Заседание № 112
23.09.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 255727-5 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1985 по 2609 из 6575
Переходим к проектам постановлений. Проект постановления Государственной Думы о заявлении Государственной Думы "По поводу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Докладывает член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вопрос имеет достаточно давнюю историю. Позвольте мне вкратце напомнить её. 5 мая 2006 года Российская Федерация подписала Протокол № 14 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот документ был открыт для подписания странам - членам Совета Европы в 2004 году. Он предусматривает реформу Европейского Суда по правам человека. Протокол устанавливает новые процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, в частности порядок принятия решения о приемлемости либо неприемлемости жалоб, и этот порядок достаточно ужесточается. Также вносится ряд изменений по уточнению процедуры контроля за исполнением судебных решений. Реформа Европейского Суда по правам человека будет произведена после того, как все участники - члены Совета Европы ратифицируют этот документ. К настоящему моменту Российская Федерация протокол подписала, но не ратифицировала, - 20 декабря 2006 года, при рассмотрении вопроса о ратификации протокола здесь, в Государственной Думе, данный вопрос не набрал нужного количества голосов. И таким образом, в соответствии с положением части третьей статьи 196 Регламента Государственной Думы законопроект о ратификации Протокола № 14 к европейской конвенции считается возвращённым в профильный комитет. На протяжении почти трёх лет с момента нератификации Протокола № 14 наша страна неоднократно подвергалась критике, зачастую необоснованной, со стороны европейских государств - членов Совета Европы. Проводились многочисленные переговоры, обсуждения данного вопроса. Достаточно сказать, что самые недавние обсуждения и переговоры - делегация приезжала к нам в Государственную Думу - были этим летом. Самое недавнее обращение к теме ратификации Протокола № 14, как вы помните, состоялось буквально на днях, 17 сентября, - Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в интервью швейцарским средствам массовой информации отметил (я цитирую): "Что касается так называемого Протокола № 14, это не вопрос президентской власти, это вопрос к парламенту. Парламент его отклонил, потому что посчитал, что там есть определённые моменты, нарушающие интересы нашей страны, но это не значит, что процесс приостановлен. Мы разблокировали работу над этой темой, сейчас наши коллеги работают над этим протоколом". Таким образом, для того чтобы официально обозначить проблемные вопросы, которые касаются непосредственного содержания Протокола № 14, по которым у Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации есть сомнения, мы считаем необходимым принять данное заявление. Уважаемые коллеги, в предлагаемом вашему вниманию заявлении содержатся следующие основные положения. Первое. Мы считаем важным дальнейшее совершенствование деятельности Европейского Суда по правам человека, который перегружен жалобами из всех стран - членов Совета Европы. Рассмотрение тех жалоб, которые поступают туда сейчас, может растянуться на многие годы, если не на десятилетия. И мы готовы вернуться к вопросу о ратификации Протокола № 14 при понимании, что остающиеся у нас вопросы встретят адекватную реакцию со стороны европейских партнёров. Мы исходим из того, что ратифицируемые Российской Федерацией международные договоры не должны ущемлять наши национальные интересы и приводить к необоснованному ограничению прав лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, или вмешательству в функционирование органов государственной власти или местного самоуправления. В связи с этим мы относим к числу проблемных, или тех, которые вызывают вопросы, следующие статьи Протокола № 14. Во-первых, статья 8, согласно которой комитет из трёх судей Европейского Суда по правам человека наделяется правом выносить постановление без обязательного включения в состав комитета судьи от государства-ответчика. Совершенно очевидно, что без участия судьи от государства, которому предъявлена жалоба, без учёта всех особенностей национальных судебных систем разрешить дело справедливо и обоснованно будет крайне затруднительно. Также обеспокоенность вызывают положения статьи 14 Протокола № 14, которая наделяет Европейский Суд правом осуществлять расследование до решения вопросов о приемлемости жалобы. Каковы рамки этого