Заседание № 108

09.09.2009
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 223733-5 "О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2009 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1251 по 2057 из 6336
Приступаем к 3-му вопросу. О проекте постановления Государственной Думы "О      
примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального    
Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2009 года". Доклад        
Первого заместителя Председателя Государственной Думы Олега Викторовича         
Морозова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Олег Викторович.                                                    
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В        
соответствии со статьёй 50 Регламента Государственной Думы на первом            
заседании сессии мы должны утвердить примерную программу законопроектной        
работы Государственной Думы на текущую сессию в части законопроектов,           
подлежащих первоочередному рассмотрению, а также календарь работы с 9 по 25     
сентября.                                                                       
                                                                                
При формировании проекта примерной программы комитетами Государственной Думы    
помимо законопроектов, переходящих с весенней сессии, были учтены               
законодательные инициативы президента и правительства, внесённые в летний       
период, и около ста предложений от фракций в Государственной Думе. Кроме        
того, комитетами были рассмотрены соответствующие предложения Совета            
Федерации, а также письмо Председателя Конституционного Суда Российской         
Федерации о состоянии подготовки законопроектов во исполнение решения           
Конституционного Суда, требующего осуществления дополнительного                 
нормативно-правового регулирования, - об этом я скажу специально позже.         
                                                                                
В проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в      
период осенней сессии включено шестьдесят восемь законопроектов, подлежащих     
первоочередному рассмотрению, из них двенадцать - это законодательные           
инициативы президента, тридцать девять - внесены правительством, семнадцать -   
депутатами Государственной Думы, в том числе пять - совместно с членами         
Совета Федерации.                                                               
                                                                                
В блоке "Государственное строительство и конституционные права граждан"         
одиннадцать первоочередных законопроектов. В этом блоке нам предстоит           
рассмотреть внесённые Президентом Российской Федерации в августе этого года     
три законопроекта о создании Дисциплинарного судебного присутствия. Речь идёт   
о специализированном судебном органе, уполномоченном на принятие                
окончательных решений по жалобам на решения органов судейского сообщества о     
досрочном прекращении полномочий судей за совершённые ими дисциплинарные        
проступки. Кроме того, предстоит рассмотреть проект закона об уточнении         
положений избирательного законодательства в части установления на всей          
территории Российской Федерации единого минимального возраста (восемнадцать     
лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран   
депутатом представительного органа муниципального образования. Остальные        
законопроекты из этого тематического блока внесены Правительством Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Как обычно, широко представлен блок "Экономическая политика", в котором         
предлагается рассмотреть двадцать два законопроекта. Девять из них внесены      
Правительством Российской Федерации, остальные - депутатами Государственной     
Думы. Отмечу два правительственных законопроекта первого чтения. Это            
законопроект о внесении изменений в закон "О Всероссийской переписи             
населения", в части передачи органам исполнительной власти субъектов            
Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации по подготовке    
и проведению Всероссийской переписи населения, а также законопроект "Об         
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской       
Федерации". Как вы знаете, будут рассматриваться два альтернативных             
законопроекта, внесённых, с одной стороны, правительством, с другой -           
депутатами Государственной Думы.                                                
                                                                                
Мы рассмотрим также пять технических регламентов, касающихся требований к       
безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий,            
низковольтного оборудования, электрических станций и сетей, домового газового   
оборудования.                                                                   
                                                                                
В блок "Социальная политика" комитеты предлагают десять законопроектов. Три     
из них внесены Президентом Российской Федерации и посвящены особенностям        
правового положения и осуществлению образовательной деятельности двух           
старейших классических университетов страны - Московского и                     
Санкт-Петербургского. Они в порядке работы сегодняшнего заседания палаты, и     
мы определили особый режим рассмотрения этих законопроектов.                    
                                                                                
Ещё семь законопроектов из этого блока внесены Правительством Российской        
Федерации. Отмечу законопроекты о регламентации правовых отношений в области    
деятельности государственных научных центров Российской Федерации, о внесении   
изменений в образовательное законодательство в части создания студенческих      
отрядов, об исключении запрета на приватизацию жилых помещений, расположенных   
в сельской местности, которые закреплены за государственными и муниципальными   
образовательными учреждениями, а также за высшими учебными заведениями, о       
ежемесячной доплате к трудовой пенсии отдельным категориям работников           
организаций угольной промышленности.                                            
                                                                                
В блок "Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство" включены семь        
законопроектов Правительства Российской Федерации. Прежде всего это проект      
закона о федеральном бюджете, который мы должны получить от правительства не    
позднее 1 октября 2009 года и работа над которым ведётся в настоящее время.     
Отмечу также, что в этом блоке есть ещё один правительственный законопроект     
первого чтения - "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных      
бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев     
облигаций).                                                                     
                                                                                
В тематическом блоке "Оборона и безопасность" семь законопроектов, в том        
числе внесённый Президентом Российской Федерации законопроект об оперативном    
использовании Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории      
Российской Федерации, а также ряд законопроектов, внесённых правительством и    
депутатами Государственной Думы. Среди них две депутатские инициативы первого   
чтения - это проект закона "Об участии граждан в охране общественного           
порядка" и законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные       
акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного    
порядка".                                                                       
                                                                                
