Заседание № 107

21.06.2013
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 298843-6 "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий Государственной Думы по осуществлению парламентского контроля).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2139 по 2259 из 8221
6-й пункт порядка работы, проект постановления Государственной Думы "О          
внесении изменений в Регламент Государственной Думы...". Докладывает Надежда    
Васильевна Герасимова.                                                          
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ГЕРАСИМОВА Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Предлагаемые      
изменения приводят Регламент Государственной Думы в соответствие с              
Федеральным законом "О парламентском контроле", который мы с вами приняли 7     
мая этого года. Поправки в Регламент учитывают предложения Комитета по          
бюджету и налогам, они также согласованы с Комитетом по конституционному        
законодательству и государственному строительству.                              
                                                                                
По существу поправок следует отметить следующее. Ряд положений принятого        
Федерального закона "О парламентском контроле" уже реализованы в действующем    
Регламенте, например: приглашение должностных лиц на "правительственный час",   
заслушивание Государственной Думой ежегодных отчётов правительства о            
результатах его деятельности, осуществление парламентского контроля в           
отношении Центрального банка, направление парламентских и депутатских           
запросов, осуществление взаимодействия со Счётной палатой. Вместе с тем         
федеральным законом наряду с перечисленными вводятся дополнительные формы       
парламентского контроля. В этой связи предлагается дополнить Регламент          
главами 21-1, 21-2 и 21-3, которые определяют порядок реализации                
соответствующих контрольных полномочий Государственной Думы.                    
                                                                                
Новая глава 21-1 определяет порядок направления Государственной Думой своих     
представителей в наблюдательные советы организаций, создаваемых Российской      
Федерацией на основании федеральных законов, а также в другие органы и          
организации, создаваемые Российской Федерацией. До настоящего времени палата    
осуществляла такие полномочия - в соответствии с федеральными законами          
Государственная Дума направляет своих представителей в наблюдательный совет,    
например, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в    
наблюдательные советы некоторых государственных компаний и корпораций, однако   
порядок реализации указанного полномочия Государственной Думы нормативно не     
определён. Предлагается закрепить в Регламенте существующую практику,           
согласно которой Председателем Государственной Думы по предложениям             
профильных комитетов вносятся кандидатуры в наблюдательные советы: именно       
Председатель Государственной Думы согласно части первой статьи 11 Регламента    
представляет палату во взаимоотношениях с государственными органами,            
организациями и должностными лицами. Такой же порядок предлагается установить   
и в отношении досрочного прекращения полномочий представителей                  
Государственной Думы в соответствующих организациях.                            
                                                                                
Одновременно в соответствии с законом "О парламентском контроле"                
устанавливается обязанность представителей Государственной Думы ежегодно        
представлять отчёт о своей деятельности в профильные комитеты; профильные       
комитеты сами устанавливают порядок и сроки представления указанных отчётов.    
                                                                                
Глава 21-2 устанавливает порядок осуществления Государственной Думой            
парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений. В частности,          
предусматривается, что проекты государственных программ, а также проекты        
основных направлений бюджетной и налоговой политики Российской Федерации        
вносятся в Государственную Думу федеральными органами исполнительной власти     
одновременно с их внесением в правительство. Эти проекты рассматриваются        
Комитетом по бюджету и налогам, а проекты госпрограмм рассматриваются также     
профильными комитетами, которые готовят по ним свои заключения. При             
необходимости комитеты могут проводить по представленным проектам               
парламентские слушания, свои заключения и рекомендации парламентских слушаний   
они направляют в правительство и размещают в фонде электронных информационных   
ресурсов.                                                                       
                                                                                
Глава 21-3 определяет порядок направления представителей Государственной Думы   
для работы в составе правительственной комиссии по расследованию причин         
возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их             
последствий. Если в соответствии с законом правительство пригласит к участию    
в работе правительственной комиссии представителей Федерального Собрания, то    
решение о направлении своих представителей Государственная Дума принимает по    
представлению профильного комитета. Это решение оформляется соответствующим     
постановлением Государственной Думы, проект которого вносит профильный          
комитет. По результатам своей работы в составе правительственной комиссии       
представители Государственной Думы отчитываются на заседании профильного        
комитета. У профильного комитета есть право в случае выявления неполноты        
информации о причинах возникновения обстоятельств чрезвычайного характера       
направить указанную информацию в правительство, в соответствующий               
государственный орган или должностному лицу.                                    
                                                                                
Всё сказанное свидетельствует о том, что комитеты Государственной Думы          
приобретают значительный объём дополнительных полномочий по осуществлению       
парламентского контроля. Помимо уже названных полномочий комитеты               
Государственной Думы, а также комиссии Государственной Думы, как субъекты       
парламентского контроля, наделяются также правом приглашать на свои заседания   
федеральных министров и иных должностных лиц. Это дополнение в статью 26        
Регламента.                                                                     
                                                                                
Кроме того, предлагаются поправки в часть третью статьи 47 Регламента,          
регламентирующие порядок направления парламентского запроса и ознакомления с    
ответом на него. Поправки предусматривают право палаты признать ответ на        
парламентский запрос неудовлетворительным и направить парламентский запрос      
повторно. Соответствующее решение оформляется постановлением Государственной    
Думы.                                                                           
                                                                                
Поправки в часть первую статьи 11 Регламента наделяют Председателя              
Государственной Думы дополнительными полномочиями, связанными с реализацией     
палатой функций парламентского контроля. Об одном таком полномочии мы с вами    
уже говорили: Председатель Государственной Думы по предложению профильных       
комитетов вносит представления о представителях Государственной Думы в          
наблюдательные советы организаций, создаваемых в соответствии с федеральными    
законами, в другие органы и организации, создаваемые Российской Федерацией.     
                                                                                
Предлагается уточнить редакцию части десятой-1 статьи 123 Регламента.           
Согласно этой регламентной норме, если рассмотренный во втором чтении           
законопроект содержит основания или порядок предоставления отдельным            
категориям граждан мер социальной поддержки, для реализации которых требуется   
разработка подзаконных актов правительства, постановление Государственной       
Думы о принятии законопроекта во втором чтении содержит обращение к             
правительству о подготовке таких нормативных правовых актов. Сейчас проектом    
постановления предлагается отменить ограничения по предмету регулирования       
законопроекта и установить, что проект постановления Государственной Думы о     
принятии во втором чтении любого законопроекта может содержать                  
соответствующее обращение к правительству.                                      
                                                                                
Проект постановления прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний    
не имеется. Прошу поддержать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна.                              
                                                                                
Есть ли к Надежде Васильевне вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие            
выступить? Тоже нет.                                                            
                                                                                
Выносим проект постановления на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6476 по 6492 из 8221
6-й пункт порядка работы, проект постановления Государственной Думы "О          
внесении изменений в Регламент Государственной Думы..."                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается постановление.