Заседание № 124
18.11.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 284192-5 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1469 по 2643 из 10325
Уважаемые коллеги, фиксированное время, переходим к обсуждению 10-го вопроса порядка работы. О проекте постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов". Доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Михайловича Игнатьева. Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается одобренный Советом директоров Банка России документ - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Сначала о денежно-кредитной политике Банка России в текущем, 2009 году. В начале года основное внимание руководства Банка России было направлено на завершение управляемой девальвации рубля. Девальвация рубля была завершена в конце января - начале февраля 2009 года после того, как Банк России объявил о том, что верхняя граница стоимости бивалютной корзины устанавливается на уровне 41 рубль и что она не будет изменяться в течение нескольких месяцев. В начале февраля стоимость бивалютной корзины почти достигла установленной границы, после чего рубль начал постепенно укрепляться. Банк России старается проводить взвешенную денежно-кредитную политику. С одной стороны, она должна быть достаточно жёсткой, чтобы обеспечить последовательное снижение инфляции и стабильность на валютном рынке, с другой стороны, она должна способствовать возобновлению экономического роста и роста банковского кредитования. Инфляция быстро снижается. Три месяца подряд - август, сентябрь, октябрь - она составляла ноль процентов, за десять месяцев текущего года она составляла 8,1 процента. В прошлом году за соответствующий период она составила 11,6 процента. Снижению инфляции способствуют два фактора: во-первых, стабилизация рубля и его укрепление по сравнению с февралём 2009 года и, во-вторых, медленный рост денежной массы. После резкого сокращения в сентябре 2008 года - январе 2009 года денежный агрегат М2 в феврале возобновил свой рост, но он растёт достаточно медленно, за последние девять месяцев он увеличился только на 15,7 процента. По последним нашим оценкам, в целом за 2009 год инфляция может составить менее 10 процентов. Валютный курс рубля сейчас гораздо более гибкий, чем это было год или два года назад, это не случайно. Мы осуществляем постепенный переход к инфляционному таргетированию и к режиму свободного плавания валютного курса рубля. Это позволит Банку России гораздо более эффективно противодействовать инфляции, это будет способствовать снижению процентных ставок по банковским кредитам и формированию длинных кредитных ресурсов. Как я уже сказал, стоимость бивалютной корзины в феврале почти достигла уровня 41 рубля. Затем её стоимость начала снижаться, и к началу июня она снизилась до 36,5 рубля. Летом на фоне дискуссии в средствах массовой информации о целесообразности девальвации рубля стоимость бивалютной корзины повысилась примерно до 38 рублей. Начиная с сентября она снижается. Вчера, 17 ноября, её стоимость составила 35 рублей 7 копеек. Укрепление рубля в последние два с половиной месяца происходило под влиянием стабилизации на довольно высоком уровне мировых цен на нефть, возобновления притока частного капитала. Банк России проводит валютные интервенции с целью сглаживания существенных колебаний валютного курса рубля. В октябре Банк России приобрёл на валютном рынке примерно 16 миллиардов долларов, за семнадцать дней ноября - ещё 6. На 15 ноября золотовалютные резервы России составили 440,8 миллиарда долларов. Реальный эффективный курс рубля за десять месяцев, то есть с декабря прошлого года по октябрь нынешнего года, снизился примерно на 3 процента. Снижение инфляции позволило Банку России снизить процентные ставки по своим операциям. С апреля по настоящее время ставка рефинансирования снижена с 13 процентов до 9,5 процента. Ставки по беззалоговым кредитам Банка России снизились ещё более значительно: если в феврале - марте они приближались к 19 процентам, то сейчас они составляют примерно 12 процентов. Процентные ставки по банковским кредитам тоже постепенно снижаются. Если в январе средневзвешенная ставка по банковским кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок до одного года составляла 17,1 процента годовых, то в августе она снизилась до 15,2 процента. Несмотря на снижение Банком России своих процентных ставок, банки активно сокращают свою задолженность перед Центральным банком, особенно по беззалоговым кредитам. Сейчас происходит процесс, обратный тому, что происходил осенью и зимой, - тогда кредиты Банка России коммерческим банкам замещали выбывающие вклады населения, депозиты других клиентов, погашаемые банками кредиты иностранных кредиторов, сейчас рост вкладов населения и депозитов организаций позволяет банкам погашать свою задолженность перед Центральным банком. Кредитная активность банков остаётся низкой. Корпоративные кредиты практически не растут. Банковские кредиты населению имеют явную тенденцию к снижению. Основная проблема сейчас не дефицит кредитных ресурсов, а высокие кредитные риски. Это связано с просроченной задолженностью по банковским кредитам. В начале года просроченная задолженность росла очень быстрыми темпами, затем её рост замедлился, а в последние два месяца её рост практически остановился. Решению проблемы плохих долгов будет способствовать активизировавшийся в последнее время процесс предоставления банковских кредитов под госгарантии. Платёжный баланс страны остаётся стабильным. За десять месяцев положительное сальдо текущего счёта составило 39 миллиардов долларов, чистый отток капитала составил большую величину - 53 миллиарда долларов. Ну, здесь надо учитывать два обстоятельства: во-первых, значительная часть этого оттока произошла в январе, когда ещё не была завершена девальвация, а во-вторых, существенная часть этого оттока связана с переводом банками средств с валютных счетов в Центральном банке на счета в иностранных банках и имела единовременный технический характер. Теперь о денежно-кредитной политике в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов. Банк России исходит из того, что инфляцию необходимо снизить в 2010 году до 9-10 процентов, в 2011-м - до 7-8 процентов, в 2012-м - до 5-7 процентов. В 2010 году Банк России продолжит осуществлять постепенный переход к инфляционному таргетированию и к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. Роль процентных ставок Банка России в ходе реализации денежно-кредитной политики повысится. Мы разработали четыре варианта прогноза платёжного баланса и соответствующие им четыре варианта денежной программы. Варианты отличаются друг от друга прежде всего уровнем мировых цен на нефть. Второй вариант соответствует прогнозу, положенному в основу проекта федерального бюджета. В этом варианте счёт текущих операций остаётся положительным на протяжении всех трёх лет. Небольшой чистый отток капитала в 2010 году размером в 20 миллиардов долларов сменяется его чистым притоком в 2012 году в размере 15 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы страны постепенно растут, и всего за три года они должны увеличиться примерно на 67 миллиардов долларов. Денежная масса агрегата М2 растёт темпом примерно 13-17 процентов в год. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. У нас три содоклада. С первым содокладом выступит председатель Комитета по финансовому рынку Владислав Матусович Резник. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку совместно с Комитетом по бюджету и налогам рассмотрел представленные Банком России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. В розданных в зале материалах представлены заключения профильных комитетов, которые содержат результаты анализа представленного документа и его оценку, поэтому детально на том, что вам роздано и уже сказано председателем Центрального банка Сергеем Михайловичем Игнатьевым, я останавливаться не буду. Хочу сказать несколько о другом и привлечь ваше внимание к основной цели денежно-кредитной политики на планируемый период, а именно снижение инфляции в 2010 году до 9-10 процентов, в 2011 году - до 7-8 и в 2012 году - до 5-7 процентов. Инфляция, как известно, на протяжении последнего десятилетия является основной головной болью как для монетарных властей, так и для всей исполнительной власти в целом. Можно долго спорить в отношении того, что является причиной этой проблемы: просчёты в монетарной политике, о чём достаточно много некоторые наши коллеги говорят, либо особенности структуры российской экономики. Совершенно очевидно одно: без снижения темпов инфляции невозможно решить практически ни одной экономической задачи, которые стоят перед нашей страной, - собственно долгосрочного экономического роста, роста инвестиций, развития банковской системы, проблем в пенсионной сфере и многого другого, да вообще практически всего. В указанной связи следует отметить, что уже три месяца подряд инфляция в России находится на нулевом уровне, а по итогам десяти месяцев 2009 года этот показатель составляет около 8 процентов. Таким образом, несмотря на острую критику в адрес Банка России в отношении высокой ставки рефинансирования, очевидно, что у Банка России есть успехи в борьбе с инфляцией. Говоря об уровне ставки рефинансирования, хотелось бы провести одну историческую параллель. Дело в том, что в начале 80-х годов прошлого века в Соединённых Штатах Америки так же остро стояла проблема инфляции, которая достигала по тем временам 13 процентов годовых (это 81-й год). Именно в этот период Федеральная резервная система под руководством Пола Волкера подняла ставку рефинансирования до 20 процентов годовых. Естественно, что такие шаги монетарных властей вызвали серьёзную рецессию в экономике, особенно в строительстве и в сельском хозяйстве. Дошло даже до того, что фермеры перегораживали центральные улицы городов своими тракторами. Это, например, было в Нью-Йорке. Монетарные власти тем не менее добились своего: уже через два года инфляция снизилась более чем в четыре раза. Несмотря на то что в нашей финансовой системе ставка рефинансирования Центрального банка пока играет несколько иную роль, этот пример, на мой взгляд, очень показателен. Вместе с тем валютный кризис и кризис ликвидности прошлого года в России показали некоторые недостатки системы денежно-кредитного регулирования, в которой объём денежного предложения был достаточно жёстко привязан к объёму валютных резервов, соответственно зависящих от экспортных поступлений. Ещё в августе - сентябре 2008 года девальвация рубля казалась немыслимой: золотовалютных резервов хватало на то, чтобы выкупить вообще все напечатанные рубли. Но девальвация состоялась, и основными причинами этого были рыночные ожидания девальвации. Экономика накопила очень большой валютный риск вследствие, по сути, управляемого курса рубля и больших объёмов заимствований за рубежом. Никакие резервы никогда не смогут справиться с законами рынка. В рассматриваемом документе устанавливается, что валютная политика Банка России на 2010-2012 годы будет направлена на сглаживание волатильности курса рубля и постепенный переход к свободному курсообразованию. Отрадно, что впервые Банк России не указывает в качестве цели поддержание стабильности курса рубля и не указывает диапазон изменения реального эффективного курса рубля, что должно заставить экономических агентов в большей степени ориентироваться на процентные ставки, устанавливаемые Банком России. Как результат этого - эффективность процентной политики будет неуклонно и постепенно возрастать. Постепенно, но неуклонно. Необходимо отметить, что важным аспектом в условиях глобализации финансовой сферы является необходимость регулирования притока в страну спекулятивного капитала, в том числе для проведения валютного и процентного арбитража. Несмотря на то что в настоящий момент наблюдается тенденция к росту таких операций в России, это кэрри-трейд так называемый, на мой взгляд, этот важный вопрос тем не менее не нашёл должного отражения в рассматриваемом документе. Подводя итог, хотелось бы пожелать, чтобы документ под названием "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики..." со временем превратился в понятный эффективный аналитический инструмент для всех участников финансового рынка, на основании которого можно было бы проводить оценку текущей финансово-экономической ситуации и прогнозировать развитие основных процессов. Очевидно, что в настоящее время таких аналитических инструментов у нас недостаточно. Комитет предлагает принять к сведению представленные Банком России основные направления денежно-кредитной политики на очередной период и поддержать представленный проект постановления Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Васильевича Кулика. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! От нашего ЦСУ поступила очень подробная информация о развитии страны за девять месяцев текущего года, анализ которой позволяет объективно оценить ситуацию, которая складывается и в экономике, и в социальной сфере, и сделать некоторые выводы о том, на каком этапе мы находимся сегодня. Из этой информации я хочу выделить прежде всего следующие показатели. Несмотря на то что нас накрыл кризис и он проходит в довольно сложных условиях и со многими отрицательными показателями, нам удалось следовать тому принципу, который был заложен в основу наших антикризисных мер, - всячески защитить нашу социальную сферу. Борис Вячеславович, я думаю, что здесь "ЕДИНАЯ РОССИЯ" снова может смело взять на себя инициативу, с которой мы уже выступали на всех этапах, и нам очень важно продолжить эту линию и завершить год так, чтобы все заложенные показатели были выполнены. Хочу назвать несколько цифр за девять месяцев текущего года. Общие доходы населения составили 20,1 триллиона рублей, что на 4,9 процента выше уровня предыдущего года. В условиях кризиса, в условиях мучающей нас безработицы, неполной занятости это очень важный показатель, который говорит о том, что меры, которые были приняты и правительством, и Государственной Думой, при таком целевом подходе дали свой результат. Второе. На товары и услуги население израсходовало 14,2 триллиона рублей, что на 6 процентов превышает уровень 2008 года. Понятно, что подталкивал к увеличению расходов некоторый рост цен, но это говорит ещё и о том, что есть вера у населения. И я назову ещё одну цифру, которая показывает, что мы справимся с теми проблемами, которые кризис принёс в Россию, и страна будет дальше динамично развиваться: отложили в сбережения - интересная цифра - 3,9 триллиона, или на 66 процентов больше, чем было отложено за соответствующий период прошлого года. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЛИК Г. В. Я отвечу, про это я и хочу сказать. Значит, есть ещё недоверие, есть ещё у населения как бы сомнение, что мы выйдем на те параметры, которые обнародовали. Это и неплохо, что мы как бы с двух сторон будем себя подкреплять: и со стороны государства, и каждый о себе тоже подумал. Я несколько цифр специально взял из этого раздела, социального. При этом не могу не сказать, Борис Вячеславович, что средняя пенсия, начисленная за этот период, составила 5412 рублей - 119 процентов к уровню прошлого года, то есть мы выполняем то обязательство, которое дали стране. Заработная плата возросла на 5 процентов и превысила 18,7 тысячи рублей в месяц. Разноплановые, к сожалению, показатели в экономике. Если говорить о росте промышленного производства, то, к сожалению, за девять месяцев по сравнению с тем же периодом прошлого года мы имеем объём роста в размере 86 процентов, ситуация выправляется сложно, хотя в сентябре темпы роста по всем базовым отраслям промышленности и по многим другим показателям были выше, чем в предшествующем месяце. Это как раз и даёт основание утверждать, что начинается какой-то разогрев реального сектора экономики, хотя здесь остаётся немало очень важных и