Заседание № 106
19.06.2013
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 296501-6 "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2012 год".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1354 по 2195 из 7539
2-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2012 год". Слово предоставляется председателю Центрального банка Российской Федерации Сергею Михайловичу Игнатьеву. Коллеги, предлагается следующий порядок рассмотрения: доклад Сергея Михайловича - пятнадцать минут, три содоклада по пять минут, по одному вопросу от фракций и по одному выступлению пятиминутному от фракций. Нет возражений? Принимается. Спасибо. Сергей Михайлович, пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М., председатель Центрального банка Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается годовой отчёт Банка России за 2012 год. 2012 год оказался для российской экономики довольно удачным. Объём валового внутреннего продукта увеличился на 3,4 процента, оборот розничной торговли возрос на 6,3 процента, инвестиции в уставный капитал увеличились на 6,6 процента. Уровень безработицы достиг минимальных значений за последние двадцать лет и составил 5,5 процента экономически активного населения. Федеральный бюджет исполнен практически с нулевым дефицитом, правда, это достигнуто во многом благодаря сохранению высоких мировых цен на нефть. Платёжный баланс России в 2012 году оставался сильным, хотя профицит счёта текущих операций сократился с 97 миллиардов долларов в 2011 году до 75 миллиардов долларов в 2012 году. Замедлился рост как экспорта, так и импорта товаров: экспорт товаров в долларовом выражении вырос на 2,7 процента, импорт товаров - на 5,4 процента. Чистый отток частного капитала несколько сократился - с 81 миллиарда долларов в 2011 году до 54 миллиардов долларов в 2012 году, но всё равно он остаётся ненормально высоким. В отток капитала включена позиция "сомнительные операции" объёмом 38 миллиардов долларов. Поскольку у депутатов по этой проблеме было много вопросов, я скажу об этом подробнее несколько позже. Инфляция возросла с 6,1 процента в 2011 году до 6,6 процента в 2012 году; напомню, что целевой интервал, установленный на 2012 год, составлял 5-6 процентов. Основная причина роста инфляции - плохой урожай 2012 года, что привело к быстрому росту цен на зерно и на другие продовольственные товары. В области процентной политики, наверное, самым значимым было решение Банка России о повышении с 14 сентября ставки рефинансирования и других процентных ставок Банка России на 0,25 процентного пункта. Это решение было принято с целью ограничения роста инфляционных ожиданий на фоне роста цен на продовольствие. В 2012 году продолжилось замедление роста денежной массы, это необходимое условие для снижения инфляции: денежный агрегат М2 за 2012 год вырос на 12 процентов, в то время как за предыдущий, 2011 год, он увеличился на 22 процента. В своей курсовой политике Центральный банк продолжал применять механизм плавающего валютного коридора для стоимости бивалютной корзины. В 2012 году мы расширили коридор до 7 рублей и повысили подвижность коридора. Банковский сектор в 2012 году рос умеренными темпами. Портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и населению в целом возрос на 19 процентов, при этом кредиты нефинансовым организациям увеличились на 12,7 процента, кредиты населению возросли на 39,4 процента, в том числе необеспеченные потребительские кредиты - более чем на 50 процентов. На наш взгляд, банки недооценивают риски необеспеченного потребительского кредитования, поэтому в прошлом году нами были приняты решения, направленные на ограничение его роста, а именно в начале 2012 года были повышены требования по формированию резервов на возможные потери по необеспеченным потребительским кредитам. С 1 июля 2013 года повышаются коэффициенты риска по таким кредитам для расчёта достаточности капитала. В течение прошлого года наблюдалась тенденция роста процентных ставок по банковским кредитам. Так, например, средневзвешенная процентная ставка по кредитам в рублях нефинансовым организациям на срок до одного года повысилась с 9,3 процента в декабре 2011 года до 9,4 процента в декабре 2012 года, а вот по ипотечным жилищным кредитам за тот же период процентная ставка повысилась с 11,6 процента до 12,7 процента. Теперь о так называемых сомнительных операциях. К сомнительным операциям Банк России относит платежи российских организаций, заявленные цели которых явно не соответствуют действительным, при этом явно нарушается налоговое законодательство. Настоящими, действительными целями данных операций могут быть уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, хищение бюджетных средств, откаты и взятки чиновникам, легализация преступных доходов, финансирование терроризма, операции с наркотиками и так далее. Значительная часть сомнительных операций направлена на вывод денежных средств из России. За 2012 год общий объём таких операций, по оценке Банка России, составил 52 миллиарда долларов, при этом более 13 миллиардов долларов мы отнесли к текущему счёту платёжного баланса - это может быть, например, оплата серого импорта, эта цифра непосредственно в платёжном балансе отсутствует, - остальные 38 миллиардов долларов мы включили в финансовый счёт и в отток капитала, это прирост иностранных финансовых и других активов российских резидентов, накопленных в результате теневой и незаконной деятельности. В мае текущего года мы получили официальный запрос от МВД России относительно ряда организаций, которые использовались для проведения незаконных финансовых операций фигурантами одного уже возбуждённого уголовного дела. Банк России исследовал прямые и косвенные платёжные связи этих организаций, два дня назад мы отправили ответ в МВД России, который насчитывает более 230 страниц. Выяснилось, что указанные в запросе МВД организации являются лишь небольшой частью обширной сети, состоящей как минимум из 1 тысячи 173 фирм-однодневок, через которые было выведено из страны с явным нарушением налогового и валютного законодательства как минимум 760 миллиардов рублей - повторяю: 760 миллиардов рублей - и кроме того