Заседание № 145
26.02.2010
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 331924-5 "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 марта 2010 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1089 по 1992 из 6975
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О проекте постановления Государственной Думы "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 марта 2010 года". Доклад Первого заместителя Председателя Государственной Думы Морозова Олега Викторовича. МОРОЗОВ О. В., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 марта текущего года, сформированный комитетами Госдумы с учётом примерной программы законопроектной работы, которую мы с вами, уважаемые коллеги, утвердили постановлением палаты. Несколько слов о нашей работе в январе и феврале. Сегодня мы проводим двенадцатое пленарное заседание. На одиннадцати пленарных заседаниях рассмотрено двести одиннадцать вопросов. Из шестидесяти одного законопроекта, предусмотренного приоритетной частью примерной программы законопроектной работы в период весенней сессии, мы с вами рассмотрели уже половину - тридцать законопроектов. Одобрен один федеральный конституционный закон - "О Правительстве Российской Федерации", вернее, поправки в этот федеральный конституционный закон, - в котором мы предусмотрели право заместителей Председателя Правительства Российской Федерации замещать должности полномочных представителей президента в федеральных округах. В январе - феврале десять законопроектов принято во втором чтении, пятьдесят - в первом. Тем самым мы с вами создали достаточно существенный задел из шестидесяти законопроектов, которые будут рассмотрены во втором и в третьем чтениях. Отмечу, что из десяти законопроектов, принятых во втором чтении, шесть - это депутатские законопроекты, причём хочу обратить ваше внимание на то, что это законопроекты, которые вносились совместно депутатами различных фракций. Девяносто один законопроект отклонён. За этот период мы с вами приняли шестнадцать постановлений и провели пять "правительственных часов". На обсуждаемый период нашей работы запланировано проведение шести заседаний. В проект календаря включено восемьдесят пять законопроектов, из них три - по вопросу о ратификации международных договоров, семнадцать законопроектов - для рассмотрения во втором чтении и шестьдесят пять - в первом чтении. Семнадцать законопроектов (обычно депутатов интересует эта статистика) - это законодательные инициативы президента и правительства, семь внесены Советом Федерации и членами Совета Федерации, двадцать восемь - это ваши инициативы, коллеги, и тридцать три законопроекта внесены законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кстати, отвечая депутатам, которые поднимают вопрос о коэффициенте нашей поддержки законодательных инициатив с мест, хочу сказать, что сейчас более 11 процентов законопроектов, вносимых законодательными собраниями субъектов Федерации, поддерживаются Государственной Думой, потому что мы ведём с ними предварительную работу. Некоторое время тому назад этот процент равнялся примерно 2-3, то есть в этой части мы проводим достаточно продуктивную работу. Среди законопроектов второго чтения нам предстоит рассмотреть следующие законопроекты, внесённые Президентом Российской Федерации: пакеты законопроектов по вопросам дальнейшего развития судебной системы, законопроект "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации". Среди законопроектов первого чтения отмечу правительственные законопроекты: изменения в статью 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", разработанный в связи с признанием Конституционным Судом Российской Федерации недействующими и не подлежащими применению ряда норм действующего закона, проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надёжного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей", а также Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением. Напомню, что помимо законодательной деятельности нам предстоит в марте (я обращаю внимание депутата Коломейцева) активно поработать в рамках контрольных полномочий парламента, а именно заслушать отчёт Правительства Российской Федерации и информацию Центрального банка о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за 2009 год, а также провести два "правительственных часа": 10 марта мы с вами встречаемся с Сергеем Борисовичем Ивановым, а 17 марта встречаемся с министром культуры Авдеевым Александром Алексеевичем. Соответственно все вопросы от фракций и комитетов в адрес участников "правительственных часов" направлены. Уважаемые депутаты, как и прежде, законопроекты, подготовленные к рассмотрению в третьем чтении, и законы, отклонённые Советом Федерации или Президентом Российской Федерации, если таковые будут, по мере готовности будут приоритетным образом включаться в порядок работы. Прошу утвердить календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 марта 2010 года. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Прошу записаться. Покажите список записавшихся. Останина Нина Александровна, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, с октября в Комитете по труду и социальной политике лежит законопроект, который прошёл первое чтение, о дополнительных гарантиях работникам угольной промышленности, о шахтёрских пенсиях. Очень много вопросов у тех, кого касается этот законопроект, однако в плане на март я его не увидела. Прошло пять месяцев, и это дало повод отдельным политическим силам для спекуляций на этом законопроекте. В частности, комментируя выступление Зюганова на заседании Госсовета, губернатор Кемеровской области заявил о том, что коммунисты в Думе не поддерживают шахтёров. Так вот от фракции коммунистов я задаю вопрос: когда будет во втором чтении рассматриваться этот законопроект, за который мы голосовали единогласно? МОРОЗОВ О. В. Коллеги, я формально отвечу на ваш вопрос, а комитет, если присутствуют его представители, а мы, кстати, договаривались, что представители комитетов всегда должны присутствовать, когда делается доклад о порядке работы... Так вот, формально ответ очень простой: примерная программа и календарь составляются на основании предложений комитета. Ни я, ни кто другой своей волей это сделать не можем. Если комитет по каким-то причинам не внёс в календарь, значит, у него для этого есть соответствующие мотивы, основания. Что касается этих мотивов и оснований, то я бы просил изложить их представителя комитета, если он... