Заседание № 18
10.04.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 19026-6 "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину "Об информировании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о ходе подготовки к ратификации соглашения о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, а также об объективной оценке последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и возможных компенсациях различным отраслям российской экономики потерь от вступления во Всемирную торговую организацию".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 840 по 854 из 6354
МИТРОФАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю исключить из повестки дня пункт 5 - о парламентском запросе об информировании Госдумы о ходе подготовки к ратификации соглашения о присоединении Российской Федерации к ВТО, а также об объективной оценке. Я не понимаю смысла принятия этого постановления, когда процессы присоединения к ВТО уже запущены. Государственная Дума, как всегда, рассматривает вопрос не тогда, когда это актуально, а через какое-то время, когда всё потеряно. Пять лет назад в этом зале (коллеги из ЛДПР не дадут соврать) я поднимал вопрос о Грузии - также никто не рассматривал, а потом схватились, когда ситуация вот так развивалась, и стали рассматривать этот вопрос - бесполезно! Сейчас назревает вопрос по Карабаху - вот давайте это рассмотрим, а что толку... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 914 по 944 из 6354
Депутат Митрофанов предложил исключить пункт 5 из повестки дня. Пожалуйста, депутат Коломейцев, как докладчик по этому вопросу. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Видно, коллега Митрофанов недостаточно углубился в процесс. Сейчас как раз самое время это обсудить, дабы правительство представило более широкий спектр документов для ознакомления хотя бы профессионального сообщества, потому что предполагаемые убытки и ущерб для Российской Федерации катастрофичны. Я считаю, что нельзя этот вопрос снимать, надо рассматривать, его и так четырежды переносили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение об исключении из повестки дня пункта 5. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 21 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 160 чел.35,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 162 чел. Не голосовало 288 чел.64,0 % Результат: не принято Предложение не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 995 по 2156 из 6354
5-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы о парламентском запросе об информировании Госдумы о ходе подготовки к ратификации соглашения о присоединении Российской Федерации к ВТО. Доклад депутата Государственной Думы Николая Васильевича Коломейцева. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Некоторые товарищи и господа считают, что этот вопрос не заслуживает обсуждения, хотя, как мне кажется, они совершенно не вникали в суть проблемы. Ещё в 2008 году уважаемая Счётная палата - единственный, с моей точки зрения, государственный орган, который ещё располагает системой аналитических институтов, - провела анализ и оценку мер, направленных на повышение эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к ВТО, рекомендую всем вам почитать. Я уже подходил к Сергею Вадимовичу и считаю, что надо вот тот неофициальный перевод текста, который мне передал Андрей Викторович... Я вам напомню, до этого я пять раз на заседаниях Государственной Думы просил текст с английского на русский перевести. Докладываю тем, кто подписал заключения от двух комитетов: нет официального перевода протокола о присоединении к ВТО, как нет и перевода отраслевых документов - их огромное количество, - которые в принципе, вообще-то, могут повлечь за собой серьёзный ущерб и без того стагнирующей экономике России. Мы не просим ничего противоестественного, мы просим, чтобы нам, как депутатам Государственной Думы, дали перечень мер правительства, которые хотя бы минимизируют возможные потери от вступления России в ВТО. Вот здесь в заключении написано, что якобы проводятся массовые парламентские слушания в поддержку вступления в ВТО. Я присутствовал на четырёх в стенах Государственной Думы - ни на одном не слышал ни одного выступающего, который поддерживал бы. Вы хотя бы пригласили... Я этот проект постановления с коллегами приготовил не просто так, не от праздного безделья. Я побывал в комитете по экономической политике (к сожалению, председателя я сегодня не вижу в зале), побывал в комитете по международной деятельности (его председателя тоже в зале нет), причём я был там не один, я был с тремя руководителями ассоциаций - бывшими министрами, которые понимают, о чём они говорят, которые глубоко разбираются в отраслях, которыми они в своё время руководили и остатки предприятий которых объединили в свои ассоциации. Так вот, я хочу вам сказать, что в данной ситуации, в общем-то, я получил полное неудовлетворение от общения с председателями комитетов. Ну, я понимаю, Алексей Константинович - ещё молодой председатель, он хотел нам помочь, но не смог, хотя обещал, но Игорь Николаевич - более опытный депутат, и он тоже обещал, однако я и мои коллеги приглашения на встречу, на рассмотрение в комитете, которое он обещал, не получили. В связи с этим мне абсолютно непонятна позиция правительства и тем более профильных комитетов, задача которых, вообще-то, готовить депутатов к принятию наиболее сложных законов, а ратификация соглашения о вступлении в ВТО, с моей точки зрения, является наиболее сложной. Почему? Да, сто пятьдесят три страны в ВТО сегодня входят, но, уважаемые коллеги, три последних раунда так называемых министерских конференций закончились ничем. Я вам напомню, что Китай вступал перед нами. Он вступал восемь лет, но не уступил ни одной позиции по поддержке собственного производства. Более того, во время переговоров он даже усилил их. Вам докладываю: при министре сельского хозяйства Гордееве... Вот здесь ещё написано, что я не знаю, какое министерство готовило. Да вы внимательно историю изучите! Соглашение начинало готовить Министерство экономического развития и торговли под водительством Грефа, наиболее интенсифицировало, потом - Медведков, он поменял много раз должности, на которых сидел, пока вёл переговоры, и миллиарды рублей проездил, это только на командировки, но, как правило, все переговоры вели только к уступкам со стороны России и ничем не закончились. Скажите мне, поправка Джексона - Вэника, она отменена? Не отменена, и никто не собирается её отменять, хотя её, как морковку для ослика в известных притчах о Ходже Насреддине, используют для российского правительства двадцать лет. Говорят: смотрите, вот поправка, мы её отменим, если вы у себя демонтируете это. Потом говорят: давай вот это... Эксперты подсчитали: Россия сегодня находится в чрезвычайно тяжёлой ситуации. При Гордееве порог, который согласовывали, был 18 миллиардов долларов, при Скрынник этот порог - государственной помощи сельскому хозяйству - уменьшили до 9, и он в этом году должен был быть таким. Реально даётся чуть более 5 миллиардов, но до производителя не доходит и половины. Я у вас спрашиваю: что же мы за люди, если не понимаем, что у нас сопоставимые с Соединёнными Штатами посевные площади - 117 миллионов гектаров, но за время так называемых реформ 41 миллион из них зарос бурьяном?! Есть программа, разработанная нашей Россельхозакадемией, по поднятию второй раз целины, под которую есть чётко разработанные установки, в том числе и для правительства, как надо тракторостроение развивать и сколько тракторов надо делать. Многие из вас не знают, что в Соединённых Штатах Америки на этот клин приходится 4,5 миллиона тракторов, в России на 91-й год было 1 миллион 370 тысяч, на сегодня осталось 460 тысяч. Но в 91-м году Россия в рамках Союза выпускала около 300 тысяч тракторов, а за прошлый год - вслушайтесь! - все остатки российских тракторных заводов сделали аж 1 тысячу 600 тракторов! Один Белорусский тракторный - хают там Лукашенко - сделал более 60 тысяч и поставил в пятьдесят две страны мира. Так я у вас спрашиваю: мы, вообще, на кого работаем?! У нас сегодня энерговооружённость в сельском хозяйстве ниже, чем в 50-е годы, когда мы вышли из войны: по нормам энерговооружённости должно быть 362 лошадиные силы на гектар, а у нас сегодня менее 150. Не выполняется ни одна целевая программа! Вот если бы вы внимательно вот это почитали... Минэкономразвития не выполнило ни одну из запланированных программ по аналитическому сопровождению и подготовке инфраструктуры. Вы поймите, вступив в ВТО, мы в ста пятидесяти трёх странах должны