расследования, в Протоколе № 14 не уточняется, поэтому есть определённые сомнения, не приведёт ли это к вмешательству в деятельность органов предварительного следствия в каждой стране, которая подписала и ратифицировала данный Протокол № 14. Вызывают вопросы положения статей 10 и 16 Протокола № 14, которые предполагают, что Европейский Суд в определённых случаях получит возможность посредством разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета Европы решать, каким образом тому или иному государству исполнять то или иное решение, то есть устанавливать какой-то порядок и тем самым воздействовать на решения, которые были приняты национальными судебными системами. По нашему мнению, все постановления Европейского Суда, конечно же, должны исполняться единообразно во всех государствах - членах Совета Европы. И третий момент. При решении вопроса о ратификации Протокола № 14 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Государственной Думой, конечно же, будут учтены разъяснения органов исполнительной власти Российской Федерации, которые точно так же, как и мы, ведут диалог с нашими европейскими партнёрами. А также будут учтены разъяснения и комментарии структур Совета Европы о том, как положения этого международного договора - а Протокол № 14 является международным договором - будут имплементированы, то есть, говоря по-русски, фактически реализованы на внутригосударственном уровне на практике в свете изложенных депутатами Государственной Думы, то есть нами, сомнений. Мы уверены, что наша позиция будет с пониманием воспринята государствами - участниками конвенции и соответствующими структурами Совета Европы и что взаимоприемлемые решения будут найдены в ходе консультаций и переговоров. Мы готовы сделать шаг навстречу Совету Европы. На основании всего изложенного прошу вас принять данное заявление Государственной Думы. Спасибо вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Есть ли вопросы к докладчику? Так, вижу, Федоткин, Селезнёв, Решульский. Три вопроса, да? Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот вы заметили: каждое наше заседание, буквально каждое, начинается с заявлений и протокольных поручений, наверное, в половине которых звучит тема нарушения прав человека в нашей стране. И, к сожалению, эта тема звучит всё громче, всё объёмнее, потому что нарушений больше. Вы посетовали, что нас критикуют страны Европы за то, что мы не ратифицируем данный Протокол № 14, но, наверное, критика имеет основания, они приводят какие-то примеры из России, почему они нас критикуют-то. В связи с этим вопрос. Вы сказали, что готовы сделать шаг навстречу Европе. А какой конкретный шаг предлагаете вы сделать навстречу нашим людям, российскому народу, чтобы нарушений прав было меньше, кроме этого заявления? Спасибо. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, несмотря на то что вопрос, в общем-то, не относится к теме данного заявления, тем не менее я хочу вам сказать, что в отношении защиты прав и основных свобод граждан Российской Федерации мы практически на каждом заседании принимаем те или иные законодательные акты. Это касается и укрепления независимости нашей судебной системы, и дополнительных гарантий для граждан по защите их прав. В частности, буквально предыдущий вопрос, пункт 6, который мы рассматривали до пункта 7, точно так же касался защиты и дополнительных гарантий для наших граждан, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому если говорить всеобъемлюще о том, какая работа ведётся у нас, то вы об этом прекрасно знаете. Что же касается критики со стороны европейских государств, то критика касалась того, что, по большому счёту, мы дали возможность всей Европе ещё раз задуматься о том, что Протокол № 14, конечно же, не являясь панацеей, подлежит, возможно, некой корректировке, потому что те жалобы, которые там находятся на рассмотрении, должны быть рассмотрены. Кроме того, в Европейском Суде есть большое количество жалоб, которые потенциально могут быть признаны неприемлемыми. А вы знаете, что в соответствии с конвенцией Европейский Суд никоим образом не должен подменять собой национальные судебные системы и Европейский Суд не имеет права отменять те или иные решения национальных судов. Вот, наверное, всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, меня несколько смущает, что через пять дней начинается сессия ПАСЕ, на которой определённая часть делегаций собирается лишать Россию права голоса, и мы вдруг в такой спешке начинаем принимать это постановление. Ведь из сорока семи стран ратифицировали все, за исключением России. Я считаю, что мы правильно сделали. Я могу напомнить всем, как проходило три года назад здесь обсуждение, у меня есть стенограмма. Мне вот только непонятно, зачем такая спешка? Мы что, действительно думаем, что, приняв такое постановление, мы на этой очередной сессии ПАСЕ получим какие-то дивиденды, будем выглядеть такими мягкими, сговорчивыми и пушистыми и они не будут рассматривать вопрос? Хотя эти вопросы не связаны, там речь идёт о Южной Осетии и Абхазии и мы три дня назад дали поручение нашей делегации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович, отвечайте. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. Действительно, Сергей Николаевич, как вы совершенно верно отметили, вопрос о пересмотре полномочий российской делегации в ПАСЕ, который будет рассматриваться на ближайшей сессии, и рассмотрение сегодняшнего заявления - абсолютно невзаимосвязанные вопросы, и, предлагая принять сегодняшнее заявление, мы абсолютно не связываем это с текущей повесткой сессии ПАСЕ, которая будет на следующей неделе. То, что переговорный процесс определённым образом активизирован, это абсолютно точно. И только в связи с этим мы предлагаем выразить официальную позицию Государственной Думы по трём вопросам, о которых я уже сказал и которые указаны в заявлении, относительно тех сомнений, которые есть у нас. Наше заявление будет официальным документом, который можно будет предъявлять в качестве официальной реакции на критику в наш адрес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Мне кажется, что это опять какое-то такое шапкозакидательство, потому что ваш комитет выступает инициатором. Комитет должен работать над тем, чтобы национальный суд так эффективно работал по законодательству, которое вырабатывает ваш комитет совместно с парламентом, естественно, чтобы в Европейский Суд меньше обращалось народа. И в связи с этим у меня вопрос: а не считаете ли вы, что ратификация конвенции такого рода - это прерогатива других комитетов - Комитета по международным делам и Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валерий Сергеевич, во-первых, компетенция комитета определяется не только Регламентом, но и решением Совета Государственной Думы. В соответствии с решением Совета данный вопрос был передан на рассмотрение Комитету по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Поэтому там, наверное, и надо было задавать этот вопрос. Во-вторых, следует отметить, что суды работают по законодательству, которое разрабатывается, проходит не только через наш комитет, но и через все комитеты Государственной Думы. Поэтому все комитеты в равной степени должны способствовать тому, чтобы правоприменительная практика была более чёткой и чтобы законы, в соответствии с которыми работают судьи, были однозначными для понимания, толкования и применения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает на вопросе депутат Коломейцев. Говорит, что забыл поднять руку. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Частично вопрос прозвучал, но я хотел бы уточнить: почему тон извинительный? За наши же деньги мы приносим извинения, в общем-то, в таком иносказательном плане. И в ПАСЕ в этой... я считаю, что нам надо 25 миллионов евро, которые мы платим, направить на социальные нужды, и пользы будет больше, и обращений в суд будет меньше. Не в таком извинительном тоне писать. Я согласен с коллегой Селезнёвым в том, что это заявление нельзя принимать без международного комитета. Вы-то как комитет предложили проект заявления, но вдруг вы сейчас нанесёте ущерб нашей делегации, которая поедет на сессию ПАСЕ, не учтя каких-то нюансов, которые есть в договорённостях фракционных по ПАСЕ и так далее? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, всё согласовано с международным комитетом, в том числе и при рассмотрении данного вопроса на Совете Государственной Думы мнение Комитета по международным делам, вне всякого сомнения, учитывалось, и сам текст, безусловно, рассматривался депутатами - членами Комитета по международным делам. Это во-первых. Во-вторых, хочу отметить, что тон не извинительный, там нигде вы не найдёте того, что Россия признаёт свою вину, свою ошибку, этого в тексте заявления нет абсолютно, и вы можете в этом убедиться, внимательно его прочитав. Напротив, мы чётко обозначаем свою позицию по тем пунктам Протокола № 14 к европейской конвенции, в отношении которых у нас есть определённые сомнения, на которые мы хотели бы обратить внимание наших европейских коллег. Вот в этом суть заявления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Присаживайтесь. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Вот я вижу пять рук, это значит - пятью десять - пятьдесят минут. Поэтому давайте определимся: или ограничим время, или, может быть, примем решение, что по одному выступлению от фракции - до пяти минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, другое предложение у Жириновского: согласно Регламенту. Тогда пять выступлений по десять минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко предлагает поставить на голосование предложение. Включите микрофон депутату Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, поступило два предложения: ваше предложение - по пять минут и по одному от фракции - и предложение депутата Жириновского - по Регламенту. Прошу поставить на голосование ваше предложение: по пять минут, по одному от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение: по одному выступлению от фракции в течение пяти минут. Включите режим голосования. Там дальше у нас ещё одно очень серьёзное постановление, о котором будет докладывать депутат Жириновский. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы можем по следующему постановлению дать всем желающим возможность выступить до десяти минут. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 24 сек.) Проголосовало за 335 чел.98,2% Проголосовало против 6 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято От фракции КПРФ - депутат Романов Валентин Степанович. Пожалуйста. С места. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Я не буду занимать десять минут, как тут вначале звучало. У этой проблемы, представляется, есть две грани: грань внутреннего взгляда и внешнего. С внутренней точки зрения, что мы имеем? Недавно Президент России в своей статье, которая бурно обсуждается в печати и в обществе, признал множество серьёзнейших проблем, которые не решены в России. Мы, представители Компартии, ставим на первое место попрание принципов социальной справедливости, гигантский разрыв доходов. И последний анализ говорит о том, что доходы богатой части населения России растут быстрее, чем растёт валовый внутренний продукт. Это говорит о том, что усиливается эксплуатация наёмного труда. Это говорит об очень опасной трещине в жизни общества. Отсюда рождается масса обращений граждан в связи с их униженным положением, нищей зарплатой, нищей пенсией и так далее. В этой же статье резонно говорится об опасном развитии преступности и коррупции в России, все мы это знаем и ощущаем. От коррупции страдают сегодня миллионы и миллионы людей. По опросам, 42 процента москвичей признаются, что они давали взятки. И такого рода примеров множество. Поэтому не случайно, что, не находя ответов внутри России, те или иные граждане обращаются за рубеж. Но есть и внешняя сторона этой проблемы, что прямо относится к предлагаемому проекту. Если проанализировать то, что происходит в мире в последние десятилетия, то мы увидим, что Запад интенсивно способствовал уничтожению Советского Союза, советской системы, Запад навязывал нам модели так называемого экономического развития по рецептуре МВФ. Мы наглотались досыта всего. Промышленное производство за эти годы разрушилось, сократилось вдвое, деревня - на треть и так далее. Недавно вышла книга - я привлекаю внимание всех коллег - канадской публицистки Наоми Кляйн "Доктрина шока". Великолепный, мужественный анализ происходящего в мире за последние сорок - пятьдесят лет. Она камня на камне не оставляет от доктрины борьбы за права человека. Она открыто показывает, как Соединённые Штаты и их союзники силой, мощью своей информационной, прямым насильственным ударом по массе людей, по массе народов добиваются своей цели, используя в том числе и так называемую доктрину борьбы за права человека. С этой точки зрения Россия, слава богу, не стоит на месте. За последние годы мы сильно продвинулись хотя бы в психологическом понимании того, что дальше пятиться некуда. Я полагаю, что интонация документа, который готовится в Государственной Думе, должна быть гораздо более твёрдой. Да, мы в тяжелейшем положении, да, с кризисом мы будем хлебать горькие щи ещё три года, но при всём этом Россия знает своё место в истории и в мире. И поэтому наши интонации должны быть более определёнными, более чёткими. С этой точки зрения документ явно недоработан, хотя докладчик утверждал противоположное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский, от фракции ЛДПР. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы не должны принимать данное заявление, как и ратифицировать Протокол № 14, поскольку вся судебная система Запада страдает недостатком - она в подавляющем числе случаев имеет антироссийский настрой, как Европейский Суд в Страсбурге, так и национальные суды. Посмотрите, в Турции в тюрьмах находится огромное количество наших граждан, а Турция - член Совета Европы, член НАТО. И что она делает? По любому поводу задерживает наших граждан. Надо прекратить туристические контакты с этой страной. Мы уже предлагали это сделать и в отношении Египта. То же самое - суд Таиланда: уже полтора года наш гражданин находится в застенках, в кандалах там сидит по ложным обвинениям и не может покинуть эту страну. Постоянно... И в том же Европейском Суде все решения принимаются в отношении тех лиц, которые якобы пострадали. Но если разобраться, то это какая-то связь с террористами может быть. Почему Европейский Суд не реагирует положительно на заявления наших граждан в странах Прибалтики, никогда не встаёт на их защиту, хотя все ратифицировали конвенцию о правах нацменьшинств, конвенцию об использовании языков в каждой стране? Европейский Суд молчит. Парламентская ассамблея Совета Европы. Мы должны покритиковать работу нашей делегации там, она слабо работает. Мы там уже более десяти лет. Надо, я считаю, сменить состав нашей делегации, более жёстких специалистов - международников, юристов - туда направить. Мы могли бы там иметь давно уже свою депутатскую группу, Устав Совета Европы это разрешает. Мы об этом просили нашу высшую власть. Вроде бы давали указания такие, но Косачёв и Маркелов личные интересы там блюдут, они всё надеются получить там какие-нибудь посты, пост председателя Парламентской ассамблеи. Ну, получили вы? Стоит в очереди Маркелов, а голосуют-то за другого, представитель другой страны становится председателем Парламентской ассамблеи. Надо соблюдать нам интересы России, а не личные интересы. Поэтому делегацию заменить, данный Протокол № 14 не ратифицировать, никаких заявлений в таком ключе, как сегодня, не делать, потому что лондонский суд ни разу не вынес решение об экстрадиции преступников. Мы им даём все материалы, мы объявили... То есть плюёт на Россию, у него как бы наплевательское отношение: мол, вы тут свои можете выносить решения, постановления, присылать запросы, а мы считаем, что человек хороший. Да раз человек бежит в другую страну, он уже плохой. Что он бежит туда, если он здесь чист, хорош? Проблем не будет! То есть Лондон прикрывает всех жуликов, всех авантюристов, всех мошенников, всех террористов со всей планеты - вот где очаг зла для всех нас! И конечно, это влияет на Европейский Суд. Нам не нужно торопиться, потому что все иски, которые удовлетворил Европейский Суд, не имеют большого морального значения, они ни разу не удовлетворили иски в защиту русского населения или русского языка. Они никогда не ставили вопрос об ответственности новых фашистских организаций, которые свободно действуют в Прибалтике и на Украине. А к нам какие-то вот такие вопросы, почему мы не ратифицируем. Не будем! А что, вы не можете ратифицировать ваш Лиссабонский протокол, конституцию не можете принять? Почему претензий нет? Конституцию не хотят принимать европейские страны, а к России якобы претензия: почему не хотите ратифицировать этот протокол, чтобы конвенция вступила в силу? Непонятно совершенно! В самой Европе не могут между собой договориться по основному закону для всей Европы - а тут, понимаете, упрёки! Россия большая страна, и наши граждане могут куда угодно обращаться, но нас не устраивает антироссийская направленность всех судебных инстанций Европы, абсолютно всех. Они задерживали наших граждан, они их арестовывали, выносили неправосудные решения, они не рассматривают жалобы, когда жалуются на нарушение прав русского населения. Всё это как бы мимо них проходит. Их задача - получать от нас деньги. Поэтому если на заседании Парламентской ассамблеи в конце сентября будут опять антироссийские выпады в плане, допустим, непризнания полномочий, то делегация должна не просто покинуть зал заседаний, но и сделать заявление о приостановлении членства России на 2010 год и не платить очередной взнос за 2010 год. Вы увидите, как они будут умолять нас вернуться в зал заседаний, и никогда уже больше не поставят вопрос о полномочиях. То есть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Справедливая Россия" - Беляков. А от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступит Вяткин в режиме заключительного слова. Пожалуйста, Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Вы знаете, я, говоря о серьёзном, немножечко попробую разрядить атмосферу