Заседание № 150
24.03.2010
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 345143-5 "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2009 году".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2702 по 4026 из 7217
Пункт 15, проект постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2009 году". Доклад Председателя Счётной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Пожалуйста, Сергей Вадимович. СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Крашенинников на месте, можно докладывать мне. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, депутаты Государственной Думы! Совсем недавно Счётная палата отметила свой пятнадцатилетний юбилей. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить депутатов Государственной Думы, руководство за активное участие в проведении различного рода мероприятий, за ту высокую оценку, которая была дана нашей работе за пятнадцать лет, ну и за тот период, за который я отчитываюсь. Наш отчёт, как и положено, прошёл активное обсуждение во всех комитетах Государственной Думы. Мы получили ряд предложений и замечаний. Я совсем недавно... Аудиторы, успокойтесь там, ради бога! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СТЕПАШИН С. В. На вас я не могу. Совсем недавно я отчитывался в бюджетном комитете, я думаю, сегодня Николай Гончар скажет о позиции бюджетного комитета. Я признателен за вопросы, замечания, предложения и за ту поддержку, которую нам оказал профильный комитет - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Позволю себе остановиться очень коротко на итогах, тем более что у вас есть наш буклет, я полагаю, вы с ним ознакомились. Несколько цифр, как и положено, я приведу в начале своего выступления. В прошлом году Счётная палата провела триста семьдесят пять контрольных мероприятий, в том числе шесть - по постановлениям Государственной Думы, а также сто двадцать семь (это очень важно) экспертно-аналитических. Было выявлено нарушений законодательства на сумму 238 миллиардов рублей и почти на 4 миллиарда - случаев нецелевого использования бюджетных средств. Сразу хочу оговориться, что эта была значительно больше, чем была в 2008 году. Видимо, всё это связано в том числе и с кризисными явлениями. По результатам проверок было направлено триста двадцать представлений и предписаний. При этом хотел бы отметить, уже не первый раз, весьма конструктивный характер нашего взаимодействия с правительством: ни одной отписки по нашим представлениям, которые мы направляли в адрес правительства, не было. В органы прокуратуры, другие правоохранительные органы было направлено двести пятнадцать материалов проверок - по ним возбуждено сорок одно уголовное дело. И кстати, впервые возобновлено производство по двенадцати ранее прекращённым уголовным делам. По остальным нашим материалам были приняты меры прокурорского и иного реагирования, а также связанные с возбуждением уголовных дел. В качестве примеров хотел бы привести следующие контрольные мероприятия. Первое - это проверка использования бюджетных средств и законности распоряжения земельными ресурсами в Республике Ингушетия. Выявлен ущерб на сумму 520 миллионов рублей только по этому вопросу. Возбуждено десять уголовных дел по признакам растрат, хищений и злоупотреблений. Нынешний руководитель республики практически санировал всё бывшее правительство, и сегодня сформирован новый орган исполнительной власти. Пользуясь случаем, хотел бы проинформировать депутатов Госдумы о фактах беспрецедентного давления на аудиторское направление присутствующего здесь Сергея Рябухина. Позавчера я направил письма директору ФСБ и министру внутренних дел. Появилось странное сообщение на некоем сайте ingush.ru, что, мол, в ходе проверки, не опубликовав свои данные, - за которые, кстати, все эти чиновники привлечены к ответственности, - наш аудитор получил ни много ни мало 1 миллион 200 тысяч евро. И знаете, ещё вопрос: почему никто за это не несёт ответственность? Мне представляется, Павел Владимирович, надо подумать, почему у нас все эти так называемые "ru" беспрепятственно могут клеветать на кого угодно, и подумать о поправках в законодательство в этой части. Следующая проверка, которая тоже, на мой взгляд, стала достаточно характерной в прошлом году, - это проверка строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Возбуждено уголовное дело в отношении руководства компании, сумма ущерба - 3 миллиарда 500 миллионов рублей. По фактам заявленного мошенничества возбуждено уголовное дело и сейчас оно находится в производстве. Проверка наукограда Королёва. Возбуждено два уголовных дела в отношении главы города по признакам нецелевого использования средств в размере 20 миллионов рублей и по факту непредставления информации. Вы знаете, он отстранён от должности. Совместная с Генеральной прокуратурой проверка системы госзакупок лекарств. Кстати, я вас поздравляю с принятием закона, хотя, конечно, сложно будет нам с вами контролировать, как он будет реализовываться по закупкам лекарств. Но вот совместная проверка в прошлом году выявила восемнадцать тысяч нарушений, по которым возбуждено ни много ни мало две с половиной тысячи административных и пятнадцать уголовных дел. Такую же работу, и очень сложную, - я знаю, будет, наверное, вопрос у депутата Коломейцева - мы проводили по агролизингу. Я потом, если будут вопросы, отдельно отвечу, скажу, что в этом плане сделано и делается нами совместно с Генеральной прокуратурой. В прошлом году мы продолжили работу по контролю за реализацией приоритетных нацпроектов, подготовкой зимней Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке. Кстати, 26 марта в Сочи под руководством президента пройдёт очередное заседание совета, где будут использованы и наши материалы (я являюсь членом совета по подготовке к Олимпиаде и по физкультуре и спорту). Ряд наших проверок имел достаточно широкий резонанс. Кроме тех, которые я назвал, можно вспомнить о проверках совместного российско-украинского предприятия "РосУкрэнерго", финансово-хозяйственной деятельности Банка России в части эффективности управления золотовалютными резервами. Кстати, я признателен вам, уважаемые депутаты, за то, что сегодня мы можем беспрепятственно реализовывать наши конституционные полномочия в плане проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России. Немногие счётные палаты Европы имеют такие полномочия, но, я думаю, после кризиса будут иметь почти все. Серьёзный, вы знаете, был резонанс по проверке реконструкции Большого театра, там заменён практически весь менеджмент. Сейчас появились новые подрядчики для АвтоВАЗа, Российской академии наук, "ОГК-3". В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции подготовлена и направлена вам аналитическая записка по вопросам организации в России антикоррупционной экспертизы. Кстати, по вашим запросам мы дали заключение на семнадцать законопроектов в части, касающейся возможных коррупционных рисков. Мы признательны вам за такую активную позицию в этом вопросе. Я думаю, что эту работу мы будем вести с вами и дальше. Свой вклад в борьбу с коррупцией мы - я имею в виду Счётную палату - вносим и в ходе обеспечения контроля за соблюдением интересов государства в процедурах банкротства. Сегодня, я знаю, Государственная Дума рассматривала вопрос антирейдерства, и очень своевременно, точнее говоря, давайте будем говорить откровенно, с достаточно большим опозданием, но слава богу, что рассмотрели. Так вот, по поводу этого искусственного банкротства, а по сути рейдерства, были проведены проверки "ИжАвто", угольной компании "Интауголь", Омского завода транспортного машиностроения, племенного завода "Пушкинский", авиакомпании "Башкирские авиалинии", ОАО "Искитимцемент" и ряда других предприятий. По результатам наших проверок были выявлены многочисленные факты отчуждения федерального имущества, о которых были проинформированы правоохранительные органы, в первую очередь Генеральная прокуратура, потому что - совершенно справедливо вы сегодня об этом говорили - там пытаются погреть руки и представители некоторых, скажем так, правоохранительных структур. Например, только после проверки Счётной палатой совхоза имени Тимирязева, который располагается в непосредственной близости от Москвы, на берегах Клязьминского, Пироговского водохранилища - сказочная по красоте, кстати, земля, съездите, посмотрите, - была оформлена федеральная собственность на закреплённый за этим предприятием участок площадью 1,5 тысячи гектаров. Чуть-чуть не утащили, извините за такое непарламентское, неюридическое слово, 1,5 тысячи гектаров великолепных пахотных земель в Подмосковье. Именно поэтому вместе с ФСБ - я этого, собственно, и не скрываю - в прошлом году у нас создана специальная инспекция по антирейдерству. Поэтому те законопроекты, те предложения, которые будут сформулированы вами, мы сможем реализовывать уже с учётом накопленного опыта. Одним из важнейших наших приоритетов было обеспечение контроля за реализацией антикризисных мер. В соответствии с законодательством мы в ежеквартальном режиме готовили и представляли отчёт в Государственную Думу и Совет Федерации. Я лично информировал по тем вопросам, которые мы изучали (в том числе с выездом на место и с получением