Заседание № 132
23.12.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 303608-5 "О поручении Счётной палате Российской Федерации" (о проверке финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1096 по 1110 из 7829
ГУБКИН А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я записывался при обсуждении повестки, но, к сожалению, не сработала кнопка. Комитет по финансовому рынку, как комитет-соисполнитель, который специально рассматривал этот вопрос на своём заседании, просит пункт 4, "О поручении Счётной палате..." (о проверке финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка), сегодня из повестки дня исключить, потому что считает, что поручение такое давать нецелесообразно: это можно поручить аудитору, который каждый год регулярно Центральный банк проверяет и нам докладывает на заседании Комитета по бюджету и налогам и Комитета по финансовому рынку. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1291 по 1355 из 7829
Губкин Анатолий Алексеевич предложил пункт 4 не рассматривать сегодня. Значит, тогда я предоставлю слово депутату с другой позицией, допустим, Коломейцеву Николаю Васильевичу. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков Алексей Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, ну, от имени комитета делать заявления некорректно. Я являюсь членом Комитета по финансовому рынку, и в повестках последних заседаний комитета вопрос такой не стоял. Учитывая, что Совет Думы принял решение, мы сегодня видим повестку, где вопрос этот стоит, мы готовы к его обсуждению. Это нужный вопрос, предлагаем, чтобы всё-таки здравый смысл восторжествовал, его оставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И от комитета, пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. В данном случае комитет по бюджету не поддерживает предложение депутата Губкина по следующим основаниям. Депутат Губкин предложил, чтобы проверка финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка, его подразделений и так далее, была выполнена в ходе аудиторской проверки. Напомню, что аудиторская проверка осуществляется за счёт средств самого Центрального банка и результаты её направляются руководству Центрального банка. Национальный банковский совет попросил нас о проведении проверки Счётной палатой для обеспечения прозрачности деятельности Центрального банка, и результаты этой проверки направляются в Государственную Думу. Документы подготовлены в полном соответствии с Регламентом Думы. Национальный банковский совет имеет на это право в соответствии с пунктом 11 статьи 13 Федерального закона "О Центральном банке...", и поэтому в данном случае никаких оснований исключать из повестки дня этот вопрос нет. Что же касается возражений по существу, они могут быть рассмотрены только при обсуждении данного вопроса, а не в рамках обсуждения повестки дня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение депутата Губкина не рассматривать сегодня пункт 4. Профильный комитет рекомендует рассматривать. Кто за? Прошу голосовать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 10 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 62 чел.13,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 63 чел. Не голосовало 387 чел.86,0% Результат: не принято Не принято, вопрос остаётся в порядке работы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1777 по 2061 из 7829
Вопрос 4. О проекте постановления Государственной Думы "О поручении Счётной палате Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Дмитрия Владимировича Савельева. Пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В Государственную Думу поступило обращение от председателя Национального банковского совета о принятии решения о проведении Счётной палатой контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений за 2007-2009 годы в части формирования и использования фондов, создаваемых из прибыли Банка России, а также исполнения сметы расходов Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Комитет по бюджету и налогам подготовил проект постановления по этому вопросу. Национальный банковский совет внёс это предложение в Государственную Думу на основании протокола заседания Национального банковского совета от 14 декабря 2009 года за номером 5, пункта 11 статьи 13 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...", в соответствии с которым в компетенцию Национального банковского совета входит внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счётной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. По итогам этого контрольного мероприятия в Государственную Думу Счётная палата представляет соответствующие материалы в целях обеспечения большей прозрачности деятельности Банка России. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам просит поддержать данный проект постановления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость задавать вопросы, выступать? Выступления. Пожалуйста, Багаряков Алексей Владимирович. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, кажется, вполне безобидный вопрос - о проверке финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка. Можно подумать: о чём уж здесь говорить, и так всё ясно - нужно поручить Счётной палате проверить, сделать работу, и точка. Но последняя проверка, проведённая Счётной палатой в 2008 году, выявила многочисленные нарушения, в том числе очень серьёзные, о которых говорилось в СМИ. Выяснилось, что Банк России использовал часть прибыли, полученной от денежной эмиссии, то есть печати денежных знаков, для дополнительного пенсионного обеспечения сотрудников Центрального банка в будущем. На эти цели на отдельном счёте было накоплено свыше 30 миллиардов рублей, или по 460 тысяч рублей на каждого сотрудника, которых, кстати, больше семидесяти тысяч человек. Да если бы в каком-то европейском банке случилось подобное и подобный доход был направлен на такие цели, последствия были бы трагичны для руководства. И это только лишь одно из нарушений, обнаруженных Счётной палатой в ходе проверки. Реакции руководства Центрального банка на эти замечания мы, к сожалению, так и не услышали. Но несмотря на это, высший орган, влияющий на работу Центрального банка, это Национальный банковский совет, собравшись на заседание 14 декабря этого года (кстати, совсем недавно мы изменили его состав, оставив в нём членов только одной фракции), решил не только не сокращать, а увеличить в 2010 году зарплату служащим Центрального банка на процент, намного превышающий уровень инфляции, забыв о том, что зарплаты всех бюджетников остались без индексации. А ведь в прошлом году зарплата работников Центрального банка уже индексировалась на 30 процентов. Представьте себе, на содержание служащих Центрального банка будет потрачено свыше 74 миллиардов рублей, то есть свыше миллиона рублей на каждого сотрудника, включая уборщиц и водителей. Прочие же, административные расходы составляют ещё свыше 30 миллиардов рублей. Штат аппарата Центрального банка уже давно превысил все разумные пределы. Хотя с каждым годом в стране количество банков сокращается вследствие политики государства на вытеснение с рынка небольших банков, на численности сотрудников Центрального банка это никак не отражается. У меня есть интересная справка о количестве сотрудников центральных банков разных стран на 100 тысяч человек населения. Так вот, в США приходится семь сотрудников ФРС на каждые 100 тысяч человек, в Великобритании - три сотрудника на каждые 100 тысяч человек (и это фактически мировой финансовый центр, аналог которого наше правительство пытается строить в России), в Индии - два сотрудника на каждые 100 тысяч человек и, наконец, в Китае - 0,2 сотрудника на каждые 100 тысяч человек. И на этом фоне наш родной Центральный банк выглядит просто монстром - 50 человек на каждые 100 тысяч человек населения. Вот где масштаб, вот где размах - огромное количество рабочих мест, которых никакой кризис не коснулся. А затраты на главные управления Центрального банка в регионах вызывают не просто вопросы - нам непонятна логика руководства Центрального банка при организации своих управлений в регионах. Я приведу лишь несколько примеров. Брянская и Тамбовская области, Забайкальский край имеют по одному региональному банку; Курская, Липецкая, Пензенская области, Калмыкия имеют по два региональных банка; Чечня, Еврейская область и Чукотка вообще не имеют региональных коммерческих банков, но, несмотря на это, каждый из этих субъектов имеет целое территориальное управление Центрального банка с собственным зданием, парком автомобилей, сотрудниками, число которых в некоторых случаях больше числа сотрудников коммерческих банков, которые проверяются. Вот на что надо обратить внимание при очередной проверке Центрального банка. Но даже это не главное - главное, чтобы те замечания, которые высказывает Счётная палата, воспринимались руководством Центрального банка не как ненужные и необязательные для исполнения, а как руководство к действию. И депутаты, которых мы направили в Национальный банковский совет, обязаны поднимать там эти вопросы. А иначе все эти проверки Счётной палатой, на которые мы тратим, кстати, государственные средства, будут являться пустой формальностью. Конечно, мы поддержим этот проект постановления, поскольку считаем, что Счётная палата действительно делает свою работу профессионально и это необходимо делать несмотря ни на что. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, да простит меня Сергей Вадимович Степашин, но, как вы знаете, орган, которым не пользуется организм, атрофируется, потому что не работает. А Счётная палата - это орган Государственной Думы по проверке всевозможных растрат, вернее, трат государственного бюджета и так далее. Вот если бы мы им как можно чаще пользовались, то и Счётная палата имела бы вес, и меньше было бы нарушений. Это, наверное, первое или одно из первых наших поручений Счётной палате - проверить такого монстра, как Центробанк. У нас вообще существует энное количество священных коров, которых мы ни в коем случае не должны трогать, - вы знаете, о чём я говорю, - это и наши великие корпорации, это и правительство, которому мы боимся дать хоть одно протокольное поручение, и так далее. Вот так быть не должно. В противном случае у нас каждый раз будет Счётная палата отчитываться о многочисленных нарушениях, допущенных кем-то при исполнении бюджета прошлого года, мы будем принимать всё это к сведению, принимать закон, а воз останется и ныне там. Если бы мы этим пользовались, то, наверное, многие регионы в период кризиса поостереглись бы, как, например, Алтайский край, устраивать выставки во Франции - Дни Алтайского края. Многие субъекты, которые у нас в Конституции прописаны как города-монстры, наверное, перестали бы строить огромные объекты недвижимости за рубежом и в других республиках. А всё это происходит потому, что мы с вами не хотим воспользоваться той возможностью, которая у нас есть. И мне очень странно, когда согласованный проект постановления, прошедший Совет Думы, вдруг сегодня пытаются снять с рассмотрения. Это говорит о том, что Центробанк просто-напросто боится этой проверки и посредством некоторых депутатов пытается её снять, потому что, наверное, с отдельным аудитором договориться легче, хотя я ни в коей мере не хочу бросать тень на честность аудиторов Счётной палаты. Фракция ЛДПР будет голосовать за данное постановление и хочет, чтобы подобных постановлений в следующем году было гораздо больше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Счётная палата уже не первый раз проверяет хозяйственную деятельность Центрального банка. Я в отличие