сложных нерешённых проблем. Прежде всего хотелось бы обратить внимание, что недостаточно эффективно было организовано у нас производство. И несмотря на снижение на 15 процентов, размер прибыли в целом по народному хозяйству снизился на 2 триллиона 350 миллиардов рублей, но в процентном отношении к уровню прошлого года это составляет всего 54 процента. Это один из серьёзных сигналов, который говорит о необходимости действительно модернизации производства, потому что при снижении на 15 процентов такое падение прибыли говорит о том, что эффективность нашего производства, Борис Вячеславович, недостаточно высока. И в этом смысле то послание президента, которое мы слушали, упор на модернизацию, на мой взгляд, вытекает из этой ситуации. Два замечания по денежно-кредитной политике. Прежде всего хочу сказать о том, что в целом наша система и Центральный банк действительно сумели удержать в руках вожжи. Мы систему сохранили, и функционирует, как вы видите, экономика - с какими-то провалами, но мы не чувствуем, население не чувствует какой-то катастрофы. В этот период времени идёт модернизация, сократилось количество банков: за девять месяцев - на пятьдесят два, на начало октября у нас осталось тысяча семьдесят четыре банка. Это, в общем, достаточно, и думаю, что этот процесс нормальный, он будет идти дальше, мы должны укрупнять нашу банковскую систему. Это всё нормально. Что беспокоит? Нет серьёзных сдвигов в наращивании объёмов кредитования реального сектора экономики. И здесь я обращаюсь и к банку: пожалуйста, любые инициативы, которые у вас есть, что ещё надо сделать... Ну, мы все должны понять: если мы здесь не добьёмся коренного перелома, то вот эти отставания в объёмах производства, целый ряд других вопросов решить нам будет просто невозможно. Борис Вячеславович, смотрите, картина какая. Вот жильё - и социальная часть, и мотор с точки зрения развития реальной экономики: за девять месяцев прошлого года были даны кредиты населению на строительство жилья в размере 530,8 миллиарда рублей, за девять месяцев этого года - 89. Вот где у нас тромбы образуются, мы их должны видеть, понимать. И если мы не предложим дополнительных мер, стимулирующих поворот банков к реальному сектору... Я понимаю их осторожность, я понимаю недостаточную обеспеченность порой ресурсами, которые должны подкреплять получаемые кредиты, но здесь нам совместно нужно принять дополнительные меры. Что касается кредитов в иностранной валюте - ещё хуже ситуация: в прошлом году было выдано 80 миллиардов долларов на строительство жилья, сейчас только 6,6, это 13 процентов от уровня прошлого года. И ещё одно. Мне кажется, банку нужно найти формы более активно влиять на ставку кредитную, которая сегодня действует на рынке. Я не знаю, что надо делать: нужны административные меры - значит, надо пойти на административные меры на какой-то период времени по отдельным отраслям, по отдельным показателям, это вы должны предложить, другие у вас меры есть - пожалуйста, но согласитесь, господа, что, если в августе платить за кредит, выданный на срок свыше одного года, 31 процент, до года - 34 процента, - так мы ситуацию с тромбированием экономики не рассосём. Считаю, что вот в этом отношении мы продлили все те полномочия, которые на кризисный период дали банку, если нужно дополнительно - просите, пожалуйста, мы готовы рассматривать. Но эти проблемы нужно решать. С учётом высказанных замечаний мы поддерживаем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Комитет в целом поддерживает усилия Банка России по сохранению стабильности и укреплению российской банковской системы. В то же время у комитета имеется ряд замечаний. В рассматриваемом документе заявлено о намерении Банка России завершить создание условий для перехода к контролю за уровнем инфляции. Между тем, по мнению комитета, вопрос о возможности такого перехода в указанный период требует дополнительной проработки и выполнения ряда условий. В первую очередь стоит обратить внимание на планируемый рост регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий выше показателя инфляции. Помимо этого потребуется достижение относительной сбалансированности валютного рынка, а также формирование развитого рынка кредитования, особенно реального сектора экономики. В основных направлениях по-прежнему недостаточно отражены вопросы формирования долгосрочной ресурсной базы российских банков, не обозначены источники и пути увеличения их долгосрочных ресурсов. В ситуации ухудшения экономического положения заёмщиков и нежелания банков принимать дополнительные риски по их кредитованию российский банковский сектор имеет ограниченную долгосрочную ресурсную базу и поэтому слабо включён сегодня в систему финансирования производственных инвестиций - не только в развитие, но и в воспроизводство существующих основных фондов, в том числе производственной инфраструктуры. Комитет отмечает, что в сложившихся условиях целесообразно проработать дополнительные меры, направленные на внедрение через банковскую систему временно свободных денежных средств экономических агентов, в частности страховых компаний, пенсионных фондов, а также средств бюджетных и внебюджетных фондов в долгосрочные инвестиции, прежде всего в реальный сектор экономики. По мнению комитета, в рамках мероприятий по совершенствованию банковской системы Банку России следует обратить особое внимание на решение проблемы формирования долгосрочной ресурсной базы российских кредитных организаций. Это тем более важно, так как при ограниченности в доступе к дешёвым и долгосрочным ресурсам внутри страны российские банки вынуждены были привлекать заимствования извне. Однако кризисные явления в мировой финансовой системе привели к значительному удорожанию привлёченных средств для крупных заёмщиков и фактическому исключению возможности заимствования средств извне для прочих участников финансового рынка. В свою очередь, это становится одной из основных причин резкого обострения проблемы рефинансирования ранее накопленного корпоративного внешнего долга. Закономерным является и то обстоятельство, что при наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках повысилась заинтересованность российских кредитных организаций в использовании инструментов рефинансирования Банка России. В связи с этим комитет считает, что, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере кредитования, Банк России недостаточно активно применяет ставку рефинансирования в качестве главного инструмента регулирования. Сложившуюся ситуацию, при которой имеет место значительный разрыв между ставкой рефинансирования и рыночными процентными ставками, нельзя считать приемлемой. Комитет неоднократно выражал свою озабоченность проблемой интенсивного роста корпоративного внешнего долга. Чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности частного сектора привело к реальной угрозе стабильности российской банковской системы и экономики в целом. Комитет также относит к числу нерешённых проблем сохраняющийся низкий уровень доверия к российским банкам, высокие риски кредитования, связанные с неэффективной структурой экономики, дефектами управления. Можно говорить и о сдерживании расширения долгосрочного кредитования реального сектора и осуществления структурных преобразований в экономике. Таким образом, не обеспечивается снижение зависимости российских предприятий от внешних факторов и колебаний мировой конъюнктуры, зачастую спекулятивного характера. Комитет считает, что денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности отечественных наукоёмких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Большое спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Как договорились на Совете, мы будем идти по кругу, задавать вопросы. Кашин Владимир Иванович - от фракции КПРФ. Ваш вопрос, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые товарищи! К Сергею Михайловичу вопрос. В реальной жизни сегодня мы видим, что те огромные средства, которые были вложены в банковскую систему, не дошли до реального сектора экономики, мы видим огромные бонусы, которые получала банковская система, и всё это наряду с многомиллиардными кражами является реальностью вот той денежно-кредитной системы, которую мы не можем считать положительной или приемлемой, имеющей право на жизнь. Сырьевая держава никоим образом не влияет на ценообразование той же нефти. Мы до сих пор ничего не сделали, чтобы расплатиться со своими гражданами. Вместе с тем внутренний долг сегодня уже достиг 3,6 триллиона, к 2012 году он будет составлять более 8 триллионов рублей. Все эти негативные моменты вызывают неподдельную... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А ваш вопрос, Владимир Иванович? Добавьте десять секунд. Укладывайтесь, коллеги, в минуту. КАШИН В. И. Что вы собираетесь делать для того, чтобы влиять на рынок цен на нефть? Что вы собираетесь делать для того, чтобы погасить в конце концов?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. У нас в экономике много проблем, и в банковской системе тоже. И я готов согласиться, что у нас не всегда всё получается так, как мы хотим. Но некоторые проблемы, я думаю, решить очень трудно. Ну, в частности, как мы можем влиять на мировые цены на нефть? Я думаю, что трудно это сделать. Что касается инфляции. Да, она у нас высокая, но в последние месяцы она резко снижается, и я надеюсь, что она будет даже ниже того уровня, который мы установили на будущий год - 9-10 процентов, я думаю, что она будет пониже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Лебедев, ЛДПР. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Сергей Михайлович, с одной стороны, Банк России говорит о том, что в период с 2010 по 2012 год у нас ожидается дальнейший прирост валютных резервов, и прогнозы, которые вы даёте, колеблются от 15 до 106 миллиардов долларов. То есть вилка составляет примерно 100 миллиардов, что само по себе уже вызывает удивление - как можно прогнозировать с такой огромной вилкой? При этом тут же, с другой стороны, вы прогнозируете последовательное снижение темпов роста валютных запасов. А ведь от этого прогноза зависит очень и очень многое, и прежде всего вопросы кредитования нашей экономики и со стороны банков. Скажите, пожалуйста, как мы можем сейчас говорить об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, если даже Центробанк не в состоянии прогнозировать, что нас ждёт - рост или падение запасов валютных резервов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М. Золотовалютные резервы очень трудно прогнозировать, потому что их динамика во многом зависит от факторов, которые мы не контролируем, прежде всего от динамики цен на мировых товарных рынках, в частности от цены на нефть. Это объективный фактор, никуда от этого не денешься. Но не только от цены на нефть - сильно зависит от потоков капитала, которые имеют свойство быстро изменять своё направление: в один месяц идёт большой приток капитала, а в следующий месяц может быть отток капитала. Как получается, так мы и прогнозируем. И я скажу так, что и другие центральные банки в таком же положении находятся и тоже ошибаются в прогнозах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Сергей Михайлович, скажите, пожалуйста, что вы намерены предпринимать для реального снижения процентных ставок по кредитованию реального сектора экономики? Дело в том, что снижение ставки рефинансирования, к сожалению, не привело к снижению эффективных ставок по кредитованию реального сектора экономики. Банки зачастую, давая кредиты под 15 процентов, берут ещё 2 процента комиссии, которые взимают сразу, и эта практика продолжается сейчас. Несмотря на то что ставка рефинансирования снижена вами существенно, банки не идут на снижение процентных ставок, причём, подчёркиваю, для надёжных заёмщиков, которые не имеют просрочек на протяжении пятнадцати лет. Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Номинальные процентные ставки зависят прежде всего от уровня инфляции. Если она будет снижаться, - а я уверен, что она будет снижаться, - будут снижаться и процентные ставки по кредитам, по вкладам населения. Это объективный процесс. Естественно, мы на него можем влиять, прежде всего через снижение инфляции и через нашу процентную политику. Как я уже сказал, мы процентные ставки Центрального банка серьёзно снизили: ставка рефинансирования была 13 процентов, сейчас - 9,5. Процентные ставки по кредитам банковским тоже снижаются, но не так быстро, существуют лаги временные между нашими решениями и решениями коммерческих банков. Этот процесс идёт, и он будет продолжаться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, суверенна ли наша кредитно-денежная система и политика? Почему 47 процентов золотовалютных резервов - в долларах? Почему треть наших золотовалютных резервов - в казначейских обязательствах США под мизерные проценты, когда кредитование реального сектора снижено на 30 процентов? И вообще, какие меры вы видите, чтобы нам начать реальный сектор кредитовать, а не таргетировать инфляцию, которая приведёт к нулевой, кладбищенской жизни в нашей стране? ИГНАТЬЕВ С. М. Извините, золотовалютные резервы по определению должны размещаться в иностранной валюте, поэтому - никуда не денешься - приходиться их размещать в долларах, в евро, в английских фунтах и так далее. Что касается второго вопроса, я постарался об этом сказать ещё в своём выступлении. Сейчас банки действительно очень неохотно кредитуют реальный сектор, кредиты корпоративным заёмщикам практически не растут. Может быть, в последние месяцы наметилось некоторое оживление этого процесса. Я надеюсь, что этот процесс более активно возобновится в ближайшие месяцы в том числе и благодаря расширению практики предоставления кредитов под госгарантии. Этот процесс фактически только начался. Решения приняты о предоставлении госгарантий тем или иным заёмщикам, но они ещё не реализованы до конца, ещё не отразились на банковских балансах, то есть опять-таки временной лаг. Я думаю, что в ближайшее время, в ноябре, в декабре этот процесс будет разворачиваться более активно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Государственной Думе. Во всех выступлениях представителей комитетов звучала фраза, что у нас комитеты поддерживают, хотя все комитеты отмечали в своих заключениях и в выступлениях, что выполнение такой основной задачи Центральным банком, как поддержка экономики России и обеспечение условий для её развития, не выдерживает никакой критики, то есть никаких действий для этого не совершается. Тем не менее все комитеты поддерживают... А в постановлении Государственной Думы вообще непонятная формулировка: мы и не поддерживаем, и не отвергаем эту денежно-кредитную финансовую политику, а вообще к сведению принимаем. Мы что, будем принимать к сведению, что ли? Ну давайте законы теперь к сведению будем принимать. Ну, радует уже то, что у комитетов совесть появилась, они говорят, что не отвечают действия Центрального банка потребностям Российской Федерации. Но тогда непонятно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, по-моему, ни в заключении Комитета по финансовому рынку, ни в заключении Комитета по бюджету и налогам, ни в заключении Комитета по экономической политике и предпринимательству не сказано, что комитеты не поддерживают действия Центрального банка и что действия Центрального банка не отвечают интересам страны. Это первое. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством мы с вами должны принять к сведению доклад об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, который нам представляет Центральный банк. У нас нет другого варианта. В соответствии с законом мы можем принять к сведению, и только. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо большое. У меня вопрос к коллеге Игнатьеву как к профессионалу, который обычно честно отвечает и на неприятные вопросы тоже. Неужели вы не видите прямой причинно-следственной связи между сжатием денежной массы, укреплением рубля и сверхъестественным падением нашей промышленности в её несырьевой части? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Связь, естественно, есть. Это важный макроэкономический показатель: динамика денежной массы, рублёвой или валютной части. Есть, конечно, связь, мы её видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. На третьем вопросе настаивает фракция КПРФ. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, уважаемый председательствующий! В заключениях комитетов по финансовому рынку и по бюджету на рассматриваемый документ как положительный момент отмечено то, что Банк России впервые не указывает в качестве цели денежно-кредитной политики поддержание стабильности курса рубля. Об этом, собственно, нам и депутат Резник сегодня заявил. В то же время основной целью Центрального банка России, первым пунктом, по закону "О Центральном банке..." обозначена защита и обеспечение устойчивости рубля. В связи с этим у меня вопрос к председателю Центробанка и к председателю Комитета по финансовому рынку: что, началась ревизия закона "О Центральном банке..." и есть ли анализ рисков, которые возникают в связи с отказом от поддержания стабильности курса рубля, особенно с учётом экспортного характера нашей экономики и того, что мы зависим от импорта в очень сильной степени? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович и Владислав Матусович потом. ИГНАТЬЕВ С. М. Я бы сказал так: мы не отказываемся от необходимости поддержания стабильного курса рубля, это требование и Конституции, и закона. В то же время мы переходим к более гибкому курсообразованию, с тем чтобы более эффективно контролировать инфляционные процессы, с тем чтобы добиться долговременного серьёзного снижения процентных ставок, для того чтобы обеспечить появление масштабных длинных ресурсов в экономике и активную кредитную поддержку реального сектора. Здесь противоречия нет. То есть курс рубля будет более гибким, но он будет оставаться в целом стабильным, не будет каких-то резких перепадов его значения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Борис Сергеевич, если бы вы, как член Комитета по финансовому рынку, приняли участие - что, в общем, наверное, и следовало бы сделать - в обсуждении денежно-кредитной политики на заседаниях комитета и в рабочих группах по выработке соответствующей позиции комитета, то, я полагаю, тот исчерпывающий ответ, который дал Сергей Михайлович, для вас был бы заранее известен. А по существу вопроса мне добавить к тому, что сказал Сергей Михайлович, нечего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги... Нет, настаивают ещё. Зубов - от "Справедливой России", пожалуйста. ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия". Конечно, хотелось бы спросить о том, до какого уровня ещё должна упасть инфляция - последние три месяца она нулевая, - чтобы ставки начали снижаться, но я не об этом спрошу. Хотелось бы, конечно, спросить, как банки будут кредитовать производство по низким ставкам, если их принуждают кредитовать крупные убыточные предприятия, на кого они будут переносить риски, но я и не об этом спрошу. Я хотел бы спросить: почему бы нам не разделить банковскую систему на две части - федеральную и региональную и не предъявлять требования по уставному капиталу в 5 миллионов евро к региональным банкам? Основные-то риски всё-таки у нас, так сказать, накоплены в крупных банках, которые кредитуют нерентабельные крупные предприятия. А вот что будут делать регионы, когда уйдут рентабельные "малыши" из банковского сектора, - вот этот вопрос я и хотел бы вам задать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М. Ну, мне не нравится эта идея разделения банковской системы на федеральную и региональную части, не нравится. Для того чтобы более подробно её обсуждать, нужно иметь более подробный материал в качестве предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Багаряков - на трибуну, от фракции КПРФ. Коллеги, я полагаю, мы успеем заслушать... я не знаю, сколько будет выступать депутат Багаряков, если десять минут, то мы уже не успеем до перерыва послушать других выступающих, потому что у нас осталось двенадцать минут. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые коллеги, основная цель большинства центральных банков - это создание условий для экономического роста в стране. ФРС США, например, проводит денежно-кредитную политику для достижения задач максимальной занятости, стабильных цен и устойчивого экономического роста. Именно это и прописано в законе о ФРС США. Возьмём другой, полярный пример - Республика Беларусь. В документе "Об Основных направлениях денежно-кредитной политики..." центрального банка Белоруссии чётко сказано, что основная цель этой политики - создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста в стране. У нас же Центральный банк преследует только лишь две цели: снижение инфляции, которая никак не может снизиться, и поддержание устойчивости курса рубля. Хотя в названии представленного документа есть слова "направления денежно-кредитной политики", о кредитной политике, к сожалению, там сказано крайне мало. Практически не говорится, какие меры Центральный банк собирается принять для оживления кредитования в стране и, самое главное, для увеличения его доступности. Обратимся к истории. В предкризисные годы Центробанк позволял рублю укрепляться по отношению к иностранным валютам, и в итоге почти все отечественные компании предпочитали заимствования в зарубежных банках. Система кредитования внутри страны осталась крайне неразвитой. Продовольственная безопасность страны оказалась под угрозой: доля импортного продовольствия в стране составляет в среднем 50 процентов, в Москве - более 80 процентов. ЦБ годами придерживался политики currency board - валютного коридора. Смысл этой политики в том, что денежное предложение в стране увязывается с притоком иностранной валюты. В условиях фактически отсутствия барьеров для движения капиталов это приводит к негативным последствиям для экономики в целом: фактически страна теряет финансовый и экономический суверенитет, происходит приток в страну спекулятивного капитала, надуваются пузыри на фондовом рынке и рынке недвижимости, и самое главное - это необходимость изъятия из экономики избыточной ликвидности как следствие повышения инфляции. Подобная ситуация наблюдалась в 2007 году, когда приток частного капитала в страну составил, вдумайтесь, 80 миллиардов долларов, чем мы очень гордились, вместо 15 миллиардов долларов, которые прогнозировал Центральный банк. А денежная масса выросла почти на 50 процентов, прогноз ЦБ был 20 процентов. О каком долгосрочном планировании развития страны - "Стратегия-2020", другие красивые названия - может идти речь, когда государство не может спрогнозировать даже уровень денежной массы в стране на один год вперёд, не говоря уже о других параметрах? Контроль за движением капитала в стране находится на крайне низком уровне. Согласно отчёту Центрального банка только за прошлый год потери страны от переводов по фиктивным операциям с ценными бумагами, а также от недополученной экспертной выручки составили более 40 миллиардов долларов. Возникает вопрос: чем же занимается огромное количество регуляторов и зачем вообще тогда они пожирают государственные деньги, выделяемые на их содержание? В отчёте Центрального банка о платёжном балансе есть такая категория - "чистые ошибки и пропуски". Так вот, за 2008 год недосчитались по этой строке ровно 12 миллиардов долларов валютных резервов страны, а за девять месяцев этого года - уже 8 миллиардов долларов. Сегодня средние ставки по кредитам населению на срок выше года уже превышают 30 процентов и продолжают расти. Промышленность, по данным Центрального банка, получает кредиты по ставке на уровне 16 процентов годовых. Хотя к такой промышленности можно отнести только лишь уровень "Газпрома" либо "Роснефти", все остальные заёмщики кредитуются под 20-24 процента, и