и приведу короткий забавный, но поучительный рассказ, который я вчера услышал от одного известного телевизионного продюсера. Значит, они снимают документальный фильм по поводу известного "ждановского дела". Если помните, в 80-х годах на станции метро "Ждановская" был убит офицер КГБ. И когда стали разбираться, оказалось, что его убили и ограбили два милиционера. И дальше на всех уровнях это дело заминалось, дело-то неприятное. Комичность в том, что была необходимость в рамках съёмок устроить историческую реконструкцию. И вот поздно вечером на станцию метро "Ждановская" приехала съёмочная группа, поставили вдали камеру, и два переодетых в милицейскую форму актёра начинали лупасить исполняющего роль сотрудника КГБ, одетого в гражданское. Они два часа не могли снять этот эпизод, потому что каждые пять минут подбегали граждане и начинали заступаться, говорили: "Что же вы делаете, сволочи?! Отпустите его!" Два часа не могли снять короткий дубль! И когда приехали актёры к продюсеру, они сказали: вы извините, но мы под это не подписывались, потому что мы актёры, а нам на самом деле три раза засветили в глаз. Вот шутки шутками, а это определённая иллюстрация сегодняшнего отношения граждан к власти. Посмотрите: значит, если милиционеры задерживают кого-то и ломают ему руки, нормальная реакция гражданина - прибежать, вмешаться и заступиться. Обычное отношение к судьям, к сожалению, по социологическим опросам... там разве что прайс-листы не висят на дверях. Обычное отношение к нам, депутатам, к сожалению, тоже бывает не самое лучшее. Я вот только сейчас входил в Думу, и два прохожих говорят: вот здесь вот слуги народные сидят. Мне не послышалось доверие в голосе, абсолютно не послышалось. Поверьте, точно такое же отношение и к министрам некоторым - их считают не иначе как коррупционерами, - к мэрам и так далее. Есть определённый кризис уважения к государственной власти, это надо признать. Это приводит к тому, что появляется вал обращений в суды за рубежом. Можно разбираться в причинах, искать вину в себе, в других, но надо признать, что это так. Действительно, есть вал обращений в том числе и в Европейский Суд. И вот на этом фоне... Кстати, я не исключаю, что этот негатив к власти ещё и искусственно подогревается из-за рубежа. Вспомните вот эти постоянные рейтинги коррупции, которую в нашей стране кто-то меряет, абсолютно субъективные, когда мы то на сто девятнадцатом месте, то на сто двадцать первом. Искусственно создаётся ситуация недоверия к власти, в том числе недоверия к нам, депутатам. И когда в этих условиях, с одной стороны, создаётся недоверие, с другой стороны, создаются юридические механизмы, такие как предусмотрены в Протоколе № 14, когда в результате ещё и можно, используя некую публичную составляющую, некий эмоциональный порыв, вмешиваться во внутренние дела государства, это, конечно, не очень хорошо. Поэтому заявление комитета нужно поддержать, а с ситуацией в стране, к сожалению, надо разбираться, потому что она не очень приятная, это правда. И обращения за рубеж - это не самая лучшая иллюстрация уважения к власти, уважения к судам и уважения к государству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас осталось три минуты до перерыва. Я вношу предложение работать до завершения рассмотрения вопроса, поскольку у нас есть ещё одно выступление и нужно проголосовать. Нет возражений? Есть. То есть будем прерываться? Ставлю на голосование предложение Морозова работать до завершения рассмотрения данного вопроса. У нас остались заключительное слово докладчика и голосование. В принципе мы можем успеть, можем и не успеть. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 40 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Работаем до завершения рассмотрения данного вопроса. Депутат Вяткин - заключительное слово как докладчика, и одновременно он выражает позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, вызывает сожаление то, что некоторые наши коллеги из других фракций попытались использовать обсуждение данного вопроса для того, чтобы сделать определённые политические заявления. Ну, в общем, это вполне понятная и объяснимая ситуация. В то же время совершенно очевидно, что вопрос о сегодняшнем заявлении, как и в целом вопрос о ратификации Протокола № 14 к европейской конвенции, - это вопрос продолжения поиска консенсуса, или, по-русски говоря, взаимопонимания, взаимосогласия, которое может быть достигнуто не путём каких-то резких заявлений или ультиматумов, а только в результате переговоров, о чём и говорится в данном заявлении. Что