Заседание № 182
22.09.2006
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 339514-4 "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1133 по 2253 из 8430
Пункт 3, о проекте постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя директора Федеральной службы безопасности - руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Владимира Ивановича Булавина. Пожалуйста. БУЛАВИН В. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагаются проекты постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа" и "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа". Следует отметить, что после обращения Национального антитеррористического комитета к участникам незаконных вооружённых формирований с предложением отказаться от участия в них и сложить оружие уже сотни их вышли на контакт с представителями власти. В целях достижения гражданского мира и согласия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укрепления независимости и государственной целостности Российской Федерации, а также дальнейшей стабилизации обстановки и социально-экономической ситуации в Чеченской Республике и Северо-Кавказском регионе в целом и подготовлены данные проекты. В представленных проектах предлагается освободить от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно прекратили вооружённое сопротивление, отказались от участия в незаконных вооружённых формированиях (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику, а также военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала (рабочих и служащих) Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, которые совершили преступления в указанный период. Вместе с тем амнистия не будет распространяться на лиц, совершивших преступления, направленные прежде всего против личности, общественной безопасности и общественного порядка, правосудия и государственной власти, а также связанные с терроризмом. Не подпадут под действие амнистии лица, снабжавшие незаконные вооружённые формирования огнестрельным оружием и боеприпасами, а также лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве, иностранные граждане и лица без гражданства. Предложенный подход к определению круга лиц, подпадающих или не подпадающих под амнистию, избран, исходя из характера совершённого деяния, степени его общественной опасности и тех последствий, которыми сопровождается его совершение. В указанных проектах оговаривается, что действие амнистии будет распространяться на лиц, совершивших преступления на территории семи субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, и в период со времени вступления в силу постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 декабря 1999 года "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе" до 15 января 2007 года. Представляется, что принятие указанных проектов будет способствовать устранению причин терроризма и улучшению социально-политической ситуации в регионе. Учитывая изложенное, прошу поддержать представленные проекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В общем-то, представитель президента достаточно подробно осветил два нормативных акта, которые мы принимаем: это документ, который касается объявления самой амнистии, и второй документ, который касается порядка проведения амнистии. Ещё раз просто хочу подчеркнуть, что по данному документу амнистия распространяется на лиц, которые совершили преступления в период проведения контртеррористической операции, что касается сроков - начиная с декабря 1999 года. Я напоминаю, что в 1999 году была аналогичная амнистия, но также я напоминаю, что в тот период всё-таки обстановка в Южном федеральном округе, и в частности в Чеченской Республике, была совершенно другая. И сейчас мы можем говорить о том, что основным препятствием проведению амнистии в 1999 году было то, что лидеры бандформирований фактически преследовали тех лиц, которые сдавали оружие и шли под амнистию, в том числе путём физического уничтожения. Таких лидеров, как мы знаем, в последнее время фактически нет, основных лидеров, которые системно влияли на ситуацию с незаконными вооружёнными формированиями, просто физически устранили. И на сегодняшний день такого препятствия, по нашему мнению, конечно же, нет. Мы полагаем, очень важно, что амнистия распространяется как на тех лиц, которые участвовали в незаконных вооружённых формированиях, так и на тех лиц, которые на стороне федеральных сил также принимали участие в этих событиях. На мой взгляд, очень важно то, что амнистия не распространяется на лиц, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления (перечень дан в проекте постановления), и также важно, что амнистия не распространяется на особо опасных рецидивистов и на лиц без гражданства и иностранных граждан, то есть на тех лиц, которые фактически были наёмниками в тот период времени. Уважаемые коллеги, наш комитет полагает необходимым поддержать два данных постановления, и, если примем в первом чтении, мы будем предлагать принять в целом данные документы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть вопросы по третьему и четвёртому пунктам порядка работы? Рук много, поэтому прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Вопрос представителю президента. Почему при подготовке акта амнистии от тех, кто готовил этот документ, ускользнула разница между теми, кто сражался за Родину и преступил закон, и теми, кто сражался против нашей армии и также преступил закон? Кажется, что в этой ситуации для одних есть смягчающие обстоятельства, для других - отягощающие. Почему все поставлены на одну доску? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ до трёх минут. БУЛАВИН В. И. Мы не считаем, что все поставлены на одну доску. Мы сделали исключение для тех лиц, кто продавал оружие и боеприпасы, снабжал ими незаконные вооружённые формирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Не могли бы вы сказать, назвать цифры, какова эффективность была прошлых амнистий и что мы можем ожидать от этой амнистии, каков результат будет? Я понимаю, нельзя сказать с точностью до одной единицы, но что мы получим от этого и что получат представители бандформирований? БУЛАВИН В. И. После обращения председателя Национального антитеррористического комитета к участникам незаконных вооружённых формирований 15 июля по сегодняшний день на контакт с властями вышли двести восемьдесят восемь человек. Я думаю, что принятие акта амнистии придаст темп этому процессу. В цифрах что-либо сказать сейчас крайне сложно, вы сами понимаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос Владимиру Ивановичу. Владимир Иванович, всем нам, конечно, понятно и хочется, чтобы на Кавказе установился мир, и для этого принимаются все меры. Но вот как мы будем определять, кто из них совершал против физических лиц насилие? Как вот те, кто будет амнистию проводить, будут это определять? Это первое. И второе. Не боитесь ли вы, что мы сейчас легализуем тех, кто выйдет из леса, а они войдут в новые, легальные, вооружённые формирования? БУЛАВИН В. И. Я должен сказать, что с каждым, кто пойдёт на контакт с властями, объявит о явке с повинной, будет проведена индивидуальная работа в порядке, определённом Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Могут ли легализоваться боевики? Такая опасность есть, но будут даны соответствующие рекомендации и указания подразделениям, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заяшников Евгений Николаевич, пожалуйста. МАХАЧЕВ Г. Н., фракция "Единая Россия". По карточке Заяшникова - Махачев. Амнистия, конечно, - это хорошее дело, она играет позитивную роль. Но у меня есть такое пожелание, чтобы, когда амнистируем, эти амнистированные люди не были снова законно вооружены и им не выдавали погоны. Чтобы не было так, как произошло