информации от контрольно-счётных палат), председателя правительства (было подготовлено двадцать шесть записок с его непосредственными резолюциями, которые сработали, я вам должен доложить) и восемь раз - главу государства. Для выработки предложений по оптимизации антикризисных мер на площадке Счётной палаты регулярно проводились и будут проводиться финансово-экономические совещания, в которых принимали участие ведущие специалисты в области экономики, промышленности, наши учёные, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации. Я считаю, что эта аналитическая составляющая, которую, кстати, используют сегодня практически все контрольно-счётные палаты в Европе, да и в других странах, является очень важным инструментарием в нашей с вами совместной работе. Более того, я должен отметить, уважаемые товарищи, что многие рекомендации, которые были выработаны в ходе этих совещаний, и те предложения, которые мы сформулировали в адрес правительства, были учтены. Я очень коротко их перечислю. В частности, был скорректирован порядок предоставления госгарантий для предприятий реального сектора. Принято решение о докапитализации ряда банков, расширен перечень системообразующих предприятий, ну, в частности, в него включён известный нам всем ленинградский Кировский завод. Также реализован ряд наших предложений по повышению прозрачности бюджетного процесса. Например, теперь доходы от инвестирования средств резервных фондов правительства напрямую учитываются в доходной части бюджета. В условиях кризиса при проведении тематических проверок мы обращали особое внимание на проблему повышения эффективности бюджетных расходов. Так, например, по результатам проверки строительства мостового перехода на острове Русский в рамках подготовки саммита АТЭС во Владивостоке были найдены дополнительные резервы уменьшения бюджетных расходов на строительство более чем на 60 миллионов рублей. Эту политику мы сейчас проводим и в Сочи, и в Казани, и на других крупных объектах, где задействованы огромные бюджетные средства, средства федерального бюджета, естественно. Однако было бы чересчур однобоко решать проблему повышения эффективности бюджетных расходов лишь путём их сокращения. В ряде случаев, как вы понимаете, это ведёт к откладыванию на неопределённый срок пуска весьма значимых социальных инвестиционных объектов, плодит незавершёнку, требует дополнительных расходов на консервацию и содержание этих объектов. В этом плане мы высказывали свою озабоченность в адрес Правительства России, и должен отметить, что кое-где это сработало. В качестве положительного примера хочу привести строительство новой очереди линии скоростного трамвая в городе Волгограде, которая, надеюсь, будет пущена к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и также новой очереди Усть-Среднеканской ГЭС в Магадане, потому что ситуация там, если бы не было принято подобного решения, могла быть чрезвычайно сложной, и не только с точки зрения электроэнергетики. Уважаемые коллеги, реализация антикризисных мер не может проводиться в отрыве от решения задач перевода российской экономики на инновационные рельсы и её модернизации, поэтому по результатам наших экспертно-аналитических мероприятий мы выработали ряд рекомендаций в этой сфере, которые были доложены главе государства, правительству и уважаемым депутатам. Я хочу коротко их обозначить. Мы предложили обеспечить гарантированный спрос на инновационную продукцию со стороны государства, расширить доступ высокотехнологичных предприятий к льготным кредитным ресурсам, а также навести порядок в сфере учёта интеллектуальной собственности, созданной за счёт бюджетных средств. Кстати, вот вопрос "интеллектуалки". Мы с вами его неоднократно обсуждали здесь вместе. Помните, Дмитрий Анатольевич с Павлом Владимировичем прекрасно разработали часть четвёртую Гражданского кодекса? Так вот, Павел Владимирович, докладываю вам цифры (это уже после того, как был принят закон). Например, при расходах в 2007-2008 годах на гражданскую науку в сумме 232 миллиардов рублей (это израсходовали мы с вами на гражданскую науку - 232 миллиарда рублей) стоимость материальных активов, учтённых в реестре федерального имущества, составила менее 4 - вот наша с вами работа. В условиях дефицита бюджета на первый план выходит укрепление доходной части бюджета. В связи с этим Счётная палата из года в год ставит вопрос о необходимости усиления контроля за трансфертным ценообразованием - кстати, правительство нас услышало, я хочу вам доложить, - которое используется для вывода из-под налогообложения весьма значительных, многомиллиардных сумм. В связи с этим я признателен бюджетному комитету, который дал нам поручение подготовить анализ поправок в законопроект о внесении изменений в статью 40 Налогового кодекса. Дополнительным источником доходов для бюджетной системы могла бы стать легализация производства и оборота алкогольной продукции. Вы знаете, создана, в том числе и по нашему с вами предложению, соответствующая комиссия, которую сейчас возглавляет Виктор Алексеевич Зубков, но цифры опять же остаются тревожными. Мало того, что мы пьём больше и гробим себя больше не очень приличной водкой, мягко говоря, но и пополнение бюджета - помните, я вам в прошлом году говорил и сейчас докладываю - от производства и продажи алкогольной продукции в нашей стране составляет 0,7 процента (в Советском Союзе было 30 процентов). В связи с этим сейчас мы проводим комплексную проверку во всех северокавказских субъектах Федерации. Поэтому прошу депутатов из этих республик это иметь в виду и мне не звонить. Для укрепления доходной базы бюджета в среднесрочной перспективе было бы также целесообразно разработать комплекс мер, направленных на перенос центра тяжести налогообложения с производства на имущество (об этом мы неоднократно говорили и просили бы поддержки у депутатов Госдумы), диверсификацию источников доходов, ослабление их зависимости от сырьевого сектора. И последнее, о чём хотел бы сказать в рамках своего выступления, оставив побольше времени для тех вопросов, которые вы, видимо, мне зададите. В Интернете опубликован и обсуждается активно проект программы, разработанный в недрах Министерства финансов, который называется очень замечательно: повышение эффективности бюджетных расходов. Безусловно, очень важный и нужный документ, но в нём есть ряд серьёзных опасностей, мы изложили их в своём заключении, изложили. Я прошу внимательно их посмотреть. Бюджетный комитет в теме и нас здесь поддерживает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время для окончания. СТЕПАШИН С. В. Буквально тридцать секунд. Но об одном я могу сказать: после принятия предложений из этой программы, которые, по всей видимости, пойдут как изменения в Бюджетный кодекс и закон "О Счётной палате...", по сути дела, парламент российский и Счётная палата будут заниматься только аудитом эффективности и экспертно-аналитической работой, весь последующий контроль уходит в исполнительную власть. Я считаю это некорректным, по крайней мере с точки зрения Конституции и законодательства, поэтому я прошу депутатов Госдумы быть внимательными при изучении этого документа. Большое спасибо за внимание и за то, что пришли меня послушать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вадимович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом от комитета выступит Дмитрий Владимирович Савельев. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В соответствии с законом "О Счётной палате Российской Федерации" 1 марта 2010 года в Государственную Думу поступил отчёт о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2009 году, который в оперативном порядке был размещён на сайте для ознакомления всех депутатов Государственной Думы. Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам было разослано информационное письмо в комитеты и комиссии Государственной Думы с просьбой направить свои предложения и замечания по отчёту о работе Счётной палаты Российской Федерации. В соответствии с Регламентом Государственной Думы в Комитет по бюджету и налогам поступили заключения и предложения от восемнадцати комитетов Государственной Думы. В заключениях отмечается большая работа, проведённая Счётной палатой Российской Федерации в сложном кризисном 2009 году, подчёркивается, что Счётная палата была и остаётся эффективным средством контроля за финансовой деятельностью государственного сектора. В 2009 году Счётной палатой Российской Федерации было проведено пятьсот два контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, большое внимание было уделено проведению контрольных мероприятий. Также в 2009 году было осуществлено шесть контрольных мероприятий по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы, шесть мероприятий - по обращениям членов Совета Федерации. В рамках предварительного контроля подготовлены заключения на законы "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, а также законопроекты по внесению изменений в данные федеральные законы. В 2009 году Счётной палатой было подготовлено четырнадцать заключений на законопроекты, при этом отдельные из них были подготовлены в оперативном порядке в весьма сжатые сроки. В рамках оперативного контроля в Государственную