Заседание № 119
23.10.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 263510-5 "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5381 по 6231 из 7391
Уважаемые коллеги, переходим к вопросу под номером 22 повестки дня, поставленному на фиксированное время. Это проект постановления Государственной Думы "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Доклад представителя Правительства Российской Федерации министра сельского хозяйства Елены Борисовны Скрынник. Пока она идёт на трибуну, по ведению - Колесников Владимир Ильич. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый председательствующий. Депутаты Колесников, Острягин, Карелова, Яковлева и Попов голосовали за по пункту 2, пункту 1 и дополнительному пункту 1 - по проекту постановления о внесении изменений в пункт 8 плана проведения "правительственного часа"... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, для стенограммы. Елена Борисовна, извините, пожалуйста, за задержку, но такова судьба нашего сегодняшнего пленарного заседания. Пожалуйста, вам слово. СКРЫННИК Е. Б., представитель Правительства Российской Федерации, министр сельского хозяйства Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Министерством в соответствии с законом "О развитии сельского хозяйства" представлен первый национальный доклад о реализации госпрограммы, который был утверждён распоряжением правительства. Разрешите доложить результаты по трём основным направлениям: итоги реализации госпрограммы в 2008 году и за девять месяцев 2009 года, итоги реализации антикризисных мер правительства в агропромышленном комплексе, а также мероприятия, которые проводятся министерством в соответствии с новыми требованиями правительства, по повышению эффективности использования государственных средств и дальнейшему развитию сельского хозяйства. Итоги за 2008 год следующие. Стоимость общей валовой продукции сельского хозяйства составила 2 триллиона 600 миллиардов рублей, что на 11 процентов больше, чем в 2007 году. Также перевыполнен показатель госпрограммы по производству скота и птицы в живом весе: объём производства составил 9 миллионов 300 тысяч тонн, что на 380 тысяч тонн больше планового значения. Обновлён парк основных видов сельскохозяйственной техники: приобретено двадцать четыре тысячи тракторов, тринадцать тысяч комбайнов, привлечён 421 миллиард субсидированных кредитов. В целом на реализацию мероприятий госпрограммы в 2008 году направлено 138 миллиардов рублей из федерального бюджета. Прибыль, полученная сельскохозяйственными предприятиями, составила 117 миллиардов рублей, рентабельность - 15,3 процента. По федеральной целевой программе "Социальное развитие села..." введён 1 миллион 760 тысяч квадратных метров, плановый показатель превышен на 18 процентов, в том числе для молодых специалистов - 859 тысяч квадратных метров, этот показатель выше на 33 процента. Также перевыполнены показатели по уровню обеспечения питьевой водой, газификации. По федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв..." предотвращено выбытие 914 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, на 11 процентов больше внесено минеральных удобрений. Несколько слов о том, как выполняется госпрограмма в этом году. Для выполнения положений госпрограммы при вашей поддержке, уважаемые депутаты, из федерального бюджета на развитие агропромышленного комплекса выделено 190 миллиардов рублей, это на 30 процентов больше, чем в 2008 году. Эти меры позволили в кризисный период сохранить производство. Индекс валового производства продукции за девять месяцев составил 99,2 процента, несмотря на более значительное падение в других отраслях. Непосредственно в рамках антикризисного плана правительства было выделено 87 миллиардов рублей. Кредитный портфель отрасли за девять месяцев составил 529 миллиардов рублей. Министерством перечислено в регионы 77 процентов выделенных средств, это 165 миллиардов рублей. И в целях дополнительной поддержки отрасли субсидируемые краткосрочные кредиты пролонгированы на шесть месяцев, а инвестиционные - на три года, то есть они уже сейчас выдаются не на восемь лет, а на одиннадцать. Увеличены сроки лизинга техники до пятнадцати лет и продлены сроки оплаты авансов на двенадцать месяцев. Кроме того, важную роль, по нашим оценкам, сыграли меры косвенной поддержки сельского хозяйства - это единый сельхозналог, это стагнированные цены на ГСМ, сниженные цены на минеральные удобрения и взвешенные меры таможенно-тарифной политики (это около 30 миллиардов рублей). Антикризисные меры правительства позволили сохранить устойчивость сельского хозяйства и динамику его развития. Кроме этого, за девять месяцев этого года производство скота и птицы на убой составило 6 миллионов 300 тысяч тонн, это на 7 процентов больше аналогичного периода прошлого года. В результате увеличения внутреннего производства и принятия мер таможенно-тарифного регулирования импорт мяса сократился почти на 30 процентов, и, по нашему прогнозу, до конца года доля импорта мяса в ресурсах составит всего лишь 25 процентов, в 2008 году было 32 процента. Главная задача, которую мы ставим перед отраслью, - компенсировать за счёт собственного производства уменьшение доли импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке, и по государственной программе к 2012 году мы доведём этот объём до 18 процентов, что обеспечит снижение импорта мяса по сравнению с прошлым годом почти в два раза. Для достижения указанных целей министерством принимаются следующие меры. Согласованы прогнозные балансы по мясным ресурсам до 2012 года, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение трёх лет. Совместно с субъектами подписаны соглашения и определены конкретные свиноводческие предприятия и птицефабрики - всего их определено сто восемьдесят, - на которых планируется увеличить производство свинины и мяса птицы. Министерство ведёт работу по координации финансирования Россельхозбанком и Сбербанком трёхсот пятидесяти животноводческих объектов на общую сумму 50 миллиардов рублей, также реализуются