Заседание № 78
15.02.2013
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 221141-6 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации об устранении неправомерного начисления платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах для покрытия расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1471 по 1805 из 6927
5-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации об устранении неправомерного начисления платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах для покрытия расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды". Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Продолжая тему платежей за коммунальные услуги на общедомовые нужды, представляю вам проект обращения Государственной Думы "К Правительству Российской Федерации об устранении неправомерного начисления платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах для покрытия расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды". Данный документ представляет собой результат объёмной аналитической работы с обращениями граждан, органов исполнительной власти и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, содержащих в себе многочисленные просьбы о корректировке принятых правил оплаты коммунальных услуг. Существенное изменение, произошедшее в оплате коммунальных услуг гражданами, стало возможным в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306. В результате плата за коммунальные услуги резко увеличилась, коренным изменением в расчётах стало введение в платёжный документ оплаты потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В итоге общедомовые нужды в расчёте на одного человека превзошли установленные нормативы потребления на общедомовые нужды в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта. Произошёл серьёзный политический, технологический и идеологический сбой в подходе к определению расчёта платы и к определению объёмов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды при наличии общедомового прибора учёта, то есть проблема остаётся и при наличии общедомового прибора учёта, и при его отсутствии. Формулы расчётов в указанных правилах не вводят нормативных размеров потерь в многоквартирных домах, совершенно необъяснима узаконенная правилами позиция для управляющих организаций не интересоваться всеми этими вопросами и разносить разницу на все жилые и нежилые помещения пропорционально долям их площади в общей площади многоквартирного дома. Казалось бы, совершенно очевидно, что условия оплаты коммунальных услуг в многоквартирных домах должны быть одинаковыми для многоквартирных домов, в разной степени обеспеченных индивидуальными и общедомовыми приборами учёта, но на деле это не так. Исходя из действующих правил выигрывают многоквартирные дома, где отсутствуют общедомовые приборы учёта: в таких домах люди платят либо по двойным нормативам, либо по показаниям индивидуальных приборов учёта в жилых помещениях и нормативам на общедомовые нужды. Таким образом, установка индивидуальных счётчиков, к чему мы постоянно призывали наших граждан, в том числе принимая соответствующие законы, стала гражданам невыгодна: они платят за установку, а потом возрастает их платёж за жилищно-коммунальные услуги. В итоге всё, что государство делает в области энергосбережения, можно практически перечеркнуть и считать нецелесообразным. Я считаю, что это очень серьёзная проблема. У управляющих организаций также нет заинтересованности повышать эффективность своей работы и профессионально обслуживать многоквартирные дома. Исходя из сказанного, в обращении к Правительству Российской Федерации наш комитет отмечает следующее. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлены с нарушением Правил установления и определения норматива потребления коммунальных услуг. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитываются на основании предоставляемых ресурсоснабжающими организациями сведений, в которых не учитываются фактические данные потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах. При расчёте нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды не учитывается необходимый и достаточный объём потребления коммунальных услуг для работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При расчёте нормативов потребления коммунальных услуг по водоотведению на общедомовые нужды учитывается объём потребления холодной и горячей воды, которая используется на общедомовые нужды и в большинстве случаев не попадает в канализацию. Объём потребления коммунальных услуг гражданами, не имеющими регистрации по месту пребывания или по месту жительства, и объём несанкционированного потребления отдельных коммунальных услуг сторонними потребителями, присоединёнными к инженерной инфраструктуре многоквартирного