Заседание № 128
09.12.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 286425-5 "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2009 года, утверждённый постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О плане проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2009 года" (в части, касающейся темы "правительственного часа" 23 декабря 2009 года).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1401 по 2137 из 7955
Блок проектов постановлений Государственной Думы по организационным вопросам. Пункт 2. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в план проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2009 года, утверждённый постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О плане проведения "правительственного часа" на осеннюю сессию Государственной Думы 2009 года". Доклад депутата Государственной Думы Веры Александровны Лекаревой. Пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Сегодня в моём выступлении речь пойдёт о трагедии - о трагедии в армии, в Вооружённых Силах Российской Федерации. К сожалению, Российская армия не осталась в стороне от процесса модернизации и реформирования экономики нашей страны, более того, Вооружённые Силы Российской Федерации оказались в самом эпицентре событий. Перед Министерством обороны поставлена сверхжёсткая задача - в кратчайшие сроки создать мобильные, эффективные, современные Вооружённые Силы, способные противостоять любым военным столкновениям, с учётом экономических возможностей страны. По сути, речь идёт о создании кардинально нового облика Вооружённых Сил России, оснащённых высокоточным оружием - наступательным, оборонительным, информационным. Уважаемые депутаты, в справедливом желании приспособить армию к современным реалиям следует всегда помнить о человеческом капитале, о личностных качествах командного состава и рядовых воинов, от уровня подготовки которых напрямую зависит безопасность России и перспективы военной реформы. Наконец, немаловажно, на наш взгляд, обратить внимание на уровень доверия к Вооружённым Силам среди населения Российской Федерации. К сожалению, нет престижа военной службы в нашем обществе. Почему раньше армия пользовалась всенародной любовью, а офицеры ставились в пример как высоконравственные патриоты? Признавая, что Вооружённые Силы в процессе незавершённых социально-экономических преобразований оказались в сложной ситуации, нельзя всё же оправдывать негативную тенденцию небоевых потерь в армии в мирное время. Мы знаем, что в Вооружённых Силах проходят военные учения, и мы их приравниваем к маленьким войнам, и это понятно. Но когда в мирное время родители получают "груз 200" без объяснений причин гибели их ребёнка в Вооружённых Силах - с этим мириться нельзя! Судите сами: только по официальным данным, от неуставных отношений с начала этого года погибли двести семьдесят три военнослужащих, а с учётом потерь во внутренних войсках - около тысячи человек. Всё чаще инициаторами и главными участниками избиения солдат выступают офицеры. Так, по данным Комитета солдатских матерей, за нынешний год в их приёмную обратились свыше шестисот человек с жалобами на побои, насилие, пытки и вымогательство. Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что это только 10 процентов от общего числа обращений в двести региональных отделений организации "Солдатские матери". По всем фактам проводятся проверки военной прокуратурой. Родители солдат жалуются на воспрепятствование командованием воинских частей объективному расследованию происшествий. Можно бесконечно перечислять проблемы в Российской армии, да вы их хорошо и сами знаете, и "Солдатские матери" обращались к депутатам Государственной Думы, скажу лишь об одной, от которой необходимо помочь избавиться Министерству обороны сейчас, сегодня, немедленно, стремительно, - гибель невинных солдат от неуставных отношений. Депутаты Государственной Думы с болью и горечью констатируют нежелание отдельных офицеров сберегать молодые жизни солдат. Нет его, и нет от него: сколько девчат уже не встретят своих женихов, не будет свадеб, не будет семей, не будет детей. "Справедливая Россия" не будет мириться с тем, что фактически прекращён с 2003 года поиск без вести пропавших военнослужащих в горячих точках на территории Российской Федерации и за её пределами. Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что раньше члены комиссии неоднократно выезжали в горячие точки, налаживали контакты с местным населением, собирали важную информацию, способствовали возвращению военнослужащих на родину. Эффективная деятельность комиссии позволила установить сотни мест захоронений солдат Российской армии, ранее считавшихся неизвестными, и более ста пятидесяти военнослужащих вызволить из плена. Известно, что на сегодня количество пропавших без вести солдат и офицеров составляет примерно девятьсот восемьдесят человек. Совершенно очевидно, что Министерство обороны не справится в одиночку с глобальными проблемами Вооружённых Сил. Необходимо обратиться, на мой взгляд, к Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву с просьбой о возвращении статуса комиссии при Президенте по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, о