в станице Бороздиновской, где во главе с начальником штаба батальона "Восток" устроили геноцид - убийство одиннадцати мирных жителей. Вот я просто хотел бы очень... Пусть поднимают там сельское хозяйство, бизнес, куда хотят уйдут, но не надо, не давайте им оружие! Потом не будем знать, куда оно выстрелит. Спасибо. БУЛАВИН В. И. После принятия акта амнистии на местах, оперативным штабам и антитеррористическим комиссиям будут направлены соответствующие указания председателя Национального антитеррористического комитета. Мы ваши замечания обязательно учтём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Павел Владимирович, вам вопрос, чтобы вы не скучали. Да я думаю, вам и нужно задавать больше вопросов, поскольку вы от нашего имени это поддерживаете, то, что делает власть, - это естественно. В этом зале вы отказали в реабилитации Белого движения. Те белые офицеры, которые выполняли свою присягу перед царём, или ГКЧП, который защищал Советский Союз на основании призывов советского легального руководства, - они были объявлены преступниками, и до сих пор мы их не реабилитируем, а к тем, кто проливал кровь в последние десять лет, - к ним мы проявляем снисхождение: этих ребят можно простить, они всё-таки хорошие. Вот это мне непонятно. Я понимаю логику амнистии: давайте простим. Но отчего мы не хотим простить Белое движение? Они все умерли, и их потомки умерли, а вот сегодняшняя, свежая кровь... Давайте это мы вот как бы... Какая здесь позиция? Почему в одном случае вы поддерживаете амнистию, а в другом - категорически против до сих пор? С другой стороны, восстанавливаете памятники царям, нам непонятно это, перевозите прах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Но у нас реабилитация возможна только в отношении конкретных лиц, то есть она не может быть в отношении какого-то движения, пускай даже белого или ещё какого-то. Поэтому если встаёт вопрос о реабилитации конкретного лица, мы можем выносить решение, а непосредственно по Белому движению - это, конечно, с правовой точки зрения абсолютно неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Владимир Иванович, во-первых, конечно, амнистию проводить нужно, это очевидно, но мы проводим её на фоне продолжающихся нападений на представителей Вооружённых Сил и Федеральной службы безопасности. И было бы, наверное, правильно, чтобы формирования, которые продолжают вот эту борьбу, постарались у себя навести порядок, то есть нужен какой-то мораторий, полугодовой или годовой, чтобы не было этих нападений. Во-вторых, эта амнистия не первая. Кто скажет, сколько человек, которые уже по прошлой амнистии вышли из леса, снова возвратились? В-третьих, мы пытаемся снять судимость с людей, а они, вновь взяв оружие и выступив против власти... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Иванович. БУЛАВИН В. И. Я уже сказал, что будут даны соответствующие поручения органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, и каждого, кто вышел на контакт с властями, мы будем тщательно проверять. Вместе с тем я хотел бы быть правильно понятым. Мы с этой инициативой вышли не случайно, поскольку считаем, что после ликвидации одиозных лидеров бандформирований ситуация в Чеченской Республике, на Северном Кавказе коренным образом изменилась, и принятие постановления об амнистии является, на наш взгляд, очень своевременным актом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Павел Владимирович! Мне кажется, что текст постановления об амнистии вообще составлен очень некорректно. Заметьте, что мы освобождаем от уголовной ответственности всех лиц, совершивших преступления, не называя преступления, какие они совершили, то есть если человек торговал наркотиками или зарезал кого-то на бытовой почве и так далее, и тому подобное, неправильно дорогу перешёл, то мы в любом случае освобождаем от ответственности. Ведь цель амнистии совершенно в другом, а мы абсолютно от всех преступлений освобождаем людей, которые потом придут и скажут: да, я был в таком-то вооружённом формировании, и вот вам мой кортик или кинжал, всё, освобождайте меня. А он там нефтью торговал и так далее, совершал экономические преступления. Как это так?! Раньше писали, за что освобождали, указывали преступления и так далее, а сейчас мы от всего освобождаем. Абсолютно нелогично! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, на самом деле в самом постановлении об амнистии действительно говорится: в период проведения контртеррористических операций. Но если вы посмотрите второе постановление (о порядке применения этой амнистии), то вы увидите, что здесь есть чёткое определение, что такое контртеррористическая операция, и говорится, в каких случаях и кто принимает соответствующее решение. Во втором постановлении это всё расшифровывается на самом деле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рогозин Дмитрий Олегович. РОГОЗИН Д. О., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, вопрос такой. Почему, во-первых, военнослужащих, которых у нас амнистируют, увольняют из Вооружённых Сил сразу после вынесения соответствующего судебного решения, а вот боевики, которые амнистируются, которые вообще воевали как раз против России, против этих самых военнослужащих, против гражданского населения, - они имеют полное право легализоваться и служат в Вооружённых Силах, в правоохранительных органах? Не кажется ли нам здесь совершенно дикой данная диспропорция в правах? Второй момент. Павел Владимирович, почему мы всё время принимаем постановление об амнистии осенью, аккурат перед тем, когда боевикам становится холодно, когда исчезает так называемая зелёнка в горах, когда надо, в общем-то, в тёплые квартиры перебираться? И третий вопрос - по поводу Регламента. Не нарушаем ли мы Регламент, предлагая, как вы сейчас это сделали, принять сразу в трёх чтениях, тем более что у фракции есть поправки, которые уже розданы в зале? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Что касается легализации и того, куда они будут приняты на работу, то, мне кажется, представитель президента уже об этом сказал. Что касается юридической техники и предмета данных документов, то, конечно, мы не можем здесь говорить о том, что мы не имеем права писать о том, что они не имеют права занимать какие-то должности. Это вполне возможно, но об этом нужно писать в других законодательных актах, это не предмет амнистии. Что касается времени года, когда мы принимаем данное постановление, я вам могу сказать, что если бы вы посмотрели на другие амнистии, то увидели бы, что амнистия 96-го года принималась в феврале, амнистия 97-го года, тоже по Северному Кавказу, - в марте, постановление в связи с принятием Конституции Чеченской Республики - в начале июня. В данном случае проект амнистии внесён Президентом Российской Федерации, что, я считаю, является дополнительной гарантией стабильности, гарантией того, что этот документ будет выполняться, и гарантией установления нормальной жизни в Чеченской Республике. Документ внесён, и, конечно, мы его рассматриваем. Предлагаем голосовать за данное постановление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. У меня два вопроса к представителю президента. Скажите, у вас нет опасения, что, как только боевики выйдут, переоденутся, они растекутся по всей России и со своим боевым опытом быстро захватят весь бизнес? В своё время помощник президента Ельцина в 94-м году сказал мне: "Мы войну затеяли ради того, чтобы представителей этих регионов загнать в лес, чтобы они в Москве, в Питере и в других городах не занимались бизнесом". Вот не делаете ли вы... не пойдёт ли обратный процесс? Интересны результаты расследования в Кондопоге, между прочим. Если вы в курсе, скажите. И к Павлу Владимировичу вопрос. Вы сказали, что амнистия касается конкретных участников. Зачитайте список тех, кого касается эта амнистия. Вы по Белому движению сказали, что амнистия предоставляется участникам движения. Ну зачитайте сейчас список по амнистии, кому она предоставляется. Вы поняли, вообще, о чём... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БУЛАВИН В. И. В отношении бизнеса ничего сказать не могу. А вот в отношении того, что каждый из боевиков будет находиться в поле оперативного внимания, - это будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, вы, пожалуйста, прокомментируйте. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, спасибо. Я могу сказать, что по отношению к тем лицам... Естественно, фамилии я не могу называть, это просто несерьёзно. А могу сказать, что в отношении тех лиц, которые находятся в местах лишения свободы, решение будет принимать администрация соответствующего учреждения; в отношении тех лиц, которые находятся под судом, грубо говоря, будет принимать решение суд; в отношении тех лиц, которые находятся под следствием, решение об амнистии будут принимать следственные органы; ну а в отношении тех лиц, которые придут, например, и сдадут оружие, и тех лиц, в отношении которых дела не возбуждены, будут принимать решение, безусловно, в основном органы внутренних дел, то есть органы дознания и органы следствия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к представителю президента. Уважаемый Владимир Иванович, я прошу вас прокомментировать норму, изложенную в подпункте 2 пункта 4, где речь идёт о том, что амнистия не распространяется на военнослужащих, сбывавших оружие членам незаконных вооружённых формирований на территории Южного федерального округа. Не следует ли из этого, что лицо, которое сбывало оружие либо боеприпасы, скажем, банальному криминалитету не на территории Южного федерального округа, а, скажем, извините, в Москве, освобождается от этой ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ, Владимир Иванович. БУЛАВИН В. И. Амнистия проводится на территории семи субъектов, находящихся в пределах Южного федерального округа. И речь идёт только о сбыте оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов незаконным вооружённым формированиям. Амнистировать полностью оружейный бизнес мы пока не собираемся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. К Павлу Владимировичу вопрос. Павел Владимирович, желание погасить вооружённый очаг сопротивления нам понятно, но все мы также понимаем, что морально-психологическое влияние акт амнистии оказывает на все субъекты, не только на Южный федеральный округ: есть те, кто погиб там, кто воевал, их родственники и прочие. И вот вопрос такой. В сегодняшней ситуации, когда есть ряд острейших национальных конфликтов, проявление которых мы недавно видели, не повлияет ли этот акт амнистии, наоборот, на разжигание очагов в других точках? А во-вторых, у нас есть группа молодежи - из НБП, некоторые другие, - которые сидят по четыре, по пять лет за абсолютно безобидные акты вроде захвата общественной приёмной или взрыва мусорного бачка, и на них ничего не распространяется. Вот не подтолкнёт ли их... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вопрос понятен. Спасибо. Дело в том, что мы уже... Может быть, мне поподробнее надо было сказать, но на тяжкие и особо тяжкие составы эта амнистия не распространяется, и, безусловно, амнистия не распространяется на составы, про которые вы сказали. Вот вы говорите, что кто-то потерял друзей, родственников... Конечно, амнистия не распространяется на совершивших убийства, похищение людей, лишение людей свободы, даже на совершивших причинение тяжкого вреда амнистия не распространяется. Безусловно, не распространяется она и на такие составы, как терроризм, угон судна, мятеж, геноцид и так далее и так далее, речь идёт о составах, которые у нас уголовное и уголовно-процессуальное законодательство относит к нетяжким преступлениям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Уважаемые коллеги, я прошу вас обратить внимание на то, что мы одновременно рассматриваем пункты 3 и 4, то есть проект постановления об объявлении амнистии и проект постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Есть ли желающие выступить по пунктам 3 и 4? Я прошу включить режим записи на выступления, и дальше мы определимся. Покажите список записавшихся. Учитывая, что записались тринадцать человек... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот есть предложение - от фракции по одному выступлению. Не будет возражений? Тогда нет необходимости голосовать. Пожалуйста, от КПРФ - Илюхин Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации в Государственной Думе одобряет саму идею, само предложение об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, хотя мы хорошо осознаём и понимаем, что частые амнистии иногда дестабилизируют судебную практику, наносят иногда непоправимый ущерб судебным решениям, судебным приговорам. Но тем не менее мы считаем, что война должна быть закончена, а для того, чтобы закончить эту войну, необходимо принять и использовать все меры, в том числе уголовно-правовые меры и освобождение от уголовной ответственности. Хотя мы считаем, что это лишь крайние меры в наведении порядка на Северном Кавказе, ибо причины многих конфликтных ситуаций лежат в социально-экономических условиях, в массовой безработице, в распространении воинствующего ваххабизма. Но даже если по этому постановлению об амнистии сложат автоматы десять человек, у нас будет гарантия, что десять автоматов не будут стрелять и невинные люди не погибнут в результате насилия. Вместе с тем мы хотели бы сказать, что у нас вызывают возражение некоторые положения данного постановления об объявлении амнистии, с которыми мы не можем согласиться, и мы просили бы не торопиться с принятием постановления об объявлении амнистии в трёх чтениях, чтобы иметь возможность внести некоторые поправки. Ну вот в качестве примера. Уважаемые коллеги, давайте посмотрим на статью 4, где указывается: не распространять амнистию на лиц, совершивших ряд тяжких преступлений, и перечисляются эти преступления. Всё это правильно, никаких возражений по поводу перечисленных составов у нас нет. Но я вот, например, с удивлением узнаю, что в числе этих составов нет государственной измены, насильственного захвата власти, применения насилия в отношении представителей власти, наёмничества. Между тем эти элементы там существуют, и в практике проведения контртеррористических операций наши федеральные войска и спецслужбы сталкивались с такими явлениями. Поэтому мы бы считали, что статья 4 должна быть дополнена этими составами преступлений. И ещё один момент, о котором хотелось сказать: необходимо здесь сделать ссылку на статью 15 Уголовного кодекса, отметить, что не применяется амнистия к любым преступлениям, если они носят особо тяжкий характер. Тогда мы будем абсолютно, безукоризненно точны, ибо в противном случае по этой амнистии будут освобождены люди, которые не заслуживают этого освобождения. А ещё я бы хотел сказать следующее. Мы не первую амнистию применяем по событиям вокруг Чеченской Республики, по Северному Кавказу. Почему бы нам не ввести ограничение и не применять амнистию к лицам, которые ранее уже были амнистированы и снова оказались в боевых, как говорится, бригадах, отрядах, снова занимаются тем, от чего мы их в своё время освобождали и за что мы их простили? Я думаю, что наличие вот такой записи будет, во-первых, их в какой-то мере дисциплинировать в плане отказа от совершения правонарушений, и, во-вторых, я бы отметил, мы сами суть этих амнистий не будем дискредитировать. Мы не можем согласиться с пунктом 3, где сказано: "Освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего постановления, и