Заседание № 83
08.12.2022
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 251335-8 "Об информации Министра здравоохранения Российской Федерации М. А. Мурашко о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5128 по 5439 из 5709
48-й пункт, проект постановления Государственной Думы "Об информации Министра здравоохранения Российской Федерации М. А. Мурашко о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам". Доклад Леонида Анатольевича Огуля. ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представляем проект постановления Государственной Думы по итогам "правительственного часа" с участием министра здравоохранения, который состоялся 23 ноября 2022 года. Поддерживаем работу Минздрава России. Проект постановления получился комплексным и достаточно объёмным. Предложения, которые мы подготовили, отражают системные траектории, которые оптимизируют и улучшают нашу систему здравоохранения, позволят ей быть устойчивее. На что мы обращаем внимание? Это недостаточность кадрового обеспечения первичного звена; необеспеченность в строительстве, реконструкции и ремонте медорганизаций первичного звена здравоохранения; недостижение регионами целевых показателей уровня зарплаты медработников, определённых указом президента № 597; просроченная кредиторская задолженность медорганизаций. Наши предложения правительству и региональным органам власти: совершенствовать целевое обучение, предусмотреть расширение соцгарантий для студентов государственных медицинских образовательных организаций высшего образования, увеличить приём; рассмотреть целесообразность дальнейшего увеличения размера единовременных компенсационных выплат медицинским работникам; рассмотреть возможность продления федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" до 2030 года; продолжить совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом, гепатитом С и сердечно-сосудистыми заболеваниями; поддержать отечественное производство системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови; обеспечить принятие дополнительных мер по импортозамещению медицинских изделий и лекарственных средств; отрегулировать межтерриториальные расчёты за медицинскую помощь; совершенствовать отраслевые информационные системы; рассмотреть возможность включения госпиталей для ветеранов войн в федеральный проект "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация"; освобождать медицинских работников от выполнения функций, не связанных с оказанием медицинской помощи; усовершенствовать реабилитацию участников специальной военной операции и членов их семей. Рекомендуем провести анализ эффективности мер, принимаемых в сфере кадрового обеспечения здравоохранения, итоги которого представить в Государственную Думу до 1 мая 2023 года. Для дополнительного контроля мы предлагаем создать рабочую группу по анализу эксперимента по дистанционной торговле рецептурными лекарствами, а также рабочую группу по ликвидации дефицита кадрового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации. Также в период весенней сессии 2023 года мы предлагаем провести совместное заседание Комитета Государственной Думы по охране здоровья и Комитета Государственной Думы по контролю в рамках промежуточного контроля за исполнением настоящего постановления. Уважаемые коллеги, проект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления нет, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Желающих выступить тоже нет. У нас есть проект постановления и к нему ещё три поправки, поэтому сейчас голосуем: принять за основу проект постановления. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 07 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается за основу. Пожалуйста, Куринный по поправкам. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, предлагается дополнить пункт 5, или часть пятую, нашего постановления, где Государственная Дума обращает внимание на следующий актуальный аспект: недостаточный уровень кадрового обеспечения медицинских организаций первичного звена. Предлагается дополнить: недостаточный уровень финансирования и кадрового обеспечения медицинских организаций первичного звена. Собственно, об этом говорил вчера и президент, когда были выделены дополнительные средства и повышены оклады в данном случае отдельных категорий медицинских работников первичного звена. Поэтому будет правильно и целесообразно указать на обе проблемы первичного звена, не только кадровую, но и финансовую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста. ОГУЛЬ Л. А. Позиция Комитета Государственной Думы по охране здоровья по первой поправке - поправку отклонить. Финансирование здравоохранения находится на контроле как у нашего комитета, так и у Комитета по бюджету и налогам. Отмечу, что государственные расходы на здравоохранение из всех источников - федеральный бюджет, бюджет фонда ОМС, региональные бюджеты - с 2018-го по 2025 год увеличились в 2 раза: с 3,3 триллиона рублей до 6,8 триллиона рублей. Доля расходов бюджетной системы на здравоохранение возрастёт за этот период с 3,5 