Заседание № 101
24.06.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 219514-5 "О Годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2008 год".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4529 по 5763 из 9901
Коллеги, на фиксированное время у нас с вами запланирован следующий вопрос: проект постановления Государственной Думы "О Годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2008 год". Доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Игнатьева Сергея Михайловича. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается Годовой отчёт Банка России за 2008 год. В годовой отчёт включена годовая финансовая отчётность Банка России на 1 января 2009 года, достоверность которой подтверждена аудитором - закрытым акционерным обществом "Эрнст энд Янг Внешаудит". 2008 год можно разделить на два периода: первые восемь месяцев, когда развитие российской экономики и банковской системы проходило весьма динамично, и последние четыре месяца, когда под влиянием внешних факторов в России разразился острый экономический кризис. В течение первых восьми месяцев основные усилия Банка России были направлены на снижение инфляции, которая с весны 2007 года значительно усилилась. Прирост потребительских цен с мая 2007 года по май 2008 года составил 15,1 процента. К числу основных причин ускорения инфляции следует отнести следующие. Во-первых, это наблюдавшийся в то время быстрый рост мировых цен на продовольственные товары. Во-вторых, это мощный приток частного капитала в 2007 году, который превысил 80 миллиардов долларов. Это привело к быстрому росту международных резервов и увеличению денежной массы. С целью ограничения инфляции Банк России в течение первых восьми месяцев 2008 года четыре раза принимал решение о повышении ставки рефинансирования, трижды принимались решения о повышении нормативов обязательных резервов. В результате удалось замедлить рост денежной массы, несколько снизилась инфляция. В сентябре 2008 года в результате резкого обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Начался мощный отток частного капитала, который сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались практически отрезанными от иностранных источников финансирования. Ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций, некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В результате усилившегося недоверия банков друг к другу резко снизились объёмы операций межбанковского кредитования. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции, начался отток средств со вкладов населения. В этих условиях основные усилия Банка России были направлены на предотвращение массового банкротства российских банков. Банк России дважды принимал решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень банковских активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. Были внесены изменения в законодательство, которые позволили Банку России предоставлять банкам кредиты без обеспечения. Банк России начал заключать с банками соглашения, предусматривающие компенсацию им Банком России части убытков, возникающих в результате кредитования ими других банков (типовое соглашение предусматривает возможность компенсации до 90 процентов таких убытков). Банк России приступил к санации крупных банков, банкротство которых могло иметь крайне негативные последствия для всей банковской системы. Позднее эта работа стала проводиться при активном участии Агентства по страхованию вкладов. Правительством Российской Федерации совместно с Банком России был реализован и ряд других мер, направленных на стабилизацию ситуации в банковской системе. Я имею в виду предоставление крупным банкам за счёт государственных средств субординированных кредитов, а также рефинансирование Внешэкономбанком внешних долгов крупных российских компаний за счёт валютных средств, предоставленных Банком России, а также ряд других мер. В результате принятых мер ситуация в банковской системе в значительной степени стабилизировалась. Отток вкладов населения из банков достиг максимума в октябре (тогда он составил 6 процентов) и практически прекратился в ноябре. В декабре возобновился приток средств населения во вклады. Резкое падение мировых цен на нефть привело к ухудшению состояния платёжного баланса страны, появились сильные ожидания девальвации, что, в свою очередь, усиливало отток капитала и создавало дополнительное давление на валютном рынке. Мы не пошли на резкую, одномоментную девальвацию. По нашим оценкам, резкая девальвация могла привести к банкротству многих банков и компаний, спровоцировать новую волну оттока вкладов населения из банков. Девальвация была плавной и управляемой. Началась она 11 ноября 2008 года, закончилась уже в текущем году 23 января, когда мы установили верхнюю границу для стоимости бивалютной корзины на уровне 41 рубля. После этого ситуация на валютном рынке стабилизировалась. В целом за 2008 год чистый отток частного капитала составил 132,7 миллиарда долларов, причём практически весь он пришёлся на последний, четвёртый квартал. Международные резервы России сократились с 478,8 миллиарда долларов на 1 января 2008 года до 427,1 миллиарда долларов на 1 января 2009 года. С момента обострения мирового финансового кризиса в сентябре до завершения девальвации рубля наблюдался интенсивный процесс трансформации рублёвых накоплений в валютные активы. Доля валютных депозитов, привлечённых кредитными организациями, увеличилась с 14 процентов на 1 октября 2008 года до 26 процентов на 1 января 2009 года. За этот период резко увеличился объём наличной иностранной валюты на руках у населения. Естественно, эти процессы оказали сильное воздействие на динамику рублёвой денежной массы. Денежный агрегат М2 сократился с 14,4 триллиона рублей на 1 октября 2008 года до 13,5 триллиона рублей на 1 января 2009 года. В целом за 2008 год денежный агрегат М2 увеличился, но только на 1,7 процента. Несмотря на сокращение в конце года рублёвой денежной массы, инфляция оставалась высокой: в целом за 2008 год она составила 13,3 процента. Суммарный объём банковских кредитов нефинансовым организациям и населению в целом за 2008 год увеличился на 34,5 процента. Однако за этой цифрой скрывается резкое замедление роста кредитования в последние месяцы 2008 года. Причины этого следующие: сокращение ресурсной базы в результате погашения банками задолженности перед иностранными кредиторами и оттока вкладов населения, стремление банков запастись ликвидностью, а также резко возросшие кредитные риски. Последний фактор играет всё большую роль уже в текущем, 2009 году. О прибыли Банка России. Прибыль Банка России в 2008 году составила 97 миллиардов 788 миллионов рублей и оказалась значительно больше прибыли предыдущего, 2007 года, когда она составила 24 миллиарда 565 миллионов рублей. Половина прибыли, оставшейся после уплаты налогов, перечислена в федеральный бюджет. Эта сумма составила 48 миллиардов 812 миллионов рублей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. У нас сегодня несколько содокладов. Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, Банк России в соответствии с требованием Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации..." представил в Государственную Думу годовой отчёт за 2008 год. Детальный анализ и общая оценка представленного Банком России отчёта содержатся в заключении комитета, розданном в зале, оно есть у всех, и я детально на этом останавливаться не буду. Я хотел бы вкратце отметить, что 2008 год был тяжёлым годом. Полагаю, что нам понадобится ещё немало времени, чтобы оценить сложность и неординарность сложившейся ситуации. Несмотря на то что формальное начало мирового финансового кризиса относится к середине 2007 года, высокие цены на энергоносители и приток иностранного капитала в Россию до середины 2008 года создавали иллюзию, позволяющую предполагать, что Россию финансовый кризис не только не коснётся, но и создаст дополнительные условия для притока внешнего капитала. Теперь несколько слов непосредственно об отчёте. В отношении денежно-кредитной политики мы с вами видим существенные расхождения между фактическими и прогнозными данными основных показателей единой денежно-кредитной политики на 2008 год: инфляция превысила прогнозные данные основных показателей в два раза; рост денежной массы был меньше запланированного в десять раз; вместо прогнозируемого увеличения чистых международных активов на 1-1,8 триллиона рублей мы получили уменьшение практически на эту же сумму. Вместе с тем полагаю, что подобная ситуация с прогнозами является следствием определяющего влияния внешних факторов в проводимой Банком России денежно-кредитной политике. Достаточно вспомнить, что в первом полугодии 2008 года Банк России концентрировался на снижении инфляции, а во второй половине 2008 года основная работа была направлена на предотвращение дестабилизации внутреннего валютного рынка и на поддержание стабильности банковской системы. Поставленные задачи в целом были выполнены. В этой связи мне хотелось бы пожелать, чтобы в будущем отчёт Банка России содержал более комплексный анализ причинно-следственных связей между состоянием международных рынков и состоянием российской экономики. Второе. В отношении банковского сектора необходимо отметить, что действия Банка России по расширению системы рефинансирования и увеличению объёмов предоставляемой ликвидности действительно стали решающим фактором по стабилизации ситуации с финансовым сектором страны во второй половине 2008 года, особенно в конце года. Достаточно сказать, что объём государственной поддержки, оказанной российскому банковскому сектору за период август - декабрь 2008 года, составил 4 триллиона рублей, из которых около 3,5 триллиона рублей пришлось на различные инструменты рефинансирования Банка России. При этом, на взгляд комитета, Банку России следует уделять особое внимание не только рефинансированию банков, но и взаимоотношениям кредитных организаций и их клиентов. Так, например, как следует из отчёта, в четвёртом квартале 2008 года существенно увеличилось количество поступивших жалоб от заёмщиков - юридических и физических лиц, - связанных в основном с односторонним изменением кредитными организациями процентных ставок по действующим кредитным договорам. В этой связи представляется, что одной из важнейших задач органов банковского регулирования и надзора должно быть создание условий для минимизации и нивелирования последствий финансового кризиса для заёмщиков и вкладчиков нефинансового сектора. Нельзя забывать, что в конечном итоге именно вкладчики и заёмщики являются тем организмом... а о кровеносной системе и тромбах мы так часто говорим... То есть желательно подумать об организме в целом. С учётом сказанного Комитет по финансовому рынку рекомендует принять отчёт Банка России за 2008 год к сведению. Вместе с тем комитет выражает надежду, что отчёт Банка России станет одним из основных аналитических инструментов как для бизнеса в части снижения неопределённости и понимания перспектив развития, так и для государственных органов в части совершенствования экономической политики и реформирования структуры экономики. К сожалению, в настоящее время таких аналитических инструментов ещё мало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от Комитета по бюджету и налогам сделает Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, серьёзным плюсом в работе Центрального банка, отчёт которого мы заслушали, является то, что в результате принятых мер, я бы сказал, квалифицированной работы нам удалось защитить нашу денежно-кредитную систему, защитить рубль, и переход на плавающий курс валюты позволил избежать самых страшных последствий, которые могли иметь место при нескоординированной деятельности правительства и банка и принятии других способов борьбы с кризисом. Я имею в виду панику, отток вложений населения из банков. К счастью, удалось всего этого избежать, и сегодня ситуация стабилизировалась. Более того, вклады населения растут. Это говорит о том, что люди поверили в нашу денежно-кредитную систему, в тот курс, который проводит Центральный банк России. Это очень важный момент, я хотел бы на это обратить ваше внимание и считаю, что это результат квалифицированной работы Центрального банка России. Вместе с тем, считаю, имеют место серьёзные недоработки в реализации антикризисных мер, и самая главная из них состоит в том, что большие вливания в банковскую систему вращались здесь, в центре, и в очень небольшом количестве дошли до периферии, для того чтобы поддержать самую главную часть любой экономики - производителя. В этот период, особенно в первой части, в первом квартале и в мае текущего года, выдавали кредитные ресурсы и работали с кредитами только, по существу, системные банки. Что же касается основной части наших кредитных организаций, то, к сожалению, по разным причинам кредитование реального сектора экономики, прямо скажем, остаётся в недостаточных размерах. Это в известной мере сдерживает рост производства, и тот большой уровень падения производства, который сегодня имеет место, конечно, напрямую связан с этим фактором. Что касается агропромышленного комплекса, то в связи с тем, что 85 процентов всех кредитных ресурсов сосредоточено в специализированном банке, Россельхозбанке, здесь обстановка относительно благополучная. По сравнению с началом года кредитный портфель вырос в этом банке с 470 миллиардов рублей до 550 миллиардов рублей, ежемесячное увеличение кредитования составило по банку более 4 процентов. Мы полностью закрыли потребность в коротких кредитах, связанных с проведением весенних работ, и продолжаем кредитовать начатые переходящие объекты по долгосрочным кредитам. Параллельно с этим банком впервые прокредитована закупка 9,6 миллиона тонн зерна. В резерве впервые находится такой объём начиная с 86-го года. Это, бесспорно, стабилизирует рынок и даёт надежду на то, что мы сможем устойчиво развивать наше животноводство. Однако есть ряд факторов, которые, на мой взгляд, банк учитывает недостаточно и которые могут серьёзно изменить ситуацию, и так сегодня довольно тяжёлую. Я имею в виду нарастание неплатежей, невозврата кредитов. В целом по агропромышленному комплексу по сравнению с 1 марта 2008 года кредитная задолженность возросла на 230 миллиардов рублей, в том числе и просроченная задолженность, которая остаётся пока небольшой, имеет тенденцию к нарастанию. В то же время данные о росте реального сектора экономики... Вы знаете, что, по последним данным, объём промышленного производства за январь - апрель сократился почти на 17 процентов, а падение в мае было выше, чем в апреле. Это может привести к значительным неплатежам и может достигнутые положительные моменты в становлении финансовой системы свести к нулю. В связи с этим, на мой взгляд, потребуется принять дополнительные меры. Что касается агропромышленного комплекса, мы будем настойчиво просить депутатов вернуться к закону "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и поставить вопрос о том, что процедуру банкротства можно проводить, только если после финансового оздоровления они не вышли на параметры, которые им позволяют работать нормально. Мы будем возвращаться к вопросу о том, что в условиях кризиса предприятия имеют, на мой взгляд, полное право на повторное рассмотрение реструктуризации задолженности, что было не поддержано при принятии этого закона. На мой взгляд, это серьёзная мера, которая позволила бы стабилизировать ситуацию и придать уверенности в том, что мы справимся с возвратом и в этом смысле финансовая система будет чувствовать себя более устойчиво. Есть определённые предложения и к Центральному банку. Я бы очень вас просил ещё раз вернуться к рассмотрению тех кредитных ставок, по которым вы выдаёте подкрепление кредитным организациям. Смотрите, при выдаче кредитов без обеспечения кредитная ставка составляет у вас сегодня 13,5 процента, даже при ломбардных кредитах - 11,75 процента. Это выше той учётной ставки, которую вы объявили. И я думаю, не надо нам зарабатывать какие-то прибыли, когда мы пытаемся поддержать всех. Я бы хотел, чтобы вы рассмотрели этот вопрос и со своей стороны тоже всё сделали для того, чтобы мы главные ресурсы направили всё-таки на поддержание реального сектора экономики, на восстановление объёмов кредитования, в том числе и по длинным кредитам. Я присоединяюсь к предложению, которое было внесено депутатом Резником, одобрить представленный отчёт Центрального банка. В заключении комитета достаточно объективно высказаны многие другие предложения, которые хотелось бы, чтобы банк учёл в своей работе. При рассмотрении этого вопроса на совместном заседании двух комитетов так и договорились, что в этом направлении будет работать и Центральный банк, а комитеты своё влияние на реализацию антикризисных мер усилят. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Содоклад от Комитета по экономической политике и предпринимательству сделает первый заместитель председателя комитета Владимир Александрович Головнёв. Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел годовой отчёт Банка России за 2008 год и дал своё заключение. Отчёт Банка России за 2008 год подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отражает деятельность Банка России по выполнению законодательно возложенных на него функций. Комитет отмечает, что деятельность банка в 2008 году соответствует функциям, возложенным на банк российским законодательством. В то же время у комитета имеется ряд замечаний по годовому отчёту Банка России за 2008 год. По мнению комитета, антиинфляционная политика Банка России в 2008 году являлась недостаточно эффективной. Несмотря на сохранившиеся в первом полугодии 2008 года в российской экономике высокие темпы роста, фактический уровень инфляции существенно превысил плановые показатели и составил 13,3 процента при запланированном диапазоне 6,5-8 процентов, о чём говорили представители других комитетов. Комитет считает, что одной из причин недопустимо высокого уровня инфляции и роста цен в российской экономике как общей тенденции является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению её ресурсной базы, а также созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Практика показала, что стабильное развитие банковской системы и финансового рынка не является достаточным условием повышения доступности кредитных ресурсов для финансового обеспечения экономического роста и тем более интенсивного экономического роста, основанного на инновациях. Следует учитывать, что увеличение объёмов долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики оказывает благоприятное воздействие на отечественные отрасли экономики. Если данная закономерность не учитывается в процессе реализации денежно-кредитной политики, то в сложившихся российских условиях, даже при условии применения монетарных инструментов регулирования, это неизбежно приводит к росту цен и уровня инфляции, снижению конкурентоспособности отечественной продукции, сужению рынков её сбыта, снижению темпов роста производства, особенно в несырьевых обрабатывающих отраслях, следовательно, к неконтролируемому росту импорта. Кроме этого, ситуация, сложившаяся на кредитном рынке, свидетельствует о кредитном сжатии в российской экономике, то есть о снижающемся кредитном предложении банков и спросе на кредиты как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны населения. Его основными причинами являются ухудшение экономического положения заёмщиков и нежелание банков принимать дополнительные риски по их кредитованию. К тому же высокая доходность вложений в иностранную валюту, осуществлённых российскими банками в 2008 году, явилась ещё одним фактором, оказавшим негативное влияние на темпы кредитования нефинансового сектора экономики. Это при том, что российский банковский сектор по-прежнему имеет ограниченную долгосрочную ресурсную базу и поэтому слабо включён в финансирование производственных инвестиций не только в развитие, но и в воспроизводство существующих основных фондов, в том числе в производственной инфраструктуре. В кредитном портфеле банков половину занимают краткосрочные кредиты, главным образом кредиты сырьевым отраслям экономики, ориентированным на экспорт своей продукции за рубеж. По мнению комитета, чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности частного сектора привело к возникновению резких диспропорций в структурной динамике внешнего долга России и создало реальную угрозу стабильности российской банковской системы и российской экономики в целом. Комитет считает, что Банку России в рамках мероприятий по совершенствованию банковской системы следует обратить особое внимание на решение проблемы формирования долгосрочной ресурсной базы российских кредитных организаций. Это приобретает особую значимость в том контексте, что при ограниченности в доступе к дешёвым долгосрочным ресурсам внутри страны у российских банков в настоящее время практически отсутствует возможность их привлечения извне. Повышение уровня жизни российского народа и конкурентоспособности отечественных предприятий, перевод экономики на инновационный путь развития зависят главным образом от возможностей проведения в стране реальной структурной модернизации экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних, в том числе конъюнктурных или спекулятивных, факторов. Поэтому денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности отечественных наукоёмких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. С учётом изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению Годовой отчёт Банка России за 2008 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, есть ли желающие задать вопросы? Прошу записаться на вопросы. Покажите список. Пятнадцать желающих. Как поступим? Время отведём для вопросов или все вопросы зададим? Четвериков, пожалуйста, ваш вопрос. ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". У меня вопрос к Сергею Михайловичу. Уважаемый Сергей Михайлович, в чём цель действий Центрального банка по поддержанию стабильного курса рубля при высокой стоимости кредитов? Мы прекрасно понимаем, что сегодняшний уровень доступности кредитов и их стоимость не дают возможности развиваться реальному сектору экономики. 20 процентов годовых и выше - это неокупаемо, тем более на фоне действий большинства международных банков, которые в других государствах обеспечивают максимальную доступность кредитных ресурсов при их минимальной стоимости. В чём суть такой политики и её смысл? Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Если я вас правильно понял, вы спрашиваете про стабильный валютный курс рубля. Ну, в принципе - я буду выступать вот по следующему вопросу - мы предполагаем постепенно перейти к режиму свободного плавания валютного курса рубля. В общем-то, уже сейчас валютный курс стал намного гибче, чем он был, предположим, год тому назад, и такую политику мы собираемся продолжать. Но от валютного курса рубля очень многое зависит - и динамика потребительских цен, и стабильность финансовой системы в целом, и стабильность банковского сектора, в частности. Поэтому, я думаю, как некая цель, как некое направление нашей работы стабильность, в том числе на валютном рынке, - это очень важно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ненашев Михаил Петрович. НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Михайлович, вы в своём докладе осветили многие стороны жизни. У меня два небольших, но принципиальных вопроса. Первый. Все москвичи, и в том числе те, которые сидят здесь, в этом зале, постоянно, каждый день сталкиваются с обманом в обменных пунктах валюты. Вам и вашим подчинённым регулярно задают вопрос: когда будет надзор в действии, почему идёт обман? Вы сами просто пройдитесь ради интереса по Садово-Кудринской и по другим улицам Москвы, посмотрите, какой пример мы всем подаём. И второе. Небольшие банки сработали в кризис успешно, а крупные банки вы сами сегодня объясняли, какие имеют проблемы. Может, ещё жёстче ставить вопрос о профпригодности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Что касается обменных пунктов, то проверкам обменных пунктов мы уделяем большое внимание, и количество проверок именно обменных пунктов очень значительно. В случаях нарушений мы применяем разного рода санкции и ограничения. Я вам обещаю, что вот по этому направлению работа будет усилена. Что касается второго вопроса, то, честно говоря, я его не понял. Извините, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите, пожалуйста, вопрос. Ненашеву включите микрофон. НЕНАШЕВ М. П. Сергей Михайлович, речь идёт о том, что в законодательстве ряда стран применяются нормы о том, что если в тех или иных экономических структурах владельцы этих структур допустили крупные провалы, то они не могут быть потом акционерами-владельцами. И для иллюстрации я вот этот пример привёл, что у нас небольшие банки (имеется в виду - общим капиталом 500 миллионов рублей) проходят кризис в ряде регионов успешно, а крупные банки, которые мы поддерживаем, требуют с каждым разом всё больше и больше финансовых вливаний страны, государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я прошу Сергея Михайловича фиксировать вопросы, которые задают депутаты, чтобы мы не тратили время на повтор. Пожалуйста, ваш ответ. ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо. У нас лицензий лишались как средние банки, так и мелкие банки. И проблемы у мелких банков тоже были, в том числе у мелких региональных банков. Сейчас я не могу привести полный анализ, в какой степени были подвержены риску банкротства крупные, средние и мелкие банки, но, в общем-то, картина довольно-таки равномерная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, по оценкам многих экспертов, так называемые уполномоченные банки, я имею в виду Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, сегодня ведут, по сути дела, агрессивную по отношению к российской экономике политику. Я имею в виду, что средства гигантские, которые были выделены государством, сначала были брошены на игру на бивалютной корзине (вы знаете, дошёл до 36 рублей доллар), после этого они их перебросили на другие банковские инструменты рыночные, но до реального сектора в результате они не дошли. Как вы оцениваете работу банков и что собираетесь сделать, для того чтобы у нас не развалилось окончательно строительство и сельское хозяйство? И второй вопрос, очень короткий. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете итоги так называемых народных IPO? Я имею в виду ВТБ, Сбербанк и "Роснефть". Потому что сначала котировки были очевидно завышены, в результате, по-моему, сто тридцать тысяч человек купили эти акции, а потом они упали почти в десять раз. По сути дела, это массовый обман. Что по этому поводу думает Центральный банк? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Что касается так называемого кредитования госбанками реального сектора, то есть банками, которые прямо или косвенно контролируются государством, я об этом буду говорить в следующем своём выступлении. Именно эта группа банков в последние пять месяцев в среднем увеличивала свой кредитный портфель, не высокими темпами - примерно 1,3 процента в месяц в среднем по всей этой группе банков. Что касается остальных банков, то примерно такими же темпами их кредитный портфель сокращался. Поэтому в целом по банковской системе объём портфеля практически оставался неизменным. Поэтому я думаю, что претензии к банкам государственным не вполне объективны. Средства были предоставлены действительно значительные, в том числе через субординированные кредиты, но не надо забывать, что эти средства прежде всего замещали выбывающие ресурсы, в частности депозиты населения, кредиты иностранных кредиторов и так далее, и действительно не очень большие суммы доходили до реального сектора, но всё-таки доходили. И вот я цифры привёл, это на самом деле так. Что касается IPO. Вы знаете, фондовая биржа - это вещь трудно предсказуемая, иногда везёт, иногда, к сожалению, не везёт, и тут ничего не поделаешь. Другое дело, что, наверное, нужно лучше объяснять при проведении подобного рода массовых, скажем, операций потенциальным покупателям акций все риски, к которым покупка этих акций может привести. Люди должны понимать, что это не вклад, это не гарантированный процент, это может быть выигрыш, а может быть и большой проигрыш. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, фракцию ЛДПР интересуют следующие моменты. Вот в прошлом году благодаря тем учётным ставкам, которые были, объём внешних валютных заимствований примерно сравнялся со средствами Стабфонда, потом, как вы знаете, наступила очень интересная ситуация. После этого вы говорили о плавной девальвации. Очень сомневаюсь, что она была непредсказуемой, она была именно предсказуемой, то есть есть впечатление, что там казачок какой-то засланный. И вот на этом деле, на плавной девальвации, мы потеряли огромные средства - в отличие, например, от того же Казахстана, который ничего на это не тратил, а моментально всё это провёл, - а кто-то очень сильно заработал. И вот у меня в связи с этим, вернее, у фракции ЛДПР, вопрос: планирует ли Центробанк менять эту политику? Сейчас ситуация примерно та же самая, за тем исключением, что, поскольку кризис финансовый, валюту за рубежом уже на таких льготных условиях особо никто не даёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Я хочу напомнить, что в Казахстане два крупнейших банка практически в состоянии дефолта, это во-первых. Во-вторых, я уже сказал, что по поводу курсовой политики более подробно я расскажу в своём выступлении: тут возможны и необходимы некоторые изменения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Сергей Михайлович, вторым вопросом мы будем рассматривать назначение вас на должность председателя Центробанка. В этой связи хотелось бы задать вопрос следующего плана. Вы наверняка должны знать, как работник банка, работу Владимира Ильича Ленина о национализации банков, вы прекрасно знаете, что банки - это кровеносные сосуды экономики. Как вы относитесь к тому, чтобы объединить разрозненные коммерческие структуры, которые сегодня являются тромбами экономики и не дают эффективно ей развиваться, снова в государственный банк, то есть, другими словами, национализировать банки и создать единый государственный банк? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М. Я плохо отношусь к этому. В то же время в ситуации кризиса роль государства в банковской системе может и должна увеличиваться, в том числе в капиталах коммерческих банков - это происходит не только в России - через те же самые субординированные кредиты, а также через другие механизмы, через покупку привилегированных акций в частности, я об этом тоже буду говорить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева Елена Владимировна. ЛЕБЕДЕВ И. В. Лебедев по карточке Афанасьевой. Уважаемый Сергей Михайлович, Президент Российской Федерации заявил, что в условиях экономического кризиса все государственные деньги должны работать, и работать в реальном секторе, а не оседать на счетах в банках. Председатель правительства дал прямое поручение банкам кредитовать предприятия под проценты, равные ставке рефинансирования плюс максимум три процента. Скажите, Сергей Михайлович, вы можете назвать хотя бы одно предприятие, которое на сегодняшний день получило кредит под такие проценты? И если нет - а я думаю, что вы вряд ли сможете их назвать, потому что их нет, - то почему и что делать Центробанку для того, чтобы выполнить прямое поручение председателя правительства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо. Это ограничение наложено только в части средств, получаемых банками в виде субординированных кредитов от государства, это во-первых. А во-вторых, по-моему, на заседании комитета присутствовал один из руководителей Сбербанка, и он приводил статистику по этому поводу. Есть портфель у Сбербанка, который удовлетворяет вот этим условиям, то есть ставка рефинансирования плюс три процента, и объём выданных кредитов не меньше, чем объём субординированных кредитов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, вы объясните непосвящённым, в чём же финансовая мудрость ваша и ваших заместителей, которые отдали под 1,5-2 процента колоссальные финансовые ресурсы своей страны, обескровив её финансовую систему, и в то же время загнали подавляющее большинство кредитных учреждений... точнее, 38 процентов от ВВП взяли под 8-10 процентов за рубежом. Это первая часть вопроса. Вторая часть вопроса. Кто руководит у нас, вообще-то, Сбербанком и советом директоров? Это самый, с моей точки зрения, вредящий экономике России банк, потому что там быстрее чем за полгода нельзя получить ни один кредит. Он фактически парализовал экономику, и у нас сегодня спад составил 70 процентов в подавляющем числе обрабатывающих отраслей народного хозяйства. И третье. Скажите, почему Центральный банк России самый... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По одному вопросу надо задавать. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Отвечаю на первый вопрос. Нам нужны, как и любой стране, валютные резервы, международные резервы, для того чтобы гасить именно такие ситуации, какая случилась осенью прошлого года, для того чтобы поддержать валютный курс рубля, для того чтобы не допустить массового бегства вкладчиков из банков и крушения банковской системы. Валютные резервы нужны ещё в массе других ситуаций. Вот поэтому мы будем размещать часть своих ресурсов, часть своих активов в виде международных резервов за рубежом. С этим как бы ничего не поделаешь. Что касается Сбербанка. Председатель наблюдательного совета - я. И не хочу сказать, что в Сбербанке всё замечательно, всё прекрасно. Но я уже отвечал на этот вопрос: Сбербанк продолжает понемногу увеличивать свой кредитный портфель. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Алексей Николаевич. Вы уже задали вопрос, Николай Васильевич. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Михайлович, вы много говорили о финансовой стабильности, стабильной работе банков, это правильно, это нужно для государства, для всех граждан России. Но до сих пор, уже на протяжении почти двадцати лет существования нашего нового государства, создаются и функционируют так называемые банки-прачечные. Скажите, пожалуйста, что делается Центробанком для того, чтобы при выдаче лицензий как-то отслеживать это? И уж, конечно, при функционировании этих банков как можно быстрее реагировать на такие вещи. Недопустимо, чтобы в нашем государстве такие банки функционировали. Сколько можно?! Уже стыдно перед всемирным сообществом. Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. При выдаче лицензий это невозможно отследить, при их функционировании это можно сделать, мы это делаем в ежедневном режиме. При нарушении банками законодательства в рамках тех полномочий, которые мы имеем, мы отзываем лицензии или наказываем иным способом, кстати, некоторые депутаты нас за это очень сильно ругают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, ваш вопрос. ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Сергей Михайлович, у меня два вопроса. Как известно, две ключевые функции ЦБ - это курсовая политика, курс национальной валюты, и регулирование процентных ставок на кредитном рынке. Вот первый вопрос: как вы считаете, курсовая политика, которую вы проводили, соответствует интересам национальной экономики, когда?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Ну, я уже понял. Но у меня другое мнение. Дело в том, что экономика явно болезненно отреагировала на вашу курсовую политику, и мне бы хотелось, чтобы об этом сказали. И второй вопрос. На мой взгляд, Центробанк утерял рычаги влияния на рыночные ставки на кредитном рынке. Вы снижаете учётную ставку, а рынок идёт вверх. Вот скажите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Мы снижаем учётную ставку и другие ставки Центрального банка - и депозитные, и кредитные. И я уверен, что кредитные ставки коммерческих банков тоже пойдут вниз. Они, кстати, уже идут, и даже не дожидаясь наших решений. По информации, которой я располагаю, где-то с января по апрель процентные ставки по рублёвым кредитам снизились где-то примерно на один процентный пункт. Они будут снижаться и впредь вместе со снижением инфляции, со снижением ставок Центрального банка. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Сергей Михайлович, некоторое время назад начали действовать запретительные меры на выдачу кредитов на закупку иностранной сельхозтехники. В результате пострадали белорусские предприятия. В ещё большей степени пострадали российские предприятия, потому что белорусские предприятия используют российские комплектующие. Действуют ли эти меры сейчас, каковы причины ввода вот этих запретительных мер и проводил ли кто-нибудь анализ последствий действия данных мер? ИГНАТЬЕВ С. М. Центральный банк подобного рода мер не вводил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гаврилов Сергей Анатольевич. ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемый Владислав Матусович! Известно, что банки с госучастием, в частности ВЭБ, не только играют системообразующую роль в экономике, но и оказывают огромное воздействие на социальную жизнь страны. У меня вопрос: почему руководство Центрального банка заняло достаточно пассивную позицию при инициативе ВТБ компенсировать часть убытков лицам, которые участвовали в первоначальном IPO? Это первое. И второе. В связи с необходимостью подавления активности "прачечных" планировали ли вы всё-таки встать на путь отделения эмиссионных и регуляторных функций от надзорных в банковской сфере? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Что касается первого вопроса. Ну, честно говоря, инициатива действительно была довольно-таки странная для меня со стороны ВТБ. Я этот вопрос не комментировал, но мне кажется, что мои заместители, которые отвечали на подобного рода вопросы, были правы: каких-то там исключений для определённых категорий акционеров делать не надо, не следует. Что касается второго вопроса. Отделить в каком смысле? Чтобы разные органы, институты занимались регулированием и надзором? Я не очень понял, потому что у нас в принципе... Да, в принципе и то, и другое - это функции Центрального банка. Я пока не вижу больших проблем в этой совместимости, в совместном ведении, то есть в том, что Центральный банк занимается и регулированием, и надзором. Я лично не вижу здесь больших проблем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос о вывозе капитала. Вот в этом году это будет, по вашим данным, уже даже 70 миллиардов долларов. Возврат кредитов - это понятно, но фиксирует как-то Центральный банк нелегальный вывоз капитала, допустим, фиктивные экспортно-импортные контракты и так далее? Есть у вас статистика, вот почему?.. Понятно, что уходит капитал, но какой капитал, кто эти лица - юридические, физические лица? Кроме возврата кредитов, сколько уходит просто так? Им не хочется держать деньги здесь, и они их вывозят за рубеж. Есть у вас возможности и могли бы ограничить? Почему не ограничить хотя бы на время вывод капитала в валюте и в рублях из России? ИГНАТЬЕВ С. М. У нас статистики такой нет, потому что это всё делается, видимо, всё-таки не явно, тайно. Кстати, видимо, у нас вывоз капитала в этом году чистый будет не 70 миллиардов, а меньше, мы сейчас корректируем наши прогнозы с учётом того, что случилось в первом полугодии. Но операции по переводу средств за границу, причём под видом иных операций... Например, якобы покупаются ценные бумаги, а на самом деле там никаких ценных бумаг нету, а настоящая цель операции - перевести деньги за границу, с тем чтобы оплатить часть поставки импортного товара, не декларируя достоверно на таможне импорт этого товара, сэкономить на таможенных платежах. Такие операции действительно осуществляются. Мы можем, конечно, не со стопроцентной уверенностью, не со стопроцентной полнотой их увидеть. И потом, мы работаем совместно с правоохранительными органами. А правоохранительные органы, в свою очередь, тоже проводят работу. И я скажу, что в последнее время эффективность этой работы повысилась, могу даже назвать некоторые цифры: по нашим оценкам, доля серого импорта в общем объёме импорта в последние годы сильно сократилась, боюсь ошибиться, но, по-моему, в 2005 году это было более 20 процентов, а в прошлом году в первые докризисные месяцы, в первые восемь месяцев, эта доля сократилась почти до 8 процентов, а вот во время кризиса она снова начала расти. Это оценки, не статистика, эти наши оценки основаны на специальных методиках, в том числе на зеркальной статистике, то есть сопоставлении данных таможенной статистики России с данными других стран. Это важная проблема, и особенно она обострилась в последний месяц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста, вопрос. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Сергей Михайлович, у меня простой вопрос, я его поднимал на заседании Госдумы ещё в начале июня, и тогда представителем нашего банковского комитета было мне рекомендовано задать его вам сегодня. Так вот, у меня вопрос, касающийся вознаграждения индийского гражданина, члена наблюдательного совета Сбербанка Раджата Кумара Гупты по итогам работы за 2008 год, когда он должен был получить по рекомендациям наблюдательного совета 18 миллионов рублей, в то время как остальные члены наблюдательного совета должны были получить по одному миллиону рублей, то есть у него были какие-то индивидуальные условия вознаграждения. Поэтому хотелось бы знать, что это были за условия и выполнил ли данный гражданин свои функции. Спасибо. ИГНАТЬЕВ С. М. Этот вопрос будет решаться на общем собрании акционеров послезавтра, но наблюдательный совет действительно рекомендовал установить как бы персональное вознаграждение для этого гражданина. Это весьма известный, весьма авторитетный человек, который раньше управлял одной из крупнейших мировых консультационных фирм, и он участвует в работе наблюдательного совета, и, на мой взгляд, весьма полезно работает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Сергей Михайлович, у меня вопрос. Вы, выступая перед депутатами, которых здесь не четыреста пятьдесят, но около того... Это люди, которые постоянно контактируют с теми или иными предприятиями, и каждому депутату все рассказывают, как они кредитуются. И вы вот тут стоите и говорите, что растёт кредитование реального сектора экономики, что люди получают по ставке рефинансирования плюс 3 процента. Скажите, вы намеренно нас здесь обманываете или вы действительно убеждены в том, что у нас кредитуется реальный сектор экономики? ИГНАТЬЕВ С. М. Я вас не обманываю, я сказал, что в течение последних пяти месяцев, то есть в течение первых пяти месяцев этого года, объём кредитования реального сектора и населения практически не изменился, то есть говорить о росте... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИГНАТЬЕВ С. М. Извините, я уже это сказал. Что касается группы банков, которые контролируются государством, то там наблюдается некоторый рост, примерно 1,3 процента в месяц. Что касается остальных банков, там примерно такое же падение. Я не обманывал никого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ответы на вопросы закончились. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? По Регламенту это представители депутатских объединений. Кто будет выступать от фракции КПРФ? Депутат Багаряков. Пожалуйста. С места будете или с трибуны? Вы хотите совместить выступления, а сейчас не будете, да? Фракция ЛДПР, Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вместо - нельзя. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В постановлении комитета написано: принять к сведению отчёт банка. Мне это непонятно. Ну это же неправильная позиция! Отчёт или принимается, или не принимается. Давайте к сведению примем покушение на Президента Ингушетии: ну покушение, и всё. Что мы там войска вводим, что-то делаем... Если совершаются какие-то события, то даётся оценка событиям. Это кто-то заложил такую норму, но мы никогда не были согласны с этим. На то мы и оппозиция. Как это можно принять к сведению? Миллионы разорились, миллионы ушли из жизни за этот страшный 2008 год преждевременно! Ну примем к сведению, что девальвация - 40 процентов. Слушайте, в Китае - 6. Объясните причины, почему там 6, а здесь 40? Ведь самая большая девальвация национальной валюты! Это провал в работе! Какие сведения?! Как можно к сведению принять то, что вы всех сделали беднее на 40 процентов? И эта цифра на виду. У нас многие коммерческие структуры держат счета в оффшоре. Президент США сказал: убрать все оффшоры. А вы что молчите? Почему вы не уберёте? Надо заставить регистрироваться здесь, на российской территории, и счета иметь в российских банках. Говорят: вывозят, и мы не знаем почему. Остановите вывоз валюты на время! Берут кредиты. Да, берут кредиты. Так пускай берут кредиты хотя бы под 50 процентов имеющегося здесь капитала. А то сколько хотели набрали кредитов, всё купили, а ничем управлять не могут. Вы говорите, что денежную массу вы сжали. Где результаты? Если сжали денежную массу, то в стране денег стало меньше, а значит, инфляция меньше, и цены не должны расти. А цены растут! Что делают с врачом, который лечит больного, а тот не выздоравливает? Этого врача убирают. Лекарства применяют, но если не помогают - заменяют лекарства. Вы даёте кредиты под определённый банковский процент и говорите: ниже не можем, иначе будет инфляция. Но те, кто берёт у вас кредиты под высокий процент, - они его закладывают в стоимость товара, и цены растут. Тогда как мы будем с вами решать - всё-таки яйцо или курица? Ну вы примите меры - хотя бы на один год низкую процентную ставку под кредит, - и тогда цены будут опускаться. Вы сдавливаете денежную массу, а вам нужно расширять продукцию на рынках. Вы должны бороться с монополистами, но вы с ними не боретесь. В этом смысле мы отвергаем в постановлении комитета позицию: принять к сведению. Мы не принимаем к сведению и оцениваем отрицательно отчёт Центрального банка. Это главный инструмент... Во всех странах мира, где ситуация лучше, ушли в отставку министры, руководители банков стреляются, выбрасываются из окон, их меняют, принимают меры. Здесь же всё как в прошлые годы - какая разница? Получается, что кризис прошёл мимо нас. Мы были бы рады, но посмотрите отчёты Центрального банка за 2005 год, 2006-й, 2007-й. Везде написано: принять к сведению, принять к сведению. Ураган прошёл, дома повалились - принять к сведению. Что вы принимаете-то? Вы начинайте наводить порядок, убирайте деревья, поломанные машины, хороните людей. А здесь: принять к сведению. Вот Комитет по финансовому рынку мы просили год назад: давайте встретимся с банкирами, давайте поговорим. И что? Депутату Резнику наплевать на требование депутатов о встрече с банкирами. Банкиры стоят навытяжку перед всеми парламентами мира, перед всеми комитетами. А здесь мы просим это сделать, но Резник даже не слышит нас. Он уже знает, что будет написано в любом постановлении его комитета: принять к сведению, одобрить... Одна партия уже одобряла семьдесят три года, одобряли, одобряли - и исчезли, и больше нечего одобрять, вспоминают труды Ленина, который с ума сошёл, увидев, что натворил. Поэтому, конечно, это чудовищно, то, что не даются правильные оценки, не делаются правильные выводы. Ведь по-русски спрашиваем: где вот те деньги, именно кредиты, предусмотренные для реальной экономики (мы здесь принимали решение)? Вот назовите хотя бы одно или два предприятия, которые их получили. Ничего не называют нам. Что за ответ руководителя Центрального банка?! Мы говорим: назовите их, предприятия. Хотя это не только мы говорим, это уже президент говорит, премьер-министр говорит, а вы нам не сообщаете. Говорите: портфель наполнен, то есть выполнен портфель сурбодинированных кредитов. Значит, все деньги, выделенные нами, пришли в реальную экономику, так? Но это же ложь! Тогда зачем президент в гневе и премьер-министр перед всей страной говорят, что не пришли деньги в экономику? Если вы знаете, что деньги действительно не пришли, что эти деньги они поменяли на валюту и заработали на этом, тогда где же регулирующая роль Центрального банка? Когда вы направляли эти специальные деньги, которые мы утвердили, чтобы спасать предприятия, а не банкиров, вы должны были сказать им, банкирам, что нельзя прикасаться к этим деньгам, что эти деньги идут на производство. Но банкиры вам говорят, что они боятся. Слушайте, если боятся, значит, не надо работать в банковской сфере. Мы же дали дополнительно из свободных наших капиталов, не из бюджета страны. И вы всё равно не хотите ответить на вопрос. Как можно писать в постановлении комитета (и у всех трёх комитетов, всех трёх, одинаковые заключения, братья-близнецы): принять к сведению, одобрить, всё хорошо, кризис мимо прошёл, в России всё спокойно? В Багдаде тоже было всё спокойно, а оккупированная страна. Поэтому, конечно, неправильная политика Центрального банка. Он высасывал деньги все эти годы из нашей экономики, он понуждал всех брать дешёвые кредиты за рубежом, а они все были связанные, чтобы на них покупать продукцию тех стран, в чьих банках они взяты, и экономика России работала на Запад, на США. Но у США есть выход: не хватает денег - они включают печатный станок. У нас тоже может быть больше денег. Почему вы боитесь включить печатный станок, если не хватает, допустим, рублёвой массы? Вы приводите пример, говорите, что в Казахстане два банка на