Заседание № 91

06.05.2009
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 195640-5 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с возросшей угрозой распространения наркотиков из Афганистана для международной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2170 по 2924 из 7510
Уважаемые депутаты, переходим к 8-му пункту. Проект постановления               
Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания    
Российской Федерации "В связи с возросшей угрозой распространения наркотиков    
из Афганистана для международной безопасности". Комитет по безопасности         
обратился к палате с просьбой в рамках того времени, которое ему выделено,      
этих десяти минут, дать возможность выступить в течение пяти минут директору    
Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков      
Иванову Виктору Петровичу. Нет возражений, коллеги? Принимается. Тогда я        
предоставляю слово депутату Васильеву Владимиру Абдуалиевичу, председателю      
Комитета по безопасности. И дальше дадим возможность выступить Виктору          
Петровичу Иванову.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности,     
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются    
проект заявления Государственной Думы "В связи с возросшей угрозой              
распространения наркотиков из Афганистана для международной безопасности" и     
проект соответствующего постановления Государственной Думы.                     
                                                                                
Тема наркоугрозы, исходящей из Афганистана, актуальна как в региональном, так   
и в международном масштабе, однако в наибольшей степени - для России и стран    
Центральной Азии. Наркоэкспансия из Афганистана в последние годы превратилась   
в основной внешний фактор, оказывающий негативное влияние на наркоситуацию в    
России. Темпы роста наркомании и масштабы её распространения, особенно среди    
подрастающего поколения, представляют серьёзную угрозу здоровью нации и         
безопасности страны.                                                            
                                                                                
На парламентских слушаниях 19 февраля этого года мы детально и глубоко          
проанализировали истоки и последствия афганского наркотрафика. Были             
сформулированы предложения законодательного, внешнеполитического,               
экономического, силового и административного характера, направленные на         
подавление наркобизнеса в Афганистане и пресечение афганского наркотрафика.     
Особую озабоченность вызывает тот факт, что бурный рост производства            
наркотиков в этой центральноазиатской стране пришёлся как раз на период         
нахождения там военного контингента США и НАТО. По данным Управления ООН по     
наркотикам и преступности, производство опия в Афганистане в период с 2001 по   
2008 год выросло в сорок два раза и составило 7700 тонн.                        
                                                                                
Афганистан занимает также второе место по производству марихуаны и гашиша,      
уступая только Марокко. Проект заявления Государственной Думы, который мы с     
вами сегодня рассматриваем, вытекает из решений упомянутых парламентских        
слушаний и направлен на реализацию принятых рекомендаций. Данный проект         
заявления подготовлен с целью привлечь внимание международного сообщества,      
мировой общественности к проблеме афганского наркотрафика как угрозе            
международной безопасности.                                                     
                                                                                
В проекте заявления даётся принципиальная оценка усилий государств мира и       
международных организаций по борьбе с наркоугрозой, исходящей с территории      
Афганистана, содержится критический анализ развития наркоситуации в этой        
стране в контексте пребывания там международных сил содействия безопасности в   
Афганистане.                                                                    
                                                                                
Сформулированы предложения и рекомендации, направленные на повышение            
эффективности международных усилий по пресечению афганского наркотрафика. При   
этом в документе выражена твёрдая решимость Российской Федерации активно        
участвовать в консолидации международных усилий на антинаркотических            
направлениях деятельности, в том числе по линии Организации Договора о          
коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.              
                                                                                
Предлагаемые проекты заявления и постановления Государственной Думы прошли      
правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата            
Государственной Думы, получили положительное заключение Комитета                
Государственной Думы по международным делам, положительный отзыв Совета         
Безопасности Российской Федерации.                                              
                                                                                
И ещё один момент. В мае - наше председательство в ООН, и было бы очень         
актуально сегодня наше обращение поддержать, поэтому я обращаюсь к вам от       
имени комитета с просьбой поддержать предложенный вам проект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Абдуалиевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Петрович Иванов, директор Федеральной службы Российской      
Федерации по контролю за оборотом наркотиков.                                   
                                                                                
ИВАНОВ В. П., директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за   
оборотом наркотиков.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, представленный вашему вниманию         
проект заявления Госдумы "В связи с возросшей угрозой распространения           
наркотиков из Афганистана для международной безопасности" мне представляется    
крайне своевременным документом и реакцией высшего представительного органа     
Российской Федерации. По сути, он является беспрецедентным по своему значению   
и масштабам геополитическим шагом. За последнее время, пожалуй, большее         
значение имело только обращение Государственной Думы в памятном нам августе     
прошлого года к парламентам государств - членов Организации Объединённых        
Наций в связи с вооружённым нападением Грузии на Южную Осетию.                  
                                                                                
Российская Федерация за последние двадцать лет не просто подсажена на иглу      
афганских опиатов, но и превратилась в мирового лидера по потреблению           
опиатов, и прежде всего героина. Процент населения, вовлечённого в              
злоупотребление опиатами в нашей стране, в среднем в пять - восемь раз          
превышает соответствующие показатели в европейских странах, а по сравнению с    
отдельными странами, например с Германией, количество опиатных наркоманов у     
нас в удельном отношении в двадцать раз больше. При этом абсолютно весь         
героин идёт к нам из нашего мягкого южного подбрюшья - Афганистана, из          
которого транснациональные наркокартели сделали, по сути, наркоферму,           
являющуюся абсолютным мировым монополистом, производящим 94 процента всех       
опиатов в мире. Мы имеем дело с всемирным феноменом: Россия превращена в        
главный объект героиновой агрессии, российское общество ежегодно теряет от      
афганского героина до тридцати тысяч молодых жизней. Не случайно спикер         
парламента назвал это на парламентских слушаниях развёрнутой против нас         
войной.                                                                         
                                                                                