до 4 процентов ВВП. В то же время, отмечу, в принятом нами бюджете на проект модернизации первичного звена здравоохранения рост расходов предусмотрен к 2025 году с 99 до 133 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 13 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Отклоняется. По второй поправке - Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Леонид Анатольевич, значит, надо будет "ЕДИНОЙ РОССИИ" рассказать избирателям, что финансирование здравоохранения достаточное и даже избыточное. Пункт 2: рассмотреть вопрос об увеличении финансирования отрасли здравоохранения из всех государственных источников до уровня 5 процентов ВВП к 2025 году. Я напомню, что эта цифра была названа президентом в прошлом году: надо стремиться к финансированию 5 процентов от ВВП. В ведущих странах этот показатель гораздо выше: минимальный 6, максимальный - 12-13 процентов. При существующем уровне, который, к сожалению, не растёт, а падает (Леонид Анатольевич забыл сказать, что 4,1 процента в 2023 году и 4,0 процента от ВВП к 2025 году будет составлять государственное финансирование здравоохранения из всех источников), при таком подходе обеспечить нормальное функционирование отечественного здравоохранения и выполнение всех показателей будет невозможно. Это первое. Второй момент. Рассмотреть вопрос об изменении системы оплаты труда медицинских работников - мы об этом тоже говорили - с увеличением должностных окладов, фонда оплаты труда и, самое главное, выравниванием размера заработной платы медицинских работников, которые работают в разных субъектах. На это тоже обращали внимание разные докладчики, к сожалению, это ушло из постановления. То, что в 5 раз отличаются заработные платы медицинских работников, - это совершенно ненормально. Что касается паспорта федерального проекта по борьбе с хроническим гепатитом С. Опять же есть два указания президента на этот счёт. В настоящее время паспорт не разработан, необходимые средства не заложены, цена вопроса - 10 тысяч человеческих жизней, мы об этом тоже говорили. Ну и, наконец, вопрос о том резерве или о той кубышке, которая сформирована сегодня в рамках "Круга добра". Предлагается, ничего не нарушая, обратить внимание Минздрава и дать возможность "Кругу добра" и, собственно, этому ведомственному проекту понемножечку забирать детей из регионов, больных детей, которые требуют дорогостоящего лечения. В принципе этим же самым он и занимается. Я напомню, что порядка десяти новых заболеваний, которые в том числе входят и в число региональных так называемых орфанных заболеваний, сегодня уже вошли в "Круг добра". И эту работу надо продолжать. И последнее - это рассмотреть возможность внедрения в Российской Федерации системы всеобщего лекарственного обеспечения. Это обеспечение лекарствами всех, кто в них нуждается, независимо от их дохода, наличия группы инвалидности, страдают ли они каким-нибудь заболеванием особенным (к сожалению, это имеет место). Подобная система работала и работает сегодня даже, скажем, в критикуемой нами Украине и в тех четырёх субъектах, которые в неё входили. Эту систему придётся внедрять, чтобы не ухудшить положение людей, которые там есть. Собственно, эта система действует в большинстве развитых стран, и, я думаю, в любом случае Российская Федерация должна её внедрить. От этого зависят показатели качества жизни, продолжительности жизни и возможность реализации и достижения тех демографических показателей, которые поставлены в ключевых указах Президента Российской Федерации. Всё это обсуждали, но в постановлении этого нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ОГУЛЬ Л. А. Позиция Комитета Государственной Думы по охране здоровья - поправку отклонить. По порядку. Глубокоуважаемый Алексей Владимирович, всё, что касается финансирования здравоохранения, уже высказано в позиции комитета по первой поправке. Сформированная Минтрудом и Минздравом модель отраслевой системы оплаты труда медицинских работников предполагает введение единого порядка формирования должностных окладов с применением расчётной величины коэффициентов сложности труда, единых для всех регионов. Её реализация приостановлена до 1 января 2025 года. Но обращаю внимание, уважаемые коллеги, на вчерашние поручения президента в сфере заработной платы врача: на их выполнение предусмотрено не около, а более 152 миллиардов рублей. Это вы видели уже, наверное, в постановлении Правительства Российской Федерации. Что касается гепатита C. Глубокоуважаемый Алексей Владимирович, стоит отметить, что, во-первых, в постановлении уже отражены рекомендации о создании отечественного производства противовирусных лекарственных препаратов для лечения хронического вирусного гепатита С. Дополнительно обращаем внимание: правительством утверждён план мероприятий по борьбе с гепатитом С, который предполагает создание регистра граждан, которым требуется лечение. Это только один из первых шагов к определению финансовых потребностей по данной категории. Предложение Алексея Владимировича о совершенствовании лекарственного