восстановлении рабочей группы с привлечением депутатов Государственной Думы, представителей религиозных, общественных организаций, не жалеть денег из федерального бюджета для поисковой работы. Уважаемые депутаты, "Справедливая Россия" считает, что нужно рекомендовать Правительству Российской Федерации возобновить систематическую работу по розыску, эксгумации и опознанию тел военнослужащих, выясняя все обстоятельства судьбы погибших воинов, в том числе и внутренних войск. В целях предупреждения преступлений против личности в армии необходимо качественно изменить уровень воспитательной работы, осуществить новый кадровый подход к офицерам и командирам, создать управление по работе с личным составом, ввести постоянный мониторинг текущих дел в воинских частях, выявлять грамотных, способных, честных, добрых командиров и лиц, которые недостойным поведением наносят непоправимый ущерб моральному облику Вооружённых Сил России. В армии не должно быть места насильникам, мародёрам, убийцам и вымогателям. Уважаемые депутаты, в 2010 году завершается реализация федеральной целевой программы реформирования системы военного образования. Депутаты Государственной Думы хотят услышать, насколько эффективно идёт подготовка будущих офицеров на военных кафедрах гражданских вузов. Надеемся, что в армию пойдут сильные, грамотные и хорошо образованные юноши. Древние говорили: "Поздно признаваться в ошибке, когда весь корабль под водою". Наша армия ещё на плаву. Задача законодательной и исполнительной власти - обеспечить Вооружённые Силы всем необходимым, наполнить достаточными финансовыми ресурсами, вернуть престиж военной службе, чтобы сломя голову бежали в армию, а не из неё. Нельзя оставить без внимания средства массовой информации, где зачастую в карикатурном виде изображаются военнослужащие. Не понимаю, почему наше военное командование мирится с этим. Для реализации новых подходов к формированию кадрового состава Вооружённых Сил России и управлению войсками нужны новые люди: не только сильные, несгибаемые, способные стоять насмерть за свою Родину, но и способными душевно переживать за каждого солдата, помнящие о том, что мать отдала сына в армию с надеждой, что он вернется живым. Мы с вами просто обязаны установить причину гибели двухсот семидесяти трёх солдат, наказать виновных и приступить к розыску без вести пропавших. И мы поверим в Министерство обороны и в его желание реформировать армию, придать новый моральный облик Вооружённым Силам. И люди поверят и без страха отпустят своих детей служить в армию. Я понимаю, уважаемые депутаты, что подготовлен отрицательный ответ комитета по Регламенту на моё предложение о приглашении на "правительственный час" министра обороны Сердюкова Анатолия Эдуардовича. Ответ комитета заменяет открытое, конструктивное, честное обсуждение трагедий в нашей армии закрытой, кулуарной встречей. Хочу спросить, знает ли кто-то из депутатов хотя бы один субъект Российской Федерации, где матери не получали "груз 200" из нашей армии. Если да, я очень порадуюсь за этот субъект. Но каждый из здесь сидящих знает, что к нам на приём приходят заплаканные, рано постаревшие, отчаявшиеся матери, которые вырастили не наркоманов, не убийц, вырастили воинов, здоровых парней, зачастую без участия государства. Мать является самым главным инвестором и экономики, и Вооружённых Сил Российской Федерации. Мы должны честно смотреть нашим женщинам в глаза, чтобы они не боялись рожать сыновей и отдавать их в армию. Прошу поддержать наше предложение и надеюсь, что у нас с вами будут для обсуждения не такие печальные поводы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Владимира Михайловича Асеева. Пожалуйста. АСЕЕВ В. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию проект постановления отменяет проведение 23 декабря "правительственного часа" по теме, затрагивающей развитие воздушного транспорта и обеспечение его современными отечественными воздушными судами, с участием министра транспорта Левитина и министра промышленности и торговли Христенко. Эта тема была предложена Комитетом по транспорту и поддержана палатой при утверждении плана проведения "правительственного часа" на текущую сессию. При рассмотрении данного проекта постановления комитет по Регламенту также учёл мнение Комитета по обороне, который предложил рассмотреть указанную тему 17 декабря текущего года в рамках выездного заседания Комитета по обороне в Министерстве обороны России с приглашением всех депутатов и с участием всего руководящего состава Вооружённых Сил России. Совет Государственной Думы это предложение поддержал. Учитывая изложенное, комитет по Регламенту не поддерживает данный проект постановления и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость задать вопросы или выступить? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету по Регламенту. Ни разу Государственная Дума не обсуждала военную доктрину России. Мы обсуждали какие-то такие вещи, которые обсуждаются на выездных заседаниях комитета: как происходит реформирование, где, что, куда идёт. Но я считаю, прежде чем куда-то идти, надо определиться, зачем мы идём, и поэтому необходимо обсудить военную доктрину России в парламенте, как это делается во всех нормальных странах - в парламенте обсуждается военная доктрина. Её можно обсудить только в зале. Как комитет по Регламенту относится к тому, что оборона?.. Важно развивать отечественный транспорт, но оборона страны в сегодняшних сложных условиях - наверное, это важнейшая тема, и, вместо того чтобы переносить это, сужать до рамок комитета, думаю, всё-таки было бы целесообразнее изменить план, пригласить сюда министра обороны и обсудить, может быть, более широкую тему - военную доктрину России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включайте, пожалуйста, микрофон Асееву Владимиру Михайловичу на рабочем месте, реагируйте сразу. АСЕЕВ В. М. Вы помните, уважаемые коллеги, когда мы с вами участвовали в заседании в Министерстве обороны по реформированию Вооружённых Сил, мы услышали полную информацию, которая нас интересовала, и задали все вопросы, которые нас интересовали. Поэтому данное предложение как раз в рамках того, что необходимо. Если мы будем участвовать в этом заседании, мы получим исчерпывающую информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Вера Александровна, не считаете ли вы возможным первым пунктом написать обращение к Президенту Российской Федерации о немедленной отставке неквалифицированного министра? Отсюда, с моей точки зрения, все остальные факты, о которых вы говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Лекаревой Вере Александровне. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Николай Васильевич, к сожалению, я не решаю кадровые вопросы в администрации президента, но уверяю вас: если бы мне их доверили, то значительное изменение в качественном отношении в отраслях произошло бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Мы поддерживаем предложение о том, что необходимо пригласить министра обороны, представителей Министерства обороны в зал пленарных заседаний, не проводить закрытое заседание. Но у меня вопрос к докладчику: верит ли он в то, что на самом деле удастся обсудить в открытом режиме те вопросы, которые очень хочется обсудить? Предполагается, что открытый режим не будет содержать ответов, которые достоверно отражают факты, которые на сегодняшний день имеют место в армии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Лекаревой Вере Александровне. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Валерий Сергеевич, на наивного депутата я мало похожа, но я хочу сказать, что открытые обсуждения - заинтересованные, честные, конструктивные - дают желаемый результат. Сегодня речь идёт о судьбах воинов, погибших в мирное время, и не от вражеской пули, и не от бандитской, а от рук офицеров, поэтому министр отраслевой может очень многих вещей не знать. Я же уже сказала в своём выступлении, что командование воинских частей препятствует объективным расследованиям, не допускает представителей Комитета солдатских матерей. Министр один не справится, мы должны с вами вместе помочь ему навести порядок в Вооружённых Силах, вернуть им тот патриотизм и те качества, о которых мы все с вами знаем, что они у них присутствовали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Я поддерживаю мнение депутатов, которые говорят, что попытка перевести в режим закрытого заседания данный вопрос - попытка просто замотать эту тему. Ничего секретного здесь нет! Я думаю, что здесь мы можем говорить открыто: небоевые потери в армии есть, безусловно, в ходе достижения нового облика в связи с сокращениями боевых частей и соединений. Год назад новосибирскую общественность возмутила информация о сокращении бердской бригады особого назначения при Генеральном штабе Вооружённых Сил Российской Федерации. Тогда было обещано, что все офицеры-контрактники получат новые места службы, - ничего подобного! Сегодня они оказались вне службы, фактически на улице. Поэтому вопрос, Вера Александровна: есть ли статистика, сколько офицеров, военнослужащих были уволены в результате достижения так называемого нового облика нашей армии? ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Анатолий Евгеньевич, за вопрос. К сожалению, я не готова сегодня вам ответить на вопрос, но могу сказать, что я встречалась с министром обороны. Мы обсудили все проблемы, которые сегодня стоят перед Российской армией, и пришли к выводу, что, во-первых, комиссии, которая занималась проблемами очень эффективно, надо придать статус президентской, и нужно обязательно вмешиваться депутатам разных уровней, потому что на местах, где должно предоставляться жильё, где должен работать военнослужащий, переведённый из одной части в другую, зачастую саботируют приказы военного командования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо. У меня вопрос к Владимиру Михайловичу Асееву. Я сама член Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы и считаю, что нельзя формально подходить к рассмотрению таких предложений. Я считаю, что на заседание комитета должна была быть приглашена Вера Александровна Лекарева, чтобы она там имела возможность высказать свою точку зрения, и, может быть, решение было бы совершенно другое. Владимир Михайлович, вы первый заместитель председателя комитета, почему у нас вот такая практика в комитете, когда таким вот образом