Заседание № 12
02.12.2016
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 27415-7 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3253 по 4606 из 8362
Коллеги, у нас на фиксированное время вынесен 21-й пункт нашей повестки, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов". Доклад председателя Центрального банка Российской Федерации Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна. НАБИУЛЛИНА Э. С., председатель Центрального банка Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня Центральный банк впервые представляет Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Государственной Думе седьмого созыва, и я, пользуясь случаем, хочу поздравить всех с избранием. Я надеюсь, что отношения Думы и Центрального банка будут плодотворными и что та работа, которую мы уже начали и с профильным комитетом - Комитетом по финансовому рынку, и с Комитетом по бюджету и налогам, и с комитетом по экономической политике, позволяет не сомневаться, что у нас сложится конструктивный диалог. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики - это краеугольный камень работы Центрального банка, это наше видение развития ситуации в экономике и тех мер, той политики, которую мы планируем проводить для обеспечения ценовой и финансовой стабильности, или, другими словами, устойчиво низкой инфляции, и эффективно обслуживающей экономику финансовой системы. Начну с текущей ситуации в российской экономике. Экономика подстраивается под низкий уровень цен на нефть. В третьем квартале снижение ВВП сократилось до 0,4 процента, а если сравнивать изменение от квартала к кварталу, то, по оценкам Центрального банка, наблюдался небольшой рост - 0,1 процента. Сейчас мы уже видим и некоторые сдвиги в структуре экономики, связанные с импортозамещением, с развитием несырьевого экспорта, и это означает, что по ряду отраслей наблюдается устойчивый рост, - это такие отрасли, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, химическая, добывающая промышленность. Тем не менее в других отраслях ещё продолжается спад - это такие отрасли, как строительство, строительные материалы, рыночные услуги, часть торговли, транспорта и логистики, которая связана с импортом товаров и услуг. Мы видим, что возобновление экономического роста будет иметь неравномерный характер и может затронуть не сразу все секторы экономики, но надо понимать, что рост ограничен прежде всего структурными факторами. Мы оцениваем потенциальные темпы роста ВВП меньше 1,5-2 процентов, если не будет изменений в структуре экономики. Платежи по внешнему долгу у российских компаний и банков уменьшаются вместе с величиной долга. В результате стабилизации экономики, снижения инфляции и относительно высокого уровня процентных ставок привлекательность рублёвых активов выросла, уровень долларизации депозитов населения и юридических лиц в банковской системе снижается, волатильность рубля снизилась. Мы понимаем, что волатильность - это всегда риск, поэтому снижение волатильности валютного курса, особенно сейчас, при сохранении высокой волатильности цен на нефть, означает и некоторое снижение валютных рисков. Банковская система в целом стабильна. Прибыль банков в этом году выросла почти в 4 раза по сравнению с прошлым, достаточно сложным для банковской системы годом - это, безусловно, положительный сигнал, который говорит об улучшении ситуации в банковской сфере. Депозиты в течение этого года росли медленнее, чем в прошлом году, но это естественно после рекордного роста депозитов в прошлом году - на 25 процентов, но они растут почти на 4,7 процента (это с учётом очищения от влияния динамики валютного курса). Кредитование экономики пока, к сожалению, нестабильно: за десять месяцев в целом оно снизилось на 1,5 процента (с учётом оценки очищения от влияния динамики валютного курса), но были и месяцы роста, и месяцы падения, то есть кредитование в целом пока не очень стабильно. Тем не менее капитал банков вырос на 1 процент, показатель достаточности капитала находится в комфортной зоне - 12,7 процента при минимальном уровне норматива 8 процентов. Что это означает? Это означает, что у банков есть запас капитала, чтобы наращивать кредитование, и мы оцениваем этот запас капитала примерно в 2 триллиона рублей. Банк России постоянно работает над совершенствованием регулирования и надзора в банковском секторе, и здесь уже назрела необходимость в ряде законодательных изменений. Думаю, мы ещё не раз будем встречаться с вами, чтобы их обсудить, сегодня только коротко скажу, что мы надеемся на принятие в скором времени законов, которые позволят перейти к дифференцированной системе регулирования банковской системы и к новой модели санации банков. Первое изменение, по введению дифференцированного подхода к регулированию банков, мы вносим для того, чтобы облегчить регулирование для небольших банков, а главное - в большей степени ориентировать эти банки на кредитование малого и среднего бизнеса и физических лиц: нас очень волнует доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, и здесь необходимо, конечно, принятие дополнительных мер. И второе изменение, по санации, мы предлагаем для того, чтобы сделать её более прозрачной, более экономной и обеспечить быстрое возвращение на рынок уже оздоровлённых банков. Теперь об инфляции. В течение последних двух лет Банк России проводит умеренно жёсткую денежно-кредитную политику, что необходимо для снижения инфляции, то есть для защиты сбережений граждан от последствий внешних негативных явлений. Инфляция уже значительно снизилась, темпы прироста потребительских цен замедлились сейчас в годовом выражении до 6 процентов и, по нашим оценкам, ещё несколько снизятся до конца года. Напомню, что в прошлом году рост цен в годовом выражении доходил до пика 16,9 процента. По итогам года мы ожидаем, что инфляция будет в 2,5 раза ниже, чем в конце прошлого года, - это сопоставимо с низким уровнем инфляция в 2011-2013 годах, но у нас уже были примеры, когда уровень инфляции опускался, а потом вновь поднимался. Волатильность инфляции, её изменчивость - это тоже фактор неопределённости для бизнес-проектов, поэтому нам нужно добиться не только разового снижения инфляции, но и того, чтобы низкая инфляция стала долгосрочной базой ценовой стабильности. Мы должны достичь цели по инфляции 4 процента и поддерживать инфляцию близко к этому уровню, только тогда это станет благоприятным фактором для экономического развития. Теперь о нашем прогнозе. Банк России консервативен в своих прогнозных оценках, эту позицию мы занимаем сознательно, понимая, что в условиях высокой внешней неопределённости ошибки в политике, вызванные излишним оптимизмом, могут быть очень опасными. По этой же причине и текущая денежно-кредитная политика остаётся умеренно жёсткой. Мы очень осторожно подходим к изменению ключевой ставки и принимаем решение о её снижении только тогда, когда к этому располагают не краткосрочные, а фундаментальные факторы. В этом году в прогнозе мы сблизились с правительством - у нас схожее видение предпосылок. Мы исходим из того, что резких изменений в структуре экономики пока не произойдет: для этого требуется время. Темпы роста будут находиться в положительной области, но, к сожалению, останутся пока невысокими, при реализации же активной политики по изменению структуры экономики темпы роста в дальнейшем, конечно, могут быть и должны быть выше. Российская экономика продолжит испытывать давление структурных ограничений, связанных с демографией - мы, кстати, это видим и по данным по безработице, - с недостаточной мобильностью рабочей силы, с уровнем развития конкуренции, с качеством инвестиционного климата и институтов. Динамика цен на нефть продолжит оставаться серьёзным риском для российской экономики в силу её ещё низкой диверсификации, поэтому в оценках внешних условий мы тоже консервативны. В прогнозе мы исходим из того, что рост мировой экономики останется медленным, а финансовые санкции продолжат ограничивать доступ российских заёмщиков на мировые рынки. Учитывая сохраняющуюся неопределённость и нестабильность на мировых товарных рынках, мы рассматриваем несколько прогнозных сценариев. В нашем базовом сценарии - при сохранении цен на нефть на уровне 40 долларов за баррель - темпы роста российской экономики будут постепенно повышаться, но останутся невысокими, до 1 процента в следующем году и в последующие два года по 1,5-2 процента, цели по инфляции 4 процента мы рассчитываем достичь к концу следующего года. Положительное сальдо текущего счёта платёжного баланса будет постепенно сокращаться, потому что темпы роста экспорта останутся невысокими, в том числе из-за ценовой конъюнктуры, а импорт будет немного восстанавливаться вместе с оживлением внутреннего спроса. Отток капитала останется на относительно низком для нас уровне - около 25 миллиардов долларов США. В этом году мы ожидаем отток капитала на уровне меньше 20 миллиардов долларов США. Традиционно в Основных направлениях денежно-кредитной политики мы просчитываем, помимо базового, рисковый сценарий и сценарий с растущими ценами на нефть. Начну с рискового сценария, мы его просчитываем на базе цен на нефть 25 долларов США за баррель. В этом сценарии снижение ВВП продолжится и в 2017-м, и в 2018 году, правда, будет небольшим; снижение инфляции до целевого уровня 4 процента станет возможным только к 2018 году, и при этом у Центрального банка есть весь набор инструментов для поддержания и ценовой, и финансовой стабильности даже в условиях реализации негативного сценария. Особо отмечу, что сейчас мы считаем вероятность этого сценария низкой. Сценарий растущих цен на нефть предполагает их повышение до 55 долларов за баррель в 2019 году. По этому сценарию восстановление экономики начнётся раньше, но в дальнейшем темпы экономического роста существенно не превысят значения базового сценария в связи с наличием именно внутренних структурных