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гайнуллина Фарида Исмагиловна. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, действительно, комитет продолжает работу. Работа, к сожалению, достаточно напряжённая, не удаётся достичь согласия в трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Мы работаем над этим законопроектом и намерены в ближайшее время по мере готовности представить его на рассмотрение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, ну а какие могут быть мотивы и основания, когда мы опять же в нарушение Регламента не включаем в повестку дня следующего пленарного заседания вопросы, которые не были рассмотрены на предыдущем?! У нас в Регламенте чётко написано, что такие законопроекты подлежат рассмотрению на следующем пленарном заседании после приоритетных, то есть президентских и так далее, вы знаете это. Вот, пожалуйста, последний пример: наш законопроект, который не был обсуждён на позапрошлом пленарном заседании, ни в повестку на среду не был включён, ни сегодня, и таких вопросов очень много. Кроме того, Владимир Николаевич Плигин, уважаемый, в вашем комитете лежит больше двенадцати вопросов фракции ЛДПР, уже дошло до того, что гаишники сами, Кирьянов, заявили, что будут менять Правила дорожного движения, а наши законопроекты до сих пор не рассмотрены. Почему так получается? МОРОЗОВ О. В. Опять же я сначала отвечу с чисто формальной точки зрения. Во-первых, у нас нет такого обязательного, жёсткого требования в Регламенте, мы всегда, когда не заканчиваем повестку, как правило, либо руководствуемся предложением комитета о дате, на которую предлагается поставить обсуждение того или иного законопроекта, либо даже заранее объявляем тот или иной день, потому что у нас все повестки формируются тоже заранее и определяются даты, которые предлагает комитет, и мы не можем просто взять и по формальным основаниям двигать законопроект только потому, что его на предыдущем заседании по каким-то причинам не рассмотрели. Но, уверяю вас, у нас нет такой практики - специально задвигать какие-то законы, поэтому, уверяю вас, все законы, которые вас интересуют, мы так или иначе рассмотрим. Что касается конкретно вопроса, я просил бы, чтобы Владимир Николаевич Плигин прокомментировал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Плигину Владимиру Николаевичу. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! По каждому законопроекту, находящемуся на рассмотрении в комитете, мы проводим предметные консультации с представителями всех политических партий. В целом ряде случаев, в том числе с представителями вашей уважаемой фракции, мы достигаем соглашения о том, что тот или иной законопроект выносится на рассмотрение, или рассматривается, в комплексе с другими законопроектами. Тем более это касается столь сложной главы, как глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой регулируются вопросы ответственности в сфере организации дорожного движения. Нами был принят комплексный законодательный акт. И в дальнейшем мы договорились о том, что в рамках этой главы движения должны быть крайне выверенными, согласованными, потому что каждое движение в рамках этой главы, смею сказать, ведёт либо к увеличению числа трагедий на дорогах, либо к уменьшению их числа. Предлагаю работать в обычном, традиционном порядке, и ни в коей мере ни при каких условиях требования никаких политических партий, фракций или конкретных депутатов не являются приоритетными. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, ваш вопрос. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, два уточнения. В августе произошла грозная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, затем Дума заслушала доклад парламентской комиссии. Просил бы уточнить: имеем ли мы информацию, когда Дума будет рассматривать первые поправки к действующему законодательству с учётом этих уроков? И второе. Может быть, я не расслышал. Был известный законопроект, в первом чтении прошёл (депутат Хованская и другие), серия поправок, около ста, к Жилищному кодексу, он когда у нас попадёт на рассмотрение здесь? МОРОЗОВ О. В. По первому вашему вопросу я не имею соответствующей информации, только если Комитет по энергетике даст какие-то разъяснения, председатель комитета в зале, он, наверное, может дать пояснения. А по второму вопросу я могу сказать следующее. На этот вопрос я слышал ответы депутата Крашенинникова примерно раз, наверное, семнадцать-восемнадцать: комитет рассматривает всю совокупность этих законопроектов и по мере их готовности будет выносить их на наше обсуждение. Другого объяснения я не слышал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович Липатов, пожалуйста, включите микрофон. