Заседание № 90

24.04.2009
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 189699-5 "О внесении изменений в статьи 27, 118 и 140 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения законопроектов, являющихся объектом экспертизы Общественной палаты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2809 по 3278 из 6997
Появился докладчик. Вопрос 5, проект постановления Государственной Думы "О      
внесении изменений в статьи 27, 118 и 140 Регламента Государственной Думы       
Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Отари Ионович Аршба.   
                                                                                
АРШБА О. И. Спасибо, Олег Викторович. Доложу быстро, пока не все пришли.        
                                                                                
Вопрос 5. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект                
постановления, дополняющий статьи 27, 118 и 140 нашего Регламента.              
Предлагаемые поправки реализуют положения Послания Президента Российской        
Федерации Федеральному Собранию о необходимости привлечения к                   
законотворческому процессу представителей неправительственных организаций,      
прежде всего Общественной палаты, и их участии в рассмотрении законопроектов,   
затрагивающих наиболее важные вопросы. Поправки расширяют полномочия членов     
Общественной палаты при обсуждении в Государственной Думе законопроектов,       
которые были предметом экспертизы Общественной палаты.                          
                                                                                
До сегодняшнего дня согласно нашему Регламенту члены Общественной палаты        
вправе были присутствовать на заседаниях комитетов, пленарном заседании         
Государственной Думы при обсуждении таких законопроектов, но не могли при       
этом выступать. Предлагаемые поправки наделяют членов Общественной палаты       
правом непосредственно участвовать в обсуждении наиболее важных                 
законопроектов. К наиболее важным законопроектам, как это было обозначено в     
послании президента, относятся поправки к Конституции и законопроекты,          
касающиеся ограничения или лишения свободы граждан Российской Федерации, а      
также прав владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим им    
на праве собственности. Кроме того, члены Общественной палаты могут выступать   
по законопроектам, касающимся предоставления гражданам мер социальной           
поддержки. При этом чётко устанавливается, что выступление члена Общественной   
палаты возможно только по законопроекту, по которому Общественная палата        
проводила экспертизу, а выступать может только тот член Общественной палаты,    
который в соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате..." и      
Регламентом Общественной палаты уполномочен советом Общественной палаты на      
выступление. Свидетельством того, что законопроект был предметом экспертизы     
Общественной палаты является поступившее в Государственную Думу заключение      
Общественной палаты. В соответствии с нашим Регламентом поступившее             
заключение направляется Председателем Государственной Думы в ответственный      
комитет, который обязан представить это заключение в Совет Государственной      
Думы для вынесения на рассмотрение палаты вместе с законопроектом.              
                                                                                
Для выступления на пленарном заседании члену Общественной палаты отводится      
пять минут. Для выступления члена Общественной палаты на заседании комитета     
время устанавливается самим комитетом (принципиальная рекомендация - это        
время не ограничивать).                                                         
                                                                                
Кроме того, согласно закону "Об Общественной палате..." на заседании комитета   
при обсуждении законопроекта, являющегося предметом экспертизы, вправе          
присутствовать до пяти членов Общественной палаты, уполномоченных советом       
Общественной палаты.                                                            
                                                                                
Проект постановления прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний    
не имеется. Проект постановления поддерживается также Общественной палатой.     
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович.                                   
                                                                                
Пожалуйста, вопросы есть? Да, есть вопросы. Решульский, Рохмистров - два        
вопроса. Никого не пропустил я?                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Решульский, первый вопрос.                                          
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Олег Викторович.                              
                                                                                
Я просто по аналогии с предыдущим вопросом, чтобы он не шёл без обсуждения...   
У меня, уважаемый Отари Ионович, к вам вопрос. А мы из Общественной палаты      
кого-нибудь приглашали, показывали им эти изменения в Регламент? Какова         
реакция самой Общественной палаты на это?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я даже с Велиховым это обсуждал.                          
                                                                                
Пожалуйста, Отари Ионович. Извините.                                            
                                                                                
АРШБА О. И. Спасибо, Сергей Николаевич.                                         
                                                                                