Кроме того, в соответствии с сентябрьскими инициативами Президента Российской   
Федерации в целях эффективного противодействия организованной преступности,     
преступлениям террористического и экстремистского характера мы рассмотрим       
соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с установленным порядком после утверждения    
приоритетной части примерной программы комитеты палаты в недельный срок         
предлагают утвердить свои программы. На сегодняшний день проект программы       
законопроектной работы комитетов на осеннюю сессию, обращаю ваше внимание,      
насчитывает шестьсот восемь законопроектов, из которых двенадцать - это         
инициативы президента, сорок шесть - правительства, шестьдесят одна             
инициатива Совета Федерации и двести восемьдесят восемь - депутатов             
Государственной Думы. Кроме того, сто девяносто четыре законодательные          
инициативы представлены органами государственной власти субъектов Российской    
Федерации, шесть - Верховным Судом Российской Федерации и одна - Высшим         
Арбитражным Судом. Напомню, что как приоритетная часть программы                
законопроектной работы Государственной Думы, так и программа законопроектной    
работы комитетов могут дополняться в течение сессии.                            
                                                                                
В связи с этим хочу обратить ваше внимание на один принципиальный момент. Как   
я уже говорил в начале своего выступления, в комитеты Государственной Думы      
нашим Председателем Борисом Вячеславовичем Грызловым направлено письмо          
Председателя Конституционного Суда Российской Федерации о состоянии             
подготовки к рассмотрению законопроектов во исполнение решения                  
Конституционного Суда. По данным на 1 сентября, из сорока пяти законопроектов   
- обращаю внимание, - указанных в письме председателя Конституционного Суда,    
пятнадцать внесены в Государственную Думу. Информация по ним следующая: один    
принят в конце весенней сессии, шесть включены в нашу примерную программу       
законопроектной работы на осеннюю сессию, по остальным восьми законопроектам    
комитеты пока не дали своих предложений, а тридцать до сих пор не внесены. Я    
обращаю внимание представителей правительства на то, что по действующему        
законодательству это прерогатива правительства, и в связи с этим мы не можем    
выполнить в полном объёме предписание Конституционного Суда Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, разрешите одновременно доложить о проекте календаря          
рассмотрения вопросов с 9 по 25 сентября. В этот период планируется             
подготовить для рассмотрения сто шесть законопроектов, в их числе семь - по     
вопросам ратификации, шестнадцать законопроектов для рассмотрения во втором     
чтении и восемьдесят три - в первом чтении. Среди законопроектов, включённых    
в календарь на сентябрь, тридцать законопроектов предлагается рассмотреть в     
первоочередном порядке.                                                         
                                                                                
Помимо законопроектной работы в календаре запланирован также ряд важных         
мероприятий. Как уже было сказано сегодня, 16 сентября будет представлен        
отчёт правительства и информация Центрального банка Российской Федерации в      
соответствии с федеральным законом, который мы приняли в предыдущую сессию.     
Кроме того, в сентябре запланировано проведение трёх "правительственных         
часов": "Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов        
Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных    
отношений", "О ходе создания единой федеральной системы государственного        
кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на           
недвижимое имущество и сделок с ним" и "О мерах, принимаемых Правительством     
Российской Федерации, по ограничению роста тарифов естественных монополий и     
развитию конкуренции в экономике".                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, вам розданы два проекта постановления Государственной       
Думы, прошу провести голосование по каждому из них, раздельно.                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу записаться на вопросы, я вижу, рук достаточно много.   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, ну, безусловно, вы предложили порядок рассмотрения   
нужных законов, но у нас из президентских инициатив... Более года находится в   
комитете по законодательству и не выносится законопроект о том, чтобы выборы    
и в местное самоуправление проводить по мажоритарной системе. Но вопрос-то      
заключается в чём? Вопрос в том, что ряд муниципальных образований начали       
менять уставы, даже те, у кого были такие выборы. Вот почему, по какой          
причине не выносится? За год уже можно собрать со всего света поправки,         
рассмотреть и внести. Почему он задерживается?                                  
                                                                                
И второе. Борис Вячеславович сказал, что будет с 1 октября внесён бюджет, уже   
идёт нулевое чтение, но мы привыкли уже, что внесение бюджета предваряет        
Бюджетное послание президента, а его не было. Будет ли оно? Вы не уточняли,     
вот как руководство Думы?                                                       
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. По первому вопросу, я так думаю, что комитет должен               
прокомментировать, и коллега Москалец может это сделать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон.                            
                                                                                