обеспечения детей с жизнеугрожающими или хроническими и орфанными заболеваниями охватывается рекомендацией правительству о дальнейшей федерализации организации оказания медицинской помощи таким пациентам. В части внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения отмечаем, что в целях совершенствования механизмов лекарственного обеспечения требуется оценка количества льготополучателей, в том числе возможного их дублирования, а также требуемого объёма средств бюджетов бюджетной системы России. По имеющимся данным, количество таких граждан по состоянию на 15 ноября 2022 года составляет 24,1 миллиона человек, и в настоящее время федеральный регистр продолжает наполняться. Таким образом, подготовка предложений по новой системе лекарственного обеспечения будет возможна только после накопления данных в федеральном регистре. Мы это обсуждали на заседании нашего комитета, и на это давал исчерпывающий ответ министр здравоохранения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 03 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Отклоняется. И по поправке 3 - Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Александр Дмитриевич, небольшой комментарий всё-таки в части финансирования здравоохранения. Про 5 процентов не я говорил, а президент. Об увеличении финансирования по окладам решения вчера приняты, но почему-то только президентом, а Государственная Дума почему-то не может даже рекомендовать. Мы же здесь не принимаем законопроект, мы боимся даже рекомендовать - всё только с пинка президента! Нет решения президента, нет поручения президента - будем сидеть здесь, надув щёки от важности. По большому счёту, ведь перезрела уже проблема, а мы боимся даже указать на неё - вот в чём вопрос! В части создания препаратов от гепатита С. Да, есть такая рекомендация - создать препараты, но денег на их покупку нет, они не заложены, и программу эту тоже можно мять ещё долгое и долгое время. Президент дважды указал на необходимость выделения средств, - дважды! - и опять мы не выполняем. Ну и, собственно, что касается лекарственного обеспечения. Регистр сформирован, Леонид Анатольевич, мы приняли соответствующий закон, этот регистр уже есть, и региональный, и федеральный, и все деньги можно подсчитать. И опять же это только рекомендация - двигаться в этом направлении, не ждать 2025 года, не ждать исключительно указания президента, не ждать ещё, там, я не знаю, что должно произойти, а указать на это правительству в плане направления для действий. И наконец, последний пункт, он касается непосредственно медицинских работников: разработать и нормативно закрепить максимально допустимую нагрузку на медицинского работника по каждой специальности. Сегодня этого показателя нет, и поэтому на врача можно повесить и 100 больных, и 200 больных, и 300 больных, а потом удивляться, как же это он так не успевает с ними справиться, или устаёт вдруг неожиданно, или выгорает. По одной простой причине: министерство утвердило только рекомендации, это рекомендованный норматив. Вот рекомендовано, предположим, 20 коек на одного стационарного хирурга, но может быть и 30 коек, может быть и 40. И ни один суд, к сожалению, не защитит права, и были уже соответствующие попытки, чтобы именно закрепить 20 коек: потому что, говорят, написано, что рекомендовано, значит, можно больше, значит, можно меньше, в зависимости от руководителя, его пожелания, его доброй воли, соображения, как решать тот или иной вопрос. Поэтому максимальные нормативы должны быть закреплены, и это важно не только для медиков, это важно и для их пациентов. Загнанный врач, уставший врач, ничего не понимающие врач или медицинская сестра - это большее количество ошибок, это большее количество осложнений, которые в том числе и на нас могут так или иначе лечь или на наших родственников, на наших знакомых, друзей, тем более избирателей. Просьба именно это положение в обязательном порядке закрепить и в виде порядков, скорее всего, министерству рекомендовать принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонид Анатольевич. ОГУЛЬ Л. А. Уважаемые коллеги, позиция Комитета Государственной Думы по охране здоровья: поправку отклонить. В постановлении уже закреплена необходимость, уважаемый Алексей Владимирович, продолжить работу по дальнейшему освобождению медицинских работников от выполнения функций, не связанных с оказанием медицинской помощи, закрепив соответствующее положение в нормативных правовых актах. Это в проекте постановления отмечено, в пункте 10, - можете посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 33 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5445 по 5466 из 5709
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, а мы ни одной поправки не приняли - о чём речь? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование: принять в целом проект постановления. Обычно, если не приняли поправки, остаётся так, как проголосовали. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 32 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принимается.