Заседание № 159

19.04.2006
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 285320-4 "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России" (внесён депутатами Государственной Думы Д. О. Рогозиным, А. М. Бабаковым, А. Н. Савельевым, И. Н. Харченко и С. И. Чаплинским).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5166 по 6201 из 7487
Пункт 9.1. О проекте постановления Государственной Думы "Об объявлении          
амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России" и о    
проекте постановления Государственной Думы "О порядке применения                
постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации   
"Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы   
в России".                                                                      
                                                                                
Сергей Николаевич Бабурин где у нас? Депутат Глотов будет докладывать?          
Пожалуйста, депутат Глотов.                                                     
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Мне выпала великая честь представлять сегодня один из     
главных законодательных актов страны, поскольку объявление амнистии является    
исключительным полномочием Государственной Думы Федерального Собрания           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Если обратиться к справочникам, то мы можем прочитать, что это акт              
законодательной власти, отменяющий не только наказание, но также и              
преступление. Со времён Средневековья существует международный обычай           
включать в текст международного договора положение об амнистии в отношении      
всех лиц, заключённых во время ведения войны по политическим мотивам. Законы    
об амнистии также использовались, чтобы предотвратить наказание виновников      
нарушения прав человека. Это, конечно, древняя трактовка, но частично она       
касается и нашего законодательного акта, который представляют депутаты          
Государственной Думы Бабурин, Безбородов, Грешневиков, Глотов, Фоменко,         
Черепков и Шестаков. Мы его представляем в соответствии со статьёй 103          
Конституции Российской Федерации и ещё раз говорим о том, что это               
исключительное ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Иногда говорят: какой же повод для объявления амнистии? Мы чётко, ясно с этой   
трибуны говорим: этот повод - 100-летие Государственной Думы. Уважаемые         
депутаты, вспомните, как семьдесят два дня проработала эта первая, как в        
истории советского периода её назвали, царская Государственная дума. Надев      
кандалы, она отправилась на каторгу в Сибирь. Часть депутатов больше никогда    
не увидели своих родственников, своих знакомых, своих друзей и товарищей, они   
пали за этот юбилей - 100-летие, которое мы с вами сегодня отмечаем.            
                                                                                
Это, конечно, пафос. Если говорить о том, каково содержание нашего              
законодательного акта, который именуется амнистией и который выполнен в         
строгом соответствии со статьёй 103 Конституции Российской Федерации, то мы     
можем сказать следующее.                                                        
                                                                                
Первое. Освободить от наказания впервые осуждённых к лишению свободы на срок    
до трёх лет включительно. Конечно, это гуманный акт. Мы с вами знаем, что       
сегодня миллион наших граждан отбывают наказание и ещё триста тысяч их          
охраняют. Не слишком ли много?! Не слишком ли велика их ответственность?! А     
может быть, надо посмотреть на этих людей и ещё раз оценить степень их вины     
перед обществом?                                                                
                                                                                
Мы говорим и я уже сказал в своём выступлении о том, что это и защитники        
Отечества, и награждённые орденами и медалями СССР либо орденами и медалями     
Российской Федерации. Да, к нашему сожалению, часть из них выполняла свой       
долг по осуществлению контртеррористической операции в Чеченской Республике.    
Конечно, их место дома, конечно, их место в воинских частях, но сегодня они     
находятся там, в местах лишения свободы.                                        
                                                                                
Мы говорим также и о мужчинах старше шестидесяти лет, и о женщинах старше       
пятидесяти пяти лет. Конечно, это акт гуманизма. Мы говорим, что женщины,       
имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и беременные женщины также   
подлежат освобождению от наказания в виде лишения свободы независимо от срока   
заключения, который им назначен.                                                
                                                                                
Да, некоторые говорят, что тот акт, который мы предлагаем (а я напомню, что     
наша фракция "Родина" (Народная Воля - СЕПР) первая выступила с такой           
инициативой), - это акт очень обширный. Мы имеем письмо Федеральной службы      
исполнения наказаний, его подписал исполняющий обязанности директора этой       
службы Семенюк, который также подтверждает, что мы претендуем на слишком        
широкий перечень и была амнистия, посвящённая 60-летию Победы советского        
народа в Великой Отечественной войне. Но мы с вами знаем, что в соответствии    
с этой амнистией фактически только единицы вышли из мест заключения.            
                                                                                
Продолжая этот доклад, я должен сообщить вам о том, что речь идёт и об          
инвалидах первой и второй группы, а также о больных туберкулёзом, отнесённых    
к первой и второй группе диспансерного учёта. Ещё раз хочу обратить внимание    
на то, что мы предлагаем освободить от наказания несовершеннолетних,            
осуждённых к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не        
отбывавших наказания. Мы с вами знаем, что, к сожалению, места лишения          
свободы - это не самая хорошая школа воспитания на сегодняшний день. Да, эта    
школа, к сожалению, пополняется двумя с половиной миллионами бездомных детей    
в возрасте до шестнадцати лет, которые сегодня валяются у воздуховодов в        
метро города Москвы, живут во многих городах Российской Федерации. Они          
составляют исключительно негативную социальную среду и пополняют ряды тех,      
кто уже находится в местах лишения свободы.                                     
                                                                                
Наша группа депутатов предлагает освободить от наказания в виде лишения         
свободы за умышленные преступления опять-таки кого? Женщин, впервые             
осуждённых на срок до пяти лет включительно, и мужчин, впервые осуждённых на    
срок до пяти лет включительно, отбывших не менее половины назначенного срока    
наказания. То есть здесь есть конкретные пределы и ограничения, которые мы      
хотели бы внести, говоря об этом акте гуманизма. Постановление, на наш          
взгляд, необходимо принять незамедлительно, до 27 апреля, когда                 
Государственная Дума и Федеральное Собрание в целом будут отмечать              
знаменательное событие - 100-летие Государственной Думы.                        
                                                                                
Следующий момент. Мы предлагаем освободить от наказания за преступления,        
совершённые по неосторожности, осуждённых к лишению свободы на срок до пяти     
лет включительно. Такая категория граждан отбывала ранее наказание в наших      
советских в тот период местах лишения свободы, многие из этих людей себя        
зарекомендовали положительным образом и позже встали на путь исправления и      
принимали участие в народно-хозяйственном развитии страны. Мы предлагаем        
освободить от наказания условно осуждённых, осуждённых, отбывание наказания     
которым отсрочено. Мы ведём разговор действительно не об узкой, а о широкой     
амнистии, но при этом мы чётко указываем категории граждан, которые оказались   
в этом положении и уже отбывают наказания в местах лишения свободы.             
                                                                                
Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что это действительно акт гуманизма и это      
исключительная компетенция Государственной Думы Федерального Собрания           
Российской Федерации. Мы можем и должны говорить о том, что происходит          
сегодня в системе исполнения наказаний. Да, к сожалению, сегодня эта система    
не соответствует тем требованиям, которые предъявляют к нам и к тем, кто        
организует эту систему, и европейское сообщество, и наша российская             
общественность. Конечно, речь не идёт о том, чтобы отбывающих наказание         
кормили на 10 долларов, как этого требуют сегодня соответствующие европейские   
пенитенциарные правила. Мы не ставим вопрос таким образом, потому что           
понимаем, что в стране бедность и нищета - при открытии Государственной Думы    
четвёртого созыва Председатель Правительства Российской Федерации Касьянов      
называл цифру: 27 миллионов нищих, Николай Игнатович, в нашей стране. Мы        
говорим: давайте совершим этот акт гуманизма, поскольку часть людей,            
отбывающих сегодня наказание, действительно могут стать на путь исправления,    
вернуться в свои трудовые коллективы, как это было в советские времена. Да,     
сегодня нет такой системы, когда можно было взять на поруки этих людей, но      
тем не менее амнистию мы можем объявить.                                        
                                                                                
Хочу ещё сказать о некоторых аспектах. Конечно, мы говорим о том, что           
условия, в которых отбывают наказание эти люди, во многом далеко не             
способствуют их воспитанию. Мы говорим о том, что сегодня эти условия требуют   
улучшения. Мы говорим о том, что часть объектов в прошлом Советской, ныне       
Российской армии вполне могли быть переданы в систему исполнения наказаний и    
могли бы служить сегодня в качестве образцовых объектов. Я приведу пример из    
личной практики. Когда в начале 90-х годов мне довелось побывать в Риге в       
одном из исправительных учреждений, где отбывал наказание Альфред Рубикс, я     
увидел, что такое их система наказания, увидел, что казармы Советской армии     
были переоборудованы для этого. Не знаю, какое-то двоякое отношение было к      
увиденному.                                                                     
                                                                                
Можно и нужно сказать о том, что многие из этих людей заслуживают, конечно,     
сегодня лучшей доли. И недаром в народе говорят: от тюрьмы и от сумы не         
зарекайтесь. Конечно, этот акт гуманизма должен охватывать достаточно           
широкую, но в то же время строго определённую категорию граждан Российской      
Федерации, которые оказались на сегодняшний день в этом трудном положении.      
Это люди, которые твёрдо, устойчиво встали на путь исправления, это люди,       
которые готовы всё-таки служить своему Отечеству, это в первую очередь          
женщины, имеющие детей, это беременные женщины, это инвалиды первой и второй    
группы, это граждане старше шестидесяти (мужчины) и пятидесяти пяти (женщины)   
лет.                                                                            
                                                                                
Мы предлагаем принять за основу внесённый нами, депутатами Государственной      
Думы - членами фракции "Родина" (Народная Воля - СЕПР) Бабуриным,               
Безбородовым, Грешневиковым, Глотовым, Фоменко, Черепковым и Шестаковым,        
проект, проголосовать его в целом, для того чтобы эти люди действительно к      
100-летию Государственной Думы подпали под амнистию. Мы понимаем, что это не    
произойдёт завтра, это не произойдёт даже послезавтра, поэтому мы в своём       
постановлении написали: в течение полугода должен быть реализован этот акт,     
это постановление Государственной Думы, которое никто, кроме нас с вами, не     
может принять сегодня.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть предложение выслушать все доклады, а потом мы с вами тогда        
зададим вопросы и предоставим возможность выступить.                            
                                                                                
Пункт 9.2, проект постановления Государственной Думы "Об объявлении амнистии    
в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы России".                  
                                                                                
По ведению - Жириновский Владимир Вольфович.                                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Проект подготовлен группой депутатов фракции ЛДПР, он чисто   
фракционный, поэтому мы просим разрешить представить его депутату               
Овсянникову. Поскольку он здесь, на месте, он доложит его.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Доложит депутат Овсянников Владимир           
Анатольевич. И второй проект постановления - о порядке применения               
постановления об амнистии - также Овсянников Владимир Анатольевич.              
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагаются проекты постановлений "Об      
объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы       
России" и "О порядке применения Постановления Государственной Думы              
Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи со   
100-летием учреждения Государственной Думы России".                             
                                                                                
Фракция ЛДПР в лице авторов проектов постановлений в начале февраля 2006 года   
вносила проект постановления с названием "Об объявлении амнистии в связи с      
60-летием Владимира Вольфовича Жириновского и 100-летием учреждения             
Государственной Думы России", но затем изменила название. Выражаю               
признательность за то, что фракции "Родина" и "Единая Россия" поддержали        
инициативу нашей партии и тоже внесли свои проекты постановлений. Я просто      
хотел бы подчеркнуть, что всё-таки мы были первопроходцами в этом               
направлении.                                                                    
                                                                                
В представляемых проектах постановлений об объявлении амнистии ЛДПР             
предлагает: освободить от наказания в виде лишения свободы лиц, осуждённых на   
срок до пяти лет включительно; беременных женщин; женщин, имеющих детей в       
возрасте до четырнадцати лет; лиц, совершивших преступления в возрасте до       
восемнадцати лет и ранее не отбывавших наказание в воспитательно-трудовых       
колониях или в воспитательных колониях; мужчин, имеющих детей в возрасте до     
трёх лет и ранее не отбывавших наказание. Одновременно предлагается             
освободить от наказания в виде лишения свободы лиц, совершивших преступление    
по неосторожности, и всех лиц, осуждённых на срок до трёх лет включительно.     
                                                                                
Разрешите мне остановиться лишь на двух категориях лиц, так как другие          
категории лиц отражены уже в проектах постановлений, предлагаемых фракцией      
"Единая Россия", и, очевидно, проекты постановлений именно от этой фракции и    
будут приняты. Авторы проектов постановлений от ЛДПР включили ещё две           
категории граждан, которые должны подпасть под амнистию и которые не попали в   
проекты постановлений об амнистии, предлагаемые ключевой фракцией               
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Во-первых, это мужчины, имеющие детей в возрасте до трёх лет и ранее не         
отбывавшие наказание. Почему необходимо включить эту категорию лиц? Ни для      
кого не секрет, что нелегко воспитывать ребёнка без кормильца, тем более что    
любая мать думает, что отец всё-таки должен быть и будет надёжной опорой и      
поддержкой в семье, я думаю, что это объяснять не надо. И когда отец одного,    
а бывает, и нескольких детей отбывает наказание в виде лишения свободы, это     
может привести к тому, что ребёнок в условиях массовой безработицы окажется     
вне дома, в детском доме, а затем и в другом государстве. К сожалению, такие    
факты есть. Поэтому освобождение такой категории лиц принесёт пользу не         
только, так скажем, непосредственно семье, но и обществу в целом. И то, что     
частично эта категория лиц уже отбыла наказание, будет являться, в общем-то,    
звоночком о том, что больше преступлений совершать не нужно. Я думаю, что       
многие до этого уже дошли. Мы предложили освободить от наказания в виде         
лишения свободы только таких мужчин из этой категории лиц, подчёркиваю,         
которые ранее не отбывали наказание, то есть совершивших преступление           
впервые.                                                                        
                                                                                