Москалец Александр Петрович.                                                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Николай Васильевич, да, действительно данный законопроект находится   
у нас. Он внесён, как вы знаете, в июне прошлого года и принят был в первом     
чтении, хотя тогда было неоднозначное отношение к нему. Но, кстати говоря,      
это и оправдалось. Сейчас этому законопроекту уделяют повышенное внимание не    
только субъекты права законодательной инициативы, но и муниципальные            
образования и другие органы и организации, поэтому мы усиленно ведём более      
полный анализ ситуации. Я думаю, всё-таки в осеннюю сессию мы выйдем со своим   
предложением в комитеты, на Совет Государственной Думы и к вам, депутатам.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По поводу Бюджетного послания, может быть, Гарри Владимирович Минх пояснит?     
По поводу Бюджетного послания президента, которое предшествует внесению         
бюджета, вопрос был.                                                            
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Вопрос я услышал, но пока не готов проинформировать вас на эту тему.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста.                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, 13 марта наш Комитет по вопросам      
женщин, семьи и детей направил в правительство проект федерального закона о     
мерах поддержки семей с детьми на 2009, 2010 и 2011 годы, то есть это           
антикризисные меры. Четыре месяца спустя, то есть 14 июля, получили             
отрицательное заключение на этот законопроект, но, насколько я понимаю, это     
не даёт права Совету Думы не включать его в график рассмотрения                 
законопроектов, тем более что ситуация в семьях с детьми не изменилась. В       
народе говорят, что показатели жизни растут, а выживаемость падает. В связи с   
этим скажите, какие перспективы у этого законопроекта попасть в порядок         
рассмотрения Государственной Думой?                                             
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Перспектива одна - если комитет вопреки отрицательному            
заключению правительства примет тем не менее решение вынести на рассмотрение    
Государственной Думы. Но практика у нас, как правило, иная: если у нас есть     
отрицательное заключение правительства, а у комитета и у разработчиков тем не   
менее есть мнение, что надо настаивать на своей позиции, то, как правило,       
продолжаются консультации и снимаются разногласия. Я так понимаю, что у         
комитета ровно такая позиция, депутат Карпович могла бы эту позицию либо        
подтвердить, либо опровергнуть.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Карпович Наталья Николаевна хочет прокомментировать.      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
На самом деле получено отрицательное заключение, и сейчас в комитете ведутся    
согласования, доработка. Мы хотим вынести этот законопроект на рассмотрение     
Государственной Думы, чтобы он уже прошёл, и чтобы те позиции, которые мы       
можем отстоять, были поддержаны, поэтому на сегодня ведётся работа.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Я хотел бы обратиться по поводу "правительственных часов", которые у нас        
проводятся. До начала каникул, когда мы определяли темы, я не получил ответа.   
Это по поводу приглашения в Думу министра иностранных дел, он у нас не был с    
апреля прошлого года, а я знаю, что многие мои коллеги хотели бы его            
послушать. События, которые произошли за то время, пока мы отдыхали,            
показывают, насколько это стало актуально. Может, всё-таки внести какие-то      
изменения?                                                                      
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Семён Аркадьевич, мы дважды - на заседании палаты, внося          
поправки, и на Совете - уточняли программу "правительственных часов",           
стараясь всё сбалансировать, учесть возможности представителей правительства,   
предложения различных фракций. Напоминаю, мы это делали дважды, поэтому, если   
есть необходимость внести дополнительные коррективы уже в ходе работы сессии    
и есть аргументация, сделайте это в установленном порядке: внесите              
предложение, а наш комитет по Регламенту рассмотрит его вместе с                
правительством. Мы можем даже такую процедуру предусмотреть: скажем,            
дополнительный "правительственный час" провести в пятницу, если будет на то     
воля палаты. То есть дорога открыта, пожалуйста, работайте с комитетом и с      
правительством.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Олег Викторович! Я прошу    
включить в перечень рассматриваемых вопросов на сентябрь законопроект об        
основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных        
монополий, потому что, по логике, рассмотрение этого законопроекта должно       
предварять рассмотрение бюджета. Да или нет - это решение палаты, но            
формально рассмотреть его надо перед рассмотрением бюджета. Этот законопроект   
поступил в мае, на него получено заключение правительства, но получено оно      
летом, и, очевидно, поэтому он не успел войти в перечень тех законопроектов,    
которые вы предлагаете рассмотреть в осеннюю сессию.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. У меня следующая информация, Валерий Михайлович. Действительно,   
дата регистрации внесения - 14 мая, но на сегодняшний день комитет пока не      
внёс данную законодательную инициативу даже на рассмотрение Совета              
Государственной Думы, поэтому она никак не могла попасть на сентябрь. Но, как   
мы с вами привыкли работать, у нас комитеты уже после того, как мы утвердили    
примерную программу... Мы же фактически утверждаем только приоритетные          
законопроекты, а что касается текущей работы комитетов, если комитет внесёт     
законопроект на Совет и он пройдёт соответствующие процедуры, мы вполне можем   
рассмотреть его в ходе осенней сессии. В настоящее время законопроект даже не   
прошёл соответствующие регламентные процедуры и поэтому никак не мог попасть    
в тот перечень, о котором я докладывал.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович.                               
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, каждый раз, когда вы выступаете здесь, будь то с     
календарём рассмотрения вопросов на сессию, будь то с распорядком работы на     
месяц, фракция ЛДПР ставит вопрос о том, что в комитете по природным ресурсам   
вот уже год как лежит проект постановления о заявлении Госдумы о                
необходимости проведения комплексной проверки последствий аварии на ОАО         
"Уралкалий" в Пермском крае. Каждый раз вы нас отсылаете в комитет, чтобы       
разобраться, но, как говорится, воз и ныне там. Поэтому я прошу вас как         
Первого заместителя Председателя Государственной Думы, может быть, всё-таки     
дать указание комитету вынести данный проект постановления на рассмотрение.     
Все регламентные нормы соблюдены, есть все заключения, в том числе аппарата,    
всё получено, но он валяется в комитете, не выносится принципиально на          
рассмотрение. Такого в истории Госдумы, чтобы проект постановления год лежал    
в комитете, ещё не было.                                                        
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Ну, я могу ответить...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович, я вижу, уже Наталья Владимировна         
Комарова руку подняла.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон председателю комитета.                            
                                                                                