ограничений для роста, а не внешних в виде цен на нефть, и, по нашим оценкам, даже при росте цен на нефть после 2019 года темпы роста экономики стабилизируются на уровне 1,5-2 процентов. Я хотела бы особенно заострить ваше внимание на том, что рост цен на нефть, по нашим расчётам и по этому сценарию, не вылечит внутренние проблемы нашей экономики, но может создать иллюзию быстро возвращающегося благополучия, поэтому мы не называем этот сценарий оптимистичным: если в этой ситуации ничего не менять и продолжать строить жизнь на экспорте углеводородов, на том, что зарплаты растут быстрее производительности труда, как это было раньше, и без технологического обновления производства, то сценарий, в котором мы должны были бы быстрее пройти неприятный период, может обернуться застоем с невысокими темпами роста и усиливающимся отставанием от развитых стран. Как в условиях, которые я описала, будет работать наша денежно-кредитная политика? Приоритетом остаётся низкая инфляция. По данным социологических опросов, рост цен, инфляция - это по-прежнему наиболее значимая для наших граждан проблема: высокая инфляция съедает доходы людей, создаёт неопределённость для бизнеса, препятствует росту инвестиций. Низкая инфляция - это не альтернатива, а основа, опора для устойчивого экономического роста, но мы понимаем, что низкая инфляция сама по себе не повышает темпы роста и что это необходимое, но недостаточное условие для экономического роста. В ближайшие годы, вернее, в ближайшие полтора года наша денежно-кредитная политика будет умеренно жёсткой. Сейчас ключевая ставка - 10 процентов, и следующее снижение, как мы говорили, вероятно произойдёт не ранее первого-второго квартала следующего года. Умеренно жёсткая политика сейчас означает, что мы будем формировать ставки в экономике на уровне несколько выше инфляции, то есть ставки останутся реально положительными, и мы считаем, что такой уровень ставок не только не мешает, но даже помогает экономическому росту. Есть и распространённое заблуждение, что снижение ставок по принципу "сейчас и быстро" помогло бы росту, сделав для компаний заёмные ресурсы дешевле, а при относительно высоких ставках дороговизна денег станет препятствием для деловой активности. Итак, что в наших обстоятельствах сработает лучше: реально положительные ставки и низкая инфляция или низкие ставки и в этом случае неизбежно высокая инфляция - вот в чём вопрос. Что будет, если мы сейчас начнём проводить мягкую денежно-кредитную политику? Снижение ставок окажет лишь краткосрочное стимулирующее воздействие - низкие ставки в текущих условиях могут стать причиной роста привлекательности вложений в долларовые активы, роста долларизации и, как следствие, вызвать ослабление рубля, а это приведёт к ускорению инфляции и обратному росту ставок. Ещё один эффект необоснованного снижения ставок - рост долговой нагрузки компаний, а она в отдельных секторах уже и так высока, и вслед за кратковременным периодом роста мы можем получить более глубокий спад. А как в нашей экономике сработают реально положительные ставки? Реально положительные ставки означают, что бизнес должен оптимизировать затраты, а не перекладывать их на население в виде роста цен. Приоритет в доступе к финансированию естественным образом получат более эффективные, более конкурентоспособные проекты, именно те компании, которые в будущем должны стать основой устойчивого экономического роста. Мы не говорим, что ставки для бизнеса не должны снижаться, - они будут снижаться, но это должно происходить вслед за снижением инфляции, на базе снижения инфляции, а вот обратная ситуация - когда ставки снижаются слишком рано, а из-за этого снижения подскочет инфляция - недопустима, на взгляд Центрального банка, потому что такая ситуация означает, что за низкие ставки для бизнеса придётся заплатить населению, да и бизнес получит очень кратковременный и иллюзорный положительный эффект. Лёгких рецептов для восстановления российской экономики быстрыми темпами нет, но это не означает, что нам надо мириться с потолком роста 1,5-2 процента, - мы можем и должны расти быстрее. Для роста российской экономики необходимо создавать предсказуемую среду для бизнеса, снижать неопределённость и реализовывать комплекс структурных мер. Центральный банк вносит свой вклад в предсказуемость среды посредством поддержания ценовой стабильности, финансовой стабильности и стабильности в банковском секторе. Для эффективной трансформации сбережений в инвестиции нужен развитый здоровый банковский сектор и финансовый рынок, на это направлены и меры Банка России как мегарегулятора, в том числе по оздоровлению финансовой системы. При этом мы прекрасно понимаем, что инфляцию можно и нужно снижать не только за счёт монетарных факторов, поэтому нам нужны и сбалансированный бюджет, и уровень индексации тарифов естественных монополий ниже инфляции, так как это важно и для бизнеса, потому что услуги естественных монополий - это значимые факторы издержек для бизнеса, и, конечно, нам нужна развитая конкурентная среда, в которой производитель c более качественными товарами, с более низкими ценами может свободно выходить на рынок без административных барьеров, и тогда эти немонетарные факторы, конечно, будут работать на быстрое снижение инфляции. Решить все накопленные в течение многих лет проблемы в российской экономике, изменить её структуру, снизить сырьевую зависимость, обновить фонды, повысить производительность труда - конечно мы понимаем, это невозможно сделать в один день, это длительный процесс, который требует определённого времени. Ближайшие три года будут, конечно, важнейшими для создания всех условий для развития частных инвестиций, для ускорения роста российской экономики, и Центральный банк будет вносить свой вклад и через снижение инфляции, и через обеспечение внутренней финансовой стабильности, и через повышение эффективности работы финансового сектора. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Эльвира Сахипзадовна. Уважаемые коллеги, у нас принят порядок рассмотрения данного вопроса - четыре содоклада, до семи минут каждый. Первый содоклад - председателя Счётной палаты Голиковой Татьяны Алексеевны. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна. ГОЛИКОВА Т. А., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, добрый день! Рассмотрение проекта документа мне хотелось традиционно начать с макроэкономических показателей. Необходимо отметить обоснованность оценок Банком России динамики основных макропоказателей в 2016 году. Во многом усилиями Банка России в текущем году было достигнуто снижение показателей инфляции: по состоянию на 28 ноября 2016 года по сравнению с декабрём 2015 года уровень инфляции составил 5 процентов. Напомню, что в ноябре 2015 года по сравнению с декабрём 2014-го инфляция составляла 12,1 процента. В декабре этого года рост потребительских цен может сезонно несколько ускориться, однако, по нашим оценкам, годовая инфляция не превысит 5,5-5,8 процента. Банк России последовательно реализует политику инфляционного таргетирования, декларируя в основных направлениях денежно-кредитной политики уровень инфляции, как сказала Эльвира Сахипзадовна, равный 4 процентам на трёхлетний период, при этом цель по инфляции согласуется с прогнозом правительства. Согласованным представляется и диапазон, в котором прогнозируются темпы роста ВВП, умеренное возобновление которого ожидается в 2017 году. Однако хочу обратить внимание, что предположения, на которых основан расчёт макропоказателей, правительства и Банка России расходятся. В Основных направлениях предусмотрено сохранение относительно высокого уровня реальных процентных ставок, в том числе для поддержания стабильной склонности домохозяйств к сбережению, а также прогнозируются более умеренные темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению на три года по сравнению с темпами, которые ожидает правительство: прирост объёма кредитов нефинансовым организациям и населению, по прогнозу Банка России, составляет от 4 до 6 процентов, а по прогнозу правительства, объём кредитов населению возрастёт на 7,4 процента, нефинансовым организациям - на 11,7 процента. По нашему мнению, такое различие в подходах к оценке уровня сбережений и потребления указывает на наличие рисков в отношении прогнозируемого правительством роста потребительского спроса и его вклада в экономический рост. Снижение потребительского спроса мы наблюдаем второй год подряд. В этом году сокращение потребительских расходов, по оценкам правительства, составит 4,6 процента (за десять месяцев это 5,3 процента), что прямо связано со снижением реальных денежных доходов населения, которое по итогам 2016 года правительством прогнозируется на 5,6 процента (по факту за десять месяцев - 5,3 процента). В прошлом году на фоне высокой инфляции показатели падения потребительского спроса выглядели совсем критично, косвенно об этом свидетельствует рост количества малоимущих граждан на 3 миллиона за 2015 год и на 2,3 миллиона за первое полугодие 2016 года. Таким образом, контроль за инфляцией - это и мера поддержания социальной стабильности. Мы разделяем позицию Банка России о сохранении ключевой ставки выше уровня инфляции как инструмента борьбы с ростом цен, однако отмечаемое постепенное снижение уровня инфляционных ожиданий, наблюдающееся в 2016 году в экономике, должно послужить сигналом для взвешенного снижения ключевой ставки. Банк в своём документе справедливо отмечает, что в прогнозный период сохраняется действие структурных ограничений для роста экономики. В связи с этим необходимо учитывать, что источниками инфляционного давления могут выступать низкая эффективность экономики, зависимость от импорта, неразвитость финансового рынка, а также диспропорция регионального развития, поэтому для снижения инфляции и издержек необходимы системные усилия экономических регуляторов. В отсутствие