Заседание № 87

15.04.2009
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 184715-5 "О внесении изменения в статью 94 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о порядке рассмотрения альтернативных проектов постановлений).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 443 по 450 из 8555
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У меня три предложения.        
Первое предложение - исключить пункты 4, 2 и 14 из нынешней повестки дня.       
Обоснование я дам позже.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 701 по 766 из 8555
Коломейцев Николай Васильевич предложила не рассматривать сегодня пункты 2, 4   
и 14, да?                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, на минуту включите микрофон.                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У нас         
Конституция запрещает цензуру. По нашему мнению, пункт 2, изменение,            
предлагаемое в статью 94 Регламента, вообще-то, противоречит Конституции и      
вводит незаконную цензуру. Более того, в розданном депутатам вот таком          
сборничке, Борис Вячеславович, - раньше, кстати, раз в полгода Регламент        
меняли - статьи 94 вообще нет, здесь есть ссылка, что она в редакции            
такой-то. При условии нераздачи на бумажных носителях люди даже не могли        
ознакомиться, куда же и какая поправка вносится.                                
                                                                                
По второй части, по пункту 14. Почему мы предлагаем его снять? Как вы знаете,   
Регламент предполагает определённую процедуру внесения и обсуждения             
документов. В постановлении многократно идут ссылки на какую-то программу,      
которая, кстати, правительством не утверждена и официально в Думу не внесена,   
но в постановлении рекомендуется рассмотреть и законодательным, и               
представительным... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость у кого-то прокомментировать пункты 2, 4 и 14? Нет.        
Ставится на голосование предложение депутата Коломейцева не рассматривать       
пункт 2 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Кто за то, чтобы не рассматривать пункт 4 порядка работы? Прошу                 
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отмените, пожалуйста, голосование.                        
                                                                                
Кто за то, чтобы не рассматривать пункт 14 порядка работы? Прошу голосовать.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 827 по 1082 из 8555
Пункт 2. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в   
статью 94 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской      
Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по Регламенту и    
организации работы Государственной Думы Владимира Михайловича Асеева.           
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Подготовленный во исполнение   
поручения Совета Государственной Думы проект постановления дополняет статью     
94 Регламента и устанавливает порядок рассмотрения проектов постановлений,      
которые касаются одного и того же вопроса. Соответствующее поручение Совета     
Государственной Думы было дано в связи с дискуссией, которая состоялась при     
обсуждении таких проектов постановлений на пленарном заседании                  
Государственной Думы, а также на заседании Совета Государственной Думы.         
Тогда, вы помните, из-за того, что в Регламенте отсутствуют специальные         
нормы, определяющие порядок рассмотрения проектов постановлений, которые        
затрагивают одни и те же вопросы, возникла неопределённость в понимании того,   
по какой процедуре такие постановления должны рассматриваться.                  
                                                                                
Представленным проектом постановления предлагается при рассмотрении проектов    
постановлений по одному и тому же вопросу использовать процедуру, аналогичную   
той, что прописана Регламентом для рассмотрения альтернативных                  
законопроектов. Ведь, как и в случае с альтернативными законопроектами, при     
рассмотрении нескольких проектов постановлений по одному и тому же вопросу      
необходимо выбрать только один проект постановления.                            
                                                                                
Комитетом по Регламенту была также изучена практика рассмотрения в              
Государственной Думе таких проектов постановлений, в результате чего было       
выявлено немало примеров, когда при рассмотрении проектов постановлений по      
одному и тому же вопросу палата использовала механизм рейтингового              
голосования.                                                                    
                                                                                
Итак, предлагается установить порядок, при котором проекты постановлений        
Государственной Думы, касающиеся, по мнению профильного комитета, одного и      
того же вопроса, должны рассматриваться Государственной Думой на одном          
заседании палаты и в той последовательности, которая определена порядком        
работы пленарного заседания на соответствующую дату. Решение по таким           
проектам постановлений должно приниматься палатой путём рейтингового            
голосования.                                                                    
                                                                                