решаются вопросы, не приживается всё же? Что мешает приглашать автора, чтобы он мог обосновать свою позицию? АСЕЕВ В. М. Я отвечу: мы приглашали, и такая практика есть. Мы рассматриваем объективно эти вопросы, и данное решение абсолютно объективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, я вначале хочу сказать о том, что престиж Российской армии ни в коей мере не снижается. Об этом говорит то, что 80 процентов выпускников кадетских корпусов поступают в высшие военные училища, - это говорит о том, что патриотизм сегодня в армии есть и будет. Второе. При министре обороны создан Общественный совет, в него входят уважаемые люди. Этот Общественный совет должен заниматься в том числе и теми проблемами, которые были сегодня подняты депутатом Лекаревой, этот совет должен заниматься ими вместе с Комитетом солдатских матерей, тогда будет результат. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Борис Вячеславович, у меня кнопка записи почему-то не сработала, я хотел вопрос задать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Вере Александровне вопрос. Вера Александровна, вот вы даёте статистику достаточно удручающую. А после введения призыва одногодичного она изменилась как-то? Есть какая-то динамика либо в лучшую, либо в худшую сторону по числу случаев дедовщины? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Лекаревой. ЛЕКАРЕВА В. А. Геннадий Владимирович, статистика, конечно, меняется, но, к сожалению, тенденция негативная сохраняется. Я дала вам информацию, которая подтверждена военной прокуратурой и Комитетом солдатских матерей России, на сегодняшний день с начала 2009 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть необходимость кому-то высказаться? Три руки: Жириновский Владимир Вольфович, Заварзин Виктор Михайлович и Багдасаров Семён Аркадьевич. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ИЗ ЗАЛА. Гудкова забыли! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Гудков. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я понимаю, что этот проект постановления внесён в повестку дня, поскольку не дали возможности депутату Лекаревой просто изменить порядок нашей работы по "правительственным часам", заставили её идти по этой сложной процедуре, чтобы в результате отказать. Вот я зачитываю вам статью Регламента, Борис Вячеславович, - я не знаю, или я сумасшедший, или парламент нужно закрыть,- статья 50, часть четвёртая: "При обсуждении проекта порядка работы заседания Государственной Думы депутаты вправе вносить мотивированные предложения о внесении изменений в проект порядка работы... После внесения всех указанных предложений председательствующий ставит их на голосование в порядке поступления". Преимущественное право даётся фракциям. Я использовал дважды это право - и как депутат, и от имени фракции. Вы говорите: нет, даже не будем ставить на голосование. Это высший орган государственной власти! Ведь мы ничего не придумали, мы ссылаемся на статью нашего Регламента. Представитель комитета Асеев нас за дураков держит, говорит: нет, повестка дня сформирована. Сформирована, вчера на Совете Думы, но на каждом заседании депутаты вправе вносить любые предложения. Нет, депутат Асеев всю страну обманывает! Что, после этого будете защищать сейчас депутата Асеева? Я требую, чтобы его не было в комитете по Регламенту, потому что он грубо... обманул всю страну, весь высший орган государственной власти! Сколько у вас юристов сидит, чего вот Колесников, бывший заместитель генерального прокурора, молчит у вас? Он же понимает, что это грубейшее нарушение - обмануть! Представляете, у президента был бы такой аппарат, у председателя правительства! То, что депутат Лекарева предложила, - это она всё правильно сделала, но ничего не получится, понимаете? Вам предлагают идти в какой-то совет при министре обороны, идти в Комитет солдатских матерей. А чем будет заниматься парламент? А парламент ничем не будет заниматься. И потом мы сталкиваемся с тем, что самый низкий рейтинг у нашего парламента. Так это вот из-за того, что мы не хотим ничего обсуждать, нам наплевать на все парламентские партии, теперь ещё на депутатов. Ладно оппозиция, это звенящая пустота, или там левые просят что-то поделить, отобрать - теперь уже депутат никто, он не имеет права вносить ничего! Я не понимаю этого. Если Госдума - лишний орган, давайте закроем её, мы же сэкономим огромные деньги. Я много раз предлагал закрыть Совет Федерации. Ведь посмотрите, в чём это выражается потом? Когда барахлит высший государственный орган - тогда взрываются поезда, убивают священников, горят города, Ульяновск, и сгорает наше молодое поколение. Ведь не сто двадцать погибших будет, а сто пятьдесят, может быть, все двести. Все, кто в больницах, они нежизнеспособны, 70 процентов ожоги - всё, это конец. И что мы делаем? Мы с вами плохо работаем. Мы с вами плохо работаем! Президент сказал в своём обращении в сентябре: ничего у вас не получается. Он нам сказал, что ничего из того, что мы делаем, не получается, что бизнесмены - жулики, а власть бездействует, власть ничего не может делать. Деньги разворованы. Триллионы! Сколько у нас было денег?! Триллионы! Армию великолепную можно сделать на эти 2,7 