Заседание № 132
23.12.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 300960-5 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1454 по 1776 из 7829
Пункт 3. О проекте постановления Государственной Думы "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Владимира Михайловича Асеева. Пожалуйста. АСЕЕВ В. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вынесение комитетом по Регламенту на рассмотрение Государственной Думы настоящего проекта постановления вызвано необходимостью исполнения Государственной Думой положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", вступающего в силу с 1 января 2010 года. Закон касается представления органами государственной власти, в том числе Государственной Думой, информации о своей деятельности пользователям информации, то есть гражданам, организациям, общественным объединениям, государственным органам и органам местного самоуправления, как в инициативном порядке, так и по их запросам. Предлагаемым проектом постановления предусматривается утверждение перечня информации о деятельности Государственной Думы, обязательной для размещения в сети Интернет, с указанием периодичности размещения и обновления этой информации. При этом нормы об утверждении данного перечня Государственной Думой, а также о составе информации, входящий в перечень, являются требованиями статьи 13 и частей 3 и 8 статьи 14 федерального закона. Кроме того, проектом постановления предусматривается несколько поручений Аппарату Государственной Думы. Первое - разработать и представить на согласование в комитет по Регламенту проект порядка организации доступа и контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Государственной Думы для дальнейшего утверждения Председателем Государственной Думы, что является требованием части 3 статьи 9 федерального закона. Второе - привести нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение доступа к информации о деятельности Государственной Думы, в соответствие с требованиями федерального закона и рассматриваемого проекта постановления. Третье - обеспечить доступ пользователей информации к информации о деятельности Государственной Думы с 1 января 2010 года, когда вступит в силу федеральный закон. Прошу поддержать данное постановление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. К данному проекту постановления есть поправка, я просто объявляю, поправка депутата Горячевой Светланы Петровны. Есть ли необходимость задать вопросы? Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Тут главное - приложение, вот в этом проекте постановления. И у меня всё-таки есть предложение, чтобы в этот перечень попала информация о деятельности фракций, потому что Госдума у нас состоит из четырёх фракций, это основные, так скажем, структурные единицы. Здесь есть всё - сведения о деятельности председателя, заместителей председателя, руководителей фракций, структурных подразделений, - а вот сведений о фракциях как таковых нет. Это первое. И второе. Я считаю, что надо в обязательном порядке в сведения о депутатах, которые мы представляем, включать также электронный адрес (в любом уважающем себя интернет-источнике есть интернет-адрес), по которому наши избиратели могут нам задать вопросы и так далее. У нас вот это тоже не предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ну это выступление фактически. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович. Включите микрофон. АСЕЕВ В. М. У нас здесь написано: сведения о руководителях фракций в Государственной Думе. В перечне записано так, как в статье закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия". Спасибо большое. Но у меня не вопрос, а выступление. Борис Вячеславович, я могу сейчас выступить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, можно выступить. Вопросы у нас кто хотел задал. Потом уже Владимир Михайлович ответит. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Государственная Дума является не просто законодательным, но и представительным органом государственной власти. В силу этого граждане вправе знать о её деятельности не только из общения с депутатами, но и из официального источника - информации Государственной Думы. Во многих развитых странах - США, Германии, Норвегии и других - давно уже существуют не только бумажные информационные носители о деятельности парламентов, но и государственные каналы в режиме прайм-тайм постоянно дают стенографическую информацию о заседаниях и другой деятельности представительных органов власти. К сожалению, в России долгое время прозрачность не являлась отличительной чертой деятельности органов власти. Сегодня предлагается принять специальное постановление Государственной Думы, которым должен быть утверждён перечень информации о деятельности Государственной Думы, размещаемой в сети Интернет. Конечно, это правильный шаг, его можно было бы сделать ещё раньше, и нужно, конечно поддержать. Понятно, что пока предлагаемое - это