Думу было направлено четыре ежеквартальных оперативных отчёта о ходе исполнения федерального бюджета в 2009 году, подготовленных по форме, утверждённой Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. При этом предлагаемые материалы дополнялись, как правило, аналитическими записками. Данные отчёты в оперативном порядке были размещены в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы для ознакомления депутатов Государственной Думы. Особое внимание в 2009 году было уделено контролю за использованием средств федерального бюджета, выделенных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, реализацией национальных проектов, формированием Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также анализу деятельности госкорпораций. Несмотря на то что Счётная палата ежегодно совершенствует контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую деятельность, остаётся ещё много вопросов, требующих особого внимания Счётной палаты Российской Федерации, что и отмечается в заключениях комитетов Государственной Думы. Хотелось бы рекомендовать также комитетам Государственной Думы шире использовать возможности Счётной палаты в части подготовки заключений на законопроекты и направлять большее количество законопроектов для получения заключений в Счётную палату Российской Федерации по вопросам её компетенции, чаще принимать участие в заседании коллегии Счётной палаты Российской Федерации при рассмотрении вопросов по их тематике. С учётом высказанных комитетами Государственной Думы предложений Комитет по бюджету и налогам рекомендует Счётной палате Российской Федерации наряду с определёнными на 2010 год задачами уделить внимание следующим вопросам: контролю за использованием средств, направляемых на науку и инновационную деятельность; расширению экспертно-аналитических мероприятий в сфере реализации научно-технической и инновационной политики в целях совершенствования механизмов бюджетной поддержки, развития науки и инноваций; повышению эффективности использования бюджетных средств в отраслях промышленности; проверке целевого эффективного использования средств, предоставленных под гарантии Российской Федерации; проведению экспертно-аналитических мероприятий по вопросам ценообразования и роста цен на продукцию в целях снижения затрат и экономии средств федерального бюджета; проведению контрольных мероприятий по использованию средств, предоставленных в рамках антикризисной программы Правительства Российской Федерации на уровне объединений, предприятий и организаций; проведению контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств государственными корпорациями и компаниями как на стадии оперативного контроля в ходе непосредственного исполнения бюджетов, так и на стадии предварительного контроля проектов их бюджетов на очередной финансовой год; проверке эффективности расходования средств федерального бюджета на подготовку российских спортсменов к XXI Олимпийским играм, которые прошли в Ванкувере. Учитывая поступившие заключения и решения комитетов Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам предлагает принять к сведению отчёт о работе Счётной палаты в 2009 году. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы договорились вчера на Совете Государственной Думы: по два вопроса от каждой фракции. Первыми задают вопросы представители фракции КПРФ. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Вадимович, в сентябре прошлого года я обращался к вам с предложением дать поручение о проверке эффективности использования денежных средств, выделенных на прикладные и научные исследования в области национальной экономики. Коллегия Счётной палаты тогда меня поддержала и решила предусмотреть эту проверку в рамках контроля за исполнением федерального бюджета 2009 года. Что здесь сделано и каковы выводы Счётной палаты? Очевидно, что только к оценке интеллектуальной собственности здесь вопрос не сводится. Я спрашиваю потому, что в настоящее время проблема стала ещё более острой в связи с планами строительства так называемой Силиконовой долины - "города солнца". Вместо того чтобы провести широкое обсуждение этих планов, учесть предложения оппозиции по реформе науки, делаются попытки введения информационной блокады. Дошло до того, что даже провластные журналисты в знак протеста увольняются с работы. Очевидно, что в обстановке отсутствия критики и контроля мы успеха не достигнем. Российской науке нужна поддержка, а не силиконовые прелести. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович. СТЕПАШИН С. В. Спасибо за выступление и одновременно за вопрос. Я на две части свой ответ разделю. Первая часть. У вас на руках есть материалы по проверке Российской академии наук, где частично мы дали ответ на ваши вопросы. Пожалуйста, посмотрите, правда, они с грифом "ДСП" - уж слишком много тем, которые не хотелось бы поднимать широко в СМИ. Так что прошу обратиться к этим документам. Что касается вашего конкретного вопроса - да, программа утверждена. Мы только сейчас проверяем исполнение бюджета 2009 года. Вы знаете, это такой порядок, мы раньше это сделать не сможем. Но к 1 сентября в рамках подготовки заключения по бюджету 2009 года - я буду выступать здесь перед вами - мы специально отдельным разделом дадим все материалы по итогам этой проверки. Если не возражаете, мы вам отдельно их направим. Вопрос вы ставите правильно, спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй вопрос от фракции КПРФ - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Вадимович, честно говоря, приятно было услышать ваш устный отчёт, потому что тот доклад, который мы получили, существенно отличается от того, что мы услышали с трибуны, он немножко напоминает глянцевый журнал. Хотелось бы попросить вас всё-таки вернуться к традиционной форме, когда две третьих вашего отчёта составляло содержание, а не картинки, где вы и аудиторы во всех ипостасях: и в футбольных майках, и в форме. Немножко пострадало содержание. Теперь вопрос. Вы приводите динамику объёма финансовых нарушений, при этом выделяются два года за пятнадцать лет - 2001 и 2009. Чем объясняется то, что 2009 год отличается среди прочих в вашей статистике по числу финансовых нарушений? И скажите, пожалуйста, какие меры по выявленным нарушениям предприняты вами, сколько внесено представлений в прокуратуру и кто понёс наказание, в том числе в высших эшелонах власти? Что касается реализации нацпроекта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович. СТЕПАШИН С. В. По поводу глянцевых журналов - дело вкуса, конечно. Традиционный отчёт мы вам также направили, он есть и в электронном виде. Это как бы изложение отчёта. Давайте... в следующий раз будут фотографии депутатов Государственной Думы. Я предложу, чтобы аудиторов там больше не было. Принимается. По динамике. Вы правильно обратили внимание, причин здесь, наверное, несколько. Первая - кризис, огромные бюджетные инъекции для внедрения конкретных антикризисных мер. И в этом плане активизирована совместная работа с МВД, ФСБ и Генеральной прокуратурой. В условиях кризиса, естественно, допускать нецелевое использование бюджетных средств, а тем более их разворовывание в принципе недопустимо. Наверное, это одна из главных причин большего количества нарушений. Двести сорок один материал был направлен в правоохранительные органы, как я уже говорил, возбуждено сорок одно уголовное дело, они находятся в стадии производства, освобождён ряд высокопоставленных чиновников, в том числе, я вам называл, и мэр города Королёва, директора ряда крупных предприятий. Сегодня эта работа продолжается. Я думаю, что опыт работы в условиях кризиса должен быть пролонгирован, или продолжен, если говорить по-русски, и применён в тот период, когда мы из кризиса выйдем. То есть надо работать так, как мы работали в условиях кризиса. Если я удовлетворил вас своим ответом, то спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР - вопрос Селезнёва Валерия Сергеевича. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Сергей Вадимович, у меня вопрос от обратного. Вот мы сейчас заслушали ваш отчёт, и в вашем выступлении не прозвучало, насколько Счётная палата удовлетворена работой Госдумы в части учёта рекомендаций, замечаний, которые вы постоянно делаете при реальных проверках, которые вами проводятся. Насколько это учитывается депутатами в работе над законопроектами? Второй вопрос связан с инвалидной тематикой. Какова эффективность расходования средств федерального бюджета в виде субвенций регионам на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и спецпродуктами для лечебного питания? У меня есть статистика: 74 процента инвалидов не удовлетворены реализацией данной льготы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Вадимович. СТЕПАШИН С. В. Начну со второго вопроса. Я согласен с вашей оценкой и полагаю, что реализация закона, который сегодня был принят, - я знаю, что дискуссия была очень активной, - в части закупок лекарств и их распределения весьма будет сложной. С оценкой вашей согласен. Действительно, - я вам цифру назвал - мы вместе с Генпрокуратурой выявили в целом по лекарственной тематике, в том числе и по оказанию помощи инвалидам, восемнадцать тысяч нарушений в прошлом году. Поэтому я полагаю, что эту работу... вернее, не полагаю, а так оно и есть, так и будет, мы эту работу будем вместе с вами продолжать. Хотя, вы знаете, я должен отдать должное правительству, в частности министерству Голиковой: несмотря на кризис, всё-таки те обязательства, социальные обязательства, которые взяло на себя правительство, в большей части были реализованы. Другое дело, что планка докризисная и планка кризисная, которая сохранилась, была очень невысока, и давайте это всё-таки иметь в виду. Что касается оценки Госдумы, мне это делать некорректно, пускай это народ сделает, который вас избрал. А что касается взаимоотношений, нашего взаимодействия, я, во-первых, хочу сказать большое спасибо за то, что вы к нам хорошо относитесь, это уже приятно, по крайней мере слышите и слушаете. В Госдуме мы всегда находим моральное понимание, особенно со стороны Жореса Алфёрова, которого я от души поздравляю с прошедшим юбилеем. Жорес Иванович, я от души и искренне поздравляю вас! На самом деле вы великий человек. (Аплодисменты.) Что касается конкретных примеров, то давайте откровенно говорить, здесь, слава богу, площадка позволяет, мне по крайней мере: ну не от вас же зависит внесение поправок в закон, ну что вы можете сделать? (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таскаев Владимир Павлович, ваш вопрос. ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Вадимович, из федерального бюджета на проведение выборов - что региональных, что государственных - тратятся огромные средства. К нам частенько поступает информация о том, что избирательными комиссиями регионального уровня и даже ЦИКом допускаются нарушения, связанные с неплановым расходованием средств. Так, например, в Псковской области было возбуждено уголовное дело против главы избиркома, в Свердловской области глава избиркома господин Мостовщиков допускает нецелевое, так сказать, использование средств. Кроме того, - информация поступает - исполнительная власть тратит бюджетные средства в пользу одной партии. Так вот, проверяете ли вы избиркомы, ЦИК и как относитесь к тому, что региональное правительство часто тратит деньги в пользу одной партии? Проверяете ли вы их? СТЕПАШИН С. В. Ну, в таком контексте нет, мы, слава богу, партии не проверяем, упаси господь. Что касается ЦИК - да, мы ежегодно проверяем Центральную избирательную комиссию, в том числе то, как они расходуют федеральные бюджетные средства. Вот Александр Иванович Жданьков - он здесь присутствует, по-моему, - кстати, недавний генерал-полковник ФСБ, поэтому он проверяет внимательно, очень аккуратно и достойно во всех отношениях. Мы проверяем ежегодно, более того, мы получаем информацию от всех контрольно-счётных палат субъектов Федерации в части, касающейся региональных выборов. Скажу откровенно: каких-то сверхсерьёзных нарушений, кричащих, мы не выявили. Другое дело, коль уж тут мне вопрос задавался, что могла бы Дума дать в качестве поручения Счётной палате, скажу следующее. Если вы помните, уважаемые товарищи, здесь обсуждался вопрос о том, кто должен проверять расходование средств, выделенных (ещё Вишняков возглавлял ЦИК тогда) из бюджета на выборы. В большинстве стран мира, и в европейских, и в латино-американских, и в североамериканских штатах, этим занимаются аналоги Счётной палаты. И было два варианта: либо ЦИК смотрит за этими деньгами, либо Счётная палата. Если вы внесёте поправку в закон и поручите проверять Счётной палате именно в таком контексте, мы к этому готовы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Кнорр Андрей Филиппович, ваш вопрос. КНОРР А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Вадимович! Мы признаём высокий профессионализм специалистов вашего ведомства, однако нередко результаты проверок остаются лишь констатацией фактов, которые используются рядом структур в качестве фактологической базы, интерпретируемой в последующих действиях по собственному усмотрению, а порой и никаких действий по устранению нарушений ими не предпринимается. Либо, как говорят в простонародье, приходится делать ноги этим письмам и их сопровождать до конца, чтобы получить какие-то результаты. Что может исправить дело? Вы, как опытный человек, который возглавляет это ведомство, ответьте: какие правовые механизмы необходимы дополнительно, чтобы исключить бездействие соответствующих органов, игнорирующих заключения аудиторов? Ваше отношение к опыту других стран, в частности Испании, предполагающему правовую обусловленность взаимодействия институтов, подобных Счётной палате, административных судов и так далее. СТЕПАШИН С. В. Спасибо большое. Тут и вопрос и как бы позиция весьма интересная. Во-первых, если можно, я маленький комментарий сделаю, а потом о предложениях. Я не совсем с вами соглашусь, что все наши представления... Ну, предписания мы практически не направляем, потому что предписание означает блокирование счетов той или иной бюджетной организации, и она прекращает свою работу, но за это должны проголосовать вы, есть такой инструмент у нас. Один раз по Берёзе, по "ОРТ", мы пытались это использовать в далёкие 90-е годы. Так вот, вы знаете, я уже говорил в своём выступлении: всё-таки в большей части на наши представления, которые я направляю за своей подписью в правительство, реакция есть. Когда я встречаюсь лично с премьер-министром, Владимиром Владимировичем, или с президентом, Дмитрием Анатольевичем, и они налагают письменную резолюцию на мои бумаги, это срабатывает очень быстро и оперативно. Это называется ручное управление, так уже сложилось. Хорошо и плохо одновременно: хорошо, что руководство так реагирует, плохо, что остальные чиновники до этого плохо добираются. Мы наладили взаимодействие всё-таки с правоохранительными органами, вот только в прошлом году мы провели порядка восьмидесяти шести совместных контрольных мероприятий с МВД, ФСБ и Генпрокуратурой, причём мы не афишируем, что совместно проверяем. И сразу же возбуждаются, прямо по ходу пьесы, что называется, уголовные дела, как вот сейчас по Дагестану, по двум районам. Там подделали подписи и получили 100 миллионов субсидий на ЖКХ, а потом чуть не дали взятку в 10 миллионов нашим сотрудникам в Дагестане. Сейчас МВД и ФСБ фигурантами занимаются, фамилии уже известны. То есть работа есть. А вот что касается второй части, ну вот... Только это не арбитражные суды. Есть две формы контрольно-счётных органов в мире. Мы пошли по англо-немецкому пути в 1995 году, - вот Николай Гончар здесь присутствует, кое-кто ещё из депутатов, кто принимал закон, - так вы решили. Есть вторая схема, она была изобретена в своё время Наполеоном Бонапартом, - это счётные суды. Это те же функции, что и у нас, но у них есть свои финансовые прокуратуры. Если они выявляют нарушение, сразу же финансовая прокуратура принимает решение, и всё. Давайте изменим закон, и будет у нас счётный суд, но для этого надо менять и Конституцию, и базовое законодательство. Есть ещё одно предложение - мы, в том числе и депутаты, с ним неоднократно выходили, но, к сожалению, поддержки не нашли, в первую очередь, конечно, правительства, финансовых властей я имею в виду, - это предоставление нам административных санкций. Это, конечно, тяжёлая работа, это сразу увеличит нагрузку на наш правовой департамент. Но в принципе, если вы так решите, давайте попробуем, тогда мы могли бы налагать административные санкции по отношению к конкретным чиновникам, не дожидаясь решения чиновников. Но я представляю себе, какая это для меня головная боль, не для меня, прошу прощения, для Счётной палаты Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, ваш вопрос. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Вадимович, я знаю, что вы в последнее время очень серьёзное внимание уделяете проверкам в области физкультуры и спорта, в том числе и Сочи-2014, и Универсиаде-2013, которые проверяли и проверяете. Вот какие там, вы считаете, системные есть ошибки и на что нам в том числе обратить внимание? И второе. Я так понял, что и вы заявили, и есть поручение проверить те средства, которые были направлены на подготовку ванкуверской Олимпиады. Какие будут подходы и вообще как вам эта работа видится? Спасибо. СТЕПАШИН С. В. Начну с последнего. Это была собственная наша инициатива, по Ванкуверу. Были поручения и обращения, вы знаете, депутатов. Я знаю, Светлана Журова - здесь она или нет? - этим активно занимается, Борис Вячеславович, он тоже недалёк от спорта, да и вы все тоже, надеюсь. Поэтому мы проверку утвердили, план утвердили, будем смотреть Олимпийский комитет, министерство и все спортивные федерации. Параллельно посмотрим всё, что касается детского массового спорта и так далее. То есть системно мы решили эти вопросы посмотреть. В мае будут предварительные итоги, в конце июля - окончательные итоги. Если совет при президенте меня поддержит, я 26 марта попрошу Дмитрия Анатольевича в Сочи, чтобы председателю Счётной палаты как члену совета дали возможность доложить на совете при президенте по спорту об итогах нашей проверки в Ванкувере. Естественно, мы проинформируем и вас по этому вопросу. Что касается Сочи и Казани. Хорошо, что вы задали вопрос в таком контексте. Вот что значит разные системы. По Сочи, да, действительно много вопросов, вы знаете, и с землёй, и... Это