Я в докладе отметил, что возражений Общественной палаты на сей счёт не          
имеется, а отсутствие этих возражений - результат двухнедельной                 
консультативной работы с ними, с администрацией и с правительством.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Отари Ионович, вот такой вопрос: а не ущемляем ли    
мы права других общественных организаций в плане присутствия на заседании       
комитета и выступления в зале пленарных заседаний, если законопроект касается   
напрямую деятельности тех или иных общественных организаций? Потому что у нас   
получается так: есть Общественная палата как общественная организация, но она   
какая-то самая общественная у нас среди всех других общественных организаций.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРШБА О. И. Максим Станиславович, вопрос вполне уместен. И я полагаю, что       
если будет инициатива от этих организаций, то мы будем её рассматривать и       
вместе с вами решать вопрос об их полномочиях - выступать или давать те или     
иные экспертные заключения по нашим законопроектам. Я вам могу сказать, что     
буквально вчера Лукин обратился с подобной же просьбой, и над этой проблемой    
мы работаем. Будут иные обращения, будем рассматривать.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Григорьевна, вы просто забыли поднять руку. Из искреннего уважения к      
вам, пожалуйста, Драпеко. По карточке Хованской, не на своём рабочем месте      
Елена Григорьевна находится.                                                    
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня вопрос: не противоречит ли эта норма Федеральному закону "Об             
общественных объединениях", согласно которому все общественные объединения      
равны перед государственной властью? А тут получается, что одно общественное    
объединение у нас равнее других.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже ответил.                                              
                                                                                
АРШБА О. И. Я, по-моему, постарался ответить на такой вопрос коллеги            
Рохмистрова и сказал, что, если будет инициатива с их стороны, двери ни для     
кого не закрыты, мы в состоянии обсудить процедуру их присутствия и             
выступления.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АРШБА О. И. Я не слышу, простите, я не слышу.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну хорошо, в принципиальном плане ответ дан. Если вы      
захотите уточнить свою позицию, можете выступить, хотя, в общем, вопрос         
достаточно понятный.                                                            
                                                                                
Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает. Я вижу три руки -     
Решульский, Рохмистров, Лебедев. Всё, подводим черту? Хорошо.                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Решульский.                                                 
                                                                                
Присаживайтесь, Отари Ионович, у вас будет возможность в заключительном слове   
отреагировать на выступления.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, этот вопрос надо обсудить даже просто из      
чувства такта и уважения к созданной Общественной палате. Я взял слово, чтобы   
прояснить нашу позицию, позицию фракции КПРФ по обсуждаемому вопросу. Вы        
знаете наше скептическое отношение к созданию этого общественного органа, но    
должен сказать, что, раз уж это состоялось и Общественная палата работает,      
мы, несомненно, должны приложить все возможные усилия, чтобы дать возможность   
представителям Общественной палаты доводить до сведения депутатского корпуса    
(Государственной Думы, Совета Федерации, я имею в виду их) результаты тех       
обсуждений и экспертиз, которые они проводят.                                   
                                                                                
Прямо скажу, что не многие депутаты Государственной Думы (к сожалению, так у    
нас поставлена работа в парламенте) знакомятся с результатами их обсуждений.    
Для меня это было тоже несколько неожиданно, когда некоторое время назад я      
начал интересоваться новостями с сайта Общественной палаты. Должен отметить,    
что многие экспертные заключения по поводу законопроектов или ситуаций,         
которые складываются в стране, в общем-то, сделаны достаточно грамотно,         
квалифицированно и, самое главное, во многом отражают позицию наших             
избирателей, требования наших избирателей, которые обращаются, насколько я      
понял, в Общественную палату, и сама Общественная палата и её руководство       
проводят определённую плановую работу.                                          
                                                                                
Вместе с тем я всё-таки хотел бы подчеркнуть, что скептицизм нашей фракции к    
этому общественному органу не иссякает. Сама система работы в Государственной   
Думе, в государственных органах власти, в том числе и в президентской           
структуре, поставлена так, что реакции на то, что они делают (вносят какие-то   
предложения, что-то рассматривают, иногда читаешь в средствах массовой          
информации о довольно различных точках зрения на те или другие процессы,        
происходящие в стране), реакции на эти все заключения, на этот анализ, на       
вопросы, которые поднимают члены Общественной палаты, в общем-то, я признаюсь   
(может, я один такой, а может, и вы меня в этом поддержите), мы не видим        
абсолютно никакой.                                                              
                                                                                