триллиона, потраченных на антикризисные меры, - была бы великолепная армия. Но армия ничего не получила - получили банкиры, толстосумы и отдохнут сейчас хорошо далеко за пределами нашей страны, разобьются ещё на нескольких "феррари" и других машинах. Поэтому, конечно, я в чём согласен... Вот посылают какие-то комиссии, но это всё бесполезно. Дедовщину невозможно искоренить в такой ситуации, как сегодня. Лейтенант ночевать в казарме не будет, ему нечего защищать там. Он живёт на квартире, и у него нет никакой перспективы: он не знает, что с ним будет дальше. И что это за управление по воспитательной работе? Они же ничего не делают, ничего не делают. Я сам по линии политуправления объезжал воинские части ещё при советской власти, когда не было того страшного, что есть у нас, - так, какие-то нарушения. Все были откормленные солдаты, весёлые, и то я с трудом, как лейтенант, мог поговорить с солдатами - стоят, мешают поговорить: я же как инспектор приехал. Меня нельзя было коррумпировать, как сегодня коррумпировали всё это ваше МЧС хвалёное. Оказывается, там спасатели герои. Да мы разве о них говорим? Везде герои есть - и в армии герои, и в ФСБ герои, и в милиции герои, но есть и антигерои. Все пожарные инспекторы... Дважды был пожар - они приезжали и воровали деньги у меня, и я это засекал. Они говорят: да, возбудим уголовное дело. Десять лет прошло - где они, кого-нибудь арестовали? Они смеются, эта пожарная охрана. Дважды был пожар - никого не нашли, деньги украли. Без воды приехали вообще - это ваши герои, пожарные. Жульё! Воры и бандиты они, эти пожарные! Они приезжают без воды специально, чтобы быстрее им дали денег, тогда они подключат воду. Я говорю о плохом. Хорошее тоже есть. Пусть за хорошее благодарят те, кого спасли. Я живой свидетель того, как работает московская пожарная охрана, чего уж там про Пермь говорить. И вот говорят: герои, герои. Слушайте, тогда, давайте... Вот у нас были Герои Великой Отечественной войны - и всё хорошо тогда было у нас в стране? Герои отдельно, а преступления, которые совершаются в стране, - это отдельно. Поэтому всё правильно депутат Лекарева говорит, но это бесполезно. Вчера премьер-министр сказал: усиливаем контроль - усиливается коррупция, ослабеваем контроль - происходят вот такие ЧП, как сейчас. Но выход-то какой - он не сказал. Он правильно сказал. Я объявляю, что нужно делать: как во всех странах мира все контрольные органы передаются в руки оппозиции - сразу будет всё хорошо, потому что оппозиция заинтересована вскрыть, заинтересована. Никогда правящая структура... Вот до сих пор у вас герой Шойгу, он у вас герой. Да, он герой, но сегодня вся его структура не способна предотвратить - мы же об этом говорим. "Они хорошо спасают". А мы говорим: зачем вы доводите до ЧП? Как в казармах доводят солдат до самоубийства - через день кончают жизнь самоубийством или забивают солдат в казармах. Это что? Это что за армия? И бесполезно что-либо делать - найти честных, повысить зарплату, - у людей ненависть к режиму, к политическому режиму в стране ненависть. Вот и поменяйте режим, поменяйте курс, и люди скажут: у вас свободные выборы, есть демократия, мнение оппозиции учитывается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мнение оппозиции? Не можем попросить вас, господа, Регламент соблюдать - поставить на голосование. Девять месяцев комитет по природным ресурсам не включал в повестку дня, девять месяцев! Мы сделали, как вы просили: Совет Думы, постановление. Почему депутат Комарова до сих пор председатель комитета? Девять месяцев она не вносила в повестку дня. Мы и так делаем, и так делаем - вы всё равно всё делаете в худшем варианте. Здесь последствий не видно, здесь не видно, последствия на улице: горит Ульяновск, убивают священников, поезда - под откос, горит наша молодёжь. Ведь вчера сгорел клуб в Краснодаре, просто там не было людей, поэтому... Но факт-то есть: клуб сгорел. И половина всех клубов, домов культуры, ресторанов в таком положении. Нельзя пластик употреблять для отделки, нельзя: он не горит, он дымит, мы устроили в Перми не пожар - это была газовая камера, хуже, чем в Бухенвальде или в Освенциме. Мы задушили там молодёжь нашу. И что, не знали, что нельзя облицовку делать этими материалами? Знали. Не знали, что нельзя, чтобы окна были закрыты кирпичами и оставлена только маленькая прорезь, как в конюшне? Им нужен был вид конюшни, чтобы была экзотика ночью: мы в конюшне провели ночь. Это же идиотизм! И что, инспектор этого не знал? Он им дал предписание очередное на год, а надо было на две недели. Закройте заведение на две недели: разобрать все окна, второй выход сделать и убрать с потолка солому, запретить фейерверки - всё. Ничего этого не делали... Вы говорите, надо спасти солдат в казармах - да вы сперва молодёжь в клубах спасите, там, где нет дедовщины! Уж лучше пускай по одному в день убивают в казармах, чем по сто будут гореть в клубах! Вот подумайте об этом, ведь это то же самое - это система отношений в нашей стране, когда закон не действует. Ещё древние сказали, это не я сказал: та страна, в которой не действуют законы, погибнет. Погибла царская Россия, погибла советская Россия, на ваших глазах гибнет новая Россия. Бесполезно флаги менять, символы менять и эмблемы. Как в публичном доме: нужно не мебель менять, а персонал. Вот не надо нам менять законы, символы и флаги, а надо менять власть, чтобы она действовала только по одному принципу - соблюдала законы. Мы сегодня здесь нарушили закон, поэтому... И сегодня, и завтра кого-то убьют в казарме, и это неизбежно, и снова будет гореть клуб и будут убивать священников, пока мы не изменим нашу власть. Мы с вами - главные преступники в этой стране, мы с вами - преступная власть!