Заседание № 67
18.12.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 184704-6 "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся законодательной инициативы).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1802 по 2083 из 11228
6-й пункт, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад депутата Александра Александровича Агеева. Пожалуйста, включите микрофон. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу хочу поблагодарить и попросить прощения у депутатов, занятых делом и добросовестно выполняющих свои обязанности. Дело в том, что рассматриваемый проект постановления "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы..." направлен на ограничение списка депутатов - авторов законопроекта до пяти человек и на ограничение права включения в состав авторов после внесения законопроекта в Думу. В проекте постановления указывается, что количество авторов конкретной законодательной инициативы может быть расширено при создании рабочей группы по подготовке законопроекта, право создания таких групп даётся Председателю Государственной Думы, его заместителям и председателям комитетов Государственной Думы. Коллеги, меня упрекают в том, что проект постановления противоречит Конституции, так как ограничивает право законодательной инициативы субъектов этого права, но это не так. Регламент работы Государственной Думы - это наш внутренний документ, определяющий правила работы внутри Государственной Думы, и мы вправе вносить в него изменения. Данным проектом защищаются права именно работающих депутатов Государственной Думы, которые находятся на постоянной связи с избирателями, профессиональными сообществами, экспертами, сверяют действующее законодательство с реальными потребностями общества и развитием его институтов, депутатов, которые не просиживают здесь то место, за упоминание которого лишают слова, и не прячутся от правосудия, покупая себе неприкосновенность, - а мы их даже ни разу не видели и не слышали, - не говоря уже о нарушении прав избирателей, защищаются права тех, кто в соответствии с наказом избирателей работает на благо страны и её граждан. Законотворчество требует много времени, сил, ума и терпения. К сожалению, таких депутатов здесь не большинство, зато есть нахлебники и присоединялы. Многие коллеги просят включить себя в число авторов законопроекта либо чтобы показать избирателям свою законодательную эффективность, либо чтобы просто пропиариться. Это неправильно, и именно на устранение таких "законодательных инициатив" направлен этот проект постановления. Я искренне убеждён, что надо было делать более жёсткий проект, в соответствии с которым авторами законодательной инициативы могут быть максимум два субъекта плюс один редактор и плюс пять соавторов, и это должно быть прописано при внесении законопроекта, и без всяких "но". Так было бы справедливо, ведь никогда над инициативой не работают ни тридцать, ни сто, ни тем более двести тридцать депутатов, но подобная норма в какой-то степени могла бы противоречить Конституции, да и понятие "редактор" пока не определено в законе. Так что проект постановления абсолютно не противоречит Конституции, а разоблачает бездельников, что в конечном счёте улучшит качество работы Государственной Думы, заставив политические партии более тщательно работать над кадровым составом кандидатов в депутаты, мотивируя их, настраивая на отсутствие лазеек и возможностей присоединиться к чьей-то правильной законодательной инициативе, а фракции в Государственной Думе - контролировать данную работу. А тем коллегам, кто позволил себе на заседании комитета по Регламенту назвать данную инициативу видимостью деятельности, хочу сказать, что проект как раз и разоблачает тех, кто такой видимостью занимается, уклоняясь от прямых обязанностей. Мне за свою деятельность, коллеги, не то что не стыдно - даже гордость иногда охватывает, особенно после того, как, получив отрицательные заключения на свои законопроекты, потом слышишь, что президент в своём послании эти проекты как раз и поддерживает, особенно направленные на борьбу с коррупцией, на обеспечение эффективности госаппарата, открытости судебной системы, на борьбу за эффективное перераспределение миграционных потоков, за качество, так скажем, приезжающих в Россию мигрантов и многое другое. Коллеги, я надеюсь, что вы понимаете, что очень часто мы как раз здесь позоримся, когда отказываем в конкретной правильной законодательной инициативе не разобравшись, а потом приходит команда сверху, и мы в спешном порядке принимаем сразу во всех чтениях. Давайте такого не допускать. Инициатива правильная, прошу поддержать инициативу. Считаю голосование по данному проекту показательным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Валентины Викторовны Кабановой. С места, да? Включите