Сегодня мы имеем полное право назвать поток афганских наркоопиатов вторым       
изданием опиумных войн середины позапрошлого века, когда Китай с его древней    
цивилизацией был превращён в гигантский наркорынок и тотальную сеть             
наркопритонов и эта древняя нация находилась на грани вымирания.                
                                                                                
В этой критической ситуации от нас требуются адекватные оценки происходящих в   
Афганистане событий, вскрытие их причинно-следственных связей. Совместно с      
Госдумой мы ведём такую планомерную работу по совершенствованию                 
законодательства, ощутимо растёт отдача Государственного антинаркотического     
комитета и правоохранительных органов, однако только полицейских усилий здесь   
явно недостаточно, хотя за период с начала текущего года только наша служба     
изъяла почти в два раза больше героина и афганского гашиша, чем за              
аналогичный период прошлого года, и этот прирост в объёмах перехватываемых      
наркотиков отражает не только растущую эффективность работы                     
правоохранительной службы, но и непрерывно нарастающее давление с афганского    
нарконаправления. По данным нашей службы, поставки героина в Россию             
осуществляют сто восемьдесят афганских наркокартелей, на продукции каждого из   
которых имеется уникальный товарный знак, или бренд, своего рода знак           
качества. Вы знаете, я с собой взял такую колоду карт, на которой изображены    
эти бренды, и это далеко не полный перечень этих брендов. Каждый из них имеет   
свой знак, и он широко известен на наркорынках России. Изъятые только с         
начала года 1,5 тысячи килограммов героина - это триста миллионов разовых       
доз, то есть по две дозы на каждого гражданина России, включая младенцев.       
Комментарии излишни.                                                            
                                                                                
Хотелось бы подчеркнуть, что большая часть из этих ста восьмидесяти             
наркокартелей локализована в зонах ответственности, в провинциях, где           
расположены военные контингенты США и НАТО. В целом же это обилие брендов и     
само по себе героиновое цунами имеют, как показывает беспристрастный анализ,    
геополитическую природу, а рост объёмов производства героина в Афганистане      
удивительным образом корреспондирует с ростом численности и концентрацией       
вооружённых сил в этой стране.                                                  
                                                                                
Таким образом, решение проблемы афганского героина требует активных             
консолидированных действий всего мирового сообщества, представленного прежде    
всего Организацией Объединённых Наций. Однако, оценивая эффективность усилий,   
направленных на достижение целей, сформулированных в 1998 году в Политической   
декларации Генеральной Ассамблеи ООН об уничтожении или существенном            
сокращении урожаев опиумного мака, следует признать, что они потерпели полное   
фиаско, поэтому назрела реальная необходимость в совершенствовании              
действующих сейчас механизмов международной помощи, и заявление                 
Государственной Думы внесёт в это свой посильный вклад.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Петрович.                                 
                                                                                
Вопросы есть? О, много рук. Давайте запишемся тогда. Может быть, от фракций     
вопросы зададим? Учитывая, что мы уже выбились из графика, а у нас дальше       
"правительственный час", тоже в фиксированное время, я предлагаю ограничить:    
по одному вопросу от фракции и по одному выступлению от фракции.                
                                                                                
Ставлю на голосование данное предложение.                                       
                                                                                
Включите режим голосования. Если не пройдёт, тогда будем голосовать             
альтернативное предложение.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.88,6%                                     
Проголосовало против           41 чел.11,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Вопрос от фракции КПРФ. Пожалуйста, Локоть.                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Два вопроса. Один - представителю комитета, и заключается он в     
следующем: в чём цель данного заявления? Совершенно очевидно, судя по смыслу,   
по содержанию, даже по названию с момента появления международных сил в         
Афганистане вот эти потоки, наркопотоки не уменьшились, они увеличились. Мы     
кого собираемся увещевать? Если речь идёт о констатации вот этого факта, то     
нужен жёсткий документ и жёсткая оценка: вы появились, вы ситуацию не           
улучшили, более того, через ваши вооружённые силы идут вот эти наркопотоки, и   
прежде всего к нам в Россию. Это первый вопрос, он, конечно, вам адресован.     
                                                                                
И второй вопрос - Владимиру Абдуалиевичу. Владимир Абдуалиевич, вообще          
говоря, наша фракция не голосовала за то, чтобы помогать этим международным     
силам в транспортировке грузов через территорию, через воздушное пространство   
Российской Федерации, но это дело прошлое. Сейчас совершенно конкретный факт:   
очевидно, что эти международные силы никакой заслон, во всяком случае для       
Российской Федерации... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Но я так понял, что оба вопроса комитету         
адресованы.                                                                     
                                                                                
Депутат Васильев Владимир Абдуалиевич, пожалуйста.                              
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я по первому   
вопросу хотел бы сказать следующее. Мы детально этот вопрос рассматривали на    
парламентских слушаниях. У вас в проекте все пункты изложены, я напомню, их     
семь, не буду их повторять. Но главное состоит в следующем. Есть такой мощный   
инструмент, как ООН, и мы намерены, используя его - как раз вот то, что вы      
сказали, Анатолий Евгеньевич, - именно трибуну ООН, именно инструментарий       
ООН, работать в этом направлении, доводя нашу озабоченность, нашу боль и        
меняя общественное мнение, меняя подходы, которые сегодня нас ни в какой        
степени не устраивают.                                                          
                                                                                
