Заседание № 10

15.02.2012
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 18917-6 "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 13 по 23 марта 2012 года".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1234 по 2258 из 6341
Пункт 2 повестки дня, о проекте постановления Государственной Думы "О           
календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 13 по 23 марта 2012     
года".                                                                          
                                                                                
Александр Дмитриевич Жуков, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На шести            
мартовских заседаниях планируется рассмотреть 86 законопроектов, из них 13 -    
во втором чтении, 66 - в первом, 7 - по вопросу о ратификации международных     
договоров. 3 законопроекта - это законодательные инициативы президента:         
законопроект первого чтения "Об общественном контроле за обеспечением прав      
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законопроект          
второго чтения о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной      
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой       
кодекс Российской Федерации, предусматривающий установление запрета на работу   
с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за     
преступления экстремистской направленности, а также важный законопроект "О      
ратификации Договора о зоне свободной торговли".                                
                                                                                
20 законопроектов внесено Правительством Российской Федерации. Наиболее         
важные из них следующие: законопроект первого чтения "О внесении изменений в    
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации" (в части конкретизации объёма полномочий муниципальных    
образований по решению ряда вопросов местного значения, а также запрета         
возложения на муниципальные образования обязанности финансирования расходов,    
возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или)      
органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих           
полномочий); законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской   
Федерации" (в части усиления ответственности за воспрепятствование              
осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий);            
законопроект "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской     
Федерации" (подготовлен в целях социальной поддержки граждан, имеющих трёх и    
более детей, получивших бесплатные земельные участки для индивидуального        
жилищного строительства); проект закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об     
осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе        
Союзного государства. Весьма важна ратификация Конвенции о защите требований    
трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя (это Конвенция МОТ №   
173).                                                                           
                                                                                
Во втором чтении планируется рассмотреть законопроект, разработанный по         
поручению Президента России, о внесении изменений в закон "О                    
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", усиливающий               
административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических   
требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.    
                                                                                
Кроме того, в марте запланировано проведение двух "правительственных часов":    
на "правительственный час" 14 марта приглашён министр иностранных дел России    
Сергей Викторович Лавров, 21 марта - директор Федеральной миграционной службы   
Ромодановский Константин Олегович.                                              
                                                                                
Несколько слов об итогах нашей работы в январе - феврале. Хотел бы обратить     
внимание руководства комитетов на достаточно вольное отношение к                
необходимости выполнять законотворческие планы в соответствии с той примерной   
программой, которую мы же сами и утверждаем на основании предложений            
комитетов: было запланировано комитетами рассмотреть в феврале 132              
законопроекта, а в календарь ими же было включено только 68; в марте            
планировали 185 - в календаре оказалось только 86. Не буду сейчас называть      
комитеты, которые в этом смысле отличились, но прошу просто обратить внимание   
и руководителей комитетов, и руководителей фракций, в которые входят            
председатели комитетов: необходимо активизировать работу по подготовке          
законопроектов к рассмотрению Государственной Думой и внимательнее подходить    
к составлению законотворческих планов. Прошу к этой работе подключиться и       
заместителей Председателя Государственной Думы, которые курируют                
соответствующие комитеты.                                                       
                                                                                
Прошу утвердить календарь рассмотрения вопросов с 13 по 23 марта.               
                                                                                
Готов ответить на вопросы.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы по докладу.                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, хотелось бы узнать, по какой причине не         
включены внесённые фракцией КПРФ законопроекты по внесению изменений в          
избирательное законодательство. У нас 4 марта выборы не заканчиваются,          
предстоит большое количество выборов в местные органы власти и в областные      
заксобрания уже в октябре. Просили бы пояснить, почему идёт игнорирование       
мнения фракции, мы ведь здесь неоднократно говорили о том, что первыми должны   
вноситься на рассмотрение предложения фракций.                                  
                                                                                
Второе. Мы считаем, что приглашение на "правительственный час" Лаврова без      
министра обороны бессмысленно, потому что внешней политики без силовой          
составляющей не бывает. В данной ситуации Лавров, может быть, ведёт             
правильную политику, а Сердюков подрывает обороноспособность по всем            
направлениям. Мы хотели бы, чтобы был приглашён и Сердюков.                     
                                                                                
И третье. Мы считаем, что на первый "правительственный час" после выборов       
необходимо уже сегодня пригласить Чурова, Нургалиева, прокурора, председателя   
Следственного комитета... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. По первой части - наверное, профильный комитет. Я просил бы         
Плигина ответить.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон депутату Плигину, пожалуйста, включите.          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, как мы неоднократно информировали, мы           
предлагали членам комитета рассмотреть данные законопроекты, но в то же время   
все члены комитета согласились с тем, что в начальной стадии они должны были    
быть рассмотрены рабочей группой по совершенствованию избирательного            
законодательства, которая очень эффективно работала, и это отмечало, в          
частности, руководство фракции КПРФ. В связи с тем что в настоящее время        
рабочая группа не собирается, мы полагаем, что в течение марта многие           
инициативы по избирательному законодательству вынесем на рассмотрение           
Государственной Думы, если не будет принято согласованное решение всеми         
фракциями об образовании некой иной рабочей группы по совершенствованию         
избирательного законодательства. С нашей точки зрения, рваными поправками       
избирательное законодательство комплексно править нельзя, но если рабочую       
группу не создадим, включим в повестку дня.                                     
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Что касается, Николай Васильевич, "правительственных часов", вы     
же знаете порядок: комитет по Регламенту рассматривает все заявки. Они очень    
подробно докладывали по этому вопросу. Если вы считаете, что необходимо         
пригласить с Лавровым дополнительно ещё и Сердюкова, обратитесь в комитет по    
Регламенту, они рассмотрят и, если сочтут возможным, такое решение вынесут на   
рассмотрение Государственной Думы. Это же касается и приглашения на             
"правительственный час" после выборов Чурова и других коллег, о которых вы      
сказали, - пожалуйста, через комитет по Регламенту.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос задаёт Валерий Михайлович Зубов.                                         
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Я третий раз в этом составе Госдумы прошу включить в календарь рассмотрение     
закона о государственном регулировании тарифов на услуги естественных           
монополий. За время, прошедшее с первого предложения, в комитете вопрос не      
рассматривался. Более того, у человека, моего коллеги, которому поручили от     
комитета рассмотреть данный вопрос, не находится пока времени на встречу. На    
телепередачах, где мы встречаемся, дебатируем, этот человек как бы по           
существу за этот закон, а вот встретиться для того, чтобы действительно         
принять закон, времени не находится. Поэтому я прошу включить в календарь,      
все решения приняты ещё в предыдущем созыве Госдумы.                            
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Профильный комитет, кто может пояснить?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поручаю профильному комитету рассмотреть и потом        
проинформировать.                                                               
                                                                                
Вопрос депутата Казакова Алексея Валерьевича.                                   
                                                                                
КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос о модернизации        
политической системы уже просто перезрел, это уже не просто какая-то            
пиаровская инициатива президента, это вопрос, который необходимо ставить и      
решать. Я посмотрел календарь - вопрос об изменениях в законы о выборах         
губернаторов и о политических партиях не попал в календарь на март. Сколько     
можно тянуть?! Люди сегодня выброшены... от избирательных урн они пошли на      
площади, считая, что сегодня там правильней отстаивать демократические          
основы. Пришло время перейти к более демократической системе формирования       
региональных элит, формирования политических элит, поэтому, пожалуйста,         
обратите внимание: необходимо поставить в календарь на март.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Коллеги, мы же с вами будем 28-го числа рассматривать этот          
законопроект в первом чтении, потом месяц будет длиться рассылка, и,            
естественно, как только все регламентные сроки пройдут, мы его обязательно      
рассмотрим.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна Москалькова.                           
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Будьте добры, скажите, пожалуйста, чем объясняется такое      
неравномерное распределение законопроектов по датам в марте: 14-го мы           
рассматриваем только четыре законопроекта, а 21-го - тридцать два. И почему     
на протяжении двух лет не вносится на рассмотрение законопроект о               
парламентском контроле?                                                         
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Что касается первого вопроса, я с вами совершенно согласен. Я ещё   
раз прошу руководителей комитетов обратить внимание: у нас на первую неделю     
запланировано девятнадцать законопроектов, в то время как на вторую -           
шестьдесят семь, и такое планирование, когда на первую неделю месяца мало       
законопроектов, а на вторую - очень много, повторяется из месяца в месяц. Я     
прошу руководителей комитетов посмотреть, какие законопроекты можно было бы     
рассмотреть раньше, в первую неделю.                                            
                                                                                
А что касается вопроса по законопроекту, может быть, комитет ответит на ваш     
вопрос? Плигин, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Плигину микрофон, пожалуйста, включите.          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Татьяна Николаевна! Вы знаете, что    
по данному законопроекту, о парламентском контроле, неоднократно проводились    
заседания рабочей группы, "круглые столы" и слушания. Когда законопроект        
действительно будет готов как комплексный, предметный законопроект, я считаю,   
он пройдёт необходимые процедуры.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Ирина Анатольевна Яровая.                                          
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотела бы всех пригласить к совместной работе с            
Комитетом по безопасности и противодействию коррупции, так как мы инициируем    
обсуждение на площадке комитета, проводим "круглый стол" именно по              
законопроектам о парламентском расследовании и о парламентском контроле. У      
комитета есть интересные предложения, и, если вы примите активное участие в     
этой работе, мы будем признательны.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович, ваш вопрос.              
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос: а когда будет рассматриваться, будет ли         
рассматриваться в марте законопроект, внесённый "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", о       
выборах в Совет Федерации?                                                      
                                                                                
И второй вопрос. Вторя депутату Казакову, хочу сказать: как-то всё размыли.     
Вот пакет законопроектов о политической конкуренции, который вносит             
президент, - нельзя ли одним пакетом, одному комитету внести это всё, а не      
распылять по Думе, создавая какую-то непонятную обстановку, обстановку, так     
сказать, невнятности?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу ответить Владимира Николаевича Плигина.             
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Валентинович! Вчера           
законопроект поступил в комитет, нами он направлен в Правовое управление. Я     
думаю, что Совет Государственной Думы на первом же заседании примет решение о   
его рассылке. С учётом того что там затрагиваются полномочия субъектов          
Российской Федерации, это будет, скорее всего, тридцатидневная рассылка,        
поэтому сначала Совет Государственной Думы, потом тридцатидневная рассылка, и   
затем законопроект будет вынесен на рассмотрение Думы.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна Апарина.                              
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Александр Дмитриевич, почему вы так относитесь к детям войны? В который уже     
раз мы ставим вопрос, у вас я спрашивала... Почему снова нет в календаре        
этого законопроекта и когда он будет рассмотрен?                                
                                                                                
И второй вопрос. Экономисты подсчитали, что те обещания, которые даёт Путин,    
будучи премьером и кандидатом в президенты, не выдерживают никакой критики,     
потому что в бюджете не хватает денег. Мой вопрос: намерены ли каким-то         
образом в следующих наших планах предусмотреть финансирование и каковы будут    
источники финансирования этих обещаний? Об этом говорил сейчас Геннадий         
Андреевич Зюганов. Обещать легко, а кто выполнять будет? И легко обещать, что   
будет в 2050 году, в 2040 году, а что сейчас мы будем делать?                   
                                                                                
Возвращаясь к детям войны, ещё раз напоминаю: их свыше девяти миллионов, и      
такое неуважение к участникам войны свидетельствует... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Профильный комитет, коллега Исаев.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Исаеву Андрею               
Константиновичу.                                                                
                                                                                
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемая Алевтина Викторовна, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что в         
соответствии с принятой нами примерной программой рассмотрения вопросов         
законопроект, касающийся детей войны, поставлен на апрель. Это как раз будет    
предшествовать 9 Мая. К этому же времени - мы уже неоднократно об этом          
говорили - будет готов, видимо, ещё один законопроект, который подготовлен      
Государственным Советом Республики Коми. Мы все законопроекты, которые          
являются альтернативными, рассмотрим в комплексе.                               
                                                                                
Хочу также напомнить Алевтине Викторовне, что мы раз в полгода пересматриваем   
параметры бюджета и в случае, если принимаются решения, требующие бюджетных     
расходов, соответствующее решение принимаем.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
По ведению - Анатолий Николаевич Грешневиков.                                   
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич. Горовцов по карточке Грешневикова.                  
                                                                                
Я записывался на вопрос по календарю, но, к сожалению, не увидел себя в         
списке. Если можно, дайте возможность мне вопрос задать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы задайте вопрос, но прошу внимательнее относиться к     
тому, как вы нажимаете кнопки, это же очень просто.                             
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е. Очень внимательно всё делал.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задайте вопрос, пожалуйста.                               
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.                              
                                                                                
Александр Дмитриевич, у меня вопрос. В Послании Президента Российской           
Федерации Федеральному Собранию 22 декабря в числе прочих приоритетных была     
обозначена важнейшая тема, связанная с противодействием коррупции. Если         
можно, скажите, пожалуйста, когда ожидается внесение в Государственную Думу     
от имени Президента Российской Федерации данного пакета проектов законов,       
направленных на противодействие коррупции, в том числе в части декларирования   
расходов ряда высших должностных лиц?                                           
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Я затрудняюсь дать ответ на этот вопрос, потому что законопроект    
готовит администрация президента, по-видимому вместе с правительством. Если     
Гарри Владимирович готов сейчас вам назвать примерно даты, сроки внесения, он   
скажет, если нет, то нет.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста.                           
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, да, действительно, эта проблема была обозначена в           
послании президента, адресованном Федеральному Собранию. Сейчас идёт            
разработка данного законопроекта, и я полагаю, что в эту сессию он будет        
внесён в Государственную Думу.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все заданы, получены ответы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться   
на выступления.                                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! То, что в нашем календаре нет   
"правительственного часа", куда мы пригласили бы кандидата в президенты,        
который победит на выборах, - я считаю, что это неправильно. Почему? Потому     
что таким образом мы показываем, что не верим в то, что выборы пройдут, итоги   
будут подведены и действительно страна получит нового президента. Вот такое     
подозрение действительно может у кого-то закрасться. Я предлагаю не давать      
почву для вот этих подозрений, включить в обязательном порядке в этот наш       
календарь "правительственный час" с приглашением кандидата, который победит     
на выборах. И естественно, главная причина - это то, что на те вопросы,         
которые уже есть у большинства депутатов, а значит, у миллионов наших           
избирателей, до сих пор, к сожалению, нет ответов, потому что та кампания,      
которая идёт, не позволяет этого сделать, и не на все вопросы есть ответы       
даже у нас. И затягивать эту ситуацию, не дать нам возможности получить         
ответы напрямую от президента страны, а значит, не передавать эти ответы в      
прессу, нашим избирателям - это очень опасно, тем более вот в это сложное       
время, поэтому моё предложение - поставить на голосование вот такую поправку:   
"правительственный час" с приглашением кандидата, который победит на выборах    
президента.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крайне странное предложение.                     
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я впервые согласен с ведущим, с председателем палаты: он      
сказал, что крайне странное предложение. Он за два месяца убедился в            
странности, а я эти странности слышу двадцать три года. Люди плохо понимают,    
для чего они сюда пришли, что такое Конституция, Регламент и так далее, и       
поэтому мы не раз предлагали внести изменения в Регламент. Депутат не имеет     
права вносить предложение в повестку дня, противоречащее позиции фракции,       
надо честно выйти из фракции - тогда как независимый депутат вноси, а то        
докладчик от фракции, фракция приняла решение поддержать, а депутат говорит:    
давайте выкинем из повестки дня. Это дикость какая-то! Я фамилии не называю -   
все же обидчивые, сразу в суд бежать, особенно "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": из суда   
не вылезают. Ну, что делать - когда не хватает аргументов, бегают жаловаться    
классному руководителю или директору школы. Но здесь должна быть дисциплина,    
значит, мы в Регламент должны заложить норму, что вносить предложение о         
включении вопроса в повестку дня или об удалении из повестки дня можно только   
от имени фракции, когда фракция сама приняла такое решение: у вас же собрания   
проходят - решайте. Бывает, инициативу проявляет депутат - пожалуйста, на       
Совет Думы, там отбивайтесь, а у нас получается так, что консультация идёт      
между председателем комитета и депутатом здесь. Вы чего, не можете              
встретиться в кабинетах? Почему здесь мы все должны ждать, когда председатель   
комитета объяснит депутату, что включён вопрос на апрель, - мы зачем время      
должны терять своё?! В стране столько проблем, а они тут технические вопросы    
решают: "Вы внесли мой проект?" - "Да, в апреле будет"... Придите в комитет и   
решайте все эти вопросы! Я думаю, нужно как-то с этим определиться.             
                                                                                