было обналичено с явным нарушением налогового законодательства ещё как минимум 21 миллиард рублей. Я привёл цифры без повторного счёта, так сказать, чистые суммы грязных денег, слова "как минимум" я использовал потому, что мы исследовали только короткие, косвенные платёжные связи: в число участников сети мы включили только фирмы, связанные с фирмами, указанными в запросе МВД, цепочками, состоящими не более чем из трёх платёжных операций. Если задать алгоритм другой, с большей длиной, то и число фирм, и объём увеличится. Операции в основном проводились в период с 2010-го по 2012 год, хотя есть операции, относящиеся к 2009-му и даже к 2008 году. У меня создаётся впечатление, что вся эта сеть фирм-однодневок контролируется одной группой лиц. Очень важно, чтобы это уголовное дело было расследовано максимально полно и были выявлены организаторы и операторы этой сети фирм-однодневок, а также их клиенты, реальные бенефициары, в интересах которых осуществляются незаконные финансовые операции. Объём работы предстоит очень большой: придётся направить сотни, а может быть, тысячи запросов в коммерческие банки, опросить сотни учредителей, директоров фирм-однодневок, опросить лиц, открывавших для этих фирм банковские счета, получивших ключи для дистанционного управления счетами, но масштабы проблемы того заслуживают. Очевидно, что один следователь с этой работой не справится, и следует создать оперативно-следственную группу с численностью в несколько десятков человек, а может быть, и больше. На этом я хотел бы закончить. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович, присаживайтесь, пожалуйста. Слово предоставляется Вадиму Валентиновичу Кумину. КУМИН В. В., фракция КПРФ. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по финансовому рынку обстоятельно и по существу рассмотрел годовой отчёт Банка России за 2012 год и подготовил соответствующее заключение, с которым вы все можете ознакомиться. В связи с ограниченностью времени с вашего разрешения я не буду его пересказывать и обращу ваше внимание на основные замечания, высказанные комитетом, потому что достоинств у нашего Центрального банка много, так же как и у его председателя уважаемого, мы о них говорить сегодня не будем, а в интересах дела поговорим о тех недостатках, над которыми Центральному банку, по нашему мнению, ещё предстоит работать. Комитет отмечает, что существенным недостатком законодательства, регулирующего деятельность ЦБ, на сегодняшний день является отсутствие чётко разработанных критериев эффективности банка по отдельным направлениям его деятельности. Это наша недоработка, мы будем заниматься совершенствованием законодательства. В 2012 году наблюдалось значительное замедление экономической активности в России, выразившееся в снижении темпов роста ВВП с 4,8 процента в первом квартале до 2,1 процента в четвёртом квартале, то есть более чем в два раза, при этом большая часть роста ВВП носила непроизводительный характер и была достигнута по таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность и операции с недвижимым имуществом. Уровень инфляции в 2012 году тоже увеличился и составил 6,6 процента, что выше ориентира Центрального банка. Комитет подчёркивает, что инфляция в России носит преимущественно немонетарный характер и повышение ставки рефинансирования, которое демонстрирует Центробанк, не всегда приводит к снижению темпа роста цен, напротив, последующий рост ставок по кредитам может вызвать инфляцию издержек. Отток частного капитала из Российской Федерации в 2012 году превысил 54 миллиарда долларов США. Такой отток и все другие экономические обстоятельства нашей политики говорят о том, что необходимо всё-таки сместить, скорректировать целеполагание относительно денежно-кредитной политики. В сложившейся ситуации для структурного реформирования национальной экономики необходимы решительные и согласованные меры со стороны правительства и ЦБ по развитию несырьевых, высокотехнологичных и наукоёмких отраслей. В настоящее время в условиях обострения конкуренции отечественных компаний с иностранными производителями после вступления России в ВТО развитие указанных отраслей сдерживается в первую очередь недостатком инструментов финансирования, соответственно, во многом действиями Центробанка, а также высокими кредитными ставками в национальной банковской системе. Комитет отмечает, что рекомендации об отражении в отчёте влияния принятых Банком России в текущем году мер на стоимость и сроки кредитования банковской системой различных секторов экономики, о чём мы просили в заключении прошлого года, исполнены не были, эти сведения не включены в отчёт в этом году. Также у нас вызывает обоснованное беспокойство сложившийся в 2012 году чрезвычайно высокий уровень сомнительных операций, объём которых превышает 38 миллиардов долларов, - рост в полтора раза за два года. По информации руководства Банка России, больше половины всего объёма сомнительных операций проводится фирмами, косвенно или прямо связанными друг с другом платёжными отношениями. По нашему мнению, это требует дальнейшего внимания правоохранительных органов. Динамика кредитования в этом году носила неравномерный характер: объём кредитов, предоставленных обрабатывающим производствам, в 2012 году снизился на 3,9 процента, при этом по виду деятельности "оптовая и розничная торговля" объём кредитов вырос на 18 процентов. По нашему мнению, развитие системы рефинансирования является важнейшей задачей, над которой нам всем вместе предстоит работать. Также мы просили бы Центробанк уделять больше внимания открытости своей деятельности, публиковать хотя бы через какое-то время отчёты Совета директоров, а также выложить в открытый доступ информацию о распределении обязанностей между заместителями председателя Банка России. С учётом сказанного комитет предлагает принять отчёт к сведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Сергей Викторович Чижов. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Сергей Михайлович! Комитет по бюджету и налогам также очень внимательно рассмотрел и проанализировал отчёт Центрального банка за 2012 год и предоставил вашему вниманию обстоятельное заключение по всем вопросам, а сейчас я хотел бы обратить ваше внимание на основные моменты. Банку России удалось обеспечить устойчивость курса рубля, стоимость бивалютной корзины за рассматриваемый период уменьшилась на 4,5 процента. Комитет отмечает, что укреплению рубля в большей степени способствовали высокие цены на нефть и приток валюты в виде доходов от нефтегазового сектора. Такая тенденция укрепления рубля наблюдается уже последние десять лет, и в результате реальный эффективный курс рубля вырос на 90,1 процента. Основное негативное последствие такой политики заключается в том, что импортные товары дешевеют, а объём импорта растёт, создаёт серьёзную конкуренцию отечественным производителям, экспортёрам же, наоборот, становится труднее продавать товары на рынке. И этот эффект существенно повышается фактом вступления России в ВТО. Тенденцию к росту импорта и сокращению доли экспорта продукции перерабатывающих производств подтверждает анализ платёжного баланса, представленный в отчёте. В 2012 году экспорт товаров достиг очередного максимального значения - 529 миллиардов долларов США, прирост - 2,7 процента, темп прироста импорта составил 5,4 процента, и вся сумма годового прироста импорта получена за счёт увеличения физических объёмов. Такая тенденция сложилась не только в отчётном году, темпы прироста импорта на протяжении последних десяти лет существенно опережали динамику роста ВВП. Соответственно, стоит отметить, что в отчёте отсутствует анализ деятельности Центрального банка в рамках валютного регулирования по защите внутреннего рынка от нарастающего объёма импорта и по стимулированию роста доли экспорта продукции перерабатывающей промышленности в торговом балансе. Резервные валютные активы. Банк России управлял резервными валютными активами с целью обеспечения оптимального соотношения ликвидности, сохранности и доходности средств. По состоянию на 1 января 2013 года резервные валютные активы Банка России были инвестированы преимущественно в государственные и негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов. Доходность от размещения средств фондов федерального бюджета, а это Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, за 2012 год снизилась более чем в два раза и составила 0,7 процента годовых. Комитет отмечает, что в отчёте не приведены подробные данные по системе управления рисками при размещении резервных валютных активов Банка России, а что касается обязательств банка по обеспечению доходности резервов, то она значительно ниже уровня инфляции, что свидетельствует об обесценивании средств фондов федерального бюджета. Ставка рефинансирования. Для снижения инфляционных ожиданий в 2012 году Банк России принял решение увеличить ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России на 0,25 процентного пункта. Комитет отмечает, что уровень ставки рефинансирования не отражает реальной ставки, по которой Банк России мог бы кредитовать коммерческие банки. Также стоит отметить, что само повышение ставки рефинансирования способствует росту инфляции, особенно в части роста цен на продукты питания, товары народного потребления, жилья и другого, существенно увеличивая рост издержек в их производстве. В заключении комитет даёт в целом положительную оценку качества денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, и отмечает профессиональный уровень подготовки годового отчёта. При этом комитет обращает внимание, что результаты проводимой банком денежно-кредитной политики всё же существенно отличаются от заявленных прогнозных показателей, и предлагает при прогнозировании основных экономических показателей более тесно взаимодействовать с Правительством Российской Федерации и принимать единые консолидированные и взвешенные решения, в таком случае отклонение прогнозных показателей не будет являться шоком для бюджетной системы Российской Федерации и для банковской системы. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает принять к сведению годовой отчёт Центрального банка за 2012 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович, присаживайтесь. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике внимательно рассмотрел отчёт ЦБ за 2012 год и отмечает следующее. Для начала хотелось бы сказать об общей экономической ситуации. Экономическая ситуация в мире во многом непредсказуема сегодня. Темпы экономического роста отечественной экономики остаются невысокими, и это несмотря на небольшое ускорение по сравнению с первым кварталом текущего года. По экспертным оценкам, ВВП России в 2013 году вырастет на 2,4 процента, это лучше, чем в Европе, но это ниже того уровня, который нам необходим для устойчивого развития экономики и решения социальных и других проблем. Российская экономика должна расти быстрее ведущих экономик мира, если мы хотим сократить отставание от экономических лидеров. Ситуация требует эффективных действий, кардинального повышения качества работы, и в этой связи хочу отметить, что комитет по экономической политике в заключениях на отчёт Банка России неоднократно высказывал свои замечания по поводу высокой ставки рефинансирования, которая трансформируется в недопустимо высокие ставки коммерческих банков по долгосрочным кредитам. Также были сделаны замечания в связи с сомнительной парадигмой таргетирования инфляции, то есть контроля над уровнем инфляции при помощи сжатия денежной массы и высокого размера ставки рефинансирования, в тот момент, когда основным фактором инфляции являются, как мы все уже прекрасно знаем, скачки тарифов естественных монополий, включая ЖКХ. Также отмечалось, что снижение темпов роста экономики вызвано в том числе получением иностранных кредитов нашими предприятиями под более высокий процент, тогда как свои деньги мы направляем за рубеж под более низкий процент, но Банк России практически игнорировал эти замечания, в том числе предложение о введении в отчёте банка раздела о мерах по стимулированию развития народного хозяйства Российской Федерации. Такая политика проводилась Центральным банком на протяжении последних двадцати лет, что негативным образом сказалось на развитии и науки, и промышленности, и сельского хозяйства. Многие наши