уникальный проект, в мире такого не было никогда: в горах на юге - зимняя Олимпиада. Это вот только Россия может такие вещи потянуть. Я не думаю, что другая страна в мире так бы рискнула. Проведём мы её, успеем провести. По Сочи. Главное, что мы сейчас смотрим, - это, конечно, чтобы не допустить удорожания проектов, поэтому у нас по пяти направлениям аудиторы постоянно там работают. А два наших аудитора и заместителя работают главными ревизорами в структурах, которые готовят Олимпиаду в Сочи. Хотя, вы знаете, это нелогично, мы вообще не должны были туда влезать, потому что сами будем нести ответственность. Но жизнь есть жизнь, и нам важно всем вместе выполнить эту задачу. Если сравнивать Сочи и Казань, - и об этом говорил и Дмитрий Анатольевич, и особенно Владимир Владимирович, потому что он первым всё это организовывал в своё время, - это, конечно, разные системы управления. В Казани всё в одних руках, там всё в одних руках. Съездите посмотрите, вот мы в мае будем проводить совместное совещание коллегий с татарскими коллегами по проверке. Там всё в одних руках, через полгода уже всё, что сказано, сделано. У нас три центра принятия решений: один вице-премьер, второй вице-премьер, оргкомитет, "Олимстрой", смена, замена... Пока Путин туда не приедет и не разгонит, там все бегают друг за другом. Я прошу прощения, пускай на меня мои товарищи по правительству не обижаются, я говорю это откровенно. Это главный вопрос. Сейчас вроде выстраивается всё под Дмитрия Козака. Вспомните советское время: вице-премьер Совмина СССР товарищ Новиков возглавил оргкомитет по подготовке к Олимпиаде - хоть и бойкотировали американцы, но Олимпиаду провели блестяще на самом деле. Правда, страна была другая. Поэтому вопросы вы поставили правильные и системные, спасибо большое. Я попытался ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Зубова Валерия Михайловича. ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к Дмитрию Владимировичу Савельеву. Мы много раз, ежегодно, слушали отчёты Счётной палаты, у нас за годы слушаний накопилась определённая масса информации, мы её анализируем и уже можем приходить к каким-то более серьёзным выводам. У меня, Дмитрий Владимирович, к вам лично вопрос, ответьте, пожалуйста, потому что вы сегодня докладывали, и, значит, вы более глубоко читали отчёт: функции Счётной палаты в сегодняшних условиях следует расширить, усилить, добавить, или оставить в прежнем виде, или в чём-то урезать? Ваша оценка, будьте добры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Дмитрию Владимировичу Савельеву. САВЕЛЬЕВ Д. В. Спасибо большое за вопрос. На сегодняшний день тех функций, которые возложены на Счётную палату, и того, что от неё требует Государственная Дума, вполне хватает для того, чтобы контролировать бюджетные средства, расходы бюджетных средств по всем разделам классификации бюджетного процесса. Чего хотелось бы в этом плане ещё - чтобы комитеты Государственной Думы более активно в своей законотворческой деятельности взаимодействовали со Счётной палатой в части именно заключений на те проекты законов, которые мы рассматриваем в наших комитетах, комиссиях и на пленарных заседаниях. Счётная палата часто даёт очень квалифицированные и грамотные по этому поводу заключения, очень большая экспертная работа ведётся в Счётной палате. А в целом я считаю, что функции Счётной палаты сегодня достаточные, для того чтобы проверять все бюджетные средства, которые мы используем в рамках нашей государственной деятельности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Сергею Вадимовичу. Сергей Вадимович, рейтинг Счётной палаты неумолимо растёт, в том числе на международном уровне. Насколько мне известно, вы вошли в Управляющий совет ИНТОСАИ и даже его возглавили. Российская Федерация постоянно занимает сотые - сто тридцатые места, хотя мы знаем, что Европу сотрясают митинги, протесты и далеко не всё там так хорошо. Скажите, пожалуйста, насколько объективны критерии оценки международного рейтинга государств и сможете ли вы повлиять на то, чтобы объективно и справедливо относились к нашей стране? СТЕПАШИН С. В. Спасибо большое. Действительно, Счётная палата России, две от Европы - российская и английская счётные палаты (вот так бы мы ещё в ЮАР поехали вместе с Англией и в футбол бы так играли) вошли в состав Управляющего совета ИНТОСАИ. ИНТОСАИ - это международная организация, которая объединяет высшие органы финансового контроля, сто девяносто шесть стран туда входит. Правда, Счётная палата России... Дима Савельев почему-то об этом скромно умолчал, о позиции Виталия Шубы и бюджетного комитета. Счётная палата такого названия не имеет, мы входим, я вхожу в управляющий совет высших органов финансового контроля, хотя формально, де-юре мы таковым не являемся. Это нарушение норм международного права и Римской декларации, между прочим. Гарри Минх опытный юрист, Павел Крашенинников тоже, они поддержат меня в том, что я по крайней мере прав. Что касается нашей работы, она как раз этому и посвящена. Два с половиной года назад нам было поручено, Счётной палате России, мне лично, возглавить рабочую группу по ключевым национальным показателям. Я по поручению ИНТОСАИ подписал соглашение с ОЭСР - это Организация экономического сотрудничества и развития, которая вот эти критерии нам с вами и рисует и на эти места нас ставит. И в этом году в Йоханнесбурге, в ноябре, когда будет очередной конгресс ИНТОСАИ, я буду докладывать об итогах работы этой группы. Будет предложена сама система, совершенно иная идеология выработки ключевых национальных показателей. Всё-таки нельзя, не учитывая разные исторические, социальные, географические, политические и иные условия, всех подгонять, так сказать, под одну метрику. А метрику рисуют в одной стране, вы знаете, - The United States of America, и наши, кое-кто, переписывают потом, лихо причём, с удовольствием большим, похлопывая в ладошки. Этой работой мы занимаемся. Сейчас мы договорились с большой академией нашей о том, чтобы эту работу перевести в плоскость соответствующего отделения академии наук (Геннадий Васильевич Осипов возглавляет отделение экономики и социологии знаний) и предложить уже в последующем и нашему правительству те наработки, которые будут утверждены осенью этого года на международной арене. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы закончили с вопросами. И я предлагаю перейти к выступлениям. От фракции КПРФ - Штогрин Сергей Иванович. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые депутаты! В своём отчёте о работе Счётной палаты за 2009 год Сергей Вадимович особое внимание уделил двум основным составляющим её работы - контрольной и экспертно-аналитической. Хочу подтвердить, что палате удаётся достигнуть больших успехов в контрольной работе, это естественно. Во-первых, это проще, а потом с каждым годом методы контроля совершенствуются. Только остаётся открытым вопрос, насколько контрольные мероприятия Счётной палаты влияют на предупреждение и профилактику нарушений бюджетной дисциплины, на сокращение и хищение бюджетных средств и снижение их нецелевого использования. В развитие этого тезиса давайте сравним цифры, характеризующие контрольную деятельность палаты за последние годы. В ходе контрольных мероприятий в 2007 году выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на 132 миллиарда рублей, в 2008 году - на 96,6 миллиарда, а в прошлом году - на 238,3. В том числе выявлено нецелевое использование бюджетных средств, соответственно по названным годам: 970 миллионов, 1,9 миллиарда (в 2008 году) и 3,8 миллиарда (в прошлом году). То есть нецелевое использование увеличивается в такой... геометрической прогрессии. Получается, что чем больше совершенствуется контрольная работа Счётной палаты, тем больше нарушений бюджетной дисциплины, и никакого профилактического воздействия на бюджетополучателей и распределителей кредитов её работа не оказывает. Тут есть над чем задуматься. Мы постоянно говорим о хищении бюджетных средств в дорожном строительстве, и это уже притча во языцех. Мне недавно один бывший дорожник рассказывал, что в советское время они на дорогах "хитили" 10 процентов средств, но, чтобы обеспечить плановые показатели и ещё выполнить принятые социалистические обязательства, порядка 2-3 процентов вынуждены были возвращать в дорожное строительство. А в настоящее время "хитят" порядка 30 процентов и вынуждены тратить их на откаты, взятки и другие непроизводственные затраты. Таким образом, непосредственно на дороги уходит порядка 70 процентов выделяемых бюджетных средств. В комитете Сергей Вадимович приводил пример, что на Русском острове километр дороги стоит в три раза дешевле, чем во Владивостоке, - разные подрядчики. Я думаю, что Счётной палате пора, наверное, разобраться в этом вопросе и поставить точки над "i". Я уже говорил, что Счётная палата, кроме контрольной, проводит значительную экспертно-аналитическую работу. В этой связи возникает вопрос: когда палата проверяет различные организации, финансируемые из федерального бюджета или являющиеся акционерными обществами с капиталом, 100 процентов которого принадлежит государству, неужели не возникают вопросы о системе оплаты труда руководящего состава этих