Я уже не раз предлагал ограничить количество вопросов от фракций, чтобы было    
точно - два, три, четыре, и во фракции пусть решают, кто задаст, тогда мы не    
будем тратить время на запись на вопросы: что нам тратить время, когда есть     
список, кто от фракций вопросы задаст? То есть надо ускорять работу. Я много    
раз говорил: зачем выступает с трибуны как содокладчик представитель            
комитета? Пусть с места, как во всех парламентах мира, говорит: комитет         
поддерживает принятие закона, - нет, выходит сюда и читает пояснительную        
записку нам всем, и мы все сидим мучаемся, ждём окончания, а время впустую      
уходит.                                                                         
                                                                                
Ведь я почему об этом говорю? Производительность труда в России в четыре раза   
ниже. Если мы хотим, чтобы она в промышленности поднялась, давайте сперва её    
поднимем здесь, в Государственной Думе, чтобы у нас здесь полный порядок был.   
                                                                                
В проекте, в этом и в остальных, к сожалению, мало внимания законам о           
выборах. Вот мы мучились с вами, как убрать Чурова. Ну, у человека нет          
совести, он сам не хочет уходить, хотя вся страна требует, - нет, говорит, не   
уйду! Что это такое?! Такого нет ни в одной стране мира! Астроном, физик,       
интеллигент, Петербург - не уйду, говорит, и всё! Мы внесли законопроект,       
чтобы нашим решением мы имели полное право освободить от должности              
председателя Центральной избирательной комиссии. Представляете, что             
происходит - ЦИК над нами! Такое где-нибудь в мире есть?! ЦИК - обслуживающий   
персонал. Вот в ресторане посетитель - главное лицо, повар варит, официант      
несёт, вахтёр у дверей, уборщица убирает, а у нас получается - посетитель,      
пошёл вон! А для кого ты варишь суп, а ты кому несёшь его?! То есть не мы       
главные участники избирательного процесса, главная даже не избирательная        
комиссия - Чуров главный, а ещё более главный его куратор, и всё! И то же       
самое по линии всех избиркомов. Вот вам демократия искажённая! То есть нужен    
кодекс, чёткий избирательный кодекс, где всё прописано.                         
                                                                                
ЛДПР предлагала исключить все основания для отказа в регистрации. Вот сейчас    
нам отказывают в регистрации в Ессентуках: запятая не там стоит. Вы о чём       
говорите вообще?! Выборы главы города - при чём здесь запятая в каком-то        
документе? Придрались, что где-то не указан месяц рождения моей жены. Да        
какое вам дело?! Это я иду на выборы президента! Ну, где-то указали только      
год, не указали месяц - нет, надо указать месяц. Потом скажут число указать,    
потом скажут время рождения указать и родильный дом. Можно до абсурда дойти -   
скажут указать родильный дом, потом скажут: "А это была вражеская территория    
- Германия, дайте нам справку из КГБ, почему вы там находились". То есть,       
если дать право избиркомам, они нас всех замордуют, поэтому надо навсегда       
исключить из закона основания для отказа в регистрации и для отмены             
регистрации - сразу снимаются все коррупционные схемы: нельзя не                
зарегистрировать, нельзя регистрацию отменить.                                  
                                                                                
Во всех странах мира чётко развешивается реклама, выделяются места: вот здесь   
пять портретов со слоганом, вот здесь, - и всё делает ЦИК за деньги             
государства. А у нас Прохоров всю страну завесил: "Новый президент - новая      
Россия". Сам у нас деньги украл, а теперь на эти деньги всем нам мозги          
компостирует!                                                                   
                                                                                
Всё должно быть в кодексе записано: за счёт бюджета вывешивается наружная       
реклама, для всех одинаково, одинаковый формат в одинаковых местах - всё, и     
никто не будет ничего искажать. И то же самое - телевидение: давайте уберём     
деньги. "Первый канал" и другие запросили такие деньги за платное время - это   
страну можно разорить! Они зарабатывают на демократии! Что это за демократия    
- платная, коммерческая?! Должно быть только бесплатно, время - удобное, и      
всё, прошли выборы.                                                             
                                                                                
Но даже если мы с вами добьёмся, чтобы были прекрасные законы, которых пока     
нет в плане на март и наверняка не будет дальше, то как добиться чистоты во     
время подсчётов? Нам ЦИК говорит: КОИБы спасут, через пятнадцать минут будут    
результаты - так поставьте КОИБы! Внаглую говорят: когда-нибудь поставим.       
Представляете, как над нами издеваются?! Значит, на веб-камеры нашлось 13       
миллиардов, но КОИБы-то стоят дешевле, и КОИБы нам важнее: чего веб-камера,     
она ничего не даёт - никто не будет специально перед веб-камерой впихивать      
лишние бюллетени, все спокойненько будут это делать, как и делали, а вот        
КОИБы поставить... Мы только за это! У нас на Камчатке, где КОИБы, в два раза   
больше результат, поэтому мы и говорим, что у нас 24 процента, а не             
двенадцать, которые нам написали, - так КОИБы они планируют к 15-му году, к     
16-му...                                                                        
                                                                                
