Заседание № 54

07.07.2017
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 217194-7 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями Правительства Республики Молдова и властей Украины".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1129 по 1858 из 9018
3-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О заявлении           
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О негативных   
тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями        
Правительства Республики Молдова и властей Украины". Доклад председателя        
Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции    
и связям с соотечественниками Леонида Ивановича Калашникова.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция КПРФ.                                               
                                                                                
Доброе утро, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Чем вызвано      
это заявление? Прежде чем сказать о причинах, которые побудили нас именно       
сегодня предложить рассмотреть это заявление, - Вячеслав Викторович уже         
сказал, что наша делегация сейчас работает в Парламентской ассамблее ОБСЕ, и    
она готова это заявление не только распространить там, но и побудить            
обсуждать его, - я должен небольшой политический или исторический экскурс       
сделать, чтобы мы с вами вспомнили, что же такое Приднестровская Молдавская     
Республика. Это такое образование, которое существует не на наших с вами        
границах, но которое ещё недавно было у всех на устах. Двадцать пять лет там    
уже мир. После того как в Бендерах устроили резню, после отсоединения, после    
денонсации пакта Молотова - Риббентропа (о нём часто говорят в нашей истории)   
приднестровцы сказали: то, что вы его денонсировали, это хорошо, молодцы, но    
мы хотим остаться в Советском Союзе, теперь в России, а вы, Молдавия, были к    
нам когда-то присоединены - и начали борьбу за своё существование. И            
действительно, это было в истории именно так: в 1940 году Молдавия, которая     
тогда называлась Бессарабией, была присоединена - а не наоборот! - к            
Приднестровской Советской Социалистической Республике.                          
                                                                                
Ну, это небольшой исторический экскурс, который даёт вам возможность            
вспомнить, за что же, за какие права люди борются. Люди борются за свою         
независимость, за право остаться русскими, коими они были, и в этом смысле их   
борьба увенчалась определёнными оперативными, тактическими успехами: была       
введена миротворческая миссия - эта миротворческая миссия плохо ли, хорошо      
ли, но работала; были гаранты - они и есть, в том числе это Россия, Украина,    
Евросоюз, ОБСЕ, и были две стороны конфликта - Молдова и Приднестровье, это     
совещание называется "5+2".                                                     
                                                                                
Так вот, с определённых времён эта дестабилизация так или иначе проходила без   
каких-либо видимых, серьёзных вооружённых конфликтов. Там были недостатки,      
были кое-какие отступления, в Молдове были разные президенты - Снегур,          
Лучинский, коммунист Воронин, и в Приднестровье менялись президенты, в          
настоящее время там Красносельский стал руководителем - однако в                
Приднестровье всегда оставался вектор на союз с Россией, теперь с Евразийским   
экономическим союзом. В последнее время и в Молдове сменился вектор, с тех      
пор как президентом стал Игорь Николаевич Додон. Вся полнота власти, конечно    
же, в его руках не сосредоточена, он тоже предлагает свои пути решения,         
иногда идёт на некие компромиссы, которые мы не очень понимаем (я имею в        
виду, мы - российские эксперты, политики).                                      
                                                                                
И вот в последние дни случилось две неприятности, которые грозят                
дестабилизировать этот регион. А это не просто регион, в этом регионе живут     
уже 200 тысяч наших сограждан, граждан Российской Федерации - это не просто     
соотечественники, это наши граждане. И конечно, если там взорвётся ситуация,    
мы в стороне просто не сможем остаться.                                         
                                                                                
Так вот калька, схема, которая сегодня там реализуется, инициирована прежде     
всего Украиной. Украина решила ввести посты, для того чтобы полностью           
блокировать Приднестровье со стороны Украины. Приднестровье находится - вы на   
карту потом глянете - между Украиной и Молдовой. В 2015 году Украина уже        
заблокировала оказание нами помощи нашей миротворческой группировке, а теперь   
решила полностью блокировать поставку всех грузов, которые идут в               
Приднестровье со стороны Украины (со стороны Молдовы, естественно, и так        
осуществляется блокирование). Введение постов в полной мере ещё не              
развёрнуто, тем не менее это полностью выводит Украину из гарантов и            
участников мирного процесса, делает её стороной конфликта. Они инициируют       
практически блокирование этой республики по типу блокирования юго-востока       
Украины, Донецка и Луганска, - видимо, хотели бы иметь вот такую горящую        
республику сегодня и с юга, со стороны Одесской области. Они никоим образом     
не хотели бы решения этого вопроса по пути, который им предлагают и Додон, и    
некоторые приднестровские эксперты, и уж тем более они не хотели бы             
независимости этой республики, не говоря уже о форме конфедерации или           
федерации.                                                                      
                                                                                
Мы провели в нашем комитете большой "круглый стол" с участием и руководителей   
Приднестровья, и многих молдавских руководителей, и наших экспертов, где        
обсудили ряд вопросов, и предлагаем по результатам этой работы принять          
заявление. Оно сводится в основном к двум вопросам: обращение к властям         
Республики Молдова и Украины с призывом отказаться от любых форм давления на    
Приднестровье и от действий по организации его блокады и к участникам           
переговорного процесса, как я уже сказал, по приднестровскому урегулированию    
(формат "5+2") с просьбой в кратчайшие сроки провести очередной раунд           
переговоров на площадке Постоянного совещания, то есть на площадке ОБСЕ. А      
ОБСЕ тут заняла странную позицию, особенно под председательством Австрии,       
мол, пусть договариваются Молдова и Приднестровье, а мы потом присоединимся,    
хотя, конечно же, это абсолютно никоим образом не соотносится с переговорным    
процессом и с форматом, который был для этого создан.                           
                                                                                