снять с них судимость". Об этом уже говорилось, я бы хотел просто напомнить, что мы фактически снимаем всякие ограничения для тех боевиков, которые совершили преступления, для поступления на государственную службу, и в том числе в правоохранительные органы. Да, здесь прозвучали заявления, что мы будем отслеживать. Но мне, как законодателю, не это нужно, мне нужны весомые гарантии, чтобы подобного явления не произошло, и эти весомые гарантии должны быть заложены в нашем постановлении и других нормативных актах. Поэтому мы считаем, что сегодня надо проголосовать за принятие в первом чтении, в течение недели доработать, и мы проголосуем за принятие этого постановления во втором чтении и в целом. Вот таково наше предложение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Не знаю, почему Виктор Иванович не хочет выходить сюда, ведь важнейший вопрос, а мы в затылок смотрим друг другу и не знаем, кто о чём говорит, поэтому внимания нет. Нету логики действий в объявлении нами амнистии. Ну если взять составы преступлений, тех, кто их совершил, но на которых не распространяется амнистия, тогда мы амнистируем с вами, если перевести на бытовой язык, группу граждан, которые случайно оказались в горах с туристическими целями, заблудились, в течение длительного времени не смогли спуститься, выйти к своим домам, аулам и вынуждены были питаться ягодами, грибами, пора как бы их простить, поскольку они безвестно отсутствующие, семьи беспокоятся, где папа, где брат, где муж. Потому что всё то, от чего мы их освободили... Тогда чем они занимались в горах? Возьмите другую формулу амнистии: мы освобождаем в зависимости от того, что человек сделал. Лучше взять по факту: что сделал - вот за это освобождаем. А мы освобождаем от всего. Что они делали в горах? Вот группа граждан берёт оружие, уходит в горы - и сидят ждут, и альпинисты запутались: компас не могут найти - сидят ждут. Амнистия - и все спускаются с гор. То есть мы издеваемся над понятием амнистии, издеваемся над понятием преступности, преступления. Что такое преступление? За сам факт, что взял оружие в руки, любому русскому парню в любом русском городе - тюрьма, и милиция подбрасывает ему патроны или испорченный пистолет. Здесь же с автоматами гуляют десятки лет, стреляют, убивают, грабят, насилуют, издеваются, проклинают нас, а мы говорим: нет, ребята, всё, хватит, можно... Поэтому по-другому нужно было сказать: что в этом виновата верховная власть, что эти бедные чеченские парни не хотели воевать до 19 августа 91-го года, только 1 сентября 91-го года... Мы их толкнули к этой войне, мы привезли генерала Дудаева, мы разрешили оставить оружие, мы разрешили им вооружиться легально, мы, верховная власть, Москва, Генеральный штаб Советской Армии, Верховный Совет, где были одни коммунисты, администрация президента Ельцина. Мы толкнули чеченский народ к этой войне, и мы - верховная власть - признаём, что они пролили кровь на первом этапе, когда мы им разрешили пролить кровь, разрешили выбросить депутатов из окон чеченского парламента, всё разрешили им! А теперь, через пятнадцать лет, - конечно, это уже дети тех первых боевиков. Вот если бы честно сказали, что по вине бывшей верховной власти совершены были преступления и надо закончить войну... Это война гражданская была, а не какая-то там антитеррористическая операция. Это что, бен Ладен пришёл в чужую страну? Или они в чужой стране взрвывали какие-то домики? Они же наши граждане! Это была типичная гражданская война. И поскольку её развязала сама власть, сама власть теперь приносит извинения и русскому, и чеченскому народам и говорит: давайте закончим, из двух зол мы выбираем меньшее. И конечно, мы поддержим. Конечно, эти боевики будут работать в чеченской милиции, потому что другого они не умеют. Это тоже нормально. Когда я сказал в этом зале, что надо ограничивать наших мигрантов, может быть, пускай в городах работают не на рынке, а где-нибудь на строительстве, депутат из Дагестана из фракции коммунистов сказал: вы хотите нас загнать в резервации. Сегодня другой депутат-дагестанец говорит то же самое, но тот депутат молчит уже, потому что два дагестанца друг с другом спорить не будут, давай только Жириновского обвинять: то он тех оскорбил, то он других оскорбил. Но я ведь то же самое сказал две недели назад здесь. Сейчас тоже вам сказали: в милицию не пускайте их. Это же что? Резервация. А человек хочет в милиции работать, в новой чеченской армии работать, в новой чеченской ФСБ. Логика должна быть. Белое движение мы не будем реабилитировать, а они защищали страну, давали присягу царю. ГКЧП защищал Советский Союз, тогда был Советский Союз, в августе 91-го, - нет, в тюрьму всех! Белое движение расстрелять, ГКЧП - в тюрьму. Где логика? И императрицы прах переносим, и памятники ставим царям - Александру II, Екатерине II. Где логика? Если мы реабилитируем царский режим, и правильно, так давайте реабилитируем и тех, кто защищал царский режим. Это нам неприятно, поэтому мы, фракция ЛДПР, предлагали не раз: давайте больше амнистий проводить. Но надо, чтобы была логика. Мёртвых участников Белого движения мы не будем, давно кончилась гражданская война, восемьдесят лет, а вот свежая гражданская война, ещё живы все, кто там пострадал, это десятки и сотни тысяч, - мы будем реабилитировать?! Ну честно скажите, что это всё уже история, пока там не будем копаться, действительно, никто из потомков участников Белого движения не обращается, а тут живые, надо успокоить Кавказ. Но если бы вы ещё хоть какое-то заложили обвинение в адрес тех, кто начал эту войну, кто на неё толкнул! Я тысячу раз просил провести расследование, выяснить, кто привёз генерала Дудаева в Грозный. Он понятия не имел, он не хотел, сидел советский генерал в Таллине с русской женой, командовал дивизией, кстати, дальней авиации, всё! Ведь из Москвы взяли привезли и сказали: давай громи здесь коммунистов, разгроми, всё, что хочешь, делай. То есть вот это мы не говорим до сих пор, молчим, потому что боимся сказать, что были предатели и во всех структурах верховной власти России. Им нужна была "чёрная дыра" на Кавказе, чтобы легализовать те первые деньги, которые нужно было бросить на укрепление режима Ельцина. Где их легализовать? Американцы ещё мало давали, они ещё не поняли, кто к власти пришёл. И многим было выгодно, потому что там можно было делать очень много плохих дел. Но мы боимся это сказать. Вот если бы мы в преамбуле написали, что хватит, устали, уже другая власть, уже нам стыдно за то, что мы начали делать пятнадцать лет... И действительно, единственная возможность сделать так, чтобы люди спустились с гор, - это объявить амнистию. И не надо кривить душой, что спускаются чистые мальчики, которые никакой крови не проливали. Ну это смешно, это наивно! Они убивали день и ночь кого попало, они воровали, грабили, насиловали, употребляли наркотики, там действовали иностранные спецслужбы, то есть такой состав преступлений, что всех русских при Сталине расстреляли бы моментально, везде бы действовали статьи "измена", "шпионаж" и так далее. Господа депутаты, пора сказать: нужно примирение, все устали, никому не нужна гражданская война. Но мы подходим чисто юридически: вот такие-то составы мы амнистируем, пускай возвращаются, возьмём под контроль. Дайте отчёт, как вы взяли под контроль реабилитированных по тем амнистиям? Ведь там половина, наверное, ушли снова в горы. Какой контроль у вас может быть в аулах или же на территории Чечни, которая вам неподконтрольна? А вы говорите: мы возьмём их под контроль. Как возьмёте под контроль? Никак под контроль их не возьмёте. При советской власти очень важно было быть рабочим, из рабочих, и я искал, где бы родственника рабочего найти, чтобы мне написали: социальное