По второму вопросу, который вы подняли, я могу сказать, что мы предлагаем -     
кстати, вот в этом же перечне предложений - использовать и ту систему           
взаимодействия, которая сегодня существует. Почему? Потому что в тех            
процессах, которые происходят в Афганистане, есть не только негатив, но и       
позитив. И я думаю, все присутствующие здесь хорошо понимают, что, для того     
чтобы люди, простые крестьяне перестали сеять наркокультуры, им надо создать    
условия, чтобы они могли возделывать нормальные сельскохозяйственные            
культуры. А это задача, которую Афганистан один не сумеет решить, поэтому       
нужно международное сотрудничество. Россия нашла себя в этом международном      
сотрудничестве, мы обусловили своё участие. Я думаю, это правильная политика,   
и это заявление является частью такой политики.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Петрович, вы хотите что-то добавить? Пожалуйста.   
                                                                                
ИВАНОВ В. П. Я хотел бы добавить к ответу Владимира Абдуалиевича на вопрос      
Анатолия Евгеньевича.                                                           
                                                                                
Я хочу обратить внимание депутатов Государственной Думы на то, что этот         
вопрос, конечно, имеет историю, то есть не сразу сложилось такое массовое       
производство наркотиков в Афганистане. Я упомянул геополитические причины       
этого явления, а история заключается в том, что американские войска были        
введены в октябре 2001 года в соответствии со статьёй 51 Устава Организации     
Объединённых Наций о праве наций на самооборону. Это первое. Второе. Осенью     
же 2001 года состоялась так называемая Боннская конференция, где мировое        
сообщество приняло боннские соглашения, в основе которых лежало одобрение       
предстоящего голосования в Совете Безопасности Организации Объединённых Наций   
по вопросу ввода коалиционных сил, или сил по поддержанию стабильности в        
Афганистане. Россия также голосовала за это.                                    
                                                                                
Последующие события показали, что Организация Объединённых Наций постепенно     
отошла от руководства коалиционными силами, на присутствие которых в            
Афганистане она же предоставила мандат, а командование взяло на себя НАТО. И    
в этом смысле, конечно, Организация Объединённых Наций некоторым образом        
дистанцировалась от решения тех задач, которые решает мировое сообщество в      
Афганистане, а это не только борьба с терроризмом, но и борьба с                
производством наркотиков, поэтому наше заявление будет содействовать            
выработке консолидированной позиции парламентов и представителей наших стран    
при голосовании в Организации Объединённых Наций по изменению подходов.         
Просто так клеймить друг друга - это непродуктивно, наоборот,                   
контрпродуктивно, поэтому задача - действовать вместе. Мы призываем             
международные силы по поддержанию безопасности, чтобы они занялись              
уничтожением наркотической инфраструктуры - посевов наркокультур,               
нарколабораторий, наркоскладов и иной инфраструктуры, тогда это будет           
реальным вкладом мирового сообщества в ликвидацию наркопроизводства в           
Афганистане.                                                                    
                                                                                
Кроме того, на заседании Комиссии по наркотическим средствам Организации        
Объединённых Наций, которое состоялось в середине марта сего года и где были    
подведены итоги десятилетнего сотрудничества в рамках Организации               
Объединённых Наций и мирового сообщества, нами было внесено предложение о       
проекте резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая сделала бы международное   
сотрудничество в вопросах уничтожения наркотиков, в том числе и прежде всего    
в Афганистане, более продуктивным и более эффективным. Я думаю, что всё-таки    
наше заявление, если оно будет принято, внесёт реальный вклад в оздоровление    
ситуации как в Центрально-Азиатском регионе, так и в Европе.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР есть вопрос?                              
                                                                                
Депутат Жириновский, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к докладчику. Если будет желание, и содокладчик,       
может, тоже добавит что-то.                                                     
                                                                                
То, что ООН, НАТО и вся эта широкая коалиция ничего там не будут делать по      
противодействию, - это понятно, но зачем мы давали согласие на замену           
российских пограничников на таджикско-афганской границе? Неужели было не        
понятно, что Президент Рахмон... Депутат Косачёв, я опять оскорбляю             
Президента Рахмона: он сегодня один из главных наркобаронов в Средней Азии!     
Это им нужно, чтобы была открытая граница и чтобы завалить наркотиками всю      
нашу страну! Это-то можно было понять?! Что, пограничники с удовольствием       
ушли оттуда? Что, не знает наша ФСБ, что именно при таджикских пограничниках    
начался самый страшный поток наркотиков? Ещё раз, депутат Косачёв: я объявляю   
Рахмона главным наркобароном всего мира, так сказать. Это не оскорбление, это   
в будущем будет для него статья Уголовного кодекса.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Абдуалиевич Васильев.                
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! По этому        
поводу хочу сказать, что в прошлом году комиссия по обороне и безопасности      
ОДКБ, которую я возглавляю, выезжала в Душанбе, была на границе, где был 20-й   
погранотряд. Мы детально ознакомились с ситуацией, побывали в наркоцентре,      
который существует там и финансируется в том числе из международных             
источников. Вы знаете, ситуация очень непростая. Но я хотел бы сказать, что     
там остались работать наши советники, и никто "с удовольствием" оттуда не       
уходил. Я думаю, что и вы, как политик, и каждый в России, кто хотя бы          
послушал сегодня нас, понимает, что это огромная угроза для нас, для наших      
детей. Люди там решают эти задачи.                                              
                                                                                