следить, как выполняются наши условия, но сегодня мы с вами никто для ВТО: наш объём в рамках торговли - 2,5 процента, а у десяти ведущих стран - 55 процентов. Посмотрите, кто является главным союзником этой организации, - это Международный валютный фонд (он столько добра нам принёс, да?) и Мировой банк. А кто там главный акционер? Америка. Почитайте высказывания Хиллари Клинтон по поводу предстоящего вступления России в ВТО - они ладошки потирают, потому что предполагается слом внутреннего таможенного регулирования и снятие таможенных пошлин, нас будут продолжать просто заваливать хламом. У нас ведь сегодня что происходит? Вот здесь закон о торговле пафосно докладывали некоторые, рассказывали, как мы будем счастливы. Поезжайте в Подмосковье, посмотрите: оставшиеся ведущие аграрные предприятия производят овощи, фрукты, себестоимость которых значительно ниже и качество значительно выше импортных, но они не могут попасть ни в одну торговую сеть. Почему? Потому что подавляющая часть торговых сетей принадлежит иностранцам, причём прибалтам (с которыми у нас вроде бы нет согласия), которые ставят такую цену за входной билет в сеть, что вы никогда в жизни туда не попадёте и будете кушать химическую отраву. Мы настаиваем на том, чтобы правительство ознакомило депутатов со всем перечнем обязательств Российской Федерации при вступлении в ВТО. Мы ничего другого не просим, вы нас ознакомьте с тем, что вы там подписали, - Кудрин полмира проехал, Греф до этого ещё полмира проехал, Медведков объехал весь мир, я за них очень рад, что они стали экономическими туристами, но я, как и мои товарищи, подписавшиеся под этим постановлением, чрезвычайно озабочен судьбой России. Поэтому мы настаиваем и просим вас: поддержите это постановление, оно безобидное по сути, но содержательное по факту. Кто из вас не хочет знать, на каких условиях нас хотят туда принять? Вот здесь не я - Счётная палата вам написала двадцать страниц о том, что следовало бы сделать России, для того чтобы на паритетных началах вступить в ВТО, - ни один из этих пунктов не выполнен. Более того, посмотрите, одного деятеля по фамилии Христенко сегодня повысили. Но я вас спрашиваю: что у нас в стране со стандартизацией и техническими регламентами? Полный аут, хотя денежки освоены. Но ведь в переговорах и спорах о ВТО одним из главных факторов как раз и являются регламенты, понимаете? Стандартизация у нас разрушена, регламенты не разработаны, сельское хозяйство доведено до ручки. О модернизации говорят и президент, и премьер, но я вам напомню, что в модернизации главными являются три направления: первое - это станкостроение, второе - это приборостроение, третье - это электроника, которая у нас находится вообще в зачаточном состоянии. И все сказки про "Сколково" при неподдержке наукоградов, все эти сказки при невыполнении федеральных целевых программ напоминают мне медленную, тихую сдачу России как государства. Если вы тут сидите и служите чужим интересам, то флаг вам в руки. Если вы действительно заботитесь о благосостоянии России и её сограждан, мы просим вас поддержать наш проект постановления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас в качестве содокладчика от комитета по экономической политике заявлен Валерий Афонасьевич Язев, но я вижу, что его нет в зале, поэтому докладывает председатель комитета Игорь Николаевич Руденский. Пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект парламентского запроса содержит исключительно негативную оценку последствий вступления в ВТО. По мнению авторов, все без исключения отрасли экономики понесут значительный ущерб, оцениваемый в 1,5 триллиона рублей, а некоторые отрасли вообще исчезнут. Комитет убеждён, что заявления, принимаемые от имени Государственной Думы, не должны основываться на столь субъективных оценках. Для подробного изучения экономических и социальных последствий присоединения России к ВТО Государственная Дума активно использует такие инструменты, как проведение парламентских слушаний, "круглых столов" и заседаний рабочих групп. 19 марта наш комитет провёл парламентские слушания, на которые были приглашены непосредственные участники переговоров, представители отраслевых министерств, общественных организаций и работодатели. Участники слушаний отметили необходимость разработки Правительством Российской Федерации комплекса мер по нейтрализации возможных отрицательных последствий вступления в ВТО для экономики России, которые необходимо рассмотреть до внесения международных соглашений на ратификацию. При этом было выражено общее мнение, что вступление России в ВТО - это объективная необходимость: развитие экономики России невозможно без мировой интеграции, без выхода на международные рынки, без соблюдения единых правил ведения торговли. В этой связи вступление в ВТО - это не только риски, но и преимущества, и необходимо воспользоваться новыми возможностями для модернизации производственного потенциала, наращивания экспорта высокотехнологичной продукции, импортозамещения. Мы не можем делать ставку только на топливно-энергетический комплекс и зависеть от цен на нефть, необходимо развивать новые технологии, внутренний рынок, экспорт, последовательно осуществлять импортозамещение. Только эти меры позволят нашей стране выйти на темпы роста экономики 5-6 процентов в год, а каждый процент прироста - это порядка 600 миллиардов рублей, включая и прибыль бизнеса, и зарплату работников, и дополнительные доходы бюджета. Вступление в ВТО даёт России возможности для развития бизнеса, ориентированного на экспорт. Те ограничительные меры, которые применяются против российских компаний, со вступлением в ВТО можно будет оспорить на законных основаниях. Переговоры по вступлению России в ВТО можно назвать самыми длительными и самыми политизированными и широко обсуждаемыми в истории этой организации. В течение всего периода переговоров велась подготовка экономики к работе в условиях глобальной торговли: были учтены федеральные законы, созданы сильные государственные корпорации, сформированы крупные отраслевые компании, которые могут побеждать в мировой конкуренции, для наименее конкурентоспособных отраслей были согласованы меры тарифной защиты. Фактически страна уже давно живёт в условиях ВТО, но преимуществами участника ВТО при этом не пользуется. Безусловно, большинство отраслей отечественной промышленности нуждается в обновлении, и бизнесу понадобится определённый адаптационный период. Правительством подготовлен план мероприятий по отраслям, учитывающий информацию, предоставленную бизнесом. В настоящее время план проходит процедуру межведомственного согласования. Адаптационные периоды по наиболее чувствительным отраслям составляют до семи лет. К таким отраслям относятся автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение и лёгкая промышленность. Меры защиты детально обсуждаются по каждому сектору. Для сельского хозяйства предусмотрена, в нарушение правил ВТО, возможность оказания существенной государственной поддержки, до 9 миллиардов долларов, в течение двух лет с последующим снижением к 2018 году до нынешнего уровня в 4,4 миллиарда долларов. Кроме того, ведётся широкая разъяснительная работа по регионам, более сорока регионов задействовано в этой работе. Что касается отсутствия официального перевода. На сайте Министерства экономического развития размещён доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО. Перечни тарифных уступок и специфических обязательств, переведённые на русский язык, в нём полностью содержатся. Эти материалы изучаются и применяются всеми заинтересованными экспертами. Наш комитет также использовал эту информацию при подготовке материалов при проведении парламентских слушаний. Для изучения мнения специалистов, представителей бизнеса и некоммерческих организаций комитет по экономической политике сформировал соответствующий экспертный совет - это позволит своевременно реагировать на ситуацию в экономике. Также мы рассчитываем на плодотворное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и другими объединениями предпринимателей. Таким образом, комитет не усматривает необходимости в обращении к Председателю Правительства Российской Федерации с целью получения дополнительной информации. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект постановления Государственной Думы, а авторам в случае, если есть желание направить такой запрос, направить его самостоятельно без оглашения на заседании палаты. У меня всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Пожалуйста, запись на вопросы включите. Список покажите, пожалуйста. Емельянов Михаил Васильевич. Пожалуйста, говорите, к кому вопрос. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к содокладчику Игорю Николаевичу Руденскому. Уважаемый Игорь Николаевич, могли бы вы назвать отрасли промышленности и сельского хозяйства, которые выигрывают от вступления в ВТО? Не экономики, а именно промышленности и сельского хозяйства, и не в среднесрочной перспективе туманной, а сразу после вступления в ВТО. В каких отраслях начнётся экономический рост? Спасибо. РУДЕНСКИЙ И. Н. Ну, вы знаете, сейчас трудно об этом говорить. Дело в том, что действительно не все отрасли у нас пострадают. У нас металлургия в принципе находится в неплохом состоянии и может конкурировать достаточно неплохо на международном рынке, всё, что касается минеральных удобрений, и многое другое. Но конечно, нужно учитывать все факторы, негативно влияющие на наши предприятия, особенно в реальном секторе экономики, и мы сейчас делаем всё для того, чтобы изучить ситуацию по многим отраслям. Вот, например, мы в комитете провели заседание, "круглый стол" по лёгкой промышленности, по текстильной промышленности и на самом деле выявили массу проблем, которые будет испытывать эта отрасль при вступлении в ВТО. Сейчас готовим большой "круглый стол" по станкостроению, и точно так же, я думаю, будут предложения, которые действительно помогут этой отрасли достаточно неплохо пережить вот этот сложный период. Мы сейчас разослали с целью получения информации для депутатов по всем регионам запросы, и законодательные собрания всех регионов нам присылают свои пожелания именно по отраслевому принципу. На самом деле предложений очень много, сейчас мы с ними работаем, прорабатываем в принципе стратегию. Я думаю, что очень многие отрасли сумеем защитить, потому что действительно очень хороший материал собираем. Надеемся, что представим вам его на рассмотрение в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, топливно-энергетический комплекс и производство удобрений сегодня не испытывают трудности, но на территории России используется в десять раз меньше удобрений - при колоссальной необходимости, - чем экспортируется. Вопрос заключается в следующем: скажите, пожалуйста, в чём проблема, в чём трудность, уважаемый Игорь Николаевич, чтобы Дума запросила, а правительство предоставило информацию депутатам о возможных компенсациях различным отраслям российской экономики потерь при вступлении во Всемирную торговую организацию? Тем более, что даже ваши коллеги Климов и Панина обратились с протокольным поручением о предоставлении подобного рода информации. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое за вопрос. Ну, вы сами понимаете, что огульно помогать всем и непонятно каким образом, мы не можем, поэтому, конечно, нужно сначала изучить ситуацию по каждой отрасли, а потом соответственно разработать комплекс мероприятий, которые мы будем осуществлять. Так что мы сейчас эту работу проводим. Надеюсь, что к тому моменту, когда будет ратифицировано соглашение, мы как раз подойдём к пониманию того, сколько и чем мы сможем помочь каждой отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Игорь Николаевич, фактически в своём выступлении, вместе с комитетом ратуя за вступление в ВТО, вы признаёте, что будут и негативные последствия. Вот я за вами старался конспектировать, вы говорили: кто-то пострадает, нужны защитные механизмы, компенсирующие отрицательные последствия, нужно учитывать все факторы... ну и так далее, и так далее. Вопрос заключается в следующем: планируется ли какой-то контролирующий орган управления, который оперативно мог бы контролировать ситуацию в отраслях экономики - ухудшается она после вступления в ВТО или улучшается, а если ухудшается, то чтобы оперативно мог вмешаться и включить вот эти вот защитные механизмы? И какова роль депутатов, если такой орган будет создан, будут ли иметь депутаты возможность работать с данным органом, сотрудничать, чтобы свою точку зрения доносить до этого органа управления? Спасибо. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое за вопрос. Вы только не путайте комитет по экономической политике с исполнительной властью. Дело в том, что мы такой орган создать не можем. Всё, что мы можем, это в рамках комитета создать рабочие группы по различным направлениям или отраслям. И это мы сейчас делаем, для того чтобы понимать проблематику и для того чтобы понять, как сегодня помочь каждой отрасли в отдельности. Что касается самого вступления в ВТО, хотел бы сказать, что сто пятьдесят три страны в мире вступили в ВТО, только Россия и некоторые другие страны - ну, я не буду говорить какие - находятся сегодня на обочине мировой экономики. Так как мы не вступили в ВТО, мы играем непонятно по каким правилам, хотя давно их соблюдаем. Поэтому, конечно, для того чтобы нам интегрироваться в мировую экономику как можно быстрее и жить по общим правилам игры, - а сегодня, вы знаете, конкуренция достигла не уровня предприятий, а уровня стран, то есть у нас страна должна быть конкурентоспособной, - мы должны сделать всё, чтобы влиться в мировую экономику и научиться нормально, здорово конкурировать. Чего мы боимся? У нас есть огромные ресурсы, замечательные люди, у нас есть хорошая наука, хорошее образование. Я думаю, что у нас есть все предпосылки для того, чтобы достаточно эффективно конкурировать на международном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, я вам в конце дам слово. В конце. Вопрос не вам был задан. Литвинцев Дмитрий Алексеевич. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, интересная складывается картина: оказывается, всё очень просто - для того чтобы поднять экономику в нашей стране, надо вступить в ВТО. Вот на мой взгляд, это достаточно непродуманное заявление. На самом деле экономика России сегодня находится в плачевном состоянии. Я внимательно слушал, и, насколько понял, ни одна отрасль сегодня не готова к вступлению. Тогда возникает вопрос: а для чего мы так спешим? То есть для чего такая поспешность, если сегодня по каждому из направлений мы должны продумать механизм защиты, опять же таки продумать миллиардные вложения в каждую из отраслей, которые практически никак не контролируются, и каждый отчёт Счётной палаты Российской Федерации говорит о злоупотреблениях особенно там, где действительно нет ничего прозрачного? Поэтому вот такой механизм сейчас, когда мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вопрос-то?.. Надо своевременно формулировать вопрос. РУДЕНСКИЙ И. Н. Вопрос понятен в принципе: куда мы спешим? Ну, на самом деле, вы знаете, мы никуда не спешим. Мы двадцать лет пытались вступить в ВТО, нас туда не пускали, а сейчас открылись возможности для вступления нашей страны в ВТО, и я думаю, что надо ими воспользоваться, а не бояться того, что наша экономика не сможет конкурировать с теми мировыми, можно сказать, глобальными монстрами, о которых сегодня все говорят. На самом деле нам нужно просто учиться тому, чтобы действительно выживать в этом достаточно сложном мире и конкурировать с глобальными крупными компаниями. Если мы этого не сможем сделать, ну, значит, наверное, у нас такая судьба. На самом деле я думаю, что мы всё это успешно сумеем преодолеть, потому что у нас есть огромный потенциал, плюс наука, плюс замечательная молодёжь, которая подрастает и которая сегодня создаёт новые производства, продукция которых успешно конкурирует и с импортом. Сегодня уже огромное количество предприятий, если взять статистику и посмотреть, достаточно успешно конкурируют на международном уровне, огромное количество товаров из всех регионов уже поступает и в Европу, и в Америку, и в Азию, даже в Китай. Так что главное сегодня - сделать так, чтобы мы имели равные возможности, равный доступ именно к рынку, для того чтобы на равных конкурировать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. У меня два вопроса моему самому любимому депутату - Николаю Васильевичу Коломейцеву. Николай Васильевич, первый вопрос философский. Вы сами сказали: 2,5 процента российская экономика составляет от мировой, - вот как, имея 2,5 процента, можно игнорировать весь остальной мир? Вот как, имея 2,5 процента в Думе, можно влиять на остальное большинство? Значит, путь один: внутрь системы. Понимаете? Надо взбодриться, уколоться, а не спать и не рыть окопы внутри и говорить: не пустим, нечего там... А вы сидите всё. Это первый вопрос, философский. Второй вопрос практический. Вы за открытое небо выступаете - за то, чтобы все приличные авиационные компании мира работали у нас, чтобы вся страна летала, или так, как сейчас: три-четыре компании в гражданской авиации поделили рынок - полстраны