дома, учитываются при определении объёма потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, что существенно увеличивает платёж добросовестных потребителей коммунальных услуг. Отсутствие у управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов полномочий по установлению фактов проживания граждан, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства, в жилых помещениях в многоквартирных домах и фактов потребления ими коммунальных услуг. Отсутствие единообразия в снятии показаний индивидуальных приборов учёта, установленных в помещениях в многоквартирных домах, а также технических возможностей одномоментного снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта, что приводит к неточности расчёта объёма потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в многоквартирных домах и коммунальных услуг на общедомовые нужды. Уважаемые коллеги, мы обращаемся к правительству с просьбой провести корректировку 354-го постановления. Я прошу вас присоединиться к нашему обращению и поддержать его при голосовании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Елена Леонидовна, наверное, поддержать ваше постановление можно, но не считаете ли вы, что причиной всех проблем, о которых вы сказали, является Жилищный кодекс, продавленный вами, которым мы отдали все полномочия исполнительной власти, сделав отсылки, вообще-то, к тридцати шести документам, большая часть из которых отсутствует. Вероятно, поэтому я Шаккума и не вижу уже несколько месяцев в зале. Вот вы, может, поясните? НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, действительно, Жилищный кодекс требует очень серьёзного совершенствования. Мы должны с вами серьёзно обсудить вопросы принятия решений собственниками, контроля за выполнением решений собственников управляющей организацией, взаимодействия управляющих организаций и ресурсоснабжающих организаций. И прописываются эти процессы не в одном Жилищном кодексе, а в целом наборе законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации. В данном случае мы считаем, что реализация того постановления, то есть правил оказания коммунальных услуг, - прерогатива Правительства Российской Федерации и привела она к серьёзному увеличению платежей, что вызвало справедливые нарекания граждан, наших с вами избирателей. Поэтому мы и обращаемся к правительству. Это не постановление, это обращение к правительству, то бишь просьба скорректировать соответствующее постановление. А Жилищный кодекс действительно нужно дорабатывать, и здесь я с вами абсолютно согласна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов? Желающие выступить есть? Есть. Включите запись на выступления, пожалуйста. Присаживайтесь. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович от фракции ЛДПР. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, мы понимаем, что эта проблема действительно существует, вопрос в том, насколько сегодняшнее обращение поможет решению данной проблемы. Я думаю, что мы все, кто имеет отношение к этой теме, понимаем, что жители всегда оплачивали все эти потери, другое дело, что это уходило со статьи техсодержания управляющих компаний. Как только внесли изменения в постановление правительства, мы сразу увидели, какая именно сумма уходит со статьи техсодержания. Решает ли данное обращение ту проблему, о которой мы заявили? На мой взгляд, нет. Ключевые слова в обращении - "нормативы на общедомовые расходы". Не норматив общедомовых расходов сегодня проблема, проблема в другом, проблема в разнице между показанием общедомового счётчика, суммой счётчиков индивидуальных и нормативом индивидуального потребления, умноженного на количество жителей, - вот в этом проблема! А мы просим правительство рассмотреть и ввести новый порядок расчёта. Я считаю, что это абсолютно не та тема, с которой нужно в правительство обращаться. Следующий момент. Вот здесь, в тексте, на второй странице написано: в норматив потребления не включены общедомовые расходы. О каком здесь-то нормативе речь идёт - об индивидуальном, что ли? Следующую страницу переворачиваем: идёт констатация фактов, а в последнем абзаце, о котором Елена Леонидовна говорила, написано, что нельзя установить фактическое количество проживающих, - но это не так, и сегодня право такое дано, и управляющие компании совместно с соседями составляют акты. То есть я хочу сказать, что если уж мы обращаемся в правительство, то, наверное, нужно это делать достаточно компетентно. Я понимаю боль Елены Леонидовны, и мы это чувствуем, но давайте поработаем над формой - может быть, это депутатский запрос будет, но та форма, в которой это сейчас сформулировано, некорректна, и Государственной Думе не нужно, я считаю, сегодня в таком виде это направлять. Ну а в чём же всё-таки, если посмотреть, основная