организаций? А ведь давно пора бы сделать по этому вопросу аналитический материал и представить его в Государственную Думу и Совет Федерации. Здесь есть интересные факты. Кандидат в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края, выборы в которую проходили 14-го числа, заявил заработную плату за 2008 год в размере 18 миллионов рублей, он возглавляет дальневосточное управление железной дороги. Неужели вклад такого человека пропорционален его заработной плате? Помню, когда по Транссибирской железнодорожной магистрали каждые двадцать минут проходила пара поездов, жители Биробиджана остро ставили вопрос о строительстве виадука через железную дорогу, поскольку город разделён на две части. Сейчас этой проблемы нет, хотя машин стало больше, - поезда стали ходить значительно реже. И надо бы в этом деле, Сергей Вадимович, разобраться. Сегодня, когда готовился к этому выступлению, столкнулся с парадоксальным фактом. Зашёл на сайт Федерального казначейства и обнаружил, что в отчёте Казначейства по состоянию на 1 февраля не было расходов федерального бюджета по подразделу "Коммунальное хозяйство". Неужели такое возможно? Ведь именно здесь больше всего проблем, и Счётная палата в ежедневном режиме контролирует расходы. Кстати, есть здесь (я взял специально распечатку) нули и по некоторым другим подразделам. Мимо Счётной палаты не должен пройти и тот факт, что в период экономического кризиса, когда многие миллионы граждан страны не могут свести концы с концами, с трудом дотягивают от получки до получки, а пенсионеры - от пенсии до пенсии, наши олигархи сказочно разбогатели. Если верить газете "Комсомольская правда", их состояние удвоилось, утроилось, а количество стало в полтора раза больше. На мой взгляд, их обогащение - это неполностью оплаченный труд наёмных работников, минимизация платежей в бюджетную систему страны. Есть и более прозаические проблемы, которые не должны проходить мимо Счётной палаты. Я имею в виду то, как уплачивают налоги участники нынешних "великих строек". В прошлом веке были всесоюзные комсомольские стройки - Комсомольск-на-Амуре, Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль, а теперь у нас ВСТО, остров Русский, Сочи и другие так называемые мегапроекты. В советское время не было проблем уплаты налогов их участниками, а теперь они есть, проблемы вот в чём. Работы на этих объектах выполняют десятки и сотни разных организаций и индивидуальных предпринимателей, а на налоговом учёте они стоят где угодно, только не по месту производства работ и оказания услуг. В регионах и муниципалитетах работников этих организаций обеспечивают местные власти в соответствии с действующим законодательством всеми видами медицинского и другого социального обеспечения, их машины и механизмы ездят по местным дорогам и разбивают их, а налоги, в том числе и подоходный, и транспортный налог, и налог на прибыль, на имущество организаций, платят везде, если, конечно, платят, но только не в бюджеты тех регионов, где они работают. Вот вам парадокс и перегиб. Считаю, что проблемой постановки на учёт и уплаты налогов по месту производства работ и оказания услуг на наших всероссийских стройках должна бы заняться и Счётная палата, чтобы помочь Министерству финансов навести порядок в этом деле. Я уже говорил о большой экспертно-аналитической работе, проводимой Счётной палатой. Ярким подтверждением этого является и отчёт, представленный нам. Вот в этой книге есть интересная фраза: в условиях отсутствия существенных резервов сокращения бюджетных расходов назрела необходимость в диверсификации доходной базы бюджетной системы за счёт поэтапного переноса центра тяжести налогообложения с производства на конечное потребление и имущество. Означает ли это, Сергей Вадимович, что Счётная палата поддерживает высказанную мной ещё пять лет назад идею отказа от налога на добавленную стоимость и введения налога с продаж? И если это так, я готов с вами вместе над этой проблемой работать. Уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает проект постановления об отчёте Счётной палаты за 2009 год и предлагает принять его к сведению. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. От фракции ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Я не понимаю, когда раздаются аплодисменты. Счётная палата вскрыла огромное количество потерь в бюджете страны, каждая страница отчёта - это неумение наших чиновников работать, а мы тут хлопаем друг другу: примем к сведению, как мы не умеем работать, как у нас горят наши деньги! И ещё мы будем здесь говорить, что нас как-то не так оценивают: в Греции, мол, бастуют - они хорошие, а у нас никто не бастует - и мы плохие. Уважаемые депутаты, наши люди забиты ещё царём и советской властью, подождите, подрастёт новое поколение, они вам три Греции устроят в одном городе! Поэтому вы не думайте, что у нас люди не выходят на улицы потому, что хорошо. Оценивать нужно по-другому. Не хватает политической составляющей, и это всегда нам мешает! Двадцать лет режима после советской власти - ни разу не дали правильной политической оценки событиям 91-го года. Или же вот взять аудит: во что нам обошлась советская модель государственного устройства? У нас же 22 апреля понесут цветы основателю Советского государства, а во что это обошлось нашей стране - в деньгах, людях, жертвах и во всём прочем? Никто ничего не считает, а цветы будут продолжать нести, да ещё просят у этого Перельмана деньги, чтобы в Мавзолее там что-то улучшить, на реставрацию. В том числе и ельцинская модель. Сейчас Гайдар умер - и все его хвалят во всех телепередачах, он вообще Иисус Христос, оказывается, он, оказывается, спас страну от гражданской войны и от голода. А я - идиот, я не жил в этой стране, никакого голода не было и никакой гражданской войны! Все попрятали товары и ждали, когда опустят цены, и с января всё было завалено везде. Милиция плохо работала и КГБ. Это команда преступников была, всё это правительство Гайдара и все последующие, - им никто никакой оценки не даёт! И сейчас - принять к сведению нам, комитет по бюджету говорит: принять к сведению. К какому сведению принять?! Я не понимаю такой формулировки. Одобрить, не одобрить, признать успешной работу, указать на недостатки, а то "принять к сведению". Может быть, они действительно хорошо работали, это мы не подвергаем сомнению, но получается, что Счётная палата работает, а дальше всё... Милиция работает, все наши контролирующие органы работают, а страна не развивается. И мы выдумываем сейчас модернизацию или, там, консервацию, опять нерусское слово берём. Вот сделайте аудит русского языка, и вы поймёте: все наши беды от того, что неправильно применяются термины. Назвать мятежом - называют революцией. Люди не хотят быть мятежниками, но хотят быть революционерами, понимаете? Бунтом назвать, бунтовщиком, но это же преступление - нет, революция, великая революция. Или бухгалтер, что такое бухгалтер? Счетовод... Нет, бухгалтер он. Дети растут, не могут понять, что такое бухгалтер. Сейчас - аудитор. Кто такой аудитор? Что всё не по-русски, так сказать? Есть хорошие русские слова. Это тоже имеет значение. Миллионы людей растут, не понимают, что происходит. Модернизация. Что нас ждёт впереди? Модернизация. Назовите по-русски - обновление. Нет, модернизация. Миллионы будут думать: а что же они сейчас придумают? Горбачёв нам признался ведь, он сказал, что перестройка - продолжение Октября, продолжение разрушения нашей страны. По-русски, перевожу, революция - это бунт, а перестройка - продолжение бунта. Мы продолжали бунтовать. Он правильно сказал, но никто не понял. Это было рядом, в Большом театре, в 88-м году. Перестройка - продолжение Октября. И как говорится, отвечать ему не за что, все хлопали ему. То есть русский язык надо нам с вами восстановить. Все страны это сделали, все! Все говорят на родном языке. У нас только одно слово в русском языке - местоимение "я", а дальше пошло уже. Гастарбайтер... По-русски не можем сказать - иностранный рабочий? Нет, гастарбайтер. Много делает, может быть, Счётная палата, но ведь нам всем хотелось бы, чтобы принимались меры! Посмотрите, с алкоголем сколько мучаются. Мы хвалимся, что царь и советская власть получали треть бюджета. А может быть, это было главным пороком, что споили народ, потому что пил народ и при царе, и при советской власти? Доходы были? Да разве это были доходы?! Это трагедия была - когда миллионы декалитров вливали в русского мужика! А потом говорят: нет мужика. Так его стравили за сто лет - и царь, и советская власть! А сегодня доходов нет. Ещё мы не знаем, где эта водка делается, вы всё ещё проверяете. Вся делается на Северном Кавказе - Кабардино-Балкария, Северная Осетия, все регионы. Подпольные заводы - чего, там у вас милиции нет, ФСБ нет, прокуратуры нет? Всё есть! Чего, ГАИ не видит, как на север, в Россию фуры идут оттуда с отравленной водкой, плохой водкой? И всё говорят: будем проверять, будем проверять. Страна проверяет себя с 17-го года, создали ЧК, до сих пор у нас чрезвычайная комиссия - все проверяют, все на стол кладут решения, кого-то снимают, так сказать, кого-то убрали, ещё убрали, кого-то наградят. А в результате всё остаётся в прежнем варианте. Поэтому надо всё-таки нам