Заседание № 88

09.04.2013
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 251425-6 "О назначении Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1186 по 2314 из 6806
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О назначении             
Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны на должность Председателя Центрального банка   
Российской Федерации". Предлагается следующий порядок рассмотрения вопроса:     
выступление полномочного представителя президента Гарри Владимировича Минха -   
до пяти минут, выступление председателя Комитета по финансовому рынку Натальи   
Викторовны Бурыкиной - до пяти минут, выступление Эльвиры Сахипзадовны          
Набиуллиной - до пятнадцати минут, затем идут вопросы, по три вопроса от        
каждой фракции, и соответствующие ответы и по одному выступлению от каждой      
фракции, каждое выступление - до семи минут. Нет возражений против такого       
проекта порядка? Нужно ли голосовать? Нет. Спасибо.                             
                                                                                
Начинаем обсуждение данного вопроса.                                            
                                                                                
Гарри Владимирович Минх, пожалуйста.                                            
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, в соответствии с пунктом "г" статьи    
83 Конституции Российской Федерации и статьёй 14 Федерального закона "О         
Центральном банке Российской Федерации..." Президент Российской Федерации       
представил кандидатуру Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны для назначения на       
должность председателя Центрального банка Российской Федерации. Назначение      
предлагается осуществить после того, как истечёт срок полномочий действующего   
председателя Центрального банка Российской Федерации Игнатьева Сергея           
Михайловича, это 24 июня 2013 года.                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, у вас имеются материалы, в которых представлена             
биографическая справка о кандидате. Предварительно прошли консультации во       
всех фракциях Государственной Думы, прошло заседание профильного комитета,      
поэтому я подробно докладывать о кандидате не планирую. Если у вас будут        
вопросы, то, конечно, вы сможете их задать после выступления Эльвиры            
Сахипзадовны.                                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать предложение президента и               
проголосовать за назначение Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны на должность       
председателя Центрального банка Российской Федерации.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина.                                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, напомню, что в соответствии со статьёй 167 Регламента        
Государственной Думы предусматривается предварительное рассмотрение             
предложенной Президентом России кандидатуры для назначения на должность         
председателя Банка России на заседании Комитета Государственной Думы по         
финансовому рынку. Заседание Комитета по финансовому рынку с участием           
Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны состоялось 3 апреля сего года. В ходе          
заседания - а рассмотрение этого вопроса длилось более полутора часов - члены   
комитета содержательно обсудили с Эльвирой Набиуллиной как текущую ситуацию     
на финансовых рынках, так и перспективные направления деятельности Банка        
России в основных сферах его компетенции, начиная с денежно-кредитной           
политики и заканчивая банковским надзором.                                      
                                                                                
Комитет отмечает, что Эльвира Сахипзадовна имеет чёткое понимание основных      
проблем и вызовов, стоящих в целом перед банковской системой страны и перед     
финансовым сектором. Комитет считает важным подчеркнуть, что с учётом           
предыдущего профессионального опыта кандидата возможно назначение Набиуллиной   
Эльвиры Сахипзадовны на должность председателя Банка России, и это будет        
являться чётким сигналом для всего финансового рынка.                           
                                                                                
По итогам заседания комитет единогласно принял решение рекомендовать            
Государственной Думе поддержать кандидатуру Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны    
для назначения на должность председателя Центрального банка. Поскольку          
полномочия действующего председателя Центрального банка Игнатьева Сергея        
Михайловича продлятся до 23 июня, рекомендуется назначить на должность          
Набиуллину Эльвиру Сахипзадовну с 24 июня 2013 года.                            
                                                                                
Просьба подержать решение комитета.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Приглашаю к микрофону Эльвиру Сахипзадовну Набиуллину.                          
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С., кандидат на должность председателя Центрального банка         
Российской Федерации, помощник Президента Российской Федерации.                 
                                                                                
Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, своё выступление я хочу посвятить      
видению основных задач Центрального банка на ближайшие четыре года, но начну    
с вопроса о его целях, о миссии. Миссия центрального банка любой страны - это   
не раз и навсегда заданная догма, она меняется во времени: если ещё десять      
лет назад, например, объединение денежно-кредитной политики и банковского       
надзора подвергалось критике, то сейчас, наоборот, сфера ответственности        
центральных банков распространяется и на небанковские финансовые институты.     
То есть надо исходить из реальной ситуации, из тех вызовов, которые стоят       
перед Центральным банком и перед всей нашей экономикой.                         
                                                                                
Для описания глобальной ситуации можно дать краткую характеристику: для         
долгосрочной - это неопределённость, а для внутренней - это смена модели        
роста, необходимость диверсификации экономики, существенного повышения          
инвестиционной активности и развития малого и среднего бизнеса, иначе 2-3       
процента роста станут нашей новой нормой вместо 6-7 процентов до кризиса. И     
банковская, и финансовая система в целом должны помочь ответить на эти          
вызовы. Нужно новое осмысление нынешней ситуации, нужно вместе с экспертами,    
имеющими разные взгляды, вместе с правительством, с парламентом выработать      
конкретные меры. Центральный банк не может абстрагироваться от потребностей     
экономического роста и занятости, но нельзя рисковать и теми завоеваниями,      
которые были достигнуты в предыдущие годы, - макроэкономической                 
стабильностью, последовательным снижением инфляции.                             
                                                                                
Доступность кредитов очень важна, но их чрезмерная доступность может привести   
к "надуванию пузырей", и Центральный банк не может этого не учитывать. То       
есть при выборе политики Центральному банку необходимо найти правильный         
баланс между задачей обеспечения стабильности и устойчивости и задачей          
развития.                                                                       
                                                                                
Финансово-кредитная сфера очень чувствительна. Доверие - это основополагающий   
принцип её функционирования. На примере Кипра мы видели, что даже возможность   
принятия необдуманного решения чревата подрывом доверия к банковской системе,   
причём не одной страны. Опыт показывает, что преемственность и                  
предсказуемость политики - это важный фактор доверия, в этой сфере невозможны   
резкие шараханья, но преемственность нельзя понимать как отсутствие             
изменений, они, безусловно, будут, и об этом я хотела бы сказать в разрезе      
ключевых направлений деятельности Центрального банка.                           
                                                                                
С учётом того что в Думе уже находится пакет законов по созданию                
мегарегулятора, я буду ориентироваться не только на традиционные для ЦБ         
задачи, но и на те, которые вытекают из изменения его роли в экономике.         
                                                                                
Денежно-кредитная политика. Первое - инструменты денежной политики. Здесь       
произошли кардинальные изменения в последние годы: ключевым инструментом        
перестали быть валютные интервенции, теперь это операции рефинансирования       
банков. Этот переход состоялся во многом во время кризиса, но это не является   
антикризисной мерой. Инструменты рефинансирования нужно развивать и дальше.     
Это касается как оптимизации разницы между процентными ставками по операциям    
разной срочности, так и расширения самого набора инструментов.                  
                                                                                
Второе - ориентиры денежно-кредитной политики. За предыдущие тринадцать лет     
инфляция снизилась в три раза, и это уже совсем другое качество экономики:      
это позволило расширить горизонт планирования, быстрыми темпами стало           
развиваться банковское кредитование. Но пока путь не пройден до конца,          
инфляция на уровне 7 процентов всё ещё создаёт высокий уровень                  
неопределённости, и если мы сможем перейти к инфляции на уровне 3-4 процентов   
в год, это будет следующий качественный скачок для нашей экономики. Низкая      
инфляция - это обязательное условие сохранности вкладов и стимулов к            
инвестициям в проекты с длительными сроками окупаемости, поэтому постепенное    
снижение инфляции до уровня 3-4 процентов должно быть центральной задачей       
денежно-кредитной политики, однако темпы этого снижения должны диктоваться      
экономической ситуацией, и та траектория, которая сейчас определена в           
основных направлениях денежно-кредитной политики, мне представляется            
адекватной, а именно: в 2013 году - 5-6 процентов, в 2014-2015 годах - 4-5      
процентов. Пытаться быстрее снизить инфляцию - значит поставить под угрозу      
экономический рост, но также подорвёт рост и попытка стимулировать его,         
заявляя, что дополнительные 2-3 процента инфляции - это не угроза для нас.      
Многие страны так делают, но надо принять во внимание, что эти страны           
находятся в условиях очень низкой инфляции, а в нашей она ещё достаточно        
высока, и не надо забывать, что инфляционный налог платят прежде всего          
беднейшие слои населения. При этом я далека от мысли, что инфляцию можно        
подавить чисто монетарными методами, методами монетарной политики. По разным    
оценкам, доля немонетарных факторов составляет до половины в инфляции,          
поэтому нужно эффективное взаимодействие с правительством прежде всего по       
вопросам тарифов на услуги естественных монополий.                              
                                                                                