происхождение - из рабочих. "Кому на Руси жить хорошо" - Некрасов никого не нашёл, кому хорошо жить на Руси. Сейчас я делаю открытие вместо Некрасова: чтобы у нас на Руси хорошо жить, нужно быть чеченцем. Вот я мечтаю родиться чеченцем. Уйду в горы, настреляюсь, напьюсь крови, всё, что хочу, буду делать. Спустился - всё отлично, всё, Вова, ты не виноват, отдохни. Снова в горы, погулял - турист гуляет. То есть мечтаю я вернуться в год моего рождения и родиться чеченцем. Сегодняшний Некрасов мог бы написать, кому на Руси жить хорошо: хорошо жить чеченскому народу. И он не виноват в этом, ему тоже бывает плохо, но вот здесь мы должны из этого исходить. Конечно, эта амнистия с натяжкой, потому что мы до сих пор не можем встать на правовые рельсы, до сих пор мы упираемся в то, что всё-таки подходим выборочно: одних прощаем, других не прощаем. И это минус, это на нас всех накладывает отрицательный отпечаток. Я вас уверяю, что большинство граждан России это не поддержат, не поддержат, но Государственная Дума вынуждена иногда совершать действия, которые идут вразрез с интересами наших граждан. Поэтому с большим трудом, скрепя сердце, мы проголосуем, потому что там есть и наши военнослужащие, которые тоже подпадают под эту амнистию. Вот ради них, русских солдат, которые не виноваты были, что их послали туда и заставили в таких условиях совершить какие-то правонарушения, только ради того, что мы их тоже амнистируем, фракция ЛДПР поддержит данный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Выступление Владимира Вольфовича было столь исчерпывающе, что есть предложение сократить выступления в прениях оставшимся выступающим до пяти минут. У нас сегодня бюджет, мы можем не уложиться в то время, которое у нас отведено на этот вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уже два выступления было по десять минут, поэтому, наверное, ущемлять права представителей других фракций мы не будем. По ведению - Глазьев Сергей Юрьевич. Пожалуйста. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо. Уважаемые коллеги, я думаю, что мы не можем принимать сейчас в целом этот проект постановления. Я хотел бы напомнить об ошибках, которые были допущены раньше. Просто мы, впопыхах принимая раньше постановления об амнистии, часто затем глубоко жалели об этом, потому что выходили на свободу совсем не те люди, о которых нам говорилось с этой трибуны. Поэтому я предостерёг бы, во-первых, от нарушения процедуры, во-вторых, от скоропалительного принятия такого важного документа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Я поддерживаю здесь депутата Гончара. Я считаю, что надо прекратить дискуссию и проголосовать, после чего дать слово Владимиру Вольфовичу, чтобы выступил по бюджету, и принять бюджет, потому что всё равно слушать больше нечего здесь, в этом зале, и некого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, единственное, следующим выступающим можно посоветовать: у вас, конечно, по регламенту десять минут, но если будет возможность более кратко изложить свои предложения, то просьба прислушаться к мнению некоторых депутатов, да я думаю - многих депутатов, и сократить своё выступление. Пожалуйста, Говорухин Станислав Сергеевич. Включите, пожалуйста, микрофон Говорухину Станиславу Сергеевичу. ГОВОРУХИН С. С., фракция "Единая Россия". Вот Владимир Вольфович сейчас задался вопросом, он хотел бы знать, кто привёз генерала Дудаева в Чечню. Я ему советую прочесть заключение парламентской комиссии по расследованию причин чеченского кризиса в 1995 году, кстати, там есть подпись и представителя ЛДПР. Может быть, если бы всё-таки материалы этой комиссии (которыми сейчас пользуются, в частности Александр Хинштейн, и, конечно, они пригодятся ещё), заключение парламентской комиссии по Чечне, депутаты всё-таки перечитали перед обсуждением этого вопроса, то они не были бы так единодушны в этом вопросе, как сейчас покажет голосование. Я думаю, что в Чечне как резали нас, так и будут резать. Тем более, что мы сейчас вырастили там такое чудовище, которое будет пострашнее Дудаева. Я прошу прощения у товарищей по фракции, но я буду голосовать против амнистии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рогозин Дмитрий Олегович. РОГОЗИН Д. О. Уважаемые коллеги, конечно, амнистия как акт милосердия милостивого и разумного государства - дело хорошее. Но давайте всё-таки очень внимательно разберёмся в той ситуации, с которой мы сейчас столкнулись на Северном Кавказе, в частности в Чеченской Республике. Что такое амнистия, по большому счёту? Это акт милосердия, который применяется по отношению к осуждённому гражданину Российской Федерации. То, что мы предлагаем сегодня, - это без суда и следствия просто взять и простить тех, кто с оружием в руках бегал по горам, стрелял, резал, убивал. Уточнить, какие конкретные преступления совершали те или другие боевики, достаточно сложно. Для этого надо иметь изощрённую агентуру в стане противника. Поэтому фактически мы под амнистию в очередной раз простим огромное количество крайне опасных рецидивистов, которые воспримут данный акт, амнистию, как послабление со стороны Российского государства. Они воспримут это как нашу с вами слабость, себя считая победителями. И тогда не стоит удивляться тому, что в российских регионах будут укрепляться всё дальше бандформирования, они будут приезжать на разборки по приглашению других этнических преступных группировок, они будут крушить всё ломами и арматурой, а ещё и огнестрельным оружием, которое теперь у них будет по праву висеть в кобуре, будут убивать мирных граждан Российской Федерации. А мы всё время будем удивляться, почему у нас то там, то там происходят массовые волнения, в российских городах, и растёт ксенофобия и межнациональная рознь. Поэтому надо прямо сказать: то, что предлагается сегодня, - это акт прощения, очередной акт прощения, осенью, перед тем, как наступят холода, чтобы они могли спуститься с гор, помыться, побриться, точнее, не побриться, а только помыться, объесться хорошенько, перегруппироваться и с новой силой весной вернуться туда, куда их звали их волчьи командиры. Второе, в отношении самого факта постановления об амнистии. Я плохо понимаю и мои коллеги по фракции "Родина" плохо понимают, почему мы одним и тем же актом сразу пытаемся амнистировать и тех, кто с оружием в руках воевал против нас, против наших с вами избирателей, и тех, кто пытался защищать Родину, но совершил правонарушение или преступление на территории Чеченской Республики в ходе проведения антитеррористической операции. Нельзя в одном стакане смешивать этих граждан, они совершили разные преступления, по крайней мере они находились на разных позициях, прежде чем оказаться в сложном положении. Поэтому мы считаем, что, вообще, должно быть, по идее, два акта об амнистии, которые должны рассматриваться, может быть, синхронно, но два разных акта. Ставить на один уровень солдат и офицеров российских Вооружённых Сил и правоохранительных органов и бандитов нельзя, невозможно, это неправильно. Кроме того, мы считаем, что на сегодняшний момент сама по себе прокуратура Чеченской Республики, об этом многие могут судить не понаслышке, парализована во многом. Она сегодня находится под мощнейшим административным давлением политических властей Чеченской Республики. И говорить о том, что сама прокуратура Чечни может выносить справедливые решения или преследовать настоящих бандитов, на сегодняшний момент практически невозможно. Кроме того, мне кажутся неуместными ссылки на то, что нельзя вводить запрет на профессию после того, как боевик амнистирован. Мы сегодня с вами можем проанализировать, какое количество боевиков в составе чеченской милиции или иных вооружённых подразделений - которых сегодня слишком много