региональные программы по развитию мясного скотоводства в объёме 3 миллиарда 184 миллиона рублей. Все перечисленные меры дадут возможность к концу года получить на отечественных предприятиях 9 миллионов 900 тысяч тонн мяса, что на 6,5 процента выше уровня прошлого года. В молочном животноводстве мы уже произвели 25 миллионов 900 тысяч тонн молока. При этом ценовая конъюнктура на молочном рынке во всех странах мира и у нас находится на крайне низком уровне. В целях стабилизации ситуации мы приняли следующие меры: на поддержку молочного животноводства из федерального бюджета с начала года выделено 27 миллиардов 200 миллионов рублей, повышены ставки ввозных таможенных пошлин на сухое молоко, сливочное масло, твёрдые сыры, внесены изменения в баланс Союзного государства, принято постановление правительства, которое освобождает отечественные предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе племенного скота на территорию Российской Федерации, в 2010 году будут проводиться закупочные интервенции в отношении стерилизованного молока, сливочного масла и твёрдых сыров, подготовлены изменения в Технический регламент на молоко и молочную продукцию. По ситуации в растениеводстве. Намолочено на сегодняшний день в бункерном весе 98,8 миллиона тонн, что выше средних показателей за последние десять лет и достаточно для покрытия внутренних потребностей и сохранения экспортного потенциала. Мы вошли в тройку мировых поставщиков пшеницы. В прошлом году было экспортировано 23 миллиона тонн, в этом году мы прогнозируем 20 миллионов тонн. Увеличиваются переходящие остатки зерна. Системным выходом из сложившейся ситуации является создание логистической инфраструктуры для реализации зерна на экспорт. По реализации федеральных целевых программ. Несмотря на оптимизацию, по федеральной целевой программе "Социальное развитие села..." на сегодняшний день уже введено в строй 816 тысяч квадратных метров жилья, из них 403 тысячи квадратных метров - для молодых семей. По федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв..." предотвращено выбытие из оборота 359 тысяч гектаров земли. Подводя предварительные итоги выполнения государственной программы за девять месяцев, можно сказать, что её реализация идёт в оптимальном режиме, меры, принятые правительством, позволяют сохранить стабильность и динамику развития в агропромышленном комплексе, принципы и механизмы, заложенные в государственной программе, обеспечивают экономическую и социальную устойчивость сельского хозяйства. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вы уложились в половину того времени, которое было вам отведено. Это хорошо, в том смысле, что мы сможем обсудить доклад более подробно. Мы договаривались на Совете, что будет по одному вопросу от фракции. Подтверждаем эту договорённость? Подтверждаем. Пожалуйста, кто задаёт вопрос? Локоть от фракции КПРФ. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ой, извините, это я точно уже сегодня, видимо, от перегрузки. Извините, присаживайтесь, Елена Борисовна. У нас ещё содоклад от комитета. Валентин Петрович Денисов готовился, инициировал этот вопрос. Я ещё и Локотю приношу свои извинения. А то я смотрю: Денисов аж белым стал. Извините, ради бога. ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые Олег Викторович, Елена Борисовна, уважаемые депутаты! У нас сегодня, действительно, в Думе получается день зрелищ и хлеба: до обеда были зрелища, а вот сейчас до хлеба насущного добрались. Я просто хочу напомнить, что в 2006 году мы очень тяжело принимали закон "О развитии сельского хозяйства", где присутствует статья, в соответствии с которой правительством подготовлен и сегодня внесён в Государственную Думу национальный доклад. Елена Борисовна достаточно ёмко осветила все основные направления, и я тоже постараюсь не тратить время, не буду повторяться, скажу только, что это первый национальный доклад в истории России и то, что министр сегодня лично докладывает его нам... я думаю, что эта добрая традиция сохранится и на последующие годы. Мы подготовили сегодня для рассмотрения проект соответствующего постановления - закон предусматривает, что мы должны принять его к сведению. Информация о текущем моменте в 2009 году прозвучала. Я хочу сказать, что 2008 и 2009 годы заставили Министерство сельского хозяйства серьёзно поменять свой стиль работы: с нашей помощью министерство стало применять индикативные показатели, в докладе это хорошо видно (я надеюсь, что все взяли доклад, который мы вам сегодня предложили). Я прошу депутатов принять к сведению информацию и поддержать соответствующее постановление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичный доклад, Валентин Петрович. Пожалуйста, депутат Локоть, ваш вопрос, и кому, сразу говорите. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Елена Борисовна, я представляю Новосибирскую область и ко мне очень тревожные звонки идут от руководителей сельхозхозяйств. Убрали урожай, и весьма неплохой урожай зерна в этом году в Новосибирской области, - не могут продать, то есть цена такая, что ну просто, как говорится, извините за жаргон: верёвка, хоть вешайся. При этом перед этим подкосили ценами на молоко, а сейчас вот зерно. В связи с этим вопросы. Ну, во-первых, как будем с ценами на молоко выкручиваться, есть ли какие-то предложения? Второй вопрос - что с зерном, которое было закуплено по интервенциям 2008 года, и когда будут интервенции в этом году? СКРЫННИК Е. Б. Хорошо. Начну с молока. Как я уже вам докладывала, с начала года для поддержки наших сельхозтоваропроизводителей в связи с такими ценами на молоко мы приняли определённые меры: во-первых, это субсидирование процентной ставки, прямая поддержка, субсидии на приобретение племенных животных (сумма составляет 27 миллиардов 200 миллионов рублей, это то, что получили регионы). Кроме этого, у нас работает отраслевая региональная программа (стоит она 3,5 миллиарда рублей), по этой программе пятьдесят восемь субъектов Федерации получили дотации, в частности, на каждый литр произведённого товарного молока. Также в будущем году мы будем проводить интервенции стерилизованного молока, то есть мы сможем снять излишки молока, большого молока, и реализовывать их в дальнейшем, когда пойдёт повышение цен. Так же и с твёрдыми сырами и маслом. Кроме этого, мы структурировали прогнозный баланс с Союзным государством и исключили ввоз в наши сложные месяцы сухого молока из Белоруссии, потому что раньше это подрывало, конечно, наш рынок. Вот такой комплекс... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СКРЫННИК Е. Б. Нет, это не 7 процентов. Они ввозили к нам около 300 тысяч тонн, при этом наше производство сухого молока - 150 тысяч тонн, это то, что мы производим, поэтому, конечно, вот эти 300 тысяч тонн, которые они ввозили к нам несанкционированно, размывали ситуацию, не давали нашим переработчикам... Конечно, переработчикам было невыгодно приобретать сырое молоко у наших сельхозтоваропроизводителей, производить наше сухое молоко, потому что проще было купить у белорусов, причём по ценам намного ниже, так как они всё это субсидируют, реализацию к нам этого сухого молока. Вот этот комплекс мер как раз таки позволил держать цены на молоко. Конечно, они относительно низкие, но если посмотрим, какие цены на молоко в Евросоюзе, в Соединённых Штатах, - они также низкие. В этом году такая ситуация: цены на молоко низкие везде. И вот в сравнении... то есть если у них 9 рублей, то и у нас тоже примерно 9 рублей, эти все показатели у нас есть. Но на будущий год мы будем более конкретно и чётко подходить к этой ситуации и выработаем системные подходы. Что касается интервенций зерна. Всё готово для того, чтобы провести интервенции в этом году. Вы знаете, что в соответствии с законом "О развитии сельского хозяйства" цены были обозначены в марте, но рынок ещё не был готов, нам нужно было дождаться уборки урожая. Сейчас заканчивается уборка урожая, то есть по зерновым она уже закончилась, поэтому с 19-го числа идёт аккредитация сельхозтоваропроизводителей на участие в торгах по интервенции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. У нас три минуты на ответ, но я добавляю. СКРЫННИК Е. Б. Мы планируем ориентировочно со 2-го числа приступить к биржевым торгам. В этом году работают тридцать две площадки отдалённого доступа, в регионах, принимаются заявки, то есть торги могут проводить наши сельхозтоваропроизводители в регионах. Интервенции будем проводить точечно, избирательно, так как объём средств, который предоставлен Россельхозбанком, не такой большой. Это связано ещё и с тем, что в прошлом году было закуплено восемь с лишним миллионов тонн на 38 миллиардов рублей. И опять же здесь ситуация похожая: на мировом рынке цены везде низкие на зерно, реализовать его невозможно. Если бы мы его реализовали у нас в России, мы бы абсолютно обрушили цены, то есть делать это категорически нельзя. На мировом рынке мы также его реализовать не можем, потому что должны были бы продавать его с минусом 40 процентов. Это только то, что возможно. Поэтому мы его храним, содержим, тратим на это средства. Ситуация такая, она мировая, общая. Так что интервенции будут. Сельхозтоваропроизводителей мы аккредитуем. Стараемся не допустить посредников, всё для этого сделали. Изменили подходы к торгам: они более открытые, понятные. Везде доступ открыт для сельхозтоваропроизводителей, которые идут без доверенности. Отдельные окна даже мы сделали, то есть это всё фиксируем, стараемся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция ЛДПР, кто задаёт вопрос? Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемая Елена Борисовна, фракцию ЛДПР интересует следующее. Мы рассматриваем вопрос о реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции. Вот где регулирование? Мы говорим о перепроизводстве зерна. Ваше ведомство не могло сказать, что не надо столько сеять зерна, потому что будет перепроизводство? Вы говорите о логистическом решении данной проблемы. Из Сибири везти куда - в Новороссийск? Сомнительно. Этот вопрос можно и до 2012 года не решить. И вообще, как вы собираетесь, планируете решать отраслевые целевые программы министерства, если, как вы знаете, в бюджете это всё резко сокращается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна. СКРЫННИК Е. Б. Спасибо за вопрос. Для того чтобы у нас не было перепроизводства зерна, первое, что мы делаем, мы ввели такие понятия, как "паспорт региона" и "балансы по регионам". То есть мы сейчас составляем с каждым регионом балансы по производству зерна, молока, мяса и так далее. Я считаю, это принципиально важно для того, чтобы все знали, что полученные федеральные деньги и плюс субсидии из регионов, они были использованы с пониманием того, что с этой произведённой продукцией будет происходить дальше, чтобы была ответственность со стороны регионов. Поэтому на будущий год, я уверена, мы ситуацию будем выправлять. И у нас будет прогнозный баланс, затем у нас будет прогнозирование, которое мы будем иметь как минимум в феврале, для того чтобы понимать, что будет с будущим урожаем. Эту ситуацию мы выстраиваем, то есть работаем на основании прогнозирования, прогнозных балансов и прогноза урожая. Что касается бюджета. Для того чтобы решать федеральные целевые программы, - да, есть некоторое снижение объёмов финансирования, вы это всё прекрасно знаете - увеличены объёмы до 80 миллиардов для субсидирования процентной ставки. Федеральные целевые программы мы будем решать за счёт эффективного подхода, то есть мы будем субсидировать те организации, которые будут брать кредиты. И эти субсидии мы оставили: если в прошлом году это было 62 миллиарда, то в этом году - 80 миллиардов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Таранин, пожалуйста. ТАРАНИН В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Борисовна, не секрет, что более 80 процентов земли используется сельхозпроизводителями без какой-либо регистрации прав на неё. Как вы считаете, какие меры надо принять для легализации прав на землю, а также для вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в