КОМАРОВА Н. В. Последняя редакция этого документа поступила и направлена в      
комитет 20 мая 2009 года. Комитет на своём заседании 10 июня 2009 года          
рассмотрел этот документ и принял соответствующее решение. Не пересказывая      
заключения комитета, скажу только о выводе. Комитет порекомендовал авторам      
доработать эту инициативу. В соответствии с Регламентом комитет не выносит      
документы такого рода, инициированные другими депутатами, на заседание          
палаты, это право автора. Пожалуйста, берите решение комитета, ваше обращение   
и вносите на Совет Думы.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Минх Гарри Владимирович, с информацией, пожалуйста.                             
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты, уважаемый Николай Васильевич! Я просто           
попросил уточнить в отношении Бюджетного послания. 25 мая всё было в            
письменном виде направлено и размещено в электронном виде, на электронном       
носителе, в том числе и на сайте Государственной Думы. На официальном сайте     
президента и в материалах интранетовских это тоже есть, 25 мая было             
размещено.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста.                                        
                                                                                
АПАРИНА А. В. Олег Викторович, я продолжаю тему заботы о ветеранах. Они         
позаботились о том, чтобы мы жили и работали, наша задача - позаботиться о      
них сейчас, защитить их, ветеранов. Мой вопрос: как в нашем плане нашли         
отражение законопроекты, предложения об улучшении социального самочувствия      
ветеранов, тружеников тыла? Мы просто обязаны это сделать. Я уже ставила        
вопрос о том, что мы разделили ветеранов на две категории: одни получат,        
другие не получат. А чтобы им было больней, ещё и запретили их ставить в        
очередь на получение автомобилей, на получение жилья.                           
                                                                                
И второй вопрос. Абсолютно не находит отражения - может быть, я не совсем в     
курсе, просмотрела - забота о тех, кого обманули, об обманутых в 90-е годы      
вкладчиках, которых потом ещё не раз обманывали. Каким образом мы...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Я по первому вопросу могу так ответить. Различных                 
законодательных инициатив на этот счёт существует великое множество. Они все    
находятся в Комитете по делам ветеранов. Уверяю вас, что Комитет по делам       
ветеранов ведёт непрерывные консультации и с правительством, и с субъектами     
Федерации, для того чтобы найти возможные развязки проблемы, о которой вы       
говорите. Она не имеет простого, механического решения в силу самых разных -    
и правовых, и финансово-экономических - причин, но я твёрдо знаю, потому что    
неоднократно говорил об этом с Николаем Дмитриевичем Ковалёвым, что такая       
работа в комитете ведётся.                                                      
                                                                                
Что касается второго вашего вопроса, то на моей памяти, по-моему, раз восемь    
наш коллега Резник Владислав Матусович говорил о том, что в комитете такого     
рода законодательных инициатив несколько десятков и комитет продолжает над      
ними работать. Вот что могу вам сообщить.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Виктор Михайлович! (Я имею в виду          
Зубова.) В своём выступлении Борис Вячеславович говорил о том, что нам нужно    
как можно быстрее принять законопроекты о торговой деятельности. В связи с      
этим у меня вопрос, Олег Викторович. Почему полностью корреспондирующийся с     
этими двумя законопроектами - правительственным и депутатским - наш, фракции    
ЛДПР, законопроект о защите прав потребителей не попал в примерную программу?   
Он как раз об этом, и было бы абсолютно логично наравне с этими                 
законопроектами о торговой деятельности рассмотреть и наш законопроект о        
защите прав потребителей, который точно так же косвенным образом ограничивает   
торговые наценки и аппетиты людей, недобросовестно ведущих себя на рынке.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. У меня нет информации по поводу этого законопроекта, его          
судьбы. Если комитет сможет проинформировать... Я, к сожалению, не могу         
ответить на этот вопрос.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет по экономической политике... Я знаю, что          
Фёдоров сегодня в Хабаровске. Кто из заместителей готов дать информацию?        
Хорошо, в рабочем порядке уточним и дадим ответ.                                
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Олег Викторович, я хочу вернуться к проблеме             
техногенных аварий. Я не член "ЕДИНОЙ РОССИИ", тем не менее, как сибиряк и      
как потребитель электроэнергии, от имени своих избирателей крайне               
заинтересован в том, чтобы разобрались, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС.   
Но у нас очень много других производств, притом не менее сложных, а порой       
гораздо более опасных, поэтому будет правильно, на мой взгляд, если мы          
заставим соответствующие ведомства разбираться в ситуации, мониторить и         
прогнозировать, что произойдёт, где завтра взорвётся трансформатор, какая       
завтра турбина взлетит, где разольётся, к примеру, соляная кислота или сорвёт   
крышку на реакторе.                                                             
                                                                                