должной согласованности действий умеренно жёсткая денежно-кредитная политика Банка России, проводимая с целью снижения инфляции, может оказаться неоптимальной с точки зрения нейтрализации инфляционных рисков. Ещё одна тема, к которой я хотела бы привлечь ваше внимание, - тема развития и укрепления банковской системы. В этих целях в 2015 году, как вы помните, осуществлялась докапитализация системно значимых банков. По состоянию на 1 октября объём средств, полученных банками в виде облигаций федерального займа, составил почти 827 миллиардов рублей. Принятые меры определённо явились элементом стабилизации банковского сектора, но, к сожалению, докапитализация не переломила негативные тенденции в развитии банков, которые получили поддержку. В третьем квартале 2016 года из тридцати двух докапитализированных банков количество банков, увеличивших объём собственных средств, сократилось с двадцати трёх до семнадцати. Кроме того, несмотря на то что всеми докапитализированными банками выполняются нормативы достаточности собственных средств, почти у 40 процентов банков отмечается наметившаяся в первом квартале 2016 года тенденция к снижению указанного норматива. По отчётности банков за девять месяцев 2016 года, двенадцать докапитализированных банков сгенерировали убыток почти 70 миллиардов рублей в совокупном объёме, а восемь докапитализированных банков продемонстрировали стабильно убыточную деятельность. Планировалось, что докапитализация банков окажет поддержку кредитованию организаций приоритетных отраслей экономики. Для банков был утверждён перечень таких приоритетных отраслей и установлено обязательство наращивать соответствующий кредитный портфель не менее чем на 1 процент в месяц, однако по состоянию на 1 октября 2016 года указанное обязательство не выполнялось четырьмя банками. Более того, судя по отчётности, те банки, которые выполняют это требование, делают это формально. Проведённые нами проверки показали: чёткие критерии целевого использования средств не установлены, а поставленные Центробанком условия имеют самый общий характер. Основной объём размещённых средств по-прежнему направлен на пополнение оборотных средств - это 84,2 процента, а объём кредитования инвестиционных проектов составляет 4,3 процента. Для сравнения: на 1 января 2016 года в целом по банковской системе объём выданных кредитов и прочих размещённых средств, предоставленных нефинансовым организациям на срок более трёх лет, составил 51,3 процента; на 1 октября 2016 года в отраслевом разрезе основной объём кредитных средств - 47,5 процента - предоставляется докапитализированными банками обрабатывающим производствам, 14 процентов занимает кредитование строительных предприятий. Хотелось бы, чтобы Центробанк обратил на эту проблему особое внимание. Надеюсь, что высказанные нами замечания, в том числе письменные, банк учтёт в своей дальнейшей работе. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому рынку внимательно рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Была создана рабочая группа из представителей трёх комитетов: финансового комитета, комитета по бюджету и комитета по экономической политике. На заседании этой рабочей группы состоялась острая дискуссия, в ходе которой было выработано двадцать три предложения по изменению, совершенствованию представленного проекта Основных направлений, и из этих двадцати трёх предложений семнадцать в той или иной степени (некоторые полностью) Центральный банк учёл, и в представленном вам документе они уже реализованы. Представленные Основные направления соответствуют федеральному закону, раскрывают цели и принципы денежно-кредитной политики, меры и инструменты её реализации. Главным достоинством представленных Основных направлений является то, что в отличие от предыдущих лет чётко прописана основная цель, которую собирается достичь Центральный банк в следующем году, - целевой показатель инфляции 4 процента. В предыдущие годы в основных направлениях, как правило, - между строк читалось - были и другие целевые установки Центрального банка, сейчас же, повторяю, конкретно поставлена цель, которой будет добиваться Центральный банк, - уровень инфляции 4 процента. Естественно, финансовая стабильность - это тоже одна из целей Центрального банка. Очень чётко прописаны вопросы координации действий Центрального банка и правительства, связанные с денежной программой, с тем, как бюджетный процесс, тарифная политика, расходование суверенных фондов влияют на уровень инфляции, и то, что будет делать Центральный банк при тех или иных действиях правительства. Естественно, горячая дискуссия и в рабочей группе, и на заседании комитета, и на совместном заседании трёх комитетов развернулась вокруг вопроса поддержки экономического роста, того, что должен делать Центральный банк для активизации экономического роста. Ну и ключевая проблема, которая была обозначена в ходе дискуссий, - проблема трансформации сбережений в инвестиции. Дело в том, что в прошлом году был зафиксирован полуторакратный рост прибыли во многих компаниях, в том числе в обрабатывающем секторе, но эта прибыль не пошла в инвестиции. В этом году рост прибыли компаний составил примерно 20 процентов - опять же по сравнению с прошлым годом, довольно неплохим, тем не менее и эта прибыль не идёт в инвестиции. Доля кредитов, которые направляются на инвестирование в основной капитал, составляет около 8 процентов всего кредитного портфеля банков. Естественно, возникает вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы эти средства пошли в инвестиции и, соответственно, стимулировали экономический рост? Ну и ответ прозвучал в том числе на заседании комитета - всё-таки основное зависит от действий правительства, кстати, направления его деятельности и президент вчера в своём послании определил: это налоговая политика, это бюджетная политика, это снятие административных барьеров, это сдерживание ретивости силовиков, которые кошмарят бизнес, это более эффективное использование средств институтов развития. Тем не менее мы считаем, что Центральный банк мог бы своими инструментами, своими действиями также поддержать экономический рост. Татьяна Алексеевна уже говорила, что инфляция у нас снижается довольно быстрыми темпами, и президент вчера в своём послании сказал о том, что она будет ниже 6 процентов, Эльвира Сахипзадовна это подтвердила сегодня в своём выступлении. Ключевая ставка составляет 10 процентов, и это говорит о том, что Центральный банк мог бы более решительно снижать этот, возможно, главный инструмент, которым он управляет, для того чтобы поддержать экономический рост, а, соответственно, многие предприятия могли бы предъявить спрос на более дешёвые ресурсы, в том числе для того, чтобы вложить эти деньги в развитие бизнеса, в инвестиции. Второе направление, которое также является инструментом Центрального банка, - это макропруденциальное регулирование. Центральный банк с помощью своих нормативов, с помощью своих требований может сделать так, чтобы средства предприятий, средства банков перенаправлялись на кредитование тех отраслей, которые как раз обеспечивают структурную перестройку экономики. Вот яркий пример: сейчас Центральный банк подготовил предложение по изменению одного из своих положений, в соответствии с которым он сможет позволять банкам переклассифицировать ссуды, поддержанные государством - я так понимаю, поддержанные как напрямую правительством, так и институтами развития, - ну а государство должно поддерживать те направления, которые как раз и обеспечат структурную перестройку. На мой взгляд, это как раз то направление, где Центральный банк должен активно работать и с правительством, и с институтами развития, для того чтобы наши ограниченные средства направлялись туда, где обеспечивается структурная перестройка. Также Центральный банк владеет инструментарием, специнструментами, которые, на наш взгляд, должны активно использоваться и для ускорения экономического роста, и для структурной перестройки: это средства, направляемые на проектное финансирование, это средства по "Программе 6,5", которые идут на поддержку малого и среднего бизнеса, это средства, направляемые на поддержку несырьевого экспорта и обеспечивающие развитие несырьевых секторов нашей экономики. Ну и последнее, о чём я хотел бы сказать. Эльвира Сахипзадовна, сейчас все очень горячо обсуждают тему, которую в публичную плоскость вынесла Федеральная служба безопасности, - это защита нашей финансовой системы от кибератак. Однажды я уже высказывал эту идею: на мой взгляд, для Центрального банка было бы правильно создать соответствующую инфраструктуру типа НСПК. Эта инфраструктура могла бы на платной, окупаемой основе работать, для того чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. АКСАКОВ А. Г. ...обеспечить нашей финансовой системе соответствующую безопасность, и многие институты, в том числе и банки, малые и средние, у которых денег не хватает на такие капиталоёмкие системы, я думаю, с удовольствием воспользовались бы услугами такой инфраструктуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Я, пожалуй, начну с того, чем закончил председатель Комитета по финансовому рынку, - я думаю, что в силу недостатка времени он не мог сказать об этом более подробно, а тема, мне кажется, очень важна, хотя к денежно-кредитной политике она относится опосредованно. На самом деле, чтобы было понятно, скажу: кибератаки на банки - это системная угроза. Вот сейчас я попробую назвать цифры. 