только полумера, так как получат доступ к этой информации прежде всего городское население и меньше - сельское население, молодые люди и люди среднего возраста - больше, чем пожилые люди. Но для начала и это неплохо. Теперь о качестве представляемой информации. Хорошо, что будут даны история Государственной Думы, статистические данные о законодательном процессе за месяц, сессию, год и так далее, законопроекты и стенограммы пленарных заседаний, но почему-то оказался пропущен или неясно сформулирован один важный качественный показатель - как каждый депутат, каждая фракция голосовали за тот или иной рассматриваемый законопроект или постановление. Фракция "Справедливая Россия" считает, что этот пробел нужно устранить. Мы предлагаем поправку - она в зале роздана - в пункт 2 Перечня информации о деятельности Государственной Думы: публиковать сведения о результатах открытого голосования по вопросам, включённым в порядок работы Государственной Думы, в том числе поимённого голосования депутатов. Это можно добавить в абзац пятый пункта 2 после слов "и сведения о принятых решениях", то есть дополнить этот абзац информацией о голосованиях. Если гражданин вправе знать многое о внутренней структуре Думы, её аппарате, финансовых расходах и так далее, то уж информацией о главной конституционной обязанности депутата - голосованием поддерживать или отклонять законопроект - он тем более вправе располагать. Просим депутатов поддержать поправку фракции "Справедливая Россия", принять вначале постановление за основу, а потом нашу поправку. На возможные возражения, аргументы, что результаты голосования и так могут размещаться в Интернете, хочу ответить словами известной истины: "Что написано пером, того не вырубишь топором". Не может и не должна представляемая информация зависеть от двусмысленного толкования постановления, воли исполнителя или того, кто даёт ему указания. Вполне очевидно, что даваемая в перечне формулировка "сведения о принятых решениях" слишком широкая и расплывчатая, может как включать, так и не включать обязанность размещать результаты голосования каждого депутата и каждой фракции. Для нас же, законодателей, конкретность и ясность любых правовых норм - это главный показатель качественной работы. Поэтому просим нашу поправку рассмотреть и поддержать её, за неё проголосовать. Мне кажется, она совершенно логична. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович. АСЕЕВ В. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Во-первых, я скажу, что сегодня в комитете у нас будет рассматриваться вопрос, который будет представлять аппарат, о порядке организации доступа и контроля за обеспечением доступа к информации. Мы сегодня будем это рассматривать, как записано в нашем решении. Во-вторых, при поимённом голосовании в сети Интернет будет информация обо всех депутатах - о том, как каждый депутат голосовал. Кроме этого, стенограммы каждого заседания полностью будут зафиксированы в Сети. Поэтому вся необходимая информация там будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она и так есть. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Инициатива принятия постановления об обеспечении доступа к информации - это, конечно, полезное дело, это соответствует тому поручению, которое давал, в общем-то, в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации. Это повышает демократию, когда из стен Госдумы... Но давайте посмотрим, что получается на деле. В перечень попали те виды информации, которые уже размещаются в сети Интернет, то есть по сравнению с существующим положением гарантия обеспечения доступа к информации о деятельности Государственной Думы не расширена. Не идёт, к примеру, речь о трансляции в сети Интернет заседаний комитетов и комиссий, парламентских слушаний, "круглых столов" или иных думских мероприятий, в которых участвуют депутаты всех фракций, не гарантируется даже размещение стенограмм этих заседаний, списков участвующих в них лиц, принятых рекомендаций. Устанавливается лишь, что размещаются сведения о планируемых мероприятиях и информация об их проведении. Я думаю, что на основании такого рода информации наши избиратели не могут иметь адекватную картину деятельности своих избранников. Ещё одно, что касается оперативности. Закрепляются такие сроки размещения материалов, которые не имеют никакого отношения к понятию "оперативность" и тем более к понятию "режим реального времени". Информация о результатах проверок, проведённых в Госдуме, о вакантных должностях, сведения о деятельности Государственной Думы и вопросах, отнесённых к её ведению, о средствах массовой информации, учреждённых Государственной Думой, размещаются в сети Интернет в течение пяти рабочих дней (то есть фактически речь идёт о неделе), стенограммы пленарных заседаний - в течение четырёх рабочих дней со дня проведения заседания, примерная программа законопроектной работы на сессию, календарь рассмотрения вопросов