Заседание № 12
13.03.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 33064-6 "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2011 году".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 800 по 813 из 6091
АПАРИНА А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я выступаю в связи со 2-м вопросом, отчётом Счётной палаты. Несомненно, Счётная палата и лично Сергей Вадимович проводят огромную работу. Просьба к Сергею Вадимовичу отразить в докладе, почему никаких мер не было принято по отчёту об итогах первой приватизации. И предложение, чтобы всё-таки этот отчёт Счётной палаты - это очень ценный и важный документ - был распространён среди депутатов и опубликован, поскольку впереди предстоит огромная работа по приватизации девятисот объектов, а итоги первой приватизации нам неизвестны, не опубликованы, и не приняты меры. Счётная палата тогда огромную работу провела, сделала анализ, но скрыли от народа итоги этой приватизации. Просьба отразить это в выступлении, размножить отчёт и раздать нам.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 834 по 846 из 6091
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По 2-му и 3-му вопросам. Просьба к председателю Счётной палаты отразить сегодня в докладе, каким образом за 2011 год "Росатом" сумел прихватить целое агентство, расходуя по 200 тысяч в месяц государственных средств на нецелевое использование, а также высказаться по поводу тех многочисленных публикаций, которые у нас в последнее время появились по ряду министерств и министров, по их коррупционным системам и связям. Буквально в последнем номере "Совершенно секретно", да не только в этой газете, опубликованы и фотографии, и все схемы этих коррупционных связей. Просьба ответить на эти вопросы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1011 по 1014 из 6091
Депутат Апарина хотела бы ознакомиться с отчётом Счётной палаты. Алевтина Викторовна, отчёт размещён в электронной базе, иные вопросы вы сможете задать председателю Счётной палаты после его доклада.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1219 по 2467 из 6091
Коллеги, переходим к пункту 2 повестки, о проекте постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2011 году". Уважаемые коллеги, процедура рассмотрения ежегодного отчёта Счётной палаты предусматривает заслушивание доклада председателя Счётной палаты и содоклада представителя Комитета по бюджету и налогам. Вопросы, а также выступления представителей фракций Регламент не предусматривает, однако по сложившейся традиции мы всегда даём возможность задать по два вопроса и выслушать по одному выступлению от представителей фракций. Если нет возражений, мы эту традицию сохраним. Голосовать надо? Нет. Слово для доклада предоставляется Сергею Вадимовичу Степашину. Регламент доклада - до пятнадцати минут. Пожалуйста, Сергей Вадимович. СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я постараюсь по ходу несколько подкорректировать своё выступление, с учётом того что прозвучали вопросы. Хотя у меня, Сергей Евгеньевич, сразу есть предложение: в связи с тем что были вопросы, может быть, я на них сразу отвечу, но вы не зачтёте это как время моего отчёта. Как? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вопросы-то всё равно вам будут заданы. СТЕПАШИН С. В. Отсюда удобнее просто, ну давайте как получится. Во-первых, очень приятно видеть такой зал. И я хочу от всей души поздравить депутатов с приходом в Государственную Думу. Вот Виктор Черкесов на меня наконец-то посмотрел, узнал. И очень хотелось бы, честное слово, - я вот с этого начну выступление, тем более что Государственная Дума меня назначала председателем Счётной палаты, - чтобы новая Госдума действительно стала инструментом серьёзного парламентского контроля, в том числе над исполнительной властью. Наверное, это главное предназначение Государственной Думы, а потом уже принятие законов и всё остальное, так мне представляется. Что касается отчёта, моя участь облегчена тем, что в ходе предвыборной кампании все кандидаты в президенты в той или иной форме, с теми или иными элементами интеллигентности или отсутствия таковой отсылали своих потенциальных избирателей к материалам Счётной палаты. Если вы обратили внимание, в январе мы опубликовали полностью наш отчёт - полностью, без изъятий - на сайте Счётной палаты. И как раз вот выборная кампания позволила, как мне представляется, большей части наших сограждан, по крайней мере тем, кто заинтересован в активной политической жизни и в том, чтобы сделать правильный выбор, ознакомиться с нашими материалами. Позволю себе пройтись по некоторым цифрам. В прошлом году мы провели 370 контрольных мероприятий, в том числе три по обращениям президента (я специально называю эту цифру, почему, объясню чуть позже), тридцать три - по поручениям Государственной Думы, и было порядка сорока обращений депутатов, ни одно мы не обошли. Поэтому разговор о том, что назначение руководителей Счётной палаты и аудиторов президентом страны (что не так, потому что назначала Государственная Дума, меня, по крайней мере, и аудиторов) делает Счётную палату органом, теряющим свою независимость и являющимся инструментом в руках президента, - мой бывший заместитель Юрий Болдырев активно эту тему педалировал - это неправда, товарищи, давайте будем честными перед собой. Я стараюсь быть всегда откровенным, в том числе и перед вами, и хотел бы высказать вот эту позицию. Также в прошлом году мы провели 131 экспертно-аналитическое мероприятие (слайд 2 *), это наиболее сложный аспект работы Счётной палаты. Ряд наших проверок имел достаточно широкий резонанс. Достаточно напомнить о проверках транспортного комплекса Москвы (мы впервые, вообще-то, Москву посмотрели), Банка Москвы, фонда содействия развитию ЖКХ, аэропортов Домодедово и Шереметьево, использования лесного фонда, который, по сути дела, утрачен, к сожалению, в Ленинградской области, гособоронзаказа. По гособоронзаказу большая часть проверок носила гриф "Секретно", поэтому с их результатами могли ознакомиться только депутаты Госдумы и небольшая часть наших сограждан, но проблем там, поверьте мне, было и остаётся пока очень много. Далее, проверки по решению экологических проблем в Сочи - с мёртвой точки всё-таки удалось нам, кажется, сдвинуть эту проблему, особенно насчёт горящей свалки в районе Лоо, - по строительству жилья для военнослужащих, закупкам медицинского оборудования. Выявлены финансовые нарушения на сумму 718 миллиардов рублей. Эта цифра, вы обратили, наверное, внимание, очень активно обсуждалась всеми в ходе выборной кампании. Сразу хочу пояснить, откуда такая цифра и почему она намного больше, чем в прошлые годы. Ну, в какой-то степени это связано, наверное, с улучшением нашей работы и взаимодействием особенно со Следственным комитетом, ФСБ, МВД и Контрольным управлением президента. Тему госзакупок мы впервые, если так можно сказать, копнули по всей стране. Большая часть финансовых нарушений, по которым, кстати, проводятся сегодня предварительные проверки, возбуждены уголовные дела, ведутся доследственные проверки, связана именно с этой сферой деятельности, она наиболее бюджетоёмкая. Достаточно крупные финансовые нарушения были допущены в транспортном комплексе Москвы - общий объём 215 миллиардов рублей, в том числе нарушения при осуществлении госзакупок. Также мы отмечаем серьёзные нарушения в реализации ФЦП, которые направлены на развитие транспортной системы по всей стране, - 242 миллиарда рублей, в системе ЖКХ - общий объём нарушений на сумму в 33 миллиарда, а также Минобороны и гособоронзаказа - 19,5 миллиарда рублей. Это только то, что выявила в ходе своих проверок Счётная палата. Безусловно, нарушения могут носить и иной характер, и их выявляют другие контролирующие органы. Мы также отмечаем, что значительные нарушения были выявлены по результатам проверок строительства дорог и строительства жилья для военнослужащих. Хотя нужно отметить, что впервые, наверное, за многие годы движение в части обеспечения жильём военнослужащих очень значительное, я это, как бывший военнослужащий, могу сказать совершенно откровенно. И сегодня проблема жилья для военнослужащих практически решена, за исключением служебного жилья, о чём мне уже вопрос задавали депутаты Государственной Думы. Есть основание говорить, что в 2013 году - и Счётная палата это может подтвердить на основании наших проверок - проблема служебного жилья в Вооружённых Силах России будет решена. Правда, остаётся большая проблема жилья для сотрудников органов внутренних дел, но это тема отдельного исследования и нашей проверки. В органы прокуратуры и другие правоохранительные органы мы направили 176 материалов. Тема борьбы с коррупцией и результативности наших проверок тоже достаточно активно обсуждалась, и совершенно справедливо об этом говорили многие депутаты. Так вот, я хочу отметить, что по итогам наших проверок - вы можете посмотреть статистику на слайде - было возбуждено 72 уголовных дела, по другим материалам идёт доследственная проверка. Из всех 176 материалов ни одного материала нам не вернули - такое впервые, товарищи, было в прошлом году! Это значит, что направленные в правоохранительные органы материалы были подготовлены качественно. Ну, некоторые результаты назову. Только по Республике Ингушетия по нашим материалам было возбуждено 