предприятия, многие наши отрасли практически перестали существовать, а доля импортной продукции на внутреннем рынке устойчиво превышает 50 процентов, что уже представляет собой угрозу для национальной безопасности. При малом коэффициенте монетизации наша экономика сегодня фактически финансово обескровлена, у нас практически отсутствуют дешёвые кредиты, доступная ипотека и длинные деньги, и эти проблемы необходимо срочно решать. В связи с этим комитет считает целесообразным, во-первых, определить одним из ключевых аспектов политики Банка России ответственность за создание благоприятных условий для долгосрочного развития, экономического роста и конкурентоспособности отечественной экономики в условиях членства России в ВТО, в том числе принять меры, направленные на снижение стоимости кредитования предприятий реального сектора экономики, включая мероприятия, способствующие снижению административной нагрузки на банки, защите прав кредиторов и развитию конкуренции в банковском секторе. Кстати, отмечу, что 10 июня Президент Российской Федерации на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности дал поручение правительству совместно с Центробанком до 19 июня, то есть до сегодняшнего дня, представить предложения по вышеуказанным мерам, - хотелось бы сегодня узнать, какие же меры в итоге предлагаются, в том числе и Центробанком. Во-вторых, комитет считает целесообразным обеспечить более активное участие банковской системы России в модернизации и инновационном развитии обрабатывающего сектора экономики, для чего провести анализ и корректировку нормативов Банка России, с тем чтобы стимулировать коммерческие банки в проектном финансировании реального сектора экономики. В-третьих, - мы говорим об этой проблеме практически ежегодно с этой трибуны, я, наверное, повторю то, о чём мы говорили, - комитет рекомендует принять меры по обеспечению рефинансирования кредитной организации сроком до трёх лет под залог активов определённого уровня качества, то есть мы должны дать банкам кредиты ЦБ на срок до трёх лет, а не так, как сейчас, - до одного года. Разумеется, мы видим и положительные аспекты в деятельности Центрального банка, но сегодня говорить о них, как мы понимаем, нет смысла, поскольку общее состояние нашей экономики оставляет желать лучшего. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2012 год. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ вопрос задаёт Родин Владимир Романович. Пожалуйста. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Вопрос Сергею Михайловичу. В заключении Комитета по финансовому рынку, да и в выступлении Сергея Михайловича отмечено, что за два года объём сомнительных операций увеличился в полтора раза. Из интервью руководства газете "Ведомости" следует, что более половины всего объёма сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно связанными друг с другом устойчивыми платёжными отношениями, что вполне может подвергаться подробному контролю и разбирательству со стороны ЦБ, а по его инициативе - и со стороны силовых структур. В связи с этим вопрос: какие меры персональной ответственности принимались руководством ЦБ к виновным сотрудникам ЦБ в сложившейся ситуации? ИГНАТЬЕВ С. М. Отвечаю, и я уже частично ответил на этот вопрос в своём выступлении: у меня к моим сотрудникам в Центральном банке на этом участке никаких претензий нет - там работают очень честные и очень высокопрофессиональные люди. Я вообще этой проблеме уделял очень много внимания, больше внимания, чем макроэкономике, денежно-кредитной политике и так далее. Значит, что мы делаем? Мы регулярно, каждую неделю, направляем соответствующую информацию в правоохранительные органы, в Росфинмониторинг, в налоговую службу и так далее, при этом соблюдаем законодательство о банковской тайне. Вообще, Центральный банк здесь может играть исключительно важную роль как источник информации, потому что у нас есть информация о платёжных оборотах той или иной фирмы, у нас есть информация об уплаченных той или иной фирмой налогах, и сопоставление платёжного оборота с уплаченными налогами - это, в общем, ключевой элемент выявления подобных незаконных операций. Вот остальное - работа других ведомств, поскольку мы не можем ни допрашивать людей, ни опрашивать людей, ни выходить с проверками юридических лиц, этим занимаются совершенно другие органы, мы же работаем с коммерческими банками и можем проверять только коммерческие банки. К сожалению, пока должное взаимодействие между всеми участниками, я имею в виду государственные органы, ещё не налажено, а участников очень много: это и правоохранительные органы, и налоговые службы, и Центральный банк, и Росфинмониторинг, и Росфиннадзор, и таможенный комитет, и масса других. Вот нет, нет должного взаимодействия! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, мы вас знаем как опытнейшего специалиста в своём деле, более десяти лет возглавляющего Центробанк, человека, который привёл инфляцию к однозначной цифре, человека, который имел отношение к разработке закона об инсайдерской информации, и в связи с этим хотелось бы, чтобы вы как-то прокомментировали вчерашнее заявление министра Силуанова о том, что необходимо девальвировать национальную валюту, - заявление, которое уже привело к резкому скачку стоимости на бирже, ну, и неизвестно, к чему ещё может привести. Как вы можете это прокомментировать? ИГНАТЬЕВ С. М. Я подозреваю, что здесь какое-то недоразумение, я вчера с Антоном Германовичем разговаривал на эту тему - по-моему, пресса передала его точку зрения по этому поводу немножко в неточном виде. Я по этому поводу могу высказаться. Действительно, мы сейчас подготовили порядок проведения валютных интервенций, в соответствии с которым Минфин, например, с целью пополнения Резервного фонда (если возникают условия для его пополнения) будет регулярно покупать валюту у Центрального банка, можно сказать, в ежедневном режиме, а Центральный банк будет одновременно эти же суммы покупать на рынке как бы в интересах Министерства финансов, и, наоборот, если придётся тратить Резервный фонд (предположим, дефицит бюджета большой и так далее), то Минфин будет регулярно продавать валюту Центральному