Далее. Хотя в настоящее время процентные ставки Центрального банка и            
находятся на уровне ниже инфляции, - хотела бы подчеркнуть, что я имею в виду   
основную ставку по операциям прямого РЕПО, которая сейчас составляет около      
5,5 процента, - тем не менее эти ставки оставляют простор для манёвра, их       
можно снижать в случае сокращения темпов экономического роста и увеличения      
безработицы. Этим мы выгодно отличаемся от многих стран, где ставки уже низки   
и возможности уже исчерпаны. Но конкретные решения по ставкам должны            
приниматься исходя из анализа всех факторов - динамики инфляции, безработицы,   
темпов роста и на основании решений правительства по тарифам.                   
                                                                                
Что касается валютного курса. Есть призывы, управляя им, обеспечить его         
ослабление и помочь нашим экспортёрам. Считаю достижением ЦБ последних лет      
переход к более гибкому курсообразованию, которое, с одной стороны, помогает    
защитить нашу экономику от атак спекулятивного капитала, с другой стороны,      
позволяет предприятиям реального сектора даже в условиях резких изменений       
внешней конъюнктуры адаптировать свои издержки. При этом и здесь не должно      
быть радикализма - валютные интервенции применяются в той мере, в которой они   
необходимы для сглаживания краткосрочных колебаний курса.                       
                                                                                
Второе направление деятельности - банковское регулирование и надзор. Одна из    
главных задач - усиление надзора. Нужен переход от формальных процедур к        
содержательной оценке устойчивости банков, именно поэтому нужно постепенно      
вводить в России "Базель-2" и как минимум основные элементы "Базеля-3".         
Кризис также показал важность создания системы макропруденциального надзора,    
то есть мониторинга и реагирования на усиление рисков для банковской и          
финансовой системы в целом, а не только отдельных банков. Надзор должен стать   
действенным. Необходимо вычистить с рынка недобросовестные банки, которые       
представляют угрозу для системы в целом. В этой связи отмечу, что поддерживаю   
предложение об усилении ответственности вплоть до введения уголовной за         
фальсификацию документов отчётности. Главный принцип в работе по усилению       
надзора - научиться видеть риски вперёд, а не принимать пожарные меры после     
случившегося.                                                                   
                                                                                
Переход к новому качеству регулирования станет и базой для оптимизации          
численности и структуры Центрального банка, позволит сократить чрезмерную       
бюрократическую нагрузку на банки, их непроизводительные издержки, включая      
издержки по хранению бумажных документов.                                       
                                                                                
Далее, система страхования вкладов. В этой сфере также назрели изменения.       
Отчисления банков в систему страхования сегодня унифицированы и никак не        
увязаны с тем, насколько рискованную политику проводит тот или иной банк.       
Должна быть введена дифференциация, на мой взгляд. Нужно проработать и вопрос   
о том, страховать ли новые типы вкладов и новые инструменты, которые            
появляются на рынке - я имею в виду депозитные сертификаты, счета эскроу и      
так далее.                                                                      
                                                                                
Третье направление - развитие национальной платёжной системы, современных       
электронных платёжных услуг с соблюдением всех требований безопасности, чтобы   
не допускать на этом рынке мошенничества; сокращение доли наличного оборота.    
Это не только окажет влияние на развитие банковской системы, но и существенно   
повысит эффективность борьбы с незаконными финансовыми операциями, позволит     
вывести из серой зоны товарооборот, увеличить налоговые поступления.            
                                                                                
И четвёртое направление - создание на базе Центрального банка единого           
мегарегулятора, сложнейшая и ответственная задача. Банковская система,          
несмотря на проблемы, которые существуют, тем не менее за последние годы        
показала серьёзный прогресс, но остальная часть финансовой системы пока ещё     
слабо развита, и это, кстати, является одной из причин бегства наших компаний   
от российской юрисдикции, оффшоризации экономики, поэтому для России особенно   
важно проводить не только политику финансовой стабилизации, но и политику       
финансового развития. Прежде всего это создание механизмов и институтов         
длинных денег, развитие внутреннего инвестирования. Пенсионные фонды,           
страховые компании, ПИФы, другие институты должны адекватно регулироваться и    
должен быть эффективный надзор - только так мы сможем обеспечить доверие к      
ним.                                                                            
                                                                                
Нужно дальше развивать финансовую инфраструктуру. Важные шаги, в том числе по   
объединению биржи, по созданию центрального депозитария, уже сделаны. России    
нужен собственный конкурентоспособный финансовый рынок, иначе и дальше          
обороты с ценными бумагами будут происходить на зарубежных площадках, сделки    
будут совершаться в других юрисдикциях и без финансовых ресурсов останется      
средний и не очень крупный бизнес, которому тяжело дотянуться до Лондона,       
Нью-Йорка или Франкфурта.                                                       
                                                                                
Нам предстоит очень большая работа по изменению законодательства. Уже сейчас    
в Думе находится большое число законопроектов по самым актуальным вопросам      
развития финансового сектора, и здесь я рассчитываю на конструктивную           
совместную работу.                                                              
                                                                                
В заключение. Своей задачей вижу следующее: последовательно добиваться того,    
чтобы население и нефинансовые компании не боялись держать свои средства в      
российских финансовых активах, прежде всего номинированных в российской         
валюте, чтобы банки и финансовые институты умели правильно управлять рисками,   
направлять ресурсы на финансирование инвестиций с учётом их доходности и        
рисков, чтобы денежно-кредитная и валютная политика выполняли функцию           
представления ликвидности экономики, снижали влияние внешних шоков, не          
допускали как резкого замедления деловой активности, так и формирования         
финансовых пузырей и в конечном счёте способствовали бы экономическому          
развитию.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы. (Аплодисменты.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Если вам удобнее           
отвечать на вопросы с места, то, пожалуйста, присаживайтесь. Как удобно? С      
трибуны? Пожалуйста.                                                            
                                                                                
Переходим к вопросам.                                                           
                                                                                