проблема? С чем необходимо было бы обратиться к правительству? Существует две темы. Первая: управляющие компании, Елена Леонидовна, должны навести порядок, и к этому мы их призываем, а пытаться навести порядок с нормативом... Сегодня позиция - умножить его на два. Какой контроль вы за этим хотите установить? Правительство хочет этим нормативом стимулировать установку счётчиков, а вы обращаетесь с тем, чтобы норматив контролировали. Да они его на четыре умножат, и на этом всё! Чего его контролировать?! То есть не эта тема сегодня главная, абсолютно! И вторая проблема, основная, крик и боль людей: дома-то разрушенные, и без участия государства сегодня провести капитальный ремонт нельзя - вот с этим нужно обращаться. Необходимо выделять средства из фонда реконструкции... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я считаю, что речь идёт об очень важном вопросе, может, одном из самых существенных, которым следует заняться и правительству, и Государственной Думе. Есть очень большое недовольство и в регионах, и в центре, связанное с состоянием ЖКХ, с управлением ЖКХ. И, поддерживая в целом это постановление, отдельные его позиции, мы должны сказать, что оно затрагивает только фрагменты картины, а нужно в целом менять картину. Вот в какой-то момент отдали всё ТСЖ, управляющим компаниям, и думали, что это, может быть, каким-то образом всколыхнёт рынок, плюс рассчитывали, что денег будет всё меньше в бюджете, но сегодня совершенно ясно, что нужно создавать крупную государственную компанию - одну, может быть, две, - которая отожмёт всех этих жуликов, в которых превратилось большинство управляющих компаний и ТСЖ. Что бы ни говорили по методикам расчётов, но никто в них не разберётся, в этой алхимии финансов, и всё равно обманут и разведут. Поэтому государство, если оно хочет решить этот вопрос глобально, должно создать крупную государственную компанию, такой "Газпром" в сфере ЖКХ, где ввести твёрдые расценки, ответственность, вертикаль, жёстко отжать все мошеннические схемы, чтобы было совершенно ясно в каждой деревне, сколько стоит тот или иной метр, сколько будет платить человек. Это одна тема. И вторая тема. Явно назревают такие хрущёвские реформы в сфере строительства жилья. Хрущёв в своё время построил жильё на пятьдесят - шестьдесят лет, и, слава богу, пока ещё хватает ресурса того жилья, которое строилось в 60-е годы, но это всё скоро будет рушиться. Значит, надо строить заново, значит, нужна масштабная система государственного строительства, а не какие-то там компании, надо просто тупо брать из бюджета деньги и строить, а не софинансировать с регионами. От регионов требуется бесплатно предоставлять землю, и кто из губернаторов не даёт - того под суд просто, вот так вот надо делать! Надо сносить ветхое жильё, строить, строить и строить, по 150-200 миллионов квадратных метров в год, если надо! Сейчас это можно: свистнул - и приедут со всего мира строить, были бы деньги, понимаете, вопросов нет, можно создать любые строительные мощности. Нужны крупные подходы - ну что мы сейчас про счётчики? Давайте установим, давайте... И каждый месяц повышается цена, поедешь в регион - все недовольны. Надо кардинально решать вопрос, заниматься этим всей Думе, всем комитетам, это одна из глобальных проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста, от фракции, семь минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Отраден только один факт - что комитет решил подготовить всё-таки проект постановления об обращении (я подчёркиваю: Дума может принимать документы только в форме постановлений и законов). И о главном. Уважаемые коллеги, вы можете поднять стенограммы - я их периодически перечитываю, - и увидите, что мы вам говорили, когда вы продавливали жёстко Жилищный кодекс: мы говорили, что перекладывание всего на плечи жителей без какого-либо действенного контроля власти и без рычагов воздействия ни к чему хорошему не приведёт, особенно в этой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере, в которой, по данным агентства по строительству, сегодня кассовый сбор составляет 3 триллиона 300 миллиардов рублей. Как вам эта сумма, а? Это, вообще-то, почти треть доходной части бюджета, и это уходит в карманы! Мы с вами были свидетелями, когда в Нарьян-Маре тогда Медведев, ещё президент, назвал нехилую цифру: только из Северо-Западного федерального округа за один квартал вывели за кордон 25 миллиардов рублей. Но страшно-то что? Мы всё время, обращаясь к вашему "я", говорим: уважаемые коллеги, вопросов по ЖКХ на проводимых депутатами приёмах населения задают ровно половину, если не больше. А проблема ведь в чём? Проблема в том, что ТСЖ собрало гроши - два жулика (к сожалению, зачастую эти жулики - это или бывшие сотрудники