В чём слабость нашего парламента? Деньги есть, все структуры есть, но мы не     
можем их заставить честно работать, поэтому да, хороший кодекс примем, Плигин   
уважаемый юрист, и там, как говорится, каждый глагол будет великолепный, но     
кто нам обеспечит чистоту подсчётов в ночь с 4 на 5 марта? Здесь кодексы не     
действуют, веб-камеры не действуют - действует техника, которая через           
пятнадцать минут всей стране покажет, кто победил, через пятнадцать минут, и    
ночь не нужна будет, не нужна будет ни неделя, ни две - нет, этого не делают.   
И Чурова не убирают. Значит, что ожидается? Фальсификация. Уберите Чурова -     
нет, оставляют его. Что, он вам нужен?! Ведь Ивлев то же самое сделает, что и   
Чуров, он его первый заместитель - нет! Вот это самодержавие: "Нет, я -         
царь!" Как Ельцин: "Нет, буду стрелять по парламенту!.." Ну что это такое?!     
Ведь вытащили страну на площади! Я не буду говорить про Болотную, вот           
Пушкинская площадь - мы вышли, нам плевать на Поклонную и на Болотную, мы       
вышли на Пушкинскую, и сейчас выйдем, 23 февраля в 12 часов, но десять дней     
будут рассказывать, где будут идти сторонники Путина, куда выйдет Болотная,     
окружать будут Садовое кольцо, про нас - ничего! И потом говорят: достаточно    
времени... Правильно меняют руководство "Эха Москвы": они только и занимаются   
Болотной площадью. То же самое "Коммерсантъ FM" - правильно! Демократы сами     
проигрывают, если у них вся пропаганда в пользу своих, только в пользу своих.   
                                                                                
А вы, конечно, вызываете критику в адрес Путина и "ЕДИНОЙ РОССИИ": почему не    
вывешиваете мои билборды?! Вот Миронов на Болотной - его долбайте! Я не на      
Болотной, а долбают меня! Страшное дело вообще - даже здесь плохо работают      
мозги!                                                                          
                                                                                
Поэтому надо, конечно, нам заняться вплотную выборным законодательством, но     
ни в коем случае не торопиться: это не пирожки. Долго будем думать, может       
быть, лет пять - десять будем думать, как нам снова дать возможности для        
формирования партий, для регистрации и какие нужны выборы. Ведь уже             
додумались знаете до чего? Многомандатные округа. Кто додумался? Миронов. Это   
зачем? Поломать всю страну: там бандиты придут к власти, они купят и первого,   
и второго, и третьего. И он, Миронов, внаглую это проповедует! Это в какой      
стране мира многомандатные округа?                                              
                                                                                
И Беляков защищает Миронова: Миронов с Зюгановым разговаривал... Вы не лезьте   
в переговоры между лидерами партий! Мы по прямой связи договорились, что все    
трое будем на пресс-конференции, все трое, но Миронов - друг Путина, ему        
сказали: не надо, чтобы ты был третий, - слишком много, и он честно не пошёл,   
так что не надо его прикрывать - он струсил! Ну что теперь делать, ну боится    
человек: дача у него, машина, ФСО, ГАИ - всё ж заберут, бомж будет, голый       
бомж будет, поэтому он всё сделает, что положено! А мы будем бороться!..        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Выступает депутат Митрофанов Алексей Валентинович.                              
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин первый вице-председатель, уважаемые         
коллеги! Мы обсуждаем сейчас важный вопрос - о календаре рассмотрения           
вопросов Государственной Думой с 13 по 23 марта. К сожалению, как мы уже        
убедились, внятного ответа, будет ли рассматриваться пакет о модернизации       
политической системы, мы не получили, то есть 28 февраля будет первое чтение.   
                                                                                
Честно говоря, мы ожидали, когда президент озвучивал это, что вообще всё        
будет принято до выборов и общество наконец будет знать, когда будут            
губернаторские выборы: будут они летом, или в октябре, или в конце года, а      
может, с 2014-го, после Олимпиады всё начнётся. Понимаете, не приняв закон,     
мы ничего не понимаем, и общество тоже. Мы же занимались другими вопросами,     
честно говоря, мелкотемьем, как говорили в советское время о писателях          
некоторых. Вот сегодня мы будем рассматривать некоторые ратификации, ещё        
что-то... Мы что, не могли всё бросить, отодвинуть другие вопросы и заняться    
модернизацией политической системы, чтобы действительно ответить на вопросы,    
которые задают избиратели?! Например, на вопросы о политических партиях,        
чтобы было понятно, можно будет их создавать или нельзя, сколько                
действительно должно быть человек... Уже говорится, что пятьсот человек - это   
слишком либерально, Медведев слишком либерально поставил вопрос, хотим пять     
тысяч, а потом выяснится, что десять тысяч, а потом - пятнадцать... Принимая    
это всё до выборов в первом чтении, мы не ответим ни на один вопрос, а потом    
в виде поправок всё изменится, мы вернёмся туда же, и окажется, что нас         
развели. Вот этого всего не хочется. Хотелось до 4-го числа всё сделать, по     
всем выборам. Конечно, нужны нормальные выборы, прямые выборы везде с           
минимальным количеством фильтров, с максимальной приближённостью к              
европейским стандартам демократии, в этом смысле - формальной демократии, и     
одновременно нужно внести в повестку дня много законов, касающихся правил       
проведения выборов.                                                             
                                                                                
Безусловно, нам надо, как правильно здесь говорили коллеги, не только           
модернизировать политическую систему, но и менять технику выборов. Надо,        
может быть, подумать о том, чтобы выборы заканчивались не в восемь часов, а в   
шесть, чтобы засветло подсчёт вёлся, чтобы не ограничивать число наблюдателей   
при подсчёте. Я видел в ряде азиатских стран, в том числе на Тайване, как       
просто пускали всех людей в школу, они стояли и смотрели, как дети считали:     
пустили детей младших классов, и они считали всё в присутствии взрослых - ну    
почему не может быть такая техника? Ничего же не модернизировалось со времён    
Сталина: как в 30-е годы выстроили эту схему, так она и работает до сих пор.    
Все участковые комиссии - в школах, все связаны с муниципальными органами,      
все зависят от бюджета, может быть даже и напрямую, представители               
администрации работают, и пока мы имеем такие комиссии, пока мы это не          
поменяем, камеры, ещё какая-то техника ничего здесь не сделают.                 
                                                                                
Вот сейчас, наблюдая за выборами, которые проходят в Подмосковье, выборы на     
пост главы администрации, например, Каширы, Красноармейска, просто сходишь с    
ума - на фоне выступлений нынешних ещё хуже стало! Действующего главу           
администрации Каширы отстранили от ведения кампании из-за подписей, ему не      
засчитали даже собственную подпись за себя - вы можете такое себе               
представить? Там была правка, ему говорят: "Нет, это недействительно". Он       
говорит: "Но вы верите, что я за себя отдал подпись?", ему отвечают: "Верим,    
а формально - неправильно". А главу Красноармейска отстранили за то, что        
внизу надо сведения вносить собственноручно, - действительно закон это          
требует, - а он год взял и 2012 год на компьютере пробил, ну, чтобы проще       
было подписывать, ему сказали: нет, нельзя. А ведь он действующий глава! Ну     
слушайте, мы уже просто, так сказать, отъехали головой на самом деле, и хуже    
стало, стало хуже, чем было даже год-полтора назад! Я знаю, о чём говорю,       
потому что я занимаюсь выборами и хорошо знаю выборы последних полутора, даже   
двух-трёх лет, - ну такого вообще не было! В Красноармейске вообще оставили     
кандидата, скрыто поддерживаемого одной из партий, понятно какой, и "технаря"   
- и всё, а остальных вообще всех сняли; в Кашире сняли четырёх кандидатов,      
включая главу администрации. Непробиваемые комиссии! Непробиваемые комиссии     
сталинского типа. Сталин от них требовал тогда обеспечить явку, чтобы она       
была 99,99 процента, и они делали это, сейчас от них требуют определённый       
процент за одну из партий - всё, они работают по той же схеме, да зачастую те   
же люди, которые сорок лет назад пришли в эти комиссии.                         
                                                                                