Олег Николаевич Смолин, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, я редко бываю согласен с олигархами, но         
некоторые из них связаны с производством и кое-что знают о жизни. Если верить   
СМИ, недавно Олег Дерипаска заявил, что Центробанк - это коновал, который       
выпустил кровь из экономики, как из лошади, и при этом надеется, что она        
будет бежать быстрее. Речь идёт о том, что основа любой рыночной экономики -    
это дешёвый кредит, а в России из-за политики Центробанка кредит на порядок     
дороже, чем в Китае или в Европе: ставка ЕЦБ - 0,75 процента, в Соединённых     
Штатах - 0,25 процента, у нас - 8,25 процента. Поэтому у нашего государства и   
у полугосударственных компаний огромный корпоративный внешний долг. Вопрос: в   
условиях резкого замедления экономического роста, близкого к стагнации, вы      
будете продолжать политику финансовых кровопусканий или, напротив, вольёте в    
экономику хотя бы немного новой финансовой крови?                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Вопрос доступности кредита (а я так         
понимаю, о нём идёт речь), доступности кредита для реального сектора            
экономики - это существенный вопрос. Действительно, у нас сейчас цена           
кредита, который получают предприятия от коммерческих банков, выше, чем         
доходность по большинству проектов, которые эти предприятия осуществляют.       
Проблемой доступности кредитов нужно заниматься, она обусловлена многими        
факторами, но я далека от мысли, что за счёт административного снижения         
процентных ставок по кредитам мы получим экономический рост. Базой для          
снижения процентных ставок по кредитам является снижение инфляции, это          
необходимое, но не достаточное условие, от снижения инфляции доступность        
кредитов автоматически не вырастает. Нам нужно развивать систему                
рефинансирования коммерческих банков, чтобы они получали доступ к               
ликвидности, но есть вопросы и в отношении собственно реального сектора:        
нужно предлагать соответствующие проекты, снижать издержки, чтобы такая         
доступность кредитов возникала, нужно развивать новые инструменты. Например,    
я действительно верю, что, как и по потребительскому кредиту, возможно          
активное развитие кредитов для малого и среднего бизнеса, если мы научимся      
секьюритизировать такие кредиты, и Центральный банк мог бы брать под залог      
эти бумаги или финансировать коммерческие банки.                                
                                                                                
Вы привели в пример США, Евросоюз, Японию, где действительно низкие             
процентные ставки и проводится соответствующая политика центральными банками,   
но хотелось бы сказать, что даже с учётом этого им не удаётся в полной мере     
решить проблемы экономического роста, потому что проблемы экономического        
роста - это проблемы и структурных изменений, и инвестиционного климата, и      
делового климата. Банковская система здесь может помочь, но не может решить     
все вопросы экономического роста, к сожалению, - здесь должна быть              
комплексная политика, должно быть взаимодействие с правительством.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, предыдущий коллега задал практически мой        
вопрос: я считаю, необходимо обратить внимание на кредиты потребительские, на   
кредиты ипотечные и на кредиты для развития сельского хозяйства - с этим        
сегодня большая проблема.                                                       
                                                                                
Пользуясь случаем, хочу обратить ваше внимание на исторические и политические   
недоработки, которые случались во время производства денег Центробанком. Если   
мы посмотрим пятисотрублёвую купюру образца 1997 года, то увидим, что там       
изображены Соловки, а на куполах отсутствуют кресты, - это отражает             
исторический сюжет и напоминает нам о ГУЛАГе и о страшном большевистском        
терроре. Я считаю, что это большая политическая и историческая ошибка, и        
прошу вас в будущем всё-таки обращать внимание на такие вроде как мелочи, но    
многие символы остаются в истории и дают возможность рассуждать следующим       
поколениям.                                                                     
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое, очень приятно, что вы проявляете такое        
внимание к изображениям на денежных купюрах. Я тоже считаю это важным, потому   
что деньги не только являются платёжным средством, но и отражают символику      
государства. Насколько я знаю, то, о чём вы говорите, - это пятисотрублёвая     
купюра образца 1997 года, а новая купюра образца 2011 года является уже более   
корректной. Это действительно очень важный элемент, будем обращать на это       
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марина Алексеевна Мукабенова.                                                   
                                                                                
МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, после вступления России в ВТО в российской      
экономике обострилась проблема высоких процентных ставок банковского сектора    
при кредитовании предприятий реального сектора экономики, особенно малого и     
среднего бизнеса, а также в высокотехнологичных и обрабатывающих отраслях       
экономики. Банковское сообщество видит в качестве основных проблем отсутствие   
среднесрочного и долгосрочного рефинансирования Центральным банком по           
подобного рода банковским активам и отсутствие специальных программ поддержки   
у государственных институтов развития. Вы в своём выступлении немного           
затронули эту тему, но меня интересует, как, по-вашему, должен ли Банк России   
стимулировать развитие реального сектора экономики с использованием своих       
инструментов рефинансирования и обеспечения ликвидности банковского сектора?    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Вступление в ВТО, конечно, повлияло на российскую экономику,   
но не думаю, что именно вступление в ВТО оказало серьёзное влияние на рост      
процентных ставок, всё-таки другие факторы.                                     
                                                                                
Что касается долгосрочного рефинансирования. Действительно, у нас большая       
проблема длинных денег в экономике. Длинные деньги в экономике - это не         
только длинные банковские кредиты, это все инструменты финансового рынка, и     
поэтому решение задачи объединения мегарегулятора и института развития          
финансового рынка - во всяком случае, эта задача ставится - позволит, должна    
позволить развивать институты, инструменты длинных денег.                       
                                                                                
Что касается реального сектора экономики и совершенствования системы            
рефинансирования со стороны Центрального банка коммерческих банков, я думаю,    
что здесь есть поле для манёвра, для расширения системы рефинансирования, в     
том числе это касается расширения перечня залогов, которые может брать          
Центральный банк, предоставляя деньги коммерческим банкам, а в конечном счёте   
реальному сектору экономики.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в своём выступлении вы сказали, что             
Центробанк не должен абстрагироваться от проблем занятости и экономического     
роста. Мы с удовлетворением восприняли это заявление, потому что это новый      
подход - ваш предшественник таких заявлений не делал. В то же время опять же    
в выступлении вы продемонстрировали довольно скептический подход в отношении    
стимулирования экономического роста при помощи валютного курса и довольно       
осторожный подход к смягчению денежно-кредитной политики. Но если не через      
валютный курс и не через денежно-кредитную политику, то как Центробанк,         
по-вашему, должен содействовать экономическому росту? Какие ещё инструменты в   
руках Центробанка вы видите для стимулирования экономического роста?            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Действительно, ещё раз повторю, Центральный банк, на мой       
взгляд, не может не думать об экономическом росте, принимая решения по тем      
инструментам, которые находятся в руках Центрального банка. Как может           
стимулировать экономический рост и работать на него Центральный банк?           
Центральный банк отвечает в том числе и за устойчивость банковской системы.     
Эту устойчивость нужно ценить, потому что банковская система предоставляет      
деньги реальному сектору экономики, она должна функционировать устойчиво, это   
ключевая задача Центрального банка.                                             
                                                                                
Система рефинансирования банков должна, как я уже сказала, развиваться, мы      
должны расширять спектр инструментов, мы должны увеличивать доступ банков к     
этой системе, должна быть конкуренция. Мы должны развивать секьюритизацию, то   
есть, если банки выдают кредиты реальному сектору экономики, под них можно      
выпускать ценные бумаги, которые Центральный банк будет брать в залог и таким   
образом обеспечивать ликвидность всей системы, - должно происходить             
расширение спектра таких инструментов.                                          
                                                                                
Снижение инфляции - всё-таки это ключевой момент для инвестиционных проектов,   
ещё раз скажу: недостаточный, но ключевой, и мы об этой задаче не должны        
забывать. Центральный банк, на мой взгляд, должен выполнять те задачи,          
которые перед ним стоят, и способствовать экономическому росту в целом, но      
здесь большая доля ответственности лежит, конечно, на правительстве в части     
принятия решений по улучшению делового климата, по стимулированию инвестиций.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Иванов.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в настоящее время почти половину валютных       
резервов Банк России хранит в государственных облигациях США, притом что долг   
этой страны превышает 100 процентов ВВП, а дефицит бюджета больше, чем в        
еврозоне. На наш вопрос о безопасности таких вложений сотрудники Центрального   
банка отвечают, что дефолта в США быть не может, поскольку Федеральная          
резервная система в любой момент может напечатать доллары и погасить долг.      
Однако если США для погашения госдолга запустят печатный станок, то             
американский доллар и привязанные к этой валюте бумаги резко обесценятся.       
Вопрос: стоит ли нам продолжать хранить резервы Центрального банка в            
американских ценных бумагах? Не лучше ли использовать часть резервов для        
рефинансирования через Внешэкономбанк внешнего долга государственных банков и   
компаний, который достиг уже 200 миллиардов долларов?                           
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Ну, хотела бы сказать, что структура        
резервов Центрального банка всё-таки достаточно диверсифицирована - у нас       
около 10 процентов золота, если говорить о золотовалютных резервах, в           
валютных резервах есть евро, доллары, фунты и другие валюты. Она и должна       
быть диверсифицирована, потому что мы должны обеспечить и максимальную          
надёжность, и ликвидность.                                                      
                                                                                
