Заседание № 64
11.12.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 184338-6 "О подготовке и проведении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1813 по 2074 из 7881
Начинаем работу по повестке. 2-й вопрос, о проекте постановления Государственной Думы "О подготовке и проведении Государственной Думой... мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конституция Российской Федерации провозгласила переход к созданию в России демократического федеративного правового государства. Процесс формирования новой российской государственности не может происходить моментально, пути достижения конституционных целей формируются постепенно, с участием всех институтов современного общества, основными из которых являются институты государственной и публичной власти, институты гражданского общества, а в особенности политические и общественные организации и просто активные граждане. Говоря о построении правового государства, мы в первую очередь подразумеваем, что право и закон, выражающие принципы справедливости, должны служить фундаментом складывающихся или уже сложившихся общественных отношений. Конституция Российской Федерации является фундаментальным актом, закрепившим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, и может, если угодно, стать уникальным учебником по формированию системы общечеловеческих ценностей и воспитанию гражданской гордости и патриотизма. Это особенно важно с учётом того, что в период смены ценностных ориентиров часто нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры, происходит девальвация ценностей, а также деформация традиционных моральных и нравственных установок. В связи с этим нам необходимо продолжить формировать систему ценностных ориентиров, объединяющих нас в единую историко-культурную и социальную общность. Уважаемые коллеги, ценности, принципы имеют значение настолько, насколько эти ценности воспринимаются обществом, насколько общество о них знает, насколько общество понимает их содержание. Понимание содержания возможно только тогда, когда есть знание содержания, в частности Конституции Российской Федерации, поэтому с нашей точки зрения представляется исключительно важным использовать два фундаментальнейших события, две фундаментальнейшие даты - это 20-летие Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, - для того чтобы сформировать представление и о роли парламента, и о роли и значении Конституции Российской Федерации. У депутатов Государственной Думы имеются на руках предложения по плану мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции и парламента. Мы полагаем, что нет необходимости останавливаться подробно на содержании этих документов. В проекте постановления предлагается поручить Организационному комитету по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 20-летию Федерального Собрания Российской Федерации, образованному распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 сентября 2012 года, с учётом состоявшегося обсуждения утвердить план мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания. Прошу принять данное постановление. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Владимиру Николаевичу? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Владимир Николаевич, я посмотрел план, который здесь предложен. Хочу сказать, что вообще вся эта кампания, к сожалению, уводит нас от решения важнейшего вопроса, который и сейчас остро стоит: как подобные действия - я имею в виду преступную деятельность Ельцина по расстрелу парламента и последующие действия, когда была принята эта Конституция, вообще, абсолютно без учёта мнения большинства наших граждан, - мы сможем предотвратить в будущем? Эта вот, понимаете, аллилуйя, которую мы сейчас слышим, очень дорого нам может стоить! Я считаю, что такой план принимать нельзя. Вот как такой план сформировался? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый академик Кашин, мы с вами присутствуем в этом зале в связи с реализацией положений Конституции Российской Федерации, и ценность Конституции, я думаю, является реально неизменной. Важнейшее достижение, которое дала эта Конституция, - это сохранение мира и сохранение российской государственности в крайне сложных и противоречивых условиях. Постоянное обращение к истории необходимо, но история является собственно историей, а мы должны думать о шагах, о мерах продвижения российского общества вперёд, наша важнейшая ориентация - на последующие шаги, на последующее развитие общества. Уважаемый Борис Сергеевич, в этой части хотел бы для вас отметить, что есть организационный комитет, в который включены представители всех фракций Государственной Думы, в том числе и фракции КПРФ. Предложения касаются широкого спектра мероприятий - это и научные конференции, в том числе уже успешно проведённые мероприятия, которые вызвали огромное общественное внимание, в частности "открытая трибуна", на которой присутствовали представители практически всех политических сил Российской Федерации. Мне кажется, можно сказать, перефразируя известного классика: нужно истории оставить историческое - важное, но историческое. Давайте сконцентрируемся на движении общества вперёд, а это станет возможно только тогда, когда мы найдём согласие по фундаментальнейшим принципам. Я специально выделяю это слово - "фундаментальнейшим": оно подразумевает в том числе закрепление идеологического... не единообразия, но тем не менее по основным принципам Конституции, мне представляется, в обществе есть понимание, и легитимность Конституции не подвергается никакому сомнению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич, за убедительный ответ Борису Сергеевичу Кашину. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. Микрофон включите, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, в принципе постановление, которое мы с вами сегодня обсуждаем 2-м пунктом, оно, с одной стороны, довольно спорное, с другой стороны - бесспорное, и даже не знаешь, как и поступить, потому что... Вот сейчас Владимир Николаевич Плигин сказал, что легитимность Конституции никем не ставится под сомнение, - извините, ставится! Зачем, спрашивается, было сжигать все бюллетени после проведения этого референдума, зачем?! Хранили бы на здоровье: первая российская Конституция - потом детям показывали бы, внукам и правнукам. А разве мы забыли, что за принятие этой Конституции проголосовало всего 20 процентов, хотя по Конституции РСФСР 78-го года должно было проголосовать не менее половины? А разве мы забыли о том, что не имел права Борис Николаевич выступать инициатором этой Конституции? Мы всё это прекрасно помним, и именно поэтому нужно внимательно и детально разобраться: а насколько вообще легально всё то, что сейчас происходит? Если бы мы с вами принимали законопроекты не двумястами двадцатью шестью голосами, как прописано в Регламенте, а двумястами, например, это было бы противоречие и Конституции, и вообще здравому смыслу, и мы же так не поступаем, а вот в российской истории такие примеры есть, и таких примеров у нас, к сожалению, очень много. Так что план вот этот, он, может быть, и хорош, но нам с вами надо ответить на главный вопрос (я думаю, Владимир Николаевич, что вам надо по завершении обсуждения всё-таки слово-то взять и ответить на него) - насколько легитимна российская Конституция. И что мы будем отвечать нашим студентам, людям, которые просто интересуются, как так получилось, уважаемые товарищи, что она принималась с явным нарушением, а теперь мы говорим: "Смотрите, как здорово!"