развелось на территории Чечни и теперь уже за её пределами - сегодня просто легализовали то оружие, с которым они воевали против России. Сегодня они получают амнистию без суда и следствия, надевают вновь форму чеченской милиции или иных подразделений и применяют это оружие уже в криминальных разборках. Совсем недавно произошёл случай, который представителю Федеральной службы безопасности и Министерству внутренних дел достаточно хорошо известен. Это, в частности, использование одного подразделения ГРУ ГШ Вооружённых Сил Российской Федерации в Санкт-Петербурге при криминальной разборке вокруг какого-то мясного завода. Люди, которые ворвались и смяли охрану предприятия в Санкт-Петербурге, были с корочками спецподразделения Чеченской Республики и с оружием в руках. Ну мы так далеко зайдём с вами, граждане, слишком далеко! Что касается данного проекта постановления, смысл которого, значение которого мы, конечно, не оспариваем, потому что, я ещё раз повторяю, государство должно быть милостивым, но оно должно быть одновременно разумным и рациональным и не должно создавать для себя новые проблемы, мы считаем, что его нужно рассмотреть обязательно с учётом поправки, которую мы подготовили и которая запрещает амнистированным боевикам служить сразу после амнистии в органах внутренних дел и иных правоохранительных структур, в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также в органах государственной власти. Если мы амнистируем военнослужащего, то он подлежит увольнению. Какова же логика (здесь сегодня много говорят о логике): если военнослужащий, осуждённый и амнистированный, увольняется из рядов Вооружённых Сил, то почему боевик, который стрелял в нас, может после амнистии, наоборот, служить в Вооружённых Силах и правоохранительных органах? Кто мне объяснит, где здесь вообще какая-то логика и государственная мораль или хотя бы какое-то мудрое решение на перспективу? Мы предлагаем рассмотреть данную поправку, это раз. Во-вторых, мы предлагаем обязательно поручить профильному комитету, или профильным комитетам, внести в действующее законодательство Российской Федерации соответствующие изменения, чтобы даже амнистированным боевикам был закрыт доступ минимум на пять лет в органы правопорядка, Вооружённые Силы и на государственную службу. И самое последнее, коллеги, что я хотел бы сказать. Мы с вами очень политкорректны. Мы предпочитаем сегодня сложные вопросы, которые связаны с межнациональными отношениями, не обсуждать. Я не очень уверен в том, что парламент, который наделён особыми полномочиями и который состоит из ответственных представителей собственного народа, не имеет права обсуждать сложные проблемы, с которыми мы столкнулись в области федерализма на территории Северного Кавказа. Мы, конечно, можем молчать, доверяя по-прежнему и нашим силовым структурам, и президенту, и администрации президента решать эти вопросы, только проблема тут в том состоит, что накапливается на Кавказе взрывоопаснейший потенциал. Люди, которые ничего не поняли из того, что происходило в новейшей истории России, которые воевали и собираются воевать дальше, не просто будут воевать дальше, они сегодня сгруппированы, хорошо откормлены, вооружены, подготовлены и имеют возможность выезжать в любую точку, в любой регион Российской Федерации. И мы даже не знаем о тех глубинных связях, которые имеют эти граждане с криминальными группировками, орудующими в российских регионах, убивающими, насилующими и грабящими российских граждан. Мы готовим сегодня бомбу, которая рано или поздно взорвётся. Давайте начнём обсуждать эти проблемы честно, обсуждать ответственно, не допуская скатывания в те скользкие области, где начинается уже противостояние народов, но говорить об этом парламент, Государственная Дума должна. Поэтому мы сильно сомневаемся в том, что целесообразно в том виде, как сейчас нам представлен проект постановления по амнистии, голосовать за него, без включения в него по крайней мере поправки, ограничивающей произвол боевиков, которым сегодня путь открыт в любые органы государственной власти, правопорядка и Вооружённые Силы. Мы с вами взрастим армию, с которой потом будут воевать наши дети. Давайте мы возьмём на себя ответственность за себя и за будущие поколения, чтобы в России больше не было никаких войн - ни чеченских, ни иных этнических, ни гражданских. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я не вижу желающих выступить от фракции "Народно-Патриотический Союз "Родина" ("Народная Воля" - СЕПР)". По ведению - Семаго Владимир Владимирович. Но именно по ведению. СЕМАГО В. В. Уважаемый председательствующий, огромное спасибо за предоставленную мне возможность высказаться. Думаю, что самое время прекратить дискуссию, потому что всем понятно, что амнистия - это лишь кирпичик в той серьёзной концепции, которую выстраивает государство по ликвидации конфликта на Северном Кавказе. Нельзя рассматривать её отдельно от общей концепции. Поэтому предлагаю прекратить и проголосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выступили представители всех депутатских объединений. Есть ли необходимость выступить докладчику и содокладчику? Нет. Уважаемые коллеги, мы можем сейчас проголосовать в первом чтении по третьему и по четвертому вопросам, имея в виду, что по третьему вопросу ещё есть письменная поправка. После голосования в первом чтении мы её обсудим. По ведению - Илюхин Виктор Иванович. Пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот то, о чём я говорил, - это достаточно серьёзные вещи. Если вы сегодня намерены принять его во втором и в третьем чтениях, тогда дайте возможность мне хотя бы, нашей фракции до второй половины дня сформировать все поправки - я это быстро сделаю, а если премию мне выпишете, совсем быстро сделаю, - проголосовать их во второй половине дня и принять в целом постановление. Поверьте, очень много людей незаслуженно будет освобождено. Поверьте мне, снятие судимости должно идти в общем порядке, как установлено Уголовным кодексом. Если мы снимем сейчас судимость, точно они будут на государственной службе и в правоохранительных органах, чего допускать нельзя. Ну давайте сейчас примем, а после 16 часов во втором чтении рассмотрим хотя бы две-три поправки, которые я быстро напишу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович хочет по ведению также выступить. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мне кажется, что это не предмет амнистии - вот то, что мы устанавливаем запрет на профессии. Это нужно делать в специальных законах, это нужно сделать в законе о милиции и так далее, и так далее. Здесь, в этом документе, в документах об амнистии, просто это не предмет, и зачем мы будем, так сказать, портить документ? Я предлагаю сейчас проголосовать в первом чтении, вот как сказал Борис Вячеславович, посмотреть поправку и дальше уже принимать решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хотел бы попросить по этому поводу, раз уж мы практически обсуждаем поправку, высказаться и Владимира Ивановича Булавина предметно и конкретно по поправке, внесённой депутатами Рогозиным и Савельевым. И Виктор Иванович Илюхин, в общем-то, об этом же говорит. Пожалуйста. БУЛАВИН В. И. Я думаю, что Дмитрий Олегович сам дал ответ на поставленный вопрос. И вот эта поправка может быть внесена в другие законы, как уже было сказано, в Закон "О милиции", закон "О федеральной службе безопасности", закон "О воинской обязанности и военной службе". Вот можно туда внести изменения. А сегодня я всё-таки просил бы проголосовать за предложенный проект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ещё раз Илюхин Виктор Иванович - и завершаем обсуждение данного вопроса. Пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, да не надо говорить о каких-то других нормативных актах. В законе о порядке прохождения службы в милиции, в Законе "О милиции" записано, что люди судимые не могут быть приняты на государственную службу, но если судимость будет снята, то они могут быть приняты. Вы же постановлением об амнистии сегодня автоматически снимаете судимость и не ждёте, когда она в общем порядке будет снята. Я ведь сегодня предлагаю в общем порядке снять судимость, и тогда у людей будут определённые права - и политические, и социальные и прочие, и прочие. Вот о чём речь-то, а не о том, что надо какие-то другие нормативные акты снимать. Вы этой поправкой уже эти нормативные акты подправляете. От этой записи надо уйти. Ну всего-то надо мне сорок минут, и поправка будет готова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, чтобы в первом чтении рассмотреть вопрос? Значит, нам необходимо проголосовать, определиться, а уже потом будем о дальнейшей процедуре договариваться. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Но ведь мы же на равных... Илюхин выступал, и я выступал, ему дважды дали слово по ведению, а мне ни разу. Вот так вы хотите поступить и с боевиками! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минута пошла уже, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я согласен... И амнистия эта на всех распространяется. Если мы введём какие-то поправки сейчас, что на этих распространяется, а на тех нет, то мы вызовем ссору между ними, и они действительно снова поднимутся в горы. Но этого не понимают ни Илюхин, ни Рогозин. Если амнистия - всё, все свободны и никто ни в чём не виноват. Потому что мы иначе их всех перессорим. Смысл амнистии, видимо, представитель президента не доложил как следует: чтобы они успокоились. Пусть работают в чеченской милиции, в чеченской армии, в ФСБ, но они будут хотя бы видны, будет видно, как они на работу идут с автоматами. А если снова уйдут в горы, то мы их не будем видеть. В этом смысл амнистии: пусть останутся в городах, в семьях своих. И нельзя вводить поправки: этих амнистируем, а тех не амнистируем. Всех мы должны амнистировать, и без всяких условий, а иначе там мира и покоя не будет. Поэтому весь смысл амнистии только в этом заключается. Амнистия... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович. Пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Хочу добавить, что пусть они служат в чеченской милиции именно у себя в ауле, а не в Кондопоге будут акционерами целлюлозно-бумажного комбината. И вы им не запретите быть акционерами. Понимаете вы это или нет? Уже одну нацию царь мордовал в начале века, и закончилось это печально, да? И тоже была черта оседлости и так далее. Кончилось это печально: царя расстреляли, а они были в правительстве. Надо очень аккуратно смотреть на эти вещи, Дмитрий Олегович, участник Хасавюртовского, так сказать, процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, по ведению. Пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. А что мы всё время о Чечне говорим и забываем ингушей, забываем Дагестан? Вот пусть они вступают в органы внутренних дел. Они там и главаря будут искать. Вот недавно там конфликт был, хлопцы там не разобрались на чеченско-ингушской границе, тоже милиционеры, поубивали друг друга, и так потихонечку, потихонечку... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я полагаю, что цинизм такого рода неприемлем. Принять решение по амнистии, не оговорив то, о чём говорили три депутата, неправильно. Проблема есть. Я очень бы просил, чтобы мы сегодня остановились на первом чтении. За сутки ничего не произойдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рогозин Дмитрий Олегович. РОГОЗИН Д. О. Спасибо. Я хотел бы просто уточнить для Павла Владимировича. Павел Владимирович, статья 84 Уголовного кодекса предполагает, что амнистия может рассматриваться в качестве замены более строгого наказания более мягким наказанием. Поэтому не надо нам говорить, что мы не можем внести определённые поправки и рассматривать их во втором чтении. Мы эти поправки прописали с точки зрения Уголовного кодекса. Загляните в статью 84. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, мы вновь начали обсуждение, но мне кажется предложение президента очень взвешенным, и я ещё раз убедился в этом, когда мы обсуждали этот вопрос во фракции. Я предлагаю проголосовать за первое чтение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Медведев Евгений Николаевич. МАХАЧЕВ Г. Н. Махачев по карточке Медведева. Уважаемые друзья, давайте будем дискутировать, будем говорить, но давайте не оскорблять, не унижать другие народы. Рогозин, Жириновский и все остальные, Митрофанов, мы хорошо знаем, кто вы такие, и что вы вешаете, и что вообще представляете собой. Постановление надо принимать, надо амнистировать, надо выходить из этой ситуации. Это граждане России. Если нет, уважаемые Жириновский, Рогозин, то тогда выходите с инициативой, дайте независимость Чечне, и они будут приезжать к нам как иностранцы. Что вы голову морочите, пиарите сидите! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 21 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, теперь мы должны рассмотреть поправку официально. По поправке высказались многие депутаты, и мы выслушали мнение председателя комитета и официального представителя Президента Российской Федерации, которые предлагают отклонить данную поправку и рассмотреть поднимаемый вопрос в рамках других законов. Поэтому сейчас я поставлю поправку на голосование. Высказались достаточно подробно, мы около пятнадцати минут обсуждали именно этот вопрос. Кто за то, чтобы принять поправку депутатов Рогозина и Савельева? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 129 чел.28,7% Проголосовало против 27 чел.6,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 156 чел. Не голосовало 294 чел.65,3% Результат: не принято Не принято. Было предложение комитета рассмотреть сегодня данный проект постановления и в целом. Учитывая, что письменная поправка отклонена, противопоказаний по рассмотрению в целом нет, я выношу данный проект постановления на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение Илюхина Виктора Ивановича было о том, чтобы рассматривать с учётом поправок, которые можно будет внести, то есть фактически это обычная процедура второго чтения. Пожалуйста, Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По данному документу проведена правовая и лингвистическая экспертизы. Есть у нас соответствующее постановление по принятию в целом, поэтому я не вижу никаких регламентных противоречий и от имени комитета предлагаю проголосовать за данное постановление в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я выношу данный проект постановления на "час голосования", где представители депутатских объединений могут выступить по мотивам голосования. Пункт 4 я ставлю также на голосование в первом чтении. Это проект постановления Государственной Думы "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 54 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принято. Также было предложение комитета рассмотреть данное постановление в целом. Я выношу пункт 4 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2511 по 2685 из 8430