Поэтому помимо того отчёта нашей комиссии, который мы предполагаем заслушать    
по Саяно-Шушенской ГЭС, предлагаю заслушать информацию МЧС, министра Шойгу,     
как раз с данными мониторинга наших производств. Эта информация, мне кажется,   
будет очень важна, и такая работа... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Я считаю предложение нашего председателя более широким, чем то,   
что вы сформулировали. Ведь он говорит о возможности использования института    
парламентского расследования, который, как известно, по закону даёт право       
привлечь любые ведомства, любые институты власти, для того чтобы широко         
рассмотреть эту тему, а не ограничить её только проблемами данной конкретной    
техногенной аварии. Поэтому, мне представляется, всё, что вы сказали, в         
полном объёме может быть реализовано в рамках этой процедуры.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, у меня действительно не            
сработала кнопка, поэтому прошу меня извинить. Коль два постановления, у меня   
два вопроса.                                                                    
                                                                                
Уже семь лет лежат в Думе законопроекты об обманутых вкладчиках, семь лет.      
Девять раз я уже этот вопрос поднимал за полтора года, девять раз коллега       
Резник обещал назвать дату, и ничего не выполнялось. Может быть, коллега        
Резник десятый раз что-нибудь пообещает - может быть, будет выполнено?          
                                                                                
И второй вопрос. Борис Вячеславович, ко мне обращаются и наши избиратели, и     
журналисты, называя какие-то фантастические суммы, которые мы затратили на      
ремонт нашей Государственной Думы - люстры меняли, дорожки меняли и так         
далее. Не знаю, что отвечать. Или мы поднимем этот вопрос на сентябрьском       
заседании, публично дадим цифры и успокоим журналистов, или письменно           
укажите, что ремонтировали, почему, сколько на это денег ушло, чтобы этот       
вопрос как-то закрыть.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Я прокомментирую, конечно. Если есть такая       
проблема у депутатов, я попрошу, конечно, руководителя аппарата дать            
письменную справку, но принципиально скажу следующее. Наше здание находится     
на балансе Управления делами президента, и то, что они здесь делают, - это      
как бы их программа. Из тех средств, которые выделены в расходной части         
нашего бюджета на поддержание порядка, направлялись минимальные суммы, это не   
миллионы рублей, а тысячи рублей, чтобы было понятно. И все работы, которые     
проводились, проводились исключительно по тем предписаниям, которые давали      
контролирующие организации, я имею в виду санэпидстанцию, пожнадзор, то есть    
устранялись те текущие проблемы, которые, естественно, возникают при            
эксплуатации любых зданий.                                                      
                                                                                
По первому вопросу, Олег Викторович, пожалуйста.                                
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Что касается первого вопроса, я уточняю: в комитете находится     
четырнадцать законопроектов на эту тему. И уже сам факт, что этих               
законопроектов четырнадцать и у них разные субъекты права законодательной       
инициативы, свидетельствует о том, что у комитета большие проблемы в            
рассмотрении всего этого блока вопросов. Тем не менее комитет информирует,      
что в декабре готов вынести весь этот блок со своими рекомендациями на          
рассмотрение палаты. Так что вот вам конкретный ответ.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Те депутаты, которые задавали вопросы, в     
том числе и формулировали какие-то позиции. Есть необходимость дальше           
обсуждать эти постановления? Нет необходимости.                                 
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович, присаживайтесь.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование...                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость, да? Пожалуйста, выступления. Прошу    
записаться на выступления.                                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вообще, в       
прошлом году, мне кажется, мы замечательную традицию заложили - начало своей    
осенней сессии посвящать детской теме, проблеме школ. Я помню, тогда не без     
труда, при вашей поддержке, кстати, Борис Вячеславович, удалось добиться        
того, что 3 сентября мы провели "правительственный час", который был посвящён   
судьбе сельской школы. В этом году мы не просто отошли от традиции обсуждать    
эту тему, мы отошли от традиции вообще сохранять школу на селе. Если за три     
года, с 2003 по 2006 год, на селе исчезли тысяча девятьсот школ, то только за   
один год, с 2007 по 2008 год, - две тысячи четыреста школ, и мы не знаем,       
сколько школ закрылось в сельской местности с начала текущего года по           
сегодняшний день.                                                               
                                                                                
Выступали мои коллеги - и Тамара Плетнёва, и Николай Разворотнев. Я думаю,      
очень много накопилось сегодня у каждого. Те цифры, которые знаем мы, - это     
открытые цифры, а есть ещё и латентные цифры, так как под видом                 
реструктуризации школ часто происходит банальное их закрытие. Поэтому,          
конечно, 16 декабря, когда впервые к нам в Думу придёт министр образования и    
науки, уже поздно будет говорить о том, чтобы каким-то образом реанимировать    
те сельские школы, где сегодня не начался учебный процесс.                      
                                                                                
Преступно, преступно просто с нашей стороны сегодня обходить эту тему,          
дистанцироваться от неё! Вопросы задают нам не только избиратели, но и дети,    
которые пока избирателями не являются. Поэтому я предлагаю всё-таки             
пересмотреть тематику наших "правительственных часов". Конечно, важно сегодня   
рассматривать вопросы лесных отношений, но ведь у нас есть ещё два              
"правительственных часа", в том числе 23-го числа. Давайте всё-таки             
рассмотрим на этом "правительственном часе" меры, принимаемые Правительством    
Российской Федерации по сохранению сельской школы.                              
                                                                                