правоохранительных органов, или родственники руководства администрации, или родственники прокуроров) всё берут себе. И ведь мы с вами механизм интересный прописали, и попробуйте-ка 75 процентов жителей собрать, когда половина находится на заработках по всей большой территории нашей страны, за тридевять земель! Они один раз себя избрали, а потом ни перед кем не отчитываются, денежку собирают, а с энергоснабжающими организациями не рассчитываются. Это даёт повод снимать ненравящихся глав местного самоуправления, хотя они в принципе... даже Луна на Землю имеет большее влияние, чем по закону имеет глава местного самоуправления на ТСЖ. Почему? Потому что прокуратура квалифицирует вмешательство главы местного самоуправления в процесс распоряжения средствами ТСЖ как вмешательство в хозяйственную деятельность и может возбудить уголовное дело. А к чему это на деле приводит? Скажем, избрали мэра от КПРФ в Новочеркасске, он приехал, начал разбираться - 650 миллионов собрали с жителей и не заплатили! Мэр начинает спрашивать - они пишут в прокуратуру. Прокуратура приходит к мэру: "Чего ты вмешиваешься?", он говорит: "Подождите, я же вам уже писал заявление о том, что 650 миллионов с жителей собрали, дома отключили, жители приходят ко мне, к мэру, вопросы задают, а вы, вместо того чтобы жуликов искать, приходите ко мне и возбуждаете против меня уголовное дело". Не кажется ли вам, что мы породили эту коллизию? Второй вопрос. Я проанализировал: из этих 3 триллионов 300 миллиардов рублей, которые собирают в год, - подчёркиваю: в год - всего 300 миллиардов направили на обновление очистных сооружений канализации, водопровода, канализации хозфекальной. Вы понимаете, что происходит? Ведь могут отравиться жители целых городов, если не работают очистные сооружения! Это колоссальная проблема, это, вообще говоря, бактериологическое оружие, но в данной ситуации опять же у нас в бюджете деньги не предусмотрены - проверьте меня: вы в бюджете-трёхлетке резко снизили расходы на ЖКХ. Параллельно с этим вы что сделали, уважаемые коллеги? Вы утвердили положение о том, что процент отчислений на капремонт надо поменять, и опять переложили это на жителей. Помимо этого вы, уважаемые коллеги, утвердили закон о том, что в ближайшее время мы с нашего в подавляющем большинстве нищего народа будем ещё брать налог на имущество - 1 процент от коммерческой стоимости квартиры. Размер определяется так же, как и по многим другим вопросам - пальцем в небо. Ну вы, вообще-то, подумайте, что мы делаем! И почитайте результаты социологических опросов (я регулярно читаю): сфера ЖКХ в плане коррупционных проблем находится на втором-третьем месте, как всегда! С моей точки зрения, всё это порождено прежде всего Жилищным кодексом. Вот здесь Мартин Люцианович стоял и рассказывал, как хорошо всё будет, но вы мне назовите хоть один многоквартирный дом, под которым земля распределена между собственниками и им выдали на это документ в Минюсте! Я просто этим занимался: пришёл ко мне один порядочный председатель ТСЖ, женщина такая въедливая, с юридическим образованием, так вот она прошла семь кругов ада - ничего не может доказать! Говорят: "Да-да-да, вот сейчас туда пойди, принеси вот такую справку", - она идёт, приносит эту справку, но ей говорят: "Надо поделить ноль, ноль, ноль столько-то процентов и должны быть письменные доверенности от детей, что они действительно согласны, - вот пойди и возьми". А там детишки маленькие - они же не могут, но ей всё равно говорят: "Ты нотариально заверенную доверенность принеси, что они доверяют тому, кто их воспитывает". Но это же, опять повторяю, мы с вами породили неконкретностью законов! Понимаете, всякая неопределённость в законе даёт неограниченные права чиновнику и фактически лишает прав людей, которые будут по нему работать. Я предлагаю следующее. Обращение обращением, но я вам заранее могу сказать, что правительство нам с вами напишет: уважаемые депутаты, закон приняли вы, и мы в рамках закона действуем, а поправки готовы рассматривать. Мы поддержим это обращение - никакое обращение, протокольное поручение депутату не мешает, а только помогает получать дополнительную информацию, - но призываем вас приступить незамедлительно к пересмотру многих принятых под давлением правительства законов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, список выступающих исчерпан. Проект постановления выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5097 по 5117 из 6927
Пункт 5, проект постановления "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации об устранении неправомерного начисления платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 03 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Постановление принято. Законопроекты третьего чтения.