Заседание № 9
16.11.2016
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 25364-7 "О внесении изменений в статью 44 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части установления ответственности в отношении депутата Государственной Думы в случае его отсутствия на заседании Государственной Думы без уважительной причины).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1823 по 2280 из 10766
Рассматривается 4-й пункт повестки, о проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменений в статью 44 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Ивановича Неверова. Пожалуйста, Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии со статьёй 7 Федерального закона "О статусе..." формой деятельности депутата Государственной Думы является участие в заседании Государственной Думы в порядке, установленном Регламентом палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Также формами деятельности являются участие депутата Государственной Думы в работе комитетов и комиссий, участие в парламентских слушаниях, внесение законопроектов, также формой деятельности депутата Государственной Думы является работа с избирателями. В соответствии с частью третьей статьи 12 Федерального закона "О статусе..." депутаты Государственной Думы обязаны принимать личное участие в пленарных заседаниях Государственной Думы, а ответственность за отсутствие на заседании без уважительной причины должна устанавливаться Регламентом Государственной Думы. Статья 27 федерального закона говорит о том, что предусмотрено обеспечение материально-финансовых условий осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий: депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения. В соответствии со статьёй 44 Регламента формой учёта участия депутата Государственной Думы в работе пленарного заседания является регистрация. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. Регистрация присутствующих на заседании депутатов осуществляется также после каждого перерыва в заседании. В соответствии со статьёй 85 Регламента Государственной Думы, коллеги, депутат должен своё право на голосование осуществлять лично, и мы с вами совсем недавно эту норму рассматривали. Таким образом, в настоящее время в Федеральном законе "О статусе..." и в Регламенте Государственной Думы предусмотрена обязанность личного участия депутата Государственной Думы в пленарных заседаниях, за которую депутаты получают ежемесячные выплаты, но не предусмотрена ответственность депутата за пропуск пленарного заседания без уважительной причины, в связи с чем необходимо внести изменения в Регламент Государственной Думы, направленные на установление ответственности за пропуск пленарных заседаний Государственной Думы без уважительной причины. Представителями всех фракций подготовлены поправки к статье 44 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и они включают в себя следующие изменения. Часть первую предлагается дополнить предложением следующего содержания: "Депутат Государственной Думы, ни разу не зарегистрировавшийся на заседании палаты, считается отсутствовавшим на этом заседании", то есть если депутат не принял участия ни в одной из трёх регистраций, считается, что он отсутствовал на пленарном заседании. В случае отсутствия депутата Государственной Думы на заседании палаты без уважительной причины устанавливается ответственность в виде уменьшения размера ежемесячных выплат на одну шестую за каждое пропущенное заседание палаты. У нас шесть заседаний проходит в течение трёх недель, и вот одно отсутствие - это вычет одной шестой, уменьшение ежемесячного размера оплаты труда на одну шестую за пропущенное заседание. Решение принимается Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и подлежит размещению на официальном сайте Государственной Думы. Как я уже сказал, коллеги, данная поправка внесена представителями всех наших фракций, консолидированно, и я прошу депутатов Государственной Думы поддержать эту поправку, с тем чтобы работать уже по новым правилам Регламента. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Ольги Викторовны Савастьяновой. Пожалуйста, Ольга Викторовна. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, данный проект постановления реализует, делает работающей норму федерального закона. Все необходимые экспертизы проведены. Комитетом решение принято единогласно. Просьба поддержать проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Иванович, по Трудовому кодексу, насколько я помню, прогулом считается не только отсутствие в течение целого дня, но и отсутствие в течение трёх или четырёх часов, сейчас уже точно не помню, поэтому, мне кажется, было бы справедливо, если бы мы эту норму привели в соответствие с нормами Трудового кодекса. Это первое. И второе: как быть, если депутат напишет заявление об отпуске за свой счёт? Здесь одна шестая, но ведь у нас же не шесть рабочих дней в месяц, правильно? Вот у меня два таких вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович Неверов. НЕВЕРОВ С. И. На вопрос об отсутствии на пленарном заседании, если депутат напишет заявление, возьмёт день в счёт отпуска, я уже отвечал, когда мы вносили поправку в статью 85 Регламента: человек написал заявление, находится в отпуске, и это, конечно, не является прогулом. Что касается распространения норм трудового законодательства - как вы знаете, нормы трудового законодательства на нашу работу не распространяются, организация работы Государственной Думы урегулирована Регламентом Государственной Думы и законом "О статусе...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Сергей Иванович, безусловно, значимость пленарного дня очевидно выше, чем любого другого дня работы депутата, но вместе с тем... Хотелось бы услышать ваше мнение: если мы определяем взыскание в размере одной шестой заработной платы за один из шести дней, не означает ли это, что все остальные дни работы парламентария - в округе с избирателями, в будние непленарные дни - не стоят ровным счётом ничего и не имеют никакого значения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович Неверов. НЕВЕРОВ С. И. Коллеги, я уже ответил, что деятельность депутата - это не только работа в зале заседаний в дни, когда проходят пленарные заседания, но и работа в комитетах, участие в парламентских слушаниях, работа с избирателями. Есть, Олег Васильевич, только один момент: проконтролировать возможно только в зале пленарных заседаний. Дело в том, что заседание комитета может проходить один раз в неделю, а можно заседание комитета собрать и один раз в две недели. Что касается работы во время региональной недели, многие депутаты Государственной Думы сами формируют график работы - количество встреч, посещений, участие в мероприятиях, - и это тоже не регламентировано. Но у нас очень чётко регламентирована работа в зале пленарных заседаний - три регистрации, поэтому за основу для учёта и взяли шесть пленарных заседаний, на которых надлежит осуществлять регистрацию: мы можем наглядно увидеть, когда депутат принимает участие в регистрации, когда он в зале заседаний, а когда - нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня, может быть, несколько странный вопрос: я избран по одномандатному округу, за мной 500 тысяч избирателей - жителей Санкт-Петербурга, которые доверяют мне, и, если они мне доверяют, не моё ли дело, что мне делать здесь? Я хотел бы получить консультацию по этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Неверов Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И. Уважаемый Владимир Владимирович, в зале двести двадцать пять депутатов, избранных по одномандатным округам, и за ними также стоят десятки тысяч, сотни тысяч избирателей, но мы с вами - представительный орган государственной власти, мы здесь как раз представляем наших избирателей, и нам доверили работать на заседании Государственной Думы, принимать законы, направленные на улучшение качества жизни наших людей, а если проводить всё время только на улице, будучи депутатом, и никаким образом не быть подотчётным... Наверное, всё-таки должен быть какой-то контроль! Нам всем избиратели на встречах задавали вопросы: почему зал пленарных заседаний пустой и почему мы не можем навести порядок, чтобы все депутаты находились в зале и работали на пленарных заседаниях? И, коллеги, принятие этих поправок к Регламенту - это как раз ответ избирателям: мы эту ситуацию видим и мы её меняем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, коллеги. Мы приняли новую норму Регламента, в соответствии с которой приоритетное право при выступлениях от фракций отдаётся руководителям фракций. Владимир Вольфович, пожалуйста. Подготовиться Нилову. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Кто задавал вопросы по данному пункту повестки дня? Только левые, и так сто лет уже!.. (Оживление в зале.) Вот левая идеология - это сделать что-то плохое, посеять какие-то сомнения, призвать к революции! Даже в русском языке "левизна" - это что-то плохое: левая жена, левая подработка, всё левое - это всё плохое! Постоянно левые говорят: катастрофа, правительство ни к чёрту, никуда не годится, всё-всё плохо - а мы живём и здравствуем! Уже был фильм "Так жить нельзя" - да нет, депутат Говорухин, так жить можно, ведь живём же двадцать пять лет! (Шум в зале.) Почему я вышел сюда? Обсуждаем очень важный вопрос - это ведь не то же самое, что в школе укрепить дисциплину и обеспечить посещение уроков! Ученики в большинстве своём вообще не хотят учиться или не любят какие-то отдельные предметы, у них переходный возраст, они даже с удовольствием уходят из жизни - ну вот так устроена жизнь, что по молодости хотят быстрее принимать решения. Студенты почему прогуливают? Попали не в тот вуз. Большинство попадает не в тот вуз: просто вуз рядом с домом, или с приятелем поступают, или по звонку, блатные, за деньги, а потом не работают по специальности. На работу тоже устраиваются - лишь бы зарплата, чтобы не сидеть дома, не позориться, а то спросят, где папа работает, а папа дома сидит... А в Думу кто пришёл? Сюда-то никто никого не тянет, наоборот, очередь, чтобы быть избранным в депутаты, поэтому здесь-то уже нельзя сказать, что работа не нравится. Вон балкон пустой - да каждый день должен быть полный! Надеюсь, когда-нибудь будет новое здание, там должен быть балкон на тысячу человек, чтобы вся страна, все могли всё видеть и не говорили, что, мол, не знаем, как депутаты там наши интересы защищают, - вот пускай приходят и смотрят, как одномандатник работает, а то ведь за пять лет ни разу сюда не выйдет и ничего не скажет про свой округ, про своих избирателей! Сюда же не глухонемых выбирали, а тех, кто будет отстаивать интересы избирателей, поэтому дисциплина - это не только присутствовать, но ещё и выступать. Вообще, надо бы социологическую службу создать, параметры ввести, и параметры простые. Вот в 2003 году в Московском государственном университете издали книгу "Зюганов, Явлинский, Жириновский в Госдуме - 10 лет" (я даже не знал): взяли стенограммы выступлений и сравнили по трём параметрам - по количеству выступлений, по количеству поднятых тем и по словарному запасу. Кто вышел на первое место? (Оживление в зале.) Естественно! (Аплодисменты.) Это учёные сделали, историки, не я, можете взять эту книгу в университете. Было как раз десятилетие Думы, и они сравнили данные по трём самым известным фракциям за все десять лет, то есть в одинаковых условиях - десять лет в Думе. Это же элементарно! Вот Геннадий Андреевич редко ходит, и пускай - у него международное рабочее коммунистическое движение гибнет, пусть спасает последних, собирает в Ноев ковчег (оживление в зале), но выступления-то его можно посмотреть, так же как и выступления Миронова, и выступления представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - тех, кто уже лет десять выступает, и пускай учёные определяют, а я не претендую, а я сам себя никогда не хвалил и не буду хвалить! (Оживление в зале.) Но этого мало. Вот здесь задавали вопросы: мол, шесть заседаний... Конечно, только шесть заседаний в месяц, но обязательно нужно быть и на собраниях фракции: вы шли на выборы под знамёнами партии, и вдруг вас нет на собрании фракции - тогда с кем вы шли, куда вы шли?! Дальше. Парламентские слушания, "круглые столы", законотворческая деятельность - это такой объём работы, что, даже если с девяти до девяти работать, и то всю работу не сделаешь, это очень сложно! Но и этого мало. Вот если будут присутствовать, но будут молчать и ничего не будут делать - это только на 30 процентов повысит дисциплину, а ещё на 30 процентов - участие в работе. Нельзя подписываться под чужими законопроектами! Вот депутат Нилов предложил, чтобы мы подписались под его законопроектами, - я считаю, это провокация: автор один, и, если законопроект не будет принят, пусть этот автор и отвечает. Ну нельзя же распространять ответственность на членов семьи: есть члены семьи несовершеннолетние - что, дети, младенцы будут за папу отвечать? А если папа вор, мошенник, коррупционер - дети будут всю жизнь за его долги расплачиваться? Что это за предложение, вообще?! В какой стране ответственность распространяется на членов семьи?! С какой стати дети будут отвечать за родителей? Что, по сталинской эпохе соскучились?! Даже Сталин говорил, что сын за отца не отвечает, папа воровал - вот папа пускай и отвечает, один! Даже жена должна получить половину ворованного! По Семейному кодексу половина - семье: жена мужа ждала каждый день после очередного взяткополучения! (Оживление в зале, смех.) А вот насчёт второй