Не менее важная тема, на мой взгляд, сегодня - это вопрос оздоровления наших    
детей. Судите сами: мы третий год подряд получаем одну и ту же цифру - "11      
миллионов детей". Вообще, сами этой цифре верите или нет? Каждый год            
выделяется одна и та же сумма из федерального бюджета - 1,3 миллиарда. Из       
Фонда соцстраха сегодня выделяется чуть больше 19 миллиардов. Но с будущего     
года, судя по тем поправкам, которые мы внесли, оттуда вообще деньги            
выделяться не будут. А детей отдыхает всё то же количество, невзирая на         
инфляцию, на рост цен на продукты питания, на рост стоимости самой путёвки,     
на то, что уменьшается количество загородных лагерей и остаются только          
детские пришкольные лагеря. Ну разве это нормальный детский отдых? Разве        
можно и дальше делегировать эти полномочия только органам местной власти, не    
подкрепляя их финансово? И мы снова уходим от этой проблемы, в программе        
нашей, в нашем календарном плане ни слова не говорится о том, что мы хоть       
как-то подступимся к обсуждению этой темы.                                      
                                                                                
Я думаю, что проблемы эти назрели, равно как и проблемы единого госэкзамена.    
Если это позволяет себе делать президент, если он обсуждает это на встречах с   
лидерами фракций, если он принимает решение о создании комиссии при             
президенте, неужели мы, депутаты, не можем позволить себе, не можем заставить   
себя в конце концов нормальным языком назвать тот процесс, который происходит   
у нас сегодня с ЕГЭ, а точнее, последствия этого процесса, с которыми           
столкнулись высшие учебные заведения, ознакомившись с результатами тестов или   
результатами олимпиад?                                                          
                                                                                
Вместо этого нас опять заставляют заняться темой, которая, к великому           
сожалению, почему-то адресована нам. Часть интеллигенции уже высказалась по     
поводу последних новаций нашего министра образования Фурсенко - предложенных    
им четырёх словарей и новых, так сказать, проектов ударений в словах. На        
самом деле это глубокая социальная проблема. Речь идёт не о том, что мы         
по-иному будем ставить ударения, речь идёт о том, что сокращается словарный     
запас и сокращается культурный слой нации, - вот о чём идёт сейчас речь. А      
мы, ещё раз говорю, дистанцируемся от этой темы.                                
                                                                                
Мне бы очень хотелось, чтобы вопросы культуры и образования, проблемы           
сельской школы нашли отражение в нашем календарном плане, и я предлагаю на      
23-е число поставить вопрос о судьбе сельской школы, о мерах, принимаемых       
Правительством Российской Федерации по сохранению школы на селе.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Наша фракция не может         
поддержать настоящий план работы. Здесь уже поднимался вопрос о том, что год    
находится в комитете постановление по аварии, произошедшей в Пермском крае на   
"Уралкалии". Случай вообще непонятный. У нас за год уже произошло подобных      
катастроф, ну, достаточно большое количество, и они будут и дальше              
происходить, а мы ничего не знаем о том, что, как и почему, и никто, самое      
главное, заниматься этим не хочет.                                              
                                                                                
Если бы, может быть, год назад было принято пускай даже не жёсткое, пускай      
даже это пятнадцать раз переделанное постановление по данной аварии, которое    
выхолощено, где остались только две фразы из первоначального текста:            
произошла авария, установить причины, проверить и принять меры. Всё, больше     
ничего нет. Ну что ещё комитету нужно, чтобы было в этом постановлении? Что,    
убрать упоминание о факте аварии? Ну давайте напишем в постановлении: в         
Пермском крае на ОАО "Уралкалий" аварии не было, но давайте что-нибудь          
проверим. И даже в этой ситуации фразу председателя комитета: ну вы как         
хотите, возьмите и вносите - нельзя воспринять иначе как издевательство над     
фракцией, которая является основой, депутатское объединение всё-таки является   
основой в Государственной Думе. Когда председатель комитета говорит: ну         
возьмите его назад и вносите... ну это, я считаю, просто издевательство над     
депутатским объединением, потому что задача комитета - рассмотреть,             
подготовить своё заключение и внести его на рассмотрение, а не давать           
какую-то оценку и год пытаться кого-то сломать, что-то там сделать. Пробовали   
мы, и так, и так пробовали. Если помните, по Рязанской области в конце сессии   
согласились авторы - члены фракции ЛДПР со всеми замечаниями комитета,          
сделали вообще никакое, даже не парламентский запрос, а просто обращение - и    
опять оно не было принято.                                                      
                                                                                
Если мы посмотрим на тот план, который у нас есть, то опять же есть основной    
закон, который мы должны принять, это закон о бюджете. Ну и во что у нас...     
Бюджет делается с апреля, 3 сентября нам поступило на сорока листах вообще      
непонятно что из Министерства финансов, что мы должны обсуждать. Если мне не    
изменяет память, обычно бюджет у нас несколько больше, больше чем на сорока     
листах печатается. И когда он будет внесён, мы его опять за неделю примем, а    
потом весь год будем думать и разбираться, что мы приняли. Мне кажется, это     
вообще неправильный подход. Это уже, наверное, издевательство Министерства      
финансов над депутатами Государственной Думы, которое фактически сводит         
принятие Государственной Думой основного документа - бюджета страны к           
простому техническому нажатию кнопок, потому что изучить бюджет в течение там   
пяти - десяти дней, чтобы детально его здесь обсуждать, и подготовить           
поправки, реальные поправки, достаточно сложно. И мне странно, что              
руководство страны говорит о том, чтобы депутаты именно на этапе подготовки и   
формирования бюджета, до внесения, плодотворно работали, но опять это           
полностью игнорируется, и в программе просто констатируются факты. У нас вот    
в пункте 4 написано: о федеральном бюджете на 2010 год, Правительство           
Российской Федерации, Комитет по бюджету и налогам - и всё, ни даты внесения,   
ничего нету, и никаких комментариев детальных по этому поводу мы не услышали.   
                                                                                