Кстати говоря, мы хотим, используя формат международной организации... Вы       
поняли из доклада руководителя ведомства, что работа активизируется. Мы будем   
это направление развивать и дальше, но при этом необходимо создать условия,     
чтобы мировое сообщество и на международном уровне способствовало сокращению    
наркопотока из Афганистана - вот это самая главная задача.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг от фракции "Справедливая Россия". Пожалуйста.                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
У меня к Виктору Петровичу вопрос. Уважаемый Виктор Петрович, понятно, что      
возможности Российской Федерации влиять на ситуацию в Афганистане, мягко        
говоря, ограничены. И нам самим прежде всего нужно предпринимать меры по        
защите своих граждан от этой напасти. Уважаемый Виктор Петрович, как вы         
считаете, что, вообще, для нашей правоохранительной системы является главным    
препятствием, главной проблемой в этой борьбе: отсутствие законов, отсутствие   
денег либо какие-то внутренние причины? Как вы считаете, чего не хватает нам,   
чтобы эффективно бороться с этим злом?                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИВАНОВ В. П. Валерий Карлович, одна из важных проблем, связанных с защитой от   
наркотрафика, обусловлена природой наркоситуации в нашей стране, которая на     
90 процентов, если не больше, обусловлена именно афганскими опиатами, которые   
в России не производятся, они поступают к нам из-за границы. После распада      
СССР мы получили абсолютно необорудованную, необустроенную границу с            
Казахстаном протяжённостью почти 8 тысяч километров. Между Казахстаном и        
Афганистаном расположены среднеазиатские государства, которые также, по сути,   
не имеют границ. Всё это как Великий шёлковый путь, северный путь, по           
которому наркотики мягко скользят в нашу страну и, как аэрозоль, распыляются    
по всей стране.                                                                 
                                                                                
Если мы ставим задачу реальной борьбы, противостояния и защиты нашего           
общества, то мы должны лечить основную болезнь. Нормальный врач диагностирует   
болезнь и борется с причиной болезни, а не с её последствиями. Мы же боремся,   
если сравнить с онкологией, с метастазами, а не с опухолью, потому что          
основная проблема - в Афганистане, а другая - на подходах, на границе. Если у   
нас не будет полноценной границы с Казахстаном, проблема наркотиков будет       
нарастать и дальше. Нам надо обустроить границу, государство без границы        
беззащитно.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции КПРФ. Депутат Кашин Владимир       
Иванович, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, уже более пятнадцати лет, по существу, идёт      
необъявленная война против нашего населения. А в общем-то, это не совсем уж и   
необъявленная война. Если посмотреть откровения бывшего резидента ЦРУ в         
Афгане Чарльза Когана, то он, в общем-то, признал, что огромные суммы,          
миллиарды, которые вкладывались туда ещё с 70-х годов, были направлены на       
получение двойного эффекта, и это должно было сработать против Советского       
Союза. Первое - как раз организация наркотрафика и уничтожение наших людей с    
помощью наркотиков, и второе - способствовать не методом принуждения, а         
определёнными эффективными способами вхождению наших войск в Афган, а там уже   
получить соответственно ещё и Вьетнам. Как специалист, хочу сказать, что        
никакого труда сегодня не составляет уничтожить сырьевую базу производства      
наркотиков в Афгане, никакого. Вы вспомните, как действовали американцы во      
Вьетнаме, какой они имеют опыт. Существует достаточное количество даже не       
дефолиантов, а эффективных гербицидов, которые выборочно действуют, и можно     
уничтожить соответствующие плантации, которые уже есть и которые могут завтра   
появиться. Сегодня не хватает в первую очередь политической воли. А             
политическая воля сейчас снова не оттуда - из мест рядом с нашими границами,    
это воля не тех афганцев, которые, кроме мотыги и лопаты, ничего не видели, а   
опять совершенно других сил, и мы должны это, безусловно, иметь в виду и        
говорить прямо, что это выгодно тем, кто взращивал моджахедов, - 4 миллиарда    
долларов было затрачено тогда (это почти официальные данные за тот период), а   
потом, когда моджахеды перестали устраивать, "Талибан" создали. А когда         
"Талибан" уничтожил на 90 процентов все наркотики, производимые в Афгане,       
тогда не нужен стал и "Талибан".                                                
                                                                                
И правильно товарищ Иванов говорит, там, где концентрация американских баз,     
солдат, там как раз пропорционально растут вот эти плантации сырья, там         
организованы лучшие лаборатории, которые делают этот качественный наркотик. 8   
тысяч тонн! Что такое 8 тысяч тонн? Это какие нужны лаборатории, какие нужны    
кадры?! Их же надо готовить и так далее, и тому подобное. И мы снова видим      
здесь заинтересованную систему управления и бизнеса, бизнеса очень мощного.     
Ещё раз хочу сказать: мы должны видеть несколько составляющих - не только       
бизнес, который греет многих миллиардеров, мы должны видеть борьбу против       
нашего народа, нашей России.                                                    
                                                                                
С заявлением мы, конечно, на десяток лет опоздали, но мы за него, безусловно,   
будем голосовать. Та работа, которую проводил Советский Союз в своё время, -    
это двести объектов инфраструктуры, выдающиеся предприятия... То, что сегодня   
это всё разрушается, взрывается и уничтожается Соединёнными Штатами Америки,    
как раз и способствует производству вот этого наркотика: крестьяне-афганцы      
хоть как-то пытаются спасти свою жизнь, в том числе с помощью этого сырья,      
хотя все основные средства - деньги, прибыль...                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, я, извините, вас прерываю.             
                                                                                
Коллеги, 12 часов. Как поступим? У нас с вами дальше "правительственный час",   
но мы договорились, что ещё будут выступления от фракций, поэтому я предлагаю   
следующий вариант: сейчас завершить обсуждение данного вопроса, то есть         
довести его до конца, проголосовать проект заявления, потом тридцать минут      
перерыв, и сдвинем соответственно "правительственный час". Я прошу              
представителей правительства согласиться с таким регламентом.                   
                                                                                
Завершайте своё выступление, Владимир Иванович.                                 
                                                                                