Во-вторых, мы предлагаем освободить от наказания в виде лишения свободы лиц,    
совершивших преступление не только по неосторожности, но и любых других лиц,    
осуждённых на срок до трёх лет. В эту категорию могли бы попасть лица,          
совершившие преступление впервые. Оказалось, что таких лиц в местах лишения     
свободы весьма значительное количество. Составляют ли они опасность для         
общества? Да, составляют. Но небольшую. И воспитательную часть тоже они уже     
прошли, и мы много говорим о том, что тюрьма не лечит, а калечит. Уголовный     
кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за многочисленные виды    
преступлений в виде лишения свободы на срок до одного года, до двух лет и до    
трёх лет. Не имею понятия, как рассуждали юристы, учёные, видные деятели,       
когда вводили наказания в виде лишения свободы на малые сроки. На практике      
оказалось, что места лишения свободы заполнили лица, совершившие преступления   
как раз небольшой тяжести, а влияние тюрьмы на формирование сознания молодых    
людей общеизвестно.                                                             
                                                                                
В законодательстве многих государств за совершение преступлений небольшой       
тяжести предусмотрены значительные штрафы и залоги и только в крайнем случае,   
подчёркиваю, в крайнем случае - содержание в местах лишения свободы или в       
тюрьме. Для лиц, которые не могут заплатить штраф или залог в виде, например,   
нескольких сотен тысяч рублей, могли бы назначать обязательные штрафные         
работы и уплату штрафа постепенно, например, ту же самую уборку улиц города,    
которая является непрезентабельной работой даже для сотрудников ЖКХ.            
                                                                                
Прошу вас поддержать предлагаемые проекты постановлений, внесённые депутатами   
фракции ЛДПР. Зная, что будут приняты проекты постановлений "Единой России",    
мы вносим поправки, подготовленные ко второму чтению. Директор Федеральной      
службы исполнения наказаний назвал такие цифры: из мест заключения будут        
освобождены три тысячи человек и свыше одиннадцати тысяч - из мест              
предварительного заключения и следственных изоляторов. Если включить в          
амнистию мужчин, имеющих детей в возрасте до трёх лет и ранее не отбывавших     
наказание, а также всех лиц, осуждённых на срок до трёх лет включительно, это   
даст возможность освободить дополнительно около восьмидесяти тысяч человек,     
то бишь наших с вами избирателей.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Пункт 9.3. Проект постановления "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием   
учреждения Государственной Думы в России" и проект постановления о порядке      
применения доложит Савельев Андрей Николаевич. Пожалуйста.                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, сначала к вопросу о приоритетах. Вот у меня   
в руках копия письма, которое я отправил Председателю Государственной Думы 11   
ноября прошлого года. В связи с моей попыткой придать осмысленность нашему      
внутреннему празднику - 100-летию парламентаризма и сделать его значимым для    
наших избирателей, для граждан, среди других предложений я выдвигал как раз     
предложение об амнистии. Некая рабочая группа, которая работала над этими       
предложениями и другими, сочла то, что я написал, нецелесообразным. Откуда      
тогда такое разнообразие возникло сейчас? Четыре проекта - откуда это           
взялось? И почему было нецелесообразно совсем недавно, а сейчас                 
целесообразность до такой степени актуализировалась, что все фракции,           
практически все фракции внесли свои предложения.                                
                                                                                
Я считаю, что это свидетельствует о недостаточной организованности работы       
Государственной Думы и определённой роли руководства Государственной Думы, о    
том, что вовремя предложения депутатов не рассматриваются, это перепоручается   
неким рабочим группам, которые, не советуясь с депутатами, депутатскими         
объединениями, принимают свои собственные решения. И сегодня мы могли бы        
собраться, обсудить проблемы амнистии и выдвинуть единый проект, но нас         
втягивают в межпартийную, межфракционную конкуренцию, которой на самом деле     
здесь практически и не должно быть.                                             
                                                                                
Думаю, что и особой пафосности в том, что мы делаем, тоже не должно быть,       
потому что мы выполняем свой долг, когда предлагаем амнистию. Мы же здесь       
люди такие жёсткие, все выступают за усиление государственной власти и так      
далее, но о себе иногда забываем, о том, что нас может постигнуть та же         
судьба, что и тех, кто сегодня находится в местах заключения. Поэтому           
амнистия - это акт милосердия, это обычное поведение для парламентария, и       
вовсе ничего здесь такого экстраординарного или героического нет, это обычная   
деятельность.                                                                   
                                                                                
Теперь о различиях с тем, что предлагаем мы. Нет смысла представлять подробно   
наш проект, поскольку мы уже фактически в режим прений перешли. Я скажу о       
различиях между нашим проектом и проектом, который имеет здесь наибольшую       
поддержку, - проектом партии власти, фракции "Единая Россия".                   
                                                                                
Разница состоит в том, где провести вот эту границу милосердия, насколько мы    
милосердны. Партия власти предлагает быть милосердными только к тем, кто        
совершил незначительные преступления или преступления средней тяжести, - мы     
предлагаем целый ряд условий, в том числе и относительно того, чтобы те, кто    
совершил преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особой тяжести,     
также имели бы возможность получить право на амнистию, естественно, с           
огромным количеством оговорок, которые также имеются и в проекте партии         
власти. Почему мы идём на это? Прежде всего потому, что... Проект "Единой       
России" затрагивает всего две с половиной тысячи лиц, находящихся в             
заключении, из восьмисот сорока тысяч осуждённых. Посмотрите, какая             
существенная разница. Насколько существенно будет это наше милосердие, если     
мы пойдём по такому пути, весьма жёсткому? Может быть, немножко смягчить?       
                                                                                
Есть ещё один довод. Дело в том, что в последнее время количество осуждённых    
у нас заметно увеличилось, в местах лишения свободы за последний год            
прибавилось шестьдесят тысяч человек, а мы всего две с половиной тысячи         
амнистируем. Не маловато ли будет? Кроме того, в последнее время за тяжкие и    
особо тяжкие преступления осуждают, согласно оценкам экспертов, до 70           
процентов лиц, привлечённых к ответственности, до 70 процентов! Это значит,     
что правоохранительная система сместилась в область репрессивную, - те          
преступления, которые раньше оценивались мягче, сегодня оцениваются жёстче.     
Мы должны быть милосердны к тем, кто, так сказать, попадает под вот эту         
давящую силу правоохранительных органов, которые в ряде случаев теряют всякий   
стыд и используют правоохранительную систему вовсе не для борьбы с              
преступностью, а для расправы. И таких примеров очень много, не стоит о них     
сегодня говорить подробно.                                                      
                                                                                