Я думаю, о политических возможностях и других вопросах ещё скажут выступающие   
от фракций, а я от комитета просил бы вас поддержать заявление и принять        
постановление.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович.                                 
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть вопросы? Есть.                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Я хотел бы и докладчика, и всех вас попросить не говорить о присоединении:      
присоединять - это взять что-то чужое. Лучше говорить о возвращении, ибо        
территория Бессарабии входила в состав Российской Империи, мы её получили от    
Османской империи по международным договорам, мы ничего не захватывали.         
Тогда, может быть, это лучше будет звучать.                                     
                                                                                
И наверное, надо признать ошибкой появление наименования "Молдавия", потому     
что молдавский язык ничем не отличается от румынского, в принципе они в душе    
себя считают скорее румынами. Если бы мы сохранили название "Бессарабия"...     
Вот Черновцы мы же не отнесли к Молдавии, а Черновцы были частью большой        
Бессарабской губернии!                                                          
                                                                                
В этом плане комитету по СНГ, мне кажется, лучше везде употреблять слово        
"возвращение", как в случае с Крымом. Мы Крым ни у кого не отбирали - Крым      
вернулся в состав России. Вот как вы на это смотрите?                           
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Я так понял, что это суждение, а не вопрос. Во многом я        
согласен с Владимиром Вольфовичем, в некоторых вопросах - нет, однако           
согласен в главном: после блокады и после того, как там загорится, Украина      
эти исторические вопросы с удовольствием использует и для достижения своих      
территориальных целей, в том числе чтобы доказать принадлежность этих           
территорий Украине.                                                             
                                                                                
Сегодня половина граждан Молдовы уже имеют румынские паспорта - паспортизация   
проводится где-то явно, где-то скрытно. Однако последнее голосование за         
Додона показало - удивительно, но показало, - что пятьдесят с лишним            
процентов граждан проголосовало за возращение, так скажем, в лоно России,       
Евразийского Союза, хотя уже соглашение об ассоциации, о котором Украина так    
мечтала, было подписано и визы были отменены. И всё-таки население увидело,     
что это принесло стране: разрушилась промышленность, разрушилось сельское       
хозяйство, никому там не нужен стал никакой виноград. Вот Онищенко, когда       
выступал на "круглом столе", вспомнил о 25 миллионах декалитров этого вина      
(кстати декалитр - это ведро, я тоже для себя с удивлением узнал), то есть      
Молдова производила 25 миллионов вёдер вина, а сейчас всего чуть-чуть.          
                                                                                
Так вот, конечно же, это будет использовано. Люди проголосовали за другой       
вектор - за возвращение. А как это будет сказываться на приднестровском         
урегулировании? Вот тут есть очень большие вопросы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.                
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Леонид Иванович, в проекте заявления мы пишем: "Государственная Дума            
призывает Правительство Республики Молдова и власти Украины..." - и далее по    
тексту. По Украине мы пишем в целом - "власти", имея в виду и президента, и     
правительство, и депутатов, а по Молдавии - просто "Правительство Республики    
Молдова". Как вы считаете, может быть, есть смысл написать: "Государственная    
Дума призывает власти Молдовы и власти Украины..." - более широко, чтобы в      
этот процесс были включены и Президент Молдовы, и парламент страны?             
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо за вопрос. Мы осознанно пошли на исправление текста    
заявления. Ранее оно было выдержано в том духе, о котором вы сказали, но        
депутат Государственной Думы Миронов Сергей Михайлович внёс некоторые           
замечания, чтобы изменить текст заявления именно так, и мы на заседании         
комитета согласились с ними. Почему согласились? Именно потому, что Додон       
сегодня обладает очень и очень ограниченной властью, но он тоже представитель   
молдавской власти, и он старается многое изменить. Одну из его ошибок я уже     
упоминал, не буду о ней говорить, да и введение пропускных постов на            
украинской границе с Приднестровьем он поддержал, что для нас совершенно        
непонятно, однако он первый, кто за двадцать пять лет конфликта встретился с    
главой Приднестровья (сейчас Красносельский), он пытается так или иначе         
разрешить проблемы. Я встречался и с ним, и с Красносельским, и, надо отдать    
должное, он действительно пытается позитивно решить проблемы, которые           
давным-давно назрели в этом государстве, а точнее, я бы теперь уже сказал, в    
двух государствах. В тексте заявления мы решили разделить власть, и сказать     
конкретно о правительстве Молдовы, которое явно подрывает этот процесс.         
                                                                                