Что касается вопроса, нужно ли тратить резервы на поддержку российской          
экономики. Уже принято решение о том, что резервы правительства - не столько    
банков, сколько правительства, Фонд национального благосостояния... 100         
миллиардов рублей в этом году можно потратить на вложения в инвестиционные      
проекты (эти инвестиционные проекты, насколько я знаю, сейчас готовятся), и     
это будет вкладом в развитие российской экономики.                              
                                                                                
И ещё раз, что касается золотовалютных резервов: очень важна надёжность. Не     
дай бог, что-то на рынке случится - нам нужно обеспечить и стабильность         
национальной валюты, а для этого необходимы золотовалютные резервы, и импорт.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Владимирович Лебедев.                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.     
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в последнее время в российской экономике        
сложилась губительная для нашей страны тенденция, когда в числе основных        
собственников коммерческих структур, в том числе, что самое страшное,           
банковских учреждений, главным образом находятся оффшорные компании, что даёт   
им возможность в любой момент слить свои активы за рубеж и объявить себя        
банкротом; губительная тенденция, когда бизнесмены зарабатывают деньги в        
России, а хранят их в иностранных банковских учреждениях; губительная           
тенденция, когда хозяйственные споры всё чаще и чаще рассматриваются в          
иностранных судах, то есть наблюдается пренебрежение российскими судебными      
органами и российским законодательством. Вопрос: в связи с объявленным          
Президентом России курсом на деоффшоризацию российской экономики какой будет    
политика Центробанка в этом вопросе?                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Ну, во-первых, я согласна с вашим диагнозом: это               
действительно огромная проблема - бегство из нашей юрисдикции, оффшоризация     
экономики, и не только по причине неуплаты налогов. Здесь должен быть принят    
комплекс мер законодательного плана, потому что наше законодательство пока не   
приспособлено для того, чтобы дать возможность бизнесу удобно структурировать   
свои сделки: и финансовый рынок неразвитый, и налоговое законодательство пока   
не даёт стимулов для развития финансовых рынков, и к судебной системе есть      
вопросы. Мы должны сделать всё для того, чтобы создать привлекательные          
условия для предпринимателей здесь, чтобы они не убегали в иные юрисдикции, и   
тут велика роль банковской системы и финансового сектора в целом. Моей          
задачей будет - в случае принятия положительного решения - сделать всё для      
того, чтобы банковская система и финансовый рынок в контексте мегарегулятора    
не являлись причиной бегства капитала из российской экономики, бегства          
предприятий из российской экономики: устойчивая банковская система -            
возможность найти финансовые ресурсы для развития в своей стране.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Григорий Владимирович Куранов.                                                  
                                                                                
КУРАНОВ Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, одной из основных проблем российской            
экономики считается отток капитала за рубеж. Каковы, на ваш взгляд, основные    
причины этого и считаете ли вы правильной методику оценки оттока капитала?      
Так, например, является ли оттоком капитала приобретение иностранных активов    
российским бизнесом? Скажите, пожалуйста, какова ваша позиция по этим           
вопросам и какие меры вы планируете принять для снижения оттока капитала?       
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопросы. Действительно, в последнее время много     
обсуждаются не только причины, но и то, правильно ли мы считаем отток           
капитала. Когда мы говорим "отток капитала", обычно апеллируем к                
отрицательному сальдо по счёту капитала в платёжном балансе, но надо сказать,   
что эта цифра, которая отражает отток капитала, по сути дела, отражает нашу     
политику. Когда у нас экспорт превышает импорт и деньги в страну притекают от   
торговли, от текущих операций и банк не проводит специально валютных            
интервенций, не накапливает международные резервы, по сути дела, это должно     
отражаться на счёте капитала, и надо сказать, что многие экспортно              
ориентированные страны, в том числе, например, Германия, часто показывают       
такое отрицательное движение капитала.                                          
                                                                                
Что нас должно заботить, на мой взгляд? Первое - это сальдо по прямым           
инвестициям, приток в страну частных прямых инвестиций и отток: именно это      
отражает инвестиционный климат, и здесь у нас, к сожалению, в последний год     
нет положительной динамики притока частных инвестиций. Этим надо заниматься.    
Второе, на что нужно обратить внимание, - это отток капитала через незаконные   
финансовые организации, когда не платят налоги и капитал уходит в               
сомнительные операции. С этим тоже надо бороться, и здесь есть задачи у         
Центрального банка и в контексте того законопроекта по борьбе с незаконными     
финансовыми операциями, который сейчас рассматривается в Думе. При этом,        
когда мы рассматриваем проблему оттока капитала, нам надо учитывать, что там    
есть и величина, связанная с экспансией наших предприятий за рубежом, когда     
они покупают активы за рубежом, расширяют свои рынки. То есть это               
комплексная, сложная задача, но вот на эти два момента, на мой взгляд, нужно    
обращать внимание, и Банк России должен заботиться и об устойчивости            
банковской системы, и о том, чтобы через банковскую систему не проходили        
сомнительные операции.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Дмитриевич Грачёв.                                                         
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,         
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                  
                                                                                
Уважаемая коллега Набиуллина, в своё время в правительстве вы заблокировали     
принятие закона "О строительных сберегательных кассах", который был поддержан   
принципиально президентом, Центробанком и Минфином, и в результате, по моим     
оценкам, примерно пятнадцать миллионов наших граждан, которые могли бы          
получить квартиры, не получили их. Я спрашиваю вас: как вы будете относиться    
к закону "О строительных сберегательных кассах", придя в Центробанк?            
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо за вопрос. Мы действительно по этой теме с вами        
дискутировали, и моя позиция, когда я была министром экономического развития,   
заключалась в следующем: нам надо сначала на уровне регионов отработать         
пилотные проекты по стройсберкассам. Я считаю, что эта форма перспективная,     
она имеет свою нишу наряду с ипотекой и другими формами предоставления жилья,   
и в качестве возможного будущего председателя Центрального банка я готова эту   
тему рассмотреть и подумать, что может сделать банковская система для           
развития этого вида бизнеса. На мой взгляд, на федеральном уровне мы пока не    
должны накапливать риски, лучше отработать на уровне регионов эту систему.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, несколько дней назад в этом зале отчитывался    
министр сельского хозяйства Фёдоров и называлась цифра: до 70 процентов         
средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, идёт на погашение         
ставки по кредитам - до 70 процентов! Неудивительно, что Центробанк, система    
банка, в прошлом году получил свыше триллиона рублей прибыли, а крестьянам,     
чтобы рассчитаться за кредиты, надо не меньше трёх лет работать и всё до        
копейки отдавать банкам. То есть, по сути, идёт финансовое обескровливание      
реального сектора. То же самое - с населением: вы, наверное, знаете, что в      
развитых странах мира сегодня объём денежной массы по отношению к товарной      
составляет от 80 до 120 процентов, а у нас - всего 30 процентов, а отсюда и     
ситуация такая, что товары есть, а купить-то их не могут - не по карману!       
                                                                                
У меня конкретный вопрос, только я хотел бы услышать конкретный ответ: что вы   
планируете сделать для поддержания финансовой устойчивости не малого и          
среднего бизнеса, а реального сектора - промышленности, сельского хозяйства?    
У вас это не прозвучало... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Не расслышала до конца вопрос...                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Поддержка реального сектора экономики? Я отошлю вас к своему   
докладу и к своим ответам на вопросы: монетизация экономики должна              
увеличиваться, но она должна увеличиваться в соответствии с экономическими      
законами, административно её увеличить невозможно. И Центральный банк должен    
развивать систему рефинансирования банков, ещё раз повторю. Некоторое время     
назад системы рефинансирования банков со стороны Центрального банка не          
существовало и единственным, по сути дела, инструментом денежной эмиссии были   
валютные интервенции. Банк развивает эту систему и должен развивать её          
дальше, это позволит предоставлять средства реальному сектору экономики.        
                                                                                