половины... Ну уже есть конфискация, и что вы предлагаете, я не могу понять! Что, не можете открыть Уголовный кодекс?! Институт конфискации действует в нашей стране - нет, выходят сюда: давайте конфискацию... Да она уже есть! Уже складов пустых нет, куда свозить конфискованное имущество, - давайте за ваш счёт построим новые склады, чтобы туда свозить! Дисциплина должна быть в широком смысле слова: что делает депутат, какова оценка его работы? Вот мы ввели механизм (это передовой опыт, я не буду вам рассказывать, чтобы вы его не переняли), есть элементарный способ контроля за тем, как депутат работает с избирателями на местах. Пожалуйста, это элементарно: каждый месяц депутат должен провести 100 приёмов (я установил норму), в год - 1 тысячу, за созыв - 5 тысяч. Вот принял ты 5 тысяч избирателей - предъяви фамилии, адреса, телефоны, нет - до свидания! Треть фракции мы отправили на улицу! Ведь кто не хочет здесь присутствовать? Промышленники: у них предприятия, им нужно там находиться. Это же смешно: директор завода, хозяин, сидит в Думе - конечно, он должен быть там, иначе завод рухнет, но тогда он депутат-бездельник. Надо сделать упор на то, что все депутаты, которые продолжают заниматься экономической деятельностью, должны сложить мандаты: таков закон. Мы же только одного остановили, пресекли, Гудкова-старшего, а таких было половина Госдумы. Сейчас мне задавали вопросы: "Как быть? Как я буду заводом управлять? Завод ведь рухнет!.." Да, рухнет - не надо было брать мандат депутата! Ну должен же быть порядок! Должно быть широкое понимание дисциплины - это не просто присутствие здесь, а работа в целом. Арест Улюкаева - это тоже дисциплина плохая: с кем ты встречаешься за пределами министерства, кого принимаешь в своём кабинете?! Вот если бы был жёсткий регламент, мы бы по коррупции ударили! Я закончил. (Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я, может быть, и не стал бы выходить на трибуну, чтобы сократить время, но, Вячеслав Викторович, я же должен смотреть в камеру, а если я буду выступать с места, то камера либо мне в ухо будет направлена, либо в затылок, если я буду обращаться к вам, поэтому, извините, иногда по таким вопросам мне придётся сюда выходить, даже выбегать - я быстро это буду делать. Владимир Вольфович, ну нельзя с вами согласиться, что левые - это какое-то оскорбительное определение нашего движения, нашего направления в политике. Я не буду приводить примеры, как в народе называют либералов и демократов, но очень так рискованно, гораздо более жёсткие определения даны по делам, особенно последних лет, тем, кто так себя определяет: либералы, демократы. Что касается конфискации. Не ожидал от вас, Владимир Вольфович, такого заблуждения! Есть конфискация предмета взятки, то есть только если будет доказано, что вот эта конкретная сумма, конкретный объект движимого или недвижимого имущества был подарен в качестве отката, подката и так далее, а "всё, что нажито непосильным трудом" за многие десятилетия и уже переписано на детей, внуков, жён, любовниц, не подлежит конфискации ни в каком случае, это было устранено из Уголовного кодекса лет десять назад. Вспомните, кто пролоббировал, кто эту поправку в Уголовный кодекс внёс, что конфискации всего остального не может быть по определению?! Здесь мы с вами расходимся - да, принципиальное расхождение, и пусть народ решает, кого, какой закон поддержать! Ну а что касается основной темы этого вопроса повестки дня, конечно, я уверен, что это постановление ещё будет редактироваться, - это начали мы с одной шестой! Я напомню, коллеги, что в дореволюционной Государственной Думе размер такого же наказания составлял 25 рублей, и, если посчитать, сколько это сейчас, то, я думаю, получится примерно такая же сумма. И добавлю, что в Российской Империи не только за неявку на заседания депутаты Государственной Думы наказывались, но и за неучастие в голосовании, - коллеги, вот как раз об этом нужно поговорить в следующий раз: не участвуешь в голосовании, не хочешь фиксировать свою позицию по конфискации имущества, за или против, не нажимаешь кнопку - вот за это тоже должен быть такой же штраф, как тогдашние 25 рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я благодарен коллегам по фракции за то, что они внесли данные поправки. Мне почему-то вспомнилась фраза, которую я в детстве прочитал в троллейбусе: "Совесть пассажира - лучший контролёр". Я работаю в Государственной Думе недавно, но как показала практика, не у всех наших коллег совесть присутствует, особенно