Додон поехал в Брюссель, он не дал создать штаб-квартиру НАТО, о чём            
правительство Молдовы уже приняло решение, он не дал провести учения НАТО, он   
выразил готовность вернуться в организацию... по крайней мере вступить в        
Евразийский экономический союз на правах наблюдателя и подал заявление, он      
был, между прочим, на нашем празднике Победы, и с его же большой помощью была   
проведена акция "Бессмертный полк" - можно продолжать этот перечень. Во         
всяком случае, он точно выбивается из курса властей Молдовы, к которым и        
относится критический тон нашего заявления.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шаргунов Сергей Александрович.                                                  
                                                                                
ШАРГУНОВ С. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Леонид Иванович, несколько вопросов. Что Российская Федерация могла бы ещё      
предпринять и предпринимает, кроме важных заявлений? Что сегодня происходит с   
14-й армией? Насколько я знаю, наши миротворческие войска сокращаются, потому   
что, когда люди выезжают с территории Приднестровья, вернуться они уже не       
могут. И какой процент приднестровцев имеет российские паспорта? Не стоит ли    
перенести этот опыт на близкие России другие восставшие территории, где живут   
наши, русские люди, прежде всего на Донбасс? Насколько паспортизация            
морально, психологически и в остальных аспектах важна для приднестровцев? Вот   
несколько вопросов, на мой взгляд, очень существенных для понимания этой        
проблемы.                                                                       
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Много вопросов. Конечно, на них не ответишь за отведённые      
три минуты, но некоторые ответы я всё же попробую дать.                         
                                                                                
Во-первых, о количестве граждан. Паспорта и гражданство Российской Федерации    
получили около 200 тысяч человек - это почти половина населения. Кстати         
говоря, на территории Приднестровской Молдавской Республики проживают и 100     
тысяч украинских граждан.                                                       
                                                                                
Что касается вопросов, которые можно регулировать, - да, их много, они          
разного характера, точечные, и в том числе поднимались в рамках "круглого       
стола". Ну, например, решением нашего Минздрава оказание высокотехнологичной    
медицинской помощи не разрешено для граждан, не проживающих на территории       
Российской Федерации, - а где должны её получать приднестровцы, которые         
являются гражданами Российской Федерации, но у которых нет полиса ОМС? Много    
таких вопросов и в образовательной сфере, и в других - я не хочу их сейчас      
перечислять.                                                                    
                                                                                
Что касается объединённой группировки. Действительно, с этой стороны их не      
пускают или иногда пускают, но всё это обречено. Доходит даже до курьёзов:      
руководитель нашей объединённой военной группировки не смог выехать на          
свадьбу своей дочери и смотрел эту свадьбу по скайпу, потому что понимал, что   
если он выедет, то назад уже не въедет. А сегодня это ещё отягощено тем, что    
и со стороны Украины продовольственную помощь пытаются ограничить с помощью     
введения этих постов. Много других проблем есть в Приднестровье, а также в      
наших отношениях с Молдовой, но обо всех, к сожалению, сейчас не скажешь.       
                                                                                
Что же касается численности группировки - там было несколько тысяч человек,     
сколько сейчас, я вам точно не могу сказать. Во всяком случае, когда я задал    
вопрос Красносельскому: "Вы же непризнанные, вам же надо решения находить -     
может, конфедерация, может?.." (ну вот такой у нас с ним доверительный          
разговор был) - он мне ответил: "Знаешь, Леонид Иванович, мы непризнанные, но   
у нас не льётся кровь, а вот в некоторых непризнанных сегодня кровь льётся      
просто рекой, причём совсем рядом с нами - и в Донецке, и в Луганске, и на      
Украине". И мне сказать на это было, к сожалению, нечего.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич.                            
                                                                                
СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Леонид Иванович, в заявлении идёт речь о формате "5+2", это предполагает        
одновременное участие Украины и России в рамках одной площадки. Понятно, что    
в условиях противостояния полномасштабного взаимодействия не получится, более   
того, мне кажется, они будут всячески вредить. Вот вы говорите в заявлении о    
том, что не надо допускать появления других форматов. А какие другие форматы    
предлагаются? Это первый вопрос.                                                
                                                                                
И второй: как вы считаете, допустимо ли развитие ситуации в Приднестровье по    
косовскому сценарию?                                                            
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо за вопрос. Я не хочу оценивать, допустимо или нет      
сейчас возвращение к так называемому плану Козака, Молдавия была близка к       
подписанию, но Воронин, наш коллега, коммунист, тогда сорвал это подписание.    
Некоторые сейчас говорят о реанимации этого плана, его реабилитации, конечно    
с существенными дополнениями, но оценивать это нужно, безусловно, в             
политическом, дипломатическом и ином ключе.                                     
                                                                                
Что касается форматов осуществления миссии Постоянного совещания, сегодня это   
формат "5+2", другого не создано и не предлагается, этот формат был создан      
чуть позже... Конечно, очень необычным, даже экзотичным выглядит сейчас в       
этом формате одновременное участие Украины и России, но и в минском             
переговорном процессе тоже принимают участие и украинские, и наши               
представители. Ничего страшного я в этом не вижу и думаю, что здесь как раз     
мы сможем находить взаимоприемлемые решения. Кстати говоря, я ещё раз           
напомню, что в 2015 году началось введение постов со стороны Украины,           
особенно это создавало проблемы для грузов, идущих для нашей группировки, но    
тем не менее мы находили пути решения в том числе и этих вопросов. Так что, я   
думаю, пусть существует по крайней мере эта площадка, кстати говоря, она не     
функционирует в последнее время.                                                
                                                                                