Если говорить об отдельных секторах, то надо сказать, что сельское хозяйство    
требует действительно отдельного внимания. Уровень задолженности предприятий    
сельского хозяйства очень большой, и здесь должны быть инструменты у            
правительства для поддержки сельского хозяйства, институты развития,            
эффективные формы поддержки, не только субсидирование процентных ставок, но и   
другие формы поддержки, в том числе субсидии непосредственно                    
сельхозпроизводителям, и это нужно делать в рамках госпрограммы поддержки       
сельского хозяйства.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Сергеевич Селезнёв.                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я знаю, вы выступаете за развитие прозрачной банковской системы. Мы тоже за     
это, поэтому внесли законопроект - точнее, я его внёс, - который обязывает      
все банки, независимо от того, есть там государственное участие или нет,        
закупать товары, услуги и работы по 223-му и 94-му федеральным законам, а со    
следующего года - по федеральной контрактной системе.                           
                                                                                
Объясняю свою позицию. Думаю, что вкладчики вправе знать, как банкиры и         
особенно топ-менеджеры расходуют их денежные средства, вклады - покупают ли     
очередные "мерседесы", приговаривая при этом, что на пороге кризис, или         
действительно оптимизируют расходы. Речь, подчёркиваю, идёт только о текущей    
хозяйственной деятельности, а не о покупке, например, золота, не о каких-то     
транзакциях, которые требуют немедленного вмешательства. Хотелось бы знать,     
поддерживаете вы нас или нет в отношении этого законопроекта?                   
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Я вас поддерживаю в идее, что действительно нужно повышать     
прозрачность банков. Это первое. И второе: нужно создавать стимулы для          
повышения операционной эффективности банков: они не всегда эффективны, и та     
маржа, которая существует, отражает и затраты, и часто неэффективность          
деятельности банков.                                                            
                                                                                
Что касается прозрачности закупок. У нас действительно есть и 223-й закон, и    
закон о федеральной контрактной системе принят, он касается государственного    
сектора, государственных компаний. Нужно ли распространять эту практику на      
частные банки - надо этот вопрос рассмотреть, но я пока отношусь к этому        
сдержанно. Почему? Потому что, на мой взгляд, более эффективным механизмом      
воздействия на издержки и на повышение эффективности является конкуренция в     
банковском секторе. Ещё недостаточна эта конкуренция, но именно конкуренция     
должна стать стимулом для увеличения эффективности и снижения издержек. Очень   
не хотелось бы, чтобы мы приняли закон, который банки начнут обходить. Все      
затраты проконтролировать очень тяжело, мы это видим и по другим компаниям,     
по естественным монополиям: затратный принцип и принцип контроля затрат не      
всегда эффективны.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, судя по выступлению, в поле вашего зрения как   
будущего главы Центробанка России такой важнейший вопрос, как реализация        
принятого политического решения о создании мегарегулятора на отечественном      
финансовом рынке. Ну понятно, что мы ещё будем обсуждать и конфигурацию, и      
полномочия этого мегарегулятора, и всё-таки ваше видение: а какие важнейшие     
проблемы удастся решить с помощью этого мегарегулятора и с какими проблемами    
мы можем столкнуться в процессе создания такой структуры?                       
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Это действительно очень сложная и очень важная задача для      
нашей страны. Задача мегарегулятора, на мой взгляд, - это развитие              
финансового рынка. Он у нас ещё очень слабо развит, даже если мы говорим о      
банковском кредитовании, о его развитии, о расширении инструментов              
финансирования реального сектора экономики. Банки должны брать в залог ценные   
бумаги, а если рынок ценных бумаг, рыночных активов не развит, то это, по       
сути дела, снижает и возможности для банковского кредитования. Нужно развитие   
во всех сегментах финансового рынка: и в страховании, и в развитии пенсионных   
накоплений, в том числе добровольных, и коллективных инвестиций. Здесь нужно    
и улучшение, усиление надзора, может быть, даже в большей степени, чем в        
банковском секторе, потому что хорошее регулирование и хороший надзор           
позволят сформировать доверие к финансовым институтам и развивать эти рынки.    
Для этого нужны и изменения в законодательстве, и я надеюсь, что будет          
возможность обсудить и внести их. Конечно, очень большие проблемы связаны с     
переходным периодом, и нужно постараться сделать так, чтобы не было сбоев в     
это время, и это всё нужно будет обсуждать с Государственной Думой.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы, будучи министром экономического развития,   
на мой взгляд, не смогли использовать все возможности правительства для         
поддержания экономического роста, несмотря на благоприятную, на                 
суперблагоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках. Я понимаю, что вы были не    
первым лицом и не всё от вас зависело, но если вы получите поддержку в этом     
зале, то вы станете главой Центробанка и в ваших руках будут все механизмы,     
которыми может воспользоваться Центробанк для поддержки экономического роста.   
Я хочу к вам обратиться с вопросом: вы, как бывший министр экономического       
развития, на посту главы Центробанка готовы полностью использовать все          
возможные ресурсы для поддержки экономического роста в качестве главного        
приоритета? Это прежде всего курс рубля и ставка рефинансирования, ведь во      
всём мире сегодня идёт борьба за рынки, и именно эти инструменты используются   
в этой конкурентной борьбе.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Как бывший министр экономики, я не могу не думать об           
экономическом росте, тем не менее у Центрального банка есть свои задачи. В      
конечном счёте, безусловно, Центральный банк должен способствовать              
экономическому росту, но через свой инструментарий. Я уже называла ключевые     
задачи, стоящие перед Центральным банком в этом направлении, повторю: это       
постепенное снижение инфляции, для того чтобы давать предсказуемость            
экономике, но такое снижение инфляции, которое не давило бы экономический       
рост; это относительно гибкий валютный курс, который, на мой взгляд, даёт       
больше положительного экономике, чем искусственное ослабление курса, так как    
искусственная привязка курса чревата многими проблемами для реального сектора   
экономики, если вдруг поменяется внешняя конъюнктура, и мы знаем это и на       
своём опыте (вспомните конец 90-х годов), и на опыте других стран, поэтому,     
на мой взгляд, именно гибкий валютный курс более благоприятен для реального     
сектора экономики; наконец, это ставка рефинансирования, но, хотя мы говорим    
о ставке рефинансирования, в основном мы должны смотреть и другие ставки, всю   
систему ставок - её надо развивать, расширять, здесь есть, конечно, над чем     
поработать, на мой взгляд.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Вопросы все заданы, вы     
ответили на все вопросы, пожалуйста, присаживайтесь.                            
                                                                                
А мы приступаем к выступлениям представителей фракций.                          
                                                                                
Приглашаю Вадима Валентиновича Кумина, фракция КПРФ.                            
                                                                                
КУМИН В. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, разрешите кратко обозначить те проблемы, которые, по         
мнению нашей фракции, предстоит решать ныне кандидату на должность              
председателя Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Эльвире        
Сахипзадовне, в случае если сегодня мы утвердим её на этот пост. В конце        
выступления также хотелось бы дать общую оценку социально-экономического        
курса, проводимого на сегодняшний день в России. Более подробно все эти         
вопросы отражены в докладе, который фракция КПРФ специально подготовила к       
моменту назначения нового председателя Центрального банка Российской            
Федерации, и этот доклад был направлен в правительство, руководству             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Во-первых, для достижения целей социально-экономического развития страны от     
Центрального банка, по нашему мнению, требуется совершенно иной уровень         
взаимодействия, координации действий с Правительством Российской Федерации, и   
согласование денежно-кредитной политики является, по нашему мнению, только      
одним из возможных аспектов такого взаимодействия. На самом деле нам кажется,   
что Центробанк обязан принимать участие в решении вопросов повышения тарифов    
естественных монополий, а лучше - всеми возможными способами выступать против   
повышения тарифов естественных монополий, потому что, если тарифы повышаются,   
это заставляет Банк России, естественно, повышать ставки с целью                
предотвращения инфляции, и получается спиральный круг инфляций, который         
делает просто неконкурентоспособной нашу экономику. Центральный банк            
почему-то действовал сам по себе, а правительство - само по себе, нужна более   
тесная координация. Это первое.                                                 
                                                                                