Хотелось бы попросить и наш комитет по Регламенту, и, в общем-то, наверное,     
Олега Викторовича (я так понимаю, что, наверное, по долгу службы своей и по     
должности вы поддерживаете тесную связь с Общественной палатой), чтобы мы       
выработали в дальнейшем механизмы взаимодействия при рассмотрении тех или       
иных актуальных для Российской Федерации вопросов, для нашего общества,         
вплоть до создания каких-то совместных рабочих групп, правильнее будет          
сказать - экспертных групп по рассмотрению проблем, которые существуют. Я       
думаю, в этом случае мы действительно создали бы условия, оправдывающие те      
финансовые затраты, которые определяются нашим бюджетным финансированием, и     
вместе с тем позволили бы коллегам из Общественной палаты почувствовать свою    
настоящую сопричастность к решению этих вопросов.                               
                                                                                
Мы поддержим данный проект постановления, на наш взгляд, он очень добротно      
подготовлен.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рохмистров. Я вас назвал первым.                            
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мы не поддерживаем настоящее постановление, это связано с      
тем, что и предыдущее, и это постановление превращают наш Регламент,            
внутренний документ, то есть распорядок работы Государственной Думы, в          
какой-то художественный или публицистический роман. Мы там пишем нормы для      
правительства, хотя это внутренний Регламент. Мы прописываем действия           
общественных организаций в Государственной Думе, но это нормы, я считаю, тоже   
как бы избыточные, потому что на сегодняшний день все комитеты с                
удовольствием (во всяком случае тот комитет, в котором я имею возможность       
работать уже второй созыв) всегда приглашают все общественные объединения, не   
только Общественную палату. Я сам, когда выступаю с законодательной             
инициативой, в обязательном порядке направляю в Общественную палату             
законопроекты, чтобы они дали своё заключение, - не всегда, правда, получаю     
от них отклик. Поэтому норма, я считаю, избыточная, и прописывать в             
Регламенте Государственной Думы в обязательном порядке действия Общественной    
палаты, я считаю, излишне. Вот если Общественная палата примет такое решение    
в своём регламенте, тогда они и будут принимать участие, а мы можем с этим      
согласиться или не согласиться. Но обязывать правительство в нашем внутреннем   
Регламенте, а не в каких-то федеральных законах, что-то делать, обязывать       
Общественную палату здесь выступать... Мы не можем вмешиваться в деятельность   
общественных организаций. И это было бы неправильно с другой точки зрения: у    
нас есть огромное количество других общественных организаций, которые тоже,     
возможно, хотели бы повлиять на мнение законодателей.                           
                                                                                
В плане того, чтобы участвовать в работе комитетов, то они и так могут          
участвовать в работе комитетов, потому что, насколько я знаю, все заседания     
комитетов достаточно публичны, за исключением там рассмотрения специальных      
вопросов и вопросов бюджетной политики. Во всех комитетах эти вопросы,          
особенно те, которые являются для Общественной палаты приоритетными, получают   
всегда самое широкое обсуждение - и "круглые столы" проводятся, и всё           
остальное. А вот участвовать в законодательном процессе, к сожалению... У нас   
совершенно чётко определено, кто может в этом зале находиться и влиять на       
законодательный процесс: только субъекты законодательной инициативы. То есть    
у нас в постоянном процессе принимают участие депутаты Государственной Думы,    
представители президента, правительства и представители субъектов, если они     
вышли с законодательной инициативой. Допускать к обсуждению законопроекта       
одну из общественных организаций, которые есть, я считаю, во-первых, это        
ущемление прав, во-вторых, нарушение целого ряда законов, которые               
регламентируют порядок принятия законов.                                        
                                                                                
Депутаты ведь у нас не имеют права вмешиваться в судебные дела. Наверное,       
тогда суды тоже должны принять решение, что депутаты Государственной Думы       
должны присутствовать на судебных процессах по важным вопросам и выступать      
наравне с прокурором, гособвинением, защитником или ещё с кем-то и              
высказывать своё мнение. Я считаю, что все эти вещи носят в чистом виде не      
прикладной, а публицистический характер. И на сегодняшний день, я думаю,        
выступление представителей суда не только не прибавит популярности              
Государственной Думе, но может вызвать, наверное, отторжение у целого ряда      
общественных организаций, мнение которых мы не сможем услышать здесь, в зале.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как уже только что сказал наш     
коллега по фракции Рохмистров, фракция ЛДПР не сможет поддержать данный         
проект постановления, и причин несколько.                                       
                                                                                