В целом всё, что мы здесь говорим общими фразами, вроде хорошо и красиво, а     
если посмотреть план работы, то, наверное, он немножко не соответствует         
декларируемым принципам работы Государственной Думы. Если мы говорим о борьбе   
с алкоголизацией страны, которая принимает уже масштабы бедствия, по            
телевизору уже в открытую говорят, что сегодня у нас катастрофическая           
ситуация, то почему бы не вспомнить о том, что в прошлом созыве здесь, в        
зале, рассматривалось два альтернативных законопроекта? С одной стороны было    
заключение экспертного совета, представленнего пятью директорами                
спиртзаводов, с другой стороны был представлен анализ, проведённый по заказу    
фракции ЛДПР Институтом социально-политических исследований Российской          
академии наук, где было чётко написано, к чему это приведёт. Сегодня мы это     
получили - восемьсот тысяч смертей граждан Российской Федерации от прямого      
алкогольного отравления и полтора-два миллиона в течение ближайшего года        
вторичных смертей. Всё это получили. Фальсифицированный алкоголь с 60           
процентов... До принятия этого закона фальсифицированный алкоголь составлял     
на рынке 60 процентов, теперь цифра поднялась уже до 80 процентов. Я уже не     
говорю о доле от алкоголя в бюджете Российской Федерации. Почему бы не          
вернуться опять к тому отклонённому законопроекту, который, по заключению не    
только российских, но и международных специалистов, являлся новым шагом,        
движением в сторону государственной монополии и регулирования потребления       
спирта, когда вводится монополия государства не на сам спирт, а на финансовые   
расчёты, с присвоением уникального номера, и это в принципе убивает             
коррупцию?                                                                      
                                                                                
Почему опять мы не рассматриваем вопросы совершенствования налогового           
законодательства? Рассматриваем какие-то льготы по предоставлению НДС, хотя     
НДС уже давно себя изжил, он используется, вы меня извините, либо в чёрных      
схемах как один из самых коррупционных налогов, либо для того, чтобы задавить   
предприятия. И примеров этого можно привести огромное количество.               
                                                                                
Если мы говорим о проверках... Мы продекларировали, что проверки мы             
ограничиваем. И кого мы ограничили? Налоговая служба как могла по три года      
давить предприятия, так и давит. Всё зависит от воли конкретного чиновника,     
ему сегодня эти законы не указ, он может держать предприятия по два-три года.   
Уже президенту иностранцы жалуются, что за год они представляют по два КамАЗа   
бумаги, что, если бы налоговое управление только читало это, им три года надо   
было бы, чтобы прочитать то, что они запросили. У нас опять этого в примерном   
плане нет - никаких законопроектов, связанных с тем, чтобы как-то узаконить     
те вещи, которые мы с вами тут декларируем. Если говорим о том, чтобы           
ограничить количество проверок, давайте их действительно ограничим. Если мы     
говорим, что мы боремся с коррупцией, давайте не декларировать, а бороться.     
Это опять же касается и парламентского расследования, в том числе и             
направления парламентских запросов. Если мы посмотрим, сколько парламентских    
запросов мы направили за два года работы здесь, и сравним это хотя бы с         
работой второй Думы, я думаю, что мы и месячный план не выполнили. То, что      
происходит у нас с протокольными поручениями, когда принимается, дай бог, 2-3   
процента из того, что здесь заявляется... А протокольное поручение - это        
основной инструмент депутата, с помощью которого он может заниматься            
законотворческой деятельностью.                                                 
                                                                                
Наша фракция не может поддержать настоящую программу. Мы будем голосовать       
против.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У меня          
совершенно нет сомнений в том, что предложенная нам законотворческая            
деятельность очень нужная и законы там важные, но я сегодня просто не могла     
промолчать, потому что... Как-то долго во мне всё это копится, копится,         
думаю, может быть, придёт какой-нибудь момент, когда я смогу это всё            
высказать.                                                                      
                                                                                
Мы, сидящие здесь, в зале, уже давно, конечно, можем сравнивать нашу работу -   
первой, второй, третьей Думы. Но, вы понимаете, чем дальше уходит время, тем    
больше ностальгия по демократии, по тому времени, когда все верили в то, что    
мы что-то исправим, не уничтожим, не сотрём, а исправим то, что было            
неправильно, потому что ошибок было действительно много. Теперь уже,            
наверное, ни у кого нет никаких надежд. Некоторые приходят, от партии власти,   
по спискам, спокойно сидят и говорят, что всё замечательно, правительство у     
нас работает, мы все голосуем. А я говорю, что наш орган, Государственная       
Дума, превращается всё больше и больше в формальную структуру, где нужно        
просто проголосовать. А тот, кто говорит что-то не так, превращается чуть ли    
не во врага, которого нужно как-нибудь изолировать, прежде всего от средств     
массовой информации, а потом и от населения. И всё это мы делаем.               
                                                                                