И ещё одна вещь, персональное обращение к Владимиру Николаевичу Плигину, к      
Александру Дмитриевичу Жукову. Александр Дмитриевич, у нас с 1 января из        
законодательства исчезла одна хитрая статья: апелляционная инстанция по         
вопросам выборов теперь может сколь угодно долго рассматривать апелляции -      
это такая техническая мера. Раньше была, так сказать, срочность, когда в        
течение там пяти дней первая инстанция рассматривает и апелляционная - пять     
дней, а мы раз - и убрали норму по второй, и теперь она может рассматривать     
два, три месяца. Видите, какая демократия? То есть если тебя сняли с выборов    
за то, что ты подписался сам за себя и в подписи помарку сделал, то твою        
жалобу ещё и не рассмотрят - хуже, чем при Ельцине, хуже во много раз! И        
хуже, чем пять лет назад, хуже, чем три года назад! Ну послушайте, куда мы      
идём?! И всё разговоры: да-да, сейчас всё сделаем, не беспокойтесь... Уже       
неоднократно говорил в этом зале: начинаешь понимать Горбачёва, вот начинаешь   
понимать, почему он шибанул партию об стенку, - потому что эта партия была      
нереформируемая, она ничего не слушала, она не хотела меняться! Он мне как-то   
сказал, Михаил Сергеевич (мы разговаривали с ним на приёме): "А знаете, что     
за партию я возглавлял? Если бы я вызвал своих подчинённых и сказал провести    
перестройку за пять дней, в течение недели, они бы на второй день дали мне      
план, на шестидесяти страницах расписали бы, с ответственными, и в следующий    
понедельник всё закончили бы - доложили о перестройке. Вот что это была за      
партия!" И вы такую же сейчас куёте, где всё будет вот так - с ответственными   
и расписано: за три дня любые выборы провести, 70 процентов... Ну и             
закончится всё так же, как у Горбачёва. У него-то ещё всё хорошо - он денег     
не взял, он ушёл спокойно, и за это его будут всегда уважать на Западе, но      
здесь-то посложнее будет история - здесь уважения на Западе нет, здесь будут    
искать всё, вытаскивать всё, кишки выворачивать будут, в Гаагу возить. Всё      
будет по-другому, дорогие друзья, надо это прекрасно осознавать: вспомнят и     
Чечню, вспомнят и другие всякие эпизоды, создадут трибунал и так далее.         
                                                                                
Ну не надо это делать! Зачем, зачем сходить с ума?! Дайте всем нормально        
избираться, не снимайте из-за подписей, к подписям либерально подходите,        
восстановите залоги, и всё это нам надо сделать в ближайшее время,              
одновременно с модернизацией политической системы, чтобы можно было в том       
числе и залоги использовать.                                                    
                                                                                
Дальше. Семаго, известный деятель, в том числе и в этом зале, в                 
Красноармейске идёт кандидатом на пост главы - за что его снимают? За то, что   
он не указал образование. Он написал, что он лицо без образования, а ему        
говорят: нет, ты с образованием - у нас есть данные. Ну сумасшедший дом!        
Просто уникальная, совершенно уникальная система, которую нам надо менять.      
                                                                                
Ещё один важный момент. Считаю необходимым после 5-го числа рассмотреть и       
сразу вписать это, чтобы потом с голоса Гудков это не вносил: обсудить итоги    
выборов в Думе. Прямо записать это в план: рассмотрение итогов президентских    
выборов с приглашением председателя Центризбиркома, с участием руководителей    
фракций. Пожалуйста, может быть, даже с приглашением, как это здесь уже         
звучало, и победителя выборов, если он, конечно, не будет из этого зала -       
тогда будет и так присутствовать. Сразу это необходимо включить, сразу!         
                                                                                
И дай Бог нам всем, чтобы 13-го числа мы приступили к работе. Боюсь, что        
будем подходить, а здесь у входа уже будут стоять граждане, так что забирайте   
вещи из Думы. Я, например, оставлю свои старые ботинки, так сказать, если       
что, больше ничего здесь оставлять не буду, сувениры тоже заберу. Нам надо      
подготовиться, чтобы люди действительно с уважением к нам относились, знали,    
чем мы занимаемся, что пытаемся изменить политическую систему, иначе будет      
улица решать. Ну это трюизм, это вещи, о которых говорят сейчас все. Просто     
хотелось бы, чтобы 13-го мы реально спокойно, как сегодня, подошли к Думе и     
стали заниматься своими делами, но боюсь, что, к сожалению, этого не будет. К   
сожалению большому!                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Выступает депутат Коломейцев Николай Васильевич.                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Знаете, не         
хочется быть назойливым, но, с моей точки зрения, вольное обращение с           
Регламентом и необъективность, которая у нас здесь имеет место, являются        
главной причиной того, что своевременно не вносятся инициативы президента,      
правительства, причём президент в послании нам с вами, депутатам,               
Федеральному Собранию, стране сказал, что надо делать первым, что вторым, что   
третьим... В то же время с этой трибуны Ильдар Нуруллович говорит, что якобы    
постановление Плигина внесено в соответствии с Регламентом. Но вот тут есть     
штампик, видите, есть штампик, не обманешь же, тут написано, что внесено 14     
февраля под пятым номером, сегодня - 15-е, а по нашему Регламенту документ      
должен быть за три дня размещён в базе данных. Он сказал, что он                
полнокомплектный, - покажите мне, где заключение Правового управления? В        
нашем же документе есть всё, и внесён в пятницу - посчитайте, сколько дней.     
                                                                                
Но меня просто удивляет позиция, когда вы затыкаете рот другим, не хотите       
знать то, что беспокоит колоссальное количество людей. Вступление в ВТО         
сегодня, повторяю в десятый раз, беспокоит значительное количество              
ответственных руководителей всех производящих отраслей - почему вы не хотите    
получить достоверную информацию? Я, как человек знающий, как работать, - меня   
учили с детства, и на производстве я работал, - знаю, что надо пройти снизу     
доверху всех, только после этого вносить. Я у Пушкова побывал в международном   
комитете вместе с представителями двух ассоциаций, у Руденского побывал (его,   
правда, здесь нет), и мне сказали, что над МИДом цинично посмеялись в           
Минэкономразвития, пригласили в комнату ещё при Грефе, сказали: видишь,         
комната 30 метров и до потолка - условия по разным отраслям на английском       
языке, даём тебе четыре часа, ознакомься, - замминистра, оскорбившись, ушёл,    
понимаете? А вы не хотите получить важнейшие документы для жизни страны! Ну     
что же мы за безответственные люди!                                             
                                                                                
Далее. Вы понимаете, 94-й закон уже угробил большую часть предприятий,          
имеющих мобилизационную мощность. С каких только трибун президент Медведев не   
упоминал о 94-м законе, трижды упоминал в посланиях, теперь уже в последнем     
сказал о законе о госконтрактах - где он в повестке дня?                        
                                                                                
У нас гособоронзаказ... Вы побоялись, вот здесь сказали, как беспокоятся и      
что комитет на широкой площадке хочет обсуждать проблему парламентского         
контроля, но есть же внесённый законопроект - включите его в повестку и         
обсудите, нет ничего важнее этого вопроса! Вот в нашем Регламенте написано      
про общенародное обсуждение, хотя ни разу за всё время существования            
парламента общенародного обсуждения закона не было, ни одного, но вот           
законопроект о парламентском контроле - давайте примем его в первом чтении,     
после первого чтения по нашему Регламенту можно устраивать парламентские        
слушания, всенародное обсуждение, "круглые столы", и наработаем материал.       
                                                                                
