Заседание № 80

24.11.2022
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 240210-8 "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "Развитие системы высшего образования в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7147 по 7276 из 7677
58-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О рекомендациях      
парламентских слушаний на тему "Развитие системы высшего образования в          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Сергей Владимирович Кабышев.                                                    
                                                                                
Кабышев С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается проект постановления Государственной Думы "О рекомендациях         
парламентских слушаний на тему "Развитие системы высшего образования в          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Напомню, что 27 июня 2022 года по инициативе и под председательством            
Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина состоялись     
парламентские слушания, в которых приняли участие руководители всех фракций в   
Государственной Думе, министр науки и высшего образования, ректоры ведущих      
вузов страны и представители объединений работодателей,                         
научно-педагогического и студенческого сообществ. По итогам слушаний            
комитетом совместно с участниками парламентских слушаний подготовлены           
рекомендации с учётом поступивших предложений, которые направлены на развитие   
системы образования в соответствии с традициями, ценностями, научным и          
педагогическим наследием России, потребностями и интересами Российского         
государства и общества в формировании зрелой в гражданском и профессиональном   
отношении личности, а также с учётом потребностей рынка труда в                 
квалифицированных кадрах, о чём нас и просили наши избиратели.                  
                                                                                
Ключевыми рекомендациями правительству являются совершенствование структуры     
уровней высшего образования, в том числе определение особого места              
специалитета в системе высшего образования, принятие мер по наращиванию как     
бюджетного, так и внебюджетного финансирования сферы высшего образования и      
повышению престижа педагогов, в том числе путём предоставления им               
дополнительных социальных и трудовых гарантий.                                  
                                                                                
Проект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний по нему нет.     
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                А. М. Бабаков                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Желающие выступить?                 
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, фракция поддержит проект постановления, что     
называется, "скрипя сердцем". Почему сердце скрипит? Ну потому, что после       
парламентских слушаний мы на заседании комитета согласовали итоговый текст с    
Сергеем Владимировичем. Но не знаю уж, по чьей инициативе произошли серьёзные   
отступления от согласованного текста, то ли наводнение лёгкое случилось, то     
ли что-то ещё, и постановление стало сильно разбавленным. Ну вот, например,     
читаю пункт: разработать предложения, направленные на совершенствование         
структуры уровней высшего образования, обратив особое внимание... Мы            
согласовывали: в правительство внести проекты законов, предусматривающие... И   
далее по тексту. Дальше всё правильно. Но как Комитет по контролю определит,    
обратило правительство особое внимание или не обратило, это сказать             
невозможно, правительство не девушка.                                           
                                                                                
Дальше: подготовить предложения по вопросам повышения престижа профессии        
педагогов и оплаты труда научно-педагогических работников - замечательно,       
коллеги, но только в постановлении 2019 года, за которое тогда голосовали все   
депутаты Государственной Думы единогласно, написано, что правительство          
совместно с субъектами Российской Федерации должно разработать "дорожную        
карту" повышения заработной платы педагогических работников, исходя из того,    
что базовый оклад должен быть не ниже 70 процентов средней зарплаты по          
региону. Причём это тогда было согласовано Вячеславом Викторовичем Володиным    
с Ольгой Юрьевной Васильевой. Теперь мы даём гораздо более расплывчатую         
формулировку, на которую будет ссылаться правительство, говоря о том, что оно   
не обязано исполнять постановление 2019 года.                                   
                                                                                
Или: выработать механизм перераспределения контрольных цифр приёма по           
образовательным программам высшего образования. Коллеги, ну механизм            
распределения существует (он же и механизм перераспределения). Вообще-то, все   
выступающие говорили: повысить долю специалитета в контрольных цифрах приёма    
- и это было абсолютно правильно. К сожалению, впрямую этого нет.               
                                                                                
Поэтому, коллеги, повторю: мы поддержим этот проект с сожалением, что он        
значительно ухудшен, по известной формуле "лучше поздно, чем никому, и лучше    
что-нибудь, чем никогда".                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." поддержит представленный проект    
постановления с надеждой - с надеждой на то, что наши предложения, которые, к   
сожалению, не вошли в этот проект... Не помню уже, когда был сам                
"правительственный час", но за это время - я хочу, чтобы предложение осталось   
именно для стенограммы, - я уже договорился с комитетом, что мы возьмём в       
проработку этот вопрос, и пусть министерство подключится, коллеги. Оно          
касается тех наших бойцов, которые проходят сейчас... находятся в               
мобилизации, находятся на передовой, многие возвращаются, к сожалению, с        
ранениями, с инвалидностью - так вот для этих ребят, мы считаем, необходимо в   
срочном порядке восстановить ту систему, которая была в советское время. Вы     
наверняка помните, что были подготовительные отделения, на которых              
вернувшиеся со службы ребята вспоминали всё, что было забыто за время службы    
в армии, в течение года на подготовительных отделениях они всё это              
восстанавливали и потом по итогам экзаменов на подготовительном отделении       
поступали в выбранные ими вузы.                                                 
                                                                                
Мы считаем, что вот именно такую систему нужно сейчас восстановить для          
участников СВО, и, таким образом, будет проходить и реабилитация, и             
социализация. Это очень важный вопрос. Но важно и влияние на тех студентов,     
которые, ну, мы понимаем, в какой атмосфере росли в последние годы,             
десятилетия, каким агитациям подвергались, какие ценности им пытались           
спускать сверху вниз. Вот присутствие в каждой группе вуза двух-трёх человек,   
которые вернутся с победой в СВО, - это не только вопрос получения ими          
образования, это более важный социальный вопрос, который мы предлагаем вот      
таким образом включить в рассмотрение, хоть и не попал этот тезис в проект      
постановления.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет желающих? Нет.                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления, 58-й вопрос повестки.             
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вопрос принят.