Мы в том числе должны думать о том, что на нас лежит ответственность за то,     
что мы толкаем людей на преступления теми законами, которые разрушают нашу      
социальную среду. Ведь самая главная причина преступлений - это ужасающая       
нищета и распад морально-нравственных основ нашего общества, а это происходит   
в том числе и с помощью тех законов, которые мы принимаем. Поэтому, призывая    
вас к милосердию, я призываю к тому, чтобы задуматься и переосмыслить           
собственную деятельность в Государственной Думе. Так ли уж мы милосердны в      
своих законах (помимо амнистии), которые мы принимаем?                          
                                                                                
Наш проект постановления, проект амнистии отличается тем, что мы выдвигаем      
целый ряд категорий, которые, с нашей точки зрения, опять же с                  
многочисленными условиями подлежат амнистии. В нашем проекте постановления об   
амнистии присутствуют такие категории осуждённых, как женщины, имеющие          
детей-инвалидов, инвалиды первой и второй группы, больные туберкулёзом первой   
и второй группы диспансерного учёта, независимо от тяжести совершённых ими      
преступлений. В проекте партии власти эти категории отсутствуют. Мы считаем,    
что амнистии должны подлежать осуждённые с остатком срока менее одного года.    
Этой категории также нет в проекте "Единой России". Мы предлагаем амнистию      
для впервые осуждённых за преступления небольшой и средней тяжести. Этой        
категории также нет в проекте "Единой России".                                  
                                                                                
В связи с этим, поскольку мы понимаем, что сегодня, безусловно, будет в         
первом чтении поддержан проект парламентского большинства, мы предлагаем        
этому большинству те категории, которые я перечислил, принять в качестве        
поправок, проявить милосердие к этим категориям граждан. Я ещё раз перечислю:   
это женщины, имеющие детей-инвалидов, инвалиды первой и второй группы,          
больные туберкулезом первой и второй группы, осуждённые с остатком срока        
менее года и впервые осуждённые за преступления небольшой тяжести.              
                                                                                
Заканчивая, я призываю к тому, чтобы осмыслить акт амнистии как                 
благосклонность власти по отношению к народу. Вот этой благосклонности нам      
очень часто не хватает. А наши умозрительные представления о жизни и о том,     
как должно быть устроено право, порой затмевают представления о том, что        
необходимо народу, что необходимо для выживания государства.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И чётвертый проект, который доложит Павел Владимирович Крашенинников.           
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Безусловно, 100-летие       
учреждения Государственной Думы - это выдающийся юбилей для России, это         
юбилей парламентаризма, который существует в Российской Федерации уже сто       
лет. И конечно, мы полагаем, что следует воспользоваться теми                   
демократическими традициями, которые были заложены сто лет назад, и при этом    
применить гуманизм и милосердие именно со стороны того органа, который в        
соответствии с Конституцией, статья 103, обладает исключительной компетенцией   
в вопросе объявления амнистии. Вместе с тем мы полагаем, что именно этот акт    
милосердия, акт гуманизма не должен быть широким и не должен распространяться   
на тех лиц, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, на тех лиц,   
которые подвергали унижениям и тяготам других лиц, ставших их жертвами.         
                                                                                
Мы полагаем, что амнистия должна распространяться на неширокую категорию лиц,   
а именно: на несовершеннолетних, на совершеннолетних лиц, которые совершили     
преступление в возрасте до восемнадцати лет, на женщин, имеющих                 
несовершеннолетних детей, на женщин, имеющих нетрудоспособных детей, на         
беременных женщин, на женщин старше пятидесяти пяти лет и мужчин старше         
шестидесяти лет. При этом в проекте постановления об амнистии, если вы          
обратили внимание, приведён достаточно большой перечень статей,                 
предусматривающих такие преступления, за совершение которых амнистия не может   
распространяться на осуждённых лиц, даже если срок по этим статьям был до       
пяти лет лишения свободы. Ограничения также есть в отношении тех лиц, которые   
являются злостными нарушителями режима отбывания наказания, которые являются    
особо опасными рецидивистами и которые совершили преступления в местах          
лишения свободы.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, по нашим подсчётам, данная амнистия коснётся лиц, которые    
находятся в местах лишения свободы, в следственных изоляторах и колониях, -     
это две-три тысячи граждан. Что касается лиц, которые находятся под             
следствием, под судом либо отбывают условное наказание, то здесь цифра          
колеблется: от десяти до двенадцати тысяч граждан. Соответственно, общее        
число граждан, на которых будет распространяться предлагаемая вашему вниманию   
амнистия, составит тринадцать - пятнадцать тысяч.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и          
процессуальному законодательству предлагает поддержать именно тот вариант,      
который предложили коллеги Гребенников, Груздев, Ерёмин, Кальметьев, Капков,    
Крашенинников, Хованская и Шелищ. Поскольку у меня содоклад по всем проектам    
постановлений, я позволю себе коснуться тех проектов, которые были              
представлены выше.                                                              
                                                                                
Что касается проектов постановлений об амнистии, которые были предложены        
коллегами Алкснисом, Бабуриным, Безбородовым, Грешневиковым, Глотовым,          
Фоменко, Черепковым и Шестаковым, то эти проекты были подготовлены первыми.     
Но сразу могу сказать, что за аналог были взяты документы, которые были         
подготовлены в честь 55-летия Победы, то есть за основу была взята амнистия,    
которая была шесть лет назад. Мы полагаем, что в то время эта амнистия,         
которая коснулась практически полумиллиона граждан, конечно, сыграла свою       
роль с учётом того, что действовал ещё Уголовный кодекс в старой редакции, а    
также Уголовно-процессуальный кодекс образца 1961 года. В то время, наверное,   
это был прогрессивный акт. Но сегодня с учётом принятия нового УПК и с учётом   
того, что достаточно сильно изменился Уголовный кодекс, мы полагаем, что        
принимать это нельзя, и не только по этой причине, но и по той причине, что у   
нас изменились составы преступления. И конечно, в этом проекте на это не        
обращается внимание. Ну, например, предлагается распространить амнистию в       
отношении лиц, совершивших такие преступления, как торговля людьми,             
использование рабского труда, незаконные банковские операции, легализация       
денежных средств и так далее, и так далее. Кроме всего прочего, разработчики    
этой амнистии и последующих (обращаю ваше внимание) почему-то забыли про        
Уголовный кодекс РСФСР. Мы с Виктором Ивановичем обсуждали этот вопрос. Забыт   
Уголовный кодекс РСФСР, тогда как совершенно очевидно, что граждан,             
совершивших особо тяжкие преступления, "тяжеловесов", которые сидят ещё с тех   
времён (их достаточно много, их несколько тысяч), - их выпускать нельзя.        
Поэтому в отношении первого пакета проектов постановлений мы говорим, что       
комитет предлагает их отклонить.                                                
                                                                                
Этим же страдает проект, который внесён коллегами из фракции ЛДПР -             
депутатами Лебедевым, Малышкиным, Митрофановым, Мусатовым и Соломатиным.        
Здесь тоже забыт Уголовный кодекс РСФСР. Я уже говорил, почему этого нельзя     
допустить. Проект постановления достаточно широкий, он распространяется на      
отдельные особо тяжкие преступления, и в том числе на связанные со сбытом       
наркотических, психотропных веществ, их аналогов, что, на мой взгляд, делает    
невозможным принятие данного текста. Ещё раз повторю: основная ошибка - это     
забвение Уголовного кодекса РСФСР.                                              
                                                                                