Кстати говоря, по 94-му закону два года назад Набиуллина взяла на               
рассмотрение в комитете по экономической политике 596 поправок (можете          
представить, сколько это?) и до настоящего времени ничего не внесла, и          
Набиуллина на месте, хотя ни один её прогноз не сбылся за всё время её          
пребывания в министерском кресле, и ни один человек ни за что не ответил. Что   
мы за страна - руководствуемся статьями, а не конкретным планом на пять или     
десять лет?! В любом уважающем себя государстве должны быть государственные     
балансы. Докладываем: в Японии двенадцать общегосударственных балансов, в       
Советском Союзе - вот уважаемый господин (или товарищ - как ему больше          
нравится) Ресин подтвердит - было всего шесть, в два раза меньше, но это        
позволяло балансировать все отрасли, все ресурсы и позволяло знать, когда       
будет построена электростанция, когда будет построен завод и кто за это         
отвечает. Скажите мне, пожалуйста, на какой странице, в каком абзаце статьи     
вашего кандидата говорится о том, можно проследить не в 2030 году -             
подавляющая часть присутствующих здесь в 2030 году будет в мире ином смотреть   
на землю с небес... Правительство обязано давать то, что можно проверить        
сегодня, завтра, через год, через пять, через десять лет, а у вас манифест      
был в 2003 году - ни одна статья не выполнена и никто не ответил!               
                                                                                
Следующее. Вы понимаете, я просто поражаюсь, как же безответственно мы          
подходим к обороне страны: с одной стороны, принимаем громкие и грозные         
заявления по Сирии... Ну вот уважаемый генерал Моисеев вам скажет, что любая    
дипломатия только тогда важна, когда у вас есть авианосцы, боеспособные         
эскадрильи и полки, когда у вас есть РВСН. Вы и ваше правительство закрыли      
последнее, подчёркиваю, училище ракетных войск стратегического назначения в     
Ростове (командующий РВСН - выпускник этого училища, все командиры двадцати     
дивизий - выпускники этого училища), и сегодня у нас нет ни одного училища,     
которое готовило бы специалистов данного профиля, - как же вы думаете о         
будущем? Это же безответственно! Как же можно сначала потратить бюджетные       
деньги на создание горнострелковых бригад, создать базы, а теперь взять и       
закрыть их, а пацанов, которые закончили суворовские училища, которые           
закончили лучшие московские, питерские военные училища, получили горную         
подготовку, боевой опыт, вышвырнуть: из восьмидесяти семи выпускников           
санкт-петербургского военного училища остались два! Двадцать шесть лет им -     
это время, когда человек готов умереть за страну, когда у него есть здоровье,   
силы и уже есть небольшой боевой опыт и какие-то навыки, а вы их всех           
распустили - и рассказываете, какие вы патриоты!                                
                                                                                
Далее. Вы посмотрите, что вообще происходит с Министерством обороны: академия   
Генерального штаба уничтожена, Министерство обороны в принципе разрушено как    
орган, способный обеспечить боеспособность страны. Вы посмотрите,               
мобилизационная готовность России сегодня - ноль! Кто из вас знает, куда вам    
идти в час "Ч"? Никто не знает! А вы представьте, если вы, депутаты, не         
знаете, то кто может знать это в деревне Пупкино?! Да никто не знает, потому    
что на пять районов - один военкомат и военком вообще гражданский человек,      
который в армии не служил, как и министр. Но это же безобразие, вы поймите!     
                                                                                
Поэтому мы предлагаем принять законы. Во-первых, для того чтобы привести в      
порядок нашу политическую систему, о которой говорили коллеги, мы внесли        
шестнадцать законопроектов. Поймите, веб-камеры бессмысленны, они только для    
набивания карманов людей, делающих эти веб-камеры, потому что этого нет ни в    
одном законе, и вы ими не воспользуетесь, они не дадут вам ничего увидеть.      
Поверьте мне, я в отличие от Митрофанова, который всего полтора года,           
двадцать пять лет этим занимаюсь, видел всякие выборы, прошёл все суды, от      
районного до Страсбургского, и знаю цену этим судам, но говорю вам, данные      
веб-камеры никому не нужны и в принципе это бессмысленное дело.                 
                                                                                
Второе. Мы убеждены, что для того, чтобы выборы были честными, надо понимать    
их последствия, для этого надо не по телевизору говорить, что мы за честные     
выборы, а надо, во-первых, комиссии организовать на паритетных основах (такой   
законопроект мы внесли), а во-вторых, надо фальсификацию списков избирателей    
и вмешательство в этот процесс приравнять к захвату власти и давать срок от     
десяти лет и больше (мы такой законопроект тоже внесли), надо дать              
возможность избирателю на второй день прийти и ознакомиться, не проголосовали   
ли за него. Мы разве хотим чего-то, требующего денег? Ничего подобного, можно   
в трёх чтениях принять сегодня, и президент через неделю подпишет, но,          
оказывается, это никому не надо. Почему? Вот здесь Гарри Владимировича нет,     
но коллективный представитель президента есть, я вам докладываю: все главы      
муниципальных администраций Ростовской области ходят незаконно агитируют за     
кандидата в президенты и говорят: Путин исправит то, что натворил Медведев.     
Оказывается, Медведев натворил, а не кто-то другой за последние двенадцать      
лет! Ну, вы разберитесь: или мы совсем не уважаем президента как должностное    
лицо, или тогда риторику измените, потому что это же безобразие, когда вы       
оскорбляете ещё действующего президента!                                        
                                                                                
И последнее. Вы понимаете, вот здесь стыдно смотреть, когда пресс-секретарь     
Следственного комитета в ранге генерал-майора рассказывает об американских      
поделках. Я в Следственный комитет отправлял и ещё могу отправить "сериал" о    
бандитских выборах в Ростове: в моём присутствии сняты неиспользованные         
бюллетени с отметками за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", в моём присутствии сняты двойные      
списки, в моём присутствии зафиксирован реестр, по которому бюллетеней выдано   
больше, чем получено на участке, но я не могу два года добиться рассмотрения    
в суде этого вопроса. Мы всё сделали, как порекомендовал президент, но суды     
"груз Донбасса" положили на тех, кто их назначает.                              
                                                                                
Календарь этот бессмысленно утверждать - он не решает ни одной проблемы!        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступает депутат Москалькова Татьяна Николаевна.         
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, с трибуны.                                           
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Тоже воспользуюсь микрофоном на трибуне ради гендерного       
равенства.                                                                      
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает необходимым обратить внимание на два      
блока вопросов. Первый мы уже поднимали, он связан с негармоничным и неравным   
распределением законопроектов по дням. Видимо, комитеты посчитали, что 14       
марта, после праздника - Международного женского дня - больше четырёх           
законопроектов мы не в состоянии будем рассмотреть.                             
                                                                                
Второй важный вопрос связан с тем, какими стратегическими целями мы             
руководствуемся, формируя календарь как наш главный нормативный акт, по         
которому мы живём целый месяц. Видимо, главная цель сегодня - повышение         
социальных гарантий, улучшение жизни людей, но из календаря этого не видно:     
нет законопроектов о пенсиях, нет законопроектов о снижении налогового          
бремени на малоимущих, на поддержку инвалидов и детей войны, нет и крепкого     
блока законопроектов, направленных на повышение уровня безопасности наших       
граждан, включая и экологическую безопасность. Мне кажется очень важным,        
когда формируется календарь, определить в первую очередь его стратегическую     
линию, что мы сейчас берём за основу, что главное - экологическая               
безопасность или социальные гарантии малоимущих, и главные усилия               
сосредоточить на этом.                                                          
                                                                                