производственный процесс? А неиспользуемых сельскохозяйственных угодий сегодня около 40 миллионов гектаров. Спасибо. СКРЫННИК Е. Б. Спасибо за вопрос. Принципиально важны два законопроекта - по совершенствованию оборота земель сельхозназначения и по совершенствованию земельно-ипотечных отношений. Первый законопроект даст нам возможность сформировать участие минимум 10 миллионов дольщиков и оформить около 110 миллионов гектар земли, а также упорядочить оборот земли, упростить порядок его оформления, а также обеспечить целевое назначение. Что касается земельно-ипотечных отношений, это даст возможность привлечения как можно большего числа кредитов нашими сельхозтоваропроизводителями. Поэтому вот эти два законопроекта, они принципиально важны для того, чтобы структурировать земельные отношения для наших сельхозтоваропроизводителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция "Справедливая Россия", депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Елена Борисовна, во-первых, хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня объявили-таки о том, когда начнётся зерновая интервенция, потому что сельхозпроизводитель в неведении уже долгое время: и уборка во многих регионах закончилась, и подошло время рассчитываться по кредитам, а люди не знают, что делать с зерном и вообще какая перспектива. И в связи с этим вот такой вопрос. По информации сельхозпроизводителей, мощности по хранению зерна - а зерновые интервенции были произведены ранее - сейчас перегружены. И как вы оцениваете, существующие сегодня в России мощности по хранению зерна способны принять тот объём зерна, который необходим для стабилизации рынка зерна? Это первое. И второе. Средства государственные, которые выделяются на зерновые интервенции, они способны, скажем так?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. Завершите вопрос. ГАРТУНГ В. К. Средств, которые выделяются, достаточно для того, чтобы выкупить объём зерна, способный повлиять на ситуацию на рынке? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна. СКРЫННИК Е. Б. Да, спасибо за вопрос. В соответствии с законом "О развитии сельского хозяйства" интервенция зерна - это механизм регулирования цены на рынке зерна, а не скупка всего того зерна, которое было произведено сверх того, что необходимо, например, региону или сельхозтоваропроизводителю, который не рассчитал, куда он будет это зерно реализовывать - под контракт или как-то по-другому, - поэтому рассчитывать на то, что будет скупаться всё то, что невозможно сейчас реализовать. Это не интервенция, это скупка зерна, например, для определённых государственных нужд. Если мы говорим об интервенции... Интервенция, ещё раз хотела бы повторить, - это механизм регулирования цены на рынке. А регулировать цену на рынке возможно за счёт средних или минимальных закупок. Это как бы и определённый импульс для цены. Этот импульс мы дали на основании тех цен, которые были в прошлом году в марте. Дальше приобретение зерна у сельхозтоваропроизводителей в соответствии с законом "О развитии сельского хозяйства" и постановлением номер 580 идёт на основании снижения цены. То есть возможно, что цена будет не такой, как объявленная, это был импульс - 5500, а всего лишь 4000 рублей в соответствии с тем предложением, которое существует. Я уже говорила о том, что в прошлом году было закуплено достаточное и более чем достаточное количество зерна. Конечно же, мощности перегружены, поэтому в этом году, ещё раз говорю, интервенция будет проводиться точечно, избирательно и именно в соответствии с законом о развитии сельского хозяйства. Средства, которые выделяются для интервенции, - они не государственные, это средства кредитные, и этот кредит обслуживается, и обслуживание этого кредита, в частности, в этом году стоит 13 с лишним процентов. Поэтому объём средств, на которые будут проведены интервенции, оценивается в этом году в 9,5 миллиарда рублей. Для этого необходимо развивать внутреннее потребление и экспорт зерна и производить, чётко понимая, что с этим будет дальше происходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления от фракций. Кашин Владимир Иванович - от фракции КПРФ, от фракции ЛДПР - Владимир Вольфович. Дайте мне знать, кто будет выступать от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и от "Справедливой России". Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, коллеги! Сегодня мы посмотрели материалы, которые представлены в национальном докладе. И здесь уже говорили, что в какой-то степени это нас устраивает, отражает те процессы, которые сегодня происходят на селе. Но цифры приводятся по сравнению с той программой, о которой мы с вами также неоднократно говорили. И когда мы её принимали, я выступал в Министерстве сельского хозяйства и говорил по поводу того, что цифры, заложенные в этой программе, не решают те проблемы, которые назрели в сельском хозяйстве. И мы с вами недавно смотрели бюджет и снова взяли и на 60 процентов сократили те копейки, которые, в общем-то, были на селе. Вот смотрите. Главное национальное богатство и основной фонд - это земля. Сегодня деградирует 85 процентов земли. Царь земли - это чернозём наш, где 80 процентов получают сегодня сельскохозяйственной продукции, так добрались и до этого царя земли. Сегодня некоторые федеральные округа имеют по 50-60 процентов площадей, которые подвергнуты водной, ветровой эрозии, которые подвергнуты засолению, заболачиванию, там не работают мелиоративные системы. И вот сами мелиоративные и технические вопросы, которые заложены в программе и осуществлены за 2008 год, так сказать, в десять раз ниже тех программ, которые осуществлялись, допустим, в 1990 году. Это первая проблема, которая сегодня не решается по той программе, которая заложена. Вторая - это социальная составляющая. Каких-то два с небольшим миллиарда на всю деревню даёт сегодня бюджет страны на капитальное строительство. Мы что, отчитываемся за эти дворцы и дачи? Это, по большому счёту, позор нашей большой страны, когда каждый год с лица земли