12 уголовных дел. По итогам проверки Московской области был осуждён бывший мэр Королёва Морозенко. По итогам проверки Республики Дагестан три руководителя департаментов также были осуждены, могу назвать ещё ряд чиновников в Министерстве обороны и в других министерствах и ведомствах. Всего было наложено по нашим материалам 762 административных взыскания, в том числе на чиновников достаточно высокого ранга - уровня заместителей министров, начальников департаментов. А после проверки Кабардино-Балкарии Арсен Каноков уволил всё своё правительство. Будем надеяться, что новое правительство не придётся увольнять в этом году. Счётная палата также принимает активное участие в реализации национального плана противодействия коррупции, и вот сразу отсюда, из Государственной Думы, я к двум часам, если успею (надеюсь, Сергей Евгеньевич, вы меня отпустите), должен прибыть на заседание Совета по противодействию коррупции, которое проводит президент страны. Ряд предложений Счётной палаты также учтён в новом плане, который сегодня будет утверждаться, в том числе (вы помните, я не раз уже говорил) в части декларирования расходов государственных чиновников, - всё-таки пробили брешь, и я считаю это абсолютно правильным не только с точки зрения справедливости, но и с точки зрения эффективности противодействия коррупции. Также мы уделяем особое внимание противодействию коррупции в собственных рядах. Мы являемся единственной счётной палатой в мире, где работают действующие сотрудники ФСБ. Для решения этой задачи, не буду от вас скрывать, двадцать пять действующих сотрудников ФСБ сегодня прикомандированы и работают в Счётной палате. Решают они две задачи: первая - антикоррупционная работа внутри нашего коллектива (повод, к сожалению, был, вы помните, пять лет назад); вторая - активное взаимодействие и доведение наших материалов до правоохранительных органов, даже создание совместных оперативно-следственных групп. Я специально сейчас об этом говорю достаточно подробно, потому что и на заседании в бюджетном комитете, и в целом в обращениях представителей депутатского корпуса всех без исключения фракций эта тема абсолютно справедливо поднималась, она достаточно актуальна и значима. Важным инструментом в нашей работе являлся также и аудит эффективности (слайд 5 прошу посмотреть). Это наиболее сложная форма аудита. Шесть-семь лет назад её вообще не было в практике работы высшего органа финансового контроля нашей страны, хотя европейские палаты её используют уже порядка двадцати лет. Мы провели по такой форме аудита шестнадцать мероприятий, среди которых я выделил бы, уважаемые коллеги, аудит эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестпрограмм в "Газпроме", "Роснефти", "РЖД", "Аэрофлоте", "Росатоме", "Связьинвесте", "Совкомфлоте", "ФСК ЕЭС" (в последней, сразу хочу сказать, реформа оказалась чрезвычайно неудачной). Практически во всех госкомпаниях были выявлены одни и те же недостатки, позволю себе их сформулировать: отсутствие чётких критериев эффективности использования бюджетных средств; значительные объёмы незавершёнки; размещение заказов у аффилированных структур без проведения тендеров (кстати, это прямое воровство, по сути дела); недостаточно активное участие в инновационных проектах, о которых сегодня много говорится. В прошлом году мы также продолжили работу по внедрению в нашу деятельность такого нового вида госконтроля, как стратегический аудит, главной задачей которого является комплексная оценка реализуемости проектов, программ с учётом имеющихся ресурсов и существующих рисков. К сожалению, уважаемые коллеги, - я обращаюсь к вам как к депутатам и уже, видимо, к новому составу правительства - проект федерального закона о государственном стратегическом планировании всё ещё не принят и говорить сегодня о переходе к системно-целевому, программно-целевому методу планирования бюджета, несмотря на то что это прописано как главная задача Бюджетного кодекса, за который вы голосовали, не приходится, сегодня это так и не осуществилось. Из сорока восьми программ работают только шесть, - только шесть! - и какова судьба будущих - это вопрос открытый. А это как раз вопрос эффективности финансовой, экономической и бюджетной политики Правительства Российской Федерации! Кстати, опыт, который был получен в ходе проведения стратегических аудитов, мы активно использовали в совместной работе с Высшей школой экономики, с Российской академией наук и при доработке "Стратегии-2020". Семьдесят два наших конкретных предложения - вот Валерий Горегляд как раз был инкорпорирован, если так можно сказать, в эту рабочую группу - были учтены при разработке стратегии, то есть нас слышат. Иногда, вы это знаете, говорят, в том числе я в своём интервью об этом говорил: Счётная палата выявляет, говорит, говорит, но нас не слышат. Слышат! Другое дело, чтобы ещё и делали. Важнейшим направлением нашей деятельности остаётся совершенствование бюджетно-финансового законодательства, и прежде всего экспертиза законопроектов о бюджете на следующий бюджетный цикл. В этом плане, уважаемые товарищи, я предлагаю уже сейчас приступить к работе, тем более что есть, прямо скажу, достаточно тревожная тенденция. Ну понятно, в январе - феврале был очень активный политический цикл, но вот по итогам двух месяцев мы имеем уже дефицит федерального бюджета, составляющий порядка 1,5 процента. Естественно, корректировка будет осуществляться, но, с другой стороны, давайте говорить откровенно: очень высокие социальные обязательства, взятые руководством страны, которые обязательно должны быть выполнены, потребуют, конечно, серьёзного анализа эффективности бюджетной политики страны, и особенно при формировании бюджета на 2013 год. Учитывая, что здесь половина депутатского корпуса - новые депутаты, я призвал бы и их в том числе активно включиться именно в эту работу, потому что она мне представляется одной из важнейших. Одна из серьёзнейших проблем, о которой я говорил (вот депутаты со стажем помнят эту проблему), - это совокупный внешний долг. Так, по итогам минувшего года он увеличился на 10 процентов - включая корпоративный долг, вы понимаете, не только государственный долг, - и составил 539 миллиардов долларов, превысив более чем на 40 миллиардов объём международных резервов. И между тем, несмотря на ваши предложения и на наши предложения, пока не утверждён порядок, который регулирует внешние заимствования компаний с государственным участием. Недавний кризис 2008 года показал, насколько это опасно может быть для экономики нашей страны. К сожалению, в последние годы наметилась тенденция к увеличению неритмичности финансирования расходов (этот вопрос передо мной формулировали депутаты Государственной Думы в бюджетном комитете): в 2009 году в четвёртом квартале 33 процента общего объёма расходов было, в 2010-м - 33,8 процента, в 2011-м - уже 35,2 процента. При этом общие расходы федерального бюджета по отношению к законодательно установленному уровню были недовыполнены на 181 миллиард рублей. И характерно, уважаемые коллеги, что наибольший уровень недоисполнения имел место догадайтесь по какому разделу? По разделу "Национальная экономика", в том числе не были исполнены в полном объёме расходы на модернизацию экономики. Заявлена позиция о модернизации и инновационном развитии, а недофинансирование именно по этим направлениям является наибольшим! Впрочем, я уже говорил, в январе - феврале количество расходов у нас увеличилось. И, завершая своё выступление, несколько слов хотел бы сказать о том, что мы планируем в этом году. Во-первых, сегодня главная наша проверка, я бы её так обозначил, - она связана с обращением депутатского корпуса, постановлением Совета Федерации, об этом нас просило и руководство страны - это проверка всего жилищно-коммунального хозяйства. Вы знаете, что в прошлом году был принят закон о региональных палатах, они наконец у нас получили статус юридического лица. Я надеюсь, что когда-нибудь они действительно станут подлинно независимыми инструментами внешнего финансового контроля во всех субъектах России, и особенно в муниципалитетах. Так вот, это будет главная наша проверка со всеми регионами Российской Федерации. У меня осталось тридцать секунд, я заканчиваю. И последнее, о чём хотел бы сказать. (Я думаю, что на ваши вопросы я всё-таки отвечу отдельно, как предложил Сергей Евгеньевич, в том числе на вопросы о приватизации.) В соответствии с обращением президента об изменении порядка назначения председателя и аудиторов и в связи с тем, что в декабре Генассамблея ООН приняла решение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон ещё на минуту. СТЕПАШИН С. В. Да, на одну минуту. ...и в связи с тем, что Генеральная ассамблея ООН в декабре прошлого года рекомендовала всем странам - членам ООН привести законодательство о счётных палатах (я утрирую немножко, там речь ведётся о независимых органах финансового контроля) в соответствие с международными стандартами, подготовлен новый проект закона, который позволит ответить на многие вызовы, стоящие сегодня перед финансовым контролем, перед парламентским контролем, перед парламентом в целом, - то, о чём, дорогие товарищи, говорили вы. Поэтому у меня огромная к вам просьба внимательно рассмотреть данный законопроект. И я надеюсь, что в этом году, приняв его, мы сможем более эффективно осуществить парламентский контроль в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вадимович. Содоклад Юрия Викторовича Васильева. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В своём докладе Сергей Вадимович очень подробно проинформировал вас об основных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, проведённых Счётной палатой в 2011 году, поэтому я не буду повторять и хотел бы отметить следующее. В Комитет по бюджету и налогам на отчёт о работе Счётной палаты поступило шестнадцать заключений. При этом, коллеги, только в половине из них содержится оценка деятельности Счётной палаты и предложения по проведению дополнительных контрольных мероприятий в 2012 году. Я хотел бы сказать, что Счётная палата является единственным нашим высокоэффективным финансовым контрольным органом, и поэтому взаимодействие комитетов, депутатов Государственной Думы со Счётной палатой необходимо укреплять и расширять. Это в первую очередь относится к участию комитетов и депутатов в формировании плана работы Счётной палаты. Следует отметить, что в план работы Счётной палаты на 2011 год по нашему предложению было включено девятнадцать проверок. При подготовке законопроектов к рассмотрению Госдумой необходимо в полной мере использовать аналитический потенциал и высокий профессиональный уровень специалистов Счётной палаты - направлять законопроекты на заключение Счётной палаты и приглашать аудиторов на заседания комитетов. В целях совершенствования форм взаимодействия комитет предлагает в дополнение к материалам и отчётам по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлять в Государственную Думу соответствующие пресс-релизы в электронном виде, потому что отчёты Счётной палаты довольно-таки большие и для того, чтобы депутаты имели возможность более наглядно видеть работу Счётной палаты, можно было бы эффективно использовать эти пресс-релизы. Об этом мы говорили на заседании Комитета по бюджету и налогам. В качестве основных направлений деятельности на 2012 год комитет предлагает определить для Счётной палаты следующие: проводить мониторинг реализации федеральных законов по формированию федерального и региональных дорожных фондов, по реформированию бюджетных учреждений, а также Федерального закона "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации..."; осуществлять контроль за качеством прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год; провести оценку финансовых и социально-экономических последствий нарушения запланированных сроков выполнения федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, о чём депутаты постоянно говорят; осуществить комплекс контрольных мероприятий за использованием средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования и повышение заработной платы работникам образования в субъектах; продолжить мониторинг использования средств, направляемых из бюджета в фонд обязательного медицинского страхования на реализацию программ по модернизации здравоохранения; продолжить осуществление контроля за процедурой постановки на учёт и обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий граждан, которые имеют право на данную социальную поддержку. Комитет отмечает, что представленный в Госдуму отчёт в полном объёме отражает деятельность Счётной палаты по реализации целей и задач, возложенных на неё законодательством Российской Федерации, в 2011 году. Комитет предлагает Госдуме принять к сведению отчёт о работе Счётной палаты и принять внесённый на ваше рассмотрение проект постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2011 году". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. От фракции КПРФ - депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Вадимович, спасибо за действительно хорошую работу, но два момента я не увидел в вашем плане, поэтому два вопросика. Первое. Вы знаете, что предполагается вступление страны в ВТО и есть множество экспертных оценок, в частности, эксперты говорят о том, что потери бюджета, подчёркиваю, от вступления в ВТО могут превысить 1,5 триллиона рублей даже на первом этапе. Нет ли у Счётной палаты заключения на это возможное вступление в ВТО? И второе. Я уже не раз задавал вам этот вопрос. У нас в стране нет открытого реестра зарубежной собственности. По данным СМИ, огромное количество объектов собственности за рубежом безнадёжно утеряно или продано за три копейки. Нет ли в планах Счётной палаты подобных мероприятий - всё-таки провести аудит использования собственности за рубежом и сделать реестр такой собственности? Спасибо. СТЕПАШИН С. В. Я со второго вопроса начну. Да, действительно, мы проводили ряд проверок. К сожалению, пока, так сказать, окончательного реестра собственности за рубежом нет, он только формируется, потому что контроль за этой собственностью делится между двумя ведомствами: МИДом, с одной стороны, и Управлением делами президента, с другой стороны. Хотя, если говорить откровенно, - ну, правда, это управленческое решение - лучше бы это было в одних руках. Что касается вопроса о том, где какая собственность есть, сколько она стоит и где что потеряно, то мы в прошлом году вам материалы направляли, у нас аудитор Кузьмицкий сейчас этим вопросом занимается. Поэтому, пожалуйста, посмотрите, все данные на сей счёт есть, они представлены, эту работу мы ведём ежегодно. Что касается вопроса о вступлении в ВТО. Мы готовили заключение ещё два года назад по вашему обращению, депутатского корпуса, говорили о тех угрозах, которые есть. Но давайте говорить откровенно: вступление в ВТО - это решение всё-таки больше политическое, чем экономическое. Это первое. Второе. Долгое невступление России в ВТО не означало, что нас туда не хотели принимать. Министерство экономического развития и правительство выторговывали некоторые гарантии, как это сделала в своё время Китайская Народная Республика, которые давали бы возможность после вступления в ВТО не похоронить, что называется, ростки нашей, отечественной экономики, особенно сельского хозяйства. Есть одна тема, которая волнует сегодня, и я знаю, что этим правительство занимается, - это открытие нашего рынка для второсортных грузовиков и вообще для тяжёлого транспорта, что может, так сказать, серьёзно присадить КамАЗ и другие предприятия, которые выпускают именно этот вид техники в нашей стране. Вот этим сегодня занимается правительство, и пока ограничение для поставок, как я называю, этого автомобильного ширпотреба правительство держит. Мы эту работу будем продолжать вместе с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Антон Ищенко, Саратовская область. Уважаемый Сергей Вадимович, Счётная палата является не только контрольным органом, но и серьёзным аналитическим органом, в том числе и в части наполнения доходной части бюджета. В посланиях президента неоднократно говорилось об улучшении администрирования налогообложения и снижения нагрузки на реальный сектор экономики. Одним из путей решения этого вопроса могла бы стать замена налога на добавленную стоимость на налог с продаж. Это сняло бы проблему фирм-однодневок, это стало бы серьёзным рывком в борьбе с коррупцией, это могло бы дать серьёзный толчок для развития нашей отечественной экономики. Вот хотелось бы услышать мнение Счётной палаты по этому вопросу. И ещё одна маленькая просьба. Сергей Вадимович, разъясните, пожалуйста, исполняющему обязанности министра финансов Российской Федерации, что он вводит в заблуждение всю страну, когда говорит, что отмена восемнадцатипроцентного налога на добавленную стоимость равнозначна введению девяностопроцентного налога с продаж. Это... (Микрофон отключён.) СТЕПАШИН С. В. Спасибо за вопрос. Я сформулирую следующим образом. Действительно, проблема НДС существует, и мы по результатам наших проверок неоднократно докладывали, в том числе и депутатскому корпусу, о недособираемости и так далее. Отмену НДС и замену его налогом с продаж правительство сегодня не поддерживает, видимо, для этого есть свои расчёты, хотя я вот эту приведённую Антоном Силуановым цифру, которую вы назвали, не готов подтвердить. Давайте мы посчитаем, откуда такая разница у него появляется. Я-то, честно говоря, - я здесь и от Счётной палаты выступаю, и от себя лично - считаю, что нужно переходить на данном этапе на комбинированную схему, пока я от НДС не отказывался бы. Вот такая у нас точка зрения. Может быть, она не совпадает с вашей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Сергей Вадимович, несомненно, именно Счётная палата играет важнейшую роль в выявлении фактов злоупотреблений, хищений бюджетных средств и в противодействии коррупции. Поэтому мы полагаем, что сегодня было бы необходимо и чрезвычайно важно не выборочно сообщать информацию о том, какие меры приняты по итогам проверок и по тем решениям, которые приняты правоохранительными органами, а по каждому факту. Не считаете ли вы, что сегодня необходимо в том числе и вносить изменения в закон? Мы уверены, что необходимо, чтобы каждый факт выявляемых нарушений был не просто предметом проверки, а чтобы по нему сообщалась информация в том числе и в Государственную Думу и чтобы он становился предметом особого парламентского контроля. СТЕПАШИН С. В. Спасибо, Ирина Анатольевна. Здесь даже не вопрос, а скорее позиция, с которой я полностью согласен, и не потому, что мы на футбольном матче и я хочу вам отдать пас (до пятницы доживём, когда "Динамо" будет играть с "Зенитом"). Я абсолютно с вами согласен, и я просил бы - я обращаюсь сейчас к депутатскому корпусу, Сергей Евгеньевич, к вам, как к новому спикеру с активной парламентской позицией, если так можно сказать, она действительно есть, - чтобы профильные комитеты, а при необходимости и Государственная Дума на пленарных заседаниях итоги двадцати - тридцати наших проверок рассмотрели с приглашением министров сюда, с содокладом аудиторов, а если нужно, и председателя Счётной палаты, и высказали своё отношение, свою точку зрения, в том числе и в отношении профессионализма того или иного чиновника. Вот это и есть парламентский контроль. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Исключительно порадовало то, что в своём выступлении, Сергей Вадимович, вы сообщили нам о завершении работы над новым законопроектом о Счётной палате. Действительно, тот закон, по которому сегодня живёт страна, уже морально устарел - он принимался в других исторических условиях и даже в другой системе нравственных координат. Если можно, уточните, в чём суть новелл. Приобретёт ли Счётная палата право проверять госкорпорации? И приобретёт ли Счётная палата право наказывать хотя бы в административном порядке нарушителей? Потому что, пока вы направляете материалы в Следственный комитет, проходят сроки рассмотрения в административном порядке, и уже невозможно наложить взыскание на нарушителей. СТЕПАШИН С. В. Спасибо и за вопросы, и за позицию. Да, я согласен с тем, что закон 95-го года был во многом компромиссный. Мы помним те исторические условия, когда он принимался. Я думаю, что покойный Борис Николаевич, когда подписывал закон "О Счётной палате...", даже не подозревал, что такой орган будет существовать в нашей стране. Если говорить по существу нового проекта закона, то, во-первых, должно быть декларировано, что Счётная палата является высшим органом финансового контроля, полностью независимым от исполнительной власти, в том числе в формировании своего бюджета. В нём должны быть прописаны такие формы аудита, как аудит эффективности и стратегический аудит - это значит оценка экономической и бюджетной политики правительства. Это серьёзная заявка, поверьте мне. И мы с парламентом как раз должны осуществлять внешний контроль. Что касается вот тех самых правонарушений, о которых вы говорите. Да, мы предусматриваем возможность предоставления нам права наложения административных взысканий, но, Татьяна, вы прекрасно знаете, вы юрист из МВД, вместе когда-то там работали, для этого нужно вносить изменения в КоАП, в Кодекс об административных правонарушениях. Если депутатский корпус к этому готов... Счётная палата готова, не требуя никакого увеличения - ни численности своего состава, ни финансового, - осуществлять свою деятельность. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Сергей Вадимович, я давно в политике, вы давно в верхних эшелонах власти. Народ прямо говорит: борьба с коррупцией - имитация. Вы нас предупредили, что сейчас к двум часам торопитесь на очередное заседание при президенте. Поднимите вопрос и скажите, что Харитонов, политик, который... а тех, с кем вы будете там за столом, ещё не было в политике. Проверьте законность накоплений российских граждан в зарубежных и российских банках и своевременную уплату налогов! Кто мешает это сделать? В 2008 году американцы проверили в швейцарских банках вклады своих граждан, пятнадцать тысяч человек. Вы работали в ведомстве, и из окон и подвалов в своё время было слышно и видно, что творится в стране. Первый генеральный прокурор Скуратов попытался разобраться с коррупцией - не без вашего морального участия, наверное, - и этот человек ушёл с работы. Что мешает по-настоящему бороться в России с коррупцией? И каковы потери бюджета?.. (Микрофон отключён.) СТЕПАШИН С. В. Николай Михайлович, я непременно Дмитрию Анатольевичу передам, я серьёзно передам. Мы сколько лет знакомы, и ты же знаешь, что я не вру никогда, как и ты, кстати. Только путаешься иногда. (Оживление в зале.) Мы свои люди, он не обижается на меня. Ну, во-первых, та тема, которая сейчас обозначена, была поднята, - да, согласен, тема такая существует: вывод средств через оффшоры, через аффилированные структуры. Если помните, в декабре прошлого года соответствующее поручение Владимир Путин ещё в качестве премьер-министра дал. Создана соответствующая комиссия, которую сейчас возглавляет Виктор Зубков, куда вошли все силовики, а также Росфинмониторинг. Участвует в работе этой комиссии и Счётная палата. Ситуация с ВЭБом, с господином Балло - это, кстати, следствие в том числе проверки Счётной палаты на всякий случай, это конкретный факт, по которому приняты конкретные меры. Я абсолютно согласен, что время для того, чтобы навести порядок, пришло, но - я сейчас не хочу защищать Счётную палату - это не совсем наша компетенция, как вы понимаете. Но постановка вопроса абсолютно правильная. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Вадимович, когда двести лет назад русский историк Николай Карамзин приехал во Францию, в Париж, его русские мигранты попросили рассказать в двух словах, что происходит в России, и он ответил одним словом: воруют. Вот сегодня, владея той информацией, которую, может быть, вы здесь не можете всю нам сообщить, как вы можете охарактеризовать ситуацию в стране и согласны ли вы с тем, что лексика не поменялась и продолжают воровать? Спасибо. СТЕПАШИН С. В. Это такой риторический вопрос. Я как человек просто скажу: я думаю, не столько воруют, сколько созданы условия для того, чтобы, не воруя, приобретать чужую собственность. Я, когда некоторых фигурантов в Лондоне вижу, думаю, почему они там ещё, собственно говоря. Это к истории возвращаясь, в том числе к итогам приватизации. Это первое. Второе, тоже совершенно откровенно. Вот я жду, когда молодёжь подрастёт, в том числе и вы, в хорошем смысле слова, потому что менеджмент наш сегодняшний, или управленческий аппарат, достаточно слаб. Вот это беда-то самая большая, поверьте мне, отсюда и дырки, через которые вытаскивают и воруют. И третье: поменьше полномочий, которые должен получать чиновник, чтобы от его подписи меньше зависело получение лицензии на работу, зарплаты и так далее. Законы должны быть как "Отче наш", без всяких отсылочных норм, это уже вопрос к вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Вадимович, 2011 год показал неэффективное использование денежных средств по федеральным целевым программам, которых сорок одна, а эффективно работают не более десяти. Вы можете сейчас назвать министерства и ведомства, которые сработали отрицательно, и назвать фамилии заместителей министров, которые, как правило, курируют федеральные программы и которые, уверен, в 2009, 2010 и 2011 годах работали точно так же? Сейчас, в 2012 году, будет формироваться новое правительство - может, нам такие заместители министров и министры там не нужны? Мы должны знать, как дальше будут использоваться эти денежные средства. СТЕПАШИН С. В. Спасибо за вопрос. Моя задача в этом плане достаточно простая: я назову только два министерства, которые стараются работать по реализации целевых программ и целевого финансового планирования, - это ругаемое всеми кому не лень Министерство финансов, как ни странно (это квалифицированное министерство, хотя, вы знаете, с Алексеем Кудриным мы постоянно полемизировали очень жёстко), и Министерство экономического развития. Пытается к этому подтянуться Минрегион, но, по-моему, там всё смешалось в кучу: кони, люди... Вот я когда-то в правительстве работал, вы знаете... А по остальным министерствам мне и сказать-то нечего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Дмитриевна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Вообще-то, я Оксана Генриховна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, прошу прощения. ДМИТРИЕВА О. Г. Сергей Вадимович, я хочу задать вопрос по вашему оперативному отчёту по исполнению за 2011 год. Там описаны источники покрытия дефицита, и вы дали мне достаточно подробную справку, но тем не менее всё равно я просила бы вас прокомментировать с содержательной точки зрения, по существу. В 2011 году было увеличение иных финансовых активов в федеральной собственности, то есть фактически размещение в депозиты кредитных организаций суммы в 2 триллиона 189 миллиардов рублей. Что это такое, кому эти деньги были предназначены и сколько месяцев они пролежали в кредитных организациях? Далее. В этом же году состоялся возврат средств, очевидно... (Микрофон отключён.) СТЕПАШИН С. В. Спасибо. Я, Оксана Генриховна, тоже зачитаю. Как вы мне вопрос зачитали, так я и ответ зачитаю, я не такой умный, всё не могу запомнить. Во-первых, указанные средства размещены на банковских депозитах кредитных организаций в соответствии с Бюджетным кодексом. Хорошо или плохо, это второй вопрос, но это соответствует Бюджетному кодексу и постановлениям Правительства Российской Федерации. Что касается конкретных цифр, с вашего позволения. Возвращено средств федерального бюджета, которые размещены на депозитах, в сумме (я называю точную сумму для протокола) 1 триллион 783 миллиарда рублей. Из них 158 миллиардов - средства федерального бюджета, которые привлечены на депозиты в 2010 году, а также средства ФНБ, размещённые в ВЭБе, - 33,4 миллиарда. И последнее. Минимальная процентная ставка размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах в первом полугодии 2011 года действительно имела тенденцию к снижению - с 5 до 3,9 процента, во втором полугодии сменилась тенденция - повышение с 3,85 до 6,6 процента годовых. За, как всегда, профессиональный вопрос, Оксана Генриховна, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям представителей фракций, но сначала по ведению - депутат Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, в докладе председателя Счётной палаты прозвучала закрытая информация, насколько я понимаю, - двадцать пять прикомандированных сотрудников ФСБ - как к этому относиться? Я понимаю, что бывшему директору службы больше позволено, чем всем остальным, но всё-таки это закрытая информация или что? Я впервые сталкиваюсь с фактом обнаруживания сотрудников, обнародования. Как здесь нам к этому относиться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Очевидно, информация не закрытая. Не надо отвечать, Сергей Вадимович. Переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ выступает депутат Штогрин. Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Вадимович, мы на заседании комитета очень подробно рассмотрели ваш отчёт, я там задавал вопросы и хочу повторить здесь. Вот по данным, которые на слайде показал Сергей Вадимович, в 2011 году выявлено различных нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 718 миллиардов рублей. Из этой цифры можно сделать три вывода. Первый, Счётная палата стала работать более эффективно. Второй вывод - что наказания, которые следуют за нарушениями, не особенно волнуют бюджетополучателей, и поэтому можно спокойно нарушать дальше. Можно сделать и третий: мы настолько зарегламентировали бюджетополучателей, что, условно говоря, шаг вправо, шаг влево - это уже расстрел. Поэтому у меня предложение к Счётной палате всё-таки классифицировать вот те нарушения, которые были за 2011 год, и посмотреть: может быть, нам действительно внести изменения в бюджетное законодательство, чтобы те мелкие нарушения, когда, получив деньги по одной статье... а тут крыша в школе протекла, и директор школы взяла и эту крышу отремонтировала, а ей говорят: "Значит, ты нецелевым образом эти деньги использовала". Вот такие вещи надо исключить, тогда, может быть, и сумм таких больших не будет. Второе, на чём я хотел бы остановить ваше внимание, уважаемые коллеги, - это вопрос доходов. Дело в том, что я просмотрел весь отчёт, который размещён в АСОЗД, и там, в отчёте Счётной палаты, проблеме доходной части бюджета страны очень мало уделяется внимания, а проблем очень много. Вот взять хотя бы такие ненефтяные доходы, как акцизы. В прошлом году мы собрали акцизов на табак на сумму 139 миллиардов рублей, то есть рост с 2009 года почти в два раза: было 78 миллиардов - собрали 139. По пиву собрали 94 миллиарда, то есть в три раза увеличили по сравнению с 2009 годом, а по водке, по алкоголю - всего 71 миллиард. Сравните цифры: 71 миллиард - по водке, которую вся страна производит и пьёт, и 139 миллиардов - по табаку. Хотя по статистике в прошлом году на 9 процентов уменьшился объём производства легальной водки, но потребление алкоголя увеличилось на 3 процента. Возникает вопрос: а, вообще, что такое водка и почему мы не можем перенять опыт Советского Союза, когда на доходы от производства и продажи водки содержалась вся армия Советского Союза, включая обеспечение денежного довольствия и технического оснащения? А сейчас - копейки. Вот здесь самые настоящие доходы, которые лежат, так сказать, на поверхности и которые надо взять. Простое предложение. Мы вот добились таких больших результатов по табаку, потому что применили комбинированную ставку акциза - специфическую ставку плюс адвалорную (процентную). Почему бы это не сделать по водке? Почему за бутылку "Белуги" или "Кауфмана", которая стоит больше тысячи рублей, такой же акциз, как с "Путинки" или со "Столичной"? Я думаю, что здесь лежат конкретные, так сказать, доходы бюджетов субъектов Федерации. Ещё один вопрос, связанный с доходами. Я занимался в прошлом году проблемой подоходного налога. А вы знаете, что в доходах субъектов Федерации подоходный налог - это ведущий объём, один из самых, так сказать, крупных, ну, ещё там может быть рядом налог на прибыль. Так вот, Министерство обороны выпустило так называемый 400-й приказ, в соответствии с которым премиальная часть выплачивалась через московские банки и подоходный налог уплачивался в бюджет Москвы, и, например, бюджет Комсомольского района Хабаровского края в год терял несколько десятков миллионов рублей. Обещал мне министр Силуанов исправить ситуацию. Вот в этом году я бы просил Счётную палату всё-таки проверить, как теперь уплачивается подоходный налог нашими силовиками, а не только оборонщиками, потому что социальные обязательства несут районы, край, а деньги поступают в столицу, этого быть не должно. И потом парадокс, Сергей Вадимович: оказывается, можно изменить межбюджетные отношения, доходы субъектов не законом налоговым, не законом бюджетным, а приказом министра. И здесь, наверное, Счётная палата должна своё слово сказать. Ещё один вопрос. Я не понимаю, как в прошлом году без внимания или влияния Счётной палаты прошло принятие таких двух законов, как о трансфертном ценообразовании и о консолидированной группе налогоплательщиков. Поясню, в чём вопрос. Там перераспределяется налог на прибыль между субъектами Федерации. И сейчас такая ситуация сложилась, что у нас одиннадцать субъектов Федерации в этом году теряют в своих доходах 61 миллиард рублей, в том числе Москва - 52. Подкомитет наш уже дважды заседал - на этой неделе и на прошлой, - и мы должны в этом году ситуацию эту исправлять. Почему же Счётная палата промолчала? Почему она вот это не вытащила на поверхность, а законы были продавлены под давлением президента и премьера, а теперь мы должны срочно принимать решение? Ещё одна проблема - это проблема, связанная со страховыми взносами. Вот говорят, наша страна, Россия, находится на сто двадцатом месте по инвестиционной привлекательности. А кто же сюда деньги будет везти, когда такая чехарда со страховыми взносами? То у нас единый налог, то страховые взносы, то повышаем до 34 процентов, то снижаем до 30 процентов. В общем-то, повысили серьёзно, но доходы-то повысились нездорово - всего на 49 процентов больше собрал Пенсионный фонд. Я думаю, что мимо Счётной палаты такие проблемы проходить не должны и надо свою, так сказать, вескую позицию высказать. В том числе я предлагаю простой вариант: давайте сделаем плоскую шкалу страховых взносов в Пенсионный фонд - 22 процента со всех, без всяких отсечений для богатых, и, по моим подсчётам, этого хватит вполне, и можно надолго эту норму принять. И ещё одна проблема, она связана с госкорпорациями. Всем, наверное, нравится смотреть рекламу "Газпрома", как он строит детские спортивные комплексы. Здорово? Конечно, здорово. Но возникают у меня вопросы: по сути дела, деньги "Газпрома" - деньги бюджета, тогда почему эти комплексы не строятся по Федеральной адресной инвестиционной программе, почему ни парламент, ни правительство не участвуют в распределении этих средств - где строить, как строить, - или это, так сказать, плата "Газпрома" за негативное воздействие в регионах на экологию, или здесь какие-то другие дела? Я думаю, что нельзя, чтобы благотворительная деятельность госкорпораций проходила мимо внимания Счётной палаты, потому что здесь мы сталкиваемся с эксклюзивными фактами: например, "Транснефть" профинансировала издание фотоальбома, посвящённого 75-летию ГАИ, или, например, вложила деньги в строительство в старом Иркутске. Но ещё более интересный есть пример: оказывается, на благотворительные деньги "Транснефти" строится океанариум на острове Русский. Объект, по-видимому, включён в стройки АТЭС, но почему он не финансируется за бюджетные деньги? Что, там уже такие астрономические расходы, что надо прятать их за благотворительностью, чтобы Счётная палата и депутаты не проконтролировали? Конечно, футбольные, хоккейные команды - это национальная гордость страны, и любой русский, конечно, гордится их успехами. То, что госкорпорации их финансируют, - это вроде бы нормально, но когда слышишь, что, например, "Локомотив" закупил очередного легионера там за 10-15 миллионов долларов, то подспудно внутренний протест возникает, или когда комментатор говорит, что темнокожий армеец в очередной раз пробил мимо ворот, это тоже вызывает протест. Поэтому я думаю, что надо, чтобы в этой части Счётная палата свою волю тоже проявила. И последнее - что касается нового закона о Счётной палате. Насколько я помню, ещё в 95-м году Счётная палата задумывалась как контрольный орган Федерального Собрания, но те изменения, которые произведены за последние годы, на мой взгляд, всё больше и больше выводят Счётную палату из-под юрисдикции парламента, в том числе Государственной Думы. Поэтому у меня пожелание, чтобы по новому закону Счётная палата стала настоящим контрольным органом именно парламента, потому что у президента есть и Контрольное управление, и прокуратура, и Следственный комитет, а вот депутаты всего этого, так сказать, лишены, порой на наши письма даются только отписки. Надо, чтобы был хотя бы один такой орган, который бы поручения депутатов и палаты в целом выполнял добросовестно. Успехов вам в вашем деле! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, хотелось бы успокоить предыдущего выступавшего: как раз рекомендации ООН и вводят в юрисдикцию парламента контрольно-счётный орган, и, если законопроект, который, я думаю, мы будем рассматривать, будет написан в соответствии с этими рекомендациями, это будет возвращено парламенту. Здесь прозвучало, что многие депутаты частенько обращаются по просьбам граждан в различные контрольные органы и получают в ответ филькины грамоты. Когда в письме в прокуратуру или ещё куда-то указываешь конкретные факты, то очень сильно удивляешься, что, вместо того чтобы принять меры по конкретному, установленному факту, присылают бумажку, состоящую из одного предложения: проведена проверка Пупкиным (на которого мы жаловались), потому что он же и отвечает, и факты не подтвердились. Об этих вещах я неоднократно с этой трибуны говорил: когда обращаешься к каким-то конкретным чиновникам, контролирующим совершённые правонарушения, есть подозрение, что они же сами себя и проверяют. Надо отметить, что от Счётной палаты я за всю свою деятельность ни разу не видел ни одной отписки, всегда приходили документы... Я рекомендую новым депутатам: внимательно читайте отчёты, которые постоянно поступают в Государственную Думу, тогда вы будете иметь полное представление о том, что происходит в нашей стране. Хотелось бы поблагодарить Счётную палату за то, что она реагирует не только на установленные Регламентом поручения парламента Счётной палате о внеочередной проверке, но и на обращения отдельно взятых депутатов, поэтому это единственный оставшийся у нас орган парламентского контроля, который является достаточно эффективным. Хотелось бы, конечно, большей эффективности: чтобы по результатам проверок принимались решения и об отстранении от должности главного распорядителя бюджетных средств, если по его ведомству обнаружены серьёзные нарушения. Мы можем сколь угодно долго заниматься тем, что происходит в Счётной палате, но там-то всё нормально, как ни странно, а проблемы-то у нас. Даже сегодня мы никак не можем перейти к элементарной оценке эффективности нашей деятельности. Вот что мы принимаем? Сегодня мы принимаем отчёт Счётной палаты к сведению. Но извините, если мы будем просто принимать к сведению, то у нас как воровали, так и будут воровать. Мы принимаем к сведению, что на 780 миллиардов совершено финансовых нарушений. Мы принимаем к сведению, что в каком-то министерстве разворована половина денег. Мы принимаем к сведению, что на госзакупках из 4 триллионов рублей у нас 1 триллион украли. Мы всё принимаем к сведению! Поэтому пока палата не научится давать нормальную оценку эффективности работы правительства, на что, кстати, мы имеем полное право, а будет всё принимать к сведению, толку от нашего органа финансового контроля будет мало. Конечно, надо учесть, что есть и такой механизм, как направление информации президенту, и тогда президент принимает решение. А мы с вами решения не принимаем, потому что не хотим принять, а ведь палата может принять любое решение, смотрите строчку в Регламенте. И наверное, ни один аудитор Счётной палаты не отказался бы, если бы его позвали на "правительственный час" доложить об эффективности использования бюджетных средств конкретным министерством. Я думаю, что, если бы в результате такого выступления аудитора мы узнали о конкретных нарушениях, наверное, нарушений было бы меньше. А так к нам приходит министр, зачитывает свою бумажку о том, какие достижения в развитии народного хозяйства совершены министерством, мы похлопаем, примем к сведению - и дальше в том же духе. И вы хотите, чтобы у нас уменьшалось воровство? Да не будет этого никогда, хоть лоб себе Счётная палата расшиби! И если мы всё будем к сведению принимать и не делать выводов, ничего не произойдёт. Поэтому, я думаю, надо действительно взять пример со Счётной палаты и хотя бы на "правительственных часах" оценивать эффективность работы того или иного министерства, представитель которого приходит к нам сюда с отчётом. И необходимо уйти от этой непонятной формулировки: принять к сведению. Вот я предлагаю прямо сегодня палатой принять решение и признать отчёт Счётной палаты хорошим, а то что мы всё к сведению принимаем? Давайте примем предложение от оппозиции и признаем: мы удовлетворены работой Счётной палаты, потому что вскрыто большое количество нарушений. Да, мы не удовлетворены работой других органов, которые мало возбуждают уголовных дел, мы не удовлетворены работой правительства, потому что оно допустило такое огромное количество финансовых нарушений. Мы не удовлетворены своей работой, потому что до сих пор не можем изменить закон № 94-ФЗ, по которому, извините меня, продолжается повальное воровство. Мы не удовлетворены своей работой, потому что мы не можем нормально оценить работу того или иного ведомства. Давайте хотя бы в отношении Счётной палаты примем решение: отчёт Счётной палаты признать хорошим, это хорошая работа. Формулировка "принять к сведению" - это, как всегда, ни о чём. Что касается тех вопросов, которые здесь прозвучали. Действительно, большое количество нарушений, и Счётная палата пытается что-то сделать. Ну а мы с вами что пытаемся сделать? Всего двадцать запросов написали депутаты, и если вы посмотрите, то увидите всего пять-шесть фамилий депутатов, которые обращались к Счётной палате. Но ведь нас четыреста пятьдесят человек - так давайте более эффективно использовать работу Счётной палаты и обращаться с вопросами! По законопроектам. Я, например, планируя подготовить законопроект, неоднократно обращался в Счётную палату с просьбой, чтобы мне дали заключение, и ни разу отказа не получал. По различным законопроектам, которые я и фракция ЛДПР планируем внести в Государственную Думу, мы направляем запросы в Счётную палату и получаем квалифицированные заключения, которые используем в своей работе. Поэтому активней надо работать и обращаться к Счётной палате. Другое дело, что не хватает полномочий Счётной палате. Мы уже много лет здесь говорим о том, чтобы всё-таки у нас Счётная палата получила статус высшего органа финансового контроля Российской Федерации. Пока, к сожалению, у нас этого нет. Мы говорим о том, чтобы предоставить право налагать административные взыскания по тем нарушениям, которые выявляются Счётной палатой, а не направлять документы в другие органы, которые могут принимать или не принимать, возбуждать или не возбуждать. От нас всё зависит, давайте дадим полномочия Счётной палате, потому что тогда мы сможем кого-то ограничить, чиновников ограничить, это наш с вами орган контроля, это один из самых эффективных органов контроля за исполнительной властью. Давайте мы с вами хотя бы в этом созыве предоставим дополнительные полномочия Счётной палате и будем чаще обращаться к этому органу. В заключение хотелось бы поблагодарить Счётную палату, аудиторов за ту хорошую работу, которую они провели, пожелать им успехов в дальнейшем. И нашим депутатам хотелось бы пожелать всё-таки посмотреть на себя и принять те решения, которые необходимы для того, чтобы сделать и работу парламента более эффективной, и работу Счётной палаты более действенной. Тогда, наверное, будет не расти, а уменьшаться количество финансовых нарушений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я не думаю, что сейчас наша главная задача - решить, оценивать ли отчёт Счётной палаты как хороший или как очень хороший. Это, конечно, важно, но с точки зрения тех задач, которые перед нами стоят, я думаю, что это всё-таки вопрос второй. Мы принимаем отчёт Счётной палаты к сведению. Но к сведению отчёт можно принимать по-разному, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поручила мне высказать её точку зрения по этому вопросу. Итак, первое и самое главное. Счётная палата помимо той огромной работы, которую она действительно провела, по существу, не только даёт информацию о законности и целевом использовании бюджетных средств, но и говорит об эффективности использования этих средств для решения общегосударственных задач. Какие это общегосударственные задачи? Не сказав об этом, бессмысленно говорить о цели деятельности как парламента, так и Счётной палаты. Первое - это безусловное выполнение государством всех обязательств перед людьми, и второе - это повышение качества жизни. Счётная палата, проверяя целевое расходование, выявляет главное - она выявляет в принципе возможности хищения этих средств, но она выявляет и возможности неэффективного использования этих средств. Я понимаю, что элементарное воровство и коррупция вызывают большее возмущение, но и непостроенные детские сады, плохие дороги, низкое качество жизни людей также абсолютно недопустимы с точки зрения нашего с вами парламентского контроля. Я хотел бы обратить внимание на то, что Счётную палату образуем мы с вами, и парламентский контроль... Я вам не мешаю, Наталья Викторовна? Я не мешаю? Спасибо огромное. Так вот, воровство и коррупция, я повторяю, и нецелевое расходование, неэффективное использование денег имеют абсолютно одинаковые последствия для людей. А вот теперь мы с вами начинаем говорить о том, что нам даёт Счётная палата, и это, безусловно, важно. Скажем, речь идёт о проверке при закупках. Мы прекрасно понимаем, что вопросы закупок - это практически прямое воровство, и