ЦБ на это внимания не обращает. Если последние несколько месяцев инфляция в стране, по словам представителей Центрального банка, близка к нулю, то почему именно ставки по кредитам предприятиям и населению всё выше и выше? Снижение ставки рефинансирования почти не отражается на кредитной ставке, по которой банки кредитуют промышленность и сельское хозяйство, о чём сегодня уже неоднократно говорили. Центральный банк словно не понимает, что высокие ставки по кредитам в стране автоматически приводят к росту цен на все остальные товары и услуги, поскольку отечественные компании вынуждены высокие ставки по кредиту закладывать в цену своей продукции. На этом фоне руководство Центрального банка заявляет об использовании всех инструментов политики для снижения инфляции и перехода к режиму свободного плавания курса рубля. А как себя ведёт менеджмент государственных банков? Хамское и пренебрежительное отношение к нашим заёмщикам, как будто деньги, идущие на их кредитование, являются их собственными деньгами. Они совершенно забывают, что являются только лишь наёмными менеджерами в государственных банках. Больно и стыдно смотреть на такое безобразие! Какие же перспективы ждут российскую экономику в случае реализации представленной ЦБ денежно-кредитной политики? Во-первых, бизнес будет продолжать задыхаться без кредитов. Борьба с инфляцией идёт в ущерб кредитованию реальной экономики. В сегодняшних условиях инфляция в нашей стране имеет преимущественно не монетарный, а затратный характер и вызвана стремительным ростом тарифов на газ и электроэнергию, а также крайне высокой степенью монополизации российской экономики. Теперь представьте, что произойдёт в 2010 году после увеличения тарифов, а также замены ЕСН страховыми взносами с последующим их повышением. Более того, правительство ожидает, что в ближайшие три года будет рост экономики, наступит долгожданное оживление, что подразумевает и рост спроса соответственно. А почему, вообще, инфляция в этом случае будет снижаться? Это же очевидно, что при таких условиях она должна только повышаться. Во-вторых, о каком переходе к режиму свободного плавания курса рубля и отказа от денежных интервенций на его поддержку может идти речь, если в законе о ЦБ чётко прописано: целью деятельности Банка России является защита рубля? Сделать это без интервенции Центрального банка невозможно. Как можно говорить бизнесу о долгосрочном планировании, если Центральный банк допускает такие колебания курса рубля, что национальная валюта сначала стремительно дешевеет на 55 процентов, а затем за шесть месяцев вдруг укрепляется на 20 процентов? Неужели мы не извлекли уроков из прошлого? В-третьих, встаёт вопрос: а что Центральный банк будет делать с золотовалютными резервами? Как известно, часть резервов Российской Федерации, а именно средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, - это порядка 170 миллиардов долларов - будет направлена на погашение дефицита федерального бюджета. Однако в собственности ЦБ находится ещё 250 миллиардов долларов в виде резервов, причём согласно прогнозу Центрального банка в ближайшие три года эти резервы будут только расти. И если Центральный банк отказывается от интервенции на валютном рынке, встаёт вопрос: что Банк России собирается делать с этими деньгами? Весь мир ожидает крушение американского доллара, а Центральный банк с гордостью сообщает: за октябрь мы приобрели ещё 15 миллиардов долларов. Вопрос: стоит ли продолжать кредитовать экономику других стран под мизерный процент, если сегодня, как никогда, велика необходимость, потребность в технологической модернизации страны, о чём говорил и президент в своём последнем послании? Более того, правительство собирается практически утроить госдолг в ближайшие три года, выплачивая огромные проценты западным банкам. Зачем России заимствовать денежные средства за рубежом, увеличивая бюджетные расходы на обслуживание госдолга, если можно взять в долг у Центрального банка за счёт средств валютных резервов, как это делают правительства большинства развитых стран, тем более что свободные резервы ЦБ в несколько раз превосходят потребности страны в заимствованиях в обозримом будущем? Поскольку в законе о ЦБ говорится, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России и разрабатывает, и проводит совместно с Правительством Российской Федерации, то вопросы развития национальной экономики, защиты отечественного производителя должны стоять в этом документе на первом месте. ЦБ не может отказываться от решения важнейшего вопроса - возобновления экономического роста в стране, без которого все остальные действия денежного регулятора просто лишены смысла. Я могу лишь надеяться, что наши замечания будут учтены в подготовке подобного документа на следующий год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, поскольку выступление представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сейчас не планировалось, у нас остаётся два выступления - от фракции ЛДПР и от "Справедливой России". Есть предложение продлить заседание на время этих выступлений и после этого объявить получасовой перерыв. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я не возражаю, но обращаюсь ко всем присутствующим: если в 12.30 мы не завершим этот вопрос, я объявлю перерыв и завершение этого вопроса уйдёт на вечер. Это я просто для сведения тех, кто будет принимать участие в дискуссии. Ставлю на голосование предложение депутата Резника, но с учётом моего замечания, потому что мы должны в 13 часов начать рассмотрение бюджета, то есть завершить до 12.30. Или раньше, подсказывают мне. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 00 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принимается. Депутат Рохмистров, фракция ЛДПР. С места. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, хотелось бы начать своё выступление с ответа депутату Резнику. Странно слышать в парламенте Российской Федерации, высшем органе законодательной власти, что мы тут с вами по закону и по-другому не можем... Мы тут с вами законы принимаем, хотелось бы вам ответить, принять закон мы можем. И странно, что, утверждая кандидатуру на должность председателя Центрального банка, заслушивая его отчёты и прогнозные планы, мы по закону не можем дать оценку действиям Центрального банка, вот это странно. И я думаю, что это в первую очередь необходимо поправить. Когда мы будем давать оценку действиям того или иного чиновника, а не принимать к сведению, вот тогда, может быть, что-то и изменится в положительную сторону. И что касается того, что комитеты у нас ничего не говорили, а говорили только "одобрямс" денежно-кредитной и финансовой политике, то я хотел бы несколько фраз всё-таки зачитать: "...создало реальную угрозу стабильности российской банковской системы и российской экономики в целом... Всё вышеперечисленное сдерживает расширение долгосрочного кредитования реального сектора экономики и осуществление структурных преобразований в экономике по её модернизации". Это я заключение цитирую. Вот здесь мне бы хотелось ответить так: если сегодняшняя кредитно-финансовая политика не отвечает президентскому посланию, то какое мы с вами имеем право одобрять её или принимать к сведению? С учётом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором обозначены перспективы, мы с вами должны, наверное, поправить Центральный банк: пора переходить от политики зарабатывания денег... Кстати, мы что-то не слышали, сколько денег Центральный банк заработал на кризисе и куда эти деньги пошли. И спрашивать, наверное, мы с вами должны здесь, исходя из того, что, собственно, Центральный банк делает реально для того, чтобы преодолеть кризис, для того, чтобы мы ушли от конъюнктуры цен на нефть, а это в первую очередь кредитно-финансовая политика, потому что пока мы с вами будем сидеть на нефтегазовой таблетке, у нас никогда не произойдёт никаких структурных изменений в экономике, так мы и превратимся в страну добывающую без