Проект постановления прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний   
не имеется. Прошу поддержать.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть? Три вопроса: Локоть, Коломейцев и Жириновский.                    
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Михайлович, в прошлую пятницу у нас был шанс принять и       
тот, и другой документы именно потому, что вопросы были разные, не были         
альтернативными. То есть старая редакция Регламента это подразумевает.          
Предложение, которое делает сейчас комитет, по сути дела, не развивает дальше   
эту процедуру, лишает депутатов возможности влиять на ситуацию: всё отдаётся    
всё-таки на решение, на своеволие профильного комитета, а как решит комитет -   
ну, это уж нам, как говорится, известно. Для чего это делается? Что мы здесь    
экономим в данном случае?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон Асееву включите.                     
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Аналогично решение у нас принимается по законопроектам. Ничего      
нового здесь нет, здесь просто устанавливается порядок принятия                 
постановления.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Владимир Михайлович, конституционность или неконституционность тех    
или иных законопроектов, решений, высказываний определяет, вообще-то, у нас     
Конституционный Суд. Не кажется ли вам антиконституционным введение нормы,      
которая противоречит закону о статусе депутата и Конституции Российской         
Федерации в части возведения перед депутатом преграды в виде комитета,          
который будет оценивать, так или не так написано?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Асееву.                     
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Никакого изменения в Конституцию вносить нет необходимости, и       
здесь никаких нарушений нет. Мы принимаем те решения и правила игры, которые    
с вами проводим здесь, в зале. Депутат имеет право высказываться по любому      
вопросу в любое время, когда он этого желает.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы поправкой в Регламент хотите отрегулировать вопрос         
альтернативных проектов постановлений, а как быть с тем случаем, когда вообще   
не выносится, не включается в повестку дня? Шесть месяцев наш проект            
постановления лежит в комитете по природным ресурсам и не выносится на          
обсуждение палаты. Здесь как быть? Вы понимаете, что первично-то - хотя бы      
включить в повестку дня? Вы правильно, может, регулируете вопрос, как           
рассматривать альтернативные, а если вообще не выносится? Почему здесь          
комитет по Регламенту никак не реагирует и почему саботажем занимается          
комитет по природным ресурсам, который незаконно задерживает внесение в         
повестку дня нашего постановления по проблемам "Уралкалия" в Пермском крае?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Асеев.                                        
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Уважаемый Владимир Вольфович, по нашему Регламенту комитет имеет    
право выносить на палату вопрос о принятии постановлений и так далее. Я вам     
предлагаю поучаствовать в заседании комитета и выяснить этот вопрос там.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Выступление.   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На самом деле мы считаем       
принятие таких поправок в Регламент дальнейшим ущемлением прав депутатов и      
попыткой подменить парламентскую деятельность деятельностью каких-то            
узковедомственных групп, которые представляют непонятно чьи интересы. Более     
того, вы внимательно вчитайтесь с текст статьи 94. Там написано, что            
президент, члены Совета Федерации, правительство, депутаты Государственной      
Думы имеют право вносить проекты постановлений. То есть вносимой поправкой мы   
фактически де-юре ставим комитет выше президента, что в принципе является,      
наверное, юридическим нонсенсом, потому что президент, как известно, у нас      
является тем, кто даёт зелёный или красный свет законопроектам.                 
                                                                                
Кроме того, мы считаем, что данная поправка вообще не продиктована жизнью. И    
более нас интересует, почему комитет фактически не реагирует на нарушение       
Регламента, когда рассматриваются базовые политические вопросы, вносимые        
президентом, как то: поправки в закон о политических партиях, в закон о         
выборах, где по какой-то причине кто-то решает, что по столь злободневным и     
болевым точкам общества нельзя даже вопросы задать представителю президента.    
                                                                                