КАШИН В. И. Я тогда завершаю своё выступление ещё раз теми же словами: нужно,   
чтобы мы, депутаты, понимали, что это наше сегодняшнее хорошее заявление        
может так и остаться заявлением, если мы во весь голос и в ООН, и в других      
организациях не будем говорить о том, что это национальное бедствие для         
России организовано конкретными системами, людьми и государствами. И мы всё     
должны сделать для того, чтобы спасти наших молодых людей. Сегодня это не       
тридцать тысяч, а гораздо больше, тридцать тысяч - это официальная,             
по-существу, статистика, а сколько ещё скрыто, сколько людей, семей не хотят    
выдавать, что их дети, сын, дочь, употребляют наркотики! Это эпидемия, беда,    
с которой сегодня депутатам, всем политическим силам надо вместе бороться и,    
проводя единую системную работу, победить эту беду России.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский - от фракции ЛДПР.                            
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Голосовать не будем, потому что это абсолютно бесполезное     
заявление. Наркотики - самый доходный товар в истории человечества, а вы        
хотите принять здесь заявление - и все наркобароны, все, кто потребляет,        
продаёт (это миллионы людей, потребителей практически полпланеты), скажут:      
ой, в России принято постановление - всё, заканчиваем. Это как борьба с         
алкоголем. Лигачёв и Горбачёв решили: виноградники вырубим - всё, никто пить    
не будет. Вот такой же вариант.                                                 
                                                                                
Принимать можно, это делает МИД, дипломаты. Мы улыбались, Сталин -              
Риббентропу, вернее, Сталин - Гитлеру, но война началась. То есть улыбаться     
можно, заключать соглашения, но вы никогда не остановите наркопотоки. Они       
нужны всем правительствам мира, чтобы успокаивать свои народы, потому что       
воевать сегодня уже стыдно. Понимаете, все уже видят, что любая война - это     
зверство, это издевательство, вот потихонечку пускай они себя травят, и всё,    
лишь бы не было Кишинёва. Вот чтоб Кишинёва не было, пускай они себя травят,    
и всё. Богатые будут сидеть упакованные и улыбаться, а бедные будут принимать   
наркотики. Наркотики - это оружие XXI века, потому что все понимают, что        
любое применение ядерного оружия, химического, бактериологического... Вон       
грипп, простой грипп - вся планета перепугалась. Пока заболела тысяча человек   
- уже пятая позиция, пятая позиция опасности, и даже уже шестая. Видите, там    
уже умерла четверть заболевших. Это грипп, просто грипп! А вы хотите, чтобы     
наркотики убрали, да вы что! Этот грипп ещё будет... Потом когда-нибудь         
выяснят и в мемуарах напишут, кто этот вирус запустил в Мексику, рядом с        
Америкой.                                                                       
                                                                                
Что касается этого бизнеса - это ошибка наша с вами. Нельзя было ничего         
делать нам в Афганистане, входить туда не надо было. Был Захир-Шах в            
Афганистане, полуфеодальном государстве, - всё, а мы полезли. Коммунисты        
пришли к власти, товарищ там, как его, я уже забыл его имя, пришёл - и          
послали армию туда. Для чего это сделали? Чтобы весь мусульманский мир          
восстановить против страны нашей! Ушёл Багдасаров? А, сидит здесь, вот он.      
Так что русофобию, господин Багдасаров, создали вы, коммунисты, Советская       
Армия, КГБ и ЦК КПСС. Это они специально послали Советскую Армию, чтобы весь    
мусульманский мир был против нас. Поэтому русофобию, исламофобию и прочее,      
прочее сами мы создаём. Мы это делаем! Нас, как детей: давай, давай в           
Афганистан. Пришёл коммунист... Три больных человека из камеры сбежали - они    
уже, оказывается, коммунисты. Они обращаются на Восток - к тому, кто            
заплатит. Если бы им заплатили американцы, они бы выбросили тогда               
американский флаг.                                                              
                                                                                
Афганистан - это зона, где растут наркокультуры. Сажать не надо, ухаживать не   
надо, понимаете, что это самая доходная вещь? Овощи надо посадить и хлеб. Я     
же сам там жил, мы выходили... Вот сейчас весна, сейчас кругом маки эти,        
кругом! Не только там, в Афганистане, но и в Средней Азии. Мы же срывали        
коробочки этих маков. Ну мак и мак, мы его не употребляли, ведь его надо        
перерабатывать.                                                                 
                                                                                
Это растёт там, это нормально для региона. Бороться можно только там, где мы    
имеем возможность влиять. Вот афгано-таджикская граница. Нужно было оставить    
русских пограничников и наглухо перекрыть её, полностью. Было время,            
Ястржембский ещё, помощник Ельцина, грозил в мае 99-го года: мы можем нанести   
удар по Афганистану. Как я обрадовался: ну, молодцы, наконец-то поняли, что     
надо делать! Прошло десять лет - вы принимаете бумажку. Давайте принимать       
меры, ничего больше нельзя принимать. Если бы тогда, десять лет назад,          
нанесли удар, до ввода американских войск... Через два года американцы туда     
пришли. Нужно было уничтожить всё это, всю северную часть Афганистана, только   
силовыми действиями можно было это сделать.                                     
                                                                                
