Заседание № 48
14.06.2017
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 196413-7 "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь на трудоустройство на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1315 по 1721 из 6511
Коллеги, переходим к вопросу 2 нашей повестки. О проекте постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь на трудоустройство на территории Российской Федерации". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предложен проект обращения к председателю правительства по очень важному вопросу - по вопросу обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В Государственную Думу поступило обращение Государственного секретаря Союзного государства Рапоты, в котором выражена обеспокоенность и заявлено о необходимости соблюдения равных прав граждан Беларуси при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта на территории Российской Федерации. Вы помните, что, рассматривая проект 92-го федерального закона, мы очень глубоко анализировали ситуацию, с тем чтобы разобраться в правовом статусе граждан Беларуси и дать правовую оценку тому, каким образом надлежит обеспечить их равные права на осуществление трудовой деятельности. Анализ показал, что особый правовой статус граждан Беларуси проистекает из Договора о создании Союзного государства, который, безусловно, определяет особое положение граждан Беларуси по отношению к другим иностранным гражданам, - не требуется никакой легализации, подтверждения действительности документов, определяющих право на осуществление трудовой деятельности, в том числе и на автомобильном транспорте. Разделяя обеспокоенность, которая выражена государственным секретарём, мы понимаем, что сегодня очень важно обеспечить надлежащее правоприменение и толкование норм международного права и российского законодательства. Напомню, что статья 15 Конституции Российской Федерации в полной мере утверждает незыблемость тех соглашений, которые были достигнуты при подписании Договора о создании Союзного государства. Вообще, это важнейший исторический факт, который предопределил новый этап в единении наших народов, народов Республики Беларусь и России, и для нас принципиально важным является соблюдение паритета сторон, дружеских, братских отношений, соблюдение всего комплекса прав, гарантированных сегодня российским законодательством, для граждан Республики Беларусь. Поэтому с учётом обеспокоенности, которую выразил Рапота по поводу двойственности толкования отдельными федеральными органами исполнительной власти действующего законодательства и международных договоров, мы предлагаем обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации с заявлением нашей общей позиции, как парламента, о невозможности допущения какого-либо двойственного, искажённого толкования и нарушения законных прав и интересов граждан Республики Беларусь на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Мы просим Председателя Правительства Российской Федерации усилить меры контроля и принять дополнительные надлежащие меры, с тем чтобы обеспечить единообразное и неукоснительное соблюдение всеми федеральными органами исполнительной власти на территории Российской Федерации норм законов Российской Федерации, Конституции, международного права, которые сегодня стоят на страже интересов граждан Республики Беларусь при осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации. Полагаем, что такая консолидированная позиция парламента России в полной мере позволит избежать некорректного отношения и возможных искажённых толкований, подобных тем, которые были допущены представителями отдельных федеральных органов исполнительной власти, а самое главное - это позволит беспрепятственно, как того требуют и закон, и международные договоры, осуществлять трудовую деятельность гражданам Республики Беларусь на территории нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Содоклад Леонида Ивановича Калашникова, председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Пожалуйста. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами впервые на моей памяти готовимся принять постановление об обращении не к ПАСЕ, не по поводу нарушения прав наших граждан где-то на Украине или в Эстонии, впервые мы обращаемся к своему правительству, в общем-то, с требованием выполнять международную норму, которую правительство трактует почему-то иначе. Должен сказать, что это не тривиальное обращение, не тривиальное постановление. Председатель правительства является ещё и Председателем Совета Министров Союзного государства, не многие об этом знают (Совет Министров будет собираться на днях, кстати говоря, а чуть позже будет собираться Высший Государственный Совет). Мы много говорим об Украине, но зачастую забываем, что мы должны проецировать на себя всё происходящее на Украине, особенно с учётом того, что было раньше, когда мы активно помогали, в частности наше правительство, наши государственные банки, олигархам на Украине, иногда отодвигая на второй план работу