые должностные лица, военнослужащие и сотрудники милиции препятствовали проведению следственных действий". Нет сомнений, дорогие друзья, что надо проводить новые расследования по фактам обнаружения трупов у Дома Советов, у "Останкино" и в других местах массового убийства граждан. Не всё удалось сделать членам комиссий в то время по объективным причинам. Не решена и проблема массового нарушения прав граждан в регионах России в связи с их противодействием 1400-му указу, а она есть, проблема. В частности, указ Ельцина от 25 сентября 1993 года № 1452 "Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы", о котором сегодня мало кто помнит, прямо предписывал увольнять с работы должностных лиц органов государственной власти, работников правоохранительных органов, офицеров Российской армии независимо от выслуги лет последних. Нам надо знать этих людей, мы должны установить их имена и фамилии. Государство должно помочь в восстановлении их нарушенных прав и обеспечить соответствующую компенсацию ущерба, в том числе и морального. Документы комиссии палаты парламента России так и не стали объектом изучения следственных органов, несмотря на то, что содержащиеся в них факты требуют проверки в рамках Уголовно-процессуального кодекса, об этом говорилось ранее. Но появились новые документы, новые откровения, новые факты, разоблачающие тех, кто был замешан в пособничестве Борису Ельцину в организации насильственного государственного переворота, кто обеспечивал и международную поддержку, и международную помощь в свержении законной власти Советов, среди них уже названные ранее Коржаков, Полторанин, Филатов, а также бывший вице-премьер Чубайс, руководители федеральных министерств и ведомств - Авен, Кох, бывший президент США Клинтон, бывший заместитель госсекретаря США Тэлботт и ряд других отечественных и иностранных исследователей, специалистов, политиков. Всё это требует новой проверки следственными органами и правовой оценки. Уважаемые друзья, коллеги! Безнаказанность порождает новые преступления и новых преступников - мы же должны, извлекая уроки из прошлого, создать гарантии безопасности настоящего и будущего нашего народа от возможного появления отечественных пиночетов, этому учит нас собственная история, это же нам подсказывает современная история многих государств мира. Документы Государственной Думы второго созыва по рассматриваемой теме существуют, они легитимны и не отменены, они вновь требуют от нас, от российской власти, чтобы мы обратились к событиям сентября - октября 93-го года и восстановили историческую, правовую, нравственную справедливость в отношении их участников. В силу особенностей сформированной после октябрьских событий, после 12 декабря 1993 года новой политической системы решить указанные проблемы может лишь один человек - Президент Российской Федерации, используя свои конституционные полномочия, именно поэтому наша фракция просит депутатов Государственной Думы поддержать наше обращение к Президенту России Путину, это наш нравственный долг! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый господин председатель, я попросил бы сделать замечание докладчику Куликову: называть первого президента гражданином, изменником... Ведь мы всё-таки находимся в парламенте! Вы бы отказались от мандата тогда, в 93-м году, а вы пришли в парламент, созданный изменником, как вы говорите! И зачем вы там остались? Зачем поддержали и ратифицировали беловежские соглашения?! Коммунисты все проголосовали! Шесть человек против были, я по фамилиям... (Микрофон отключён. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович, достаточно. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр Дмитриевич далеко вышел за пределы текста проекта обращения, который был подготовлен, и в этом обращении, конечно же, не содержится многих высказанных сейчас оценок - из-за этого, видимо, и мне придётся изменить некоторые предложения, которые нами высказывались в связи с данным обращением. Предложенный сегодня к рассмотрению вопрос, конечно же, является очень непростым, однако хотелось бы обратить внимание на то, что он был предметно и подробно рассмотрен при принятии решений, направленных на обеспечение гражданского мира и согласия, ситуация была предметно проанализирована. Что предлагается по существу авторами проекта обращения? Предлагается вернуться вновь к накалу страстей, которые бушевали в 90-е годы, предлагается, если угодно, отказаться от решения высшего законодательного и представительного органа власти страны - российского парламента, которое далось крайне тяжело. Это решение было действительно выстрадано, но определяющим при принятии этого решения стало общее стремление к консолидации общества, к недопустимости дестабилизации обстановки, к компромиссу и гражданскому примирению - в этом, собственно говоря, и заключалась мудрость наших коллег, многие из которых присутствуют здесь, в зале, и, если позволите, если останется время, некоторые цитаты из их выступлений я далее приведу. Авторы проекта обращения отмечают, что общенародная трагедия сентября - октября 93-го года была порождена тщеславными амбициями политических деятелей. Полагаем, что не стоит возвращаться к борьбе любыми средствами за политический капитал и к политическим амбициям, тем более давая столь сложные оценки, не будем соблазняться возможностями для сведения счётов. 23 февраля 1994 года при принятии Государственной Думой постановления о Меморандуме о согласии и сопутствующих ему постановлений Председателем Государственной Думы было заявлено, что "...