Коллеги Рогозин, Бабаков, Савельев, Харченко и Чаплинский тоже забыли УК        
РСФСР. Но мы понимаем, мы уже живём давно, что у нас с 1996 года действует      
новый Уголовный кодекс, он также неоднократно менялся. Ещё раз повторю, что     
всё-таки у нас несколько тысяч граждан, осуждённых за тяжкие и особо тяжкие     
преступления, например за убийства, за бандитизм, до сих пор находятся в        
местах лишения свободы по УК РСФСР. И конечно, представляется неприемлемым      
забвение этих лиц, что, конечно, повлечёт достаточно тяжёлые последствия, и     
поэтому мы данный законопроект не поддерживаем. Комитет по гражданскому,        
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает          
поддержать проект Гребенникова, Груздева, Ерёмина, Кальметьева, Капкова,        
Крашенинникова, Хованской и Шелища.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне, как содокладчик.    
                                                                                
Коллеги, у кого есть вопросы? Наверное, давайте запишемся. У нас у фракции      
КПРФ в основном вопросы. Запишитесь, пожалуйста.                                
                                                                                
Покажите список сразу же, как только пройдёт запись.                            
                                                                                
Десять человек. Плетнёва Тамара Васильевна.                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
Павел Владимирович, если посмотреть все предложения, конечно, ваша фракция      
предложила более приемлемый вариант, но тем не менее у меня тоже есть ряд       
вопросов.                                                                       
                                                                                
Милосердие мелосердием, и всё-таки, как вы себе это представляете -             
несовершеннолетние, получившие срок до пяти лет? Я так понимаю, пять лет        
даётся несовершеннолетнему уже за очень серьёзное правонарушение, и тем не      
менее он подпадает под амнистию. Кроме того, женщины старше пятидесяти пяти     
лет и мужчины старше шестидесяти. При чём тут возраст-то? Мне кажется,          
смотреть надо на преступление, которое они совершили, а не на возраст. Или,     
например, женщины, имеющие детей. Да с такой мамой, может быть, когда она       
вернётся, ещё хуже ребёнку будет, чем в детском доме. Эта мама неизвестно что   
совершила. У меня просто ряд вопросов... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.                                                    
                                                                                
Вы знаете, конечно, составы преступлений - это очень важно, и вы, наверное,     
обратили внимание, что в нашем проекте в отличие от других проектов нет         
тяжких и особо тяжких составов вообще. Конечно, мы это исключили, но мы также   
исходили из того, что всё-таки нужно смотреть на личность, которая совершила    
преступление того или иного состава. И поскольку всё-таки у нас полная          
дееспособность у гражданина наступает с восемнадцати лет и считается, что       
полностью гражданин отвечает за свои действия именно с этого возраста, мы       
полагаем, что до той поры, пока он окончательно не сформировался, он в смысле   
формирования воли достаточно ущербный человек. Поэтому мы исходили из того,     
что применительно к несовершеннолетним по нетяжким составам эту амнистию        
можно и нужно объявлять.                                                        
                                                                                
Что касается шестидесяти и пятидесяти пяти лет, то нам представляется, что,     
конечно, степень общественной опасности пожилых людей и, кстати,                
несовершеннолетних значительно ниже, и с учётом того, что составы               
незначительны, мы полагаем - и мы советовались с Министерством юстиции, - что   
рецидив будет именно по этим составам, именно по этим категориям лиц очень      
низкий.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Павел Владимирович, размышляя над вариантами, которые   
предложены сегодня для принятия, я невольно задумываюсь: а что даёт анализ      
рецидива? Судя по ряду последних амнистий, мы достаточно точно определяемся     
из года в год. Какая-то видна тенденция, не ошибаемся ли мы, когда определяем   
круг людей, подпадающих под амнистию? Можете прокомментировать?                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да. Вот так получилось, что мы с коллегами, которые в том   
числе там работают, проводим последние десять лет самые разные амнистии, и      
могу сказать, что в расчётах мы практически не ошибались. Совершенно            
очевидно, что общий рецидив, если гражданин вышел по амнистии (при условии,     
естественно, тщательного подбора тех категорий, которые будут освобождены), в   
разы ниже, чем тогда, когда он отсидел полный срок. Здесь мы полагаем, что      
рецидив, ну, по нашим подсчётам, не будет больше 5 процентов, тогда как в       
другом случае общий рецидив - это десятки процентов.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, хоть вы и сказали, что мы забыли Уголовный        
кодекс, но всё-таки мне кажется, что Государственная Дума амнистию принимает    
не для Уголовного кодекса, а для наших избирателей, и мне кажется, что самая    
лучшая амнистия из всех трёх вариантов - это та, которая отпускает на волю      
большее количество людей. Наше предложение выпустить людей, мужчин, которые     
осуждены на срок до трёх лет, по-моему, ну никак не противоречит Уголовному     
кодексу. И мне бы хотелось у вас спросить: может быть, всё-таки стоило, не      
упирая на фракционную принадлежность законопроекта, скомпилировать все три      
варианта и по максимуму выпустить? Потому что это наша вторая амнистия.         
Первая была к юбилею Победы, мы там тысячу человек, дай бог, выпустили.         
Сейчас мы выпустим две-три тысячи. Ну куда это годится? Даже двести мы по той   
амнистии выпустили.                                                             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. У нас амнистий было уже достаточно много, и это не вторая   
на самом деле. Вот мы уже обращались к амнистии, которая была достаточно        
большой, - в честь пятидесятипятилетия Победы, шесть лет назад. Ещё раз хочу    
сказать, что именно тогда основную часть контингента составляли те лица,        
которые были осуждены по УК РСФСР, и именно тогда, в связи с тем что            
законодательство менялось, конечно, амнистии были очень широкими. И это было    
вполне оправданно. И помилование было достаточно широким, и амнистия тоже.      
                                                                                