Второе. Следует обязательно нам с вами изменить в ближайшее время закон "О      
Центральном банке...", чтобы наделить Центробанк вторым мандатом, он должен     
иметь два мандата: первый мандат - на сдерживание инфляции и укрепление         
устойчивости финансовой системы страны, второй мандат - на долгосрочный         
экономический рост, при этом долгосрочный экономический рост в условиях         
диверсификации экономики. Это, повторяю, нам с вами предстоит сделать очень и   
очень быстро, иначе будут не очень хорошие последствия. В свою очередь, если    
мы наделим Центробанк этим вторым мандатом, это обязательно потребует нового    
курса и от правительства, поэтому нужно это сделать быстро.                     
                                                                                
Часто приходится слышать, что, как только уровень инфляции в стране снизится    
до 2-3 процентов, неведомо откуда прибегут к нам иностранные инвесторы,         
начнут вкачивать огромные деньги в экономику. Хочу обратить внимание            
уважаемых коллег на ситуацию на Украине, где, например, сегодня официально      
инфляция равна нулю, а в принципе по ряду кварталов наблюдается и дефляция,     
но при этом никакие инвесторы никуда не прибежали, а наоборот, происходит       
резкое падение промышленного производства, идёт стагнация в промышленности.     
Сдаётся, что либеральные экономисты, которые много лет считали и считают        
снижение инфляции самоцелью, просто водят за нос и нас, и наших избирателей,    
поэтому мы настаиваем на том, что, конечно, нужно бороться с инфляцией, но      
это не должно быть самоцелью, не должно быть предлогом для выкачивания денег    
из экономики страны. Я думаю, что здесь есть над чем работать.                  
                                                                                
Во-вторых, Банку России нужно создать систему долгосрочного и доступного        
рефинансирования российской банковской системы и государственных институтов     
развития, здесь об этом много говорилось, на сегодняшний день она               
недостаточно развита. Указанные требования к банкам - соответственно, под       
залог крупных промышленных активов и обязательств промышленных предприятий -    
должны заместить избыточные на сегодняшний день золотовалютные резервы в        
активах Центрального банка, то есть в графе "Активы" у Центрального банка в     
большей части должны быть кредиты реальной экономики.                           
                                                                                
В-третьих, нужны ужесточение борьбы с коррупцией в банковской сфере и           
введение персональной ответственности сотрудников Центрального банка, в том     
числе уголовной, за провалы в сфере банковского надзора, которые в последнее    
время мы видим достаточно часто и которые обернулись крупными потерями для      
бюджетной системы и экономики Российской Федерации. Последние события на        
Кипре показывают, что без восстановления действенного контроля за               
трансграничным движением капитала, который на сегодняшний день практически      
отсутствует в Центральном банке с нынешней его политикой, нам обойтись уже      
нельзя, иначе страна продолжит терять десятки миллиардов долларов в год.        
                                                                                
В целом хочу сказать, что к настоящему времени текущая модель экономического    
развития страны, по нашему мнению, себя исчерпала, однако власть упорно         
продолжает гнуть прежнюю линию, уничтожая собственных производителей через      
вступление в ВТО, через взвинчивание тарифов и распродажу прибыльных            
государственных предприятий, одновременно не давая денег в экономику. В связи   
с этим на настоящий момент фракция КПРФ не может поддержать представленную      
кандидатуру, но тем не менее мы готовы к полномасштабному сотрудничеству,       
если уважаемая Эльвира Сахипзадовна выразит желание решать обозначенные нами    
проблемы.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович Рохмистров.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, после длительных совещаний, которые фракция ЛДПР провела    
с Эльвирой Сахипзадовной, фракция приняла решение поддержать её кандидатуру.    
С чем это связано? Связано это с простыми вещами, о которых мы неоднократно     
говорили в этом зале. Вспомните, предыдущему председателю Центрального банка    
мы неоднократно задавали вопрос: "Когда в экономике появятся дешёвые длинные    
деньги?" - и получали ответ: тогда, когда люди задёшево их понесут сберегать    
в банки. Понятно, что при той денежно-кредитной, финансовой политике, которая   
велась Центральным банком, это означало "никогда". Надо отдать должное,         
Эльвира Сахипзадовна ответила на вопрос по-другому: она сказала, что - я        
впервые услышал это из уст руководителя - Центральный банк должен разработать   
ряд контрольных и стимулирующих мер для тех банков, которые предоставляют       
кредиты реальному сектору экономики, то есть пересмотреть сам подход.           
                                                                                
Понятно, что если мы смотрим с позиции, как быстро заработать деньги, - а       
коммерческие банки зарабатывают деньги - то, наверное, банку выгодней при       
быстром обороте денег получить максимальную доходность. Это торговая операция   
"купи-продай", но, к сожалению, никакого отношения к реальному сектору          
экономики такие короткие деньги иметь не могут, и в то же время они             
раскручивают инфляционные процессы, потому что они быстро входят в оборот, и    
Центральный банк в качестве следующей меры снижения инфляции вынужден сжимать   
денежную массу. А что происходит после сжатия денежной массы? Происходит        
ровно то, что произошло в преддверии 2008 года: наши предприятия и              
организации пошли за дешёвыми деньгами туда, где они есть, то есть в            
иностранные банки, и в результате образовалась огромная корпоративная           
задолженность, с которой мы потом успешно боролись теми самыми деньгами,        
которые откладывали на чёрный день. То есть анализ кризиса 2008 года            
показывает (кстати, предыдущий выступавший тоже это отметил), что у нас         
финансовая, экономическая и денежно-кредитная политика до кризиса и, к          
сожалению, наверное, отчасти и в рамках борьбы с кризисом напоминала            
известную басню "Лебедь, Щука и Рак", когда Минэкономразвития шло в одну        
сторону, никак не могло договориться с Министерством финансов, а Центральный    
банк проводил свою, другую политику. Я думаю, что единая финансовая,            
денежно-кредитная политика и действия Министерства экономического развития,     
направленные на развитие экономического потенциала страны, - а в выступлении    
Эльвиры Сахипзадовны прозвучало, что она не намерена мириться с той             
ситуацией, что наш экономический рост будет составлять 2-3 процента, - всё      
это внушает надежду на то, что денежно-кредитная политика Центрального банка    
изменится.                                                                      
                                                                                
Второй немаловажный факт - это то, что сегодня к Центральному банку переходит   
новая функция - функция мегарегулятора, который будет регулировать те вещи,     
которые, к сожалению, все последние годы оставались вне сферы внимания и        
Министерства экономического развития, и Министерства финансов, и Центрального   
банка, то есть они варились в собственном соку и на сегодняшний день подошли    
к такой серьёзной черте, когда, возможно, произойдут не только финансовые, но   
и социальные потрясения. Например, это то, что у нас до сегодняшнего дня не     
существует концепции развития страхового рынка. Мы с вами принимаем целый ряд   
законов, расширяем перечень видов обязательного страхования, которое сегодня    
действительно является объективной необходимостью, мы заинтересованы в том,     
чтобы страхование активно включалось в такие процессы, как пенсионные           
накопления, страхование жизни, и покрывало другие риски, в том числе и в        
сельском хозяйстве, и в то же время концепции развития страхового бизнеса в     
нашей стране не существует, не существует единого профессионального             
регулятора даже по обязательным видам страхования. Это говорит о чём? Те        
самые компенсационные фонды, которые должны иметь профессиональные              
объединения, размыты.                                                           
                                                                                