Здесь нет никакой религиозной или этнической составляющей. Такие же наркотики   
есть и в Бирме (Мьянмой сейчас её назвали), и в Колумбии, к которой вообще      
никакого отношения ислам не имеет. Это география, есть зоны, где растёт всё     
это, и там только силовыми методами можно действовать, и никогда вы никого не   
уговорите. Документ можно принять, МИД отчитается, Госдума отчитается, но       
хоронить будем продолжать, потому что... Прекратите мигрантов принимать,        
давайте границу закроем с Казахстаном. А когда мигрантов прекратим              
принимать... Они каждый в кармане привезут по 2 грамма наркотика. Их 10         
миллионов приезжает - вот 20 миллионов граммов они привезли сюда. Вопрос не в   
том, чтобы границу сделать, а в том, чтобы закрыть, чтобы они не ездили сюда,   
мигранты из Средней Азии, ибо ни одна собака, ни один прибор не определит,      
где у них спрятано 2 грамма. По нашему закону это можно, есть доза              
определённая, но, когда 10 миллионов доз привозят, это опасно. И когда Ельцин   
совершил государственный переворот, мы поддержали ГКЧП, коммунисты поддержали   
Ельцина, им не нужно было сохранение Советского Союза, вот они и отцепили...    
Средняя Азия не хотела уходить, не хотели они уходить, вы их выпихнули -        
теперь получайте обратно. Вы народы приняли в свою семью, а теперь              
выпихиваете из своей семьи. И что, они благодарны будут такому народу? Ведь     
они пришли к нам навсегда, там в договоре не было слов "до августа 91-го        
года", на вечные времена вошли все эти казахские племена, таджикские и          
туркменские, все вошли навечно, а вы пинком под зад их. Они будут травить       
Россию до тех пор, пока не сдохнет последний русский! И кроме ядерного          
оружия, ничто их не остановит.                                                  
                                                                                
Можете сто постановлений принимать, но не надо создавать фиктивные              
государства. Создаёте фиктивные государства, вышвыриваете целые народы, а       
потом начинаете стонать и плакать! Можете в сто раз увеличить наркотическую     
службу, вся страна наденет погоны и будет стоять обыскивать - только кто        
работать будет и ради кого всё это делать? Не надо фиктивные государства        
создавать, идеологию левую, советскую власть устанавливать, а потом             
разрушать. То ввели войска, то вывели - что вы играетесь всё время?! Ввели -    
вывели, вот вам вслед... Вам пришлось выводить войска не только из              
Афганистана, но и изо всей Средней Азии, а НАТО уже проводит учения на          
Кавказе. На Кавказе! А мы были против. Вы спали в августе 91-го года, а мы      
приветствовали армию. Генералов воспитала КПСС, генералов-предателей, они не    
умеют... Вот и в прошлом году генерал приехал на войну на Кавказ - его ранили   
уже. Командующий армией, первые часы войны - он уже ранен. Это что, генералы?   
Бездельники! Потому что они занимаются дачами и издеваются над солдатами в      
казармах, это не Суворовы и не Кутузовы, это ваши советские генералы, не        
думающие о государстве, деревенские парни, которые надели погоны. Вот это       
проблема.                                                                       
                                                                                
Вы, конечно, примите, но мы не будем голосовать за это. Через десять лет        
пускай историки осудят, проанализируют, какие постановления двадцать лет        
принимала Государственная Дума. Беззубые! Это же всё специально сделано:        
специально пришли в Афганистан, никогда оттуда не уйдут, никогда не уйдут из    
Ирака, будут бомбить Иран. Это война на весь XXI век, а мы вошли в эту          
коалицию, мы им помогаем: пожалуйста, господа натовцы, мы провезём ваших        
солдат, грузы, поможем вам там. Базы? Открывайте базы! Слушайте, мы сами        
разрешили им базы открыть, а теперь говорим: закрывайте базы. Вы что,           
думаете, что идиоты живут там, в Средней Азии? Мы же разрешили им базы          
открыть натовские, а теперь говорим: убирайте базы. Вы ещё не всё знаете.       
Когда всю правду узнаете, узнаете, что такое история XX века и XXI-го, вы       
по-другому... ваши внуки поймут всю правду. А сегодня вам подбрасывают          
филькину грамоту. Косачёв... Где он сидит, Косачёв? Видите, сбежал уже.         
Говорит, оскорблять не надо, они хорошие. Благодарность, великая                
благодарность президенту Афганистана Карзаю! Это он всё делает. Я с ним,        
господин Багдасаров, встречался. С вами он не будет встречаться, а со мной      
встретился. Я ему говорю: "Как прекратить поток наркотиков?" Он говорит:        
"Дайте старое оружие, но бесплатно". Я передал в Кремль. Кремль сделал          
что-нибудь? Ничего не сделал! Старое советское оружие просили десять лет        
назад, а наши бездельники-чиновники в МИДе, во всех структурах... Никто ничем   
не занимается, наплевать им на Карзая и на Афганистан! А в результате вот       
сколько травят нас! Ещё пять лет назад всё бы перекрыли. Он просил простое      
советское оружие, к которому привыкли его воины. У него нету армии, он сидит    
под дулами офицеров ЦРУ в своём Кабуле.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, он не сопровождает, там есть кому сопровождать.          
                                                                                
Поэтому принимайте, но мы голосовать не будем.                                  
                                                                                
Проблема одна - это всё делается специально! Это новый вариант борьбы и войны   
с Российской Федерацией, а вы ещё принимаете постановление. Вы к ним            
обращаетесь, к агрессорам: товарищ Гитлер, не надо 22 июня начинать войну, не   
надо, не бомбите нас в четыре утра, давайте в понедельник, а то мы ещё          
гуляем, у нас выпускные балы, что же вы нас бомбите в воскресенье рано утром,   
давайте в понедельник. И тут так же: господа, поменьше наркотиков... Тоннами    
будут идти! (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция "Справедливая Россия", депутат        
Багдасаров.                                                                     
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Сейчас я по вам немножко пройдусь.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Садитесь, садитесь, Владимир Вольфович, будьте                 
дисциплинированным.                                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, я не хочу тратить время на полемику    
с Владимиром Вольфовичем Жириновским. Это крайне непрофессиональный человек,    
не знающий, что там происходит. Сразу перейду к тому, чем же нам надо           
заниматься.                                                                     
                                                                                