вот эффективность деятельности Счётной палаты... Кстати, эффективность за прошлый год увеличилась в 6,4 раза, в 6,4 раза больше выявлено таких средств, это прекрасный показатель эффективности деятельности Счётной палаты. Но, говоря об эффективности деятельности Счётной палаты, можем ли мы в этой ситуации говорить об эффективности деятельности правоохранительных органов, которые должны довести эти дела до конца? Мы слышим здесь отчёт Счётной палаты, но мы почему-то не слышим о делах, скажем, о томографах. Мы совсем недавно проверяли ситуацию с томографами в Москве. Коллеги, в одной больнице стоят два абсолютно одинаковых томографа, но один закуплен три года тому назад и стоил 7 миллионов 100 тысяч долларов, второй закуплен вчера по госзакупкам, он стоит 700 тысяч долларов - разница в десять раз! Ну это слишком даже для Москвы! Слава богу, что пришли новые люди, которые не воруют, но кто ответит за те томографы, которые были куплены за 7 миллионов 100 тысяч? Последние аукционы по закупке другого оборудования, которые прошли в Москве: первоначальная цена - полтора миллиарда рублей (полтора миллиарда рублей!), закуплено это оборудование за полмиллиарда - почему, о чём это говорит? Да это говорит о том, что искусственно цена завышалась и это всех устраивало. Вот то, что Счётная палата даёт нам в данном случае ориентиры, где это искать, и в принципе даёт ориентиры правоохранительным органам, каким образом с этим бороться, - это важнейшая задача. Но было бы абсолютно неправильно в этой ситуации забыть о том, что функцию парламентского контроля и, строго говоря, роль парламента в бюджетном процессе никто не отменял, просто почему-то на какое-то время мы это забыли, и поэтому, когда мы говорим об улучшении деятельности Счётной палаты или бюджетного процесса в целом, начинать надо с себя, извините, коллеги. Я, кстати, очень благодарен всем выступившим здесь до меня представителям фракций. От фракции КПРФ выступал Сергей Иванович Штогрин, первый заместитель председателя комитета по бюджету, который теперь курирует всю налоговую сферу, то есть все доходы страны, выступал Максим Рохмистров, фракция ЛДПР, он, как первый заместитель председателя комитета, курирует все таможенные доходы, то есть оппозиция курирует все доходы страны. И наконец, будет выступать Оксана Дмитриева, которая курирует, как первый заместитель председателя комитета, взаимоотношения, взаимодействие Государственной Думы со Счётной палатой, эффективность расходования бюджетных средств. То есть мы сами сознательно просим оппозицию участвовать в этой работе. Так стоит ли из отчёта Счётной палаты устраивать очередное политическое шоу? Может быть, стоит подумать о том, что нам надо сделать? Я очень благодарен за те предложения, которые здесь прозвучали, об этом говорил и Сергей Вадимович. Коллеги, последнее. Хотелось бы высказать одно замечание. Мы не просто так сдвинули отчёт Счётной палаты на два месяца (это максимальный срок, на который мы можем отодвигать отчёт Счётной палаты), мы предложили всем фракциям встретиться с Сергеем Вадимовичем, он был готов это сделать, мы предложили встретиться с аудиторами Счётной палаты и обсудить тот отчёт, который был размещён два месяца тому назад в АСОЗД и с которым мог ознакомиться каждый депутат. Я не хотел бы сейчас называть ту единственную фракцию, которая встречалась с Сергеем Вадимовичем и задавала ему вопросы, просто мне не хотелось бы продолжать политическое шоу. А теперь, коллеги, о том, что нам надо сделать. Прежде всего мы должны вернуть парламенту наши функции в бюджетном процессе, мы должны вернуть парламенту наши функции бюджетного контроля. Если вы сегодня спросите меня, как председателя бюджетного комитета, о движении каких-то средств в бюджете на любой момент их прохождения, я не смогу вам ответить. Кстати, напомню, что всё это было сделано исключительно для удобства работы в кризис, но кризис прошёл, может быть, снова надо вернуться к нормальным парламентским процедурам? И вот то предложение, которое здесь прозвучало от Сергея Вадимовича, мне кажется, мы должны не просто поддержать, это предложение должно стать основным. Мы, безусловно, должны превратить "правительственные часы", когда приходят министры и балагурят вот в этой замечательной обстановке, в реальный отчёт с приглашением аудиторов Счётной палаты и с обсуждением эффективности деятельности этих министерств. Только единственное - и абсолютно права здесь Счётная палата, - мы должны вместе выработать критерии эффективности, а критерии эффективности - это не критерии, нравящиеся чиновникам, которые будут оценивать результаты собственной деятельности, это критерии эффективности с точки зрения тех людей, кто пользуется нашими с вами услугами, услугами тех самых министерств, руководителей которых мы с вами здесь заслушиваем. Необходимо обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Коллеги, я назову сейчас цифры, которые не меняются на протяжении уже многих лет, на самом деле это стыдно: 3,8 процента проверок Счётной палаты проходит по инициативе депутатов Государственной Думы, 3,4 процента проверок - по инициативе представителей Совета Федерации. И эта картина не меняется на протяжении многих лет. Счётная палата представляет нам блестящие материалы, на самом деле блестящие заключения, вот об одном из них сегодня уже говорили - Алевтина Викторовна Апарина вспоминала материалы по приватизации. Коллеги, они все есть в бюджетном комитете. Если вас интересует хоть какой-то вопрос, приходите смотрите. Но почему-то у нас заинтересованность в деятельности Счётной палаты возникает только тогда, когда здесь сидит Степашин и когда надо выйти на трибуну и сказать, что Степашин не просто хороший, а очень хороший. Вот, коллеги, мне кажется, что внимание к деятельности Счётной палаты - это вопрос роли парламента в бюджетном процессе и контроле за расходованием бюджетных средств. Напомню, в своё время демократия, создание парламента начиналось с того... он вообще создавался с единственной целью - давать государю согласие на установление тех или иных налогов, то есть формирование бюджета. Мне кажется, что сегодня мы искусственно от этого процесса отстранены, и мы с вами должны это место себе вернуть. Счётная палата абсолютно права, но вот тот законопроект, который сегодня подготовлен с участием Счётной палаты, должна внести Государственная Дума, депутаты, и я считаю, что это должны быть депутаты всех фракций, потому что это наш с вами орган и мы с вами должны определять независимость финансового контроля, который происходит в нашей стране. Вот то, что нам предстоит сделать. И ещё раз: мы все отвечаем за то, что происходит в нашей стране, поэтому я приглашаю всех к совместной работе. А в данном случае отчёт Счётной палаты мы всё-таки принимаем к сведению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, время - 11 часов 57 минут, предлагается завершить обсуждение этого вопроса (а нам понадобится ещё, наверное, минут двенадцать - пятнадцать) и после этого объявить перерыв. Нет возражений? Спасибо. Пожалуйста, Оксана Генриховна Дмитриева. С места? Включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я хочу обсудить несколько вопросов, касающихся бюджетного законодательства, потому что Счётная палата действительно единственный источник знаний по бюджету, и не только потому, что она хорошо работает, хотя она действительно хорошо работает, но и потому, что структура представления бюджета, бюджетная классификация такова, что научная общественность, научные эксперты, экономисты практически отлучены от возможности читать, анализировать, понимать бюджет и делать по нему какие-либо выводы. Поэтому действительно бюджет у нас читают, понимают лишь несколько человек, большинство из которых сейчас присутствуют в этом зале, они представляют Счётную палату, и поэтому это именно тот момент, когда некоторые вопросы уместно обсудить. Первое. Бюджет в век электроники, в век информационных технологий представлен и до сих пор представляется в вордовском файле, поэтому он не подлежит анализу в Excel - мы не можем ни агрегировать строчки, ни дезагрегировать, ни проверить, ни сосчитать, ни суммировать, ни поделить. Ничего проанализировать не можем не только мы, но и все наши экономисты, которые работают в различных научно-исследовательских организациях. И если они это делают, то, как правило, делают с ошибками, потому что просто никто не в состоянии взять и заново пересчитать, перезаписать этот бюджет в том режиме, в каком он подлежит анализу, за исключением Счётной палаты. Далее. Как у нас составлена бюджетная классификация? У нас - в той стране, где крупнейшая математическая школа, лучшая, и где до сих пор мы получаем медали Филдса, то есть нобелевские премии по математике, как у нас составлена бюджетная классификация? У нас она составлена людьми, которые не понимают, что такое трёхмерная матрица. В бюджетной классификации, если правильно бюджет составлен, каждый расход должен быть представлен один раз, то есть каждый расход в соответствующей сумме должен быть представлен один раз, а коды классификации его дезагрегируют, то есть - в том числе. Вы откройте бюджетную классификацию, у нас каждый расход, то есть каждая сумма представлена когда три раза, когда четыре раза, а когда пять или шесть, то есть совершенно нет возможности... он не подлежит