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время ваше закончилось. Заварзин Виктор Михайлович, пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я не хотел бы подробно комментировать высказывания Веры Александровны, но хочу сказать, что быть министром обороны, Вера Александровна, не так просто, как вы думаете. И вы убедились - несколько вопросов вам поступило, и вы уже как бы не могли ответить. Это очень сложная категория военнослужащих. Я вот вчера проводил встречу с военными атташе, аккредитованными в России, и было очень много вопросов, которыми так или иначе хотели показать, что у нас армия никакая и что мы находимся на каком-то непонятном месте вообще в мире. Я хочу ответственно заявить: есть решение верховного главнокомандующего, Президента России, относительно того, что мы действительно должны создать новый, я бы сказал, не облик - не хочу употреблять это слово, - а новую категорию военных, которые должны реагировать на современные вызовы и угрозы. Коллеги, убедительная просьба: разбирайтесь более тщательно в этих моментах, не делайте просто только политические заявления. Это очень важно. Теперь непосредственно по сути. Мы очень долго шли к этому заседанию, которое запланировано на 17-е число. Я на Совете Думы подробно докладывал всем своим коллегам и председателю, как это будет выглядеть. Ещё раз хочу доложить высокому собранию, что это мероприятие действительно очень важное, и важность его заключается в следующем. К этому заседанию мы, кстати, подготовили список вопросов, которые нам заблаговременно представила фракция коммунистов и другие фракции, чтобы не просто был разговор ни о чём, а был серьёзный разговор. Почему в закрытом режиме? Ну, коллеги, мы не можем всё говорить в открытом режиме, это же Вооружённые Силы Российской Федерации! Здесь, так или иначе, возникает ряд вопросов, которые, скажем, выходят на гриф секретности. Помещение, в котором будет проходить заседание, позволяет обсуждать особые вопросы под грифом секретности, в отличие от нашего здания, этого помещения. Далее. На это заседание приглашены министр обороны, все его заместители, все начальники главков и центральных управлений, главкомы видов Вооружённых Сил. И мы его предполагаем проводить в течение не менее трёх часов, будут заслушаны серьёзные доклады буквально по всем позициям, которые нас интересуют, а потом будет задано столько вопросов от фракций, сколько необходимо, плюс по пять минут выступления. Я не понимаю, почему вы не согласны с таким регламентом, с такой формой проведения. Наоборот, мы расширили тему для того, чтобы уточнить все вопросы, которые интересуют, в том числе включили вопросы вооружения и так далее. Что касается непосредственно вашего вопроса, Вера Александровна, я полагаю, он соответствует повестке проводимого выездного мероприятия, которое будет проходить 17-го числа. Более того, мной уже согласовано, что этому будет посвящён целый раздел в докладах, и вы сможете дополнительно задать любые вопросы, потому что они действительно актуальны, очень актуальны. Но их нужно рассматривать, коллеги, в комплексе, в отрыве, по отдельности вопросы о дисциплине, дедовщине, поведении офицеров не должны рассматриваться. Я попросил, чтобы вообще в вопросы дисциплины, образования и подготовки кадров - не только офицеров, но и контрактников - была внесена ясность. Поэтому, коллеги, предлагаю спокойно, рассудительно подготовиться к 17-му числу. Я вас всех приглашаю в 11 часов, и мы поговорим на все темы, которые интересуют. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые депутаты, проблема, которая сегодня поднималась, к сожалению, была и в Советской армии, что бы ни говорили, особенно в последние годы. Надо прямо признать, что такое же явление существует и в армиях ряда других государств. Другое дело, что, наверное, просто достигнут какой-то порог, и он связан с теми объективными причинами, которые происходят на сегодняшний день в армии. Во-первых, любая реформа выводит из состояния равновесия все Вооружённые Силы, и те, кто это проходил - всякого рода сокращения под видом реформы или реформы под видом сокращения, - знают, что это такое. Это когда офицер начинает больше думать о своей семье, о себе и меньше о солдатах. Что там происходит - это понятное дело. Это одна из причин. Вторая причина в том, что, вне всякого сомнения, всё-таки авторитет армии, что бы тут ни говорили, достаточно низок. Из общения с офицерами и генералами центрального аппарата Генерального штаба Министерства обороны становится ясно, что даже у них, мягко говоря, не всё нормально и не то состояние, а уж в войсках - и говорить нечего. Что касается того, что 80 