И я вам сказал о позиции ОБСЕ - это выглядит вообще абсолютным диссонансом!     
ОБСЕ много где присутствует, в том числе и на юго-востоке Украины, где толком   
ни на что не влияет, но здесь они заняли позицию, которая выглядит следующим    
образом: пусть договариваются две стороны, Молдова и Приднестровье, а мы        
потом освятим своим участием их договорённости. Тогда зачем они существуют в    
этом формате и зачем тогда вообще нужна ОБСЕ?!                                  
                                                                                
Я думаю, что данный формат должен работать. Плохо ли, хорошо ли, но по          
крайней мере через него мы хотя бы будем решать вопросы формирования и          
снабжения продуктами питания группировки наших войск, вопросы, связанные с      
проездом, с визами и так далее.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аршинова Алёна Игоревна.                      
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Леонид Иванович, подготовлен очень хороший текст, мне, как одной из   
приднестровцев, особенно хочется это отметить, это не чужая для меня земля.     
                                                                                
Хотела бы сказать, что в тексте есть одна фактологическая ошибка: формату       
"5+2" не двадцать пять лет, а пятнадцать, он существует с 20 февраля 2002       
года. Если говорить в целом, республике - двадцать семь лет, миротворческой     
операции - двадцать пять лет, переговорному процессу в формате "3+2" -          
двадцать три года и пятнадцать лет - формату "5+2".                             
                                                                                
Хотелось бы сказать ещё об одном моменте. В отношении Украины хорошо было бы    
отметить, что недопустимо превращение страны-гаранта в страну - участницу       
конфликта, так как это ставит под сомнение позитивную роль Украины и её         
стремление к мирному урегулированию ситуации в регионе, а также следует         
подчеркнуть, что действия Украины демонстрируют тенденцию к смене роли          
страны-гаранта на роль страны - участницы конфликта. Кроме того, Украина        
усиливает сейчас на приднестровской границе своё силовое присутствие, точно     
так же поступает сейчас и Республика Молдова, которая активно высылает          
военных и... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время Аршиновой.                    
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вы сами упомянули, что сейчас Республика Молдова предпринимает деструктивные    
действия в отношении Оперативной группы российских войск, которая там           
размещена (14-й армии, к сведению, уже давно нет), поэтому, мне кажется,        
здесь надо ещё отметить, что не нужно провокаций и должна происходить           
спокойная реализация миротворческой миссии ОГРВ (Оперативной группой            
российских войск), легально находящейся на территории Приднестровской           
Молдавской Республики, в частности в регионе Приднестровье, - к сожалению,      
это Республика Молдова пока.                                                    
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Да, совершенно верно вы сказали насчёт двадцати пяти лет. На   
самом деле Украина-то присоединилась в 1998 году, конфликт был в 1992 году, а   
если уж с 1990 года считать... Пожалуй, фактологическая ошибка совершенно       
точно присутствует здесь, и мы её исправим.                                     
                                                                                
Что же касается превращения Украины из гаранта в участника конфликта, то,       
наверное, это можно действительно внести в текст заявления.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович.                                                   
                                                                                
Коллеги, только определитесь, кто будет выступать от фракции. Фракция должна    
определиться.                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - Затулин.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Константин Фёдорович.                                               
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу сказать о двух датах.    
Одна впереди: 29 июля исполнится двадцать пять лет той самой миротворческой     
операции, за время которой не звучали выстрелы, не гибли люди, и всё это        
благодаря тому, что наш солдат, наш офицер присутствует в зоне конфликта и      
выполняет свою роль - роль миротворца. На самом деле можно по пальцам           
пересчитать, а может быть, даже и не удастся назвать другую такую столь         
успешную миротворческую операцию в мире, благодаря которой конфликт, унёсший    
тысячи жизней, был остановлен и не возобновлялся в форме каких-то               
перестрелок, провокаций и убийств.                                              
                                                                                
И другая дата, совсем недавняя: 31 мая этого года на пропускном пункте          
"Кучурган" на приднестровско-украинской границе появились молдавские посты,     
что было с ликованием встречено политическими кругами Республики Молдова. Что   
движет Украиной и Молдовой при принятии этого решения? Конечно, желание         
усилить блокадные меры, которые и до этого проводились в отношении              
Приднестровья, например в отношении их внешнеэкономической деятельности. Были   
попытки ограничить присутствие наших миротворцев (об этом уже говорили),        
провокации устраивали в самое последнее время. Напомню вам о высылке пяти       
дипломатов, четверо из которых являются военными атташе, под смехотворным       
предлогом, что они занимались шпионской деятельностью, - узнавали, наверное,    
какие у Молдовы авианосцы, какой у неё стратегический ракетный потенциал и      
так далее. Так вот, этот соблазн со стороны Украины и Молдовы принудить         
Приднестровье к капитуляции на своих условиях, безусловно, сопровождается ещё   
желанием навредить России и гражданам России, которые живут в Приднестровье,    
как уже было сказано, их 220 тысяч (по данным переписи, в Приднестровье живёт   
475 тысяч человек, то есть наших граждан почти половина). И все они, все 475    
тысяч - это наши соотечественники, часть из них является гражданами России, а   
часть - нет.                                                                    
                                                                                