стараться, стараться нужно нам делать так, чтобы у нас не было контрафакта. Нам с вами мешает монополия, с ней нужно бороться, монополия в экономике, она у нас везде, в любой сфере, и в торговле. Приняли закон о торговле - ну чего вы все молчите, чего?! Цены понизились? Давайте зайдём в любой магазин: цены понизились? Нет, а мы приняли закон о торговле. Принимаем закон "Об обращении лекарственных средств", уже приняли, всё. Цены понизятся? Будут лучше лекарства? Ничего не изменится, ещё один монополист появится, ещё одна кормушка. И тогда что мы здесь сидим делаем? Вот аудит власти нужно провести, политический аудит: власть, какая власть, для чего она? Огромные деньги!.. Зачем здесь четыреста пятьдесят депутатов? Они же никогда здесь не сидят, посмотрите в зал! Мы предлагаем: давайте сделаем двести, дешевле же будет. Зачем верхняя палата? Не нужна. Зачем четвёртую партию сажают - искусственно раздражают "ЕДИНУЮ РОССИЮ", коммунистов и нас, ЛДПР? На нашем горбу её вносят в парламенты во все, издеваются над "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ"! И так несчастная партия, ей конец уже, и ещё вдобавок похоронный марш играют... Неужели думают, что мы допустим, чтобы "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" заменила эту мощную, прекрасную, красивую партию - "ЕДИНУЮ РОССИЮ"? Никогда не допустим, да. (Смех, оживление в зале.) Поэтому мы должны объединиться и покончить с контрафактом в политической демократии. Уже всем понятно, что надо делиться в честном варианте: оставим "ЕДИНОЙ РОССИИ" 40 процентов, а с коммунистами пока по 30 процентов разделим. Потом мы задавим коммунистов, будет ЛДПР, уже 50 на 50, мы с вами договоримся. Давайте уберём "СПРАВЕДЛИВУЮ...", добьём коммунистов, и между собой мы договоримся, на двоих, это будет лучший вариант, спокойный. Тогда действительно никто никуда не выйдет на улицы, я вам гарантирую. Я, Сергей Вадимович, предлагаю вам в конце. У нас много проверок - толку мало. Вы хорошо работаете - нету ничего на выходе. Давайте проведём комплексную проверку, давайте проверим регион, столицу нашей Родины город Москву, комплексно: от управ (сто двадцать управ) до префектур (десять префектур), всё правительство. Как проверка, так у них горит департамент потребительского рынка. Арестован Рябинин, возбуждено дело. Я могу выступить свидетелем обвинения: это самый страшный чиновник московского правительства, он завалил все инвестдоговора! Пока он не поставит свою закорючку - а он ставит её тогда, когда получена взятка, элементарно проверить - всё лежало в кабинете у Рябинина, ждали, когда в определённое место принесут деньги. Не надо никаких проверяющих, спросите: сколько месяцев у вас лежит инвестдоговор и почему, почему везде он прошёл, поставили визы, а ты держишь несколько месяцев? Всё! Вот только сейчас вы дошли до Рябинина. А когда вы до Лужкова дойдёте, до всех остальных его вице-премьеров, до всех начальников департаментов? Чего вдруг сгорел департамент потребительского рынка? Потому что тотальная взятка и коррупция, они спалили все документы, чтобы вам нечего было проверять. Поэтому предлагаю вам от имени фракции ЛДПР проверить полностью весь город Москву. Если мы её очистим, зачистим и получим точные данные, сколько здесь уничтожено денег, как она... Почему рост цен на строительство? Это делает Москва. Ко мне приезжали ростовские строители, готовы строить дешевле - не нужны рабочие мигранты, не пускают, а не пускают потому, что они не будут делиться с ними, с московскими чиновниками. Поэтому нужна комплексная проверка. Если мы город Москву сделаем более чистым, более управляемым и заменим всех чиновников... Вот некоторые смотрели искоса на то, что сотни тысяч чиновников приехали из Петербурга. Да надо миллион чиновников привезти из любых городов России и убрать эту московскую мафию! Это хуже сицилийской мафии, там цветочки, ягодки, а вот здесь, в Москве... Самый страшный, коррумпированный город, все жулики, все воры в законе здесь сидят. Мафия всего мира здесь сидит, они все миллионеры и миллиардеры. За рубежом триста лет свои капиталы делали, а они здесь за три часа делают такие капиталы. Поэтому просьба фракции ЛДПР: проверить, вывернуть, на уши поставить город Москву и перейти к арестам московских чиновников. Я буду с наслаждением смотреть, как воронки будут идти по Кутузовскому проспекту, воронки за московскими чиновниками. Пока всех не арестуете, порядка не будет ни в Москве, ни в стране. И если всё сделаете, мы тогда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я понимаю, что это непросто, и тем не менее вопрос, который мы обсуждаем, касается работы Счётной палаты Российской Федерации в 2009 году. Год назад Счётная палата отчитывалась за работу в 2008 году, поэтому вот такая ретроспектива - до 17-го года и далее - представляется мне излишней или результатом того, что в прошлом обсуждении люди не принимали участия. Итак, в 2009 году наша фракция... Когда я буду говорить "мы", я буду говорить от имени фракции, а не всей Государственной Думы, естественно. Так вот, мы считаем, что Счётная палата работала удовлетворительно, мы считаем, что постановление, текст которого роздан коллегам, следует принять. Мы принимали активное участие в обсуждении этого вопроса в комитете по бюджету, и там действительно было поставлено несколько актуальных вопросов. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание на то, что наши возможности - что вы можете, здесь был задан вопрос - определяются Конституцией Российской Федерации, в части взаимоотношений со Счётной палатой - законом "О Счётной палате...", а в части взаимоотношений с правительством, в частности с Министерством финансов, - законом "О Правительстве Российской Федерации". Эти документы в открытом доступе и с ними можно ознакомиться. Теперь, если мы, имея в нашей фракции различные точки зрения, поддерживаем Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в целом ряде, ну, не хочу сказать конфликтных ситуаций, но ситуаций, по которым могут быть различные точки зрения, то делаем мы это потому, что наша фракция, а руководителем её является руководитель правительства Владимир Владимирович Путин, отдаёт себе отчёт в том, что мы в данном случае отвечаем за то, что происходит. Мы не с галёрки наблюдаем за происходящим, а отвечаем за то, что происходит, и, высказывая различные точки зрения, мы приходим к общей точке зрения: мы поддерживаем Правительство Российской Федерации. Это вовсе не означает, что по всем позициям мы солидарны, ну, скажем, с Министерством финансов Российской Федерации или его руководителем. В частности, вопрос, который поставлен Сергеем Вадимовичем Степашиным в отношении не программы, проекта программы повышения эффективности бюджетных расходов, будет нашей фракцией внимательнейшим образом обсуждаться. В ходе этого обсуждения мы будем не просто высказываться, мы будем иметь возможность реализовать ту позицию, которую выработает фракция. Это первое. Теперь второе. Я не буду повторять все те факты, которые, безусловно, свидетельствуют о том, что в 2009 году Счётная палата работала значительно эффективнее, чем в 2008 году. Это особенно важно подчеркнуть, потому что 2009 год - год сложной экономической ситуации, и работа эта была крайне важна и крайне нужна. Да, конечно, судя по количеству проверок, они осуществлялись в определённом смысле в ущерб экспертно-аналитической работе, но тем не менее это была, повторяю, нужная работа. На что хотим обратить внимание? Мы считаем, что должно быть выполнено предложение Счётной палаты, сделанное, в частности, в 2007 году в ходе ее отчёта, по поводу заключений на законопроекты, рассматриваемые Государственной Думой, с точки зрения их возможной коррупционности или, наоборот, преодоления этого явления. Вот сегодня мы будем рассматривать шестнадцать законопроектов первого чтения. К сожалению, ни по одному из них мы не имеем такого заключения. Что касается предыдущих законопроектов, то, увы, ситуация такая же. Поэтому было бы целесообразно, с нашей точки зрения, в отчёте за 2010 год чётко указать, по какому количеству законопроектов Счётная палата подготовила такие заключения. Понятно, что она может это сделать не по всем законопроектам, но тем не менее мы должны и хотели бы это знать. Ещё одно. Много говорим об аудите эффективности, и в отчёте... Кстати говоря, коллегам хочу сказать: это одна двадцать пятая тех материалов, которые представлены в Государственную Думу. В материалах, представленных Счётной палатой, не только фотографии, может быть, наличие фотографий привело к тому, что коллеги с этим ознакомились, но на самом деле там есть ещё что посмотреть. Так вот, нужен в будущем раздел об аудите эффективности. Он есть россыпью, так сказать, его можно было бы и нужно было бы собрать, потому что, судя по тому, как, с какой болью и с какой актуальностью об этом говорилось, это самостоятельный раздел работы Счётной палаты. И мы должны знать, каков же результат. Можно было бы подумать о том, чтобы выделить более ярко стратегический аудит, не всем нам до конца, может быть, это понятно, это тоже отдельная тема. Теперь ещё одно. Прозвучало предложение, с которым мы согласны: можно было бы в заключении в отчёте указать, что, с точки зрения