Мы внимательно выслушали уважаемого Отари Ионовича, мы внимательно прочитали    
сам текст постановления, но, к сожалению, всё это не убеждает нас в             
необходимости его принятия. Складывается впечатление, что мы начинаем           
заниматься поиском работы для Общественной палаты. Был создан орган, после      
того как он проработал несколько лет, мы убедились в том, что те функции,       
которые на него возлагались изначально, он не выполняет, - давайте теперь       
будем нагружать его работой.                                                    
                                                                                
Сначала приняли закон, обязывающий нас направлять на заключение в               
Общественную палату законопроекты, которые мы рассматриваем. Ну, хорошо, мы     
направляем их в разные органы - и в правительство, и в субъекты, это как бы     
наша постоянная работа. Теперь мы пришли к тому, чтобы заслушивать ещё и        
представителя Общественной палаты здесь, на заседании Госдумы. Но, уважаемые    
коллеги, что он нам скажет?! У нас есть субъект права законодательной           
инициативы, который выступает с предложением принять законопроект, который он   
вносит. У нас есть представители комитета, наши с вами коллеги, которые         
высказывают мнение профильного комитета Госдумы. Что скажет представитель       
Общественной палаты?! У нас есть представитель президента Гарри Владимирович    
Минх - пусть он у нас по каждому законопроекту тоже выступает. Есть             
представитель правительства Андрей Викторович Логинов - пусть он по каждому     
законопроекту выступает. Мы таким образом превратим вопросы обсуждения и        
принятия законов... Мы за одно пленарное заседание сможем обсудить не больше    
двух законов.                                                                   
                                                                                
Следующий момент. В постановлении как бы ограничивается круг законов, по        
которым представитель Общественной палаты может выступать, - это вопросы прав   
и свобод граждан, это вопросы владения, пользования и распоряжения              
имуществом, это вопросы Конституции. Но мы с вами видим, что это практически    
99 процентов всех тех законов, которые мы с вами рассматриваем, то есть         
фактически получается, что представитель Общественной палаты будет иметь        
право выступить по любому законопроекту. Поэтому мы считаем эту норму           
избыточной.                                                                     
                                                                                
И ещё одно основание. Мы с вами постоянно, извините за выражение, затыкаем      
рот друг другу на пленарном заседании, не давая выступить, ограничивая во       
времени, ограничивая в количестве. Откуда вдруг такая щедрость появилась -      
дать возможность выступить представителю Общественной палаты? Давайте для       
начала научимся уважать друг друга и дадим возможность нам с вами выступать     
столько, сколько хочет фракция, а не столько, сколько с первых рядов фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" выкрикивает, а председательствующий принимает это решение. У    
нас всегда есть желающие выступить по законопроектам, а нас постоянно           
ограничивают: одна, три минуты, полторы минуты - десять секунд скоро будет, и   
вдруг такая неслыханная щедрость - пять минут представителю Общественной        
палаты. Мы считаем, что этого делать не нужно, поэтому поддержать данный        
проект постановления не можем.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович. Но так, для чистоты наших    
отношений, хочу сказать, что сегодня никаких ограничений, по крайней мере       
мною, не делалось. Вот вы сегодня выступали три минуты пятьдесят секунд,        
шесть минут - Рохмистров, Решульский - около семи минут. Сейчас буду вынужден   
в угоду вашему замечанию нарушить Регламент и дать слово Гудкову, который не    
записался, но настаивает на выступлении от фракции.                             
                                                                                
Гудков, пожалуйста.                                                             
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Спасибо большое, Олег Викторович. Вот слышите возгласы в зале,     
говорят, что вы самый демократичный ведущий.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, правильно.                                            
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Я к этому мнению присоединяюсь, потому что другие действительно    
ограничивают иногда фракции и выступающих в дискуссии, что делают абсолютно     
неправильно.                                                                    
                                                                                