с обычными гражданами, в том числе с россиянами, в том числе забывая о том, что надо содействовать сохранению русского языка, помогать учителям, используя именно стратегию так называемой мягкой силы. Мы говорим об Украине, но забываем о том, что рядом есть другая страна, где живут сограждане, которые в полной мере являются нашими согражданами ещё и в связи с созданием Союзного государства, - именно этим обстоятельством и вызвано появление данного обращения и данного постановления. Я благодарен в том числе Ирине Анатольевне, Вячеславу Викторовичу за то, что мы выходим с таким обращением, и не только потому, что на днях, как я уже сказал, состоится несколько замечательных собраний, где в том числе и эти вопросы будут обсуждаться. Требуя уважения и соблюдения своих прав, мы, конечно же, должны уважать чужие права, и если мы создали Союзное государство - пусть оно не во всём устраивает, пусть не всё легко исполнимо, - мы должны нормы международного права и зарубежного законодательства уважать точно так же, как мы требуем этого от других. Вот, например, мы были недавно с визитом в Казахстане, и Вячеслав Викторович потребовал, точнее, попросил об уважении к правам наших предпринимателей, наших граждан, которые там работают, то есть как раз осуществляют свои трудовые права, чтобы им оплачивали страховку, когда они обращаются за медицинской помощью, имея вид на жительство, и казахи согласились с тем, что это надо делать. И ещё раз хочу, обращаясь сегодня к вам, дорогие коллеги, призвать к тому, чтобы мы не забывали о государстве, которое находится рядом с нами и граждане которого называют себя братским народом. Это действительно не только братский народ, это не только государство, которое при всех трениях бывает часто уязвимо, каждый год, можно сказать, мы говорим об этом, когда вспоминаем о нефти и газе и о тех дотациях, которые выдаются Белоруссии... При этом мы не должны забывать о вполне назревших проблемах, которые сегодня существуют в области наших взаимоотношений, когда какая-то сторона так или иначе пытается нарушить права граждан, например открывая двери своей страны, предоставляя безвизовый режим... Мы же сразу среагировали, в том числе наши силовые структуры, - и наши соседи нас поняли. И сегодня, обсуждая вопрос о защите интересов граждан Белоруссии на территории России, мы должны вполне ответственно подходить прежде всего к тому, что не только наши права не должны нарушаться в Белоруссии, но и им должно быть хорошо здесь. Кстати говоря, в этом смысле это норма, которая безупречно выполняется в отношении россиян на территории Белоруссии, и белорусское государство совершенно справедливо требует того же от нас. Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками просит вас поддержать данное обращение и проголосовать за постановление Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику, содокладчику? Нет. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович. Подготовиться Нилову. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы сегодня обсуждаем очень важный вопрос, вопрос политической значимости, который напрямую связан с темой национальной безопасности Российской Федерации. Скоро, 23 июня, нам предстоит встреча с директором Федеральной службы безопасности Александром Васильевичем Бортниковым. Я думаю, что солидарное отношение парламента к проблемам национальной безопасности напрямую будет касаться и этой темы, и обсуждение данного вопроса будет своеобразным мостиком, явится прологом к будущему широкому обсуждению проблем национальной безопасности, и хотя на нашей встрече будут затрагиваться прежде всего проблемы информационной безопасности, мы будем, видимо, говорить о целом комплексе проблем. Нельзя отвлекаться и забывать о том, что мы, в общем-то, несём солидарную ответственность вместе с нашими спецслужбами за произошедшее на Украине. Негативные тенденции накапливались десятилетиями, и я здесь совершенно согласен с депутатом Жириновским, который говорил, что всё начинается с назначения послов, с того, насколько эти люди компетентны и насколько профессионально они умеют работать с различными представителями спецслужб, с творческими союзами, с общественными организациями. Многое было упущено на наших глазах. Я говорю это ещё и потому, что парламентский контроль должен рассматриваться нами шире, особенно когда затрагиваются вопросы национальной безопасности. Это должно быть предметом первостепенного внимания для нас, представителей высшего представительного органа власти. Рассматриваемый вопрос выходит далеко за рамки проблемы трудоустройства белорусских коллег, вопрос носит политический характер, он широкий, глубокий, поэтому, я думаю, мы должны всецело поддержать это обращение, придавая ему большое, особое значение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Харитонову. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! ЛДПР поддержит данный проект обращения, для этого есть и политические, и юридические предпосылки. Заслуживает уважения позиция Ирины Анатольевны Яровой, которую она сразу обозначила, поставив вопрос ребром, ссылаясь на поправки в закон, которые мы принимали: а необходимо законодательное изменение или здесь имеется в виду больше правоприменение? Так вот посмотрите, нас пугали, что 1 июня будет коллапс по всей стране. Ну, наступило 1 июня - где коллапс? Действительно ли есть проблема, о которой заявляют? Покажите водителей с белорусскими водительскими удостоверениями, которых привлекают к ответственности, - по какой статье их привлекают?! По статье 12.7, про которую говорят, привлекать нельзя, потому что она применяется к тем, у кого нет права управления транспортным средством. Привлекать должны только должностных лиц из автотранспортных предприятий, но покажите предприятие, которое столкнулось с проблемой, когда из-за того, что на линии работают белорусские водители, оштрафовали на 50 тысяч, - есть ли здесь проблема? Мы попытались найти такие предприятия, но не нашли! Далее. Есть наднациональное законодательство, есть Договор о создании Союзного государства - этой проблемы быть вообще не должно! Она возникла только из-за того, что Государственная Дума неоднократно продлевала срок вступления в силу ограничительных поправок, и к этому уже привыкли, в очередной раз были уверены, что Госдума опять на год продлит срок. Эту же мысль транслировали в том числе должностные лица в регионах, которые, встречаясь с представителями предприятий, говорили, что Госдума закон примет, всё будет нормально, отсрочка будет ещё на год. Надо было просто точечно провести работу с исполнительными органами власти, и никакой проблемы не было бы! И надо было, как фракция ЛДПР предлагала ещё в 2013 году, сразу запретить использовать национальные водительские удостоверения, для белорусов сразу определив, что это их не касается, потому что у нас есть Договор о создании Союзного государства, - и никакой проблемы не было бы сегодня. А получается много шума из ничего, мы теперь судорожно пытаемся погасить панику, развеять домыслы, исключить какое-то недопонимание, которое существует, принимая сегодняшнее обращение, чтобы выполнялись законы, которые мы здесь принимали. Законы есть - надо просто их выполнять! ЛДПР поддержит, но проблема не существует в том виде, в котором её пытаются преподнести, - с какими-то домыслами, недопониманием, историями и страшилками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Харитонов Николай Михайлович, фракция КПРФ. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У меня в руках уникальный документ. Тогда в Грановитой палате и в зале Большого Кремлёвского дворца присутствовали Владимир Вольфович Жириновский, Геннадий Андреевич Зюганов, наверное, больше никого из здесь сидящих не было. Это салфетка с праздничного стола в Грановитой палате - тогда, 2 апреля 1997 года, мы по русскому обычаю подписание договора закрепили чаепитием в Грановитой палате, и я, понимая, что мы ещё долго на эту тему будем спорить, взял салфетку со стола... Вот здесь подписано: "Харитонову Николаю Михайловичу. Россия и Беларусь - Союз". Я с этой салфеткой ко всем подошёл: "Борис Николаевич, вы на самом деле за Союз?" - "Да". - "Распишитесь"; "Виктор Степанович Черномырдин, вы на самом деле?.." - "Да". - "Распишитесь"; "Ваше Святейшество?" - "Да, согласен"; "Лукашенко?.." Последним подписал Селезнёв. Сегодня из всех, кто подписал, остался Лукашенко Александр Григорьевич - дай бог ему здоровья, руководит Белоруссией. Да какой разговор, какой спор?! То, что мы до сих пор не урегулировали все отношения, - это вина двух парламентов, вина того, кто первым возглавил Союз, Бородина, и тех многих товарищей, которые потом возглавляли Союз. Надо, чтобы без разговора, на одном дыхании!.. В Утрише, рядом с Анапой, есть ресторан, где работают одни белорусы. Иногда я заглядываю туда по делам (оживление в зале), разговариваю, и они начинают меня накручивать, мол, там зарплата маловата, туда-сюда... Я по маме - белорус, по отцу - донской казак, и я им говорю: замолчите, белорусы, у вас есть Родина, которую не купишь ни за какие деньги, вы, работая в России, спокойно уезжаете в Белоруссию, отдыхаете и так далее. Смирились, знают и понимают! Поэтому когда начинается разговор о России и Беларуси... На одном дыхании мы должны всё принимать, на одном дыхании! Да, есть проходимцы, как и везде: продукцию из Польши, из Германии по-новому штампуют, свои знаки ставят, нам привозят, продают, через Белоруссию много чего проходит, но у нас тысячи служб - тысячи! - и на их стороне, и на нашей, так о чём разговор?! Наша фракция поддержит это постановление, но не потому, что председатель комитета является членом нашей фракции, а потому, что это святое дело: Россия и Белоруссия - союз на века, братские народы! И последнее хотел бы сказать. Мы смалодушничали. Когда Крым через референдум присоединился к России, тогда мы, коммунисты, говорили: давайте признаем референдумы в Луганской и в Донецкой областях - может быть, не лилась бы сегодня кровь, не было бы того, что происходит. Мы тогда смалодушничали, а сейчас всё равно страдаем из-за Крыма. Но наше дело правое, мы, русские, своих не бросаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович, но салфетки лучше... (Оживление в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. А то осадочек останется у тех, к кому вы в гости заходите. (Оживление в зале.) Полномочный представитель президента, Гарри Владимирович, нет желания выступить? Нет. Полномочный представитель правительства? Александр Юрьевич, вы нам обещали, что проработаете обращение. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, Вячеслав Викторович. Действительно, в основе этого обращения, коллеги, обращаю ваше внимание, лежит очень серьёзная проблема, связанная с соотношением норм международного договора и нашего национального законодательства. Эта проблема требует серьёзного обсуждения, погружения, и я обещаю, что обращение Государственной Думы к председателю правительства будет рассмотрено самым внимательным образом и подготовленный ответ в установленном порядке будет представлен в Государственную Думу. Единственное, на что хотел бы обратить внимание. Леонид Иванович Калашников в докладе оговорился по поводу того, что правительство уже сейчас якобы нарушает какие-то нормы и так далее. Коллеги, вот как раз этот вопрос и предстоит выяснить, тем более что, обращаю ваше внимание, позиция Правительства Российской Федерации, конкретные решения выражаются в форме постановлений, распоряжений, а ни один из таких актов по этому вопросу ещё не принимался. Проблема проистекает именно из того федерального закона, который был принят Государственной Думой. Максимум, о чём сегодня можно говорить, - это о противоречивой правоприменительной практике, которая действительно уже сложилась, наверняка есть и судебная позиция по этим вопросам. Данный вопрос, обращаю внимание, действительно подлежит комплексному исследованию, что и сделает правительство, после чего представит результаты в установленном порядке в Государственную Думу. Подтверждаю, что этот вопрос будет предметом обсуждения на одном из ближайших заседаний союзного правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Александр Юрьевич. Ирина Анатольевна, предоставляется возможность выступить с заключительным словом. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, как сейчас официально было заявлено, мы, безусловно, разделяем позицию, что правоприменение закона в Российской Федерации - это важнейшая стадия, неотъемлемая часть в том числе и законотворческого процесса. Для нас принципиально важным является именно единообразный подход всех федеральных органов исполнительной власти, поэтому обеспокоенность Государственного секретаря Союзного государства именно в части толкования и правоприменения отдельными федеральными органами исполнительной власти понятна. Мы полагаем, проблема в должной мере может быть урегулирована, решена на уровне Правительства Российской Федерации. Мы готовы к совместной конструктивной работе, с тем чтобы и в дальнейшем законы Российской Федерации не имели двойственного толкования и обеспечивали в правоприменении неукоснительное соблюдение законных прав и интересов граждан, в данном случае граждан Республики Беларусь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содокладчик Леонид Иванович Калашников. Включите Калашникову микрофон. КАЛАШНИКОВ Л. И. Александр Юрьевич, коль скоро вы упомянули, что я оговорился, хотел бы уточнить: нет, я вовсе не оговорился. Я говорю об официальных ответах трёх министров, которые были направлены в ответ на обращение Рапоты, прежде чем он обратился к нам. Они, именно министры, говорят не о правоприменительной практике... Да, есть решение Верховного Суда по уведомлениям при приёме на работу, но это несколько другой вопрос. Есть ещё ряд вопросов, связанных с правоприменительной практикой, но здесь речь идёт прежде всего о позиции федеральных министров, которые трактуют законодательство именно так, при этом легко исполняя решения, например, Европейского Суда по правам человека, считая их международными, а союзное законодательство почему-то решили пересмотреть в пользу евразийского законодательства, и вот именно это, Александр Юрьевич, я имел в виду, речь даже не столько о водительских удостоверениях. Почему, например, белорусы не требуют от нас, россиян, пересдачи на права в Белоруссии? Это очевидный вопрос, кроме того, имеется ещё целый комплекс вопросов, и вот именно поэтому сам проект обращения касается не только водительских удостоверений, он гораздо шире, и я просил бы обратить на это внимание. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву по вопросу обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь на трудоустройство на территории Российской Федерации", 2-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 30 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается единогласно: 410 голосов "за", против - нет, воздержавшихся нет. Поздравляю, коллеги!