По содержательной части календаря. Совершенно непонятно, по какому принципу     
мы выделяем первоочередные законопроекты. Ну, например, законопроекты о         
расширении понятия природного газа и о повышении квалификации работников        
взрывных работ - неужели они требуют столь быстрого, первоочередного            
принятия, в то время как за бортом остаётся огромное количество                 
законопроектов, в которых крайне нуждается сегодня наша страна?                 
                                                                                
Вчера Андрей Константинович Исаев обращал наши взоры к статье Путина с очень    
устраивающим нас названием "Строительство справедливости..." - вот, казалось    
бы, стратегия для "ЕДИНОЙ РОССИИ" при формировании календаря. На что обращает   
внимание Путин? "Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов", и это   
действительно так, но где законопроекты, которые решают эту проблему? Они       
есть у нас, у фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", это, например, законопроект №      
428657-5 - о введении прогрессивной шкалы налога. В своей статье Путин пишет,   
что каждый восьмой гражданин всё ещё живёт за официальной чертой бедности, и    
это так, но где у нас законопроекты, которые снизили бы бремя налогообложения   
для тех, кто нуждается, - для инвалидов, для многодетных семей, для людей,      
страдающих тяжёлыми заболеваниями? Мы предлагаем целый блок таких               
законопроектов. У партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в активе законопроект №          
165634-5, об освобождении от налогообложения граждан, имеющих земельные         
участки не более 8 соток, - это те наши садоводы, которые за счёт этого живут   
порой всю зиму, давайте освободим их от налога! Это также наш законопроект №    
563450-5, об освобождении от транспортного налога инвалидов - владельцев        
автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, и законопроект, о       
котором сегодня говорил мой коллега Зубов, "Об основах государственного         
регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесённый           
Мироновым, Левичевым, Зубовым и другими коллегами, - в связи с безудержным      
ростом тарифов, цен на услуги ЖКХ этот вопрос сегодня является основным. Наш    
календарь - это мелкотемье, которое не решит социальные проблемы.               
                                                                                
В своей статье Владимир Владимирович Путин пишет о том, что в нашей стране      
учителя и врачи, учёные и работники культуры - это не только костяк             
креативного класса, это те, кто придаёт устойчивость развитию общества,         
служит опорой общественной морали. Уважаемые коллеги, прислушайтесь к своему    
лидеру, лидеру своей партии! У фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" есть конкретные    
законопроекты, например законопроект № 210680-5, который предусматривает        
внесение изменений в закон "О дополнительном ежемесячном материальном           
обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые      
заслуги перед Российской Федерацией": мы предлагаем народным артистам СССР,     
которые в старости порой влачат жалкое существование, обеспечить достойную      
старость, но именно правительство даёт нам отрицательные заключения на эти      
законопроекты.                                                                  
                                                                                
Я вношу с голоса поправки и прошу внести в календарь перечисленные мною         
законопроекты. Мы сейчас оформим эти поправки письменно и будем просить         
парламентариев рассмотреть эти изменения в календарь.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня в зале   
прозвучало предложение провести "правительственный час" с участием              
председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,           
Генерального прокурора России, председателя Следственного комитета и министра   
внутренних дел. Я присоединяюсь к этому предложению. И очень плохо, что         
депутаты вчера не поддержали наше предложение пригласить Бастрыкина, а          
сегодня - наше предложение пригласить Нургалиева: на самом деле за такими       
предложениями стоит авторитет депутатов, потом вы же сами будете сетовать на    
то, что депутатов не уважают.                                                   
                                                                                
Почему мы предлагаем это сделать? С нашей точки зрения, несколько скомкан был   
"правительственный час", были жёстко регламентированы вопросы и по ряду         
вопросов фактически не было ответов - особенно Чуров захлёбывался здесь, не     
мог ответить на вопросы. Ну и следующий момент: со стороны фракции "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" не прозвучало содержательных вопросов к силовикам и к председателю      
избирательной комиссии, совсем на другую тему были заданы вопросы - это         
неправильно. Я считаю, что мы должны пригласить сюда министров-силовиков и      
председателя Центральной избирательной комиссии и не регламентировать время,    
а подробнейшим образом исследовать проблемы, с которыми мы с вами сегодня       
сталкиваемся, и четыре скорые помощи сюда, каждому: надо, чтобы они             
чувствовали ответственность, когда их приглашают сюда депутаты, понимали, что   
это не просто хихоньки-хахоньки, а можно понести серьёзную ответственность,     
вплоть до снятия с должности.                                                   
                                                                                
Какие проблемы мы видим сейчас? 2010 год, октябрь, - уголовные преступления в   
Ростове-на-Дону, железобетонный состав уголовных преступлений - до сих пор не   
расследованы. Причём расследовать эти уголовные преступления - как дважды два   
четыре, но Следственный комитет этим не занимается, и, с нашей точки зрения,    
не занимается умышленно.                                                        
                                                                                
2 декабря в Ростове-на-Дону пресечено проведение митинга. Нам с вами пора уже   
прекратить спекуляции вокруг 31-й статьи Конституции. Закреплено Конституцией   
право людей выступать мирно и без оружия, законодателем закреплена защита:      
когда люди выступают мирно и без оружия, в случае нарушения правил,             
прописанных законодательством, гражданин несёт административную                 
ответственность, а силовики, препятствующие проведению митинга, или пикета,     
или шествия, несут уголовную ответственность.                                   
                                                                                
2 декабря - есть состав преступления, противодействием занимался лично          
племянник начальника ГУВД Ростовской области - начальник полиции. Когда         
понял, что может понести ответственность, заявил о том, что у него после этих   
мероприятий сотрясение мозга, лёг в больницу, и сейчас опять Следственный       
комитет не привлекает к ответственности этого гражданина, а этот гражданин (я   
вам напомню, посмотрите в Интернете: Грачёв, коррупция) в Хабаровске            
занимался вымогательством, брал деньги у владельцев ночных клубов, и его        
помощник, его сотрудник целый год сидел в следственном изоляторе. Сейчас они    
в Ростове-на-Дону пытаются оказывать воздействие и вводить те же порядки, что   
и в Хабаровске.                                                                 
                                                                                
2 декабря - состав уголовных преступлений есть, Следственный комитет            
бездействует. 4 декабря, в день голосования, - состав уголовных преступлений    
есть железобетонный, но Следственный комитет бездействует. Да, он здесь         
краснел, но содержательного разговора не получилось на "правительственном       
часе", и я предлагаю ещё раз всех силовиков и председателя Центральной          
избирательной комиссии России пригласить в этот зал и провести                  
содержательнейший и подробнейший разговор.                                      
                                                                                
Прокуратура призвана сегодня надзирать за законодательством. Фактически мы с    
вами лишены парламентского контроля и доверили надзор гражданину, сын           
которого замешан в коррупционных скандалах. И сегодня в Ростовской области      
отстранён от должности единственный силовик, который стоял на защите граждан    
от противоправных действий, в том числе и чиновников, возбудил уголовное дело   
в отношении мэра города Ростова-на-Дону, возбудил уголовное дело и довёл его    
до логического конца в городе Азове (там директор детского сада была признана   
уголовным преступником вместе с секретарём избирательной комиссии, попытались   
её сначала спрятать в психушку, но ничего не получилось, и её привлекли к       
уголовной ответственности).                                                     
                                                                                