8 ноября этого года началась и в течение трёх первых недель ноября продолжалась кибератака на нашу банковскую систему, которой в принципе в истории ещё не было: почти 40 миллионов человек получили извещения, из них 10 процентов извещений получили школьники, воспитанники детских садов - и всё это была недостоверная информация о том, что их вкладам в банках что-то угрожает. Помните, вице-президент США сказал, что нам ответят соответствующими кибератаками, - может быть, это уже реализация?.. Мне кажется, что в этой ситуации, когда мы говорим о денежно-кредитной политике, мы должны понимать, что собираемся делать в ответ. И я повторю: вопрос, который сейчас был поднят, - это, мне кажется, важнейшая тема, и комитет по бюджету будет обращаться в том числе к Центральному банку - а это в компетенции не только Центрального банка - с тем, чтобы мы смогли увидеть весь необходимый перечень мер для защиты нашей банковской системы. А вот теперь вернёмся к денежно-кредитной политике. Я напомню, что год тому назад, когда мы обсуждали её, то говорили о том, что важнейшей задачей является более тесная координация денежно-кредитной, бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, проще говоря - координация действий правительства и Центрального банка при проведении экономической политики. И первый результат, пожалуй, есть: впервые в этом году мы увидели, что прогноз Центрального банка, который всегда был исторически более точным, чем прогноз правительства, совпадает с прогнозом правительства, то есть правительство учло этот факт, - мне кажется, это очень важный шаг. Но обращаю ваше внимание на то, что мы все с вами вчера услышали, - на то, что сказал президент: не позднее мая будущего года разработать предметный план действий до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых. И возникает вопрос: а какова здесь роль Центрального банка, какова роль денежно-кредитной политики? Мы все понимаем - и президент вчера об этом говорил - важность расчистки банковского сектора, но ведь президент привёл вчера и другие показатели: он сказал, что банки свою рентабельность восстановили - за первые десять месяцев этого года их прибыль по сравнению с предыдущим годом возросла почти в 4 раза. А вот кредитование реального сектора экономики, ради которого мы с вами принимали решение о докапитализации банков, наоборот, снижается. Что в связи с этим можно сделать? Наверное, главным здесь является вопрос: рост кредитования достигается за счёт инфляции или за счёт снижения инфляции - вот где на самом деле развилка? И я думаю, что здесь надо поддержать позицию Центрального банка: рост кредитования вслед за снижением инфляции. Но я повторю то, что говорили и Татьяна Алексеевна, и коллега из профильного комитета: Эльвира Сахипзадовна, всё-таки мы должны понимать, что рост кредитования мы должны обеспечить. Вам удалось вести реальную борьбу с инфляцией, и мы все прекрасно понимаем, что именно инфляция - это главный налог на бедных, но увеличение кредитования, безусловно, важнейшая задача, я повторяю, важнейшая задача при абсолютной независимости Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики, но эта задача должна решаться вслед за снижением инфляции, и этого мы все ожидаем. Другое дело, что мы все должны понимать: нельзя решить задачи по обеспечению роста кредитования и развития экономики, те задачи, которые поставил президент, только мерами денежно-кредитной политики - об этом, кстати, вчера президент тоже сказал, и это очень важно. Я приведу некоторые цифры: сейчас на счетах в банках предприятия держат 21 триллион рублей, почти 13 триллионов лежит на депозитных счетах, то есть это самые дешёвые для предприятий деньги. Но они не вкладывают их в экономику. Предприятия готовы рискнуть деньгами, но деньгами бюджета, они готовы рискнуть кредитными деньгами, при этом они не уверены в том, что можно инвестировать. Речь о том, что называется инвестиционным климатом, и поэтому только мерами денежно-кредитного регулирования задачу решить нельзя, здесь нужен комплекс мер. Именно в таком ключе, наверное, и должно быть продолжено более углублённое сотрудничество правительства и Центрального банка. Мы понимаем, что нельзя решать задачу только снижением кредитной ставки, в этом заложена большая опасность, потому что, если мы просто резко снизим ставку кредитования, - учитывая то, что показывают нам эти цифры, то, что лежит на счетах, - это будет переложено в цену товара, то есть заплатят потребители. Станет ли такой рост долгосрочным? Не уверен. А вот то, что потребитель заплатит за всё, совершенно очевидно. На самом деле мы очень подробно рассматривали все эти вопросы в комитете по бюджету, работала объединённая группа, в которую входили члены трёх комитетов. И мне кажется, что всё-таки основным моментом в отношении денежно-кредитной политики является понимание того, что 4 процента, тот ориентир по инфляции, который сегодня устанавливается, - это абсолютно правильное, реалистичное задание, по существу, это первый уровень, с выходом на который появляется возможность нормально оценить инвестиции. Но нам, безусловно, важно, чтобы за снижением инфляции шёл рост кредитования, и вот здесь должны заработать инструменты Центрального банка, инструменты денежно-кредитной политики, об одном из них говорил вчера президент - малые региональные банки: их доля мала, но их роль для финансирования малого бизнеса очень велика. Я надеюсь, что все эти вопросы будут решены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Председатель комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию Жигарев Сергей Александрович. Пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отмечает следующее. Банк России в Основных направлениях справедливо признаёт, что назрела необходимость смены модели экономического развития России, поскольку сохранение модели экономического роста, основанной на сырьевой зависимости и стимулировании потребления, по сути, может дать лишь краткосрочный эффект. В связи с этим положительной оценки заслуживают положения Основных направлений о необходимости координации денежно-кредитной политики с иными направлениями экономического блока, с бюджетной, налоговой политикой, а также со структурной политикой, обусловленной потребностью смены модели экономического развития России. Вместе с тем комитет считает, что нельзя провести структурную перестройку российской экономики, не обеспечив реальному сектору возможности получать достаточный объём долгосрочных кредитных ресурсов по приемлемым ставкам. Сегодня в условиях нестабильного экономического положения заёмщиков и вытекающего из этого нежелания банков принимать дополнительные риски либо нежелания самих предприятий брать кредиты более выгодным для российских кредитных организаций становится получение прибыли в рамках краткосрочных финансовых операций, в результате российский банковский сектор оказывается слабо включённым в финансирование производственных инвестиций - не только в развитие, но и в воспроизводство существующих основных фондов, в том числе производственной инфраструктуры. Кроме того, проблемы завершения начатых инвестиционных проектов могут возникнуть даже в случае выдачи предприятию - инициатору проекта банковского кредита. Это обусловлено в том числе действием отдельных нормативных документов Банка России, которые предписывают коммерческим банкам осуществлять создание дополнительных обязательных резервов на случай обесценивания имущества заёмщика, выступающего в качестве обеспечения по кредиту, а банки фактически перекладывают эти обязательства на заёмщика. Однако в условиях избыточной долговой нагрузки большинство заёмщиков не в состоянии выполнить требования банка по дополнительному обеспечению кредита, что приводит к замораживанию кредитной линии. И что мы имеем в итоге? Сотни нереализованных, брошенных инвестиционных проектов, недостроенных промышленных предприятий и объектов незавершённого жилищного строительства на территории всей страны - от Дальнего Востока до Московской области. В этой ситуации ущемляются в том числе интересы самих банков, которые не могут в полном объёме вернуть средства, вложенные в финансирование инвестпроекта, поскольку недострой является неликвидным активом. Всё это приводит к сворачиванию инвестиционной деятельности на территории страны, вследствие чего бюджетная система недополучает налоговые отчисления, а в регионах не создаются рабочие места. По мнению комитета, такая ситуация никак не способствует выходу экономики из кризиса. Комитет тем не менее положительно оценивает использование Банком России специальных инструментов льготного кредитования отдельных отраслей и предприятий с предоставлением средств на срок до трёх лет, однако комитет отмечает, что в настоящее время российская экономика нуждается в повышении эффективности подходов к управлению таким кредитованием для более точного стимулирования отраслей и сфер экономики, которые являются или могут стать источниками экономического роста. В частности, такими драйверами экономического роста могут стать химическая промышленность, современное станкостроение, электроника, точное приборостроение, информационные технологии, аграрно-промышленный комплекс, производство стройматериалов, автомобилестроение и так далее. В то же время объём предоставляемых средств в рамках специализированных инструментов в 2016 году был небольшим, задолженность по ним не превышала 0,5 процента от совокупной величины пассивов банковского сектора, это обусловлено в том числе и критическим отношением Банка России к возможности масштабного использования таких мер для стимулирования экономического роста. Вместе с тем проектом закона о федеральном бюджете в 2017 году предусмотрено сокращение инвестиционных расходов по разделу "Национальная экономика" более чем на четверть по сравнению с уровнем 2016 года. Такая тенденция является особенно тревожной на фоне проведения монетарной политики, которая предусматривает в том числе поддержание достаточно высокого уровня ключевой ставки и ограничение денежного предложения и в конечном итоге способствует сжатию кредитования экономики. Комитет считает, что подобные подходы затруднительно считать механизмом стимулирования финансовой поддержки экономических преобразований, направленных на формирование новой модели экономического роста, и в связи с этим считает необходимым рекомендовать Банку России следующее. Первое - создать максимально благоприятные условия для трансформации сбережений в долгосрочные инвестиции, в том числе посредством снижения ключевой ставки. Второе - усовершенствовать механизм формирования обязательных резервов банка, предусмотрев критерии освобождения заёмщика от дополнительного, переоценённого обеспечения. Такими критериями могут быть в том числе осуществление заёмщиком определённых видов деятельности, а также процент реализации инвестиционного проекта. Третье - расширить объёмы применения специализированных инструментов для стимулирования инвестиционной активности в перспективных секторах экономики. И последнее - усилить согласованность политики Банка России и Правительства Российской Федерации для обеспечения комплементарности мер, направленных на создание условий для экономического роста. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Вопрос Эльвире Сахипзадовне. В России сложилась странная ситуация: доходность предприятий растёт, а их инвестиционная активность падает. Предприятия сегодня более охотно кладут средства на депозит, чем вкладывают в развитие производства, и, по существу, кредитуют банковский сектор. Банки тоже кладут деньги на депозит в ЦБ, но не снижают стоимость кредитов, а Центральный банк в свою очередь абсорбирует избыточные денежные средства в банках, чтобы предотвратить снижение кредитных ставок. В стране идёт какая-то незримая война с деньгами. Но только зачем? Согласны ли вы, что задача решается простым повышением потребительского спроса как со стороны граждан, так и со стороны организаций? Ведь все выходили из кризиса именно с помощью повышения потребительского спроса. НАБИУЛЛИНА Э. С. Повышение потребительского спроса будет происходить - действительно, это фактор, который влияет на экономический рост, - но оно должно происходить такими темпами, которые соответствуют темпам роста предложения товаров. Если спрос будет повышаться, а соответствующее предложение запаздывать, это будет означать рост инфляции, то есть этот спрос будет уходить в инфляцию. Наша политика по процентной ставке заключается как раз в том, чтобы найти этот баланс в поведении населения: когда оно предпочитает сберегать и тратить и когда потребительский спрос растёт темпами, соответствующими росту предложения. Вы абсолютно правильно сказали, в прошлом году доходность бизнеса увеличилась, причём во многом из-за изменения курса рубля, были приведены данные, что в прошлом году прибыль предприятий выросла на 50 процентов, в этом году - на 20 процентов, и предприятия могли бы вкладывать эти деньги в бизнес, однако вместо этого они держат их на депозитах, но это уже вопрос не только денежно-кредитной политики. Мы, конечно, будем обеспечивать ценовую предсказуемость, но нужны и другие меры, прежде всего структурные, которые приведут к появлению многих инвестиционных проектов, и тогда будет расти производство и соответственно потребление. Мы не должны допустить пузырей на рынке потребительского кредитования, это мы тоже понимаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Строкова Елена Викторовна. СТРОКОВА Е. В., фракция ЛДПР. Вопрос Эльвире Сахипзадовне. Одна из наиболее многочисленных групп жалоб как кредитных организаций, так и предпринимателей связана с чрезмерными, по их мнению, требованиями Банка России, в том числе в части оценки кредитных рисков и резервов. Введение этих нормативов обосновывалось необходимостью соответствия стандартам "Базель-3", которые зачастую ставят деятельность бизнеса за грань экономического смысла. В то же время в ряде зарубежных стран уже инициируют введение послаблений относительно этих стандартов для стимулирования кредитования. Готов ли Банк России рассмотреть возможность введения понижающих коэффициентов по нормативам для добросовестных заёмщиков, в том числе реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики, в случае соответствия выбранным правительством и Центральным банком критериям? НАБИУЛЛИНА Э. С. Этот вопрос действительно связан с предложением Центральному банку ослабить требования к банкам, для того чтобы они больше кредитовали реальный сектор экономики. На первый взгляд, предложение действительно кажется целесообразным, но я очень прошу обратить внимание на то, что банки - это финансовые посредники, это не те, кто рискует своими деньгами. Они собирают у населения, у бизнеса свободные деньги и должны управлять своими рисками. Мы вводим для банков разные требования и нормативы, в том числе используем международные стандарты, не потому, что нам кто-то это диктует, а потому, что банки должны управлять своими рисками, чтобы права вкладчиков и кредиторов были защищены. Кстати, когда мы в этом году вводили некоторые изменения в соответствии с международными стандартами, мы учитывали, что у банков и соответственно у заёмщиков не должна появиться дополнительная нагрузка, и приняли компенсирующие меры. В прошлом году, вернее, в начале этого года мы снизили норматив по основному, по совокупному капиталу с 10 до 8 процентов - это серьёзная мера, и когда мы вводили, повторяю, международные стандарты, то просчитывали последствия, и они для банковской системы в целом, по нашим оценкам, были нейтральны. Мы проявляем определённую гибкость, например, для малого и среднего бизнеса ввели понижающие коэффициенты, по наилучшей ипотеке ввели понижающие коэффициенты, но только по наилучшей, чтобы не создавалось здесь пузырей. Повторю: мы определённую гибкость соблюдаем и международные стандарты применяем для того, чтобы риск менеджмента в банках был адекватным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боярский Сергей Михайлович. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Эльвире Сахипзадовне. Для Российской Федерации сложились непростые условия в части её сырьевой зависимости: даже потенциальное изменение ставки Федеральной резервной системы США вызывает цепную реакцию на мировых финансовых рынках, меняет ключевые показатели, ключевые фондовые индексы, особенно стран-экспортёров, в том числе Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, каким образом предстоящее повышение ставки ФРС повлияет на российский рубль, на стоимость нефти, в целом на российскую экономику, особенно если принять во внимание те договорённости, которые были достигнуты в эту среду на международном энергетическом форуме в части ограничения добычи нефти странами ОПЕК? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, российская финансовая система является частью глобальной системы, и на неё влияют действия других центральных банков, да и не только на неё, но и на другие страны с формирующимися рынками. Конечно, ужесточение политики американского центрального банка (FED) будет влиять на мировые рынки, но американский центральный банк уже предупреждал о повышении ставок, и, по нашим оценкам, инвесторы учли это повышение, и цены активов во многом уже отражают предстоящее повышение ставок американским центральным банком. Таким образом, мы не ожидаем какой-то длинной, большой волатильности на финансовых рынках, которая несла бы риски нестабильности, короткое время некоторая повышенная волатильность может быть, но непродолжительное время. Непосредственного, прямого влияния решения FED на российскую экономику нет - на наш взгляд, это очень ограниченное влияние. Что касается цен на нефть. На цены на нефть влияет множество факторов, но прежде всего состояние самого рынка - избыток предложения. И конечно, здесь решение ОПЕК повлияет: инвесторы будут понимать, что в долгосрочном плане этот дисбаланс рынка начнёт уходить; на цену на нефть также повлияют и решения FED. Это такой баланс отношений, баланс разных влияний. Что для нас важно: не базировать свои действия на слишком оптимистических ожиданиях, лучше быть готовым к не очень хорошему развитию ситуации, чем ожидать очень высокого роста цен на нефть и принимать соответствующие решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурков Александр Леонидович, пожалуйста. БУРКОВ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вчера президент сказал, что инфляция будет меньше 6 процентов, вы же говорите, что ставка Центробанка должна быть выше инфляционных показателей, - достаточно спорное утверждение, но допустим. Нас волнует вопрос: почему разрыв такой колоссальный? Сегодня ключевая ставка Центробанка 10 процентов, инфляция - меньше 6 процентов. Почему не стремитесь снижать эту ставку? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, когда мы придём к инфляции 4 процента, - к устойчивой инфляции 4 процента - превышение ключевой, номинальной ставки может быть не таким большим, как сейчас: по нашим оценкам, будет между 2,5-3 процентами, для того чтобы удерживать низкую инфляцию. Сейчас у нас несколько факторов, которые влияют на то, что этот разрыв большой. Первый фактор - это всё-таки высокие инфляционные ожидания. Они должны существенно снизиться - как говорят экономисты, заякориться - и быть не выше 4 процентов нашей инфляции, как это происходит в других странах, где низкая инфляция. Пока они повышены, и этого отражается на принятии бизнесом решений по установлению цен, по покупкам и так далее. Второй фактор. Так как у нас бюджет дефицитный и бюджет стал тратить резервные фонды, на рынке появляется так называемый структурный профицит ликвидности, и ставки на рынке автоматически смягчаются быстрее, чем это было бы в условиях отсутствия профицита ликвидности. Исходя из этого мы должны поддерживать этот уровень, но ещё раз скажу, что по мере снижения инфляции и инфляционных ожиданий, - а мы этого ожидаем, судя по прошлому году, - конечно, будет смягчаться, постепенно снижаться и наша процентная ставка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, известно, что за последнее время внешний долг российских компаний снизился на 200 миллиардов долларов, но сумма по-прежнему огромна - 500 миллиардов. Вопрос: как вы считаете, почему организации набрали кредитов за рубежом, а не в своей, не в нашей банковской системе и что делается, чтобы ускорить перевод внешних долговых обязательств во внутренние? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое. Действительно хороший вопрос. После кризиса 2008 года многие предприятия увеличили внешние заимствования за рубежом, на что есть две причины: во-первых, действительно высокие процентные ставки здесь, потому что была высокая инфляция; во-вторых, Банк России вёл политику управляемого курса, поэтому считалось, что валютные риски захеджированы Центральным банком, хотя Центральный банк ещё в 2009 году объявил, что он в 2014 году перейдёт к плавающему курсу. Именно поэтому многие предприятия брали на себя валютные риски - это понятно, если у предприятия есть валютная выручка, но, к сожалению, кредиты в валюте брали и те предприятия, у которых не было валютной выручки, мы это видим по торговым предприятиям, по предприятиям в сфере недвижимости. В целом долг всей нашей экономики действительно снизился - и государственный, и внешний: в середине 2014 года он был около 730 миллиардов долларов США, сейчас - 516 миллиардов. Основное снижение происходило в прошлом году, в этом году долг практически стабилизировался и находится и по международным меркам, и по тем показателям, которые Счётная палата рассматривает, пока на безопасном уровне - 43 процента к ВВП, чуть ниже уровня в 50 процентов, который считается опасным. Тем не менее риски могут возникать, и поэтому, конечно, нужен мониторинг внешних заимствований. По банкам он есть - у нас введён норматив ограничения валютной позиции банков, а по крупным предприятиям как минимум нужно мониторить, и мы это обсуждаем вместе с правительством, в компетенции которого находится контроль за предприятиями, с тем чтобы понимать, как этот долг накапливается, чтобы это не создавало рисков. В некоторых странах даже есть обязанность предприятий отчитываться по уровню внешнего долга в определённый центр - я считаю, над этим надо подумать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Эльвира Сахипзадовна, вот сегодня практически все - и председатели комитетов, которые выступали с содокладами, и председатель Счётной палаты - говорили о несоответствии: огромное количество денег в банках на депозитах, но ни Центробанк, ни правительство никаким образом не могут стимулировать банки вкладывать деньги в экономику. Скажите, пожалуйста, какие на сегодняшний день Центральный банк делает шаги, чтобы стимулировать банки вкладывать деньги в экономику? НАБИУЛЛИНА Э. С. Для того чтобы банки вкладывали средства в экономику, необходимо, конечно, выполнение нескольких условий: во-первых, нужно, чтобы у них был капитал - не просто депозиты, а капитал, потому что есть нормативы, которые привязывают активность банка к капиталу, и в целом по банковской системе, я уже сказала, есть запас капитала, то есть банковская система может наращивать кредитование; во-вторых, нужно, чтобы снижались риски в самой экономике. В каком случае банки снижают объёмы кредитования? Когда банки видят, что растёт просрочка по кредитам. У нас был серьёзный рост просрочки по кредитам - и у предприятий реального сектора экономики, и у граждан, которые набрали кредитов, но зарплаты уменьшались, и обслуживать долги было достаточно тяжело. У банков есть обязательства перед своими вкладчиками и перед кредиторами, поэтому, конечно, банки не берут на себя повышенные риски. На мой взгляд, они и не должны брать на себя повышенные риски, потому что банк - это финансовый посредник, банки должны управлять своими рисками. Риски должны снижаться в самой экономике, должны появляться соответствующие проекты, но в сложные периоды должны приниматься специальные меры: это меры правительства (оно их уже принимает) - субсидирование процентных ставок по определённым направлениям, по приоритетным секторам, это меры, принимаемые Центральным банком, - развитие специализированных инструментов. Это функция, не свойственная Центральному банку, но мы развивали специализированные инструменты - по малому и среднему бизнесу, по проектному финансированию, по несырьевому экспорту, в 2016 году лимит по специализированным инструментам, по льготной ставке, у нас был увеличен на 160 миллиардов рублей, но мы не можем это применять широкомасштабно, потому что это может повлиять в целом на инфляцию, этого мы не должны допустить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Изотов Алексей Николаевич. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Эльвира Сахипзадовна, тоже вопрос вам, и он тоже касается сырьевой зависимости. Некоторые эксперты, которые давали заключение относительно политики, отмечали, что на сегодняшний день внешние факторы, наверное, в большей степени влияют на экономику страны, чем механизмы денежно-кредитной политики. Они также отмечали, что есть страны, находящиеся в таком же положении, тоже применяющие режим таргетирования инфляции, но они его применяют вместе с механизмом регулируемого курса. У нас же в среднесрочной перспективе заложен свободный, плавающий курс рубля, соответственно заложены риски, о которых вы тоже говорили: и волатильность рынка, и возможные спекулятивные операции, может быть, - с соответствующими социальными последствиями. У меня вопрос такой: почему всё-таки в среднесрочной перспективе мы закладываем свободный курс рубля? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Те страны, которые применяют таргетирование инфляции, чаще применяют всё-таки свободный курс, может быть, не совсем свободный, плавающий курс, но они сглаживают чрезмерную волатильность курса. И я хочу подчеркнуть, что мы также заявляли и продолжаем заявлять, что, если будут чрезмерные колебания на валютном рынке, которые могут повлечь риски финансовой стабильности, мы также готовы с помощью своих инструментов справляться с ситуацией. Теперь что касается всё-таки режима свободного плавания. В такой экономике, как у нас, где большая сырьевая зависимость, монозависимость от нефти, и где изменение курса происходит под влиянием одного из факторов - цены на нефть, могут быть серьёзные проблемы, и для того, чтобы демпфировать такое влияние, на наш взгляд, плавающий курс подходит больше всего, и мы это видели на практике в прошлом году. Это позволило компаниям - не только банковскому сектору, но прежде всего компаниям реального сектора - сохранить финансовую устойчивость, они даже получили прибыль, финансовый результат был положительный, и это во многом потому, что произошла переоценка курса и снизились относительные затраты этих компаний. Для нас основная задача - чтобы изменения курса не отражались на инфляции, как это происходит во многих странах, потому что, если изменения курса будут выражаться в росте цен, будут страдать люди. Сейчас у нас так называемый коэффициент переноса серьёзно снизился, и именно недопущение серьёзного влияния курса на инфляцию - это задача, которая позволит демпфировать и социальные последствия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Эльвира Сахипзадовна, на самом деле и вы, и практически все содокладчики, и многие эксперты говорили о структурных реформах в экономике, об этом же вчера очень подробно говорил и президент страны в своём послании, даже поставил конкретные задачи, о чём Андрей Михайлович сегодня тоже говорил, поэтому повторять не буду. Вы говорили о том, что увеличили лимиты на специальные финансовые инструменты. Тем не менее, по информации институтов развития, у них достаточно много проектов, причём именно в области развития реального сектора экономики, которые позволят повысить фондоёмкость самой экономики. С одной стороны, понятно, что они в меньшей степени будут влиять, скажем, на инфляцию; с другой стороны, очевидно, что на сегодняшний день изношенность фондов очень большая. Вопрос: считаете ли вы возможным в рамках данной денежно-кредитной политики всё-таки оперативно реализовать такого рода инструменты в случае принятия соответствующих решений? НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое за вопрос. Стимулирование отдельных секторов экономики, отдельных секторов производства - это всё-таки задача правительственных программ, мы здесь подключились во многом дополнительно к тому, что делает правительство, понимая сложность ситуации. Ну вот у нас сейчас лимит по этим специализированным инструментам уже около 400 миллиардов рублей по нескольким программам, это большой лимит. И надо сказать, что эффективность программ вызывала у нас озабоченность, потому что часть лимитов не выбиралась. Например, мы видим по малому и среднему бизнесу: известная "Программа 6,5", которая фондируется нами по дешёвой ставке 6,5 процента, - сейчас вместе с корпорацией они активно взялись, и мы в этом году увеличивали лимит. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что в этом году мы по специализированным инструментам увеличили лимит на 160 миллиардов рублей. Почему мы не можем это сделать в большем объёме? К чему это приведёт, если мы увеличим лимит гораздо сильнее, чем делаем это сейчас? Либо это приведёт к росту инфляции, потому что мы будем давать большой объём денег по ставкам ниже инфляции, по сути дела, и это неизбежно вызовет скачок инфляции, либо, для того чтобы не допустить скачка инфляции, нам придётся повышать ключевую ставку, а значит, и стоимость денег для остальных. Поэтому здесь мы должны выбирать тот объём специализированных инструментов, который не приводил бы к росту инфляции и не заставлял бы нас повышать ставку для всех остальных, кто в эти избранные программы не попал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, беда нашей экономики заключается, наверное, в том, что её некому защитить. К сожалению, новый министр экономики у нас тоже финансист и вообще всей экономикой у нас сегодня руководят финансисты. И Эльвира Сахипзадовна, наверное, по-своему права, поскольку она финансист, - она сказала, что макроэкономические показатели финансов неплохие. Да, неплохие, но какой ценой они достигнуты? Они достигнуты путём рецессии в экономике и снижением жизненного уровня населения. А куда его ещё снижать?! Перспектива очевидна: будет замедление экономики, как нам здесь доложили, и падение уровня жизни - но ведь у нас не народ служит экономике, а экономика должна служить для повышения благосостояния народа! Зачем нам всё это наоборот преподносится? Здесь сказали, что приоритетом будет низкая инфляция, но давайте посмотрим: инфляция - это всё-таки не причина, это следствие, а бороться со следствием бесперспективно и бесполезно. Инфляция сама по себе не рождается - она вызывается определёнными причинами. Давайте посмотрим, правильно ли ориентироваться сегодня на инфляцию. Чем вызывается инфляция? Первая причина - треть продовольствия и 70 процентов промышленных товаров мы закупаем за границей за доллары. Повышается курс доллара - повышается цена, он вдвое повысился у нас - вдвое повысились цены на все товары, которые мы закупаем. Вот где рождается инфляция! И нельзя говорить, что её нельзя остановить, - можно, но для этого надо производить собственные товары. Вторая причина - ежегодное повышение акцизов и НДПИ, в том числе и в этом году при формировании бюджета. Нам говорят: мы хотим отобрать лишние деньги у олигархов от нефти и газа. Нет, они это закладывают в цену - и пожалуйста, опять рост инфляции! Давайте не повышать НДПИ и акцизы - тогда всё будет нормально. Причина третья - повышение энерготарифов, за которым сразу идёт повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Уже известно, что повышение на 10 процентов тарифов на услуги ЖКХ увеличивает на 2 процента общую инфляцию. Можно это ликвидировать? Можно! Причина четвёртая - высокая кредитная ставка. Нам говорят, что если кредитная ставка будет низкая, то повысится инфляция, - да ничего подобного! Здесь должно быть всё адекватно, как положено: если сделать низкой кредитную ставку, она не будет закладываться в цену, а значит, будет снижение инфляции. За рубежом кредитная ставка - 1, 2, 3 процента, а инфляция - 0,1-2 процента. Ну давайте тогда брать пример с них! Я считаю, что денежно-кредитная политика должна основываться на стимулировании экономики, а не на её торможении, должен быть рост инвестиций, а не падение инвестиций, должны быть дешёвые кредиты, а не дорогие кредиты, должен быть повышенный потребительский спрос, потому что потребительский спрос вызывает предложение, а когда есть предложение, экономика будет развиваться. То, что нам сегодня предлагают, никакого экономического роста вызвать не сможет - да, собственно, никто ничего и не обещал, - но тогда это противоречит ежегодному посланию президента, которое мы с вами вчера заслушали. Если президент обозначил экономическую политику на ближайшие три года, то все должны ей следовать: надо корректировать ту финансовую политику, которая сегодня есть в стране, она должна стимулировать рост экономики, стимулировать рост благосостояния нашего народа, должна идти на пользу стране, а не во вред! (Аплодисменты.) Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович, фракция ЛДПР. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Как обычно, мы сегодня услышали об инфляции, о таргетировании, о денежной (монетарной) политике, но главное, на наш взгляд, и на этом я хотел бы сегодня остановиться в выступлении от фракции ЛДПР, - это всё-таки банковский кредит. Не случайно вчера в послании президент обратил внимание именно на этот вопрос, он сказал, что необходимо поднять уровень и наметить реальные пути стимулирования банковского кредитования крупных проектов, малого и среднего бизнеса. Так вот что касается этой темы, то, к сожалению, в Основных направлениях денежно-кредитной политики, которые мы сегодня рассматриваем, в этом докладе данному вопросу практически не уделено внимания, опять мы слышим про таргетирование, про инфляцию... Однако не случайно президент поднял вопрос о банковском кредите - это основа любой экономической программы. Конечно, можно говорить, что сегодня надо иметь высокую ключевую ставку, можно говорить, что мы сегодня уходим от нефтяной зависимости, но я предлагаю вам проанализировать две цифры. Первая цифра касается банковского кредита в сфере строительства - драйвера сегодняшней экономики: в прошлом году объём совокупного кредита упал на 12,5 процента, а в сырьевом секторе произошло увеличение на 4,4 процента. Поэтому мы вместе с Минфином можем сколько угодно говорить о стабилизации, о снижении доли нефтяных доходов, но де-факто сложившаяся структура фактически закрепляет тот экономический уклад, который у нас был, - сырьевой! И пока мы не поменяем концепцию, пока не поймём, что через банковское кредитование обязаны запустить механизм стимулирования, мы так ничего и не сможем сделать. И не случайно вчера на этом остановился президент, и очень печально, что в докладах тех институтов, которые отвечают как раз за эти узкие сферы, это не отражено. Я, конечно, понимаю, что намного проще, намного удобнее сосредоточиться на надзоре, выдавать лицензии, отнимать их, регулировать пенсионные фонды... Когда вы, Эльвира Сахипзадовна, пришли к нам на заседание фракции ЛДПР несколько лет назад, мы искренне радовались: как хорошо, что в надзирающий орган пришёл экономист! Мы-то, вообще, рассчитывали, что вы сможете этот орган превратить в стимулирующий, а де-факто вы сегодня просто пытаетесь стабилизировать ситуацию. У нас идёт падение ВВП, а вы стабилизируете, а ведь из этих двух слов - "стабилизировать" и "падение" - получается общее понятие "стагнация", то есть вы практически нам сегодня предложили вариант стагнации - никакого развития мы здесь не видим! Посмотрите, какой у нас объём совокупного банковского кредита по отношению к ВВП, - 50 процентов, а возьмите Германию - там 300 процентов! Значит, вы должны перейти от запретительных методов к стимулирующим. Надо сказать, что, к сожалению, наша банковская система всё ещё прошловековая. И конечно, задача изменения, стимулирования - сегодня главная задача регулятора, однако, ещё раз повторю, и в этих Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, и в прошлых мы не видим даже попытки проанализировать это. Более того, я вам скажу, в вашей системе нет даже департамента развития банковской системы, есть департамент развития финансовых рынков, но он этим не занимается. Вот мне непонятно: а что, нельзя сразу двумя делами заниматься - и инфляцию таргетировать, курс, и банковскую систему развивать? Почему-то вы считаете, что, как только инфляция станет 4 процента, мы всё решим, - ничего мы не решим! Вот представьте: инфляция 4 процента - и что, проблемы с ликвидностью, с возвратностью отпадут? Что, это решит проблемы в банковском секторе? Да конечно не решит! Мы считаем, что если мы действительно хотим сегодня развивать экономику, если уже у президента ключевая мысль - идея развития банковской системы, то, наверное, нужно именно в этом направлении двигаться. У ЛДПР всегда были предложения. И могу вам ещё раз сказать, что необходимо в первую очередь сегодня обеспечить доступность банков, и в качестве критерия брать не уровень инфляции, а именно объём кредитования реального сектора экономики. Как только вы будете отвечать за этот конкретный участок, у вас сразу всё наладится: и работа банков, и инфляция, и всё будет нормально. Поэтому переходите на другие критерии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Дивинский Игорь Борисович. Пожалуйста. Подготовиться Гартунгу. Коллеги, вот президиум обращает внимание, что вы затягиваете выступления, а потом говорите, что не нужно продлевать время работы. Давайте пооперативнее. Пожалуйста, Игорь Борисович. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемая Татьяна Алексеевна, уважаемые коллеги! Именно сегодня, в день, который принято считать днём банковского работника, нашему вниманию были предложены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов, разработанные Центральным банком Российской Федерации. Было задано множество вопросов уважаемому председателю Банка России Эльвире Сахипзадовне, получены квалифицированные ответы, разъяснения, определены цели, задачи и способы их достижения. Мы услышали доклад председателя Счётной палаты Татьяны Алексеевны и содоклады председателей наших профильных комитетов, в подготовке которых принимали участие наши коллеги из разных регионов великой России, коллеги, имеющие колоссальный опыт, приобретённый ещё до прихода в Государственную Думу, те, кто дополнил свои знания, уже работая в Думе, и не в одном, а в двух и более созывах. Анатолий Геннадьевич, Андрей Михайлович, Сергей Александрович в своих выступлениях отметили существенные изменения, которые Банк России внёс в проект Основных направлений по результатам работы совместной рабочей группы, а также внесли свои предложения. Возможно, кто-то ожидал большего: услышать об иных показателях инфляции, о других процентных ставках, кто-то ожидал иной направленности, более конкретных решений - ну и замечательно, что у нас у всех есть своё мнение, своё видение, свои представления о единой государственной денежно-кредитной политике, но, несмотря на эти разногласия, мы все решения принимаем совместно. Кстати сказать, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своём вчерашнем послании Федеральному Собранию не один раз упомянул о предложениях Банка России по урегулированию денежно-кредитной политики с достигнутым максимально низким процентом инфляции как о великом достижении. В известных всем нам непростых условиях, и экономических, и политических, предлагается реализовывать совместно - я подчёркиваю слово "совместно" - выработанную политику, и согласитесь, дорогие мои друзья, что при сохранении режима санкций, неблагоприятных