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Валентин Степанович, действительно, сейчас готовится внесение нескольких поправок в закон "Об электроэнергетике", отдельно я вас проинформирую. По срокам это будет, скорее всего, конец марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Олег Викторович, у меня вопрос такого плана: почему в программе нет законопроекта № 325571-5 "О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"? Это о порядке взимания транспортного налога. Закон носит антикризисный характер, его ждут люди, об этом говорят проходящие по всей стране акции в поддержку этого законопроекта. И второе: если мы его не рассмотрим в ближайшее время, то с учётом того, что в апреле уже начинает формироваться бюджет на 2011 год, его введение опять перенесут на 2013 год. Поэтому здесь вопрос социального порядка, и у нас много примеров, когда мы социальные законопроекты включаем и определяем, когда мы их будем рассматривать. Спасибо. МОРОЗОВ О. В. Я просил бы, чтобы этот вопрос прокомментировал представитель комитета по бюджету. Комитет не внёс этот законопроект на март, это ответ как бы мой, формальный, поэтому его нет в этой программе. Что касается содержательной стороны, то только представитель комитета мог бы дать разъяснение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина, могли бы вы дать пояснение по этому вопросу? МОРОЗОВ О. В. По транспортному налогу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По транспортному налогу. Почему не выносится на рассмотрение данный законопроект? Из комитета по бюджету я вижу здесь только вас. Включите микрофон Кармазиной Раисе Васильевне. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Комитет работает над этим законопроектом, и я думаю, что он в ближайшее время будет внесён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, в продолжение вопроса депутата Останиной. Во фракцию КПРФ обратились с коллективным письмом ветераны-шахтёры из города Новошахтинска Ростовской области. Эти заслуженные люди спрашивают: почему принятый в первом чтении 7 октября прошлого года законопроект "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" так долго не выносится на второе чтение? Комитет дал комментарии, но дали бы конкретно ответ, когда будет рассматриваться законопроект. Избирателям что-то надо отвечать. И второе. Олег Викторович, назовите, пожалуйста, ориентировочную хотя бы дату отчёта правительства или это в конце концов государственная тайна? МОРОЗОВ О. В. По первому вопросу, на мой взгляд, комитет ответил исчерпывающе. Идут консультации в рамках трёхсторонней комиссии, и если там не достигнуто согласие, то как можно вносить проект закона? Значит, он будет носить конфликтный характер, а такой закон не должен быть конфликтным. Что касается вашего второго вопроса, мы консультируемся с правительством, у нас впереди достаточно времени, февраль ещё идёт. Как только будет определена дата... Здесь присутствует представитель правительства Логинов, если он может уже сейчас ответить на этот вопрос, будем рады это услышать. Но я не думаю, что мы выйдем за рамки достигнутых регламентных процедур. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Логинов, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. В правительстве в полном соответствии со 102-м законом по отчёту о преодолении кризисных последствий в экономике и финансовой сфере, а также по годовому отчёту, предусмотренному Конституцией Российской Федерации, ведётся плотная, напряжённая работа. В момент, когда будет согласована дата выступления председателя правительства с годовым отчётом, мы готовы будем предоставить все материалы. Что касается отчёта по 102-му закону, вы знаете процедуру: вначале в письменном виде он поступает в Государственную Думу, Государственная Дума направляет его в комитет, комитет обсуждает его с другими профильными комитетами и выносится решение о приглашении и заслушивании по данному отчёту. Поскольку сроки годового отчёта и отчёта квартального по 102-му федеральному закону совпадают, я не исключаю возможности объединения этих отчётов в одном докладе, но это решение, я думаю, будет принимать Государственная Дума, руководство Государственной Думы вместе с руководством правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Коллеги, сегодня 26 февраля, а не 26 марта, поэтому время ещё для всего этого есть. Багаряков Алексей Владимирович, ваш вопрос. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, депутатами нашей фракции был внесён законопроект об отчётности государственных корпораций, в частности о внесении изменений в закон о статусе депутата в части предоставления информации главами, сотрудниками госкорпораций депутатам. Мы слышали неоднократно, в том числе в выступлении президента с посланием, критику в адрес корпораций. Сегодня мы уже чувствуем и считаем, что не нужна эта форма собственности, и скоро корпораций не будет, а мы законопроект, который внесён восемь месяцев назад, так и не рассматривали. Это первое. И второе. Неоднократно звучала критика в адрес государственных банков - это Сбербанк, Внешторгбанк и Россельхозбанк, через которые прошли громадные антикризисные деньги. Мы поднимали вопрос о приглашении глав этих банков на наши заседания, на "правительственные часы", но тоже так и не получили ответ. Можно поинтересоваться, ожидается ли в ближайшее время приглашение глав государственных банков, трёх банков, на "правительственные часы"? Может быть, можно совместить это с отчётом правительства. МОРОЗОВ О. В. По первому вопросу я не могу дать ответ. Видимо, Владимир Николаевич Плигин даст. Что касается второго вопроса, у нас есть процедура, коллеги. Мы изменили процедуру "правительственных часов", сейчас вопрос о приглашении на них кого-то помимо обозначенных лиц находится в ведении соответствующих министров или руководителей ведомств, но мы, разумеется, можем обратиться к ним, если такая необходимость имеется, с предложением, чтобы вместе с ними, когда мы рассматриваем, скажем, вопросы финансово-экономического блока, в этих обсуждениях участвовали, например, представители государственных банков. Если такая инициатива последует и она пройдёт соответствующую процедуру, я не вижу никаких препятствий для этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, нами ведутся консультации по поводу того, каким образом Государственная Дума может наиболее полно