пороге банкротства, дефолта, то есть разрушения, исчезновения. Пускай рушатся банки, но если экономике Казахстана будет лучше, людям будет лучше, гражданам будет лучше, значит, надо выбирать: или банк рухнет, или экономика будет развиваться. Значит, спасём банки, они будут сидеть и отдыхать, а в экономике развития нет. Ведь всё, что мы делаем, правительство, президент, мы здесь, направлено на развитие. А развития положительного нету из-за политики Центрального банка. Были предложения, допустим, национализировать - с удовольствием поддержат. Но у нас всё было национализировано, и вся страна встала в очередь - тоже не выход. Тоже не выход, когда чиновник ничего не давал, не делал, все стояли в очереди. Я до сих пор помню эти очереди, даже в баню, в парикмахерскую, в поликлинику, в любой магазин, за любым билетом на вокзале, в телефон-автомат, газводы попить. Ну нигде ничего не было без очереди, нигде! Всё очередь, очередь, вся страна стояла - прекратила стоять. Поэтому нельзя говорить о достижениях. Семьдесят три года стояли в очереди! Рыбий жир - я в детском саду стоял в очереди. Я не стоял, я вышел из этой очереди. Все стояли из-за одной ложки, из одной трёхлитровой банки каждому ребёнку вливали этот поганый рыбий жир. Это же чудовищно! На горшки - очередь, горшков меньше, чем детей. Тоже с детства очередь, очередь, очередь... Сейчас туалеты есть, биотуалеты. Сейчас даже в поезд вам поставят, так сказать, всё есть, вам в купе принесут хорошо покушать. Вон объявление - какие бани, посмотрите, какой массаж, на дом приедут. На дом могут приехать, понимаете? На дом приедут. (Оживление в зале, смех.) Поэтому молодёжь и выбирает этот режим. К сожалению. И Тегеран выбирает - тридцать лет режиму, а выбирают свободу, - и Кишинёв выбирает, и Минск выберет. Локоть, я с вами согласен: Лукашенко замечательный человек, успехов много в Белоруссии, но молодёжь Белоруссии не хочет такого режима, вот в чём проблема. Они, новое поколение, хотят свободы: босиком, но идёт туда, куда хочет, голодный, но никто его не остановит - и в любой вуз, и любую программу... Сто программ телевидения, вы представляете? Включаешь - и вообще можешь не отходить от телевизора. Поэтому плохая работа Центрального банка, говорим это с сожалением. Одобрить не можем. А Регламент менять! Никаких "принять к сведению"! Принять к сведению информацию о гибели ваших родственников, и это печальный факт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Зеленский Юрий Борисович, пожалуйста. С места будете выступать? Включите микрофон, пожалуйста. ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы очень тщательно работали над отчётом Центрального банка, и была очень мощная критика. Я хочу сказать, что согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год основной целью её было, конечно, снижение инфляции. И Банк России очень много использовал инструментов денежно-кредитной политики, чтобы решить эту задачу. В первом полугодии, мы знаем, принимались меры по абсорбции излишней ликвидности: это и повышение ставок по операциям Банка России, и увеличение нормативов обязательного резервирования. Однако во второй половине 2008 года - и об этом говорили представители всех трёх комитетов - произошло резкое изменение внешней конъюнктуры, что вынудило Банк России существенно увеличить объём предоставляемой рублёвой ликвидности кредитным организациям и снизить нормативы обязательного резервирования. Таким образом, Банк России в течение 2008 года был вынужден использовать инструменты денежно-кредитной политики практически в прямо противоположных направлениях, в зависимости от состояния внешних рынков и целей проводимой денежно-кредитной политики. Однако следует признать, что в условиях закрытия внешних рынков фондирования, резкого падения стоимости финансовых активов и оттоков вкладов населения в сентябре - ноябре 2008 года ресурсная база наших кредитных организаций поддерживалась единственно за счёт средств Банка России и бюджетных депозитов. Объём государственной поддержки, оказанной российскому банковскому сектору за период август - декабрь 2008 года, составил почти 4 триллиона рублей. И в связи с этим очень хочется вспомнить 1998 год, август, когда было куда менее напряжённое положение и когда Центральный банк сделал очень робкий шаг, чтобы поддержать российскую кредитную систему, выделил несоизмеримо меньшие средства для её поддержки. Вспомним, что за этим последовало: один из руководителей МГТУ был подвержен уголовному преследованию, и казалось, что Центральный банк навсегда откажется от принятия на себя такого типа рисков. Однако же в этом кризисном году мы увидели, что Центральный банк очень мощно, резко взял на себя ответственность и помог деньгами банковской системе России. Я хочу вам сказать, что мы конструктивно критиковали ряд положений отчёта. Известно, что отчёт является важнейшим инструментом повышения информированности заинтересованных пользователей относительно процессов, происходящих в российской экономике, и проводимой денежно-кредитной политики. Поэтому мы считаем правильным представлять в отчёте более детальный анализ объёма, качества и эффективности принимаемых Банком России мер по выполнению целевых ориентиров денежно-кредитной политики, а также более комплексный анализ причинно-следственных связей между состоянием международных рынков и состоянием российской экономики. Мы убеждены, что в отчёте надо указывать конкретные меры, направленные на повышение эффективности и надёжности управления золотовалютными резервами страны, их сохранность, особенно в условиях, когда в их состав включаются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния страны, а также анализировать возможности использования этих средств не только в качестве инвестиций в иностранные ценные бумаги и на депозиты в зарубежных банках, но и на развитие отечественной экономики. Это, собственно говоря, прозвучало в ряде выступлений. Мы особо отмечаем, что в отчёте должен быть перечень мер банковского регулирования и надзора, осуществляемых в части взаимоотношений кредитных организаций и их клиентов, а также результаты их применения и соответствующий анализ. Поэтому фракция отмечает оперативность действий Банка России, направленных на снижение отрицательного эффекта негативных изменений на мировых финансовых рынках в третьем и четвёртом кварталах. Но всё-таки определённую критику конструктивную - и хочу это подчеркнуть - в своём заключении мы дали. Разработанные и реализованные меры по поддержанию ликвидности банковского сектора России путём использования различных инструментов рефинансирования оказали сугубо положительный эффект и резко снизили риски российской экономики. И в заключение мне хочется провести аналогию. Вспомните ситуацию с "Титаником", когда при столкновении с айсбергом утонул огромный пароход, погибли люди. И вот, конечно, задним числом думается, что, наверное, капитан мог бы принять резкие меры, так сказать, нажать на тормоза, отвернуть от айсберга и, наверное, можно было бы спасти корабль, но побилась бы посуда, пострадали люди, может быть, кто-то и погиб бы при этом, единицы. Можно себе представить, сколько критики было бы в адрес капитана и команды. Поэтому понятна критика - корабль российской экономики, корабль банковской системы России действительно был на грани столкновения с айсбергом мирового финансового кризиса, но я хотел бы, чтобы, обсуждая второй вопрос, вы вспомнили, что, как никогда, команда Центрального банка была готова к этой ситуации, она очень чётко сработала. Наверное, были ошибки, сегодня, по прошествии определённого времени, мы чётко и ясно видим эти ошибки, мы высказываем свою точку зрения относительно этих ошибок, но многое, основные шаги, которые предпринял Центральный банк, были правильные. То, что на сегодняшний день наша банковская система функционирует, у единиц банков были отозваны лицензии, - конечно же, это заслуга Центрального банка. Поэтому мы предлагаем, как записано в законе, принять отчёт Центрального банка к сведению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Борисович. Уважаемые коллеги, кто от фракции "Справедливая Россия"? Пожалуйста, Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прежде всего надо отметить, что Центральный банк