условий торговли, при низком уровне инвестиционной активности, снижающейся покупательской способности населения иную денежно-кредитную политику выработать было практически невозможно. Вместе с тем коллегами из "ЕДИНОЙ РОССИИ" выдвинуто уже получившее одобрение Банка России предложение о формировании принципов Основных направлений денежно-кредитной политики на следующий период - проводить на периодической основе один раз в квартал в течение всего года совместные встречи представителей правительства, Банка России, Минфина, Счётной палаты и депутатов Государственной Думы. Поэтому, уважаемые депутаты, если у вас появятся вопросы, комментарии или предложения, вы можете направлять их в Комитет по финансовому рынку как в профильный комитет по работе, связанной с денежно-кредитной политикой, в течение всего года. Обращаю ваше внимание, дорогие коллеги, уважаемые депутаты, друзья, на то, что за Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, которые мы с вами заслушали, с особой тщательностью рассмотрели и обсудили, мы не голосуем - принимать или нет, - а просто принимаем их к сведению, к чему и призывает фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потому как не принять к сведению возможно, только не прослушав и не обсудив, в чём я никого даже заподозрить не имею права. В заключение предлагаю поблагодарить Эльвиру Сахипзадовну и её коллег, Татьяну Алексеевну, а также всех, кто принимал участие в подготовке рассматриваемого документа, и нас с вами за проделанную работу и затем дружно, единогласно, собственно, как и предполагалось, проголосовать за предлагаемое постановление Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас с вами в проекте постановления написано: "Принять к сведению Основные направления...", это всё на руках имеется. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня это уже прозвучало и в докладе председателя Счётной палаты, и в докладах представителей комитетов - все отмечают несогласованность действий правительства и Центрального банка, и, на мой взгляд, это ключевая проблема, которую нужно решать. Мы видим, что несогласованность действий есть не только между членами правительства и Центральным банком, но и между представителями разных министерств правительства. Вот уже несколько раз я обращал внимание на то, что, когда приходят к нам представители разных министерств и говорят от имени своего министерства, они вроде как правильно говорят, но почему-то картинка не складывается: получается, что доходы населения падают, промышленность падает - и при этом все говорят правильные вещи. Мне кажется, сейчас как раз тот самый момент, когда пора уже Центральному банку и правительству начать совместно вырабатывать меры по таргетированию инфляции. Всем очевидно, что только монетарными методами снизить инфляцию невозможно, - Эльвира Сахипзадовна, здесь мы с вами полностью согласны, - но снижать инфляцию нужно. И если только вы будете за это отвечать - а у вас ведь только монетарные методы, другие методы находятся в ведении правительства, так ведь? - то получится, что инфляция будет снижаться, а процентная ставка останется на прежнем уровне. И вот этот разрыв между процентной ставкой и инфляцией - это не что иное, как перераспределение валового национального дохода между обрабатывающими отраслями, которые кредитуются, и банковским сектором, то есть получается, что доходы перетекают в финансовый сектор. А нам что нужно? Нам же нужно... наша задача следующая, и вчера президент это обозначил: нам нужно создать условия для устойчивого экономического роста, нужно создать условия для роста доходов населения. Что мы сейчас имеем из-за этой несогласованности? Какой у нас сейчас реальный курс доллара к рублю? Примерно 63 рубля за доллар, так? А какой был заложен в прогнозе правительства на этот год и на следующий год? 67,5 рубля. Извините, разница в 4,5 рубля уже дала в этом году минус триллион рублей доходов федерального бюджета - а что такое минус триллион рублей, каковы последствия? Мы с вами в этом зале буквально две недели назад бились, внося изменения в бюджет, и не смогли найти денег на вторую индексацию пенсий, чтобы в полном объёме отдать пенсионерам то, что им положено. А фактически изъятие этого триллиона привело к дальнейшему изъятию пенсионных накоплений граждан, сокращению расходов на здравоохранение и образование - к тому, чего нельзя делать, и об этом вчера говорил президент. Всё это говорит о том, что несогласованность действий правительства и Центрального банка бьёт прежде всего по карману граждан и по реальному сектору экономики. Это ещё не все потери от несогласованности действий. Вообще, тут уже представитель КПРФ говорил, что инфляция снижается, но только какой ценой? Сейчас уже новый созыв, но депутаты прошлого созыва помнят, что мы в этом зале простили банкам 1,5 триллиона рублей, отданных им в 2009 году на пять лет. Просто простили, превратив их в фантики - 1,5 триллиона рублей! - плюс триллион рублей ушёл через АСВ на оздоровление банков - ещё триллион! - 2,5 триллиона получается. А какой у нас дефицит бюджета в следующем году будет? 2,7 триллиона рублей. Вот, пожалуйста, вот все деньги, понимаете?! Получается, что несогласованность действий фактически приводит и к потерям бюджета, и к потерям граждан. Я перейду к тому, что же делать в этой ситуации. Ну, прежде всего согласовать действия правительства и Центрального банка по приближению реального курса рубля к прогнозному, чтобы, во-первых, не терял бюджет, а во-вторых, самым оптимальным является... Вы, вообще, посчитайте, какой курс рубля выгоден российскому товаропроизводителю, потому что если российский товаропроизводитель будет в неравных условиях со своими западными конкурентами, то он и деньги брать не будет, и, что бы вы ни делали, производство расти не будет, если внешняя среда будет отрицательной. Вот посчитайте курс! Ну, по моим подсчётам, это примерно 68-69 рублей в данной ситуации. В разных отраслях можно по-разному посчитать, но я думаю, что это предмет для совместного обсуждения Центральным банком, правительством и заинтересованными ведомствами. Конечно же, нужно сближать ключевую ставку с текущим уровнем инфляции. На Западе, посмотрите, разница буквально в десятые, в сотые доли процента или даже вообще нет разницы, а у нас - 4 процента! И конечно же, нужно разработать комплекс мер по таргетированию инфляции немонетарными методами. Это нужно сделать ФАС, правительству и Центральному банку вместе. Мы, конечно, примем к сведению Основные направления, но мы выразим своё несогласие с той политикой, которую проводит Центральный банк. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Уважаемые коллеги, порядок рассмотрения данного проекта постановления по какой-то причине не предусматривает заключительного слова докладчика. Всё-таки давайте дадим возможность докладчику выступить с заключительным словом. Эльвира Сахипзадовна, пожалуйста. НАБИУЛЛИНА Э. С. Прежде всего, я хотела бы поблагодарить за предметное обсуждение Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и в комитетах, и в рабочей группе. Было много вопросов, мы постарались ответить на них и учесть позиции, коллеги приводили статистику. Мы прекрасно понимаем вашу озабоченность и проблемой банковского кредитования, и высокими процентными ставками. Поверьте, мы её разделяем, но считаем, что здесь нужно подходить очень взвешенно и очень осторожно, потому что от применения некоторых популярных мер по быстрому снижению ключевой ставки мы можем получить негативные эффекты. Мы много раз через это проходили, и не только мы, но и многие страны: есть и свои, и чужие ошибки. Наша политика заключается, ещё раз повторю, в том, чтобы снижать инфляцию, на этой базе будет снижение процентных ставок, а значит, увеличение банковского кредитования. При этом банковское кредитование - и об этом вчера говорил президент в послании - могут наращивать только здоровые, финансово устойчивые банки, и их здоровье тоже предмет нашей заботы. Мы не можем враз ослабить требования к банкам, чтобы они, в свою очередь, ослабили требования к заёмщикам, потому что тогда это будут нездоровые банки, они не смогут наращивать кредитование. Конечно, это всё предмет нашей заботы. Отдельно скажу о малом и среднем бизнесе. Мы выйдем к вам с инициативой по созданию трёхуровневой банковской системы, она во многом, на мой взгляд, будет отвечать на те вопросы, которые вы сегодня ставили. Почему? У нас к малым банкам, к небольшим банкам, которые должны проводить простые операции - обслуживать малый и средний бизнес и физических лиц, - действительно сейчас предъявляются требования как к большим банкам, международным банкам. Мы хотим эти требования упростить, но эти банки не должны брать на себя чрезмерные риски - ценные бумаги за рубежом в непонятных депозитариях с выводом активов и так далее, - они должны сосредоточиться на обслуживании малого и среднего бизнеса. И тогда малый и средний бизнес не будет конкурировать с крупным бизнесом за эти кредиты, то есть у каждого заёмщика появится свой институт, который будет оказывать ему соответствующие услуги. Такое дифференцированное регулирование, направленное именно на то, чтобы создать условия для развития банковского кредитования, мы хотим предложить, при этом поддерживая макроэкономическую стабильность и развивая в ограниченных масштабах специализированные инструменты, которые позволяют приоритетные направления - несырьевой экспорт, малый и средний бизнес, ипотечное кредитование - поддержать в этот период. Ещё раз спасибо, конечно, все замечания и вопросы, которые были в острой форме, мы учтём в дальнейшей нашей работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Эльвира Сахипзадовна. Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 21 повестки, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 05 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принято.