Безусловно, мы обязаны поддержать это заявление. Оно могло бы быть более        
решительным, но мы в первый раз в этом составе Государственной Думы с её        
трибуны принимаем заявление по приднестровскому урегулированию. Я не в первый   
раз выступаю на эту тему, выступал в разных созывах Государственной Думы, но    
в этом - впервые, и я хочу особенно подчеркнуть, что мы, конечно, должны        
учесть свой собственный опыт, когда ведём дела с Приднестровьем, у нас          
хватало иллюзий в прошлом в отношении сменявших друг друга президентов          
Молдовы. Мы ждали, когда президентом станет Лучинский, поскольку при Снегуре    
был развязан этот конфликт, полагали, что уж человек с таким общесоюзным        
авторитетом, конечно, не будет исходить из каких-то националистических          
предубеждений, но, к сожалению, мы этого не дождались. Потом мы ждали, что      
руководитель компартии Молдовы Воронин, став президентом, сделает шаги,         
которые наконец позволят быть застрахованными от возобновления                  
приднестровского конфликта, но он пошёл по другому пути, как уже было           
сказано: сорвал подготовленный план, который был на волосок от подписания,      
уже дорожки раскатывали, для того чтобы высокие гости приняли участие в         
подписании этого документа, но по звонку из Брюсселя Воронин отказался от       
этого. И сегодня, да, мы делаем аванс тем, что мы сняли определение "власти     
Молдовы", ограничившись словами "Правительство Молдовы", но, к большому         
сожалению, Игорь Николаевич Додон тоже поддержал введение этих постов.          
                                                                                
Я хотел бы здесь заявить о том, что формула будущего Молдовы совершенно точно   
зависит от взаимоприемлемого компромисса с Приднестровьем. Если он не будет     
достигнут, тогда будущее самой Молдовы под большим вопросом. Как уже здесь      
было сказано, Молдова неизбежно превратится в часть Румынии, если не найдёт     
общего языка с Приднестровьем. Но искать его путём выставления постов,          
давления на Приднестровье, устрашения Приднестровья - это ложный путь, и мы     
об этом должны решительно заявить.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает голосовать за это          
заявление. В составе фракции работают депутаты, чьими избирателями являются     
граждане Российской Федерации, проживающие в Приднестровской Молдавской         
Республике.                                                                     
                                                                                
Мы с уважением относимся к Приднестровью. Считаем, что, конечно, одним          
заявлением нельзя ограничиваться, нужно идти по пути, который, в общем,         
очевиден, - по пути помощи Приднестровью, возобновления инвестиций в            
Приднестровье (к сожалению, в 2015 году часть инвесторов ушла из                
Приднестровья из-за всяких сложностей), надо поощрять к этому. Надо,            
безусловно, дать приднестровцам возможность не только получать                  
высокотехнологичную медицинскую помощь, но и, например, материнский капитал -   
что, мы обеднеем от того, что матери с русскими паспортами в Приднестровье      
будут получать материнский капитал? Это был бы жест, который встретили бы в     
Приднестровье с большим удовлетворением, с подъёмом. Надо внушить людям,        
живущим в Приднестровье, уверенность в том, что Россия их никогда не бросит.    
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Щапов Михаил Викторович, от фракции КПРФ.     
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В Приднестровье               
действительно сложилась кризисная ситуация, не буду останавливаться на её       
описании, выскажу своё мнение о последствиях.                                   
                                                                                
Первое - огромные финансовые потери, связанные с ограничением внешней           
торговли и возможностей передвижения. В Приднестровье порядка 20 тысяч          
индивидуальных предпринимателей: дополнительные расходы на транспорт при        
тройном таможенном контроле, оплата услуг молдавских брокерских компаний,       
получение молдавских лицензий на импорт ряда категорий товаров - по нашим       
данным, для предпринимателей Приднестровья это будет стоить от 150 до 300       
миллионов рублей. Давайте говорить честно: они не потянут, им придётся          
прекратить работать, и в итоге вместе с членами их семей без средств к          
существованию останутся примерно 55 тысяч человек, а это 11,5 процента          
населения всей республики. Понятно, что расходы, связанные с ограничениями на   
внешнюю торговлю, лягут неподъёмным грузом на простых жителей республики,       
которые и так живут в тяжёлых условиях: средняя зарплата составляет всего 15    
тысяч рублей, в бюджетной сфере - чуть более 8 тысяч.                           
                                                                                
С другой стороны, экономическая блокада, давайте называть вещи своими           
именами, ударит и по бюджету республики: по различным подсчётам, потери         
бюджета составят порядка 600 миллионов рублей, дополнительные расходы на        
выплаты пособий по безработице - ещё примерно 540 миллионов рублей, общий       
итог экономической блокады может достичь 2,5 миллиарда рублей, а это 6          
процентов ВВП Приднестровской Молдавской Республики. Если учесть, что все       
действия Молдовы продиктованы созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом,   
благодаря которой, как считают в ЕС, ВВП Молдовы вырастет на 5,4 процента, мы   
понимаем, откуда возьмётся этот рост, - из Приднестровья и за счёт жителей      
Приднестровья.                                                                  
                                                                                