экономики. Вот здесь непонятная политика: всё делается для того, чтобы у нас определённые структуры получили максимальный доход, в том числе и Центральный банк, потому что это в первую очередь коммерческая организация, к сожалению, а наш реальный сектор экономики не только не получил денег, но и в ближайшей перспективе исходя из кредитно-финансовой политики (на три года рассчитана кредитно-финансовая политика) не получит не то что долгосрочных денег, но и среднесрочных-то не получит. Поэтому вот то, о чём здесь говорилось... Конечно, много положительного делает Центральный банк, но, к сожалению, это не приводит к положительному результату. Сегодняшняя ситуация... Неоднократно тут звучало в выступлениях тех комитетов, которые поддерживают настоящую кредитно-финансовую политику, что на сегодняшний день существует система, когда даже для добросовестных (добросовестных!) кредиторов, тем, которые имеют ликвидные залоги, сегодня объём кредитования сокращается. Процентные ставки, ну, те, о которых по телевизору председатель "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорил, что ставка рефинансирования плюс 3 процента... У банкиров это смех вызывает. Даже те деньги, которые мы с вами дали в эти банки для реального сектора экономики, - они, к нашему сожалению, но не к вашему, видимо, до реального сектора экономики доходят с такими процентами, что, наверное, отбить эти проценты, да ещё и прибыль получить можно только на торговле оружием либо на проституции, ну и на наркоте ещё. Поэтому я не знаю, на развитие какой экономики у нас направлена кредитно-финансовая политика, если сегодняшние процентные ставки и сроки, на которые даётся кредит, реально могут быть осуществлены только благодаря трём вещам - проституции, торговле оружием и наркотикам. Всё остальное... Производство не может развиваться при таких ставках кредитования, при таких, извините меня за выражение, залогах, которые сегодня есть, и мало того, что ещё риски возрастают... Сегодня те банки, которые под залоги получали кредиты, - они сейчас под те же самые залоги получают на 20-30 процентов меньше, то есть они даже перекредитоваться по-человечески не могут, не то что увеличить кредитные ресурсы, чтобы развивать производство. Поэтому все действия этой кредитно-финансовой политики направлены не на то, чтобы обеспечить выход из рецессии и модернизацию экономики, а на то, чтобы углубить сегодняшнюю рецессию, чтобы у нас по-прежнему сокращались рабочие места, чтобы больше стало безработных, чтобы экономика у нас двигалась в обратную сторону, а не в сторону модернизации. И здесь опять же вызывает сомнение профессиональная пригодность экспертов Центрального банка. Извините, что же это за эксперт, который говорит: а вы знаете, у нас может быть так, а может быть и так? То есть даже прогнозировать не можем ситуацию. Если мы посмотрим вот те ориентиры, которые дал Центральный банк... Ну они такие коридоры имеют, что, я думаю, в принципе здесь любой человек, не будучи экспертом, и на улице любой человек может сказать: вы знаете, ситуация может сложиться так, что вот я заработаю в этом месяце 10 рублей, а могу 10 тысяч заработать, а в принципе могу ничего не заработать, да ещё и в долги залезть. Вот это не прогноз, это не работа экспертов. Поэтому по всем параметрам кредитно-финансовой политики, которые сегодня у нас здесь озвучены, я, собственно говоря, не вижу, что мы тут принимаем к сведению. Что мы принимаем к сведению - что послание президента в ближайшие три года не будет выполняться? То есть модернизации экономики не будет и мы не будем поддерживать реальный сектор экономики? Вот я не понимаю, что мы принимаем к сведению-то. Мы слышали обещание председателя Центрального банка, когда мы утверждали его здесь на должность. Он говорил о кардинальных мерах, о том, что он сделает всё, чтобы в ближайшее время кредитные портфели банков были увеличены, кардинально увеличены, чтобы процентные ставки были хорошие. А сейчас он говорит: да это рынок, понимаете, всем заработать хочется, поэтому вот риски высокие; мы, конечно, будем помогать инфляции снижаться немножко, но, вы поймите правильно, это всё зависит от внешней конъюнктуры; вот просчитать мы тоже ничего не можем, потому что он очень большое влияние имеет, поэтому даже прогноз мы не можем сделать, вот такая ситуация. Собственно говоря, за что мы деньги платим, если экспертное заключение в разумных рамках коридора не может сделать Центральный банк, обеспечить развитие экономики не может, не может ничего прогнозировать и не может ничего сделать? Чего мы с вами тогда здесь собрались и слушаем? И мы принимаем это к сведению, молчаливо одобряя: да делайте что хотите, зарабатывайте деньги... Но вы извините, мне кажется, несколько иные задачи должны стоять перед Центральным банком и Министерством финансов - обеспечить развитие экономики, а не дальнейшее углубление рецессии и как можно большее количество безработных в нашей стране. Мне кажется, что мы, как высший законодательный орган в Российской Федерации, должны в постановлении Государственной Думы всё-таки отразить те моменты, которые нас не устраивают в предложенной сегодня программе развития кредитно-финансовой политики. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики нас не должны устраивать. Мне кажется, они и не устраивают большинство людей, находящихся здесь, в зале, иначе вот таких заключений комитетов с такими фразами, которые я процитировал, наверное, не появилось бы. Только вот в конце они делают вывод, написали в своих заключениях, что в целом, конечно, поддерживают. Только вот я не понимаю, как можно при таких заявлениях что-то поддерживать? Фракция ЛДПР предлагает: не принять к сведению, а отвергнуть данную кредитно-финансовую политику. Когда нам предложат основные направления, которые устроят страну, людей и обеспечат развитие, динамичное развитие реальной экономики нашей страны, а не хорошие заработки некоторой группе банкиров - вот тогда мы можем не только принять к сведению, но и поддержать кредитно-финансовую политику. Поэтому предлагаю не принимать это постановление, а изменить формулировку: Государственная Дума не поддерживает основные направления, предложенные сегодня нам к рассмотрению. И я думаю, что мы имеем на это полное основание, даже исходя из тех заключений, которые представлены комитетами, сделать именно так, потому что документ не способствует в первую очередь развитию нашей экономики и не обеспечивает модернизацию, то есть в корне противоречит Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Справедливая Россия", депутат Аксаков. АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С точки зрения традиции составления такого документа представленные Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики являются вполне добротным, профессионально подготовленным документом. Но мы находимся в условиях кризиса, и, естественно, многие депутаты ожидали увидеть в этом документе больше, чем традиционно представлялось Центральным банком в Государственную Думу. Этот документ не отвечает на некоторые вопросы, которые ставят и граждане, и депутаты, например: почему при столь огромных золотовалютных резервах, которые мы накопили в тучные периоды, экономика страны обрушилась больше, чем в подавляющем большинстве стран (даже в Казахстане, на Украине падение меньше, чем в России, хотя такими резервами они не обладали), и что необходимо сделать нам вместе с Центральным банком, с правительством, для того чтобы такая ситуация в будущем не повторилась? Задавая эти вопросы, приходишь к выводу, что мы готовим экономические документы неправильно. Скажем, показатели инфляции, показатели курса валюты на следующий год, да и рост ВВП определяются не Центральным банком, а другими органами, и, соответственно, Центральному банку потом, при формировании своего документа, основных направлений денежно-кредитной политики, практически приходится подстраивать его под то, что уже придумали в других