от коллег хотел бы подчеркнуть, что особо крупных нарушений и проблем Счётной палатой не было обнаружено. По результатам проверок, как правило, составляется план мероприятий, которые необходимо осуществить, для того чтобы замечания Счётной палаты реализовать. По результатам последней проверки такой план был определён, и он реализован. Что касается пенсионного фонда, то это больше, скажем так, счётно-бухгалтерская проблема, а не желание Центрального банка увеличить пенсии своим сотрудникам на миллиарды рублей. В любом случае такие проверки полезны, и, кстати, я хорошо знаю, что руководитель Центрального банка как раз выступал за то, чтобы такая проверка была проведена, несмотря на то что любая проверка - это неудобство для проверяемого. И это полезно, потому что взгляд со стороны всегда позволяет увидеть те недостатки, которые есть в работе организации. Причём надо иметь в виду, что количество органов Центрального банка по нашей стране должно зависеть не только от численности населения, но и от просторов нашей страны, от количества кредитных организаций, число которых не совпадает с количеством банков, потому что филиал, дополнительный офис, иное кредитное учреждение - это тоже кредитные организации. И естественно, их деятельность должна контролироваться, регулироваться, потому что иногда именно через эти подразделения осуществляются сомнительные операции. В любом случае проверка полезна, и по результатам этой проверки должен быть осуществлён план соответствующих мероприятий. Я думаю, что мы обязательно в Государственной Думе обсудим то, что подготовит Счётная палата, и свои рекомендации Центральному банку выдадим. Мы поддерживаем это постановление. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Безусловно, поддерживая это постановление, я всё-таки призвал бы ответственных людей из комитета по бюджету, чтобы, во-первых, все бюллетени о проверке доходили до депутатов, потому что я многократно поднимал вопрос о проверке эффективности вложения средств золотовалютных резервов, уже давным-давно прошли все сроки представления этого бюллетеня, но я его пока ещё не видел, хотя интересуюсь этим вопросом. Вторая проблема. Мне кажется, нам всё-таки не надо сужать проблему проверки, надо комплексной проверку работы Центробанка сделать. Для чего? Во-первых, он фактически лишил суверенности нашу банковскую систему. Почему? Потому что у нас денежная масса - всего треть от ВВП, хотя во всех развитых странах она не менее 80 процентов. Во-вторых, он фактически привязал нас, нашу кредитно-денежную систему к обанкротившейся валюте - доллару. У нас, по заявлению первого заместителя председателя Центробанка Улюкаева, высказанному в журнале "Итоги" в ноябре, 47 процентов золотовалютных резервов хранится в долларовых активах, более трети - в казначейских обязательствах США, 41 - в евро, 10 - в фунтах стерлингах. Это в то время, когда у США золотовалютных резервов фактически нет, но золота - 8,5 тысячи тонн, в то время когда мы, добывая 181 тонну золота в год, имеем менее 500 тонн золота, и 500 тонн, по заявлению СМИ, в этом году или продали, или не продали. В этом году Гохран планирует закупить от 10 до 30 тонн. Мне это непонятно, в мире, вообще-то, сегодня унция золота стоит более 1000 долларов, и, по прогнозу специалистов, в следующем году она будет стоить до 1500 долларов. То есть американцы запросто перейдут с бумажного доллара на опять-таки кейнсианскую систему - равнение на золото, а мы будем опять на бобах. Кроме этого, если вы посмотрите, кредитно-денежная политика Центробанка сегодня направлена на убиение остатков реального сектора. Кредитование реального сектора уменьшилось во многих территориях более чем на 30 процентов. Если вычесть кредитование владельцев "Челси" и "Нью-Джерси", то оно будет ещё меньше. Мы считаем, что нынешняя политика Центробанка не соответствует интересам страны. Необходимо проведение комплексной проверки, изменение закона о Центробанке, перевод его в государственный банк, большая ответственность Центробанка, вообще-то, за происходящее в стране. А то получается: отдельно - пенсионная система, отдельно - колоссальная заработная плата, которую никто не контролирует, отдельно - субсидии, которые выдаются работникам банков, они вообще делают их небожителями, не подконтрольными никому. И я здесь с коллегами не согласился бы - с тем, что председатель Центробанка якобы выступает за контроль. Я пятнадцать раз поднимал вопрос о том, чтобы Счётная палата проконтролировала золотовалютные резервы, и только с пятнадцатого раза благодаря поддержке Бориса Вячеславовича эта проверка была назначена. Поэтому я предлагаю поддержать, но расширить возможности контроля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы уже начали проверку, судя по выступлениям. По ведению - Шипунов Константин Борисович. ШИПУНОВ К. Б. Борис Вячеславович, я хотел бы просто пояснить позицию комитета, которую озвучил Анатолий Губкин. Ежегодно Банк России проводит аудит. Фактически мы, инициируя эту проверку, дублируем деятельность аудиторов. Информацию мы можем запросить у банка. Опять же, эта информация содержится в отчётах Банка России, в отчётах правительства. Недавно проверялись Агентство по страхованию вкладов и ВЭБ, которым Банк России выделял деньги. И потом, зачем нагружать Счётную палату работой, которая уже проведена? Она ежегодно проводится. Это позиция комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция. Уважаемые коллеги, четверо выступили, выступил представитель комитета. Я предлагаю ставить на голосование данный вопрос. Кто за то, чтобы принять проект постановления Государственной Думы "О поручении Счётной палате Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 00 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9% Результат: принято Принято.