Вторая проблема - угроза безопасности и давление на жителей Приднестровья. На   
территории республики находится около 200 человек, преследуемых по              
политическим мотивам в Республике Молдова, фактически их задержание - это       
вопрос времени. Административное и психологическое давление на граждан и на     
должностных лиц Приднестровья уже давно есть в аэропорту Кишинёва, теперь это   
будет и на пропускных пунктах.                                                  
                                                                                
Третья проблема - ограничение права жителей республики на передвижение. В       
первую очередь речь идёт об автомобилях с приднестровскими номерами - скорее    
всего, они не смогут выезжать через Украину, это уже происходит на              
украино-молдавской и молдавско-румынской границе.                               
                                                                                
И пожалуй, самая главная проблема - вопрос возможных столкновений между         
приднестровскими и молдавскими силовыми структурами на границе Приднестровья    
и Украины, а это фактически прямой путь к новой войне.                          
                                                                                
Конечно, при обсуждении этого вопроса необходимо понимать, что речь идёт не     
просто о братском народе, речь идёт о наших гражданах, 213 тысяч человек в      
республике - это граждане России. Они точно так же останутся без средств к      
существованию, без возможностей свободного передвижения, под давлением          
молдавских силовых структур, они будут поставлены на грань выживания в          
результате блокады.                                                             
                                                                                
Считаю, что Государственная Дума не должна ограничиваться только заявлением.    
Это важный шаг, он демонстрирует нашу единую позицию, но в наших силах через    
меры законодательного регулирования помочь как нашим собственным гражданам,     
так и всем жителям Приднестровья.                                               
                                                                                
Что можно сделать? Первое - решить вопрос использования материнского капитала   
на территории республики. Сейчас граждане России на территории Приднестровья    
имеют право на материнский капитал, но могут его использовать только на         
территории России. Понятно, почему введено такое ограничение, но, считаю, в     
такой ситуации можно сделать исключение: граждане России должны иметь весь      
набор прав на социальную поддержку со стороны государства независимо от         
территории проживания.                                                          
                                                                                
Второе - решить вопрос о признании рабочего стажа после 1992 года и о выплате   
пенсий гражданам России в полном объёме. В данный момент граждане России,       
проживающие в республике, получают пенсии в 2-3 раза меньше своих               
соотечественников в Российской Федерации - опять же понятно, в чём логика, и    
опять же стоит сделать исключение. Также предлагаю решить вопрос о разовой      
выплате пенсионерам, проживающим на территории Приднестровья, как это было      
сделано в начале года в отношении пенсионеров, проживающих в Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Третье - предлагаю решить проблему получения гражданства по упрощённой схеме    
для граждан, родившихся после 1992 года. Буквально на днях к нам в республике   
обратилась семья: отец - гражданин России, дочь - гражданка России, а мать не   
является гражданкой России и получить гражданство не сможет в обозримом         
будущем - это, к сожалению, типичная ситуация в Приднестровье, и мы вполне      
можем разрешить в таких случаях получать наше гражданство.                      
                                                                                
Наконец, последнее решение - оно, может, и не в полномочиях Государственной     
Думы, но мы вполне можем на него повлиять, - речь идёт о создании               
полноценного консульства на территории республики. Наши собственные граждане    
полгода ждут получения свидетельства о рождении, о смерти и других документов   
- ничто не мешает нам решить эту проблему.                                      
                                                                                
Также предлагаю обсудить решение, направленное на деэскалацию конфликта.        
Во-первых, надо рассмотреть вопрос о создании дополнительной зоны               
безопасности на границе Приднестровья и Украины с размещением там российских    
миротворцев, так как после создания совместных молдавско-украинских постов      
возникают риски соприкосновения силовых структур двух республик. И во-вторых    
(сегодня уже звучало это предложение), предлагаю поставить вопрос о             
пересмотре формата "5+2" в части, касающейся статуса Украины в этих             
переговорах. Сейчас Украина имеет статус гаранта, но это вызывает вопросы,      
так как по факту Украина своими действиями заняла позицию одной из сторон       
конфликта.                                                                      
                                                                                
Безусловно, фракция КПРФ поддерживает заявление Государственной Думы и          
призывает другие фракции его поддержать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чепа Алексей Васильевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ          
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ" поддерживает постановление о заявлении Государственной Думы о           
ситуации вокруг Приднестровья. Негативные тенденции в этом регионе набирают     
обороты, вызывая у нас сильное беспокойство. Здесь проживает свыше 200 тысяч    
российских граждан, и мы не можем спокойно смотреть на реальную угрозу          
дестабилизации обстановки. Те, кто пытается это сделать, должны хорошо          
понимать, что Российская Федерация этого не допустит.                           
                                                                                
Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" знает ситуацию изнутри. Мы поддерживаем тесные     
партнёрские отношения с Партией социалистов Республики Молдова, контактируем    
с ними на постоянной основе. Мы прекрасно понимаем проведение прозападной и     
фактически антинародной политики уходящей частью молдавской элиты,              
внимательно наблюдаем за противостоянием между подавляющим большинством её      
граждан и этими политиками, хозяева которых находятся в Брюсселе и              
Вашингтоне, - именно они контролируют правительство, много лет грабят свой      
народ, превращая его в колониальный придаток Запада.                            
                                                                                