После того как прокурора отстранили от работы... Вчера произошёл вообще         
вопиющий случай (наверное, каждый из вас может попасть на место тех, кто        
вчера попал под дубинки) - избиение непредставившимися сотрудниками             
правоохранительных органов: старший лейтенант нанёс побои кандидату в           
депутаты Государственной Думы Нестеренко, люди в штатском ногами били по        
ногам. Фактически произошёл бандитский силовой захват людей, которые пришли     
возложить цветы в день освобождения города Ростова от немецко-фашистских        
захватчиков. Полицаи колотили дубинками этих людей - куда дальше?! Надо         
помнить - и законы физики об этом говорят, - что на каждую силу есть другая     
сила и на каждое действие в ответ может возникнуть противодействие. Каждый из   
здесь присутствующих депутатов может попасть в подобную ситуацию!               
                                                                                
Прокуратура абсолютно бездействует! Даже зная о том, что депутат                
законодательного собрания задержан и находится в отделе внутренних дел          
фактически с 18.00 до 23.00 часов, прокуратура абсолютно бездействовала! И      
здесь мы с вами, получается, полностью выходим из правового поля. Что же        
делать этим людям? Если правоохранители, полицаи начинают наносить побои, а     
прокуратура бездействует, это что, значит, надо силы народного ополчения        
собирать для борьбы против подобного рода жуликов?!                             
                                                                                
Следующий момент. Сегодня говорят о том, что политика коммунистов устарела,     
нельзя возвращаться в прошлое. Так вот я вам хочу сказать следующее: как        
могут устареть законы общественного развития? Они устареть не могут, как и      
законы физики. Как может устареть закон Ньютона? Законы общественного           
развития никогда не устареют.                                                   
                                                                                
Уголовные преступления в участковых избирательных комиссиях и сегодня           
планируются, поэтому я, пользуясь этой трибуной, обращаюсь к Бастрыкину,        
председателю Следственного комитета: надо провести расследование уголовных      
преступлений, совершённых 2 декабря в Ростове-на-Дону, 14 февраля 2012 года,    
вчера, в Ростове-на-Дону со стороны правоохранительных органов, которые         
готовы и сегодня совершать уголовные преступления, и я не исключаю, что         
подобного рода силовой захват власти будет произведён 4 марта с                 
использованием правоохранительных органов, когда будут выбрасывать из           
участковых комиссий членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей.    
                                                                                
Ну и, завершая своё выступление, я хочу сказать следующее: прошу принять наше   
предложение провести "правительственный час" - а у нас в феврале                
"правительственный час" только один, с участием министра иностранных дел - и    
пригласить всех силовиков, дабы поднять авторитет всех депутатов                
Государственной Думы и Государственной Думы как таковой.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Дмитриевич Жуков.                                                     
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, я думаю, что обсуждение этого вопроса лишний раз         
подчеркнуло то, что мы просто неразумно тратим наше время. Если мы будем        
выслушивать вот такие заявления, по десять минут, по каждому вопросу от         
каждого депутата, то мы с вами не то что законодательную повестку нашу,         
которую мы же сами утверждаем, не сможем пройти, но и никакие вопросы важные,   
о которых правильно сейчас говорили многие депутаты, не сможем рассмотреть. Я   
считаю, что это просто абсолютно неразумная, нерациональная трата времени в     
Государственной Думе. Мы здесь не для того сидим, чтобы выслушивать вот эти     
потоки сознания. Это первое.                                                    
                                                                                
Теперь второе. Вот коллега Москалькова... она в зале? Вышла, да? Жалко,         
потому что я специально для неё хочу сказать. Она тут высказала целый ряд       
критических замечаний по поводу нашей законотворческой повестки и считает,      
что у фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" есть много хороших предложений, которые     
можно было бы рассмотреть. Я вот вначале сказал, что у нас ряд комитетов        
достаточно вольно подошли к выполнению собственной же законотворческой          
программы, не хотел их называть, но сейчас назову. Значит, у нас несколько      
комитетов не внесли на рассмотрение палаты ни одного законопроекта из           
запланированных в соответствии с программой. Какие комитеты? Комитет по         
обороне, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного                
самоуправления, Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному            
хозяйству. (Что-то там было сказано по поводу тарифов ЖКХ, да?) Хочу обратить   
внимание на то, что ряд из этих комитетов - за фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ           
РОССИЯ". На март не внесено ни одного законопроекта рядом комитетов, например   
Комитетом по промышленности, Комитетом по науке и наукоёмким технологиям,       
Комитетом по обороне.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги - руководители фракций, в том числе фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ     
РОССИЯ", КПРФ, но я к руководителям всех фракций обращаюсь: поработайте со      
своими руководителями комитетов, чтобы они заседали, рассматривали важные       
вопросы. Я думаю, что по каждому из этих направлений, которые я перечислил,     
есть важные, важнейшие для нашей страны законопроекты. Меня удивляет, почему    
эти комитеты не вносят на рассмотрение Государственной Думы законопроекты, а    
их представители вот здесь выступают по десять минут ни о чём.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз хочу призвать вас всех, руководителей фракций и      
руководителей комитетов: мы здесь собрались для того, чтобы работать, а не      
болтать, поэтому я предлагаю утвердить этот календарь и на будущее              
руководствоваться соображениями дела.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Выносим вопрос    
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Коллеги, что касается бесполезной траты времени и десятиминутных выступлений    
ни о чём. Я предложил руководителям парламентских фракций оптимизировать наш    
Регламент вот как раз с этой точки зрения, руководители фракций согласились и   
внесли соответствующие предложения. Я поручил председателю комитета по          
Регламенту обобщить их, и на одном из ближайших заседаний палаты мы будем       
обсуждать изменения в Регламент.                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4970 по 5040 из 6341
Перед "часом голосования" поступили письменные поправки от депутата             
Москальковой Татьяны Николаевны по пункту 2 повестки дня, мы должны их          
проголосовать. В этой связи ставлю на голосование проект постановления под      
пунктом 2, "О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 13 по     
23 марта 2012 года", за основу.                                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.26,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Проект постановления принят за основу.                                          
                                                                                
Александр Дмитриевич Жуков, прошу прокомментировать поступившие поправки.       
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поступили           
поправки от депутата Москальковой, однако в Регламенте Государственной Думы     
есть норма, что предложения к проекту календаря рассмотрения вопросов           
Государственной Думой вносятся комитетами Государственной Думы, поэтому в       
принципе, если депутат настаивает на голосовании этих поправок, их можно        
поставить на голосование, но принятие таких поправок противоречит Регламенту    
Государственной Думы, потому что только комитет имеет право вносить             
предложение в проект календаря. И эта норма абсолютно верная, потому что        
именно комитеты выносят на рассмотрение Государственной Думы все                
законопроекты.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна Москалькова, вы настаиваете на том,    
чтобы ваше предложение было поставлено на голосование? Настаивает.              
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок, предложенных депутатом Москальковой.    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              157 чел.34,9 %                                    
Проголосовало против          212 чел.47,1 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.18,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение не принимается.                                                     
                                                                                
Коллеги, объявляю "час голосования", а потом мы продолжим обсуждение вопроса.   
                                                                                
Голосуется в целом проект постановления Государственной Думы "О календаре       
рассмотрения вопросов Государственной Думой с 13 по 23 марта 2012 года".        
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.47,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принимается.