реализовать своё право на осуществление контроля, в том числе за деятельностью государственных корпораций, - через систему конкретных запросов депутатов или через дачу соответствующих поручений Счётной палате Российской Федерации? Мы проанализировали один из предложенных законопроектов и предложили авторам в течение непродолжительного времени его доработать. Я думаю, что в скором времени мы предложим вашему вниманию ту систему контроля за деятельностью госкорпораций, которую мы считаем наиболее адекватной. Скорее всего, это будет система поручений Государственной Думы Счётной палате России. Это первое. Второй момент. Как вы знаете, по инициативе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в настоящее время руководители соответствующих государственных корпораций вместе с представителями профильных министерств приглашаются на заслушивания в Государственной Думе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, в двух своих посланиях президент Медведев одной из ключевых, ну, одной из многих обозначенных проблем назвал совершенствование политической системы и, как вчера сообщили СМИ, уже внёс ряд законопроектов. Но меня интересует вопрос - может быть, и представитель президента, и Владимир Николаевич Плигин ответят, - почему более полутора лет принятый в первом чтении законопроект о возможности избрания по партийным спискам в местные органы самоуправления без движения лежит. И второй вопрос. Только ленивый не критикует 94-й закон в части его коррупционности. Есть масса поправок в комитете. Когда же они будут вынесены на заседание? МОРОЗОВ О. В. По первому вашему вопросу, Николай Васильевич, мы обмениваемся с вами мнениями чуть ли не на каждом заседании, на котором я делаю доклад о календаре. Я напоминаю вам, что, когда президент Медведев в своём послании говорил об этом, он предложил эту тему основательно обсудить и обозначил её как дискуссионную, то есть у президента не было готового рецепта, готового ответа на этот вопрос. Это формальная сторона дела. А что касается собственно законопроекта, то он находится в комитете, и Владимир Николаевич уже много раз это комментировал. Если он готов ещё раз это сделать... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОРОЗОВ О. В. А он имеет право и дольше обсуждать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Рукописи не горят. В данной ситуации это относится и к законопроектам. Дело в том, что у представителей разных фракций различные мнения. Я обсуждал с ними этот вопрос, обсуждал неоднократно, приведёт ли переход на партийную систему действительно к надлежащему качеству представительства. В этой части я просил бы ознакомиться более подробно с выступлением президента на заседании Государственного совета, когда он давал оценку сложившейся ситуации. В частности, президент обратил внимание, что в рамках существующих политических реалий почти половину из двухсот сорока шести тысяч депутатов представительных органов муниципальных образований составляют "единороссы". Он обратил внимание на то, что крайне сложно в этой области складывается ситуация, и многие политические партии не представлены в принципе и не ведут работу в муниципальных образованиях в силу естественно складывающейся политической ситуации. Поэтому я просил бы продолжить с нами разговор, в том числе вас, Николай Васильевич, для оценки того, насколько необходимо принимать данный законопроект и в какой форме. Он находится в работе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И хотел бы добавить Минх Гарри Владимирович. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты, когда не только Николай Васильевич, но и ещё ряд уважаемых депутатов поднимают этот вопрос в Государственной Думе, то первым делом говорят о том, что это президентская инициатива. Хочу вам напомнить, что это инициатива депутатская - коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" внесли этот законопроект. Это так, для того чтобы было более понятно, какова логика и позиция президентской стороны. И действительно, подтверждая то содержательное обоснование, которое дал Владимир Николаевич Плигин, хочу вам напомнить, что позиция президента, как неоднократно он подчёркивал, - и сегодня, кстати, законопроект, посвящённый в том числе и частичному решению этих проблем, мы с вами будем рассматривать - состоит в том, что необходимо обеспечить повышение уровня представительства всего политического спектра на нашем небосклоне. И поэтому спешить сейчас, когда практика показывает, что муниципальный уровень власти ещё действительно недостаточно освоен большинством политических партий, в том числе и представленных в парламенте... На наш взгляд, пока преждевременно выносить этот законопроект на дальнейшее рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, разделяю тревогу, которую выразил мой товарищ по фракции Виктор Андреевич Коломейцев по поводу отчёта правительства. Напоминаю, что в соответствии с законом, который мы с вами приняли, это последний отчёт правительства. Однако экономическая ситуация к благодушию совершенно не располагает. Поэтому я считаю, что сейчас, при планировании работы на предстоящий период, мы должны чётко знать, будет ли всё-таки это премьер, либо это опять будет кто-то из министров, когда это будет, в каком формате это будет. Мне кажется, этого требуют и ситуация, и уважение к парламенту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, по-моему, уже Логинов всё сказал. Разве требуется ещё что-то, Анатолий Евгеньевич? Комментарии были достаточно ясные. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с предложением докладчика... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, предложение... Да, сегодня в зале роздано предложение. У нас есть свободный день - 24 марта, это свободное окно "правительственного часа". И вам в зале сейчас роздано предложение пригласить на "правительственный час" 24 марта генерального прокурора Чайку, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Астахова и министра образования и науки Фурсенко по теме "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Я прошу тогда прокомментировать эту информацию Асеева. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Асееву Владимиру Михайловичу. АСЕЕВ В. М. Я прошу учесть, что надо действовать по Регламенту. В Регламенте нет такой процедуры, когда палата решает, на какое время включать. Надо сначала пройти Совет Государственной Думы, подать туда заявление, предложение, там оно обсуждается и выносится на палату - процедура должна быть такой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне. МОРОЗОВ О. В. Я видел письменное обращение депутата Останиной - оно было передано сегодня в президиум. Я предлагаю комитету по Регламенту в ближайшее время его рассмотреть и внести соответствующее предложение на Совет. Если действительно у нас там есть окно, есть такая возможность, мы можем это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, но тем не менее поступило предложение. Вы согласны с таким предложением, Нина Александровна? Не надо нам за основу, а потом в целом принимать предложение по календарю? Жириновский Владимир Вольфович, вы по мотивам, по ведению? Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я по мотивам. Мы вопросы задавали, а теперь мы переходим к выступлениям, а потом мы примем за основу, а потом в целом, чтобы у нас не было нарушения Регламента. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, есть желающие выступить по обсуждаемому вопросу. От фракции КПРФ - депутат Коломейцев. От фракции ЛДПР - две руки. Может быть, мы тогда уж по Регламенту - по одному от фракции? Владимир Вольфович Жириновский будет выступать от ЛДПР. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, планирование работы является своеобразной маршрутной картой парламента, который должен быть нервом своего государства в части своевременного исправления действующих и принятия новых законов. Но, с моей точки зрения, мы уподобляемся судну, которому даже попутный ветер бесполезен. Почему? Вот с этой трибуны первый вице-премьер нам соловьём заливался, рассказывая об антикризисных мерах, использовал два регламента при основном докладе и три регламента при заключительном слове и не назвал ни одной конкретной цифры. Что мы с вами имеем сегодня? Десять тракторных заводов - аж 34 процента от 2008 года. Мы с вами имеем в машиностроении, на многих предприятиях, падение более 50 процентов. Но в то же время у нас прибыль получают только банки и финансовые группы, у нас количество олигархов увеличилось, в том числе в этом зале, в два раза, и их состояние увеличилось в два раза. Я рад, что Роман Абрамович купил шестую виллу в Лос-Анджелесе, но меня совсем не радует, что закрываются последние шахты в Восточном Донбассе и Кузбассе. Меня совсем не радует, что в проекте закона... Вот я как понимаю: выступил президент с посланием, дал направление всей государственной машине, как работать, а премьер или его заместитель, выступая здесь, должен сказать, что под это послание будут тогда-то, тогда-то и тогда-то приняты такие-то законы. А что мы имеем? Нам представитель Минэкономразвития рассказывает, что инфляция - 9 процентов, да? А тарифы меньше, чем на 17 процентов нигде не выросли. Я спрашиваю: какое обоснование и почему тогда прокурор на следующий же день не проверяет? Почему у нас все фонды?.. Вот сегодня Шаккум снял с себя ответственность за доклад - передал одному из членов своего комитета, и вы обратите внимание на зловещую закономерность: все вносимые Комитетом по финансовому рынку и Комитетом по строительству и земельным отношениям законопроекты, которые обозначались как антикризисные, направлены на обогащение узкой группы людей. Вы посмотрите, у нас кредиты отдали кому? Структурам Абрамовича, головные компании которых находятся в оффшорных зонах, Дерипаске и ряду других товарищей или господ. Ну что от этого экономике? Нам тут рассказывали, какое влияние окажет на безработицу государственное субсидирование. Ну и что, оказало? Посмотрите официальную статистику: семь миллионов безработных. Меня это просто поражает: коррупция захлестнула страну, уже сами чиновники говорят о коррупции, но ни одного законопроекта по борьбе с этим злом или совершенствованию существующих законов в повестке дня нет. Посмотрите 94-й закон - ну, это же главный тормоз развития нашей страны и коррумпирование всей системы от сельского поселения до правительства. Почему? Потому что тендеры выигрывают только особо одарённые, находящиеся рядом кумовья, сватья, братья и прочие товарищи, когда-то ходившие по коридорам с властными чиновниками. Ну разве мы этого не видим? Когда же мы будем реагировать через систему принятия законов на вот эти вопиющие факты? Или мы ждём, когда с вилами выйдут и вынесут всех - и законодателей, и исполнителей? Поэтому мы считаем, что крайне важно более ответственно относиться к исполнению законов, и настаиваем на том, чтобы отчёт правительства состоялся в марте и отчитывался председатель правительства. Хватит ему прятаться за вечного министра Кудрина (правда, вот не знаю, чьего правительства - он чаще в Вашингтоне и Лондоне бывает, чем в Думе). Наверное, пора нам с вами, вообще-то, послушать здесь и председателя Центробанка и поскорее принять решение о замене этой кандидатуры. С нашей точки зрения, это председатель филиала Федеральной резервной системы, потому что допускает ситуацию, когда наши деньги под мизерные проценты размещаются в иностранных ценных бумагах. Для справки вам говорю: 47 процентов наших золотовалютных резервов находятся в американских казначейских обязательствах под 1,5 процента. Что мы делаем?! Американцы думают, как избавиться от доллара, а мы поддерживаем их корабль в то