не летает, в Великий Новгород вы не долетите никак, но зато, так сказать, у нас монополия - четыре российские большие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Отвечу словами философа от экономики. Необходимо особо отметить, что сегодня мир переходит к новой модели экономического развития, предусматривающей формирование единого мирового научно-технологического пространства и закрепление определённой специализации за отдельными странами в рамках рынка высокотехнологичной продукции. В этих условиях значительное и растущее отставание России в развитии производства и экспорта наукоёмкой продукции может привести к нарастанию трудно преодолимого технологического барьера развития, надолго закрепляющего технологическую зависимость от стран - лидеров инновационного развития. Я напомню вам ещё четыре цифры: на 1 августа 2008 года золотовалютные резервы Российской Федерации составляли 598,3 миллиарда долларов, корпоративный внешний долг был в размере 436 миллиардов, на 1 апреля этого года мы достигли рекордного корпоративного долга - 565 миллиардов и объёма золотовалютных резервов на сумму всего 503 миллиардов рублей, лежащих под 1,5 процента в чужих, ненужных России ценных бумагах. Вот это вам ответ на первый вопрос. Второе. Если бы вы внимательно ознакомились, то поняли бы, что как раз те вопросы, о которых вы говорите, не подпадают сегодня под переговорный процесс. Есть закрытый комитет, в него входят всего четыре страны, которые определяют, кому строить самолёты, где строить и на каких самолётах летать. Поэтому до Великого Новгорода вы, к сожалению, при вступлении в ВТО и на ишаке не доедете. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, вопрос полегче. Чтобы понять, что произойдёт с Россией после неподготовленного вхождения во Всемирную торговую организацию, надо ответить на вопрос, почему Иосиф Виссарионович Сталин, закончивший духовную семинарию, со своими друзьями создал мощнейший Советский Союз, а с двумя вузовскими образованиями Горбачёв, Ельцин со своей командой его развалили и провели мгновенную приватизацию. Вот ответьте вначале на этот вопрос, и поймёте то, что произойдёт. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХАРИТОНОВ Н. М. Он окончил духовную семинарию. РУДЕНСКИЙ И. Н. Николай Михайлович, если вы знаете, что произойдёт, зачем спрашиваете? На самом деле, вы знаете, всё немножко политизировано. Вы помните, как принимали закон об обороте сельхозземель? Все боялись, что иностранцы приедут, земли раскупят и у нас ничего не останется. На самом деле ввели оборот земель - и ничего не случилось, и сегодня наша земля, поверьте мне, как вы говорите... какой-то клин не распахивается, и даже иностранцы это не пытаются сделать. Так что нечего тут бояться. А что касается ВТО... Вы вот Сталина вспомнили. Да, Сталин восстановил разрушенную экономику страны за десять лет, я согласен, только какой ценой? И почитайте Людвига Эрхарда - наверное, все читали, - как он восстановил Германию за десять лет и какой ценой. Поэтому о чём мы говорим? Я думаю, что просто нужно историю повнимательнее изучать, тогда ничего бояться не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний вопрос - Паутов Виктор Николаевич. ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, мы не раз задавали в этих стенах этот вопрос, просили, чтобы нам рассказали, что же это такое - вступление России в ВТО. И вот сегодня мы слышим, скажем так, такие водяные ответы, что вроде бы всё будет нормально, Бог нам поможет. Вряд ли он нам поможет! У меня вопрос: есть ли у правительства на сегодняшний день программа, учитывающая последствия вступления в ВТО? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос? ПАУТОВ В. Н. Вопрос к докладчику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Николаевич, если вы внимательно слушали содокладчика и читали заключение, то поняли, что никакой программы у правительства, к сожалению, нет, хотя уже давно должна быть. И сегодня вы слышали план намерений - что якобы где-то кто-то что-то готовит. Я ответственно заявляю, что в нашем правительстве никто ничего и нигде не готовит, потому что этот вопрос, как мячик, передавался из Минэкономразвития в Минпромторг, потом обратно. И к сожалению, отсутствие персонификации ответственности не позволит нам даже спросить, кто же виноват. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич за правительство теперь должен отвечать. Пожалуйста, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Шесть человек. Коллеги, давайте по одному от фракции, наверное, будет достаточно. Пожалуйста, Климов Андрей Аркадьевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я, честно говоря, удивлён тем обстоятельством, что в повестке дня стоит один вопрос - о конкретном парламентском запросе, а обсуждаем совсем другой вопрос - о Всемирной торговой организации. У нас по Всемирной торговой организации у самих много вопросов, и, собственно говоря, будут время и место, чтобы всё это обсудить достаточно детально, но то обстоятельство, что всё-таки восемнадцать лет Россия ждала момента, когда её примут в состав Всемирной торговой организации, говорит о многом. В том числе это говорит о том, что наши недруги не хотели, чтобы нашу страну допускали в этот серьёзный клуб, который вырабатывает правила международной торговли, и больше всех упирался такой "друг России", как господин Саакашвили, он в этом плане, как и господин Коломейцев, настаивал на том, чтобы Россию туда не пускали. Меня удивляет, когда наших недругов что-то сближает, это, наверное, не является доказательством того, что мы движемся по какому-то неправильному пути. Теперь что касается, собственно говоря, конкретного вопроса о парламентском запросе наших коллег, точнее, о проекте парламентского запроса. Много слов было сказано об отсутствии текста, но текст есть на сайте Минэкономразвития, и он на русском языке. Количество материалов, опубликованных по теме ВТО, огромно, и если, конечно, читать только негатив, то, безусловно, возникает негативное восприятие, если читать только позитив, то нам надо немедленно там быть, но надо читать и негатив, и позитив, чтобы разобраться и именно объективно об этом говорить. Для того чтобы читать эти документы, совершенно необязательно обращаться от имени всего Федерального Собрания или Государственной Думы к председателю правительства. Кстати сказать, председатель правительства, как мы знаем, завтра будет в этом зале, и, если у коммунистов есть вопрос на эту тему, они могут его сформулировать, задать и при председателе правительства сказать всё, что они думают по данному конкретному вопросу, если он для них столь важен и актуален. Я не буду говорить абстрактно. Я, как депутат, уже двадцать два года представляющий Пермский край, в общем, попросил Медведкова, о котором здесь много говорилось, приехать к нам со своими ребятами, с переговорщиками, и сделать расчёты конкретно по Пермскому краю, по тому, что будет в случае вступления во Всемирную торговую организацию. Оказалось, в среднем Пермский край теряет от того, что мы не являемся членами ВТО, порядка 0,5 миллиарда долларов каждый год, за восемнадцать лет потери составляют 9 миллиардов, это четыре годовых бюджета Пермского края. Вот что мы потеряли реально от того, что не входим в ВТО. Я думаю, что чем меньше будет таких потерь в будущем, тем лучше. Если говорить о том, какие минусы и плюсы в целом для России, то в целом, повторяю ещё раз, плюсов больше, чем минусов, наша страна в целом будет иметь позитивный эффект. Далее. Здесь уже много раз говорилось о том, что невозможно провести модернизацию России, не учитывая норм, правил, требований, которые имеет Всемирная торговая организация. Можно, конечно, ворчать, брюзжать, придираться ко всему, можно искать разные отговорки и продолжать оставаться в том состоянии, в котором мы находимся, а можно двигаться вперёд, да, ломая стереотипы, да, воспитывая ленивых, да, делая необходимые шаги навстречу различным нашим отраслям, которые могут оказаться в сложном положении, но для этого надо работать, и нам, депутатам, - тоже. Надо посмотреть, у кого какие ситуации возникают в конкретном регионе, чем нужно помочь, какому предприятию, готов ли глава региона работать в новых условиях, готовы ли к этому органы местного самоуправления, что они сделали для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия. Вот чем мы с вами должны заниматься. Если говорить о проекте данного постановления, то мы, собственно говоря, с коллегами - депутатами от нашей фракции уже подготовили специальное протокольное поручение, оно роздано в зале, с тем чтобы два профильных комитета запросили соответствующие органы исполнительной власти информацию о подготовке ратификации здесь, в стенах Государственной Думы. Это очень важно, потому что мы действительно хотели бы получить точный и ясный ответ. Для меня лично этот ответ ясен давно, но я хотел бы, чтобы и мои коллеги, в том числе из других фракций, с этим ответом были согласны и убедились в том, что мы на правильном пути. Что касается конкретного проекта постановления, то фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет за него голосовать, поскольку считает его избыточным. И то, что мы делаем, уже позволяет ответить на все те вопросы, которые там были сформулированы. Что же касается самой ратификации, то в недалёком будущем этот документ официально поступит в Государственную Думу, мы его отработаем в профильных комитетах, все фракции имеют право принимать самое активное участие. И своим голосованием в зале мы сделаем выбор. Думаю, что это будет выбор в пользу Всемирной торговой организации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ - Бортко Владимир Владимирович. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Здравствуйте, господа! Здравствуйте, товарищи! Я хотел бы задать вам вот такой вопрос с самого начала: а зачем, почему с таким упорством в течение двадцати лет мы стремимся попасть в эту организацию? Кому это надо? Скажите, пожалуйста, те, кто сидит в этом зале, какая отрасль в нашей стране выиграет от вступления в ВТО? Поднимите руки! Ноль. Тогда зачем же и почему? Что ещё здесь происходит? Каждый раз говорят, вот мы сделаем проценты там, проценты здесь... Да не в процентах дело, а в географическом положении нашей страны, в протяжённости её границ и в том, что мы будем иметь в этом случае. Я не большой экономист, но здравого смысла у меня хватает. Нет ни одного - запомните: ни одного! - промышленного продукта, изготовленного в России, который был бы дешевле, чем изготовленный в Европе или тем более в Китае, ни одного! Правда, есть нефть и газ - вот чем заставляют нас торговать. Как это делается? Достаточно просто. Я сужу по тому, что хорошо понимаю, - по кино. Вот, казалось бы, отрасль, совершенно не относящаяся к промышленности, и тем не менее 1 миллиард 350 миллионов крутится каждый год в этой сфере - достаточное количество, из них 80 процентов приходится на американское кино. Почему? Не только потому, что так непатриотичны люди, но ещё и потому, что американцы могут сделать то, чего мы сейчас сделать не можем, в частности, у них всё выглядит гораздо более эффектно, а значит, дороже. Мы этого сделать не можем - они давят нас здесь и будут давить и дальше. Теперь дальше. На самом деле мы давно живём в условиях ВТО, давно, это действительно так. Вот опять же кино: мы живём полностью в условиях ВТО и они нас давят, но сейчас они нас давят практически руками наших собственных, так сказать, предателей, которые делают это, а при условии вступления в ВТО это будет узаконено, и мы ничего не сможем сделать, и, наверное, не только в кино. Здесь каждый раз произносятся общие слова: "Нам будет лучше". Как просто убедить всех, что нам будет хорошо! Скажите: "Вот в этой области мы получим 1 рубль, в этой области - 2 рубля прибыли". Почему этого никто не говорит? Потому что её просто не будет, её не будет напрочь. Тогда что будет? А будет одно: нас заставят сидеть на трубе, и только на трубе. Это нам якобы выгодно, - понятно, да? - нам выгодно сидеть на трубе, всё остальное нам невыгодно. Почему был железный занавес во времена Иосифа Виссарионовича Сталина? Что, он был такой страшный человек и не понимал выгоды своей? Нет, он понимал, и самое главное, он понимал, что здесь, внутри страны, должно быть хорошо людям, которые здесь живут, - запомните это! Кстати сказать, пусть запомнят: мы должны делать всё, чтобы сохранить здесь народ, не делать как экономически выгоднее - это ерунда, - а сохранить население. Население будет сохранено тогда, когда будет работать. Но оно не выдержит конкуренции ни с Китаем, ни с Европой. Тогда что же мы должны делать - мы должны вступать в ВТО или нет? Значит, первая задача, которая должна быть поставлена, - это обращение к своему народу: "Народ, живи!" А для того чтобы он жил, он должен работать. Но он не выдержит конкуренции, в которую нас сейчас затягивают, и останется один выход - вечно сидеть на трубе. Говорят: "Мы хотим уйти от трубы". Да нет, вы хотите узаконить это, чтобы мы никогда из этого не вышли, это мечта всех тех, кто хотел завоевать Россию, начиная с Гитлера, и сейчас чёрт-те что хотят с нами сделать! Поэтому каждый, кто будет голосовать, подумайте о своём народе. Спросите у всех своих родственников, всех своих знакомых, что будет с их предприятиями после вступления в ВТО, смогут они это выдержать или нет? Нет, не смогут! Иосиф Виссарионович Сталин сказал своей дочери: для меня ткачиха в Иванове гораздо важнее, чем платье, которое ты будешь носить. И правильно сказал, потому что ткачиха родит троих детей, и это наши дети, они будут жить в этой стране. А им нужно пятьдесят - шестьдесят миллионов населения, обслуживающих трубу, - вот что делается! Но самое поразительное не в этом. Скажите, кто и почему это делает? Почему не выйдет сюда и не скажет: я хочу вступить в ВТО потому-то и потому-то? Пускай скажет почему. Может быть, завтра придётся встать и сказать. Но мы сейчас здесь сидим, нормальные люди, и хотим знать, почему мы должны вступать, в чём будет выгода, - никто не говорит, говорят только: ну да, конечно, вроде как 2,5 процента. Как сказал господин Митрофанов, мы не можем управлять. Да именно поэтому мы не должны туда идти - потому что сомнут нас в одну секунду! Я не выступаю, конечно, за железный занавес, но подумать здесь надо восемь раз перед тем, как это делать. И самое главное - быть нормальными людьми. Пускай придут и скажут: вот здесь мы выигрываем и вот здесь мы выигрываем, а здесь мы чуть-чуть проигрываем. Никто этого не говорит, и не случайно: нами управляют не отсюда, нами управляют из-за границы, и вступление в ВТО - это и есть элемент вот этого управления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - депутат Семёнов Владимир Владиславович. Пожалуйста. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Коллеги, ну я сразу скажу, что фракция ЛДПР будет поддерживать данный парламентский запрос. Почему? Мы считаем, что для того, чтобы принять любое решение, надо в первую очередь обладать информацией, и чем больше этой информации будет, тем лучше, поэтому давайте же будем получать эту информацию всеми возможными методами. Теперь давайте разберёмся с проблемой ВТО. Ведь, наверное, главный вопрос состоит не в том, вступать или не вступать России в ВТО. Наверное, для всех очевидно: да, вступать надо. Но вспомните крылатую фразу: вчера было рано, а завтра может быть уже поздно. Возможно, у нас это завтра уже наступило, быть может, восемнадцать лет назад России действительно необходимо было вступить в ВТО, а сейчас мы находимся в таком состоянии, что нам и рановато? И наверное, сейчас основной-то вопрос не в том, вступать или не вступать, а когда вступать в ВТО? С какой экономикой стране выгодно вступать в ВТО? Ответ простой: с экспортно ориентированной. Является ли такой экономика России на сегодняшний день? Нет. России предстоит ещё пройти большой путь экономического развития, на который могут уйти годы, а может быть, и десятилетия, чтобы стать страной с конкурентоспособной экономикой. В той же Германии - экономическом лидере Евросоюза - более 60 процентов ВВП даёт малый и средний бизнес, он же является и основным экспортёром, а кто является экспортёром у нас? Это сырьевые отрасли: металлургия, нефтехимия. И что ждёт все остальные отрасли нашей страны при вступлении в ВТО - вот это и есть большой вопрос. В марте в Торгово-промышленной палате на конференции о вступлении в ВТО, где обсуждался вопрос, кто компенсирует потери, собрались несколько десятков промышленников, аграриев, экспертов, обменялись мнениями, посчитали. Прямые потери отечественной экономики к 2020 году могут составить 4 триллиона рублей, а по некоторым оценкам - 1,5 триллиона рублей ежегодно. При этом, по прогнозам, безработица к концу этого десятилетия может достигнуть восьми миллионов человек в нашей стране. И к чему это приведёт? К развитию? Нет, это, возможно, приведёт как раз к очередному кризису. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий - и это в основном как раз в сырьевой сфере - позитивно воспринимают идею вступления России в ВТО именно сейчас, а остальные 90 процентов в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта и изношенности мощностей, достигающей сегодня 70 процентов, не выдержат конкуренции при вступлении в ВТО. У нас может возникнуть куча других проблем. Это и сокращение производства во многих отраслях промышленности, о чём говорили выступающие, - и в лёгкой, и в пищевой промышленности, пострадает и сельхозмашиностроение, и производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, и, конечно же, особо пострадает агропромышленный комплекс. О какой продовольственной безопасности мы говорим, если Россия станет ещё более зависимой от импорта продовольствия? Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет невозможно. Те условия, на которых мы присоединяемся к ВТО, действительно одни из самых лучших из тех, на которых другие страны присоединялись к этой организации, в части поддержки сельского хозяйства. Действительно, у нас сейчас господдержка сельского хозяйства, как мы знаем, составляет порядка 4 миллиардов долларов, а нам предлагается возможность её увеличить до 9 миллиардов - замечательные цифры! Только вопрос: а есть ли в стране такие деньги, чтобы увеличить эту господдержку до 9 миллиардов долларов? Вот я считаю, что это утопия, что мы такие деньги в ближайшие годы не найдём. А если мы такие деньги не найдём, то к 2018 году, когда наша с вами льгота закончится, мы останемся у разбитого корыта. Поэтому надо быть очень большим оптимистом, чтобы рассчитывать, что наше сельское хозяйство легко и без потерь пройдёт вступление в ВТО. Кроме того, у нас может произойти сокращение рабочих мест, уничтожение моногородов, которые зависят от одного завода или производства, а заводы наши, скорее всего, как мы уже говорили, станут неконкурентоспособными. У нас с вами возникнут вопросы по промышленной политике, потому что меморандум ВТО от 19 марта 2001 года постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их более обременительными, чем необходимо. Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решение любого парламента и любого правительства, органа любой страны. Именно она решает, является тот или иной закон более обременительным, чем необходимо. Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить региональные законы, федеральные законы, касающиеся, например, защиты окружающей среды и социальных стандартов. У нас с вами могут быть вопросы по развитию наших финансовых институтов, по увеличению оттока капитала, потому что понятно, что при вступлении в ВТО, вероятнее всего, проще будет к нам завозить уже готовую продукцию, нежели открывать производство внутри страны. Мы считаем, что вопрос вступления в ВТО требует глубокой проработки и, самое главное, моделирования ситуации, как будет развиваться наша страна, ну как минимум на двадцать лет вперёд. А вот этого, похоже, ещё никто точно не сделал. И мы должны чётко понимать, какие потери мы понесём и сможем ли мы эти потери нивелировать. И может быть, нам действительно повременить со вступлением? Может быть, у нас через два, через три, через четыре года появятся лучшие возможности для вступления в ВТО, такие, какие были пятнадцать лет назад? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Емельянов Михаил Васильевич. Пожалуйста. На месте микрофон включите. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данное постановление. Мы согласны и разделяем озабоченность авторов данного постановления тем, как происходит процесс нашего присоединения к Всемирной торговой организации. Нас беспокоит и келейность этого процесса, и его содержательная часть. За всё время долгих переговоров по вступлению в ВТО от тех, кто их проводит, так и не удалось услышать чёткого ответа, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства выигрывают от этого вступления. Первоначально определённый энтузиазм испытывали металлурги, но уже и они сейчас несколько поохладели, потому что, посчитав потери внутреннего рынка, они поняли, что даже ослабление внешних барьеров не компенсирует эти потери. Определённую выгоду могут получить экспортёры удобрений. Ну, пожалуй, и всё. Если говорить не только о промышленности и о сельском хозяйстве, а в целом об экономике, то ритейл в какой-то мере на первоначальном этапе выиграет, потому что будет поток импортных товаров, будет расти торговля, но это до тех пор, пока у населения будут деньги. А потом? То есть никаких рациональных экономических аргументов в пользу вступления в ВТО за всё время переговоров предъявлено не было. Какие были аргументы? Выигрывает потребитель. Существует такая иллюзия, что со вступлением в ВТО, в силу того что будут более низкие таможенные пошлины, станут дешевле товары. Однако мы с вами знаем, что цена товара всё-таки определяется спросом и предложением и уменьшение ввозных таможенных пошлин отнюдь не ведёт к удешевлению товара. Да, маржа дилеров может вырасти, но отнюдь не произойдёт удешевления товаров. И другое лукавство в тезисе о преимуществе потребителя: прежде чем человек станет потребителем, он должен где-то работать, он должен что-то произвести. Но если вступление в ВТО негативно сказывается практически на всех отраслях нашей промышленности, то где люди будут зарабатывать деньги, чтобы покупать импортные товары? Давайте вспомним недавнее прошлое. В конце 80-х мы были в эйфории: вот сейчас мы откроем наши границы и будем пить французский коньяк, носить американские джинсы, ездить на немецких автомобилях. Мы это сделали, облегчили ввоз, ну и что получили? Пьём коньяк, произведённый в Польше, носим одежду, произведённую в Китае, ездим на подержанных машинах, потому что для того, чтобы покупать дорогие импортные потребительские товары, надо где-то находить деньги. Так что потребитель не выиграет ничего. Инвестиционный климат. Ну, мне как-то странно слышать от коллег, что мы без вступления в ВТО не сможем принять нужные законы, которые улучшат инвестиционный климат. И что получается - без пинка извне мы работать не можем? Коллеги, ну мы оскорбляем самих себя! Что, если нам из-за границы не скажут, мол, ребята, примите эти законы, мы сами не способны их принять? А как же суверенитет, а как же лозунги, которые совсем недавно произносили с самых высоких трибун на площадях? Это что, мы переходим к внешнему управлению? Когда мы говорим об инвестиционном климате, мы очень много говорим об административных барьерах, о коррупции и так далее, но есть и другая сторона: инвестиции прежде всего идут туда, где выгодно производить, но если себестоимость товаров, произведённых в нашей стране, из-за неправильной курсовой политики, высоких цен на энергоносители, неправильного налогообложения и так далее выше, чем у соседей, и нет никаких внешних барьеров для того, чтобы ввезти продукцию, то какой смысл производить у нас? Совершенно очевидно, что вступление в ВТО ухудшит инвестиционный климат, - не пойдут инвестиции в нашу страну! И уже сейчас есть тревожные тенденции, например, банки отказываются от проектов по кредитованию, даже тех, о которых было заявлено. Иностранные инвесторы тоже не идут. То есть инвестиционный потенциал мы ухудшаем со вступлением в ВТО, а отнюдь не увеличиваем его, инвестиционный климат отнюдь не улучшается. Я неоднократно слышал выступления переговорщиков, в том числе господина Медведкова. Единственный аргумент, который он приводил, - что в среднесрочной перспективе наши предприятия выиграют. Среднесрочная перспектива - это, конечно, хорошо, только возникает вопрос: а доживут ли они до этой среднесрочной перспективы? Ведь если будут невыгодные условия хозяйствования, они просто разорятся. Ключевой вопрос, который также поднимается, - это соотношение открытости и модернизации. Опять же звучит тезис, что без вступления в ВТО, без открытости мы не сможем провести модернизацию экономики. Но мировой опыт совершенно иной: всегда протекционизм был на первом этапе модернизации предприятия, ведь для того, чтобы предприятие модернизировалось, оно должно эффективно работать, у него элементарно должны быть средства, а где их взять? Посмотрите экономику наших предприятий: притом что 80 процентов основных фондов изношено, банковский кредит почти не работает. Порядка 8 процентов - доля банковских кредитов на обновление основных фондов, львиная доля - это собственная рентабельность, собственные средства. Если мы снижаем рентабельность вступлением в ВТО, за счёт чего предприятия будут модернизироваться? Формула должна быть такова: сначала модернизация, потом открытость. Все успешные модернизации в Юго-Восточной Азии, в Бразилии проходили при жёстком протекционизме со стороны государства. Сначала давали возможность возродиться своей промышленности, окрепнуть предприятиям, а потом уже, когда собственный рынок становился