действительно очень оперативно и профессионально отреагировал на критическую ситуацию, которая начала складываться в банковской системе России с августа 2008 года, и был принят ряд очень важных и беспрецедентных решений, которые позволили сохраниться банковской системе, сохраниться финансовой системе, платежи и расчёты наших организаций проходили нормально, больше того, удалось избежать паники среди вкладчиков, то есть банковская система нормально функционировала и функционирует. Но при этом я хотел бы отметить, что кризис, который мы наблюдаем в России с 2008 года, на международной арене начал себя проявлять уже в 2007 году, и в принципе многие эксперты предсказывали, что рецессия приведёт к тому, что спрос на нефть, на другие сырьевые продукты будет падать. Соответственно, наша экономика это должна была неизбежно на себе испытать, и можно было предвидеть, что цена на нефть упадёт и, соответственно, по всем иным показателям Россия начнёт испытывать трудности. И пополнение бюджета, и курс рубля, и другие показатели экономики, напрямую связанные с ценами на нефть, - на всём этом ситуация должна была соответствующим образом отразиться. Это надо было учитывать, и это надо было прогнозировать. На мой взгляд, Центральный банк в первой половине 2008 года увлёкся борьбой с инфляцией, хотя уже все ведущие страны мира, которые начали испытывать проблемы в экономике, на первое место поставили устойчивость экономического и финансового развития, а не борьбу с инфляцией. Центральный банк увлёкся укреплением рубля, сжатием денежной массы, и, как только начался отток ликвидности из России, это на себе начали испытывать и кредитные организации. В общем-то, ценой вот такого чрезмерного укрепления рубля явилась и трата золотовалютных резервов на мягкую девальвацию. На мой взгляд, мягкую девальвацию, по крайней мере, можно было бы проводить более быстрыми темпами, потому что слишком велика плата за мягкую девальвацию: больше 100 миллиардов долларов нам пришлось заплатить вот за такой процесс. Следующая проблема, которая, на мой взгляд, также является отчасти ошибкой Центрального банка, - это концентрация поддержки, помощи крупнейших финансовых институтов, поддержка крупнейших государственных банков. И хотя напрямую вроде бы в документах Центрального банка это не проходит, а проходит в документах правительства, очевидно, что правительство все эти документы согласовывало с Центральным банком. В результате и среди людей, и в бизнес-сообществе есть устойчивое мнение, что государство поддерживало и будет поддерживать прежде всего крупнейшие государственные банки, ну и во вторую очередь крупнейшие частные банки. Региональные банки оказались фактически отсечены от этой поддержки, что создаёт, в общем-то, с одной стороны, неравные условия конкуренции, а с другой стороны, не очень здоровую атмосферу в кредитных организациях. Они не понимают вектор, по которому движется правительство, Центральный банк, многие из них исходят из того, что их будут додавливать, для того чтобы в России осталось небольшое количество крупных банков, и, естественно, это не способствует нормальному развитию бизнеса. При этом я хотел бы подчеркнуть, что, с одной стороны, действительно сейчас наращивают кредитный портфель крупнейшие государственные банки, которые пользуются поддержкой государства. С другой стороны, региональные банки также, несмотря на все сложности, которые сегодня есть в экономике, увеличивают свой кредитный портфель, и даже более высокими темпами, чем крупные государственные банки, и прежде всего они кредитуют малый и средний бизнес. В условиях кризиса, когда непонятно, кого кредитовать, когда высокие риски кредитования того же реального сектора, к чему здесь многие призывали, кредитование малого и среднего бизнеса является наиболее эффективным. Малый бизнес возвращает кредиты, малый бизнес обеспечивает хоть какое-то развитие нашей экономики. Так вот, сейчас когда, в общем-то, в условиях кризиса можно было... Поддержать малый и средний бизнес - это ещё и шанс диверсифицировать экономику, шанс развиться тем секторам экономики, которые могут обеспечить, скажем так, отрыв нашего народного хозяйства от нефтяной иглы. А как его поддержать? Кредитованием, финансовыми ресурсами. Кто его прежде всего кредитует? Региональные банки. К сожалению, вот этот аспект поддержки региональных банков не прослеживается ни в политике Центрального банка, ни в политике правительства. На мой взгляд, можно было бы в принципе даже выделить в зависимости от экономического потенциала квоты на выделение кредитов главным территориальным управлениям Центрального банка в соответствующих территориях, и они, лучше зная ситуацию, лучше зная положение в кредитных учреждениях этих регионов, могли бы эти квоты действительно правильно использовать для поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, а значит, и для определённого нормального функционирования экономики. Ну и другая проблема, которая, на мой взгляд, очень остро себя проявит в следующем году. Сейчас Центральный банк действительно достаточно активно занимается рефинансированием кредитных организаций, в том числе, скажем, под гарантии АИЖК выдаются кредиты банкам, которые в своё время выдавали ипотечные кредиты. Но это короткое рефинансирование, и многие банки не берут эти деньги, не направляют их на то же ипотечное кредитование, и если даже они будут брать эти деньги, то на следующий год опять встанет проблема, где банку взять средства для покрытия вот этого рефинансирования со стороны Центрального банка. На мой взгляд, здесь можно было бы Центральному банку взять на вооружение опыт, например, Соединённых Штатов Америки, где за счёт федерального резерва выкупаются ипотечные кредиты у банков, выкупается сеньорный транш, то есть самый надёжный, самый обеспеченный транш. Причём если этот транш будет обеспечен гарантией также АИЖК, то, соответственно, у кредитных организаций может появиться долгосрочный ресурс. При этом можно было бы оговорить, что этот ресурс кредитные организации используют обязательно на ипотечное кредитование. Таким образом мы могли бы, во-первых, решить проблему высвобождения балансов банков от ипотечных кредитов, во-вторых, мы бы обеспечили их долгосрочной ресурсной базой, и, в-третьих, эти ресурсы, пойдя на ипотечное кредитование под соответствующий процент, могли бы обеспечить спрос на жильё со стороны населения и, таким образом, по цепной простимулировать хотя бы развитие этого сектора экономики. Следующая проблема, о которой я хотел бы сказать, - это проблема затрат, которые связаны с отчётностью кредитных организаций. Сейчас банки вынуждены формировать наряду с электронной отчётностью бумажную отчётность, и эту бумажную отчётность они хранят у себя в помещениях по требованию Центрального банка. В результате сотни миллионов долларов, а может быть, даже и миллиарды долларов уходят на то, чтобы печатать на бумаге, и потом эту бумагу надо хранить в помещениях, которые также требуют соответствующих затрат. Во-первых, надо иметь помещение, создавать его, строить, во-вторых, это помещение надо соответствующим образом содержать. Это абсолютно непроизводительная, неэффективная затрата, не соответствующая нашему времени. Сейчас есть нормальная форма хранения информации на электронных носителях. По-моему, Центральный банк мог бы этот вопрос решить кардинальным образом, для того чтобы снизить затраты кредитных организаций. Я заканчиваю выступление. Сергей Михайлович, кризисы приходят и уходят, жизнь продолжается, и банковская система должна развиваться в соответствии со стратегией. Стратегия развития банковского сектора исчерпала своё действие в 2008 году, стратегии развития на будущий период у банковской системы нет, и надо её как можно быстрее подготовить, для того чтобы было понятно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Уважаемые коллеги, все выступили - представители депутатских объединений, комитетов Государственной Думы. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять постановление Государственной Думы "О Годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2008 год"? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 47 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2% Результат: принято Принято.