касается защиты наших сограждан, в том числе и за рубежом, я могу напомнить, что в настоящий момент в Европейском Суде по правам человека находится огромное количество жалоб от наших сограждан из стран Балтии, из Украины, а также граждан Южной Осетии, Грузии по событиям, которые произошли больше года назад, и эти жалобы тоже ждут своего рассмотрения. И чем быстрее и эффективнее будет работать Европейский Суд, в том числе и по этим жалобам, тем быстрее эти граждане, которых мы поддерживаем и защищаем, получат достойное возмещение. Конечно, очевидно, что лондонский суд, экстрадиция, и Европейский Суд по правам человека - это абсолютно разные вопросы, собственно, как и лиссабонский договор. Что касается жалоб из Российской Федерации. Учитывая, что из всех стран - членов Совета Европы мы самая большая страна, самая многочисленная по населению, то в абсолютных цифрах жалоб из Российской Федерации больше, чем из других стран. Но если посчитать количество жалоб на тысячу человек, то мы оказываемся где-то на пятнадцатом - семнадцатом месте, даже не в первой десятке. Это говорит о том, что ситуация с правами человека, с соблюдением прав, с жалобами и с попытками людей защитить свои права в Европейском Суде, в Российской Федерации не хуже и не лучше, чем в других странах - членах Совета Европы, приблизительно такая же самая. Откровенно вам скажем, что очень много жалоб по Турции, это лидеры, очень много жалоб по Украине, это лидеры, очень много жалоб по странам так называемой старой Европы - Великобритании, Франции, Италии. И поверьте, очень много дел, вернее, постановлений Европейский Суд выносит в том числе и против этих государств - о возмещении гражданам этих государств определённых сумм. Конечно же, как призывают нас некоторые коллеги, выйти отовсюду, закрыться от всего остального мира, сделать такой вид, что мы самые умные, - это в нынешнем мире, да, собственно говоря, как и во все времена, путь в никуда. Вспомните, когда Россия стала империей. Во времена Петра Первого. Именно тогда Пётр Первый сломал сопротивление тех, кто ему говорил: надо лечь на печку, царствовать по-тихому, зачем нам нужны эти моря, зачем нам нужна эта Европа, зачем нам нужны европейские платья, европейская армия, европейский флот и так далее и тому подобное? Но только сломав сопротивление тех, кто хотел изоляции, Пётр Первый сделал из России великую страну, и Россия стала не просто великой европейской, а мировой державой. Это для размышления, и в том числе на заметку тем критикам, которые говорят, что России надо со всеми разговаривать только с позиции силы, с позиции ультиматумов и выйти отовсюду, откуда только можно. Поэтому я считаю, что данное заявление, которое указывает на наши сомнения, чётко обозначает на официальном уровне те вопросы, которые мы хотим задать уже официально нашим европейским коллегам, для того чтобы продолжать переговоры, должно быть принято, и я призываю коллег поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект постановления... ИЗ ЗАЛА. По ведению! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению я вам дам слово после голосования. Ставится на голосование проект постановления "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 15 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 17 чел.3,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принято. По ведению - депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Вот сейчас, коллеги, мы показали всему миру, как у нас в России нарушаются права человека, и по ведению что-то не то сделали. Депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", пользуясь массой, лишили права остальных депутатов высказаться в защиту своих избирателей. И вот так у нас по всей России! Я думаю, Олег Викторович, это неправильно - лишать депутата слова, когда ему есть что сказать для пользы дела. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Просто мы посчитали, что депутат Романов, который выступал от фракции КПРФ, выражал позицию фракции в целом, и вашу в том числе. Видимо, у вас другая точка зрения, извините, отличная от фракции. Депутат Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. В своём выступлении депутат Беляков говорил о дискредитации и делал обобщение по поводу отношения народа к депутатам. Мы категорически против, потому что если к нему подходят и говорят о том, что он не работает, высказывают ему личное неуважение, то к депутатам фракции ЛДПР подходят на улицах, чтобы посоветоваться и поблагодарить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы в курсе. От вас мы знаем это.