анализу, агрегации, дезагрегации. Поэтому сам Минфин, не понимая, на что разбиваются расходы, помимо функциональной, министериальной, программной классификации делает ещё аналитическую - различные аналитические таблицы, для того чтобы понять, что, вообще, реально в бюджете записано. Поэтому я знаю, что хорошо работает не только Счётная палата, но и НИИ Счётной палаты. Нужно наконец... Доколе вообще можно терпеть такую бюджетную классификацию? Если вы не возьмёте на себя, Счётная палата, разработку новой, нормальной, удобной математической модели, то я думаю, что Иван Иванович Мельников, Борис Сергеевич Кашин, математики с мировым именем, я могу им помочь, - мы это можем сделать за несколько недель. Но терпеть эту бюджетную классификацию столько лет, по-моему, уже невозможно. Дальше, как у нас показаны в бюджете доходы, расходы, источники покрытия дефицита. Ну, что касается доходов и расходов, более или менее понятно, а дальше начинается самый непонятный раздел - то, что называется закрома родины, где можно спрятать триллионы, и никто, кроме нескольких человек в Счётной палате и двух-трёх человек, которые сидят в этом зале, об этом никогда не узнает. И я очень сомневаюсь, что об этом знают премьер и президент. Как показаны источники покрытия дефицита? Это отдельный раздел - третий. Доходы - первый, расходы - второй, третий - это источники покрытия дефицита. Займы показаны с плюсом, продажа активов показана с плюсом, если идёт погашение или если есть остатки, то это показывается с минусом, то есть дефицит, заимствование показывается с плюсом, а профицит показывается с минусом. Всё это, в общем-то, логично, если у вас реальный дефицит бюджета и реальные источники покрытия, то есть тогда, когда у вас реально не хватает средств на расходы бюджета и вы плюс к доходам ещё занимаете, но тогда, когда у вас дефицит и профицит - всё в одном флаконе, и всё это показано в источниках покрытия дефицита, и минус на плюс даёт ноль, - это получается вообще абсолютнейшая абракадабра, абсурд, где можно спрятать всё что угодно. Вот давайте посмотрим. Благодаря Счётной палате мы это узнаем, есть отчёт, есть их справка, и мы наконец можем кое в чём разобраться. Итак, по бюджету на 2011 год у нас остатки средств - чистые остатки средств, прирост - 1 триллион 161 миллиард, то есть у нас остатки, у нас профицит, у нас денег много, остались деньги. При этом у нас заимствование, чистое заимствование тоже на 1 триллион рублей. Что мы в итоге видим? 1 триллион с плюсом, остатки с минусом - и в итоге у нас ноль, мы ничего не видим. То есть у нас должно быть денег, которыми мы реально располагаем: на 1 триллион чистые заимствования, на 1 триллион остатки, - 2 триллиона, но в итоге мы видим ноль. Дальше продолжим. Вот два сидящих математика - Иван Иванович Мельников и Борис Сергеевич Кашин, к которым я апеллирую, меня поддержат. Мы делаем следующее: остатки 2 триллиона, занимаем 2 триллиона - и у нас опять будет ноль; остатки 3 триллиона, займём 3 триллиона - и опять будет ноль по бюджету. То есть можно спрятать всё что угодно. При этом хочу обратить внимание на то, что никакой нормы о том, как показываются остатки, нет, это не система бухгалтерского учёта, которая создана итальянцами в Средневековье и до сих пор не очень сильно изменилась. Мы три раза в Бюджетном кодексе меняли норму, как отражать остатки по бюджету, и в данной ситуации то, как они отражены, - ну это полный абсурд, и такое тоже дальше терпеть нельзя! Дальше, идём снова по этому чудному разделу "Источники покрытия дефицита бюджета". В последние годы после изменения бюджетной классификации Минфин решил, что он будет выполнять функции Центрального банка и деньгами налогоплательщиков будет активно поддерживать банковскую ликвидность. При этом инструменты и порядок отражения существенно хуже проработаны, чем у Центрального банка, и всё это тоже показывается в источниках покрытия дефицита бюджета. Итак, смотрим источники покрытия дефицита бюджета. 2011 год - увеличение финансовых активов, которые размещены в депозитах (это то, что мы отдали банкам), - 2 триллиона рублей. Помните, какие тут были дебаты, когда мы обсуждали вопрос о том, дать или не дать банкам на докапитализацию 250 миллиардов, и какие тут были заявления о том, что мы не будем этого делать? Да, мы послушались - всё, этого нет. Но зачем обсуждать с Думой 250 миллиардов, которые проходят по расходам, когда тут 2 триллиона спокойно даётся банкам, проходит как источник покрытия дефицита, и никто их вообще не видит и не знает, сколько в течение года в каждый конкретный момент времени у нас находится в банках средств налогоплательщиков, то есть то, что мы собрали по бюджету и отдали банкам в соответствии с разными постановлениями и разными критериями? Более того, сама Счётная палата отмечает в своём отчёте, что информацию, коли классификация это позволяет, уже представляют в свёрнутом виде, то есть если минус на плюс даёт ноль, то её уже не разворачивают, развёртку не дают. Поэтому, уважаемые коллеги, уважаемая Счётная палата, если мы хотим работать профессионально и делать прозрачный бюджет, то мы должны коренным образом всё, о чём я говорила, перестроить, иначе из наших закромов Родины и дальше можно будет вообще, так сказать, эшелонами, трубами и чем угодно ещё вывозить триллионы рублей, а потом искать, где нам взять деньги на оборону, на детей и на зарплату бюджетников. Поэтому я тоже вас призываю к профессиональной работе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства выступать будут? Сергей Вадимович? Прошу вас. СТЕПАШИН С. В. Я очень коротко. Во-первых, я признателен всем выступавшим сегодня депутатам Государственной Думы и задававшим вопросы - всё, по-моему, по делу было. По установившейся практике мы сразу же после пленарного заседания проанализируем все конкретные предложения каждого из выступавших, и все ваши предложения будут включены в план. Кстати, я Андрея Макарова чуть-чуть не то что поправлю, а разъясню позицию. Это хорошо, что не так много обращений от депутатов и сенаторов идёт в Счётную палату с запросами на проверки. Я вспоминаю, лет десять назад, когда я только возглавил палату, их порой было до двухсот, и все они были, мягко говоря, похожи на заказные - один на другого писал: приходит к депутату олигарх - напиши, мол, на этого и так далее. От этого вы ушли, и спасибо вам за это огромное. Мы учитываем все сто процентов ваших предложений, которые вы нам направляете, при формировании плана работы Счётной палаты. Это наш общий с вами план, поэтому в этой части, пожалуйста, не сомневайтесь. Второе. Два момента очень коротко, Сергей Евгеньевич, если не возражаете, по вопросам, которые прозвучали от фракции коммунистов. Что касается итогов приватизации, то доклад был опубликован, направлен вам сюда, в Государственную Думу, направлен президенту. (Кстати, если вы обратили внимание, Владимир Владимирович очень активно вспоминал наш отчёт, когда давал оценку приватизации в своих публичных выступлениях и в статье.) Была даже издана книга на русском и английском языках, потому что она была востребована. Другое дело, что мне не дали возможности здесь отчитаться. Я помню, я стоял здесь же, вы говорите: иди отчитывайся, - но не проголосовали за то, чтобы я отчитался. Надо - пожалуйста, я перед вами, как говорится, открыт. Что касается предложений, я сразу хочу сказать, что многие предложения из доклада по итогам приватизации были учтены. Самое главное - был принят новый, концептуально новый закон 2000 года, вы помните, и сегодня той самой беспредельной приватизации уже никто больше не допустит. Кстати, именно по записке Счётной палаты с обоснованием необходимости не торопиться с приватизацией ряда крупных нефтяных компаний, особенно "Зарубежнефти", и после моей поездки в Социалистическую Республику Вьетнам эта приватизация была приостановлена правительством. Я предлагаю в план работы Государственной Думы включить и этот аспект - крупные приватизационные сделки, имущество, которое выносится на приватизацию. Пускай вам доложат здесь соответствующие представители администрации президента либо правительства, почему оно выносится и сколько это стоит. Мы готовы выступить с содокладом. Я предлагаю это сразу, может быть, включить в план работы нынешней Государственной Думы. И вот то, о чём товарищ Кашин говорил. Мы включили это, мы и раньше это делали. В этом году по двум министерствам, особенно по Министерству внутренних дел, будет проведена проверка. Прямо так и сформулировано: оценка эффективности использования выделенных бюджетных средств на повышение денежного содержания сотрудников органов внутренних дел и эффективности работы МВД. Александр Иванович Жданьков, аудитор, будет проводить такую проверку. Посчитаем, сколько дали и что получили в сухом остатке. Такую работу мы обязательно продолжим. Ещё раз искренне, уважаемые коллеги, дорогие друзья, благодарю вас за оценку нашей работы. Будем работать дальше вместе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович Васильев, будете выступать? Нет. Выносим проект постановления на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4651 по 4667 из 6091
Голосуется проект постановления "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2011 году". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Постановление принимается.