узок, добивались открытости и вели переговоры по поводу вступления в ВТО и так далее. По крайней мере опыт Китая свидетельствует об этом. Поэтому формула должна быть такая: сначала модернизация и протекционизм, а потом открытость. У модернизации должны быть разные стадии, и на той стадии, на которой мы находимся, безусловно, политика должна быть протекционистская. Ну и следующий момент. Ведь происходят необратимые изменения социальной структуры: появляются целые слои, которые тесно связаны с так называемой мировой экономикой, а по сути, с западными компаниями, и их жизнь зависит от того, насколько мы интегрированы в мировое сообщество. Причём они готовы смириться с любыми условиями: потеря Украины, Грузии, НАТО у наших границ и так далее - им это абсолютно неважно, лишь бы были хорошие отношения с Западом, поскольку от этого зависит их жизнь. Но тогда не надо удивляться сотням тысяч на Болотной площади, тогда не надо произносить речи о политическом суверенитете, потому что вступление в ВТО на тех условиях, на которых нам приходится это делать, по сути, означает потерю экономического суверенитета. Ни в одной стране мира политического суверенитета без экономического не бывает. Поэтому, уважаемые коллеги, хорошо, что мы сегодня начали эту дискуссию, я думаю, что это не последнее наше обсуждение проблем, связанных со вступлением в ВТО. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует за данное постановление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, обсуждение показало, что даже самые ярые критики вступления России в ВТО вместе с тем признают, что нашей стране не выжить в ситуации экономической изоляции от всего окружающего мира, игнорируя те процессы инновационного, модернизационного развития, которые сейчас идут в мире. Действительно, где-то в 20-30-е годы ряд учёных-экономистов, которые симпатизировали социалистическому эксперименту в Советской России, но находились в эмиграции, выдвинули теорию автаркии. Автаркия - это система экономического изоляционизма, которая, по их мнению, позволит России преодолеть все экономические трудности и последствия и без помощи Запада, самостоятельно решить важные вопросы. Частично этот эксперимент удался, но какой ценой - это прекрасно знают не только историки, но и все граждане нашего общества: за это страна заплатила десятками миллионов человеческих жизней. Поэтому путь к автаркии и путь к изоляционизму - это не тот путь, по которому будет идти Россия, и большинство присутствующих в этом зале, безусловно, разделяют эту точку зрения. Пафос внесённого проекта постановления вызван якобы отсутствием официального перевода текста документа о вступлении в ВТО. Мной лично было передано полторы тысячи страниц, отпечатанных на бумаге, - текст рабочего доклада о присоединении к ВТО, а также тарифные данные и показатели, всё это было распечатано с сайта Министерства экономического развития. Коллега Коломейцев и авторы проекта постановления не обратили внимания на приписку, которая сопутствовала этим документам, где сказано, что в приложении даны оригиналы договоров, а также неофициальные переводы Минэкономразвития. Документ аутентичен только на английском языке. Но я должен добавить, что он также был бы аутентичным, если бы был дан на немецком и французском, потому что только эти три языка являются официальными языками Всемирной торговой организации, включающей более ста пятидесяти стран мира. Поэтому говорить об официальности данного документа - а, поверьте, в нём не изменится ни одна цифра, ни одно предложение, ни одна запятая - мы будем тогда, когда он поступит в Государственную Думу в качестве ратификационного документа и будет представлен депутатам для обсуждения и принятия решения о ратификации протокола о вступлении в ВТО. Правительство рекомендует не поддерживать данный проект постановления Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово автору и комитету, если необходимо. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я вообще не ожидал, что у нас в Комитете по международным делам такие недипломатичные первые заместители. Вообще-то, всегда подбирайте слова и отвечайте за слова. Что-то я вас не видел в Абхазии и в Южной Осетии, когда там Саакашвили творил бесчинства, а представители КПРФ там были. Я помню вашу трусливую позицию, когда мы с этой трибуны предлагали признать Абхазию и Южную Осетию, а вы, поджав хвост, ждали, пока дадут команду. Вы меня извините, но подбирайте слова. Меня оскорбляет, когда меня сравнивают с врагами России, понимаете? И второе. Вы, как унтер-офицерская вдова, сами себя высекли. Вот вам, уважаемые депутаты, всем роздан проект протокольного поручения, я вам его зачитаю дословно: поручить Комитету Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и Комитету Государственной Думы по международным делам запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о ходе подготовки к ратификации соглашения о присоединении к ВТО. Если вы парламентский запрос читали, то - я вам его могу зачитать повторно - он отличается только конкретизацией задач. Поэтому я благодарю все фракции, которые конструктивно подошли к подготовке обсуждения этого вопроса, я вижу, что подавляющая часть депутатов, которые встречаются и с предпринимателями, и с оставшимися производственниками, и с гражданами, прекрасно понимают последствия, но мне лично и моим коллегам непонятна вот эта келейность и... ну, неглубокий подход комитетов. Я хотел бы, если будет выступать с заключительным словом Игорь Николаевич (вот я вам зачитывал не мои данные, это из заключения Счётной палаты), чтобы он сказал, кто является сегодня председателями комиссий по защитным мерам при вхождении в ВТО, кто является председателями ещё трёх комиссий? Назовите мне правительственные комиссии и дайте мне отчёт об их работе. А я вам докладываю, что, по информации Счётной палаты, эти комиссии собираются, только чтобы утвердить командировку для очередных переговоров, предложений о других мерах в Счётную палату направлено не было. Если у вас есть информация, почему вы боитесь дать её депутатам? Вы поймите, ведь это важнейший вопрос, и сегодня вы, рассказывая нам сказки о том, что завтра нам будет очень сладко, не очень успокаиваете, ведь потом будет очень больно. Да, страну забросают на первом этапе хламом, но когда умрут последние источники производства, тогда вам будут диктовать цену - ту, на которую не хватит вам всех остатков природных ресурсов, которые сегодня выкачиваются из Российской Федерации. Ещё две цифры. Посмотрите структуру импорта и экспорта Российской Федерации на момент начала переговоров. Я вам ответственно заявляю, что на момент начала переговоров о вступлении в ВТО в структуре экспорта нашего было 60 процентов изделий машиностроения, сегодня этот показатель равен 5 процентам и менее. Вы что, этого не понимаете? Мы сегодня экспортируем то, для чего вступление в ВТО абсолютно не нужно. Вы что, этого не понимаете? Вы вдумайтесь, почему же банковское сообщество не хочет туда вступать, и, кстати, проговорились, что на банки пока правила ВТО не распространяются, - что же, там дураки сидят? Они прибыли получают больше, чем все отрасли российской экономики, вместе взятые, но поскольку они имеют "доступ к телу" и влияние, то их пока не включают, а те, с кого последних овец... Вы поймите: в этих соглашениях зафиксировано ограниченное поголовье скота! Мы сегодня уже имеем поголовье крупного рогатого скота меньше, чем во время Великой Отечественной войны. Это о чём говорит? Завтра вам "крантик" на границе перекроют - и вынесут всех: и в Думе, и в Совете Федерации, и на всех площадях, потому что отсутствие куска хлеба поднимает быстрее любых идей. Неужели вам это непонятно?! И в завершение. Неужели вы столь не доверяете даже своим депутатам, уважаемые представители правительства и президента, что не можете дать то, что обязаны дать? Вы поймите, перед внесением на ратификацию вы обязаны представить нам документы. Ну что же вы всегда в пожарном порядке это делаете? Представите двадцать тысяч страниц - кто в этом зале их прочитает за один или два дня, отведённые на подготовку? Нельзя этого делать! Поэтому мы настаиваем... И я понял, что и "ЕДИНАЯ РОССИЯ"... даже вот выступавший Климов своим протокольным поручением подтвердил, что он поддерживает на самом деле принятие парламентского запроса, но боится, потому что нет команды. Поэтому призываю всех вас, всех, кто думает о России, кто собирается жить в России, чьи дети в России и собираются здесь жить: поддержите проект парламентского запроса. Он не содержит никакой крамолы, он содержит простое, элементарное требование: представить вам, депутатам, и мне документы, необходимые для понимания того, что с нами произойдёт после того, как... И последнее. Анатолий Евгеньевич задал вопрос представителю правительства, какие органы предполагается... А я вам докладываю, что в Китае за время переговоров было создано три национальных института для подготовки кадров для работы во внешнеторговой деятельности при вступлении в ВТО, в которых готовятся специалисты как раз и по мониторингу ситуации, и по отстаиванию китайских интересов. В Китае за это время создан департамент для подготовки в Китае финансового центра. Понимаете? Комитету по финансовому рынку было бы неплохо заинтересоваться, потому что нам сказки рассказывали о том, что у нас финансовый центр будет в России, но что-то я ничего конкретного не слышал. Я вам напомню, ещё при первом президенте Владимир Владимирович заявлял: "Мы будем торговать своей нефтью и газом в Питере". И что наторговали? Поэтому давайте мы с вами, как патриоты своей страны, как депутаты своей страны, ответственно подойдём и всего лишь проголосуем за запрос правительству со скромным пожеланием дать наконец нам материалы по ВТО. Андрей Викторович, он же ж бюрократ самый опытный, нам сказал: "Неофициальный текст", то есть он перевод мне передал, но неофициальный. А неофициальный - вы понимаете, как в Одессе, это совсем разная трактовка может быть. Призываем вас поддержать наш проект постановления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета по экономической политике, пожалуйста, депутат Руденский. С места или с трибуны? По ведению? Ну, сейчас я уже Руденскому дал слово, потом по ведению. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо большое, но я не могу не отреагировать, потому что Николай Васильевич так эмоционально выступал, говорил про келейность в комитете... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РУДЕНСКИЙ И. Н. В правительстве и в комитете, вы сказали. Сказали, что нужен глубокий подход. Я хочу сказать, что у нас в комитете достаточно глубокий подход. В принципе, как я уже сказал, вопрос сильно политизирован - на самом деле документы все есть на сайте, можно с ними ознакомиться. Мы сегодня выступили с предложением, чтобы каждый депутат, каждый, у кого есть силы и возможности, записался в рабочую группу по отраслям и свою отрасль отрабатывал. По крайней мере по комитетам мы такие письма разослали - я лично подписал, - предложили всем нашим фракциям поучаствовать именно в этой работе, потому что действительно у некоторых предприятий могут возникнуть проблемы. На самом деле я хочу сказать, что нужно всем нам в этом вопросе разобраться, и правительству помочь, и депутатам поработать. Выступать с этой трибуны проще всего, а нужно просто окунуться в эту проблему. Сегодня, как уже было сказано, многие наши предприятия работают на условиях ВТО, уже работают, и им крайне тяжело, потому что они всеми преимуществами, которые получили бы при вступлении в ВТО, не пользуются. И это именно те предприятия, самые добросовестные, которые научились конкурировать, а мы им туда, грубо говоря, закрываем вход. Ну это же глупость, поверьте! Нужно дать возможность тем, кто сегодня способен конкурировать, конкурировать открыто и на самом высоком уровне. Всё, что касается инвестиций, вот Николай Васильевич говорил... Вы знаете, как только мы вступим в ВТО, конечно, никакие инвестиции к нам не хлынут, мы с вами должны создать условия, чтобы они хлынули. И вступление в ВТО - это одно из условий того, чтобы они шли в нашу страну. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин председательствующий, я хотел бы обратить внимание на пассаж из выступления депутата Бортко, где он заявил о том, что товарищ Сталин железный занавес поддерживал ради того, чтобы сберегать людей, - ну даже самые рьяные сталинисты такого не говорили, я первый раз такое слышу. Вообще, мы все прекрасно знаем, какое было сбережение людей при Сталине, уж чем он только... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, это не по ведению, это мнение. Не надо комментировать, я прошу. Депутат Климов по ведению. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы, чтобы в стенограмме всё-таки осталось то, что я сказал. Я действительно написал и подписал протокольное поручение, но оно по сути противоположно тому, о чём говорил коллега Коломейцев с этой самой трибуны. Поэтому наша фракция, в том числе и я, я это подтверждаю, будет голосовать против данного парламентского запроса, но, я надеюсь, мы поддержим данное протокольное поручение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Николай Михайлович Харитонов по ведению. ХАРИТОНОВ Н. М. Ведёте абсолютно прекрасно, Александр Дмитриевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ХАРИТОНОВ Н. М. Минутку, минутку, минутку! Значит, для сведения, поскольку сейчас мы будем голосовать, некоторые данные по Украине, которая два года назад вступила в ВТО: пятьдесят пять сахарных заводов закрыто, в прошлом году завезли свиного сала из Польши, Германии и Голландии 20 тысяч тонн, пятьсот пятьдесят тысяч работников, связанных с деревней, - без работы. Вот можете сравнивать перед голосованием! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Сейчас голосовать не будем, будем голосовать в "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, нет вас в списке. Ну из уважения... Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. Микрофон включите депутату Кулику. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я очень просил бы: не надо так наплевательски относиться к селу, не надо! Я прошу дать мне хотя бы две минуты по ведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению, Геннадий Васильевич, одна минута, и по ведению, а не по существу. КУЛИК Г. В. Не волнуйтесь, я буду говорить только по ведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. КУЛИК Г. В. Я благодарю тех, кто много говорил о ситуации, которая может сложиться в сельском хозяйстве. Я думаю, что у нас будет возможность... что мы, представители всех фракций, примем коллективные меры, чтобы избежать тех отрицательных последствий, которые могут быть. Моё предложение сводится к следующему. Я не могу кривить душой: крестьян действительно беспокоит вступление в ВТО, но сегодняшнее обсуждение показало, что Дума не готова даже рассматривать, не то что утверждать те условия, на которых мы вступаем во Всемирную торговую организацию. И в этом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд Геннадию Васильевичу. КУЛИК Г. В. Совету Думы давно надо было бы создать комиссию из представителей разных комитетов, чтобы подготовить предложения, уточнения законодательства, меры по защите отдельных отраслей, которые необходимо принять до вступления в ВТО, до ратификации тех материалов, которые будут представлены. Вы имейте в виду: мы, аграрники, внесли уже шесть законопроектов, которые обязательно надо принять, чтобы минимизировать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, вы же знаете, как создаются в Государственной Думе различные комиссии, рабочие группы, - пожалуйста, вносите такое предложение на Совет Государственной Думы, мы его рассмотрим. Уважаемые коллеги, закончили рассмотрение 5-го вопроса, выносим проект постановления на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4839 по 4859 из 6354
Голосуется проект постановления о парламентском запросе Государственной Думы Председателю Правительства Российской Федерации "Об информировании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о ходе подготовки к ратификации соглашения о присоединении Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, а также об объективной оценке последствий вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию...". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 37 сек.) Проголосовало за 210 чел.46,7 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: не принято Постановление не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5865 по 5880 из 6354
САМИЕВ И. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Хотчу сообщить, что по пункту 5 повестки дня Лысяков, Музыкаев, Самиев и Туманов голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть это. Спасибо. По ведению - Александр Алексеевич Кравец. КРАВЕЦ А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу для протокола отметить, что по пункту 5 депутат Кравец голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6129 по 6136 из 6354
НАПСО Ю. А., фракция ЛДПР. По карточке Лугового - депутат Напсо. Для стенограммы: по пункту 5 порядка работы депутат Напсо голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.