исчезает, уничтожается тысяча деревень. И мы вроде за этим национальным докладом не видим, что ли, проблем? Или мы уже настолько оторвались от нашей русской земли и от нашей деревни, от нашего многонационального народа, который живёт в деревне, где мы имеем свои истоки и корни? Это беда, поскольку те копейки, которые выделяются сегодня, ничего не сделают для социального возрождения нашей деревни. Почему сегодня Соединённые Штаты Америки, Япония под 470 долларов на гектар дают? Европа - более 300! А мы какие-то 13-15 долларов даём на гектар. Мы ничего не делаем в этом плане. Теперь что касается диспаритета цен. По 2-3 рубля сегодня в личном подсобном хозяйстве молоко жирностью 4-5 процентов закупают. Что это за беспредел?! Да и в хозяйствах оно тоже сегодня, по существу, убыточное. А зерно? Затянули с интервенцией. Всё, что было сделано для того, чтобы при наличии зерна, в конце концов, развивалось общественное животноводство... Мы вдруг решили отправлять его за рубеж. Так что, сырьевая держава, что ли, у нас с вами? Мы производим половину молока по отношению к 1990 году, а также половину тех объёмов мяса, которые были. На 6 процентов прибавили сегодня, продолжая вырезать поголовье крупного рогатого скота, в том числе и дойного. И на 30 процентов сократилась сегодня импортная составляющая. Что это такое?! Где здесь диспропорция? Так народ просто перестал брать, видимо, это мясо, поскольку ведь от арифметики-то никуда не уйдёшь. Уважаемые друзья, я считаю, что очень многое сегодня зависит именно от депутатского корпуса. У нас впереди бюджет во втором чтении. Мы должны поднять эту планку финансирования нашего агропромышленного комплекса, нашей деревни и через социальную составляющую, и через плодородие. Сегодня снова замахнулись на элитное семеноводство и на элитное животноводство, на лес снова на 40 процентов сократили те копейки, которые были. Посмотрите, что касается производства рыбы и её переработки. Здесь сплошные проблемы. И сегодня не тишь и благодать нам нужны, а объективный, серьёзнейший разговор, как сделать так, чтобы решить главные сельские проблемы, как накормить наше население, наш народ своим собственным продовольствием, качественным продовольствием. Я хочу также сказать о сельскохозяйственной науке, об опытных хозяйствах, в том числе и о министерстве. Сегодня наши ГУПы переживают самые сложные, тревожные времена и с точки зрения их обеспечения капитальными вложениями в новые технологии, и с точки зрения спроса на то же элитное зерно, на те новые сорта, которые созданы. Здесь тоже много проблем, в том числе и в самом министерстве. И последнее, уважаемый Олег Викторович, коллеги, - это кадровый вопрос. Здесь тоже у нас много проблем появилось, в том числе и в министерстве. Елена Борисовна, вы недавно работаете министром, поэтому отношение к кадрам у вас должно быть более бережным, чем сегодня оно проявляется в министерстве (это касается сегодня молодых и опытных специалистов). Кто сегодня пищёвкой занимается в министерстве? Два-три человека, с которыми можно говорить. Кто занимается, допустим, проблемами плодоовощной продукции, с кем можно говорить предметно? Тоже два-три человека. А мы всё на менеджмент нажимаем, от этого менеджмента проблемы не решаются на селе, из-за него, как на Саяно-Шушенской ГЭС, беда будет гулять скоро на нашей земле. Я в заключение ещё раз хочу сказать. Давайте все вместе поможем нашему министру (она у нас симпатичная, желает работать) и давайте всё сделаем для того, чтобы действительно ей было с чем работать, поможем, чем можем, с точки зрения выделения бюджетных средств хотя бы на уровне 5 процентов расходной части бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я вышел сюда по двум причинам: поскольку я член аграрного комитета и впервые за шестнадцать лет именно этот комитет мы определили как главный. Ну и в целом хотелось бы, чтобы экономику страны характеризовал аграрный сектор, как бы характеристика - какая должна быть экономика России: транспорт и аграрный сектор. Должного внимания этому до сих пор не уделяется. Транспорт - потому что у нас протяжённая территория с востока на запад и это был бы постоянный источник доходов. Нет, не делаем этого, хотя планы появлялись уже с 85-го года - вот уже двадцать пять лет никаких подвижек. Аграрный сектор - опять преимущество: большое количество пахотных земель, Черноземье, и лес, и вода, а мы это преимущество не используем. Вот программу приняли... И нам говорят: не знаем, что делать с хлебом, говорят о возможных поставках за рубеж, продаже. Но это невыгодно, это как сырьё продавать - уголь, газ, нефть. Продавать нужно хлебопродукты, например макаронные изделия, потому что свежий хлеб невозможно отправить за границу, а вот макаронные изделия, всё то, что длительного хранения, можно. Для того чтобы длительно хранить хлеб, элеваторов нет. Где элеваторы? Ёмкость элеваторов на 40 миллионов тонн хлеба, в этом году собрали 85 - что будете делать? Где граждане хранят, мы не можем понять. У них что, такие вот маленькие элеваторы дома где-то стоят? Часть хлеба погибнет, часть хлеба не соберёте - это потери. Нам говорят, что на молоко везде сегодня низкая цена, но она там низкая, где огромную дотацию даёт, помощь оказывает государство. А у нас почему она должна быть низкой, если мы никакой помощи не оказываем? Нам кто мешает повысить закупочные цены? В Японии рис стоит в пять раз дороже, чем в соседних странах - в Китае, Корее, во Вьетнаме, там, где больше всего риса производится. Почему японское правительство закупает рис у своих крестьян? Потому что дорожит своими крестьянами. Если бы японское правительство закупало рис по мировым ценам, все японские крестьяне разорились бы. А кто нам мешает также позаботиться о наших русских крестьянах, а не ссылаться на мировые цены: что вот там тоже 9 рублей стоит, что у нас цены вроде бы одинаковые. Нет, так сравнивать нельзя, все сравнения должны быть сопоставимыми. И нам тут предлагают объединиться. Ну с кем вы будете объединяться? Уже в первом чтении бюджет принят, по