Первое. Действительно, это заявление по своему значению можно поставить в       
один ряд с заявлением о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Что     
оно даёт, это заявление? По сути, это заявление даёт нам старт для начала       
широкой борьбы с этим явлением на дальних подступах, начиная с Афганистана и    
заканчивая казахско-российской границей. Это смелое и решительное заявление.    
Что же нам надо делать в развитие этого заявления?                              
                                                                                
Первое. Афганистан. Опыт борьбы с наркобизнесом (например, у американцев есть   
опыт борьбы с наркобизнесом, связанным с колумбийским кокаином) показывает,     
что если мы не развернём эту борьбу на дальних подступах, то мы её проиграем.   
Во-первых, нам надо развеять миф о том, что наркобизнесом занимается движение   
"Талибан". Движение "Талибан", чей ежегодный бюджет составляет не более 300     
миллионов долларов, по признанию наших и западных специалистов, 150 миллионов   
долларов получает из стран Персидского залива, из различных фондов, остаются    
копейки - 150 миллионов. Если верить господину Карзаю, столь любимому           
Владимиром Вольфовичем, когда его обвиняют, что доход там превышает 30          
миллиардов, он говорит: "Да у нас 4 миллиарда остаётся". Подсчитайте, сколько   
остаётся. По сути, те же 4 миллиарда, если верить господину Карзаю. Кто же      
занимается в Афганистане наркотрафиком? В Афганистане наркотрафиком             
занимаются ближайшие родственники и ближайшие сподвижники Президента            
Афганистана господина Карзая, и нам пора об этом начать говорить. Американцы    
не стеснялись об этом говорить, когда стоял вопрос о борьбе с колумбийским      
наркобизнесом, и мы знали все фамилии: Эскабара, братья Очоа. Но никто не       
знает фамилий тех, кто занимается наркобизнесом в Афганистане. Дошло до того,   
что на пост руководителя администрации по борьбе с коррупцией господин Карзай   
назначает своего лучшего друга, который дважды арестовывался в Соединённых      
Штатах за торговлю героином. Ближайшие родственники также участвуют в этом      
бизнесе и даже один из начальников управления МВД Афганистана, который должен   
бороться, вообще-то, с наркотиками.                                             
                                                                                
Что нам надо делать? Первое. У нас есть уникальная возможность приостановить    
этот поток. Мы на сегодняшний день под видом так называемой борьбы с            
наркобизнесом и международным терроризмом, по сути, осуществляем                
авиаперевозки для нужд войск. Слушайте, нам Господь Бог даёт возможность        
избавиться от наркотрафика и усилить наше влияние на постсоветском              
пространстве. Одновременно мы должны жёстко и конкретно запретить нашим         
авиационным перевозчикам в течение двух-трёх месяцев осуществлять перевозки,    
пока руководство НАТО не включит в мандат сил по ведению боевых действий в      
Афганистане необходимый пункт о борьбе с наркобизнесом. Они сейчас не воюют!    
Они не хотят этого делать по двум причинам: резко возрастёт необходимость       
ввода туда дополнительных войск, потому что вырастет число ведущих боевые       
действия. И ради этого мы травим себя! У нас есть рычаг, ну почему мы его не    
используем? Я уже не говорю о борьбе с международным терроризмом. Всё это       
привело к тому, что терроризм разрастается на Север и на Юг. Вы все знаете,     
что происходит в Пакистане - вот он, характерный пример! Я не хочу сейчас на    
этом останавливаться.                                                           
                                                                                
Дальше. Нам нужен пост помощника или представителя Президента Российской        
Федерации в Центральной Азии. Парадокс заключается в том, что на сегодняшний    
день американцы имеют специального представителя Президента США в Южной Азии    
- это господин Холбрук, известный по Югославии, у них есть спецпредставитель    
Госдепартамента США. У нас же... Как будто это не наша проблема! Почему нам     
нужен этот пост в том числе для борьбы с наркобизнесом? Естественно, его        
должен возглавить боевой генерал, который заинтересован в борьбе с этим и       
имеет хорошие отношения и с президентом страны, и с председателем               
правительства. На сегодняшний день идёт вал некомпетентных, скажем так,         
рекомендаций и в администрацию президента, и в правительство, основанных на     
том, что якобы там ведётся борьба и с наркобизнесом, и с международным...       
Такого нет.                                                                     
                                                                                
Второй вопрос. Из 2,5 тысячи километров бывшей советско-афганской границы       
1400 с лишним - это граница с Таджикистаном. Оттуда ушли наши пограничники.     
Почему они ушли? Я вам скажу. Потому что таджики вдруг стали заявлять о том,    
что они сами могут... И конечно, было виновато бывшее руководство погранвойск   
Российской Федерации, которое приняло это решение, соответствующим образом      
доложив об этом нашему высшему руководству. На сегодняшний день 1443            
километра - это абсолютно неохраняемая граница, через неё перевозятся тоннами   
- тоннами! - наркотики, и дальше они сосредотачиваются на юге Киргизии, как     
правило, в городе Ош, а дальше перебрасываются контейнерами через               
киргизско-казахскую и казахско-российскую границу. Вот весь этот наркотрафик.   
                                                                                
Так что же делать? А делать есть что. Вне всякого сомнения, в основе            
подобного катастрофического решения лежит безвизовый режим, как я уже           
неоднократно здесь говорил. Самое странное, что у нас есть соглашения между     
правительствами этих государств и нами, в котором есть пункт 4, где чётко,      
чёрным по белому написано, что стороны могут принять особые меры по защите      
своих границ и территорий при чрезвычайных обстоятельствах, в частности в       
ситуациях, угрожающих безопасности, общественному порядку или охране здоровья   
населения. Охране здоровья населения! Почему этот пункт 4 не действует? У нас   
есть все законы. Мы должны потребовать от администрации президента и от         
правительства защиты наших... Вот он, документ, который был подписан в том      
числе нашим правительством.                                                     
                                                                                