Счётной палаты, было учтено в работе Государственной Думой, а что нет. Это нужная нам информация, и мы вовсе не обидимся, и чувство нашего собственного достоинства отнюдь этим ущемлено не будет, может быть, какие-то ирония и сарказм действительно его задевают, но такого рода конкретные замечания послужат нам на пользу. Что хотелось бы ещё попросить или отметить как необходимое? Государственные корпорации и компании с государственным участием - в отчёте эти материалы есть, и всё-таки в том числе и в публичной сфере нужно было бы сказать, как были использованы компаниями с государственным участием, с госпакетами, те кредитные ресурсы, которые они брали в 2007-2008 годах, до кризиса, на что они пошли? Хотя бы для того чтобы в дальнейшем не позволять брать кредиты под внутрикорпоративные нужды - корпоративная вечеринка тоже может оказаться такого рода нуждой, - нам нужна эта информация. И ещё одно. Мы считаем, что предложение, которое прозвучало на заседании комитета по бюджету, о том, что необходимо сформулировать статус Счётной палаты как высшего органа государственного внешнего финансового контроля, - это предложение справедливое, его нужно, с нашей точки зрения, рассмотреть и продумать, каким образом учесть его в законе о Счётной палате. Сергей Вадимович не может не помнить всю сложность политической ситуации в 95-м году (он был тогда членом правительства, если мне память не изменяет), причины, по которым шёл торг по закону о статусе депутата, закону о Счётной палате, и с кем был этот торг - всё мы это хорошо помним. Сейчас другая ситуация, и именно благодаря той политической стабильности, которая достигнута - и не просто, и не кем-то со стороны, - мы можем сейчас ставить и решать этот вопрос. Ещё одно - Бюджетный кодекс. Да, действительно, изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся разграничения функций внешнего и внутреннего, государственного и муниципального финансового контроля, нуждаются в законодательном закреплении. Этот параллелизм очень часто приводит к тому, что никто не проверяет в результате то, что нужно было бы проверить. Это задача, которую мы видим и которую мы будем решать в дальнейшем в целом. Закон о Счётной палате принят пятнадцать лет тому назад. За прошедшее время только я был автором четырёх изменений в этот закон. Может быть, имело бы смысл рассмотреть новую редакцию в целом этого закона и многое из того, что сейчас прозвучало, и из того, что не прозвучало, но прозвучит, там учесть. Я повторяю, наша фракция поддерживает проект постановления, который роздан коллегам, и мы будем голосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Любовь Константиновна, может быть, Николай Николаевич оговорился? Лидером фракции на сайте Думы Борис Вячеславович Грызлов... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оговорился, Николай Васильевич, спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хотела начать с нашей постоянной дискуссии с партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о том, всё плохо у нас в стране или не всё. Как правило, говорится о том, что у нас не всё плохо. Да, действительно, у нас не всё плохо. У нас есть отдельные судьи, которые судят по справедливости и не берут взяток. У нас есть отдельные чиновники, которые исполняют свой долг. У нас даже есть отдельные профессиональные депутаты и фракции, которые профессионально пишут законы и отстаивают интересы своих избирателей. Также у нас есть государственные органы, контрольные органы, которые профессионально выполняют свой долг и те функции, правомочия, которые им положены по закону. И примером такого органа является Счётная палата. Мы чрезвычайно высоко оцениваем деятельность Счётной палаты, её председателя, её аудиторов. И мы считаем, что особо важную роль сыграла Счётная палата именно в кризисные 2008 и 2009 годы, потому что только от Счётной палаты мы реально получали своевременно адекватную и правдивую информацию. Именно Счётная палата в своём первом анализе за первый квартал, по результатам мониторинга за реализацией антикризисных мер дала действительно реальную оценку всего объёма антикризисных мер. Эта цифра - 10 триллионов рублей - была расписана по конкретным мероприятиям. И эту цифру всё время оспаривали, не мог с ней согласиться ни министр финансов, ни первый вице-премьер, хотя именно эта цифра показывала, сколько реально средств было направлено на преодоление кризиса и сколько из них фактически было направлено на реальную экономику и помощь населению. Далее. Именно Счётная палата своевременно и объективно давала информацию о том, сколько средств из выделенных под кредит реально достигло системообразующих предприятий и оборонных предприятий. Действительно, стойкая позиция и правдивая информация Счётной палаты в конце концов всё-таки позволили этот механизм хоть как-то откорректировать. Именно Счётная палата давала информацию о том, что выделение средств на поддержку малого бизнеса в течение всего года - это профанация: очень мало средств из реально выделенных 30 миллиардов дошло до малого бизнеса. И наконец, я не могу не отметить гражданскую позицию аудитора Счётной палаты - члена наблюдательного совета Внешэкономбанка. Когда принималось решение о предоставлении крупнейшим собственникам средств из золотовалютных резервов ЦБ на погашение их долгов, два человека не проголосовали за это решение - представитель Центрального банка и аудитор Счётной палаты, который, я считаю, так исполнил свой гражданский и профессиональный долг. Почему-то мы не видим в этом зале со стороны партии большинства, чтобы кто-то поднял свой голос против явно антигосударственных решений, - аудитор Счётной палаты поднял свой голос. Я хочу здесь сказать, что недавно умер очень известный, очень любимый мною писатель-фронтовик Григорий Бакланов. У него есть повесть "Июль 41 года", там есть прекрасные слова: в иные годы легче быть героем, чем оставаться просто порядочным человеком. Так вот, в Счётной палате есть люди, которые остаются порядочными людьми, исполняя свой профессиональный долг, и в наши дни они уже почти герои. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Гончар. Включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я не оговорился, я же не сказал "руководитель фракции"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, это не по ведению. Отключите микрофон. ГОНЧАР Н. Н. В нашей фракции... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы закончили обсуждение. Для заключения можем предоставить слово Сергею Вадимовичу Степашину и содокладчику от комитета. Сергей Вадимович, хотели бы сказать несколько слов в заключение? Пожалуйста. СТЕПАШИН С. В. Во-первых, спасибо за обсуждение и за оценки, которые были даны. Коль уж тут вспомнили писателя, я вспомню одну актрису, Татьяну Доронину. Помните, в фильме о двух сёстрах она говорила: "Доброе слово и кошке приятно"? Это я про себя. Что касается конкретных предложений, мы, безусловно, их учтём. Я только хотел бы сразу прокомментировать одно. Владимир Вольфович, по поводу Москвы. Я понимаю и воспринимаю вашу озабоченность, как и все сидящие здесь, в зале. Мы ограничены законом, в Москве практически нет бюджетных денег, нет трансфертов, поэтому мы можем только посмотреть те проекты и те программы, где задействованы средства федерального бюджета. Таков закон. В этой части мы обязательно посмотрим, хотя вопрос вы ставите шире, чем поручение Счётной палате. Я понимаю, о чём вы говорите. Второе - по аудитоэффективности, Николай Николаевич. У нас есть такой раздел, он работает. И третье. У меня просьба к вам, товарищи депутаты, Любовь Константиновна, и к вам. Вот Николай Николаевич об этом сказал, и я говорил. Включите в постановление об отчёте о работе Счётной палаты такое предложение: подготовить законопроект о приведении в соответствие с римской декларацией международного права названия "Счётная палата" в законе - высший орган финансового контроля. Запишите это и примите, ни копейки это не будет стоить, ни копейки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я думаю, что здесь тогда прокомментировать должен представитель комитета в заключительном слове. Пожалуйста, слово депутату Савельеву. САВЕЛЬЕВ Д. В. Спасибо большое. Данное предложение поступило, я думаю, мы рассмотрим это на заседании нашего подкомитета и Комитета по бюджету и налогам. Спасибо всем выступавшим за высокую оценку деятельности Счётной палаты. По поводу отчёта. Тот отчёт, который представлен в виде красивой иллюстрированной книги, - это часть отчёта. Со всем остальным отчётом, как я говорил уже, можно ознакомиться в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности. Отчёт намного больше, там есть цифры по каждой проверке, которая проводилась Счётной палатой, утверждённые на коллегии Счётной палаты. Ещё раз хочу обратиться ко всем комитетам и депутатам Госдумы: можно активнее работать со Счётной палатой в части заключений по тем законопроектам, которые мы рассматриваем в комитетах и в комиссиях. Ну, и ещё раз просим принять к сведению отчёт Счётной палаты. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2009 году". Кто за? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 11 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.