Вот у нас до сих пор существует по отдельному закону такая организация, как     
РСА, которая фактически регулирует деятельность в области обязательного         
страхования, а это фактически налог, потому что, допустим, нельзя               
пользоваться транспортным средством, не имея полиса ОСАГО. Что это такое в      
социальном плане? Это порядка сорока миллионов российских граждан, вместе с     
членами семей это значительно больше, и если сегодня срочно не будут приняты    
меры, ситуация может стать такой, что все эти сорок миллионов придут к нам с    
вами в гости, и не с пожеланиями здоровья и счастливой жизни, - вот очень       
этого не хотелось бы. То есть фактически это монопольный орган пяти или даже,   
можно сказать, трёх крупнейших страховых компаний, которые фактически           
монопольно регулируют этот рынок. Я уже говорил с этой трибуны, что             
Государственную Думу и правительство поставили в не очень удобное положение,    
потому что мы будем вынуждены изменить тарифы по ОСАГО. Почему? Потому что      
банкротство десяти страховых компаний, даже очень небольших, приведёт к тому,   
что компенсационного фонда, который составляет 6 миллиардов рублей, хватит на   
две недели, после этого компенсации по полисам обязательного страхования        
будет неоткуда выплачивать. Надо принимать срочные меры, потому что иначе,      
так как ОСАГО - это договор публичной оферты, мы с вами должны будем здесь      
собираться, чтобы из бюджета дать деньги на компенсацию бедным обманутым        
застрахованным гражданам, которые не смогли её получить. То есть ситуация       
пожарная.                                                                       
                                                                                
И я надеюсь, и фракция ЛДПР надеется, что Эльвира Сахипзадовна понимает все     
те вызовы, которые стоят перед Центральным банком, и в ближайшее время будут    
приняты меры по дифференцированному отношению к банкам, которые работают с      
реальным сектором экономики, будет изменена система резервирования в            
зависимости не только от рисков, но и от того, куда направляются деньги, и      
Центробанком, как мегарегулятором, будут выработаны... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Дмитриевич Жуков.                                                     
                                                                                
ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция      
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Нам с вами сегодня предстоит    
принять очень важное решение - назначить председателя Центрального банка. Я     
думаю, вы все прекрасно знаете, Центральный банк - это организация, которая     
по сути обеспечивает экономическую стабильность в стране, решает одну из        
самых важных социально-экономических задач - обеспечивает стабильность          
национальной валюты. Центральный банк является организацией, которая должна в   
первую очередь способствовать снижению инфляции, - это одна из главных задач,   
которую решал Центральный банк и которую предстоит ему решать.                  
                                                                                
И в то же время сегодня экономическая ситуация в России такова, что             
Центральный банк не только должен наделяться новыми и весьма важными            
функциями, но и, пожалуй, должен играть ещё большую роль в увеличении темпов    
экономического роста в России. Вот Эльвира Сахипзадовна в своём выступлении,    
на мой взгляд, очень подробно и очень удачно рассказала о тех проблемах,        
которые стоят перед Центральным банком, и наверное, главное заключается в       
том, чтобы обеспечить правильный баланс между проведением политики сохранения   
экономической стабильности и макроэкономической стабильности в стране и в то    
же время стимулированием экономического роста, который сегодня - я думаю, вы    
все следите внимательно за экономической ситуацией, - к сожалению, затухает.    
Наша страна нуждается в дополнительных инвестициях, она нуждается в усилении    
доверия со стороны инвесторов, и в решении всех этих задач Центральный банк     
играет одну из главных ролей.                                                   
                                                                                
Я думаю, что предложенная нам кандидатура исключительно удачная, потому что     
Эльвира Сахипзадовна, одной стороны, является очень опытным и сильным           
экономистом - она на протяжении многих лет возглавляла Министерство             
экономического развития и торговли, которое обязано вместе с Министерством      
финансов обеспечивать макроэкономическую стабильность, с другой стороны,        
Эльвира Сахипзадовна очень глубоко вникает в проблемы российского бизнеса и     
инвестиций, она многие годы занималась именно тем, что разрабатывала            
механизмы поддержки российского предпринимательства. Вот сочетание этих двух    
вещей, правильное, дозированное сочетание - поддержание стабильности            
национальной валюты, снижение инфляции и в то же время поддержка российской     
экономики и стимулирование экономического роста и занятости, - как мне          
кажется, это та задача, которую именно Эльвира Сахипзадовна, с её знаниями,     
опытом и авторитетом, сможет решить.                                            
                                                                                
Второе, о чём хотелось бы сказать. Мы с вами вскоре будем рассматривать         
вопрос о придании Центральному банку функции мегарегулятора. Это означает на    
самом деле, что Центральный банк получит огромные дополнительные возможности,   
и не только по контролю за всеми финансовыми процессами в экономике, но и по    
дополнительному привлечению длинных денег - денег, которые могут пойти на       
серьёзные, длинные инвестиции, прежде всего от внутренних инвесторов, и         
помогут ускорить темпы роста нашей экономики.                                   
                                                                                
Следующая важнейшая задача Центрального банка - это усиление банковского        
надзора, об этом тоже было много сказано. Вы знаете, наша банковская система,   
конечно, сегодня достаточно серьёзно продвинулась вперёд по сравнению с тем,    
что было, скажем, десять лет назад, но тем не менее у нас по-прежнему           
сохраняется большое количество банков условных - банков, которые представляют   
из себя больше отмывочные конторы, чем настоящие банковские учреждения. И       
здесь перед Эльвирой Сахипзадовной, если мы назначим её сегодня на эту          
должность, будет стоять очень непростая задача, но я уверен, с её решением      
она сможет справиться.                                                          
                                                                                
Что главное требуется от Центрального банка и от председателя Центрального      
банка? Это доверие и предсказуемость. Каким образом эти доверие и               
предсказуемость могут быть обеспечены? С одной стороны, необходимо тесное       
взаимодействие с правительством и продолжение решения тех задач, которые        
традиционно решал Центральный банк. Я думаю, что здесь никаких проблем у        
нового председателя Центрального банка не возникнет, поскольку взаимодействие   
с правительством, с учётом истории этих взаимоотношений, я уверен, будет        
обеспечено, и прежде всего в определении основных направлений                   
денежно-кредитной политики. С другой стороны, очень важно, чтобы Центральный    
банк, особенно в критические моменты нашей экономической истории, был           
независим от исполнительной власти, и здесь, я думаю, кандидатура,              
предложенная нам президентом, очень удачная, потому что на протяжении всей      
своей деятельности - я могу сказать как человек, который много работал вместе   
с Эльвирой Сахипзадовной в правительстве, - она всегда умела очень жёстко и     
чётко отстаивать свою позицию, если была уверена в своей правоте, а это очень   
важное и необходимое качество для председателя Центрального банка.              
                                                                                
Ну и наконец, ещё один очень важный момент - это авторитет руководителя и,      
наверное, репутация у наших зарубежных партнёров, и здесь также, я думаю,       
репутация Эльвиры Сахипзадовны как одного из ключевых министров в предыдущих    
правительствах, её очень хорошие контакты с большинством западных банкиров,     
банкиров из самых разных стран мира, и иностранных инвесторов также сыграют     
на пользу нашему Центральному банку.                                            
                                                                                