Сейчас, после того как мы эти нетяжкие составы в значительной степени           
либерализовали, мы полагаем, что всё-таки под амнистию должен подпадать не      
широкий круг лиц, а только те лица, которые действительно не являются           
общественно опасными, и те лица, которые, по нашим данным, могут вполне         
влиться в общество, прийти в семьи, учиться, кто-то выйдет на пенсию, то есть   
те лица, которые действительно не будут угрожать с точки зрения криминогенной   
обстановки. Почему мы, собственно говоря, и настаиваем на этом значительно      
определённом проекте, и очень чёткие критерии в этот раз мы установили, чтобы   
не было вопросов ни в правоприменении, ни в дальнейшем. У нас не две-три        
тысячи, а я сказал, что где-то десять - пятнадцать тысяч подпадёт под эту       
амнистию, и мы полагаем, комитет полагает, что это вполне взвешенная и          
выверенная амнистия, которую можно принимать.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Алексеевич.                                  
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Павел Владимирович, вот когда мы проводим амнистию, то у   
нас круг людей примерно один и тот же - шире, уже, но примерно в одном          
направлении. Говорится, что вот, скажем, мужчины старше шестидесяти пяти лет    
и женщины старше шестидесяти лет опасности уже не будут представлять и          
молодые не будут представлять опасности. Так, может быть, этот вопрос решить    
системно, решить так, что, допустим, если человек достигает шестидесяти пяти    
лет, вот такое-то число лет отсидел и вёл себя хорошо, он просто                
освобождается? Это, конечно, уменьшает возможность амнистии, возможность        
популистских действий, каковым акт амнистии, безусловно, является, но в любом   
случае это приведёт к лучшим результатам. Тем более, что Дума - вот ваша        
фракция является парламентским большинством - не находит денег для того,        
чтобы выделить достаточное количество на содержание людей. Тогда, может,        
нужно просто перейти на уголовное наказание в виде штрафов, а уже не сажать,    
если мы не можем обеспечить такое число людей вот в силу состояния дел в        
государстве?                                                                    
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Здесь была реплика из зала, что это ещё более               
популистское будет решение: если человек достиг этого возраста, выпустить, и    
всё. Вы знаете, на самом деле, конечно, системные изменения есть. Вы вместе с   
нами голосовали и принимали законы, изменившие, например, субъект, который      
санкцию на арест даёт. Мы с вами меняли Уголовный кодекс, вы помните, в конце   
работы прошлой Думы более ста поправок было внесено Президентом Российской      
Федерации, которыми действительно системно менялась ситуация. Мы изменили в     
УПК ситуацию, когда всё-таки взятие под стражу является исключительной мерой.   
Но мы также видим, что тенденции сегодня разные. И мы видим, что зачастую       
некоторые нормы УПК тоже не срабатывают и исключительная мера становится        
общей.                                                                          
                                                                                
Поэтому я с вами согласен, у нас есть достаточно много возможностей для         
проявления своего профессионализма, своего образования для того, чтобы мы       
всё-таки, вместо того чтобы писать "исключительная мера", устанавливали         
какие-то критерии, чтобы суд, в том случае, если эти критерии не соблюдены,     
например, не принимал такую меру, как взятие под стражу, а ограничился бы,      
допустим, залогом или подпиской о невыезде. Здесь я с вами соглашусь.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рашкин Валерий Фёдорович... Останина, пожалуйста.         
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Павел Владимирович, вот вопрос к вам такого характера. И в       
пояснительной записке, которая прилагается к вашему проекту об этом сказано,    
и с трибуны вы заявляли, что это не первая амнистия, на самом деле даже на      
нашей памяти это десятая амнистия, и далеко не все документы были, что          
называется, удачными. Наверняка вы помните тот курьёзный случай, когда вы       
были председателем комитета и, ссылаясь на техническую...                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Да, вы были председателем комитета и сослались на то, что это    
была техническая ошибка секретарей, когда вдруг появилась страница какая-то     
лишняя в документе, который ушёл в Совет Федерации. Скажите, пожалуйста, с      
точки зрения технической работы над этим проектом у депутатов будет право на    
внесение поправок не в течение одной ночи, а так, чтобы можно было              
внимательно поработать с этим документом?                                       
                                                                                
И второе. Могли бы вы привести статистику вот эту десятилетнюю, какой           
прогресс всё-таки существует, начиная с 94-го года... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.                                                    
                                                                                
Что касается тех так называемых погрешностей, я просто хочу напомнить, что      
никаких погрешностей тогда не было. Я бы не хотел эту тему, про орденоносцев    
и так далее, сейчас вспоминать, тут можно целый роман написать, детективный     
причём, и некоторые из здесь присутствующих будут участниками весьма            
активными.                                                                      
                                                                                
Я просто хочу напомнить, что в Совет Федерации мы не направляем постановление   
об амнистии. Амнистия - это компетенция исключительно Государственной Думы. И   
что мы принимаем, то, в общем-то, и публикуется. В "Парламентской газете" или   
в "Российской газете" - это отдельный вопрос. Мы будем умолять "Российскую      
газету" либо "Парламентскую газету", чтобы опубликовали быстро, чтобы процесс   
амнистии не был затянут, потому что существует теория (и может быть, так и      
есть на практике), что возникает всё-таки так называемое ожидание амнистии и    
это ожидание провоцирует совершение незначительных преступлений,                
незначительных составов. Мы действительно обладаем такой статистикой, она у     
нас есть, по каждой амнистии у нас есть эта статистика, и есть рецидивы, по     
каждой были разные. Но совершенно точно, что, допустим, по сравнению с 94-м     
годом, по сравнению с тем, что было шесть лет назад, когда у нас количество     
лиц, находящихся за решёткой, было больше миллиона, сейчас у нас - не           
согласен с выступлениями некоторых наших коллег - находится там меньше          
миллиона, где-то восемьсот... Владимир Увеналиевич, сколько, восемьсот          
шестьдесят или восемьсот сорок? Восемьсот сорок две тысячи сейчас там           
находится. Это, конечно же, не результат амнистий, это, скорее, результат       
системных действий, системных правок репрессивного законодательства. Но тем     
не менее мы полагаем, что 100-летие Государственной Думы является достаточно    
веским основанием для того, чтобы Государственная Дума реализовала своё         
исключительное право, чтобы вот этот круг лиц, о которых мы на сегодняшний      
день говорим, всё-таки выпустили на свободу.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна.                                
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Павел Владимирович, мне тоже представляется, что тот    
вариант, который вы предлагаете, наиболее разумный, но я думаю, не надо         
слишком расширять круг амнистированных, чтобы не нарушить принцип               
неотвратимости наказания.                                                       
                                                                                
Вопрос мой такой: не рассматривали ли вы возможность включения в перечень       
амнистированных лиц "чернобыльцев", ликвидаторов последствий чернобыльской      
аварии? Весь мир только что отметил двадцатилетие чернобыльской аварии, и       
может быть, есть смысл включить эту категорию, именно ликвидаторов?             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, мы рассматривали вопросы о включении в перечень         
инвалидов, других категорий лиц. И как правило, также мы смотрели статистику,   
как применяются наказания по отношению именно вот к таким лицам. У нас есть в   
Уголовном кодексе специальные нормы, посвящённые смягчению наказания для них,   
и мы видим, что эти нормы судами, безусловно, всегда применяются.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Андрей Николаевич.                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемый Павел Владимирович, вы представляете по крайней мере   
дисциплинированное большинство, поэтому от вашей личной позиции зависит         
второе чтение. Хотелось бы узнать, из тех предложений, которые содержатся в     
других внесённых проектах, намерены ли вы поддержать хоть что-нибудь или нам    
не стоит беспокоиться и не стоит подавать поправки? Я подчёркиваю ещё раз:      
какова ваша личная позиция? Если вы согласны в чём-то уступать, мы, конечно,    
постараемся подготовить поправки. Если же вы не намерены этого делать, ну,      
наверное, мы просто умоем руки.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, вы знаете, на самом деле вот те предложения по          
амнистии, которые были внесены членами комитета по законодательству,            
практически охватывают те же самые категории, которые есть в ваших              
предложениях, практически все эти категории охватываются. Что касается других   
категорий, то мы полагаем, что расширять на данный момент, на сегодняшний       
день, нецелесообразно.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Викторов Иван Кириллович.                                 
                                                                                