Вопрос 3. Есть ли необходимость выступить по мотивам? Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, я вынужден заявить о том, что фракция Компартии Российской Федерации не может поддержать данный проект постановления после того, как вы отклонили наши предложения. Речь ведь идёт не о каком-то Регламенте, и я вообще хочу сказать: ну что дороже нам сегодня - Регламент или сущностные моменты, которые могут развиваться на Северном Кавказе, и не только в Чеченской Республике? Мои предложения достаточно конструктивны: всего-навсего-то в течение сорока минут подготовить замечания по этим поправкам и вернуться ко второму чтению. Я не случайно говорю: последствия могут быть непредсказуемые, люди, которые там с оружием в руках бегали, после снятия судимости, как записано здесь, могут избираться на должности судей, могут приходить на работу в органы МВД, могут приходить на работу в органы Федеральной службы безопасности. Да, будут ставить барьеры, да, будут говорить о том, что изучили. Но я-то ещё раз говорю о том, что нужны гарантии, чтобы эти люди не прошли, здесь, в нашем нормативном документе. Я никак не пойму вас, уважаемые представители "Единой России". Ну понятно с Жириновским, он в 94-м году был у Дудаева, восхищался его боевыми отрядами и говорил, что два батальона хорошо бы было ему сюда, в Москву. Понятно, он готов сегодня всех их затолкать в органы государственной власти. И второй момент. Мы дискредитируем сам институт амнистии, когда люди уже подпадавшие под действие амнистии, освобождавшиеся от наказания, снова будут амнистироваться. Это второе моё замечание. Вот ведь сущностные моменты. Ведь, казалось бы, недолго это сделать. Ну упустили мы, сами проекты были розданы не за три дня, как требуется по Регламенту, поэтому не успели мы внести вот эти поправки. Но я подчёркиваю: или вам формальность важнее, или всё-таки сущностные моменты, те события, которые будут развиваться после вот этого постановления на Северном Кавказе. Мира после этого мы не дождёмся. Я знаю, что сегодня Кадырову надо, как говорится, ну, обелить и оправдать себя, когда боевики находятся в органах внутренних дел. Надо, но вы-то здесь сидите, вы-то здесь отвечаете за всю Россию, а не только за Кадырова и за то, что там происходит. Неужели формализм у нас, как говорится, главенствует над сущностными моментами?! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазьев Сергей Юрьевич, пожалуйста. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо Борис Вячеславович. Уважаемый Виктор Иванович, я думаю, что здесь дело не в формальных моментах и не в регламентных, а, с моей точки зрения, прослеживается явно чей-то интерес как можно быстрее пролоббировать этот вопрос, невзирая на совершенно очевидные ваши аргументы, просто очевидные, с которыми невозможно не согласиться. И, уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание на то, как вообще у нас акты по амнистии принимаются. Вы помните, в прошлый раз нам говорили, что не будут амнистированы люди, осуждённые за особо тяжкие преступления. Оказались амнистированы некоторые из них. Потом свалили всё на аппарат. Создаётся впечатление, что у нас специальная вот какая-то идёт подковёрная работа с актами по амнистии, когда нас в спешке заставляют эти акты принимать, затем оказывается, что выходят на свободу преступники, о которых речи не шло с этой высокой трибуны, и никто не виноват. Мне кажется, пора расследование парламентское провести вообще по всем актам амнистий, которые мы принимали, и проанализировать, кто вышел на свободу по этим актам. Ведь вам примеры приводятся сейчас конкретные, когда люди, легально имеющие право носить оружие, от имени чеченских спецподразделений используются в криминальных разборках на всей территории России. Последний пример в Санкт-Петербурге - это же факт! Уважаемый Борис Вячеславович, я в данном случае непосредственно к вам обращаюсь, как к человеку, который был министром внутренних дел. Вы прекрасно знаете все проблемы, которые связаны с такого рода скоропалительными решениями. Вы не понаслышке знаете, что такое легализованный бандитизм. Давайте мы проявим государственную мудрость. Куда мы торопимся? Это раньше при советской власти принимали решения об амнистии к праздникам. Какой праздник нас ждёт завтра, я не понимаю, куда торопиться? Давайте дадим возможность Виктору Ивановичу Илюхину подготовить поправки, правительству эти поправки проанализировать, найти разумное решение, которое не приведёт к эскалации преступности, к её очередной волне. Что мы делаем? Мы легализуем, по сути дела, преступные группировки, которые будут работать под вывеской правоохранительных органов Чеченской Республики. Ну что же это, мы что, не понимаем, к чему это приведёт? Я призываю проявить здравый смысл и не торопиться. Давайте поработаем над этим документом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, считаю, что никаких поправок собирать за сорок минут не надо. Виктор Иванович уже понаделал поправок вместе с Катышевым, они любили писать поправки, особенно во втором созыве Думы, любили собраться в кабинетике и писать. До импичмента дописались, так сказать, до того, что мог быть кризис вообще глобального масштаба, когда ни президента у нас не было бы, ни Думы, ни прокурора снятого, вообще ни одного легального органа, и премьер тогда был снят. Это мы всё помним. Виктор Иванович, ещё раз вам хочу сказать: вы ошибаетесь. Вам главное, чтобы люди эти не попали в милицию. Вы думаете, что судьба страны и политики решается там, где милиция, там, где люди со стволами ходят? Давно уже нет. Стволы играют большую роль, но деньги большую, мы живём в государстве, где деньги решают всё, деньги, понимаете? И если вы их вытолкнете оттуда, они пойдут в другие места. Они будут крышевать неформально. Они будут без погон сидеть, но будут сидеть в Москве, в Питере, в Кондопоге, в Карелии - везде. Вот вы что делаете! Так мы им хоть даём возможность в родном ауле с погонами походить. Пусть ходят в родном ауле, пусть все там будут считаться сотрудниками милиции, всех их в лейтенанты милиции в родном Гудермесе, всех. Пусть там как-то локализуется. Но если они будут выдавлены оттуда, они пойдут по всей стране. И Глазьев приводил уже пример, что эти подразделения уже начинают распространяться. Вот это опасность. Здесь мы должны объяснить и чеченскому руководству, и другим: локализуйтесь, ребята, у себя, занимайтесь своими вопросами, сюда мы вас не пустим, здесь всё по-другому устроено. А вы что создаёте? Ну неужели история страны вам вообще неизвестна? У вас абсолютно ментовской подход: не разрешить, не дать, запретить. Вы такое законодательство нам за восемь лет создали, так сказать, когда тут у вас было большинство, практически по всем направлениям: возьмёшь - везде, везде какие-то засады просто. Поэтому считаю это абсолютно неправильным, ничего вам давать не надо, и сорок минут времени тоже вам не надо давать. И к вашему сведению: мы были у Дудаева 2 сентября 1993 года, когда не были депутатами Госдумы, и были накануне сентябрьских событий у Белого дома, чтобы узнать, какова ситуация, будут ли чеченцы реально помогать в событиях у Белого дома. И убедились в том, что Дудаев не будет помогать Хасбулатову. Вот это была цель нашей поездки, чтобы вы знали! Раз и навсегда вам... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Я хотел бы позицию Владимира Ивановича Булавина выслушать. Пожалуйста. БУЛАВИН В. И. Борис Вячеславович, наша позиция остаётся прежней. Я бы просил депутатов Государственной Думы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас микрофон включён. Вы всё сказали? БУЛАВИН В. И. Да. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нам надо определяться голосованием по данному вопросу. Я ставлю на голосование в третьем чтении, то есть в целом, проект постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 07 мин. 15 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 80 чел.17,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Принимается. Пункт 4. Ставится на голосование в целом постановление Государственной Думы "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 08 мин. 08 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 77 чел.17,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принимается.