Смотрите, очень важный инструмент - ведь не только законотворческая             
деятельность на нас, мы, депутаты, ещё и представительную функцию должны        
выполнять. Ну и что, как мы её выполняем? "Час заявлений", когда наболело       
что-то у депутата, - ведь мы больше всех встречаемся с людьми и их боль здесь   
должны высказывать - мы перенесли на пятницу, на конец дня, когда уже все       
разъезжаются по регионам. Это всё превратилось в формальность. Сколько раз      
просили, когда я работала в комитете по Регламенту: давайте поменяем время,     
давайте друг друга послушаем - нет, ни в коем случае не надо, у нас главное -   
отчёт, нам надо шестьсот законопроектов за эти полгода принять! Я считаю, это   
совершенно неправильно.                                                         
                                                                                
Посмотрите "правительственный час". Раньше мы ставили здесь в Думе вопросы,     
на которые наши министры должны были нам ответить. Сейчас заранее всё -         
заранее вопросы заготовьте им, заранее их приглашайте по определённой теме и    
не смейте больше ничего спрашивать - три вопроса, два вопроса, один вопрос от   
фракции! Функция депутата вообще уже сводится к нулю, это всё формально.        
Министры себя чувствуют здесь как дома, они не отчитываются перед нами, это     
мы перед ними заигрываем и лебезим, каждый пытается подойти и что-нибудь там    
у него попросить. А ведь это исполнительная власть, она должна выполнять наши   
требования!                                                                     
                                                                                
Посмотрите законы. Мы ставим все социальные законопроекты в конец, на           
пятницу, в конец дня, потому что в это время оппозиция всегда поднимается и     
начинает говорить резко, а говорить-то некому: зал полупустой - быстрее         
проголосовали, и всё на этом закончилось. Сегодня Алевтина Викторовна подняла   
вопрос по ветеранам - ну уже стыдно перед ними просто! Когда они узнали, что    
мы увеличили им бесплатно предоставляемую площадь жилья с 18 до 36 метров,      
увеличили выплаты и дали право на получение машины, но только тем, кто          
вовремя написал заявление... Ну понимаете, это же ужасно!                       
                                                                                
Я понимаю свой комитет, я в нём работаю, у нас нормальные там люди, и всё они   
понимают, но у них один ответ сразу: да вы знаете, министры не соглашаются      
нам деньги выделять, и всё. Ну ни одного раза ни четвёртая, ни пятая Дума не    
потребовали исполнения от исполнительных структур!                              
                                                                                
Я уже не хочу говорить о том, что у нас в основном принимаются законы,          
которые вносят президент, правительство. А даже те законопроекты, которые       
депутатами подписаны, - это не их законопроекты, это всё равно те же            
правительственные законопроекты, и всё это лукавство. А оппозиция уже           
перестала вносить свои законотворческие инициативы, потому что - ну зачем       
работать бесполезно? Работа над законом - это очень сложное дело. И мы, когда   
его вносим, бегаем по комитетам, по правовым управлениям, это труд огромный.    
А получается потом что? Кто за? Все молчат, тишина, партия власти никак... Ну   
мы что, глупость когда-нибудь вносили или как это понять? Совершенно            
неправильный подход у нас здесь!                                                
                                                                                
Парламентские запросы. Я их, например, пишу очень много, но вынести запрос на   
заседание Думы практически невозможно. Если он неугодный, его в корзину         
выбросят и вообще не вынесут, поэтому годами в комитетах они и лежат.           
                                                                                
Посмотрите наши протокольные поручения. Мы превратили это тоже в отписку: мы    
можем только вот это спросить и попросить дать нам информацию, ничего больше    
спросить мы не имеем права. Весь Регламент перекроили, просто читать уже        
стыдно!                                                                         
                                                                                
А как к нам относятся в регионах? Я не знаю, наверное, депутатов от "ЕДИНОЙ     
РОССИИ" прекрасно встречают в регионах, но я часто бываю на заседаниях своей    
областной Думы, и мне так иногда говорят, когда я прошу слова. Мне говорят:     
скажи спасибо, что тебя сюда пустили. Какая-то там учительница сидит столько    
лет там в таких апартаментах... Это сидит в президиуме и говорит мне            
руководитель областной Думы, а рядом губернатор ухмыляется: с его позволения    
всё что угодно можно.                                                           
                                                                                
Я, кстати, романтик, я всё равно верю, я верю в то, что президент сегодня       
хочет изменить ситуацию, я всё равно продолжаю верить несмотря на то, что я     
за много лет насмотрелась всякого.                                              
                                                                                
Вы меня извините, пожалуйста, может быть, моя такая речь сегодня не к месту,    
но стыдно и жалко, что мы не внесли нужных законопроектов. Но ещё раз           
повторяю: не внесли не потому, что мы их не хотим внести или не можем, а        
потому, что мы знаем, что они всё равно не будут приняты.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О            
примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального    
Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2009 года". Кто за?       
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.82,9%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О            
календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 9 по 25 сентября 2009   
года". Кто за? Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.