Политическая ситуация на Украине, которая, будучи посредником, вроде бы         
должна быть заинтересована в решении приднестровской проблемы, всем хороша      
известна: киевский политикум готов отморозить себе уши, лишь бы сделать хуже    
России и даже этническим украинцам, проживающим в Приднестровье.                
                                                                                
Думаю, всем предельно понятны причины и виновные в ситуации, которая            
складывается вокруг Приднестровья. Достаточно посмотреть, как развивались       
события в последнее время: сначала Киев заблокировал снабжение через Украину    
в помощь российским миротворцам в Приднестровье, в свою очередь Правительство   
Молдовы стало откровенно препятствовать работе Совместных миротворческих сил    
и Оперативной группы российских войск. Очевидно, что вопреки всякому здравому   
смыслу Украина, играя с огнём, проводит антироссийскую политику в регионе.      
Вместо прекращения гражданской войны на собственной территории Украина готова   
раздуть пожар на своих западных границах. Вопреки ранее принятым                
обязательствам в одностороннем порядке открыты совместные                       
украинско-молдавские пограничные и таможенные посты на приднестровском          
участке молдавско-украинской границы. Появились дополнительные трудности для    
предприятий Приднестровья и проживающих там граждан - на приднестровскую ГРЭС   
стало трудно поставлять уголь, а ведь энергия идёт не только в Приднестровье,   
но и в Молдавию и Украину.                                                      
                                                                                
Одновременно Киев и Правительство Молдовы делают всё, чтобы затянуть, а лучше   
сорвать переговоры по политическому урегулированию приднестровского             
конфликта. Формат "5+2", доказавший свою эффективность, политические            
авантюристы пытаются разрушить, предпринимаются активные попытки организовать   
давление на Приднестровье, блокаду Приднестровья. Киев и его подельники в       
Молдавии не могут понять, что альтернативы мирному, взвешенному процессу        
урегулирования конфликта просто нет, миротворческие операции в Приднестровье    
безальтернативны и все попытки закулисно навязать свою волю остальным           
участникам процесса мирного урегулирования могут вновь поставить стороны        
конфликта на грань войны.                                                       
                                                                                
Россия в своё время приложила и продолжает прикладывать немалые усилия по       
мирному урегулированию конфликта в Приднестровье. Наша политика реально         
позволила остановить вооружённое противостояние и установить мир, который       
сохраняется уже длительное время. Позиция России по политическому               
урегулированию хорошо известна: необходимо стремиться к поиску                  
взаимоприемлемой государственно-правовой модели урегулирования на основе        
общепризнанных норм международного права. Россия по-прежнему готова выступать   
посредником и гарантом соблюдения договорённостей, которые могут быть           
достигнуты между сторонами. Очевидно, что сегодня ни в коем случае нельзя       
допустить утрату достигнутых результатов и повернуть позитивные процессы        
вспять. Возможность такого развития событий стала реальностью, поэтому          
особенно важно прежде всего сделать всё необходимое, чтобы обеспечить работу    
Объединённой контрольной комиссии. Любые односторонние призывы к её             
прекращению или пересмотру действующего порядка её проведения - это авантюра,   
которая неизбежно приведёт к трагическим последствиям.                          
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" убеждена, что возможность мирного политического   
решения проблемы вокруг Приднестровья существует. С момента начала              
приднестровского конфликта прошло более двух десятилетий, уже выросло новое     
поколение людей, которые хотят жить в мире и уверенно смотреть в своё светлое   
будущее. Недавно избранный Президент Молдовы Игорь Николаевич Додон, с одной    
стороны, готов к компромиссам, к поиску конструктивных решений по               
урегулированию ситуации, с другой стороны, это политик, который нацелен на      
активизацию молдавского участия в совместной деятельности на евразийском        
пространстве, на восстановление исчезнувшего за последние годы                  
стратегического партнёрства с Российской Федерацией.                            
                                                                                
Вы знаете, что 3 апреля Молдова подписала меморандум о сотрудничестве с         
Евразийским экономическим союзом. Большинство граждан Республики Молдова, вне   
зависимости от безумных заявлений некоторых деятелей и лживой политики Киева,   
хотят дружить с Россией. Сегодня мы все являемся свидетелями существенной       
активизации российско-молдавских отношений: регулярность встреч наших лидеров   
растёт, за последнее время рост экспорта молдавских товаров в Россию            
увеличился до 40 процентов - всё это говорит о том, что принимаемые сегодня     
Государственной Думой решения по ситуации вокруг Приднестровья должны           
принести позитивные результаты. Мы верим в здравый смысл парламентариев всех    
заинтересованных сторон!                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич - от фракции ЛДПР.                            
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данное заявление, но хотелось бы обратить внимание на    
ряд моментов. Здесь много говорили о предыстории вопроса, о предыстории         
конфликта в Приднестровье, но, по сути, мало было отражено, что конкретно       
сейчас происходит внутри Правительства Республики Молдова.                      
                                                                                