Государственная Дума во всеуслышание говорит сегодня о том, что... она твёрдо убеждена, что нашей Родине, России, для выхода из кризиса нужны гражданский мир, согласие, спокойствие и созидание, именно этого согласия, взаимодействия ждут россияне". Именно с целью обеспечения гражданского мира и согласия в обществе было принято постановление Государственной Думы № 65-I ГД "Об объявлении политической и экономической амнистии", согласно которому были прекращены уголовные дела в отношении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за участие в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года в Москве. При принятии данного решения обращалось внимание на присутствие политического аспекта в амнистии, и политический аспект амнистии был вписан в общую концепцию гражданского примирения. Таким образом, решение по событиям уже принято, и предлагаемое обращение не согласуется с постановлением, принятым Государственной Думой в 94-м году. Конечно же, имеются и юридические неточности в проекте обращения. В частности, неправильно оценивается статус должностных лиц: так, Президент Российской Федерации хотя и осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета России, но не является участником уголовного процесса. Не согласуется соответствующее предложение и с частью 4 статьи 133 "Основания возникновения права на реабилитацию" Уголовно-процессуального кодекса, в которой установлено, что её положения не распространяются на случаи издания акта об амнистии. Для сведения хотелось бы сообщить, что при принятии Государственной Думой постановления об амнистии за него проголосовали 252 депутата, в том числе депутаты от Коммунистической партии, членами которой являются авторы представленного сегодня проекта обращения, и депутаты от Аграрной партии, от ЛДПР, от других партий. Повторяю: всего за постановление проголосовали 252 человека. В связи с изложенным комитет предлагает Государственной Думе проект постановления о соответствующем обращении отклонить. Уважаемые коллеги, пользуясь случаем, я вас попросил бы ознакомиться с 62, 63, 65, 66-м постановлениями Государственной Думы от 23 февраля 1994 года. Постановления дались крайне сложно, крайне тяжело. Николая Михайловича Харитонова, к сожалению, здесь нет, но хотел бы обратить внимание на то, что наиболее ярко именно он отстаивал необходимость принятия тех согласованных решений, в том числе решения об амнистии, и он, несомненно, выступал за Меморандум о согласии. Мы много копий сломали за полтора месяца совместной работы во фракциях, в Совете Государственной Думы и поняли, что без консолидации наших действий мы практически бессильны, говорить о победе той или иной фракции, о победе какого-то направления бессмысленно. Собственно говоря, это же послужило основой принятия пакетного соглашения, это же нашло отражение в выступлениях депутата Государственной Думы Говорухина, данные положения нашли отражение и в выступлениях депутата Государственной Думы Геннадия Андреевича Зюганова. Хотел бы обратить внимание на то, что Геннадий Андреевич голосовал за данные проекты, по одному из проектов он воздержался, но тем не менее основные тезисы, которые обозначались Геннадием Андреевичем, - это, конечно же, тезисы, направленные на примирение. Интересную, с моей точки зрения, позицию заявил в то время и Владимир Вольфович Жириновский: "...Государственная Дума защищает права любого гражданина, освобождая его в данном случае от тех политических разборок, в которых никто не виноват. Мы всех прощаем - в этом смысл. Мы - высший законодательный орган, мы имеем полное право..." (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ПЛИГИН В. Н. Я думаю, что в заключительном слове я продолжу анализ текстов этих стенограмм. Уважаемые коллеги, давайте относиться уважительно к себе, к позиции своих товарищей, к позиции руководителей фракций в Государственной Думе и в тот период, и в настоящее время, призывавших к миру и согласию, всё остальное может увести нас, так сказать, в общие рассуждения, непредметные, опасные, раскалывающие, во время которых мы забываем истинный смысл истории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. Анатолий Евгеньевич Локоть задаёт вопрос. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, можно, конечно, сделать вид, что ничего не было, приняли пакетное соглашение, всех простили, всё прекрасно, но уйти от исторических оценок не удастся, исторические оценки востребованы. Сегодня общество очень внимательно следит и напряжённо обсуждает проблему создания единого учебника истории. Интересно знать, как в этом едином учебнике истории будут представлены события 93-го года и какие им будут даны оценки - кто прав, кто виноват и что произошло на самом деле? И можно ли давать подобные исторические оценки без подробного анализа, без подробного расследования событий, которые тогда произошли, без оценок правоохранительных органов, Конституционного Суда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Анатолий Евгеньевич! Конечно, я мог бы переадресовать этот вопрос председателю Российского исторического общества, который, я так понимаю, частично отвечает за подготовку учебника истории, но я не воспользуюсь этой привилегией, так что, отвечая на ваш вопрос, Анатолий Евгеньевич, скажу: одно дело - изучение истории государства и совершенно другое - ставить эти вопросы в правовой плоскости, обязывающей совершать юридические действия, это разные вещи. Исторические оценки очень сложны, и, по известной философии, которая оправданна, многие из них можно давать только через сто лет, не нужно с этими историческими оценками спешить. В данном случае обращение - это не некое изложение исторической позиции или исторический взгляд, это конкретное юридическое предложение, которое мы предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, в своём проекте обращения вы говорите о том, что акт об амнистии был принят поспешно, но нам так и неясно, в чём же поспешность. И второй вопрос: не кажется ли вам, что те видные члены КПСС, которые вышли на свободу благодаря той амнистии, в противном случае могли бы вообще не выйти или выйти больными, с искорёженными судьбами и душами, потому как система большевистского ГУЛАГа и тогда работала на полную катушку? (Шум в зале.) Я напоминаю, что только благодаря ЛДПР эта амнистия состоялась, именно проект фракции ЛДПР был принят. И сегодня СПЧ и господин Федотов мучаются, какую амнистию предложить к 20-летию Конституции, тогда как уже несколько месяцев в комитете Государственной Думы находится проект постановления, предложенный депутатами фракции ЛДПР, об объявлении амнистии по случаю 20-летия парламентаризма и Конституции - давайте не будем мучиться, давайте быстрее рассмотрим и примем проект ЛДПР! Если нужно, приглашаем другие фракции присоединиться и поддержать его! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д. Благодарю. Я без комментария оставляю часть, касающуюся советской власти и так далее. По проекту амнистии. Поспешность принятия акта об амнистии заключалась в том, что этим постановлением фактически были прекращены все уголовные дела, которые в тот момент расследовались сотрудниками следственной бригады Генеральной прокуратуры, в том числе - хочу подчеркнуть, и это подтверждает бывший генеральный прокурор Казанник - и в отношении лиц, осуществлявших штурм и применявших все виды огнестрельного оружия против защитников Белого дома. Именно в связи с этим мы говорим о поспешности, не более. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, сейчас вы сами подтверждаете, что с правовой точки зрения, с юридической, вопрос фактически решён. Если мы хотим защитить нарушенные права и интересы пострадавших лиц и их родственников, то для этого существует специальный механизм - вы о нём прекрасно знаете, - с помощью которого можно осуществлять выплаты, и есть огромное количество возможностей вне рамок пленарного заседания проводить любые обсуждения, в том числе исторического характера, историко-политического характера - какие угодно. Зачем нужно было сейчас переводить обсуждение в публичную плоскость и готовить этот проект постановления - ведь он несостоятелен юридически! Что это за сотрясание воздуха? КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Ну, насчёт сотрясания воздуха, это, конечно, ваша точка зрения, а вот насчёт принятия конкретных мер в отношении жертв того периода, людей, семей погибших, раненых, третированных, в том числе и из других регионов Российской Федерации, считаю, это сегодня необходимо, и ничего, кроме применения действующего закона в Российской Федерации, не требуется - была бы только политическая воля. Именно об этой политической воле я и говорил в своём выступлении, а она сегодня сосредоточена прежде всего в руках Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией, той политической системой, которая была создана после октябрьских событий 93-го года, так что я правильно расставляю акценты. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к вам, уважаемый Александр Дмитриевич. Скажите, пожалуйста, кого из депутатов Государственной Думы этого созыва расстреливали, знаете ли вы их фамилии? Назовите их. И почему среди авторов этого проекта обращения нет ни одного из тех, кого расстреливали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Куликову включите микрофон. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Светлана Петровна, за вопрос. В числе авторов проекта обращения члены комиссии, образованной фракцией КПРФ ещё весной - в начале лета этого года для расследования обстоятельств государственного переворота в Российской Федерации в сентябре - октябре 93-го года, и все депутаты, которые входят в состав комиссии, стали авторами этого проекта обращения. Это первое. Второе. Да, действительно среди депутатов - об этом говорил ещё в своё время Котенков, выступая, как вы помните, на пленарных заседаниях Государственной Думы, когда мы обсуждали вопросы, связанные с ответственностью Президента Российской Федерации и формированием комиссий по проверке обстоятельств расстрела осенью 93-го года, - никто не погиб, и все депутаты и работники аппарата парламента живы, но почитайте, пожалуйста, уважаемые коллеги, материалы комиссии по анализу событий сентября - октября 93-го года, созданной в мае 98-го года Государственной Думой, о которых я сегодня рассказывал, - что говорит депутат Фахрутдинов? Ему переломали рёбра, ему сломали руки, его избивали даже тогда, когда он вышел из Белого дома, когда он уже был ранен, в отделении милиции, куда его затем привезли. Что говорит депутат Исаков? Он, будучи избитым, помогал вызволять депутатов из мест, куда их заключали, из так называемых клеток, из изоляторов временного содержания. Да, их не убили! Кто спас Бабурина?! Только группа депутатов, которые видели, что его сейчас расстреляют. Кто спас Хасбулатова, Руцкого, Сажи Умалатову вместе с другими женщинами и мужчинами, кто не дал возможности остаться один на один этим руководителям Верхового Совета и вице-президенту с представителями президента Ельцина? Это случайность, что они все остались живы! И, извините, можно ли молчать о ста сорока семи погибших?! И это официально, а неофициально - более тысячи человек! Поэтому сегодня можно ещё раз сказать: и депутаты, и недепутаты, гражданские, военные лица - все они, во-первых, выполняли свой гражданский долг, во-вторых, все они жертвы и заслуживают сегодня государственной поддержки и защиты. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. И всё-таки считаете ли вы справедливым и законным то, что лица, которые исполняли приказ Ельцина о штурме Дома Советов с применением оружия и убивали мирных граждан, до настоящего времени так и не привлечены к уголовной ответственности? И может ли Россия в этом случае считаться правовым государством? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемая Ольга Николаевна! Отвечая на вопрос, который вы ставите, конечно же, невозможно уложиться в три минуты, но тем не менее... Первое. Мне кажется, достаточно жёстко, а может быть, и неоправданно заставлять сейчас оценивать масштаб трагедии тех семей, которые потеряли близких, - это самый сложный вопрос. Я готов говорить с вами о трагедии, связанной с конкретными потерями, потерями со всех сторон, хотя когда говоришь слова "со всех сторон", то начинаешь уже делить людей по различным сторонам, а смысл постановления, которое было принято Государственной Думой 23 февраля 1994 года, как раз заключался в том, чтобы в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия прекратить все уголовные дела, находившиеся в производстве. То есть таким образом было достигнуто примирение всех сторон нашего общества, и вот это примирение сторон нашего общества непременно нужно уважать. Вопрос, касающийся, ещё раз говорю, конкретных семей, конкретных жертв, тех, кто ушёл из жизни, отстаивая свою точку зрения, - этот вопрос в обществе решался неоднократно, в том числе решался неоднократно и в российском обществе (я подчёркиваю: не в государстве, а в российском обществе), когда принимались такие акты, как, например, акт о взаимодействии Русской православной церкви и зарубежной русской православной церкви. Точно такого же рода согласия стремились достичь, когда подписывали соглашение о взаимодействии зарубежного казачества и Войска Донского. Аналогичный исторический опыт имеется и в других странах, например во Франции. Поэтому, пожалуйста, при рассмотрении этого вопроса давайте с сочувствием относиться к той боли, которую испытывают конкретные семьи, давайте с уважением относиться к этим людям - давайте не будем использовать их беды, чтобы создавать ещё более болезненные ситуации, которые могут возникнуть, если пойти по пути исторического раскола или по пути столь жёстких оценок нашего предшествующего опыта, которые давались сегодня в выступлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дегтярёв Михаил Владимирович. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Николаевич, я напомню, что в 93-м только благодаря агитации ЛДПР принята нынешняя Конституция, да и на выборах мы тогда победили, нам это приятно, но мы всё же за объективные оценки. Вы утверждаете в заключении, что президент, хоть и осуществляет руководство Следственным комитетом, не может дать ему поручение провести расследование. Но ведь у нас то Манежная, то погром на рынке, и мы видим по телевидению, что президент раздаёт поручения всем, а вот поручить провести расследование в связи с теми событиями, с расстрелом парламента, он не может, хотя единства в оценках действительно нет до сих пор, к примеру, участник либеральной тусовки Немцов называл Ельцина царём Борисом, а сегодня яро критикует Путина. Поэтому вопрос: кто, по-вашему, может сегодня дать поручение Следственному комитету провести расследование тех событий двадцатилетней давности, да и любых других, если народ и парламент просят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Михаил Владимирович, прежде всего должен сказать, что решение по этим событиям уже принято, я хотел бы обратить на это внимание ещё раз. Было принято несколько постановлений Государственной Думы при активном участии, я здесь с вами соглашаюсь, фракции ЛДПР, которая в том числе способствовала достижению гражданского мира и согласия, в связи с этим я и цитировал часть речи Владимира Вольфовича Жириновского. Таким образом, по событиям решение принято, возвращаться к этому в том ключе, который предлагается в настоящее время, а именно в рамках уголовно-процессуальных процедур, мы не должны, не имеем права. Что касается возбуждения уголовного дела, этот вопрос абсолютно предметно урегулирован действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валеев Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Как уже отмечалось сегодня, уголовные дела были прекращены в связи с актом амнистии по постановлению Государственной Думы от 23 февраля 1994 года, и все фигуранты этих дел согласились с прекращением дела, за исключением генерала Варенникова, который обжаловал это постановление в суд и был оправдан. Уголовно-процессуальным законодательством предусматриваются конкретные основания и порядок обжалования решения - почему вы вместо использования правовых инструментов пытаетесь обойтись политическими заявлениями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Куликову включите микрофон. КУЛИКОВ А. Д. Я полагаю, что сегодняшняя тема - собственно, это отражено и в тексте доклада, и в нашем проекте обращения - касается участников событий сентября - октября 93-го года, и если о них говорить, а не о членах ГКЧП (хотя я уже их упомянул в докладе, отметил, что и эту категорию людей освободили от уголовной ответственности), если о них говорить, то я вам должен сказать, что за двадцать лет у тех, кто действительно реально пытался использовать систему права, законов, правосудия в Российской Федерации, чтобы восстановить своё доброе имя, чтобы хотя бы отчасти компенсировать нанесённый имущественный ущерб, я уже не говорю о моральном, ничего не получилось, они не смогли ни одного иска выиграть. И это касается, повторяю, в том числе тех людей, чьи дети, родственники и близкие погибли, защищая законно избранный орган власти, защищая Конституцию. Безусловно, анализ всех документов, которые были сформированы двумя комиссиями Думы второго созыва, даёт нам все основания - а кстати, если вы внимательно слушали, одной из задач комиссии было исследование положения семей погибших, раненых и изувеченных - помочь сегодня решить проблему на уровне Российской Федерации, приняв соответствующие нормативные документы, дав соответствующие поручения следственным органам, Генеральной прокуратуре и Правительству Российской Федерации. Это действительно реальный инструмент и, возможно, единственный рычаг для защиты этих людей и оказания им помощи со стороны государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Плигину Владимиру Николаевичу. Будучи депутатом расстрелянного парламента, я выступал и выступаю за полную политическую и правовую реабилитацию защитников Конституции, поэтому, Владимир Николаевич, вопрос простой: почему вы против? Вы же должны видеть, что расстрел парламента способствовал началу грабительской приватизации, открыл дорогу масштабной коррупции, огромному количеству фальсификаций на выборах, во многом именно расстрел парламента формализовал институт разделения властей. Мне кажется, для того чтобы наш народ, наше общество научилось уважать власть, необходимо как раз реабилитировать всех защитников Конституции на тот момент, потому что они выступали не просто из гражданских побуждений, а после того, как Конституционный Суд осудил президента и указ № 1400. Я считаю, что данное постановление необходимо принимать, у вас нет причин не принимать его! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Анатолий Николаевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы в данной ситуации выступаете как участник событий, поэтому при ответе на этот вопрос участника событий, поскольку я не знаю обстоятельств, которые возникали вокруг вас лично, я буду в некоторой степени осторожнее к этому относиться, потому что это в том числе и ваша личная боль. Каждый из нас может разделить эту боль, в том числе вашу личную боль, в связи с состоявшимися событиями, тем не менее мы должны исходить из задач, связанных с развитием страны. Страна нашла в себе силы преодолеть этот период, страна нашла в себе силы - в том числе Государственная Дума - принять соответствующие решения. Именно принятые решения, принятая Конституция России в 93-м году - Конституция, которая явилась документом политического согласия и документом политической стабильности, - позволили сохранить согласие, начали способствовать стабильному развитию государства, создали условия для поступательного развития Российского государства в течение последнего периода, в том числе обеспечили нормальную работу парламента, которому исполняется двадцать лет, современной Государственной Думы - Государственной Думы шестого созыва. Я думаю, вы это отрицать не будете. Несомненно, у каждого человека, в том числе и у вас, останется боль, вы имеете право на эту боль, но вместе с тем общество, если оно думает о своём будущем, должно, понимая и принимая эту боль, делать следующий шаг. Этот шаг может быть очень болезненным, но это должен быть следующий шаг, не может быть бесконечного возвращения к переоценке того, что уже было оценено. Если позволит время, я ещё раз хотел бы привести слова Владимира Вольфовича Жириновского, которые действительно мне понравились, о том, что "Государственная Дума защищает права любого гражданина, освобождая его в данном случае от тех политических разборок, в которых никто не виноват". А смысл уголовных дел заключается в том, чтобы привлечь кого-то к ответственности, установить субъект этого правонарушения. Александр Дмитриевич в своём выступлении уже начал отходить от текста обращения, концентрируясь на компенсациях конкретным жертвам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ПЛИГИН В. Н. ...