Если пойти дальше, то мы обнаружим ещё интересную вещь. Когда Соединённые       
Штаты приняли так называемый "План "Колумбия", в основе которого был разгром    
наркотрафика непосредственно в Колумбии, и согласовали его с президентом        
Урибе после его прихода к власти, американцы взяли на себя всё - от начала      
создания так называемых отрядов крестьянской самообороны до активного           
применения вооружённых сил Соединённых Штатов. Вдумайтесь: применялись и        
применяются вооружённые силы страны! Исходя из этого Конгрессом США принят      
целый пакет законодательных актов, касающихся применения вооружённых сил как    
таковых вообще, привлечения разведуправления Министерства обороны США,          
сухопутных войск и даже использования возможностей комитета начальников         
штабов. То есть армия активнейшим образом участвует в борьбе с наркобизнесом.   
                                                                                
Есть ли у нас что-то подобное? Нет. Как же мы собираемся участвовать? Мы        
говорим, что Госнаркоконтроль, МВД, ФСБ должны бороться. Да невозможно при      
такой огромной - 7,5 тысячи километров - протяжённости границы с Казахстаном    
и при тех сложностях, которые возникают в связи с безвизовым режимом,           
бороться с этим явлением! Нам необходимо также продумать и принять              
соответствующие решения о применении Вооружённых Сил. Сейчас мы занимаемся их   
реформированием. Вот какая должна быть основная реформа: армия должна быть      
там, где есть угроза национальной безопасности, и решать эту проблему           
национальной безопасности. Вот что нужно делать вместо того, чтобы принимать    
непонятные какие-то решения.                                                    
                                                                                
Дальше. У нас очень уникальная ситуация. По большому счёту, наркотрафик         
реален, окончательно его невозможно разгромить. Однако можно сделать так, как   
это сделали американцы, которые, принимая "План "Колумбия", поставили задачу    
на 50 процентов его сократить. Они сейчас очень близки к этому. Что нам надо    
делать?                                                                         
                                                                                
Смотрите, у американцев с колумбийцами есть соглашение об экстрадиции. Проще    
говоря, когда арестовываются наркодельцы в Колумбии, они передаются в           
Соединённые Штаты для последующих судов в Соединённых Штатах. Есть ли у нас     
аналогичные соглашения по экстрадиции с Афганистаном, с Таджикистаном, с        
Киргизией или Казахстаном? Я так понимаю, что нет. Надо срочно это соглашение   
делать, это будет наиважнейшее соглашение. Ну а потом на основании соглашения   
мы будем требовать от афганского руководства, чтобы господин Карзай выдал ряд   
своих родственников, выдал своих друзей. Мы будем требовать от господина        
Рахмона, чтобы он выдал своих наркобаронов, которых там более чем достаточно,   
а многие из них превосходят по своим возможностям колумбийскую наркомафию на    
порядок. Мы будем требовать от киргизских властей выдачи южнокиргизских         
наркобаронов. Но пока мы ещё не можем это сделать.                              
                                                                                
Следующий момент. Вне всякого сомнения, мы должны выстроить санитарный          
кордон. Если руководство Таджикистана (да, в Афганистане у нас вот только те    
возможности, о которых я сказал, хотя они тоже хорошие) не собирается           
сотрудничать с нами очень активно в этой области, что же делать? Значит, нам    
надо подготовить и подписать соглашения с Киргизией, Казахстаном о создании     
совместных структур, которые бы блокировали Таджикистан после введения          
визового режима и не допустили движение наркотрафика. В общем-то, всем          
известны эти маршруты. Если кто-то думает, что это какие-то тайные маршруты,    
- нет, есть три-четыре основных маршрута, есть узловые пункты, нанесение        
ударов по которым могло бы парализовать наркотрафик, даже если в Афганистане    
будет царить такая ситуация.                                                    
                                                                                
Но сейчас мы не можем это делать. Значит, у нас должны быть договорённости с    
нашими союзниками по этому поводу по двум направлениям: первое, совместная      
деятельность и, второе, они должны дать нам право действовать самостоятельно,   
без согласования с ними, нашими союзниками, по одной простой причине - чтобы    
не было утечки информации. Эти удары могли бы парализовать действие             
наркотрафика и, в общем-то, дать положительный результат.                       
                                                                                
Информационное обеспечение. Вы когда-нибудь видели на российском телевидении    
фильмы, посвящённые афганскому героину? Нет. А я вот видел единственный         
фильм, и то он снят западной компанией. Он так и называется - "Афганский        
героин...". У нас ничего не снимается, у нас нет системы, которая               
обеспечивала бы распространение вовне информации о борьбе с этим злом.          
                                                                                
У меня есть предложение к руководству Государственной Думы и комитету по        
информации: давайте создадим рабочую группу при комитете по информации,         
которая привлекла бы журналистов, тогда мы могли бы готовить передачи и         
конкретно о наших центральноазиатских так называемых союзниках направлять       
информацию. Это был бы наш конкретный вклад, в помощь Госнаркоконтролю. Ни      
одна, я ещё раз подчёркиваю, силовая структура в одиночку не сможет             
действовать. Вы вдумайтесь, такая большая страна, как США... Кстати, на         
борьбу с наркотиками у них два года назад было потрачено 19 миллиардов          
долларов... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Абдуалиевич, вы имеете возможность выступить с заключительным          
словом. Не настаивает. Представители президента, правительства? Также не        
настаивают.                                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О            
заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В    
связи с возросшей угрозой распространения наркотиков из Афганистана для         
международной безопасности".                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 22 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.