банку, а тот будет соответствующие суммы продавать на рынке. Такой порядок уже разработан. Наверное, он будет запущен, вступит в действие в августе, поскольку ещё требуется совместная работа с Минфином. Я вас уверяю, что этот порядок никак или практически никак не повлияет на траекторию валютного курса, то есть все опасения относительно того, что при новом порядке курс обязательно ослабнет, беспочвенны, это неправда, это какие-то домыслы. Данный порядок специально был разработан таким образом, чтобы влияние на траекторию валютного курса было минимальным, но оно неизбежно будет, причём или в ту, или в другую сторону. То есть иной, но он специально задуман таким, чтобы влияние на динамику валютного курса было минимальным. Более того, при нынешних ценах на нефть - я уже об этом говорил примерно недели две назад - более вероятно укрепление рубля, чем его ослабление. Почему? Потому что у нас сейчас очень большой отток капитала, неестественно большой, ненормально высокий и он неизбежно сократится, что при сохранении цен на нефть на нынешнем уровне, возможно (точно не знаю, но возможно), приведёт к укреплению рубля. Это мой вероятностный прогноз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихонов Руслан Кронидович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ТИХОНОВ Р. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Михайлович, в настоящее время в законе о Центробанке основными целями его деятельности заявлены "защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы". Однако в своём послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин отметил, что в уставах ФРС Соединённых Штатов, Евроцентробанка, некоторых других центральных банков прямо указана обязанность этих структур думать об обеспечении достаточного количества рабочих мест и высоких темпов роста экономики. Как вы относитесь к тому, чтобы расширить деятельность Центробанка целями по обеспечению устойчивости экономического роста, конкурентоспособности российской экономики и занятости населения? Какие ещё задачи могут быть возложены на Центробанк в современных условиях глобализации? ИГНАТЬЕВ С. М. Все центральные банки, и Центральный банк России в частности, думают об экономическом росте и учитывают при принятии решения о процентных ставках всю информацию, включая и динамику ВВП, и промышленный рост, и продажи автомобилей, и рост кредитной активности или её замедление, - всё это принимается во внимание. Мы не хотим замедления экономического роста и всегда сравниваем риски ускорения инфляции и замедления экономического роста независимо от того, что написано в законе, - это такая традиция, классика, таково изначальное предназначение центральных банков. Нужно ли об этом писать в законе? Если аккуратно, то можно написать. Я уже говорил, что можно добавить, например, такую фразу: "Основная цель денежно-кредитной политики Центрального банка заключается в поддержании низких и стабильных темпов инфляции. Кроме того, Центральный банк поддерживает усилия правительства по обеспечению сбалансированного экономического роста". Я считаю, что-то в этом духе можно написать. Причём вторая цель должна достигаться в той мере, в какой это не противоречит первой, основной цели. Примерно так говорится в уставе Европейского центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Михайлович, у меня вопрос об эффективности использования средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния. Приведите, пожалуйста, статистику за прошедший год. Как вы можете объяснить, что аналогичные средства других подобных фондов, скажем в Норвегии, используются чуть ли не в десять и более раз эффективнее? Это первое. Второе. Почему в России нет ни такого бизнеса, ни таких бизнесменов, которым можно было бы доверить эти средства? Тем более когда процентные ставки действительно растут - вы об этом сообщили в своём докладе. И не считаете ли вы, что на чёрный день нам всё-таки нужны не деньги, а продукты, лекарства и другие вещи, которые следует производить в России, а для этого как раз не хватает вот этих денег? ИГНАТЬЕВ С. М. Доходность золотовалютных резервов действительно низкая: в прошлом году - ниже 1 процента, насколько я помню. Это связано с тем, что мы инвестируем только в самые надёжные инструменты, но, как правило, чем надёжнее инструмент, тем ниже доходность. Поскольку в мире сейчас процентные ставки находятся на низком уровне - я имею в виду ставки в долларах, в евро и в другой валюте, - доходность золотовалютных резервов неизбежно низкая. Её можно искусственно повысить, допустим, размещая средства в более рискованные операции, например в акции иностранных корпораций, но в один год мы можем заработать 7 процентов, а в другой - потерять 5 процентов. Примерно так и происходит с суверенными фондами за границей, которые вкладывают деньги в том числе в акции: когда густо, а когда пусто, а когда минус, и большой минус, - такое тоже может быть. У нас всегда плюс, небольшой, но плюс, всегда плюс, у нас ни разу не было никаких потерь за много лет! Если вкладывать золотовалютные резервы внутри России, то они автоматически перестают быть золотовалютными резервами, коллеги, это уже не золотовалютные резервы, надо принимать решение о том, чтобы их сократить, и, наверное, размещать эти активы нужно не Центральному банку, а кому-то другому. Вот что касается того, что у нас они слишком большие... они у нас уже не слишком большие, мы занимаем сейчас уже не 3-е, а, по-моему, 5-е место в мире, нас опередили и США, и Саудовская Аравия, а если сравнить золотовалютные резервы ещё и с ВВП, то мы далеко не на 5-м месте, а... я не знаю... ну, наверное, месте на 15-м - на 20-м. При этом у нас риски, связанные с внешними факторами, очень немаленькие, мы очень сильно зависим от цен на нефть и другие товары. Я просто напомню 2008 год: у нас цена на нефть упала со 140 долларов в июле до 35 долларов в декабре, и мы за этот период, за несколько месяцев, потратили более 200 миллиардов золотовалютных резервов, и вот тогда, в ноябре - декабре 2008 года, - я эти дни очень хорошо помню - мне не казалось, что у нас слишком много золотовалютных резервов, совсем не казалось! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ выступает Кумин Вадим Валентинович. Пожалуйста. КУМИН В. В. * Уважаемые коллеги, в прошлом году, выступая с этой трибуны, фракция КПРФ указала на неустойчивость достигнутых правительством прежде всего экономических показателей и ухудшение ситуации в связи с тем, что будет падать спрос на российские товары на внешних рынках вследствие развития глобального экономического кризиса. Также, по нашему мнению, должно было отрицательно сказаться на наших предприятиях и вступление России в ВТО, потому что нам будет очень сложно конкурировать с мировыми компаниями, которые имеют доступ к финансовым ресурсам под 2, 3, 5 процентов годовых. Сегодня можно констатировать, что все эти прогнозы в полной мере оправдались: темпы экономического роста за год снизились втрое, с почти 5 процентов в первом квартале 2012 года до примерно 1,5 процента в начале текущего года; за четыре месяца с начала года экспорт упал на 5 процентов, а импорт вырос на 3,5 процента - это первые плоды вступления России в ВТО. На этом фоне в сентябре прошлого года Центральный банк увеличивает ставку рефинансирования на 0,25 процента, таким образом, он оказывается единственным банком из мировой "двадцатки", ужесточившим в 2012 году финансовую политику. В итоге средняя эффективная ставка по кредитам для компаний на срок свыше года выросла с 10 процентов до 12 процентов и более к началу этого года. А правительство в это же время в условиях недоинвестирования и необходимости обновления основных фондов принимает чрезмерно жёсткое бюджетное правило, которое фактически означает секвестрирование бюджетных расходов и перераспределение расходов - оно перекладывает на регионы полномочия, которые совершенно не обеспечены финансированием. Что это такое? Это фактически сверхжёсткая финансовая политика и правительства, и ЦБ, которая в других странах показала полную неэффективность - посмотрите на ситуацию в Европе, в Ирландии и других странах, это в принципе признали все мировые финансовые институты, включая Международный валютный фонд. Сегодня мы с вами пожинаем плоды этих решений ЦБ и правительства, базирующихся на ошибочных идеологических догмах. Инвестиции в основной капитал в текущем году сократились в реальном выражении. Все основные экономические показатели, такие как динамика грузоперевозок, потребление электрической энергии, находятся в отрицательной зоне. Ещё хуже ситуация в высокотехнологических отраслях: производство электронного и оптического оборудования с начала года упало почти на 5 процентов, а машиностроение обвалилось более чем на 6 процентов. Последним аккордом стали свежие данные по промышленному производству: в мае обрабатывающая промышленность рухнула на 4,4 процента, впервые с 2009 года! И здесь нельзя всё списывать на кризис и на мировое замедление развития экономики, другие страны в этих же условиях работают, но лучше, чем мы. С 2008 года доля России в мировой экономике упала на 6 процентов. Более того, в 2012 году такие страны, как Япония и США, вышли на экономический рост, прежде всего за счёт действий их центральных банков, которые приняли чрезвычайные меры по поддержанию и стимулированию экономики, а мы в это время продолжаем спорить о том, должен Центробанк участвовать в развитии национальной экономики или не должен. Мне кажется, что споры надо прекратить (Сергей Михайлович уже согласен, новый председатель согласен), надо переходить к самым решительным шагам, иначе мы с вами дождёмся рецессии. Если мы не перестроим нашу финансовую систему таким образом, что наши предприятия будут получать кредиты максимум под 6 процентов, то никакой модернизации у нас с вами не получится. Стратегически важные для страны проекты надо финансировать через Банк развития, а для этого его надо капитализировать за счёт национальных фондов, остальные же предприятия могут кредитоваться только через Центробанк: Центробанк даёт деньги банкам, а те - предприятиям экономики. Поэтому Центробанку необходимо как следует продумать механизмы рефинансирования и принимать обязательства промышленности, так сказать, в качестве обеспечения этого рефинансирования. Для того чтобы добиться значимых результатов, потребуется комплексный подход, однако без изменения самого принципа, при котором Центробанк должен участвовать в экономике, никаких общенациональных задач нам не решить. Предлагаем на это обратить внимание... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, с этой трибуны фракция ЛДПР неоднократно говорила о тех замечаниях, которые у нас есть к Центральному банку, Министерству финансов и Министерству экономического развития, потому что именно эти три ведомства в структуре нашего государства отвечают за развитие национальной экономики. Что мы с вами видим? Видим мы такую же ситуацию, как в басне Крылова "Лебедь, Щука и Рак": мы в этом зале периодически замеряем, с какой силой тянет каждая из этих структур, и получается, что тянут-то нормально, - проблема в том, что тянут в разные стороны, и поэтому на сегодняшний день мы имеем то, что мы имеем. Вот нам говорят, что у нас рост экономики 2,2 процента. Уважаемые господа, ну не надо сравнивать нашу экономику с экономиками других стран - уровень государственного участия и доля нефтегазовой промышленности в общем объёме экономики как раз и дают эти 2,2 процента, по всем остальным отраслям мы с вами имеем крайне негативные позиции, так что рецессия уже наступила. Как сказал один мой знакомый уважаемый экономист, отвечая на вопрос о том, войдём ли мы в новый кризис, для того чтобы куда-то войти, надо сначала откуда-то выйти, а мы всё никак не выйдем из того кризиса, который был. К сожалению, позитивных выводов Центральный банк не сделал. На мой взгляд, Центральный банк не выполнил указания президента и правительства в отношении того, что нам необходимо взять темп на обновление основных фондов, на стимулирование реального сектора экономики. Чтобы было понятно, о чём речь, очень простой пример: вот под какую ставку у нас сегодня получит кредит любая стартап-компания в промышленности? Да ни под какую, потому что любой стартап в промышленности - это предприятие пятой категории, то есть ни один