микрофон. КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Указанные дополнения не поддерживаются Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы по следующим основаниям. Первое. Порядок разработки законопроектов субъектами права законодательной инициативы и подготовки их к внесению в Государственную Думу не является предметом регулирования Регламента. В соответствии со статьями 27 и 111 Регламента создание рабочих групп для подготовки отдельных вопросов относится к компетенции комитетов и комиссий Государственной Думы, куда входят и заместители Председателя Государственной Думы. Второе. Ограничение числа авторов законопроекта из числа депутатов Государственной Думы противоречит Конституции Российской Федерации, которая наделяет всех депутатов правом законодательной инициативы, устанавливает для всех субъектов права законодательной инициативы принцип процессуального равенства, не ограничивая количество субъектов, которые вправе внести законопроект в Государственную Думу. И третье. Запрет дополнять состав авторов законопроекта после его регистрации в Государственной Думе также не может быть поддержан, потому что не соответствует положениям Конституции, которая, наделяя субъекты правом законодательной инициативы, не устанавливает каких-либо ограничений по способу реализации ими указанного права. Комитет против, мы считаем, что разоблачать бездельников можно другими методами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Пожалуйста, Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. А. У меня вопрос к коллеге Агееву, который в своём выступлении как бы обвинил очень многих депутатов. Я не хочу говорить о сути, а скажу о тональности, о том, как это прозвучало. Мы с вами только что были свидетелями внесения очень важного законопроекта - ответа на принятый в США "закон Магнитского", - который подписали триста депутатов. Значит, фактически все, кто подписал этот законопроект, - это, по его словам... не хочу повторять сравнение. Я думаю, что некорректно нам, депутатам, выступая с трибуны, употреблять такие выражения, мне лично как-то неуютно и обидно. Допустим, вся фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в своё время подписала законопроект, связанный с деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, помните? Это была наша политическая воля... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Агеев, пожалуйста. Включите микрофон. АГЕЕВ А. А. Я понимаю, что это был всё-таки вопрос. Сергей Александрович, абсолютно понимаю вас, абсолютно согласен с тем, что мы должны быть максимально корректными. Мы оставляем Государственной Думе такое право, в общем-то, палата должна реагировать консолидированно на многие вызовы извне, поэтому в проекте постановления чётко прописано, что по распоряжению Председателя Государственной Думы, его заместителей, председателей комитетов может быть создана рабочая группа по подготовке проекта. И в этой ситуации как раз можно было сделать именно так, поэтому и остаётся "но". А можно было сделать и нужно было сделать гораздо жёстче и принципиальнее - триста депутатов могли бы... как раз по распоряжению председателя мы могли бы собрать те самые подписи неравнодушных людей и ответить на "закон Магнитского". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите запись на вопросы, а то у нас будут всё новые и новые желающие. Режим записи на вопросы включите, пожалуйста. Покажите список. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Александр Александрович, а вы отдаёте себе отчёт в том, что мы находимся не в литературном издательстве, где уточняется авторство, а в политической организации, где авторство - это не просто работа над текстом, это политическая воля? Через двадцать лет вытащат законопроект, покажут вам и скажут: ты писал, ты был автором? У нас в зале есть даже те, кто голосовал за ратификацию беловежских соглашений! Ну, лет так через двадцать спросят: а что ты делал - вносил, не вносил? Это цель и задача - вносить законопроекты, понимаете?! О чём вы вообще говорите?! Мы что, в типографии работаем или в издательстве, или что? Ну о чём речь?! Это полное непонимание сути работы в политической организации! Подпись - это политическое решение, которое вы приняли, авторство - это в другом месте. В политике авторства не бывает, и авторские права здесь не соблюдаются, а то всё бы фракция ЛДПР... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Агееву включите микрофон. АГЕЕВ А. А. Спасибо за вопрос, Алексей Валентинович. Хочу сказать вам о принципах работы Государственной Думы и о том, отчего люди сегодня вообще выходят на улицу. Они выходят оттого, что многие депутаты не понимают сути самой работы, не представляют интересы обычных избирателей, а тусуются на каких-то там "плэймэйтах" и на других мероприятиях, а потом представляют свою позицию как политическую волю. Политическая воля выражается голосованием, а здесь вы должны вносить законодательные инициативы в интересах конкретных людей, отстаивать их. Вот это, наверное, правильная позиция, поэтому не согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маркелов Михаил Юрьевич. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Александр Александрович, вы знаете, не надо за весь депутатский корпус здесь выступать, во-первых. Во-вторых, у меня вопрос-предложение: готовы ли вы снять сейчас эту инициативу? Мотивация достаточно простая: то, что вы сейчас делаете, по большому счёту есть имитация бурной деятельности, вы просто занимаете наше время. Вот ваша инициатива напоминает такую, помните, старую историю: больше трёх не собираться. О политической воле уже говорили здесь, и, если мы говорим об оппозиции, уважаемый Александр Александрович, я вам хочу сказать одну простую вещь. Вот сегодня оппозиция уже выступает с инициативой дополнять "список Магнитского". Вы говорите о том, что работаете в интересах граждан, но вы сегодня готовы стучать в Госдеп США, закладывая своих коллег. Вот в чём корректность вашей позиции тогда, за что вы радеете?! Я вам предлагаю снять эту инициативу, дабы мы её вообще больше не обсуждали! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это не вопрос, я так понимаю, просто мнение. Овсянников Владимир Анатольевич, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, я записывался по ведению, но выступлю как бы в формате вопроса. Хочу напомнить коллегам, что вчера мы приняли решение не усложнять, так сказать, лишними разговорами повестку дня, потому что она действительно напряжённая. Я думаю, что никто не собирается проводить дополнительное заседание в региональную неделю. Это первый момент. И второй момент. Часть законопроектов, в том числе фракции ЛДПР, которые идут на отклонение, мы уже перенесли на январь, поэтому большая просьба к коллегам: уважаемые, всё-таки немножко покороче делайте доклады, покороче давайте ответы и, в конце концов, давайте не раздувать, давайте не выходить за рамки сегодняшней повестки - давайте последнюю неделю всё-таки закончим, полностью прогнав эту повестку! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по проекту постановления? Один человек. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. Пожалуйста, включите микрофон. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, не обижайтесь, я не очень долго буду занимать ваше время. Я хочу сказать, что инициатива Александра Александровича, в общем-то, похвальная - нам действительно надо привести законодательный процесс в соответствие и с моральными, и с этическими, и со всеми остальными нормами, но, Александр Александрович, понимаете, предложенная вами концепция того, как это решить, неверна. Неверна хотя бы потому, что - все вы прекрасно знаете, - для того чтобы стать соавтором какого-то законопроекта, надо подойти к тем, кто внёс этот законопроект, и попросить письменное разрешение, где будет сказано, что авторы не возражают, чтобы такой-то депутат стал соавтором этого законопроекта. Вот проявите свою волю, как говорится, проявите твёрдость, скажите: нет, мы против. Если из двух-трёх авторов хотя бы один откажет в этом, то и не будет вот этих длинных перечней фамилий авторов. А чтобы решить эту проблему, я коротко скажу, нам надо либо принять уже принятый в первом чтении законопроект о порядке внесения и принятия федеральных конституционных и федеральных законов и поставить действительно настоящий, правильный барьер, чтобы сюда не вносили непроработанные и непросчитанные законопроекты, доработать его и действительно установить порядок, либо отклонить его. Повторяю: он принят в первом чтении. И я не зря задал вопрос в связи с тем, что мы сейчас будем законопроект "Об образовании..." рассматривать во втором чтении. В очередной раз обращаюсь к руководству Госдумы и прошу всё-таки объяснить мне, для чего стоят вот эти экраны перед каждым из нас, для чего сотни тысяч, миллионы рублей потратили и для чего теперь ходят и мне объясняют, что это, видишь ли, какая-то информационная система или... ну, игрушка, в общем-то, стоит. Тогда давайте вернёмся к бумажному документообороту, это было всё-таки намного дешевле и эффективней, чем то, что мы сейчас делаем. Александр Александрович, в общем-то, на правильном пути, но поддерживать такое постановление не стоит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на "час голосования" пункт 6.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6512 по 6528 из 11228
6-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 27 сек.) Проголосовало за 51 чел.11,3 % Проголосовало против 215 чел.47,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 267 чел. Не голосовало 183 чел.40,7 % Результат: не принято Отклонено.