? И сама Конституция, кстати, не священная корова, мы уже об этом много раз говорили, - она нуждается в изменениях. Американцы, кстати, которых мы не любим и которым сегодня будем, по нашему мнению, подкладывать большую свинью, они много раз меняли Конституцию и ничего страшного, ничего такого ужасного, противоестественного не видят в этом, а мы до сих пор не можем фундаментальные вещи, которые очень многих людей в стране возмущают, в Конституции поменять! Мы так и не понимаем, депутат имеет право заниматься коммерческой деятельностью или не имеет. В Конституции, например, написано, что он не имеет права заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, творческой и научной, а это вообще вещи нефиксированные, абсолютно. И как отличить это от взятки: "Ты, товарищ депутат, проголосуй вот за этот законопроект, а мы тебя вставим в качестве автора какого-нибудь научного изобретения, или лекцию дадим прочитать, или там ещё что-нибудь, поснимаешься у нас в рекламе, например", - и всё, заплатили за лояльность. Это нормально или нет?! И таких вопросов у нас в Конституции очень много, а мы почему-то не хотим её менять, мы меняем, только когда первые лица государства говорят: вот надо поглядеть, избирать нам сенаторов или не избирать... Ещё раз говорю, коллеги: мы - парламент, мы имеем право... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Я прекрасно понимаю, насколько важен вопрос о легитимности органов власти в стране и насколько вообще вся эта тема серьёзна, - мы же должны реально смотреть, каков авторитет нашего парламента и среди наших граждан, и за границей, среди, так скажем, наших потенциальных противников, которые могут это использовать. И если мы будем делать вид, что действия, приведшие к принятию этой Конституции, - это череда замечательных правовых успехов, а не последствия преступления Ельцина в 93-м году, то мы и дальше будем пожинать эти плоды, и дальше будем получать такие бюллетени с избирательных участков, которые у меня лежат в кабинете, когда в пельменной тысяча человек голосуют и из них девятьсот девяносто восемь - за Путина, а два - за остальных кандидатов. Вот в чём проблема, и уйти от неё нам не удастся. Посмотрите, вот ругают советский период, но единственные свободные выборы были организованы коммунистами в 89-м и 90-м годах. Они привели к очень тяжёлым последствиям, я не поддерживаю то, что было организовано, но это были единственные свободные выборы. И если мы в преддверии 20-летия событий 93-го года закроем на них глаза и начнём, так скажем, заниматься только аллилуйщиной, то... Сергей Евгеньевич, вы возглавляете историческое общество, вам надо как раз и сделать первый шаг, для того чтобы поставить заслон в будущем подобным событиям. В Чили был переворот - сейчас дана оценка обществом, а мы на всё закрываем глаза! Я призываю всё-таки серьёзно и по-государственному подойти к этой дате. И праздновать её нечего, её надо отмечать именно исходя из этих тяжёлых событий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. Микрофон, пожалуйста, включите. ПЛИГИН В. Н. Вопрос легитимности или нелегитимности того или иного явления - вопрос, несомненно, сложный. Это оценивается каждый раз в зависимости от того, есть общественное принятие или непринятие того или иного действия или того или иного документа. Несомненно, что в настоящее время Конституция Российской Федерации принята нашим обществом... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, одну секунду. Николай Михайлович, вы мешаете Сергею Владимировичу слушать. Он поставил вопрос и хотел бы услышать ответ Владимира Николаевича. Извините, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Ну что вы, в этой связи хотелось бы сказать, что вежливость, вообще-то, в любом обществе является явно "необходимым злом", поэтому вежливость очень важна. Возвращаюсь к вопросу о легитимности Конституции. Это не вызывает никаких совершенно вопросов - органы власти были сформированы на основе Конституции, Российская Федерация развивается на основе Конституции. Это не означает, конечно, что не могут вноситься какие-то изменения. С моей точки зрения, интересные и продуктивные изменения, которые касаются, в частности, усиления роли парламента в качестве института, оценивающего деятельность исполнительной власти, были уже сделаны, и у нас складывается практика отчётов правительства. Совершенно естественно, что могут обсуждаться и другие вещи, но одновременно нужно понимать, что Конституция развивается в рамках конституционных законов, а также в рамках практики Конституционного Суда Российской Федерации. Авторитет парламента зависит в том числе и от того, как сами парламентарии оценивают свой собственный авторитет, насколько они, так скажем, продуктивны, насколько конструктивны, и то, что в данной ситуации академик Кашин поставил этот вопрос вновь... С моей точки зрения, в наших собственных силах поднять авторитет парламента, для этого много делается, и обществом отмечается, в частности, активное повышение по многим направлениям: и в сфере открытости деятельности парламента, и в сфере контрольных функций парламента, и в сфере сотрудничества парламента с научными кругами. С моей точки зрения, это позитивная и конструктивная работа, поэтому я предлагаю принять постановление, утверждающее действенный, интересный план, который не ставит, конечно, задачу проповедовать или петь аллилуйю, как сказал академик Кашин, но в то же время ставит задачу глубокого анализа и формирования конструктивного понимания Конституции, формирования уважения к Конституции и к парламенту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают? Выносим проект постановления на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5909 по 5927 из 7881
2-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О подготовке и проведении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Постановление принято.