которому на сельское хозяйство расходы сокращаются, а вы говорите: давайте объединимся. Они уже приняли. Мы-то не... Вы что, думаете, они во втором чтении что-то для вас примут? Ну что вы, это же концептуально! Вам какую-нибудь сумму бросят, чтобы скворечник в каком-то селе поставить. Ведь это же огромные деньги нужны, чтобы бросить хотя бы то, что положено, на инфраструктуру, обустройство села. То есть там нет дорог, газа, лечебных учреждений и школ, и при этом говорят: вообще ничего не будем давать, сидите, крепостные, произведёте - может быть, продадите. Смотрите, что делаем: бросаем село в 2010 году, ничем не хотим помочь и не обещаем скупить у них всё. Мы должны всё скупать у наших крестьян, в этом могла бы быть наша помощь - скупать, но не скупаем, бросаем их в рискованное занятие сельским бизнесом: произведёшь - произведёшь, продашь - продашь. Так нельзя поступать, это безответственно. Тем более, что мог бы быть именно аграрный характер российской экономики. Здесь в чём преимущество? Огромное количество товарного хлеба. Ни одна страна мира не сможет столько произвести - у них нет таких пахотных земель. Тогда мы могли бы всегда господствовать. И зерновая биржа должна быть здесь, в России, может быть, в Ростове или Краснодаре. Раз биржи нет, значит, у вас экономики нет никакой. Вы говорите, что у вас много зерна, а где оно продаётся, кто это делает? Из министерства экономики два чудака-чиновника едут и миллионы тонн продают? Нужна биржа, и пускай она установит среднюю цену на наш хлеб. Всё человечество голодает, а вы говорите некому продать. А вы к кому-нибудь обращались с тем, чтобы купили наш хлеб? Вы не обращаетесь. Огромное количество стран не произвели хлеб, и он им очень нужен. Где ваши торгпредства? Где ваши зарубежные, так сказать, коммивояжёры? Здесь плохо работает министерство, программа не выполняется, помощь сельскому хозяйству не оказываем - такая вот анархическая страна. Тут не понравилось одной женщине-депутату, что я на демократию перехожу. Ну а где аграрная партия? Что, проблем нету аграрных? Взяли и поглотили её, вклинили насильно в "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Мол, нам не нужна аграрная партия: у нас же всё-таки много крестьян, вдруг они будут голосовать только за аграриев и потеряет "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Теперь вот не можем решить наши аграрные вопросы, а они очень важны, потому что гадостью нас кормят. В Москве 70 процентов продовольствия - импортное. Это гадость, это есть нельзя. "Глобус Гурме" продаёт по ценам в пять раз большим. Это же чудовищно, всё отвратительное! Московская область, Звенигород: одна мясная лавка - одна свиная туша на весь район, представляете? А кто виноват? Почему вы не защищаете рынки для сельхозпроизводителей? Все рынки позакрывали в Московской области и открыли супермаркеты, где продаёте охлаждённое импортное мясо. Это же чудовищно! Своё парное вы не даёте возможности продать, а чужое, охлаждённое, консервированное, завезённое издалека, вы подсовываете людям на прилавках в целлофане, они ничего не могут сделать уже - 300 рублей килограмм, 200 рублей и так далее. А парное продавать мы не можем. Это же чудовищно! Люди с Кавказа открыли несколько скотобоен вдоль Московской кольцевой дороги: пусть москвичи кушают парную баранину. Нет, мешают им! Москвичи и жители других городов уже забыли, что такое парное мясо. В мусульманском мире никто и представить себе не может, чтобы достать мясо из холодильника. Овцу там, барана забивают в 5 утра, в 8 утра уже всё, туша висит. Всё раскупили, и все её скушали. А рыба? Самая морская страна. Ну откройте крытые рыбные рынки и привезите рыбу с Дальнего Востока, из Азова, из Мурманска, Астрахани. Свежую! Но где всё это? На рынке - втридорога, а чтобы в массовом порядке - этого нет. И куда рыба идёт? За рубеж. И кто ею занимается? Начальников меняем, наверное, уже десятый министр сельского хозяйства - всё так же плохо идут дела. Госкомрыболовство - десятый руководитель, уже фамилию его не знаем, раньше знали их фамилии, сейчас уже не знаем. Меняют как перчатки, и толку никакого нету, понимаете? Меняют начальников, чиновников, подчинение, статус - рыбы нет, мяса нет. Сельское хозяйство живёт только, так сказать, за счёт своего героизма. Это герои у нас! Сколько их мучили, представляете, - и до сих пор в России есть ещё сельское хозяйство! Конечно, эта программа слабенькая. Много лет здесь мы не можем принять необходимых мер по поддержке, аграрный комитет работает плохо, то есть не защищаем нашего товаропроизводителя по всем позициям. Во всём мире помощь ежегодная, в пять, в десять, в двадцать раз больше все дают. Кроме нас - мы полностью оставили их без поддержки. И это просто чудовищно, это преступление! Наши сельхозпроизводители брошенные, такие сироты. Там, в Брюсселе, они выходят и молоко выливают на площади прямо перед Европарламентом, а наши крестьяне доехать не могут, чтобы продать, не то что акцию протеста провести! Это снова о демократии. Там протестуют, потому что слишком низкие цены на сельхозпродукцию, - наши не могут протестовать. Вот вы об этом подумайте! До чего забит русский крестьянин: он протестовать не может, не хочет, он пьёт, он вешается, режет скот свой, вырубает свои деревья - и в запустение приходят сотни деревень. А нам показывают, как сделал один кореец: сотню таджиков привёл - и самая длинная грядка, 18 километров. Представляете, как можно обогатиться всем нам! Вот один кореец с таджикскими рабочими сумел сделать на русской, московской земле самую длинную в мире грядку, 18 километров, - и Ростов покупает свежие овощи и фрукты. Всё... Кто мешает? Министры, чиновники и вы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Как раз дело дошло до "ЕДИНОЙ РОССИИ". Геннадий Васильевич Кулик. Но только у меня просьба, может быть, вы попробуете не за десять минут, как Владимир Вольфович, выразить свои мудрые мысли, а так минут бы за пять, что ли? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Двенадцать минут будем?.. Но у вас нет по Регламенту права на двенадцать, у вас есть только на десять. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, конечно, отчитываться о выполнении программы министру в этом году довольно трудно. Во-первых, 2008 год был исключительным годом и неплохие были в целом показатели по селу, особенно в зерновом производстве. Если бы мы сработали на уровне, скажем, средних сборов, то этот год по темпам роста не уступал бы предыдущим годам, а так у нас около 1-1,5 процента. Но в тех отраслях, которые уже набрали силу, - прежде всего птицеводство, свиноводство, и начинает немножко восстанавливаться поголовье овец в России - здесь темпы опережают и те, которые указаны в программе, и те, которые, ну, можно считать оптимальными: порядка 6-7 процентов прирост - это очень неплохо. Что мне хотелось бы сказать? Я считаю, что правильно поступил министр новый, когда поддержал и настойчиво реализует все те направления, которые мы с вами вместе с министерством выработали по развитию агропромышленного комплекса России. Да, хотелось бы, чтобы мы быстрее двигались, бесспорно, никто из нас не отказался бы даже от лишней копейки, не говоря уже о миллиарде, если бы направили их на сельское хозяйство, но считаю абсолютно правильным такой поворот в политике, объективно необходимый поворот: слишком много вложено уже! Чтобы вы себе представили: сегодня выдано кредитов на 1 триллион 120 миллиардов рублей. Естественно, у всех у вас завтра возникнет вопрос: как они работают, насколько эффективно всё это? И в этом смысле попытка министерства сегодня иметь информацию не вообще по региону, а по точке, которая получила поддержку государства: как она работает, как она использует эти средства, - я считаю, это абсолютно правильно. Елена Борисовна, мы начинаем разрабатывать балансы, и слава богу, что вы настояли, чтобы каждый регион разрабатывал такие балансы. Чтобы было стыдно, например, Саратовской области, что она себя молоком не обеспечивает: если вы посмотрите баланс ввоза и вывоза продукции, то ввозят этой продукции больше, чем вывозят. Это очень отрезвляющие документы и очень ответственные документы. Я очень хотел бы, чтобы это новое направление в вашей деятельности отшлифовывалось, и скажу, что это будет серьёзный инструмент. Уважаемые коллеги и уважаемый министр, я хочу сказать, думаю, что через год-полтора мы будем здесь бурно обсуждать вопросы квотирования производства отдельных видов продукции, и прежде всего продукции птицеводства. И здесь надо очень внимательно отнестись к размещению этих предприятий, отдавать предпочтение тем районам, где есть зерно для выращивания этой продукции, чтобы она была дешевле и могла быть конкурентоспособной на мировом рынке. Ещё наша головная боль, и наша, и министерства, - это, конечно, вопросы, связанные с реализацией зерна, которое будет у нас (я верил и верю в то, что мы устойчиво на 100 миллионов тонн можем выйти по производству зерна, и это мы уже сделали), связанные с отгрузкой продукции за рубеж. Сегодня, по существу, один порт Новороссийск может отгружать порядка 15-16 миллионов тонн хлеба, но, учитывая, что он частный... Вот я разговаривал с железной дорогой: полторы тысячи вагонов стоит с зерном не отгружается, идёт буквально битва за цену. Просят за погрузку 4-5 долларов. Если заплатить такую цену за погрузку в трюм, то тогда нет смысла везти зерно на реализацию, его тогда утопить дешевле будет в этом порту. Значит, задача встала совершенно новая и для страны, и для министерства - расширить наши возможности по экспорту сыпучих, прежде всего зерна, использовать другие порты. И ещё раз повторяю, к сожалению, мы этим не занимались все эти годы, это ваша серьёзная головная боль, Елена Борисовна, я понимаю, и вместе с депутатским корпусом эту тему, я считаю, нужно обязательно поднять и рассматривать. Что касается социальной части. Бесспорно, мы все считаем, что направление выбрано правильное, объёмы проведения этих работ, конечно, нуждаются в серьёзном увеличении. В связи с этим, Олег Викторович, я обращаюсь к вам, нарушая, может быть, дисциплину партийную. Я считаю, что ко второму чтению мы должны внимательно поработать, учитывая, что мы приняли отчёт о выполнении первой пятилетней государственной программы по развитию агропромышленного комплекса, с тем чтобы самые-самые узкие места (а вы знаете эти направления - это и племенное дело, это льноводство, это и семеноводство, и то, о чём мы говорили, - хранение зерна) мы внимательно посмотрели и нашли возможность из перераспределяемых доходов или дополнительных доходов, которые обязательно будут в 2010 году, так же помогать сельскому хозяйству, как в этом году. В этом году, друзья, мы получили 85 миллиардов из дополнительных доходов к тому объёму, который был предусмотрен в плане. Рассчитываем, что такой подход будет и Думой поддержан, и правительством, на мой взгляд, он будет воспринят абсолютно правильно. Я считаю, что курс, который мы апробировали, показал свою жизненность, мы будем идти этим курсом. Что касается, ещё раз повторяю, темпов и объёмов, то здесь любая критика такого плана, что они малы и должны быть значительно больше, правильная, но мы соизмеряем это с возможностями, которые реально складываются, и сравниваем с развитием и других отраслей народного хозяйства. Я желаю вам успехов в работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Геннадий Васильевич. Я просто для справки хочу сказать, что в понедельник мы такое совещание с участием представителей Минсельхоза проведём. Ну, не только Минсельхоза, но и других ведомств в связи с процедурой подготовки второго чтения бюджета. Депутат Гартунг. Пока он идёт на трибуну, по ведению - Осадчий. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Для протокола: по 5-му вопросу повестки дня, по проекту № 242113-5, Шаккум голосовал за, и по 7-му вопросу, об обороне, Гаджиев, Исаев, Киекбаев, Носкова, Нюдюрбегов, Рыков, Скоробогатько, Фахритдинов и Южилин голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемая Елена Борисовна, уважаемые коллеги! Я постараюсь быть кратким и говорить по существу. Сегодня мы обсуждаем очень важный вопрос - государственную программу по развитию сельского хозяйства. И это как раз тот самый случай, когда мне хотелось бы поддержать только что выступившего здесь Геннадия Васильевича Кулика и согласиться с ним в том, что мы недостаточно денег выделяем на развитие сельского хозяйства. Я остановлюсь на основных принципах, которые мне хотелось бы поддержать, и хочу попросить Елену Борисовну быть более настойчивой в их реализации. Ну, прежде всего, отвечая на мой вопрос, вы сегодня озвучили, какой размер интервенций будет. Наверное, для всех очевидно, что деньги, которые выделяются в этом году на зерновую интервенцию, проблему с ценами на зерно не решат, и если мы будем принимать меры исходя из того, что вот у нас столько денег есть, не видя, какой это даст результат, то это будут выброшенные деньги. Если цены всё-таки в результате интервенции всё равно упадут, то какой смысл её проводить? Всё равно крестьяне останутся без денег, они всё равно ничего не заработают, и у нас всё равно будут разоряться крестьянские хозяйства. Поэтому, мне кажется, здесь нужен... Ну, вот есть прогноз урожая зерна, известно, сколько мы соберём. Как вы сказали, паспорт регионов вы составляете, у вас информация о потребности есть, то есть избыток зерна можно посчитать. Значит, нужно посчитать, сколько требуется денег для того, чтобы изъять этот избыток и перенаправить на те рынки, где можно его реализовать. Именно сюда и нужно направлять деньги. Вторая проблема - это наличие мощностей по хранению зерна. Сегодня, по информации, поступающей с мест, все мощности по хранению зерна забиты, то есть если у вас будут деньги и вы сейчас даже начнёте покупать, вам негде будет его хранить. Рынок мировой сегодня не готов принять по оптимальной цене наше зерно - правильно? - значит, придётся в убыток тогда торговать. Что с этим делать? Скажем так, ответа вы не дали, но исходя из цифр можно без калькулятора посчитать, что на самом деле мы встанем через месяц перед большой проблемой: вроде бы и деньги есть, но хранить негде и помочь сельскому хозяйству мы не можем. Это проблема сегодня. На мой взгляд, государство должно немножко перенести акцент своей деятельности в управлении сельским хозяйством. Конечно, правильно вы делаете, что составляете паспорт регионов, но вы за региональных чиновников считаете, кому сколько нужно, - вообще-то, это их работа. Мне кажется, государственная задача - это прежде всего создание инфраструктуры для сельского хозяйства, о чём сказал сегодня Геннадий Васильевич. Вот даже если у нас есть где хранить, есть деньги купить, а отгрузить не можем - порты у нас, инфраструктура не позволяют этого в должном объёме сделать. Ну, так случилось. Скажем так, даже если мы идеальные карты регионов составим, у нас две трети земель находятся в зоне рискованного земледелия, и прогнозировать заранее точно, какой будет урожай, трудно, поэтому мы должны иметь больше возможностей для маневрирования. И мне кажется, основные усилия государства должны быть направлены на это. Особенно это актуально в наше сегодняшнее кризисное время. Посмотрите, наша страна и так очень сильно зависит от цен на сырьё, и в нынешних условиях сельское хозяйство могло бы быть тем локомотивом, который бы вытащил сначала непосредственно сельхозпроизводителей, потом производителей сельхозтехники, транспорт, автопром и так далее. То есть фактически такой мультипликативный эффект мы бы могли получить, и это палочка-выручалочка для России сегодня. И мне кажется, - я сейчас уже обращаюсь к вам не как к министру сельского хозяйства, а как к представителю правительства - на самом деле приоритеты в нашем бюджете, который принят был в первом чтении, нужно ко второму чтению поправить. Да, вы не приняли наш альтернативный бюджет, где акценты расставлены по-другому, но даже в рамках того бюджета, который был принят в первом чтении, можно перераспределить средства, расставить приоритеты. В конце концов, хватит банкам помогать, давайте направим хотя бы часть тех денег... 250 миллиардов - вы только задумайтесь! Если хотя бы даже какую-то часть там, пятую часть вы получите дополнительно, сколько вы сможете сделать для села! Согласитесь, это уже относится к вам как к представителю правительства. Поэтому я предлагаю всё-таки действительно пересмотреть нашу концепцию отношения к селу и начать более внимательно помогать ему, более... Как мне кажется, было бы правильнее перейти на субсидирование непосредственно продуктов сельхозпроизводства: зерна, мяса, яиц и так далее, то есть конкретных продуктов. Неважно, кто является производителем, опять же, подчёркиваю, российский производитель... размер субсидий должен зависеть непосредственно от результатов труда, а какие уже, скажем так, возможности там лоббистские - это уже отойдёт на второй план. То есть вы сформируете потребность на рынке, поддержите спрос, субсидируя. И второе направление, куда должны пойти деньги, - это создание инфраструктуры: это мощности для хранения, мощности для производства, поддержка мощностей для производства сельхозтехники. Кстати, надо отдать должное, если взять в целом падение машиностроения, автопрома, то сельхозмашиностроение упало меньше, чем другие отрасли, именно за счёт того, что сельское хозяйство как потребитель этой техники более устойчиво сейчас. Мы могли бы дать больше денег именно в этом направлении. Вот, собственно говоря, как и обещал, я был краток. Всё, что хотел сказать, сказал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тем не менее почти семь минут. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели данный вопрос. Я обращаюсь к докладчику: у вас есть возможность отреагировать в рамках заключительного слова. Пожалуйста, Елена Борисовна. СКРЫННИК Е. Б. Спасибо большое, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна считает, что в этом необходимости нет. Тогда я ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 24 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принимается.