ВИКТОРОВ И. К. Павел Владимирович, вот по амнистии в честь шестидесятилетия     
Победы вышли на свободу двести десять человек. Сейчас, по вашим данным,         
восемьсот сорок тысяч на нарах сидят, сто пятьдесят тысяч - в следственных      
изоляторах и триста тысяч их охраняют. Если они в прошлые годы все работали,    
были заняты каким-то трудом, то сегодня они проедают наши государственные       
деньги и очень многие фактически не дают никакой отдачи. И разные фракции, и    
ЛДПР, и "Родина", которая инициировала это дело, едины в своём стремлении, и    
не для пиара, а для того, чтобы число этих пострадавших каким-то образом        
уменьшить. Почему бы вам не собрать всех подписантов вместе и не обсудить эти   
вопросы (не на сегодняшнем заседании), а не присваивать "Единой России" право   
на эту гуманитарную миссию?                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.                                                    
                                                                                
Я бы остерёгся называть этих лиц пострадавшими, всё-таки пострадавшие - это     
те лица, которые пострадали именно от них. В первую очередь мы должны думать    
о последствиях принятия тех или иных решений. И именно вот те категории, о      
которых я сказал (я могу ещё раз их перечислить, могу номера статей назвать),   
именно эти категории, на наш взгляд, не представляют общественной опасности,    
и проведение такой амнистии не повлечёт изменения криминогенной обстановки.     
                                                                                
А те лица, которые совершили более тяжкие преступления, должны отбывать         
наказание. Сейчас у нас другой подход, мы не рассматриваем этих лиц как         
рабочую силу, мы рассматриваем их как лиц, которые находятся в местах лишения   
свободы и в отношении которых исполняется наказание.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь, на все       
вопросы вы ответили.                                                            
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть предложение: от фракций по три        
минуты, да?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Мы не нарушили Регламент, Николай             
Игнатович, не нарушили Регламент. От фракции КПРФ выступает Илюхин Виктор       
Иванович. Пожалуйста. Три минуты.                                               
                                                                                
Включите микрофон Илюхину Виктору Ивановичу.                                    
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция Компартии Российской Федерации поддерживает в        
целом идею объявления амнистии. Но я хотел бы одновременно сказать, что мы      
здесь проявляем удивительный эгоизм: четыре проекта постановления в связи со    
100-летием образования Государственной Думы! Вот когда отмечали 60-летие        
Победы над фашистской Германией, а это было эпохальное событие, мы тогда        
выпустили из мест лишения свободы, освободили от наказания всего-навсего        
двести человек, а сейчас мы исчисляем тысячами. Вот в этом как раз              
определённый эгоизм депутатов Государственной Думы и есть.                      
                                                                                
Я не хотел бы обсуждать все проекты только по одной причине. Действительно, в   
одном проекте, проекте депутатов комитета по законодательству Крашенинникова,   
Груздева и других, есть ссылка на Уголовный кодекс Российской Федерации. В      
остальных проектах такой ссылки нет. Новый Уголовный кодекс был принят и        
введён в действие в 97-м году. Самая большая мера наказания - лишение           
свободы... ну, тогда и смертная казнь была, лишение свободы до пятнадцати       
лет. Во всех проектах, кроме проекта Крашенинникова и других, нет ссылки на     
то, что не применяется амнистия к лицам, осуждённым по Уголовному кодексу       
РСФСР за совершение тяжких преступлений. Фактически убийцы, террористы, если    
оставить в такой же редакции, будут освобождены и выйдут на свободу.            
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание на проект постановления Павла                 
Крашенинникова и депутатов его комитета. Всё-таки к участникам боевых           
действий надо применить амнистию. Я вам напомню цифру: сегодня в местах         
лишения свободы находятся более пяти тысяч человек, военнослужащих и            
работников правоохранительных органов, осуждённых в связи с проведением так     
называемой контртеррористической операции в Чеченской Республике. Не            
добровольно они туда ехали! Вот в отношении этих лиц, конечно, надо бы          
применить амнистию. Я также считаю, и фракция разделяет это мнение, что и к     
лицам, имеющим правительственные, государственные награды, избирательно тоже    
надо применить амнистию.                                                        
                                                                                
И последнее наше замечание, уважаемые коллеги, Любовь Константиновна. Нельзя    
принимать сегодня амнистию сразу же в трёх чтениях - мы допустим ошибку, я      
боюсь этой спешки. Давайте в первом чтении примем: поправки разумные есть,      
содержательные моменты в проектах других депутатов есть, их надо                
инкорпорировать вот в это постановление. С учётом этого, мы голосуем за...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кондратенко, по ведению.                                                        
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, не замечание я хотел вам     
делать, у меня просто родилась мысль несколько изменить наш традиционный        
подход к рассмотрению этого вопроса. Все группы инициативные, по всем           
проектам, могли бы встретиться, обсудить (это уже почти было бы начало          
первого чтения) и внести нам к пятнице единый проект, единый документ, и        
комитет к этому времени рассмотрел бы. Я думаю, можно было бы на это пойти,     
и, уверяю вас, это была бы амнистия Думы, а не амнистия фракции. Состязаться,   
потом вести пропаганду, кто был добрее, а кто был более жестоким...             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР - Митрофанов Алексей Валентинович.                              
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, накануне 8 Марта группа депутатов          
фракции ЛДПР во главе с Владимиром Вольфовичем Жириновским посетила изолятор    
в Печатниках. У нас была возможность побеседовать с теми людьми, которые там    
содержатся, побеседовать и с теми, кто осуществляет охрану. Это был не совсем   
праздничный разговор, и особенно тяжкое впечатление оставляли женщины с         
детьми, которые там находились. Нам показали специальное место, где живут       
женщины с детьми в местах содержания. Тяжелейшая картина! И мы, честно          
говоря, учитывая праздник, тогда обещали им, что они в ближайшее время          
выйдут. У нас была, конечно, уверенность, что мы будем добиваться этого в       
Государственной Думе. Сегодня эта уверенность может стать реальностью.          
                                                                                