Проблема в том, что сейчас фактически ни Додон как избранный президент, ни      
его Партия социалистов не могут полноценно определять политику Республики       
Молдова. Эту политику определяет в основном олигарх Плахотнюк Владимир          
Георгиевич, который получил контроль над большинством постов в правительстве,   
в правоохранительных органах и в парламенте. В результате того, что он          
фактически захватил власть в Молдавии, ситуация в отношении Приднестровья       
становится всё более воинственной - видно, дурной пример соседней Украины,      
где партнёр Плахотнюка Порошенко пытается силой решить конфликт на Донбассе,    
оказался заразительным. Власти Республики Молдова и Украины организовали        
экономическую блокаду Приднестровья и пытаются спровоцировать новый             
вооружённый конфликт на Днестре. Если нагнетание обстановки не остановить, то   
последствия могут быть крайне плачевными для всего региона, трагедия Донбасса   
может повториться в Приднестровье. К сожалению, президент Додон, по имеющимся   
сведениям, поддержал введение совместных молдавско-украинских постов на         
границе между Приднестровьем и Украиной, что фактически ведёт к блокаде         
Приднестровья. Попытки Кишинёва при поддержке Киева силой подчинить себе        
Приднестровье могут обернуться возобновлением замороженного конфликта на        
Днестре - мало никому не покажется! Мы должны сделать всё, чтобы сохранить      
сложившийся ценой невероятных усилий хрупкий мир в регионе.                     
                                                                                
О том, какой "порядок" собираются наводить в Приднестровье кишинёвские          
власти, можно судить по репрессиям, которые они развернули против собственной   
оппозиции. Лучше всего это видно на примере "Нашей партии" (она так и           
называется - "Наша партия"), которую возглавляет молодой молдавский политик     
Ренато Усатый и с которой у ЛДПР имеется соглашение о сотрудничестве. Власти    
пытаются уничтожить "Нашу партию" любыми путями. Её незаконно сняли с           
парламентских выборов в ноябре 2014 года. Самого Усатого, у которого был        
самый высокий рейтинг среди всех молдавских политиков, в 2016 году не           
допустили к выборам президента, для чего Конституционный суд специально         
поднял нижнюю границу возраста для кандидатов в президенты с 35 до 40 лет.      
Когда же Усатый опубликовал разоблачительные документы о краже миллиарда        
долларов из молдавских банков (а главным бенефициаром этой кражи считается      
тот самый Плахотнюк), против него обрушился новый шквал репрессий. Среди        
прочего Усатый опубликовал доказательства того, что для оформления фирм,        
через которые из Молдавии выводились деньги, использовались паспорта жителей    
ДНР и ЛНР, тем самым организаторы этой кражи века пытались убить двух зайцев    
- не только замести следы, но и бросить тень на ДНР, ЛНР и Россию.              
                                                                                
Вопреки всем заказным политически мотивированным уголовным делам,               
сфабрикованным против него, Усатый получил 74 процента голосов в первом туре    
на выборах мэра города Бельцы - второго по величине города Молдавии.            
Представители "Нашей партии" возглавили наибольшее количество мэрий городов.    
Сегодня в отношении порядка пятидесяти мэров от "Нашей партии", советников      
местных советов, рядовых активистов партии возбуждено более ста уголовных       
дел! Молдавские власти намерены не допустить "Нашу партию" к предстоящим        
выборам в парламент, Плахотнюк запустил механизм уничтожения единственной       
реальной оппозиционной партии, вплоть до попыток физического устранения         
Усатого, который из-за этого вынужден находиться в Москве.                      
                                                                                
О политических репрессиях в Молдавии можно говорить очень много, но уже         
приведённых примеров достаточно, чтобы понять, что ожидало бы приднестровцев,   
если бы они оказались под властью нынешнего кишинёвского режима, - террор,      
тюрьмы, этнические чистки. Мы должны сделать всё, чтобы предотвратить           
развитие событий по этому сценарию. Надеюсь, что заявление Государственной      
Думы охладит горячие головы в Кишинёве и в Киеве.                               
                                                                                
Фракция ЛДПР считает, что мало просто сделать заявление. Мы ещё в декабре       
2016 года внесли проект федерального закона об упрощении получения              
гражданства людьми, которые имеют в свидетельстве о рождении хотя бы одного     
родителя с национальностью "русский", - это очень важно для приднестровцев. Я   
был там дважды и знаю, что дети, рождённые после 1991 года, фактически лишены   
возможности получения российского гражданства, они вынуждены получать либо      
молдавское гражданство, либо гражданство других стран, и, к сожалению, это      
сдерживает их желание быть частью великой российской цивилизации. Мы своих      
бросать не должны! Я прошу ещё раз вернуться к рассмотрению нашего проекта      
закона и побыстрее его принять. Мы должны поддержать русских, особенно в        
Приднестровской Молдавской Республике.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет.      
Заключительное слово Леонида Ивановича Калашникова? Нет.                        
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О   
заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О    
негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с        
действиями Правительства Республики Молдова и властей Украины", вопрос 3        
повестки дня. Поступило предложение о внесении юридико-технической правки -     
как и предполагает Регламент, данные уточнения будут внесены при проведении     
правовой экспертизы уже после принятия этого постановления.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается единогласно. Спасибо, коллеги.