на месяц - в течение дня со дня принятия решений. Эта информация похожа на прошлогодний снег! И ещё один вопрос, который мне хотелось бы актуализировать, - это то, что депутаты получают повестку дня предстоящего пленарного заседания в вечерние часы в день, предшествующий пленарному заседанию. То есть фактически у нас не хватает времени для того, чтобы ознакомиться с этой повесткой дня, мы приходим сюда, в зал, и её получаем. Те депутаты, которые особо заинтересованы в каких-то вопросах, вынуждены ждать эту повестку дня до шести часов вечера, до семи часов вечера, потом раздавать эту повестку дня своим помощникам, и все работают во внеурочное время. Ну, бог с ним, депутаты, наверное, для того и избирались, чтобы работать в любое время, быть готовыми к этой работе, но помощники, тем более помощники, работающие на общественных началах, которые не получают заработной платы никакой за это, почему они должны от этого страдать? Вот эти вопросы никаким образом не находят отражения в данном постановлении. Ещё один вопрос - это публичность. Я думаю, что было бы целесообразно в дальнейшем если не рассмотреть возможность прямой трансляции полной повестки дня пленарных заседаний, слушаний и так далее из стен Госдумы, то хотя бы дать возможность населению, избирателям ознакомиться с работой Думы визуально, не только через Интернет, но и через телевизионные каналы. Такие опыты и пробы, имеющие положительные результаты, есть в ряде стран. И тогда можно было бы адекватно судить о работе депутатов Государственной Думы, знать, сколько депутатов принимают постоянно участие в работе заседаний, какие именно депутаты, и о чём они говорят. Потому что, например, я думаю, практически каждый депутат из любой оппозиционной партии сталкивается с такими фактами, что когда он выступает, говорит... вот я сейчас говорю, а будет короткой строкой сообщение о том, что в обсуждении данного вопроса Валерий Селезнёв принял участие. Принял участие - что это за формулировка? Там не отражается никакой информации о том, в какой форме я принял участие и о чём я, собственно, говорил. Я хочу, чтобы мои избиратели в регионе знали, о чём я говорю. Я думаю, что наша фракция воздержится от голосования по данному постановлению, потому что постановление является псевдодемократичным. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, есть что ответить на те предложения, которые Селезнёвым были сформулированы. Вот я просто галочкой отмечал вопросы, вами поставленные, они все имеют место в том документе, который мы сегодня принимаем. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович. Включите микрофон Асееву. АСЕЕВ В. М. Да, Борис Вячеславович, абсолютно правильно, в этом документе всё есть, и если написано "в течение трёх дней", это не значит, что через три дня, в течение трёх дней - это может быть в течение часа. Поэтому не надо... Вот сегодня мы будем рассматривать порядок организации доступа, как раз все эти вопросы будем рассматривать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учитывая, что есть письменная поправка, я ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы, пункт 3 порядка работы: принять за основу. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 16 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9% Результат: принято Принято. Ставится на голосование поправка Горячевой Светланы Петровны. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два слова ещё хотите сказать? Пожалуйста. Включите микрофон Горячевой Светлане Петровне. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое, Борис Вячеславович. Коль скоро сам Владимир Михайлович Асеев не возражает против того, чтобы публиковались результаты голосований, не только поимённых, а всех открытых, то очень уместно было бы принять эту поправку. Тогда действительно никакой двусмысленности не было бы. Поэтому я очень прошу "ЕДИНУЮ РОССИЮ" поддержать эту поправку. Это, по сути, будет честно и правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Насколько я слышал, Асеев Владимир Михайлович сказал, что у нас это предполагается в тексте постановления, которое мы принимаем. Там есть и о полной стенограмме наших заседаний, и о том, о чём Селезнёв Валерий Сергеевич говорил. Ваше выступление в стенограмме есть, и его могут прочитать ваши избиратели. Голосование будет, естественно, отражаться в стенограмме так, как оно у нас отражается. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование поправку Горячевой Светланы Петровны. Кто за? Мнение комитета: эта информация уже есть в тексте постановления. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 50 сек.) Проголосовало за 110 чел.24,4% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9% Результат: не принято Не принято. Ставится на голосование данный проект постановления в целом. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 22 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Принято.