И конечно же, нам надо подумать в целом о гуманизации Уголовного кодекса, и     
об этом говорил наш докладчик. Дело в том, что осуждённых до трёх лет лишения   
свободы за незначительные преступления десятки тысяч содержится. Ну, может      
быть, всё-таки применять другие меры - может быть, штрафы, может быть,          
сделку, то, что называется "deal" у американцев (стороны договорились и         
разошлись)? Ну зачем людей принудительно держать годы?! Когда люди говорят у    
нас иногда, что надо десять, двадцать, тридцать лет давать за варварские        
преступления, - да, так и надо делать, но когда мы так легковесно говорим: а    
дали всего пять лет... Пять лет! Да после двух часов пребывания в               
"Печатниках" я не мог отойти, вообще, наверное, трое суток, после того, что     
мы там увидели - и Владимир Вольфович, и депутаты нашей фракции, хотя это       
образцовое место, там действительно нормально, там заботятся, там недавно       
ремонт сделали и так далее. Что же тогда происходит на периферии в местах       
лишения свободы и в СИЗО?! Мы можем представить себе. Поэтому не будем          
говорить так: а вот надо пожёстче... Год, день, тридцать дней, месяц, десять    
месяцев пребывания - это очень много. Это очень много! И мы должны совершенно   
по-другому смотреть на это.                                                     
                                                                                
И сейчас мы будем голосовать за любой вариант амнистии, который даже пяти       
человекам даст возможность выйти, но мы бы хотели, конечно, гуманизировать и    
расширить это всё.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Родина" есть выступающие? Нет. От фракции "Родина" (Народная Воля   
- СЕПР) - депутат Викторов. Три минуты, пожалуйста.                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВИКТОРОВ И. К. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
Фракция "Родина" (Народная Воля - СЕПР), конечно, за широкую амнистию, а не     
за двести десять человек, как получилось в честь 60-летия. Мы не называем       
какую-то общую цифру, мы готовы собраться, все подписанты, вместе. И я          
поддерживаю Николая Игнатовича Кондратенко в том, чтобы, допустим, до пятницы   
поработать, завтра в течение дня свои позиции сверить, ведь это действительно   
амнистия Государственной Думы, а не амнистия какой-то одной фракции.            
                                                                                
Поэтому я считаю, что надо очень внимательно поработать, всё взвесить и         
принять очень хорошее решение, которое было бы всем нам по душе,                
удовлетворило бы нас и, самое главное, освободило тех людей, которые, может     
быть, действительно и виноваты перед обществом, но уже, наверное, искупили      
свою вину. Мы будем голосовать за любое решение, с тем чтобы эта амнистия       
свершилась.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Единая Россия" есть желающие высказаться? Нет.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желание у докладчиков выступить с заключительным     
словом? Нет.                                                                    
                                                                                
Павел Владимирович, вы хотите выступить с заключительным словом? Пожалуйста.    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, о предмете каждого постановления мы      
высказались. Я хочу сказать, что у нас всё проходило достаточно гласно,         
заседал комитет, и все субъекты права законодательной инициативы могли          
прийти, все, кто хотел, пришли, мы всех оповещали. Поэтому что касается того,   
чтобы собраться, мы собирались. Нам, конечно, нужно принимать данный            
документ. Посмотрим, как пройдёт рейтинговое голосование, а дальше будем        
работать.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, начинаем голосование. Мы голосуем с вами за первый проект              
постановления из четырёх пунктов. Итак, 9.1 - проект постановления "Об          
объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в     
России", который доложил депутат Глотов Сергей Александрович. Кто за принятие   
данного проекта постановления в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт       
голосование.)                                                                   
                                                                                
Следующее голосование по пункту 9.2 - проекту постановления "Об объявлении      
амнистии...", который доложил Овсянников Владимир Анатольевич от фракции        
ЛДПР. Кто за то, чтобы принять данный проект постановления в первом чтении?     
Прошу проголосовать. (Идёт голосование.)                                        
                                                                                
Следующим на голосование ставится пункт 9.3 - проект постановления "Об          
объявлении амнистии...", который доложил Савельев Андрей Николаевич. Кто за     
принятие данного проекта постановления в первом чтении? Прошу проголосовать.    
(Идёт голосование.)                                                             
                                                                                
И следующий пункт, пункт 9.4, также первая часть этого пункта - "Об             
объявлении амнистии в связи со 100-летим учреждения Государственной Думы".      
Данный проект постановления доложил Павел Владимирович Крашенинников. Кто за    
принятие данного проекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием.      
(Идёт голосование.)                                                             
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
По пункту 9.1.                                                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за               64 чел.14,2%                                     
Проголосовало против           16 чел.3,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     81 чел.                                          
Не голосовало                 369 чел.                                          
                                                                                
Шестьдесят четыре.                                                              
                                                                                
По пункту 9.2.                                                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               48 чел.10,7%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0%                                     
                                                                                
Сорок восемь.                                                                   
                                                                                
По пункту 9.3.                                                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6%                                     
                                                                                
Восемьдесят семь.                                                               
                                                                                
По пункту 9.4.                                                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
                                                                                
Четыреста девятнадцать. Таким образом, в первом чтении проходит проект          
постановления, доложенный Павлом Владимировичем Крашенинниковым.                
                                                                                
Коллеги, так как прошёл этот проект постановления, я прошу вас проголосовать    
в первом чтении за проект постановления о порядке применения постановления об   
объявлении амнистии (из пункта 9.4). Кто за это предложение? Прошу              
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Крашенинников.                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я уже   
говорил, что ожидание амнистии - оно провоцирует совершение незначительных      
преступлений. А то, что такое ожидание в обществе есть, - это мы видим по       
телевизору практически уже целую неделю. И кроме того, есть юридические         
причины, почему это надо принимать. У нас проведены правовая и                  
лингвистическая экспертизы, есть заключение Государственно-правового            
управления Президента Российской Федерации. В связи с этим, уважаемые           
коллеги, я прошу принять данный документ в целом.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли возражения у представителей              
правительства и президента? Нет возражений. Коллеги, кто за то, чтобы в целом   
принять проект постановления "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием      
учреждения Государственной Думы в России" в рамках "часа голосования"? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              433 чел.96,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять второй проект постановления, "О порядке       
применения Постановления... "Об объявлении амнистии..." в целом в рамках        
"часа голосования"? Прошу определиться голосованием.                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Лебедев Игорь Владимирович.                                        
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, дело в том, что я просил слова по ведению      
сразу после предложения Павла Владимировича проголосовать в целом, потому что   
у нас была поправка по этому проекту, которая роздана в зале и которая, мы      
хотели бы, чтобы по крайней мере была обсуждена сегодня. Но, к сожалению, вы    
сразу поставили на голосование, теперь уже не имеет смысла...                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Приносим извинения, Игорь Владимирович.                   
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович.                                                
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Я поздравляю всех коллег. Действительно, хорошо, что мы это    
сделали до 26-го числа, до 27-го. Но для членов ЛДПР это всегда будет           
амнистия, связанная с шестидесятилетием Владимира Вольфовича. И первый текст    
вносил я с этой формулировкой, потом её Павел Владимирович вычеркнул            
почему-то. Ну что делать? (Оживление в зале.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.