На самом деле несколько слов от нашей фракции в отношении вот этой              
инициативы, касающейся Регламента. Вы знаете, конечно, мы с очень большим       
уважением относимся к членам Общественной палаты, считаем их своими             
союзниками, и в то же время мы прекрасно понимаем, что с общественными          
палатами мы опоздали примерно лет на триста. В принципе история                 
парламентаризма и начиналась с общественных палат, когда палаты сначала         
формировались различными социальными группами общества, а потом они             
переродились в те цивилизованные парламентские формы, которые сегодня есть в    
Европе. Мы как-то идём всё время не той стороной, частью тела, потому что       
надо было триста лет назад создавать общественные палаты и избирать их, и       
тогда бы мы научились и политической культуре, и парламентаризму, и всему       
прочему. Я не хочу обидеть членов Общественной палаты, они в этом совершенно    
не виноваты, просто так мы определили законом.                                  
                                                                                
Что касается самой палаты, в её формировании, Олег Викторович, конечно, тоже    
некоторые изъяны существуют, потому что если во всех странах в общественные     
палаты избирали, то у нас фактически назначают, что, конечно, снижает её        
значение в глазах наших граждан, граждан России, то есть это не совсем          
общественная палата, она носит статус где-то такой полугосударственный,         
поскольку механизмы достаточно чётко прописаны в законе и не оставляют в этом   
отношении никаких сомнений.                                                     
                                                                                
Что касается её выступлений и обязательности выступлений в Государственной      
Думе, мы не будем, наша фракция, мешать этому закону, но не видим в нём,        
собственно говоря, никакого особого смысла, потому что действительно            
Общественная палата ничем не лучше, чем другие важные организации, в            
отношении которых также прописаны нормы права, например та же                   
Торгово-промышленная палата и так далее. Почему бы нам Торгово-промышленной     
палате не дать возможность здесь выступить пять - десять минут по всем          
законам, которые касаются, например, регулирования бизнеса или российской       
экономики? Я думаю, что если уже идти по этому пути, так идти, охватывая        
больший спектр общественных организаций и тех, которые имеют своё мнение.       
                                                                                
Действительно, получается, что мы урезаем права парламента. Как только мы       
начинаем урезать права парламента (а мы имеем в виду состоявшееся               
голосование, когда мы дали дополнительные рычаги правительству, в частности     
Минфину, уж если не рубить, то по крайней мере выставлять серьёзные             
дополнительные препятствия социальным законам), мы сразу вспоминаем, что у      
нас есть Общественная палата. К сожалению, это неадекватные замены, мы не       
можем с этим согласиться, потому что правительство говорит о том, что мы        
примем регламент, мы образуем рабочую группу, но ни как эти рабочие группы      
будут образовываться, ни кто в них будет входить, ни кто будет ими управлять,   
ни какова ответственность этих рабочих групп, мы не знаем. Просто пока мы       
вынуждены верить словам уважаемого Андрея Викторовича, но это только слова.     
                                                                                
И за те годы, которые мы с вами работаем, когда правительство не выдерживало    
процедурных сроков, никого не наказали, никого не уволили, не понизили в        
должности. Всё это остаётся сотрясением воздуха в нашем замечательном           
парламенте. Это говорит о том, что у парламента у самого нет прав, не говоря    
уж об общественных организациях. И действительно те же законы у нас лежат       
годами, и мы не можем добиться от правительства по два, по три, по четыре       
года процедурного заключения или процедурного отзыва. Примеров достаточно       
много. Возьмите ряд законопроектов по железным дорогам, по подоходному          
налогу, многие другие, которые лежат годами в Думе, а мы не получаем            
необходимых по процедуре документов от Правительства Российской Федерации.      
                                                                                
Самое удивительное, что мы в нашем Регламенте, Олег Викторович, не учитываем    
свои же собственные органы, Государственной Думы. Например, создали комиссию,   
ограничив в названии её работу только законодательной деятельностью, а она      
должна заниматься противодействием коррупции. Но нашей комиссии нет в           
Регламенте, и, когда идут законопроекты, точка зрения комиссии, которая         
заседает и выносит какие-то решения, остаётся где-то за кадром. Почему нам с    
учётом актуальности задачи борьбы с коррупцией не дать нашей же собственной     
думской комиссии регламентное право давать заключения в тех случаях, когда      
это необходимо? То есть мы за рамками Регламента оставляем даже многие свои     
комиссии и подкомиссии, которые мы создаём и которые выполняют важные задачи.   
                                                                                