время, когда наш уже почти на дне. Мы убеждены также, что необходимо внесение изменений в структуру правительства. Пока у нас будет правительство третьего издания Гайдара, когда ни один из министров ни дня не работал в отрасли, которой руководит, никакого выхода из кризиса не будет. Я считаю, что кардиологов надо в здравоохранение отправлять, сельхозников - на сельское хозяйство, генералов надо ставить на Министерство обороны, иначе у нас окончательно загнётся и сельское хозяйство, о котором говорят, что оно якобы возрождается... Ничего там не возрождается, там полный аут! Во многих регионах не знают, чем сеять и где взять три копейки на семенной материал и удобрения. У нас не будет никакой модернизации, поскольку инженеров в правительстве нет. У нас ведь престиж инженерных специальностей ниже плинтуса, а господин Фурсенко предлагает нам через законы педуниверситеты оставшиеся упразднить. У нас ведь сегодня станкостроение доведено до ручки. Не бывает модернизации без станкостроения и машиностроения! Неужели это непонятно? Назовите мне того, кто из нашего правительства работал в машиностроении. Покажите мне план, назовите тех, кто в администрации президента отвечает за него, какие сроки установлены и с кого можно спросить, иначе эта болтовня только дискредитирует власть и правильные заявления о модернизации и инновациях. Мы считаем, что проект календаря, который мы принимаем, ни на что не влияет. И даже отношение к нему говорит о том... У нас в каждом комитете председатель, первый заместитель, четыре, пять, до шести заместителей. Из комитета по бюджету ни одного заместителя в зале нет! Это же позор, это неуважение к Первому заместителю Председателя Государственной Думы, который докладывает ваш план. Я, вообще-то, как технократ, считаю, что, наверное, у нас система плохо работает. Раз у нас есть куча заместителей Председателя Государственной Думы, раз у нас есть куча председателей комитетов, неужели нельзя провести совещание и разобраться, какие же задачи ставит президент, какие задачи стоят перед правительством и в какие сроки их надо решить, чтобы изменить ситуацию? Мы же с вами как плывущие параллельно - президент сам по себе выступает, причём все говорят о возможности сближения с Украиной, но не едут на инаугурацию, а едут туда бессмысленно двадцать депутатов... Что им там делать, зачем деньги "проезжать"? Там первым должен был быть президент, но он это дело игнорирует. Какое СНГ, если американцы сегодня на дезинтеграцию СНГ тратят в сотни раз больше наших вывезенных денег, чем мы отдаём официальным структурам на эту работу?! Какая законодательная деятельность приведёт к порядку, если ни в одном из моногородов, которых после Пикалёво так превозносили с экранов, не решена ни одна проблема и все проблемы только усугубляются?! Куда мы собираемся переселять людей, если сегодня при семи миллионах безработных в нашей стране только официально работают два миллиона шестьсот тысяч мигрантов, из которых семьсот тысяч из дальнего зарубежья? Я у вас спрашиваю: мы парламент какой страны и думаем ли мы о возрождении своей страны и прекращении кризисных явлений? Мы не будем поддерживать этот проект плана, потому что считаем, что он не решает ни одну из злободневных проблем, которые стоят перед нашей страной и народом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Странно, что вы не сказали про поражение нашей сборной по хоккею и про переворот в государстве Нигер, потому что они имеют ровно такое же отношение к календарю. Я вообще предлагаю комитету по Регламенту рассмотреть эту проблему, потому что это пример того, когда в огороде бузина, а в Киеве дядька, это продолжение утренней разминки. В течение восьми минут депутат Коломейцев говорил о чём угодно, кроме обсуждаемого вопроса. Я прошу комитет по Регламенту рассмотреть вопрос о возможности председательствующего лишать слова депутата, если он говорит не по теме. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Если мы такое решение примем, тогда лучше закрыть Государственную Думу. Вы же понимаете, что сюда пришли люди, которых направило население, избиратели, и вам никто не дал права решать, о чём они будут говорить. У нас же рассматривается проект календаря, вот человек и говорит, что в проекте работы нет того, того, того, и обосновывает, почему это нужно включить в проект календаря. Вот я говорю конкретно по календарю, но увязываю это с чем? У нас нет в проекте календаря ни одного закона, связанного с выборами. И вчера в Рязани было грубейшее нарушение: политическая партия давит на милицию. Сейчас идёт реформа милиции, а вы давите на неё. Кто виноват здесь? Давайте внесём проект закона - я говорю по Регламенту - о запрете оказывать любое давление на правоохранительные органы. Сейчас нужно убрать начальника милиции Рязанской области, ибо он не имел права перекрывать весь город, а политической партии, которая это провоцирует, - штраф 10 миллионов за каждый факт воздействия. И это имеет прямое отношение к календарю. Допустим, наш Регламент... Нам только что здесь сказали представители комитета, что законопроект лежит в комитете. А почему он должен лежать в комитете? Внесла его фракция - вносите в повестку дня. Вы говорите, что работаете, но тут же говорите, что принимать не будете. Но это же издевательство над нами! Если вы не хотите принимать, так вносите в повестку дня, отклоняйте, и вопрос закрываем. В каждый проект календаря на ближайшие две недели должны вноситься все те проекты, которые мы внесли. Но комитет говорит: мы работаем. Что значит "мы работаем"? Вам никто такого права не дал по Регламенту! Есть сроки, мы внесли, - вносите в повестку дня. Поэтому не надо вот так здесь вопросы ставить. Мы с вами обсуждаем план нашей работы, мы излагаем позицию, как работать. Нам не нравится Регламент. Представитель комитета говорит, что они решили, какие