государственных кабинетах. На мой взгляд, это неправильно, потому что вся экономика ориентируется на спрос, а спрос определяется деньгами, а деньгами управляет и определяет их стоимость Центральный банк. И на мой взгляд, было бы правильным, если бы Центральный банк определял будущее значение инфляции, курс рубля, определял бы спрос на товары, который предъявят население, предприятия и таким образом определял бы темпы роста валового внутреннего продукта. Этого, к сожалению, нет, и нам необходимо сообща, вместе ситуацию менять. Следующий момент, о котором бы хотелось сказать, связан с текущей ситуацией - это укрепление рубля. Очевидно, что укрепление рубля - и Сергей Михайлович сам это отметил - отрицательно влияет на ситуацию в экономике. У нас растёт фондовый рынок, и вроде бы все финансовые показатели сейчас выглядят достаточно позитивно, но если мы поедем в регионы, на предприятия, в сельское хозяйство даже, которое более-менее благополучно, то увидим, что предприятия сталкиваются с тем, что не могут продать свою продукцию, соответственно, банки не будут кредитовать такие предприятия: кто возьмёт на себя риск давать деньги тому, кто не сможет продать свою продукцию и вернуть деньги банку? И укрепление рубля как раз напрямую влияет на эту ситуацию. Что может сделать в этой ситуации Центральный банк? Он может, с одной стороны, увеличивать золотовалютные резервы и, увеличивая денежную эмиссию и препятствуя укреплению рубля, с другой стороны, снижать ставку рефинансирования. Он это делает, но, на мой взгляд, делает слишком медленно. Сейчас такая благоприятная ситуация сложилась, что у нас инфляция не растёт практически, темпы роста инфляции по году, все это отмечают, будут не самыми высокими. И в этих условиях, на наш взгляд, можно было бы более решительно пойти на снижение ставки рефинансирования. Здесь говорилось, что она не влияет на стоимость кредитов. Влияет. Не напрямую, не сразу же, не одномоментно, но тем не менее снижение ставки рефинансирования поэтапно, с определённым лагом ведёт к тому, что кредитные организации будут уменьшать стоимость своих кредитов. И здесь я бы призвал Сергея Михайловича, Центральный банк всё-таки более решительно действовать, снижая ставку рефинансирования, таким образом в том числе сдерживая укрепление рубля. Следующая тема, которая также поднималась уже в этом зале, - это доступность финансовых услуг. Говорилось о крупных банках, что они не всегда оказывают услуги. Я считаю, что в России должны быть и транснациональные банки, и федеральные банки, и региональные, и микрофинансовые организации. Все должны жить исходя из потребности рынка. Есть ниша у организации - значит, она должна жить, не надо административно её уничтожать. К сожалению, мы с вами приняли решение о том, что у банков должен быть минимальный размер капитала, и многие из них уже начиная со следующего года будут закрываться, уходить с рынка. А это означает уменьшение доступности финансовых услуг, оказываемых населению. Надо нам это? На мой взгляд, не надо. Тем более, когда говоришь об этом, отвечают: пусть будут кредитные кооперативы, ведь вы приняли закон в Государственной Думе. Но имейте в виду, что любой банк намного прозрачнее, чем кредитный кооператив. Мне непонятно, зачем более прозрачную организацию закрывать и отдавать на откуп этот рынок кредитным кооперативам, которые должны быть, но всё-таки менее прозрачны, а, значит, там меньше контроля и больше возможных нарушений. Поэтому я поддерживаю идею всё-таки оформления такого понятия, как "региональный банк", который должен действовать в пределах определённого ареала - федерального округа, может быть даже субъекта Федерации, - с ограниченным перечнем операций, скажем, может быть, отграничить его от валютных процессов, от игры на фондовом рынке. Но региональный банк, который привлекает средства населения и кредитует потребителей в этом регионе, должен существовать, поскольку у него, я уверен, есть ниша, тем более это будет под контролем главного управления Центрального банка по региону. Сейчас Центральный банк вместе с Российским банком развития хорошую схему реализовывает по рефинансированию кредитов, предоставленных малому бизнесу. Подписано соглашение, и я надеюсь, что в этом году или в следующем, по крайней мере, оно начнёт работать. Но есть хороший опыт у Россельхозбанка по выдаче микрокредитов в регион. Я разговаривал с руководителем этого банка недавно, он сказал, что возвращаемость хорошая, опыт наработан. И на мой взгляд, Сергей Михайлович, можно было бы и эти кредиты рассмотреть как актив, под который можно осуществлять рефинансирование, и тогда вот этот микробизнес начнёт более эффективно и быстро развиваться. Ещё одна проблема, которую хотелось бы отметить, - это неритмичность финансирования бюджетных назначений. Центральному банку часто приходится латать дыры и решать проблемы, которые возникают в связи с тем, что в конце года, как правило, начинается финансирование всех бюджетных назначений, и это в том числе вызывает такой виток инфляции. На мой взгляд, можно было бы рассмотреть опыт США в данном случае. Американцы держат свои средства не на счетах казначейства, а в коммерческих банках, крупных банках, надёжных банках, и тогда это включается в денежную базу и не влияет на показатели инфляции. Может быть, у нас начать, к примеру, со Сбербанка, который никогда не обанкротится, с ВТБ, а потом уже на конкурсной основе эту схему реализовать, и тогда более ритмично будет идти финансовый поток и меньше будет проблем с регулированием инфляции в течение года. Хотел бы сказать о стратегии развития банковской системы. Последняя стратегия развития банковской системы закончила своё действие в 2008 году. Сейчас ни банки, ни субъекты, которые имеют отношения с кредитными организациями, не знают, какова стратегия развития банковской системы, как, в каком направлении всё будет двигаться. Надо ускорить этот процесс, Сергей Михайлович, выдать документ на обсуждение и депутатам, и экспертам этого сообщества, и банкирам, для того чтобы они высказали своё мнение. Мы должны видеть, как будут развиваться показатели банковской системы, капитал, кредиты и так далее, и так далее, и какие механизмы будут предусмотрены для того, чтобы это всё развивалось. В заключение хотел бы сказать, что вот те замечания, которые я высказал, и на заседании фракции они очень часто звучали... Мы пришли к выводу, что фракция "Справедливая Россия" не будет голосовать за это постановление, поскольку, с одной стороны, документ вроде бы добротный, но в то же время не решает тех проблем, которые необходимо решить с помощью в том числе и денежно-кредитной политики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Михайлович Игнатьев, вы имеете возможность высказаться по поднятым в выступлениях вопросам. ИГНАТЬЕВ С. М. Я хотел бы поблагодарить всех участников обсуждения - и тех, кто задавал мне вопросы, и тех, кто высказывался в том числе критически в наш адрес. Мы потом внимательно изучим стенограмму и все поднятые вопросы будем внимательно рассматривать. Спасибо большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник отказывается от заключительного слова. Кулик Геннадий Васильевич, есть ли желание у вас выступить с заключительным словом? Нет. Головнёв? Нет. Уважаемые коллеги, у нас есть соответствующий проект постановления... (Шум в зале.) Что не можем? Почему? Нет, необязательно. У нас этот проект постановления идёт вне процедуры "часа голосования", поэтому в соответствии с Регламентом ставлю на голосование проект постановления, внесённый комитетом, по данному вопросу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 03 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 39 чел.8,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2850 по 2857 из 10325
КЛЮКИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Для стенограммы: по 10-му вопросу депутаты Балыхин и Клюкин голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.