Поэтому мы не будем голосовать за данные поправки. Более того, не знаю          
почему, но в розданном мне пакете документов статья 94 в тексте Регламента      
вообще отсутствует. Раньше была правильная практика, когда раз в полгода,       
учитывая, что Регламент - это такой, скажем, живой документ, давались новые     
редакции, они перепечатывались. У нас предложение: за поправку не голосовать,   
а поручить комитету по Регламенту новый текст Регламента отпечатать и           
раздать, чтобы у всех у нас были одинаковые тексты. А то будет как в            
юмореске: здесь читаем - здесь не читаем. Но у вас то написано, а у меня -      
это. (Шум в зале.)                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, по ведению.                      
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Честно говоря, так шумно в зале, что сосредоточиться невозможно и сообразить,   
чего говорит выступающий. Если не хотят работать, пусть выйдут.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас, конечно, нет направленного децибелометра, но,      
как я слышу, шум идёт слева. Это на всякий случай.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления                 
Государственной Думы...                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Вы только сейчас записались, после того как   
начали выступать, Владимир Вольфович.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы же должны... Мы же должны Регламент соблюдать. Вопросы     
были, теперь - выступления.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время пошло.                                              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну так я хочу выступить, тяну руку...                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так выступайте.                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю позицию... Вот то, что мне сказал представитель      
комитета, - чтобы я шёл в комитет и там что-то выяснял - это какая наглость,    
вообще! Мы, депутаты, законодательную инициативу проявляем, - с какой стати     
мы должны ходить в комитет?! Комитет грубо нарушает Регламент нашей             
Государственной Думы - шесть месяцев не выпускает постановление, - и я ещё      
должен идти к председателю комитета выяснять! На Совете Думы мы сто раз         
поднимали этот вопрос, гражданин Асеев, и там представитель комитета говорил,   
что они не будут вносить в повестку дня, пока правительство не примет           
какое-то решение. Мы что, филиал правительства здесь?! Это грубейшее            
нарушение! Наш Регламент действительно нарушает права депутатов: мы внесли в    
него самую дикую статью - о том, что палата может принять "иное" решение.       
Практически мы зарубаем любую инициативу фракций и депутатов. В любой момент    
любой депутат может сказать: а мы не будем этого делать. Ставится на            
голосование - и не делается.                                                    
                                                                                
Вот, к примеру, постановление по Молдавии. Депутат Илюхин вносит предложение:   
никаких вопросов, никакого обсуждения, - и палата голосует. Это же нарушение    
Регламента! Мы в Регламенте заложили нормы о том, что задаются вопросы и        
палата обсуждает. Не имеет права депутат вносить подобные предложения, но       
есть статья, по которой любая регламентная норма может быть уничтожена. Нет     
такого регламента ни в одном парламенте мира. Любой депутат немедленно          
получает право высказаться по ведению, ему немедленно даётся такое право, ибо   
он не согласен с текущим моментом ведения заседания. И обязательно должны       
быть вопросы, по времени мы можем их ограничить и выступления, но полный        
отказ от вопросов и выступлений - это недопустимо. Наш же Регламент всё время   
ущемляет права депутатов. Мы так сделали, что ни одно протокольное поручение    
не проходит - всё решают профильные комитеты. Что первично? Первичны            
политические партии и депутаты, сидящие в зале. Право законодательной           
инициативы и вообще право решать все вопросы дано депутатам, комитет -          
рабочий орган, его может и не быть. Во многих парламентах мира создаются        
временные комитеты или комиссии, у нас - на постоянной основе, с большими       
помещениями, с огромным аппаратом, с машинами, до недавнего времени были даже   
с мигалками, с дачами и так далее. Это у нас как министерство внутри            
законодательного органа. Это неправильная позиция.                              
                                                                                
Мы Регламент модернизируем, совершенствуем не в интересах депутата. Мы тоже     
это поддерживать не будем и считаем необходимым немедленно убрать статью        
Регламента, которая позволяет палате принять "иное" решение. Вот такое "иное"   
решение приняли в Беловежской Пуще. У нас не было уже договора о создании       
СССР, а они объявили, что прекращается договор о создании СССР. Он давно уже    
вошёл в норму конституций (первой советской, второй советской 24-го года и      
третьей - 36-го года), а они в 91-м году вдруг решили прекратить действие       
несуществующего договора о создании СССР. Так и Регламент наш - в любой         
момент мы можем прекратить его действие. Нормы обозначены, у депутатов есть     
права, а мы говорим: нет никаких прав, сидите и молчите, вот голосуйте,         
нажимайте на кнопку или не голосуйте.                                           
                                                                                
Позиция комитета по Регламенту неправильная. А комитет по природным ресурсам    
прошу немедленно внести в повестку дня наше постановление об аварии в           
Пермском крае. И не ждать позицию Правительства России, потому что они          
прикрывают мафию, которая, вытаскивая оттуда, так сказать, все природные        
ресурсы, довела до такого состояния, что обрушивается земля, а потом там        
гибнут люди и рушатся дома. И что ждёт комитет по природным ресурсам? Звонка!   
Телефонное право, вот такое телефонное право нам всем мешает, его не должно     
быть.                                                                           
                                                                                
Прошу немедленно внести в повестку дня на пятницу проект постановления ЛДПР     
по аварии в Пермском крае.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все желающие высказались.                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы, пункт 2      
порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.