вопросы процедурные, какие нет. Я вам говорю: вы неправильно решили. И что мы будем делать? Я семнадцатый год это говорю. Есть депутаты-юристы, сорок пять человек, давайте соберёмся и решим. Во всём мире вопросы процедурные - это те, которые отвечают на вопрос: как обсуждается вопрос? Как - это процедура, что - это основное. Если я предлагаю вопрос обсудить раньше, чем указано в повестке дня, - это процедурный вопрос, я его не обсуждаю, я говорю: давайте передвинем. Либо когда меняем докладчика. Это всё процедурное. Нет, комитет по Регламенту говорит: это не процедурное. Я не знаю, как можно работать в такой ситуации. Весь мир определился, что такое процедура. Процедура - как идёт обсуждение, а вот что - это основное. Нет, они говорят, что это не процедура. Ну как можно работать?! Давайте с Регламента начнём. Регламент-то наш неправильный, он не соответствует всем юридическим законам. Поэтому мы должны внести в проект календаря вопрос о запрете воздействия на правоохранительные органы, запрете устраивать провокации при встрече с избирателями. Мы же с вами депутаты, нас избирает население. Если какая-то политическая партия устраивает провокации, пытается сорвать выступление - разве это не нарушение законов о статусе депутата, о политических партиях? На каком основании вы, другие партии, вмешиваетесь во встречу депутатов с избирателями? Это всё мы должны обсуждать. И мы, выходя сюда, на трибуну, говорим, что это надо включать, а нам говорят: не будете включать. Вот давайте решать, как нам работать дальше. Нам говорят: давайте решим, может быть, вообще ничего обсуждать не надо? Давайте. Давайте проект. Нам говорят здесь: идите в Совет Думы. Тогда что, вы решили, регламентный комитет, что Совет Думы выше парламента? Совет Думы - вспомогательный орган. Я вас учу как заслуженный юрист. Мы формировали Совет Думы, значит, мы выше, чем Совет Думы. На всю жизнь это запомните: кто формирует органы, та инстанция и выше, чем те органы, которые она формирует. И Совет Думы, и комитеты - это всё подчинённые нам органы. Если мы здесь, в палате, говорим, что мы будем вот это делать... Вы нас посылаете в Совет Думы. Вы что делаете, вообще? Прежде всего - парламент. Давайте сидеть в комитетах и в Совете Думы, а сюда приходить не будем? Мы сюда приходим принять решение, то, которое мы считаем нужным. Первичны фракции, а не комитеты. Мы до сих пор фракциям не даём нормальных прав. Сегодня будем принимать президентский закон, чтобы дать право в региональных парламентах что-то делать, но нам представитель президента говорит: пока тут самоуправление, выборы, наверное, преждевременны по партийным спискам. Мы опять неправильно понимаем! Именно потому, что нет выборов по партийным спискам, партии не могут функционировать на самом низком уровне, ибо у нас сто пятьдесят шесть тысяч населённых пунктов. Как мы должны до них добраться в формате одномандатного округа? Я до Рязани доехал и обратно - мой рабочий день закончился. Как я приеду в сто пятьдесят шесть тысяч населённых пунктов? Мне нужно двести лет быть депутатом, и я ещё и не доберусь до них до всех. Для этого нужна партийная демократия, партийная. Там наши партийные ячейки есть, и по партийным спискам идёт выдвижение и голосование. Поэтому здесь не надо говорить, что... То есть мы идём от обратного: партии слабо развиваются, поскольку нет выборов нормальных. И мы не хотим выборы проводить нормально и опять говорим: а партии слабые. Мы же неправильно решаем вопрос, неправильно. И здесь зря, Олег Викторович, вы укорили технократа Коломейцева насчёт того, что он забыл про Олимпиаду. Именно наше поражение на Олимпийских играх - это поражение нашей экономики, а плохие вещи в экономике - это плохая демократия, а плохая демократия от того, что мы не приняли хороших законов, а не приняли хороших законов, Олег Викторович, потому, что плохо принимаем проект нашей работы. Вот вам и привязка к обсуждаемому вопросу. Так что вполне можно оттолкнуться от Олимпийских игр, вспомнить о них. Посмотрите, кто в олимпийской таблице выше всех? Те, где самая развитая экономика: Германия, США, Канада. Самая высокоразвитая! Кто выше всех на Олимпиаде? Там, где самая развитая демократия, там никто никогда не усомнился в выборах. Опять Европа, Северная Европа, Северная Америка. Так давайте выводы делать, правильные выводы делать. Наши выступления к проекту работы имеют прямое отношение, и здесь мы можем критиковать друг друга. Когда депутат Коломейцев - я ко всем вам с уважением отношусь - говорит, что должны специалисты заниматься, он прав, а с другой стороны - не прав. Именно армией, милицией должны заниматься гражданские лица, ибо генералы завалили и царскую армию, предали царя, и советскую, предали советскую власть. Если бы во главе армий царской и советской стояли гражданские лица, ситуация сложилась бы лучше. И опять я могу увязать с повесткой дня: давайте примем закон, по которому Министерство обороны России, Министерство внутренних дел, ФСБ должны возглавлять всегда только гражданские лица, в основном юристы, чтобы они хорошо знали Конституцию, не ездили в Беловежскую пущу и не объявляли ночью о ликвидации собственного государства. Это должно быть в наших законах всё написано, а у нас этого нету, нету этих законов, которые могли бы регулировать. Чтобы я приехал в Рязань и никто не перекрывал дорогу, всё нормально. Это же глумление над демократией: мы не просим, а они перекрывают! И нас в этот же день обвиняют: вот, Жириновский перекрыл Рязань. Что вы делаете, вообще? Я могу сказать спасибо, вся Рязань смеётся над вами и 14 марта будет хорошо голосовать за ЛДПР. Вам спасибо за листовки. Что, мы не можем законом отрегулировать, что никто не имеет права распространять листовки в подпольном варианте? Ну кто мешает сделать? Вы понимаете, что это связано с нами, с нашей работой, с проектом работы