И ещё. Не хочу обижать коллег из Общественной палаты, но мы сегодня увлеклись   
экспертизой, у нас, по-моему, экспертизой не занимается только ленивый - и      
министерства, и ведомства, и правительство, и Государственная Дума, и           
комиссии, и подкомиссии, и Общественная палата (список можно расширять). Вы     
знаете, во всём мире единственной правильной экспертизой является публичная     
политика, и во всём мире главный экспертный орган, который представляет         
народ, все срезы общества через политические партии, через фракции, - это       
парламент. Если мы сами не в состоянии провести экспертизу - а здесь собраны,   
и в этом, и в любом созыве Государственной Думы, высококлассные эксперты,       
люди, имеющие огромный профессиональный опыт, огромный жизненный опыт, багаж    
знаний, - то каких экспертов мы ещё хотим привлечь? Если мы не в состоянии      
провести экспертизу здесь, в нашем российском парламенте, в Государственной     
Думе, тогда действительно нужно проводить перевыборы и избирать таких           
депутатов, которые способны будут провести экспертизу любого законопроекта и    
дать по нему правильное заключение.                                             
                                                                                
Я думаю, что сегодняшнее решение расширить Регламент - может быть, это и        
благая идея, и неплохая, но, к сожалению, остаются за бортом многие другие      
общественные организации, что создаёт некий перекос. При этом мы не видим       
реального позитивного результата, который можно этим достичь. К сожалению, на   
сегодняшний день у нас всё-таки монопартийная система по сути де-факто, не      
де-юре - де-факто, она ведь не позволяет никаким иным точкам зрения серьёзно    
влиять на принятие законов. Мне кажется, это главный изъян нашего парламента,   
а всё остальное носит вторичный характер.                                       
                                                                                
Мешать мы не будем принятию этого постановления, мы не против Общественной      
палаты, но и говорить о том, что этот закон решает что-то всерьёз, как-то       
всерьёз будет влиять на принимаемые законы, чтобы они стали лучше, чтобы они    
действительно отражали мнение общества... Мы не обольщаемся принятием этой      
нормы Регламента, считаем, она не решает поставленных задач.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не настаивают на выступлении? Нет.     
                                                                                
Отари Ионович, вы хотели бы с заключительным словом выступить? Пожалуйста.      
                                                                                
Сергей Иванович, я вижу, что у вас горит кнопочка "по ведению", я дам вам       
слово.                                                                          
                                                                                
АРШБА О. И. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Спасибо, уважаемые коллеги, за заинтересованный подход к этому вопросу. Я       
хотел бы отметить только одно, и в ваших вопросах, и в моих ответах эта мысль   
уже звучала. Речь-то идёт о простых вещах, на мой взгляд. Было послание         
президента, и в нём говорилось о привлечении к законотворческому процессу       
представителей неправительственных организаций, в том числе Общественной        
палаты и прежде всего Общественной палаты.                                      
                                                                                
Я выскажу свою мысль, своё мнение, и я искренне верю в то, что сейчас говорю.   
Наша функция, я имею в виду наше парламентское собрание, - не только законы     
принимать, наша функция - активно участвовать в структуризации гражданского     
общества страны. Если мы, как один из главных органов в стране, не будем        
подключать общественные организации к этому процессу и не будем стимулировать   
этот процесс, я думаю, мы так и будем вариться в собственном соку, так и        
будем слушать только себя, ну, в крайнем случае друг друга, хотя большинство    
из нас, к сожалению, слушает только себя.                                       
                                                                                
Я считаю, что это очень важная инициатива, может быть, первая ступень. Как я    
говорил уже, это никого не ограничивает в праве выступить со своей              
инициативой, в том числе и Торгово-промышленную палату, я упоминал уже и        
господина Лукина. Так что, как говорится, шорт-лист не закрыт, пожалуйста,      
готовы обсуждать эти вещи. И я считаю, что с точки зрения духа нашего           
парламента, если мы вместе с президентом возглавляем процесс структуризации     
гражданского общества, это наша прямая обязанность.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Состоялось обсуждение. Ставлю на голосование проект постановления               
Государственной Думы "О внесении изменений в статьи 27, 118 и 140 Регламента    
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8%                                     
Проголосовало против           11 чел.2,4%                                      
Воздержалось                   33 чел.7,3%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.