банк ему вообще денег не даст, потому что требуется стопроцентное резервирование. Центральный банк может отрегулировать резервирование? Может. Если у нас рентабельность в промышленности в среднем составляет 15 процентов, а средневзвешенная ставка по кредитам для предприятий промышленности - ну, это высокий риск: они же могут не продать свою продукцию! - составляет около 20 процентов, то кто будет брать эти кредиты?! Берут кредиты под торговые операции, а если и берут под промышленные цели, то предприятия оказываются в зависимости, когда каждый год надо перекредитовываться. Посмотрите по продуктам, которые есть у банков, - вы не найдёте ни одного приемлемого среднесрочного либо долгосрочного кредита! Да, у нас есть ряд предприятий, которые хорошо кредитуются, под нормальные ставки, в основном это "Роснефть" и другие корпорации, которые не сильно в деньгах-то нуждаются, будем так говорить, а весь остальной сектор у нас находится в не очень хорошем положении. Ничего не изменится, пока мы с вами не создадим национальную концепцию развития экономики, где будут реальные приоритеты для развития реального сектора экономики. С ретейлом у нас и так всё хорошо, у нас с ретейлом всё нормально - как в 90-х годах создали для них преференции, так они их с удовольствием и используют, и периодически вносятся какие-то инициативы, чтобы им ещё льготы добавить, а вот в реальном секторе экономики, который фактически несёт на себе основную налоговую нагрузку, наши граждане всё-таки пытаются как-то работать, но, к сожалению, в последнее время наблюдается другая тенденция: здоровые мужики у нас либо бутылки в супермаркетах переставляют с одного места на другое, либо охранниками работают (я не беру нефтегазовую промышленность) - вот те реалии, которые каждый из нас видит. Те предприятия, которые когда-то занимали лидирующие позиции в экономике, постепенно умирают - посмотрите и проанализируйте, какие предприятия подпадают под процедуру банкротства; невозможность перекредитоваться ведёт к банкротству огромного количества предприятий, а так называемая рисковая система, которая установлена Центральным банком, не отвечает запросам государства, то есть она, может быть, и отвечает им в части сохранности денег, но она не отвечает в целом интересам государства. Но если мы не будем поддерживать национальную экономику, она благополучно скончается уже в ближайшие пять лет. Слово "модернизация" у нас по-прежнему используется в основном молодёжью в тёмных углах, потому что ничего невозможно модернизировать при сегодняшней финансово-кредитной политике, а относительно той ситуации, которая сложилась в реальном секторе экономики, к сожалению, ничего хорошего мы сказать не можем. И во всех заключениях комитетов, что меня поразило, присутствует критика, но везде отсутствует оценка, поэтому, я считаю, принять к сведению - это, конечно, хорошо, но давайте примем к сведению, что при такой финансово-кредитной политике... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Михайлович, я хотел бы на примере конкретной отрасли - сельского хозяйства - показать, как "эффективно" работаем и мы, аграрники, и вы, помогая эту отрасль загнать в такую даль, что оттуда теперь и выбраться-то тяжело! Я прямо могу сказать: сегодня нет более важной государственной проблемы, чем финансовое оздоровление сельского хозяйства, аграрной отрасли. У нас сегодня на 260 миллиардов рублей кредитов, рассроченных и просроченных, причём срок погашения многих из отсроченных кредитов наступает 31 декабря. Более того, мы не можем какие-то серьёзные требования предъявить, скажем, нашим отраслям - птицеводству, свиноводству, которые работают по своим показателям на мировом уровне, но в результате нашей с вами работы и все они стали некредитоспособными. О чём я хочу сказать? Действительно, уже язык истёрли, говоря, что слишком высоки ставки по тем кредитам, которые получает реальный сектор экономики. Сами посмотрите свои данные: в последние четыре года средние кредитные ставки были на 3,5 пункта выше, - выше! - чем рентабельность в этих отраслях, значит, получая кредит... Мы, вот все 143 миллиона человек, смотрим, как сознательно загоняют в могилу тех, кто делает реальную экономику, - нельзя же так, надо же как-то в этом разобраться! Больше того, те банки, которые кредитуют сельское хозяйство - Россельхозбанк и Сбербанк, - они же с вашим участием, там же ваш капитал, так почему они должны под 15 процентов отдавать кредиты?! А мы что делаем? А мы из денег, которые дали сельскому хозяйству на развитие, из 130 миллиардов, 76 миллиардов отдаём банкам на покрытие этой льготной ставки - мы кормим банки, они заелись уже так, что у них желудок не работает! Что, Центральный банк всего этого не видит?! Почему мы не соберёмся все вместе и не рассмотрим комплексно этот вопрос?! Сергей Михайлович, я с огромным уважением отношусь к вам, вы ещё остаётесь в этой сфере, действительно вам удалось как-то стабилизировать, вести нормально курс рубля, что чрезвычайно важно, но я согласен с товарищами, которые здесь говорили, что деньги - это ещё не всё, этого мало, нужна продукция, она поднимает авторитет и экономику любой страны, а для этого нужны ресурсы. В связи с этим я предлагаю банку провести тендер, вот эти 60 миллиардов, которые отдаём... давайте скажем, что вот на таких условиях мы готовы отдать: вы даёте лучшее - получите. А условия сделать такие (в данном случае я говорю про аграрную отрасль): ставка должна быть на уровне инфляции плюс 3 процента на ведение дел банку - вот условия тендера, пожалуйста, участвуйте, а если... Я бы на вашем месте дальше пошёл, если наши банки заколебались бы, - давайте привлечём тех, кто готов на этих условиях работать. Одним словом, я мысль одну хочу донести: повторяем из года в год, что сейчас самая главная проблема - инвестирование реального сектора экономики, но действительно нет сдвигов! Возьмите отчёт: за последние четыре года доля импорта в общем импорте страны составляет 49, 50, 51 процент - где же наш переход на новую экономику? Где же видно, что мы слезаем с нефтяной иглы? Да нет, никуда мы не слезаем - мы на ней крутимся! И сегодня так остро мы все говорим, потому что, согласитесь, пожалуйста, дальше мы пути не видим, тупик в этом плане! Поэтому я рассчитываю на то, что будет создана какая-то группа, куда должны войти экономические блоки Государственной Думы, Центробанк, Минэкономразвития, давайте включим ещё тех, кого вы считаете нужным, чтобы нам этот вопрос рассмотреть комплексно и предложить меры для того, чтобы сделать финансовую систему похожей на западную. Если с меня будут брать за кредит... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! Ежегодно мы обсуждаем этот документ - и ежегодно Геннадий Васильевич критикует Центральный банк за ту политику, которую он осуществляет. Я ознакомился с последним отчётом - он очень похож на те документы, которые мы обсуждали в предыдущие периоды, поэтому я думаю, что надо изменить и структуру документа, и содержание документа, и, наверное, нам необходимо договориться о том, что принимать к сведению отчёт Центрального банка - это неправильный подход, надо давать какие-то оценочные характеристики работы, проделанной Центральным банком, для того чтобы он в следующем году не мог не обратить внимания на те замечания, которые здесь, в Государственной Думе, звучат. Вот в этом документе очень много внимания уделяется анализу экономической ситуации прошлого года, но там в большей мере описание ситуации и не видно причинно-следственных связей, почему то или иное явление произошло, по каким причинам, как денежно-кредитная политика Центрального банка влияла на ситуацию. Например, констатируется, что денежный агрегат М2 в прошлом году увеличился на 11,9 процента, это в два раза меньше, чем в 2011 году. Соответственно, возникает вопрос: а каким образом вот такое уменьшение роста денежной массы произошло, почему произошло и как это повлияло на экономическую ситуацию? Либо это уменьшение спроса на деньги со стороны бизнеса и поэтому Центральный банк начал уменьшать объём денежной массы, либо это скачок инфляции и Центральный банк своими методами влиял на то, чтобы денег было меньше в экономике, и соответственно сдерживал инфляцию. Но надо иметь в виду, что в прошлом году наши кредитные организации испытывали дефицит ликвидности, даже крупнейшие банки, в том числе и Сберегательный банк, вынуждены были обращаться к Центральному банку, занимать у него деньги, для того чтобы в том числе кредитовать экономику, кредитовать население, поскольку на рынке денег не хватало, да и сам Центральный банк в отчёте отмечает, что через бюджетный канал уходили деньги с рынка, поскольку в периоды налоговых платежей деньги уходят с рынка, оседают на счетах Центрального банка, а следовательно, не работают на экономику. В этом же отчёте Центральный банк говорит о том, что значительное влияние на темпы инфляции оказали немонетарные факторы, при этом он осуществляет борьбу с немонетарными факторами с помощью монетарных, например, в прошлом году повысил ставку рефинансирования, увеличил ставки по кредитам, которые он выдаёт банкам, и таким образом повлиял на стоимость кредитов, которые банки, в свою очередь, начали предоставлять заёмщикам. Вывод: здесь необходимо скоординировать действия Центрального банка и правительства, для того чтобы у нас никогда не возникал дефицит ликвидности. Я считаю, что вот тот вопрос, который задавался по поводу выхода Министерства финансов на валютный рынок, - это как раз первый шаг к тому, чтобы ситуация на денежном рынке была более стабильная, чтобы у нас не было таких перекосов: то густо, то пусто на рынке, - и в результате цена денег не будет скакать в зависимости от ситуации на рынке ликвидности. Мы здесь говорили о ставке рефинансирования, но, на мой взгляд, можно было бы и надо активнее использовать рынок облигаций. У нас нет так называемого бенчмаркинга доходности рынка облигаций - на мой взгляд, можно было бы с помощью Центрального банка, Сергей Михайлович, сформировать такой индекс доходности долгосрочных облигаций, и Центральный банк по примеру Соединённых Штатов Америки мог бы выходить на рынок этих облигаций (причём они должны быть, конечно, соответствующего уровня надёжности), выкупать эти облигации в тот период, когда доходность начинает повышаться, и выходить на рынок, для того чтобы сбивать на нём понижение доходности. Таким образом, интерес к этим бумагам резко возрос бы и, соответственно, можно было бы не только с помощью кредитов, не только с помощью рефинансирования, но и задействуя рынок ценных бумаг способствовать формированию долгосрочных ресурсов банков. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, вам слово, пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М. Большое спасибо за интересное обсуждение, за многочисленные замечания, я очень надеюсь, что Центральный банк эти замечания внимательно рассмотрит и учтёт в дальнейшей работе. Большое спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, это был ваш 11-й, по-моему, годовой отчёт о деятельности Центрального банка, и каждый раз депутаты Государственной Думы хотя, конечно, отмечали отдельные недостатки в деятельности Центрального банка и давали свои рекомендации, но при этом всегда подчёркивали и ваш профессионализм, и ваш авторитет. Вы завершаете свою работу на посту председателя Центрального банка, но Центральный банк не покидаете, и мы знаем, что и ваше профессиональное слово, и ваше авторитетное мнение всегда будут дорогого стоить и приниматься во внимание в деятельности Центрального банка. Я хотел бы от имени депутатов Государственной Думы искренне поблагодарить вас за действительно огромную работу на этом ответственном посту - в течение одиннадцати лет вы, что называется, держали оборону и защищали интересы финансового рынка и финансово-кредитной системы России - и вручить вам Почётную грамоту Государственной Думы Российской Федерации за существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Российской Федерации. (Аплодисменты.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5938 по 5954 из 7539
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2012 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 31 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел.48,0 % Результат: принято Постановление принимается.