нашей. Демократии даже здесь нет, в зале, даже здесь пытаются нам, так сказать, заткнуть глотку. Выходит представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" и говорит: что вы тут коммунальную ссору разводите? Правильно говорит! Только кто начал эту коммунальную ссору? Вспомните первое заседание зимней сессии Государственной Думы, январь, первое заседание: вы выходите и начинаете нас упрекать, что мы что-то на выборах не так делаем. Вы же начали первые! Вспомните, возьмите стенограмму! Не надо было подымать вопрос! Мы бы все пятиминутки тратили на обсуждение стратегических вопросов, но вы ведь начали! В эту среду Хинштейн начал говорить про какой-то криминал в ЛДПР. Я вам привёл пример: криминал у вас. Так зачем же подымает вопрос ваш Хинштейн? Я не хотел подымать. Поэтому прав депутат, что мы не должны по мелочам... Не перекрывайте, пробки не создавайте. Вы же это делаете, нам зачем это делать? Я бы спокойно приехал в Рязань, спокойно выступил. Вы вообще мешали приехать мне в Рязань и выступить! Кто виноват-то? Вот сидит представитель президента - спасибо, есть Президент России и его администрация. Вы вообще не хотели мне давать возможность выступать по телевидению, встречаться. Это что, не нарушение закона? Это что, не имеет отношения к повестке дня?! Какие законы мы здесь принимаем, если вы занимаетесь произволом?! 150 километров от Москвы - и уже произвол и насилие над демократией, над выборами! Потом вы хотите победу на Олимпийских играх? Вообще проиграем всё! И в Сочи Олимпиада не нужна в таком случае, тратить огромные деньги... Научитесь сперва выборы проводить и не глумиться над демократией, над экономикой, тогда везде будут победы! Не за что получать золотые медали! За что?! Вот за такой парламент? За такие выборы? За такую демократию? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончились десять минут, Владимир Вольфович, спасибо. Десять минут, полностью выбран регламент. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Спасибо, Олег Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я стараюсь уже просто из последних сил. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Спасибо "ЕДИНОЙ РОССИИ" за наше счастливое... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Коллеги, тем не менее не могу удержаться, чтобы не сказать вот о чём. Календарь - это вопрос о том, какие законы мы рассматриваем в марте, какие вопросы попадают в повестку дня. Если какие-то не попадают, то соответственно комитеты дают обоснование. Выступления и депутата Коломейцева, и депутата Жириновского, на мой взгляд, никакого отношения к календарю не имели. Пожалуйста, депутат Бобырев, по ведению. БОБЫРЕВ В. В. Уважаемый Олег Викторович, я хотел бы попросить вас и коллег, которые будут выступать по проекту календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 марта текущего года... Я категорически не согласен с Владимиром Вольфовичем Жириновским, который четыре пятых своего выступления говорил ни о чём и только одну пятую говорил по содержанию этого вопроса. Он, как всегда, с трибуны направляется к себе в кабинет, а все остальные депутаты должны обсуждать повестку дня. Тридцать вопросов в повестке, поэтому я призываю к конструктивной работе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я слуга Регламента. К сожалению, при всём при том, что я согласен с вами и утверждаю, что и Коломейцев, и Жириновский выступали не по обсуждаемому вопросу, тем не менее не имею полномочий их прерывать, к сожалению. Нет, не имею, потому что я не имею критериев. Тогда давайте вносить в порядок работы поправку о том, что при обсуждении календаря трёхминутные выступления по мотивам - и всё, а не на десять минут. Уважаемые депутаты, переходим к следующему... Да, я ставлю на голосование - все выступления состоялись - проект календаря. По ведению - депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович, поскольку вы депутату Бобыреву дали возможность по ведению выступить, то благодарю, что и мне такую возможность предоставили. Валентин Васильевич Бобырев если бы, как и раньше, был в нашей фракции, он такого, конечно, не говорил бы. Но я что хотел сказать: Олег Викторович, вам, наверное, тогда комитет по Регламенту нужно попросить, чтобы они изменили Регламент и в той части, где ведущему запрещено комментировать выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я в данном случае не комментировал выступления Жириновского и Коломейцева. Я ничего не сказал по содержанию того, что они говорили, хотя мог бы. Я говорил по форме - о том, что данные выступления, на мой взгляд, как ведущего, как слуги Регламента, не имеют никакого отношения к обсуждаемому вопросу, и уверяю вас, что так считают 90 процентов депутатов, сидящих в этом зале. Депутат Аршба по ведению. АРШБА О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, коллеги! Я так часто слышу нападки на регламентный комитет, что вынужден сказать следующее. Владимир Вольфович, вы такой великий, что вашим оппонентом или другом быть одинаково почётно. Для справки сообщаю, что коллега Асеев высказался о процедуре именно принятия решений по "правительственному часу", но сегодня мы обсуждали всего лишь навсего календарь. Это два разных вопроса. Если вы утверждаете, что палата выше Совета, с этим никто не спорит, только внесите тогда протокольное поручение по этому "правительственному часу", и мы его здесь же, на палате, и примем, но это два несвязанных вопроса. Это вам для справки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я своей властью завершаю обсуждение этого вопроса, потому что это просто уже выходит за рамки здравого смысла. Ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 10 по 26 марта 2010 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 33 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8% Результат: принято Принято.