процентов кадетов идут в военные училища, так они и шли в кадеты, чтобы потом в военные училища идти. И причина такого положения тоже банальная - нет идеологии. Нет уже, слава богу, марксистской идеологии, нет, слава богу, идеологии, которую нам навязывает западное общество, но у нас нет вообще никакой идеологии. Тут есть о чём подумать. Может быть, у нас могла бы быть идеология имперского какого-то там самосознания, но ничего же этого нет! На базе чего людей-то воспитывать, я вообще не понимаю. Патриотизм? Патриотизм можно воспитывать только на основе какой-то идеологии, патриотизм сам по себе не бывает. Теперь что касается совещания 17-го числа. Вы знаете, в прошлый раз я, например, удивился: у нас подавляющее большинство вопросов почему-то было о том, что в каком-то городке потекла крыша, где-то нет горячей воды. Всё это правильно, надо заботиться о своих округах, но это не имеет никакого отношения к реформированию Вооружённых Сил. Вопросов по реформированию Вооружённых Сил было меньшинство. Я вам честно говорю, я в прошлый раз был расстроен. Сейчас мы идём на заседание 17 декабря. Я не знаю, что такое военная доктрина. Я не думаю, что большинство депутатов знают, что это военная доктрина, которую уже приняли. Может быть, - я обращаюсь с просьбой к господину Заварзину - как-то создать условия, чтобы люди узнали, что это за военная доктрина? Ведь мы идём на закрытое заседание по реформированию Вооружённых Сил, не зная военной доктрины, не зная, откуда и какая опасность исходит. Уровень грамотности и интеллекта Генерального штаба и центрального аппарата Министерства обороны, я думаю, многие из нас знают. Недавно я проводил приём в Комитете по международным делам. Я был просто в шоке, и не только я. Приходят люди - заместитель начальника одного из главков Генерального штаба, представители главного управления международного сотрудничества, - и, извините за откровенность, интеллект, ну, ниже просто не придумаешь, сплошная некомпетентность. Как же они могут реформировать Вооружённые Силы? Я воздаю честь достоинствам министра обороны, начальника Генерального штаба, это смелые люди. Действительно, армия давным-давно нуждается в реформировании, давно угрозы поменялись, население у нас другое, территория другая - пора реформировать, но мы же должны к этому дню как-то подготовиться, а не просто вопросы задавать: у меня в избирательном округе крыша потекла или что-то подобное. Я призываю депутатов отнестись к этому серьёзно. Реформирование Вооружённых Сил - это не реформирование ЖКХ в системе Министерства обороны, здесь речь идёт о дееспособности Вооружённых Сил, их способности выполнять поставленную боевую задачу. Вот тогда есть смысл идти 17-го числа. А если нет, то чего туда идти? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать несколько слов, конечно, в поддержку постановления, которое внесла Вера Александровна. На самом деле по регламентным, чисто процедурным нормам говорить, что это неправильно и не нужно этого делать, - это абсолютно принципиальная ошибка. Конечно, 17-го числа состоится расширенное заседание Комитета по обороне в Министерстве обороны, безусловно, мы будем на нём присутствовать, но это всё-таки закрытый режим, это всё-таки обсуждение общих вопросов. Вера Александровна поднимает абсолютно конкретный и абсолютно чёткий вопрос. Этот вопрос уместен хотя бы потому, что мы с вами перешли на новый принцип формирования призыва - это одногодичный призыв, и дедовщины не должно быть в принципе. И её не может быть, если командиры мало-мальски вменяемые. Безусловно, ценя открытость Министерства обороны, которую оно демонстрирует последние полтора года, мы всё-таки должны чётко и абсолютно в гласном режиме обсуждать эти вопросы в Думе, и никакая закрытость тут не нужна, никаких военных секретов, что происходит в казармах, быть не должно. У нас была идея создать общественные советы при войсковых частях. Эта идея, к сожалению, приказала, по-моему, долго жить, потому что никакого реального результата эти общественные советы... их, по-моему, и нет просто. К сожалению, на сегодняшний день это вопрос крайне важный и сложный. В Соединённых Штатах Америки избрали Обаму не только потому, что он харизматичный и что-то новое предложил, но также потому, что предыдущий Президент Соединённых Штатов Америки был повинен, как считает американское общество, в гибели американцев в Ираке. Так вот, у нас, если верить статистике, которую сегодня даёт военная прокуратура, гибнет людей ничуть не меньше, чем американцев в Ираке, а мы стесняемся дополнительно провести "правительственный час", провести дискуссию по этой важнейшей теме здесь, в Государственной Думе. Никакой тут тайны нет, секрета нет, и не надо делать секрет из того, что давно секретом не является, - об этом прекрасно написано во многих средствах массовой информации. Нужно просто эту тему обсудить. И парламент должен быть местом для политических дискуссий и дебатов, это единственное его предназначение. Ничего страшного, если мы приостановим на лишний час законодательную работу, а обсудим ту тему, которая волнует абсолютно всех граждан Российской Федерации. Невозможно в общем формате, который предлагается на 17 декабря, обсуждать такую деликатную и очень важную тему. Это должно быть специальное заседание. Что касается самой армии. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Если бы не было к нам огромного числа обращений офицеров - и уходящих в запас, и служащих - с тревогой о неудовлетворительном состоянии армии, об отсутствии реальной боеспособности нашей армии, о техническом отставании Вооружённых Сил, то, наверное, не было бы таких вопросов, таких дебатов сегодня. Вы прекрасно знаете, что серьёзные темы финансирования армии, к сожалению, тоже соотносятся по формальным признакам. Когда мы неоднократно вносили законопроект об увеличении доли военных расходов в ВВП, мы здесь выслушивали какие-то невнятные рассуждения Минфина, даже не Минобороны, и всё это отменялось под благовидным предлогом, что нам эти деньги нужны на социальные нужды. В результате военные расходы сократились за последние годы - и Комитет по обороне, кстати говоря, об этом прекрасно знает, - сократилась доля в ВВП. Это при всём том, что у нас нет ни нормальных офицеров, ни нормального призыва, как мы понимаем. И естественно, эта тема должна быть обсуждена отдельно, а не вот так, как обсуждаются абсолютно все вопросы, и мы выслушиваем там достаточно подробные, но всё-таки долгие доклады, и депутатам не так много времени дают для выступлений. Уважаемые коллеги, конечно, регламентный комитет может сказать, что у нас назначен важный "правительственный час", отменять его, безусловно, не надо, но если эта тема столь актуальна, если цифры столь шокирующие, неужели мы с вами, депутаты, парламентарии, не в состоянии поработать лишний час, провести дополнительное обсуждение этой важнейшей темы, с тем чтобы действительно дать ответ нашему обществу, как же у нас реформа армии продвигается, как она сказывается на уровне безопасности тех наших призывников, наших детей, наших внуков, которых мы отправляем сегодня служить в нашу армию? Важнейший вопрос, поэтому, к сожалению, мне непонятна ни позиция Комитета по обороне, ни тем более позиция регламентного комитета, который идёт по формальному признаку. И конечно, мне кажется, что мы слишком увлеклись точкой зрения регламентного комитета, который у нас вправе сегодня, по большому счёту, регламентировать работу Государственной Думы. Действительно, сегодня предложение Жириновского абсолютно актуальное. Мы сегодня должны были обсудить то, что произошло в Перми. Мы сегодня должны были высказать наши собственные оценки. Мы сегодня должны были дать какие-то поручения и рекомендации правительству, министерствам, ведомствам, не дожидаться, когда прокуратура проведёт свои следственные действия, когда уже общество начнёт забывать, не дай бог, за новой трагедией о той, которая произошла в Перми. Это недопустимо. Мы должны быть парламентом, а не технологическим органом, который выполняет некий план законодательной работы, который тоже, как сегодня выяснилось, имеет большие изъяны, - и Зубов так и не получил ответа, что случилось с его законопроектом, который выпал из всех планов. Мне кажется, Борис Вячеславович, мы должны всё-таки восстанавливать нормальную роль парламента не только как законодательного органа, но как органа, который представляет народ, его чаяния, его мысли, его тревоги и заботы. Наверное, это не менее важная, а, может быть, даже более важная роль парламента, и не надо стесняться нам высказывать свои оценки - мы имеем право от имени народа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждая второй вопрос, мы затронули очень много тем, мы были свидетелями этого. Главное, что я могу сказать, что при обсуждении этого вопроса в рамках "правительственного часа" депутатам в соответствии с Регламентом было бы предоставлено гораздо меньше времени, чем было предоставлено сегодня. Эту важную тему мы обсудили достаточно скрупулёзно, была предоставлена возможность выступить всем желающим, и все желающие высказали свою позицию по данной теме. 17 декабря у нас будет возможность обсудить те вопросы, о которых сегодня говорили многие выступающие, в том числе задать все вопросы по военной доктрине, задать все вопросы по финансированию Вооружённых Сил, по реформированию Вооружённых Сил, и для этого подготовлено специально очень важное заседание на территории Министерства обороны. Никто из депутатов не ограничен в возможности прийти на это заседание, ещё раз повторяю. Можете называть это выездным заседанием нашим на территории Министерства обороны. Поэтому все нападки, которые звучали из уст выступающих, я полностью отклоняю и называю их абсолютно неуместными при обсуждении данного вопроса. А что касается возможности обсудить, то мы обсуждали этот вопрос сорок семь минут. Это больше, чем время в рамках "правительственного часа", которое предоставляется депутатам. Я считаю, что вопрос важный и мы дали в своих выступлениях ему должную оценку. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы в соответствии с пунктом 2 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 31 сек.) Проголосовало за 129 чел.28,7% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 137 чел. Не голосовало 313 чел.69,6% Результат: не принято Не принято, но будем продолжать работать в этом направлении.