Учитывая все эти обстоятельства, я считаю, что предложенная нам кандидатура     
чрезвычайно удачна, и хочу вам сообщить о том, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
будет поддерживать назначение Эльвиры Сахипзадовны на должность председателя    
Центрального банка.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Дмитриевич.                            
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня здесь во время          
обсуждения кандидатуры Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной звучало очень много     
предложений по поводу того, что Центральный банк должен активно заниматься      
стимулированием экономического роста, и очевидно, что проведение более мягкой   
денежно-кредитной политики, поддержка более слабого рубля будет                 
способствовать экономическому росту, и я просто уверен, что Центральный банк    
этот инструмент будет использовать в своей политике, только об этом нельзя      
громко заявлять, поскольку такие заявления моментально могут сильно повлиять    
и на качество нашей валюты, и вообще на состояние финансового рынка. Но         
всё-таки такие меры имеют краткосрочный эффект, они не могут влиять на          
долгосрочную экономическую стратегию, на долгосрочный экономический рост. И     
очень важно, что Центральный банк в лице Эльвиры Сахипзадовны - я её уже так    
для себя воспринимаю - заявил о том, что будут расширяться инструментарии       
рефинансирования кредитных организаций. Это, кстати, будет напрямую влиять на   
экономический рост и на ставки по кредитам, которые сегодня предлагают наши     
банки. Сегодня доступ к рефинансированию Центрального банка имеют в основном    
крупные государственные банки, ну и пара частных банков, а точнее один          
иностранный - "ЮниКредит Банк" и один частный, самый крупный частный банк -     
"Альфа-банк". Остальные банки имеют ограниченный доступ к рефинансированию, а   
значит, у нас ограничена конкуренция на рынке, а когда нет справедливой         
конкуренции, то, соответственно, и ставки по кредитам для заёмщиков также       
являются слишком высокими. Конечно же, на это влияют и другие причины, но       
основное - рефинансирование кредитных организаций, доступ к нему не только      
крупных банков. И здесь я хотел бы обратить внимание Эльвиры Сахипзадовны на    
такой тезис: крупный банк - не обязательно устойчивый банк, многие средние и    
малые банки являются более устойчивыми, чем крупные банки, и практика это       
показала - вспомним "Банк Москвы", "Межпромбанк" и некоторые иные, которые      
уже, к сожалению, ушли с рынка. То есть нужна конкуренция в борьбе за доступ    
к рефинансированию. Это первое.                                                 
                                                                                
Второе - удлинение сроков рефинансирования. В Государственной Думе лежит        
законопроект о предоставлении права Центральному банку давать более длинные     
кредиты банкам, кредитным организациям. И я считаю, что такое право у           
Центрального банка должно быть. Оно не обязательно должно быть использовано,    
но право должно быть, так как этим правом пользуется, скажем, Европейский       
центральный банк или Федеральная резервная система Соединённых Штатов           
Америки.                                                                        
                                                                                
Здесь говорили об услугах естественных монополий. Конечно, ЦБ будет очень       
трудно бороться с инфляцией, если тарифы на услуги будут постоянно расти. Вот   
законопроект, который наша фракция давно предлагала, смысл его очень простой:   
тарифы на услуги естественных монополий не должны расти быстрее уровня          
инфляции, выше уровня инфляции. Это же справедливо: почему все остальные        
отрасли - по уровню инфляции, а естественные монополии, которые и так живут     
лучше, чем остальная экономика, имеют право задирать тарифы выше уровня         
инфляции, зачастую в два раза и более?                                          
                                                                                
Следующее - операционные издержки, они также, конечно, влияют на стоимость      
кредитов, которые предоставляют наши банки. Я с удовольствием услышал в         
выступлении Эльвиры Сахипзадовны о том, что банки будут использовать            
электронные средства для хранения документов. Соответственно, не надо будет     
содержать огромные помещения, тратить огромные деньги на бумагу, в конце        
концов это сохранение наших лесных богатств. Если на электронных носителях      
будет храниться информация, то, соответственно, значительно снизятся издержки   
кредитных организаций, а это в конечном итоге и проценты по кредитам. Но есть   
ещё некоторые направления, по которым мы могли бы поработать. Например, в       
прошлом году банки представили в Федеральную службу по финансовому              
мониторингу девять миллионов сообщений об операциях на сумму свыше 600 тысяч    
рублей, и мы знаем, что эти сообщения, в общем-то, использовались               
неэффективно: Сергей Михайлович Игнатьев громко заявил о том, что отмывают,     
вывозят незаконно полученные средства, - зачем такой вал информации в службу    
финансового мониторинга? Давайте определим, что такое сомнительная операция,    
что такое незаконная операция, и пусть банки представляют эту информацию, как   
это делают в Европе, - почему мы придумали иной, валовый подход, который        
неэффективен, как показывает жизнь? И меньше будет расходов на осуществление    
этих операций, и соответственно будет больше эффективность в борьбе с           
отмыванием капиталов, полученных преступным путём.                              
                                                                                
Во время руководства министерством экономики Эльвира Сахипзадовна реализовала   
идею оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Я считаю, что можно было бы и в    
Центральном банке эту идею реализовать, для того чтобы оценивать инструкции     
Центрального банка, решения, которые там принимаются, на предмет                
регулирующего воздействия. Если это приносит значительные расходы банкам, то    
в итоге эти расходы ложатся на плечи клиентов, на плечи тех, кто получает       
кредиты. Мы иногда считаем, что возлагаем какие-то обязанности на кредитную     
организацию, но на самом деле всё оплачивает клиент, который потом получает     
финансовую услугу в банке, и поэтому очень взвешенно надо подходить к           
решениям, которые увеличивают расходы кредитных организаций.                    
                                                                                
Ну и риски. Риски - это тот фактор, который тоже влияет на процентную ставку.   
К сожалению, наше залоговое законодательство не позволяет снижать эти риски,    
и, естественно, банки риск невозврата кредита, риск вывода залога, актива       
постоянно закладывают в процентную ставку - в результате всё опять же           
оплачивает добросовестный клиент, добросовестный заёмщик.                       
                                                                                
Я в связи с этим хотел бы одно предложение внести. Вы знаете, что Высший        
Арбитражный Суд, Верховный Суд обладают правом законодательной инициативы,      
это независимые судебные органы и вот таким правом обладают. Наш Центральный    
банк тоже независимый орган, здесь уже это звучало, и надо его наделить этим    
полномочием, тем более что он становится мегарегулятором и нужно быстро и       
очень профессионально готовить документы, для того чтобы они рассматривались    
здесь, в Государственной Думе, и работали на нашу финансовую систему.           
                                                                                
Хотел бы пожелать успехов Эльвире Сахипзадовне, ну и надеюсь, что мы будем      
действительно плодотворно... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, голосование по проекту постановления проведём в "час         
голосования". В соответствии со статьёй 168 Регламента порядок голосования      
определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса, давайте   
вот с этим и определимся.                                                       
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина, какие есть на этот счёт предложения профильного    
комитета?                                                                       
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Есть такое предложение: открытый способ голосования.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение Натальи Викторовны      
Бурыкиной.                                                                      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.99,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Эльвира Сахипзадовна, я прошу вас к 17 часам тоже подойти, с тем чтобы мы по    
результатам голосования - я надеюсь, они будут положительные - смогли вас       
поздравить.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2621 по 2627 из 6806
ДОРОФЕЕВ С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу прощения, я по вопросу о Центробанке         
голосовал за, но почему-то не сработало.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. Спасибо.                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5013 по 5045 из 6806
2-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы "О назначении    
Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны на должность Председателя Центрального банка   
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против           20 чел.4,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - триста шестьдесят депутатов. (Аплодисменты.)                               
                                                                                
Эльвира Сахипзадовна, от имени всех депутатов Государственной Думы от души      
поздравляю вас с назначением. И мы, конечно, искреннее желаем больших-больших   
успехов в вашей такой сложной и многотрудной работе. Я не могу сейчас           
поддержать это поздравление шампанским, но с большим удовольствием вручу вам    
букет цветов. (Аплодисменты.)                                                   
                                                                                
НАБИУЛЛИНА Э. С. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, я благодарю вас за оказанное доверие и за поддержку моей    
кандидатуры и нацелена на постоянный, именно постоянный, открытый,              
конструктивный диалог с вами в текущей работе. Ещё раз огромное спасибо.        
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На поддержку депутатов можете рассчитывать.