конкретным жертвам тех событий или, по крайней мере, тем людям, которые обозначаются как жертвы. Это несколько иная ситуация, несколько иная постановка вопроса, которая, конечно же, к данному обращению имеет отношение, но всё ж таки опосредованное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ выступает депутат Никитчук Иван Игнатьевич. Включите микрофон. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, тяжелейший вопрос, и мне, как в какой-то мере и свидетелю, и участнику тех событий, особенно тяжело говорить сегодня. Вы знаете, иногда закрываешь глаза и видишь, как "доблестный" ОМОН убивает дубинками ветерана войны на Смоленской площади 2 октября 1993 года, - человек воевал, защищал страну, а погиб не на фронте, а на площади от рук своих же, от рук граждан своей страны. Вы знаете, ведь 2-3 октября на улицы вышли не бандиты, не какие-то экстремисты, и я один из тех, кто 3 октября принимал участие в освобождении Белого дома, - можно меня обвинить в бандитизме или экстремизме? По-моему, нет. Мы честно пытались договариваться с заслонами (а их было четыре), чтобы нас пропустили к Дому Советов, а когда не удавалось договориться, естественно, приходилось пробиваться силой - прорывать эти заслоны и идти освобождать людей, которые были в Доме Советов. Скажите, что мы можем сказать детям этого ветерана, который погиб? Кто перед детьми этого ветерана извинится? Разве они этого не заслужили?! Скажите, кто извинится перед матерями тех комсомольцев, молодых ребят пятнадцати-шестнадцати лет, которые 4 октября сидели у костра перед Белым домом и которых расстреляли из автоматического оружия? Кто вернёт матерям их детей?! Кто перед ними извинится по крайней мере?! (Шум в зале.) Я хочу рассказать о моём однокашнике, о безвинном человеке, инженере ядерного центра "Арзамас-16", который оказался в то время в Белом доме. 4 октября его вывели во двор, сломали всё, что можно было человеку сломать, били ногами, всем, чем угодно, и бросили в автобус вместе с мёртвыми. И только благодаря тому, что кто-то обнаружил, что он ещё дышит... Два месяца человек лежал в гипсе - кто перед ним извинится?! Уважаемые коллеги, вот я вас слушаю... да, можно красиво, округло говорить, что, дескать, всё, приняты решения, всё, мир, но, Владимир Николаевич, дорогой и уважаемый, мы не выступаем за нарушение мира в обществе, России, конечно, нужно спокойствие, нужно развиваться, нужно делать так, чтобы люди лучше жили, но моё глубокое убеждение, что России нужна ещё и справедливость! Те, кто стрелял в людей, те, кто издевался над людьми в эти дни, должны понести наказание, обязательно должны! Если этого не сделать, эта заноза так и будет торчать в теле страны, в теле нашего общества, и мы обязаны эту занозу вытащить, а для этого нужно не только реабилитировать тех, кто был незаконно репрессирован, так сказать, но и извиниться перед этими людьми, у которых была единственная цель, единственная задача - защитить законную власть, не дать захватчикам взять силой власть и потом издеваться над страной, как уже правильно кто-то здесь, задавая вопрос, отметил. Мне кажется, каждый депутат, у которого есть совесть, понимание того, что такое справедливость, для которого дорого это чувство, обязательно должен проголосовать за это постановление! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР выступает Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы поддержим данное постановление, и выступаю именно я, потому что фракция ЛДПР - самая молодая в Государственной Думе: наши депутаты просто в школу ещё ходили, когда эти события происходили. Очень трудно добиться согласия, очень трудно, особенно в нашей стране! Вот я утром выступал уже: ведь вопрос-то был простой - борьба с террором. Как сейчас мне сказали, следствие показало, что террористка села в Махачкале, а документы не проверили, - нарушение всех правил! Если бы там проверили документы, что обязывают сегодня всех делать, в Волгограде знали бы, что в автобусе едет террористка (конечно, она тогда ещё не была террористкой, но её фамилия есть в списках), - всё, не было бы теракта, её остановили бы до въезда в Волгоградскую область! Так кто виноват - Жириновский или полиция, ФСБ, все остальные, так сказать, вместе с администрацией города Махачкалы?! Я сказал, когда выступал в передаче "Поединок": давайте прекратим автобусное сообщение, раз не можем контролировать, - прекратим, никаких автобусов! В поезде, в самолёте можно контролировать, а автобусе - нет. Кстати, и рабов везут тоже автобусами, и автостанция эта известна, Мамыри, по Калужской дороге, ведь всё известно - чего меры не принимают?! А потом легко на депутата напасть, что он там говорит одно, другое, третье... Порядок наведите! Так и здесь. Сложнейший период был, и всё-таки я хотел бы, чтобы мы подошли к этому объективно. Владимир Николаевич, когда я здесь выступал с проектом документа "Акт исторического примирения", вот что я имел в виду: мы когда-то должны договориться, ещё раз, уже в политическом акте, всех простить - за всю историю России и за все периоды, потому что каждая партия может... Мы, например, всегда будем требовать наказания тех, кто нас незаконно отстранил от выборов в 99-м году, - готовили удар против Лужкова и Примакова, а ударили по нам. Нужен такой акт, но не прошёл он, и коммунисты, кстати, голосовали против, а сейчас они хотят вернуться к каким-то событиям, но вот никто их не поддерживает. Мне хотелось бы всё-таки, чтобы была объективность и в отношении тех постановлений, которые вы перечисляли, Владимир Николаевич: мы не просто поддерживали амнистию в зале - мы были её авторами! Тогда было несколько вариантов постановления об амнистии, несколько авторов, но авторами той амнистии, которую приняли, чисто политической, были мы, я не говорю про себя лично - фракция ЛДПР! Я прошу поднять