это видно в последний год, в выборный год: многие наши коллеги, работавшие здесь в прошлом созыве, использовали пленарные дни для агитации в регионах. То есть депутаты находились в неравных условиях: те, кто работал здесь, на пленарке, отстаивали интересы всей страны, а те, кто работал в эти пленарные дни в регионах, отстаивали только свои интересы, пытались завоевать любовь избирателей в конкретном субъекте. И конечно же, если говорить о ценности дня... Вот вы говорили, чем, мол, день пленарных заседаний отличается от дня в регионе, - в регионе мы в первую очередь работаем на себя и на своих избирателей, а здесь, в зале пленарных заседаний, мы принимаем решения за всю страну в целом, и, конечно же, по ценности эти дни несопоставимы. Поэтому то, что предлагается уменьшение на одну шестую, я считаю абсолютно верным и правильным. Я никогда не видел зал пленарных заседаний таким полным! Вячеслав Викторович, спасибо вам огромное, спасибо, коллеги, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"! Уверен, что и фракция коммунистов эту инициативу оценит. Спасибо всем большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Включите микрофон Неверову. Сергей Иванович, пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, спасибо и за вопросы, и за обсуждение. Ещё раз хочу напомнить всем, хотя вы все это прекрасно знаете, что формой деятельности депутата Государственной Думы является, конечно, не только участие в заседаниях Государственной Думы, но и участие в работе комиссий, комитетов, участие в парламентских слушаниях, внесение законопроектов, обращение с вопросами к членам правительства, обращение к должностным лицам с целью пресечения нарушений прав граждан и, конечно, работа с избирателями, а для депутатов, входящих во фракции, также работа во фракциях. К примеру, депутаты Государственной Думы фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" с 24 по 30 октября, в региональную неделю, провели 1591 встречу в регионах, более 2 тысяч человек было принято на личном приёме - это, конечно, огромная работа. И мы во фракции очень серьёзно, внимательно смотрим, как работают коллеги в регионах, какие проводят встречи, какие вносят предложения после приезда в регион, и эта работа в дальнейшем осуществляется в комитетах, но основным критерием, конечно, является работа непосредственно в зале пленарных заседаний. Если вы заметили, в последнее время у нас практически нет ограничений по количеству: двадцать восемь человек записались на вопросы - двадцать восемь их задали, двадцать человек записались на выступления - двадцать человек выступают. Это возможность, как сказал Владимир Вольфович, проявить себя и на трибуне в зале пленарных заседаний, и при обсуждении той или иной темы. Однако, коллеги, определённый критерий должен быть - мы должны ввести ответственность за то, что депутат без уважительной причины отсутствует на пленарном заседании, должна быть ответственность за непосещение. Я прошу всех, независимо от фракционной принадлежности, поддержать данное постановление, потому что, как я уже сказал, представители всех парламентских фракций подписались под этим проектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Включите Савастьяновой микрофон. Пожалуйста, Ольга Викторовна. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, по вопросу участия или неучастия хотела бы сказать, что обязанность принимать личное участие в пленарных заседаниях прописана нормой федерального закона. Это первое. Второе. Мы сегодня обсуждаем лишь вопрос ответственности, которая касается именно участия в пленарном заседании, все остальные наши полномочия, вопросы, касающиеся работы в Государственной Думе, заседаний комитетов и комиссий, касающиеся работы с избирателями, в том числе встречи и приёмы, на сегодняшний день уже урегулированы и федеральным законом, и Регламентом. Эти изменения были внесены в 2016 году - предусмотрена ответственность, если депутаты эти полномочия не исполняют. Норму, которая была предусмотрена, в любом случае нужно было прописать и определить, если предусмотрена ответственность, что будет при неисполнении, поэтому мы предлагаем поддержать данный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в статью 44 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 4 порядка работы. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 11 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято За - четыреста двадцать четыре, против - нет, воздержался один. Коллеги, постановление принято.