архивы, чтобы... Один представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорит, что партия ПРЕС была автором амнистии, - слушайте, Шахрай даже говорит, что мы авторы, а он начинает вспоминать какую-то ПРЕС-партию! Докладчик в чём прав? Если мы действительно считаем переворотом события октября 93-го года, тогда переворотом были и события декабря 91-го года, и ещё более страшным: в 93-м хоть не стали делить страну, а тогда страну ещё поделили! Поэтому нужна объективность: если считать государственным переворотом события 3-4 октября 93-го, то это продолжение государственного переворота декабря 91-го, и тогда, соответственно, мы должны обратиться к октябрю 17-го года. (Шум в зале.) По данному вопросу двадцать лет назад все левые партии говорили: никакой амнистии, расследовать, наказать! Все партии говорили: расследовать, наказать левых, поскольку они, с их точки зрения, были виноваты. Мы, ЛДПР, всегда в центре были, тогда не было прокремлёвской партии никакой, и мы сказали, что выход один - всех простить. Прав содокладчик, что амнистия была объявлена для всех: мы актом амнистии простили и выпустили из тюрем не только тех, кто сидел в "Матросской тишине", но всех, в отношении кого были заведены уголовные дела, и нельзя опять заводить на них уголовные дела, ибо по тем событиям всё было, так сказать, решено этим актом, это и был акт гуманизма. Если пойти по пути, который предлагают левые, то до сих пор в тюрьме сидели бы Лукьянов, Ачалов, Хасбулатов, Крючков, они умерли бы там, двадцать лет они там не просидели бы, а расследование длилось бы десятилетиями: как доказать, кто прав, кто виноват? (Шум в зале.) Конечно, те, кто избивал депутатов или сотрудников аппарата, ну разве они сами решали - им же дали приказ! А сколько просто расстреляли... эта цифра, я считаю, неправильная - сто сорок семь, вернее, сто сорок пять человек, пять тысяч было - вот с этой цифрой я согласен, ибо очевидцы рассказывали, что трупы возили день и ночь баржами через Москву-реку, вывозили за пределы Москвы, а сто сорок тел нетрудно было и в морг отправить. В данном случае я всё-таки хотел бы предложить, как можно оценивать, кто прав, кто виноват в истории: давайте универсальный метод утвердим, иначе, я считаю, мы никогда не договоримся. Октябрь 17-го, декабрь 91-го, октябрь 93-го - давайте оценивать по принципу, чьи действия привели к большему количеству жертв: октябрь 17-го - действия большевиков привели к большему количеству жертв, декабрь 91-го и октябрь 93-го года - действия Ельцина привели к большему количеству жертв. Виноваты и большевики - за 17-й год, и Ельцин - за 91-й и за 93-й, потому что таково количество жертв, - всё! Нужно руководствоваться, мне кажется, этим принципом виновности: чем больше жертв в результате действий той или иной политической силы, тем виновнее эта сила, партия, или президент, или какая-то команда, или министр, а граждане не виноваты! (Шум в зале.) Не забывайте ещё и о том, что были прямые призывы к насилию со стороны Гайдара, - а ему памятник поставили и создали институт его имени! Он же выступил по телевидению вечером 4 октября и призвал людей выйти на улицы, им дали оружие! А Актриса Ахеджакова кричала: "Раздавить эту гадину!" - но она продолжает играть в театрах, её ещё, видно, приглашают. А Явлинский что сказал? "Расстреливать!" - и кандидат от этой партии получает поддержку москвичей через двадцать лет, хотя он предлагал расстреливать! Это у нас вообще вне правовой оценки, вне политической оценки, тот вопрос мы закрыли амнистией, а почему было не осудить Гайдара, пока он был жив?.. Ахеджакова и Явлинский и сейчас живы... Сегодня мы пытаемся наказывать за призывы в Интернете к массовым беспорядкам, а разве тогда это разрешалось, разве разрешались такие призывы, которые были?! А разве не виноваты руководители каналов, которые дали возможность выступить?! (Шум в зале.) Это большая проблема, и я всё-таки призываю на каком-то этапе подписать акт исторического примирения. И в поддержку этого постановления: если нельзя наказывать, давайте действительно окажем материальную поддержку тем, кто пострадал, - рядовым сотрудникам, аппарату - деньги же есть в стране... (Микрофон отключён. Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция поддерживает решение и заключение комитета, согласно которым рекомендованы к отклонению рассматриваемый проект постановления и проект соответствующего обращения к Президенту Российской Федерации. Данная позиция основана на том, что внесённое группой депутатов Государственной Думы предложение не соответствует Конституции Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации. Представленным к рассмотрению проектом обращения, по существу, предполагается возвращение к обсуждению того вопроса, который Государственной Думой уже решён, и это решение не подлежит отмене: 23 февраля 1994 года Государственная Дума в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации приняла постановление об объявлении амнистии, согласно данному постановлению прекращены уголовные дела в отношении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за участие в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года в городе Москве. Таким образом, Государственная Дума реализовала свои конституционные полномочия, приняла решение об объявлении амнистии. Предложение о проведении расследований по событиям сентября - октября 93-го года предполагает возобновление прекращённых или возбуждение новых уголовных дел, то есть фактически означает отмену ранее принятого решения об амнистии, что не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку соответствующим полномочием Государственная Дума не обладает: амнистия не может быть отменена. По этой же причине - по причине объявления амнистии - не могут быть применены и те положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые определяют основания возникновения права на реабилитацию, поскольку в части четвёртой статьи 133 УПК Российской Федерации установлено, что её положения не распространяются на случаи издания акта об амнистии. Что ещё предлагается? Предлагается обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой дать поручение председателю Следственного комитета Российской Федерации провести расследование по событиям 21 сентября - 5 октября 1993 года. Фактически это означает вовлечение главы государства в осуществление процессуальных действий, что не соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства: Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета Российской Федерации, но не является, как уже говорил Владимир Николаевич, участником уголовного процесса. Кроме того, предлагается дать поручение Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации осуществить комплекс мер, направленных на политическую и правовую реабилитацию граждан, пострадавших в результате указанных событий. Это предложение не согласуется ни с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", ни с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", которыми не предусмотрено таких полномочий. Следует учитывать также, что для осуществления каких-либо мер необходимо, чтобы меры, подлежащие реализации, были определены и утверждены, но такие меры не определены и не могут быть определены, поскольку, как уже отмечалось, Государственной Думой принято иное решение: амнистировать всех участников событий сентября - октября 1993 года. Таким образом, представленные в проекте постановления Госдумы и в проекте обращения предложения не соответствуют Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и не могут быть поддержаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Светлана Петровна Горячева. Включите микрофон. ГОРЯЧЕВА С. П. Большое спасибо. Уважаемые депутаты, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" приняла решение голосовать свободно. По нравственным соображениям я проголосую за, потому что не могу предать тех, кто в 93-м году по зову сердца защищал Белый дом, тех народных депутатов, которых сначала одиннадцать суток держали без света, без воды, без куска хлеба за колючей проволокой, а затем семь часов расстреливали. Напомню также и о том, что всем, кто трусливо ушёл из Верховного Совета, давали двухмиллионные пособия и высокие должности, это тоже правда. И ещё скажу: всё в проекте обращения написано вроде правильно, но почему же не можешь избавиться от ощущения, что это больше формальная дань двадцатилетней дате расстрела? Ведь во втором созыве у фракции Компартии Российской Федерации фактически было большинство в Государственной Думе и можно было принять и это, и другое, и много таких решений, но, к сожалению, тогда почему-то политической воли не хватило. (Шум в зале.) Вот я задавала вам, Александр Дмитриевич, вопрос: сколько же в этом зале находится депутатов, которых расстреливали в Белом доме? Вы крутились как уж на сковородке, но на этот вопрос мне так и не ответили, а я вам скажу: три народных депутата России, это два члена вашей фракции - Алексей Пономарёв и Сергей Решульский - и Светлана Горячева, то есть я собственной персоной. И конечно, мы в 93-м году находились в Белом доме в труднейшем положении, вот представьте себе: подписывается указ № 1400, после этого появляется решение Конституционного Суда о неконституционности этого указа - и что мы должны были делать?! Мы должны были бросить наши мандаты, забыв о том, что их доверял нам народ, и, задрав штаны, побежать по своим субъектам Федерации?! Я помню, когда мы вышли из Белого дома - а там я находилась до самого момента расстрела и в момент расстрела, там, кстати, я приняла и православное крещение, - мы, прячась от пуль, забежали в какой-то дом, и хозяин квартиры (кстати, в 91-м году в ней был штаб по защите Бориса Ельцина) нам сказал: "Я видел, как вас обнесли колючей проволокой, я знаю, что вас унижали тем, что держали без воды, без света и без тепла, - я переоценил многое и убеждён, что если бы вы трусливо ушли, тогда и с нами могли бы сделать то же самое!" Так что это был наш нравственный долг тогда - стоять до конца! Это я говорю для того, чтобы были понятны мотивы наших поступков. Но почему же под этим обращением нет фамилий народных депутатов, которых тогда расстреливали? А потому, что, например, ко мне никто даже не обратился. Может быть, я и смогла бы подписать, если бы там были чуть другие формулировки. Ясно, что возобладал формальный подход, желание, простите, может быть, даже поплясать на костях, - это мне совсем не нравится! По сути же, много раз в этом зале поднимались вопросы, которые сегодня звучат в обращении, и понятно всем - и левым, и правым, и центристам, - что сегодня просто нет политической воли, чтобы осуществить политическую реабилитацию расстрелянного Верховного Совета. Но я хочу сказать и о другом: а нужна ли она, например, мне, как депутату, которого расстреливали? Думаю, что главное совсем в другом - в том, что мы реабилитированы уже давно своим собственным народом. За двадцать лет своей депутатской деятельности я не услышала ни от одного простого человека, ни от одного избирателя ни слова упрёка в том, что я осталась в Белом доме, где нас расстреливали, чаще говорят другое: "Спасибо вам, мы понимаем, почему вы там находились", - вот это главное! Ну а нападки нашей высокомерной "либерастии" мы как-нибудь уж переживём: как говорится, собака лает - караван идёт. Теперь о главном: почему всем думающим людям после этих событий уже давно ясно, что происходило? Не знаю, нужны ли ещё какие-то расследования, ведь чудовищная ложь в те годы в СМИ о том, что депутаты мешают реформаторам осчастливить Россию, после расстрела Верховного Совета быстро рассеялась, и беспрецедентное разграбление страны, с одной стороны, и беспросветность жизни, нищенство и бесправие большинства населения, с другой стороны, стали лучшими нашими агитаторами. И разочарование граждан либеральной политикой вовсе не испарилось, люди знают, где правда, а где нет. И может быть, наш главный долг сегодня как политиков, которые любят свою страну, - более решительно пресекать сегодняшние ошибки власти, и прежде всего явно малокомпетентного правительства, а их пруд пруди, этих ошибок, и нужно на этом концентрировать наши усилия, забыв, возможно, о политических пристрастиях. Говорю это потому, что была свидетелем разрушения нашей великой страны - Советского Союза, и дай бог, чтобы нам не прийти к разрушению теперь уже России, ибо этого уже никто не простит! И последнее. Есть известная мудрость: суд людей призрачен, а суд истории вечен. В истории мы уже реабилитированы своим собственным народом, для меня, например, это самое главное, а реабилитация официальной власти - это только дело времени, и если я её сегодня не дождусь, как депутат, которого расстреливали, то мои потомки всё равно узнают правду, и я знаю, что им за меня краснеть не придётся. Это самое главное! Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Александр Дмитриевич, пожалуйста, вам слово. Микрофон включите Александру Дмитриевичу Куликову. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Спасибо, коллеги, за обсуждение и заданные вопросы, я попытаюсь на некоторые из них ответить сейчас. Представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" коллега Поневежский расставил ряд акцентов в своём выступлении. Первое, по постановлению об амнистии. Толкование и трактовка вот этого пункта относится как раз к той ситуации, когда "казнить нельзя помиловать". Коллеги-депутаты, о чём говорится в том постановлении? Я зачитаю пункт: "Прекратить все уголовные дела, находящиеся в производстве следователей, и дела, не рассмотренные судами, в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности..." И далее - внимание: "...за участие в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года в городе Москве, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации... и противодействие его реализации, независимо от квалификации действий по статьям Уголовного кодекса РСФСР". Здесь однозначно говорится, что амнистия распространялась только на ту категорию лиц, которая противодействовала указу. А вот та сторона, которая выполняла этот указ, которая выполняла приказы в рамках этого указа по произволу, по расстрелу, по убийству, не охватывалась этим постановлением, не входила в круг подпадавших под действие нормы, это в принципе не рассматривалось в Государственной Думе, более того, та сторона была полностью выведена из сферы правовой оценки следственными органами, следователями Генеральной прокуратуры в рамках возбуждённых уголовных дел, и мы в своём сегодняшнем постановлении как раз и говорим о необходимости дать ей правовую оценку. Второе. Выступая, коллеги вели речь о том, что 23 февраля 1994 года при обсуждении проекта об амнистии принимался одновременно и ряд других нормативных документов, связанных с амнистией в связи с принятием Конституции Российской Федерации, но вы забываете сказать палате о том, что все эти документы принимались пакетом. Почему? Потому что был ещё один вопрос, который Государственная Дума тогда, в тот день, сняла с рассмотрения, а именно вопрос о создании комиссии по изучению событий сентября - октября 93-го года. Его выкинули тогда, и поэтому был принят пакет иного рода, нежели тот, который готовили в том числе и коммунисты, а мы тогда уже ставили вопрос о расследовании этих событий, и поэтому упрекать нас сегодня в том, что мы пошли вынужденно на подписание иного пакета, нельзя. Повторяю: мы тогда свою миссию выполнили. И мы должны быть благодарны депутатам за это, так же как мы благодарны и Думе второго созыва, которая, несмотря на то что пакет принимала Дума первого созыва, всё же создала эту комиссию. И смотрите, какие вопросы она ставила: о проверке... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. Завершайте, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. ...о проверке обстоятельств, о семьях погибших, о виновных, и так далее, и так далее. Поэтому наш долг сегодня - поддержать этот проект постановления, поддержать наших предшественников и выполнить те постановления Государственной Думы, которые были приняты в Государственной Думе второго созыва. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, с огромным вниманием слушал речь Светланы Петровны Горячевой, потому что она имеет полное право на эту речь, и мне кажется, что наиболее ярким определением этому обращению, которое мы рассматриваем сегодня, является именно термин "дань", "дань событиям". В рамках выступления Александр Дмитриевич действительно начал отступать от идеи собственно обращения, он останавливался уже скорее на идее компенсаций возможным участникам этих событий и возможным жертвам этих событий, но в то же время он значительно обострил целый ряд вопросов и, с моей точки зрения, дал совершенно неоправданные оценки целому ряду участников политических событий того периода. (Шум в зале.) В обращении не затрагиваются события в комплексе, идёт концентрация только вокруг событий, связанных с Белым домом, авторы не останавливаются на анализе событий, которые были в других районах города Москвы, в частности в "Останкино". Несомненно, эти события стали возможны и в связи с недостаточно последовательным конституционным решением вопроса о принципе разделении властей, что было исправлено при подготовке Конституции 93-го года, которая обеспечивает стабильное развитие нашего государства, то есть этот вопрос в дальнейшем конституционно был решён. Уважаемые коллеги, мы слишком вольно пользуемся цифрами, данными, слишком неуважительно относимся к тем, кто расследовал эти события. Я лично знаком с руководителем бригады, расследовавшей эти события, человеком крайне независимым, не буду называть фамилию этого следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры, я думаю, что вы с ним встречались в рамках своих фракций, и поверьте: у нас нет никаких оснований ставить вопрос о недоверии к цифрам, которые приводились, хотя, когда говоришь слово "цифры", имея в виду жертвы, понимаешь, что это неправильное слово. Тем не менее не стоит искажать события и делиться своим искажённым впечатлением о том, что происходило. В частности, совершенно неоправданно приводить какие-то другие цифры, которые касаются числа жертв, это недопустимо, с моей точки зрения, в рамках заседания Государственной Думы. (Шум в зале.) Спасибо большое за подробное обсуждение темы. Предлагаем отказаться от того, чтобы поддерживать данный текст обращения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4845 по 4867 из 6456
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы об обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в связи с 20-летней годовщиной событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года. Коллеги, в проекте постановления была допущена техническая ошибка, была изменена дата - мы учтём. Это не поправка, поэтому нет необходимости выносить на отдельное голосование изменения, связанные с технической ошибкой. Я ставлю на голосование проект постановления в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 27 сек.) Проголосовало за 158 чел.35,1 % Проголосовало против 118 чел.26,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 276 чел. Не голосовало 174 чел.38,7 % Результат: не принято Проект постановления отклонён.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5106 по 5111 из 6456
ХАЙРУЛЛИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я по 2-му вопросу голосовал против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.